Домой Водоснабжение Мусульманские похороны как проходят. Особенности поминального стола у мусульман: приметы, обычаи, традиции, обязательные блюда

Мусульманские похороны как проходят. Особенности поминального стола у мусульман: приметы, обычаи, традиции, обязательные блюда

мусульманина строго регулируются религией, а похоронный обряд - один из ключевых моментов, от которого зависит дальнейший путь мусульманина: жизнь есть и после смерти и какой она будет, зависит от похорон. Но в мире живет больше полутора миллиардов последователей ислама и живут они в разных уголках мира, поэтому традиции татарских похорон будут немного отличаться от похоронных традиций дагестанцев или пакистанцев - культура страны все равно накладывает отпечаток.

Если мусульманин при смерти

У всех, кто исповедует ислам, подготовка к загробной жизни начинается еще в этом мире. Так, по татарским традициям, пожилые люди заранее готовятся к этому моменту: приобретают саван, полотенца и множество вещей на садака - раздачу на похоронах: это могут быть рубашки, платки, полотенца и проч.

Когда человек находится при смерти, нужно положить его лицом в сторону киблы, то есть по направлению к Каабе, и на правый бок. При этом важно, чтобы последними словами человека были слова молитвы «Калимат-шахдаат». Если умирающий не в силах говорить, нужно прочесть калимат и молчать: главное, чтобы это были последние услышанные слова. Облегчить муки смерти можно при помощи суры Гром (или Йа Син). Не стоит подводить к человеку членов его семьи.

После того, как мусульманин ушел, распрямляют его конечности и подвязывают челюсть. На живот помещают что-то тяжелое. Согласно традиции татарских похорон, голову часто покрывают старым полотенцем. Покойника поворачивают в сторону киблы, снимают всю одежду, читают молитву (дуа), кладут на кровать или любое возвышение и накрывают легким покрывалом. Правила похорон у мусульман предполагают, что в последний путь покойного проведут в самый день смерти. Если уход произошел ночью, похоронить нужно сразу на следующий день.

Неверного нельзя хоронить на мусульманском кладбище даже если все его родственники - приверженцы ислама.

Обязанности мусульман перед покойным

Все, что нужно сделать для покойного, это омыть его, одеть, прочитать заупокойную молитву и похоронить. Все это нужно совершать быстро. Все это является коллективной обязанностью всех, кто исповедует ислам в этом населенном пункте. Весь этот обряд называется джаназой.

Обмывание тела умершего мусульманина называется гусль. Относительно этого обряда правила мусульманских похорон строгие: мужчины не могут проводить гусль над женщиной, а женщины не должны мыть мужчину. Часто для купания приглашают человека со стороны - не друга и не родственника, муж может совершить гусль над женой и наоборот. Не купают шахидов или если не нашлось ни одного человека, имеющего один пол с покойным. Все этапы купания сопровождаются молитвой. В этом случае можно совершить таяммум: омовение пылью, песком или землей.

Также важной обязанностью мусульман перед покойным является выбор памятника и оградки , подробнее про облагораживание могил читайте .

Такфин - это оборачивание умершего мусульманина в саван или кафан. Женщину заворачивают в пять белых покрывал, мужчину - в три, маленького ребенка - в одно. Голову оставляют открытой.

Еще один важный момент, без которого проводы мусульманина в последний путь невозможны, это джаназа-намаз.

Заупокойная молитва - коллективная молитва и те, кто её произносят, должны иметь одну веру, их мольба должна быть искренней. Если джаназа-намаз читают много людей, лучше, если они выстроятся в три ряда. Над мужчиной проводят эту молитву напротив его головы, тогда как над женщинами - напротив туловища. Женщинам позволяется совершать джаназа-намаз. Если друг или родственник не смог прочесть заупокойную молитву над умершим родственником во время самой джаназы, сделать это можно и на могиле, только в течении месяца (не позже). Лучше всего читать её на кладбище, а главным должен быть имам или же амир. Также подходит наиб или самый образованный мусульманин в этом населенном пункте. Джаназа читается над всеми умершими, которые исповедовали ислам, даже над маленькими детьми, а исключение составляют только шахиды.

Похороны

Само захоронение называется дафн. Могила роется такой глубины, чтобы животные не могли её раскопать, шириной в 70-80 см. и длиной в рост умершего с поднятой рукой. Носилки с покойным сопровождаются мужчинами. Хоронят всегда без гроба, повернув покойника в сторону киблы, а после желательно прочесть молитвы, например тасбит или таскин.

Похороны по мусульманским традициям не должны сопровождаться громкими причитаниями и громким плачем, кроме того, нельзя плакать по покойному уже на четвертые сутки после его смерти.

Что же касается соболезнований, то бытует мнение, что нельзя их выражать, если после смерти прошло больше половины недели. Это не совсем так, выразить их родне мусульманина можно тогда, когда это уместно.

