Домой Стройматериалы Прикрепление на соискание ученой степени кандидата наук. Порядок прикрепления лиц для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)

Прикрепление на соискание ученой степени кандидата наук. Порядок прикрепления лиц для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)

"О Порядке и сроке прикрепления лиц для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)" установлен порядок прикрепления лиц для написания кандидатской диссертации без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).
Лица с высшим образованием, подтвержденным дипломом специалиста или магистра, прикрепляются к вузам, организациям дополнительного профобразования и научным организациям на срок не более 3 лет.

Указанные вузы и организации должны иметь диссертационный совет, которому Минобрнаукой России предоставлено право проведения защиты диссертаций по соответствующей научной специальности.
Для рассмотрения вопросов, связанных с прикреплением для подготовки диссертации, создается специальная комиссия. Она формируется из числа научных и научно-педагогических работников. Ее состав утверждается руководителем вуза (организации).
Лицо, желающее прикрепиться для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, подает на имя руководителя вуза личное заявление о прикреплении для подготовки диссертации. В нем необходимо указать научную специальность, по которой предполагается написание диссертации, контактную информацию, способ уведомления о ходе рассмотрения вопроса о прикреплении (по почте или в электронной форме). Прилагаются копии паспорта и диплома, а также список опубликованных заявителем (в т. ч. в соавторстве) научных работ и (или) полученных им патентов (свидетельств).
Прикрепление лиц для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре осуществляется два раза в год с 1 ноября и 1 марта текущего года.
Комиссия отбирает наиболее способных и подготовленных к самостоятельной научной (научно-технической) деятельности лиц. Решение принимается в течение 10 рабочих дней после окончания приема документов.
С лицом, прошедшим отбор, заключается договор. В нем прописываются условия и срок подготовки диссертации, иные условия, не противоречащие законодательству России. Далее издается распорядительный акт о прикреплении лица к вузу (организации), который размещается на официальном сайте последнего.
Аспиранты, докторанты и соискатели приема прошлых лет будут обучаться по старым правилам, прописанным в Приказе Минобразования РФ от 27 марта 1998 г. № 814.

Приблизительность овладела

Торопящимися людьми.

Что-то учат, о чем-то знают,

В общем - сеют, в среднем - стригут,

Приблизительно объясняют,

Относительно берегут.

Р.И. Рождественский

Гораздо труднее увидеть проблему, чем най­ти ее решение. Для первого требуется во­ображение, а для второго - только умение.

К. Бернар

Бытует мнение, что кандидатские диссертации пишут исклю­чительно аспиранты. Однако это не так. Во-первых, аспирантура бы­вает очной и заочной. Во-вторых, существует и такая организацион­ная форма выполнения диссертационного исследования, как соиска­тельство, но при этом следует иметь в виду, что соискатель в про­цессе обретения ученой степени может прикрепляться к кафедре вуза (подразделению НИИ) для сдачи кандидатских экзаменов и (или) для выполнения диссертационного исследования, т.е. выступать как бы в роли аспиранта (докторанта), а может представить уже выполненную диссертацию к защите и таким образом стать соискателем. Причем - официально, и на титульном листе автореферата диссертации указы­вается: на соискание ученой степени...

Иными словами, несмотря на различия аспирантуры и соис­кательства, на финише диссертационного марафона эти различия ис­чезают. Как аспирант, так и не аспирант, выполнивший диссертаци­онное исследование в режиме соискательства, представляя диссерта­цию, становятся соискателями ученой степени кандидата юридиче­ских наук, и из официально закрепленного Перечня документов, представляемых соискателем ученой степени в диссертационный совет, подчас невозможно определить, кто представляет диссертацию и документы по Перечню - бывший аспирант либо бывший соиска­тель - не аспирант.

