Домой Коммуникации Антонина Кузнецова: «Здоровое питание — хорошая привычка»! Фото: предоставлено театром «Красный факел».

Антонина Кузнецова: «Здоровое питание — хорошая привычка»! Фото: предоставлено театром «Красный факел».

На 32-й Цветаевский фестиваль поэзии я попала, можно сказать, случайно. Но день с участием народной артистки России Антонины Кузнецовой и ее спектаклем «Русский Париж» я точно не могла пропустить.

Для непосвященных: Антонина Кузнецова читает Цветаеву лучше самой Цветаевой. У нее звучный низкий завораживающий голос. Давно известно, что человеческий голос — лучший инструмент природы, но Кузнецова еще и владеет им — безукоризненно. Журналистам с ней трудно. Она соглашается на интервью, но топит «плавающих в теме». У меня никакой предварительной договорённости не было. Зашла, спросила: «Можно?» «Можно, только можно на улице, я покурю?» Двойной эстетический шок: и что согласилась мгновенно, и что голос свой не бережет. Вынесли два стула, сели напротив и разговаривали под редкие удары грома и небывало жаркое для Подмосковья солнце.

— Который раз вы приезжаете к нам на фестиваль?
— Я не помню, больше двадцати точно.

— Это объясняется приверженностью к стихам Цветаевой?
— Да.

— Когда вы впервые с ними познакомились? Это был самиздат?
— Нет, это был 1961 год, маленький синий сборник.

— Что вы почувствовали?
— Даже в нашем богатом русском языке не всё можно выговорить словами. Это оказался мой поэт, к моей душе, моему мироощущению, и я стала ей заниматься плотно.

— Вы стали делать программы на ее стихи?
— Нет. Я стала ее читать.

— Но программа-то всё-таки появилась? Когда вы решили другим рассказать, какой поэт замечательный?
— Постепенно, когда я уже знала ее поэзию, прозу и все остальное, что тогда было доступно, тогда сделала первую программу, потом вторую, потом третью.

— Помните, как первая называлась?
— «Моё святое ремесло».

— Происходит погружение в биографию?
— В саму суть стихов, личности и эпохи.

— Как публика реагировала на первый цветаевский вечер?
— Хорошо реагировала, так же как и сейчас хорошо реагирует. Я предпочитаю обходиться без сегодняшних штампов, что это было что-то ошеломляющее, потрясающее и так далее. Тогда меня не только слушали, но и слышали, то есть слышали ее, потому что я не себя показывала, а ее.

— Как удерживать в памяти столько текстов?
— Не знаю. Когда работаешь над чем-то долго, подробно и много, текст укладывается сам.

— Мне кажется, вы лучше всех читаете Цветаеву. Я вас впервые услышала по телевизору. Хорошо помню, он был включен в кухне как фон, я открыла глаза и пошла смотреть внимательно и пристально. Читать-то я читала Цветаеву, но чтобы другой человек читал так хорошо — для меня это было впервые.
— Простите за нескромное, но так и считается, что я читаю ее лучше всех. Почему я говорю об этом спокойно — в этом нет похвальбы. Те, кто слышал Цветаеву и знаком был с ней, думают так же. Например, Мария Осиповна Белкина, она с 1939 по 1941 год тесно общалась с Цветаевой; Анна Александровна Саакянц, с которой мы подружились и были подругами до последнего дня ее жизни. Она привела Белкину на мой концерт, и та сказала перед концертом: «Ой, Тонечка, знаете, я такая стерва, мне всё не нравится. Вы не обращайте внимания, мне всегда не нравится, но Аня сказала, вы читаете не так, вы читаете лучше всех». Я перед концертом ничего не соображала, восприняла как данность и пошла на сцену. После концерта ко мне подошло довольно много людей, сквозь них продиралась Мария Осиповна Белкина и говорила: «Пустите! Пустите, мне нужнее всего! Я имею право больше, чем вы!» Затем она обрушилась на меня и сказала: «Безукоризненно, Тонечка, ну безукоризненно!» С этого момента за мной этот шлейф и тянется, что я безукоризненно читаю Цветаеву.

— Сама Марина Ивановна читала великолепно.
— Не знаю.

— Записей не осталось?
— Нет.

— То есть вы не могли сравнить ее манеру чтения, ее интонацию…
— Нет. Все поэты читают плохо. Я не читаю так, как читала она, я читаю так, как она писала и что за этим стоит. «Безукоризненно» — это про суть стихов, а не про то, как она читала.