Поминки организуются через три дня, неделю, сорок дней и год после смерти. Памятник мусульманину не должен быть слишком большим или дорогим, а согласно традиции похорон у татар, на могилах растет одно или два дерева.

Инструкция

Мусульманские захоронения (могилы) должны быть обязательно обращены к Мекке. На мусульманских кладбищах запрещено хоронить людей другой веры и наоборот. Любопытно, что усопших женщин, не принявших ислам, но носящих ребенка от , хоронят спиной к Мекке. Это позволит ребенку находиться лицом к Мекке. В не приветствуют всякие надгробные сооружения типа мавзолеев, склепов. Дело в том, что излишне богатые и пышные могут вызывать зависть у людей и приводить к искушению. Кроме того законы шариата строго запрещают мусульманам громко оплакивать умершего человека. Считается, что это приводит к еще большим его страданиям. Плачущие мусульманские мужчины получают упреки со стороны общества, а плачущие женщины и дети осторожно успокаиваются. Не приветствует ислам и , и вскрытия . Похороны оттягивать не принято. Захоронения совершаются на ближайшем мусульманском .

Непосредственно перед погребением проводится процедура омовения тела. Шариат предписывает проводить омовение умершего три раза и при участии не менее четырех человек того же пола, что и покойный. Первичное омовение происходит водой, в которой растворяется кедровый порошок, во время вторичного омовения в воде растворяют камфару, а на третий раз используется обыкновенная вода. Согласно исламским законам, нельзя хоронить мусульман в одежде. На покойного одевают только саван. Любопытно, что материал савана зависит от материального состояния покойного. Нельзя подстригать ногти и волосы умершему. Тело должно быть ароматизировано различными маслами. Над покойным мусульманином происходит чтение определенных молитв. Все это венчает укутывание тела в саван. Узлы делаются у головы, у пояса и у ног.

Узлы на саване развязывают только непосредственно перед захоронением тела. На кладбище умершего доставляют не в , как у православных и католиков, а на носилках. Тело опускается ногами вниз. Затем в разрытую бросают землю и льют воду. Кстати говоря, в качестве исключения мусульман все же могут хоронить в гробах. Исключением являются расчлененные тела, фрагменты тел или уже разложившийся труп. Погребение сопровождается и определенными молитвами. Некоторых мусульман вообще хоронят сидя. Связано это с представлениями оных о механизме загробной жизни: считается, что после своей смерти душа мусульманина остается в теле до того, как будет передана смерти ангелу рая. Он подготовит ее к вечной жизни. Но перед тем как это произойдет, душа должна будет ответить на различные вопросы. Именно поэтому, чтобы «беседа» происходила в условиях приличия, некоторых мусульман хоронят сидя.

Недавно я узнала, что в каждом более или менее большом городе есть отдельное мусульманское кладбище. Конечно, о таких я слышала и раньше, но почему-то мне представлялся отдельный участок на обычном , выделенный под захоронение последователей пророка Мухаммеда. Как выяснилось, мусульманские кладбища — отдельные территории, на которых строго запрещены захоронения людей других религий, равно как и запрещено хоронить мусульман на немусульманском кладбище.

Мусульманское кладбище не похоже на другие. На его территории вы не обнаружите колумбария с прахом, так как в исламе — сродни сожжению на адском костре. А мусульманские памятники и могилы, согласно Шариату, всегда обращены в одну сторону — к святой Мекке.

После смерти мусульманина тело предписывается как можно быстрее захоронить. Тахарат и гусул — специальные ритуалы омовения, которые проводят перед похоронами. Хоронят мусульман не в гробу, как принято по христианским обычаям. Перед погребением тело окутывается в саван. При этом при погребении женщины тело прикрывается специальной тканью, так как мужчины не должны видеть ее последний “наряд”. Покойного опускают в могилу ногами вниз, чтобы лицо было обращено в сторону Святыни. С традициями все очень строго и порой даже до жути. Например, если хоронят беременную женщину, не принявшую Аллаха, но вынашивающую ребенка от мусульманина, ее опускают в могилу спиной к Мекке, чтобы лицо нерожденного малыша было обращено в сторону Святого Места.

Как это ужасающе ни прозвучит, но тело, погребенное без гроба, может стать добычей для диких животных. Поэтому кладбища последователей ислама надежно огораживаются и тщательно охраняются, а каждая мусульманская могила дополнительно укрепляется жженым кирпичом (чтобы забить запах) или доской. Не увидим мы и умерших на памятниках и изображений животных или птиц — это строго запрещено. Разрешается указать имя и фамилию покойного, даты его рождения и ухода, а также эпитафию — обязательно цитату из Корана.

