Домой Коммуникации Финансы как явление представляют собой. Финансы как экономическая категория

Финансы как явление представляют собой. Финансы как экономическая категория


Сущность финансов. Финансы - экономическая категория товарного производства. Денежный характер финансовых отношений. Место финансов в системе товарно-денежных отношений. Границы финансов в сфере товарно-денежных отношений. Специфические признаки финансов. Финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений. Определение финансов.
Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями в процессе стоимостного распределения. Финансовый и ценовой методы распределения стоимости; их общие черты и отличия. Финансы и заработная плата, их взаимодействие. Общее и особенное в функционировании финансов и кредита в распределительном процессе.
Раздел 1.1.1Сущность финансов
Термин «финансы» происходит от латинского «finis» - конец, окончание, финиш. В Древнем мире и Средние века в денежных отношениях, возникающих между государством (королем, судьями и т.д.) и населением, слово finis означало окончательный расчет, завершение денежного платежа. Лица, уплатившие взносы в пользу судьи, короля или различных государственных органов, получали на руки документ - «fine». От названия этого документа и произошел латинский термин «financia», который означал денежный платеж.
В XVI веке во Франции возник термин «finance», означающий наличность, доход, платеж. Этот термин использовался для определения совокупности публичных доходов и расходов и постепенно трансформировался в современное понятие финансов.
Длительный процесс развития товарно-денежных отношений радикально изменил содержание явления финансов. Если ранее в этих отношениях главную роль играли монарх, государство как собственники и верховные правители, то во второй половине XX века основными владельцами ценностей, предприятий становятся граждане, а государство в лице органов власти выступает посредником и потребителем перераспределяемых ценностей. Большинство отечественных экономистов социалистического периода XX века справедливо видели суть финансов в распределении и перераспределении денежных фондов, но нерационально связывали их, во-первых, с расширенным воспроизводством, во-вторых, с государством.
Чтобы разобраться в существующем многообразии определений, необходимо четко проследить историю явления финансов.
В условиях ограниченности жизненных ценностей продолжение человеческого рода невозможно без такого общественного процесса, как их перераспределение от трудоспособных к нетрудоспособным. Чем больше человек производит прибавочного продукта, тем больший объем ценностей может быть перераспределен.
Перераспределение бывает непосредственным и опосредованным. Первое осуществляется в рамках одной формы собственности, когда отсутствуют экономические понятия «мое», «твое». Второе происходит через экономические понятия «мое», «твое», это - социально утверждаемый переход ценностей одного экономического субъекта (собственника) к другому, т.е. общественный институт собственности.
Своеобразным катализатором распределительных и перераспределительных отношений выступает развитие и установление всеобщего господства товарно-денежных отношений, превращение всех ценностей (материальных, духовных, социальных, сенсорных и др.) в товары и необходимость их стоимостного выражения в различных рыночных соизмерителях (деньгах, ценных бумагах и т.д.).
В результате мы наблюдаем наличие следующих явлений:
формирование самостоятельных экономических субъектов и собственников ценностей;
повсеместное распределение и перераспределение жизненных ценностей;
обособление и постоянные изменения реальной и фиктивной стоимости материальных благ.
Их взаимодействие порождает объективную систему движения жизненных ценностей от одних субъектов к другим, представляющую собой прообраз, основу финансов.
Как функционирует данная сфера, что представляет собой данное явление? Каким образом происходит формирование и расходование денежных ресурсов? Ответы на эти и многие другие вопросы, связанные с денежными фондами, составляют предмет изучения финансов. Объектом служат персонифицированные экономические субъекты: человек, коллектив, государство и другие структуры.
Деньги выполняют различные функции и прежде всего роль мерила полезности товаров, универсального средства обмена и платежа. Они не являются непосредственным источником дополнительных жизненных ценностей, а выступают объективной, не зависимой от сознания людей, специфической формой, стоимостной оболочкой формирования и использования денежных ресурсов конкретных субъектов общества. Органичное взаимодействие этой оболочки, денежных ресурсов и конкретных субъектов образует финансы.
Таким образом, финансы - это объективное экономическое явление, представляющее собой систему формирования, распределения, перераспределения и использования денежных фондов субъектов общества. С одной стороны, это явление выступает экономической категорией, а с другой - субъективным стоимостным инструментом деятельности.
В качестве экономической категории финансы выражают отношения между экономическими субъектами по поводу формирования и использования денежных фондов. То есть финансы - это не только деньги, а органическое единство трех элементов: минимум двух субъектов, объекта и непосредственно самих отношений. В отсутствие какого-либо из них финансов как категории и явления нет. Базовой моделью финансов служит схема на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Модель сущности финансов

