Домой Инструмент Полезные обитатели вашего сада: божьи коровки, муравьи, пауки, лягушки. Полезные обитатели сада

Полезные обитатели вашего сада: божьи коровки, муравьи, пауки, лягушки. Полезные обитатели сада

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №1»

Урок окружающего мира во 2-а классе УМК «Начальная школа XXI века»

Учитель: Царенко Г.Е. Дата проведения: 22.04.2013г.

Тема: «Сад и его обитатели» Первый урок

Тип урока : урок открытия нового знания

Цель: познакомить учащихся с разновидностями фруктовых деревьев;

дать первичное понятие о классификации плодовых растений;

познакомить учащихся со способами размножений садовых растений

научить обобщать жизненный опыт;

развивать речь учащихся, логическое мышление, внимание;

воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование, обеспечение:

компьютер, мультимедийный проектор, набор «садовые плоды», задания для групп, гербарии

учебник «Окружающий мир» II часть Н.Ф. Виноградова

рабочая тетрадь «Окружающий мир» II часть Н.Ф. Виноградова

Планируемые результаты:

Личностные:
проявление чувства любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе.
Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
овладеют начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией;
научатся использовать готовые модели для объяснения явлений;
получат первоначальные навыки планирования и проведения несложных наблюдений.

Овладение умений работать в группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
Предметные:
получат первоначальные навыки наблюдения, исследования явлений окружающего мира;
получат первоначальные навыки проведения наблюдений явлений природы
овладеют начальными формами логических действий сравнения неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;
установят причинно-следственные связи в окружающем мире.

Этап урока

I .Организационный момент

Цель: организовать учащихся для работы. Создать мотивационный настрой.

Обратите внимание на оформление доски и догадайтесь, о чём мы сегодня будем говорить на уроке.

Тема урока: (природные сообщества)

Листы самооценивания и взаимооценивания

II. Актуализация опорных знаний.

Цель: Повторить уже усвоенные знания о природных сообществах.

Опрос

Что такое природное сообщество?

Какие природные сообщества существуют?

Какие образуются связи в природных сообществах?

Мы знаем, что человек часто вмешивается в жизнь природного сообщества. К чему это может привести?

Как по вине человека может нарушиться экологическое равновесие?

Групповая работа

Напоминаю вам, что работа в группах – это не соревнование, а прежде всего сотрудничество. Надеюсь, что каждый из вас внесёт посильный вклад в общее дело.

а). КЛЭВАГОАРЭШВГУЛН
МЕЖЯГЕУТЖАУАЛИГК
ПРЛАНПЮРАТУИНУК

КОРШУН
МЯТЛИК
ЛЮТИК

} - ЭТО ЛУГ.

б). РУКЯЕКБПУИЫНЕПЫА
ВПРСАЯСНБПВЧАИНК
ФВГАКРВОАУЗФКДЬО

РЯБИНА
РЯБЧИК
ГРУЗДЬ

} - ЭТО ЛЕС.

в). КЕСТАПСМЕРЫТПРШ
ТЭШРАКТЛШОРДИЕАЯКИ
ПДУЕТБДСУКОЕАТРБОЬ

КАМЫШ
ЭЛОДЕЯ
ПЕСКАРЬ

}- ЭТО ВОДОЁМ.

г). ИПЯРТЧИАПМУЕТНРЬАУ
НТХРАОЖАТМЖРЯНК
ОКАПВТАСРПЮКТГР

ЯЧМЕНЬ.
ХОМЯК.
ОВСЮГ

} - ЭТО ПОЛЕ.

Проверка:

Тест Презентация

II. Работа над новым материалом.

Цель: дать первичное понятие о классификации плодовых растений;

Цель: побуждение к поиску дополнительной информации.

III . Физминутка под музыку.

Тема урока:

Угадайте, о каком природном сообществе мы будем говорить сегодня?

Зреют яблоки и груши,

Поспевает виноград.

И сюда со всей округи

Люди разные спешат.

Кто с корзиной, кто с бидоном

Урожай собрать хотят.

