Домой Придомовые постройки Православные традиции или как похудеть за два месяца. Питание в религиях: христианство Православная диета

Православные традиции или как похудеть за два месяца. Питание в религиях: христианство Православная диета

Дмитрий Еделев:

Сегодня в нашей студии интереснейший человек, доктор медицинских наук, профессор Игорь Анатольевич Волчек.

Уважаемый Игорь Анатольевич, сегодня хотелось бы коснуться такого вопроса как Великий пост. В нашей стране, преимущественно, все-таки христиане, христиане православного толка. Я знаю, что вы человек, глубоко верующий в Бога, глубоко воцерковленный. Хотелось бы именно этого вопроса коснуться и попросить вас помочь тем, кто держит пост, получить подкрепление, а тем, кто не держит пост, получить понимание: зачем наши предки его придумали. Это не диета. Это некое ограничение пищевое, духовное, нравственное. С какой целью? Попросить вас объяснить, как очень известного профессора, аллерголога, иммунолога, занимающегося гормонами, и человека достаточно известного в нашей стране.

Игорь Волчек:

Спасибо, Дмитрий Аркадьевич! В первую очередь я бы хотел сказать, что мое мнение - это не мнение церковнослужителя. Хотя у меня есть богословское образование, но я не священник. Однако, коснемся поста. Это уже вопрос религиоведения.

С древнейших времен люди верили в Бога. Всегда, все племена. Это доказано. Не верящих в Бога не существовало. Во всяком случае, не найдено. С верой в высшие силы, в Бога, каким-то образом возникла идея и необходимость принесения жертв. В различных религиях из сохранившихся тема воздержания, тема ограничения во имя высшего до сих пор существует. Древних языческих жертвоприношений, слава богу, нет, однако и в буддизме, и в индуизме, и в исламе, и, естественно, в христианстве существует такой метод воздержания, как пост. В первую очередь, пост предусматривает самоограничение; воспитывается самодисциплина, воспитывается, это своего рода послушание перед Богом. Воспитывается возможность отказаться от мирского во имя восприятия высшего, духовного.

В разных религиях существуют разные посты. И в христианстве, разумеется, и в католичестве, и в православии. Они несколько различаются, но общий смысл - это воспитание в себе дисциплины. Воспитание духовной дисциплины, которая подкрепляется дисциплиной телесной, ибо мы, все-таки, существа телесные. Обуздание собственных страстей и потребностей, какое-то, возможно, ограничение воспитывает в том числе. То есть пост - это возможность обуздать свои желания, обуздать свои стремления для большего, лучшего постижения духовных истин, посвящения себя молитве, посвящения себя более благим делам, духовным делам. Что касается именно чисто физических ограничений, как я уже сказал, в разных религиях ограничения в пище разные, но принципиальные ограничения во всех, в общем-то, религиях касались в первую очередь животных продуктов. Как бы там ни было, и в исламе, и в индуизме (там вообще вплоть до вегетарианства), в буддизме. Конфуцианство, даосизм, синтоизм - тоже есть ограничения.

Почему ограничения животных продуктов? Здесь мы можем говорить уже чисто на медицинскую тему. Но мы к этому вернемся.

Дмитрий Еделев:

Может быть, духовное «Не убий»?

Игорь Волчек:

Есть такое, «Не убий», да, это есть. Но, я думаю, что здесь совмещение корней духовных и корней физического восприятия. Я честно говорю, я верующий человек, действительно, но мы с вами все учили исторический материализм, там тоже есть здравый смысл.

Дмитрий Еделев:

Еще и марксизм-ленинизм учили.

Игорь Волчек:

Да-да, учили, и я не скажу, что все было зря. Некие методологические подходы совсем недурны. Возможно, что отложилась какая-то часть исторического опыта от употребления тех или иных продуктов, от их влияния на организм, от их влияния, скажем, на потомство, на собственное самочувствие. Ведь не секрет, что очень вкусный продукт - свинина, сало. В Украине сказать, что человек может жить без сала нельзя. Это не солидно. Но там же содержится очень много свободных радикалов, очень много активных молекул. Во многих религиях запрещено потребление кровяных продуктов, свежей крови. Допустим, в иудаизме мясо должно быть обескровлено. Кроме того, что там ограничения вообще по источнику мяса, оно должно быть обескровлено. Они считают кровь носителем духовной энергии, души. Хотя, еще раз скажу, что, скорее всего, это некое символическое понятие.

Дмитрий Еделев:

Уважаемый профессор, а не может быть ограничение в потреблении крови связано с тем, что кровь быстрее всего портится? Это самый скоропортящийся продукт, как говорят материалисты.

Игорь Волчек:

Возможно. Но, смотрите. Когда была Юстинианова чума - бедствие, которое сравнимо, минимум, с локальной ядерной войной, когда, по разным данным, вымерло от 40 до 200 миллионов населения Европы и в Константинополе. Прокопий Кесарийский в VI веке пишет, что в Константинополе в день умирало до 20 тысяч людей. По описаниям нашей, современной науки эта форма чумы неизвестна. Это молниеносная форма чумы, когда встречаются люди на базаре, беседуют, и вдруг один падает и умирает мгновенно.

Дмитрий Еделев:

Я немного не в курсе в данном случае. Мы не смогли найти этого возбудителя, он ушел куда-то в подполье, и вполне возможно, что он когда-нибудь вернется?

Игорь Волчек:

Вполне возможно. Но в данном случае я как раз коснусь нашей с вами понятной темы, а слушателям и зрителям мы это объясним. Есть такая реакция, гиперреакция провоспалительных цитокинов. Вот, вернемся к мясу. Свежее мясо стимулирует выработку провоспалительных цитокинов, то есть повышается активность, повышается иммунная реактивность. Но это же гиперреактивность. Некоторые когда-то существовавшие методы, я о них слышал только, ничего не имею, так скажем, их воздействие на биологию было основано на том, что запускается гиперреакция провоспалительных цитокинов. Это можно сравнить с анафилактическим шоком. Моментальная смерть в результате извращенной гиперреакции иммунной системы. Так вот, вернемся все-таки к продуктам, некоторые продукты животного происхождения могут как раз и приводить к излишней стимуляции системы воспаления. Отсюда, естественно, всякие аутоиммунные реакции, когда организм реагирует сам на себя; возможно, атеросклеротические, воспалительные повреждения, факторы повреждения стенки сосудов. В данном случае я уже говорю не совсем профессионально, но, может быть, более понятно. То есть истоки ограничения потребления некоторых продуктов, может быть, имеют чисто практический опыт.

Дмитрий Еделев:

То есть люди тогда объяснить еще все не могли, но, тем не менее вводили ограничения. Я правильно понимаю, уважаемый профессор?

Игорь Волчек:

Разумеется. Почему у нас с древнейших времен ограничения близкородственных браков? Да потому что, извините, рождаются генетически дефектные дети. Это уже практика. Знаете, если говорить, как церковный человек, конечно, сразу были даны ограничения, сразу, еще когда-то, еще до потопа и т.д.: вот это можно, это нельзя. Люди всегда нарушали запреты, с момента грехопадения, за что их наказывают. Точнее, их не наказывают, как говорит христианская религия, - их воспитывают. Если бы наказывали - нас бы уже не существовало. Алексей Ильич Осипов неоднократно это говорит в своих лекциях. Профессор МДА (Московская духовная академия), которого я очень уважаю и очень люблю. Все христианское учение это говорит. Нас не наказывают, Бог милосерд. Бесконечно милосерд. Но он нас воспитывает. Он нас воспитывает. Знаете, как? Есть эксперимент на животных, когда мышка бежит по лабиринту, а ей туда не надо бежать. Ее бьют по голове: беги туда. Она не понимает - еще раз по голове. Есть такой эксперимент.

Так вот, эти ограничения, конечно, исторически имели и материальную часть. Но, всегда животное, носитель животного, сама материальная жизнь связана с духом, это связанно с душой. Разные религии по-разному определяют, насколько животное имеет живую душу. Имеют ли, допустим, собаки душу, или нет? В какой-то мере они - душа живая, создана Богом, но с позиции человека, конечно, они не имеют духа. Они не люди, это понятно. Но, все равно, также имеют мясо, кровь. Христианские монахи не едят мясо вообще, только рыбу. В духовном смысле, с позиции православия и вообще христианства эта пища подходящая, но, очевидно, в физическом смысле она не всегда полезна с позиции медицины.

