Домой Ремонт Какие существуют уровни суот. Система управления охраной труда (суот)

Какие существуют уровни суот. Система управления охраной труда (суот)

Внедрение СУОТ с 1 января 2014 года является прямой обязанностью работодателя, независимо от штата предприятия. Мы расскажем, из каких элементов состоит система, как организовать контроль за ней на производстве в 2019 году.

Читайте в нашей статье:

Что такое система управления охраной труда на предприятии

Система управления охраной труда на предприятии является частью общей системы функционирования организации в целом. Обязанность её разработки и внедрения лежит, согласно законодательству, на работодателе. Это позволяет минимизировать нарушения охраны труда, повысить производительность.

Цели системы управления охраной труда

При внедрении СУОТ важно сформулировать и обозначить цели, к которым стремится предприятие. Каждая из них должна соответствовать одному из 4 признаков:

1. Должна быть не абстрактной, а количественно измеримой и зафиксированной.

2. Должна быть подкреплена существующими ресурсами предприятия.

3. Не должна противоречить общей концепции ОТ.

4. Должна быть понятна и поставлена соответственно должностным возможностям сотрудников.

Организация системы управления охраной труда

Данный процесс можно коротко описать 4 шагами:

Шаг 1. Разработка политики организации по ОТ. Все начинается со сбора информации и ее анализа: невозможно создать реально работающую концепцию на пустом месте. Необходимо назначить сотрудников, ответственных за сбор данных. Важна и статистика травматизма, аварий, профзаболеваний, меры, принимаемые в прошлом, для улучшения ситуации. Обязательно надо «поднять» всю документацию предприятия, связанную с ОТ: это результаты спецоценки или аттестации рабочих мест, должностные инструкции и т.п.

Хорошие результаты дает метод анонимного опроса сотрудников. С его помощью можно оперативно выявить «горячие точки» по охране труда.

Шаг 2. Утверждение Положения о СУОТ.

Шаг 3. Утверждение необходимых локальных актов с нормативами ОТ.

Обязательным дополнением к Положению будут являться документы:

  • Внутренние стандарты мероприятий ОТ, общих на всем предприятии (внутренний аудит, контроль за электрооборудованием и т.д.)
  • Разнообразные технологические карты, бланки отчетов и прочая дополнительная документация.

Материальное стимулирование работников (надбавки, премирование и т.п.) за вклад в ОТ должно обязательно быть запланировано при работе над СУОТ и доведено до сведения работников!

Шаг 4. Выпуск приказа о том, что Положение введено в действие.

Основные элементы системы управления охраной труда

Современная СУОТ, как часть системы общего маркетинга предприятия, соответствует принципам ISO. Это система связанных между собой основополагающих понятий:

  • Концепция развития охраны труда на предприятии, политика и стратегия.
  • Создание плана мероприятий и его реализация.
  • Оценка работоспособности СУОТ.
  • Улучшение и дальнейшее развитие.

Важен именно системный подход, так как разовые, не соединенные общей целью мероприятия слабоэффективны. Это общемировая практика, которая уверенно теснит в производстве старые принципы охраны труда.

Документация Организация и управление охраной труда

Основа любого предприятия – это люди. Независимо от численности рабочего коллектива, важно понимать, что СУОТ создается и существует в интересах людей. Это достижимо только если она будет внедряться одновременно на всех уровнях совместной работой.

Система включает в себя обязательное информативное общение и работу предприятия с фондами социального страхования, органами госуправления, профсоюзом. Вся статистика по авариям и травмам должна быть прозрачна и доступна.

Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур

Для эффективности системы все контрольные мероприятия должны быть заранее тщательно запланированы. Наиболее удобны в применении помесячные итоги, учитываемые по активным и пассивным факторам. К активным, как ясно из названия, причисляются достижения. К пассивным – информация о нарушениях охраны труда, травмах, несчастных случаях, причиненном ущербе.

Разумно раз в год осуществлять общую проверку, комплексно анализируя систему управления охраной труда предприятия при помощи сторонних аудиторских организаций (или специалистов из других подразделений).

Несмотря на то, что система управления охраной труда обязательна уже несколько лет, на многих предприятиях она вводится «со скрипом», медленно и с нарушениями. Ежегодные изменения нормативной базы могут несколько запутать специалистов. Вспомним, какие поправки были внесены в 2018 году:

  • Во втором квартале были внесены изменения в .
  • Теперь можно использовать результаты СУОТ для производственного контроля.
  • В августе вступили в силу особенности проведения спецоценки условий труда на рабочих местах сотрудников, которые работают с взрывчатыми материалами.
  • Актуализирован , а также видов работ, для производства которых необходимо проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры.

