Домой Участок Патриотизм только любовь к родине. Тема патриотизма в русской литературе

Патриотизм только любовь к родине. Тема патриотизма в русской литературе

Странно, отчего любовь к Родине и Патриотизм считают синонимами. Ведь на самом деле это совершенно разные понятия, так, как и государственная символика и создание позитивного образа страны внешнего и позитивного образа страны внутреннего. Всё это абсолютно разные вещи, процедуры, методы, которые несомненно пересекаются, но от этого ими нельзя оперировать как одним целым, и говорить о этих понятиях как об одном явлении.

Наблюдая диалог довольно заурядного конъюнктурщика Сванидзе (журналист там и не ночевал) и Вероникой Крашенинниковой, возникает ощущение, что люди говорят сами с собой, каждый вкладывая в понятия которыми они оперируют свой смысл, это равносильно если бы они обсуждали аэродинамику подводной лодки и машины, в принципе про одно, но в тоже время каждый про своё.

Любовь к Родине - это чувство человека которое начинается с любви к матери и отцу, а заканчивается ощущением единства со всей своей страной, и как любое проявление любви оно не может быть ничем обусловлено. Это чувство возникает не как реакция на окружающую среду, а как внутреннее духовное свойство человека. Любовь к Родине нельзя воспитать, привить, научить и.т.д., к ней можно прийти через путь внутреннего духовного развития. Этот путь несомненно можно пройти осознано, принимая на себя религиозное сознание или принимая на себя скорби направляющие душу человека по истинному пути - это дело выбора. Любовь к Родине несомненно связана с внутренней свободой человека и является одним из её проявлений, но именно внутренней свободой, которая не зависит ни от действий властей страны, ни от катастроф космического масштаба, и она не может быть предметом спекуляции, так как не зависит от внешних факторов.

Патриотизм - это чисто материальное чувство, связанное с общими целями, ценностями интересами и традициями традиционного общества страны, государства. Это разумный и рациональный подход, исходящий из того, что совместные усилия людей всегда более действенны чем одиночные. Люди ищут друг друга, находят общее и держатся друг за друга, и чем больше общность скреплённая общими интересами, традициями, языком, культурой и.т.д. тем более она стабильна, и тем более востребован в ней каждый индивид, т.е. каждый человек в ней может найти призвание. Непонимание различия общих духовных скреп (да, да - тех самых скреп) - это профанация, которая соединяет несоединимое, которая даёт повод для многочисленных спекуляций на тему любви к Родине и к Патриотизму. Показывать то, что вы заинтересованы материально в том, чтобы в нашей стране был мир, и в том чтобы она была едина, не стыдно. Экономический интерес так же важен, как и любовь, вера и честь человека, так как он одно из проявлений его сути. Смешением духовного и материального, когда хотели соблазнить фарисеи Христа спросив его кому надо подавать подать Богу или Кесарю, и он ответил то, что надо запомнить, как «Отче наш», всем нашим специалистам по патриотизму - «Богу Богово, а Кесарю Кесарево».

Государственная символика, Флаг, Гимн и.т.д.- это как имя у человека, это метод идентификации, как любой мастер ставит своё клеймо на изделие, так и гражданин определяет символами территорию, статус, порядок полномочий и.т.д., это никакого отношения (прямого к идеологии) не имеет, но чем более разработана, понятна и обширна система символов государственной власти, тем проще формальные процедуры и порядок приоритетов. К примеру, если вы приходите в офис международной компании, а там Флаг России поставлен выше других, Вы знаете, что отношение с Россией важно для компании либо компания национальная, но так или иначе отношение к России в приоритете. Если учитель ставит флаг России на видное место, значит он уважает и ценит Родину и этим же могут проникнуться ученики. Но это система знаков и не более!

Создание позитивного образа России никакого отношения не к Любви к Родине, не Патриотизму, не к знакам государственной власти не имеет. Если у Вас комната выходит на солнечную сторону, Вы можете сказать, что она жаркая, а можете сказать, что на солнечная. Так и информационный фон одни и те же события может описывать совершенно по разному иногда с диаметральных точек зрения. К примеру, подготовка олимпиады в Сочи может быть описано как строительство прекрасных зданий и дорог в горах, умными и трудолюбивыми людьми достойными уважения, как прекрасный образец сотрудничества разных наций нашего многонационального народа, как проявление тенденции стремления нашего народа к здоровому образу жизни и это будет правда, и ясно, что тот кто это говорит работает на интересы нации так как построенный бетон камень и стекло окаймляет позитивным образом который увеличивает стоимость того, во что многие тысячи людей вложили силы.

А можно рассказать про многочисленные факты воровства, нарушения технологии и сроков строительства, смерти рабочих, про притеснение иммигрантов и про национальную преступность на стройке, и это тоже будет правдой, но только ясно и то, что человек так преподносящий информацию сводит на нет усилия тысяч людей строивших эти замечательные здания, а значит он не работает на общество, а вредит ему. Но подача информации, отсеивание вредной информации конечно связано с патриотизмом но это не одно и тоже, там существуют свои законы и правила, используя которые многие умудряются перекрасить черное в белое не меняя цвета предмета.