Православие - наименее измененное христианское вероучение. Его часто называют «ортодоксия», «ортодоксальное учение». Мы называем «православное», как бы «правильно славящий Бога». Оно более неизменённое изначально, больше придерживающееся строгих правил. Тем не менее, есть здравый смысл. Есть категории людей - это больные, путешествующие, беременные, военнослужащие в период исполнения долга. Они освобождаются от поста в какой-то мере. Но ведь здесь самое главное - не углубляться, не становиться, не было бы элемента фарисейства, не углубляться в обрядность, так скажем, в ущерб основной идее поста. Основная идея поста - это духовное и нравственное очищение. Если можно, я могу зачитать, взял с собой очень хорошее высказывание святого Ефрема Сирина. Это один из столпов православия, IV век. «Возлюби прекраснейший пост - дело достойное и богоугодное. Пост - колесница, возносящая на небо. Пост рождает пророков, умудряет законодателей. Пост - доброе предохранение для души, надежный сожитель». Самое главное, что говорит святой Ефрем Сирин, это именно духовная составляющая поста. Духовная составляющая поста, а не просто ограничения в еде. Мой учитель, друг, так скажем, он был деканом, когда я учился в Институте святого Иоанна Богослова, игумен Петр (Пиголь), как-то сказал мне: «Дьявол не ест, не пьет. Но он же дьявол».

Дмитрий Еделев:

Уважаемый профессор, мы с вами сказали о том, что во время поста идут ограничения. Мы с вами сказали - мясо. Все ли мясо ограничивается? Или есть, например, рыба, еще что-то? Как это можно сочетать? Что разрешается во время поста? Есть ли специальные дни?

Игорь Волчек:

Во время Великого поста, это один из наиболее строгих постов в православии, мясо принято исключать на весь период поста. При этом строгость поста для монахов, которая определена в Типиконе, есть такая книга, и строгость поста для мирян, конечно, совершенно разная. Что касается рыбы - она есть. Можно взять Типикон: там написаны дни, когда можно употреблять рыбу. Более того, есть множество ссылок в Интернете, где указаны дни, когда дозволена рыба в период Великого поста. Дозволена рыба, дозволено масло. Что касается мяса, я честно скажу, и как врач, и не как врач. Начнем с того, что, учитывая холодную зиму, в наших широтах вегетарианцем быть неполезно, даже опасно. Если нужно, конечно, то мясо, очевидно, можно употреблять. Можно просто пойти потом, покаяться или сотворить какое-то доброе дело. Я, опять же, не священник. Что касается рыбы - среда, пятница, особенно пятница у нас день ограничений. Но рыба особенно нужна детям, понимаете, детям. Детям должны расти, им нужно нормально питаться. Здесь, так скажем, не надо впадать в фанатизм. Вера и фанатизм - вещи несовместные. Ведь, в конце концов, Господь нас любит больше, чем мы того заслуживаем. Если мы сами себе и, упаси бог, близким наносим какой-то вред, то это, мне кажется, гораздо хуже, чем просто нарушить пост.

Если мы сами себе или близким наносим какой-то вред, то это гораздо хуже, чем просто нарушить пост.

Дмитрий Еделев:

Скажите, есть какая-то рыба, которую вы больше всего бы посоветовали? Рыба бывает разная: речная, морская. Что бы вы посоветовали, как врач, который имеет еще и духовное образование, какую рыбу? Если такое возможно посоветовать.

Игорь Волчек:

Чисто с позиции медицины лучше всего гипоаллергенная рыба. Гипоаллергенная рыба - морская. Она менее аллергенна, чем рыба речная. Желательно, конечно, рыбу употреблять свежую, минимум заморозки, минимум разморозки. По возможности. Что касается - рыба жирная, не жирная, - это зависит от индивидуальной чувствительности. Если у человека нормально работает пищеварительная система, в первую очередь, желчная, печеночная системы, то жирная рыба, особенно морская, скажем, скумбрия, макрель, они даже полезны, ибо там находится рыбий жир, который является источником витаминов и антиоксидантов. Его и просто так пьют, и продают множество пищевых добавок. То есть это полезно. Какого способа приготовления? Это или копченая, или вареная, или жареная. Всё зависит от индивидуальных черт, здоровья человека. Если говорить с позиции именно поста, то, конечно, рыба менее жирная. Раньше, в средние века, монахи потребляли рыбу речного происхождения. Морского - только если они были где-то недалеко. Но именно с позиции медицины, все-таки, морская рыба более полезна. Святой митрополит Серафим (Чичагов) ведь что говорил? Очень полезно употреблять продукты той местности, где вы живете. Вообще, продукты той местности, где вы живете. Во многих религиях еще один важный вопрос.

Дмитрий Еделев:

А почему, уважаемый профессор?

Игорь Волчек:

Этого я не знаю. Это загадка. Но, чисто эмпирические наблюдения медицины, многие врачи это знают. Мне впервые про это говорил мой друг гематолог из госпиталя Н.Бурденко. Бывают не перспективные больные, по сути дела, умирающие больные. Когда мы отчаиваемся им реально чем-то помочь, их иногда отправляют на родину, и, как ни странно, у них там наступают ремиссии. Бывает такое. Мы не знаем, почему. Во всяком случае, с древности известно, что продукты, которые мы берем из той природной зоны, где мы живем, для нас более полезны. Это эмпирические наблюдения. Честно говоря, серьезных научных исследований на эту тему я не встречал в литературе. Но, судя по всему, эти исследования должны быть очень масштабные, для чего должны иметь большое финансирование. В наше время это достаточно сложно.

С древности известно, что продукты, которые мы берем из той природной зоны, где сами живем, для нас более полезны.

Дмитрий Еделев:

Это пока находится за гранью нашего понимания?

Игорь Волчек:

Это за гранью, так скажем, большого научного подтверждения, как сейчас положено в доказательной медицине.

Дмитрий Еделев:

Спасибо большое, уважаемый профессор. Если можно, вернемся к Великому посту. Мы с вами поговорили про мясо, про рыбу, про сало, а овощи и фрукты? Овощи, фрукты, крупы. Они в Великий пост являются преимуществом для питания, особенно в нашей холодной зоне. Если можно, коснемся данного вопроса.

Игорь Волчек:

Дмитрий Аркадьевич, что касается круп. Во-первых, все крупы - это, естественно, основа поста. Более того, до распространения картофеля это было основное питание наших предков, и, сбросим экологию, но, мне представляется, они были здоровее нас. Размахивать несколько часов двуручным мечом - я не знаю, кто бы сейчас смог. Каши - это вообще, и в пост, и вне поста, очень полезная, доступная и приятная пища. Конечно, приятно, когда их еще чем-то сдабривают. Для этого существуют то, что вы говорили - овощи. Вполне доступные. Та же самая квашеная капуста. Капусту можно готовить как для крестьянина, который ее вырастил. Ее можно приготовить в различных видах. Тут главное - не лениться. Морковка, капуста. От сырой до немножко обработанной, или полностью приготовленная. Тыква, репа. Что-то экзотическое. Это все, честно говоря, корзина, набор из совершенно доступных у нас продуктов для поста, в любом магазине это все можно набрать. Это вкусно, полезно и это, если уж так говорить, совершенно постно.

Дмитрий Еделев:

Игорь Волчек:

Как гарнир. Я исхожу из собственных вкусовых предпочтений. Можно есть кашу в чистом виде, почему нет? Что касается молочных продуктов в пост, здесь вопрос с позиции медицины немножко спорный. Конечно, это продукты животного происхождения. Если ортодоксально придерживаться буквы церковных становлений, то их надо исключить. Однако, мы живем в очень сложном мире, где мы испытываем колоссальные нервно-психические нагрузки, давление экологии, воздействие электромагнитных полей и т.д.

Мы живем в сложной обстановке. Наш организм испытывает очень серьезные нагрузки, и совсем его бросать на произвол судьбы, так, как можно было себе позволить в средние века, сейчас я не рискнул бы, учитывая, что, допустим, творог содержит метионин, который совершенно необходим для печени. Можно отказаться от творога и глотать гептрал, пожалуйста. Но, во-первых, гептрал дороже и это лекарство. Во-вторых, он не заменяет всех веществ, тем более, для детей. То есть все-таки молочные, молочнокислые продукты необходимы, та же самая гречневая каша с молоком. Как вы говорили, каша - монопродукт. Гречневая каша с молоком. Пожалуйста, придобрите ее, не хотите сливочным маслом - растительным маслом. Прекрасно. Можно добавить другие ингредиенты, чтобы еще усилить вкусовые ощущения, или оставить так, как есть. Но это полезно, это восполняет все потребности организма и в хорошо усваиваемых белках, и в микроэлементах. Гречневая крупа: мне ли вам рассказывать? Молоко - продукт не только белковый и содержащий множество незаменимых аминокислот, но и проводник усваиваемости пищи, ибо, мы-то с вами знаем, а зрители могут не знать, что молоко используется как средство доставки в том числе и лекарств. Некоторые лекарства рекомендуется запивать молоком, тогда они усваиваются.

Дмитрий Еделев:

Лекарства, витамины.

Игорь Волчек:

Витамины, разумеется, да. Каш очень много. Люди в последнее время пренебрегают перловой кашей, а это же прекрасно обволакивающий продукт, особенно в состоянии гиперацидности, когда там различные гастриты существуют. В отличие от животных, кстати говоря, человек перловую кашу усваивает.

