Домой Инструмент Гендер социальный пол поурочный план. Гендерные стереотипы в современном обществе план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему

Гендер социальный пол поурочный план. Гендерные стереотипы в современном обществе план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентацию подготовила учитель Жемчужинской ОШ Сулейманова Ш.Д.

Рассмотреть гендерные стереотипы и их негативную роль в обществе; изучить социальные представления и предназначении мужчины и женщин в обществе; выявить ложные гендерные стереотипы.

После этого урока ученики научатся выявлять и определять социальные стереотипы, поймут глубину проникновения гендерных стереотипов в повседневную жизнь, смогут анализировать и предупреждать риски существующих стереотипов.

Организационный момент. Актуализация опорных знаний учащихся.

3 . Мотивационное слово учителя. Кто из героев ситуации мальчик, а кто девочка? Как вы определи пол наших героев? Были ли разногласия в ответах?

(На листах ватмана,вокруг фигуры, необходимо схематично изобразить все, с чем ассоциируется у учеников противоположный пол. Также можно использовать и качественные характеристики.) 4. Изучение нового материала. Разделить класс на группы по половому признаку

Гендерные стереотипы – это формы поведения, которые общество ожидает от людей в зависимости от их пола. Предубеждение - необъективные представления о личности или группу, представления, трудно поддающихся изменениям даже на фоне широкой информации. Суеверие - неоправданно негативное отношение к определенной группе людей в целом и каждого человека в отдельности.

Подготовьте друг другу вопросы, которые вас интересуют, но вы стесняетесь спросить

Мне нравится быть девушкой… Мне нравится быть парнем … Мне не нравится в мужчинах … Мне не нравится в женщинах … Я завидую девушкам, потому что … Я завидую парням, потому что …

Использованная литература и источники 1. Права человека: Международныеидоговоры ОНН и Совета Европы. – К., 2. Человек и Мир. Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учебных заведений/ под ред. Бакка Т.В. – К.: «Основа»,2012. 3. Мы разные-мы равные. Учебное пособие для учащихся 9-11 классов общеобразовательных школ/под ред. Семиколеновой Е.- К.: «К. І.С”, 2007. 3 . Википедия. ru 4.You Tube.com


Гендер – социальный пол, различия между мужчинами и женщинами, зависящие не от биологии, а от социальных условий, т.е. воспитания и распространенных в каждой культуре представлений о сущности мужского и женского начал. Пол человека является естественной основой его индивидуальности.




Причины: большой процент разводов в обществе; преобладание неполных семей; главенствующая роль матери в семье; пассивное участие мужчин в воспитании детей; отсутствие культуры взаимоотношений мальчиков и девочек. программно-методическое обеспечение не учитывает гендерный аспект; низкий процент мужчин-педагогов; преобладание в предметно- развивающей среде «девчоночьих» материалов и пособий; построение педпроцесса без учета гендерных особенностей.


Гендерная культура предполагает: * формирование представлений о жизненном предназначении мужчины и женщины, присущих им положительных качествах и чертах характера. * раскрытие психических, физиологических и этических особенностей мальчиков и девочек. * формирование представлений о мужском и женском достоинстве.


Критерии сформированности гендерной культуры (в целом): становление правильных взаимоотношений мальчика и девочки, юноши и девушки; стремление к взаимопониманию; наличие качеств, характерных для мальчика (юноши, мужчины): смелость, мастерство в деле, рыцарство, трудолюбие, благородство, умение преодолевать трудности и др.; наличие качеств, характерных для девочки (девушки, женщины): доброта, женственность, отзывчивость, мягкость, терпимость, забота, любовь к детям; наличие честности, искренности, доверия, верности, милосердия, взаимопомощи


Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин. Формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении.


Мальчики и девочки это не только куклы и машинки, капризы и драки, пятерки или замечания в дневниках. Миры мальчиков и девочек в чем-то похожи, но в чем-то отличаются. Мы, взрослые, тоже родом из этих миров, но, пожалуй, во многом утратили способность видеть, слышать, чувствовать так, как это было в детстве. Чтобы понимать своих детей, важно помнить, что перед нами не просто ребенок, а мальчик или девочка. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, говорят и молчат, чувствуют и переживают.


