Домой Отделочные материалы Часовни: зачем их строят? Функциональные типы часовен.

Часовни: зачем их строят? Функциональные типы часовен.

Часовня и храм - чем они отличаются друг от друга; что такое часовня на самом деле; почему их строят и какие часовни бывают; какие правила надо в часовнях соблюдать; какие службы в них служатся. Подробно рассказываем!

Что такое часовня и чем она отличается от храма

Часовня от храма отличается тем, что в ней нет престола и, соответственно, алтаря. Это место, где можно молиться и проводить некоторые виды служб, кроме главной и основополагающей - Литургии, для которой престол необходим.

Другими словами, часовню от храма отличают не размеры, не количество икон, и не место, где она стоит, а только наличие алтаря. Есть алтарь - это храм, нет его - часовня.

Главная задача и суть часовни - помочь человеку в определенный момент или в определенном месте вырваться из привычной суеты и соединить мысль с Богом. Поэтому часовни часто встречаются в аэропортах (помолиться об удачном полете), на кладбищах (помолиться об усопших), в больницах, на местах захоронений святых, на духовно- или исторически значимых местах.

Когда-то богатые люди организовывали их у себя в доме или на территории - чтобы молиться утром и вечером. Иногда так делают и сейчас.

Пример часовни, которую с храмом никак не перепутаешь. Город Обоян, Курская область фото (с) http://www.outdoors.ru/, Илга Болдарева

Кто может построить часовню и почему не построить тогда храм?

Построить часовню может, по сути, любой - человек или организация. Это как купить икону, только только в тысячи раз масштабнее.

А причин, почему не построили храм, может быть несколько:

  1. понимают, что не смогут по всем правилам освятить алтарь
  2. понимают, что не смогут гарантировать регулярные богослужения или они будут неуместны.
  3. для данного места храм будет слишком большим сооружением.

Что значит, «не смогут по всем правилам освятить алтарь»? Что это за правила, которые так сложно соблюсти?

Дело в то, что проводить литургию в храме можно только, когда на престоле будет присутствовать частица мощей какого-либо святого - причем, освященная епископом. То есть, одной постройки храма и освящения стен недостаточно. Это - тысячелетняя и неукоснительная традиция Церкви, которая, по видимому, еще ни разу ни была нарушена (исключительные случаи, вероятно, были, но касались таких ситуаций, как - литургия в концлагере, когда ее проводил при помощи сподручных средств священник-арестант).

Организовать освящение престола и пригласить епископа всегда можно, но епископ и владелец храма должны быть уверены, что этот храм действительно будет «жить», а не замрет, как икона, спрятанная в шкафу. И это не вопрос правил или регламента, это вопрос ответственности перед Вечностью, ну и - просто богобоязненность и уважение к традициям.

Наличие храма подразумевает, что в нем должны по крайней мере еженедельно совершаться , и на них должны ходить люди, и это вообще должно быть уместно. Например, вы можете себе представить Литургию с глубокой исповедью и причастием на вокзале или в аэропорту?

Вход в часовню в аэропорте Домодедово. Как видите, часовней может быть и просто комната. Как, собственно, и храмом.

Или допустим, вы руководитель парка, строите часовню, но понимаете, что приглашать священника, держать на парке всю расходную часть связанную с активной приходской жизнью - это будет слишком дорого. Или вы понимаете, что в шаге от вас уже ест храм, в котором богослужебная и приходская жизнь и так прекрасно налажена.

Вот в таких случаях строятся часовни.

Часовня святых Александра Невского и Иоанна Воина в Екатерининском парке, Москва

Какие есть правила в часовне и для ее создателей?

Для тех, кто строит часовню, правил по сути два (да и то это не правила в мирском понимании, а само собой разумеющиеся действия).

  1. освятить ее в честь какого-либо святого. Например, в Екатерининском парке в Москве стоит часовня в честь святых Александра Невского и Иоанна Воина. Молебны в ней служатся еженедельно и в дни памяти этих святых.
  2. на часовне должен быть воздвигнут крест. Про наличие икон внутри мы не говорим - это очевидно. Хотя, сколько их должно быть - на это никаких правил нет - всё решают возможности.

В остальном - часовня может быть и с точки зрения архитектуры, и с точки зрения убранства любой. Другое дело, что до последнего времени архитектор, проектирующий часовню, старался держаться в духе национальных традиций. Церковные здания - это не места для самовыражения. Любое самовыражение или «новаторство» в часовне может в итоге отвлечь прихожан и создателя здания от главной цели. Поэтому стараются, чтобы часовня действительно так или иначе напоминала внешне крошечный храм, да и внутренне тоже.