Дмитрий Еделев:

На самом деле, перловая крупа у нас сегодня самая дешевая, это правда. Я, честно говоря, судя по магазинам, не вижу ее активного потребления, а между тем наши предки хорошо потребляли перловую крупу. Но, опять же, они ее потребляли с молочком, с овощами, что было очень полезно.

Мы немножко коснулись круп, а овощи? Можно коснуться овощей?

Игорь Волчек:

За последние триста лет у нас сложилось наибольшее увлечение нашим основным овощным продуктом питания - картофелем. Честно говоря, наименее полезным. Ведь, как раньше прекрасно ели тыкву, как раньше прекрасно ели редьку. Сейчас нет печеной репы. Я, честно говоря, ее только пару раз сам готовил. Наверное, готовить не умею. Но тыква - прекрасный овощ. Морковь. Конечно, мы не можем отказаться от картофеля, базовый продукт. Но необходимо добавлять совершенно понятные продукты. Вы правильно сказали, перловая крупа лежит в магазине, потому что население, очевидно, не знает о ее пользе и не умеет готовить. Из неё можно приготовить очень вкусное блюдо. Точно так же и другие продукты, та же самая тыква, свекла.

Дмитрий Еделев:

Но, мы же с вами знаем, что русский плов готовится из перловки.

Игорь Волчек:

Я этого не знал, честно говоря. Вы мне открыли глаза.

Дмитрий Еделев:

А из фруктов?

Игорь Волчек:

Из фруктов, если говорить о полезности, то, на мой взгляд, конечно, лучше всего использовать фрукты, которые нам поближе географически. В первую очередь, яблоки. В яблоках много полезного, в них много витаминов. Много пектина, что полезно для желудочно-кишечного тракта. Но яблоки относятся к кислым продуктам, относительно кислым. Довольно часто в нашей жизни, особенно, в крупных городах, существует элемент повышенной секреторной активности желудка и вообще желудочно-кишечного тракта, что связано со стрессовыми реакциями. Иногда человек не обращает на него внимания или не замечает, то есть нет клинической симптоматики. Так вот, яблоко. Может быть, тут зависит от личного ощущения. Если хочется, то и святое дело, надо кушать. Но ведь есть способы приготовления. Прекрасный продукт - печеное яблоко, всем полезно. Еще мед добавить. Это же детям дает. Там каким-то образом в этом яблоке концентрируется калий, это калийсодержащий продукт - для сердца, для печени просто бальзам. Можно много чего готовить, пюре яблочное и т.д. В данном случае я не буду удаляться в кулинарные вопросы.

Что касается «если очень хочется». Есть такая байка. Мой друг, Андрей Юрьевич Барановский, главный диетолог Петербурга, мой старший однокашник, он меня на двенадцать лет старше, тоже из Военно-медицинской академии. Он мне говорит: «Если у тебя нет диабета, настоящего диабета, то, хочешь ты съесть пирожное - ну, съешь, и пройди 500 метров. Хочешь маленький тортик - съешь, и пройди 2 километра. И все». То есть, если хочется - кушай, пожалуйста.

Дмитрий Еделев:

То есть воздействие стресса гораздо опасней, чем воздействие тех же углеводов?

Игорь Волчек:

Без всякого сомнения. Более того, когда-то, достаточно давно, у нас и вообще в мире обсуждали, дискутировалась тема о вреде сала и связи сала с атеросклерозом. Сейчас уже доказано, что, по меньшей мере, не усиливает, а иногда и гасит. Есть такой метод лечения.

Дмитрий Еделев:

Если нет предрасположенности к определенным заболеваниям?

Игорь Волчек:

Если есть, если уже заболевание, то имеем заболевание. Но есть такое состояние. Часто у людей, наших бизнесменов, которых я консультирую, в результате нарушений диет, общестрессовой ситуации развивается такое состояние, называется желудочно-эзофагеальный рефлюкс, когда содержимое желудка забрасывается в пищевод, вызывается такое неприятное ощущение типа изжоги. Самое главное, что в состав содержимого входит очень много желчи. Так вот, простой метод лечения. Делается перед сном, поскольку обычно это состояние развивалось ночью, люди даже вынуждены были спать полусидя. Кусочек соленого сала. Желчь для чего создана? Она создана как эмульгатор жиров. Таким образом, сало работает как антидот, противоядие.

Дмитрий Еделев:

Честно скажу, я первый раз слышу. Спасибо вам.

Игорь Волчек:

Из личного опыта передаю, пожалуйста.

Дмитрий Еделев:

Есть мнение, что бобовые хорошо заменяют мясо во время поста. Действительно ли это так? Стоит ли применять бобовые?

Игорь Волчек:

Это не однозначно. Бобовые - это, как золотоискатель у Джека Лондона, бобы с салом зажарены. Не полностью. Бобовые не содержат полного набора незаменимых аминокислот. Да, это питательная пища, без всякого сомнения. Но, может быть, исключение - все-таки, не бобы, а природная соя. Здесь по составу ближе. Это, возможно, заменитель. Но, во-первых, бобовые, я где-то читал, сейчас не могу сказать точно со ссылкой, что бобовые каким-то образом вяжут группу витаминов В.

Дмитрий Еделев:

Это правда.

Игорь Волчек:

Поэтому тут палочка о двух концах. Да, бобовые хорошо, да, это полезно, но питание должно быть сбалансированно. Если мы хотим получать полноценный белок, обратимся к Дальнему Востоку - рис. Уж 100 % полноценный растительный белок. В нём действительно все есть. Если еще и рыбу добавить, то вообще вкусно.

Дмитрий Еделев:

А орехи? Коснемся такой большой группы пищевых продуктов, как орехи. Здесь существует ли предпочтение во время поста? Или такого не описано, нет рекомендаций?

Игорь Волчек:

Если говорить о монастырском посте, конечно, там есть орехи. Они - абсолютно постная пища. Тут уж у кого какие есть возможности, какие орехи есть под рукой. Прекрасно, конечно, кедровые орехи. Там все есть, самый лучший орех. Кедровый - он, извините, только российский. Какой еще? Я других даже в руках не держал. Нет, есть, конечно, экзотические орехи из тропиков. Но, во-первых, надо смотреть. Какая бы ни была система консервации, пока они доедут, все равно перекисное окисление идет, то есть жиры не того качества. Опять же, исходя из той теории, что не наша географическая зона. Фундук - прекрасно. Другое дело, что их, может быть, надо употреблять в комплексе. Все время заменять, делать сразу, резкий переход от нормальной еды, к которой мы привыкли, не следует. Все-таки, там обволакивающие, вяжущие вещества, достаточно грубая пища, как, допустим, фундук или грецкие орехи. Здесь я немножко насторожен в плане механического раздражения желудка, чтобы мы не увлеклись. Если говорить с позиции именно полезности и компенсации белковых, это же, все-таки, зародышевый материал - в орехе есть все виды аминокислот, это же семена. Да, это полезно, конечно.

Дмитрий Еделев:

Сухофрукты?

Игорь Волчек:

Сухофрукты, да, используются. Есть такая монастырская еда, когда сухофрукты размочены и с добавлением меда. Я, честно говоря, никогда не готовил, но это, наверное, очень вкусно. Сухофрукты вообще полезная вещь. Но тут зависит от качества самих сухофруктов. Тот же самый урюк, яблоки - это просто прекрасно.

Дмитрий Еделев:

Провокационный вопрос: алкоголь?

Игорь Волчек:

Алкоголь. Даже святой Ефрем Сирин пишет, это, правда, его точка зрения, что алкоголь отгоняет духа святого. Не изгоняет, а отгоняет духа святого. Я думаю, что во время поста алкоголь ради удовольствия - не следует. Если для здоровья, то можно. Ведь, даже в исламе, хотя вино является абсолютным грехом, но с разрешения муллы можно. Но, если человек больной. Я сам был в достаточно ортодоксальных мусульманских странах, там, если человек больной - мулла разрешает вино. Потому что вино является и лекарством. Я думаю, что, в христианстве тем более. Христианство - это религия любви. Профессор Зубов Андрей Борисович, наш мэтр, читал нам лекции, он так дифференцировал, это его взгляд: «Ислам и иудаизм - это религии правил, а христианство - это религия любви». Это его точка зрения. С мой точки зрения в данном случае все зависит от соотношения пользы и вреда. Если это приносит пользу организму, какой вопрос может быть?

Дмитрий Еделев:

Уважаемый профессор, коротко: биологически активные вещества и витамины - есть ли необходимость употреблять в пост дополнительно?

Игорь Волчек:

Витамины - никаких противопоказаний нет, если человек их употребляет. Если он собирается вновь употреблять - все зависит от дозы и схемы применения. Равно как и биологически активные вещества.

Дмитрий Еделев:

Есть ли необходимость в пост добавить в пищу витамины? Или в этом потребности не бывает?

Игорь Волчек:

Есть разработанная схема - суточные дозы витаминов, и увеличивать ее вряд ли целесообразно: мы можем получить обратный эффект.