Различие же между двумя организационными формами вы­полнения диссертационного исследования - аспирантурой и соиска­тельством - заключается в организации и процессе выполнения этого исследования, контроле за ним и форме отчетности. Жаль, что Государственный образовательский стандарт послевузовского профес­сионального образования по отрасли 12.00.00 «Юридические науки» пока не утвержден, хотя проект его широко обсуждался 17-18 ноября 2000 г. на ежегодном собрании Ассоциации юридических вузов России и даже был опубликован, а «россыпью» рассылается дорабо­танный документ под названием «Временные требования к основной образовательной программе послевузовского профессионального об­разования по отрасли 12.00.00 «Юридические науки», который имеет регистрационный номер, но не имеет даты утверждения Мини­стерством образования РФ и даты регистрации в Министерстве юс­тиции РФ, т.е. нормативным актом не является (во всяком случае, автор данной работы пришел именно к такому выводу). А утвер­жденный приказом Министерства образования РФ от 11 января 2000 г. № 1062 Макет государственного образовательного стандарта послевузовского профессионального образования по отраслям наук здесь мало чем поможет, хотя даже общее количество запрограмми­рованного в нем времени на выполнение аспирантом-очником науч­но-исследовательской работы, выполнение и защиту диссертации (6480 часов, 100 недель, т.е. при пятидневной рабочей неделе аспи­ранту науке следует отдавать 10,8 часа в день) не может не вызвать ничего, кроме удивления и восхищения столь высоким мнением раз­работчиков данного документа об усидчивости и работоспособности наших аспирантов. Притом, что средняя продолжительность жизни наших женщин - 639 тыс. часов, а мужчин и того меньше - 517 тыс. часов.

В самом первом приближении в аспирантуре более жесткий контроль, в очной - еще и обязательность сдачи зачетов по информа­тике, педагогике и т.п.. но ежегодная аттестация предполагается в обеих формах, а внешний контроль - со стороны кафедры, к которой прикреплен аспирант либо соискатель - ничто по сравнению с кон­тролем внутренним - самого молодого ученого, выполняющего дис­сертационное исследование.

Нельзя обойти молчанием и такую важную разницу, как ю. что учеба в очной аспирантуре дает отсрочку от призыва в армию, что для немалого числа молодых людей мужского пола служит серь­езным основанием для поступления в аспирантуру. Может быть, по этой причине, как отмечает главный ученый секретарь ВАК В. Нево-:иш. число обучающихся в аспирантуре увеличилось с 52 тыс. в 1997 г. до 90 гыс. сегодня (в 2003 г. - М.К.), но в среднем в стране защищается лишь около 30 процентов аспирантов, и недавно колле­гия Минобразования России приняла решение: если в течение трех лет в данной аспирантуре будет защищаться менее четверти аспиран­тов, она будет закрыта.

И в самом деле, если человек, пусть и молодой, внутренне на­целен на результативную самостоятельную научно-исследователь­скую работу в форме диссертации, то он будет ее делать вне зависи­мости от эффективности внешнего контроля, на прохождении кото­рого он, кстати, может часто спотыкаться. Ибо среди многих фор­мальных требований здесь есть и, как нередко это бывает при форма­лизации каких-либо отношений, немало устаревших, а подчас и про­сто бессмысленных. Если он внутренне нацелен лишь на «прохожде­ние» внешнего контроля, он его пройдет, но конечного результата - в форме завершенной диссертации - часто может не быть. Автор на­стоящей брошюры с такими случаями сталкивался неоднократно и уверен - не в контроле дело. Дело в божьей искре, в том, «зажегся» или нет исследователь.

Итак, с чего начинать молодому человеку, желающему зани­маться правовой наукой, если он утвердился в том, что это его дело? С определения собственной, если можно так выразиться, организа­ционной формы в этом деле. Прискорбно, когда такой молодой че­ловек, придя к своему будущему научному руководителю, изъявляет желание заняться научной работой, но на вопрос, в каком качестве, соискателя либо аспиранта, а если аспиранта, то очного или заочного, отвечает вопросом: а в чем разница? - и просит ему разъяснить это, или, что еще прискорбнее, предлагает своему будущему научному руководителю самому за него решить этот вопрос. Выбор организа­ционной формы выполнения диссертационного исследования для конкретного молодого человека обусловлен различными факторами: наличием в собственном вузе (НИМ) аспирантуры именно по его на­учной специальности, наличием выделенных именно в этом году мест в аспирантуре по его специальности, особенно в очной, дающей право на отсрочку от призыва в армию, что для отдельных молодых людей определяюще важно, наличием в вузе диссертационного сове­та, принимающего к защите кандидатские диссертации именно по его научной специальности, и т.д. Уяснить преимущество той или иной организационной формы и выбрать наиболее приемлемую будущему