С 1 января 2014 г. обязанностей у работодателя в сфере охраны труда прибавилось: необходимым стало создать систему управления охраной труда (СУОТ) и обеспечить ее непрерывную работу (статья 212 Трудового кодекса РФ, изменения введены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ). Если раньше работодатели не обязаны были внедрять СУОТ, то теперь этого не избежать. Каким же образом реализовать данное требование?

Несмотря на необязательность создания СУОТ, многие работодатели, заботящиеся о комфорте и безопасности условий труда и здоровье сотрудников, а также стремящиеся поддерживать высокий уровень культуры охраны труда, создавали и внедряли СУОТ. Более того, наличие действующей СУОТ позволяло организациям успешно проходить сертификацию на соответствие требованиям международных стандартов.

СУОТ – часть общей структуры управления организации, позволяющая управлять рисками в области охраны здоровья и безопасности труда сотрудников.
Основой разработки и внедрения СУОТ служит Межгосударственный стандарт ГОСТ Р 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», введённый в действие в качестве национального стандарта РФ с 1 июля 2009 года. Стандарт разработан на основе Руководства МОТ-СУОТ 2001 (ILO-OSH 2001 «Guidelines on Occupational Safety and Health Management Systems).

Также при создании и функционировании СУОТ следует руководствоваться:

  • ГОСТ Р 12.0.007-2009 «ССБТ. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке и применению, оценке и совершенствованию»;
  • ГОСТ Р 12.0.008-2009 «ССБТ. Система управления охраной труда в организации. Проверка (аудит)»;
  • ГОСТ Р 12.0.009-2009 «ССБТ. Система управления охраной труда на малых предприятиях. Требования и рекомендации по применению»;
  • ГОСТ Р 12.0.010-2009 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков».
  • Создание СУОТ – не разовое мероприятие, которое проводится для подготовки к проверке Государственной инспекцией труда, или выполняется эпизодически, а разработанная, четко отлаженная, постоянно функционирующая система. В основе создания и функционирования СУОТ лежат принципы: «Планируй – Делай – Проверяй — Совершенствуй» («Plan-Do-Check-Act»).

    На стадии «Планирования» проводится всесторонний анализ организации, выявляются опасные факторы, проводится оценка рисков, разрабатывается политика по охране труда, определяются структура управления охраной труда, ресурсы и специалисты, необходимые для реализации поставленных целей и задач.

    Именно на этом этапе очень важно правильно распределить обязанности и ответственность:

  • руководство высшего звена организации отвечает за политику по охране труда, формирует философию организации в области охраны труда. Утвержденная высшим руководством политика направляется во все структурные подразделения, размещается доступных для работников местах (в том числе и на внутренних сайтах организации при их наличии). Реализация целей и задач политики постоянно обсуждается с работниками или их представителями на различных форумах, совещаниях, итоговых мероприятиях;
  • на руководителей среднего уровня (руководитель структурного подразделения, начальник отдела и др.) возлагается обязанность обеспечения безопасности выполнения работ и соблюдения требований охраны труда всеми работниками подчиненного структурного подразделения;
  • работники проявляют активное участие в обсуждении и решении вопросов охраны труда, выполняют и соблюдают требования охраны труда.
  • Стадия «Выполнения» подразумевает фактическую реализацию и применение разработанного плана создания и внедрения СУОТ – подготовка и обучение персонала, разработка регламентирующих документов (положений, руководств, процедур) и др.

    «Проверка» предполагает всеобъемлющий анализ состояния охраны труда, соответствие заявленных целей и задач достигнутым результатам, способность СУОТ удовлетворять потребностям организации, ее контрагентов и партнеров. Проверка может осуществляться как специалистами организации (как правило, специалистами по охране труда, юристами, сотрудниками службы персонала) – внутренний аудит, так и компетентными аудиторами сторонних компаний – внешний аудит. Наиболее объективен и результативен внешний аудит.

    На этапе «Совершенствования» выполняются действия по своевременному устранению несоответствий в области охраны труда, выявленными на стадии проведения проверки.

    Спецификой создания СУОТ является применение системного похода, когда все ее элементы рассматриваются не отдельно, а во взаимосвязи друг с другом.
    Создание и внедрение СУОТ, ее непрерывное функционирование позволяют перейти к новому типу управления охраной труда — от «реактивного» управления, когда приходится устранять негативные последствия в результате какого-либо происшествия (т.е. по факту случившегося) к «проактивному», при котором первоочередной задачей является предупреждение различных ситуаций, оценка и управление рисками. Иными словами, необходимо добиваться формирования культуры профилактики в охране труда и перейти от контроля за обеспечением безопасности к управлению ею.

    comments powered by HyperComments

    Александр

    2014-09-24 14:39:06

    Статья есть, это уже хорошо, но как конкретно создать систему не понятно. Ясно, что начать нужно с аудита, но по каким критериям? На что следует обращать внимание прежде всего, что поможет создать систему? Наверняка, по результатам аудита вылезет, что нет каких-то документов или что-то делается не так. Да после этого будем устранять недостатки, но, как завязать это с созданием системы? Кроме общих слов в чём суть СУОТ и способ её функционирования (функционирование, это значит происходят какие-то события, где-то они анализируются, выдаётся решение, проводится в жизнь, анализируется эффект от внедрения и т.д.)

