Домой Печи и системы отопления Правила игры в карамболь. Общие правила игры в карамболь Исходное положение фишек и шаров на столе

Правила игры в карамболь. Общие правила игры в карамболь Исходное положение фишек и шаров на столе

Французский бильярд или как он еще именуется, карамболь существенно отличается от привычного нам всем снукера или русского бильярда. Пожалуй, самое важное его отличие заключается в размерах и форме игрового стола. Дело в том, что в данном случае используется стол небольшой, да и сами шары значительно мельче, чем предполагают правила игры в московскую пирамиду , помимо этого здесь отсутствуют лузы, что само по себе непривычно для русского человека. Однако, не смотря на все эти отличия, в России данный тип бильярда завоевал достаточно большую популярность, и сегодня правила игры в бильярд – карамболь (французский бильярд), знакомы многим.

Основные правила игры Карамболь

Здесь стоит отметить, что данная игра имеет несколько разновидностей, например:
Однобортовый карамболь предполагает то, что прицельный удар, принесший игроку победу позволяет ему провести целую серию дополнительных ударов. Но при этом важно чтобы биток до момента удара по прицельному шару ударился об один из бортов поля, если же этого не происходит, игроку назначается штраф, за каждую такую ошибку снимается одно очко.
Трехбортный карамболь, его цель заключается в том, чтобы набрать как можно быстрее оговоренное с соперником количество очков, например 30 или 60. За каждый результативный удар назначается по одному баллу, за ошибку один балл снимается. Каждый верно осуществленный удар позволяет провести последующую серию, если шар выскакивает за пределы поля, назначается фол, в случае, когда целевой шар прижат к одному из бортов стола, необходимо произвести удар таким образом, чтобы он коснулся противоположного борта, либо непосредственно биток коснулся любой стенки стола.
Есть и другие разновидности французского бильярда, это «Открытая партия», «Кадре 47/1», «Кадре 74/2» и так далее, каждая из них имеет свои правила и свою систему оценки победителя, но сейчас хотелось бы поговорить об общих правилах игры во французский бильярд.

Итак, интерес представляет даже розыгрыш права первого хода, в данном случае все шары выстраиваются на столе, противники становятся у противоположных коротких бортов и одновременно бьют по биткам, цель – заставить шар коснуться противоположной стенки стола и вернуться обратно. Тот, чей шар оказался ближе к исходной точке удара и становится победителем. Но это еще только начало, в игре участвуют три шара белый, красный и желтый, так же здесь присутствуют два битка. При этом у каждого участника матча свой биток, его цель, при каждом ударе отразиться от трех стенок стола и коснуться двух цветных шаров, что сделать не просто, зато за каждый верный удар начисляется одно очко.

В самом начале матча, бильярдные шары выстраиваются на столе, и тот, кто выиграл право первого ходя, обязательно должен попасть битком по красному шару, далее по усмотрению игрока. Если в ходе игры совершается какая-то ошибка, за нее назначается штраф в виде лишения одного балла. Безнаказанно проходит лишь вылет за борт чужого шара, в этом случае просто на столе восстанавливается изначальная комбинация, если же за борт вылетает шар бьющего, то он теряет право хода и далее бьет его соперник. Есть и еще несколько тонкостей, если, к примеру, биток примкнул вплотную к прицельному шару, по нему можно бить наискось, то есть таким образом, чтобы он сперва ударился о борт стола и только потом достиг своей цели. Либо можно произвести перестановку шаров, что так же не возбраняется правилами. В сущности, правила игры предельно просты и доступны всем, вот только мастерства в данном деле добиться не просто, однако, проявив должное упорство, каждый желающий сможет покорить себе кий и шары, с которыми уже спустя несколько матчей можно научиться обращаться просто виртуозно.

Для просмотра описания товара и его технических характеристик, необходимо кликнуть по выбранной фотографии или по названию товара

Шары
Комплект бильрдных шаров для проведения игры по карамболю содержит:
шар белого цвета – биток 1;
шар белого цвета с маркерами красного или черного цвета (возможно применение желтого шара) – биток 2;
шар красного цвета – прицельный.

Кии
Порода дерева и размер бильярдного кия не имеют значения в этой игре, даже применение более одного кия допускается правилами проведения карамбольных матчей. Традиционно большинство игроков применяют составные кии, но для некоторых ударов, цельный кий может оказаться более эффективным, чем разборный.
Существует несколько вариантов карамболя, но традиционно придерживаются стандартных правил:

Расстановка шаров для игры
Красный шар ставится на заднюю отметку.
Место битка соперника – передняя отметка.
Место битка игрока – передняя линия с допуском 15 см от передней отметки.