Проект часовни на Привокзальной площади в Барнауле

Некоторые часовни в дореволюционное время (да и сейчас) строили по типовым проектам. Страница из атласа «Атласа планов и фасадов церквей и часовен при постройках в селениях» 1911 года

Православная часовня в Греции. Хороший пример, когда архитектура полностью созвучна времени, но не разрушает собой христианского духа.

Говорить о правилах для прихожан тяжело, потому что все они продиктованы либо традициями, либо отношением самого человека к духовной жизни. В часовню заходят с одной целью - помолиться, побыть наедине с духовной частью самого себе. Все остальное - вытекает прямым образом из этого.

Строгих правил относительно, допустим, платка у женщин или шорт у мужчин в часовне нет. Хотя, участвовать в молебне или в панихиде в «свободной одежде» будет неуместно - по целому ряду причин.

Какие службы можно служить в часовне?

Чаще всего, в часовнях проводятся только молебны (небольшие богослужения по какому-либо поводу - например в честь Церковного праздника или значимого в народе события: война, трагедия, смерть или - большая радость).

Реже - другие виды богослужений, для которых нет необходимости в алтаре: например панихида (память об умерших) или Часы (монастырский вид небольших служб, во время которых чтец читает в определенной последовательности псалмы) - отсюда как раз название часовни.

В остальное время часовня, по идее, должна быть все время открыта, чтобы любой мог зайти. Чаще всего, так именно и бывает, и их закрывают только на ночь.

Самые маленькие часовни и часовенные столбы

Иногда часовни бывают настолько крошечными, что в них, даже, нельзя зайти, а только помолиться рядом. Вот например, какая часовенка стоит в деревне Алексеевское Костромской области. Она построена в память о святителе Иннокентии просветителе Сибири и Аляски:

Встретить такие маленькие часовни в России можно не очень часто, а вот в Греции, например, они наоборот очень популярны: там их называют часовенными столбами. Они, как правило, ставятся вдоль дорог, и они совсем маленькие. Фактически, любой может воздвигнуть свою часовенку 🙂 Очень мило и очень правильно!

Бывают совсем простые: только икона в застекленном пространстве!

Сколько часовен в Москве?

В Московской епархии сейчас в районе 80–90 часовен. Не пишем конкретно число, потому что их число постоянно меняется.

Часовни есть почти на всех вокзалах и аэропортах, в некоторых больницах, на кладбищах и на некоторых площадях.

Самые известные московские часовни - это, наверное, часовня-памятник героям Плевны возле метро «Китай Город» (многие, даже, не догадываются, что это часовня), и - часовня в честь Иверской Божией Матери - у ворот, ведущих на Красную площадь.

Часовня в честь Иверской иконы Божией Матери на Красной площади

А вот, что было на этом месте в Советское время.

Этот и другие посты читайте в нашей группе во

НУЖНА ВАША ПОМОЩЬ

Возведение часовни в Красном Октябре остановлено из-за нехватки денежных средств


Вот уже третий год пошел, как в посёлке Красный Октябрь Палласовского района Волгоградской области мало помалу ведётся строительство храма Рождества Пресвятой Богородицы. Впрочем, «строительство» - это, наверное, громко сказано. Пока сделано далеко не так много, как хотелось бы. Основная причина «долгостроя», пожалуй, одна - возведение храма ведется исключительно на пожертвования, причём не состоятельных предпринимателей, а, как говорится, «простых людей». На селе же они, особенно в последние несколько засушливых лет, материальным достатком похвалиться не могут.

Тем не менее, в феврале прошлого года на сельском сходе было решено возобновить строительство, которое замерло в 2009 году (по причине всё той же, финансовой). Помогли, по мере сил и возможностей, только человек семьдесят, на общую сумму около 50 тыс. руб. (Хотя, почему «только»? По нынешним временам, когда дела духовные, к счастью, перестают быть простой модой, реальная помощь нескольких десятков куда ценнее показного благочестия тысяч псевдоправославных россиян, едва научившихся осенять себя крестным знамением). Никогда не отказывают в поддержке глава Краснооктябрьского сельского поселения С. А. Сушков, председатель СПК «Племзавод «Красный Октябрь» В.Н. Фомин. И всё же, пока в активе лишь (помимо изготовления проекта и оформления документов на землю) заливка минувшим летом фундамента общей площадью 67,7 погонных метров. Обошлось это как раз в 40 тыс. руб., так что на счету, с учётом других мелких расходов, остались копейки.

