Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №25 г.Орла»
Конспект ОДД
В старшей логопедической группе
(организованного в ППРС «Мини-музей»)
На тему: «Жаворонки прилетите, весну – красну принесите»
Воспитатель
Яшина Е.С.
Орел, 2015 г.
Образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Программные задачи:
1.Дать детям представление о праздновании встречи весны.
2.Продолжать знакомить детей с песенками-закличками, обрядами, загадками.
3.Вызвать у детей эмоциональный подъем, радостное настроение.
Коррекционные задачи:
1.Закреплять представления детей о весенних явлениях, о жизни перелетных птиц.
2.Обогащать словарь по теме: «Весна. Перелетные птицы».
3.Развиваьб общие речевые навыки:
-следить за правильным речевым дыханием при рассказывании закличек;
-продолжать развивать интонационную выразительность речи;
-совершенствовать четкость дикции.
Предварительная работа:
-беседа о весне, рассматривание иллюстраций, картинок, изображающих времена года, перелетных птиц;
-разучивание закличек, русских народных игр, хороводов.
Материалы к занятию:
Фланелеграф, картинки с изображением перелетных птиц; столы, дощечки для лепки, салфетки, стеки, тарелочки с тестом, изюм; магнитофон, записи с «голосами весеннего леса».План занятия:
1.Вступительная часть.
1.1.Организационный момент.
2.Основная часть.
2.1.Беседа о весне.
2.2.Чтение весенних закличек.
2.3.Игра «Солнышко» (координация речи с движением).
2.4.Отгадывание загадок о птицах.
2.5.Беседа о птицах.
2.6.Пальчиковая гимнастика «Жаворонок».
2.7.Изготовление из теста печенья – жаворонков.
2.8.Чтение закличек.
3.Заключительная часть.
3.1.Хоровод «Веснянка» (координация речи с движением).
Ход:
Хозяюшка встречает детей в избе:
-Здравствуйте, ребятишки и взрослые. Я рада гостям, как добрым вестям. Собрались мы сегодня в нашей избе, чтобы поговорить о весне, и ее праздниках.
-Когда приходит весна? (после зимы).
-Вы хотите, чтобы пришла настоящая весна? Только как мы ее узнаем, по каким приметам? (дети называют приметы и признаки весны).
-Давайте расскажем какая весна?(подбор определений).
-Знаете ли вы весенние месяцы? Какой первый месяц? Правильно, март – первый весенний месяц. В народе его называют «утром весны», «солнечником», «зимобором», «водотеком», «ветроносом», «грачевником». Вот у него сколько названий. Как вы думаете, почему его так называют?
С нарастанием солнечного света начинается обильное снеготаяние, текут ручьи, а с прилетом грачей зима и вовсе отступает. В марте солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее. Март борется с зимой и приносит теплые ветры.
-Какой недавно мы отмечали праздник? (масленицу).
-После масленицы, считали в народе, весна уже на пороге. Весну не просто ждали, ее зазывали, закликали песнями-закличками, песнями-веснянками и встречали хлебом, как самую дорогую гостью. Давайте мы с вами позовем, покликаем весну. Кто из вас знает заклички?
1. Весна, весна, красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великой милостью.
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными.
2.Весна, приди! Три угодья принеси!
Первое угодье – в реках половодье!
Другое угодье – солнце на подворье!
Третье угодье – зеленое раздолье!
3.Ой, весна, красна!
Из-за темных лесов,
Из-за синих морей приходи,
Солнцем нас озари!
4.Ау, ау, аукаем,
Весну приаукиваем.
Март, март – солнцу рад.
Апрель, апрель – откроет дверь.
Май, май – сколько хочешь гуляй!
Хозяйка: -Ау, ау, аукаем! Зовем, зовем мы весну, а она что-то не торопится. Видно где-то задержалась. А так хочется тепла. Давайте-ка мы солнышко позовем. Оно лучами землю обогреет, снег растопит – весна быстрее придет.
Проводится игра «Солнышко» (координация речи с движениями)
Солнышко, (дети стоят в маленьком кругу, шагают назад,Колоколнышко, расширяя круг, держась за руки).Ты пораньше взойди, (руки вверх, тянутся на носочках)
Нас пораньше разбуди. (опускают руки)
Нам в поле бежать, (бегут по кругу, взявшись за руки)
Нам весну встречать.
-Кажется стало теплее, пригревает солнышко. Скоро птицы прилетят. Какая птица первой в наших краях появляется? (грач).
В народе говорят: «Грач на горе – весна на дворе».