В целом я бы выделила три отличия мусульманских захоронений от общепринятых в России:

Не хочу никого обидеть, но какие бы там ни были традиции — мусульманские, христианские, иудейские или любые другие — сегодня находится масса оправданий пышным и даже роскошным похоронам. А все потому, что мы все больше склоняемся провожать в последний путь наших близких не по велению сердца или своей религии, а по велению общественности. Мы всегда оглядываемся — а что люди скажут? Что подумают?

В завершение, расскажу одну любопытную историю, которую мне поведала знакомая из другого города. У них в доме жила молодая мусульманская очень религиозная семья. Ребенок был одного возраста с сыном моей знакомой, поэтому они иногда общались. Однажды произошло несчастье — не стало отца. Весь двор видел, как несколько мужчин (тоже мусульман) помогали вывозить тело. И кто-то из соседей, предвзято относящихся к “неродной” религии, в тот момент пошутил: теперь, мол, устроят пьянки-поминки. Но прошло несколько дней после похорон, а никаких пьянок так и случилось. Позже моя знакомая поинтересовалась, неужели у них не принято поминать, и получила такой ответ: “Не принято разорять дом семьи, потерявшей кормильца. Наоборот, нужно помогать вдове и освобождать ее от хлопот по дому, а покойного поминать молитвами”.
Лично я задумалась… А вы?

Мусульманские похороны строго регулируются религией. В Коране сказано, что жизнь есть и после смерти. Ритуал погребения - один из важнейших моментов в жизни каждого мусульманина, от которого будет зависеть его дальнейший путь. Известно, что в настоящий момент в мире присутствует более 1,5 млрд приверженцев ислама, но поскольку проживают они в разных странах, то и похороны у татар будут несколько отличаться от обрядов погребения чеченцев или дагестанцев.

У всех верных последователей ислама подготовка к загробной жизни начинает осуществляться еще в этом мире. Так, следуя своим национальным традициям, пожилые татары заранее готовятся к этому дню, приобретая кафан, или кэфен, полотенца и различные вещи для садака, то есть для раздачи на похоронах: такими вещами могут быть платки, рубашки, полотенца и другие предметы обихода, а также деньги.

Похороны мусульман нужно проводить согласно Сунне пророка Мухаммада. Умерших никогда не подвергают кремации. По исламу, это сравнивается со страшной карой, равной горению в аду. Кроме того, Шариатом строго запрещено погребать приверженца ислама на кладбище для других религиозных конфессий, а людей, не являющихся мусульманами, нельзя захоранивать на мусульманском кладбище. Истинно верующего нужно обязательно похоронить в день смерти еще до заката. Можно сделать это на следующий день до захода солнца, но только в том случае, если он умер ночью.

У мусульман на похороны не приносят искусственные цветы и венки, но и живые цветы тоже нежелательны. Это связано с тем, что Пророк советовал избегать лишних трат на умерших, поскольку деньги нужнее живым. Он говорил, что заботится нужно о людях, пока они живы, и цветы тоже нужно принести живым людям. Умершим цветы уже ни к чему.

Последовательность действий

Человек, исповедующий ислам, начинает готовиться к переходу в иной мир, находясь на пороге смерти: он молится и читает Коран. В то время, когда умирающий еще жив, его кладут на спину таким образом, чтобы ноги были направлены в сторону Мекки и начинают громким голосом читать молитву так, чтобы умирающему было хорошо слышно. Обычаи требуют, чтобы незадолго перед смертью любому верующему мусульманину давали выпить немного холодной воды.

Родственники, соседи или приглашенные люди идут копать могилу, которую нельзя оставлять пустой, поэтому возле нее либо остается какой-нибудь человек, либо в нее кладут любой металлический предмет. Те, кто участвовал в выкапывании, получают садак: как правило, это носовые платки или деньги.

Женщины все это время занимаются подготовкой к похоронам: они шьют вручную саван, без узлов, просто сшивая полотно крупными стежками. После возвращения мужчин с кладбища начинается обмывание тела.

Полное обмывание тела, или гусль, согласно требованиям Корана, совершается женщиной, если усопшая женского пола, и мужчиной — если мужского. Затем происходит оборачивание тела в саван (кафан), причем в этом процессе должно принимать участие не менее четырех человек. Шахидов не обмывают. Если отсутствуют люди, имеющие одинаковый пол с умершим, то купание тоже не производят. Однако в такой ситуации возможно совершение таяммума, то есть можно произвести омовение песком или землей.

Тело усопшего кладут на твердое возвышение, которое называется танашир, и обращают лицом к Мекке.

Умершему накладывают повязку на челюсть, чтобы она не отвисала, закрывают ему глаза, распрямляют руки и ноги, а на живот кладут что-нибудь тяжелое, чтобы он не вздувался. Волосы женщин делят на две части и раскладывают их по груди. Согласно традиции татарских похорон, голову часто покрывают старым полотенцем. Также закрывают все стеклянные поверхности.