Справедливости ради надо сказать, что помимо этого объекта, денежных вливаний требуют и часовня в Золотарях (см. заметку «Начать с малого» в рубрике «О приходе»), и только начинающееся строительство храма в Савинке, да и зданию церкви в самой Палласовске необходим ремонт. А самое главное, нельзя забывать о большом проекте строительства храма Рождества Христова в райцентре. Как бы там ни было, денег сегодня для дальнейших работ в Красном Октябре попросту нет. Не стоит забывать, что подавляющая часть населения посёлка - мусульмане. «К сожалению, - остаётся констатировать прихожанам так и не построенного пока храма, - районные и областные власти, а также депутаты областной Думы, к кому были неоднократно отосланы прошения, остаются равнодушными к проблемам строительства, и просьбы о материальной помощи остаются неуслышанными». Ясно, что средства муниципального или областного бюджетов на строительство культовых сооружений направлять нельзя, таков закон, но вот помочь в привлечении спонсоров власти вполне могли хотя бы попробовать. Пока лишь только один из депутатов областной Думы письменно пообещал рекомендовать «именно ваш объект» при общении с возможными спонсорами, а администрация района просто передала инициативной группе список «потенциальных спонсоров», который и так не является большим секретом.

И всё же строить надо. Уже сейчас нужно минимум 20 тыс. руб. для изготовления армированного пояса возводимого здания. Поэтому православные жители Красного Октября обращаются при помощи нашего сайта ко всем, кто мог бы оказать посильную материальную помощь в возведении часовни в этом посёлке. Быть может, кто-либо из числа их земляков, живущих сейчас за пределами своей малой родины или даже России, откликнется на эту просьбу. «Участвуя в строительстве православных храмов, вы делаете значительные шаги к спасению своей души и спасению России», - говорят члены инициативной группы. И верующим людям к этим словам стоит прислушаться.

Православная часовня

Первые простейшие часовни появились у славян с распространением христианства, и ставились они в священных рощах язычников или на местах, где раньше находились идолы. Кроме того, часовни устраивались над раннехристианской катакомбной (подземной) церковью для обозначения места алтаря, над могилой мученика или для обозначения входа в подземное кладбище. Отшельники строили в дебрях («пустынях») часовенки, из которых впоследствии вырастали церкви и даже монастыри. Так, убогая часовенка, срубленная преподобным Сергием в чаще Радонежских лесов, положила начало знаменитой в отечественной истории Троице-Сергиевой лавре.

В древности часовни чаще всего располагались в природном окружении: в лесах, полях, на пересечении дорог. Придорожные часовни представляли собой квадратную в плане беседку, четыре столба которой несут на себе крышу - двухскатную или шатровую. Эти простейшие формы плана часовен, выполненных в дереве, в дальнейшем сохранились и в каменных часовнях.

Квадратная в плане часовня - это сооружение, обеспечивающее наименьшие затраты при строительстве (для небольшого помещения четырехгранный сруб проще и естественней многогранного). Исследователь деревянного зодчества В. П. Орфинский обращает внимание на эволюцию часовен. Поначалу, при необходимости увеличить помещение, его план составлялся из двух или трех квадратов, но в целом это была простая прямоугольная форма. Следующим этапом эволюции можно назвать некоторое усложнение квадратной формы: срезанные углы превращают квадратный план в восьмигранный. В дальнейшем обстройка квадрата с двух сторон крытой галереей развивает квадратный план по оси от его центра, а иногда крытый обход при­страивается с трех сторон квадрата с широким крыльцом и лестницей напротив входа в часовню (рис. 1). Позднее, когда строительство часовен приобретает почти массовый характер, их планы остаются без изменения, т. е. квадратными или усложненными.

Проектировать часовню гораздо сложнее, чем проектировать храм. Обусловлено это тем, что часовня существенно отличается от храма определенными категориями как богословского характера, так и архи­тектурно-функционального. Прежде чем приступить к проектированию православной часовни, необходимо уяснить, в чём же заключаются основные отличия часовни от храма. Начнем с категорий богословских.

Определение в священнослужебных книгах гласит: «Часовни -это молитвенные здания без алтаря». В часовне не служится литургия. Первое существенное отличие часовни от храма - отсутствие алтаря, отделенного от остального внутреннего пространства ико ностасом.

Из этого следует, что в интерьере часовни отсутствует иконостас. Но апсида как архитектурная составляющая сооружения может присутствовать в объемно-пространственной композиции.