ученому поможет специальный документ - Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвер­жденное Министерством общего и профессионального образования РФ от 27 марта 1998 г. В целом это довольно объемный документ, содержащий 95 пунктов, и в нем имеются специальные разделы, оп­ределяющие, что есть докторантура, что такое перевод сотрудников учреждений высшего профессионального образования на должность научных сотрудников для подготовки докторских диссертаций, что есть аспирантура, что такое подготовка кандидатских и докторских диссертаций в форме соискательства, что такое кандидатские экзаме­ны, и т.д. Кстати, есть и подобные, значимые для юридической науки, акты ведомств, например: Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научно-исследовательских учреждениях Министерства внутренних дел РФ (утверждено приказом МВД РФ от 7 августа 2003 г. № 160, зарегист­рировано в Минюсте РФ 26 августа 2003 г., рег. № 5000); Инструкция об организации подготовки научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования Погра­ничной службы Российской Федерации (утверждена Приказом ФПС РФ от 26 апреля 2002 г. № 282, зарегистрирована в Минюсте РФ 21 июня 2002 г.. рег. № 3520 (с изменениями от 17 ноября 2002 г.); было - Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в Академии налоговой полиции ФСНП России (утверждалось приказом ФСНП РФ от 2 августа 2002 г. № 365, зарегистрировано в Минюсте РФ 22 января 2002 г., рег. № 4144).

Следует обратить внимание и на то, что соискатель ученой степени кандидата наук может прикрепляться как для подготовки и сдачи кандидатских экзаменов (на срок не более двух лет и в этом случае научный руководитель ему не утверждается), так и для под­готовки кандидатской диссертации (в этом случае он прикрепляется на срок не более трех лет). Вообще в Положении подробно излага­ются процедура прикрепления соискателя к кафедре (подразделению НИИ), права и обязанности соискателя, дается перечень предъявляе­мых и рассматриваемых при этом документов и т.д.

Изучение начинающим ученым-юристом данного документа поможет определиться во многих организационных вопросах и по­зволит избрать оптимальную организационную форму выполнения диссертационного исследования.

Что касается кандидатских экзаменов, которые ему пред­стоит сдавать, то здесь картина определенной стала лишь недавно: решением ВАК России от 26 марта 2003 г. в соответствии с п. 13 По­ложения о порядке присуждения ученых степеней установлен пере­чень дисциплин, по которым должны сдаваться экзамены соискате­лями ученой степени кандидата наук: 1) история и философия науки; 2) иностранный язык; 3) специальная дисциплина в соответствии с темой диссертации. В сравнении - до этого нововведения вместо эк­замена по истории и философии науки сдавался экзамен «филосо­фия» (а одно время его вообще собирались отменить), а вместо экза­мена по специальной дисциплине в соответствии с темой диссерта­ции сдавался экзамен по специальности - в широком "понимании этого термина. Таким образом, нововведение со сдачей экзамена по специальности служит дополнительным и весьма серьезным дово­дом к сдаче его «за два месяца до защиты диссертации», а не в самом начале работы над диссертацией. Видимо, следует проинформиро­вать читателя о некоторых возникших в последнее время тенденциях к вытеснению из преподавания юристам иных, общественных наук, а также иностранных языков. Вот что по этому поводу заметил Н.М. Азаркин: «Смена парадигмы юриста, наше самопознание, наше преображение, наше воскрешение - в очищении юриспруденции от связей с иными общественными науками, в полном их вытеснении из подготовки юристов». И далее: «... так важно при смене юспара-ДИГМЫ вытеснение из учебного процесса иностранных языков, кото­рые пышным цветом проросли в период «бешеного» строительства «общеевропейского дома».

Следует обратить внимание на то. что установленные упомя­нутым выше Положением о подготовке научно-педагогических кад­ров сроки выполнения диссертационных работ различны для разных организационных форм (три-четыре года) и весьма условны. Окон­чив аспирантуру без зашиты диссертации в установленный Положе­нием срок, молодой человек приобретает кое-какие преимущества по сравнению со специалистом, имеющим высшее профессиональное юридическое образование, каким он был до окончания аспирантуры, но ведь он не только к этому стремился, хотя преподавать в юриди­ческом вузе он сможет - неостепененных преподавателей вузов в России становится все больше, да и средний возраст остепененных все время растет. По данным Министерства образования РФ, за по­следние десять лет средний возраст работающих в научно-образова­тельной сфере кандидатов наук увеличился с 44 до 51 года, а докто­ров наук - с 54 до 62 лет. Но для начинающего молодого человека это слабое утешение.