Создание внешнего позитивного образа России, чем сейчас занимаются В.В. Путин и С.В. Лавров, и делают это очень эффективно, на самом деле - это создание образа сплочённой нации. Наши национальные особенности, культура и многое другое вне нашего общества по настоявшему никого не интересуют, это наша среда. Едут к нам для бизнеса и развлечения, интерес же к другой нации может быть по большей части практический, торговый или научный. Никто не будет даже пытаться сделать цветную революцию в сплочённой нации, это дороже выйдет, и даст более поводов для укрепления нации чем наоборот. В деле формирования позитивного образа очень важны и любовь к Родине, и патриотизм, и символы государственной власти, и внутренний образ страны, но это и несколько другое. Внешний образ строится по совершенно другим законам и представлениям, где важны совершенно иные акценты, так как оставлять этот образ в себя в сознании будут иные люди, не такие как мы!

Но всё что выше сказано, абсолютно бессмысленно без возникновения у человека я социального и нравственного «Я», которое возникает не благодаря возможностям, а благодаря преодолимым барьерам и препятствиям которое общество должно ставить постепенно поднимая планку этих препятствий. Препятствия и понимание родовой преемственности как проявление рода и личности дают человеку осознать свою значимость и ценность!

Михаил Лермонтов является одним из известнейших поэтов России. Тема Родины в лирике Лермонтова постоянна, его наполнены любовью к ней, поэтому в школах часто задают писать на тему «Образ России в лирике Лермонтова».

Вконтакте

Патриотическая лирика

Михаил Юрьевич творил во времена, когда литературные интересы отошли на второй план – это время политических волнений , неудавшегося восстания декабристов, и вся страна бурлила недовольством. Сохранить чистоту взглядов было достаточно сложно в такой ситуации, и это не могло не отразиться на лирике поэта. Россия предстает в произведениях молодого военного с двух сторон:

  1. Единственной отчизной, которую он бесконечно любит, ее природную красоту и людей.
  2. Тираническим государством , которым управляет правительство, не заботящееся о своих людях.

Патриотическая лирика Лермонтова, стихи его зачастую одновременно сочетают ненависть с любовью к России. Это явственно читается во многих произведениях.

Любовь к отчизне отображается автором в стихах «Бородино», «Жалоба турка», «Два великана» – все они пронизаны рассуждениями об истории страны, о храбрости и отваге русских людей, восхищением ее геройским прошлым. Любить отчизну для Михаила Юрьевича означало сражаться за свободу , относиться с ненавистью к тем, кто угнетает народ и держит его в цепях.

Внимание! Гражданская лирика в чистом виде отсутствует у Лермонтова. Его произведения – это смешение философии, гражданского и личного взгляда автора.

Лирика Лермонтова на тему патриотизма берет свое начало со стихотворения «Булевар» 1830 года.

Уже через год выходит из-под пера «В избушке позднею порой…», где прославляется русская женщина, наставляющая малыша отвечать на угнетение знати .

В 1837 году публикуется «Бородино», в котором победа над французами воспринимается автором восторженно, как одна из величайших русских побед.

В 1840-1841 годах выходят сразу два стихотворения поэта:

  1. «Тучи», где он с горечью отмечает порабощение народа знатью , метафорично называя Россию грязной.
  2. «Родина», из которого становится понятно, что жесткие слова автора продиктованы его патриотизмом и нежеланием оставлять страну в нынешнем положении.

Тема Родины в лирике Лермонтова часто встречается и отображает одновременно восхищение автором героическим прошлом державы, даже несколько идеализированно, и его угнетение поступками нынешней власти, а также возмущение безропотностью народа. Наиболее ярко это отражают цитаты Лермонтова о родине:

«Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри - не вы…»

(«Бородино»)

«Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.»

(«Родина»)

Патриотические взгляды автора, выраженные через лирического героя

Первые стихи были написаны под влиянием байроновского творчества, поэтому они наполнены романтическими образами, а вот поздняя лирика серьезно отличается и уже более реалистичная, зрелая. Литературоведы делят творчество поэта на этапы :

  • ранний – с 1828 по 1837;
  • поздний – с 1837 по 1841.

Не секрет, что поэт чаще всего использует своего лирического героя, чтобы отразить свою позицию по отношению к различным ситуациям. Какие чувства к Родине испытывает лирический персонаж?

Ранний период

В ранних стихах лирический герой отличается решительностью и бескомпромиссностью , живо реагирует на любую несправедливость. Ранний герой – эдакий романтик, который типичен для произведений западной литературы, многогранная личность, целью которого является свобода.

Он и отчаян, вызывает тиранов на бой и громко кричит об угнетении, одновременно с этим испытывает лирический герой к своей стране и любовь.

Отражается пылкая странная страсть поэта к Родине в лирике вместе с его желанием изменить то, что угнетает простых людей.

Поздний период

На этом этапе происходят серьезные изменения в мировоззрении героя, хотя тема Родины в лирике Лермонтова присутствует регулярно. Это уже умудренный опытом взрослый мужчина, который отличается рассудительностью и неторопливостью. Эти изменения можно прочесть в «Бородино», с которого и начинается второй этап творчества, характерный своим реализмом . Однако, в отличие от других, автор не полностью отказывается от романтизма, но совмещает его с реализмом. Его поздние стихи – это смешение двух этих приемов.

«Бородино» представляет уже не просто лирического героя, а человека, который принимал участие в важных событиях, выступающего в роли повествователя. Он не отличается красотой, возвышенностью или знатностью – это простой вояка, сражающийся за державу. Чувство грусти и тоски испытывает лирический герой позднего творчества поэта. Он уже не пылко реагирует на все события, но сомневается, боится поражения. Также можно заметить, что поздние герои произведения не выступают от своего лица , но олицетворяют собой весь народ.

