Домой Калькуляторы Иконография введения во храм богородицы. Духовное значение праздника

Иконография введения во храм богородицы. Духовное значение праздника

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы является для Церкви одним из главных событий Священной истории. В этом действии, за внешним ветхозаветным обрядом Своего посвящения Богу, Матерь Божия начала тот путь, который завершился великой победой и осуществлением надежд всего человечества - приходом в падший мир Спасителя, Господа Иисуса Христа.

Начиная рассказ о празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы, стоит отметить, что сведений о нем нет в канонических Евангелиях. Впервые это событие упоминается в апокрифических текстах, в частности, в греческом Протоевангелии Иакова (II век) и латинском Евангелии псевдо-Матфея (IX век). Эти источники, в свою очередь, отражают устное предание Церкви, которое является неотъемлемой частью Божественного Откровения.

Главным сюжетом праздника является история приведения в Иерусалимский храм Пресвятой Богородицы ее родителями, праведными Иоакимом и Анной. Долго не имея детей, праведные супруги дали обет - если у них родится ребенок, они посвятят его Господу Богу. Господь услышал молитвы Иоакима и Анны. Когда супруги прожили вместе уже около пятидесяти лет, Он даровал им ребенка -родилась дочь, которую они назвали Марией (в переводе с еврейского - «госпожа», «надежда»).

В дальнейшем Марии предстояло стать Госпожой и Надеждой всех веривших в Мессию. По отцу Божия Матерь происходила из колена Иудина, из рода царя Давида, а по матери - из рода первосвященника Аарона. Таким образом, сбылись ветхозаветные пророчества, касающиеся будущего рождения Мессии, - ведь Он должен был произойти из царского и священнического родов одновременно.

После рождения дочери праведные Иоаким и Анна принесли благодарственные жертвы и дали еще один обет - их дочь не будет ходить по земле, пока они не введут Ее в храм Божий. Здесь мы и встречаемся с Преданием Церкви о введении во храм Пресвятой Богородицы.

Это торжественное событие произошло, когда Марии исполнилось три года. Родители привели дочь к храму, где Ее торжественно встречали непорочные девы с зажженными светильниками. Лестница, ведущая в храм, состояла из пятнадцати ступеней. Мария без посторонней помощи поднялась по всем ступеням, а навстречу Ей вышел первосвященник. Здесь Предание Церкви сообщает нам о том, что этим первосвященником был праведный Захария - отец святого Иоанна Предтечи, Крестителя Господня.

Мария была введена в Святая святых - центральное место Иерусалимского храма. Это было сделано по особому Божиему повелению: ведь по закону туда мог заходить только один первосвященник, да и то один раз в год. Мария же была допущена в Святая святых как Матерь Спасителя, Который должен был родиться от Нее. Богослужебные тексты сравнивают Ее с одушевленным кивотом (шкафчик, ящик) Божиим. После этого Мария остается жить и служить в храме - здесь Она училась с другими девами, изучала Священное Писание, пряла и шила священнические облачения.

По преданию, Дева Мария прожила в храме до 12 лет. Спустя некоторое время после окончания воспитания в храме Марии необходимо было вступить в брак. Однако Она сказала священникам, что будет хранить девство перед Богом. Именно в этот момент и было принято решение о том, чтобы у Марии был покровитель, так как родители Ее к тому времени уже скончались. В итоге (в результате особого жребия) Марию обручили престарелому плотнику Иосифу, который также происходил из рода царя Давида. Собственно, на этом и заканчивается рассказ о главном смысле праздника.

Как же событие Введения во храм Пресвятой Богородицы вошло в состав великих двунадесятых праздников христианской Церкви? Исследователи считают, что появление праздника непосредственно связано со временем правления византийского императора Юстиниана Первого. В 543 году по его повелению на остатках разрушенного Иерусалимского храма была выстроена большая церковь в честь Пресвятой Богородицы. Этим строительством было отмечено событие Введения во храм Божией Матери.

