Домой Отделочные материалы Как называется татарский язык. Истории татар и татарского языка (краткий исторический экскурс)

Как называется татарский язык. Истории татар и татарского языка (краткий исторический экскурс)

Тата́ры (самоназвание - тат.татар, tatar, мн. ч. татарлар, tatarlar) - тюркский народ, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, Приуралье, в Сибири, Казахстане, Средней Азии, Синьцзяне, Афганистане и на Дальнем Востоке.

Татары являются вторым по численности этносом (этноc - этническая общность) после русских и самым многочисленным народом мусульманской культуры в Российской Федерации, где основным ареалом их расселения является Волго-Уральский. В пределах этого региона наиболее крупные группы татар сосредоточены в Республике Татарстан и Республике Башкортостан.

Язык, письменность

По мнению многих историков, татарский народ с единым литературным и практически общим разговорным языком сложился в период существования огромного тюркского государства - Золотой Орды. Литературным языком в этом государстве был так называемый "идель теркисе" или старотатарский, основанный на кыпчакско-булгарском (половецком) языке и вобравший в себя элементы центральноазиатских литературных языков. Современный литературный язык на основе среднего диалекта возник во второй половине XIX и начале XX веков.

В древности тюркские предки татар пользовались руническим письмом, о чем свидетельствуют археологические находки в Приуралье и Среднем Поволжье. С момента добровольного принятия Ислама одними из предков татар, волжско-камскими булгарами - татары пользовались арабской письменностью, с 1929 года по 1939 год - латинской графикой, с 1939 года используют кириллицу с дополнительными знаками.

Самый ранний из сохранившихся литературных памятников на старотатарском литературном языке (поэма Кул Гали «Кыйса-и Йосыф») написан в ХIII в. Со второй половины XIX в. начинает формироваться современный татарский литературный язык, к 1910-м годам полностью вытеснивший старотатарский.

Современный Татарский язык, относящийся к кыпчакско-булгарской подгруппе кыпчакской группы тюркской языковой семьи, подразделяется на четыре диалекта: средний (казанскотатарский), западный (мишарский), восточный (язык сибирских татар) и крымский (язык крымских татар). Несмотря на диалектальные и территориальные различия татары являются единой нацией с единым литературным языком, единой культурой - фольклором, литературой, музыкой, религией, национальным духом, традициями и обрядами.



Татарская нация по уровню грамотности (умению писать и читать на своем языке) еще до переворота 1917 года занимала одно из ведущих мест в Российской империи. Традиционная тяга к знаниям сохранилась и у нынешнего поколения.

Татары, как и всякий крупный этнос, обладают довольно сложной внутренней структурой и состоят из трех этно-территориальных групп: волго-уральских, сибирских, астраханских татар и субконфессиональной общности крещеных татар. К началу XX века татары прошли процесс этнической консолидации (Консолидация [лат. consolidatio, от con (cum) - вместе, заодно и solido - уплотняю, укрепляю, сращиваю], упрочение, укрепление чего-либо; объединение, сплочение отдельных лиц, групп, организаций для усиления борьбы за общие цели).

Народная культура татар, несмотря на ее региональную вариативность (она варьирует у всех этносов), в своей основе едина. Народноразговорный татарский язык (состоящий из нескольких диалектов) является в основе единым. С XVIII -по начало XX вв. сложилась общенациональная (так называемая «высокая») культура с развитым литературным языком.

На консолидацию татарской нации оказало сильное воздействие высокая миграционная активность татар из Волго-Уральского региона. Так, к началу XX в. 1/3 астраханских татар состояла из переселенцев, причем многие из них были перемешаны (через браки) с местными татарами. Такое же положение наблюдалось и в Западной Сибири, где уже к концу XIX в. около 1/5 татар были выходцами из Поволжья и Приуралья, также интенсивно смешивавшихся с коренными сибирскими татарами. Поэтому сегодня выделение «чистых» сибирских или астраханских татар практически невозможно.

Кряшены выделяются своей религиозной принадлежностью - они православные. Но все прочие этнические параметры объединяют их с остальными татарами. Вообще, религия не является этнообразующим фактором. Базовые элементы традиционной культуры крещеных татар те же, что и у прочих соседних групп татар.

Таким образом, единство татарской нации имеет глубокие культурные корни, и сегодня наличие астраханских, сибирских татар, кряшен, мишар, нагайбаков имеет сугубо историко-этнографическое значение и не может служить базой для выделения самостоятельных народов.

Татарский этнос имеет древнюю и яркую историю, тесно связанную с историей всех народов Урало - Поволжья и в целом России.

Самобытная культура татар достойно вошла в сокровищницу мировой культуры и цивилизации.

Следы ее мы находим в традициях и языке русских, мордвы, марийцев, удмуртов, башкир, чувашей. В то же время национальная татарская культура синтезирует в себе достижения тюркских, финно-угорских, индоиранских народов (арабов, славян и других).