Субъектами финансовых отношений в современной рыночной экономике могут выступать: 1) граждане (физические лица), 2) семья, 3) организации (юридические лица), 4) государство, 5) межгосударственные юридические лица (транснациональные и межнациональные организации), 6) объединения государств, 7) неформальные организации (коллективы). Все они становятся официальными контрагентами при наличии правовых полномочий, предусмотренными соответствующими законодательствами.
Первые три (1-4) вида образуют внутреннюю систему субъектов финансов каждой страны, последние три (5-7) - международную сферу. Разумеется, реальные отношения значительно шире и разнообразнее. Наряду с правовыми субъектами финансов могут быть и существуют неправовые, так называемые неформальные субъекты (организационные комитеты, клубы, ложи, «тройки», «семерки» и т.д.). Они принимают финансовые решения по формированию и использованию денежных фондов с позиций силы, традиций, обычаев, «джентльменских» соглашений. Особенно много таких субъектов в категории физических лиц. Они формируют неофициальную (теневую) сферу образования и распределения денежных фондов.
Объект финансов представляют финансовые ресурсы. Они охватывают все множество реальных и фиктивных ценностей, имеющих стоимостное выражение. Это, во-первых, деньги (бумажные, электронные и др.), которые сами по себе стоимости не содержат, но способны олицетворять реальные материально-вещественные, духовные и социальные ценности; во-вторых, разнообразные ценные бумаги (акции, облигации, патенты, страховки и др.), отражающие материальные и нематериальные ценности физических лиц, юридических и государственных структур; в-третьих, различные обязательства экономических субъектов. При этом оценка (стоимость) фиктивных ценностей может быть больше, меньше или равна реально существующим ценностям (материальному содержанию национального богатства, ВВП).
Совокупность взаимосвязей между субъектами по поводу изменения объекта составляет сложную многоплановую иерархическую систему (рис. 1.2).
1-я группа. Финансовые отношения граждан охватывают связи между отдельными людьми - индивидами. Сюда входят различные денежные отношения по поводу формирования и использования денежных фондов отдельных лиц внутри круга родственников, знакомых, принимающих активное или пассивное участие в деятельности конкретного человека. Данная сфера финансов опосредует потребление, воспроизводство и развитие человека, а также процесс производства жизненных ценностей на первичном уровне, включающем иногда акты купли-продажи рабочей силы и другие характерные финансовые моменты рыночной экономики.


Рис. 1.2. Система финансовых отношений
С этой сферой органически связаны отношения отдельного человека с семьей, составляющие 2-ю группу.
В 3-ю группу включаются отношения отдельных людей с негосударственными производственными, финансово-кредитными, коммерческими и другими организациями по поводу формирования и использования денежных ресурсов. Это основная сфера отношений, через которую происходит, с одной стороны, формирование поступлений в виде заработной платы, дивидендов, процентов, заемных ресурсов и т.д., а с другой - инвестирование средств в исходные фонды (основной капитал и др.) негосударственных организаций. Последний момент имеет чрезвычайно важное значение для понимания роли и места личных финансов. Именно он коренным образом меняет социально-экономическое значение личных финансов, превращая их в базовый функциональный элемент и правовую основу рыночной экономики. Исходной экономической базой предприятий рыночной экономики в условиях частной собственности может быть исключительно индивидуальный финансовый капитал, личное состояние граждан. Нет обезличенной совместной, коллективной собственности, имеется лишь управление совместным имуществом. Любое объединение строится на участии (долевом или полном) индивидуальных владельцев. Отсюда все товарищества и акционерные общества - это в конечном счете частички личных финансов. Соответственно при ликвидации организаций в первую и последнюю очередь удовлетворяются индивидуальные интересы акционеров, пайщиков.
4-я группа отношений отражает потоки денежных фондов между гражданами и государственными юридическими лицами, в которых основное место занимает движение, с одной стороны, платежей в бюджет, а с другой - различных целенаправленных денежных выплат государственных организаций (заработной платы бюджетным работникам, государственных пенсий, социальных пособий и др.).
5-я группа отношений возникает при наличии нескольких собственников (акционеров, пайщиков) организации и выражает отношения между ними по поводу формирования исходных денежных фондов (первоначального капитала) и распределения конечных финансовых результатов. Это начальная и итоговая сфера финансов коллективной предпринимательской деятельности.
6-я группа отношений - это денежные связи граждан с экономическими субъектами (индивидами, негосударственными юридическими лицами, государственными структурами) зарубежных государств, а также с межгосударственными организациями и объединениями стран в части инвестиций, доходов, платежей, спонсорской помощи и т.д.
7-я группа - отношения негосударственных организаций с другими негосударственными производственными, финансово-кредитными, коммерческими и иными организациями по поводу формирования и использования денежных ресурсов. Через эту сферу отношений происходит, с одной стороны, формирование дивидендов, процентов, заемных ресурсов и т.д., а с другой - реализация созданных товаров и услуг. Последний момент имеет важное значение для понимания роли и места финансов организаций. Именно он обеспечивает рыночное признание и денежную метаморфозу вновь созданной стоимости товаров и последующее удовлетворение материальных интересов участников производства - собственников в доходе, а наемных работников - в оплате труда.
8-я группа отношений отражает отношения между негосударственными организациями и государственными юридическими лицами, в которых основное место занимает движение, с одной стороны, платежей в бюджет, а с другой - различных целенаправленных денежных выплат государственных организаций.
9-я группа отношений - это денежные связи негосударственных организаций с экономическими субъектами (индивидами, негосударственными юридическими лицами, государственными структурами) зарубежных государств, а также межгосударственными организациями и объединениями стран в части купли-продажи рабочей силы, инвестиций, доходов, платежей, спонсорской помощи и т.д.
10-я группа отношений охватывает связи государства с зарубежными экономическими субъектами.
Совокупность данных отношений можно классифицировать не только по субъектам, но и по а) функциональной роли и значению в рыночной экономике (потребителя жизненных ценностей и производителя-потребителя); б) размерам и характеру денежных фондов; в) степени планомерности отношений.
Исходными, главными и конечными являются отношения физических лиц. Их назначение состоит в том, чтобы путем образования и использования денежных фондов обеспечить реализацию потребностей человека, его развитие и воспроизводство. По степени планомерности финансовые отношения бывают плановые, прогнозные (индикативные) и хаотичные. Многое определяется взаимодействием форм собственности.
По социальной форме отношения делятся на формальные и неформальные. К формальным относятся отношения, соответствующие общепризнанным формам (праву) общества. Неформальные отношения - это отношения негласные, неправовые (рэкет, кражи, грабеж, мародерство и др.).
Объектом отношений выступает стоимость ВВП, совокупного продукта, а иногда и национального богатства. Все это делает финансы мощным экономическим инструментом распределения и перераспределения стоимости жизненных ценностей между экономическими субъектами общества с рыночной экономикой.
Финансы как субъективный стоимостный инструмент функционирования экономических субъектов образуют механизм принятия решений по поводу формирования и использования денежных фондов.