Затем тело переносят на тобут, или погребальные носилки, и начинают читать заупокойную молитву, при этом сохраняя спокойствие и удерживаясь от громких рыданий, так как считается, что усопший будет мучиться, если его шумно оплакивать.

По мусульманским обычаям запрещено молиться за того, кто убил мать или отца, однако за самоубийцу это делать можно. Если умерло сразу несколько человек, можно прочитать одну общую молитву. Если мужчины отсутствуют, и женщина читает молитву, то последняя признается действительной.

Традиции обмывания

Мусульманский обряд обмывания проводится таким образом:

  1. Усопший укладывается на твердую поверхность лицом к Мекке, а все место, где будет проходить купание, ароматизируется травами или эфирными маслами. Половые органы тела закрывают полотном.
  2. Гассал, или человек, который будет проводить обмывание, трижды моет свои руки, одевает перчатки и нажимает на живот усопшего, выдавливая его содержимое. Потом моет половые органы, не глядя на них. Затем гассал снимает перчатки, надевает новые, окунает их в воду и вытирает рот усопшему, чистит ему нос и моет лицо.
  3. После этого моет обе руки по локти, начиная обмывание с правой руки. Тело кладут на левый бок, а омывают правый, при этом каждую руку по локоть и лицо моют трижды. Голову и бороду обмывают теплой мыльной водой и кедровым порошком, или гулькаиром.
  4. Законы ислама диктуют один порядок купания тела для мужчин и для женщин: половые органы не трогают руками, вода просто льется на ткань, которой они покрыты. Все действия проводят трижды. Затем тело переворачивают на другой бок и все повторяют. Однако переворачивать тело лицом вниз для того, чтобы вымыть спину, не разрешается.
  5. Ароматическими маслами смазывают ноздри, лоб, руки и ноги. Подстригать волосы или ногти усопшему запрещено.

По исламским законам, нельзя хоронить человека в одежде. Его тело нужно завернуть в саван, или кафан, желательно из белой материи. Эта процедура называется Такфин. Как передается в хадисе от Айши, желательно обернуть усопшего мужчину тремя покрывалами белого цвета, каждое из которых должно закрыть все его тело. Женщину заворачивают в 5 полотен: одним нужно обернуть голову, вторым закрыть тело ниже пупка, третьим закрыть тело выше пупка, а оставшимися двумя обернуть все тело.

Чтобы обернуть новорожденных детей или погибших младенцев, должно хватить одного полотна. Для детей мужского пола, не достигших 9 лет, допустимо обертывание в саван так же, как и для взрослого или младенца. Татарские похороны предусматривают, чтобы кафан покойному супругу делала жена, а супруге - муж, дети или другие родственники. В той ситуации, когда усопший был одинок, обряд похорон должны проводить ближайшие соседи.

Если покойный был бедным, то обертывание его тела тремя покрывалами будет считаться сунной. Если усопший не был бедным и не оставил долгов после себя, то его тело покрывается тремя полотнами в обязательном порядке. При этом ткань савана должна соответствовать материальному состоянию покойного - таким способом выражается уважение к нему. Хотя тело разрешено оборачивать материей, которая уже использовалась, однако лучше, если полотно будет новым.

Шелковой тканью запрещено обертывать тело мужчины.

Порядок обертывания следующий:

  1. Согласно правилам, которыми сопровождаются похороны в исламе, перед такфином не стригут и не расчесывают волос и бороды, ногти рук и ног тоже не стригут, а золотые коронки никогда не снимают. Все эти процедуры нужно проводить в то время, когда человек еще жив.
  2. Порядок оборачивания для мужчин следующий: на твердую поверхность укладывается первая ткань, лифофа, посыпанная ароматическими травами и побрызганная ароматическими маслами, таким, например, как розовое масло. Сверху лифофы расстилается следующее полотно, изор. На него помещается тело, обернутое в третье полотно, камис. Руки умершего протягивают вдоль тела и натираются благовониями. После этого читаются молитвы, а затем с покойным прощаются. Тканью Изор оборачивают тело в такой последовательности: сначала левую сторону, после чего — правую. Полотном Лифофа обертывают сначала с левой стороны, после чего завязывают узлы у ног, головы и у пояса. Эти узлы будут развязаны, когда тело начнут опускать в кабр.
  3. Порядок обертывания женщин аналогичен мужскому, вся разница заключается только в том, что перед оборачиванием в камис грудь умершей женщины покрываются еще одной материей, хиркой, которая должна закрывать грудь от уровня подмышек до живота. А на лицо женщины накладывается платок, химор, подвернутый под голову. После того как женщину покрывают камисом, ее волосы укладываются на него.

Молитва на похоронах

Ислам придает молитве во время похорон по мусульманским традициям очень большое значение. Похоронные носилки с раздвигаемой верхней частью, называемые тобут, устанавливают перпендикулярно относительно местонахождения Мекки.