Также часовня иногда имеет и притвор. Таким образом, часовня может иметь, как и храм, трехчастную структуру объемно-пространственной композиции: апсиду, собственно храмовое пространство, притвор. Но, поскольку в апсиде часовни отсутствует алтарное назначение, апсида довольно часто имеет очень скромные размеры либо ее нет совсем. То же самое относится и к притвору: поскольку в часовне не совершается литургия, часто нет необходимости в притворе, либо он (притвор) имеет малые размеры. Отсюда следует, что в преобладающем большинстве часовен наблюдается центричная схема построения объемно-пространственной композиции, довольно часто встречающаяся и в храмах.

Что касается категорий архитектурных, то в объемно- пространственной композиции и стилистическом оформлении фаса дов часовню отличает от храма крайняя лаконичность, если даже не аскетичностъ построения архитектурных форм, построения ар­ хитектурного образа .

Например, очень распространён образ часовни в виде кубического объема, перекрытого четырёхскатной крышей с луковичным завершением.

Второе отличие часовни от храма заключается в том, что ча совня имеет относительно меньшие размеры по сравнению с храмом.

Если говорить о функциональных категориях часовен, то изначально часовни возникли как поминальные церковные сооружения, и поэтому до настоящего времени преобладающая функция часовен -совершение панихид. В часовнях совершаются также молебны, акафисты, но никогда не совершаются литургии, таинства крещения и венчания, поскольку отсутствует алтарь.

Объемно-пространственная композиция часовен

Особенности планировочной структуры. Планы православных часовен демонстрируют множество вариаций на тему «квадрата». Выявлены 6 вариантов квадратных планов:

    простой квадрат;

    квадрат с террасой или верандой;

    квадрат, развитый до прямоугольника;

    квадрат с развитыми углами;

    квадрат как ядро композиции;

    многоугольник;

    квадрат, дополненный с одной стороны полукругом

Рассмотрим подробно каждый вариант плана.

1.Часовня, квадратная в плане, является наиболее распространенным вариантом. Ее размеры по наружным стенам не превышают 6,4 х 6,4 м (три сажени), а наименьшие размеры - 3 * 3 м. Такие часовни имеют один или два входа с выступающими наружу ступенями и крыльцом. Оконные проемы размещаются, как правило, по всем стенам, включая и ту, в которой расположен вход. Если же окна занимают две стены, то глухой остается стена

напротив входа. Такой прием чаще используют в деревянных часовнях. Пластика стен в этом случае решается только дверными или оконными проемами, а также крыльцом (рис. 2, 3).

Второй вариант можно считать разновидностью первого – к квадрату часовни пристраивается открытая терраса или крытая веранда. Она окружает объем здания с трех сторон (боковых и главного фасада) и расширяет пространство для молящихся. Приподнятая на несколько ступеней терраса придает часовне стройность и завершенность. В результате такого приема портал входа оказывается центром композиции главного фасада (рис. 4).

    Вариант с прямоугольным планом развивается из квадрата пристройкой к нему дополнительных помещений с одной или, симметрично, с двух сторон квадрата. Развитая входная часть создает вестибюль; симметричные пристройки подчеркивают главный, квадратный в плане объем; боковые пристройки дают возможность создания сложного завершения со множеством барабанов и малыми глав­ами (рис. 5).

    Квадратный план с профилированными четырьмя углами отличается от предыдущих вариантов тем, что именно этот прием придает часовне образ памятника. Выполненные таким образом часовни посвящаются памятным событиям. В остальном план повторяет прием, при котором в квадрате имеются один дверной проем и два оконных или три дверных проема с лестницами. Необходимо отметить, что во всех случаях стена напротив главного входа остается глухой (рис. 6).

    Главным помещением всего сооружения остается часовня. Она квадратная в плане и выделяется на фасаде. Группа встроенных помещений развивается по-разному: в одну из боковых сторон, по обеим боковым сторонам или по диагонали. Часовня, как правило, имеет два входа, но встречаются и три (рис. 7, 8).

    Квадратный план со срезанными углами представляет много­угольник, иногда переходящий в круг. Скошенные углы преобразуютквадрат в восьмиугольник. Восьмиугольный план определяет наружныйшатер и внутренний купол такого типа сооружений (рис. 9).

    Квадрат с апсидой, напоминающей алтарь, создает образ церкви. В этой структуре главный фасад дополняется квадратом высокого крыльца, расположенного на одной оси с апсидой (рис. 10).

Рассмотренные варианты планов говорят не столько об их эволюции, сколько об устойчивости формы плана. Все вносимые элементы новизны больше относятся к декору фасадов часовен. Можно с уверенностью сказать, что квадрат - это та форма, которая, незави­симо от размера, обеспечивает монументальность сооружения.