Начиная с восьмогоI века праздник Введения кратко упоминается в некоторых месяцесловах, также о нем пишет две гомилии (беседы) патриарх Константинопольский Герман I. Таким образом, к восьмому веку началась складываться традиция празднования события Введения во храм Пресвятой Богородицы. Начиная же с девятого века праздник приобретает широкую известность по всему христианскому Ближнему Востоку. Окончательно в число великих двунадесятых праздников Введение вошло уже после четырнадцатого века.

Икона Введения во храм Пресвятой Богородицы

Иконография праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы относится к композиционному типу - то есть на иконе изображается целый ряд людей, строений и так далее.

На переднем плане представлена процессия людей, идущих к храму, который изображается в виде кивория (навеса) на тонких колоннах, находящегося внутри ограды. Главными действующими лицами являются Богородица и Ее родители - праведные Иоаким и Анна. Именно родители приводят Марию в храм как дар, обещанный ими Богу.

Второй частью композиции является фигура первосвященника (по Преданию Церкви - праведный Захария), который встречает у ворот храма Пресвятую Богородицу. Первосвященник и вся процессия изображаются склоненными перед Девой Марией.

На заднем плане иконы видна еще одна фигура Пресвятой Богородицы, к Которой слетает ангел Божий. Несмотря на то, что Божия Матерь изображается маленькой, именно она является центральной фигурой композиции в целом. И первосвященник, и родители, и сонм верующих, и ангелы - все склоняются перед Той, Кому суждено стать Матерью Спасителя человечества.

Молитва Богородице перед иконой введения во храм

"О, Пресвятая Дево, Царица Небеси и земли, прежде век избранная Невесто Божия, в последняя же времена пришедшая в храм законный на обручение Жениху Небесному! Ты оставила еси люди Твоя и дом отца Твоего, во еже принести Себе в жертву чистую и непорочную Богови, и первая дала еси обет всегдашняго девства. Даруй же и нам соблюдати себе в целомудрии и чистоте и в страхе Божием во вся дни живота нашего, да будем храмы Духа Святаго, наипаче помози всем в подражание Твое во обителех живущим и обручившим себе на служение Богови в чистоте девства провождати житие свое и от юности нести иго Христово благое и легкое, свято храняще обеты своя. Ты провела еси, Всечистая, вся дни юности Твоея во храме Господнем вдали от соблазнов мира сего, в присном бодрствовании молитвенном и во всяком воздержании душевном же и телеснем, помози и нам отражати вся искушения вражеския от плоти, мира и диавола находящих на ны от юности нашея, и побеждати оныя молитвою и постом. Ты во храме Господнем со Ангелы пребывающи, украсилася еси всеми добродетельми, наипаче же смирением, чистотою и любовию и достойно воспиталася еси, да готова будеши вместити плотию Невместимое Слово Божие. Сподоби же и нам, одержимым гордостию, невоздержанием и леностию, облещися во всякое совершенство духовное, да уготовает кийждо от нас с помощию Твоею одеяние брачное души своея и елей доброделания, да не нази и неготови явимся во сретение Безсмертному Жениху нашему и Сыну Твоему, Христу Спасителю и Богу нашему, но да приимет ны с мудрыми девами во обители райския, идеже со всеми святыми сподоби нас выну славити и прославляти всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа и Твое милостивое заступление всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь."

Молитва в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы

"К кому возопию, Владычице, к кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач мой услышит и воздыхание приимет, аще не Ты, Пренепорочная, Надежда христиан и Прибежище нам, грешным? Кто паче Тебе в несчастиях защитит? Услыши стенание мое и приклони ухо Твое ко мне, Владычице и Мати Бога моего! Не презри ищущаго Твоея помощи и не отрини мене грешнаго, Царице Небесная! Научи мене исполняти волю Сына Твоего и даруй желание всегда следовати Его святым заповедям. За мой ропот в болезнех, трудах и несчастиях не отступи от мене, но пребуди Материю и Покровительницею мене малодушнаго. Царице моя Преблагая, Заступнице Усердная! Твоим ходатайством прегрешения моя покрый, от видимых и невидимых врагов защити, сердца враждующих против мене смягчи и Христовою любовию согрей их. Мне же немощному даруй Твою всесильную помощь победита моя греховныя привычки, дабы, очищенный покаянием и последующею добродетельною жизнию, в общении со Святою Церковию провел остальныя дни земнаго странствия. Предстани мне, Надеждо всех христиан, в час кончины моея и подкрепи мою веру в смертный тяжкий час. Вознеси за мене, многопрегрешающаго в жизни сей, Твоя всесильныя молитвы по отшествии моем, да оправдает мене Господь и соделает причастником Его безконечных радостей. Аминь."