Молитву читает имам или заменяющий его человек, при этом он располагается к тобуту ближе всех, а позади него размещаются все остальные собравшиеся.

В отличие от ежедневных молитв, в этом случае отсутствуют поклоны, как поясные, так и земные. Джаназа, так называют погребальную молитву, представляет собой обращение к Всевышнему с просьбой простить умершего и помиловать. Имам спрашивает у родственников покойного, остался ли он должен кому-то, и есть ли кто-то, поссорившийся с ним и не простивший его. Всех этих людей он просит не держать зла на погребаемого и простить его.

Если над телом умершего молитва не будет прочитана, то похороны не будут признаны действительными. Джаназа должны читаться и над ребенком или новорожденным, успевшим заплакать. В том случае, если новорожденный уже рожден мертвым, то читать над ним молитву не рекомендуется. Джаназа читается над всеми умершими, исповедовавшими ислам, даже над маленькими детьми, исключением являются только шахиды.

Процедура погребения

По законам ислама требуется похоронить умершего очень быстро, желательно в тот же день, на самом близкорасположенном кладбище. Причем опускать тело следует вниз ногами, а затем нужно уложить его на правый бок так, чтобы лицо его смотрело в направлении Мекки. Когда бросают в могилу землю, то произносят на арабском языке слова, перевод которых звучит так: «все мы принадлежим Всевышнему и возвращаемся к Всевышнему».

Покрытая землей могила должна подниматься над уровнем земли примерно на 4 пальца. На сформированную могилу льют воду и бросают 7 раз по горсти земли, а затем читают на арабском языке молитву, смысл которой такой: «из земли Мы сотворили вас, в землю возвращаем вас, из нее выведем вас в следующий раз». После этого у могилы остается только один человек, который читает тасбит или таскин, содержащие слова о вере. Они должны облегчить усопшему встречу с ангелами.

Кабр (могила)

Кабр, так называется мусульманское захоронение, может быть выкопано по-разному в зависимости от региона, рельефа кладбища и от состава почвы на нем. Но следует обязательно соблюдать 2 требования:

  1. Усопший должен быть хорошо защищен от диких зверей.
  2. Погребение должно препятствовать проникновению запаха и распространению его.

Поэтому яму нужно вырыть такой глубины, чтобы звери и птицы не смогли ее раскопать, шириной от 60 до 80 см, а длиной в рост умершего с вытянутой рукой. Минимальная глубина ямы составляет 150 см, а максимальная (сунна) - 225 см. В целом кабр представляет собой углубление в земле, в котором выделена специальная боковая ниша для тела. Она выкапывается в той стороне, с которой находится Мекка, и делается настолько высокой и широкой, чтобы в ней можно было поместиться сидя. Поскольку сунной приписывается (как написано у Бушра аль-карим), чтобы ниша в кабре позволяла уложить усопшего в позу, приблизительно похожую на ту, в которой он находился во время поясного поклона при жизни, у некоторых людей существует убеждение, что мусульман хоронят сидя.

В подготовленную и укрепленную кирпичами нишу помещают тело, расположив его лицом в сторону Мекки, покрывают потолок плитами и засыпают кабр землей.

Если верующий умирает во время путешествия на корабле, законы Шариата требует отложить похороны, чтобы принесенный на сушу усопший смог пройти ритуал погребения на земле. Однако если земля находится слишком далеко, над умершим на месте полностью производится мусульманский ритуал, с омовением, оборачиванием и молитвой. После чего к его ногам привязывают что-нибудь тяжелое, и тело предается воде.

Место погребения верующих мусульман отличаются от других кладбищ тем, что все там устроено в соответствии со словами и заповедями пророка Мухаммеда, который советовал посещать кладбища, чтобы не забывать о конце света:

  1. Надгробия и кабры ориентированы по направлению расположения Мекки.
  2. Все усопшие лежат лицом в сторону Мекки.
  3. Приходящий на кладбище не должен зажигать и ставить свечи, приносить венки, букеты или употреблять спиртное.
  4. Могила мусульманина должна быть скромной, без излишеств, чтобы не унижать бедных и не вызывать зависть.
  5. На могильной плите указывается имя захороненного, дата смерти, общая информация о нем и цитаты из Корана, однако не должно быть его фотографий или других изображений.
  6. На каждом мусульманском кладбище есть специальные места для обмывания умерших.
  7. На могилах верующих мусульман сидеть запрещено.
  8. На могилах не рекомендуется устанавливать памятники, но разрешено положить плиту, чтобы все понимали, что это могила, и ходить по ней нельзя.
  9. Не одобряется использование кабра в качестве молитвенного места.
  10. Не разрешается погребать на мусульманском кладбище неверных, даже если все их родственники исповедуют ислам.
  11. Прошедший мимо кладбища верующий мусульманин, как правило, произносит суру из Корана, при этом то, как расположены могилы, подсказывает ему, куда следует обратить лицо.


