Домой Участок Преподобные Кирилл и Мария — родители преподобного Сергия Радонежского. Преподобные кирилл и мария, радонежские чудотворцы

Преподобные Кирилл и Мария — родители преподобного Сергия Радонежского. Преподобные кирилл и мария, радонежские чудотворцы

Кирилл и Мария Радонежские — родители преподобного Сергия Радонежского, преподобные Русской православной церкви.

Кирилл и Мария жили в конце XIII — начале XIV века в Ростовском княжестве, по преданию, владели имением на берегу реки Ишни в 4 км от Ростова. Благородные и знатные бояре Ростовские Кирилл и Мария предпочитали уединение сельской природы городской жизни при княжеском дворе. Кирилл состоял на службе у ростовского князя Константина II Бори-совича, а потом у Константна III Ва-силь-евича, которых не раз сопровождал в Орду как один из самых близких к ним людей. Он владел достаточным по своему положе-нию состоянием, но по простоте тогдашних нравов, живя в деревне, не пренебрегал и обычными сельскими трудами.

Кирилл и Мария были люди добрые и бо-гоугодные. Говоря о них, блаженный Епифаний замечает, что Господь, благоволив-ший воссиять на земле Русской великому светильнику, не попустил родиться ему от неправедных родителей, ибо такому детищу, которому по устроению Божию должно было в последствии послужить духовной пользе и спасению многих, подобало иметь и родителей святых, дабы доброе произошло от доброго и лучшее приложилось к лучшему, дабы взаимно умножилась похвала и рожденного, и самих родивших во славу Божию. И пра-ведность их была известна не одному Богу, но и людям. Кирилл и Мария строго следовали церковным правилам, молились и вместе ходили в храм, помогали неимущим, принимали странников.

Во время беременностей Мария соблюдала пост, избегала мяса, рыбы и молока, питаясь лишь хлебом и растительной пищей. У них были дети Стефан, Варфоломей (будущий Сергий Радонежский) и Пётр. Согласно житию, когда Мария была в церкви беременная Варфоломеем, тот трижды воскликнул громким голосом в материнском чреве. С первых дней жизни младенец Варфоломей всех удивлял постничеством: по средам и пятницам он совсем ничего не ел, а в другие дни отказывался от материнского молока, если Мария ела мясо.

Варфоломей, когда ему было около 12 лет, попросил у родителей благословения на монашество, те не возражали, но просили подождать до их смерти. Когда Варфоломею исполнилось 15 лет (около 1328 года), его родители, разорившись, из Ростовского княжества переселились в Московское — в город Радонеж, где жили близ церкви Рождества Христова. Кирилл должен был получить поместье, но по старости не мог служить Московскому князю, и эту обязанность принял на себя старший сын Стефан.

В конце жизни Кирилл и Мария вместе приняли сначала иноческий постриг, а потом и схиму в Хотьковском Покровском монастыре в 3 км от Радонежа, в то время одновременно мужском и женском. За ними, уже немощными, ухаживал Стефан, также поселившийся в монастыре после смерти своей жены. Умерли в 1337 году (не позже 1339) в старости, после болезней, благословив Варфоломея на иноческий подвиг. Дети похоронили их в Покровском соборе, где и поныне находятся их мощи.

3 апреля 1992 г., в год празднования 600-летия со дня преставления преподобного Сергия, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви состоялось общецерковное прославление схимонаха Кирилла и схимонахини Марии. Канонизация достойно увенчала шестивековое почитание родителей великого подвижника, давших миру образец святости и христианского устроения семьи.


Расскажите об этом друзьям:

Молитвы читаются о налаживании благочестия семьи, содействии в формировании нравственно-религиозного характера детей.

Преподобный Кирилл и Мария были выходцами из знатного боярского рода и проживали свою жизнь в старинном Ростовском княжестве. Благочестивое семейство уже имело одного сына по имени Стефан, как Господь подарил им ещё одного сына, которого пара именовала Варфоломеем. Младшему сыну Варфоломею в будущем довелось стать преподобным Сергием Радонежским.
Праведность преподобного Кирилла и его супруги Марии славилась и была известна не только Господу. Супруги всегда были строгими блюстителями всех божественных статутов, они помогали бедным, однако особо свято берегли заповедь священного апостола Павла: «Страннолюбия не оставляйте, тем бо не ведяще неции странноприяша Ангелы». Всему этому они учили и детей своих, привязывая им идею не упускать случай пригласить к себе в обитель странствующего инока или другого утомленного паломника. До нашего времени не убереглось более подробной информации о благочестивой жизни этой счастливой пары, однако мы можем совместно со святителем Платоном заявить, что сам порожденный ими плод показал лучше всякой сладкоречивой хвалы добросердечность благословенного рода. Блаженны родители, чьи имена вечно славятся в их потомстве и отпрысках! Блаженны и дети, кои не только не постыдили, но и усилили и возвеличили почет и благородство своих отцов и именитых предков, поскольку подлинное благородство заключается в добродетели!

В конце своего жизненного пути преподобные Кирилл и Мария решили по собственному желанию принять монашество. Они устремились в Покровский монастырь, который был расположен в 3-х верстах от Радонежа, и на тот период связывавший 2 обители: для старцев и для стариц. В этом месте преподобный Кирилл и его супруга Мария провели свои последние дни, готовясь к вечной жизни. Сначала они приняли монашеский постриг, а позднее и схиму. Обремененные старостью и недугами, схимники в течение непродолжительного промежутка времени подвизались в новом звании. Примерно в 1337 г. супружеская чета с миром отошла в царство Божие.

В 1992 году Архиерейским Храмом РПЦ было постановлено причесть преподобного Кирилла и супругу его Марию к лику святых.
Святителем Филаретом Московским были написаны строки, в которых он говорит, что бессмертные мощи святых благоденствуют славой их добродетелей так, что они, часто бывая преуменьшенными в смертной жизни, обретают величество по смерти. И после кончины выказывают в себе духовную силу жизни, чудным образом источающуюся и на окружение. Иисус Христос предпочитает жить в избранниках своих даже физически, поскольку располагает их к внутреннему с Ним общению. Он поселяется в сердце и привносит в него новую жизнь. И тело, беспрерывно очищаемое аскетизмом и подвигами, даже в бренной жизни становится богоносным и переполняется силой Господней для других... А поскольку сила Христова вечна, то самоочевидно, что она, поселяясь в существ человеческих, иже Христовы суть (Гал. 5, 24), и телесам их вещает бессмертие; поскольку силе Господа нету предела, то согласно и то, что она посредством них чудодействует, когда этого соблаговолит Господь... Данное бессмертие и исцеляющая сила, которая исходит из них, учит нас благочестию и подталкивает к подражанию их вере.

Сила заступничества Богоматери, преподобного Кирилла и жены его Марии, а также их сына Сергия проявляется в дивах, которые совершались в течение всей истории Хотькова монастыря. В тяжкий для русского человека и Святой Церкви период не раз выказывалось ходатайство перед Господом за своих земных братьев преподобных Кирилла и Марию, а также их сына Сергия.

Мощи Преподобных Кирилла и Марии Радонежских находятся в Покровском Хотьковском ставропигиальном женском монастыре , Московская обл., Сергиево-Посадский р-н.


Краткое житие преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского

Пре-по-доб-ный Ки-рилл со-сто-ял на служ-бе сна-ча-ла у Ро-стов-ско-го кня-зя Кон-стан-ти-на II Бо-ри-со-ви-ча, а по-том у Кон-стан-ти-на III Ва-си-лье-ви-ча, ко-то-рых он, как один из са-мых близ-ких к ним лю-дей, не раз со-про-вож-дал в Зо-ло-тую Ор-ду. Св. Ки-рилл вла-дел до-ста-точ-ным по сво-е-му по-ло-же-нию со-сто-я-ни-ем, но по про-сто-те то-гдаш-них нра-вов, жи-вя в де-ревне, не пре-не-бре-гал и обыч-ны-ми сель-ски-ми тру-да-ми.