Татары - один из самых подвижных народов. Из-за безземелья, частых неурожаев на родине и традиционной тяги к торговле еще до 1917 года они стали переселяться в различные регионы Российской империи, в том числе в губернии Центральной России, на Донбасс, в Восточную Сибирь и Дальний Восток, Северный Кавказ и Закавказье, Центральную Азию и Казахстан. Этот миграционный процесс усилился в годы советского правления, особенно в период "великих строек социализма". Поэтому в настоящее время в РФ практически нет ни одного субъекта федерации, где бы ни жили татары. Еще в дореволюционный период образовались татарские национальные общины в Финляндии, Польше, Румынии, Болгарии, Турции, Китае. В результате распада СССР в ближнем зарубежье оказались татары, жившие в бывших союзных республиках - Узбекистане, Казахстане, Таджикистане, Киргизии, Туркмении, Азербайджане, Украине, в странах Балтии. Уже за счет реэмигрантов из Китая. Tурции и Финляндии с середины XX века образовались татарские национальные диаспоры в США, Японии, Австралии, Швеции.

Культура и быт народа

Татары являются одним из наиболее урбанизированных народов РФ. Социальные группы татар, живущих как в городах, так и в селениях, почти ничем не отличаются от тех, которые существуют у других народов, прежде всего у русских.

По образу жизни татары не отличаются от других окружающих народов. Современный Татарский этнос зародился параллельно с русским. Современные татары являются тюркоязычной частью коренного населения России, которая в силу большей территориальной приближенности к Востоку выбрала не Православие, а Ислам.

Традиционным жилищем татар Среднего Поволжья и Приуралья была срубная изба, отгороженная от улицы забором. Внешний фасад украшался многоцветной росписью. У астраханских татар, сохранивших некоторые свои степные скотоводческие традиции, в качестве летнего жилища бытовала юрта.

Как и у многих других народов, обряды и праздники татарского народа во многом зависели от сельскохозяйственного цикла. Даже названия времён года обозначались понятием связанным с той или иной работой.

Многие этнологи отмечают уникальный феномен татарской толерантности, заключающийся в том, что за всю историю существования татар, они не были инициаторами ни одного конфликта на этнической и религиозной почве. Известнейшие этнологи и исследователи уверены, что толерантность - это неизменная часть татарского национального характера.

один из тюркских языков; относится к кыпчакской группе. Иногда называется также булгаро-татарским или волжско-татарским для отличия от крымскотатарского языка. Распространен в Республике Татарстан, где, по Конституции 1992, является государственным наряду с русским, а также в Башкортостане, Мордовии, Марий Эл, Чувашии, Республике Коми, Челябинской, Свердловской и множестве других областей РФ, в Москве и Санкт-Петербурге, а также в Средней Азии и Азербайджане. Общее число говорящих, по данным переписи населения СССР 1989, превышает 5,5 млн. человек при общем числе этнических татар в 6,65 млн. человек.

Выделяются три диалекта с многочисленными говорами внутри каждого из них: средний, западный (мишарский) и восточный (язык сибирских татар). Самоназвание «татары» было воспринято от русских сперва мишарями (во второй половине 19 в.), а в начале 20 в. и другими представителями народа, в частности, носителями среднего диалекта, ранее называвшими себя «булгарами» (bolgar ) или «казанцами» (казан кешесе , казанлы ). Непосредственные соседи казанских татар и поныне называют их по-своему: марийцы – сюас , удмурты – бигер , казахи и каракалапаки – нугай .

Для фонетики татарского языка характерны гласные неполного образования и особые отражения общетюркских лабиализованных, в грамматике наблюдаются многочисленные аналитические глагольные формы, а также сочетания основного глагола со вспомогательным, выражающие разнообразные, в том числе видовые значения. По сравнению с другими тюркскими языками малоупотребительны аффиксы сказуемости. В лексике имеется значительное количество арабских, персидских и русских заимствований; влияние этих языков прослеживается также в фонетике и грамматике (например, возникновение союзов и союзных сложных предложений). В период существования Волжской Булгарии (9–12 вв.) и Золотой Орды (13–15 вв.) имело место влияние языка предков современных татар на русский язык (см . ).

До образования самостоятельного татарского языка предки башкиров и татар входили в состав Золотой Орды и в 13–19 вв. использовали общий литературный язык тюрки, имевший ряд региональных особенностей, отличавших его от других изводов этого тюркского книжного языка. Письменные памятники существуют с 13 в. (поэма Кул Гали Кысса и Юсуф ), хотя письменность, сперва руническая (с 7 в.), а потом на арабской (с 10 в.) основе, существовала и ранее. В 16–19 вв. функционировал так называемый старотатарский литературный язык, продолжавший традицию тюрки; на нем была создана богатая литература различной тематики. Современный татарский литературный язык создан на основе среднего и западного диалектов в конце 19 – начале 20 вв.; его формирование связано с деятельностью татарского писателя, филолога и просветителя К.Насыри и писателей того периода (Я.Емельянова, Г.Ильяси, Ф.Халиди), освободивших татарский язык от влияния тюрки. В 20 в. происходило дальнейшее развитие литературных норм и расширение функций и сфер использования татарского языка.