Оплакивание покойного

Похороны у мусульман не должны оглашаться громкими рыданиями и истерическими причитаниями, кроме того, нельзя оплакивать усопшего уже на четвертые сутки после его кончины. Как такового оплакивания усопшего Шариат не воспрещает, однако делать это слишком громко строго запрещено. Недопустимо, чтобы, родственники умершего расцарапывали лица и тела, вырывали волосы, рвали одежду, или наносили себе какие-то увечья. Мухаммед сказал, что усопшему плохо, он мучается в то время, когда его оплакивают.

Исламские законы требуют, чтобы плачущих мужчин, особенно молодых, или среднего возраста, окружающие упрекали, а если зарыдают дети или старики, их ласково утешали.

Шариатом запрещена профессия плакальщиц, однако в некоторых исламских странах все-таки существуют профессиональные плакальщицы, которым свойственны тонкие трогательные голоса. Эти женщины нанимаются не соблюдающими законы своей религии людьми на время погребальных ритуалов и поминок.

Поминальные дни

Тазию, то есть соболезнование родственникам усопшего, принято выражать в течение первых 3 дней после смерти, потом это уже нежелательно. Строго запрещено оставаться на ночь в доме умершего, если там проводится тазия. Соболезнование не выражают дважды. Предусмотрено обязательное чтение Корана и раздача садака.

Мусульмане проводят поминки:

  • в день похорон;
  • на третий день;
  • на седьмой день;
  • на сороковой день;
  • в годовщину смерти.

Затем поминки проводятся каждый год в день смерти. На них приглашают всех родственников, даже если они живут очень далеко, при этом отказываться от приглашения можно только при исключительных ситуациях. Как правило, приезжают все приглашенные.

В доме умершего накрывается стол для пришедших проститься. Сами родные и близкие усопшего не принимают участия в подготовке поминальной трапезы. Все необходимое приносят и готовят друзья и соседи, так как родные усопшего слишком удручены постигшим их горем.

Спиртное на мусульманской поминальной трапезе отсутствует, на стол подают чай и сладости, а затем несут плов. Никаких особенных блюд для поминок не готовят, на стол выкладывают все то же самое, что и каждый день. Обязательными продуктами являются сладости, поскольку они символизируют сладкую загробную жизнь для мусульман.

Поминальная трапеза проходит в полном молчании.

Мужчины и женщины участвуют в поминальной трапезе только по отдельности, при этом они должны обязательно находиться в разных комнатах. Когда помещение только одно, а разделить его невозможно, то в поминальной трапезе участвуют исключительно мужчины. После нее все молча встают и идут на кладбище к могиле умершего.

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Старайтесь быстро похоронить покойного [не задерживайте процедуру предания тела земле]! Если он был хорошим человеком, то это - благо, к которому вы его ведете (приближаете). А если он был каким-либо иным, то это - зло, которое вам следует поскорее скинуть с плеч» .

Погребальная процессия должна иметь умеренный ход: идти ни слишком быстро, ни слишком медленно.

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Когда мертвое тело [приготовленное к захоронению и завернутое в саван] положат [на носилки] и мужчины понесут его на своих шеях [на своих плечах], он [человек, а точнее - душа человека, находящаяся до захоронения где-то рядом], если был [при жизни] благонравным, скажет: «Поторопитесь со мною!». Ну а если [человек] был плохим [при жизни, совершал грехи, преступления и не раскаялся, не исправился], то закричит [душа, витающая рядом]: «О горе! Куда это вы (родные и близкие) [меня] несете?!» Все [творения] будут слышать этот [душераздирающий] голос, кроме человека [людей]. Если человек услышал бы это, то сразу упал бы в обморок» .

Желательно, чтобы носилки несли не менее четырех человек, держа их с четырех сторон.

Когда покойного приносят к могиле, лучше, чтобы никто не присаживался, пока тело не опустят на землю.

При подготовке места погребения и копании могилы должно учитываться, что тело будет направлено в сторону Каабы, лежа на правом боку. В правой стороне могилы делают нишу (ляхд), которая закрывается необожженными кирпичами или досками после того, как покойного поместят туда . Когда в могилу опускают тело покойной женщины, ее дополнительно чем-нибудь накрывают, ограждая от взоров и взглядов. Тело женщины опускают муж и ее родственники.

Опускать (заводить в могилу) покойного следует головой вперед с той стороны, где окажутся в итоге его ноги . Можно опускать его со стороны киблы .

После того как тело поместили в нишу и закрыли досками, могилу засыпают землей так, чтобы образовался пригорок. Сначала присутствующие бросают по три горсти земли в область головы , затем могилу закапывают лопатами.

Женщины в могилу не спускаются.

Топтать могилу, сидеть на ней, спать или молиться (совершать молитву-намаз) запрещено .

Табличка с надписью имени и фамилии покойного, а также годами его жизни устанавливается в области головы покойного.