В жи-тии пре-по-доб-но-го Сер-гия по-вест-ву-ет-ся о том, что за Бо-же-ствен-ной ли-тур-ги-ей еще до рож-де-ния сы-на пра-вед-ная Ма-рия и мо-ля-щи-е-ся слы-ша-ли трое-крат-ное вос-кли-ца-ние мла-ден-ца: пе-ред чте-ни-ем Свя-то-го Еван-ге-лия, во вре-мя Хе-ру-вим-ской пес-ни и ко-гда свя-щен-ник про-из-нес «Свя-тая свя-тым». Пре-по-доб-ные Ки-рилл и Ма-рия ощу-ти-ли на се-бе ве-ли-кую ми-лость Бо-жию, их бла-го-че-стие тре-бо-ва-ло, чтобы чув-ства бла-го-дар-но-сти к Бо-гу бы-ли вы-ра-же-ны в ка-ком-ли-бо внеш-нем по-дви-ге бла-го-че-стия, в бла-го-го-вей-ном обе-те. И пра-вед-ная Ма-рия, по-доб-но свя-той Анне - ма-те-ри про-ро-ка Са-му-и-ла, вме-сте с му-жем да-ла обе-ща-ние по-свя-тить ча-до Бла-го-де-те-лю всех - Бо-гу. Гос-подь да-ро-вал им сы-на, ко-то-ро-го на-зва-ли Вар-фо-ло-ме-ем. С пер-вых дней жиз-ни мла-де-нец всех уди-вил пост-ни-че-ством: по сре-дам и пят-ни-цам он не при-ни-мал мо-ло-ка ма-те-ри, в дру-гие же дни, ес-ли она упо-треб-ля-ла в пи-щу мя-со, мла-де-нец так-же от-ка-зы-вал-ся от мо-ло-ка. За-ме-тив это, пре-по-доб-ная Ма-рия во-все от-ка-за-лась от мяс-ной пи-щи.

Пра-вед-ность Ки-рил-ла и Ма-рии бы-ла из-вест-на не толь-ко Бо-гу. Бу-дучи стро-ги-ми блю-сти-те-ля-ми всех цер-ков-ных уста-вов, они по-мо-га-ли бед-ным, но осо-бен-но свя-то хра-ни-ли за-по-ведь свя-то-го апо-сто-ла Пав-ла: стран-но-лю-бия не за-бы-вай-те, тем бо не ве-дя-ще неции стран-но-при-я-ша Ан-ге-лы (). То-му же учи-ли они и сво-их де-тей, стро-го вну-шая им не упус-кать слу-чая по-звать к се-бе в дом пу-те-ше-ству-ю-ще-го ино-ка или ино-го уста-ло-го стран-ни-ка. До нас не до-шло по-дроб-ных све-де-ний о бла-го-че-сти-вой жиз-ни этой бла-жен-ной че-ты, за-то мы мо-жем вме-сте со свя-ти-те-лем Пла-то-ном ска-зать, что сам про-ис-шед-ший от них плод по-ка-зал луч-ше вся-ких крас-но-ре-чи-вых по-хвал доб-ро-ту бла-го-сло-вен-но-го дре-ва. Счаст-ли-вы ро-ди-те-ли, ко-их име-на про-слав-ля-ют-ся веч-но в их де-тях и потом-стве! Счаст-ли-вы и де-ти, ко-то-рые не толь-ко не по-сра-ми-ли, но и при-умно-жи-ли и воз-ве-ли-чи-ли честь и бла-го-род-ство сво-их ро-ди-те-лей и слав-ных пред-ков, ибо ис-тин-ное бла-го-род-ство со-сто-ит в доб-ро-де-те-ли!

Око-ло 1328 г. пре-по-доб-ные Ки-рилл и Ма-рия пе-ре-се-ли-лись из Ро-сто-ва в Ра-до-неж. Вер-стах в трех от Ра-до-не-жа был Хоть-ков-ский По-кров-ский мо-на-стырь, в то вре-мя од-новре-мен-но быв-ший и муж-ским, и жен-ским. По рас-про-стра-нен-но-му на Ру-си обы-чаю под ста-рость ино-че-ство при-ни-ма-ли и про-сте-цы, и кня-зья, и бо-яре. Дух ино-че-ства со-об-щил-ся от сы-на к ро-ди-те-лям: под ко-нец сво-ей мно-госкорб-ной жиз-ни пра-вед-ные Ки-рилл и Ма-рия по-же-ла-ли и са-ми при-нять ан-гель-ский об-раз.

В этот мо-на-стырь и на-пра-ви-ли они свои сто-пы, чтобы там про-ве-сти оста-ток сво-их дней в по-дви-ге по-ка-я-ния, го-то-вясь к дру-гой жиз-ни. Но недол-го схим-ни-ки-бо-яре по-тру-ди-лись в но-вом зва-нии. В 1337 г. они с ми-ром ото-шли ко Гос-по-ду.

3 ап-ре-ля 1992 г., в год празд-но-ва-ния 600-ле-тия со дня пре-став-ле-ния пре-по-доб-но-го Сер-гия, на Ар-хи-ерей-ском Со-бо-ре Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви со-сто-я-лось об-ще-цер-ков-ное про-слав-ле-ние схи-мо-на-ха Ки-рил-ла и схи-мо-на-хи-ни Ма-рии. Ка-но-ни-за-ция до-стой-но увен-ча-ла ше-сти-ве-ко-вое по-чи-та-ние ро-ди-те-лей ве-ли-ко-го по-движ-ни-ка, дав-ших ми-ру об-ра-зец свя-то-сти и хри-сти-ан-ско-го устро-е-ния се-мьи.

Полное житие преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского

«...Раб Бо-жий Ки-рилл преж-де об-ла-дал боль-шим име-ни-ем в Ро-стов-ской об-ла-сти, был он бо-яри-ном, од-ним из слав-ных и из-вест-ных бо-яр, вла-дел боль-шим бо-гат-ством, но к кон-цу жиз-ни в ста-ро-сти об-ни-щал и впал в бед-ность. Ска-жем и о том, как и по-че-му он об-ни-щал: из-за ча-стых хож-де-ний с кня-зем в Ор-ду, из-за ча-стых на-бе-гов та-тар-ских на Русь, из-за ча-стых по-сольств та-тар-ских, из-за мно-гих да-ней тяж-ких и сбо-ров ор-дын-ских, из-за ча-сто-го недо-стат-ка в хле-бе… Из-за это-го несча-стья раб Бо-жий Ки-рилл вы-ехал из той де-рев-ни ро-стов-ской, о ко-то-рой уже го-во-ри-лось; со-брал-ся он со всем до-мом сво-им, и со все-ми род-ны-ми сво-и-ми по-ехал, и пе-ре-се-лил-ся из Ро-сто-ва в Ра-до-неж. И, при-шед-ши ту-да, по-се-лил-ся око-ло церк-ви, на-зван-ной в честь свя-то-го Рож-де-ства Хри-сто-ва…

Сы-но-вья Ки-рил-ла, Сте-фан и Петр, же-ни-лись; тре-тий же сын, бла-жен-ный юно-ша Вар-фо-ло-мей, не за-хо-тел же-нить-ся, а весь-ма стре-мил-ся к ино-че-ской жиз-ни. Об этом он мно-го-крат-но про-сил от-ца, го-во-ря: «Те-перь дай мне, вла-ды-ка, свое со-гла-сие, чтобы с бла-го-сло-ве-ни-ем тво-им я на-чал ино-че-скую жизнь». Но ро-ди-те-ли его от-ве-ти-ли ему: «Ча-до! По-до-жди немно-го и по-тер-пи для нас: мы ста-ры, бед-ны, боль-ны сей-час, и неко-му уха-жи-вать за на-ми. Вот ведь бра-тья твои Сте-фан и Петр же-ни-лись и ду-ма-ют, как уго-дить же-нам; ты же, неже-на-тый, ду-ма-ешь, как уго-дить Бо-гу, — бо-лее пре-крас-ную сте-зю из-брал ты, ко-то-рая не от-ни-мет-ся у те-бя. Толь-ко по-уха-жи-вай за на-ми немно-го, и ко-гда нас, ро-ди-те-лей тво-их, про-во-дишь до гро-ба, то-гда смо-жешь и свой за-мы-сел осу-ще-ствить. Ко-гда нас в гроб по-ло-жишь и зем-лею за-сы-пешь, то-гда и свое же-ла-ние ис-пол-нишь».