Письменность до 1927 существовала на арабской, в 1927–1939 на латинской основе, с 1939 – на основе русской графики с несколькими дополнительными буквами. В 1992 был принят закон «О языках народов Республики Татарстан», а в 1994 – Государственная программа по его реализации. На татарском языке ведется преподавание как в средней (еще с начала 20 в.), так отчасти и в высшей школе; составляются вузовские учебники. Татарский язык преподается в ряде институтов и университетов. Издается обширная периодика, причем в последние годы не только в Татарстане, но и в ряде других районов компактного проживания татар; ведется радио- и телевещание.

Научное изучение татарского языка началось в 18 в., когда были составлены рукописные русско-татарский разговорник М.Котельникова (1740) и русско-татарский словарь С.Хальфина (1785). В 1801 в Санкт-Петербурге была опубликована грамматика И.Гиганова, в 1804 – словарь того же автора. В 19 в. большое значение имели работы Казанской школы тюркологов, а также миссионеров. Впоследствии значительный вклад в изучение татарского языка внесли труды Г.Алпарова, В.А.Богородицкого, М.З.Закиева и др. исследователей. Исследования татарского языка ведутся в Казанском и Башкирском университетах, Институте языка, литературы и истории им. Г.Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан, а также в ряде педагогических вузов.

Богородицкий В.А. Введение в татарское языкознание в связи с другими тюркскими языками . Казань, 1953
Татарско-русский словарь . М., 1966
Современный татарский литературный язык. Синтаксис . М., 1971
Татарская грамматика , тт. 1–2. Казань, 1993
Сафиуллина Ф.С., Закиев М.З. Современный татарский литературный язык. Лексикология, фразеология, фонетика, графика и орфография, орфоэпия, словообразование, морфология и синтаксис . Казань, 1994
Закиев М.З. Татарский язык . – В кн.: Государственные языки в Российской Федерации. М., 1995

В наше время, когда национальные проблемы особенно актуальны, необходимо найти правильный угол зрения в изучении родного языка, ни в коем случае не приувеличивая и не принижая его достоинств и возможностей. При этом необходимо вести целенаправленную работу по привитию интереса к родному языку.

История и современное состояние татарского языка и его диалектов.

Татарская речь очень благозвучна, интонационно богата, ритмична, чуть в ускоренном темпе, с обилием эмоциональных частиц и междометий, со множетвом речевых формул и клишированных выражений.

Любой специалист, в какой бы области он не работал, проходит обучение в общеобразовательной средней школе и продолжает далее свою специализацию в средних технических или высших учебных заведениях страны. Это в полной мере относится и к системе просвещения и высшего образования Башкортостана, где имеется широкая сеть средних, специальных средних и высших учебных заведений как с национальным, так и с русским языком обучения. В школах республики изучаются, как правило, русский, татарский, и один из иностранных языков (английский, немецкий, французский и др.).

В преподавании этих языков и практическом овладении ими встречаются немало трудностей, обусловленных значительными расхождениями их структур и типологии. С аналогичными затруднениями сталкиваются и переводчики, журналисты, редакторы - все, кто по роду своей профессии связан с переработкой информации на том и другом языках, включая и словесно - художественное творчество. Вот почему наряду со сравнительно - историческим изучением родственных языков, что имеет общетеоретическое и методологическое значение, в лингвистике не только возможны, но и необходимы сопоставительно - типологические исследования разно-системных языков.

Татарский язык (тат, татар теле, tatarҫa) - национальный язык татар. Государственный язык Республик Татарстан и второй по распространенности и по количеству говорящих национальный язык в Российской Федерации!
Относится к поволжско - кыпчакской подгруппе кыпчакской группы тюркских языков (Алтайская языковая семья).
Распространен в Татарстане в центре и на северо - западе Башкортостана и в некоторых районах Удмуртии, Чувашии, Мордовии, Челябинской, Самарской, Астраханской, Саратовской, Нижегородской, Пензенской, Рязанской, Тамбовской, Курганской, Томской областей, Пермского края России, а также в отдельных районах Узбекистана, Казахстана, Азербайджана, Киргизии, Таджикистана и Туркмении.
Татарский язык распространен также среди башкир, русских, чувашей и марийцев, а также некоторых других народов России.

Татарский язык, по сведениям ЮНЕСКО, стоит на четвертом месте по своей стройности формулировки и логичности. В этом смысле он может быть использован как язык компьютера. Знание татарского языка дает возможность общаться со всеми представителями тюркских народов и занимает четырнадцатое место в мире.

Основоположником литературного татарского языка является Габдулла Тукай. На старо-татарском и современном татарском языке накоплено огромное художественное, философское, историческое, публицистическое, просветительное, эпистолярное, научно-мировоззренческое наследие, оставленное Кул Гали, Мухамедьяром, Х. Феизхановым, Ш. Марджани, Г.Тукаем, Ф. Амирханом и многими другими поэтами и писателями, учеными, просветителями.

В 19 веке были изданы сотни самоучителей, разговорников, татарского языка, хрестоматий, пособий, словарей, книг для чтения, многие из которых были составлены миссионерами, преподавателями духовных училищ, академий. Они вместе с другими, составленными русскими учеными из высших учебных заведений, а также татарскими учеными и просветителями заслуживают самого пристального внимания и изучения.

