Домой Отделочные материалы Лён - Внутри и снаружи — LiveJournal. История деревянной ступы Ступа и пест в славянской мифологии

Лён - Внутри и снаружи — LiveJournal. История деревянной ступы Ступа и пест в славянской мифологии

Народная сказка сегодня - не только окошко в волшебный мир, но и проводник в область реалий крестьянского быта прошедших веков. Многие сказочные слова детям обязательно надо растолковывать, объяснять, что за ними стоит. В этом педагогам и преподавателям народной культуры поможет сказочный словарик.

Для тех, кто читает с детьми народные сказки

Объясняем слово «ступа»

«Баба Яга в ступе по лесу скачет, пестом погоняет, следы помелом заметает…»

Что такое ступа? По звучанию напоминает слово «ступать» - что Баба Яга и делала: разъезжала в ступе по лесу. На самом деле ступа для этого не предназначена.
Ступа - это специальное приспособление, в котором что-нибудь толкут или перетирают. Такая домашняя ручная мельница. Она напоминает ведро, только без ручки. Делали ступу обычно из камня или из дерева - выдалбливали серединку. Внутрь насыплют зерна и давят его специальной палкой с набалдашником. Такая палка называлась пестом. Чтобы перетереть вручную зерно в муку, нужно было прикладывать очень много силы. Не хватало еще, чтобы ступа во время работы качалась! Вот ее и делали очень тяжелой. Ступу даже с места сдвинуть было трудно. А Баба Яга могла в такую ступу влезть и заставить ее скакать по лесу. Разве это не доказательство ее волшебной силы?

Правда, в старину были не только большие ступы, но и маленькие ступки. Использовались они, когда надо было перетереть небольшое количество зерна в муку. Маленькие ступки даже до нашего времени дожили. В них еще недавно могли перетирать кофейные зерна.

Примечание. Если у вас есть возможность показать детям маленькую ступку и принцип ее работы, сделайте это.

Иллюстрация Ивана Билибина к сказке «Василиса Прекрасная»

Вопросы и задания для детско-родительских изысканий по сказкам

1. Выполните сказочный тест.

Сказочный тест

Ступа - это:

1) специальная обувь;

2) приспособление для перетирания зерна в муку;

3) уверенная походка человека.

С помощью ступы передвигались:

1) Иван-царевич;

2) Кощей Бессмертный;

3) Василиса Прекрасная;

К ступе обязательно прилагается:

4) жидкость для смазки.

2. Решите ребус.

Сказочный ребус

Отгадка этого ребуса связана со ступой

3. Составьте список сказок, в которых упоминаются слова «ступа» и «пест».

4. Проведите эксперимент: попробуйте в домашних условиях перетереть вручную цельные зерна кофе или овес (пшеницу). Что вы сумели для этого приспособить? Сколько времени вам на это понадобилось? Сколько времени понадобится, чтобы перетереть мешок зерен? Тяжелая это работа или легкая?

Рисунки Владимира Семеренко

- (санскр. макушка, куча земли, камней), в буддийской архитектуре монументальное символическое и мемориальное сооружение; хранилище реликвий. С первых веков до н. э. известны полусферические ступы, позже башнеобразные (Вьетнам, Китай),… … Художественная энциклопедия

ступа - >). 3 2 вв. до н.э. /> Ступа №1 в Санчи (). 3 2 вв. до н.э. Ступа №1 в Санчи (). 3 2 вв. до н.э. ступа (,) в Индии, Непале, Средней Азии культовое буддийское символическое и мемориальное монолитное сооружение полусферической формы; глинобитное … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

- (на санскрите макушка, куча камней, земляной холм) в Индии, Непале, Средней Азии культовое буддийское символическое и мемориальное монолитное сооружение полусферической формы; глинобитное, нередко облицованное камнем или каменное. Ранние ступы… … Исторический словарь