На протяжении всего творчества, благодаря изменениям в мыслях и поступках героев, можно проследить, как изменялись мысли самого поэта, как он взрослел и уже не пылко реагировал на ужасающую действительность, но рассуждал, раздумывал и сомневался в правильности пути государства , ища не активных столкновений с правительством, но действительных изменений в ее политике.

Анализ стихотворения «Родина»

Тема Родины в творчестве Лермонтова является регулярной, но наиболее четко прослеживается в «Родине» – произведении, переполненном тоской и заботой по Отчизне. Анализ лирического произведения включает определение жанра, идеи и художественных приемов, использованных автором.

Жанр

Стихотворение создано во время кавказской ссылки, когда любовь к Родине и тоска по ней переполняет Михаила Юрьевича.

Лирическое произведение написано и соответствует жанру размышления-раздумья, поскольку в нем автор рассуждает о судьбе страны, простой деревни и народа , и все это на фоне прекрасной природы. Автор сострадает нелегкой судьбе крестьян, которую он принимает как свою собственную.

Он соотносит будущее деревни и страны, наполняя существование первой философским смыслом. Стихотворение отражает любовь к стране и тоску за ее путь.

Идея и структура

Рассуждая о крепкой связи природы и народа, автор восхищен удачами людей и опечален их поражениями. Здесь четко прослеживается отвращение к правящему классу, к знати, которые не понимают своих подданных и ввергают их в пучину бедности и болезней. А сострадание и восхищение вызывают простые крестьяне. В стихотворении прослеживаются два чувства :

  • возмущение господами и их к простым людям;
  • тоска по родине.

Идея произведения скрыта в единой фразе: «Люблю отчизну я, но странною любовью!». Используется повторение глаголов, чтобы обозначить это: «люблю скакать в телеге», «люблю дымок» и т. д.

По своей структуре произведение складывается из двух разных по размеру и смыслу частей. Торжественное вступление – Родина в природном смысле любима автором, поэтому он начинает с описания красоты бескрайних полей и темных лесов. Следует четкое разграничение между понятиями «родина» и «держава» .

Это не обличительное стихотворение, но поэтичное, в которое автор вкладывает свое отчаяние и обиду за упадок в стране и порабощенный народ. Таково произведение изгнанника, призывающего всех будущих русских людей любить свою страну.

Образ России в лирике Лермонтова

Родина в его произведениях представлена сильной державой, но слышится и тревога, скорбь за Родину за ее население. Одновременно с этим он желает показать врагам свою страсть по Отчизне, хотя, будучи сосланным, дается автору это особенно тяжело.

«Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье…»

«..И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез…

Важно! Березы – этот народный российский символ впервые обозначил именно Михаил Юрьевич в своих стихах.

Вывод

Контрастный образ России в лирике Лермонтова виден в каждом произведении с патриотическими мотивами. Он рад покинуть страну с молчаливым народом и бездушным правительством, но в то же время он простодушно любит Отчизну и своих соотечественников.























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как порядочность, честь, верность долгу.
  • Раскрыть значение слова «патриот».
  • Воспитание сознательной любви к Родине, уважение к историческому прошлому своей истории.

Форма проведения: час общения.

Оборудование: компьютер для музыкального оформления и для
демонстрации презентации.

Оформление: георгиевские ленточки, цветы, портреты А. Невского и А.В.Суворова.

План классного часа:

  1. Вступительное слово.
  2. Информационный блок.
  3. Фронтальная беседа на тему: «Что значит быть патриотом современной России?»
  4. Выводы.
  5. Заключительное слово.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

1. Вступительное слово

– Ребята, во имя чего совершались подвиги, переносились неимоверные тяготы и лишения, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью? Во имя интересов Отечества. В чем вы, сегодняшние школьники, уже выпускники, видите свое патриотическое служение Родине? Готовы ли вы сегодня к любым пожертвованием и подвигам во имя интересов Родины?
– Сегодня мы встретились с вами для того, чтобы провести дискуссию на тему: «О патриотизме. О Родине...». Целью нашей встречи является то, чтобы вы, ребята, осознали себя людьми гордыми, достойными. Чтобы в вас проснулось еще дремлющее чувство любви к своей Родине. Родина – это как мама. Она иногда болеет, может стать некрасивой. Но мы тогда сильнее любим ее и жалеем. И другой не ищем.
– И я хочу, чтобы в вас жила гордость за свою страну, за себя. Только гордый, достойный может стать патриотом своей страны.
«Сила патриотизма всегда пропорциональна количеству вложенного в нее личного труда: бродягам и тунеядцам всегда бывало чуждо чувство родины». Л.М. Леонов
– Давайте обратимся к истории Государства Российского. Россия в военное время рождала героев, которых знает весь мир. А именно А. Невский. А. В. Суворов. С далеких времен наша страна подвергалась нападениям и военным вторжениям, но так и не была порабощена. Любой народ хочет жить, независимо ни от кого чтя свои традиции и воспитывать в них своих детей. Но могли бы мы с вами жить сейчас в свободной стране, если бы наши предки самой жизнью своей и свободой не отвоевали свою Родину, Россию? Познакомимся с истинными патриотами Отечества.