Непереходящий двунадесятый праздник, отмечаемый в Русской Православной Церкви 4 декабря.
Святое Евангелие почти ничего не говорит нам о земной жизни Пресвятой Богородицы, особенно о Ее детстве. О событии Введения Церковь узнала из Священного Предания и из позднейших, так называемых апокрифических текстов, не вошедших в состав Священного Писания.
Согласно Преданию, родители Марии, Иоаким и Анна, дожили до преклонного возраста, но детей не имели. Святая праведная Анна молилась Богу о даровании ей ребенка, и дала обет отдать его в дар Богу. Протоевангелие от Иакова повествует, что после горячей молитвы Анны « предстал пред ней ангел Господень и сказал: Анна, Анна, Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире».
Когда Марии исполнилось три года, родители решили исполнить данный Богу обет: «И сказал Иоаким: Отведем ее во храм Господень, чтобы исполнить обед обещанный, чтобы Господь вдруг не отверг нас и не сделался бы наш дар Ему неугоден». Святитель Дмитрий Ростовский пишет, что при введении в храм Божий, Пречистой Девы, предшествовал Господь, «об этом святая Церковь в нынешних песнопениях свидетельствует так: во святых святая, святая и непорочная Святым Духом вводится». В храме Пресвятую Деву встретил первосвященник и благословил Ее. Мария с радостью поднялась по ступенькам, ведущим в храм, и родители ее радовались, что их дочь не повернула назад. А затем, повинуясь Духу Святому, первосвященник ввел Ее во Святая Святых храма, куда даже первосвященнику было разрешено входить только раз в год. С тех пор она осталась жить в храме, и жила там до двенадцати лет, по преданию питаясь из рук Ангела Господня, прилежно читая Священное писание, занимаясь рукоделием и воспитываясь в обществе благочестивых дев.
Этим призванием Пресвятой Богородицы во Святая Святых Господь показал особую избранность и предназначение ее для совершения Великого Чуда Рождения Сына Божия. Святитель Григорий Палама в своем Слове на Введение во Храм Пресвятой Богородицы говорит: «Имевшая Свое тело чище самих очищенных добродетелью духов, так что оно могло принять Само Ипостасное Слово Пребезначального Отца, - Приснодева Мария, как Сокровище Божие, по достоянию ныне помещена была во Святое святых, чтобы в надлежащее время, как и было, послужить к обогащению и к премирному украшению».

Икона Введение во храм Пресвятой Богородицы

На иконе, посвященной событию Введения во Храм Пресвятой Богородицы традиционно изображается в центре маленькая фигурка Девы Марии, рядом изображаются родители, который привели Ее в храм, и священник, принимающий Ее. На этой же иконе, обычно в углу, может быть запечатлен еще один момент, связанный с жизнью Пресвятой Девы в храме - сидящая Мария принимает пищу из рук ангела.

Основой для создания иконографии « » стали описания этого события, зафиксированные в таких письменных источниках как «Протоевангелие Иакова» (гл. 7–8), «Евангелие псевдо-Матфея» (гл. 4–7). Эти апокрифические тексты отражают устное церковное предание, повествующее о рождестве и детстве Пресвятой Богородицы.

Написанное во второй половине II века «Протоевангелие Иакова» получило распространение в восточной части христианского мира, а «Евангелие псевдо-Матфея», датируемое IX веком, было популярно на Западе. Этим объясняются некоторые различия между западным и восточным вариантами иконографии праздника.