Для возникновения финансов как сферы экономических отношений необходимо возникновение и совпадение во времени на определенном историческом этапе целого комплекса условий (или предпосылок), таких, как:

  • образование и признание физических лиц на товары, услуги, землю, и т. д.;
  • сложившаяся система правовых норм в части имущественных отношений;
  • укрепление государства как выразителя интересов всего общества, приобретение государством статуса собственника;
  • появление социально различных групп населения.

Все эти условия возникают при одной общей предпосылке: достаточно высокий уровень производства, повышение его эффективности, рост и превышение ими пределов, необходимых для биологического выживания.

Формирование, распределение и использование денежных доходов — основное условие для возникновения финансов.

Финансовые интересы — это интересы собственников денежных доходов.

Для появления финансов необходим также высокий уровень развития денежного хозяйства, постоянный оборот денег в больших размерах, формирование и использование основных функций денег. Финансы - это движение денежных доходов . Финансовые отношения всегда затрагивают имущественные отношения. Это не только денежные отношения, но и отношения собственности. Субъект экономических отношений всегда должен быть собственником. Именно распределяя и используя денежный доход, собственником которого он является, каждый участник экономических отношений может реализовать свои интересы.

Финансовые ресурсы

Ни одно сколь-нибудь серьезное экономическое или политическое решение не может быть осуществлено без предварительной оценки суммы денежных доходов, необходимых для этого. Распределение и накопление денежных доходов приобретают целевой характер. Возникает понятие «финансовые ресурсы». Будучи денежными доходами, накопляемыми и распределяемыми в определенных целях, финансовые ресурсы используются в различных социальных, экономических, научных, культурных, политических и др. целях (рис. 18).

Финансовые ресурсы - это накопленные доходы, предназначенные на конкретные нужды.

Рис. 18. Основные направления использования финансовых ресурсов

Финансовые ресурсы обслуживают все этапы движения денежных доходов от их образования до использования.

Так как финансы обусловлены движением денежных доходов, то закономерности их движения сказываются на финансах. Доходы обычно проходят в своем циркулировании три стадии (этапа) (рис.19):

Рис. 19. Этапы движения денежных доходов (финансов)

Финансы, как видим, имеют отношение ко всем этапам образования, распределения и использования денежных доходов. Первичные доходы образуются в результате реализации и распределения выручки от продажи товаров и услуг. Поскольку процесс производства, как правило, непрерывен, то необходимо на стадии реализации товаров выделить часть выручки для обеспечения как непрерывности производственного процесса.

Первичный доход образуется вследствие расширенного товарного производства и обслуживается финансами.

Рис. 20. Процесс расширенного воспроизводства

Первичное распределение — это формирование на основе валовой выручки первичных доходов.

Вторичное распределение денежных доходов (перераспределение) может происходить в несколько этапов, т. е. носит многократный характер.

Как видно из схематической записи абстрактного производственного процесса (рис. 20), любое производство заканчивается первичным распределением денежного дохода, без которого невозможно дальнейшее экономическое развитие. А распределение денежного дохода (Д" ) обслуживается финансами. Выделение финансовых ресурсов для расширения производства принимает следующие формы: оплата текущих материальных затрат, амортизация оборудования, арендная плата, проценты за кредит, оплата труда занятых в этом производстве работников. После первичного распределения денежного дохода начинаются процессы перераспределения, т. е. образования вторичных доходов. Это прежде всего налоги, взносы в страховые фонды, взносы в социальные, культурные и прочие организации.

Последняя стадия распределения и перераспределения доходов — их реализация. Реализуемые доходы называют конечными . Часть конечных доходов может быть не реализована, а направлена на накопления и сбережения. Тем не менее существует следующее финансовое равенство, которое не нарушается ни при каких условиях:

ΣA = ΣB + ΣС ,

  • А — первичные доходы;
  • В — конечные доходы;
  • С — сбережения и накопления.

На процесс распределения влияют не только финансы, но и цены.

Поскольку сам процесс реализации в денежный доход любых благ (товаров, услуг и т. п.) осуществляется по определенным ценам, то динамика цен оказывает самостоятельное воздействие на процесс распределения. Чем сильнее меняются цены (и в сторону повышения, и в сторону понижения), тем сильнее колеблется денежный доход. Особенно резко эти сдвиги происходят в условиях инфляции.

Финансовые ресурсы как часть денежных доходов выступают в различных формах. Для реального сектора экономики (производства) — это часть прибыли, для госбюджета — вся сумма его доходной части, для семьи — все доходы ее членов и т. д.

Финансовые ресурсы — это та часть денежных средств, которая может быть использована их владельцем на любые цели по его усмотрению.

Процесс распределения и перераспределения финансовых ресурсов

Финансовые ресурсы предлагаются на рынке большим числом хозяйствующих субъектов и населением. Понятно, что потенциальные пользователи (потребители) этих средств не в состоянии самостоятельно устанавливать деловые отношения с каждым хозяйствующим субъектом, с каждым гражданином. В этой связи возникает проблема объединения разрозненных сбережений в значительные объемы финансовых ресурсов, которые могут быть предложены для использования крупным потенциальным инвестором.