Вообще же, по мнению автора, вся работа над кандидатской диссертацией по любой научной юридической специальности, если она грамотно методологически организована и ведется не лишенным способностей к науке человеком, занимает около 1тыс. человекочасов. Если повезет - 950, не повезет - 1200 и больше; и этот совокуп­ный объем энергии-времени может занять и два года, и четыре года, и десять лет. Иногда отдельные мэтры от науки говорят молодым, как бы хвастаясь: я кандидатскую диссертацию написал за два ме­сяца. Это возможно лишь в том случае, если два месяца занял сам процесс написания текста диссертации, но за пределами этого срока остается огромный объем подготовительной, аналитической и иной работы. Подготовить за такой короткий срок диссертацию невоз­можно, как невозможно за месяц или два родить ребенка. Поэтому сколько времени названным Положением отведено для выполнения диссертационного исследования в той или иной организационной форме - вопрос второстепенный. Главное - готов ли сам молодой человек именно в данный момент тысячу часов своей личной жизни отдать науке. Ведь это время можно потратить на другое - на диско­теки, тусовки, застолье.

С организационной формой выполнения диссертационного исследования связан выбор научной специальности, по которой будет выполняться конкретное диссертационное исследование. Дело в том, что аспирантура, как очная, так и заочная, открывается в вузах и НИИ не по всей номенклатуре научных специальностей. Можно, на­пример, выбрать нужную и важную научную специальность, скажем, арбитражный процесс, а именно по этой научной специальности в данном вузе (ИМИ) аспирантура не открыта. Можно поступить в аспирантуру того вуза (НИИ), где открыта аспирантура по данной спе­циальности (а >то в другом городе), но можно также прикрепиться и в качестве соискателя ученой степени (не аспиранта) именно по нуж­ной специальности в данном (родном) вузе (НИИ). Во втором случае возможности у вуза (НИИ) существенно шире, и обычно они опреде­ляются наличием потенциального научного руководителя у данного соискателя незначительно меньшей мере - открытыми в аспиранту­ре специальностями.

В России существуют лишь несколько - в разрезе каждой науки - мощных НИИ (вузов), где открыты аспирантура и диссерта­ционные советы по всем (или почти всем) научным специальностям профильной для данного НИИ (вуза) науки. Отрадно отметить, что в их числе и Институт государства и права РАН, где есть и аспиран­тура, и диссертационные советы по всем без исключения юридиче­ским научным специальностям.

В настоящее время номенклатура научных специальностей по праву определена приказом Министерства промышленности, науки и технологий РФ от 31 января 2001 г. № 47 «О номенклатуре специаль­ностей научных работников», где под шифром 12.00.00 указана наша отрасль - «Юридические науки», в рамках которой и названы сле­дующие группы специальностей и специальности (под соответст­вующим шифром): 12.00.01 - Теория и история права и государства; история правовых учений; 12.00.02 - Конституционное право; муни­ципальное право; 12.00.03 - Гражданское право; предприниматель­ское право; семейное право; международное частное право; 12.00.05 - Трудовое право; право социального обеспечения; 12.00.06 - Природоресурсное право; аграрное право; экологическое право; 12.00.08 -Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право; 12.00.09 - Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспер­тиза; оперативно-розыскная деятельность: 12.00.10- Международное право, европейское право; 12.00.11 - Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности, адвокатура; 12.00.14 - Административное право, финансовое право, информаци­онное право; 12.00.15 - Гражданский процесс: арбитражный процесс. И по всем этим научным специальностям присуждается ученая сте­пень. Кроме того, ученая степень по юридическим наукам присужда­ется и по другим научным, но не юридическим специальностям: по специальности 05.13.19 - Методы и системы защиты информации, информационная безопасность; по специальности 05.25.05 - Инфор­мационные системы и процессы, правовые аспекты информатики; 05.26.01 - Охрана труда (по отраслям): 05.26.02 Безопасность в Чрезвычайных ситуациях (по отраслям): 05.26.03 Пожарная и про­мышленная безопасность (по отраслям): 19.00.06 Юридическая психология; 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и техно­логии: 23.00.04 - Политические проблемы международных отношений и глобального развития; 25.00.26 - Землеустройство, кадастр и мониторинг земли.