В большинстве случаев церковные образы того или иного события создаются после появления празднования в календаре. Празднование «Введения во храм» было установлено достаточно поздно. В VIII веке праздник отмечен в некоторых месяцесловах, а в IX веке он был уже широко распространен на Востоке.

Серединой IX века датируется первая из дошедших до нашего времени сцена «Введение во храм». Это фрагмент протоевангельского цикла в капелле в Кызылчукуре (Каппадокия). В последующие века этот сюжет прочно закрепляется в монументальной храмовой декорации. Сцена «Введения» встречается в интерьерах церквей, расположенных на всей территории восточно-христианского мира: в киевском Софийском соборе, церкви Успения в Дафни (недалеко от Афин), Псковском Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря, церкви Богоматери Перивлепты в Охриде (Македония), Кралевской церкви монастыря Студеница (Сербия), соборе афонского монастыря Хиландар, церкви монастыря Хора (Кахрие-джами) в Стамбуле.

Самые ранние изображениям праздника на иконах - это фрагменты эпистилиев* XII века из монастыря Ватопед и обители великомученицы Екатерины на Синае.

Центром композиции является маленькая, хрупкая фигура Пресвятой Девы, приведенной родителями согласно их обету в Иерусалимский храм. К Ней склоняется вышедший навстречу первосвященник; по преданию это был праведный Захария, отец . Фигура Захарии помещается или в открытых вратах ограды, или за затворенными вратами, напоминающими царские врата иконостаса. Позади первосвященника может быть изображен церковный престол, а над ним - сень (киворий). Все эти детали соотносятся с текстами паремий и песнопений богослужения, которые раскрывают тему Богоматери как одушевленного храма, вместившего невместимое Божество.

Первая и вторая паремии праздника (Исх. 40: 1–5, 9–10, 16, 34–35; 3 Царств 7:51; 8: 1, 3–7, 9–11) повествуют об устройстве Моисеем скинии и построении Соломоном храма. И скиния и храм согласно толкованию святых отцов являются прообразами Богородицы. Несколько нарочитое изображение на иконе дверей напоминает верующим о другом прообразе - видении пророком Иезекиилем таинственного храма, затворенными дверями которого входит и выходит Господь (Иез 44. 1–4). Это пророчество традиционно истолковывается как указание на приснодевство Богородицы.

Наличие в композиции деталей именно христианского храмового убранства вряд ли может быть объяснено тем фактом, что художники бесхитростно изображали современные им храмовые интерьеры. Разумеется, ветхозаветного храма они видеть не могли, но существовали его описания. И средневековые художники были достаточно образованы, чтобы понимать, что там не было царских врат, а жертвенник не был похож на престол православного храма. Этим анахронизмом могло сознательно подчеркиваться то, что Введение во храм, как и Рождество Богоматери, - это начало времени Нового Завета, «предображение» благоволения Божия (как говорится в тропаре), предвкушение эры Спасения и Благодати. Иерусалимский же храм - это место, неразрывно связанное с эпохой Закона, с ушедшим в прошлое ветхозаветным периодом.

В произведениях IX–XIII веков позади Богородицы изображались праведные Иоаким и Анна, а за ними процессия дев с зажженными свечами в руках. В поздне-византийский период в иконографической схеме произошло изменение: иудейские девы стоят сразу за Богородицей, а Ее родители представлены замыкающими торжественное шествие. В верхней части композиции изображается сцена питания Богоматери ангелом. Пресвятая Дева представлена внутри храма, сидящей на ступени Святая Святых.

В западноевропейских произведениях времени позднего Средневековья и Ренессанса Богородица изображается в одиночестве восходящей к порогу храма по крутым ступеням лестницы, поскольку в повествовании псевдо-Матфея делается акцент на этом эпизоде. Шествие дев со светильниками не изображается, так как о нем нет упоминания в указанном латинском источнике. Художники Возрождения со свойственным этому периоду вниманием выстраивают массивные архитектурные фоны. Многие мастера создают образ Иерусалима I века до Р.Х., соединяя элементы современной им итальянской архитектуры (лоджии, дворцы, дозорные башни, рустованные стены) с деталями сохранившихся античных построек (обелиски, цилиндрические храмы-толосы).