Эту задачу решают финансовые посредники (банки, инвестиционные и паевые фонды, инвестиционные компании, сберегательные ассоциации и
т. д.), которые аккумулируют свободные ресурсы, прежде всего, населения и выплачивают по этим ресурсам процент. Привлеченные ресурсы финансовые посредники предоставляют в качестве кредитов или размещают в ценные бумаги. Их доход состоит в разнице между процентом, выплачиваемым по привлеченным ресурсам, и процентом, получаемым по предоставленным ресурсам.

Владельцы денежных накоплений могут передать свои средства в и инвестиционные компании, а могут непосредственно приобрести и промышленных корпораций. Но и во втором случае они столкнутся с посредниками — дилерами и брокерами , которые представляют собой профессиональных участников финансовых рынков. Дилеры осуществляют операции самостоятельно, от своего имени; брокеры действуют только по поручению клиентов и от их имени.

Своевременный финансовый рынок предлагает потенциальным инвесторам широкие возможности вложений средств путем приобретения денежных обязательств широкого круга хозяйствующих субъектов. Эти денежные обязательства называются финансовыми инструментами . К ним относятся: , долговые расписки, фьючерские контракты и т. д. Разнообразие финансовых инструментов позволяет владельцам денежных средств диверсифицировать свой инвестиционный портфель, т. е. вложить свои накопления в обязательства разных компаний и банков. Эти обязательства будут иметь различную доходность, но и разную степень рискованности. Если разорится какая-либо компания, то сохранятся инвестиции в другие компании. Диверсификация инвестиционного портфеля осуществляется по принципу: "нельзя класть все яйца в одну корзину".

Финансовые отношения как сфера экономической деятельности

Финансовые отношения — это отношения, связанные с распределением, перераспределением и использованием денежных доходов.

Феномен финансовых отношений как сферы экономических отношений в обществе возникает на стадии распределения первичного дохода (рис. 21).

Рис. 21. Финансовые отношения на стадии распределения первичного дохода

Финансовые отношения, возникая в связи с денежными и обслуживая кругооборот денежных доходов, касаются почти всех физических и юридических лиц. Основными участниками финансовых отношений являются производители любой продукции (реальный сектор экономики); бюджетные и некоммерческие организации; население, государство, банки и специальные кредитно-финансовые институты. В ходе своего развития финансовые отношения порождают кредитные и существуют с ними в тесной взаимосвязи (рис.22).

Кредитные отношения — это часть финансовых отношений. И те и другие — результат денежных отношений.

Рис. 22. Место кредитных и финансовых отношений в структуре экономических отношений

Кредитные отношения возникают в связи с предоставлением одним субъектом другому (физическими и/или юридическими лицами) денег на условиях срочности, возвратности, платности.

Основное отличие финансовых и кредитных отношений — в возвратности денежных средств, предоставляемых на условиях срочности, возвратности и платности.

Обычно выделяют три стадии движения доходов , отражающие формирование первичных, вторичных и конечных доходов.

Первичные доходы формируются в результате распределения (работ, услуг). Сумма выручки распадается на фонд возмещения понесенных в процессе производства материальных затрат (стоимость сырья и материалов, оборудования, арендная плата), работника и собственника средств производства. Таким образом, при первичном распределении формируются доходы собственников . Кроме того, следует учитывать следующее обстоятельство: устанавливаемые государством косвенные налоги входят в первичные доходы. Поэтому на этом этапе частично формируются государственные доходы.

На втором этапе из первичных доходов выплачиваются прямые налоги, страховые платежи на , оказывается помощь нетрудоспособным. Из вновь создаваемых фондов денежных средств, в частности, из различных уровней власти и выплачиваются средства, представляющие собой расходы работников нематериальной сферы, врачей, учителей, нотариусов, служащих, военных и т.д.

В результате этого процесса формируется новая структура доходов. Ее составляют вторичные доходы, образованные в ходе перераспределения первичных доходов.

Но врачи, учителя, служащие в свою очередь платят налоги и вносят страховые взносы. Эти налоги и взносы формируют средства, предназначаемые для определенных выплат. В результате таких выплат могут образовываться третичные доходы. Цепочку их формирования проследить почти невозможно. Движение этих доходов представляет собой очень сложный процесс.

Результатом этого процесса, его третьей заключительной стадией является образование конечных доходов. Они используются на приобретение товаров и услуг. Определенная часть доходов сберегается.

Сумма первичных доходов за определенный период обязательно равняется сумме конечных доходов плюс сбережения . Распределение и перераспределение доходов означает формирование их новой структуры. Причем, эта структура отражает экономические отношения (связи) между хозяйствующими структурами и государством.

На каждой стадии формирования доходов образуются фонды денежных средств, т. е. финансы. Следовательно, именно финансы опосредуют процессы распределения и перераспределения доходов.

Результат функционирования финансовой системы — измененная структура доходов.

Процесс распределения добавленной (вновь созданной) стоимости через представлен на рис. 1. Как видно из рис. 1, в результате распределения первичных доходов собственников (предпринимателей и рабочих), формируются доходы работников нематериальной сферы. Однако следует учитывать, что в реальности распределительные процессы значительно сложнее, чем это отражено на рис. 1. Часть доходов работников материальной сферы распределяется в пользу работников нематериальной сферы непосредственно через потребление первыми услуг, предоставляемых вторыми. Так формируются доходы адвокатов, нотариусов, охранников и т. д. В свою очередь ими уплачиваются налоги в бюджеты, участвующие в последующих перераспределениях доходов.

Финансы как денежные отношения возникают на стадии распределения. Но они являются важнейшим звеном всего и оказывают на него сильнейшее влияние.