Чу-дес-ный же юно-ша с ра-до-стью обе-щал уха-жи-вать за ни-ми до кон-ца их жиз-ни и с то-го дня ста-рал-ся каж-дый день вся-че-ски уго-дить ро-ди-те-лям сво-им, чтобы они мо-ли-лись за него и да-ли ему бла-го-сло-ве-ние. Так жил он неко-то-рое вре-мя, при-слу-жи-вая и уго-ждая ро-ди-те-лям сво-им всей ду-шой и от чи-сто-го серд-ца, по-ка ро-ди-те-ли его не по-стриг-лись в мо-на-хи и каж-дый из них в раз-лич-ное вре-мя не уда-лил-ся в свой мо-на-стырь. Немно-го лет про-жив в мо-на-хах, ушли они из жиз-ни этой, ото-шли к Бо-гу, а сы-на сво-е-го, бла-жен-но-го юно-шу Вар-фо-ло-мея, каж-дый день они мно-го раз бла-го-слов-ля-ли до по-след-не-го вздо-ха. Бла-жен-ный же юно-ша про-во-дил до гро-ба ро-ди-те-лей сво-их, и пел над ни-ми над-гроб-ные пес-но-пе-ния, и за-вер-нул те-ла их, и по-це-ло-вал их, и с боль-ши-ми по-че-стя-ми по-ло-жил их в гроб, и за-сы-пал зем-лей со сле-за-ми как некое бес-цен-ное со-кро-ви-ще. И со сле-за-ми он по-чтил умер-ших от-ца и мать па-ни-хи-да-ми и свя-ты-ми ли-тур-ги-я-ми, от-ме-тил па-мять ро-ди-те-лей сво-их и мо-лит-ва-ми, и раз-да-чей ми-ло-сты-ни убо-гим, и корм-ле-ни-ем ни-щих. Так до со-ро-ко-во-го дня он от-ме-чал па-мять ро-ди-те-лей сво-их» .

По-сле это-го вер-нул-ся бу-ду-щий пре-по-доб-ный Сер-гий в свой дом и на-чал рас-ста-вать-ся с жи-тей-ски-ми за-бо-та-ми это-го ми-ра, чтобы ско-рее на-чать мо-на-ше-скую жизнь.

На-до до-ба-вить, что мо-на-ше-ский об-раз свя-тые Ки-рилл и Ма-рия при-ня-ли в Хоть-ко́вском По-кров-ском мо-на-сты-ре, ко-то-рый рас-по-ла-гал-ся в трех вер-стах от Ра-до-не-жа и был в то вре-мя од-новре-мен-но муж-ским и жен-ским.

Ле-то-пись Хоть-ко́вско-го По-кров-ско-го мо-на-сты-ря при-во-дит сви-де-тель-ства о том, как мо-лит-вен-ное об-ра-ще-ние к пре-по-доб-но-му Сер-гию и его ро-ди-те-лям спа-са-ло лю-дей от тяж-ких неду-гов. Мо-щи схи-мо-на-ха Ки-рил-ла и схи-мо-на-хи-ни Ма-рии неиз-мен-но по-ко-и-лись в По-кров-ском со-бо-ре, да-же по-сле его мно-го-чис-лен-ных пе-ре-стро-ек. Уже в XIV ве-ке в ли-це-вом жи-тии пре-по-доб-но-го Сер-гия ро-ди-те-ли его изо-бра-же-ны с ним-ба-ми. По пре-да-нию пре-по-доб-ный Сер-гий за-ве-щал — «преж-де чем ид-ти к нему, по-мо-лить-ся об упо-ко-е-нии его ро-ди-те-лей над их гро-бом». Так и по-ве-лось — па-лом-ни-ки, еду-щие на бо-го-мо-лье в Тро-иц-кую Лав-ру, по-се-ща-ли сна-ча-ла Хоть-ков-скую оби-тель. В XIX ве-ке по-чи-та-ние пре-по-доб-ных Ки-рил-ла и Ма-рии рас-про-стра-ни-лось по всей Рос-сии, об этом сви-де-тель-ству-ют ме-ся-це-сло-вы то-го вре-ме-ни. К со-жа-ле-нию, по-сле 1917 го-да Хоть-ко́вский мо-на-стырь был лик-ви-ди-ро-ван. Но, на-ко-нец, в июле 1981 го-да бы-ло уста-нов-ле-но празд-но-ва-ние Со-бо-ра Ра-до-неж-ских свя-тых в ко-то-ром бы-ли про-слав-ле-ны схи-мо-на-хи Ки-рилл и Ма-рия. В 1989 го-ду в По-кров-ском хра-ме мо-на-сты-ря, воз-вра-щен-но-го Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви, вновь на-ча-лись служ-бы и в него бы-ли пе-ре-не-се-ны мо-щи пра-вед-ных ро-ди-те-лей пре-по-доб-но-го Сер-гия.

Кондак преподобным Кириллу и Марии Радонежским

Днесь, ве́рнии, соше́дшеся,/ восхва́лим дво́ицу блаже́нную, благове́рнаго Кири́лла и Мари́ю добронра́вную,/ ти́и бо мо́лятся вку́пе со возлю́бленным сы́ном свои́м преподо́бным Се́ргием/ ко Еди́ному во Святе́й Тро́ице Бо́гу/ оте́чество на́ше в правове́рии утверди́ти,/ до́мы ми́ром огради́ти,/ ю́ныя от напа́стей и собла́знов изба́вити,/ ста́рость укрепи́ти// и спасти́ ду́ши на́ша.

Перевод: Сегодня, верующие, собравшись, прославим пару блаженную, благоверного Кирилла и Марию благонравную, ибо они молятся вместе с возлюбленным сыном своим преподобным Сергием к Единому во Святой Троице Богу, Отечество наше в Православии утвердить, семьи в мире сохранить, юных от напастей и соблазнов избавить, старость укрепить и спасти души наши.

О, раби́ Бо́жии, схимона́ше Кири́лле, схимона́хине Мари́е! А́ще и сконча́ли есте́ вре́менную жизнь свою́ те́лом, но ду́хом не отступа́ете от нас, руково́дствуете же ны ко Христу́ Бо́гу, наставля́ете ше́ствовати по за́поведем Госпо́дним и носи́ти крест свой и после́довати Влады́це на́шему, вы, преподо́бнии, вку́пе с преподо́бным и богоно́сным отце́м на́шим Се́ргием, ва́шим возлю́бленным сы́ном, име́ете дерзнове́ние ко Христу́ Бо́гу на́шему и ко Святе́й Его́ Богома́тери. Бу́дите моли́твенницы и хода́таи о нас, недосто́йных, жи́тельствующих во святе́й оби́тели ва́шей, е́йже вы и нача́льницы. Бу́дите помо́щницы и засту́пницы Бо́гом со́бранней дружи́не сей, да жи́тельствующий на ме́сте сем и приходя́щии с ве́рою, ва́шими моли́твами сохраня́еми, невреди́ми от бесо́в и от челове́к злых пребу́дем, сла́вяще Святу́ю Тро́ицу, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Акафист преподобным Кириллу и Марии Радонежским

Кондак 1

Избраннии чудотворцы и велицыи угодницы Господни, обители нашея заступницы и приснии о душах наших молитвенницы, преподобнии схимонаше Кирилле и схимонахине Марие! Пение похвальное вам приносяще, молим вы усердно: яко имущии дерзновение ко Господу, предстательством вашим от всяких бед нас свободите и наследники Царствия Небеснаго нас соделайте, да зовем вам радостно:

Икос 1

Ангели земнии и человецы небеснии воистину явистеся преподобнии Кирилле и Марие, от юности вашея чистую совесть имущии к Богу, и добре во благочестии и чистоте вкупе пожившии, нам же оставльшии в пример подражания житие ваше богоугодное, емуже чудящеся и чудесы вашими озаряеми, зовем вам гласы хвалебными сице:
Радуйтеся, от юности вашея Христа возлюбившии и Тому от души поработавшии;
Радуйтеся, целомудрия хранители и душевныя и телесныя чистоты рачители.
Радуйтеся, души ваши и телеса на земли в обиталище Духа Святаго уготовившии;
Радуйтеся, исполненнии премудрости и разума Божественного.
Радуйтеся, яко от земли на небо преидосте и тамо со Ангелы Троице предстоите;
Радуйтеся, яко со безплотными лики трисвятую песнь Ей воспеваете.
Радуйтеся, на небеси и на земли от Господа прославленнии;
Радуйтеся, обретшии вечное всесветлое место упокоения.
Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.

Кондак 2

Видя всевидящее око Отца светов вельми благоугодное Богу ваше житие, благоволи избрати вас, блаженнии, да явите мирови светильник пресветлый Сергия преподобнаго, да о нем и ваши имена прославятся и вси вернии воспоют прославльшему вас Господеви: Аллилуиа.