2. Информационный блок

– Взгляните на первый портрет: А. Я. Невский - кто из нас не знает это имя?
– Что вы знаете о А. Невском?

Сопровождается презентацией.

– Патриотизм проявляется в любви, подвиге, героизме, а иногда и в смирении, если это необходимо на благо Родины. Давайте дадим определение слову – патриот. Определение на слайде.
– Посмотрим на второй портрет А. В, Суворова, который не проиграл ни одного сражения.(33)
«Безверное войско учить, что перегорелое железо точить, – говорил А.В.Суворов. – Все начинайте с благословления Божия и до издыхания, будьте верны Государю и Отечеству».
– Значит и патриотизм, и вера были слиты воедино в русском народе.
– Как вы считаете, как связаны понятия «патриотизм» и «Родина»?
– Обратите внимание на третью фотографию (звучит музыка «Священная война») .
– Ребята, в мае 1945 года миллионы людей во всем мире с огромным ликованием восприняли волнующую весть о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Уже через 4 месяца все мировое человечество будет праздновать великий праздник – 65 лет со Дня Победы советского народа в Великой Отечественной Войне. Здесь я бы хотела напомнить о том, что наши земляки, будучи вашими ровесниками, проявляли героизм, отвагу, отдавали долг Родине, и они действительно были патриотами и всегда останутся ими в нашей памяти.
– Вспомним аллею Славы, расположенную в парке нашего города. Назовем героев-земляков
– Всегда ли патриотизм проявляется во время военных действий или глобальных конфликтов?

3. Фронтальная беседа на тему: «Что значит быть патриотом современной России?»

Патриотическое воспитание... Станут ли такие понятия как патриотизм, патриот, чувство долга, Родина, отчизна, гражданин значимыми для вас?
Давайте задумаемся: какой станет наша жизнь, если из русского языка, из нашего сознания исчезнут такие понятия, дорогие сердцу настоящего патриота и гражданина своей Родины. Раздумья о Родине самые важные минуты в становлении гражданина, в познании и поиске своего места в жизни.
– Что значит быть патриотом современной России? Настоящий патриот уважает патриота другой страны. Посмотрите на экран, может быть, вы увидите своих знакомых (демонстрация слайдов). Вы на пороге взрослой жизни пойдете служить Родине и в полной мере поймете, что такое чувство Родины. Возложение венков к могиле Неизвестного солдата, несение почетного караула у вечного огня, это воспитание патриотизма в детях.

4. Выводы:

  1. Настоящий патриот не выпячивает себя как патриота, он не ходит под знаменем с песней, а способен делать важное и нужное тогда, когда об этом не просят, когда этого никто не видит, и за это не награждают.
  2. «Сила патриотизма всегда пропорциональна количеству вложенного в нее личного труда: бродягам и тунеядцам всегда бывало чуждо чувство родины».
    Л.М.Леонов
  3. «Только пустые люди не испытывают прекрасного и возвышенного чувства родины». И.П.Павлов

5. Заключительное слово учителя

– Наша встреча подошла к концу. Я хочу верить, что вы поняли меня, что мне удалось вдохнуть в вас хотя бы искорку того теплого чувство, которое называется патриотизм – любовью к своей родине? Это чувство долго дремлет в человеке, оно просыпается тогда, когда вы находитесь далеко от страны. До свидания, всего вам доброго.

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отческим гробам.

А.Пушкин

О любви к Родине

«Любовь к родному пепелищу» - это, конечно, любовь и интерес к отечественной истории, преданиям старины глубокой. Без памяти нет нормального человека, как нет и нормального народа. «Любовь к отеческим гробам» - это, конечно, любовь к предкам: к матери и отцу, к бабушкам и дедушкам, словом, ко всем пращурам.

Любовь к Родине - то, что естественно присутствует в душе каждого нормального человека. Любовь не может возникнуть по принуждению, но она может быть скрыта суетой повседневности, например, потребительским мышлением. Поэтому точнее, наверное, говорить о воскрешении естественного благоговения к земле, на которой человек родился и вырос.

Мы есть преемственная часть нашей родословной, и не любить родителей и Родину - это также ненормально, как не любить самого себя. Как сказано, «возлюби ближнего твоего, как самого себя» [Мф. 22:39], то есть если мы не любим себя, то у нас нет внутреннего ориентира для любви к другим людям. Что касается любви к другим народам, то здесь также первична любовь к своему народу. Не умея любить свой народ и себя вместе с ним, не сможешь полюбить и другой народ.

Пятая заповедь Библии: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будешь на земли» наводит на мысль: Чти Родину, и будут благо и долгие дни и для нее, и для тебя.

Только любовь к Родине может преодолевать путы мелкобуржуазного потребительского космополитического мышления, которое делает человека кочевником от чего-то материально хорошего к чему-то материально лучшему.

Гоголь так связывал понятия «Россия» и «любовь»: «Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и все, что ни есть в России. К этой любви нас ведет теперь Сам Бог. Без болезней и страданий, которые в таком множестве накопились внутри ее и которых виною мы сами, не почувствовал бы никто из нас к ней состраданья. А состраданье есть уже начало любви».

Жизнь в родном культурном окружении - национальные песни и танцы, кушанья и напитки, народные герои и святые места, «дым отечества»... Кто-то может жить вне всего этого, но это пресная жизнь без того жизнеутверждающего и прекрасного, что дает хотя бы один только фольклор. На концерте хора имени Митрофана Пятницкого такой человек увидит только хореографическое мастерство и услышит лишь профессиональное хоровое пение, но не сможет почувствовать самого важного - как в целостном представлении дышит и живет вся Россия.