— У вас любимое слово «попробую», что вы попробуете сегодня?
— Это наш самый профессиональный глагол — попробовать. Попробую — это глагол жизни и профессии, а не так: «Ой, что я сегодня попробую!». Это мелочь. Попробую — это азарт новизны.

— Что нового вы делаете в жизни?
— Ничего нового не делаю. Читаю чтецкие программы, играю моноспектакли, и я профессор ГИТИСа, значит, преподаю.

— Ваши студенты читают стихи?
— Да.

— А совместные концерты вы делаете?
— Нет. Я иногда делаю им вечера в Доме актёра, еще где-то, если работы достаточно высокого уровня.

— Как долго надо работать над программой, чтобы она была «на уровне»?
— Зависит от автора, а вообще я работаю долго, год-другой. За это время обживается автор, его эпоха, его связи, его дыхание, его стиль. Все это в параллель с моей жизнью. Наконец, он для меня как будто живой. Я знаю все его реакции, оценки, как он здесь среагировал, как здесь. Он для меня живой человек и его герои тоже. Иногда на это уходит несколько лет. После этого я выстраиваю саму программу.

— Назовите несколько «самых ваших» авторов.
— Я не читаю не своих.

— У вас 30 сольных программ…
— 35.

— И все ваши. А можно временные рамки: от-до?
— Гёте. А самый последний по времени — Высоцкий, я читаю его баллады, которые не собирались быть песнями.

— В интернете есть эти записи?
— Понятия не имею, у меня нет интернета.

— В вашем интервью на радио «Свобода» прозвучало, что вы убежденный пешеход. Цитата: «Я убежденный пешеход, причем пешеход в длинное пространство, в необозримое, тогда я слышу и чувствую воздух, простор и тогда я слышу и время». Цветаева тоже была убежденным пешеходом.
— А у нас много таких точек соприкосновения.

— Может, вы что-то хотите сказать нашим читателям?
— Всё, что я хочу сказать, я обычно говорю на сцене. Из этого состоят все мои программы: из того, что я очень хочу сказать. Цветаева говорила: «У меня столько любвей!» или пишет Пастернаку: «Если ты не получишь от меня то-то, то-то, то все мои Гёты (замечательно!) пропадут». Я прочитала это в «Сводных тетрадях» совсем недавно, а говорила я так всегда.

— Гёте и Пастернак тоже были цветаевскими любовями.
— Да, мне даже пристраиваться не понадобилось: идут совпадения, совпадения.

Мнения:

Зрительница:
— Помню, как впервые услышала Антонину Кузнецову. Был включен телевизор, я чистила картошку. Я тогда училась в педагогическом колледже, у нас были занятия по специнструменту и музыкальные занятия, в том числе изучалось симфоническое произведение «Пер Гюнт», которое в момент чистки картошки и шло по телевизору. Оркестр исполнял музыку, а Антонина Кузнецова читала. Я отложила картошку, села и стала слушать. Через много лет я скачала этот спектакль, записала на диск и неоднократно смотрела. В позапрошлый фестиваль Антонина Кузнецова приезжала с этим же спектаклем, «Русский Париж», произвело большое впечатление. Она была требовательна к публике, заставила нас выключить мобильные телефоны, сказала, что с какого-то своего спектакля выгнала Пьера Ришара, потому что у него зазвонил телефон. С удовольствием пришла я и на сегодняшний спектакль. Всё очень понравилось. Самобытно, интересно, захватывает!

Зритель:
— Я ее впервые услышал на тех старых-старых цветаевских фестивалях, четвертом или пятом. Что поражает? Взять сегодняшний спектакль. Передается время, в которое мы не жили, но настолько все понятно и прекрасно! Поражает, как можно этот материал переработать, скомпоновать, чтобы было все четко, понятно и очень художественно. До глубины души меня это поражает.

Кузнецова не была бы собой, если бы не возмутилась в начале: «Как вы мне надоели со своими цветами, они шуршат! Хотя вы хотели как лучше». Она запрещает аплодировать на протяжении всего действа, но после спектакля ее буквально заваливают цветами и поцелуями. В следующий раз она обещала привезти программу по Набокову. Можно весь год прожить в предвкушении: привезёт? Не привезёт? Совпадёт? Не совпадёт?