Икос 2

Разума Божественнаго преисполненнии, Кирилле и Марие, неустанно работасте Господеви, наставляя чада своя в послушании и кротости. Умудрите убо и нас, преподобнии, непрестанно оправданием Господним следовати неложно, да обрящем вкупе с вами спасение вечное и принесем вам благохваления таковыя:
Радуйтеся, блаженнии, в боголюбии пожившии и благоверие сохраншии;
Радуйтеся, милости и сострадания преисполненнии.
Радуйтеся, милостынею и молитвами Небесное Царствие стяжавшии;
Радуйтеся, смирением и пощением вечное блаженство улучившии.
Радуйтеся, яко мзда ваша многа на Небесех есть;
Радуйтеся, яко молитвами вашими и мы надежды Царствия Христова не лишаемся.
Радуйтеся, яко радость ваша вечна во светлостех святых;
Радуйтеся, яко тояжде светлости вас ради и мы наследниками являемся.
Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.

Кондак 3

Силою Божиею ограждаем преподобный Кирилл князю Ростовскому со всяким усердием служаше и вкупе с ним во орду Агарянскую, мира ради, хождаше, да люди русские ослабу от ига их имут и Богу непрестанно поют: Аллилуиа.

Икос 3

Имущи помышление преподобнии Кирилл и Мария и людие о трикратном во чреве Мариином в церкве плода глашении и удивльшеся, разумеша нечто преславное и чудное быти; и по сих уведевше радостное сына рождение, радовахуся и радостная вам приношаху глаголюще:
Радуйтеся, двоице пресветлая, Богом совокупленная;
Радуйтеся, звезды непрелестнии, путь супружескаго жития богоугоднаго верно указующии.
Радуйтеся, родители благии добраго и избранного плода;
Радуйтеся, всякия благодати Божия его исполнившии.
Радуйтеся, супругов христиан ко благочестию наставницы;
Радуйтеся, доброму богобоязненному чад воспитанию их научающии.
Радуйтеся, целомудрия и воздержания супружескаго образи преизящнии;
Радуйтеся, хотящих богоугодно жити богомудрии учителие.
Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.

Кондак 4

Буря скорбей и напастей, воздвизаемая наместником Великаго Князя, не ослаби крепкия любве вашея яже к Богу, Кирилле и Марие блаженнии, но паче научи вы изряднее отражати разженныя стрелы лукаваго. Научите убо и нас вся скорби мира сего с кротостию преносити, в веселии вопия Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше, блаженнии, Варфоломея, дивное чадо ваше, некогда грамоте неискусна, чтуща богодухновенныя писмены, удивишася зело, и старца-схимника, премудрость ему даровавшаго, в дом свой прияша, заповедь Апостола Павла храняше: страннолюбия не забывайте; тем бо не ведяще неции странноприяша Ангелы. Таковую добродетель вашу воспевающе, вопием вам сице:
Радуйтеся, заповедей Христовых вернии исполнители;
Радуйтеся, учения Евангельского истиннии последователи.
Радуйтеся, угодницы Божии, житию великих святых сопричастницы;
Радуйтеся, странноприимства древняго праотца Авраама подражатели.
Радуйтеся, светом благочестнаго жития вашего, яко светила богосветлая, пресиявшии;
Радуйтеся, любовь и милосердие к бедным и сирым явившии.
Радуйтеся, безпомощным скории помощницы;
Радуйтеся, яко и нам присно помогаете и к Небесному Отечеству руководствуете.
Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.

Кондак 5

Боготечным звездам подобны бысте, преблаженнии Кирилле и Марие, егда пришедше от страны Ростовския в пределы княжества Московскаго и во граде Радонеже поселистеся, тамо сущих бо людей благочестием своим удивисте, подвизая пети: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше, святии, тщание сына своего, преподобнаго Сергия, к иноческому житию, моляху его, да пребудет с вами до кончины вашея. Он же, яко сын послушания, издетска наученный вами заповеди Господни исполняти, покорися воле вашей, Кирилле и Марие, якоже Божией, научая всех вопити вам тако:
Радуйтеся, блаженств Христовых причастницы;
Радуйтеся, честнаго супружества и попечения о чадех добрии образи.
Радуйтеся, ангелонравнии человецы;
Радуйтеся, преподобных и праведных сопричастницы.
Радуйтеся, Пресвятыя Троицы вернии угодницы;
Радуйтеся, яко и чад ваших угождати Ей научившии.
Радуйтеся, того ради сын ваш Триипостасному Божеству обитель дивную устроивый;
Радуйтеся, сего ради и ваша святыя имена прославлены есть по всей Руси.
Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.

Кондак 6

Проповедницы веры православныя и ревнители благочестия не словом токмо, но и житием вашим, бысте во граде Радонеже, прехвальнии Кирилле и Марие: темже и святая Церковь достойно почитает вас, немолчно воспевая Дивному во святых Своих Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия во граде Радонеже свет добродетельнаго вашего жития, преблаженнии Кирилле и Марие; егда же достигше возраста преклонна, во обитель Хотьковскую устремишася под покров Божией Матери притекше, тамо велий образ Ангельский на ся восприяли есте, темже образ вышшаго нам смирения показуя, емуже поучаяся, с любовию вопием вам таковая:
Радуйтеся, яко любве ради Господа мира сего славу остависте;
Радуйтеся, яко иноческое равноангельное житие усердно восприясте.
Радуйтеся, во обитель древнюю пришедшии и тамо покой себе обретшии;
Радуйтеся, Пречистей Деве Богородице души свои вручившии.
Радуйтеся, образ ангельский восприимшии и непорочно его сохраншии;
Радуйтеся, всем иноком и инокиням добрии образи.
Радуйтеся, прежде кончины вашея вся страсти умертвившии воздержанием;
Радуйтеся, святую схиму в броню спасения восприявшии.
Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.

Кондак 7

Хотя Человеколюбец Господь явити в житии вашем, преподобнии Кирилле и Марие, образ назидания, не токмо людем мирским, но и иноческому лику, внуши вам в старости маститей оставите славу земную и восприяти образ иноческий, в немже постом, бдением и молитвою добре подвизастеся, неустанно воспевая Триединому Богу Серафимскую песнь: Аллилуиа.

Икос 7

Новую благодать показа всех Творец и Владыка чрез вас, преподобнии, егда прешли есте от временныя сея юдоли плачевныя во обители вечныя. Святыя мощи ваша, аще и под спудом сокровенны, многая чудеса источаху, многим болящим исцеления подаваху; паче же приносимыя к вам младенцы исцеляху. Сего ради приимите, врачеве наши блаженнии, от нас похвалы сицевыя:
Радуйтеся, смертию временною пришедшии к жизни вечней;
Радуйтеся, от Господа нетлением и чудесы прославленнии.
Радуйтеся, яко память ваша с похвалами и успение со святыми;
Радуйтеся, яко имена ваша честны суть и благословенны во Отечестве вашем.
Радуйтеся, болящим младенцем исцеление подающии;
Радуйтеся, тяжко болящую девицу, с любовию к вам притекшую, от недуга избавившии.
Радуйтеся, о любящих и чтущих вас небеснии предстатели;
Радуйтеся, приснопросящии нам у Господа дары благости Его.
Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.

Кондак 8

Страшное и ужасное бедствие прииде на землю Московскую, егда язвою моровою уязвлены быша людие мнози во градех и весех, и множество их умроша. Тогда собор освященный со инокини молебныя пения вам приношаху и предстательствы вашими избавление от беды получиша, вопиюще благодеющему чрез вас Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Вси боголюбцы скорбию велиею объяты быша, егда во дни лихолетий, на землю Российскую пришедших, обитель Покрова Пречистая Девы в Хотькове богоборцы разорению и запустению предаша. Но память о вас, преподобнии, в людех жива бысть, и славляху чада российския житие ваше и чудеса благохвалении сицевыми:
Радуйтеся, чудотворцы наши предивныя;
Радуйтеся, не оставляющии нас в скорбныя дни.
Радуйтеся, града Хотькова и обители нашея ограждение несокрушимое;
Радуйтеся, на враги видимыя и невидимыя крепции нам споборницы.
Радуйтеся, благодеяний множество нам источающии;
Радуйтеся, милостию сострадания вашего всех объемлющии.
Радуйтеся, приснии всем нам ходатаи спасения;
Радуйтеся, неотступнии града Хотькова и обители нашея хранители.
Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.