Во всех словах наших поэтов есть любовь к отчизне, которая никак не связана с какими-либо благами, полученными от нее, их любовь бескорыстна сострадательна.

Михаил Лермонтов

РОДИНА

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю - за что, не знаю сам -

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее подобные морям;

Проселочным путем люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень...

Александр Блок

РОССИЯ

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные

В расхлябанные колеи...

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые -

Как слезы первые любви!

Анна Ахматова

РОДНАЯ ЗЕМЛЯ

В заветных ладанках не носим на груди,

О ней стихи навзрыд не сочиняем,

Наш горький сон она не бередит,

Не кажется обетованным раем.

Не делаем ее в душе своей

Предметом купли и продажи,

Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,

О ней не вспоминаем даже.

Да, для нас это грязь на калошах,

Да, для нас это хруст на зубах.

И мы мелем, и месим, и крошим

Тот ни в чем не замешанный прах.

Но ложимся в нее и становимся ею,

Оттого и зовем так свободно - своею.

Вероника Тушнова

СТИХИ О ДОМЕ

Косое деревянное крыльцо,

облитое зеленым светом.

У дома было доброе лицо,

и дом всегда встречал меня приветом.

Какой суровый, необычный быт!

Здесь все не так, все трудно по-иному...

Но здесь мой кров.

Здесь мой ребенок спит.

Здесь мы живем.

За все спасибо дому.

Дым ел глаза...

Но то был добрый дым,

Дым очага! Добра не позабудем.

Спасибо стенам, тесным и простым,

Теплу, огню, хорошим русским людям!

Символы и выразители русской идеи - гении, герои, святые места

Столица государства всегда является символом нации. Для нашего государства в исторической последовательности это - Киев, Москва, Санкт-Петербург и вновь Москва. Когда мы думаем о России, Пушкин всегда рядом:

Москва... как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Примечание. Наша столица и ее обитатели не всегда являла собой образцы гражданского сознания и патриотизма. Смутные времена российской истории показали, что основой национальной безопасности России является не столица, а вся Россия.

Процесс духовно-нравственного и государственно-политического объединения России символически связан с именами святого равноапостольного князя Владимира и преподобного Сергия Радонежского. Киевская Русь в лице святого равноапостольного князя Владимира дала русским христианство, Московская Русь в лице преподобного Сергия Радонежского дала русским духовное возрождение и национальную свободу. Святой равноапостольный князь Владимир и преподобный Сергий Радонежский - это не только символы российского единства, но они и сами по себе суть Идея России в онтологическом понимании.

Лавра, основанная преподобным Сергием Радонежским, является одним из духовных центров России. Лавра в лице преподобного вдохновила на ратный подвиг русских на Куликовом поле. В лавре находится церковь святой Троицы с боговдохновенной архитектурой. Лавра и Сергий Радонежский вдохновили Андрея Рублева на творение иконы «Троица». Таким образом, лавра и преподобный Сергий Радонежский, «Троица» и преподобный Андрей Рублев - первый и второй символы русского духа.

Помимо фольклора как хранителя национального духа есть и гениальные (напомню, «гений» в переводе с латинского - дух, покровительствующий народу) носители и выразители национальной идеи: Александр Сергеевич Пушкин, Николай Васильевич Гоголь, Федор Михайлович Достоевский, многие драматурги, композиторы, философы. Есть герои - защитники Отечества: Дмитрий Донской, Александр Невский, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Павел Нахимов. Есть святые - преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский. Можно долго называть имена выдающихся людей России. Национальный дух выражается также во многих городах, храмах, теремах и палатах, дворцах и усадьбах и, конечно, в срубах с резными наличниками.

Имена носителей и выразителей национального духа - гениальных писателей, поэтов, композиторов, художников, выдающихся защитников России, святых людей и мест - становятся неотъемлемыми символами, связанными со смыслами национального самосознания. Предание их забвению, к чему обычно прибегали захватчики в нашей стране - западничество и космополитизм, - ослабляло российское самосознание, а вместе с этим приводило к ослаблению чувства национальной идентичности.

О патриотизме, патриотическом воспитании и национализме

Патриотизм - это, конечно, любовь к Родине. Удачное, на мой взгляд, дополнительное разъяснение понятия «патриотизм» дал Гегель в «Философии права». Он заметил, что обычно под патриотизмом понимают чувство, проявляющееся в критических для государства ситуациях, когда дают о себе знать героические составляющие народного характера. На самом деле патриотизм, кроме таких крайних случаев, есть особое повседневное умонастроение. Это умонастроение выражает дух единого государства, его онтологические основы.

Часто путают понятия «национальная гордость» и «национализм». Национальная гордость - благородное патриотическое чувство любви и уважения к достижениям своей нации, своего государства. Национализм - убежденность части представителей какого-либо народа в том, что уже только по генетическому признаку или этническому родству его народ превосходит другие народы по интеллекту, доброте, чувству прекрасного, трудолюбию, чистоплотности и т.п. Национализм имеет отнюдь не этническое и религиозное основания - это способ самоутверждения людей, далеких от духовных ценностей - истины, добра и красоты. Национализм является основой вражды между народами и причиной конфликтов вплоть до кровопролития. Борьба с национализмом - одно из направлений поддержания стабильности государственной жизни.

