Домой Инструмент Ахиллесова пята происхождение и значение. «Ахиллесова пята» – значение и происхождение фразеологизма

Ахиллесова пята происхождение и значение. «Ахиллесова пята» – значение и происхождение фразеологизма

Морская богиня Фетида стремилась сделать своего сына Ахилла неуязвимым и по ночам закаляла его в огне, а днем натирала амврозией. По другой версии, она купала его в водах подземной реки Стикс, протекавшей в царстве мрачного Аида. И только пятка, за которую она его держала, осталась незащищенной. Ахилла воспитал мудрый кентавр Хирон, который кормил его внутренностями львов, медведей и диких вепрей. Он же обучил его пению и игре на кифаре.

Ахилл вырос могучим, крепким юношей, он никого не боялся. В шесть лет убивал свирепых львов, кабанов, без собак догонял оленей и валил их на землю. Богиня Фетида, которая жила в океане, не забывала о своем сыне, приплывала к нему, давала дельные советы.

В то время герой Менелай стал собирать по всей Греции отважных воинов для похода против Трои. Фетида, зная, что сыну уготован рок участвовать в Троянской войне и погибнуть, всеми силами старалась противостоять ему. Она отправила сына на остров Скирос во дворец царя Ликомеда. Там среди царских дочерей он и скрывался в девичьих одеждах.

Но греческие прорицатели знали, что одним из героев Троянской войны будет юный воин Ахилл, они подсказали вождю Менелаю, что он скрывается на острове Скирос у царя Ликомеда. Тогда вожди Одиссей и Диомед снарядили торговый корабль, переоделись в купцов, набрали разного товара и прибыли на Скирос. Там они узнали, что у царя Ликомеда живут только дочери. А где же Ахилл?

Тогда Одиссей, славившийся хитростью, придумал, как узнать Ахилла. Они пришли во дворец Ликомеда и разложили в зале украшения, ткани, домашнюю утварь, боевые мечи, щиты, кинжалы, луки и стрелы. Девушки с интересом рассматривали товар. Заметив это, Одиссей вышел и попросил своих воинов, стоявших у входа во дворец, издать боевой клич. Воины застучали в щиты, загудели в трубы, закричали призывными голосами. Казалось, началась война. Царевны в страхе разбежались, но одна из них схватила меч и щит и побежала к выходу.

Так Одиссей и Диомед узнали Ахилла и предложили ему участвовать в Троянской войне. Он с радостью согласился. Ему давно хотелось сбросить с себя девичье платье и заняться настоящим делом, достойным мужчины.

Ахилл прославился в первые же дни сражений. Он проявил себя бесстрашным, умелым воином, удача сопутствовала ему всюду. Он совершил много подвигов. Вместе с другими участвовал в разорении окрестностей Трои, покорил население городов Лирнесс и Педас, взял в плен прекрасную Брисеиду. Но вождь Агамемнон отобрал у него девушку, чем вызвал страшную обиду у Ахилла. Он так рассердился на Агамемнона, что отказался воевать против троянцев. И только гибель друга Патрокла вынудила Ахилла снова взяться за оружие и встать в ряды греков.

Погиб Ахилл самым нелепым образом: он ворвался в Трою и направился к царскому дворцу, но не любивший его троянский царевич Парис взял лук и упросил благоволившего ему бога Аполлона направить стрелы в Ахилла. Одна из двух его стрел попала в единственное уязвимое место Ахилла, в пятку. Так скончался один из самых знаменитых героев Троянской войны. Его гибель оплакивало все войско.

31.08.2018 18.02.2019 Александр Фирцев


Древняя Греция подарила миру много полезных легенд и мифов, которые привнесли в современную лексику крылатые выражения и фразы. Миф представляет собой фантастический образ, попытка объяснить природные явления, события, выделяя нравственность, эстетическое отношение к реальности.

Все привыкли, что в русском языке выражение «ахиллесова пята » означает слабое, незащищенное место, о чем бы ни велся разговор. Фразеологизм чаще всего употребляется в разговоре о человеческой уязвимости, то есть об определенном деле или процессе, результат которого будет в корне противоположным ожидаемому успеху.

Для того чтобы понять почему «ахиллесова пята» является слабым местом и узнать историю происхождения фразеологизма, следует прочесть миф об Ахиллесе.

Легенда об Ахиллесе

Устойчивое выражение берет свое начало из мифа, переданного писателем Гигином, о герое Ахиллесе. Легенда рассказывает, что сына Фетиды – прекрасного воина, все знали, как ловкого и неприступного для острых копий и стрел врага.

Ему с малых лет пророчили продолжительную жизнь, в которой он не испытает славы, или, героический, но короткий жизненный путь, заканчивающийся смертью воина у стен Трои.

Заботливая мать Фетида боялась ранней смерти сына, в связи с чем отправилась к реке Стикс, воды которой все считали священными. Она окунула младенца в подземные воды, держа его за пятку, защитив его плоть от воздействия какого-либо оружия. Волшебные чары защищали героя от любой беды, но, было лишь одно место его тела, на которое не распространялась святая защита – пятка.

Когда Фетида окунала сына в реку, она держала его за пятку, из-за чего эта часть осталась легкоуязвимой. Троянская война столкнула на поле битвы царевича Париса и Ахиллеса. Ведомый богом Аполлоном, который ранее был оскорблен неуязвимым воином, Парис подготовил к бою отравленные стрелы, прицелился и попал в пятку Ахиллу. Неприступный воин был убит. Небольшая рана от стрелы оказалась смертельной для героя.

Современная интерпретация

Казалось бы, прошло столько тысяч лет, старое поколение сменяется новым, а древнегреческие выражения живут и находят себе место в современности. «Ахиллесова пята» употребляется не только в словесном обиходе, обозначая слабое место в физическом и моральном плане, его взяли на заметку анатомы, которые называют сухожилие, расположенное над пяточной костью, «ахиллесовым».