Кондак 9

Вси Ангели и святых лики радовахуся радостию велиею, егда обитель ваша, преподобнии Кирилле и Марие, Церкви возвращена бысть и мощи ваша честныя, от лет древних Богом сокровенныя, в храме соборнем положены бысть. И возженна бяху молитвы лампада и людие вси узревше свет ея удивляхуся зело, к вам в напастех прибегают и помощь от вас получают; еяже и нас сподобите преподобнии, о вас вопиющих Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Витийство человеческое не довлеет к достойному прославлению чудес от мощей ваших и поныне совершающихся, преблаженнии Кирилле и Марие: старица бо немощная монахиня костное преломление претерпевшая и от врачей не утешанная, к вам, преподобнии, притекше и со слезами моляху вас. Вскоре же исцеление совершенное получив, во умилении сердца воспеша вам:
Радуйтеся, благодати Святаго Духа сосуди избраннии;
Радуйтеся, радости нам вечныя благоприятнии ходатаи.
Радуйтеся, старицу немощную от недуга скоро исцелившии;
Радуйтеся, исцелением сим искусных врачей удивившии.
Радуйтеся, нетленныя благоухающии цветы;
Радуйтеся, безсмертия немерцающии лучи.
Радуйтеся, на земли величием чудес блистающии;
Радуйтеся, на небеси со Ангелы Бога славящии.
Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.

Кондак 10

Спасение вечное унаследовавше, богоблаженнии Кирилле и Марие, душами вашими во обителех горних неразлучно в Бозе пребываете, святыми же мощми вашими во обители Пренепорочныя Девы нетленно вкупе почиваете и обильная исцеления источаете, нас в Горний Иерусалим оный руководствуя, вопиющих того Града Управителю: Аллилуиа.

Икос 10

Стена и прибежище всем к вам притекающим вы есте, преподобнии. Обитель бо ваша к жизни иночестей возрожденная множество ищущих спасения собра, их же вы от искушений и соблазнов сохраните, блаженнии, и монашескому деланию научите, да улучивше желаемое, принесут вам сицевыя благодарственныя словеса:
Радуйтеся, чадолюбивыя наши предстателие;
Радуйтеся, руководствующии нас ко Христу Богу.
Радуйтеся, наставляющии шествовати по заповедем Господним;
Радуйтеся, научающии терпеливо носити крест свой и Владыце нашему последовати.
Радуйтеся, яко с преподобным отцем нашим Сергием имеете дерзновение ко Христу Богу нашему и ко Святей Его Богоматери;
Радуйтеся, яко вы есте ходатаи о нас недостойных, жительствующих во святей обители нашей, ей же вы и начальницы.
Радуйтеся, яко Богом собранней дружине сей вы помощницы, заступницы и молитвенницы;
Радуйтеся, яко вашими молитвами сохраняема невредимы от бесов и от человек злых пребываем.
Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.

Кондак 11

Пение молебное приносят вам, преблаженнии Кирилле и Марие, не во обители Хотьковской токмо, но и в Высоцкой, сыном вашим основанней, многоцелебных мощей ваших часть имущей, славят чудеса вами совершаемыя: младенец бо недуг неисцельный имеяй, исцеление от вас получает, родителей радости безмерныя исполняя, вопиющих исцелений подателю Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светом трисиянным осияваеми, Кирилле и Марие, всеблаженнии, со всеми святыми предстоите ныне на Небеси Престолу Царя царствующих и оттуду, яко светила светозарнии, присно просвещаете души притекающих к раце мощей ваших и покаянию истинному научаете. Сего ради, прославляюще вас, глаголем:
Радуйтеся, яко скончали есте жизнь свою телом, но духом не отступаете от нас;
Радуйтеся, с верою приходящих к раце мощей ваших благодатно освящающии.
Радуйтеся, бисери сияющии и благодатно просвещающии человеков;
Радуйтеся, свети умнии, зарею Святаго Духа облистающии.
Радуйтеся, известнии умилостивители Царя Небеснаго;
Радуйтеся, призывающих молитвенно честная имена ваши скории услышатели.
Радуйтеся, упование на вас по Бозе возлагающих дивнии помощницы;
Радуйтеся, всем правоверным всякое прошение во их пользу исполняющии.
Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.

Кондак 12

Благодать от Бога данную вам ведяще, прилежно молим вы ныне, прехвальнии схимонаси: пролейте теплую о нас молитву ко Господу, да сохранит обитель нашу неврежденну от напастей и нестроений, и нас да помилует и спасет, вопиющих Ему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще ваше Богоугодное житие, преподобнии, и на небеси от Бога прославление, ублажаем праведное преставление ваше, величаем безчисленныя чудеса от святых мощей ваших истекающия, и на неусыпныя молитвы ваша уповающе, взываем вам сицевая:
Радуйтеся, житие ваше земное благочестне скончавшии;
Радуйтеся, от Царя Небеснаго венцы славы приемшии.
Радуйтеся, обличеннии в ризу благодатнаго нетления;
Радуйтеся, во благоухании святыни нетленно почивающии.
Радуйтеся, препоясаннии силою многих чудес;
Радуйтеся, яко рака ваша честная врачебница явися недугом человеческим.
Радуйтеся, яко от нея всяк с верою приходяй дары целебныя приемлет;
Радуйтеся, яко обитель наша мощей ради ваших по всей земле Российстей прославляется.
Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.

Кондак 13

О, преславнии чудотворцы и угодницы Господни Кирилле и Марие! Приимите сия моления наша от всея души вам ныне возносимыя и сподобите нас предстательствы вашими в чине ангельском достигнути Небеснаго Царствия, идеже вси святии, Ангели и человецы воспевают непрестанными гласы хвалу Пресвятей Троице, Богу нашему: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, а затем икос 1-й и кондак 1-й

Молитва преподобным Кириллу и Марии Радонежским

О, раби Божии, преподобнии Кирилле и Марие! Аще и скончали есте временную жизнь свою телом, но духом не отступаете от нас, руководствуете же ны ко Христу Богу, наставляете шествовати по заповедем Господним и носити крест свой и последовати Владыце нашему. Вы, преподобнии, вкупе с преподобным и Богоносным отцем нашим Сергием, вашим возлюбленным сыном, имеете дерзновение ко Христу Богу нашему и ко Святей Его Богоматери. Будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных, жительствующих во святей обители вашей, ей же вы и начальницы. Будите помощницы и заступницы Богом собранней дружине сей, да жительствующии на месте сем и приходящии с верою, вашими молитвами сохраняеми, невредими от бесов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Избраннии чудотворцы и предивнии угодницы Господни, Сергия великого Церкви Российстей даровавшии, преподобнии Кирилле и Марие, обители Хотьковския заступницы! Пение похвальное вам приносяще, молим вы усердно: яко имущии дерзновение ко Господу, предстательством вашим от всяких бед нас свободите и наследники Царствия Небеснаго нас соделайте, да зовем вам радостно: Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом молитвенницы. (Кондак 1 Акафиста преподобным Кириллу и Марии)

В трех километрах от Ростова Великого, на левом берегу реки Ишни, расположилась древняя обитель во имя Святой Живоначальной Троицы - Варницкий монастырь. Благочестивые наши предки построили его, желая увековечить в памяти грядущих поколений место, где родился великий подвижник земли Русской - преподобный Сергий Радонежский.
В начале XIV века здесь было имение его родителей - благородных и знатных бояр Кирилла и Марии. Боярин Кирилл состоял на службе у ростовских удельных князей и не раз, как доверенный и близкий человек, сопровождал их в опасных путешествиях в Орду. Суете городской жизни и княжеского двора супруги предпочитали тихое сельское уединение в своем поместье. Кирилл владел достаточным по своему положению состоянием, но по простоте тогдашних нравов, живя в деревне, не пренебрегал и обычными крестьянскими трудами.

Преподобный Епифаний Премудрый, составитель первого Жития святого Сергия Радонежского, говорит, что Кирилл и Мария были люди благородные и благоверные, «Божии угодники, праведные пред Богом и людьми и всякими добродетелями полны и украшены». Строгие блюстители всех церковных уставов, они любили храм Божий, молитву и особенно заботились о делах милосердия: помогали бедным, принимали странников, творили милостыню. Этому учили они и детей своих.

Подробных сведений о жизни этой блаженной четы до нас не дошло, но мы можем вслед за митрополитом Платоном (Левшиным) сказать, что «самый происшедший от них плод показал лучше всяких красноречивых похвал доброту благословенного древа. Счастливы родители, коих имена прославляются вечно в их детях и потомстве! Счастливы и дети, которые не только не посрамили, но и приумножили и возвеличили честь и благородство своих родителей и славных предков, ибо истинное благородство состоит в добродетели!»

Супруги имели уже сына Стефана, когда Господь даровал им другого сына - Варфоломея, будущего основателя Троицкой Лавры, красу Православной Церкви и несокрушимую опору родной земли. Задолго до его рождения дивный промысл Божий дал о нем знамение, как о великом избраннике Господнем и святой отрасли благословенного корня.