    2014-09-29 17:50:40

    Анализ (аудит) начинается с изучения обстановки и состояния охраны труда в подразделениях и на рабочих местах, а также с изучения документации по всем направлениям ОТ: итоги проведенной оценки условий труда, оценки рисков; отчетов о состоянии травматизма, профзаболеваемости, об их причинах и принятых мерах; эффективность системы обучения и проверки знания требований охраны труда; структуру и численность службы охраны труда; обеспеченность работников СИЗ; уровень культуры охраны труда в компании и пр. Также очень важно провести опрос как руководителей различных уровней, так и работников о состоянии охраны труда (для удобства используются опросные листы). Исходя из полученных результатов, следует сформировать политику по ОТ, спланировать мероприятия в сфере ОТ, распределить обязанности и ответственность руководителей и работников - задокументировать все процессы (руководство или положение о СУОТ, стандарты или положения по различным мероприятиям (расследование НС на производстве, порядок проведения медосмотров, порядок выдачи СИЗ, порядок обучения, регламент работы с подрядчиками и др.), инструкции по ОТ, формы отчетов, журналы и пр. Для оценки эффективности функционирования СУОТ целесообразно проводить ежегодные аудиты. Для получения более подробной информации - обращайтесь, пожалуйста, по телефону +7 495 780 14 12.

    СИСТЕМА УПРАСЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА (СУОТ) – это часть общей системы управления (менеджмента) организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации. включает: организационную структуру; деятельность по планированию; распределение ответственности; процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, достижения целей, анализа результативности политики и мероприятий по охране труда в организации (ГОСТ Р 12.0.006–2002 «Общие требования к управлению охраной труда в организации»).

    Основу нормативно-правовой базы создания и функционирования СУОТ организации составляют ФЗ, в т. ч. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и др., а также ТК РФ, постановления Правительства РФ по вопросам охраны труда, нормативные правовые акты и нормативно-технические документы федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ в соответствии с их компетенцией.

    Традиционный подход к управлению охраной труда. Нормативно-методические, организационные документы, разрабатываемые в организации по вопросам функционирования СУОТ, должны обеспечивать выполнение следующих требований:

    постоянно оценивать состояние ОТ в своих подразделениях;

    формулировать цели и политику в области ОТ;

    разрабатывать и реализовывать способы их достижения;

    осуществлять предусмотренные действующим законодательством РФ контрольные функции;

    оценивать работу руководителей и специалистов организации и ее подразделений по улучшению условий труда и ОТ, стимулировать их деятельность в этом направлении.

    В соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, Положения о СУОТ в организации установлены следующие основные задачи, решаемые СУОТ:

    уточнение целей и политики организации в области ОТ;

    разработка и реализация программ, планов, иных организационно-распорядительных документов исходя из стратегических целей и политики организации в области ОТ;

    Целью перспективных планов является коренное улучшение условий и охраны труда на основе 3–5-летних программ и с учетом результатов финансово-экономической деятельности организации. Планы и мероприятия по ОТ должны иметь финансовое, материально-техническое, проектно-конструкторское и кадровое обеспечение. В организационно-распорядительных документах (приказы, постановления, протоколы и др.) указываются сроки и ответственные исполнители.

    Текущее планирование мероприятий (год, квартал, месяц) по ОТ включает разработку планов мероприятий по ОТ. Годовые планы разрабатываются на уровне организации, ее структурных подразделений, а текущие (квартальные, месячные) планы – на уровне подразделений, цехов и служб. В таких планах предусматриваются следующие мероприятия:

    повышение квалификации кадров, инженерно-технических работников, рабочих, служащих;

    Инструкции по ОТ – это содержат требования, обеспечивающие безопасное выполнение работ на конкретных местах.

    Отчеты (о деятельности в области ОТ) и формы (документы установленного образца).

    В качестве дополнительного уровня документации (на крупных предприятиях) вводят, напр., агрегатные журналы, технологические карты, наряды-допуски и т. п.