Наиболее продуктивный подход к воспитанию заключается в том, чтобы не пытаться « вложить » в ребенка готовые модели поведения и принудить его соответствовать определенным образцам, а лишь создавать ему условия, в которых принятие тех или иных образцов будет его личным выбором. В формирование мужественности или женственности, наша задача - показать ребенку примеры того, что мы считаем истинным в образе « настоящего мужчины » или « прекрасной дамы », и помочь перенять или выработать черты, которые позволят ему стать достойным представителем своего пола.


Не позднее, чем в возрасте 18 месяцев, ребенок начинает осознавать, мальчик он или девочка. Но в возрасте от двух до шести лет дети начинают соотносить себя с тем или иным полом и выбирать определенные модели поведения и игры, которые характеризуют их принадлежность к одному из двух полов. Большинство социологов сходится во мнении о том, что взаимодействие природных качеств и воспитания определяет, в каком ключе будут разыграны эти гендерные роли.


Физический рост Между двумя важными стадиями роста – этапом младенчества и этапом юношества – девочки и мальчики растут приблизительно в одном, медленном, но стабильном темпе. Значительных различий не наблюдается, пока дети не заканчивают начальную школу, когда девочки начинают существенно прибавлять в росте, хотя в течение следующих нескольких лет мальчики наверстывают упущенное и превосходят девочек в росте.


Рост и вес младенцев Оказалось, что даже антропометрические данные мальчиков и девочек, начиная с самого рождения и на протяжении всего периода младенчества, несколько отличаются друг от друга. Так, средние показатели массы тела зрелого новорожденного варьируют у девочек от 3000 до 3700 г, а у мальчиков – от 3100 до 3800 г. Незначительные различия обнаруживаются и в росте. Рост доношенных девочек колеблется от 49 до 52, а мальчиков – от 50 до 53 см. На протяжении первого года жизни мальчики вырастают в среднем на 17, а девочки на 16 см. Однако в течении второго года жизни девочки начинают «перегонять» мальчиков, вырастая с года до двух лет в среднем на 11 см, в то время как мальчики – на 10 см.




ВозрастРостМасса телаОкружность головы Окружность груди 2 года80,110,245, года89,011,747,048,2 4 года94,013,047,849,2 5 лет99,914,748,450,4 6 лет105,316,348,851,5 7 лет111,117,949,153,2


Двигательные навыки Основные двигательные навыки у мальчиков (бег, прыжки, поддержание равновесия) развиваются несколько быстрее, тогда как у девочек в первую очередь совершенствуются более тонкие навыки (умение держать карандаш, письмо). Часто по этой причине девочки скорее проявляют интерес к искусству (рисование, раскрашивание, лепка). Также мальчики более агрессивны и импульсивны в физическом плане, согласно исследованиям их мозговой деятельности. Участок мозга, отвечающий за удовольствия, чаще активизируется у мальчиков в ситуациях риска. Это вовсе не значит, что девочки не активны и не любят идти на риск, просто в целом мальчики более склонны к этому


Навыки словесного общения В большинстве случаев мальчики начинают говорить позже, чем девочки, также у них более ограниченный словарный запас. Девочки лучше воспринимают невербальные знаки, такие, как тон голоса или эмоциональная окраска, что уже на раннем этапе делает их более искусными в общении, поскольку они быстрее могут соотнести чувства со словами. Это как раз то, на чем Вы можете сконцентрировать внимание, когда читаете с сыном книгу: делайте акцент на эмоциях героев, чтобы мальчик научился замечать, что чувствуют другие.


Особенности развития и психологические особенности у мальчиков и у девочек проявляются на первом году жизни. Родителям нужно учитывать пол ребенка и особенности воспитания, чтобы прогнозировать поведение детей. Консультирует доктор медицинских наук, Алла Баркан.


О строении мозга Большинство родителей, благодаря УЗИ, знают пол своего будущего ребенка еще до его рождения и начинают готовить ему приданое – голубое или розовое. Мы придаем особое значение цвету одежды ребенка, но не задумываемся о том, что уже в младенческом возрасте мальчики и девочки различаются – и по поведению, и по своему восприятию окружающего мира, и по реакциям.