В один из воскресных дней, когда Мария молилась в храме на Божественной литургии, младенец трижды громко прокричал у нее во чреве. Все изумлялись такому чуду, а святая мать с тех пор стала особенно внимательна к своему духовному состоянию. Часто удаляясь от людских взоров, она со слезами горячо молилась о будущей судьбе своего ребенка. До его рождения Мария пребывала в строгом посте и сердечной молитве, и так дитя как бы предочищалось и освящалось еще до появления на свет. Праведные супруги, видя на себе великую милость Божию и желая быть достойными ее, дали обещание: если родится мальчик, посвятить его на служение Господу.

3 мая 1314 года в доме боярина Кирилла была великая радость: Бог даровал Марии сына. В сороковой день по рождении родители принесли младенца в церковь для крещения. Благоговейный иерей Михаил нарек ему имя Варфоломей, что значит «сын радости», в честь святого апостола Варфоломея. Священник, осененный Божественным Духом, произнес знаменательные слова о том, что ребенок будет «сосудом избранным Бога, обителью и слугой Святой Троицы».

Родители стали замечать в новорожденном нечто необыкновенное: когда матери случалось насыщаться мясной пищей, младенец не брал сосцов ее. То же повторялось по средам и пятницам. Сначала думали, что ребенок нездоров, но не нашли в нем никаких признаков болезни - напротив, он был всегда весел и радостен. Мария вскоре поняла, что дитя, наученное воздержанию еще во чреве, и по рождении как будто требует от матери поста. Тогда она стала еще строже поститься и совсем оставила мясную пищу.

Когда Варфоломею исполнилось семь лет, родители отдали сына учиться грамоте. Вместе с ним обучались и два его брата: старший - Стефан и младший - Петр. Братья учились успешно, а Варфоломей далеко отставал от них. Учитель наказывал его, родители увещевали, сам он много молился со слезами, испрашивая у Господа вразумления, но грамота никак не давалась мальчику. «Было же это, - замечает блаженный Епифаний, - по промыслу Божию, чтобы он научился книгам от Бога, а не от людей».

Однажды отец послал Варфоломея искать пропавших жеребят. В поле, под сенью высокого дуба, увидел он ангелоподобного старца-черноризца, саном пресвитера, и поведал ему свое сердечное горе. Старец сотворил прилежную молитву, а затем дал отроку часть святой просфоры «в знамение благодати Божией и разумения Святого Писания». Зная, с какой радостью и любовью принимают родители странников, мальчик упросил таинственного инока посетить их дом.
С честью встретили гостя праведные Кирилл и Мария и предложили ему радушное угощение. Старец ответил, что прежде следует вкусить пищи духовной, и велел Варфоломею прочесть псалмы. Тот стал отказываться, зная свое неумение, но инок дал ему в руки книгу и наказал читать слово Божие без сомнения. И случилось удивительное: отрок, получив благословение, начал стройно и внятно стихословить Псалтирь!.. После этого святой гость вкусил предложенной ему трапезы, благословил гостеприимных хозяев и пророчески возвестил, что сын их «будет обителью Святой Троицы и многих приведет вслед за собой к уразумению Божественных заповедей». Благочестивые супруги проводили старца до ворот, но вдруг он стал невидим. Кирилл и Мария, недоумевая, решили, что посетил их Ангел Божий… Глубоко хранили они в благоговейных сердцах слова небесного посланника.

А отрок между тем, возрастая летами, возрастал и в благочестии. Постепенно росло в нем желание иноческого подвига. Но не в Ростовской земле суждено было воссиять этому дивному светильнику. По промыслу Божию боярин Кирилл со всем своим семейством переселился в пределы Московского княжества, в село Радонеж, получив здесь поместье. Но сам он, по старости, уже не мог служить, и потому обязанность эту принял на себя его старший сын Стефан, который еще в Ростове женился. Младший сын Петр также избрал для себя супружескую жизнь.
Варфоломей же всей душой стремился к жизни подвижнической. Помышляя о суете всего земного, он стал просить у отца и матери благословения на иноческий путь. «Помедли, чадо, - отвечали ему родители, - ведь мы стары и немощны, и позаботиться о нас некому. Хорошо, что ты печешься, как угодить Богу: это намерение благое. Только послужи нам немного, проводи нас в могилу, тогда и свое желание исполнишь». И благодатный сын повиновался. Он прилагал все свое старание, чтобы упокоить святых родителей в старости и заслужить их благословение и молитвы.

Какой поучительный пример и родительского благоразумия, и сыновнего послушания! Кирилл и Мария не старались угасить в сыне его божественное желание, но только указывали ему на свои нужды, а втайне, вероятно, хотели дать ему время испытать себя и утвердиться в святом намерении. А благоразумный юноша, зная высоту и достоинство монашеского призвания, с кротостью взирал на заповедь Божию: «Чти отца и матерь» (Мф. 15, 4) и соглашался ждать, до времени смирив свое сердечное стремление, чтобы сохранить повиновение родителям и наследовать их благословение.

С течением времени дух иночества сообщился от сына родителям: под конец своей многоскорбной жизни Кирилл и Мария пожелали и сами, по благочестивому обычаю древности, воспринять на себя ангельский образ. В трех верстах от Радонежа находился Покровский Хотьков монастырь, который в то время состоял из двух отделений - для старцев и стариц. В эту обитель и направили свои стопы праведные Кирилл и Мария, чтобы здесь провести остаток дней своих в подвиге покаяния и приготовлении к вечной жизни.
Почти в то же время скончалась супруга их старшего сына Стефана - Анна, оставив двух малолетних сыновей - Климента и Иоанна, который впоследствии стал Феодором, святителем Ростовским. Похоронив жену в Покровском монастыре, Стефан не пожелал уже возвращаться в мир. Поручив детей своих брату Петру, он остался в Хотькове, чтобы принять монашество и послужить своим немощным родителям.


Будучи в преклонных летах, схимники-бояре недолго потрудились в своем новом звании: в 1337 году они мирно отошли ко Господу. Перед своей кончиной святые родители благословили Варфоломея на иноческий подвиг иконами Божией Матери «Одигитрия» и святителя Николая Чудотворца. Дети почтили их слезами сыновней любви и погребли под сенью той же Хотьковской обители, которая с этого времени сделалась усыпальницей Сергиева рода. Здесь же со временем был похоронен и младший сын преподобных Кирилла и Марии - Петр, с супругой Екатериной.
Отдавая последний долг сыновней любви, Варфоломей неотлучно провел в Покровском монастыре сорок дней, пока совершалось установленное Церковью поминовение новопреставленных. Свою молитву он соединял с делами милосердия: каждый день кормил странников и раздавал милостыню нищим. Передав оставшееся после родителей наследство младшему брату Петру, преподобный юноша устремился к духовным подвигам.

Оставаться в Хотькове у него не было намерения - его душа жаждала безмолвия пустыни. Вместе со старшим братом Стефаном они покидают гостеприимную обитель Хотьковскую и в десяти верстах от нее, в густом первобытном лесу, на возвышенности Маковец, ставят себе убогую келию, а рядом с ней малую церковь во имя Живоначальной Троицы. Здесь Варфоломей был пострижен в монашество с именем Сергий, а на месте скромной пустыньки впоследствии суждено было Богом процвести великой и славной Лавре.

Свято-Троицкая Лавра во все времена являлась излюбленным местом паломничества многочисленных богомольцев, которые прибегали к молитвенному предстательству великого Заступника Русской земли - авве Сергию. Существует предание, что преподобный Сергий заповедал, прежде чем идти к нему в Троицкую обитель, зайти в Покровский монастырь и помолиться о упокоении его родителей. В «Троицких листках» XIX века так описывается этот трогательный старинный обычай: «Чтобы угодник Божий услышал молитву, чтобы милостиво принял пришельца под своим благодатным покровом, сей пришелец сначала идет поклониться на могилке его праведных родителей, чтобы явиться к благодатному сыну от дорогой ему могилы как бы с напутствием от самих праведных родителей».





Почитание схимонаха Кирилла и схимонахини Марии.

Почитание схимонаха Кирилла и схимонахини Марии началось сразу после преставления их великого сына. «Свидетельства церковного предания об их святости многочисленны, они восходят еще к XVI веку. Уже в Лицевом житии святого Сергия родители его изображены с нимбами». У мощей их, неизменно покоящихся в Покровском соборе Хотькова монастыря, непрестанно читали Псалтирь и служили панихиды. Летопись Покровской обители приводит множество свидетельств исцелений от тяжких недугов по заступничеству родителей преподобного Сергия. Трижды их святыми молитвами Хотьков монастырь был избавлен от моровой язвы и холеры во время эпидемий 1771, 1848 и 1871 годов. В 1771 году, во время смертоносной язвы, была составлена молитва схимонаху Кириллу и схимонахине Марии для чтения на «Славах» неусыпаемой Псалтири у их гробницы; ее читали несколько месяцев, и обитель не пострадала.