А не прилетел ли грач? (на фланелеграфе ищут грача)
Вслед за грачами собираются и другие птицы. Какие попробуйте отгадать.
Стоит ствол, на стволе кол,
На колу дворец, во дворце певец.
А зовут его? (скворец)
-Посмотрите, нет ли среди птиц скворца?
-А теплее станет, прилетит такая птичка:
Угадайте, что за птичка, темненькая невеличка,
Беленькая с живота. Хвост раздвинут в два хвоста.
Всех быстрей она летает, мошек на ходу хватает.
Если к нам летит она, значит началась весна. (ласточка)
-Что это за птица?
Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поет, поет, поет. (жаворонок)
-Какие птицы остались? (зимующие)
-Как можно назвать всех этих птиц одним словом? (перелетные)
-Давайте поиграем в игру. Я буду говорить предложение, а вы добавлять слово.
-В наш двор прилетела стая… (воробьев).
На рябине сидело много красногрудых…(снегирей).
К кормушке подлетела маленькая… (синица).
В наши края вернулись …(скворцы).
-В старину крестьяне встречали прилет птиц из дальних краев закличками, песнями. Совсем скоро, 22 марта, будет еще один народный праздник – Сороки. По приметам, именно с этого времени, сорока начинает вить гнездо и кладет в него 40 палочек, с юга возвращаются в родные края 40 разных пташек и наступает весна. А еще пекли из теста печенье – жаворонки. Их форма могла быть различной, смотря по вкусу и умению хозяйки. Но важным считалось – расправленные крылья- птички всегда изображались летящими. Чтобы печенье было лакомым, глаза птичкам делали из изюминок, орехов или других ягод. Потом печеных жаворят давали детям. Ребятишки выбегали на улицу, подбрасывали их высоко к небу, да просили, чтобы птицы прилетели, да весну с собой несли. Давайте и мы попробуем вылепить из теста жаворонков и еще раз позвать весну.
Дети рассаживаются за столы.
-Как я вам уже сказала, фигурки жаворят могли быть разной формы: летящий жаворонок, жаворонок с птенцом, завивали спиралью, завязывали узелком.
(показываются картинки).
-Мы с вами попробуем сделать вот такого жаворонка – завязанного узелком. Для начала разомнем пальчики.
Проводится пальчиковая гимнастика:
Жаворонок, жаворонок, (на каждую строчку большой палецМилый жаворонушек, здоровается дважды с одним
Ты где был? пальчиком, начиная сТы с чем пришел? указательного, сначала на
-За морем бывал, правой, потом на левой руке).Весну добывал.
Несу, несу
Весну-красну.
-Что это? (тесто), какое оно? Потрогайте, помните. (мягкое, податливое).
Катаем колбаску, колбаска завязывается узелком. С одной стороны колбаски, торчащей из узелка, вытягиваем клювик жаворонка, с другой – конец расплющивается и делаются надрезы, напоминающие перышки на хвосте. Глазки – изюминки.
(Дети повторяют по цепочке последовательность).
Птичек высаживаем на противень.
- Вот таких жаворят пекли в старину. А пока вы ко мне в гости шли, я для вас тоже испекла жаворонков. Давайте мы по обычаю наших предков позовем весну. Берем в ладони, сложенные лодочкой, жаворонка, поднимаем его вверх к солнышку и попробуем покликать.
1.Жаворонки, прилетите,
Весну – красну принесите,
Надоела нам зима,
Пусть приходит к нам весна.
Принесите весну
На своем хвосту.
2.Летел кулик из-за моря,
Принес кулик девять замков.
- Кулик, кулик,
Замыкай зиму,
Отпирай весну –
Теплое лето.
3.Жаворонки, жаворонки,
Летите из-за моря,
Несите кус здоровья,
Мы вам посошочек,
А вы нам денег – мешочек!
4.Жаворонки прилетали,
Весну – красну отмыкали.
Серы снеги покатились,
В речках воды появились.
Вы не троньте песок,
Не тупите свой носок.
Пригодится ваш носок
На овсяный колосок.
- Слышите, ребята?(грамзапись «Голоса весеннего леса»)
- Весна, весна, красная, пришла весна ясная.
Птицы громко поют. Долго спать не дают.
Весеннее солнце глянуло в оконце,
Избу осветило, всех развеселило.
- Давайте веселиться, хоровод водить, да гостей угощать.