В русских памятниках также наблюдается тенденция перехода от «условных» архитектурных фонов, унаследованных из византийской традиции, к попыткам передать формы отечественной архитектуры: белокаменные резные фасады, закомары, луковичные главки, шатровые звонницы. А в XVII веке, ознакомившись с западноевропейским искусством (в основном посредством гравюр), русские мастера пытаются заимствовать не только отдельные изображения «античных» построек, но и способы перспективного построения пространства.

_________________________________

* Эпистилий - длинная горизонтальная икона с изображением нескольких праздников; ставился поверх местных икон иконостаса.

Эсташ Лесюэр. Ок.1640-1645 гг. Государственный Эрмитаж, Спб.

Введение в церковь Пресвяты́я Владычицы на́шея Богородицы и Приснодевы Мари́и - один из (от славянского «дванадесять » - двенадцать), то есть самых больших , установленный в воспоминание о том, что родители Богородицы торжественно повели Ее в трехлетнем возрасте в Иеросалимский храм, при котором она жила до своего обручения с праведным Иосифом. Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы совершается ежегодно 4 декабря (21 ноября по старому стилю) и имеет 1 день предпразднества и 4 дня попразднества.

В первой паремии (Исх. XL, 1-5, 9-10, 16, 34-35) повествуется о построении Моисеем скинии и о том, как облако осияло ее. Во второй паремии (3 Царств VII, 51; VIII, 1, 3, 7, 9-11) повествуется о торжественном перенесении Ковчега Завета в устроенный Соломоном храм и о том, как слава Господня наполнила храм (и скиния, и храм служили прообразом самой Девы Марии, которая была обиталищем Славы Отчей - Сына Божия). Третья паремия та же, что и на праздник (Иез. XLIII, 47; XLIV, 1-4).

Тропарь празднику. Церковно-славянский текст

Днeсь бlговолeніz б9іz проњбражeніе, и3 чlча спасeніz проповёданіе, въ цRкви б9іи ћснw дв7аz kвлsетсz, и3 хrтA всёмъ бlговэствyетъ. т0й и3 мы2 велеглaснw возопіeмъ, рaдуйсz смотрeніz зижди1телева и3сполнeніе.

Русский текст

Сегодня предъизображение благоволения Божия и предвестие о спасении людей. Дева открыто является в храме Божием и всем предвозвещает о Христе. Ей и мы громко возгласим: радуйся, исполнение промышления о нас Создателя.

Кондак празднику. Церковно-славянский текст

Пречи1стаz цRкви сп7сова, многочестнhи черт0гъ дв7ца, сщ7eнное сокр0вище слaвы б9іz, днeсь вв0дитсz въ д0мъ гDнь, бlгодaть совводsщи д¦омъ бжcтвенымъ. ю4же пою1тъ ѓнGли б9іи, тA є4сть сёнь нбcнаz.

Русский текст

Пресвятая Дева - пречистый Спасов храм и многоценный чертог, священное хранилище славы Божией, сегодня вводится в дом Господень и вводит с собою благодать Божественного Духа. Ее воспевают Ангелы Божии: Она есть селение небесное.