В XIX столетии почитание праведных Кирилла и Марии распространилось по всей России. Их имена были занесены в списки местночтимых святых подвижников благочестия Северо-Восточной Руси, на что указывают месяцесловы того времени. О почитании преподобных свидетельствует и повествование из летописи Серафимо-Дивеевского монастыря (глава XII), где говорится, что среди икон, которые преподобный Серафим Саровский в разное время прислал в благословение основанной им Дивеевской обители, был средней величины образ Радонежского чудотворца Сергия и образ его блаженных родителей - преподобных Кирилла и Марии.

Для верующих людей всегда было ощутимым духовное общение преподобного Сергия с его святыми родителями - смиренными схимниками, которых он похоронил в Хотьковской обители; по народному преданию, к месту их упокоения он нередко хаживал при жизни из своей лесной пустыни. И в Лавре, и в Хотькове богомольцы покупали образки, на которых святой Сергий изображен молящимся у гроба своих родителей с кадилом в руке. Это память о его сыновней любви к отцу и матери, которым он смиренно и преданно послужил до их блаженной кончины.

В 1922 году Хотьков монастырь был закрыт, и много лет в нем царило запустение. Но и в разоренную обитель люди Божий приходили просить помощи и заступления у преподобных. Почитание праведных Кирилла и Марии, вера в святость и силу их молитв были глубоко засвидетельствованы в сознании нашего народа. В сердцах верующих людей никогда не угасала надежда на возрождение святыни.

В 1981 году было установлено празднование Собора Радонежских святых, в сонме которых прославлены схимонах Кирилл и схимонахиня Мария, и молитва им помещена в июльской Минее.
1992 год стал знаменательным для Покровского Хотькова монастыря. 3 апреля 1992 года, в год празднования 600-летия со дня преставления преподобного Сергия, совершилось общецерковное прославление преподобных Кирилла и Марии. Канонизация достойно увенчала шестивековое почитание родителей великого подвижника, давших миру образец святости и христианского устроения семьи.

Сень над мощами прп Кирилла и Марии. Покровский Хотьков монастырь.

В том же 1992 году было принято решение Священного Синода о восстановлении монашеской жизни в Покровской обители. В соборе Покрова Пресвятой Богородицы покоится главная святыня монастыря - мощи преподобных Кирилла и Марии, родителей великого Сергия.
В наше время сила заступничества святых родителей преподобного Сергия вновь стала явной во многих чудотворениях, происходящих по молитве к ним, а также от их мощей. По словам профессора Московской Духовной академии архимандрита Матфея (Мормыля),
«на гробнице преподобных Кирилла и Марии, находящейся в Покровском монастыре, засвидетельствованы многочисленные исцеления младенцев, родители которых обращались к святым с молитвой».

Высок подвиг преподобных Кирилла и Марии. Эта святая чета явилась благочестивым корнем, давшим Русской земле и всему миру многие прекрасные и угодные Богу плоды, но особенно дивный - Сергия великого, печальника и молитвенника о душах наших. Прославленные Церковью за свою богоугодную жизнь и за подвиг доброго честного супружества, они по своем успении встали на небесное служение - быть покровителями семейной жизни, научая нас христианскому устроению жизненного пути. Множество боголюбивых паломников идет в Хотьков монастырь к раке с чудотворными мощами достохвальной четы за родительским благословением, изливая перед преподобными свои скорби и радости, испрашивая помощи, утешения, исцеления. Восстановление благочестивой семьи, освященной, проникнутой духовными традициями - путь к возрождению нашего Отечества.
Почтим благодарной памятью праведных родителей Игумена земли Русской, прибегая к их предстательству с горячей верой, надеждой и теплым прошением: «Усердно молите Господа низпослати нам дух любве и смиренномудрия, да в мире и единомыслии прославим Троицу Единосущную».

Память преподобных Кирилла и Марии совершается 18 января, 28 сентября, и 6 июля (в составе Собора Радонежских святых) по старому стилю, а также в четверток седмицы мытаря и фарисея.

По изданию: «Акафист преподобным Кириллу и Марии, Радонежским чудотворцам, с житием. – Покровский Хотьков монастырь, 2014.- 56с.»

Тропа́рь, глас 3-й:

Блаже́нств Христо́вых прича́стницы, честна́го супру́жества и попе́чения о ча́дех до́брый о́бразе, пра́веднии Кири́лле и Мари́е, плод благоче́стия, Се́ргия преподо́бнаго, нам яви́вшии, с ним же усе́рдно моли́те Го́спода низпосла́ти нам дух любве́ и смиренному́дрия, да в ми́ре и единомы́слии просла́вим Тро́ицу Единосу́щную

Конда́к, глас 4-й

Днесь, ве́рнии, соше́дшеся, восхва́лим дво́ицу блаже́нную, благове́рнаго Кири́лла и Мари́ю добронра́вную, ти́и бо мо́лятся вку́пе с возлю́бленным сы́ном свои́м, преподо́бным Се́ргием, ко Еди́ному во Святе́й Тро́ице Бо́гу, Оте́чество на́ше в правове́рии утверди́ти, до́мы ми́ром огради́ти, ю́ныя от напа́стей и собла́знов изба́вити, ста́рость укрепи́ти и спасти́ ду́ши на́ша.

Молитва преподобным Кириллу и Марии, родителям преподобного Сергия Радонежского.

О раби́ Бо́жии, преподо́бнии Кири́лле и Мари́е! А́ще и сконча́ли есте́ вре́менную жизнь свою́ те́лом, но ду́хом не отступа́ете от нас, руково́дствуете же ны ко Христу́ Бо́гу, наставля́ете ше́ствовати по за́поведем Госпо́дним и носи́ти крест свой и после́довати Влады́це на́шему. Вы, преподо́бнии, вку́пе с преподо́бным и богоно́сным отце́м на́шим Се́ргием, ва́шим возлю́бленным сы́ном, име́ете дерзнове́ние ко Христу́ Бо́гу на́шему и ко Святе́й Его́ Богома́тери. Бу́дите моли́твенницы и хода́таи о нас, недосто́йных, жи́тельствующих во святе́й оби́тели ва́шей, ей же вы и нача́льницы. Бу́дите помо́щницы и засту́пницы Бо́гом со́бранней дружи́не сей, да жи́тельствующии на ме́сте сем и приходя́щий с ве́рою, ва́шими моли́твами сохраня́еми, невреди́ми от бесо́в и от челове́к злых пребу́дем, сла́вяще Святу́ю Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Преподобный Сергий дал заповедь: «прежде чем идти к нему, помолиться об упокоении его родителей над их гробом». Все предпринимающие путешествие для богомолья в Троицкую Лавру поставляют долгом — вследствие завещания Преподобного — предварительно посетить Хотьковский Покровский монастырь и поклониться гробницам его родителей. (Рака с мощами преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии Радонежских и Хотьковских чудотворцев в данный момент находится в Никольском соборе Покровского Хотькова монастыря).
В конце XIII - начале XIV века в 4 км от Ростова Великого, на берегу реки Ишни, в селе Варницы, находилось поместье знатных ростовских бояр Кирилла и Марии (На месте имения Кирилла и Марии под Ростовом теперь находится Варницкий монастырь).