Проводится хоровод «Веснянка»
А уж ясно солнышко (дети идут по кругу, взявшись за руки,Припекло, припекло. медленно поднимают руки)
И повсюду золото (идут по кругу за руки, медленноРазлило, разлило. опускают руки)
Ручейки по улице (бегут по кругу, в противоположнуюВсе журчат, все журчат сторону на носочках, руки на поясе)Журавли курлыкают (идут по кругу в противоположнуюИ летят, и летят. сторону, высоко поднимая колени,
взмахивая руками.)
Приложенные файлы
22 марта на Руси издавна отмечали праздник Жаворонки — день встречи весны. Звался этот день «Сороки». Сорок сороков. Сорок мучеников. Сорок святых. Было поверье, что на Сороки прилетает сорок птиц, что сорока начинает строить себе гнездо и кладет в него сорок палочек. На Сороки день с ночью равняется, наступает день весеннего равноденствия, и начинается настоящая весна.
По традиции, к началу этого праздника, выпекали из теста вешних птичек: жаворонков, скворцов, куликов. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.
В нашей группе « Солнышко» большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники. В группе было проведено тематическое занятие "Жаворонки". Дети из солёного теста сами лепили жаворонков, выносили их на улицу и закликали птиц:
Жаворонки, прилетите!
Весну красную принесите!
Нам зима-то надоела,
Весь наш хлебушек поела!
Цель нашего занятия : Познакомить с доступными возрасту детей народными приметами, с русским православными обычаями. Развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы; эстетические чувства, переживания; творческие способности. Продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора: закличками.
Ребята еще долго сохраняют в душе радость от праздничного события, рассказывают в семье о своих впечатлениях. А на полдник детям испекли настоящих жаворонков!
Мы надеемся, что добрые семена взрастут в детских душах, и наши дети вырастут добрыми и умными, хорошими гражданами родной страны.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №6 «Центр развития ребенка»
Конспект открытого занятия для старшей группы
«ЧТО НА РУСИ ОЗНАЧАЛО СЛОВО «ЖАВОРОНКИ»
Подготовила и провела
воспитатель первой квалификационной категории
Парфентьева Людмила Ивановна
г. СЕРГИЕВ ПОСАД, 2011
Программное содержание: воспитывать любовь к народному творчеству, дать детям представление о народном празднике («Сороки»), способствовать развитию интереса к народным обычаям, играм через народные заклички.
Используемая музыка:
- «Русский хоровод» исп. Оркестр народных музыкальных инструментов, дирижер В. Красноярцев.
- «Жаворонок» муз. П. И. Чайковского.
- «Красный сарафан» муз. А. Варламова
- «Веснянка» муз. Т. Потапенко.
Ход занятия:
Дети входят в музыкальный зал. Звучит «Русский хоровод».
1 ребенок: 22 марта(9 марта по старому стилю) в православной России отмечается праздник «сороки». Есть поверье, что в этот день из теплых стран прилетает 40 разных птиц. И первая из них – жаворонок. В этот день хозяйки пекли из простого теста «жаворонков».
2 ребенок: Жаворонок – одна из чистых божьих птиц. Есть легенда о происхождении жаворонка: Бог подбросил высоко вверх комочек земли и превратил его в серую, как земля, птичку – Жаворонка.
3 ребенок: Как божью птицу, жаворонка запрещалось употреблять в пищу, а убить считалось великим грехом. Жаворонка называли певцом Божьей Матери.
4 ребенок: На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны…(Василий Жуковский)
5 ребенок: Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жаворонок поет
Заздравный гимн весне…(Евгений Баратынский)
6 ребенок: Согласно легенде жаворонки вынимали колючки тернии из тернового венца распятого Христа. Не только поэты, но и композиторы посвятили этой неприметной серенькой птичке свои произведения. Послушайте одно из них.
Звучит «Жаворонок» П.И. Чайковского.
Ведущий: Прилет жаворонка во всех странах связывался с приходом весны. В этот день женщины выпекали из теста жаворонков и давали сначала коровам – в благодарность за молоко да масло; потом овцам – за теплые валенки, варежки да тулуп, а потом детям. И приговаривала:
(девочка держит в руках тарелку с выпеченными жаворонками)
Ой, вы жаворонки, жавороночки
Летите в поле, несите здоровье
Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье.
А дети бежали на улицу и кричали:
6 ребенок: Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое!
Унесите от нас зиму холодную,
Нам зима холодной надоскучила,
Руки, ноги отморозила.