Номенклатура научных специальностей меняется довольно часто, при этом в основе новой классификации нередко лежат субъ­ективные основания. Не может считаться идеальной и нынешняя но­менклатура научных юридических специальностей. Например, нет и не было в ней таких жизненно важных и буквально «стучащихся» в двери научных специальностей, как: образовательное право (а ведь вплотную стоит вопрос о кодификации законодательства об образо­вании); миграционное право (страна «неожиданно» столкнулась с необходимостью законодательного регулирования миграционных - причем, в огромных масштабах - процессов, и как же мы оказались неготовыми к ним; а теперь уже нужно и это законодательство ко­дифицировать ибо сегодня у нас уже действуют 12 базовых миграци­онных законов с огромным количеством подзаконных и ведомствен­ных актов); медицинского права (ведь явно это не подотрасль граж­данского права), спортивного права (проблемы, «вдруг» возникшие вокруг наших спортсменов на международных соревнованиях в по­следнее время наглядно показали, сколь сильно мы отстаем в право­вом регулировании отношений, связанных со спортом, от многих за­рубежных правовых систем - даже толком защитить их в междуна­родных спортивных судах не можем). Нет в ней теперь специально­сти, связанной с правовым обеспечением управления в сложных эко­номических и социальных системах, а между тем нужда в научных, в том числе диссертационных, исследованиях по этой проблематике велика. В юридической литературе справедливо критикуют объеди­нение в одну специальность 12.00.03 гражданского права и предпри­нимательского права, и наоборот, «разведение» по разным специаль­ностям гражданского права и гражданского процесса, предпринима­тельского права и арбитражного процесса с их объединением в спе­циальности 12.00.15.

А если говорить по большому счету, то к классификатору на­учных. «ВАКовских» специальностей, как и к общепринятому члене­нию науки на отрасли, могут быть предъявлены и более серьезные претензии. Факт, что вопрос: а какая отрасль науки у нас "отвечает» за будущее? - останется без ответа. То есть каждая в отдельности от­расль науки «заглядывает» в будущее, прогнозирует его - в своем секторе, даже организует - по мере возможностей. Но не более. Вся медицина, например, нацелена на лечение людей для того, чтобы в будущем, после лечения, больной человек стал здоровым, а в профи­лактическом плане - чтобы здоровый сегодня человек в будущем не заболел. Вся агрономическая наука нацелена, в той или иной мере, на селекцию, на улучшение будущих: урожая, поголовья... Ну, а юри­дическая наука, соответственно, на то, чтобы разрабатываемые на основе ее достижений законы, как и формирующаяся на основе ее достижений правоприменительная практика в будущем - как бли­жайшем, так и более отдаленном - были более эффективны и резуль­тативны, чем законы и практика вчерашнего и сегодняшнего дней.

И все же какая отрасль науки нацелена на изучение и органи­зацию будущего нашего общества в целом? Изучением прошлого за­нимается историческая наука. Хронологический вектор от настояще­го в прошлое - это история, которая послойно занимается исследова­ниями своего хронослоя: от истории древнейших времен (древнего мира) до новейшей истории. А кто отвечает (изучает, пусть только исследует, не организует) тот же общий хронологический вектор, но в направлении из настоящего в будущее? Футурология? Фантастика? Прогностика? Таких отраслей науки нет. во всяком случае - в офици­альных классификациях.

Значит, нет и общеупотребительного понятийного аппарата, общепринятых категорий и терминов; нет, соответственно, устояв­шейся методологии научного поиска в этом векторе, общего для всех отраслей наук и сходного - в этом плане - с общеисторической мето­дологией. Естественно, отсюда и устойчивый скепсис в обществе от­носительно всяких программ развития (всей ли экономики или ее от­дельных отраслей, либо иных сфер общественной жизни) с более-менее четко определенными временными рамками. При этом: факт, что любому нормальному человеку, и ученые здесь не исключение, совсем небезразлично, каким будет его и его детей и внуков будущее: в каком обществе ею потомки будут жить; какой там, в будущем, будет экономическая база жизнедеятельности общества; какие законы там будут действовать...