Что за место это …? (Сад).

Кто догадался, какая тема нашего урока?

Какую цель мы поставим себе на уроке?

Вводная беседа:

У кого из вас есть сад?

Какие там растут растения?

То, что на них созревает, как назвать одним словом? (плоды)

Объяснение нового:

Все плодовые культуры можно разделить на несколько видов, так как они имеют схожие признаки.

1 группа - СЕМЕЧКОВЫЕ

Угадайте, что это за культура?

Круглое, румяное,

Я расту на ветке:

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко ).

Плоды яблок созревают на яблонях. Яблонь насчитывают более 6 тысяч сортов. Это самая распространённая культура наших садов, т.к. для яблонь наиболее подходят природные условия территории нашей страны.

Эта плодовая культура тоже вам известна. По форме плода она похожа на лампочку. Что это? (Груша ).

А это растение в наших садах редко встретишь. Кто знает, как оно называется? (Айва ).

Скажите, почему все эти культуры называются семечковыми?

В эту группу входят плодовые культуры у которых более10 семян.

2 группа - ЦИТРУСОВЫЕ

Угадайте что это?

Сочен, вкусен и душист

Этот рыжий мячик.

Кожей толстою покрыт

Аромат в себе таит. (Апельсин ).

Апельсиновые сады можно увидеть в южных районах нашей страны. Эти фрукты очень хорошо хранятся, поэтому мы можем покупать их круглый год.

Этот фрукт- кладезь витамина С, поэтому часто, когда мы болеем, пьём чай с добавлением дольки…(лимона ).

А эта культура- «младший брат» апельсина. Его можно вырастить в домашних условиях. Без него и Новый год не праздник. (Мандарин ).

В группу цитрусовых входят вечнозелёные растения. Этот плод состоит из долек, заполненных соком.

3 группа - КОСТОЧКОВЫЕ

Какое слово спряталось в этом ребусе?

А , ИСТ БРИ КОС , ТЬ (Абрикос ).

Кругла как шар,

Красна как кровь,

Сладка как мёд. (Вишня ).

Вишни часто сажают в садах, т.к. она достаточно неприхотлива к условиям обитания и необычайно вкусна.

Синий мундир, белая подкладка

А в середине сладко. (Слива )

Очень похож на абрикос, но крупнее, слаще (персик)

Как вы думаете, почему этот вид называется косточковыми ? (Эти сочные плоды имеют твёрдую косточку ).

4 вид - ЯГОДНЫЕ

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Малина ).

Две сестры летом зелены,

К осени одна краснеет, другая чернеет. (Смородина ).

Низок да колюч,

Сладок да пахуч,

Ягодысорвёшь-

Всю руку обдерёшь. (Крыжовник )

Все перечисленные культуры широко распространены на территории нашей страны.

Почему этот вид называется ягодными? (Имеют сочные ягодообразные плоды, которые быстро портятся).

Подумайте к каким плодовым культурам можно отнести орех, ананас, хурму, манго?

Вот так яблоко!

Оно соку сладкого полно.

Руку протяните,

Яблоко сорвите.

Стал ветер веточку качать,

И трудно яблоко достать.

Подпрыгну, руку протяну

И быстро яблоко сорву!

Вот так яблоко!

Оно соку сладкого полно.

IV . Закрепление.

Цель: определить, какие изменения происходят с растениями сада в течении года.

V . Итог урока.

Цель: Проанализировать полученные на уроке знания.

VI . Рефлексия

Цель: Самостоятельно оценить усвоение материала.

Работа по учебнику с.137-138.

Экскурсия по саду Презентация «Сад в разные времена года»

Вывод: Плодовый сад – участок земли, занятый плодовыми культурами.

Какие сезонные работы проводят люди?

Практическая работа с гербарием.

Из набора растений надо выбрать растения принадлежавших к сообществу «сад».

