Домой Ландшафтный дизайн Деревянная ступа с пестом. Ступка с пестиком – обязательные атрибуты любой кухни

Деревянная ступа с пестом. Ступка с пестиком – обязательные атрибуты любой кухни

Однажды вы перерастете обычные покупные специи в пакетиках, и захотите измельчать свежую корицу, гвоздику, перец, кумин и другие приправы самостоятельно, для чего самым лучшим инструментом будет ступка с пестиком. Пряности, чеснок, орехи или семена, измельченные в ступке, выделяют натуральный ароматы и масла; вы сразу заметите разницу во вкусе! Приступите к изучению первого шага, чтобы узнать, как пользоваться ступкой и пестиком, так вы повысите уровень своего кулинарного мастерства на несколько ступеней.

Шаги

Выбор ступки и пестика

Измельчите специи пестиком до необходимой консистенции. Удерживайте ступку одной рукой и, держа пестик другой, вращательными движениями измельчайте специи, пока масса не приобретет однородный вид. Равномерно растирайте, давите и крошите специи, водя пестиком по дну и стенкам ступки. Продолжайте, пока не добьетесь нужной степени помола.

  • Ниже описаны другие техники измельчения и дробления специй, каждая из которых позволит вам получить разную консистенцию, что отразится на вкусе и запахе конечного продукта.
  • Поместите специи на хранение или используйте их. Вы можете или высыпать свежеизмельченные специи в стеклянную банку с плотно закрывающейся крышкой, или отмерить и использовать их для приготовления блюда по рецепту.

    Другие техники измельчения

    1. Изучите другие техники помола. Этот вариант идеально подойдет для использования в выпечке, приготовления соусов и других блюд. Вы можете измельчить специи до состояния грубого, среднего или мелкого помола.

      • Сложите ингредиенты в ступку и удерживайте ее рукой.
      • Крепко и удобно удерживайте пестик во второй руке.
      • Закругленным концом пестика сильно надавите на ингредиенты и вращайте его вокруг оси.
      • Измельчайте, пока не добьетесь нужного результата.
    2. Более крупные специи и семена можно крошить, слегка ударяя по ним пестиком. Если какая-то часть не поддается или же просто слишком велика, аккуратно , но крепко ударьте по ней пестиком. После этого вы сможете сменить технику, чтобы получить меньший помол.

      • Сначала растирайте компоненты. Это выявит более крепкие частицы и вам будет легче их измельчить.
      • Толките или давите. Используя широкий конец пестика, аккуратно надавите на неподдающееся семя или кусочек. Делайте короткие и точные удары, чтобы ускорить процесс и сберечь силы.
      • Чтобы специи не высыпались в процессе, накройте чашу ступки рукой или тряпицей.
      • Перемелите снова, если потребуется. Когда большая часть ингредиентов помолота, несколько легких беспорядочных ударов пестиком помогут закончить дробление.
    3. Используйте технику дробления. Если по рецепту необходимо использовать дробленые, а не молотые специи, то это и значит, что их не надо стирать в порошок. Нижеописанная техника также подойдет для обработки чеснока.

      • Сложите ингредиенты в ступку.
      • Вращайте пестик, чтобы лопнуть и покрошить ингредиенты.
      • Продолжайте, пока все составляющие не будут раздроблены, но не помолоты.

    Чистка ступки и пестика

    • Некоторые травы содержат масла и волокна, из-за которых на поверхности ступки образуются тонкие, но крепкие бляшки, которые сложно удалить. Если вы не можете отшелушить их кончиком ножа, попробуйте замочить их в теплой воде или спирте. Если бляшки достаточно сухие, вы можете сточить их мелкой наждачной бумагой.
    • Другое использование: Измельчение медицинских препаратов (например, аспирина для растворения в воде), помол натуральных красителей до более мелкой консистенции, измельчение гранулированной еды для животных и т.д.
    • Дробите, а не бейте, чтобы не повредить каменные или керамические ступки и пестики.
    • Что еще сделать ступкой и пестиком? Попробуйте следующее: измельчение свежих трав в мелкую кашицу (отлично подойдет для приготовления травяного масла), дробление чеснока для чесночных гренок, приготовление хумуса, миндальной пасты или приготовление муки по старинной технологии.
    • Посоветуйтесь с фармацевтом прежде, чем измельчать лекарства; некоторые лекарства нельзя жевать и измельчать, их следует глотать целиком.