Ведущий: Во многих местах печенье выпекали в форме крестиков. Считалось, что крестообразное печенье обладает чудесной силой. Поэтому оставшиеся на столе крошки не выбрасывали, а собирали и хранили. Весною, во время сева, их бросали в особое решето (сетево), из которого сеяли зерно. С крестообразным печеньем был связан и особый способ гадания. В отдельные печенья закладывали зернышки, чешуйки хмеля или монетку. Зерно к богатству, чешуйка хмеля или монетка – к веселью.
Часто «кресты» давали ребятам, которые бегали с ними от дома к дому и выкрикивали особые песенки-заклички:
1 ребенок: Крестики, крестики, жавороночки,
2 ребенок: Крестик подают и водой обдают,
3 ребенок: Половина-то «говина» перевалится,
4 ребенок: Кадка с молоком перекатится
Ведущий: Девицы также совершали свои заклички, глядя на восток:
Мальчик: Весна, Весна красная!
Приди весна с радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным.
Хоровод «Стало ясно солнышко припекать».
Ведущий: Если после зазывания весны продолжались заморозки, то совершали особый обряд, обращенный к Морозу (выставляли в миски овсяный кисель, на краю поля или на крыльцо) приглашали отведать кушанье:
Мороз-Мороз, не тронь мой овес.
Приходи кисель есть.
Под музыку входит Весна. Звучит «Красный сарафан».
Весна: Я весна – красна!
Бужу землю ото сна.
Наполняю соком почки,
На полях рощу цветочки
Прогоняю с речек лед.
Светлым делаю восход.
Всюду: в поле и в лесу –
Людям радость я несу.
7 ребенок: Здравствуй, здравствуй,
Красавица, Весна!
Птичий домик у нашего окна
Скоро в домике будет веселье,
У крылатых жильцов новоселье!
Игра «Птички», р.н.м.
Ведущий: Весна, а наши ребятки знают о тебе много пословиц, поговорок, примет.
Дети:
Пословицы, поговорки:
Зима весну пугает, да все равно тает.
Весна днем красна, да и то не сполна.
Весною оглобля за ночь травой обрастает.
Приметы:
Ранний прилет грачей и жаворонков - к дружной весне.
Длинные сосульки – к долгой весне.
Дружная весна – жди большой воды.
Увидал скворца – весна у крыльца.
Хоровод «Веснянка».
Весна раздает детям угощение.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 83 комбинированного вида города Тюмени
Автор: заместитель заведующего
МАДОУ д/с № 83
Никитина Светлана Владимировна,
Тюмень, 2014 год
Конспект сюжетно – ролевой игры в старшей группе на тему:
«Жаворонки прилетите, Весну - красну принесите!»
Программное содержание игры:
Познакомить детей с русскими народными традициями встречи весны - праздником прилета птиц - Сороками.
Учить детей создавать выразительные образы жаворонков по мотивам народных приемов лепки: лепить птичек из целого кусочка солёного теста, раскатывая его в толстый жгутик, крылья и хвостик делать при помощи надрезов теста стекой.
Закреплять умение украшать свои изделия методом углублённого рельефа, использовать для украшения дополнительный природный материал.
Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус и желание экспериментировать с материалами.
Воспитывать интерес к народным традициям, обычаям, любовь и бережное отношение к птицам родного края.
Оборудование и материалы:
Солёное тесто, зёрна различных круп (греча, горох, чечевица), стеки, печатки, доски для лепки, салфетки, маски перелётных птиц, рисунок с изображением жаворонка и других птиц, 4 снежка, «волшебная» палочка.
Музыкальное сопровождение: «Звуки весеннего леса», «Весеннее пение птиц», «Песня жаворонка» П.И. Чайковского, Э. Григ «Весна».
Предварительная работа:
Беседы, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, разучивание пословиц о перелётных птицах, заучивание закличек, наблюдения за птицами во время прогулок.
Оформление группы:
Группа оформлена в виде весеннего леса.
Примечание: Игра проводится 22 марта
Ход игры:
Воспитатель: «Ребята, сегодня в детский сад пришло письмо от Весны. Давайте его прочитаем: «Здравствуйте, дорогие ребята! Вот и закончилась холодная зима, и пришло время с ней попрощаться и дружно встречать меня – Весну-Красну. Но Зиме так понравилось в ваших краях, что она не торопится уходить, а меня, что бы я ей не мешала, она заколдовала. Ребята, помогите, расколдуйте меня, а то я так и не смогу к вам придти!».
Воспитатель: «Ребята, вы хотите, стать помощниками Весны?»
Дети: Да!!!
Получив согласие от детей, воспитатель прикрепляет детям на грудь эмблему с надписью «Помощник Весны».