Работа по рабочей тетради

Рисуем и раскрашиваем стр. 42

Разгадываем кроссворд стр.43

Вернёмся к теме нашего урока: «Сад и его обитатели». Мы сегодня должны были узнать:

(что растёт в саду)

Так, что растёт в саду? (плодовые культуры)

Какие плодовые культуры вы узнали? (семечковые, цитрусовые, косточковые, ягодные)

А как можно сделать так, чтобы растений в саду было больше? (размножать их черенками)

Посмотрите на листы взаимооценивания и самооцениванивания. Осталась последняя строчка. Разукрасьте квадратик в цвет соответствующий вашему впечатлению об уроке:

Зелёный – урок прошёл отлично

Красный – что-то было непонятно

Чёрный – урок прошёл для вас плохо

Используемая литература: Урок «Сад и его обитатели» Коробцова Ю.Ю.

Урок «Растительный и животный мир леса, водоёма, луга и поля» Дерябо М.Н.

Загадки: Пособие для учителя/Сост.М.Т.Карпенко.-М.:Просвещение,1988.-80с.

Физминутка: Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников.-М.: ВАКО.2007. -208 с.

Я часто приезжаю на дачу к моим дедушке и бабушке. На даче есть сад и огород.

Растения обитатели сада Доклад

В саду растут деревья: яблони, груши, вишни, сливы, айва. И кустарники: смородина, крыжовник, малина, черноплодная рябина, облепиха, шиповник. Еще в саду есть клубника. Сейчас, в мае, все деревья и кустарники цветут. Выглядит это очень красиво.

Но я больше люблю, когда в саду поспевают ягоды. Мои любимые ягоды: клубника и малина. Клубника поспевает в июне, а малина в июле.

В огороде бабушка посадила редиску, лук, чеснок, огурцы, помидоры, капусту, картошку, морковь, укроп и петрушку. Сейчас на грядках взошли зеленые росточки. А редиску, зеленый лук, укроп и петрушку в этом году я уже попробовал.

Кроме растений в саду живет много разных животных

В нашем саду обитают ящерицы. Днем они любят вылезать на камушки и греться на солнышке. Этот вид называется: Прыткая или обыкновенная ящерица. Они могут достигать длинны 25 и даже 35см. Но я не видел таких крупных, наши ящерицы длинной 10- 15 см. Они бывают разного цвета: от ярко зеленого до очень темного, почти черного. На спине у них есть полосы, а низ - светлый. Они очень шустрые. Мы с папой пробовали их ловить, но ни разу не поймали. Один раз у папы в руках остался хвост - отбрасывая хвост ящерица защищается от опасности. Но от этого она страдает - становится не такой проворной, лишается запаса питательных веществ — поэтому ради забавы нельзя дергать ящерицу за хвост.

Над крышей сарая на большом колышке дедушка повесил скворечник. Но вместо скворцов там поселились 2 воробья. Сейчас весной они собирают всякие перышки и травинки и носят в скворечник, строят себе гнездо. Когда мы бываем на даче - угощаем их хлебными крошками.

На грядках и даже посреди сарая я видел большие кучи земли. Оказывается это кроты, когда роют свои норы делают эти кучи.

Когда на грядках еще нет травы, только черная свежевскопанная земля - всегда прилетают птички: трясогузки. У них серая спинка, белое брюшко, черная голова и клюв и длинный черный хвост. Они ловят насекомых, при этом бегают по земле и трясут своим хвостом — отсюда их название.

Еще у нас в саду живут насекомые

Полезные: муравьи, пчелы, бабочки. И вредные: жуки кузнечики и саранча - это такие огромные кузнечики до 10 см в длину - они едят траву и листья.. Особенно много колорадских жуков, которые едят картошку. С ними мы боремся.

Скоро начнутся каникулы и я буду часто ездить на дачу за урожаем.

Чем полезен ёж?