    Предупреждения

    • Одно замечание про дробление: Керамические, каменные и деревянные ступы могут расколоться, если ударить слишком сильно, или если в них ничего не насыпано. Большинство металлических ступ предназначено для измельчения относительно мягких компонентов, во избежание появления ямок и сколов.
    • Учтите, что ступки и пестик однажды использованные для измельчения токсичных или вредных веществ, больше не могут быть использованы для приготовления пищи. Лучше уберите их из кухни, и храните их с остальным инструментом, который вы используете в ваших хобби, саду или химических экспериментах.
    • Посоветуйтесь с фармацевтом прежде, чем измельчать лекарства, некоторые из них абсорбируются слишком быстро, если раздроблены.
      • Никогда не измельчайте и не жуйте лекарства, покрытые специальной оболочкой (желудочно-резистентные). Такие лекарства выглядят как прозрачные капсулы с порошком или жидкостью внутри. Иначе вы можете получить серьезное расстройство желудка.
    • Если вы хотите сделать ступку и пестик собственноручно, никогда не покрывайте внутреннюю часть лаком.

    Часть I
    Чтобы понять, какую ступку нам в хозяйстве надо, сначала выясним, в чем ее назначение, какую работу она выполняет в наших оч. умелых ручках? От ответа на этот вопрос зависит – какая ступка нам необходима.

    Дело в том, что задача превращения чего-бы-то-ни-было в пыль заключает в себе две работы – растолочь и растереть. Которые принципиально различаются с точки зрения приложения грубой силы. В первом случае сила применяется вертикальная - ударная, во втором – горизонтальная – сила трения.
    Форма ступок таким образом сводится главным образом к двум типам. Каким же именно?
    Растирание любых продуктов, удобнее и легче вести круговыми движениями, поэтому оптимальная ступка, предназначенная для растирания, должна иметь плоскую (камень для растирания) или полусферическую (ступка) внутреннюю поверхность и цилиндрическую или близкую к полусфере растирающую поверхность массивного пестика.
    Узкие и высокие ступки в форме стакана, в противоположность низким и широким предназначены для того, чтобы выдерживать ударные нагрузки, то есть толочь.

    Но это еще не все требования, предъявляемые к ступке, ибо толочь и тереть можно вещества как сухие, так и содержащие разное количество агрессивных и не очень жидкостей, получая на выходе либо порошок, либо пасту. И именно отсюда и вытекает разница в материале ступки.
    Очевидно, что свойства материала должны отвечать этим задачам - не развалиться от удара, не испортиться от влаги, не впитать чего лишнего и не приправить обрабатываемые в ступке продукты собственной пылью. Отсюда важные свойства материалов ступки со знаком плюс:
    - твердость, то есть способность противостоять давлению извне, с этим же связана абразивная стойкость (стойкость к истиранию)
    - пластичность – способность к деформации без разрывов и разрушений
    - плотность, то есть, внутренняя структура материала, с которой напрямую связана ударопрочность
    - химическая стойкость

    Не бывает плюсов без минусов, которые есть продолжение достоинств:
    - мягкость
    - хрупкость
    - пористость, т.е. способность впитывать влагу, пищевые краски и запахи
    - химическая активность, т.е. способность взаимодействовать с измельчаемыми продуктами

    Вот от этой печки и будем танцевать.