Воспитатель: «Но как же нам быть? Как расколдовать Весну?»
Дети высказывают своё мнение.
Воспитатель: «Кажется, я знаю, что нам делать! Давайте отправимся в лес, полный тайн и чудес, там мы обязательно найдём ответ на наш вопрос. Но можем ли мы вот так, одетыми лишь в лёгкую одежду, пойти в лес?»
Дети: Нет! Ведь сейчас в лесу ещё холодно. Хоть и наступил март, но в лесу много снежных сугробов.
Воспитатель: «Правильно, на улице ещё прохладно, мы можем замёрзнуть. Давайте сначала оденемся и тогда сможем отправиться в путь».
Дети с педагогом имитируют одевание.
Воспитатель: «Молодцы! Всё готовы?»
Волшебную палочку я поднимаю,
Над вами ею вращаю.
Детки, быстро закружились
И в весеннем лесу очутились.
Звучит фонограмма весеннего леса.
Воспитатель: «Ну вот, мы и попали в лес. Пойдёмте, ребята тихо, на носочках, чтобы коварная ЗИМА не услышала нас. Осторожно, впереди сломались ветви деревьев, наклонитесь ниже, пройдите под ними. Дальше перед нами глубокая яма - перепрыгнем через нее. Будьте внимательны, впереди большой сугроб, обойдем его».
Дети идут с воспитателем, преодолевая невидимые препятствия, и оказываются на лесной полянке. На полянке лежит снежок. Дети замечают его.
Воспитатель: «Мы с вами попали на лесную полянку. Интересно, а это что такое? Да это волшебный снежок! Ну-ка, посмотрим, да он с загадкой!»
Воспитатель загадывает детям загадку:
«Если снег повсюду тает
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла…?»
Дети: «Весна».
Воспитатель: “А почему вы решили, что это весна?” (Ответы детей).
Воспитатель: «Кажется, я догадалась, как мы можем расколдовать Весну – красну. А вы догадались?»
Воспитатель: «Пойдёмте, ребята, дальше по лесу. Перешагнём через пень. Вот один пень, вот второй, третий, мы перешагнули много пней. Идем, раздвигаем ветки руками осторожно, чтобы не поломать. А вот здесь толстый сук повис над землёй, придётся нам наклониться».
Дети находят следующий снежок.
Воспитатель: «Ребята, это очень необычный снежок. На нём написано странное слово «ЗАКЛИЧКИ». Интересно, что оно значит?» (выслушивает ответы детей).
Воспитатель: «В старину весну люди очень ждали, пели для неё песни-веснянки, чтобы она поторопилась, чтобы птицы поскорее с юга вернулись. Давайте и мы с вами вспомним весенние заклички. Становитесь в кружок».
«Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
Приди, весна, с милостью!»
«Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью великою,
С милостью богатою.
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным»
Дети идут по тропинке и в конце неё находят третий снежок.
Воспитатель: «Люди радовались приходу весны, говорили о ней добрые слова. «Матушка-весна всем людям красна», «Весна все оживит». А еще про весну говорили: «Сорок сороков птиц прилетает из заморских стран, весну несут». Почему так говорили, как вы думаете?»
Дети: «Весной птицы возвращаются домой из теплых стран».
Воспитатель: «Ребята, а давайте мы с вами превратимся в перелётных птиц, которые весной возвращаются из тёплых краёв. У меня есть маски с изображением птиц, выбирайте себе любую, одевайте её на голову».
Воспитатель: «Назовите, ребята, кто какую птицу себе выбрал?»
Дети называют своих перелётных птиц и вспоминают народные приметы, связанные с их прилётом:
«Грач на горе – весна на дворе»,
«Сколько проталин, столько и жаворонков»,
«Увидел скворца – знай, весна у крыльца».
Волшебную палочку я поднимаю,
Над вами ею вращаю.
Детки, быстро закружились,
В перелётных птиц все превратились.
Волшебную палочку я поднимаю,
Над вами ею вращаю.
Птицы быстро закружились,
И в детей все превратились.
Воспитатель: «Надо нам, ребята, поскорее на полянку выбираться».
Дети находят полянку со снежком, на нём написано число 22. Воспитатель предлагает детям присесть, немного отдохнуть на полянке.
Воспитатель: «Это задание сложное, но я догадалась, что значит это число 22. Я вам немного помогу. Сегодня на календаре 22 марта. Этот день считался у русского народа большим праздником. Согласно поверью, именно в этот день возвращаются домой перелетные птицы, которые несут на своих крыльях весну. А назывался этот день «Сороки». По народному обычаю в этот день хозяюшки выпекали из теста вешних птичек - жаворонков. Птички были аппетитные, с хрустящей поджаристой корочкой.