Ежи живут на дачах у многих. Несмотря на длительную зимовку и ночной образ жизни они остаются наиболее заметными животными в саду. От них много пользы: обычный рацион ежей включает жуков, слизней, червей, гусениц и других насекомых. Однако при случае они не упустят лягушку, мышь, разоряют птичьи гнезда, свитые на земле. Если вы хотите привлечь их чаще бывать в саду, подкармливайте ежей. Они с удовольствием поедают оставленные для них кусочки с нашего стола. Иногда ежей подкармливают хлебом с молоком, но такая пища вредна для них: она вызывает болезни зубов и расстройство пищевания (диарею и обезвоживание). Лучше использовать сухой корм для кошек или собак на основе мяса в смеси 1:3 с овсяными хлопьями. Еще не забудьте поставить миску с чистой водой. Особенно важно подкармливать ежей осенью, когда ежи готовятся к долгой зимовке.

К осени ежи должны нагулять жирок и стать похожими по форме на грушу, иначе они не смогут перезимовать. Даже в Германии, где зимы мягче и короче Российских, защитники животных осенью ловят ежей и проверяют их вес: если он больше 800 г - все нормально, ежа выпускают, если меньше, то оставляют на откорм, иначе он погибнет при зимовке.

Для пропитания ежам мало 6-ти соток, поэтому оставьте для них проходы под забором не менее чем 15х15 см. В уединенном уголке сада можно позаботиться об устройстве гнезда для ежей. Свое гнездо ежи могут устроить в куче мусора, хвороста, штабеле дров. Для ежа вполне подойдет домик-ящик размером 30х25х25 см устланный мягким утепляющим материалом: обычно сухой листвой (сено и солома не годится, она цепляется). Вполне годится в качестве квартиры для ежика даже разрезанная покрышка от автомашины, прикрытая сверху обрезками досок или плоскими камнями и присыпанная землей. У моих знакомых семья ежиков жила в старой 50-литровой фляге, выброшенной в сад. Беременная ежиха с трудом протискивалась в узкое для нее горло лежащей фляги, но сменять жилище не желала.

Как сделать домик для ежика

Ежики просто замечательные соседи. Если вы иногда встречали ежей в вашем саду, попробуйте поставить там домик-гнездо для ежей — и может быть еж поселится там.

Свое гнездо ежи любят устраивать в куче мусора, хвороста, штабеле дров. Для ежа вполне подойдет домик-ящик размером 30х25х25 см устланный мягким утепляющим материалом: обычно сухой листвой (сено и солома не годится, она цепляется). Вполне годится в качестве квартиры для ежика даже разрезанная покрышка от автомашины, прикрытая сверху обрезками досок или плоскими камнями и присыпанная землей. У моих знакомых семья ежиков жила в старой 50-литровой фляге, выброшенной в сад. Беременная ежиха с трудом протискивалась в узкое для нее горло лежащей фляги, но сменять жилище не желала.

Чтобы сделать домик привлекательным для ежей положите в него сухие листья для устройства гнезда, но проверьте, что они не закрыли отверстия для вентиляции. Поставьте домик в уединенный угол сада и присыпьте его землей или листвой и подождите, чтобы еж нашел домик. Когда ежик поселится в домике, не тревожьте его, не открывайте крышку. Если ежа тревожить, то он не вернется и даже бросит выводок ежат.

По некоторым данным в Европе к 2025 году ежи могут вообще исчезнуть. 25% ежей не переживают зимы, и одна из основных причин этого — неудовлетворительное место для зимовки.
Обеспечьте ежей жилищем, где они могли бы найти приют для зимовки, а летом для укрытия от плохой погоды или размножения в мае, где молодые ежата могли бы оставаться в течение июня и июля.

Вход в домик необходимо сделать в виде тоннеля, для того что бы кошки и собаки не смогли причинить вреда.

У деревенских бытует твердое убеждение, что если на участке живет ёж, то рядом вы никогда не встретите ни змей, ни мышей, ни кротов.

Слишком многие садоводы уничтожают в саду любую мелкую живность, опасаясь, что она может вредить растениям. Однако подавляющее большинство членистоногих абсолютно безобидны, а их хищные виды даже полезны, поскольку уничтожают вредителей.

Насекомые питающиеся вредителями

Многие обитатели садов - естественные враги вредителей: муравьи (правда, они щадят тлей), клопы-хищницы, ящерицы, некоторые птицы, наездники, осы.