    Часть II


    Начнем, так сказать, по старшинству. Первыми в нашем обиходе появились ступки каменные. Куски горной породы – гранита и базальта валялись тут и там вокруг пещеры, нужно было просто выбрать подходящие. Только плоские камни еще не знали, что они будущие ступки, а округлые камни еще не знали что они - пестик. Как яблочко по блюдечку катился округлый пестик, растирая все, что под руку попадется – зерна, семена, корешки, овощи, орехи, фрукты. С течением времени на плоских камнях чуть углубилась середина и приподнялись края, а пестик превратился в подобие скалки, или даже изогнулся в форме буквы «г». Подобные архаичные ступки до сих пор сохранились, например, в Индии (pata varvanta, sil bhatta), в Индонезии (cobek и ulek-ulek), в Мексике (metate и metlapil), для растирания овощей и специй, зерна, риса, кукурузы, бобов какао и приготовления овощных паст типа гуакамоле, самбал или приправ-масал и паст-кари.
    И хотя ступки с течением времени приобрели более цивилизованный вид – и стали такими как molcajete и tejolote в Мексике или krok hin в Таиланде, и базальт и гранит сохранили свое значение и до сих пор. Твердость, плотность и абразивная стойкость у этих материалов самые высокие из натуральных камней. К минусам базальта можно отнести плохую полируемость, поэтому специи и пасты, получаемые в таких ступках, имеют неоднородную, грубоватую структуру.
    Но с этим прекрасно справляется полированный гранит и ступки из других природных камней, когда-то названных самоцветными: яшмы и халцедоны – агат, оникс, сердолик. Все эти камни прекрасно полируются, имеют отличную твердость и плотность и в итоге получать в них тонкие пудры из благовоний и пряностей и гладкие пасты достаточно просто.
    Есть у них и один общий недостаток - все каменные ступки рискуют расколоться при ударе от души, поэтому в них можно только растирать. Лучшими свойствами из натуральных камней обладает нефрит - ударопрочность его в несколько раз выше, чем у некоторых металлов.
    К несомненным плюсам всех каменных ступокотносится и то, что они не впитывают воду, не реагируют ни с кислым соком плодов, ни с красителями.
    За одним печальным исключением – мрамор не выдерживает заданных условий. Твердость его в гораздо ниже остальных камней, он довольно хорошо впитывает влагу и реагирует даже со слабыми кислотами - лимонной и уксусной. Оно нам надо? Что же делать, если мраморная ступка уже есть? Не выбрасывать же. Если в ней аккуратно растирать только сухие специи и готовить неагрессивные пасты, например из печеного чеснока или лука на масляной основе, она послужит не хуже других.

    Часть III

    Еще один древний природный материал для ступок – дерево. Понятно, что в такой лесной стране, как наша, деревянные ступы имели большое хождение, но в них не растирали, а толкли. Большими деревянными ступами до сих пор пользуются в Японии (usu и kine) для получения рисовой муки и крахмала из клейкого риса.
    Для ступки-стакана, в которых удобно толочь, подойдут даже среднетвердые породы дерева – дуб, канадский клен, не говоря уже о самых твердых - самшите и кизиле. Дело в том, что свойства древесины таковы, что ударная прочность торцевых срезов в десятки раз выше продольных. То есть, на человеческом языке - если ступка и пестик выточены или выдолблены как Буратино, в продольном направлении волокон полена, прочность пестика и днища ступки будет выше, чем у некоторых металлических. Именно поэтому и делали овсяное и всякое другое толокно у нас в узких и высоких дубовых ступах с толстым днищем. А также толкли в них мак и давили льняное и конопляное масло из семян.

    Из очевидных плюсов - дерево не реагирует c пищевыми кислотами и щелочами.
    Зато из минусов: отлично впитывает запахи и пищевые красители, а главное - влагу, из-за чего рано или поздно растрескается даже самая твердая деревянная ступка.
    Наиболее популярные ступки, цельновыточенные из твердых пород дерева, предназначены скорее для сухих, полусухих или маслянистых продуктов – трав, семян, орехов и т.д., имеют достаточную твердость и прочность и позволяют в них не только толочь, но и растирать. Масляная пленка, образующаяся на дереве со временем, предохранит его от впитывания влаги и растрескивания. Дешевые клееные ступки наименее прочные и более подвержены действию влаги.
    Соотношение плюсов и минусов деревянной ступки как никакого другого материала зависит от благородства породы, и лучшие из них служат скорее подарочным вариантом, чем действительно необходимы в хозяйстве. То есть, скажем, украшенная затейливой резьбой ступка из эбенового дерева, подаренная любимой свекровью/тещей, или привезенный в подарок коллегой/начальником индонезийский вариант ступки из пальмового дерева вряд ли кого-то оставит равнодушным. Поскольку оливковые ступки нередко предлагаются в соответствующем подарочном комплекте с оливковым маслом и оливками, логично, что оливковая паста-тапенада – лучшее применение для такого подарка.

    Часть IV


    Но мы не можем ждать милостей от природы, и придумали фарфор, который обладает не меньшей твердостью, прочностью, влаго- и химической стойкостью, чем природный камень. А спустя малое время после появления фарфора, его взяли на вооружение аптекари, и с тех пор медики и химики пользуются фарфоровыми «сервизами». Фарфоровые ступка и пестик (suribachi и surikogi) позволяют японкам, например, получать тончайшую рисовую пудру или однородные по составу соевые пасты-мисо, растирать кунжут для goma-dzio или листья и семена японского перца для приправы – kinome.
    Главный недостаток фарфора – хрупкость - преодолевается довольно легко, за счет толщины стенки, ну и аккуратного с ним обращения. Фарфор предназначен отнюдь не для того, чтобы долбить со всего размаху мускатный орех или даже просто черный и душистый перец в подобной штуковине. Это, мягко говоря, неудобно и нецелесообразно. И для этого есть более приспособленный материал.