Досье:

Антонина КУЗНЕЦОВА — народная артистка России, профессор кафедры сценической речи Российской академии театрального искусства (РАТИ/ГИТИС), педагог Международной школы Михаила Чехова, председатель Московского речевого центра при Союзе театральных деятелей России. Лауреат премии Москвы, кавалер ордена Почета и Золотой Пушкинской медали. В 1966-1969 годах — актриса Московского театра им. М.Н.Ермоловой, с 1969 — артистка Московской государственной академической филармонии (мастер художественного слова). Автор и исполнитель чтецких программ и моноспектаклей. Автор статей о Марине Цветаевой.

Театр Музыки и Поэзии п/р Елены Камбуровой (Б. Пироговская, 53/55)

н.а. России Антонина Кузнецова «В. Высоцкий. Разговор с Алисой о Времени и о Судьбе»

Кузнецова Антонина
Народная артистка России

Автор и исполнитель чтецких программ, профессор Российской академии театрального искусства, автор статей о Марине Цветаевой, эссеистка, - Антонина Кузнецова занимает особое место в ряду самых выдающихся мастеров искусств России. В 1966 году сразу после окончания с отличием Ярославского театрального училища, которое она нежно любила и по сей день поддерживает с ним связь, она стала артисткой Московского драматического театра имени Ермоловой. Вот что вспоминает актриса о том времени: «Я всё время играла девочек, мальчиков, девочек и всё время думала: а где же я-то? Что я скажу? Я уже хотела сказать… Не себя показать, а сказать». Поэтому параллельно активно нарабатывала чтецкий репертуар. А сказать молоденькой артистке уже тогда было что: прочитанные с 4-го класса серьёзные, классические и даже запрещенные книги (например, Эккермана «Разговоры с Гёте» или «Собачье сердце» Булгакова) после переосмысления требовали выхода наружу. Она всегда внутренне свободна и даже в застойные годы делала только то, что сама считала нужным, отметая списки рекомендованной (в виде, например, Ленинианы) литературы. Тогда, при «развитом» социализме, работать без оглядки на худсовет было непросто и чревато неприятностями. В 1968 году любовь к чтецкому делу привела её в Московскую филармонию, где тогда в литературно-чтецком отделе сложился очень сильный творческий коллектив: Дмитрий Журавлев, Яков Смоленский, Эммануил Каминка, Сурен Кочарян, Александр Кутепов, Юрий Мышкин. И по сей день Антонина Кузнецова служит в Московской филармонии. В Центральном доме художника у артистки вот уже много лет постоянный персональный абонемент.

Сейчас в репертуаре артистки свыше 30 (!) сольных программ по зарубежной и отечественной литературе, охватывающих период с 15-го по 20-го век. Все программы артистки удивительно разнообразны как по темам, так и по подбору материалов. Объединяет их одно – это всегда очень хорошая литература. По словам Антонины Кузнецовой, её «всегда интересовало духовно-душевное существование человека». Артистка в своих работах использует не только чисто литературный материал, но исторические и архивные документы, письма, воспоминания, что придает ее программам глубину и насыщенность.

Очень интересны и необычны ее концерты с симфоническими оркестрами: "Арлезианка" А.Доде-Ж.Бизе, "Пер Гюнт" Г.Ибсен-Э.Григ, "Метель" А.Пушкин-Г.Свиридов, «Евгений Онегин» А.Пушкин-С.Прокофьев, "Поэма без героя" А.Ахматова–И.Стравинский, Д.Шостакович и др. В этих программах главным все равно остается СЛОВО. Артистка постоянно в работе: каждый год появляются ее новые работы.

Со своими моноспектаклями Антонина Кузнецова проехала по всей стране. Вот только некоторые города: Нижний Новгород, Свердловск, Череповец, Вологда, Саратов, Калининград, Набережные Челны, Симбирск, Самара.

Все эти годы Антонина Михайловна Кузнецова преподаёт на актёрско-режиссёрском факультете РАТИ. За время работы на кафедре сценической речи подготовила многих актёров и режиссёров: Сергея Фролова, Олесю Железняк, Агриппину Стеклову, Ксению Караеву, Анну Ардову, Дмитрия Дюжева, Фёклу Толстую, Виктора Шамирова, Романа Самгина, Сергея Алдонина.

А ещё Антонина Кузнецова является педагогом Международной школы Михаила Чехова, проводит мастер-классы по поэтическому слову в Центре поддержки русских театров за рубежом. Бывала с моноспектаклями и мастер-классами в Лондоне, Болонье, Амстердаме, Брно, Париже, Праге, Женеве.