    Оценка работы. В мировой практике при оценке эффективности СУОТ используют данные об опасных факторах или возможных рисках. Оценка по показателям аварийности и травматизма (реактивные показатели) не всегда корректна. Целесообразно учитывать т. н. активные показатели, т. е. оценивать работу руководителей по достигнутым результатам в области ОТ. С активными показателями должны быть связаны и поощрения работников. Оценка работы руководителей и специалистов подразделений должна осуществляться ежемесячно. Руководитель подразделения (совместно с профсоюзной организацией) разрабатывает и утверждает Положение о стимулировании работ по ОТ, учитывает активные показатели (факторы) в этой сфере. Реактивные показатели (пассивные факторы) могут влиять на оценку работы лишь тех лиц, которые имеют непосредственное отношение к тому или иному происшествию (несчастному случаю и др.).

    К активным факторам относятся: обеспечение выполнения нормативных требований ОТ; соответствие УТ на рабочих местах санитарно-гигиеническим нормативам; динамика в оценке классов УТ, качество выполнения задач, планов по ОТ; проверка знаний руководителей и специалистов, состояние нормативно-технической и др. документации; своевременность и качество обучения персонала; число обходов, проверок, совещаний и т. п.; рационализаторской работы; эффективность работы по рассмотрению жалоб; кадровое обеспечение СУОТ; финансирование мероприятий по ОТ; и техническое обеспечение аудита.

    К пассивным факторам относятся сведения о травматизме, профессиональных заболеваниях, об экономическом ущербе от несчастных случаев, аварий и пожаров, от загрязнения окружающей среды и др. происшествий, связанных с нарушениями действующих норм и правил по ОТ. Эту группу факторов подразделяют: на связанные (полностью или частично) с недостатками в работе СУОТ; связанные только с недостатками межотраслевой и отраслевой нормативной документации; связанные с несоблюдением установленных правил и норм самим пострадавшим.

    В каждом подразделении не реже 1 раза в год должна проводиться комплексная проверка деятельности СУОТ, организуемая службой ОТ с привлечением специалистов др. подразделений или внешнего аудита.

    Экономическое стимулирование подразделений, отдельных работников, специалистов и руководителей должно определяться по вкладу в реализацию политики организации в области охраны труда. При неудовлетворительной работе по ОТ руководители и специалисты привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности, а в определенных законом случаях к административной и уголовной ответственности. Лишение премий и др. меры воздействия должны применяться не только при ухудшении показателей травматизма, заболеваемости, аварийности, но и при выявлении нарушений, способных привести к угрозе жизни и здоровью персонала.

    К формам индивидуального материального стимулирования относятся:

    дифференцированное премирование руководителей с учетом рейтинговых оценок состояния ОТ на основе активных показателей;

    премирование работников за длительную безаварийную работу;

    выплаты за рационализаторские предложения, направленные на улучшение ОТ (оригинальные и сформулированные на основе изучения специальной литературы, сообщений в прессе, опыта отечественных и зарубежных предприятий);

    выплаты за предложения и разработки по совершенствованию структуры ОТ, нормативно-технической документации;

    выплаты за выполнение дополнительных обязанностей, связанных, напр., с информационным обеспечением, разработкой компьютерных программ, обучением персонала, пропагандой охраны труда, переводом иностранной литературы;

    введение коэффициентов к заработной плате за повышение квалификации, улучшение знаний по ОТ.

    Неудовлетворительная оценка выставляется, если в подразделении (на участке, в смене, службе) происходили:

    несчастные случаи вследствие неудовлетворительной организации производства работ, невыполнения требований ОТ;

    аварийные остановки (отказы) оборудования (электрического, механического, энергетического) вследствие неудовлетворительной профилактики, неполного объема выполняемых работ;

    пожары вследствие нарушения требований пожарной безопасности;

    др. чрезвычайные ситуации вследствие нарушения требований технологической и экологической безопасности.

    Пирамида происшествий

    происшествий Пирамида ответственности Звезда безопасности Документация СУОТ

    УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА

    НА ПРЕДПРИЯТИИ

    Система управления охраной труда на предприятии (СУОТ) - это совокупность мероприятий охраны труда, методов и средств управления, направленных на организацию деятельности по обеспечению безопасности, сохранения здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

    Конечная цель управления – достижение заданного уровня безопасности системы «человек-среда» путем:

    а) обеспечения безопасности среды и

    б) обеспечения безопасности поведения человека.

    Достижение поставленной цели связано с решением основной задачи управления - обеспечением безопасности:

    предметов труда;

    средств труда и средств производства;

    продуктов труда;

    технологий и производственных процессов;

  • природно-климатических факторов и т.д.