Дмитрий Еделев:

То есть дополнительно витаминизировать пищу можно, это не возбраняется, и, может быть, это неплохо.

Игорь Волчек:

Это полезно, равно как и употребление витаминов вообще.

Дмитрий Еделев:

В заключение, что бы вы хотели сказать радиослушателям и зрителям о Великом посте?

Игорь Волчек:

В первую очередь, я хочу пожелать слушателям и зрителям здравого смысла, пожелать им желания ближнему и себе, родному, любви и добра. Понимать пост, в первую очередь, как духовное очищение, и этому духовному очищению должно гармонично способствовать очищение телесное. Главное - не впадать в крайности, относиться к посту вдумчиво и в соответствии с собственными физическими возможностями.

Дмитрий Еделев:

Спасибо большое, уважаемый профессор! Хочу напомнить, в нашей студии был Игорь Анатольевич Волчек - доктор медицинских наук, профессор, человек, имеющий, кроме высшего медицинского образования, еще и духовное образование.

Игорь Волчек:

Спасибо большое, Дмитрий Аркадьевич!

В раннем детстве у меня в больничной карте большими красными буквами красовался диагноз: дистрофия 1 степени . Глядя на свои фотографии в столь юном возрасте, никогда бы не подумала, что к 23 годам это крошечное создание превратится в 85-килограммовую тушу. На самом деле набрала вес я всего лишь за какие-то 2-2,5 года, но зато почти 20 кг. Что я только не делала, дабы не поддаться дальнейшей смене размеров с 44 до 52! Периодически садилась на диеты (хотя надо отдать должное - ненадолго хватало), занималась до одурения спортом, начала еженедельно посещать баню... Последние два занятия спасали меня от депрессии и жутких психических расстройств, связанных с постоянным передвижением стрелки на весах в большую сторону. Я проделала 25 сеансов корректирующего фигуру массажа, с обертываниями и соляными ваннами. Пропила кучу всяких пищевых добавок. Результат один - плюс-минус 1,5-2 кг.

Я могу еще долго распространяться про то, как это ужасно: не влезть в любимую осеннюю юбку, подарить домработнице роскошный немецкий пиджак, который стал безнадежно мал уже год назад только для того, чтобы освободить место для новой одежды, которую скоро бы, скорее всего, пришлось покупать в магазине "Три толстяка". И вот что случилось дальше. Случайно заговорила с мужем (который тоже не меньше переживал по поводу моего бесконечного толстения) о том, что моя коллега собирается поститься в Великий пост в этом году. Он сказал: "А что, это мысль. Я тоже очень хочу попоститься. Ты со мной?" Как же я могла отказаться? И вот два месяца отказа от пищи животного происхождения дали свой волшебный эффект: во время поста я на 12 кг. Как только стал виден первый эффект, я начала штудировать литературу по здоровому питанию. В корне изменила традиции питания в нашей семье в сторону снижения калорийности рациона и повышения его полезности для молодого худеющего организма. Сейчас мой вес 65 кг, абсолютно нормальный для моего роста 166 см. Не скажу, что сейчас я себя в чем-то сильно ограничиваю. Я ем практически все, но понемногу. И стараюсь хотя бы примерно подсчитывать потребление калорий. Единственное, что омрачает мое счастье - это то, что на рождественских распродажах в Париже я накупила себе гору наимоднющих вещей 52 размера, а сейчас у меня 44-46. Но эту неприятность мы как-нибудь переживем!

Я рассказала свою историю похудения не ради приза, а для того, чтобы женщины могли воспользоваться моим опытом.

Личный опыт

Комментировать статью "Православные традиции или как похудеть за два месяца"

Я тут натолкнулся на сайт pravoslavnayadieta.ru там есть рецепты которые помогают худеть проверено на себе за 1,5 года похудел на 7 килограмм правда постится не всегда удается, но думаю все же пост это особая диета конечно в первую очередь для души и потом уже для тела.

21.11.2012 21:37:59,

Я, когда сильно похудела, на вопрос, что мне помогло, отвечала, что Великий пост. Но ведь я постилась не ради похудания, и тем более не вывесила бы это в название статьи. С другой стороны, кто знает, может именно для вас это путь к Богу.

08.12.2008 21:56:14,

Не думаю, что это "опыт", потому как не представляю, что и в каком количестве надо есть, чтобы одним только исключением пищи животного происxождения потерять за 2 месяца почти 15% "живого веса". Предположу, что у Вас все-таки проблемы с обменом, возможно, идущие корнями из той самой детской дистрофии, а такие проблемы все-таки надо решать с врачом, а не экспериментировать самостоятельно.
Ну а о том, что православный пост и диета - это немнооожечко разные вещи, Вам уже написали выше:((((((

08.12.2008 17:42:22,

Всего 11 сообщений .

Еще по теме "Как похудеть в домашних условиях? Начать соблюдать пост!":

Просто соблюдать Пост:) И заниматься спортом. Как похудеть в домашних условиях без диет. Многие женщины при приближении сезона купальников и мини-юбок начинают активно худеть, вот Мой вчерашний пост Как похудеть в домашних условиях: упражнения и диета.

Ну и норму пишут для того, чтобы соблюдать)) Две горстки в ладонь у меня ел здоровый Далой мысли о калориях, надо просто: начать жить. Любить себя и других и вообще забыть о Как похудеть в домашних условиях и убрать жир на животе и боках: советы доктора Агапкина.

Мне нужно очень сбросить за месяц 10-12кг. 1. разгон метаболизма. 2. не будет возникать чувство голода. а то что будет - можно перетерпеть так как знаете что через два часа сможете перекусить. голодать можно но это спустя две недели после начала данной диеты. зайдите на...

Пост и диета совместимы?. Нужен совет. Похудение и диеты. Как избавиться от лишнего веса, похудеть после родов, выбрать подходящую Пост и диета совместимы? Собственно вопрос в теме. Надо худеть, но со следующей неделе начинается пост, который я обычно соблюдаю.

Нужен совет. Похудение и диеты. Как избавиться от лишнего веса, похудеть после родов, выбрать подходящую диету и пообщаться Можно сбалансированно питаться во время поста? Насчёт углеводов и жиров проблем нет, а вот белки можно набрать в достаточном количестве?

И ела его всласть. И похудела на два кг. А вообще я в тебя верю - ты сможешь! посмотри на других девочек, ну вот на меня - смогла же я скинуть 7 кг за пару месяцев (без спорта!) вписываясь в рамки КБЖУ! и это без напряга и голодовок.

Давным -давно я постилась, не имея цели похудеть. Тогда не было продуктов - заменителей Мои родственники соблюдают пост и муж сестры стабильно худеет за это время (а он весит Как похудеть в домашних условиях без диет. Многие женщины при приближении сезона...

Православные традиции или как похудеть за два месяца. Как похудеть в домашних условиях без диет. Многие женщины при приближении сезона купальников и мини-юбок начинают активно худеть, вот только не знают, как это сделать эффективно, легко и как можно...

Похудение и диеты. Как избавиться от лишнего веса, похудеть после родов, выбрать подходящую диету и пообщаться с худеющими. вот за месяц диеты меня заносило в домашних условиях дважды: первый раз на вяленую рыбку небольшую, второй - сегодня на...

Когда начинаешь худеть? От занятий спортом? Видимые результаты когда появляются? Обычный фитнес клуб, тренажерный зал с персональным тренером плюс танцевальная аэробика. Диету я соблюдаю, но не худею все равно.

Мой рост 162 см. Вес сейчас - 67 кг. Это очень много для меня. Набрала за последние 2 года на фоне депрессии. До этого вес всегда держался в пределах 57-58 кг. Даже рождение ребенка и кормление грудью 2 года не сказалось на весе. Скоро начнется пляжный сезон. Мне просто необходимо сбросить 5 кг за оставшиеся 2 недели. При весе 62 кг меня полностью устраивает мой внешний вид и фигура.

Соблюдающим пост. Отчет о похудении. Похудение и диеты. Как избавиться от лишнего веса, похудеть после родов, выбрать подходящую диету и Т.к. пощусь не в первый раз, ничего особо радостного не жду. Болит шея и верхняя часть спины, но от бодифлекса и уже давно.

Как похудеть всерьез и надолго? На этот вопрос пытается найти ответ знаменитый диетолог - доктор Ральф Молль. К нему со своими проблемами приезжают толстушки со всего мира. Православные традиции или как похудеть за два месяца.

Похудеть и получить дряблую трясущуюся кожу? ИМХО стройная и упругая фигура лучше просто худенькой. Гармония стройности, или как вернуть красивую фигуру. Православные традиции или как похудеть за два месяца.

Вот решила я снова поститься (на время беременности и кормления не делала этого). И тут лукавый начала меня смущать вот чем. Поэтому вопросы: 1. Можно ли как-то сочетать Аткинса и Великий Пост? Т.е. Пост – это классически углеводы, а на Аткинсе их нельзя.