С 1992 года Антонина Кузнецова председатель Московского речевого центра при СТД РФ. В 1999 г. ей вручена «Золотая Пушкинская медаль». В 2001 году сонна тала лауреатом премии правительства г.Москвы в области литературы и искусства. В 2006 году награждена орденом «Знак почета».

А вообще ей просто нравится жить, она любит жизнь во всех её проявлениях и не перестает этой жизни удивляться. Ей интересно пробовать что-то новое и новое, пусть при этом ошибаться – это не страшно, когда есть азарт к жизни. Ведь ошибки - это малая расплата за счастье сделать что-то новое, необычное для себя.

В программе «Любви старинные туманы», с которой Антонина Кузнецова выступит в Концертном зале имени П.И.Чайковского, произведения Ги де Мопассана, М.Цветаевой, В.Набокова, Д.Самойлова, М.Булгакова.

Профессор кафедры сценической речи Российского института театрального искусства (ГИТИС),
народная артистка РФ,
лауреат Премии Москвы,
кавалер «Ордена Почета» и «Золотой Пушкинской медали»

Окончила актерский факультет Ярославского театрального училища (ныне Ярославский государственный театральный институт, 1966).

С 1966 по 1969 – актриса Московского театра имени М.Н. Ермолой. С 1969 года по настоящее время – артистка Московской государственной академической филармонии (мастер художественного слова).

С 1988 года по настоящее время – преподает на кафедре сценической речи ГИТИСа. Работает на факультетах: режиссерском (мастерские профессора А.А.Гончарова, профессора М.А.Захарова); эстрады (мастерская профессора Г.А.Хазанова).

Педагогическая и профессиональная деятельность за рубежом:

Мастер-классы:
- "Стихотворная драматургия" (Брно, Чехия; Лондон, Великобритания);
- "Русская речевая мелодия" (Болонский университет, Италия);
- "Русский стих" (Театральная академия, Амстердам, Нидерланды).

Концерты:
- в Париже (Сорбонна, Славянский институт) – ежегодно, с 1992 года по настоящее время;
- в Праге (Карлов университет) – ежегодно, с 1992 года по настоящее время;
- в Женеве (Женевский университет);
- в Амстердаме (Консерватория).

Участник международных конференций в Париже и в Праге, в том числе конференции "Итоги поэзии ХХ века" (Сорбонна, Париж, 2000)

Научная и научно-методическая деятельность:

Учебник "Сценическая речь" (автор главы "Произведения, рекомендованные для работы на старших курсах"; книга выдержала 4 издания);
- "Моя душа теряет голову...: Ранняя Цветаева в театральной школе" // В сб. Сценическая речь в театральном вузе. - Вып. 1, 2006 г.
- "Итог жизни" (А.С.Грибоедов) // В сб. "Искусство звучащего слова". - Вып. 23. – 1980.
- "Цветаева и Гете" // В сб. "Марина Цветаева и Франция". – 2002 (а также в Интернет-журнале "Торонтский славянский квартальник". - № 8. – 2004)
- "Только такие создают такое: письмо к Борису Пастернаку – 1935 г." // В.сб. "Марина Цветаева в XXI веке". – 2003 г. (а также в в Интернет-журнале "Торонтский славянский квартальник". - № 11. – 2004)
- "Любовь или бессмертие" - М: Издательский дом Стратегия, 2005. (а также в журнале "Историк и художник", № 2, 2006)
- "Одиночество - есть мироощущение: по следам Марины Цветаевой и чеховской "Чайки"" - М: Издательский дом Стратегия, 2005 (а также в Интернет-журнале "Торонтский славянский квартальник". - № 16. – 2005)
- "Час мировых сиротств" – журнал "Историк и художник". - № 1. – 2007
- "Пошехонский дневник" - газета "Русская мысль" ROTO PRESS PARIS (1991 – 2000 гг., NN 4006-4008, 4010-4011, 4216-4219, 4293-4294, 4338-4339)

Участвовала в создании телевизионных фильмов (сценарист, актриса): «Уход» (по М. Цветаевой), «Между любовью и любовью распят мой век» (М. Цветаева в Праге), «Двух станов не боец» (М. Цветаева в Париже), «Меня, как реку, суровая эпоха повернула» (М. Цветаева), «Не похороните живой» (М.Цветаева), «И отзовется тишина» (фильм-монолог), «Пер Гюнт» (с симфоническим оркестром), «Евгений Онегин» (с симфоническим оркестром), «Ангелом задетый» (Вл. Набоков), «Я устал от двадцатого века», «Прозеванный гений» (Зигмунд Кржижановский).