Народно - разговорный татарский язык делится на 3 основных диалекта:

Западный (мишарский) диалект, имеющий большую связь с огузо - кыпчакским языком;
- казанский (средний) диалект (имеет гипотетические элементы булгарского языка);
- восточный (сибирско - татарский) диалект, формировавшийся как самостоятельный язык, но по причине политических связей и переселения казанских татар в Сибирь сблизившийся со средним диалектом. В 13 - 19 веках у татар функционировал старотатарский язык.

Мишарский (западный) диалект татарского языка является более единообразным, сохранил больше древних черт, в меньшей степени подвержен внешним влияниям и изменениям, говоры его соприкасались небольшим числом других языков (с русским и мордовским).
Мишарский диалект, в отличии от казанского, по мнению ряда исследователей, входит в кыпчако - половецкую группу языков (В.В. Радлов, А.Н. Смайлович).

Взаимная близость мишарских говоров объясняется относительно поздним расселением мишарей (начиная с конца 16 века), происходившим в связи с созданием царским правительством так называемых (засечных) линий.

При создании современного татарского кириллического алфавита, за основу была взята фонетика татар-мишарей, близкую к фонетике древне-татарского литературного языка, чем обуславливается присутствие в нем несвойственных для среднего диалекта букв и обозначаемых звуков Ч (тч) Ж(дж), а также отсутствие Щ (фрикативный (щелевой) эквивалент Ч),У, К и Ғ

Мишарский диалект татарского языка Л.Т. Махмутов делит на две группы говоров: “цокающую” и “чокающую”. В то же время Г.Х. Ахатов в своей классификации подразделяет мишарский диалект на три группы говоров, добавляя к “цокающей” и “чокающей” - “смешанную” группу говоров. Лингвистически говоры близки друг к другу, однако, не идентичны: каждой из этих групп присуще некоторые специфические особенности в области фонетики, грамматики, лексики.

К “чокающей” группе мишарских говоров относятся:
темниковский говор (западные районы Мордовии, юго-восточная часть Пензенской области) лямбирский говор (восточная часть Мордовии),
прибирский говор (Бирский, Караидельский, Мишкинский районы Башкортостана).
кузнецкий говор (пензенская область), хвалынский говор (юг Ульяновской области)оренбургский говор (Оренбургская область) говоры Волгоградской и Саратовской областей.

“Цокающую” группу мишарских говоров составляют:

Сергачский говор (Нижегородская область),

Дрожжановский говор (Татарстан и Чувашия),

Чистопольский говор (смешанный) (районы Закамья Татарстана и Самарской области),

мелекесский говор (условно) (северные районы Ульяновской области).

Однако, по мнение профессора Г.Х. Ахатова, кузнецский говор и хвалынский говор относятся вовсе не к “чокающей” группе говоров, а к “смешанной”. По данным ученого “смешанная” группа говоров характеризуется почти параллельным употреблением Ч (тч) с ярко выраженным взрывным элементом Ц, например: “пытчак, пыцак(пычак - нож). Поэтому Г.Х. Ахатов выделил два этих говора в отдельную группу говоров мишарского диалекта и назвал “смешанной”.

Казанский (средний) диалект татарского языка отличается от других диалектов наличием явления ж - окания, увулярных к и г, фрикативного ч (щ), огубленного варианта а. На формирование среднего диалекта оказали влияние булгарский язык (12 - 13 в.), кыпчакский язык (9 - 15 в.), а так же финно-угорский и русский языки.

Заказанский (высокогорский, Мамадышски, Ламишевский,Балтасинский районы Татарстана)

Барангинский (Параньгинский район Марий Эл)

Тарханский (Буинский, Тетюшский районы Татарстана)

Левобережный - Горный (левобережье Волги Татарстана, Урмарский район Чувашии)

Кряшенский говоры (Татарстан, Башкортостан)

Ногайбакский (Челябинская область)

Мензелинский (Аргызский, Бугульминский, Заинский, Азнакаевский; Удмуртия; Алышевский, Бижбулякский, Благоварский, БураевскийБелебеевский, Дюртюлинский, Илишевский, Кармаскалинский, Краснокамский, Кушнаренковский, Миякинский, Мелеузовский, Стерлибашевский, Стерлитамакский, Туймазинский, Федоровский, Чекмагушевский, Чишминский, Шаранский, Янаульский районы Башкортостана)

Бураевский (Калтасинский, Балтачевский, Янаульский, Татышлинский, Мишкинский, Караидельский районы Башкортостана)

Касимовский (Рязанская область)

Нократский (Кировская область, Удмуртия)

Пермский (Пермская область)

Златоустовский (Салаватский, КигинскийДуванский, Белокатайский районы Башкортостана)

Красноуфимский (Свердловская область)

Ичкинский (Курганская область)

Бугурусланский (Бугурусланский район Оренбургской области)

Турбаслинский (Иглинский и Нуримановский районы Башкортостана)

Тепекинский (Гафурийский, Стерлитамакский районы Башкортостана)

Сафакульский (Курганскаяобласть)

Астраханский (Казанские татары Астраханской области)

Говор татар-каракалпаков (Восток Саратовской области (Алекстадрово-Гайский район), Уральская область Казахстана.