Дети бегали по улице с испеченными птичками, подбрасывали их вверх, разбрасывали по всюду крошки и кричали: «Жаворонки прилетите, красное лето принесите, зима надоела, весь хлебушек поела». Мягкие булочки подвешивали к окошку на ниточках, прикрепляли к веткам деревьев, дарили своим близким.
Воспитатель: «Подумайте, дети, почему люди пекли именно жаворонков?»
Дети: «Пекли жаворонков, потому что они первые возвращались из теплых краев».
Воспитатель: «Да, жаворонки – это певчие птицы, которые первые прилетают с юга, птицы, которые выше всех остальных птиц поднимаются в воздухе и ближе всех бывают к солнцу и своими звонкими трелями возвещают о приходе весны».
Воспитатель: «Вам, ребята, необходимо сейчас выбрать из нескольких иллюстраций птиц изображение жаворонка».
Воспитатель: «Как вы догадались, что это жаворонок?»
Дети: «Это жаворонок, потому что он маленький, серенький».
Воспитатель: «Да, жаворонки внешне неприметны: серые с темными пестринками, с маленькой круглой головкой, небольшим хвостиком».
Воспитатель: «Ребята, вы молодцы, справились со всеми заданиями, прошли все испытания. А это значит, что колдовские чары Зимы исчезли, и Весна – красна обязательно придёт в наш край»!
Звучит нежная весенняя мелодия.
Воспитатель: «Слышите, кажется, это она ступает по земле своими невесомыми шагами. А чтобы весна поторопилась и поскорее принесла тёплые, погожие дни в наш город, давайте встретим её так, как раньше встречали весну на Руси. «Испечём» из теста жаворонков. А для этого нам нужно вернуть в нашу группу и превратиться в того, кто хлеб печёт. В кого?»
Дети: В пекарей!
Волшебную палочку я поднимаю,
Над вами ею вращаю.
Дети в группе очутились,
В пекарей все превратились.
Воспитатель приглашает детей к своему столу.
Воспитатель: «Разделим кусочек теста на две части. Из большой части будем лепить птичку. А маленькую оставим. Как вы думаете для чего?»
Дети: «Маленькую часть оставим для украшения птички».
Воспитатель: «Из большого куска раскатаем валик. С одной стороны сформируем пальцами голову. Кончиками пальцев сделаем клювик. Остальную часть расплющим в лепёшечку. С противоположной стороны от головы сделаем один надрез. Одна часть будет хвостик, другая крылышко. Хвост и крылышко надрежем веером, крылышко приподнимем кверху и прижмём к туловищу (воспитатель сопровождает свои слова показом)».
Воспитатель: «Жаворонки – птички невзрачные. Но люди любили этих птиц, поэтому украшали их, на голове лепили хохолок, делали красивые узоры. Вместо глаз вставляли горох, гречишные зерна» (воспитатель показывает варианты украшения с жаворонков).
Воспитатель предлагает перед началом работы размять пальчики:
Пальчиковая гимнастика "Жаворонок"
Переплетите большие пальцы и хорошо зацепите друг за друга. Для нас это будет голова жаворонка. Остальные пальцы сложите вместе, сомкните. Это будут крылья. (Воспитатель сопровождает слова показом). Готовы ли ваши жаворонки? Тогда взлетаем и все вместе выполняем движения.
«Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И поет, поет, поет».
Дети выполняют движения руками в соответствии с произнесенным текстом.
Воспитатель: «Создать образ жаворонка вам поможет прекрасная музыка композитора П.И. Чайковского, которая так и называется «Песня жаворонка». В этой звонкой радостной мелодии вы услышите и журчание ручейка, и перезвон колокольчиков».
Воспитатель предлагает приступить к лепке птиц. Во время самостоятельной работы при необходимости оказывает помощь, поощряет детей, если они стремятся по-разному украсить птичек.
Воспитатель: «Посмотрите, какие чудесные жаворонки у нас получились».
Воспитатель вместе с детьми рассматривает вылепленных птичек, обсуждает, у кого получился самый нарядный жаворонок, самый голосистый, у которого жаворонка самый оригинальный хохолок и т.д.
Воспитатель: «Как вы думаете, дети, что мы можем сделать с нашими жаворонками?»
Дети: Мы можем подарить их своим родителям, можем оставить для украшения группы, можем вынести на улицу и спеть заклички!