Участник моноспектаклей на радио (фондовые записи): «Ах, как славно мы умрем!» (день 14 декабря 1825), «Кавалерист-девица Надежда Дурова, «Итог жизни» (об А.С. Грибоедове), «Давай ронять слова» (поэзия Серебряного века). Работает над композициями и ставит программы как режиссер.

Ежегодно дает концертные программы и моноспектакли в Доме художника (персональный абонемент МГАФ), в Концертном зале имени П.И Чайковского (абонемент МГАФ «Звезды звучащего слова»), в Большом зале Консерватории, в театре Елены Камбуровой, а также в концертных залах городов России.

В 1966 году она с отличием окончила Ярославское театральное училище и стала артисткой Московского драматического театра имени М. Н. Ермоловой. Актриса вспоминает о том времени: «Я всё время играла девочек, мальчиков, д...

Антонина Кузнецова – народная артистка России, лауреат Премии Правительства Москвы в области литературы и искусства, автор и исполнитель чтецких программ, профессор Российской академии театрального искусства, автор статей о Марине Цветаевой, эссеистка.

В 1966 году она с отличием окончила Ярославское театральное училище и стала артисткой Московского драматического театра имени М. Н. Ермоловой. Актриса вспоминает о том времени: «Я всё время играла девочек, мальчиков, девочек и всё время думала: а где же я-то? Что я скажу? Я уже хотела сказать… Не себя показать, а сказать». Поэтому параллельно А. Кузнецова активно нарабатывала чтецкий репертуар. С детства она была увлечена чтением, интересуясь классической литературой, а также запрещенными в то время книгами («Разговоры с Гете» Эккермана, «Собачье сердце» Булгакова). В 1968 году любовь к чтецкому делу привела ее в Московскую филармонию, где в литературно-чтецком отделе сложился сильный творческий коллектив, куда входили Дмитрий Журавлев, Яков Смоленский, Эммануил Каминка, Сурен Кочарян, Александр Кутепов, Юрий Мышкин. Здесь Антонина Кузнецова работает уже более 45 лет. В течение многих сезонов артистка ведет персональный абонемент в Центральном доме художника, концерты которого собирают аншлаги.

В настоящее время в репертуаре А. Кузнецовой свыше 30 сольных программ, посвященных зарубежной и отечественной литературе XV–ХX веков. Все программы артистки удивительно разнообразны как по темам, так и по подбору материалов. Объединяет их одно – высочайший вкус и мастерство автора абонемента, предлагающего своим слушателям лучшие образцы мировой литературы. По словам Антонины Кузнецовой, ее «всегда интересовало духовно-душевное существование человека ». Именно поэтому в своих программах артистка обращается не только к литературным источникам, но и к историческим и архивным документам – письмам, воспоминаниям. Такое разнообразие придает ее программам глубину и насыщенность.

Всегда интересны концерты Антонины Кузнецовой с симфоническими оркестрами, где звучала музыка Ж. Бизе к пьесе А. Доде «Арлезианка», музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт», музыкальные иллюстрации Г. Свиридова к поэме А. Пушкина «Метель», музыка С. Прокофьева к неосуществленному спектаклю «Евгений Онегин» по роману А. Пушкина, «Поэма без героя» А. Ахматовой с музыкой И. Стравинского и Д. Шостаковича и другие программы. Главенствующая роль отведена в них слову.

Со своими моноспектаклями Антонина Кузнецова выступала по всей России – в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Череповце, Вологде, Саратове, Калининграде, Набережных Челнах, Ульяновске, Самаре.

Много лет А. М. Кузнецова преподает на актерско-режиссерском факультете Российской академии театрального искусства. За время работы на кафедре сценической речи она подготовила многих известных актеров и режиссеров: Сергея Фролова, Олесю Железняк, Агриппину Стеклову, Ксению Караеву, Анну Ардову, Дмитрия Дюжева, Феклу Толстую, Виктора Шамирова, Романа Самгина, Сергея Алдонина.

Помимо этого Антонина Кузнецова преподает в Международной школе Михаила Чехова, проводит мастер-классы по поэтическому слову в Центре поддержки русских театров за рубежом. Артистка выступала с моноспектаклями и давала мастер-классы в Лондоне, Болонье, Амстердаме, Брно, Париже, Праге, Женеве. В 2011/13 по гастрольному проекту Министерства культуры она успешно выступала в Австрии, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Словакии, Франции.