Божьи коровки питаются вредителями, прежде всего тлями, кормятся и взрослые жуки, и их личинки.

Губоногие — эти многоножки питаются почвенными вредителями. Внимание: они больно кусаются!

Журчалки — их личинки, похожие на мелких пиявок, питаются тлями, а взрослые мухи опыляют цветки.

Пауки догоняют или ловят в свои сети разнообразных насекомых, в том числе вредных.

Многие членистоногие - активные хищники. Поедая вредителей, они снижают их численность, иногда до такой степени, что сводят на нет необходимость пестицидной обработки.

Златоглазки откладывают яйца на листья. Вылупившиеся личинки активно поедают тлю.

В аккуратном саду меньше риск распространения патогенов и вредителей, однако стоит оставить несколько куч опавших листьев и хвороста, где смогут поселиться полезные животные.

Ядохимикатами пользуйтесь только в самом крайнем случае. Тщательно выбирайте препарат - вам нужен наиболее селективный, убивающий вредных животных, но безопасный для прочих видов.

Привлечение насекомоядных птиц

Птицы могут причинять растениям вред, но он сводится к минимуму с помощью сеток и других ограждений. Зато многие другие пернатые кормятся всевозможными беспозвоночными, включая вредителей, например гусениц, тлей, слизней.

Сажайте привлекающие птиц и полезных насекомых растения, например гревиллеи. Специально рассыпаемый корм способствует выживанию пернатых.

Обязательно предусмотрите в саду ванночки с водой, чтобы птицы могли в любой момент напиться и искупаться. Ежедневно их доливайте и регулярно мойте. Кладите в воду слегка выступающие из нее камешки - они будут служить мелким пернатым присадами, с которых удобнее пить.

Размещайте корм и воду для птиц в местах, недоступных для кошек.

Кустарники обеспечивают птиц не только кормом, но и удобными присадами, а также местами для гнездования. Предпочтительны густые шипастые формы типа хакей или боярышников во избежание проникновения туда кошек.

Подкармливайте птиц. Привлекайте их кусочками хлеба, политыми сахарным сиропом. Продаются и специальные нектарные смеси.

Подвешивайте кормушки так, чтобы любоваться на прилетающих птиц. Заодно оцените эффективность их привлечения.

САД- СООБЩЕСТВО РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ

В нашем случае под животными подразумеваются не домаш­ние животные типа коровы или козы, а разнообразная мелкая живность, проживающая под почвой и на ее поверхности в тес­ной связи с растениями. Вы даже не подозреваете, как много­числен и разнообразен этот животный мир, существующий бок о бок с вами и в значительной степени скрытый от ваших глаз. Сюда входят и довольно крупные животные типа крота, и бо­лее мелкие - ящерицы, лягушки, и необъятный мир насеко­мых, и обязательная принадлежность сада - птицы. Исследо­вания немецкого ученого Ханса Штайнера показали, что в кро­не взрослой яблони обитает около 300 видов различных представителей животного мира, а в почве под ней - 70 видов. Задача садовода как можно больше приблизить свой сад к природному сообществу растений и животных, где нет проблемы вредителей, так как все виды существуют в гар­моническом равновесии. Стоит какому-то виду насекомых раз­множиться свыше установленной для него естественной нор­мы, как тут же начинается увеличение в числе другого вида, для которого первый служит пищей, и равновесие постепенно восстанавливается.