Начальный удар
Задача мастера, начинающего партию, произвести такой удар, чтобы свой шар получил соприкосновение только с красным шаром, минуя биток противника. Позже свой биток может совершать любые касания с шарами, находящимися на бильярдном столе , в свободном порядке.

Проведение отыгрыша
Если играющий не заинтересован проводить атакующих действий и решает исполнить отыгрыш, ему придется рассчитать удар так, чтобы любой из шаров после соприкосновения, задел борт. Отыгрыш более двух раз подряд правилами не допускается.

Выставление шаров
Нередко при проведении удара свой биток вылетает с игрового поля, потерянный шар ставят на переднюю отметку, при невозможности занять это положение – на заднюю, или на центральную.
Когда выскакивает прицельный шар белого цвета, он кладется на переднюю точку, или заднюю, или центральную, если остальные заняты.
Красный шар устанавливается таким же образом, как биток и прицельный шар.
Если одновременно выскакивают биток и прицельный шар, то по общим нормам первым ставят биток, а последующим прицельный шар.
Если выскакивают два прицельных шара, то их ставят по заявленным выше правилам, но когда биток установлен на точке прицельного шара, то первым устанавливают шар, местоположение которого не закрыто, а в дальнейшем, на свободное поле – второй прицельный шар.
Если все 3 шара сразу покидают поле стола, то их ставят по схеме начала партии.

Биток вплотную к прицельному шару
В партии бывают ситуации, когда после действия биток останавливается, прижавшись к прицельному шару, в этой ситуации мастер может выполнить два действия:
1. Установить красный шар на заднюю отметку, а свой шар на переднюю, биток противника устанавливается на центральную точку. Если она закрыта, то на место закрывающего шара.
2. Мастер может выполнить удар с таким расчетом, чтобы биток задел борт (возможно касание прицельного шара) и затем вернулся и вновь ударился в шар, с которым располагался рядом.

Биток у борта
Если биток находится вплотную к борту играть в этой ситуации разрешается, но первоначальное касание не засчитывается. Атакующий обязан провести удар по правилам так, чтобы свой шар коснулся других бортов, вторичное касание считается.

Виды карамболя

Однобортный
Выигрыш в этом виде карамболя определяется по набранным очкам, за каждое удачное действие (удар) игрок получает очко.
Удары, приносящие очки:
- после удара свой шар задевает хотя бы один борт и после каждый из прицельных шаров;
- после удара свой шар задевает прицельный шар, борт и второй прицельный шар.
Ошибка – списание очка, удачный удар – ход остается за играющим.

Трёхбортный
Результат (очко) достигается при следующих действиях:
свой биток задел три борта и впоследствии оба прицельных шара;
свой биток первым настигает прицельный шар, затем три борта, далее второй прицельный шар;
свой биток задевает борт, прицельный шар, два борта, второй шар;
свой биток касается двух бортов, ударяет прицельный шар, затем опять борт, и второй прицельный шар.

При выскакивании шара с поля, игроку, допустившему оплошность, засчитывается фол.
После удачного хода мастер делает новый удар.
При допущении ошибки ход переходит к сопернику, очки не теряются.
Отыгрыш при полном касании прицельного шара с бортом допускается, если биток, коснувшись прицельного шара, задевает любой борт, или прицельный шар, после удара, достиг другого борта.

Открытая партия
На игровом поле расчерчиваются треугольные зоны в углах поля. В их пределах необходимо совершить всего один карамболь, следующим ударом необходимо увести из этой зоны красный шар или биток другого играющего.
При ударе шаров биток не обязан задевать борт.

Кадре 47/1 или зональный
На поле отмечают по три квадратные зоны у каждого короткого борта (квадратами 47х47см) и три прямоугольника посередине. Карамболь возможен только в одной зоне, после прицельный шар или биток соперника должен выкатиться из зоны для следующего хода игры. После выката шара его можно снова возвращать в зону, выполняя карамболь.
Нанесение разметки явление редкое, обычно его используют на крупных турнирах, а в обычных тренировочных спаррингах ориентируются по бриллиантам, расположенным на бортах.

Кадре 74/2
Поле размеряется на 6 зон – по три равных квадрата вдоль каждой половины стола по длине. Выполнять разрешается два карамболя подряд не выходя из зоны.