‘Усман ибн ‘Аффан передает: «Пророк (да благословит его Творец и приветствует), когда завершался обряд погребения, сразу не уходил, а говорил: «Просите у Аллаха (Бога, Господа) для этого человека прощения грехов. Молите Бога, чтобы укрепил его [предоставил возможность правильно ответить на вопросы ангелов Мункира и Накира]. Поистине, сейчас он будет спрошен » .

Сподвижник пророка Мухаммада ‘Амр ибн аль-‘Ас сказал своему сыну и ближайшему окружению незадолго до смерти: «Когда похороните меня [опустите в могилу], то постепенно закопайте ее, а после встаньте вокруг могилы и постойте такое время, за какое обычно происходит заклание верблюда и разделывается его туша, чтобы я чувствовал радость [от вашего присутствия и молитв за меня]. Это поможет мне, когда я стану держать ответ посланцам Божьим [ангелам Мункиру и Накиру] » .

Вопросы по теме

Во время погребения женщины может ли опускать ее в могилу мужчина, не являющийся ее родственником?

Тело покойной женщины опускают в могилу муж и ее родственники. В случае отсутствия таковых необходимо поступать по ситуации. Неродственник может в этом участвовать .

У меня на родине, когда хоронят человека, сверху на его могилу поливают какую-то святую воду. Не противоречит ли это Исламу?

Интересно, какой смысл вкладывается в данную процедуру?

Внешне данное действие безобидно и не заслуживает внимания, а тем более не должно быть причиной споров и конфронтации.

Допустимо ли хоронить мусульманина в гробу?

Захоронение умерших в гробах является христианским обычаем. У мусульман данный способ захоронения используется в исключительных случаях. Ни в Священном Коране, ни в Сунне нет запрета на такого рода погребение. Исходя из этого, мусульманские богословы на основе иджтихада выработали следующие мнения.

Ханафитские ученые считают, что допустимо использование гроба, даже если он будет сделан из камня или железа. Данный метод применим в случае рыхлости или повышенной влажности почвы, захоронения в море и т. д. Желательно (сунна) посыпать дно гроба землей, так как при Пророке покойник клался непосредственно на землю.

Богословы шафиитского мазхаба говорят о нежелательности захоронения покойника в гробу, но также допускают подобное в особых случаях.

Маликитские богословы считают, что более правильно не хоронить в гробу. Желательно укреплять нишу, в которую кладется умерший, кирпичом, деревом или иным материалом.

Ханбалиты считают нежелательным захоронение умершего в гробу, так как применение данного метода не было передано нам Пророком и его сподвижниками.

Таким образом, мусульманские ученые едины в том, что лучше хоронить в саване, помещая покойника в укрепленную нишу. Однако в исключительном случае погребение в гробу не является грешным и запрещенным .

Можно ли целовать покойного?

Это допустимо. Когда заключительный Божий посланник пророк Мухаммад покинул этот мир, к его накрытому телу подошел Абу Бакр. Подойдя, он приоткрыл лицо и, нагнувшись, поцеловал его в лоб .

Можно ли (или нужно) открывать покойнику лицо, когда он уже положен в могилу?

После того как покойника положат в могилу, можно открывать ему лицо? Как правильно сделать по ханафитскому мазхабу?

Нужно ли вставать, когда проходит погребальная процессия?

«Когда пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) встал перед проходящей мимо похоронной процессией, сподвижники, поднявшись вместе с ним, сказали: «О посланник Божий, это хоронят иудея». Пророк ответил им: ‘Если видите похоронную процессию, вставайте [и неважно, кого хоронят]» . В другом риваяте (варианте хадиса) Пророк воскликнул: «А разве он не человек?!» .

Лицезрение смерти со столь близкого расстояния должно пробуждать в верующем особое чувство трепета пред Богом и побуждать его вставать из уважения, почтения к происходящему на его глазах .

Долго ли нужно стоять? В достоверном хадисе сказано: «Стойте, пока покойного не пронесут мимо вас либо пока не опустят на землю» .

В какое время суток запрещено хоронить покойника?

Укба ибн ‘Амир сказал: «Пророк запретил совершение молитв-намазов и погребение умерших в следующих трех временных периодах:

Во время восхода солнца и до того, пока оно не поднимется (на высоту одного копья или двух) ;

В то время, когда солнце находится в зените;

Во время заката солнца» .

Разрешается ли присутствовать на похоронах немусульманина?

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 391, хадис № 1315; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 235, хадис № 1315 и пояснение к нему; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 366, хадис № 50–(944); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 67, хадис № 1019, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 622, хадис № 1/941 и пояснение к нему.

В самом хадисе говорится о теле, мертвом теле. Ученые предполагали, что может радоваться или негодовать (1) и само тело, если Господь пожелает того, (2) и душа, находящаяся до захоронения где-то рядом. Однозначно никто не может утверждать. Но в любом случае это будет та форма речи, которая не слышна людям, не воспринимаема их слухом. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 238, 239, пояснение к хадису № 1316.