Открытые или закрытые часовни . В закрытой часовне присутствуют ограждающие стены и входная зона, одна или несколько.

Открытая часовня имеет как минимум три или четыре опоры, несущих завершение. Открытая часовня может быть решена и в виде сооружения, в котором присутствует лишь одна ограждающая стена -восточная. Естественно, что открытые часовни могут быть только неотапливаемыми (рис. 11).

Стилистика. Количество стилей, применяющихся в православном строительстве часовен, ограничено. В основном это византийский, барокко, классицизм, русский и неорусский стили (рис. 12-15).

3. Часовни в городской среде

Можно выделить несколько типов размещения часовни в современном городе:

    на территории монастыря или храма;

    в мемориальном комплексе;

    на площади;

    на магистрали (улице);

    при учреждениях и больницах;

    в жилом микрорайоне;

    на озелененной территории.

Каждая из этих градостроительных ситуаций накладывает определенный отпечаток на внешний облик, архитектурное решение часовни, а иногда и на ее назначение. Так, часовни, расположенные на территории монастыря или храма, как правило, имеют вспомогательное значение. Среди храмовых построек монастыря часовня чаще всего имеет подчиненное композиционное значение. Часовни, расположенные в мемориальном комплексе, очень часто выполняют роль памятника. На кладбище часовни обычно не имеют своей отдельной территории, а располагаются среди могил, на входе или примыкают к храму. Часовни, расположенные на площадях, в основном находятся в центральной части города, где появляется все больше современных зданий. Поскольку часовня в данном случае указывает на историческую значимость опре­еленного места, то в архитектурном отношении часовня всегда делается доминирующей. Часовни на площадях должны обладать большой архитектурной выразительностью, независимо от размера площади.

Вдоль улиц и магистралей возводят часовни в честь известных религиозных и светских лиц. Приемы размещения часовни по отношению к улицам и магистралям могут быть разнообразны. В основном часовни строят либо на оживленных улицах, либо на самых видных площадках. Часовни строят и на территории производственных и административных учреждений - как государственных, так и коммерческих (по частному заказу). Часовни, расположенные в жилой за­стройке, построены в основном недавно - в 90-х годах прошлого столетия. Они возводились в уже сложившихся районах, размещаясь подчас в сложных условиях сильно стесненной территории.

Озелененные территории города являются лучшим окружением для часовни, но это не всегда достижимо в реальной ситуации.

При всем многообразии рассмотренных архитектурных приемов и градостроительных ситуаций при возведении часовен следует считать, что часовня должна являться одним из наиболее выразительных компонентов городской среды. Выполняя учебный проект часовни, необходимо соразмерять постройку с местными природными условиями и масштабами окружающих ее зданий и сооружений.

4. Функциональные типы часовен

В современных архитектурно-строительных правилах принято, что по функциональным особенностям современные православные часовни разделяются на богослужебные, водосвятные, мемориальные, погребальные.

/. Богослужебные часовни чаще всего устраиваются при отсутствии храма или для размещения чтимых икон. Вместимость богослужебных часовен составляет от 5 до 50 человек (т. е. площадь от 2,5 до 25 м 2). Площадь помещения при проектировании любого храмового сооружения при нимается из расчета 1 м 2 на 2 человека.

Богослужебные часовни подразделяются на приходские, монастырские, крестильные и часовни при учреждениях (посольствах, больницах, хосписах, учебных заведениях, приютах и домах престарелых, тюрьмах и исправительных учреждениях, воинских частях, промышленных предприятиях и др.).

    Водосвятные (надкладезные) часовни устраиваются над колодцами, водоемами, скважинами и другими источниками воды в виде навесов, т. е. в виде открытых часовен или в виде закрытых сооружений площадью от 4 до 30 м 2 .

    Мемориальные часовни отмечают значимые для церкви места, также могут быть открытыми или закрытыми. Мемориальные, или памятные, часовни строятся на памятных исторических местах, в честь каких-либо личностей или событий. Ввиду своего мемориального значения часовни-памятники, как правило, имеют сильно развитую цокольную часть (памятники всегда имеют развитый подиум), в котором могут даже размещаться вспомогательные помещения.

Мемориальные часовни подразделяются на часовни-хранительницы икон, часовни памяти о святых, часовни в память о знаменательной дате, часовни в память об утраченной церкви.