Карамболь с фишками
Основой этого варианта выступают правила однобортного карамболя, но дополнительно применяют фишки, которые необходимо сбивать, выполняя результативный удар.
Расставляют фишки посреди стола в виде перекрестия, на пересечении линий располагают главную фишку – короля. Расстояние между фишками всего немного больше размера шара. Получить наибольшее количество очков, можно выполнив карамболь и сбив короля, не задев при этом ни одной другой фишки.
Этот вид карамболя распространен в южных странах Европы и в середине прошлого века вместо фишек игроки использовали патроны от пистолета или сигаретные фильтры. В настоящее время размер фишек стандартизирован – высота от 25 до 30 мм при ширине от 7 до 9 мм.

Артистический карамболь
В этой версии игры заранее объявляется необходимая последовательность прохождения битком карамболя. Позиция для каждого удара выкладывается отдельно и помимо шаров могут применяться фишки, разграничивающие линию движения шаров после удара, всего в игре 76 позиций, которые определяются в процессе случайного выбора.
Каждый удар, возможно, выполнять с трех попыток. Очки начисляются исходя из уровня сложности выполняемого действия, и могут варьироваться от 4 до 11 очков. Результат не считается, если при выполнении всех условий со стола вылетел шар.

Выполнить результативный удар в этом виде карамболя очень трудно и для этого требуется высокая квалификация мастеров кия, именно поэтому в названии присутствует слово артистический.

Карамболь в своем первом значении - разновидность бильярда. Одновременно это слово означает удар в этой игре, когда биток или шар, по которому бьют, последовательно ударяется в 2 прицельных шара.

В карамболе используется стол без луз с грифельной плитой в основе, покрытый сукном. Играют в карамболь полимерными шарами диаметром около 61 мм. Комплект включает полностью белый биток, белый биток с красными или черными точками и красный прицельный шар. Иногда вместо второго типа шаров берут однотонные желтые. Прицельный шар должен стоять на задней отметке, первый биток - на передней. Второй биток устанавливается на переднюю линию. Задача бьющего - выполнить удар так, чтобы его биток сначала ударил красный шар.

Карамболь может быть различных видов: однобортным и трехбортным, когда нужно выиграть соперника по очкам, кадре 47/1 или зонным, кадре 74/2, с фишками и артистический. В карамболях кадре стол делят на зоны с определеннымми сторонами в зависимости от названия. Шары должны покидать свои зоны, которые ограничиваются тонкими линиями или метками. Для игры в карамболь с фишками нужны деревянные кегли, которые стоят в середине стола. Их нужно сбивать для получения максимума очков. В последнем виде карамболя важна строгая последовательность соприкасания шаров при каждом ударе.

Карамболь в танцах

Карамболем обозначают столкновение пар в танцах, нампример, во время выполнения фигур в вальсе. Считать карамболь танцем - ошибка, хотя с таким определением можно встретиться из-за песни в исполнении М.Шуфутинского. Возможно, это значение связано с бильярдным термином, где карамболь, кроме разновидности бильярда, означает удар шаров друг о друга. Когда танцевальные пары сталкиваются из-за неверного исполнения фигур, зрительно можно наблюдать похожий эффект.

Переносное значение

Карамболем называют неприятное, щекотливое положение. Обычно этот термин имеет отношение к каким-то скандалам и выяснениям отношений. Противостояние людей, спор, ссора, возможно, даже потасовка - все это называли карамболем 200-300 лет назад. Дворяне могли назвать так и дуэль. В переносном же значении карамболь иногда обозначает весьма неожиданный поступок, форс-мажор или затруднительное положение.

Растение

Карамбола или карамболь - вечнозеленое индийское дерево, которое также растет на Шри-Ланке, в Индонезии, странах Южной и Юго-Восточной Азии, Бразилии, Гане, Гвиане, Французской Полинезии, США и Израиле. Дерево может достигать 5 метров в высоту. Желтые плоды карамболя называют тропическими звездами, так как в разрезе они имеют пятиконечную форму. Это сочные, хрустящие, сладкие или кисло-сладкие фрукты, богатые витамином С. Карамболу используют как для украшений десертов и напитков, так и в пищу.

Карамболь - разновидность игры в бильярд, при которой не нужно забивать шары в лузы (чаще всего используются бильярдные столы без луз) . Эта одна из старейших французских игр популярна и сегодня.

Существует несколько разновидностей игр:

  • Открытая партия,
  • Кадре 41/1,
  • Кадре 72/2
  • Карамболь от одного борта,
  • Карамболь от трех бортов,

    Пожалуй, главная особенность пятиборья заключается в том, что все пять игр - “Открытая партия”, “Кадре 47/1”, “Кадре 74/2”, “Карамболь от одного борта” и “Карамболь от трех бортов” - проводятся карамбольном столе без луз.