Рис. 1. Распределение добавленной стоимости через финансовую систему

Контрольная функция

Контрольная функция состоит в постоянном контроле за полнотой, правильностью и своевременностью получения доходов и осуществлением расходов из всех уровней и . Эта функция проявляется при любой финансовой операции. Все эти операции должны быть не только экономически целесообразными, но и не противоречить действующим правовым нормам. Контрольная функция финансов выражается в формировании фондов денежных средств (бюджетов и внебюджетных фондов) в соответствии с провозглашенными целями и по установленным законодательной властью нормативам. Эта функция предполагает не только мониторинг процессов, протекающих в финансовой сфере, но их своевременную корректировку в соответствии с нормами действующего законодательства.

Практическим выражением контрольной функции финансов является система . Этот контроль обеспечивает обоснованность формирования доходов бюджетной системы и расходование средств бюджетов и внебюджетных фондов. Финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий . Предварительный контроль осуществляется на стадии разработки прогнозов бюджетных доходов и расходов и подготовки проектов бюджетов. Его цель — обеспечение правильности бюджетных показателей. Текущий контроль отвечает за своевременность и полноту сбора запланированных доходов и целевое расходование средств. Последующий контроль направлен на проверку отчетных данных об .

Стимулирующая функция

Стимулирующая функция финансов связана с воздействием на процессы, протекающие в реальной экономике. Так в ходе формирования доходов бюджетов могут быть предусмотрены налоговые льготы для определенных отраслей. Цель этих льгот — ускорение темпов роста технически передовых изделий. Кроме того, в бюджетах предусматриваются расходы, способные обеспечить структурную перестройку экономики за счет финансовой поддержки наукоемких технологий и наиболее конкурентоспособных производств .

Финансы, понимаемые в широком смысле слова, включают все денежные фонды, в том числе ссудные. Поэтому кредитные отношения представляют собой часть финансов. — это движение ссудного фонда.

Можно также определить кредит как систему экономических отношений по поводу передачи от одного собственника к другому во временное пользование ценностей (в том числе денег). Кредитные отношения имеют свою специфику. Кредит связан с передачей фонда денежных средств во временное пользование на условиях возвратности, срочности, платности, обеспеченности. Эти условия отличают кредитные отношения от прочих финансовых отношений.

См.также:

Тестовые задания по дисциплине «Финансы», количество вопросов - 85 и кол-во вопросов 65
Задание 1
Вопрос 1. Финансы – это:
1. экономическая категория;
2. экономическое явление;
3. субъективный инструмент рыночной экономики;
4. денежные средства.
Вопрос 2. Финансы как явление представляют собой:
1. денежные средства;
2. единство объекта и субъекта;
3. единство минимум двух субъектов, объекта и отношений;
4. единство минимум двух субъектов, объекта, отношений и государства.
Вопрос 3. Как экономическая категория финансы выражают:
1. отношения планомерного формирования и использования фондов денежных ресурсов экономических субъектов;
2. отношения по поводу формирования и использования фондов денежных средств;
3. отношения по поводу обращения денежных ресурсов;
4. отношения по поводу функционирования ссудного капитала.
Вопрос 4. Финансы как субъективный стоимостный инструмент представляют собой:
1. денежные средства экономических субъектов;
2. план доходов и расходов экономических субъектов;
3. осознанный механизм формирования и использования денежных фондов;
4. механизм принятия решений по поводу формирования и исполь¬зования денежных фондов.
Вопрос 5. Главный смысл финансов заключается:
1. в обеспечении воспроизводства материальных благ;
2. в перераспределении средств между юридическими лицами;
3. в перераспределении средств от имущих к непроизводящим физи¬ческим субъектам;
4. в обеспечении товарооборота.
Задание 2
Вопрос 1. Финансовая система общества – это:
1. совокупность сфер, выражающих взаимосвязи субъектов по пово¬ду изменения денежного объекта;
2. совокупность денежных средств всех субъектов;
3. конкретная форма реализации государственного бюджета;
4. совокупность бюджетов страны.
Вопрос 2. Какой признак классификации финансов не относится к основным?
1. субъектный;
2. объектный;
3. формальный;
4. социальный.
Вопрос 3. Что не относится к функциям финансовой системы?
1. распределение денежных ресурсов между субъектами общества;
2. контроль движения и использования финансовых ресурсов субъ¬ектов общества;
3. перераспределение денежных ресурсов между субъектами общества;
4. предотвращение убытков субъектов общества.
Вопрос 4. Субъектная финансовая система не включает:
1. финансы граждан;
2. формальные финансы;
3. международные финансы;
4. финансы организаций.
Вопрос 5. Назовите наиболее значительную в количественном отношении сферу финансов:
1. государственные финансы;
2. международные финансы;
3. финансы граждан;
4. финансы организаций.
Задание 3
Вопрос 1. Что такое «политика»?
1. специальная деятельность людей по защите интересов общества;
2. концепция отношений по защите и реализации интересов одних субъектов в противовес интересам других субъектов общества;
3. специальная деятельность государственных органов власти;
4. специальная деятельность, осуществляемая в целях повышения благосостояния народа.
Вопрос 2. Что не является причиной существования политики?
1. многообразие форм собственности;
2. многообразие потребностей экономических субъектов;
3. ограниченность жизненных ценностей;
4. деление общества на множество экономических субъектов.
Вопрос 3. Расположите по мере расширения следующие виды полити¬ки: финансовую (1), доходную (2), политику финансового регули¬рования (3), социально-экономическую (4).
1. 1, 2, 3, 4;
2. 3, 2, 1, 4;
3. 2, 3, 4, 1; 1
4. 4, 3, 1, 3.
Вопрос 4. Какая из перечисленных политик не относится к основным сферам?
1. индивидуальная;
2.государственная;