    Часть V


    Через время человечество решило снова усовершенствовать и упорядочить природу. Большим подарком для таких экспериментов явились металлы. При довольно средней поверхностной твердости, уступающей камням, фарфору и даже некоторым сортам дерева, металл за счет свой внутренней структуры обладает очень высокой ударопрочностью, либо способен повышать эту самую прочность и твердость в процессе обработки. Поверхность металлических ступок хорошо полируется, что позволяет получить очень тонкие порошки и разбивать, например, мускатный орех или сушеный имбирь практически в пыль.
    Исторически первым в этом соревновании была медь, и ее производные – бронза (изначально сплав с оловом) и латунь (изначально сплав с цинком). Бронза и латунь обладают весьма полезным свойством – высокой стойкостью к истиранию. Это свойство весьма полезно для ручных мельниц для кофе и специй. Кстати сказать, кофе, смолотый даже не в старинной, а в просто старой латунной мельнице отчего-то вкуснее, чем в бездушной современной кофемолке. Бронзовые и латунные детали-жерновки – это хороший выбор и для современных кустарных перцемолок.
    Но для ступок-стаканов, из которых мы выбираем подходящую, стойкость к истиранию - это не основное достоинство.
    Чистая медь обладает высокой пластичностью, а значит, легко изменяет форму при ударе, бронзы же – самые хрупкие из медных сплавов, поэтому предпочтительнее ступки латунные, обладающие высокой ударопрочностью. Высшим шиком будут серебристого цвета ступки из новейших сплавов - мельхиора (изначально медно-никелевый сплав) и нейзильбера (изначально медь с никелем и цинком).
    Но вот беда - поверхность таких ступок в тепличных условиях кухни – высокой влажности, агрессивной атмосфере и повышенной температуре, а также при контакте с кислотами покрывается зеленовато-коричневым налетом – патиной. Что хорошо для художественных изделий и памятников, то плохо для нас с вами. Составные части налета – малахит, ярь-медянка и другие, суть сложные и простые яды. Как с этим бороться? Элементарно, как говорится, Ватсон – чистить, чистить и еще раз чистить. Недаром во всех литературных памятниках прошлых веков такое внимание уделялось чистке металлической (читай медной) посуды. Внутренние поверхности, соприкасающиеся с пищей, должны сиять как начищенный медный таз.

    Вслед за бронзовой эпохой наступило время железа, чугуна и стали.
    «Чугуний» как материал для ступок уступает латунным и бронзовым, ибо хоть и твердолобый, зато хрупкий – при желании чугунную ступку можно легко расколоть. Кроме того, чугун, будучи пористым, впитывает влагу и ржавеет, что есть большой минус. Но толочь воду в ступе-стакане не очень-то удобно, так что подобный недостаток легко сводится на нет использованием металлических ступок и мельниц по назначению - только для сухих специй. И легко устраняется тщательным уходом – протирать сухой тряпочкой или бумагой или просушивать после использования и хранить подальше от кухонной плиты.

    Железо и сталь, хоть и прочнее чугуна, тоже ржавеют быстро и хорошо, если только это железо не метеоритное. Но это уже из области фантастики. Реальность же такова, что не умеющий стоять на месте технический прогресс не обошел стороной рутинную домашнюю работу и нержавеющая сталь вывела древние ступки на уровень сложных механических девайсов - электрических мельниц и блендеров.
    Стеклянные емкости и стальные детали, не впитывающие посторонние запахи и влагу и не поддающиеся агрессивной среде, а главное - современная мощь этих кухонных монстров делают измельчение процессом, не стоящим даже упоминания - на столько сокращается время приготовления, и устраняются все минусы предыдущих поколений ступок. Однако, мне субъективно кажется, что вместе с недостатками уходят тепло и душа, наполняющие старинные ступки, из чего бы они не были сотворены, ведь медленный процесс и последовательное добавление компонентов в ступке позволяет как следует высвободиться, а главное перемешаться в процессе измельчения ароматам и вкусам используемых продуктов.