4. Погребальные часовни устраиваются на кладбищах, над погребальными камерами и могилами также в виде открытых или закрытых сооружений площадью от 2 до 10 м 2 . Кладбищенские часовни могут иметь характерный развитый притвор, служащий местом отпевания покойников и совершения поминальных панихид, в том числе наиболее массовых, совершаемых несколько раз в году, в дни особого поминовения усопших. На паперти

должно быть достаточно места для размещения нескольких крышек гробов, а габариты притвора должны обеспечивать одновременную установку нескольких гробов. Минимальные габариты одного места с гробом - 5,4 на 2,4 м.

Достойный памятник эпохи (часовня-усыпальница в г. п. Мире)

Часовня-усыпальница кн. Святополк-Мирских в г. п. Мир представляет собой оригинальный, столичного уровня, памятник архитектуры ХХ ст. Создателем этого архитектурного произведения является замечательный российский зодчий рубежа ХIХ–ХХ вв. Роберт Робертович Марфельд (1852–19Незначительная по своим геометрическим параметрам, несколько вытянутая в плане, часовня-усыпальница имеет асимметричную объемно-пространственную композицию. В ее планировочной структуре предусмотрено два самостоятельных уровня. Верхний – представляет собой двухсветное пространство часовни, рассчитанное на ограниченное число скорбящих. Нижний – пространство усыпальницы. Внутреннее пространство интерьеров решено лаконично и немноготемно, торжественно и одухотворенно, что наводит присутствующих на мысль о возвышенно-божественном, далеком от повседневности.

Часовня-усыпальница, при незначительных габаритах, очень цельна и монументальна, решена с активным созидательным началом, свойственным модерну, однако имеет достаточно развитую пластическую насыщенность. Вертикаль звонницы придает «возвышенность» этому типу сооружения, «открыта на четыре стороны» и завершена шлемовидным куполом. Плоскости стен звонницы прорезаны узкими щелями-проемами, что ассоциируется с темой белорусских церквей оборонного зодчества ХV–ХVI вв.2 Не исключено, что зодчий был знаком с этими архитектурными памятниками Беларуси, однако, он ни в коем случае их не копировал. Обращение к историческому наследию помогло Р. Марфельду уяснить прообраз своей сугубо индивидуальной художественной композиции с элементом парадоксальности, которая резко отличалась от традиционных, канонических решений, характерных для подобного типа культовых (православных) сооружений. Этим, сравнительно небольшим по объему сооружением, зодчий показал себя смелым художником-композитором и стилизатором.

Необычным художественным обликом часовня-усыпальница в г. п. Мир резко отличается от традиционных решений. Например, ее можно сравнить с часовней кн. Паскевичей в гомельском дворцово-парковом комплексе, которая была построена по проекту академика Червинского в 1889 г.3 Она исполнена в «русском стиле», в характере архитектуры московских пятиглавых шатровых церквей ХVII–ХVIII вв. Главной достопримечательностью гомельской часовни является яркая насыщенность декоративного убранства, где особую красочность фасадам придают майоликовые плитки с сочным растительным орнаментом.

И все же часовня-усыпальница в г. п. Мир, ее архитектура, на наш взгляд, – прорыв, прорыв новаторский, шаг вперед к свободе мысли и творчества в культовой (православной) архитектуре4. Надо полагать, что новая художественная идея-концепция трактовки часовни-усыпальницы, предложенная Р. Марфельдом, была поддержана и одобрена самим заказчиком. Нетрудно себе представить, как луковичные завершения диссонировали бы со строгим силуэтом самого Мирского замка.

Часовня-усыпальница в г. п. Мир исполнена в приятных пропорциях, с использованием сочной цветовой гаммы, в основе которой лежат сочетания красного кирпича и бетонных вставок. С художественно-эстетической точки зрения это было вполне оправдано. Своеобразие внешнего облика достигнуто за счет использования синтеза архитектуры и изобразительного искусства, современных декоративно-художественных средств: мозаичного панно, исполненного в ярких золотистых тонах (лик Спаса Нерукотворного); орнаментально-декоративных поясов, карнизов, обрамлений арочного перспективного портала; металлических ограждений решеток с интересным рисунком; княжеского фамильного картуша (художественная ковка по металлу) и т. п. И все это сделано качественно, с большой любовью, тактично, с хорошим вкусом.