Оказывается, строение мозга у детей разного пола хоть и имеет огромное сходство, но все же различается. Причем эти различия можно выявить уже с пренатального периода. Наиболее подробно это описал американский педагог и семейный психотерапевт Майкл Гариен. Оказалось, что плод женского пола менее активен в матке, чем плод мужского пола. Кора головного мозга у будущих девочек развивается быстрее, чем у будущих мальчиков. Но масса мозга у мальчиков примерно на 10% больше, чем у девочек. Еще большие различия между девочками и мальчиками выявляются уже после рождения. Родителям желательно знать об этом и, опираясь на свои знания, по-разному воспитывать сына или дочь. Так, например, нужно помнить, что для полноценного развития мальчика не нужно ограничивать сильно его пространство – чтобы он ходил, бегал, забирался на диваны и стулья, лазил по лестницам. А с девочками, наоборот, – не настаивать на шумных играх, больше играть с ними в куклы и мягкие игрушки. Замечено, что мальчиков родители реже берут на руки, чаще одергивают и ругают, а девочек больше жалеют.


Меньше реагируют на громкие звуки. В период младенчества почти вдвое меньше, чем девочки, смотрят на маму. Лучше видят левым глазом. Развито пространственное зрение. Лучше воспринимают синий край цветового спектра. Играют более активно, предпочитают шумные занятия. Больше любят механические игрушки. Чувствительны к соленой пище. Легче раздражаются. Позже девочек начинают произносить свои первые слова, а словарный запас у них меньше, чем у девочек. Чаще игнорируют голоса не только знакомых людей, но и своих родителей. Преобладает слуховая память. Чаще выражают свои эмоции через действия. Мальчики


Лучше распознают оттенки эмоций. Быстрее успокаиваются от тихих, «воркующих» слов, под колыбельные песни и мелодичное пение. Уже даже в четыре месяца способны узнавать лица знакомых людей на фотографиях, а мальчикам в этом возрасте такое почти недоступно. Лучше развито периферийное зрение. Лучше воспринимают красный край цветового спектра. Дольше могут рассматривать предметы, игрушки и заниматься с ними. Предпочитают яркие мягкие игрушки, куклы. Любят сладкое и очень чувствительны к горькому. Чаще грустят. Очень чувствительны к физическим воздействиям на кожу. Проявляют меньший интерес к исследованию окружающего мира. Преобладает визуальная память. Раньше начинают говорить. Чаще выражают эмоции словами. Девочки


Мальчики и девочки – воспитываем по-разному? У мальчиков и девочек – не одинаковые потребности, и то, что значимо для одних – совершенно не важно для других. Поэтому и воспитывать их нельзя одним и тем же способом. Конечно же, главная потребность для тех и других - любовь. Но любовь может выражаться по-разному. В первую очередь она проявляется через доверие и заботу. Забота - это готовность всегда прийти ребенку на помощь, заинтересованность в его благополучии, интерес к его личности, стремление, сделать его счастливым, сострадание к его боли. Забота - это активная разновидность любви. Доверять - значит признавать, что у ребенка все в порядке. Это вера в то, что ребенок может успешно учиться на собственных ошибках. Это готовность позволить жизни идти своим чередом, веря, что в конце концов все будет хорошо. Доверять ребенку - значит верить, что он всегда делает лучшее, на что способен, даже если на первый взгляд кажется, будто это не так.


Независимо от возраста, мальчикам требуется больше доверия, а девочкам - заботы. Мальчик доволен собой, если может действовать самостоятельно. Добиваясь чего-то без посторонней помощи, он обретает уверенность в себе и чувство собственного достоинства. Так, мальчик может сопротивляться тому, чтобы мама помогла ему завязать шнурки, поскольку ему приятно осознавать, что он делает это сам. С другой стороны, если вы предлагаете помощь девочке, она чувствует, что ее любят. Предложение помощи девочке - это жест заботы, а позволение мальчику сделать что-либо самостоятельно - жест доверия. Следует понять, что мальчики формируют позитивное представление о себе на основе доверия со стороны окружающих, а девочки - на основе внимания и заботы, которые им дарят люди.