    Литература и материалы:
    1. «Глиняные таблички или каменные скрижали. Как сохранить память о себе на века», Иллюстрированное пособие по клинописи, издательство «Шумер», 5000 год до вашей эры
    2. «О влиянии плотности древесины на умственные способности Буратино», Журнал «Древоточец» под ред. Л. Алисы, 1827г
    3. «Нефритовый стержень или Воспоминания бывшего мандарина», неизданная рукопись 1149г (предполож.) найденная в рыбацкой деревне на о. Тайвань.
    4. «Глянец», журнал Общества любителей Мейсенского фарфора, Германия, 1865г.
    5. «Каменный цветок – десять шагов к успеху.» Пособие для начинающих, 1898г., Медногорская типография
    6. «Применение новых материалов г-на Нобеля в камнерезном искусстве», журнал
    «Заводской вестник», 1905г., Колывань

    Тема урока: Ступа с пестом.

    Задачи урока:

    Раскрыть значение слова «ступа», изучить применение данного предмета в обиходе;

    Развивать логическое мышление, внимание, закрепить знание о казахской национальной посуде;

    Воспитывать интерес к предмету.

    Тип урока: объяснение нового материала

    Методы, приемы: наглядный, поисковый, репродуктивный, игровой

    Оборудование: презентация к уроку, проектор

    Межпредметная связь: русский язык, литература

    Ход урока

    1. Организационный момент

    Психологический настрой

    1. Актуализация знаний

    А) Имя первой женщины в мире освоившей летательный аппарат. (Если учащиеся не отгадали дается вторая загадка)

    Б) В дремучем лесу затерялась избушка.

    В избушке живет непростая старушка -

    Берет помело, да в ступу садится,

    И тут же над лесом взлетает, как птица!

    (Баба Яга)

    Как назывался летательный аппарат?

    Что такое ступа?

    1. Работа по теме

    1) Слово учителя

    У слова «ступа» несколько значений.

    Как мы называем такие слова? (многозначные)

    Где мы можем о них узнать? (в толковом словаре)

    Вспомните правила использования словарей и найдите значение слова «ступа»

    • Ступа - (на санскрите - макушка, куча камней, земляной холм) - в Индии, Непале, Средней Азии культовое буддийское символическое и мемориальное монолитное сооружение полусферической формы; глинобитное, нередко облицованное камнем или каменное. Ранние ступы - хранилища реликвий Будды и буддийских святых, поздние - воздвигнуты в честь событий, связанных с буддизмом. Ступа устанавливалась на круглой или квадратной платформе, под открытым небом. Классическим образцом индийской ступы является самая древняя из сохранившихся - ступа в Санчи (3- 2 вв. до н.э.), форма которой символизирует священную гору Меру.
    • Ступа - евр. медоха. Ступа, известная домашняя утварь для изготовления круп из неочищенных зерен пшеницы, ячменя, проса, гречихи.
    • Воду в ступе толочь (в переносном значении: заниматься пустыми разговорами, бесполезным делом; разговорная форма).
    • Летательный аппарат Бабы Яги в сказках
    • Ступой обзывают неповоротливого человека, чаще женщину

    Как вы думаете, о какой ступе мы будем говорить сегодня на уроке?

    Давно уже нет ступы в обиходе (устаревшее слово) Но под таким наименованием и с таким принципом действия существуют ступки, в которых что-то измельчают или растирают дома, в аптеке. Тоже пестиком. Ступа, в которой толкли просо (а из проса получали пшено, а из пшена кашу варили), представляла собой обрубок толстого дерева, в котором выдалбливалась конусная емкость глубиной в руку почти до плеча. Высота ступы достигала 80 см, глубина - 50 см, диаметр - 40 см. Деревянный пест изготавливался до 100 см длины при диаметре около 7 см. Снаружи в нижней части прорезались ручки (точнее, поручни), что делало ступу похожей на ступень ракеты.

    Ступы были в каждом крестьянском доме. Ими пользовались по мере надобности, заготавливая крупу на одну, две недели.

    Ступа подготовки к работе не требовала, потому как после очередного использования, ставили ее вверх дном, и никакого мусора, никакой пыли туда не попадало. Пест – аккуратненько в уголок. По поверью, пест в ступе оставлять нельзя: черти в ней будут толочь – возможно, болезнь какую – а потом рассевать по народу.

    Начинать толочь, надо было очень осторожно: набраться терпения и довольно долго опускать пест легко, просто бережно, как если бы на самом деле воду толкли. Только из воды получится вода, а, например, из проса – пшено. Когда просо или греча немножко скинули свою одежку, можно ударять пестом смелее. Но все равно следить за тем, чтобы осталось кашу из чего сварить. Усердствовать не стоило: можно было и раздробить крупку в муку.