В наше время, когда национальные проблемы особенно актуальны, необходимо найти правильный угол зрения в изучении родного языка, ни в коем случае не приувеличивая и не принижая его достоинств и возможностей. При этом необходимо вести целеаправленную работу по привитию интереса к родному языку, которая должна быть тесно связано с воспитанием национального и интернационального чувств: необходимо развивать интернациональные качества учащихся, так как человек не воспринимающий и не любящий свой родной язык, свою культуру, вряд ли сумеет по достоинству оценить языки и культуру другого народа.

Татарский язык входит в тюркскую группу алтайской языковой семьи. На нем говорят в России (около 5,3 млн человек), Средней Азии, Украине, Польше, Китае, Турции, Финляндии и других странах. Это родной язык нескольких тысяч марийцев. В ходе переписи населения 2002 года 94% этнических татар заявили о том, что они знают татарский язык.

Предками татарского языка являются вымершие булгарский и кипчакский языки. Крымско-татарский язык не является его близким родственником, а больше напоминает стандартный турецкий язык. В процессе своего развития татарский язык испытал сильное влияние уральских языков бассейна реки Волги, а также арабского, персидского и русского языков.

Татарский – официальный язык Республики Татарстан, наряду с русским. Фактически, татарский язык стал официальным в 1917 году, после Октябрьской революции. Следует отметить, что коммунисты не признавали официальных языков как таковых: был лишь список языков, на которых можно было вести судопроизводство в тех или иных республиках. Именно такой статус был в советскую эпоху у татарского языка в Башкирии, Марийской АССР и других регионах СССР.

В 1930х годах татарский язык начал приходить в упадок. В 1980х годах он уже не изучался даже в городских школах Татарстана – ведь куда важнее было знание русского языка, на котором ведется преподавание в российских вузах. Сейчас на татарском языке ведется преподавание в высших учебных заведениях Татарстана – правда, лишь в гуманитарных, — и он больше не классифицируется как язык, находящийся под угрозой исчезновения.

Выделяются 3 основных диалекта татарского языка: западный (мишарский), средний (казанский) и восточный (сибирский). Различия между ними прослеживаются почти исключительно на фонетическом уровне.

В татарском языке 10 гласных, которые различаются по ряду (передний/задний) и подъему (верхний/нижний). Долгие гласные употребляются только в заимствованных словах и не считаются самостоятельными фонемами. Набор согласных фонем – такой же, как и в других тюркских языках. В качестве аллофонов велярных согласных перед гласными заднего ряда используются увулярные согласные.

Палатализация не типичная для татарского языка, поэтому у татар не возникает проблем с употреблением арабского письма, в котором палатализация не обозначает. А при использовании латинского письма палатализация иногда обозначается диакритическим знаком под гласной буквой. Некоторые татары говорят без палатализации и по-русски (так называемый «татарский акцент»).

В консонантные кластеры, состоящих из двух и более звуков, вставляется эпентетический гласный i/e: например, слово «текст» произносится /tekest/, «банк» — /banık/ и т.п. Ударение в татарском языке ставится на последнем слоге. Безударные гласные могут быть синкопированными или редуцированными. Еще одна типичная черта татарской фонетики – финальное оглушение согласных: табиб («врач») – .

Именные части речи в татарском языке изменяются по падежам (именительный, родительный, дательный, винительный, местный, аблатив) и числам (единственное и множественное).

В разное время в татарском языке использовались различные алфавиты. До начала 10 века употреблялось орхонское письмо. Затем его сменил арабский алфавит, который находился в употреблении до 1928 года. Несколько лет после этого применялась латиница. А в конце 1930х годов была создана современная татарская письменность на основе русского алфавита, к которому были добавлены несколько букв. Такое же письмо используется и в казахском языке. А татары, живущие в Китае, до сих пор пишут арабским алфавитом. После 2000 года в Татарстане несколько раз делались попытки возрождения латинского письма, что во многом было связано с распространением Интернета. Однако эти попытки не увенчались успехом, тем более что был принят закон, согласно которому официальным письмом всех языков России является кириллица.


§ В-десятых, как образуются слова в татарском языке
§ Справочные материалы по татарской грамматике

§ Во-первых, местоимения и глаголы..

Какие слова наиболее важные в языке? Так или иначе, все слова важны, однако взглянем на действительность. Есть категория людей, которая говорит: «я немного знаю татарский, но не могу общаться «по-литературному». Подобные высказывания дают основания полагать, что человек прекрасно знает определенное количество слов, с помощью которых строит предложения, но только самые простые. Так вот, подходя с этой позиции, самыми «знаемыми» словами в языке являются местоимения. Личные местоимения – это те слова, которые знают как раз те, кто «знает язык чуть-чуть». Однако именно они являются не только важными, но и трудными для понимания. Если быть точнее, это именно те слова, которые следует зазубрить во всех формах.
С них и начнем.
Во-первых, назовем себя – мин.
Во-вторых, обратимся к соседу – син.
В-третьих… – ул.
В татарском языке нет категории рода, поэтому ул – это и она, и он, и оно. А первое значение этого слова, вообще существительное – сын.
Местоимения – это слова, которые заменяют другие значащие слова.