    Обеспечение безопасности достигается за счет применения комплекса средств управления , таких как:

    а) профессиональный отбор работающих (обеспечивает снижение травматизма в ряде случаев на 40-50%);

    б) психологическое воздействие на работающих (создание благоприятного психологического климата, предупреждение об опасности, разбор конкретных несчастных случаев, предупреждение об опасных состояниях внешних факторов – гравитационных воздействий, земного магнетизма, ионизации атмосферы, солнечной активности, погодных условий и т.д.);

    в) пропаганда охраны труда,

    г) экономическое стимулирование.

    В методологическом отношении обеспечение безопасности труда на предприятии осуществляется с помощью двух взаимосвязанных последовательно выполняемых этапов работы:

    а) анализа условий труда и

    б) разработки по результатам анализа методов защиты человека

    от опасностей.

    При анализе условий труда необходимо:

    1 – выявить опасности, потенциально присущие рассматриваемому

    2 – дать количественную оценку показателей опасностей и сравнить

    их с нормативными значениями;

    стояние условий безопасности;

    4 – сделать выводы и дать заключение об условиях труда.

    Для анализа производственного травматизма применяют 4 основных метода: статистический, топографический, монографический и экономический.

    Статистический метод основан на изучении причин травматизма по отчетным документам за определенный период времени. Этот метод позволяет получить общую картину состояния травматизма, определить его динамику, выявить связи между обстоятельствами и причинами несчастных случаев.

    Для количественной оценки уровня травматизма определяются относительные статистические показатели частоты и тяжести травматизма.

    Показатель частоты травматизма К ч определяет число несчастных случаев, приходящихся на 1000 работающих за определенный календарный период (месяц, год). Он рассчитывается по формуле:

    К ч = (Т / Р) * 1000,

    где Т – число травм (несчастных случаев) за расчетный период;

    Р – среднесписочное количество работающих на предпиятии.

    Показатель тяжести травматизма К т характеризует среднюю длительность нетрудоспособности, приходящуюся на один несчастный случай:

    К т = Д / Т,

    где Д – суммарное число дней нетрудоспособности по всем несчаст-

    ным случаям.

    Топографический метод состоит в изучении причин несчастных случаев по месту их происшествия. Все несчастные случаи систематически наносят условными знаками на планы цехов, в результате чего становятся наглядно видны рабочие места, участки с повышенной травмоопасностью, требующие особого внимания и проведения профилактических мероприятий.

    Монографический метод включает детальное исследование всего комплекса условий труда, в которых произошел несчастный случай: трудового и технологического процесса, рабочего места, основного и вспомогательного оборудования, средств коллективной и индивидуальной защиты и т.д.

    При этом широко применяют технические способы и средства исследований – испытание оборудования, контроль параметров производственной среды и т.д.

    Экономический метод заключается в определении потерь, вызванных производственным травматизмом, а также в оценке социально-экономической эффективности мероприятий по предупреждению несчастных случаев.

    Методы защиты разрабатываются в следующей последовательности:

    1 – намечаются возможные принципы и методы защиты от опасностей;

    2 – рассчитывается стоимость реализации вариантов;

    3 – производится оценка эффективности мероприятий и определяется оптимальный вариант;

    Таким образом, управление охраной труда складывается из рядя последовательно осуществляемых стадий :

    оценки состояния охраны труда и ее составляющих (ТБ и ПС);

    формирования целей;

    составления программ действий;

    оперативного управления программами;

    оценки эффективности осуществления программ;

    стимулирования исполнителей.

    Управление охраной труда осуществляют:

    На предприятии - директор и главный инженер (технический

    директор),

    В цехах и службах - руководители этих подразделений;

    В бригадах - бригадиры.

    Эффективность работы системы управления охраной труда зависит от четкой регламентации обязанностей и прав по охране труда. Поэтому на предприятии разрабатывают и утверждают Положение или стандарт предприятия , где указывают структуру управления, взаимосвязи, соподчиненность, обязанности и права должностных лиц в решении вопросов охраны труда.

    В целях организации сотрудничества по охране труда работодателей и работников (или их представителей) на предприятии с численностью работников более 10 человек создается совместный комитет (комиссия ) по охране труда, в которые на паритетной основе входят представители работодателей, профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.

    Выдвижение в комитет представителей работников проводится на общем собрании (конференции) трудового коллектива. Представители работодателя назначаются приказом или распоряжением по предприятию.

    Члены комитета выполняют свои обязанности на общественных началах, как правило, без освобождения от основной работы.

    Основные функции комитета :

    изучение причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

    анализ эффективности проводимых мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

    содействие работодателю во внедрении в производство более совершенных технологий, новой техники, автоматизации и механизации производственных процессов с целью создания здоровых и безопасных условий труда;

    изучение обеспечения работников спец. одеждой, спец. обувью и другими средствами индивидуальной защиты;

    участие в работе по пропаганде охраны труда на предприятии.