Вот несколько утверждений, которые позволяют понять, насколько разные мальчики и девочки, и на что следует обращать больше внимания при их воспитании: 1. Девочкам нужно больше внимания и признания в ответ на то, какие они есть, что они чувствуют и чего хотят. 2. Девочки испытывают потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть. Восхищайтесь ими. 3. Девочкам требуется больше помощи и ободрения. 4. Женщина или девочка счастлива, если чувствует, что может получить необходимую ей поддержку. Она приходит в уныние, когда чувствует, что помощи ей ждать неоткуда и придется делать все самой. 5. Для того чтобы доверять близким и испытывать уверенность в себе, девочкам прежде всего необходима забота, понимание и уважение.


1. Мальчикам нужно больше любви, внимания и признания в ответ на то, что они делают, на их способность действовать без посторонней помощи и на результаты их деятельности. 2. Мальчики испытывают потребность в том, чтобы окружающих радовали их достижения. Давайте высокую оценку их деятельности. 3. Мальчикам требуется больше одобрения и мотивации их деятельности. 4. Мальчик или мужчина счастлив, если чувствует, что в нем нуждаются и он может оказать кому-то необходимую поддержку. Мальчик приходит в уныние, когда чувствует, что никому не нужен или не в силах выполнить поставленную перед ним задачу. 5. Для того чтобы заботиться о других и испытывать побуждение к деятельности, мальчикам прежде всего необходимо доверие, приятие и одобрение.


Анатомо-физиологические особенности мальчики девочки Рождаются более крупными, на 2-3 месяца позже начинают ходить.Острота слуха до 8 лет выше, чем у девочек. Младше девочек-ровесниц по биологическому возрасту.Позже развиваются лобные области мозга, которые отвечают за планирование деятельности и контроль за своим поведением Рождаются более зрелыми на 3-4 недели, более чувствительны к шуму, и их больше раздражает телесный дискомфорт, более отзывчивы на прикосновения. Биологический возраст выше. Раньше развиваются области левого полушария, отвечающие за речь, рационально-логическое мышление.




Игры Игры чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и используют при этом все пространство.Если в горизонтальной плоскости пространства мало, то мальчики осваивают вертикальную плоскость: лазают по лестницам, забираются в шкаф и т.д., любят разбирать игрушки. В играх берут на себя роли солдата, шофера, летчика. Игры девочек чаще опираются на ближайшее зрение: они раскладывают игровые предметы в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка, они меньше интересуются внутренним устройством игрушек, используют их обычно по назначению. В дошкольном возрасте охотно осваивают различные социальные роли, очень привлекательна для них роль мамы.


Умственная деятельность Лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи; тщательность, аккуратность оформления не велика. Трудно выполняют многоэтапные задания, не терпят однообразия, не сидят на месте, но любят задания на сообразительность Лучше выполняют типовые задания, по шаблону. Тщательность, проработка деталей, на высоком исполнительском уровне. Легче усваивают правила и алгоритмы, любят задания на повторение.


Поведение на занятиях Смотрят на стол, перед собой; если знают ответ- отвечают уверенно, задают вопросы ради получение какой- конкретной информации. Сначала занятия долго раскачиваются, на педагога не смотрят. Пик работоспособности приходится на конец занятия. Смотрят в лицо, отвечая, ищут в глазах подтверждение правильности ответа и только после кивка взрослого продолжают более уверенно, вопросы задают больше с целью установление контакта, ориентированы больше на отношения между людьми. После начало занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности.


Восприятия оценки взрослого Мальчиков интересует суть оценки, то есть то, что конкретно оценивается и что конкретно он сделал не так. Девочкам нельзя сразу говорить, что они плохо выполнили задание, так как бурная реакция не позволит им рационально осознать, в чем именно они не правы.