Особое значение имеют вопросительные местоимения. Вот их знают все, кто говорит «на бытовом уровне».
Итак, для существительных это – кем? нәрсә? – кто? что?
Для прилагательных – нинди? – какой?
Для глаголов – нишли? (=нәрсә эшли?; =ни эшли?) (в настоящем времени). – что делает?
Хочется уже сказать первое предложение на татарском? Пожалуйста:
Син кем? Мин – Саша – Ты кто? Я Саша.
Ул кем? Ул – Света. – Он (она) кто? Она Света.
Ул нишли? Ул эшли. Он что делает? Он работает.
Вот и первое многозначное слово – эшли (делает, работает)

Местоимения в любом языке являются частотными и стараются вырваться из общепринятых правил. Татарский язык – не исключение. Поэтому здесь мы не будем охватывать все группы местоимений, как это делается в академической грамматике, а рассмотрим только личные, некоторые вопросительные и несколько указательных. Остальные местоимения живут как бы сами по себе, общих грамматических правил у них нет, поэтому их следует просто учить как служебные слова с их конкретными особенностями.
Личных местоимений в татарском языке шесть, и они изменяются по падежам. По сравнению с существительными они, конечно же, имеют свои особенности:

Не бойся таблиц! В них, как правило, очень много информации. Они – твои самые удобные помощники.
А в данной таблице можешь пока не зацикливаться на названиях падежей, но при рассмотрении собственно падежной системы существительных на втором занятии, неплохо будет вернуться и сравнить окончания.

Личные местоимения сез и алар (вы, они) склоняются аналогично местоимению без. А что касается форм местоимений, приведенных в таблице, то надо запомнить каждую форму отдельно с переводом, и в будущем самостоятельно составлять конструкции с данными формами. Например: Мин аны яратам (Я его люблю). Ул миңа карый (Он смотрит на меня). Минем китабым (Моя книга).
Кроме личных, есть еще указательные местоимения, падежные формы которых требуют конкретного запоминания:


Есть и другие подобные местоимения, призванные заменять прилагательные. Их достаточно много. Но, одолев приведенные формы, ты справишься с ними.
Большое место в любом языке занимают вопросительные местоимения. Они очень частотны, и мы уверены, что, в свою очередь, их не только запомнишь, но сразу включишь в свой активный словарь. Надо только помнить, что они ведут себя по законам той части речи, которую заменяют. Приведем семь самых частотных вопросительных местоимений, которые советуем запомнить с самого начала:


Надо отметить, что вопросительные местоимения – основа любого диалога. Не случайно именно они должны стать первыми твоими словами. Ведь каждое из них – вопросительное высказывание. Это редкие слова, которые так и напрашиваются на знак препинания даже в их отдельном употреблении. А знак препинания – это конец предложения.
Итак, первые диалоги:
Син кайда? Ты где?
Мин монда. Я здесь.
Син нинди? Ты какой?
Мин яхшы. Я хороший.

И отдельно о непростом местоимении үз – свой:


А теперь можно перейти и к глаголу. Ведь мы не говорим словами, а говорим предложениями, а основа предложения – это сказуемое. А сказуемое обычно глагол. Предикативность – это грамматическая база любой фразы. В лингвистике так и говорят: предложение от слова отличается предикативностью. Даже в номинативном (назывном) и эмоциональном предложении есть предикативность, потому что там подразумевается глагол-сказуемое:
Утро. Хорошо! – имеется в виду: Имеется утро. Хорошо утром быть.
Татарский глагол не сложнее русского, однако сама его организация уникальна, и к ней необходимо привыкнуть, и порой даже путем механической зубрежки значений глагольных суффиксов.
Первая сложность, с которой обучающийся сталкивается на практике, это запоминание глаголов. Эти слова не только имеют развлетвленную структуру, но страдают от недостатка ассоциативности. Многие глаголы не так легко запомнить, как существительные. Например: бара, кайта, чыга, уйлый (идет, возвращается, выходит, думает) учащиеся заносят в память труднее, чем китап, кеше, вакыт (книга, человек, время). Это связано с двумя причинами:
Во-первых, глаголы не называют конкретных понятий, а относятся к процессу, состоянию, и это влечёт за собой их большую абстрактность;
Во-вторых, глаголы – самые многозначные слова. И нередко их значения придают речи стилистическую окраску. Это особенно заметно в татарском языке.

Количество словоформ татарского глагола ты уже видел на примере. Обрати внимание на то, что эта структура к тому же может быть многозначной. Поэтому с глаголом придется потрудиться больше всего.
Глагол занимает центральное место в татарской грамматике еще в связи с тем, что он сам может легко строить предложения:
Күрдем (-м – означает я) – я увидел;
Чыктың (-ң – означает ты) – ты вышел.
Итак, татарский глагол в предложениях с местоименными подлежащими соединяет в себе и подлежащее, и сказуемое.
Китапны күрдем. – Я увидел книгу.
Сыйныфтан чыктың. – Ты вышел из класса.