В стилистическом облике часовни-усыпальницы угадываются черты романской архитектуры, созданные под мощным влиянием символизма и модерна. Имеют место и приемы «кирпичного стиля» 5, которые широко использовались Р. Марфельдом в более ранних его работах (здание архива МВД, в Доме Императорского человеколюбивого общества, здании томского Технологического института), здесь же они трансформировались в броские эффектные формы раннего модерна. И все же в этом произведении отчетливо заметен след переходности к новой архитектурной системе, позволявшей решать более сложные художественно-эстетические проблемы пространственной композиции, ритмики форм и линий, фактуры и цвета 6. При этом генетический почерк мастера сохранен, он легко узнаваем по своей удивительной верности и стабильности к закономерностям построения архитектурно-пространственного организма.

Часовня-усыпальница Святополк-Мирских утопает в зелени живописного парка, великолепно отражается в зеркале водоема , навевает грусть, легкую тоску, поэзию старины ушедшего романтического прошлого. Она надолго оставляет у посетителей неизгладимое впечатление, дополняя и усиливая эмоциональную приподнятость, полученную от всего историко-архитектурного комплекса Мирский замок.

(1852–1921)

– академик архитектуры (1887), профессор Академии художеств и Института гражданских инженеров в Петербурге. Архитектор-практик конструктивистского направления модерна.

На Украине:

– здание среднетехнического училища в г. Александровске;

– храмовый комплекс на месте крушения Императорского поезда вблизи ст. Борки (1890–1894);

– обелиски: Александру II и Александру III в г. Чернигове; Александру III в селе Малиничи;

– памятный знак в честь событий 1888 года в с. Оменяни на Волыни (1890).

Литература:

1. Петербург немецких архитекторов (от барокко до авангарда). Чистый лист. – Петербург, 2002. – С. 275–282; Архитекторы-строители Петербурга-Петрограда начала ХХ века. Каталог выставки

(Иверской иконы Божией Матери) в Москве у Воскресенских (Неглиненских, Триумфальных, Куретных, Львиных) ворот Китай-города; одна из особо почитаемых святынь православной Москвы. С сер. XVII в. в ней находилась чудотворная Иверская икона Божией Матери .

Сведения об И. ч. как о деревянном строении Николо-Перервинского мон-ря появились в источниках в 1659-1660 гг. в связи со встречей в Москве у Неглиненских ворот Китай-города привезенной 13 окт. 1648 г. с Афона Иверской иконы. Через эти ворота совершались торжественные въезды на Красную площадь русских царей, иностранных послов. Первая И. ч., где находился один из списков образа, вероятно, была сооружена на месте встречи иконы и скорее всего сгорела во время большого пожара в авг. 1668 г. 19 мая 1669 г. к Неглиненским воротам (в И. ч. или под отдельный навес) перенесли новый список иконы (прежний отправили в Иверский Валдайский мон-рь). Согласно «Указателю Московских церквей» М. И. Александровского (М., 1919. Ркп.), постройки первоначально находились с внутренней стороны стены Китай-города.

По-видимому, в 1680 г., при реконструкции Неглиненских ворот, И. ч. была отстроена заново к северу от них. На воротах были изображены «добрым письмом» покровители Москвы: прп. Сергий, великомученики Георгий Победоносец и Феодор Стратилат, Московские святители Петр и Алексий, над ними - образ Воскресения Христова. Согласно источнику 1722 г., новая часовня была каменной. По синодальному указу в 1723 г. И. ч. была закрыта, но в 1727 г. открылась вновь. Из-за строительства новых Воскресенских ворот после пожара 1737 г. И. ч. вновь оказалась на новом месте. При имп. Елизавете Петровне И. ч., в документах названная «деревянным чуланом», была разобрана, и по прошению игумена Николо-Перервинского мон-ря икону поместили в каменный «приделок». В 1791 г. И. ч. отстроили заново (архит. М. Ф. Казаков), в 1801 г. она была «благолепно украшена» (проект П. Гонзаго): снаружи обита жестью, декорирована медными вызолоченными пилястрами с капителями, гирляндами, 8-конечными звездами, купол увенчивала позолоченная фигура ангела. После перестройки И. ч. вмещала до 50 чел. Во время Отечественной войны 1812 г. И. ч. пострадала от пожара и была восстановлена; в память об изгнании имп. Наполеона ежегодно совершался крестный ход из Кремля к И. ч. и оттуда с образом вокруг кремлевских стен. В 1929 г. И. ч. была разобрана.