Дополнительная информация

Вопрос 5. Неформальная политика – это:
1. политика, осуществляемая гражданами;
2. негласная политика;
3. запрещенная политика;
4. политика, осуществляемая юридическими лицами.
Задание 4
Вопрос 1. Финансовый менеджмент – это:
1. совокупность всех органов и организаций, осуществляющих управление финансами;

3. научно обоснованная система управления финансовыми отношениями, стоимостными потоками и фондами организации;
4. система взаимодействия финансовых отношений, потоков и фон¬дов денежных средств.
Вопрос 2. Объектами финансового менеджмента не являются:
1. денежные фонды;
2. денежные потоки;
3. категории и финансовые рычаги;
4. бюджетные отношения.
Вопрос 3. К причинам финансового менеджмента не относится:
1. желание субъекта руководить;
2. наличие экономического субъекта (организации);
3. действие товарно-денежных отношений;
4. многообразие форм собственности.
Вопрос 4. Стратегический финансовый менеджмент осуществляют:
1. первые лица (собственник) организации;

3. контрольные структуры;
4. все члены организации.
Вопрос 5. Тактикой финансового менеджмента занимаются:
1. контрольные структуры;
2. вторые лица (исполнители);
3. первые лица (собственник) организации;
4. все члены организации.
Задание 5
Вопрос 1. Прогнозирование финансов представляет собой:
1. субъективную деятельность людей по созданию прогнозов;
2. механизм предвидения состояния финансов конкретного экономического субъекта в будущем, на ту или иную перспективу;
3. научно обоснованную систему управления финансовыми отноше¬ниями, стоимостными потоками и фондами организации;
4. процесс разработки и принятия целевых установок финансовой деятельности экономических субъектов.
Вопрос 2. К методам прогнозирования не относится:
1. экстраполяция;
2. моделирование;
3. программно-целевой;
4. метод экспертных оценок.
Вопрос 3. Планирование – это:
1. совокупность всех органов и организаций, осуществляющих управ¬ление финансами;
2. совокупность объектов и субъектов управления финансами;
3. научно обоснованная система управления финансовыми отноше¬ниями, стоимостными потоками и фондами организации;
4. субъективный процесс разработки и принятия целевых установок финансовой деятельности экономических субъектов.
Вопрос 4. К объектам финансового планирования не относятся:
1. денежные фонды;
2. денежные потоки;
3. экономические категории;
4. бюджетные отношения.
Вопрос 5. Финансовым планированием не занимается:
1. гражданин;
2. дизайнер;
3. министр финансов;
4. предприниматель.
Задание 6
Вопрос 1. Дайте правильное определение финансового контроля:
1. одна из стадий управления финансами;
2. совокупность мероприятий субъективной деятельности людей по наблюдению, сопоставлению, проверке и анализу движения денежных ресурсов;
3. совокупность действий по проверке деятельности субъектов хозяйствования;
4. форма реализации контрольной функции финансов.
Вопрос 2. Что не относится к основным причинам необходимости контроля социально-экономических процессов?
1. отсутствие 100%-ной вероятности в определенном развитии про¬цессов;
2. важность предупреждения возникновения кризисных ситуаций;
3. желание развития успеха конкретной деятельности;
4. выявление финансовых нарушений.
Вопрос 3. К публичным финансовым нарушениям не относится:
1. нецелевое использование денежных ресурсов;
2. убыточная деятельность организаций;
3. тайное заимствование средств одних субъектов у других;
4. коррупция.
Вопрос 4. Что не относится к основным задачам финансового контроля?
1. проверка расходов всех звеньев финансовой системы;
2. соблюдение правил учета и отчетности;
3. недопущение хищений и выявление резервов эффективного использования денежных средств;
4. проверка правил

Сегодня финансы

В качестве экономической категории

Финансы как

централизованными фондами, децентрализованными.

Объектом финансов являются финансовые ресурсы,

Термин «финансы» происходит от латинского finis – конец, окончание, финиш. В Древнем мире и Средние века в денежных отношениях, возникающих между государством и населением, слово «finis» означало окончательный расчет, завершение денежного платежа. Лица, уплатившие взносы в пользу различных государственных органов, получали на руки документ – fine. От названия этого документа и произошел латинский термин «financia», который означал денежный платеж. Длительный процесс развития товарно-денежных отношений изменил содержание явления финансов.

Сегодня финансы – это объективное экономическое явление, представляющее собой систему формирования, распределения, перераспределения и использования денежных фондов субъектов общества. С одной стороны, это явление выступает экономической категорией, а с другой – субъективным стоимостным инструментом деятельности.

В качестве экономической категории финансы выражают экономические отношения по поводу производства, распределения и использования валового внутреннего продукта и национального дохода. Эти отношения проявляются в создании и использовании целевых фондов денежных средств различными экономическим субъектами (государством, хозяйствующими субъектами, межгосударственными организациями, физическими лицами и др.).

Финансы как субъективный стоимостный инструмент функционирования экономических субъектов образуют конкретный механизм принятия решений по поводу процессов формирования и использования денежных фондов.

Финансы выступают в денежной форме, однако не всякие денежные отношения являются финансовыми. Денежные отношения превращаются в финансовые, когда в результате производства товаров и оказания услуг при их реализации создаются фонды денежных средств.

Фонды денежных средств, создаваемые на уровне государства, органов местного самоуправления, называются централизованными фондами, а денежные фонды, создаваемые на уровне хозяйствующих субъектов, домохозяйств, – децентрализованными.