Кстати, современная наука уже доказала, что есть множество звуков в окружающем нас мире, которые человек не в состоянии слышать, хотя они могут быть очень и очень громкими.

Хадис от Абу Са‘ида; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 392, хадис № 1316; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 622, хадис № 2/942.

Глубина могилы определяется в соответствии с природными особенностями почвы данной местности. Главное - чтобы тело покойного было защищено от хищников.

То есть с той стороны, которая находится в направлении Каабы, ближе к ней.

В случае сыпучести, рыхлости почвы и опасения обвала допустимо не делать ниши (ляхд). Раскапывают дополнительное углубление, которое также закрывается необожженными кирпичами или досками после того, как покойного поместят в это углубление. См.: аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни альмух тадж. Т. 2. С. 40; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 522.

См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 88; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2. С. 40.

В опускании покойного в могилу могут участвовать трое и более человек.

См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 87, хадис № 1464 и пояснение к нему.

См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 525; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 375, хадис № 97–(972).

Пророк Мухаммад сказал: «Когда человека опустят в могилу и люди, провожавшие его [в «последний путь», хотя в действительности путь будет иметь еще долгое продолжение], уйдут - а он будет слышать их шаги - к нему приблизятся два ангела [Мункир и Накир] и, посадив, спросят: «Что ты говорил [знал] относительно этого человека (то есть относительно последнего Божьего пророка Мухаммада)». Верующий ответит: «Свидетельствую, что он - раб Божий и посланник». Последует ответ: «[Мы знали, что ты скажешь именно так.] Посмотри на свое место в Аду [где ты мог бы пребывать временно или вечно, окажись грешником или безбожником], Всевышний заменил тебе его на обитель в Раю». Покойный увидит оба пристанища. [После чего станет просторной его обитель в загробном мире, осветится, и заснет он сладким сном жениха (или невесты), которых будят желанные и любимые. И продлится этот блаженный сон до Дня Воскрешения].

Что же касается лицемеров и безбожников, то у них спросят: «Что ты можешь сказать об этом человеке [подразумевая пророка Мухаммада]?» И каждый из них будет отвечать [в растерянности]: «Не знаю [не помню, не придавал этому особого значения]. Я был того же мнения, что и все». - «[В действительности] ты [ничего о нем] не знаешь и не хотел знать (не следовал за теми, кто знал)». Он получит сильнейший удар металлическим молотом и закричит так, что услышат все [ангелы; звери, птицы, насекомые…], кроме людей и джиннов. [Его обитель станет невероятно тесной, состояние - мучительным, и так до Дня Воскрешения]».

Хадис от Анаса ибн Малика; св. х. аль-Бухари и др. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 298, хадис № 1374; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 7. С. 386, хадис № 3117, а также С. 390, хадис № 3120; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 332, хадис № 1072; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 517, хадис № 4751, «сахих».

После этого частичного воссоединения (для общения с ангелами вслед за погребением) душа до Дня Воскрешения из мертвых покидает свое тело, перемещается в мир душ, где испытывает или частички райского блаженства, или адские мучения.

Хадис от ‘Усмана ибн ‘Аффана; св. х. Абу Дауда. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 363, хадис № 3221, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 625, хадис № 1/946.

Имам аш-Шафи‘и говорил: «Желательно [не спешить, а] прочитать хотя бы что-нибудь из Корана возле могилы [например, суру «Ясин»]. Если они [провожающие в последний путь] прочитают весь Коран, то это хорошо [то есть это еще лучше]». См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 625.

Хадис от ‘Амра ибн аль-‘Аса; св. х. Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 74, хадис № 192–(121); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 625, хадис № 2/947.

Хадис от Анаса ибн Малика; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 383, 384, хадис № 1285; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 194, 204, хадис № 1285 и пояснение к нему.

См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 158.

Хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 3. С. 1344, хадис № 4455; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 10. С. 185, хадис № 4455 и пояснение к нему.

Хадис от Джабира; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 391, хадис № 1311; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 231, хадис № 1311 и пояснение к нему.

См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 391, хадис № 1312; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 231, хадис № 1312 и пояснение к нему.

См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 232, 233.

Св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 390, хадисы № 1307–1309; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 228, 229, хадисы № 1307–1309 и пояснение к ним.

Это составляет примерно 2,5 метра или, когда не видно самого солнца, приблизительно 20–40 минут после начала восхода. См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 519.

Св. х. Муслима, Ибн Маджа и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 322, хадис № 293–(831); Ибн Маджа М. Сунан. С. 166, хадис № 1519, «сахих».

Подробнее см.: ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа). Т. 1. С. 258, 259.

См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 510.



Новое на сайте

>

Самое популярное