1. СТУПА, ы; ж. Тяжёлый (металлический, деревянный или каменный) сосуд, в котором толкут что л. пестом. Насыпать проса в ступу. Толочь зерно в ступе. Толочь воду в ступе (разг.; заниматься никчёмными, пустопорожними разговорами, бесполезным… … Энциклопедический словарь

Ехать ступой: шажком, менее трех верст в час (Даль, ступать) См … Словарь синонимов

Ступа - №1 в Санчи (Индия). 3 2 вв. до н.э. СТУПА (санскрит, буквально куча земли, камней), в индийской и непальской архитектуре буддийское символическое и мемориальное сооружение, хранилище реликвий. С первых веков до нашей эры известны полусферические… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

СТУПА, ступы, жен. Металлический или тяжелый деревянный сосуд, в котором размельчают, толкут что нибудь пестом. ❖ В ступе воду толочь см. толочь. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

- (санскр. Stupa s = хохол, макушка, мавзолей) один изглавнейших и древнейших памятников буддийской архитектуры в Индии. Насвященном языке буддистов пали С. называется thupa. С. частонеправильно отожествляют с дагобами (измененное палийск.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

- (санскр. букв. куча земли, камней), буддийское культовое сооружение, хранящее священные реликвии; надгробие. С первых веков до н. э. известны полусферические ступы (канонический тип; Индия, Непал), позже колоколообразные, башнеобразные,… … Большой Энциклопедический словарь

- (евр. медоха пестик и махтеш углубление), деревянное, каменное или металлич. приспособление для растирания (измельчения, толчения) зерна (Притч 27:22)или иных пищевых продуктов (напр., см. Манна, Чис 11:8). С. состоит из пестика на длинной ручке … Библейская энциклопедия Брокгауза

I ст упа ж. Тяжелый массивный сосуд, в котором толкут что либо пестом. II ст упа ж. Монументальное культовое сооружение в индийской архитектуре. III ступ а ж. устар. Тихая, неторопливая походка, поступь. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Там ступа с Бабою Ягой , Николай Тёмкин , Из заколдованной страны Лукоморье на волшебный мобильник Алёши Попова, следователя по особым сказочным делам, поступает сигнал о помощи. По случайному стечению обстоятельств телефон оказался… Категория:

На встрече с участниками первого конкурса памяти нашего коллеги Валерия Сальникова, состоявшейся в редакции еще в середине мая, мы говорили и о том, что обязательно познакомим читателей "ВВ" с лучшими работами. Сегодня мы представляем вам рассказ Вероники Наумовой, теперь уже семиклассницы Верховажской средней школы, победившей в возрастной категории до 18 лет. Члены экспертной комиссии отметили не только искренность автора, но и то, что Вероника, использовав данные из различных источников, провела настоящее мини-исследование и поняла, как много интересного хранят в себе самые обыкновенные вещи, окружающие нас.

В эти пасхальные дни природа особенно чудесна. Она просыпается, расцветает, воздух полон свежести. Весенним утром приятно выйти на крылечко родного дома и полюбоваться красотой, которая меня окружает в любимом селе.
Вот лес, вот речка. Я бегу по мостику, впереди бабушкин дом, скоро я буду там, где ждут меня бабушка и дедушка. В такие моменты я особенно убеждаюсь в том, что этот мир создан Богом.
Человек в этом мире сам обустраивает свою жизнь. Он создаёт для себя все, что необходимо для жизни. Поэтому мир, в котором мы живем, делится на рукотворный и нерукотворный. Рукотворный мир создал человек. Всё, что сделал человек, это его культура, образ его жизни. Особенно интересно обращать внимание на те вещи, которые люди применяли в хозяйстве много лет назад. Когда смотришь на них или пользуешься ими, то невольно возвращаешься в те времена, когда хозяева этих предметов делали то же, что и мы. Словно включается машина времени.
В нашем классе на одном из уроков по Истокам мы получили необычное домашнее задание: найти в своём доме старинную вещь, узнать, кому она принадлежала, и описать её. Выполняя его, мы соприкоснулись с миром наших предков. Получились интересные открытия.