    Со ступой связано много поверий. Так, например, под ступу складывали одежду больного и приговаривал примерно так: отпусти больного (имярек), не то я тебя (болезнь) под ступой заморю. В случае пожара надо было поставить ступу вверх дном, и она становилась заступницей человека.

    Интересно использовалась ступа в свадебных обрядах. Например, чтобы в будущем в семье были и сыновья, и дочки, невеста должна была присесть поочередно на ступу и на пест.

    Так же ступа использовалась как посуда для изготовления снадобий, лекарств.

    2) Работа с учебником (стр. 24)

    Что нового узнали на уроке? С какими понятиями познакомились? Что повторили?

    1. Д/З заготовить необходимые материалы для изготовления ступы. (См. стр. 24)

    Pilon de pharmacien Instrument pour broyer les médicamentations.

    Pilon de mortier Instrument dont on se sert pour piler quelque chose dans un mortier. Pilon de fer, pilon de fonte, pilon de bois.

    Предметы домашней утвари, используемые в свадебных обрядах и в народной медицине. С. символизирует собой сексуальное женское начало, а П. - мужское. По сербским обычаям, чтобы рожать поровну мальчиков и девочек, молодая, войдя в дом мужа, должна присесть и на П., и на С. В шуточной песне из Орловской губ. дед предлагает бабе лечь на кровать: «Твоя ступа, мой толкач,/Я засуну, ты не плачь!» Откровенно эротический характер имеют славянские загадки о С. и П., например: «- Баушка белянка! / Что у те за ямка? / - Дедушка сокол!/Что у те за кол?» В полесской свадебной припевке упоминается женитьба С. и П.: «Ой, высилле, высил-лечко / Нам Бог дау, / Ожэниуса толкач, / Ступу взяу». В Гомельской обл. известно шуточное объяснение того, откуда появляются дети: «3 неба упау,/Да у ступу папау, /Ас ступы вылез - /И вот якой вырас». В Казанской губ. сваха, придя в дом невесты, отыскивала в сенях С. и трижды вертела ее вокруг себя, чтобы состоялась свадьба и молодую трижды обвели вокруг аналоя. В Вятской губ., чтобы сватовство прошло успешно, сваха трижды поворачивала С., приговаривая: «Как не упрямится ступа, так бы не упрямилась и невеста». В Пензенской губ. после отправления свахи из дома жениха его родные катили за ней С., выражая этим надежду, что сваха «утолчет и угладит» все проблемы. На Украине и в Белоруссии, когда невесту увозили в дом к жениху, сопровождающие старались украсть С. и жернова. В связи с этим, приезжая к жениху, пели: «Выды, маты, подэвы, / Што мы тоби прывэзлы, / Ой, ци жорна, ци ступу, / Ци невисту-залупу!» (Волынская обл.). Кое-где на Украине в конце свадебного обеда сваты с музыкой выносили из каморы каравай и трижды, танцуя, обходили с ним вокруг С.; каравай делили на С., поставленной посередине хаты. В севернорусском свадебном обряде невесту иногда сажали на С. В украинском Полесье на свадьбе С. рядили в женский наряд, а пест - в мужской. В Житомирской обл. в последний день свадьбы «венчали» родителей новобрачных вокруг С.; при этом в С. наливали воды и били по ней пестом так, чтобы облить всех водой; обход С. сопровождался шуточными диалогами и непристойными песнями, пародирующими церковную службу. На Псковщине и в Саратовской губ. бытовала святочная игра, во время которой «венчались» вокруг С., изображающей аналой. У русских, украинцев и сербов С. часто применяли в народной медицине. Считали, что в ней можно истолочь болезнь или «перетолочь» больное животное на здоровое. В Казанской губ. во время приступа лихорадки рубаху, штаны, пояс и крест больного клали под С. и говорили: «Марья Идровна, отпусти его, не то я тебя под ступой заморю; коли ты не оставишь, и я тебя не выпущу!». Железная и золотая ступы упоминаются в заговоре XVII в. из Олонецкой губ. В заговоре от недругов из того же рукописного сборника XVII в. рекомендовалось, выходя из дома, толкнуть левой рукой С. и сказать: «Как ся ступа пала, так бы мои недруги повалялись пред мною и попадали». В севернорусских заговорах от детской бессонницы: «Полуношница Анна Ивановна, по ночам не ходи, рабы Божьей (имярек) не буди! Вот тебе работа: днем играй пестом да ступой, а ночью матицей». В Гомельской обл., если ребенок не спит, мать трижды обходила С., со злостью толкала ее и произносила: «Я^табе покажу!»; считалось, что ребенок после этого успокоится. По сербским поверьям, тот, кто страдает от лихорадки или боли в животе, пусть выпьет воды из С., три раза перевернется через голову, потом ляжет и заснет; когда он встанет, будет здоров, а С. нужно оставить перевернутой на ночь. В Брянской обл. советовали во время пожара перевернуть С. кверху дном, чтобы ветер утих и не разнес огонь. В гомельском Полесье во время засухи парни бросали в колодец С., П. и кувшины, чтобы вызвать дождь. Бытовое использование С. и П. регламентировалось многочисленными правилами и запретами. По полесским поверьям, не следует оставлять на ночь П. в С., иначе ночью им будет толочь нечистая сила; украинцы Харьковской губ. не оставляли также С. открытой, т.к. иначе перед смертью рта не закроешь.