Посмотрите другие обсуждения: Православные традиции или как похудеть за два месяца. Ольга Орлова - певица, за две недели минус 5 кг обещает. ЛУчше похудеть за полгода, но сохранить красоту и здоровье и вес удерживать потом, чем за 2 недели от жестокой диеты.

Можно! Я похудела 4 года тому назад за первые 2 мес на 7 кг и еще на 12 в последуюющие 10 мес, потом 1, 5 года не набирала вес хотя заниматься бросила а потом забеременела - а теперь надо все с начала начинать.... но там надо действительно довольно строго рекомендаций по...

Хочу услышать отзывы от человека, который сам похудел примерно на 10 кг? Каким образом? Мне беременность подарила эти вот самые 10 кг и куда их теперь девать - не знаю... Варианты "сами уйдут" - не работают... не уходят!!!

Многие христиане стремятся находиться как можно ближе к Господу. Это выражается в образе жизни, главным составляющим которого является питание. Вопрос, которым задается большинство верующих: как определить наиболее подходящую для христианина пищу и рацион ее употребления?

На сегодняшний день существует несколько теорий относительно питания христианина, но большинство из них исходят больше от человека, чем от Бога. По этому поводу существует два основных мнения: первое о том, что человек от природы, а потому по велению Господа, должен придерживаться системы вегетарианства на принципах сыроедения ; а второе мнение заключается в том, что все живое, подаренное нам Богом, нужно употреблять в пищу, ведь животные питаются себе подобными, и почему же человек должен воздерживаться.

Что говорит Библия о питании христианина

Если следовать библейским указаниям, то Библия поддерживает в неком роде оба мнения, но при этом они не противоречат друг другу. А именно, в Старом завете указано, что все деяния, а также чем питается или не питается человек, осуществляется для Господа.

Изначально, еще при создании всего живого и в частности человека, Бог предназначил отдельные продукты каждому виду: семена, злаки, деревья и их плоды, траву и другие плоды земли человеку, а также траву и деревья животным и птицам (указано в Быту 1:29-30). Как видим, по началу человек действительно питался исключительно пищей растительного происхождения и, по-видимому, в сыром виде.

В дальнейшем, после потопа, климат кардинально изменился и в таких суровых условиях человек не мог выжить, если бы не употреблял мясо и другие продукты животного происхождения. Библия гласит, что сам Бог разрешил изменить способ питания, употреблять в качестве пищи все, что растет и движется (Быт 9:3).

Поэтому большинство христиан придерживаются мнения о том, что все созданное Богом тесно связано, необходимо и предназначено для использования в жизни. Следовательно, нет ничего греховного ни в способе питания исключительно растительной пищей, ни во всеядном способе, главное, чтобы употребляемое не вредило здоровью.

Основные правила питания христианина

Особые строгие правила по питанию христианина действуют в периоды поста и по большим церковным праздникам. Общих правил верующего немного, всего три, они хотя и на первый взгляд простые, но очень важные. Если им следовать и поддерживать, то они станут залогом здорового питания.

  1. 1 Не допускать ожирения. Это не только внешний недостаток, но и болезнь, которая постепенно все больше вредит здоровью и уменьшает продолжительность жизни.
  2. 2 Избегать переедания, ведь чревоугодие греховно. Пища нам дана Господом для того, чтобы поддерживать нормальную работу организма, а не для удовольствия и злоупотребления. По христианским принципам нужно есть ровно столько, сколько требует организм.
  3. 3 При большом ассортименте продуктов, нужно выбирать те, что действительно приносят пользу организму, а не приводят к ожирению и другим болезням.

Все эти правила взаимосвязаны и взаимодополняющие, не поддержание хотя бы одного приведет к нарушению других. Игнорирование этих правил Библия называет грехом.

Распространенные заблуждения

При любой системе питания или образе жизни в целом Библия не допускает крайностей. Каждый христианин знает, что древние апостолы, пророки и священнослужители часто отказывались от пищи или от полноценного питания. Сегодня многие служители Божие, миссионеры или просто верующие, стремятся также через это пройти, надеясь на помощь Господа. Это неправильно, все примеры страдальцев и святых поддерживают некую небесную цель, преследуют идею, из-за которой Бог помогал справиться с трудностями и жертвами. Делать это просто так или из своего собственного усмотрения не то что не нужно, но и не рекомендуется, ведь это только беспричинный вред здоровью.

Неверное мнение и о том, что Иисус человеческие болезни забрал на крест, поэтому можно не поддерживать здорового образа жизни и питаться кое-как. Во-первых, Христос забрал наши грехи, а во-вторых, важно не просто не болеть, но и беречь свое здоровье.

Питание во время поста

На протяжении года начисляется много постных периодов, но самый важный для каждого христианина – это Великий пост. Период Великого поста самый долгосрочный и наиболее значимый. Главная цель соблюдения поста – укрепить любовь к Богу и всего окружающего, созданного им, а также искупить грехи, очиститься духовно. Каждый христианин во время поста должен исповедаться и причаститься, а также воздерживаться от торжественных праздников, подобных дню рождению или свадьбе.

Не маловажное место в период любого поста занимает питание. Начисляется несколько основных правил питания во время поста:

  1. 1 Первый и последний день поста желательно обходится без пищи, если это позволяет здоровье, возрастная категория (детям и пожилым людям голодать запрещено) и другие особенные обстоятельства (беременность, кормление грудью, тяжелая работа и т.д.). Воздержание в течении дня ни в коем случае не повредит взрослому человеку, а наоборот поспособствует здоровью, ведь это и есть так называемые

Великий Пост… В сознании многих наших соотечественников он – не более чем общеправославная диета. И даже воцерковленные люди не всегда могут четко ответить на вопрос: что меняется в пост, кроме ежедневного меню?

Как должен проводить эти 40 дней современный, вечно занятой, человек? Что читать – акафисты, творения святых отцов или этикетки на упаковках продуктов? Как помогать ближнему – подавать милостыню в метро или отправляться на Дальний Восток восстанавливать монастыри?

И главное – для чего нам все эти перемены?

С этими вопросами наш корреспондент отправился к иерею Максиму Первозванскому.

Обновление крещения

– Отец Максим, чем период Великого поста принципиально отличается от остального времени года? Должно ли в нашей жизни что-то меняться, помимо рациона?

– Обязательно, и в этом отношении Великий пост из всех постов наиболее показательный. Другие посты обычно сводятся для людей к каким-то ограничениям – в еде, в развлечениях, т.е. имеют негативный посыл: не делай этого, не вкушай того. А Великий пост, помимо этого, имеет исключительно мощный позитивный смысл, который легко можно почувствовать и испытать на себе.

Это связано с тем, что эти 40-50 дней занимают совершенно особое место в годовом круге жизни христианина: это подготовка к главному православному празднику – Пасхе. А что такое Пасха? Ликующая радость единения человека с Богом, победа жизни над смертью, духа – над плотью. В день Пасхи мы как бы возобновляем наше крещение.

– Как это?

– Крещение – это торжество нашей новой жизни со Христом. А обычная, будничная наша жизнь такова, что это торжество забывается, тускнеет, так как мы расслабляемся, наша связь с Богом ослабевает. Через Великий пост каждый год всякий христианин призван вспомнить, что в свое время он посвятил себя Богу через крещение, и что именно во Христе – средоточие и смысл его жизни.

В первые века христианства связь Пасхи с крещением была более очевидна, чем сегодня: крестили только раз в году – в Великую субботу, в канун Пасхи, и Великий пост был подготовкой к этому шагу.

Сегодня мы даже к самому Великому посту начинаем готовиться за несколько недель. Его предваряют недели о мытаре и фарисее, о блудном сыне и седмица о Страшном Суде, воспоминание изгнания Адама из рая.

Зачем это нужно? Чтобы человек накануне Великого поста ощутил себя как бы изгнанным из рая, оторванным от Бога, как Адам, как блудный сын, который из отчего дома «ушел на страну далече», и как фарисей, который формально праведен, а на деле – хуже мытаря. Вот с каким сознанием мы должны подойти к Великому посту – с тоской по Богу, с покаянием.

При свечах и на коленях…

– Батюшка, как может современный человек, погруженный в повседневные заботы, вдруг почувствовать необходимость покаяния?

– Этому способствует, с одной стороны, телесный пост, ограничение в пище, и, с другой стороны, молитвенная и богослужебная составляющие поста: в этот период мы особым образом молимся.

Ведь богослужения Великого поста уникальны. Они построены таким образом, что все будничные дни сопровождаются светлой печалью разрыва человека с Богом. В первую неделю поста по вечерам читается Великий покаянный канон Андрея Критского – а это ни что иное, как плач души человека, потерявшей Бога. По средам и пятницам совершается литургия преждеосвященных даров – литургия не полная, лишенная торжества, переживания присутствия среди нас Христа.