Кирилл состоял на службе у Ростовских князей — сначала у князя Константина II Борисовича, а потом у Константина III Васильевича, которых он, как один из самых близких к ним людей, не раз сопровождал в Золотую Орду. Св. Кирилл владел достаточным по своему положению состоянием, но по простоте тогдашних нравов, живя в деревне, не пренебрегал и обычными сельскими трудами.
Супруги имели уже сына Стефана, когда Бог даровал им другого сына - будущего основателя Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, преподобного Сергия (всего у супругов было 3 детей — Стефан, Варфоломей (будущий Сергий Радонежский) и Пётр). Задолго до рождения Промысл Божий дал о нем знамение, как о великом избраннике Божием. По преданию, когда его мать, беременная им, была в церкви, ребенок, к великому изумлению всех присутствовавших, трижды воскликнул громким голосом в материнском чреве: в начале чтения Евангелия, перед пением Херувимской и в момент, когда священник возгласил: «Вонмем, Святая святым!» После этого мать стала особенно следить за своим духовным состоянием, помня, что носит во чреве младенца, которому предназначено быть избранным сосудом Духа Святого. Пост Мария соблюдала всю беременность, не давая себе поблажек.
Праведная Мария вместе с мужем дают обет: если родится у них мальчик, принести его в церковь и отдать Богу.
3 мая 1314 года праведных родителей посетила великая радость: родился мальчик. В 40-й день по рождении Младенца принесли в церковь, чтобы совершить над ним таинство крещения. Священник Михаил назвал младенца Варфоломеем, ибо в этот день (11 июня) праздновалась память святого апостола Варфоломея. Это имя по своему значению - «Сын радости (утешения)» было особенно утешительно для родителей. Священник почувствовал, что это особый младенец и, осененный Духом Божественным, предрек: «радуйтесь и веселитесь, ибо будет ребенок сей сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы».
С первых дней жизни младенец Варфоломей всех удивлял постничеством: по средам и пятницам он совсем ничего не ел, а в другие дни отказывался от материнского молока, если Мария ела мясо. Воздержанный постом во чреве, младенец и по рождении как будто требовал от матери поста. И она стала строже соблюдать пост: совсем оставила мясную пищу, и младенец, кроме среды и пятницы, всегда после этого питался ее молоком.

Когда Варфоломею исполнилось 7 лет, родители отдали его учиться грамоте, чтобы мог он читать и разуметь Слово Божие. Вместе с ним учились и два брата его: старший Стефан, и младший Петр. Братья обучались успешно, а Варфоломей далеко отставал от них. Учитель наказывал его, товарищи упрекали и даже смеялись над ним, родители уговаривали; да и сам он напрягал все усилия своего детского ума, проводил ночи над книгою, и часто, укрывшись от взоров людских, где-нибудь в уединении, горько плакал о своей неспособности, горячо и усердно молился Господу Богу: «Дай же Ты мне, Господи, понять эту грамоту; научи Ты меня. Господи, просвети и вразуми!» Но грамота все же ему не давалась. Пока однажды, посланный отцом в поле за лошадьми, 13-летний Варфоломей не встретил старца-схимника. Он попросил того прийти в дом своих родителей, за трапезой старец предсказал Кириллу и Марии, что «отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь». Благословив их, схимник удалился. Грамота Варфоломею, к родительской радости, с той поры стала даваться легко.

Когда Варфоломею исполнилось 15 лет (около 1328 года), Ростовское княжество попало под власть Московского великого князя Ивана Калиты. В Ростов был назначен наместником один из московских бояр, который притеснял и грабил жителей. Многие из ростовцев стали покидать город. В числе их был и боярин Кирилл. Кроме притеснений московских воевод, он еще и разорился, и не желал оставаться там, где некогда жил в богатстве и почете. Для жительства он выбрал маленький городок Радонеж в Московских землях (в 12 км от Троицкой Лавры, по направлению к Москве, есть село Городище или Городок, которое в древности носило имя Радонеж).
По обычаю того времени Кирилл должен был получить поместье, но по старости уже не мог служить Московскому князю, и эту обязанность принял на себя его старший сын Стефан, к тому времени уже женатый. Младший из сыновей Кирилла и Марии - Петр, также женился, но Варфоломей и в Радонеже продолжал свои подвиги. Когда ему было около двадцати лет, он попросил у родителей благословения на монашество. Родители не возражали, но просили подождать только до их смерти: с уходом они потеряли бы последнюю поддержку, так как два старших брата были уже женаты и жили отдельно. Благодатный сын повиновался и делал все, чтобы успокоить старость своих родителей, которые не принуждали его вступить в брак.
В то время на Руси распространен был обычай принимать иночество под старость. Так поступали простецы, князья и бояре. Согласно этому благочестивому обычаю Кирилл и Марию в конце своей жизни тоже приняли сначала иноческий постриг, а потом и схиму в Хотьковском Покровском монастыре, который располагался в 3 км от Радонежа и был в то время одновременно мужским и женским. Почти в то же время произошла печальная перемена и в жизни их старшего сына Стефана: жена его умерла, оставив двух сыновей. Похоронив супругу в Хотьковском монастыре, Стефан не пожелал уже возвращаться в мир. Поручив своих детей младшему брату Петру, он здесь же в Хотькове принял монашество.

Преподобный Сергий у мощей своих родителей
В 1337 году схимонах Кирилл и схимонахиня Мария отошли ко Господу. Перед своей блаженной кончиной они благословили Варфоломея на иноческий подвиг.
Дети погребли их под сенью Покровской обители, которая с этого времени стала последним приютом и усыпальницей Сергиева рода.

Рака с мощами преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии Радонежских и Хотьковских чудотворцев в данный момент находится в Никольском соборе Покровского Хотькова монастыря

Мощи преподобных Кирилла и Марии в Покровском соборе
Уже будучи игуменом, преподобный Сергий часто ходил из основанного им монастыря (ныне – Троице-Сергиева Лавра) к могилам родителей и, по преданию, завещал идущим к нему прежде помолиться о его родителях в Хотьково. Так и повелось: перед тем, как отправляться в Троице-Сергиеву Лавру, богомольцы приходили в Покровский монастырь в Хотьково, желая «поклониться на могилке его праведных родителей, чтобы явиться благодатному сыну от дорогой ему могилы как бы с напутствием от самих праведных родителей».

До самой революции 1917 года мощи преподобных покоились под полом Покровского собора в Хотьковском монастыре. А после ликвидации монастыря рабочие, которые занимались его перестройкой под склады и мастерские… разрешили верующим забрать мощи и, более того, сами помогли вскрыть полы храма и вынести останки. Мощи были положены в склепе на территории монастыря, причем никаких знаков или надписей на склеп не нанесли – место помнили только непосредственные участники этих событий…

Общецерковное прославление Кирилла и Марии в лике святых состоялось в 1992 году, ровно через 600 лет после преставления их «сына радости», преподобного Сергия Радонежского.
Сегодня их мощи возвращены в Хотьковский монастырь. Память празднуется через день после памяти их знаменитого сына – 11 октября, 31 января и в день собора Радонежских святых – 19 июля, на следующий день после памяти обретения мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского.

Покровский Хотьков монастырь
Летопись Хотьковского Покровского монастыря приводит свидетельства о том, как молитвенное обращение к преподобному Сергию и его родителям спасало людей от тяжких недугов. Особенно проявилось их заступничество во время народных бедствий - страшной моровой язвы 1770-1771 годов, эпидемий холеры в 1848 году и 1871 году. Тысячи людей стекались в Хотьково. У гробницы родителей преподобного читалась неусыпно Псалтирь и молитва святым схимонаху Кириллу и схимонахине Марии. В то же время они уже местно почитались в монастыре. И всякий раз множество людей сохранялись от губительных болезней.

Молитва ко преподобным Кириллу и Марии
О раби Божии, преподобнии Кирилле и Марие! Аще и скончали есте временную жизнь свою телом, но духом не отступаете от нас, руководствуете же ны ко Христу Богу, наставляете шествовати по заповедям Господним и носити крест свой и последовати Владыце нашему. Вы, преподобнии, вкупе с преподобным и Богоносным отцем нашим Сергием, вашим возлюбленным сыном, имеете дерзновение ко Христу Богу нашему и ко Святей Его Богоматери. Будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных, жительствующих во святей обители вашей, ей же вы и начальницы. Будите помощницы и заступницы Богом собранней дружине сей, да жительствующии на месте сем и приходящии с верою, вашими молитвами сохраняеми, невредими от бесов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Тропарь, глас 3
Блаженств Христовых причастницы, честнаго супружества и попечения о чадех добрый образе, праведнии Кирилле и Марие, плод благочестия, Сергия преподобнаго нам явившии, с ним же усердно молите Господа низпослати нам дух любве и смиренномудрия, да в мире и единомыслии прославим Троицу Единосущную.
Кондак, глас 4
Днесь, вернии, сошедшеся, восхвалим двоицу блаженную благовернаго Кирилла и Марию добронравную, тыя бо молятся вкупе с возлюбленным сыном своим, преподобным Сергием, ко Единому во Святей Троице Богу, отечество наше в правоверии утвердити, домы миром оградити, юныя от напастей и соблазнов избавити, старость укрепити и спасти души наша.
Величание
Ублажаем, ублажаем вас, преподобнии Кирилле и Марие и преподобне отче наш Сергие, и чтим святую память вашу, наставницы монахов и собеседницы Ангелов.



Новое на сайте

>

Самое популярное