Для национальной гордости ключевое слово - достоинство, а для национализма - превосходство.

Национализм как явление определяется тремя основными факторами.

Первый фактор - индивидуально-психологический: националистами становятся люди, не проявившие себя ни в какой достойной и уважаемой области деятельности (неважно в чем: в портновском деле, науке, искусстве, политике), и им не остается ничего иного, как твердить о достоинствах своей нации.

Второй фактор связан с первым: национальная идентичность определяется такими людьми только по генетическому (биологическому, «кровному») - словом, животному - признаку.

Третий фактор определяется предыдущими (ограниченные люди создают миф-идеологию с преувеличением достоинств своей нации со сравнительными характеристиками превосходства своей нации по отношению к другим).

Как написано в «Философском словаре» под редакцией Эрнеста Радлова, изданном еще в 1914 году, «Понятие «национальность», узко понятое, ведет к национализму, противоречащему лучшим идеалам человечества».

Генетическая характеристика не имеет существенного отношения к национальной идентичности. Можно привести примеры, когда люди, имеющие чужеродные корни, но родившиеся или выросшие в соответствующем национальном окружении, являются подлинными представителями этого окружения. Африканская кровь Пушкина не помешала ему стать великим русским национальным поэтом и одним из творцов русского литературного языка.

Необходимо различать генетический код биологической наследственности и культурный код историко-культурной преемственности.

Высокие этические нормы и уровень интеллекта не могут быть свойственными только отдельным нациям, они присущи всем народам в равной степени. Эта установка дезавуирует шовинизм. Национальная идентичность не может выражаться в превосходстве одного народа над другим по умственным способностям и по умению нести добро. Более и менее умными, более и менее добрыми могут быть только отдельные люди, и то только могут , поскольку «не судите, да не судимы будете» [Мф. 7:1].

Непредосудительно выделение не превосходств, а особенностей народа, например, по направлениям интеллектуальной деятельности, по предпочтениям жанров, техники и форм изобразительных средств в искусстве, по традициям жизнеустройства, взаимоотношениям в семье, взаимоотношениям подданных и власть имущих, отношению к власти и политике, по приверженности к строгому укладу или к свободному жизнеустройству.

О воспитании воспитателей, т.е. преподавателей средней школы и высшей школ. Самое главное - это воспитание самих воспитателей. Много ли у них знаний об отечественной политической и интеллектуально-творческой истории? Что патриотического в их убеждениях и жизни, чтобы они могли быть учителями и живым примером? Посещают ли они Байкал, Соловецкие острова, Крым или только увлечены заграничным туризмом? Будут ли они предпочтительно покупать продукцию отечественных производителей, поддерживаю их в трудные времена санкций, если даже она пока уступает по качеству импортным товарам? Несколько десятилетий назад в США распространили удачный национально ориентированный вопрос: «Когда вы в последний раз покупали машину «Форд»?» Такие же слова следует теперь доносить нашим гражданам в отношении отечественных товаров.

Военно-патриотическое воспитание - это проверенное, важное и продуктивное направление решения проблемы национальной безопасности и здоровья нации. Хорошие организационные формы такого воспитания ОСОАВИАХИМ (1927-1948) - «Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству» и ДОСААФ (1951 - н. вр.) - «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту». Это же относится физкультуре и спорту, что в бывшем СССР было хорошо организовано в рамках движения «Готов к труду и обороне» (ГТО).

Что же касается спортивно-патриотического воспитания, то это направление не существенный фактор воспитания патриотизма. Проигрыш команды - это еще не признак угрозы национальной безопасности, хотя таковой часто усугубляется противоправным поведением фанатов. Проигрыш же в военном сражении - это действительно плохой признак состояния национальной безопасности.

Заключительные афоризмы

Тот не вполне русский, кто ни разу не пил водки и не закусывал ее квашеной капустой.

Тот не вполне русский, кто в детстве не слушал русских народных волшебных сказок.

Тот не вполне русский, кто стремится к власти не как к средству, а как к цели.

Россия - одна из лучших стран для душевного комфорта человека, следовательно, вообще для человеческой жизни. То есть Россия при всех ее бедах и неустроенности, является землей, благоприятной для жизни в душевно-духовных измерениях.

Владимир Игнатьевич Курашов , профессор, зав. кафедрой философии и истории науки Казанского национального исследовательского технологического университета

Курашов В.И. Экология и эсхатология // Вопр. философии.-1995. N 3.-С.29-36. (Kurashov V.I. Ecology and Eschatology // Russian Studies in Philosophy, Winter 1998-99.-Vol. 37, N 3. - P.8-19).

Курашов В.И. Философия и российская ментальность.- Казань: КГТУ, 1999.-300 с.

Курашов В.И. Философия: Человек и смысл его жизни.- Казань: КГТУ, 2001.- 351 с.

Курашов В.И Начала философии. - Москва: Издательство «Книжный дом Университет», 2007. - 344 с.

Курашов В.И Начала прагматической антропологии - М.: КДУ, 2007 - 304 с.

Курашов В.И. Философия: избранные главы. Учебное пособие для Православных Духовных учебных заведений //Православный собеседник. Альманах Казанской Духовной Семинарии, 2011. - 248 с.