    Карамболь от трех бортов

    Самой сложной в пятиборье и одной из наиболее престижных в мировом бильярде игр считается “Карамболь от трех бортов”, или в буквальном переводе “Трехбортовый бильярд”. Эта игра требует от спортсмена высочайшей техники владения шаром и совершенного геометрического мышления. С нее мы и начнем рассказ о европейском карамболе.

    Игра ведется тремя шарами - красным, желтым и белым. Последние два - битки. Каждый партнер на протяжении всей игры играет только своим битком. Смысл игры заключается в том, чтобы биток игрока, выполняющего удар, коснулся любого из двух других шаров, затем отразился как минимум от трех бортов (отсюда и название игры), а потом попал во второй шар. Возможен и иной вариант удара вначале касание битком трех бортов, а затем карамболь по обоим шарам, однако, во всяком случае до столкновения со вторым шаром, биток должен непременно совершить обход не менее трех бортов бильярда.

    За каждый успешно выполненный карамболь игрок получает одно очко. В случае неудачи право на удар переходит к сопернику. Игра ведется до пятнадцати очков, а общий счет партий - до трех побед Если первым 15 очков набрал игрок, начинавший партию, его соперник имеет право на завершающую серию ударов, так что результатом партии может быть и ничья.

    Право первого удара разыгрывается весьма оригинально. Шары устанавливаются на бильярде. Оба игрока одновременно бьют по биткам так, чтобы, отразившись от дальнего короткого борта, шар вернулся к ближнему. Тот, чей шар встанет ближе к короткому борту, у которого находятся в момент розыгрыша игроки, и начнет игру. Если шары встали одинаково, розыгрыш повторяется. При этом ни в коем случае нельзя задевать красный шар. Касание его автоматически означает проигрыш розыгрыша.

    В начале игры шары выставляются в позицию, и первый удар проводится битком обязательно по красному шару. Правила игры, в сущности, немногочисленны. Если при ударе чужой шар вылетает за борт, он просто выставляется на свою первоначальную точку без каких-либо последствий для бьющего. Вылет за борт своего шара влечет переход права на удар к сопернику, который начинает серию из начальной позиции. Кроме того, бьющий может потребовать восстановления начальной позиции и в том случае, если его биток встал вплотную к красному шару.

    Соревнования по “Карамболю от трех бортов”, ежегодно проводящиеся в рамках Мирового кубка по бильярду, собирают множество поклонников этой красивой, зрелищной и динамичной игры, а сам Кубок по праву считается наиболее престижной наградой в мировом бильярде.

    Открытая партия

    Играется до 500 очков. Карамболь здесь разрешается делать произвольно - касание битком борта стола не обязательно. Каждый успешный удар приносит одно очко. Однако, когда все три шара в процессе игры соберутся в одной из угловых запретных зон, бьющий может сделать карамболь только один раз. Если после карамболя хотя бы один шар не вышел за пределы зоны, право на удар переходит к сопернику.

    Кадре 47/1

    Игра ведется на столе, расчерченном на девять зон (см. рис. 4). Сторона квадратов в углах стола составляет 47 сантиметров. Играть шарами, собравшимися вместе в одной из зон, так же как и в открытой партии, можно лишь один раз. Чтобы не прервать серию, игрок должен позаботиться о том, чтобы к следующему удару зону покинул хотя бы один шар.

    Кадре 74/2

    Эта игра весьма схожа с предыдущей. Стол здесь делится на шесть зон (рис. 5), внутри которых допускается два карамболя.

    Карамболь от одного борта

    Название игры говорит само за себя: перед столкновением со вторым шаром биток должен по меньшей мере один раз отразиться от борта.

    Во всех этих играх право на первый удар разыгрывается так же, как и для “Карамболя от трех бортов”, а начальная позиция несколько отличается - шары выстраиваются в линию.

  • Основной формой во всех манерах игры (кроме артистического удара) является партия, т.е. поединок с соперником. Перед началом каждой партии определяется, кто начинает партию. При этом оба игрока одновременно бьют по шару в направлении дальнего короткого борта биллиардного стола.

    Игрок, чей шар окажется ближе к другому короткому борту, может определять, кто начинает партию. Игрок, начинающий игру, всегда играет шаром, помеченным точкой. Шаром соперника является немаркированный белый шар. Если игрок ошибается, право на игру переходит к сопернику.

    Если игрок, начавший игру, первым набирает необходимое количество очков, то соперник имеет право на так называемый ответный удар, чтобы иметь возможность выровнять счет. При этом шары устанавливаются так же, как и при начальном ударе. Европейские и мировые чемпионаты проводятся как личные первенства только на большом биллиарде по меньшей мере среди 8 участников.