    По польским поверьям, в течение трех дней после смерти человека нельзя толочь в С. и молоть в жерновах, т.к. душа умершего три дня пребывает в С. или в жерновах. В русских сказках Баба-яга «ездит в ступе, пестом погоняет, вперед метлой дорогу разметает» или «ездит в ступе, пестом упирается, помелом побивается, хлещет сама себя сзади, чтобы прытче бежать». В белорусской сказке «Мал Малышок» из Могилевской губ. Баба-яга едет верхом на козле, погоняя железным толкачом. По поверьям Волховского уезда Орловской губ., «у колдунов и ведьм необходимыми орудиями... служат: ступа, толкач, помело, сыч или филин, кот большой, треножник, кочерга и кадка с водой... Ведьмы прилетают на помелах, ухватах или ступе, в руках у них бывает толкач или рог с табаком». В украинской сказке из Черниговской губ. самая старшая, киевская, ведьма приезжает на шабаш верхом на П. По поверьям белорусов Волковыскского уезда Гродненской губ., Баба-яга - хозяйка всех ведьм, вместо ног у нее железные песты; когда она идет по лесу, то, ломая его, прокладывает себе ими дорогу. В белорусском заговоре на успех в суде говорится: «Не щу на суд, да еду. Ступаю еду, таукачом паганяю, макам след засыпаю». По поверьям белорусов-полешуков Пинского уезда, русалки живут на дне рек «и в мае месяце до восхода солнца по утрам в хорошую погоду выходят из рек и нагие с толкачами пляшут во ржи и поют». В Могилевской губ. детей пугали Железной бабой: она хватает детей, которые ходят одни по полям и огородам, бросает их в свою железную С., толчет и ест. В старинной лубочной картине «Баба-яга и Крокодил» Баба-яга изображена верхом на свинье; в правой руке она держит вожжи, а в левой - П., с помощью которого собирается сражаться с Крокодилом. Лит.: Топорков А.Л. Откуда у Бабы-яги ступа?//Русская речь. 1989. №4. А.Л. Топорков

    СТУПА С ПЕСТОМ. Приспособление для изготовления круп из неочищенных зерен пшеницы, ячменя, проса, гречихи. Предназначенные для этой цели ступы выдалбливались из дерева. Их высота достигала 80 см, глубина - 50 см, диаметр - 40 см. Деревянный пест изготавливался до 100 см длины при диаметре около 7 см. При толчении в ступе зерно освобождается от оболочки и частично размельчается.
    Ступы были в каждом крестьянском доме. Ими пользовались по мере надобности, заготавливая крупу на одну, две недели.
    В народном сознании ступа с пестом имела мифологическую символику. Она осмыслялась как соитие, соединение мужского и женского начала. До сих пор неповоротливую женщину называют в русских деревнях ступой, а нерасторопного застенчивого мужика - пестом. Это особенно ярко проявлялось в шутках подгулявших на свадьбе гостей, в частушках эротического содержания.
    В связи с такой символикой ступа с пестом широко использовалась как атрибут свадебного обряда. В некоторых русских деревнях сваха, прежде чем войти в избу к девушке, трижды крутит вокруг себя в сенях ее ступу, чтобы сватовство было удачным. В южнорусских губерниях в день венчания женщины, налив воду в ступу, толкли ее пестом, имитируя половой акт, который должен состояться между женихом и невестой. Распространены по всей России.
    СТУПКА С ПЕСТИКОМ. Приспособление для растирания и размельчения различного рода продуктов: соли, перца, сала, чеснока, мака и т. п. Выдалбливались из дерева, изготавливались из луженой меди, латуни. Металлические ступки представляли собой невысокий сосуд, круглый в поперечном сечении, плавно сужающийся к донцу. Деревянные ступки могли повторять форму металлических или представлять собой невысокие широкие чашки с ручкой. Пестики имели форму стержня с круглой рабочей частью. В русских деревнях в повседневном хозяйственном быту использовались в основном деревянные ступки. Металлические ступки были распространены в городах, а также в богатых семьях крестьян Русского Севера.