Кирилл Зобнин рассказал нам о старинной швейной машинке немецкой фирмы «Zinger», которая принадлежала его прабабушке Некрасовой Марии Михайловне. Она подарила машинку маме Кирилла. В те времена швейные машины были очень хорошего качества. Машинкой пользовались прабабушка, бабушка, мама и даже дядя Кирилла.
Илья Кудрин нашел старинную прялку. Ею пользовалась его прабабушка, которая жила в Санкт-Петербурге. Вместе с тетей, француженкой по национальности, она шила лайковые перчатки. И некоторое время работала прислугой у царского генерала. В её обязанности входила сервировка стола. Однажды ей даже довелось видеть царя Николая II
Таня Творилова показала старинное полотенце, которое вышила бабушка и украсила кружевами своей мамы (Таниной прабабушки).
Ваня Жигалов рассказал про щипцы для сахара, которыми пользовался его прадед.
В семье Стасика Кирилловского хранится икона Божией Матери. Она принадлежала его прабабушке Ступиной Глафире Васильевне. В 1943 году она овдовела. После войны стала швеей-надомницей. Семья Стасика не знает, когда точно появилась икона у прабабушки, но она была глубоко верующим человеком и большой труженицей.
А когда я выполняла домашнее задание по Истокам, то узнала, что в доме моих дедушки Василия и бабушки Маргариты Лобановых находится много интересных старинных вещей. Поначалу я не знала, на чем остановить выбор, потому что услышала про них много интересных историй. Но одна из них очень тронула моё сердце. Один простой предмет рассказал мне про сложный период в жизни моего дедушки Васи.

Мой дед, Лобанов Василий Иванович, родился в 1937 году в крестьянской семье, в деревне Берёзово В-Терменгского сельского совета Верховажского района. Его отец, Иван Иванович, пропал без вести в 1941 году. Детство деда пришлось на военное и послевоенное трудное время. Самыми голодными были 1946-1948 годы.
Его мама, моя прабабушка, воспитывала двоих сыновей одна. Чтобы прокормить семью, собирали клеверные шишки, траву, «черевушник», луговую траву, прошлогоднюю картошку, колоски после уборки. Собирали тайком, чтобы не заметил бригадир. Все сушили, а потом измельчали. Из этой смеси пекли лепешки. Для этого использовалась деревянная ступа.

Раньше я не обращала внимания на старую деревянную посуду, а теперь мне стало интересно узнать её историю. В Интернете я нашла справку. Оказывается, дерево служило нашим предкам основным материалом для строительства домов и дворцов, крепостей и храмов, изготовления предметов крестьянского быта (дуг, саней и т. д.) и посуды.
Токарное изготовление деревянной посуды было налажено ещё в далёком XII веке. При раскопках в Поволжье и Новгороде были найдены точёные деревянные миски. А при раскопках в Горьковской области нашли деревянные ложки с остатками краски, датированные X веком. Значит, уже в те далёкие времена деревянную посуду не только делали, но и украшали.
А у нас на Севере в XIX веке в каждом крестьянском доме можно было встретить берестяные корзины, лукошки для хлеба, налопаточники, короба, большие берестяные бутыли для хранения зерна, пестери, солоницы, лапти.
Из дерева делали обиходную посуду и утварь: корыта для теста, дежи, совки, бочки, жбаны, чаши, миски, солонцы, ложки и т. д. Делали из него и праздничную посуду: ставцы, резные блюда, ковши для медов и квасов, братины и т. д.
Я узнала что особое распространение получила долбленая посуда: ложки, ковши, корыта, ступки, толчеи, миски и блюда для рубки овощей и мяса.