Курашов В.И. Что есть Россия? //Развитие и экономика, N 9, 2014. - С. 12-25. (статья также есть в Internet см.:

Курашов В.И. «Я» народа и духовные основы национального самосознания // Размышления о старой Казани: живопись и графика: альбом - М.: КДУ, 2015. - С. 245-252.

Курашов В.И. Мысли о старой Казани и о проблемах сохранения духовных ценностей отечества // Размышления о старой Казани: живопись и графика: альбом - М.: КДУ, 2015. - С. 8-19.

Курашов В.И. Теоретическая, социальная и практическая философия: учебное пособие / В.И. Курашов. - М: КДУ, «Университетская книга», 2016. - 450 с.

Видеолекции и публикации Курашова В. И. в Internet

(для нахождения набрать в поисковой системе указанные данные)

Видеолекции:

Курашов Уроки патриотизма. 70 лет со дня победы под Сталинградом

Курашов Патриотизм, или с чего начинается Родина

Публикации:

Курашов Что есть Россия? (статья в журнале «Развитие и экономика», N9, 2014).

Курашов Основы светской этики: базовые понятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый классный час «Патриотизм- Любовь к Родине»

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Вступление.

Общение людей всегда начинается с приветствия.

Европейцы при приветствии приподнимают шляпу и слегка кланяются. Молодой американец приветствует приятеля, хлопая его по спине. Латиноамериканцы обнимаются..

А как здороваются жители нашей страны? (пожимают друг другу руку)

Хальмг улс яhж мелдня?

2. Основная часть

Ребята, посмотрите на доску. Прочитайте слова. На экране слова: РОДИНА, ЛЮБОВЬ, ПАТРИОТИЗМ.

Ребята, как можно связать эти слова? (Патриотизм- Любовь к Родине). Как вы думаете, почему я подготовила для вас эти слова и о чем мы с вами сегодня будем говорить?

Ответы детей:(о Родине, о Патриотизме).

Давайте попробуем определить цель нашего занятия. А помогут вам в этом карточки –помощницы:

Узнать….

Понять…

(понять что такое патриотизм, узнать значение этого слова)

р аскрытие понятий патриотизм, Родина, патриот.

Давайте узнаем значение слова патриот. Происходит оно от греческого слова patriotes – соотечественник, patris - родина.

Учитель: А вы, ребята, как понимаете слово Родина? Что Родина для каждого из вас? (Учитель передает веточку березы детям, и они, передавая эту ветку, произносят одно слово, которое олицетворяет для них Родину: это леса, поля, луга, деревья, небо, облака, родное село, дом, двор, родители, друзья и т.д.)

Ученики

Слышищь, песенку ручья

Это Родина твоя

Это Родина твоя

Школа_где твои друзья

Это Родина твоя

Руки матерей твоей

Звон дождей

И шум ветвей

И в саду смородина

Это же Родина

Ребята, посмотрите на доску. Здесь приведены значения слова Родина из различных словарей:

Ро́дина -место, где родился человек, откуда произошли его предки.

(Большой энциклопедический словарь БЭС)

Родина – Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины.

(Толковый словарь Ожегова)

Как вы думаете, от какого слова произошло слово Родина?

Происходит от слова род .- родить, родня и пр. см. рождать.

У К.Д. Ушинского есть такие слова: «Наше Отечество, наша Родина – Матушка Россия»

Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…
Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

Вывод. Ответы детей:

– Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

– Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились

– Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своей водой, выучила своему языку. Одна у человека родная мать – одна и Родина.

Ребята, скажите, а как называется наша Родина? (Россия)

Игра « Докончи предложения:

Наша страна называется… Россия.

Граждане России называются… россияне.

Столица России - город… Москва.

Президент России… Путин.

Кто выбирает президента РФ… российский народ.

Какой документ имеет гражданин России… паспорт.

В каком документе записаны права гражданина России… конституция РФ.

Прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов….. флаг

Эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах. ….герб

Торжественная песня, принятая как символ государственного единства….. гимн

А сейчас я попрошу (имена детей) подытожить о том, что мы называем родиной.

1.Ученик Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой растём

И берёзки у дороги,

По которой мы идём.

2.Ученик Что мы Родиной зовём?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый хлеб

За праздничным столом.

3.Ученик Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живём.

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовём

Но существует ещё понятие «малая Родина»

В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня или город, улица, дом, где он родился.

Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.

Как называется наша малая Родина?

Наша республика (Калмыкия)

– место, где родились (поселок Комсомольский);

– ячейку, в которой живём (дом, семья);

– родные края, которые нас окружают (степь).

Давайте мы сейчас послушаем детей, которые расскажут нам, чем для них является Калмыкия

4.Ученик Калмыкия мой дом, земля родная,
Я с гордостью скажу, где я живу.
где степь привольна и обширна
Люблю тебя мой дом, всю жизнь тебя храню.
5.Ученик Калмыкия, как много чувств,
И это в одном слове...
Здесь боль и радость,
Счастье, грусть...
Горжусь тобою, Республика горжусь.

6.Ученик Через всю боль ты шла,
Обиды не страшась,
Со злом боролась,
Всех ты не боясь!
7.Ученик
И вот, спустя те сотни лет,
Ты снова, в этот ясный день,
Напоминаешь нам о себе.
Калмыкия моя, навеки, гордость ты России!
Работа в группах
Во все времена люди любили свою Родину и поэтому сложили о ней много пословиц и поговорок. Задание: «Собери пословицу» (Раздать части пословиц) На столах лежат конверты, в которых потерялись пословицы. Вам нужно их собрать и прочитать.