Для того чтобы это пережить и прочувствовать, очень важно Великим постом бывать в храме не только по воскресеньям. Как минимум, рекомендуется на первой неделе присутствовать на чтении канона Андрея Критского и хотя бы один раз побывать на литургии преждеосвященных даров.

Есть много других особенных моментов в жизни Церкви в Великий пост: это и чтение жития Марии Египетской, и Крестопоклонная неделя, и Лазарева суббота, и суббота Акафиста, и вход Господень в Иерусалим, и, конечно, Страстная седмица.

Земные поклоны, непривычные молитвы, которые сопровождают эти службы (например, молитва Ефрема Сирина, Великий Канон), – все это совершенно особым образом обновляет нашу молитвенную жизнь.

– Но не все смогут бывать в храме на рабочей неделе и брать отпуск на Страстную. Как быть?

– Конечно, в отрыве от богослужений Великий пост крайне обедняется, обезличивается, теряет свой особый смысл. Это не значит, что если вы не можете бывать в храме, то и поститься не надо. Нужно в таком случае хотя бы стараться причащаться чаще, чем обычно. Это позволит сделать серьезный шаг вперед в борьбе со своими немощами, а значит – навстречу Богу. Традиционно принято в это время приступать к Чаше раз в неделю, но, конечно, лучше этот вопрос согласовывать с духовником.

То, что одного лишь воздержания в пище в Великий пост не достаточно – совершенно точно.

О «синдроме постящегося»

– Помните, на вопрос учеников: «Почему мы не можем изгнать беса?» Христос ответил, что сей род изгоняется только постом и молитвой… Вот тут как раз это и реализуется: пост и молитва. Если мы постимся только телесно, но не постимся духовно, т.е. с одной стороны, не ограничиваем наши развлечения, пристрастия, а с другой – не наполняем нашу жизнь молитвой, великопостным богослужением, это даже может оказаться вредным…

– Каким образом?

– Дело в том, что пост затрагивает дух, душу и тело человека. Говорят, что сытое брюхо даже к учению глухо – так тем более оно глухо к духовным переживаниям. Напротив, воздерживаясь в пище, мы обостряем наше духовное восприятие, как бы освобождаем место для духа. Но если мы не впускаем туда Бога, не наполняем это место молитвой, то оно наполняется страстями: свято место пусто не бывает. Человек, который не понуждает себя молиться, каяться, читать духовную литературу, посещать богослужения, рискует только обострить свои страсти: раздражительность, обидчивость, завистливость – все, что угодно, может вылезти наружу.

– Но ведь раздражительность, так или иначе, «вылезет»: человек в пост лишает себя удовольствий – той отдушины, которая обычно помогает ему справиться с ежедневным стрессом. Значит, «синдром постящегося» неизбежен?

– Раздражительности действительно трудно избежать. Но если прикладывать духовные усилия, то и ее можно, в конце концов, победить и обрести мир. И потом, в этом и смысл поста: увидеть свое истинное лицо, все свои неприглядные стороны и вступить в борьбу с ними.

Только в одиночку, без помощи Божьей, бороться практически бесполезно. Поэтому очень важно, чтобы мы не только соблюдали воздержание в пище, но и молились. Если человек не читает утреннее и вечернее правило, нужно начать его читать. Надо стараться – во что бы то ни стало! – вырываться на будничные богослужения. На Страстную неделю нам вообще предписано каждый день в храме бывать. Предписано не каким-то дядей или «небесной канцелярией» – это нужно для нас же самих, чтобы пост был не обыкновенной диетой, а действительно серьезным духовным переживанием и увенчался духовным ростом.

Нельзя только на запретах, на отрицании держаться: этого НЕ делать, того НЕ делать. Надо еще что-то делать.

Поставить перед собой цель

– Отец Максим, что, например, можно делать?

– Во-первых, до начала поста хорошо бы поставить перед собой какую-то позитивную цель, направленную на себя самого. Взять на себя какой-то дополнительный труд: например, прочитать какие-нибудь книги из Ветхого Завета – хотя бы Бытие и Притчи Соломоновы, которые по церковному уставу прочитываются за период поста.

Во-вторых, желательно поставить перед собой задачу что-то конкретное в себе исправить, например, побороть какую-то свою страсть или привычку: лень, гнев, чревоугодие – у каждого свое слабое место.

Даже исповедь в контексте этой борьбы не должна быть подробной, на 3 страницы. Пусть она будет искренней и ясной: у меня есть такая-то проблема и я собираюсь всеми силами с ней бороться. Каждый день утром, просыпаясь, буду напоминать себе, что борюсь, допустим, с раздражительностью. А вечером буду вспоминать, при каких обстоятельствах и сколько раз я сегодня вышел из себя. За каждый факт раздражения мне, скажем, полагается сделать по 10 поклонов – для памяти. Только все это должно быть разумно, подобную епитимью на себя можно наложить по согласованию с духовником.

– Это вещи, направленные на себя. Вероятно, должно быть и что-то, направленное на других?

– Это следующий момент. Если есть такая возможность, нужно какие-то добрые дела делать. Желательно, чтобы это не ограничивалось милостыней у храма. Надо попытаться по возможности, скажем, куда-то съездить с группой милосердия – к старикам, к бездомным, к детям-сиротам, к больным, принести им какую-то радость. Такие группы милосердия есть почти при каждом храме. Довольно часто бывает так, что нужна машина, чтоб отвезти собранные вещи, допустим, в какой-то отдаленный детский дом. Можно постараться скорректировать свой график и выделить один день для такого дела.

И, наконец, если сил и времени на подобную деятельность катастрофически не хватает, возможность принести кому-то радость все равно всегда найдется. Вспомните: наверняка у вас есть родственники, которые оказались вами забыты. Можно что-то доброе сделать для них – как минимум, позвонить, справиться, как дела.

Это тоже очень важно. Надо себя как-то понуждать жертвовать своим временем, придумывать, где я могу быть полезным.

Без воздержания в пище нет поста

– Так, значит, можно сказать, что все-таки в посте главное – не еда?

– Ставить вопрос нужно по-другому: важно не то, главное это или нет. Важно, что это – не цель, а средство. Средство обновить свою духовную жизнь, открыть в себе новые источники молитвы, любви к Богу и переживания Воскресения Христова. Если человек не постился телесно, ему сложно будет глубоко пережить Страстную седмицу и Пасху, он не получит тех же удивительных духовных плодов, что и постившийся. Поэтому воздержание в пище – хоть минимальное – необходимо. Без этого поста нет.

– Почему? Ведь пост не равнозначен диете. В чем смысл ограничения в еде, почему оно так значимо?

– Дело в том, что очень важно Великим постом прочувствовать, что мы зависим от еды. Такова наша природа: нам необходимо подкреплять свои силы, мы время от времени испытываем голод и, конечно, любим покушать повкуснее. Но наш дух, наше стремление к Богу должно быть выше нашего естественного стремления поесть. А действительно ли это так – можно проверить только тогда, когда человек постится. Тем более, если этот пост длится почти 2 месяца.

Так что здесь есть и момент послушания, и момент проверки, показывающей, что для тебя действительно самое главное.

За Адамом или за Христом?

– Батюшка, а откуда пошла эта традиция – поститься?

– Первыми людьми, которым было предписано воздержание в пище, были Адам и Ева. Для нас наиболее значимы во всей истории человечества два поста, которые являются эталоном – один со знаком «минус», другой – со знаком «плюс».

Адаму в раю было предписано не есть плодов с Древа познания добра и зла; Христос, второй Адам, 40 дней не ел в пустыне. И к тому, и к Другому пришел искуситель и сказал: «Съешь! Тебе же хочется!». Адам не выдержал искушения, не выдержал поста, и был изгнан из рая; Христос сказал: «Не хлебом единым будет жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих» (Мф.4:4). Понятно, кому из них стремятся подражать христиане.

Так вот, в Великий пост желательно диету построить так, чтобы к концу этого поприща мы по-настоящему хотели есть, по-настоящему проголодались. Разумеется, у нас при этом не должны от слабости трястись руки и ноги и плохо соображать голова, т.е. пост не должен ухудшить ни интеллектуального, ни физического здоровья человека. Но нам необходимо на деле ощутить, что мы зависим от еды. И тогда вслед за Христом мы сможем сказать: «Не хлебом единым будет жив человек» и преодолеть эту зависимость.

– А если человек по объективным причинам не может отказываться от мяса или кефира – скажем, у него анемия или язва желудка. Неужели и смысл Великого поста для него пропадает?

– Если мы не можем поститься, в частности, по болезни, надо постараться компенсировать это, скажем, отказом от чего-то, что мы любим, делами милосердия.

Интересно, что люди, которые уже имеют опыт поста, лишаясь возможности урезать себя в пище, переживают, как будто у них что-то очень ценное отняли. Иногда они даже каются в этом, хотя, казалось бы, в чем каяться? У человека, скажем, гастрит, он не может обходиться без кефира, он же не виноват! Но некоторые все равно каются, рассуждая так: добрых дел у меня нет – монастыри не восстанавливаю, странников не принимаю, бедным не помогаю, молиться не умею, но хоть мог поститься. А теперь по грехам моим и поститься не могу!