Ввведение во храм Пресвятой Богородицы. Народные традиции праздника

День праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы отмечен в народном месяцеслове целым рядом особых поверий и связанных с ними обычаев. Сохранился целый ряд простонародных песенных сказаний, являющихся в то же самое время и хвалебными величаниями впервые вступившей во храм Господень Пресвятой Деве. «Ты во церковь приведеся, архиереом воздадеся и от ангел предпочте ся», - начинается одно из них. За этим началом-«запевкою» следует повторяющийся и в самом конце стиха припев: «Приведутся девы, ближняя Ея, во след Ея во Святая Святых! » Сказание, прерванное этим четверостишием, продолжается: «Захария сликовствует, пророчески извествует, веселяся торжествует. Руце старец простирает. Царицею называет, сладкими гласы воспевает. Днесь подъемлет старец Деву, да возведет Евву, да разрушит клятву древню. Евва, ныне веселися: се Девая Днесь явися, на престоле спосадися. Дух Святый осеняет, а Девая принимает, трилетна всем ся являет. Прилетают херувими, окружают серафими, поют гласы трисвятыми. Ангел пищу принашает, а Девая принимает, кверху руце простирает »… Другой воспевающий этот праздник стих начинается словами о горах Сионских, на которых Бог «завет положил, свыше нам с небес свет Божий открыл, струями словес сердце напои л». В третьем - приглашаются торжествовать «патриарси», «вси девы» - бодрствовать и «ликовствовать со пророки» . В четвертом - веселится праматерь-Ева . И во всех них явственно слышится благоговейное чувство народа-песнотворца, воздающего честь-хвалу Богоматери.

Этот праздник относился на Руси к женским, «бабьим» праздникам, как и день Покрова Богородицы, мучениц Екатерины и Варвары, а также Параскевы Пятницы.

На праздник Введения по народным традициям (если было достаточно снега) начинались санные катания. «Делу время, потехе - час!» - говорит и в наши дни русский человек, чередующий свои работы и заботы с отдыхом. К первому санному гулянью наши предки относились как к особому торжеству. Открывали «сезон» молодожены, обвенчанные церковью.

В старину праздник Введения был днем первого зимнего торга. Введенские ярмарки начинались сразу после окончания утренней божественной литургии и часто располагались на прилегающих к Введенским храмам площадях. На ярмарках можно было приобрести разнообразные товары, повеселиться от души и полакомиться предложенными угощениями. Именно на Введенских ярмарках продавали сани - одиночные, парные, троечные; будничные и праздничные, украшенные искусной резьбой или росписью, а также конную упряжь для зимы. Кроме этого, на Введенских ярмарках всегда продавали мороженую рыбу, а также привезенные из окрестных деревень заготовки осенней поры - сушеные грибы и ягоды к постному столу горожан. На праздничных ярмарках в зимний период разносчики продавали пирожки «с пылу, с жару» и угощали всех горячим сбитнем - травяным настоем с медом.


Зимняя ярмарка. Борис Кустодиев

Праздник Введения всегда связывался с природным циклом вхождения природы из осени в зиму. По погоде на этот праздник делали выводы на состояние природы в дни всех последующих зимних праздников: «В Введенье мороз - все праздники морозны, а тепло - все праздники теплы ». На Руси сформировалось много пословиц, с которыми связаны приметы этого времени года. В некоторых российских регионах на Введение нередко случалась оттепель, тогда говорили:

  • Введенские морозы зимы не ставят;
  • Введенье ломает леденье;
  • До Введенья если снег выпадет, то растает.

Если морозы к этому времени уже устанавливались, то говорили:

  • Введенские морозы рукавицы на мужика надели, стужу установили, зиму на ум наставили;
  • На Введенье - толстое леденье;
  • Введенье пришло - зиму привело;
  • Если с Введенья ляжет глубокая зима, готовь глубокие закрома - будет богатый урожай хлебов.

Введение Пресвятой Богородицы во храм. Иконы

Самые ранние изображения праздника Введения во храм Богородицы на иконах - это фрагменты эпистилиев XII века из монастыря Ватопед и обители великомученицы Екатерины на Синае. Центром композиции является маленькая, хрупкая фигура Девы Марии в Иерусалимском храме. К Ней склоняется вышедший навстречу первосвященник - праведный Захария, отец Иоанна Предтечи. Богоматери как одушевленного храма, вместившего невместимое Божество.

В поздне-византийский период в иконографической схеме произошло изменение: сразу за Богородицей стоят иудейские девы и родители Богородицы, праведные Иоаким и Анна. В верхней части композиции изображается сцена питания Богоматери ангелом. Пресвятая Дева представлена внутри храма, стоящей на ступени Святая Святых.