Воспитатель предлагает детям нескольких жаворонков вынести на улицу, чтобы по древнему обычаю позвать Весну – красну в гости. Если ребятам захочется подарить жаворонком родителям, то можно предложить детям из оставшегося теста в вечернее время слепить птичек в подарок своим близким.
Дети идут мыть руки и одеваться на улицу.
Во время прогулки
Воспитатель с детьми укладывают жаворонков на высокий сугроб, а сами становятся вокруг них и читают заклички:
«Жаворонки, прилетите,
Студеную зиму унесите.
Зима нам надоела-
Весь хлеб у нас поела».
«Ой, вы, жаворонки,
Жавороночки!
Летите в поле,
Несите здоровье.
Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье».
«Жаворонки,
Летите из-за моря,
Несите нам здоровья,
Мы вам пирожок
А вы нам денег мешок».
Затем с детьми проводится игра «Жаворонок».
Игра «Жаворонок»
Дети стоят в круг и поют:
«В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве».
«Жаворонок» (водящий ребенок) с колокольчиком двигается поскоками внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год!» Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится «Жаворонком». Игра повторяется.
Цель : Продолжать знакомить детей с произведениями малого устного фольклора: закличками, прибаутками, песенками, пословицами, поговорками, учить понимать смысл пословиц и поговорок.
Задачи: Расширять представления о жизни в старину, знакомить с обычаями, традициями, праздниками русского народа, играми и развлечениями. Развивать эмоциональный отклик на весенние проявления в природе. Закреплять знания о перелетных птицах и образе жизни, о связи с окружающей средой. Создавать у детей праздничное настроение при общении с русским народным творчеством. Активизировать познавательную деятельность.
Приоритетная область : речевое развитие.
Интеграция образовательной области : познавательное, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Материал: Русских костюмы для мальчиков и девочек, шапки-маски птиц, заготовки из бумаги для поделок птиц-жаворонков, Маска-шапочка солнышка, колокольчик.
Ход НОД:
Организационный момент : дети в русских костюмах, в шапочках-масках птиц стоят свободно на ковре, с ними-ведущая в русском костюме.
Звучит веселая русская мелодия.
Здравствуйте, ребятишки! Я-Авдотья-Плющиха. Зимой Земля- матушка. Но пришла я, Авдотья-Плющиха, снег сплющила, он сел, ручьями побежал. Пробуждаю я Землю-матушку от зимнего сна, решаю весну пускать или непускать.
А ведь люди ждут весну, кличут её, зазывают.
А вы дети, рады весне?
В народе издавна гоаорят:
«На Авдотью солнышко-лето погожее»
«Если на Авдотью снег-будет урожай»
«Если в этот день Авдотья красна, то и весна красна.»
А праздник мой отмечали в конце марта, чтобы стало тепло, побежали дружно ручьи нужно, чтобы светило яркое солнышко. Все, и стар и млад, ждали солнышко, называли ласково, уважительно- «Ярило-солнышко»
Красны девицы,
Да добры молодцы!
Собирайтесь, наряжайтесь,
На гулянье отправляйтесь
В хоровод встаем, в гости солнышко зовем.
(Дети встают в круг, говорят заклички о солнце)
Приди, приди солнышко,
Загляни в окошечко,
Засвети щедрее
Всех согрей скорее.
Солнышко-ведрышко
Выгляни в окошко!
Солнышко, нарядись!
Красное, покатись!
Солнышко, солнышко,
Красное солнышко!
Выйди поскорее,
Будь к нам подобрее.
Выходит солнышко (девочка в маске-шапочке)
Я-Ярило красное,
Солнышко ясное,
Ждали меня детки,
Детки-малолетки.
Авдотья: Завести, Ярило, чтоб тепло всем было!
Хоровод «Солнышко »
(дети ходят по кругу, солнышко в центре, приговаривают)
Солнышко, покажись, красное, снарядись!
Чтобы год от года давала нам погода-
Теплое леточко, грибы в берестечке,
Ягоды в лукошко, зеленого горошка.
Ребенок: Смотрит солнышко в окошко
Светит в нашу комнату,
Мы захлопаем в ладоши
Очень рады солнышку.
Авдотья: А хотите поиграть с солнышком?
П/игра «Солнышко и дождик»
Пока светит солнышко, дети гуляют возле солнышка, тогда скажу «Дождик»-все бегут ко мне под зонтик.
Дети садятся на стульчики.