    Макс Фасмер

    ступа I.

    Укр., блр. ступа, др.-русск. ступа, цслав. (XIV в.) болг. стъпа, сербохорв. словен. чеш. stoupa, польск. stępa, в.-луж., н.-луж. stupa. || Праслав. заимств. из др.-герм. - ср.-нж.-нем. stampe "трамбовка", англос. stampe ж., д.-в.-н. stampf; см. Мерингер, WuS 1, 8 и сл., 19 и сл.; Герамб, WuS 12, 39 и сл.; Шрадер - Неринг 2, 80; Уленбек, AfslPh 15, 491; Кипарский 266; Mi. EW 324. Невероятно предположение об исконнослав. происхождении, вопреки Зубатому (Wurzeln 17), Младенову (616), Преобр. (II, 408).

    СТУПА (санскр., букв. - куча земли, камней), буддийское культовое сооружение, хранящее священные реликвии; надгробие. С первых веков до н. э. известны полусферические ступы (канонический тип; Индия, Непал), позже колоколообразные, башнеобразные, квадратные, ступенчатые и др.

    При толчении льна в некоторых районах дополнительно использовали ступу,- долбленую колоду из ствола березы или осины и деревянный пест с железной обивкой на конце. Встречались также и двойные ступы, с одного конца служившие для толчения проса, а с другого - для толчения льна. Использовали ступу и для мытья (толчения) холста. Подобные долбленые ступы имелись в каждом крестьянском доме .
    В славянской традиции ступа с пестом наделялись ярко выраженной эротической символикой Они осмыслялись как соитие, соединение мужского (пест) и женского (ступа) начала, отсюда - широкое использование их в свадебной обрядности. Молодую заставляли толочь воду в ступе до тех пор, пока она не выплещет всей воды, испытывая тем самым ее характер. В некоторых местах ступу во время свадьбы рядили в женский наряд, а пест - в мужской. В последний день свадьбы родителей новобрачных «венчали» вокруг ступы. Известен обряд, при котором сваха , прежде чем войти в избу к девушке, трижды крутила вокруг себя в сенях ее ступу, чтобы сватовство было удачным, приговаривая при этом: «Как не упрямится ступа, так бы не упрямилась девица!»12.
    Активно использовалась ступа и в народной медицине. Считалось, что в ней можно истолочь болезнь, «перетолочь» больное животное на здоровое, заморить под ней лихорадку. В Новгородской губернии «толкут в ступе пестом снятую с больного ребенка рубашку»13.
    В русских народных сказках Баба Яга летает «в ступе, пестом погоняет, вперед метлой дорогу разметает». В северно-русской сказке человек валится на землю и превращается в камень от удара пестом Бабы Яги . В некоторых местах детей пугали Железной бабой, говоря им, что она хватает детей, которые «ходят одни по полям и огородам, бросает их в свою железную ступу, толчет и ест»14.
    В русских народных загадках ступа с пестом также имеют эротическую окраску:
    Маланья толста, Сухой Матвей Привязался к ней - Не отвяжется15.
    Еще чаше ступа упоминается в русских народных пословицах и поговорках: «Ее и в ступе не утолчешь» (упряма), «Его толочь заставь, так он в ступке дно прошибет» (дурак), «Не ест ступа толокна, а мир кормит», «Дурака, хоть в ступе толки», «Его ведьма в ступе высидела» и т. д.

    12 Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения... Т. 2. М., 1995.- С. 22.
    13 Торэн М. Д. Русская народная медицина и психотерапия. СПб., 1996.- С. 402.
    14 Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., ЭллисЛак. 1995.- С. 306-307.
    15 Русский эротический фольклор. М. Ладомир. 1995.- С. 414-415.



  • Новое на сайте

    >

    Самое популярное