В результате деятельности человека естественное равнове­сие нарушается. Там, где сад состоит из одних голых грядок с овощами, проблема вредителей стоит особенно остро. Овощ­ные растения оставлены один на один с вредителями, которые размножаются в больших количествах, потому что у них вдо­воль пищи и они не имеют врагов. В этом случае выход один - использовать пестициды. В органическом садоводстве для борь­бы с вредителями пестициды не применяют. Основной прин­цип органического садоводства - не борьба с вредителя­ми, а создание таких условий, при которых они не могут размножаться, то есть условий, аналогичных существующим в природных сообществах растений. Сообщество - это совмест­ное обитание самых разнообразных видов растений и живот­ных, наземных и подземных. Они связаны сотней взаимосвязей и в своей совокупности образуют единое целое. Такое сообщество способно противостоять неблагоприятным условиям среды, массовому размножению вредителей и болезней. Если на садо­вом участке такое сообщество создано правильно, оно начина­ет жить своей самостоятельной жизнью почти так же, как это происходит с сообществом диких растений, - когда в действие вступают законы саморегуляции. Это относится прежде всего к регуляции численности вредных насекомых, которые не исче­зают совсем, но и не наносят ощутимого вреда, так как их рас­пространение сдерживается естественными врагами.

Чтобы превратить свой сад в такое гармоническое сообще­ство, надо прежде всего знать, каких животных и насекомых вы хотите привлечь в свой сад и как это сделать, и позаботиться о том, чтобы снабдить пищей и убежищем полезных обитателей, которые помогут вам решить проблему вредителей.


Среди крупных полезных животных надо прежде всего назвать ежа. Ежи охотно поселяются в садах, где много укромных угол­ков в зарослях живых изгородей. Выходят они в основном но­чью, и можно немного подкармливать их, выставляя блюдечко с молоком; правда, немецкие садоводы считают, что ежей надо под­кармливать не молоком, а мелко нарезанным мясом. Еж поедает насекомых и улиток в радиусе 300 м вокруг своего жилища.

Землеройка отличается от приносящих большой вред саду полевок своей длинной, заостренной мордочкой. Она питается живущими в земле насекомыми и червями и за день способна съесть такое количество этих существ, что их общий вес в 3 раза превысит вес ее тела. Кроме того, землеройка является конку­рентом полевок и может способствовать вытеснению их из сада.

Очень активные поедатели надземных насекомых -лягуш­ки и ящерицы. Ящерицы любят тепло и охотно поселяются в кучах камней, которые хорошо нагреваются солнцем и долго хранят солнечное тепло.

Среди полезных насекомых следует отметить хищных жу­ков - жужелиц. Это жуки длиной 2-3 см, черного, коричне­вого или зеленого, переливчатого цвета. Они пожирают других жуков и, главное, их личинки. За год одна жужелица способна уничтожить около 400 личинок.

Известные всем божьи коровки - враги тлей и их личи­нок. Среди поедателей тлей особой прожорливостью отличает­ся личинка златоглазки - светло-зеленого насекомого с не­жными крыльями и золотистыми выпуклыми глазами. В течение двух недель своего развития одна личинка поедает 200-300 тлей. Взрослое насекомое и личинка златоглазки убивают также гу­сениц и личинок жуков.

Еще один охотник на тлей - уховертка. Для привлечения уховерток на яблоню подвешивают цветочный горшок с отвер­стием снизу, наполненный стружками или сеном. Горшок дол­жен прикасаться к стволу или ветке. Уховертки охотно поселя­ются в таком убежище и очищают дерево от тлей.

Для привлечения в сад полезных насекомых надо иметь некоторое представление об их биологии и образе жизни.

Хищных ос и мух (журчалок, ктырей) привлекают растения из семейства астровых - золотарник, ромашка, маргаритки, а так­же различные виды мяты - котовник, мята перечная и колосовая. Можно отметить, что вкусы человека и насекомых не совпадают: нам нравятся крупные красивые цветы, а их больше привлекают мелкие, незаметные цветочки чабера, ромашки, и особенно, рас­тения из семейства сельдерейных. Мухи-журчалки, убивающие тлей и насекомых с мягким телом, предпочитают добывать нектар из плоских открытых цветов типа маргариток, бархатцев.