Если разработать модель взаимодействия детского сада и семьи с учетом гендерного подхода в воспитании ребенка, активизировать позицию родителей не только в семье, но и в детском саду, то социализация и развитие каждого ребенка с учетом его личностных качеств и гендерной идентификации будет проходить более успешно и эффективней.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Представьте, что мы случайно услышали спор двух людей в общественном транспорте. Представитель старшего поколения весьма отрицательно говорил о рыночной экономике. Он приводил примеры обнищания населения, непомерно высоких цен, неуверенности в завтрашнем дне. В его словах звучала горечь об изменении нравственного облика людей, которые только и думают о деньгах… Ему возражал молодой человек, утверждавший, что только рынок способен удовлетворить потребности человека и, что будущее страны за рыночной экономикой.Кто же из них прав? Кого бы вы поддержали в этом споре? А может быть, у вас иное мнение на этот счет?Именно об этих вопросах и пойдет речь на нашем занятии. Урок № 10. Тема урока: «Рынок» Цели и задачи: Объяснить понятия «рынок», «торговля», «деньги», «банки», «рыночная цена», «вклад».Выяснить роль и значение рынка в развитии экономики; показать на примерах, как торговля помогает производству, а деньги служат людям; познакомиться с историей появлением банков, обсудить их роль в развитии экономики.Продолжить учиться делать сравнительный анализ, решать проблемы, участвовать в дискуссии, оценивать события и явления с разных точек зрения.В ходе урока постараться выразить свое отношение к капиталу и задуматься над соотношением материальных и нравственных интересов в области рыночных отношений. План изучения нового материала: 1. Что такое рынок?2. Деньги в экономике.3. Банки в экономике. Введение в новый материал До недавнего времени у нас не существовало рыночной экономики. Как же развивалось производство? Почему нашему государству пришлось перейти на рыночные рельсы? В чем плюсы и минусы подобного шага? Давайте обсудим эти вопросы на нашем уроке. 1. Рынок Сегодня мы довольно часто слышим это понятие «рынок». Когда оно появилось? Что собой представляли первые рынки? Как они выглядят сегодня? Подведем итоги рассуждений… Таким образом, рынок представляет собой систему экономических отношений, связанных с обменом товаров и услуг между продавцами и покупателями.Рынок – это место встречи продавцов и покупателей, где сталкиваются их интересы и возникает торг. Предметом спора между ними является цена. От чего она зависит? Рыночная цена определяется Количеством произведенных товаров Спросом на произведенные товары Т.е. желанием и возможностями приобрести товар Анализируем схему Рыночная экономика имеет ряд особенностей: Основана на частной форме собственности.Основана на инициативе, свободе и предприимчивости производителя.Цены на товары и услуги складываются в зависимости от спроса и предложения на рынке.Планирование и прогнозирование носит только рекомендательный характер.Ответственность за результаты производственной деятельности несет сам производитель. ȁǀࠀǿȁࠀȿୗ๚ᓿྠ>ྟྡྦшĠɀ͠ҀІਂЈྟྡྦшĠɀ͠ҀІਂЈྟྡྦшĠɀ͠ҀІਂЈྟྡྦшĠɀ͠ҀІਂЈྟྡྦшĠɀ͠ҀІਂЈྟྡྦшĠɀ͠ҀдਂЈྟྡྦшĠɀ͠ҀІਂЈྟྡྦшĠɀ͠ҀІਂЈྟྡྦшĠɀ͠ҀІਂЈྟྡྦшĠɀ͠ҀІਂЈྟྡྦшĠɀ͠ҀІਂЈྟྡྦшĠɀ͠ҀдਂЈྟྡྦшĠɀ͠ҀІਂЈྟྡྦшĠɀ͠ҀІਂЈྟྡྦшĠɀ͠ҀІਂЈྟྡྦшĠɀ͠ҀІਂЈྟྡྦшĠɀ͠ҀдਂЈ

Приложенные файлы

2.5.1 Определение гендера.

2.5. 2 Гендерная культура и ее типы.

2.5.3 Гендерная адаптация. Пол и гендер.

2.5.4 Гендерный конфликт. Гендерная проблема.

2.5.1 Определение гендера

Определения гендера

Гендер (от англ. gender «род») – это понятие, используемое в социальных науках для отображения социокультурного аспекта половой принадлежности человека.

Гендер – это социальная организация половых различий; культурологическая характеристика поведения, которое соответствует полу в данном обществе и в данное время. Гендер является социальной конструкцией системы социополоролевых отношений.

Гендер – это «осознанное значение пола, социокультурная манифестация факта пребывания мужчиной или женщиной, освоенные характеристики, ожидания и модели поведения» (В. Шапиро).