Дедушкина ступа тоже выдолблена из цельного дерева. Она изготовлена очень давно, передавалась по наследству, В ней раньше измельчали пестом траву для домашних животных. У песта в середине выемка для руки, а внизу металлический наконечник. Дед Василий рассказал мне, как благодаря ступе они выжили в послевоенные годы.
Дедушке в то время было меньше 10 лет, но он уже измельчал траву в ступе. Дед хранит её, как память о голодном детстве.
Прослушав этот рассказ, я представила дедушку маленьким мальчиком, которому приходилось с малых лет испытывать такие трудности, ведь голод это большое испытание. До этого дедушка никогда не рассказывал мне о тех тяжелых временах, когда у детей не было сытной еды, красивых игрушек, нарядной одежды.
Я невольно представила себя на его месте и поду-
мала: «Смогла бы я всё это пережить?». Трудно сказать.
Сейчас другое время, другая страна, другая жизнь, и мы другие. Но у меня изменилось отношение к деду. К чувствам любви и душевной теплоты добавились ещё большее уважение и гордость за моего дедушку Васю. Появился интерес к тому времени, в котором прошло его детство. И самая обыкновенная деревянная ступа стала для меня «говорящей».
А еще я поняла, что старинные вещи, сделанные добрыми, трудолюбивыми руками наших предков, могут изменить представление о жизни, помогают задуматься о поступках, которые мы совершаем, а значит, влияют на наши души. Получается, что полезные вещи, вместе с рассказом о них, становятся нашим духовным наследием.
Историю о детстве дедушки Васи, которую «рассказала» мне деревянная ступа, я буду помнить всю жизнь. И передам эти знания и чувства своим будущим детям и внукам. Они очень дороги для меня, так как пережиты в сердцах моих близких.

Вероника Наумова

Ступа, ступка — сосуд, в котором размалывают или измельчают что-либо при помощи песта. Также в ступах могут растирать и смешивать вещества. В настоящее время ступки используются крайне редко, в основном в фармацевтике и химических исследованиях, причем изготовленные из различных материалов, кроме дерева. Ступы могут иметь различную форму и размеры, от неглубокой миски до высоких, более метра в высоту, ступ для размельчения зерна. Слово произошло от старого русского слова ступать — переставлять ногу с места на место.

Pilon de pharmacien Instrument pour broyer les médicamentations.

Pilon de mortier Instrument dont on se sert pour piler quelque chose dans un mortier. Pilon de fer, pilon de fonte, pilon de bois.