Храмы в честь Введения Пресвятой Богородицы на Руси

Считается, что первый храм в честь этого праздника построила в Палестине в IV веке равноапостольная царица Елена. Широкое распространение праздник получил только с IX века. Возможно, с этим связано немногое количество храмов, освященных в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

В ансамбле Кирилло-Белозерского монастыря сохранилась дораскольная церковь Введения, построенная в 1519 году на месте старой деревянной монастырской трапезной. В первой половине XIX века внешний вид церкви претерпел несколько изменений.

В середине XVI века, между 1544 и 1545 гг., была возведена церковь Введения Пресвятой Богородицы во храм в Спасо-Прилуцком монастыре (Вологодская область). В XIX в. храм также несколько перестроен.

В 1547 г. в Сергиев Посаде была построена каменная одноглавая церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы на Подоле на средства боярина И. Хабарова. Несколько раз церковь перестраивалась, современные своды с главой устроены в 1740 году. Храм закрыт в 1928 г., в 1968 частично отреставрирован. Возвращен Троице-Сергиевой лавре в 1991 году.

Двустолпный пятиглавый собор Введения Пресвятой Богородицы во храм во Владычном монастыре в г. Серпухове был сооружен не ранее 1597 года на вклад Бориса Годунова вместо каменного здания 1362 г. Окружающие собор паперти полностью перестроены в XIX в. Собор закрыт в 1927 г., служил складом. В нач. 2000-х храм отреставрирован в формах XVI в.

В начале ХVII века были построены храмы Введения Пресвятой Богородицы в г. Астрахани, в г. Чебоксары и некоторых других городах.

Старообрядческие Введенские храмы

Введение во храм Пресвятой Богородицы - престольный праздник для женских монастырей Николо-Улейминского в России и села Русская Слава в Румынии.

Введению Богородицы посвящены поморские храмы в Нижнем Новгороде, селе Белая Калитва Ростовской области, Ульяновской общины (Латвия) и (Пущанской) общины в Литве.

Икона «Введение во храм Богородицы» описывает торжественный момент начала спасения людей — маленькая Святая Мария, будущая Богородица, возвращается назад к Богу.
Перед этой иконой Введения хорошо молиться о помощи, об укреплении веры, о добродетельной жизни, конечно же, о прощении грехов.
Также Богородицу, через эту икону, молят об исцелении от разных заболеваний. Девушкам Пресвятая Богородица помогает удачно выйти замуж.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

ПРАЗДНИК ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

После рождения Святой Марии Богородицы , ее родители, Анна и Иоакам, стали самыми нежными родителями на всей земле. Они очень любили свою, вымоленную у Бога дочку и благодарили Господа за подаренное счастье.
Вместе с тем они понимали, что они также должны были исполнить свою клятву – отдать Марию в храм для служения Господу Богу. Свою малышку, которая была для них настоящей драгоценностью в их жизни, они должны были оторвать от себя своими руками. Но их обещание и вера в Бога для родителей были, конечно же, превыше всего.
Благочестивые Иоаким и Анна с раннего возраста готовили Марию к предстоящей разлуке. Они рассказали Ей о Боге, о том, что Она должна быть в храме, в котором Ее воспитают по Божиим законам.

Иерусалимский храм был очень величественным и важным зданием древности. Это даже было не здание, а целый мир, в котором люди жили, молились в его храмах, расположенных на большой территории, и приносили свои жертвы Богу. Этот храм некоторые историки сравнивают даже с целым государством со своим укладом жизни, своими порядками и законами. В Иерусалимском храме, в самой середине находилось большое Святилище со «Святая Святых», в котором находились главные святыни, оно знаменовало собой присутствие Бога среди Его избранного народа.

Когда Марии исполнилось три годика, родители решили отвести Богородицу в Иерусалимский храм. По обычаям того времени, Ее родители пригласили на праздник посвящения родственников и друзей, которые вместе с ними отправились в священный город к храму. После трехдневного пути, отдохнув и переодевшись, торжественная процессия стала подходить к храму, где их ждали предупрежденные о будущем посвящении священники.