И чтобы хоть как-то сейчас обеспечить это будущее, кое-где, в том числе и в Российской Федерации (на общероссийском уровне) и даже и некоторых се субъектах создаются фонды будущих поколе­ний, стабилизационные фонды и пр. Однако без научного обеспечения прогнозируемого будущего, включая научно-правовое, как же «беззубы» эти фонды... Ведь еще Сенека говорил: «Если не знаешь куда плыть, никакой ветер не будет попутным».

Автор искренне надеется, что кто-либо из начинающих уче­ных вплотную займется данной проблемой, и ВАКовский классифи­катор научных специальностей будет расширен и дополнен. Будет ли это научная специальность «история», только со знаком плюс, либо будет совсем иная ветвь номенклатуры научных специальностей - не суть важно. Главное: мы же осознанно отвергаем жизненный прин­цип «после нас хоть потоп», коим руководствуются люди, не учиты­вающие общеизвестное положение о том, что жизнь - это миг между прошлым и будущим. Но именно жизнь - сегодняшняя - создает это будущее, и его нельзя создавать вслепую, без научного осмысления.

Возвращаясь к вопросу: аспирантура или соискательство, следует добавить - препятствием при поступлении в аспирантуру может стать ограниченность мест, причем не только бюджетных, ли­бо высокая (относительно) стоимость оплаты аспирантуры по дого­вору - во многих вузах и НИИ по этому вопросу действуют локаль­ные нормативные акты. В таком случае есть смысл избрать для себя иную организационную форму выполнения диссертационного иссле­дования - соискательство.

В принципе принятие решения по такому судьбоносному для начинающего ученого вопросу - дело самого начинающего ученого. Естественно, он должен решить этот вопрос с учетом совета своего будущего научного руководителя, у которого могут быть свои сооб­ражения на сей счет, да и кругозор его в этой сфере заведомо шире.

В то же время следует указать и на ошибочность одного уко­ренившегося мифа: кандидатскую диссертацию нельзя, мол, выпол­нять без научного руководителя. Просто во многих НИИ и вузах ру­ководители отделов аспирантуры действуют по шаблону (им так привычнее) и требуют от аспиранта, прикрепляющегося в качестве соискателя, а то и от поступающего в аспирантуру письменное согласие будущего научного руководителя, а подчас даже тему будущей диссертации. На каких либо нормативных документах такие требования не основаны, не основаны они и на здравом смысле, что будет видно из нижеследующего текста. Кандидатская диссертация может выполняться - по форме и без научного руководителя. Выше при­ведена формула кандидатской диссертации по Положению 1975 г. в соответствии с которой диссертация может быть выполнена самостоятельно или под руководством доктора наук. В формуле ныне действующего Положения, также упомянутого выше, о самостоя­тельности или «несамостоятельности» выполнения кандидатской диссертации вообще ничего не говорится. Ясно, что формула, закре­пленная в Положении 1975 г., была не вполне корректна, так как в ней не учитывалось, в частности, что кандидатская диссертация мо­жет выполняться и под научным руководством кандидата наук (это вполне допускается сейчас). Безусловно, научный руководитель дол­жен быть не «вчера защитившимся» кандидатом наук, а зрелым, мас­титым ученым. И этот вопрос решает, т.е. утверждает данного канди­дата наук в роли научного руководителя конкретного аспиранта (со­искателя) для выполнения кандидатской диссертации по конкретной теме, ученый совет НИИ (вуза).

Кроме того, у аспиранта (соискателя) могут быть два науч­ных руководителя либо научный руководитель и одновременно на­учный консультант, что, кстати, в последнее время встречается все чаще. Например, если кандидатская диссертация выполняется на стыке двух научных юридических специальностей (права и процесса) либо исследуются проблемы правового регулирования специфиче­ских (медицинских, в частности) отношений, то такой «парный» подход весьма целесообразен.