Чудотворный образ из не запиравшейся на ночь И. ч. часто выносили в дома горожан, замещая его списком. Для перевозки образа использовали особую, закрытую карету, запряженную четверкой лошадей. Процессия, сопровождаемая форейтором с факелом, стала достопримечательностью Москвы. И. ч. называли «отрадным перепутьем для всех верующих»: к ней приходили, уезжая из Москвы или приезжая в нее. Горожане, почитая И. ч., снимали перед ней шапки и не начинали никаких важных дел, не помолившись в ней. Именно благодаря И. ч. укрепился обычай вступать на Красную пл. и в Кремль через Воскресенские ворота. Ему следовали, приезжая в Москву на коронацию, все императоры, вплоть до имп. Николая II; перед возвращением в С.-Петербург обязательно прощались с Иверским образом (царь Петр I, вернувшись в 1699 из Зап. Европы, не сразу поехал к И. ч., что вызвало нарекания москвичей; его торжественный въезд в Москву в 1721, после победы в Северной войне, был совершен через Воскресенские ворота). В 1775 г. здесь перед казнью молился Емельян Пугачёв.

И. ч. постоянно упоминалась в художественной лит-ре как символ особого московского благочестия: у И. А. Бунина («Воспоминания», «Чистый понедельник»), Б. К. Зайцева («Голубая звезда»), И. С. Шмелёва («Богомолье»), А. И. Солженицына («Красное колесо»). В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Пьер Безухов «увидал - проехав по городу - эту Иверскую часовню с бесчисленными огнями свеч перед золотыми ризами» и «почувствовал себя дома, в тихом пристанище». По свидетельству И. Д. Сытина, А. П. Чехов, приезжая в Москву, всегда занимал номер гостиницы «Большая Московская», выходивший окнами на И. ч., чтобы видеть ночной молебен, к которому собиралось много горожан.

Образ И. ч. встречается в поэзии нач. ХХ в.: у О. Э. Мандельштама («От Воробьевых гор до церковки знакомой / Мы ехали огромною Москвой»), М. И. Цветаевой («Мой - рот - разгарчив, / Даром что свят - вид. / Как золотой ларчик, / Иверская горит»; «А вон за тою дверцей, / Куда народ валит, / Там Иверское сердце, / Червонное, горит»), В. Ф. Ходасевича («Грошевую свечу за чудное спасенье / У Иверской поставила она»), в живописи (А. Лентулов. «У Иверской», 1916, ГТГ).

В 1918 и в 1922 гг. И. ч. была ограблена, за небрежное хранение церковных ценностей понесли наказание члены совета общины; остававшиеся в часовне ценности - золотая риза весом более пуда, неск. пудов серебра, 2 больших изумруда, более 100 алмазов, рубины и др. камни - были изъяты в 1922 г. В 1920 г. англ. писатель Г. Уэллс в кн. «Россия во мгле» отметил, что «особенной популярностью пользуется знаменитая часовня чудотворной Иверской Божьей Матери возле Спасских ворот; многие крестьянки, не сумевшие пробраться внутрь, целуют ее каменные стены». Перед И. ч. разворачивалось главное действие «комсомольского рождества» в Рождественский сочельник 1923 г. После закрытия и сноса И. ч. на ее месте была установлена авангардистская скульптура рабочего, исчезнувшая после разрушения ворот в 1931 г.

Остатки И. ч.- каменные прямоугольные в плане фундаменты (5,5×6 м) - открыты и изучены при реконструкции Исторического (Воскресенского) проезда Московской археологической экспедицией Ин-та археологии РАН в 1988 и 1994 гг.

4 нояб. 1994 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил закладной камень И. ч. В 1996 г. были завершены работы по воссозданию И. ч. и ворот (архит. О. И. Журин). Ныне часовня, пристроенная к сев. стороне Воскресенских ворот, имеет куполообразную кровлю, увенчанную золоченой фигурой арх. Михаила с крестом. Окна (в т. ч. ложные) овальной формы обрамлены венками и золоченым подзором в виде драпировки. К единственному дверному проему на главном (сев.) фасаде ведут широкие чугунные ступени; его фланкируют золоченые горельефные фигуры апостолов Петра и Павла. Перед И. ч. по решению московского правительства установлен знак «Центр Москвы».

25 окт. 1995 г., в канун праздника Иверской иконы Божией Матери, список иконы прибыл в Москву из Иверского монастыря на Афоне, где был написан иером. Лукой, а на следующий день Патриарх Алексий II совершил чин освящения И. ч. В наст. время в И. ч. ежедневно совершаются молебны, к-рые служат поочередно священники московских храмов.

Арх.: Чернов С. З. Отчет Моск. археол. экспедиции… 1988 г. // Архив ИА РАН. Т. 5. Р-1. 6 № 13158, 13159.

Л. А. Беляев



Новое на сайте

>

Самое популярное