Растение, которое служит пищей и убежищем полезным насекомым, называют «растением-нянькой». Из всего сказан­ного следует, что чем больше в саду растений-нянек, тем мень­ше будет у вас проблем с вредителями. Эти растения можно рас­полагать по краям сада или окаймлять ими участки с овощами. Следует подбирать такие виды растений, чтобы они цвели долго, сменяя друг друга. Для этого подходят бархатцы, аллисум, пиж­ма, ромашка, маргаритки. Продолжительное время цветут чабер, лаванда, иссоп, базилик, душица. Их можно использовать как бор­дюрные растения. С середины до конца лета цветет большин­ство растений из семейства сельдерейных, а двулетние растения петрушки и моркови дают ранневесенние цветы.

Для насекомых-опылителей, главным образом пчел, особен­но привлекательны чабер, котовник, мелисса лимонная, майо­ран, иссоп, базилик, мята.

Здесь стоит вспомнить еще об одном виде полезных для сада животных -дождевых червях, присутствие которых в компос­те очень желательно. Для их привлечения в компост добавля­ются валериана, корни цикория и листья лука.

Интересный способ привлечения полезных насекомых в цитрусовом саду описал в своей книге «Революция одной со­ломинки» Масанобу Фукуока. Он посадил в своем саду ака­цию Моришима - дерево, растущее круглый год и все время образующее новые почки. На этих почках кормятся и размно­жаются в большом количестве тли. Тлями питаются божьи коровки, и они интенсивно размножаются. Уничтожив всех тлей на акации, божьи коровки перебираются на цитрусовые деревья и начинают поедать их вредителей: клещей, щитовок, червецов. У нас не растет акация Моришима, но, очевидно можно было бы применить аналогичный прием с каким-нибудь другим любимым тлями растением. Фукуока считает, что глав­ная задача садовода - не нарушать непродуманным вмеша­тельством равновесие в сообществе насекомых. Вот как опи­сывает он сбалансированное сообщество, которое он создал на своих рисовых полях: «Пройдите не спеша по этим полям. Стрекозы и мотыльки суетятся в воздухе. Пчелы перелетают с цветка на цветок. Раздвиньте листья, и вы увидите насеко­мых, пауков, лягушек, ящериц и многих других мелких жи­вотных, снующих в прохладной тени. Кроты и дождевые чер­ви роются под поверхностью почвы».

В английской литературе мы нашли аналогичные идеи. Были сделаны попытки с целью защиты капусты от вредителей под­севать под нее клевер. При подсеве под брюссельскую капусту белого клевера количество взрослых гусениц капустной белян­ки значительно уменьшилось, хотя число отложенных бабоч­кой яиц не сократилось. Причина в том, что в 2-3 раза увеличи­лось количество насекомых-хищников -жужелиц и пауков, ко­торые поедали гусениц. Уменьшилось повреждение корней корневой мухой. Урожай капусты стал выше. Подсев красного клевера под цветную капусту оказался менее удачным, хотя в несколько раз сократилось количество капустной тли и в 1,5 раза -корневой мухи. Но красный клевер рос быстрее и активнее, чем белый, и оказал угнетающее действие на капусту вследствие обычной конкуренции.

Говоря о борьбе с вредными насекомыми, нельзя забывать о птицах, которые в этом деле играют очень большую роль. Что­бы привлечь птиц, надо создать им условия для витья гнезд. Для этого вдоль границ сада можно посадить живые изгороди из деревьев и кустарников.

Но этого мало. Чтобы у птиц появилось желание свить гнез­да в вашей живой изгороди, надо обеспечить их пищей, особен­но зимой. Хорошо, если в состав живой изгороди входят кус­тарники или деревья с ягодами, например, рябина или боярыш­ник. На зиму можно сделать кормушки, подвешенные на проволоке, и подсыпать туда зерно или семечки подсолнечни­ка, а еще лучше смесь зерна с каким-нибудь жиром.

О пользе скворечников говорить, наверное, излишне, это известно всем.

Мы нарисовали идеальную картину сада, который сам себя защищает и поддерживает. Но, как известно, идеал никогда пол­ностью не воплощается в действительности. Поэтому пробле­ма вредителей и болезней в какой-то степени всегда будет су­ществовать. О способах ее решения мы расскажем в соответ­ствующей главе.



Новое на сайте

>

Самое популярное