    Организационно-методическую работу по охране труда, подготовку управленческих решений и контроль за их реализацией осуществляет служба охраны труда , непосредственно подчиненная работодателю.

    Структура и численность работников службы охраны труда предприятия определяется работодателем с учетом рекомендаций государственного органа управления охраной труда.

    Основными задачами службы охраны труда являются:

    1. Организация и координация работы по охране труда на предпри-

    2. Контроль за соблюдением нормативных правовых актов по охране

    труда работниками предприятия.

    3. Профилактическая работа по улучшению условий труда.

    4. Консультирование работодателя и работников по вопросам охра-

    ны труда.

    Для выполнения поставленных задач на службу охраны труда возлагаются следующие основные функции :

    1. Выявление опасных и вредных производственных факторов на

    рабочих местах.

    2. Анализ состояния и причин производственного травматизма и

    профзаболеваний.

    3. Оказание помощи подразделениям предприятия в аттестации ра-

    бочих мест и оборудования на соответствие требованиям охраны

    4. Проведение проверок технического состояния зданий, сооруже-

    ний, оборудования на соответствие требованиям охраны труда.

    5. Оказание методической помощи разработчикам инструкций по

    охране труда.

    6. Составление отчетности по охране труда.

    7. Контрольные функции и т.д.

    Одним из основных средств обеспечения безопасности является обучение и инструктаж работающих по охране труда.

    В соответствии со ст.18 Закона «Об основах охраны труда в РФ» все работники предприятий, включая руководителей, обязаны прохо-

    дить обучение, инструктаж и аттестацию по охране труда в порядке и в сроки, установленные для определенных видов работ и профессий.

    Ответственность за организацию обучения и проверки знаний по охране труда в целом по предприятию возлагается на его руководителя, в подразделениях - на их руководителей.

    Для проведения проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов на предприятиях создаются комиссии, в которые включаются руководители и специалисты служб охраны труда, главные специалисты (гл. технолог, гл. энергетик и т.п.), представители профсоюзов.

    Проверка знаний по охране труда поступивших на работу руководителей и специалистов проводится не позднее 1 месяца после назначения на должность, для работающих - не реже 1 раза в 3 года. В определенных случаях проводится внеочередная проверка знаний.

    Обучение (инструктаж) и проверка знаний по охране труда рабочих проводится в соответствии с ГОСТ 12.0.004-90 ("Организация обучения работающих безопасности труда. Общие положения").

    В зависимости от характера и времени проведения инструктажи подразделяются на:

    а) вводный;

    б) первичный на рабочем месте;

    в) повторный;

    г) внеплановый;

    д) целевой (текущий).

    Вводный инструктаж проводит инженер по охране труда (или специалист, его заменяющий), а остальные виды инструктажей - непосредственный руководитель работ (мастер цеха, отдела и т.п.).

    О проведении каждого инструктажа и проверке знаний, полученных при инструктаже, эти работники делают запись в специальном журнале с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. О проведении целевого инструктажа запись делается в наряде-допуске.

    При неудовлетворительной оценке знаний инструктируемого не допускают к его работе. Он должен вновь пройти инструктаж.

    Вводный инструктаж проводится со всеми вновь принимаемыми на работу.

    Первичный инструктаж на рабочем месте - со всеми вновь принятыми на предприятие, переводимыми из одного подразделения в другое, впервые выполняющими новую работу, с командированными.

    Повторный инструктаж - не реже чем через 6 месяцев со всеми работающими.

    Внеплановый инструктаж :

    а) при изменении стандартов, правил и инструкций по охране труда;

    б) при изменении технологического процесса;

    в) при замене или модернизации оборудования или инструмента;

    г) при нарушении работниками требований безопасности труда, которое может привести или привело к травме, аварии, взрыву или пожару;

    д) при перерывах в работе более 30 календарных дней (для работ с повышенными требованиями безопасности труда) или более 60 календарных дней (для остальных работ).

    Целевой инструктаж :

    а) перед производством работ, выполняемых по наряду-допуску,

    разрешению или другому документу;

    б) перед выполнением разовых работ, не связанных с прямыми обя-

    занностями по специальности;

    в) перед ликвидацией последствий аварий, стихийных бедствий и

    катастроф;

    г) перед проведением экскурсий на предприятиях или перед органи-

    зацией массовых мероприятий с учащимися.

    На предприятиях осуществляется планирование работ по охране труда, которое может быть:

      перспективным,

    • оперативным.

    НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА ОХРАНОЙ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ

    Законодательство РФ устанавливает надзор и контроль за охраной труда на предприятиях по трем направлениям: ведомственный и государственный надзор и общественный контроль.

    Надзор – это наблюдение за точным соблюдением законов, нормативно-технических документов по охране труда и привлечение к ответственности их нарушителей.