С легкостью преодолев 15 (по числу псалмов, которые пели священники перед входом в храм) высоких ступеней, Мария оказалась перед первосвященником Захарией, который, по преданиям, позже стал отцом . Он поцеловал девочку, благословил Ее и, неожиданно для всех, повел Ее внутрь святилища храма, в Святая Святых. Это было особое святое место, куда сам первосвященник мог входить только один раз в году, в день всеобщего поста, чтобы принести жертву за грехи всего народа.
Все видевшие это были удивлены такому поступку Захарии, ведь они не знали, что Дух Святой открыл священнику истину о будущем Богородицы.

После того, как был произведен обряд посвящения, Святая Мария осталась при храме, а Анна и Иоаким вернулись к себе домой. Им было, конечно, грустно без своей Девочки, но они в любой момент могли навестить Ее.
Мария каждое утро первым делом молилась в Святая Святых, а потом, вместе с другими девами, Отроковица изучала Закон Божий, обучалась грамоте, рукоделию и ухаживала за болящими.
Святой Епифаний Кипрский так описывал житие Богородицы:

“Она любила учиться, читала Священное Писание и размышляла об оном. Также пряла шерсть и лен и вышивала шелками… Особенно любила Она вышивать одежды для священников”.

Когда Пресвятая Дева уже девять лет находилась в храме, в восьмидесятилетнем возрасте умер Ее отец Иоаким. Чтобы быть поближе к Дочери, мать Богородицы Анна переехала жить к Ней поближе, в Иерусалим. Через два года не стало и ее.
Святая Мария очень любила жизнь, но после смерти родителей ничего не осталось на земле, что связывало бы Ее с миром, поэтому для Себя Она решила Свою жизнь посвятить Богу.
После достижения совершеннолетия, когда Пресвятой Деве исполнилось четырнадцать лет, по закону, Она должна была оставить храм и выйти замуж.
Но Она заявила, что останется Девой и будет служить только Господу. Эти слова Богородицы смутили священство, ведь по пророческим предсказаниям вскоре должен быть рожден Спаситель, поэтому все молодые люди из рода царя Давида ОБЯЗАНЫ были вступать в брак.

По преданиям во храм были приглашены двенадцать неженатых и вдовствующих мужей, чтобы из них избрать мнимого мужа, который хранил бы девство Святой Марии. Чтобы понять, кому было предназначено стать супругом Марии, первосвященник взял у них посохи и положил их на алтарь храма, помолившись Богу, чтобы Он указал на «достойного, обручиться с Девою ».
Божия воля стала понятна на следующий день – утром посох вдовца Иосифа расцвел. Но у Иосифа были уже взрослые дети, и он не хотел стать посмешищем для людей, которые бы судачили о такой молодой жене. Первосвященник с трудом уговорил Иосифа взять в жены сироту, заботиться о Марии и быть хранителем Ее девичества.
После обручения Иосиф и Мария покинули храм и отправились жить обратно в Назарет.

С того дня, когда произошло событие Введения во храм Святой Марии прошло более двух тысяч лет. Около 70 года н.э. этот храм был разрушен римлянами, от него осталась только одна стена. Но до сих пор этот праздник Введения во Храм святыми родителями Иоакимом и Анной их дочери - Пречистой Девы Марии, почитается Церковью, как Великий, его вспоминают христиане всего мира.

Духовный смысл праздника Введение во Храм Пресвятой Богородицы:

Значение этого события, Введения во храм Пресвятой Девы Марии, в том, что именно с него начинается служение Богородицы Богу и начало спасения мира. В этом чистом и святом месте Богоматерь училась настоящей любви ко Господу и подлинному смирению.
Кроме этого сам праздник служит нам напоминанием о необходимости истинного христианского воспитания людей в вере и благочестии.

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое.

ВИДЕОФИЛЬМ



Новое на сайте

>

Самое популярное