Вряд ли надо доказывать, что начинающий, молодой по воз­расту ученый-юрист (как и специалист иного профиля) без научного руководства не обойдется, и исключения из этого правила чрезвы­чайно редки. Однако если за диссертационное исследование берется практик - «зубр», да если он к тому же еще и публикации по теме имеет, и лекции читает, то научный руководитель ему требуется в гораздо меньшей степени, как правило, для решения сугубо органи­зационно-оформительских задач, а зачастую, исходя из конкретной ситуации, и вовсе не нужен.

Кандидат наук – это первая ученая степень в российской системе образования. Соискателями становятся лица с высшим образованием, успешно написавшие и защитившие кандидатскую диссертацию.

Что такое соискательство?

Соискательство – это закрепление специалиста за определенной кафедрой для подготовки и написания кандидатской. Он не входит в число аспирантов, но обязательно сдает кандидатские экзамены:

  • история и философия науки;
  • иностранный язык;
  • специальная дисциплина.

Соискатели имеют право самостоятельно выбирать научного руководителя. При наличии запатентованных разработок, написание диссертации контролирует консультант.

Требования к студенту

К претендентам на соискательство выдвигается несколько условий:

  • наличие диплома (специалист, магистр);
  • доклады на конференциях;
  • публикации в научных изданиях;
  • прикрепление к кафедре, соответствующей профилю специалиста

Отличия соискательства от аспирантуры

Три отличия соискательства от обучения в аспирантуре.

  1. Невысокая стоимость (по сравнению с аспирантурой)
  2. Отсутствие возможности отсрочки от армии – она предоставляется после получения кандидатской степени
  3. Длительная подготовка диссертации (до пяти лет)

Преимущества и особенности соискательства

Чтобы упросить подготовку будущий соискатель уточняет у куратора срок прикрепления к необходимой кафедре, возможность его продления. Средняя продолжительность подготовки к экзаменам и пребывания на кафедре составляет 3-6 месяцев.

Примечание. Список необходимых документов для прикрепления зависит от специальности соискателя и выбранного вуза. Эти особенности уточняются у руководства учебного заведения.

Кому подойдет?

могут стать желающие нескольких категорий:

  • специалисты, проработавшие по образованию несколько лет;
  • молодые ученые;
  • работники научно-исследовательских институтов и вузов (повышение уровня квалификации, готовность заняться собственными разработками и т.д.).

Соискательство – это возможность написать кандидатскую без жестких временных рамок. Специалист может сдать необходимые вместе с аспирантами (по желанию). Максимальный срок подготовки работы без обучения в аспирантуре – до десяти лет.

Обратите внимание! разрешается писать диссертацию, не связанную с основной специальностью. Исключение – это медицинские научные работы (только лица с высшим медобразованием). Для подтверждения глубокого изучения предмета, обязательно сдается профильный экзамен. Научная степень соискателя аналогична аспирантскому «кандидату наук».

Преимущества аспирантуры

На очную форму обучения, студенты могут оформить отсрочку от армии и повышенную стипендию (для технических специальностей).

Пять основных преимуществ аспирантуры.

  1. Самосовершенствование в конкретной отрасли. Подойдет специалистам с опытом работы по специальности от пяти лет. Аспиранты получают доступ к лабораториям, научным библиотекам, посещают конференции и т.д.
  2. Возможность исследований, создания научных открытий без необходимости написания и защиты диссертации. Для охвата широкого круга аудитории, аспиранты публикуют свои монографии в специализированных журналах.
  3. Шанс заняться преподавательской деятельностью и проводить лекции в учебных заведениях.
  4. Надбавки по заработной плате, повышенные гонорары за опубликованные научные материалы.
  5. Карьерный рост и перспектива получения докторской степени.

Нужна помощь в написании научной работы?

Как соискателю стать кандидатом наук

Кандидатская степень выдается после успешной . Аспирантам выдается на это 3-4 года, а соискателям 10 лет.

При составлении плана работ, уделяется особое внимание . Куратор проекта должен иметь кандидатскую/докторскую ученую степень и быть хорошим специалистом в своей отрасли.

Тема будущей диссертации согласовывается с прикрепленным руководителем/консультантом и утверждается на заседании совета организации руководством кафедры.

Научная работа и вуза, за которым прикреплен соискатель.