В греческой мифологии Ахиллес (Ахилл) - один из самых сильных и храбрых героев; он воспет в «Илиаде» Гомера. Послегомеровский миф «Ахиллесова пята», переданный римским писателем Гигином, сообщает, что мать Ахиллеса, морская богиня Фетида, чтобы сделать тело сына неуязвимым, окунула его в священную реку Стикс; окуная, она держала его за пятку, которой не коснулась вода, поэтому пятка осталась единственно уязвимым местом Ахиллеса, куда он и был смертельно ранен стрелой Париса. Возникшее отсюда выражение «ахиллесова (или ахиллова) пята» употребляется в значении: слабая сторона, уязвимое место чего-либо.

«Ахиллесова пята» цитата:

Может быть, если б в его упреке проглядывало сожаление о минувшем, желание ей снова нравиться, она бы сумела отвечать ему колкой насмешкой и равнодушием, но, казалось, в нем было оскорблено одно самолюбие, а не сердце, самая слабая часть мужчины, подобная пятке Ахиллеса, и по этой причине оно в этом сражении оставалось вне ее выстрелов (М. Ю. Лермонтов, Княгиня Литовская, 6).

Ахиллова пята Оуэна [одного из социалистов-утопистов XIX в.] не в ясных и простых основаниях его учения, а в том, что он думал, что обществу легко понять его простую истину (А. И. Герцен, Былое и думы, б, 9, 2. Роберт Оуэн).

У каждого своя ахиллесова пятка, - продолжал князь Андрей (Л. Н. Толстой, Война и мир, 1, 1, 24).

Негодность формулы тов. Мартова состоит в том, что всякий и каждый может объявить себя членом партии, всякий оппортунист, всякий праздно-болтающий, всякий «профессор» и всякий «гимназист». Эту ахиллесову пяту своей формулировки тов. Мартов тщетно пытается заговорить посредством таких примеров, когда не может быть и речи о самозачислении себя в члены, об объявлении себя членом (В. И. Ленин, Шаг вперед, два шага назад, Полное собрание сочинений, т. 8, с. 257).

Крылатые выражения «Ахиллесова пята» и «троянский конь» ведут свое начало от древнегреческих мифов и легенд, а также фрагментов истории Древней Греции.

«Ахиллесова пята» обозначает в русском языке уязвимое место, то, что способно подвести, то, что способно все испортить. Это слабое, незащищенное место – у человека, в некоем деле, некотором устройстве или процессе, которое не дает достичь успеха, которое приводит к провалу. Это устойчивое образное выражение.

Оно ведет начало от древнегреческого мифа об Ахиллесе. Этот герой и воин, по легенде, сын богини Фетиды, был неуязвим для стрел и копий противника, потому что мать еще младенцем искупала его в священных водах реки Стикса. Волшебство не распространялось лишь на одну его пятку, за которую мать держала сына, окуная его в Стикс. Во время легендарной Троянской войны царевич Парис убил Ахиллеса, своего противника, прицелившись и попав ему в пятку отравленной стрелой.

Выражение «Троянский конь» тоже относится к древнегреческим легендам о Троянской войне. Оно обозначает неискренний дар, подарок, несущий вред тому, кому подарен. Это дар «с подвохом», который лучше не принимать во имя собственной безопасности. Также выражение «троянский конь» обозначает решительный хитроумный план, не лишенный подлости, направленный против противника, применяемый с тыла и так далее.

По легенде, греческие воины очень долго осаждали город Трою (это реально существовавший город, раскопанный археологом Генрихом Шлиманом), но взять его не могли. Тогда они пустились на хитрость, спрятавшись внутри огромного деревянного коня. Коня «подарили» троянцам в знак «примирения» и окончания войны. Ночью, после того как троянцы весело отпраздновали окончание осады, греки вышли из коня и перебили спящих после пиршества троянских воинов. Таким образом, Троя была захвачена и сожжена.

Статуя «Умирающий Ахиллес» (Эрнст Хертер, 1884. Дворец Ахиллеон, остров Корфу, Греция).

Ахилле́сова пята́ - послегомеровский миф (переданный римским писателем Гигином), повествующий о том, как мать Ахилла (Ахиллеса), Фетида , захотела сделать тело своего сына неуязвимым. Для этого она окунула его в священную реку Стикс . Но, окуная младенца в воду, мать держала его за пятку, и пятка осталась единственным уязвимым местом Ахилла. Впоследствии, именно туда Парис попал ему своей стрелой, смертельно ранив героя.

Сюжет мифа [ | ]

Знаменитому герою Ахиллу ещё в детстве было предсказано, что он может прожить долгую, но бесславную жизнь, или героически погибнуть у стен Трои. Его мать Фетида не хотела, чтобы её сын умер так рано, и она решила сделать его неуязвимым. Для этого она, когда он родился, окунула его в священные воды подземной реки Стикс. При этом она держала Ахилла за пятку. Теперь Ахилла не могло поразить оружие, но пятка, которой не коснулись волшебные воды Стикса, осталась уязвимой.

Много лет спустя Ахилл отправился вместе с греками в поход против Трои. Во время одной из битв бог Аполлон (которого ранее оскорбил Ахилл) направил стрелу Париса прямо в пятку Ахилла. Рана, несмотря на то, что была небольшой, оказалась смертельной.

В современной культуре [ | ]

В настоящее время выражение «Ахиллесова пята» обозначает слабую сторону, «больное», уязвимое место чего-либо или кого-либо. Эта сторона может быть как физической, так и моральной.



Новое на сайте

>

Самое популярное