    Манеры игры.

    По степени трудности различаются следующие манеры игры: свободная партия с угловыми линиями, рамочные партии, игра в один борт, игра в три борта, артистический удар.

    Свободная партия.

    Особенностями ее являются начерченные мелом угловые линии (заградительные поля). На них игрок имеет право делать только 2 карамболя друг за другом, включая карамболь при вступлении в игру обоих игровых шаров.

    Затем один из игровых шаров - по меньшей мере временно - должен быть выведен из начерченного треугольника. Если это не удается, то право удара переходит к сопернику. Последний карамболь в таком случае не засчитывается.

    Рамочные партии.

    Игровая площадка разделена при помощи меловых линий на заградительные поля. Числа 47 и 71 перед косой линией означают, на каком расстоянии в см следует проводить линии на большом биллиарде. Число 2 после косой линии означает, что внутри одного заградительного поля может быть осуществлен только один карамболь и что при втором ударе по меньшей мере один игровой шар должен быть выбит.

    Число 1 после косой линии означает, что один из игровых шаров должен быть выбит тотчас при первом ударе. Поэтому обе манеры игры обозначаются как двух-ударная рамка и одноударная рамка. Кроме того, обозначены квадратные заградительные поля, длина сторон которых составляет 17,8 см, для которых действуют те же ограничения, что и для полей рамки.

    Если рамочные партии играются на турнирном биллиарде, то разделение игрового поля устанавливается точно в соотношении к большому биллиарду; рамка 35/2 и 35/1 соответствуют рамке 47/2 и 47/1, рамка 52/2 и 52/1 соответствуют рамке 71/2 и 71/1. Линии проходят тогда в 35 или 52,5 см от линии борта.

    Игра в один борт и игра в три борта.

    Игра в один борт и игра в три борта. При игре в один борт полагается, чтобы ударный шар вошел в соприкосновение по меньшей мере с одним бортом прежде, чем будет выполнен карамболь. При игре в три борта ударный шар должен коснуться борта 3 раза прежде, чем последует карамболь. На биллиарде при этом нет никакой маркировки.

    Ошибки.

    Ошибками, в результате которых в игру вступает соперник, считаются:

    • свой шар вылетает со стола;
    • карамболь не выполняется;
    • игра ведется шаром соперника;
    • во время удара нога бьющего не касается пола;
    • шары при ударе остаются неподвижными;
    • нарушаются правила, обязательные для рамочных партий и бортовых партий.

    Особые правила.

    В особых правилах установлено, как игрок должен себя вести при прессинговой остановке своего ударного шара и каким образом он должен действовать в таком случае.

    Так, например, в свободной партии существует «принудительная» остановка, в то время как в других манерах игры предоставляется право выбора. Кроме того, имеются особые правила для расстановки шаров при трехбортной манере игры. Строгие правила существуют также для манеры поведения во время партии и во время соревнований, зачастую многодневных.

    Так, например, игрок, в то время как соперник находится в игре, должен находиться на соответствующем удалении, на своем, предназначенном ему месте, и воздерживаться от всяких мешающих сопернику высказываний.

    Нарушения могут привести к проигрышу партии и при известных условиях к исключению провинившегося из общих соревнований руководителем турнира. Во время партии действует абсолютный запрет на алкоголь и наркотики.

    Оценка.

    По аналогии с другими спортивными играми каждая выигранная партия оценивается 2 очками, ничейная 1 очком. Если после окончания личных соревнований (состоящих из нескольких партий) у обоих лучших игроков оказывается равновесие по очкам, то назначается дополнительная игра.

    При ничейном исходе решающим является общий средний результат, лучший отдельный средний результат, максимальная серия, достигнутая в этих соревнованиях. Если имеется 3 или более игроков с одинаковыми очками, то в этом случае решает лучший средний результат, а при равновесии привлекаются вышеназванные критерии.

    Лучший отдельный средний результат - это лучший средний результат, которого игрок добился в выигранной или ничейной партии. Максимальная серия - это самая высокая серия карамболей. В командных соревнованиях таким же способом - по аналогии для каждой победы одной команды над другой - засчитывается 2 или 1 очко.

    При равном количестве очков в каждом случае решающим оказывается наибольшее количество очков в партиях в течение всего соревнования. Если и здесь наблюдается равновесие, то решает тогда лучший средний командный результат. Подсчет происходит таким же способом, как и в одиночном соревновании.



    Новое на сайте

    >

    Самое популярное