Гендер – это «набор социальных ролей; это костюм, маска, смирительная рубашка, в которой мужчины и женщины исполняют свои неравные танцы» (Г. Лернер).

Не пол, но гендер обусловливает психологические качества, способности, виды деятельности, профессии и занятия мужчин и женщин через систему воспитания, традиции и обычаи, правовые и этические нормы.

Гендер как понятие иногда используется в социальных науках со второй половины ХХ в. для отображения социокультурного аспекта половой принадлежности человека. Гендер выступает как социальная организация половых особенностей. Это культурологическая характеристика поведения, которое соответствует полу.

В культуре общества и личности именно гендер, а не секс обусловливает психологические качества, способности, виды деятельности, профессии и занятия женщин и мужчин через систему воспитания, традиции и обычаи, правовые и этические нормы. Это своеобразный итог социализации человека, а не его биологического развития. Активно прорабатываемые идеи половых особенностей биологического и общественного развития привлекли к себе внимание, в первую очередь, социологов и психологов.

Психология половых ролей особенно настойчиво предлагается: половые роли формируются в течение всей жизни человека. Половая роль осваивается осознанием значения пола, когда человек обнаруживает собственную принадлежность к тому или иному полу. Гендер здесь отражает идеи о поведении, которое ожидают от представителей женского или мужского пола различных возрастов, профессионального статуса, этнической принадлежности, религий и культур.

Половые роли представляют собой часть освоенной культуры, результат социализации личности, ее воспитания. Диалектика гендерных начал требует учитывать женский и мужской принципы в истории, особенности материального и духовного развития женщин и мужчин. Неодинаковость прослеживается в социальном плане, связанном с биологическим развитием людей. Это подтверждается существованием мужского и женского принципов в истории.

2.5.2 Гендерная культура и ее типы

Гендерная культура представляется как система регулирования отношений между полами, ценностно-осознанная совокупность правил и норм социального взаимодействия индивидов в соответствии с половой принадлежностью, воплощенных в принципах и традициях общественной жизнедеятельности. Изменения в ней отражаются на экономической и политической стратификации общества, а также на социально-демографической, социально-профессиональной и национальной структурах.

В истории человечества принято выделять три основных типа гендерной культуры : 1) Матриархат; 2) Патриархат; 3) Биархат.

Матриархат – гипотетическая форма социального устройства, в которой семейная и политическая власть принадлежит женщинам. Сегодня антропологи, говоря о «матриархате», часто приводят в пример материнско-родовые общества: меланезийцы Тробрианских островов, микронезийцы острова Трук в Океании, малайцы-минангкабау Западной Суматры, наси Южного Китая и многие другие.

Основными особенностями большинства этих обществ можно считать следующие:

1) роль женщины достаточно велика, поскольку в мотыжном земледелии женский труд является основным; для этих обществ характерно наличие материнской семьи, то есть сохраняется матрилинейность и матрилокальность или авункулокальность (брачное поселение в группе брата матери), нередко даже дислокальность (проживание каждого из супругов в своей группе с эпизодическими брачными встречами) или амбиолокальность (попеременное проживание супругов в той или иной группе);

2) очень крепки экономические и бытовые связи человека с братом его матери;

3) общие экономические интересы супругов достаточно слабы, часто слаба и связь детей с отцом;

4) позиция женщины является достаточно ярко выраженной, женщины являются часто хранительницами традиций, обычаев, религиозных культов, участвуют в общественной жизни и принятии решений.

Патриархат. Общее значение этого понятия – господство мужчин над женщинами. Все известные общества являются патриархатными, хотя имеются различия в степени патриархатности и природе власти мужчин над женщинами (Гидденс).

Идеология мужского превосходства находит свое обоснование не в сексуальных отношениях, а в глобальном процессе человеческого воспроизводства, в интересах рода. И первичное разделение труда, утверждающее патриархатный уклад, тоже совершается в интересах рода. Мужчины и женщины, в ту пору существа родовые, не имевшие представления о своей личной, индивидуальной судьбе, подчинялись его предписаниям.

Биархат представляет собой «главенство» двух полов. Гендерная культура развивается по законам исторической преемственности. Каждая эпоха оставляет свой след в развитии социальности, при этом историческое обогащение не несет в себе отрицания ранее приобретенных ценностей, оно означает их новое существование во вновь складывающейся культурной системе.