Но, может быть, невозможность соблюдать пост, наоборот, послужит такому человеку во благо: раньше он ограничивался только воздержанием в пище, а теперь его отсутствие будет компенсироваться помощью ближнему.

Ошибка первая: незнание меры

– Какие типичные ошибки делают люди в период Великого поста? И как их не повторять?

– Первая типичная ошибка – незнание меры. Особенно это характерно для тех, кто держит пост в первый, второй или третий раз.

Надо помнить, что нам придется не раз в жизни поститься: если это для нас не блажь, не эксперимент над собой, если мы серьезно к этому подходим, то нам соблюдать посты всю оставшуюся жизнь. Согласно церковному календарю, это порядка 200 дней в году, т.е. больше половины жизни мы, так или иначе, будем воздерживаться в пище. Поэтому надо подходить к этому разумно: повторяю, пост не должен ухудшать ни телесного здоровья, ни интеллектуальных способностей.

Чувство меры приходит только с опытом, но для начала нужно следовать тем традициям, которые сложились в Церкви.

– Но в Церкви не сложилось устава для мирян – есть только монастырский. Далеко не все могут следовать его предписаниям, тем более в условиях нашей экологии и ритма жизни…

– В Церкви неслучайно нет устава для мирян. Свет и указатель для монахов – ангелы, а свет для мирян – монахи, поэтому мы ориентируемся на монашеский устав. Ориентируемся, но исполняем его настолько, насколько нам это по силам. Поэтому в каждом православном народе выработалась определенная практика поста для мирян, и я считаю, что как раз ее нам и следует придерживаться.

Например, устав предписывает Великим постом употреблять растительное масло только в субботу и воскресенье. Но на практике его едят во все дни, кроме первой и последней недели. Кому-то по силам не вкушать его еще и по средам и пятницам. Но даже тот, кто употребляет растительное масло каждый день, в принципе не нарушает пост.

Еще уставом предписывается в среду и пятницу есть только после захода солнца и в остальные дни – только раз в сутки. Обязательно ли нам с вами этого правила придерживаться? Нет, не обязательно – надо знать меру.

– А что обязательно и не подлежит изменению – и для монахов, и для мирян?

– В общем, молочных продуктов и мяса вкушать Великим постом нельзя. Но и здесь не стоит фарисействовать и усердствовать до такой степени, чтобы скрупулезно изучать этикетки, вполне можно «условно постные» продукты кушать: на практике едят и печенье, содержащее маргарин, и белый хлеб, в котором всегда есть молочная сыворотка, и т.д.

– А как решают вопрос с рыбой – на практике?

– Тем, кто занимается интеллектуальным трудом – школьникам, студентам, научным работникам и т.д. – рыба допускается. Не рекомендуется впрямую, но допускается: если вы чувствуете, что ваши интеллектуальные способности, внимание, память заметно страдают, можно разрешить себе в пост рыбу.

В последнее время утвердилась такая новая для нас практика: по выходным дням есть «гадов», т.е. морепродукты. Это пришло из Греции, там морепродукты чуть ли ни к грибам приравниваются. И греки гораздо строже относятся к растительному маслу, чем к «гадам» – растительное масло не едят Великим постом, а «гадов» – едят!

Лучше недопоститься, чем перепоститься

– Однако нужно ко всему подходить разумно, потому что можно объедаться и постными, и «условно постными» продуктами. Это другая сторона незнания меры – когда человек, наоборот, делает себе слишком много послаблений.

Надо определить свою норму, а она, как правило, находится опытным путем, по совету со священником, со временем. И, кроме того, для этого есть духовная рассудительность – она тоже не с неба падает, но к ней нужно стремиться.

– Отец Максим, а что хуже по последствиям – перегнуть палку в посте или, наоборот, недопоститься?

– Лучше недопоститься, чем перепоститься. Я знаю немало случаев, когда люди постились очень жестко в течение всего Великого поста – например, употребляли 5 просфор в день и ничего больше. Через несколько лет таких подвигов человек вообще бросал поститься.

Так что подвиг должен быть посильным, разумным. В данном случае это именно «подвижка», а не прыжок через пропасть. Он не должен превосходить подвига других людей, иначе можно легко вообразить себя удивительными постниками, этакими героями духа.

Ошибка вторая: не молиться

– Вторая ошибка – когда человек в пост не молится, никак не пытается наладить свою духовную жизнь. А ее важно наладить: посещать храм, молиться дома. Иначе если ты ни холоден, ни горяч, ни к чему не стремишься в духовной жизни, а просто плывешь по течению, то ничего и не добьешься.

С другой стороны, опять же можно и перегнуть палку – «перемолиться»: заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет. Во всем нужно меру знать.

– Для того чтобы не впадать в крайности, нужно ли по малейшим деталям поста советоваться со священником?

– Священник – это не инстанция, которая может разрешить или запретить поститься так или иначе. Он – советчик. Совет нужен обязательно, но ощутить, как ты себя реально чувствуешь, можешь только ты сам. Священник же способен со стороны посмотреть и «диагностировать», скажем, что его чадо перепостилось – у него «крышу» сносит.

Поэтому желательно каждому православному человеку иметь своего духовника, который бы мог помочь, подсказать, сориентировать. Это должен быть не просто священник, у которого мы регулярно исповедуемся, а человек, с которым мы советуемся, обсуждаем проблемы, берем благословение на важные дела.

К слову, надо помнить, что в сам пост у духовника нагрузка будет повышенная и поэтому надо заранее с ним такие вещи обсуждать подробно. Может быть, в будний день прийти и поговорить, потому что Великим постом в воскресные дни в храме всегда много людей.

Ошибка третья: осуждение

– Очень важно при всем при этом не осуждать других. Неслучайно перед Великим постом читается послание к Римлянам, где апостол Павел говорит: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест» (Рим. 14:3). Будем помнить, что пост – это не прямая заповедь Божья, как, например, «не убий» , «не укради» , «почитай отца и мать» , и даже не такая, как «помни день субботний, чтобы святить его» . Пост – это церковная рекомендация, церковное предписание для совершенствования духовной жизни. Поэтому мы ни в коем случае не должны осуждать тех, кто не постится или постится неправильно, в нашем понимании.

Апостол Павел пишет: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает » (Рим. 14:4) . Эти слова применимы к посту на 100%: у каждого своя мера, так что не надо смотреть, как постится другой. Не случайно в житии Марии Египетской описывается, как монахи монастыря святого Иоанна Предтечи уходили в пустыню на время Великого поста поодиночке, чтобы никто не видел, как постится и какие подвиги совершает другой.

Пост способен вызвать и осуждение, и гордыню: дескать, мы такие замечательные, совершенные, не как прочие люди. Подобные мысли нужно обязательно от себя гнать.

Пост – это, наоборот, время смирения. Время, когда нам предстоит на деле доказать, что мы готовы отсечь свою волю и свой комфорт ради Бога, ради послушания Ему.

Беседовала Валерия Посашко

Постная пища и лечебная диета

В настоящее время появилсь много новомодных диет, однако какую диету избрать православному человеку, - вот в чем вопрос. Мы не можем избрать для похудания творог и кефир, потому что в посты молочными продуктами питаться нельзя. Мы не можем формировать диету из авокадо, спаржи, шпината, артишоков, манго, потому что всего этого нет у нас. Телевидение предлагает новые и новые бредовые идеи, например, "похудание от питания только шоколадом", от которого будут либо прыщи за счет сладкого, либо камни в почках за счет высокого содержания щавелевой кислоты и другие неприятности. Диета русского православного человека обязательно должна быть сформирована из доступных недорогих продуктов, которые растут вокруг нас. Это реальная диета.

Между постной пищей и лечебной диетой есть различия. Постная пища должна быть максимально проста, например, хлеб и вода, или каша и компот, или суп и рыба. А лечебная диета должна быть по возможности более богатой разнообразными полезными веществами: антигипоксантами, антиоксидантами, ангиопротекторами, витаминами, минеральными солями, ферментами и т.д. Таким образом, мышление приходского лекаря всегда направлено на то, как найти компромисс между максимальной простотой и доступностью и между богатством качественного состава продуктов. Именно в этом поиске компромисса состоит подбор диеты для болящего.