Авдотья: Ребята, но не только яркое теплое солнышко и бегущие ручьи радуют нас весной, а радуют нас прилет птиц из теплых стран, их веселое щебетание и пение.
22 марта на Руси издавна отмечали праздник Жаворонков, или еще его называли «День птиц». Звался этот день «Сороки», говорят, что в этот день прилетало 40 птиц, сорока начинала строить себе гнездо и клала в него 40 палочек (веточек). На сороки день с ночью равняется, наступает день весеннего равнодействия, начинается настоящая весна..
Но без прилета жаворонков все-же весна наступит, поэтому люди пели заклички, звали жаваронков.
Жаворонки, прилетите,
Красну весну принесите
Нам зима надоела,
Весь хлеб у нас поела
И дрова все пожгла,
Молоко все унесла.
Синички-сестрички
Чечетки-тетки
Куличики-мужички
Скворцы-молодцы
Из-за море к нам летите
Весену-красну несите!
С шелковой травой,
С жемчужной росой,
С теплым солнышком,
С пшеничным зернышком!
Авдотья: Жаворонок, одна из чистых божьих птиц, не любит сильного шума, гнездо вьет себя на земле, утепляет его перышками, конским волосом, высиживает своих птенцов.
Выходят дети в шапочках птиц:
Авдотья: Грачи-кулики из-за моря прилетели
И всене путь указали.
Вы ребятки, птиц встречайте,
Кричать закличку начинайте!
Жаворонки прилетели
На головку детям сели,
Хоть птицы к нам возвращаются,
А до тепла еще далеко:
40 мученников
40утренников
40 заморозков.
Жаворонок, жаворонок,
На тебе зиму, а нам лето!
На тебе сани, а нам телегу!
Жаворонок, прилети!
Весну красну принеси!
Нам зима-то надоела,
И весь хлеб она поела!
Ты запой, запой жаворонок
Ты запой свою песню, песню звонкую
Ты пропой-ка, пропой, пташка малая
Да про ту ли, про теплую сторонушку,
Да про те ли, про земли заморские.
Авдотья: А сейчас встают все дети в круг и будем говорить для всех птиц заклички.
«Грачи летят, на всю Русь кричат
Гу-гу-гу! Несем весену!
Синицы летят, на всю Русь кричат
Цверь-цверь-мы несем весну!
Воробьи летят, на всю Русь кричат
Чивить, чивить, мы хотим попить!
Жавонорки летят, на всю Русь кричат
Чувиль, виль, виль, мы несем весну!
П/игра «Жаворонок»
Дети становятся в кург, внутри круга ходит «Жаворонок» с колокольчиком, звенит.
Дети говорят слова и идут по кругу:
В небе жаворонок пел
Колокольчиком звенел
Порезвился в тишине
Спрятал песенку в траве.
С окончанеим слов, ведущий останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спиной друг другу. Все говорят: «Тот кто песенку найдет, будет счастлив целый год»
Двое детей бегут в разные стороны, кто первым возьмет колокольчик, становится «жаворонком» . (игра повторяется)
Дети садятся за столы.
Ребята, жаворонков ждут в каждом доме, вот и к нам прилетел такой долгожданный гость-жаворонок.
Мы сделаем жаворонков из бумаги и украсим нашу группу. Это будет традицией нашей группы.
Из каких частей состоит жаворонок? (голова, туловище, крылья)
Туловище птички у вас уже есть, вы будете делать только крылья, для этого нужно полоски бумаги, которая лежит у вас, сложить «гармошкой» и вставить ее в отверстие в туловище.
Показ, как вставить.
Дети самостоятельно делают жаворонков.
Ребята, после занятия мы развесим ваших птиц в группе. (дети делают птиц)
А еще в этот день мамы, бабушки пекли из теста булочки-завитушки, «жаворонки». Делали их из разного теста, пекли в русских печах.
Вот и сегодня ваши мамы и бабушки испекли «жаворонков» и принесли их вам. Жаворонков ели и дети и взрослые, а еще выносили их на улицу крошили в кормушки, угощали всех птиц.
(На подносе лежат булочки-жаворонки)
Давайте еще раз пригласим жаворонков:
Жаворонки, прилетите
Красавицу весну принесите!
Принесите весну принесите!
На соке, на бороне, на овсяном снопе.
(угощаться булочками будем после занятия).
Рефлексия: Праздник дома вспоминайте,
Маму с папой поздравляйте.
Нынче светлая весена,
Много солнца и тепла.
Вот и птички летят,
Угостить вас всех хотят!
Попало тесто, в горячее место,
Попало-непропало!
Жаворонками стало!