* Родина-мать, умей за неё постоять .

* Нет в мире краше Родины нашей.

*Если дружба велика, будет Родина крепка.

Какие пословицы у вас получились? Как вы понимаете смысл этих пословиц?

Что общего у этих пословиц, о каком чувстве в них говорится? (о любви к Родине)

Все мы родились в одной стране, здесь мы живем, растём. Мы изучаем историю нашей страны, гордимся ею. Но самое чудесное - это когда наши души наполняются особым чувством - патриотизмом.

На экране определения патриотизма из словарей .

Патриотизм (греч. Patris – родина, отечество) –

любовь к своей Родине, народу, его истории, языку, национальной культуре; преданность Родине, гордость за неё, стремление служить её интересам, защищать от врагов.

(Этнопсихологический словарь)

Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

(Словарь Ожегова)

Скажите, как называют человека, который испытывает чувство патриотизма? (ответы детей) Патриот!

ПАТРИО́Т - человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины.

(Толковый словарь Ушакова)

Русский писатель Николай Чернышевский так говорил о патриотах.
Патриот - это человек, служащий Родине, а Родина - это, прежде всего народ.

А сейчас я попрошу (имя ученика) рассказать, что значит быть патриотом .

Ученик читает стихотворение «Быть патриотом…» Ковалёва Е.

Быть патриотом,… Что же это значит?

А это значит Родину любить,

А это значит честно, бескорыстно

Отечеству любимому служить.

Любить его историю седую,

Святые лики русских матерей,

Которые не раз в годину злую

В бой провожали собственных детей.

Учить детей гордиться своим родом

И честь его блюсти и сохранять,

Быть лучшей частью своего народа,

Которую не смог никто подмять.

III. Физминутка.

«Будем мир мы защищать» (выполняется в парах).
Раз, два, три, четыре, пять. Поочередно соединяют пальчики обеих рук.
Будем мир мы защищать! Жмут руки друг другу.
На границе встанем, Прямые руки вытягивают вперёд.
Всех врагов достанем. Шаг, выпад вперёд.
Будем чаще улыбаться, Повороты в стороны, улыбаются друг другу.
А не ссориться и драться! Обнимаются друг с другом.

4. Построение МОДЕЛИ Человека – Патриота

Сейчас мы попробуем построить модель Человека – Патриота.

Учитель раздаёт карточки. На доске прикрепляется надпись «Патриот»

Патриот любит своё Отечество, свою Родину. А что это значит, любить свою Родину? В чём это выражается? Выберите нужные высказывания, приклейте.

На выполнение этой работы вам отводится 3-5 минут.В процессе защиты моделей, идёт построение модели на доске:

Знает историю своего края, своей страны;

Бережно относится к природе родного края;

Любит свою семью, свой народ;

Соблюдает правила и законы;

Знает и любит свой родной язык;

Знает и сохраняет традиции и культуру своего народа;

Гордится достижениями своей страны;

Трудится на благо своего народа, своей Родины;

Готов встать на защиту своей Родины;

Истинный патриот любит своё Отечество не за то, что оно даёт ему какие-то блага и привилегии, а потому что это его Родина, и он верен ей в самые тяжёлые минуты.

6.Календарь

В нашем календаре встречаются праздничные даты, которые вызывают особый подъём чувства патриотизма.

День независимости -государственный праздник. Отмечается 4 ноября , начиная с 2005 года.

День защи́тника Оте́чества -В послевоенные годы носил название «День Советской Армии и Военно-Морского флота».В настоящее время праздник получил название День Защитника Отечества.

В России имеется государственная песня, в которой отражены народная любовь и патриотизм. Это Гимн. Его исполняют и слушают стоя, при торжественных приёмах, праздниках, парадах, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины

Ученик Что такое гимн вообще?

Песня главная в стране!

В гимне российском есть такие слова:

«Россия- любимая наша страна»

Россией гордимся, России верны,

5.Заключительная часть.

Я приглашаю всем подойти ко мне и стать в круг. У меня в руках «волшебный клубок». Я уверена, что всех нас объединяет общее чувство патриотизма. И пока в нас будет жить любовь, сострадание, взаимовыручка, дружба, наша Родина будет оставаться Великой Россией – великой страной. Сейчас мы с вами протянем нити патриотизма.

Для этого каждый из вас, кто возьмет в руки клубок, должен подумать и сказать, что вы будете делать или может быть уже делаете, чтобы быть истинным патриотом своей Родины. Затем вы передаете клубок другому. Разрешите мне начать: « Я буду трудиться во благо своей Родины»

Поднимите руки вверх и посмотрите, как эти нити превратились в волшебную «крышу Патриотизма», которая защитит нашу страну в этом мире от всех бед. А теперь, положите паутинку на пол, видите, она превратилась в дорогу Патриотизма, которая никогда не прервется и приведёт к миру и благополучию в нашей стране. «Хоть вы ещё совсем юные, но я убедилась, что вы уже патриоты нашей великой Родины».

Вывод.

Итак, ребята мы сегодня с вами выяснили, что такое патриот и в чём проявляется патриотизм, (к любви к Родине, к своему городу, семье и, конечно к школе.)

Я хотела бы закончить наш классный час словами Василия Розанова: “Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать”.




Новое на сайте

>

Самое популярное