Некоторые пациенты говорят: я попросил батюшку в пост разрешить мне пить молоко, и он благословил. Хорошо, благословение священника - это важное правило для мирянина. Но, анализируя такие послабления в посте, я пришел к выводу, что большинство их вредны для здоровья постящегося. Например, питье молока учащает простуды в холодное время года, дает газы и мучительные боли в кишечнике, нередко понос, в любое время года, так зачем же нарушать пост? - Для того, чтобы страдать и мучиться от усиления болезни? Не видно в ряде послаблений ни облегчения, ни смысла. Опыт реальной диеты подсказывает, что диета с постными ограничениями гораздо лучше для здоровья и самочувствия пациента, чем питание скоромными продуктами в посты. Конечно, есть исключение из этого правила, но большинство случаев именно таковы. Мне вовсе не хотелось бы быть реформатором и вмешиваться в позицию священников по поводу поста. Однако, как специалист, я должен указать на ошибки чисто медицинского характера в официальной доктрине рационального питания, потому что из ошибочных научных мнений складываются мнения большинства людей, в том числе и лиц духовного звания. - Даже вопреки древней традиции, кстати говоря, которая повсеместно уничтожается. Мнение официальной науки по питанию, заключающееся в том, что скоромные продукты нужны срочно и в большом количестве, как только человек заболел, - ошибочны. На самом деле, процессы, протекающие в пост, являются целебными, и большинство постящихся чувствует себя в пост лучше, чем вне поста. И даже неоднократно замечено, что если постящийся человек начинает нарушать пост и есть скоромную пищу, он чаще заболевает.

В наших методиках представлены пищевые продукты по группам. Причем полный перечень фруктов, ягод, зелени практически невозможно найти и не нужно. Необходимо выбрать из нашего перечня то, что имеется в наличии, по возможности - на огороде, в лесу, на рынке, в магазине. Точно так же питье бытовых травяных чаев. Чаи готовятся не из всего списка сразу, а из тех трав, которые есть в наличии, по возможности.

Группирование продуктов между собой - это сейчас модная тема, но, к сожалению, она часто извращена. Некоторые несерьезные авторы даже осмеливаются на громкие утверждения и выдумки, например: "Дыня после еды - это опасно для жизни! Ее нужно есть только натощак." Правильно, лучше есть натощак, но нельзя писать, что это опасно для жизни. Ничего опасного: просто "пронесет", да и все. Это не опасно, но и неполезно. Вред не стоит преувеличивать.

В целом в методиках мы часто используем принципы американского врача Герберта Шелтона по раздельному питанию. Сейчас эти принципы модны, но у многих авторов подача их не верна и непрактична. На самом деле алгоритм другой: сыроед Шелтон рекомендует любой кусок вареной пищи есть на обильном сыром овощном салате. То есть, захотел кусок рыбы, - съел на сыром овощном салате, захотел печеный картофель, - съел его на сыром салате, захотел творог - съел его с абрикосами, смородиной и зеленью и т.д. С точки зрения здоровья целебные свойства сырых овощей, зелени, фруктов, ягод обогащают другие продукты. Но и здесь надо лекарю держать ухо востро: ряд пищевых продуктов, не сочетаемых по Герберту Шелтону, действительно дает симптомы болезни. И наоборот, если эти сочетания устранить, симптомы рано или поздно исчезнут. Таким образом, ни игнорирование раздельного питания, ни преувеличение его проблем не должны иметь место у разумного врачующего. И пользоваться нужно первоисточниками - не фантазиями графоманов, а книгами самих ученых: Шелтона, Уокера, Роджерса, Певзнера и всего того, что ценно в натуротерапевтической литературе научностью и практичностью в области диеты.

Обычно в нашей лечебной диете используется всего несколько манипуляций.

1. При воспалениях, аллергиях и повышенной температуре исключаются гиперэргические продукты, которые могут способствовать повышению температуры: углеводы и их содержащие продукты (молоко и др.), жиры, бульоны.

2. При слизеобразовании (простуды, фурункулы, бели и пр.) исключаются слизеобразующие продукты - сладкое, мучное, молочное, избыток круп, рис, картофель.

3. При воспалении в желудочно-кишечном тракте болящего питают слизьсодержащими продуктами и сырыми смягчающими соками или протертыми продуктами. Исключают раздражающие, острые вещества. Однако, после успокоения воспаления смотрят по уровню секреторной активности: при повышенной секреции исключают или ограничивают сокогонные редис, редьку, лук-чеснок, перцы, хрен, а при пониженной секреции их наоборот, добавляют.

4. При воспалениях и каменных процессах убирают все острые раздражающие продукты. В последующем их начинают понемногу вводить, смягчая вымачиванием или добавлением смягчающих веществ - моркови, масла, смешиванием с кашами и пр.

5. При авитаминозах, малокровии, опухолевых процессах и ожирении дают много сырой витаминной пищи и ограничивают вареную, мертвую пищу. Даже варку стараются сократить, чтобы обеспечить сохранность витаминов, по возможности: например, гречку доводят до кипения и сразу снимают, заливают в термос или укутывают кастрюлю на несколько часов. Тепловая обработка во всех случаях сводится к минимуму. Однако, могут встречаться ограничения, потому что у одного и того же болящего, как правило, встречается не одна болезнь, а несколько. Например, при колите приходится долго проваривать капусту, если она пучит.

6. При избыточно газообразующих процессах в желудке и кишечнике, болях, резях, брожении, убирают газообразующие пищевые продукты: бобовые (горох, фасоль, чечевица, соя), сладости, молоко, сырую капусту, иногда и квашеную; лук, чеснок, редьку, редис в избытке, - в сыром виде.

7. При кожных сыпях неинфекционного происхождения прорабатывают диету тщательно по Шелтону, то есть исключение совместного приема кислых продуктов (ягоды, фрукты, помидоры, щавель, ревень) с белками (мясо, рыба, яйца) и крахмалами (картофель, мучное); шоколад с углеводами (он содержит много щавелевой кислоты). Либо анализируют кислотные свойства других пищевых веществ и целесообразность их исключения (майонез, уксус, кетчупы и пр.). Рекомендуют питание бахчевыми и помидорами натощак и избежание десертов.

8. При каменных процессах в желчном пузыре и гиперкинезиях исключаются в обострение и ограничиваются в ремиссию мощные желчегонные продукты: мясные бульоны, жирное, жареное, консервы, копчености, томаты и пасты, помидоры и кетчупы, перцы и хрен, репо-редечные, лимон, лук-чеснок. При каменных процессах в почках исключаются и ограничиваются те же продукты, которые раздражают почечную ткань, и в соответствии с характером солей, ограничивается ряд пищевых веществ, которые имеют тенденцию накапливаться.

9. Соблюдают сезонность состава пищи. В жару исключают горячее и горячительное - горячий чай и кофе, крепкое спиртное, горячие супы, жирную пищу, жареное. Нет смысла наесться жирного борща с салом в тридцатиградусную жару, выпить водки, обливаться потом и мучиться от собственного неразумия. А я неоднократно замечал случаи внезапной смерти на праздниках в застолье летом, в жару, во время приема крепких спиртных напитков и переедания. Повышать внутреннюю энергию при раскаленном воздухе и на солнце - очень высокий риск "угореть" и получить инсульт или инфаркт. Лучше есть сырые овощи, фрукты, ягоды сочные и несладкие, простоквашу, творог, которые обладают охлаждающими свойствами. Зимой же наоборот, на малокалорийной пище долго не протянуть - требуются все виды калорийной пищи для увеличения энергии плоти: жиры, мед, горячее и горячительное (алкоголь). Но затем снова летом разгрузка, детоксикация и витаминизация, - и так гармонично сменяются сезонные периоды в питании.

10. Наконец, применяют добавление в пищу пищевых продуктов, содержащих собственно лечебные элементы. Например: при опухолях введение в рацион зелени противоопухолевой звездчатки средней (мокрицы) и питья противоопухолевого репяшка; при малокровии ягоды калины и рябины и питье трав с кроветворными свойствами (крапивы, земляники и др.); при запорах добавление слабительных свеклы, тыквы и питье компотов с черносливом или вишней, а также бытовых травяных чаев с душицей, льнянкой; при понижении иммунитета добавление в пищу кремнийсодержащих растений (крапива в суп, репяшок в салат или спорыш в чай) и т.д. Очень ценно вводить при болезнях специи, обладающие лечебным действием. Например: при язвенной болезни аир, при поносе гравилат, при дисбактериозе чабер, базилик, эстрагон, при простуде кориандр, при глистах фенхель и др.

При рекомендации диеты само собой подразумевается, что пациент сам контролирует экологические свойства продуктов, потому что лекарь редко сможет помочь в этом деле. Общепринятая медицина мало занимается экологическим контролем, потому что даже если в госсанэпиднадзоре попадается непродажный принципиальный работник, его либо шантажируют, либо убивают (бывали такие случаи согласно средствам массовой информации). На экологически грязных и некачественных продуктах делаются особенно крупные доходы. И мы не можем осуждать тех работников санэпиднадзора, кто не осмелился стоять до конца. Именно по этой причине мы советуем употреблять в пищу отечественные продукты, а еще лучше со своего огорода или сада. Кроме того, Олег Платонов в своей книге "Терновый венец России" сообщает, что в США до 15 тысяч наименований продуктов наговариваются колдунами-каббалистами.



Новое на сайте

>

Самое популярное