До этого я просто пытался доказать, что глагол – сложная система, и именно она формирует твое знание татарского языка. А теперь необходимо определить порядок изучения глагольной системы татарского языка.
Все начинается с определения основы. Часто бывает так, что обучающиеся уже начинают составлять предложения, уверенно владеют тысячами слов, но встречая новый глагол, не могут на ходу определить его основу. С чем это связано? С тем, что в русском языке такое понятие не имеет такого важного значения, а повелительная форма глагола (которая в татарском полностью совпадает с основой) в русском языке образуется по устоявшейся парадигме. Сравни:
Бар – иди
Уйла – думай
Чык – выйди
Эшлә – работай
Сөйлә – говори
Кер – входи
Әйт – скажи
Кара – смотри
Сана – считай
Обрати внимания на окончания татарских и русских глаголов – в русском языке порядка больше. Окончания и/й достаточно закономерно для русского повелительного глагола.
Как же находить основу татарского глагола? В первую очередь, обратившись словарю. В большинстве словарей глагол приводится в форме имени действия – бару, уйлау, чыгу, эшләү, сөйләү, керү, әйт, карау, санау.
Перевести эти формы можно просто – это процессы тех действий, на которые глаголы указывают. Соответственно:
Бару – процесс хождения, хождение
Уйлау – процесс думы, думание
Чыгу – процесс выхода, выход
Эшләү – процесс работы
Сөйләү – процесс говорения, говорение
Керү – процесс входа, вход
Әйтү – процесс сказания
Карау – процесс смотрения, разглядывание
Санау – процесс счета
Не очень по-русски, но доходчиво. Важно то, что именно данная форма, которая не очень развита у русского глагола, обозначает действие как таковое, именно эта форма используется в толковых словарях татарского языка.
А основа находится простым отбрасыванием у/ү.
Но не всегда под рукой словарь, приходится находить основу прямо из текста или услышанной глагольной формы. Для этого необходимо четко знать все грамматические суффиксы глагола, чтобы дойти до самой простой повелительной формы второго лица (в татарском языке повелительный глагол возможен во всех трех лицах).
В конечном итоге, основу глагола можно выудить из любой формы, но необходимо научиться делать это уверенно и быстро. К сожалению, это единственный путь к началу уверенного использования изучаемым татарского языка.

Татарский глагол имеет ещё одну сложность – в татарском языке огромное количество аналитических глаголов, т.е. глагольных форм, состоящих из двух слов. Я буду называть их составными. Это следствие агглютинативности:
Яза алды (смог написать).
Глагол ала (берет) теряет свое основное значение.
Ашыйсы килә (хочется есть).
Глагол килә (приходит) также теряет основное значение.

Дело в том, что вспомогательные глаголы – суть те же постфиксы, которые вследствие неудобства их использования остались в роли вспомогательных слов. По идеи должно было бы быть:
Бара+ала+торган+иде+мин
Бара – идет
Ала – значение возможности субъекта
Торган – указание на постоянность субъекта
Иде – указание на прошедшее время
М(ин) – указание на субъект (я)
Носители языка так и говорят:
[Баралаторганидем]
Я мог ходить (с постоянством)

Поэтому на курсах после нескольких занятий подходят обучающиеся и говорят: Вас мы понимаем, а татар на улице нет. И я отвечаю, что опираюсь на их грамотность, на то, что они могут читать татарские тексты, и соответственно, психологически произносят каждое слово отдельно. На первых занятиях мне тоже приходится делать «паузы в словах».

Но татарские слова не стали превращаться полностью в предложения, как у североамериканских индейцев, и так появились постфиксы, которые выделяются в служебные (вспомогательные) слова, и пишутся раздельно.
К вспомогательным глаголам надо обращаться как и с послелогам (в русском языке – предлогам). Они – служебные слова, которые были образованы от других глаголов.

Но для начала глагол в татарском языке начинается с того, что имеет основу, которая равняется повелительной форме во втором лице: сиди, встань, говори. Именно, во втором лице! Ведь в русском языке повелительное наклонение может быть только во втором лице! В татарском же – во всех лицах! Об этом чуть позже…
Итак, несколько не самых сложных глаголов – так называемых глаголов движения:
Бара – идет, едет (во всех значениях этого слова и плюс будут еще).
Китә – уходит
Килә – приходит
И глаголы, которые нужны для обозначения учебной деятелности:
Укый – читает, учится
Яза – пишет
Эшли – делает, работает
Саный – считает
И нужны глаголы, которые позволяют говорить о речевой деятельности:
Әйтә – скажет
Сөйли – говорит
Кабатлый – повторяет
Уйлый – думает

Данные глаголы необходимо запомнить. Вообще, глаголы нужно стараться запоминать. Дело в том, что глаголы необходимо запоминать сразу в двух формах (в форме настоящего времени и в повелительной – основу глагола), и научиться выделять основу:
Бара – бар – иди
Китә – кит – уходи
Килә – кил – приди
Укый – укы – читай, учись
Яза – яз – пиши
Эшли – эшлә – делай, работай
Саный – сана – считай
Әйтә – әйт – скажи, говори
Сөйли – сөйлә – рассказывай

Мы приступаем к самому главному – к глагольным основам и к составлению предложений с глаголами. Говорим по-татарски:
Ул бара.