Объектом финансов являются финансовые ресурсы, представляющие собой совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, государства, домашних хозяйств. Источниками финансовых ресурсов выступают:

– на уровне хозяйствующих субъектов – прибыль, амортизация, доходы от продажи ценных бумаг, банковский кредит, проценты, дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими эмитентами;

– на уровне населения – заработная плата, премии, надбавки к заработной плате, выплаты социального характера, осуществляемые работодателем, командировочные расходы, доходы от предпринимательской деятельности, участия в прибылях, операций с личным имуществом, кредитно-финансовых операций; социальные трансферты, в том числе пенсии, пособия, стипендии; потребительский кредит;

– на уровне государства, органов местного самоуправления – доходы от государственных и муниципальных предприятий, доходы от приватизации государственного и муниципального имущества, доходы от внешнеэкономической деятельности, налоговые доходы, государственный и муниципальный кредит, эмиссия денег и доходы от эмиссии ценных бумаг.

Все права защищены. Материалы этого сайта могут быть использованы только со ссылкой на данный сайт

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

(36 лекционных часов)

ЛЕКЦИЯ 1.

В современной практике финансовая политика трактуется двояко:

    в широком смысле - это концепция отношений, системы принципов по защите и реализации интересов одних субъектов в противовес идентичным интересам других

    в узком смысле – совокупность действий субъекта по достижению определенных целей.

Относительно второго – это мало отличается от менеджмента, а поэтому представляется достаточно спорным.

Любая политика обусловлена двумя объективными условиями:

    ограниченностью жизненных ценностей

    делением человечества на множество различных субъектов

При этом ограничения касаются не только материальных ресурсов, но и нематериальных (власть, слава, чувства, знания и др.) т.е. их недостаточно для удовлетворения всевозможных потребностей человека.

Из того, что человечество состоит из множества различных субъектов, а не из однородной массы, возникает объективное социальное явление политика как отношение между минимум двумя субъектами относительно какого-либо объекта (материальных, социальных, духовных, сенсорных, и др. жизненных ценностей, заключающееся в системе принципов защиты и реализации интересов одних субъектов в противовес идентичным интересам других.

Прежде чем перейдем непосредственно к рассмотрению финансовой политики государства, необходимо уяснить сущность, функции и роль финансов в системе денежных отношений общества с рыночной экономикой

1. Социально-экономическая сущность финансов.

В современном обществе термин «финансы» используется достаточно широко и довольно часто: государственные (общественные) финансы, финансы предприятий, финансовые рынки, финансовые ресурсы, финансовый менеджмент, финансовая политика и т.п.

Однако, относительно происхождения термина «финансы» как экономической категории, существуют различные мнения.

Средневековой латинский термин «finatio» употреблялся в 13-14 вв. в значении «обязательная уплата денег», «денежно-долговое обязательство». Похоже слово «финансы» и на английское «fine» - «денежная пеня, пошлина за привилегию». Во Франции в 16 в. это слово использовалось в значении «государственные доходы», «денежные суммы».

В историческом аспекте все теоретики едины лишь во мнении, что понятие «финансы» связано с государством и появилось в процессе многовекового развития товарно-денежных отношений:

    Финансы исторически возникли в качестве механизма обеспечения деятельности государства как института, необходимого обществу, поскольку оно способствует ускорению экономического развития общества в целом

    Первоначально в хозяйственной жизни финансы проявлялись в форме экономических отношений между домашними хозяйствами и производителями с одной стороны, и государством, с другой по поводу перераспределения в пользу государства части денежных доходов хозяйствующих субъектов, а также использования сформированных таким образом фондов денежных средств.

Возникнув в 18 в., финансы ощутили на себе влияние быстрой трансформации денег.

На рубеже 20-21 вв. товарные рынки и рынки факторов производства отходят на второй план, уступая место рынку денежных фондов.

Таким образом, можно констатировать, что:

    Становление финансов непосредственно связано с формированием и развитием государства

    Финансы имеют непосредственное отношение к развитию денег и отношений между хозяйствующими субъектами, которые осуществляются с помощью денег

    Особое значение для понимания роли финансов в национальной экономике имеют закономерности развития собственно рынка денег, на которых человеком разрабатывается и внедряются особые инструменты и инновации, выводящие денежные потоки из реального мира в Интернет.

В конечном счете финансы приобрели достаточно отличительных черт, чтобы выделиться в макроэкономической теории в виде теории финансов.

Такие отношения могут возникнуть:

    По поводу перераспределения дохода общества в пользу одного из них

    Для обеспечения адекватного исполнения государством функций, в которых нуждается общество

    В процессе неэквивалентного обмена на основе долговых обязательств в условиях неопределенности и риска.

Финансы, обеспечивающие функционирование государства, называются государственными финансами. При перераспределении доходов общества в пользу домашних хозяйств и производителей возникают финансы соответственно домашних хозяйств и коммерческих организаций (фирм, корпораций).

Для наглядности представим национальную экономику в виде системы элементов – хозяйствующих субъектов (производителей, потребителей, финансовых посредников), с центром – государством и структурой, сформированной взаимосвязями. Эти взаимосвязи могут быть денежными, когда деньги опосредствуют движение материальных активов в эквивалентных сделках купли-продажи. В результате таких сделок не происходит перераспределения доходов общества в пользу одного из субъектов за счет другого, а следовательно, не существует и финансов как механизма такого перераспределения.

Финансовые взаимосвязи между хозяйствующими субъектами возникают в ситуации, когда деньги перемещаются без эквивалента в виде материальных или денежных активов лишь на основе обязательств одной из сторон сделки. Так, население и предприятия платят налоги государству в денежной форме в обмен на обязательство государства выполнять свои функции. В результате таких сделок происходит перераспределение дохода общества в пользу одного из партнеров по сделке.