Предметы домашней утвари, используемые в свадебных обрядах и в народной медицине. С. символизирует собой сексуальное женское начало, а П. - мужское. По сербским обычаям, чтобы рожать поровну мальчиков и девочек, молодая, войдя в дом мужа, должна присесть и на П., и на С. В шуточной песне из Орловской губ. дед предлагает бабе лечь на кровать: «Твоя ступа, мой толкач,/Я засуну, ты не плачь!» Откровенно эротический характер имеют славянские загадки о С. и П., например: «- Баушка белянка! / Что у те за ямка? / - Дедушка сокол!/Что у те за кол?» В полесской свадебной припевке упоминается женитьба С. и П.: «Ой, высилле, высил-лечко / Нам Бог дау, / Ожэниуса толкач, / Ступу взяу». В Гомельской обл. известно шуточное объяснение того, откуда появляются дети: «3 неба упау,/Да у ступу папау, /Ас ступы вылез - /И вот якой вырас». В Казанской губ. сваха, придя в дом невесты, отыскивала в сенях С. и трижды вертела ее вокруг себя, чтобы состоялась свадьба и молодую трижды обвели вокруг аналоя. В Вятской губ., чтобы сватовство прошло успешно, сваха трижды поворачивала С., приговаривая: «Как не упрямится ступа, так бы не упрямилась и невеста». В Пензенской губ. после отправления свахи из дома жениха его родные катили за ней С., выражая этим надежду, что сваха «утолчет и угладит» все проблемы. На Украине и в Белоруссии, когда невесту увозили в дом к жениху, сопровождающие старались украсть С. и жернова. В связи с этим, приезжая к жениху, пели: «Выды, маты, подэвы, / Што мы тоби прывэзлы, / Ой, ци жорна, ци ступу, / Ци невисту-залупу!» (Волынская обл.). Кое-где на Украине в конце свадебного обеда сваты с музыкой выносили из каморы каравай и трижды, танцуя, обходили с ним вокруг С.; каравай делили на С., поставленной посередине хаты. В севернорусском свадебном обряде невесту иногда сажали на С. В украинском Полесье на свадьбе С. рядили в женский наряд, а пест - в мужской. В Житомирской обл. в последний день свадьбы «венчали» родителей новобрачных вокруг С.; при этом в С. наливали воды и били по ней пестом так, чтобы облить всех водой; обход С. сопровождался шуточными диалогами и непристойными песнями, пародирующими церковную службу. На Псковщине и в Саратовской губ. бытовала святочная игра, во время которой «венчались» вокруг С., изображающей аналой. У русских, украинцев и сербов С. часто применяли в народной медицине. Считали, что в ней можно истолочь болезнь или «перетолочь» больное животное на здоровое. В Казанской губ. во время приступа лихорадки рубаху, штаны, пояс и крест больного клали под С. и говорили: «Марья Идровна, отпусти его, не то я тебя под ступой заморю; коли ты не оставишь, и я тебя не выпущу!». Железная и золотая ступы упоминаются в заговоре XVII в. из Олонецкой губ. В заговоре от недругов из того же рукописного сборника XVII в. рекомендовалось, выходя из дома, толкнуть левой рукой С. и сказать: «Как ся ступа пала, так бы мои недруги повалялись пред мною и попадали». В севернорусских заговорах от детской бессонницы: «Полуношница Анна Ивановна, по ночам не ходи, рабы Божьей (имярек) не буди! Вот тебе работа: днем играй пестом да ступой, а ночью матицей». В Гомельской обл., если ребенок не спит, мать трижды обходила С., со злостью толкала ее и произносила: «Я^табе покажу!»; считалось, что ребенок после этого успокоится. По сербским поверьям, тот, кто страдает от лихорадки или боли в животе, пусть выпьет воды из С., три раза перевернется через голову, потом ляжет и заснет; когда он встанет, будет здоров, а С. нужно оставить перевернутой на ночь. В Брянской обл. советовали во время пожара перевернуть С. кверху дном, чтобы ветер утих и не разнес огонь. В гомельском Полесье во время засухи парни бросали в колодец С., П. и кувшины, чтобы вызвать дождь. Бытовое использование С. и П. регламентировалось многочисленными правилами и запретами. По полесским поверьям, не следует оставлять на ночь П. в С., иначе ночью им будет толочь нечистая сила; украинцы Харьковской губ. не оставляли также С. открытой, т.к. иначе перед смертью рта не закроешь.

По польским поверьям, в течение трех дней после смерти человека нельзя толочь в С. и молоть в жерновах, т.к. душа умершего три дня пребывает в С. или в жерновах. В русских сказках Баба-яга «ездит в ступе, пестом погоняет, вперед метлой дорогу разметает» или «ездит в ступе, пестом упирается, помелом побивается, хлещет сама себя сзади, чтобы прытче бежать». В белорусской сказке «Мал Малышок» из Могилевской губ. Баба-яга едет верхом на козле, погоняя железным толкачом. По поверьям Волховского уезда Орловской губ., «у колдунов и ведьм необходимыми орудиями... служат: ступа, толкач, помело, сыч или филин, кот большой, треножник, кочерга и кадка с водой... Ведьмы прилетают на помелах, ухватах или ступе, в руках у них бывает толкач или рог с табаком». В украинской сказке из Черниговской губ. самая старшая, киевская, ведьма приезжает на шабаш верхом на П. По поверьям белорусов Волковыскского уезда Гродненской губ., Баба-яга - хозяйка всех ведьм, вместо ног у нее железные песты; когда она идет по лесу, то, ломая его, прокладывает себе ими дорогу. В белорусском заговоре на успех в суде говорится: «Не щу на суд, да еду. Ступаю еду, таукачом паганяю, макам след засыпаю». По поверьям белорусов-полешуков Пинского уезда, русалки живут на дне рек «и в мае месяце до восхода солнца по утрам в хорошую погоду выходят из рек и нагие с толкачами пляшут во ржи и поют». В Могилевской губ. детей пугали Железной бабой: она хватает детей, которые ходят одни по полям и огородам, бросает их в свою железную С., толчет и ест. В старинной лубочной картине «Баба-яга и Крокодил» Баба-яга изображена верхом на свинье; в правой руке она держит вожжи, а в левой - П., с помощью которого собирается сражаться с Крокодилом. Лит.: Топорков А.Л. Откуда у Бабы-яги ступа?//Русская речь. 1989. №4. А.Л. Топорков