В этом предложении совершенно непонятно, кто или что идет, идет или едет, и так можно сказать даже про часы, которые идут:
Ул (сәгать) бара.

Кстати о часах: в старорусском (древнеславянском) языке было двойственное число, что наложило отпечаток и на современную русскую грамматику. Соответственно, много непонятного: почему-то часы, брюки, ворота, ножницы множественного числа. На самом деле, они по логике могут быть и единственного, и множественного числа. Это мы и наблюдаем в татарском.

Мы сразу же можем составить предложения, которые состоят всего из одного слова:
Барам. Киләсең. Уйлый.
Я иду. Ты приходишь. Он думает.

Но чтобы поговорить, нужно уметь задавать вопросы. Только тогда у тебя получится диалог с кем-нибудь, или с самим с собой.

Кстати, не бойся говорить с самим собой… особенно на изучаемом языке…

Самый простой вопрос – это общий вопрос. Общий вопрос – такой вопрос, на который можно ответить «Да» или «Нет» («Әйе», «Юк»).
Син барасыңмы? Әйе, мин барам.
Син киләсеңме? Юк, мин китәм.
Син укыйсыңмы? Юк, мин язам.
Сез нишлисез? Без эшлибез.
Сез укыйсызмы? Юк, без эшлибез.

Кажется, тут всё понятно без перевода. Более того, составляйте по данной схеме свои вопросы и ответы. Эта схема – схема самого простого татарского предложения. Не освоив его, трудно будет в дальнейшем…

А теперь текст. Их будет всего десять. Постарайтесь их прочитать много раз и вслух. Кстати, ты можешь их и прослушать.
И первый текст – печальный монолог о неразделенной любви.

Первый текст
1
Так уйлыйм. Син: «Кил», – говоришь. Мин киләм. Киләм, син китәсең. Киләсең, мин китәм. Мин язам, ә син укыйсың. Мин укыйм…
Бу нәрсә?
Без кая барабыз? Без нишлибез? Киләбез дә китәбез. Син нинди человек? Мин не знаю. Син укыйсың, но китәсең. Мин сине не понимаю.
Без уйлыйбыз и уйлыйбыз. Сегодня мин әйтәм: «Кил!» – говорю. Син китәсең.
Мин сине люблю. Ә син мине любишь? Не знаю.
Мин сиңа язам. Уйлыйм и язам. Мин нәрсә язам?
Сине люблю, о тебе уйлыйм. Ә син китәсең. Уйлыйм: син мине не знаешь, поэтому мин киләм, ә син китәсең.
Уйлыйм, потом еще язам:
Мин сине люблю. Ә син кайда? Мин белмим. Мин о тебе уйлыйм. Син кайчан миңа киләсең, не знаю.
Не знаю, мин шулай уйлыйм. Уйлыйм, уйлыйм да, а может ул мине не любит дип уйлыйм…
А мин ведь сине люблю.

А теперь полностью на татарском:

2
Шулай уйлыйм. Син: «Кил», – дисең. Мин киләм. Киләм, син китәсең. Киләсең, мин китәм. Мин язам, ә син укыйсың. Мин укыйм…
Бу нәрсә?
Без кая барабыз? Без нишлибез? Киләбез дә китәбез. Син нинди кеше? Мин белмим. Син укыйсың, ләкин китәсең. Мин сине аңламыйм.
Без уйлыйбыз да уйлыбыз. Бүген мин әйтәм: «Кил!» – дим. Син китәсең.
Мин сине яратам. Ә син мине яратасыңмы? Белмим.
Мин сиңа язам. Уйлыйм һәм язам. Мин нәрсә язам?
Сине яратам, синең турында уйлыйм. Ә син китәсең. Уйлыйм: син мине белмисең, шуңа күрә мин киләм, ә син китәсең.
Белмим, мин шулай уйлыйм. Уйлыйм, уйлыйм да, ә бәлки ул мине яратмыйдыр дип уйлыйм…
Ә мин бит сине яратам.

Выполни упражнение по образцу и устно:
Образец (Үрнәк): Син минем турында уйлыйсың. Син минем турында уйлыйсыңмы? Мин синең турында уйлыйм.
Ты думаешь обо мне. Думаешь ли ты обо мне? Я о тебе думаю.
1) Син миннән китәсең.
2) Син миңа киләсең.
3) Син мине яратасың.
4) Син миңа язасың.
5) Син миңа укыйсың.
6) Син миңа сөйлисең.
7) Син миңа әйтәсең.

Прочитай и добавь слова:
Мин – минем – миңа – мине – миннән – миндә
Син – … – … – …
Ул – … – … – …

И в конце первой встречи пословицы:

Мәкальләр
Ике уйла, бер эшлә. – Дважды подумай, один раз сделай.
Ике уйла, бер сөйлә. – Дважды подумай, раз скажи.



Новое на сайте

>

Самое популярное