После составления диссертации, ее отправляют на предварительную экспертизу и высылают заключение соискателю. Срок получения этого документа – 2 месяца с момента подачи научной работы. Если работа не подошла по ряду причин, составляется аргументированный отказ и высылается диссертанту.

Нужна помощь в написании научной работы?

Список документов для диссертационного совета (может несущественно видоизменяться).

  • Заявление, заверенное подписью председателя
  • Анкета, составленная по установленному образцу, 3 фотографии формата 3х4
  • Копии диплома о высшем образовании и приложения к нему
  • Документ о сдаче экзаменов на кандидата наук
  • Научный труд в твердом переплете и без него
  • Автореферат диссертации (от 10 экземпляров)
  • 4 маркированные почтовые карточки, где пишется адрес соискателя, его ФИО, название желаемой ученой степени и адрес диссертационного совета

Подготовка научных кадров и высшего преподавательского состава осуществляется в форме соискательства или обучения в аспирантуре. Аспирантура является структурно-функциональным подразделением системы высшего образования, предоставляющим выпускникам вузов с квалификацией магистра или специалиста возможность продолжить послевузовское образование с дальнейшей защитой кандидатской диссертации. Аспиранты и соискатели выполняют работу над диссертацией по индивидуально составленным планам, но форма этой работы имеет важные отличия.

Определение

Соискатель – специалист с высшим профессиональным образованием, претендующий на ученую степень кандидата или доктора наук и осуществляющий самостоятельную работу над диссертацией в качестве прикрепленного к высшему учебному или научно-исследовательскому заведению научного сотрудника.

Аспирант – претендент на ученую степень кандидата наук, обучающийся в аспирантуре при высшем учебном заведении.

Сравнение

При поступлении в аспирантуру лица, получившие рекомендации научных руководителей, сдают вступительные экзамены.

Для аспиранта срок обучения в аспирантуре составляет 4 года, при заочном обучении – 5 лет. В течение этого времени он обязан посещать занятия по дисциплинам, входящим в обязательный кандидатский минимум, а также принимать участие в научно-исследовательской и учебной работе кафедры.

Ежегодно, в соответствии с индивидуально составленным графиком и планом, аспирант должен предоставлять совету кафедры отчет о проделанной научной работе. По ее результатам после сдачи кандидатского минимума он допускается к защите кандидатской диссертации.

В кандидатский минимум входят 3 экзамена: по специальности, иностранному языку и философии.

Аспиранты, выбравшие очную форму обучения, получают стипендию и дополнительный оплачиваемый отпуск.

Формой соискательства ученой степени обычно пользуются сотрудники научных институтов или высших учебных заведений, самостоятельно подготовившие кандидатские диссертации. Они не нуждаются в обучении в аспирантуре, избавлены от необходимости сдавать вступительные экзамены при прикреплении к кафедре высшего учебного заведения и принимать обязательное участие в учебной работе.

Основаниями для прикрепления служат результат научного собеседования, рекомендации научного руководителя и заключение кафедры.

В некоторых случаях форма прикрепления существует только для сдачи экзаменов кандидатского минимума, которые соискатель сдает на тех же условиях, что и аспирант.

На подготовку и защиту кандидатской диссертации прикрепленному соискателю отводится 3 года.

Все это время он имеет право заниматься своей профессиональной деятельностью, не прерывая ее для посещения занятий по дисциплинам, обязательным для аспирантов.

Выводы сайт

  1. Соискатель работает над диссертацией самостоятельно, без дополнительного обучения в аспирантуре. Аспирант при подготовке диссертации проходит обучение по индивидуально составленной программе.
  2. Лицо, поступающее в аспирантуру, сдает вступительные экзамены. Соискатель не сдает вступительных экзаменов: его прикрепление к кафедре оговаривается в приказе ректора.
  3. Аспирант обязан принимать участие в научной и учебной работе кафедры. Соискатель может не заниматься учебной работой.
  4. Срок обучения в аспирантуре – 4 года или 5 лет. Соискатель прикрепляется к высшему учебному или научному заведению на 3 года.
  5. Соискатель, в отличие от аспиранта очной формы обучения, не получает стипендию и не имеет права на дополнительный оплачиваемый отпуск.


Новое на сайте

>

Самое популярное