    Контроль – это проверка выполнения законов и нормативно-технических документов по охране труда.

    Ведомственный надзор за охраной труда в объединениях и на предприятиях осуществляют их руководители, а также начальники структурных подразделений (цех, отдел).

    Государственный надзор за охраной труда в РФ осуществляют специально уполномоченные на то государственные органы и инспекции, не зависящие в своей деятельности от администрации предприятий и их вышестоящих органов.

    В число надзорных органов входят:

    1. Федеральная инспекция труда (Рострудинспекция ), образованная в 1994 г. и действующая на основании Положения, утвержденного Правительством РФ 28 января 2000 г.

    Основной задачей Рострудинспекции и подведомственных ей государственных инспекций труда субъектов Федерации (областей, краев и т.д.) является осуществление надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда.

    Государственные инспекции труда выполняют следующие основные функции :

    а) осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда на соответствующей

    территории;

    б) расследуют в установленном порядке несчастные случаи на про-

    изводстве, анализируют причины и разрабатывают предложения по

    их предупреждению;

    в) рассматривают в соответствии с законодательством РФ дела об

    административных правонарушениях;

    г) ведут прием граждан, рассматривают заявления, жалобы и иные

    обращения граждан о нарушениях их трудовых прав.

    Государственные инспекции труда субъектов Федерации осуществляют свои надзорные функции через государственных инспекторов труда и государственных инспекторов по охране труда .

    2. Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор ). Госгортехнадзор осуществляет государственное регулирование промышленной безопасности и государственный надзор за соблюдением требований безопасности при ведении работ в промышленности и при эксплуатации оборудования:

    а) подъемных устройств;

    б) паровых и водогрейных котлов;

    в) сосудов, работающих под давлением;

    г) трубопроводов для пара и горячей воды;

    д) технологических трубопроводов;

    е) газового хозяйства предприятий,

    а также требований безопасности при взрывных работах.

    3. Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России). Он осуществляет государственное регулирование и надзор за безопасностью при производстве, обращении и использовании атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе.

    4. Государственный энергетический надзор (Главгосэнергонадзор ). Он осуществляет надзор за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и теплоиспользующих установок потребителей электрической и тепловой энергии.

    5. Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора России (Госкомсанэпиднадзор ). Он осуществляет надзор за соблюдением предприятиями и должностными лицами санитарного законодательства РФ, а также государственную регистрацию потенциально опасных химических и биологических веществ.

    6. Государственная экспертиза условий труда . На нее возложено осуществление государственного контроля за:

    а) правильностью применения списков производств, работ, профес-

    сий и т.д., по которым устанавливаются льготные пенсии и пре-

    доставляются дополнительные отпуска;

    б) предоставлением работникам льгот и компенсаций за работу в

    неблагоприятных условиях труда;

    в) качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям тру-

    7. Госпожнадзор осуществляет надзор за пожарно-техническим состоянием объектов.

    8. ГИБДД . Она осуществляет надзор за техническим состоянием автотранспорта и выполнением правил водительским составом предприятия.

    Представители органов государственного надзора вправе беспрепятственно посещать предприятия и организации любой формы собственности, проводить проверки соблюдения законодательства РФ о труде и охране труда, налагать в установленном порядке штрафы на работодателей, должностных лиц и других ответственных работников предприятий за нарушения в области охраны труда.

    Высший надзор за точным исполнением законов о труде осуществляется Генеральным прокурором РФ.

    Общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда осуществляют профсоюзы.

    Зачем в организации нужна система управления охраной труда

    Система управления охраной труда (далее – СУОТ) представляет собой совокупность процедур и документов, которые регламентируют политику и цели охраны труда на предприятии, в том числе, должностные (функциональные) обязанности всех руководителей и специалистов. Работодатели должны создавать и обеспечивать функционирование СУОТ независимо от размера организации (ст. 212 ТК РФ).

    СУОТ нужна для снижения или исключения риска несчастных случаев и аварий, приводящих к серьезным последствиям для работников и предприятия в целом. Она позволяет:

    • контролировать опасные производственные факторы;
    • управлять производственными рисками;
    • предотвращать инциденты, аварии, нештатные ситуации;
    • минимизировать ущерб предприятия от неправильной работы;
    • создать интегрированную систему менеджмента.

    Система управления охраной труда состоит из основных элементов :

    • политики;
    • организации;
    • планирования и применения;
    • оценки;
    • действий по совершенствованию.

    Политика по охране труда должна быть изложена в письменном документе, согласованном с работниками и их представителями. Участие сотрудников является важнейшим элементом СУОТ на предприятии. Общая ответственность за охрану труда ложится на работодателя, распределяющего ее между руководителями среднего звена. Руководители, в свою очередь, должны обладать определенной компетенцией в вопросах охраны и безопасности труда, чтобы выполнять порученные им обязанности.