Несмотря на все разнообразие современной бытовой техники, предназначенной для использования на кухне, ступка с пестиком имеются практически в любом доме. И это не только дань традициям приготовления пищи, но и банальная необходимость. Опытные хозяйки знают, что специи, растолченные в ступке, придают любому блюду более насыщенный вкус и аромат. Измельченные перед самым приготовлением продукты сохраняют все свои питательные вещества.

Ступка с пестиком могут быть изготовлены из многих природных материалов: дерева, гранита, мрамора. Некоторые производители для своих изделий используют различные металлы. Итак, вы решили, что на вашей кухне должны быть ступка с пестиком. Как выбрать наиболее подходящие именно вам? Решая задачу приобретения ступки с пестиком, в первую очередь необходимо определиться, для чего именно вы будете их использовать. Так, деревянная ступка - это не самый удачный выбор, если вы планируете растирать в ней влажные пряности и специи, поскольку материал, из которого она изготовлена, будет впитывать вещества, входящие в их состав. Следует выбирать изделия из твердых пород древесины, созданные из цельного куска. На их поверхности постепенно образуется пленка, препятствующая проникновению химических веществ в волокна материала. В такой ступке можно не только растирать, но и интенсивно толочь специи.

Наиболее универсальными являются ступка с пестиком, изготовленные из мрамора или гранита. Именно такие предпочитают профессиональные повара. Основными их преимуществами являются устойчивость к любым механическим воздействиям, отсутствие реакции на кислотные соединения и В такой ступке можно измельчить практически все сухие продукты, травы, специи. В ней также можно приготовить пасту или приправу на масляной основе.

Ступка с пестиком из природных камней (сердолика, гранита, агата, халцедона, оникса) подходят для растирания самых агрессивных приправ. При этом нельзя использовать ударный метод измельчения, а следует только растирать специи.

Ступка фарфоровая с пестиком не впитывают влагу и запах, легко очищаются, устойчивы к кислотам. Основным их недостатком является хрупкость самого материала. При работе с такой ступкой можно только растирать специи, а не толочь их.

Металлические изделия считаются практически вечными. Наиболее стойкие из них - мельхиоровые и латунные. Нержавейка влагостойка и почти не впитывает запахи. Чугунные ступки быстро ржавеют, поэтому в них измельчают только сухие специи. Бронзовые изделия быстро портятся от постоянных ударов, поэтому они больше подходят для растирания приправ.

Помимо выбора материала, необходимо внимательно отнестись к форме самой ступки. Так, например, для растирания орехов и трав больше всего подходит низкая посудина. У нее должно быть плоское или слегка закругленное дно. При растирании продуктов в этом случае они превращаются в порошок. Более крупные и объемные специи легче измельчать в высоких и немного зауженных ступках. В них продукт не будет превращен в самую мелкую пыль.

Небольшие по объему ступки отлично подходят для приготовления ароматических масок, питательных смесей для волос и ногтей.

Основные требования к качественному изделию: высокая плотность и прочность материала, удобная форма, пластичность (при деформировании материал не разрушается), химическая стойкость.



Новое на сайте

>

Самое популярное