Актриса, мастер художественного слова, режиссер, педагог.
Заслуженная артистка РСФСР (8.09.1989).
Народная артистка РФ (27.11.1995).

В 1966 году окончила Ярославское театральное училище.

В 1966–1969 годах – актриса Московского театра им. М.Н.Ермоловой.
С 1969 года – артистка Московской государственной академической филармонии (мастер художественного слова).

Первые программы были сделаны для детей: главы из книг М.Твена «Приключения Тома Сойера» (1968) и А.Линдгрен «Пеппи - Длинный Чулок» (1969).
В сольном репертуаре: «Поэзия Франции» (Ф.Вийон, П.Ж.Беранже); «Друзья души моей» (поэты пушкинской плеяды); «Итог жизни» (о А.С.Грибоедове); «Записки кавалерист-девицы Надежды Дуровой»; «Горе от ума» (А.С.Грибоедов); «Мое святое ремесло» и «Я от природы вёселая» (М.И.Цветаева); «Сестра моя – жизнь» (Б.Пастернак); «Бывшая Россия» (Вл.Набоков); «О времени и о судьбе» (Вл.Высоцкий); «Прогулки по Парижу» (поэзия Франции XV-XXв.); «Русский Париж», «Русский Берлин» (первая волна русской эмиграции); «Давай ронять слова» (поэзия Серебряного века"); «Нева, безмолвие, гранит...» (Петербург XIX-XX в); «Два века русской поэзии»; «Концы и начала» (А.И.Герцен); «История времен террора» (А. де Виньи); «Ах, как славно мы умрем!» (день 14 декабря 1825 года); «Задумчив я брожу» (А.С.Пушкин); «Поэзия первой оттепели» (Б.Ахмадулина, А.Тарковский, Б.Окуджава, Ю.Ряшенцев); «Любви старинные туманы» (И.Бабель, Ги де Мопассан, К.Павлова, М.Цветаева); «И бурный век вокруг» (Д.Самойлов); «Прогулки по Москве» (К.Батюшков, А.Пушкин, А.Грибоедов, А.Герцен, М.Салтыков-Щедрин, И.Шмелев, М.Цветаева, Б.Пастернак, А.Белый, М.Булгаков, Д.Самойлов, Б.Окуджава); «Бомарше-Фигаро» (Бомарше, Гюден, Грандель, Галле).
Программы, исполняемые с симфоническим оркестром: «Пер Гюнт» (Г.Ибсен, музыка Э.Грига); «Арлезианка» (А.Доде, музыка Ж.Бизе); «Фауст» (И.-В.Гете, музыка Ф.Листа); «Евгений Онегин» (А.Пушкин, музыка С.Прокофьева); «Медный всадник» (А.Пушкин, музыка Глиэра); «Метель» (А.Пушкин, музыка Г.Свиридова); «Гамлет» (У.Шекспир, музыка Д.Шостаковича); «Сон в летнюю ночь» (У.Шекспир, музыка Ф.Мендельсона); «Поэма без героя» (А.Ахматова, музыка И.Стравинского, С.Прокофьева, Д.Шостаковича); «Времена года» (поэзия XIX века, музыка П.И.Чайковского).

Участвовала в создании телевизионных фильмов (сценарист, актриса): «Уход» (по М.Цветаевой), «Между любовью и любовью распят мой век» (М.Цветаева в Праге), «Двух станов не боец» (М.Цветаева в Париже), «Меня, как реку, суровая эпоха повернула» (М.Цветаева), «Не похороните живой» (М.Цветаева), «И отзовется тишина» (фильм-монолог), «Пер Гюнт» (с симфоническим оркестром), «Евгений Онегин» (с симфоническим оркестром), «Ангелом задетый» (Вл.Набоков), «Я устал от двадцатого века», «Прозеванный гений» (Зигмунд Кржижановский).
Участник цикла передач «Все грани прекрасного» и моноспектаклей на радио (фондовые записи): «Ах, как славно мы умрем!» (день 14 декабря 1825 года), «Кавалерист-девица Надежда Дурова», «Итог жизни» (об А.С.Грибоедове), «Давай ронять слова» (поэзия Серебряного века).

С 1988 года – преподает на кафедре сценической речи Государственного института театрального искусства им. А.В.Луначарского (ныне – Российский университет театрального искусства); профессор (1998).
С 1992 года – председатель Московского Речевого центра при СТД РФ.



Новое на сайте

>

Самое популярное