    Документацию по охране труда нужно вести аккуратно и актуализировать по мере необходимости в зависимости от масштаба и профиля предприятия. Подобная информация должна доводиться до сведения работников и быть доступной в любое время. Документация может охватывать:

    • политику по охране труда;
    • распределение обязанностей по охране труда;
    • главные опасные факторы и риски, средства их предотвращения и контроля;
    • учет мероприятий по охране труда;
    • перечень производственных травм, ухудшений состояния здоровья, профессиональных заболеваний работников и соответствующих несчастных случаев;
    • нормативы и правила охраны труда;
    • учет вредного воздействия;
    • результаты контроля состояния производственной среды;
    • данные обследования состояния здоровья сотрудников;
    • результаты мониторинга;
    • технические и организационные процедуры;
    • инструкции и прочие взаимосвязанные внутренние регламенты.

    Еще один ключевой элемент СУОТ заключен в создании внутренних коммуникаций на предприятии для:

    • получения и документирования сообщений, связанных с охраной труда, и надлежащего реагирования на них;
    • передачи информации по охране труда между различными уровнями в структуре предприятия;
    • получения идей и предложений по охране труда от работников и их представителей.

    Как внедрить СУОТ

    Проект СУОТ разрабатывают на основе имеющегося опыта с учетом действующих нормативных документов и сегодняшних реалий производства. Процесс внедрения и функционирования системы можно отразить на схеме:

    Этапы внедрения и функционирования системы управления охраной труда


    Таким образом, выделяют этапы внедрения СУОТ:

    • предварительная оценка;
    • планирование;
    • внедрение.


    Предварительная оценка состояния охраны труда должна стать опорной точкой для измерения степени развития системы. Первичный анализ проводят компетентные специалисты по согласованию с работниками и (или) их представителями в зависимости от обстоятельств.

    На этапе планирования необходимо задаться целью создания такой системы, которая:

    • как минимум, обеспечит соблюдение требований законодательства по охране труда;
    • включит в себя необходимые элементы СУОТ;
    • обеспечит постоянный рост эффективности охраны труда.


    Внедрение СУОТ лучше проводить в два последовательных этапа:

  • Опытная апробация системы. При этом проводят корректировку разработанной документации и проверяют функционирование отдельных элементов системы на практике.
  • Окончательное введение СУОТ в действие.
  • Как сделать СУОТ эффективной

    После внедрения СУОТ работа только начинается. Чтобы достичь поставленных целей, систему нужно непрерывно совершенствовать . Для этого результаты СУОТ и ее эффективность нужно регулярно оценивать. На предприятии разрабатывают план внутренних проверок , назначают сотрудников, которые будут отвечать за контроль. Кроме того, следует создать форму отчетности по результатам проверок.

    Собранные результаты передают на анализ руководству. Анализ должен основываться на уверенности в том, что вся необходимая информация собрана и позволит объективно оценить систему. Результаты анализа нужно документировать. Потом их используют для внесения изменений в политику, цели и задачи по охране труда.

    Невозможно сделать СУОТ эффективной, если в организации не налажен социальный диалог между работодателем и сотрудниками в рамках комитетов по охране труда или, например, коллективного договора. У работников и их представителей должна быть возможность полноценно участвовать в управлении охраной труда на предприятии путем прямого участия и согласования.

    Главным принципом СУОТ является закрепление определенной ответственности за руководством среднего звена. Это предполагает участие всех сотрудников предприятия в охране труда. Если СУОТ управляет лишь руководство, эта система потеряет свою ориентацию и провалится.

    Чтобы совместные комитеты по охране труда и аналогичные механизмы взаимодействия были эффективными, нужно:

    • информировать работников о принципах СУОТ;
    • привлекать сотрудников к мероприятиям по охране труда;
    • актуализировать инструкции по охране труда с учетом изменений внутри организации и т. д.

    Запомните главное

    1 Каждый работодатель обязан внедрять СУОТ и поддерживать ее функционирование.

    2 СУОТ нужна для создания эффективного менеджмента охраны труда в организации, снижения риска несчастных случаев и аварий.

    3 Система управления охраной труда должна основываться на четком соблюдении принятой в организации политики и на выполнении руководством его обязанностей по охране труда.

    4 Прежде чем внедрить СУОТ, нужно проанализировать нынешнее состояние охраны труда в организации и определить реально достижимые цели.

    5 Результаты работы СУОТ необходимо регулярно оценивать и анализировать, а затем устранять недостатки.

    6 СУОТ не будет работать, если в организации не налажен социальный диалог между работодателем и сотрудниками.



    Новое на сайте

    >

    Самое популярное