Таким образом:

Финансы как субъективный стоимостной инструмент – это денежные отношения хозяйствующих субъектов, включая государство, в результате которых доход общества меняет свою структуру, увеличиваясь в руках одного субъекта за счет изъятия (неэквивалентного) этой части у другого.

При этом, если форма активов меняется с денежной на товарную при эквивалентном обмене между хозяйствующими субъектами, то поскольку эти отношения денежные, их вряд ли можно отнести к финансовым.

Иными словами, финансы представляют собой механизм неэквивалентного перераспределения доходов общества в пользу одного из субъектов за счет другого, чтобы обеспечить возможность выполнения им (субъектом) его функций, в которых общество нуждается, это механизм поддержания того социального института, без которого общество было бы менее эффективным.

Таким образом, сущность финансов достаточно многоаспектная, что выражается и в многогранности функций.

2. Функции финансов. Функциональный механизм финансов.

Существует позитивная теория финансов , которая отвечает на вопрос: как это происходит, и нормативная теория финансов , отвечающая на вопрос: как это должно быть.

Согласно позитивной теории финансы выполняют следующие основные функции:

    Перераспределяют доход общества в пользу одного из хозяйствующих субъектов за счет другого

    Способствуют формированию фонда денежных средств государства или хозяйствующего субъекта.

Можно говорить, что финансы способствуют сохранению только тех общественных институтов, которые поддерживают поступательное движение общества.

Согласно нормативной теории основные функции финансов проявляются в таких функциях как:

    Перераспределительной, меняющей структуру национального дохода

    Регулирующей, меняющей мотивацию хозяйствующих субъектов для достижения целей общества на том или ином этапе его развития

    Контролирующей, оценивающей и сопоставляющей эффективность использования перераспределенных денежных средств в целях изменения параметров такого перераспределения.

С точки зрения этой теории функции финансов представляют собой механизм, с помощью которого государство может воздействовать на поведение хозяйствующих субъектов.

Нормативная теория финансов предполагает, что если вмешательство государства в социально-экономическую систему необходимо и от этого выигрывает общество в целом, то объективно должен сформироваться механизм перераспределения денежных средств в пользу государства для обеспечения возложенных на него функций.

Вопрос: а сколько средств необходимо государству для эффективного функционирования экономики? Какие выбрать показатели оценки эффективности государственных расходов и определить «золотую серединку»? и т.д

Эффективность использования финансов государством обеспечивает адекватное развитие общества. Сокращение реальных доходов в стране прямо говорит о неэффективности государства, о несостоятельности финансов, как механизма перераспределения доходов общества в пользу государственных институтов. В этом случае целесообразным может быть использование финансов для перераспределения доходов общества в пользу частного бизнеса или домашних хозяйств. (так называемая теория «провалов», т.е. неэффективности государства или рынка).

Таким образом, субъективные функции (проявляются исключительно в рамках субъективной деятельности людей) – контрольная, регулирующая, стимулирующая.

Объективные функции финансов – распределительная, перераспределительная.

Объективные функции финансов реализуются через функциональный механизм , складывающийся из денежных потоков формирования и использования различных фондов.

Фонды подразделяются по ряду признаков: по процессу обращения, по роли в производстве, по субъектам взаимоотношений и т.д.

Основные группы фондов:

    исходные, базовые (материальное имущество граждан)

    потребительские

    страховые

    инвестиционные

    финансовые

    внеоборотные и оборотные активы

    специального назначения и др.

4. Роль финансов в деятельности общества с рыночной экономикой. Финансовые ресурсы.

Финансовые ресурсы представляют собой объект финансов .

Финансовые ресурсы достаточно сложная экономическая категория, которую нельзя полностью отождествлять с денежными средствами.

Финансовые ресурсы – это количественная характеристика финансового результата процесса воспроизводства за определенный период. Это те денежные средства, которые правомерно направлять на возмещение выбывающих основных фондов, производственное и непроизводственное накопление, коллективное потребление. Этот макроэкономический показатель имеет балансовый характер, поскольку он может быть представлен в виде суммы, как доходов, так и расходов.

Субъектами финансовых отношений в современном мире могут выступать:

    граждане

    организации (юридические лица)

    государство

    межгосударственные юридические лица (транснациональные и межнациональные организации)

    объединения государств

    неформальные организации (коллективы)

Исходными, главными и конечными являются отношения физических лиц. Все другие отношения – подчиненные, вспомогательные.

По степени планомерности финансовые отношения могут быть – планомерные, прогнозные (индикативные), хаотичные.

По социальной форме – формальные и неформальные

Объектом финансовых отношений выступает стоимость ВВП, иногда национальные богатства.

  1. Финансовая политика (7)

    Реферат >> Финансы

    Финансовая политика . Москва 2009. Содержание. 1.Введение…………………………………………………………….2 2.Сущность финансовой политики ………………………………....3 3.Виды финансовой политики ……………………………………....5 4.Механизм реализации финансовой политики …………………...6 5.Современная финансовая ...

  2. Финансовая политика (12)

    Реферат >> Финансы

    ... финансовой политики государства: -денежно-кредитная политика ; -налоговая политика ; -бюджетная политика ; -политика в области международных финансов. Содержание финансовой политики ... ход реализации финансовой политики . Реализацию финансовой политики можно...

  3. Финансовая политика (9)

    Реферат >> Финансы

    Органов управления финансовой системы.3 Во всех государствах финансовая политика реализуется через финансовую систему, ... нижестоящих органов управления. Типы финансовой



Новое на сайте

>

Самое популярное