Каждая система – исторический тип гендерной культуры . В истории, как в единстве прерывности и непрерывности, объективно существуют периоды перехода от одного типа культуры к другому. Соответственно существуют периоды адаптации социальных общностей к императиву системы общественных отношений. Гендерная адаптация есть проявление данной закономерности, в рамках которой субъектом адаптации выступают гендерные общности.

Слайд 2

Гендер

В психологии гендер – это социально биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина».

Слайд 3

Социальные психологи считают, что две основные причины, из-за которых люди стараются соответствовать гендерным ожиданиям, - это нормативное и информационное давление. Термин «нормативное давление» описывает механизм того, как человек вынужден подстраиваться под общественные или групповые ожидания, что бы общество не отвергло его.

Слайд 4

Гендер находится под постоянным влиянием как культурных норм, устанавливающих, что должны делать мужчины, а что – женщины, так и социальной информации, внушающей людям, насколько велика разница между мужчинами и женщинами. Специалисты, занимающиеся психологией развития, обозначают термином дифференциальная социализация процесс, в ходе которого мы учим, что есть вещи, которые свойственны одним и несвойственны другим, в зависимости от пола обучаемого.

Слайд 5

Яркий пример дифференциации- дети

  • Слайд 6

    Уже в 3 года дети с уверенностью относят себя к мужскому или женскому полу, что называется гендерной идентификацией. В это время дети начинают замечать, что мужчины и женщины стараются по-разному выглядеть, заниматься разной деятельностью и интересоваться разными вещами.

    Слайд 7

    Но бывает и так)

  • Слайд 8

    На мой взгляд, самыми интересными аспектами этого вопроса являются ограничения, накладываемые традиционной женской и мужской ролью

    Слайд 9

    Ограничения женской роли

  • Слайд 10

    Одной из значительных ограничений, налагаемых традиционной женской ролью в наше время является то, что работающая женщина продолжает нести бремя домашних забот и ответственности за детей. По сравнению со своими женами, чернокожие мужчины делают 40% домашней работы, белые мужчины – 34%, а мужчины испанского происхождения - 36%. Работающая женщина выполняет в среднем 69% работы по дому. Увеличение доли времени, которое женщины посвящают работе, привело лишь к небольшому сокращению их домашних обязанностей, а количество времени отнимаемого у них заботой о детях и вовсе осталось неизменным.

    Слайд 11

    В работе женщины обычно ниже по статусу, чем мужчины. Большинство самых престижных профессий в нашем обществе буквально оккупированы. Существует множество доказательств более низкой власти женщин в своих организациях по сравнению с мужчинами. Это происходит отчасти, потому что мужские гендерные стереотипы включают в себя больше качеств, которые считаются необходимыми для завоевания и удержания власти. Поэтому мужчины кажутся более подходящими для руководящих ролей. Женщины, пытающиеся сделать карьеру, иногда сталкиваются с таким явлением как «стеклянный потолок» Эта метафора выражает тот факт, что в некоторых организациях существует как бы невидимый потолок, выше которого женщины не могут продвинутся. Общепринятые стереотипы, предполагающие, что мужчины гораздо лучшие лидеры, чем женщины отчасти ответственны за существование «стеклянного потолка».

    Слайд 12

    Ограничения мужской гендерной роли

  • Слайд 13

    Структура ролевых норм мужчины складывается из трех факторов. Первый связан с ожиданиями, что мужчины завоёвывают статус и уважение других (норма статуса). Второй фактор, норма твёрдости, отражает ожидание от мужчины умственной, эмоциональной и физической твёрдости. Третий фактор – это ожидание того, что мужчина должен избегать стереотипно женских занятий и видов деятельности (норма антиженственности).

    Слайд 14

    Конечно, со временем все меняется. Все большее число женщин занимаются видами работ, в которых доминируют мужчины, разрыв в зарплате мужчин и женщин сокращается. Мужчины выполняют чуть больший объем работ по дому, и многие проводят больше времени со своими детьми, чем это делали их отцы. Однако вполне очевидно, что нам предстоит еще очень долгий путь.

    Посмотреть все слайды



  • Новое на сайте

    >

    Самое популярное