Домой Печи и системы отопления Российские суда на подводных крыльях: впервые в XXI веке. Суда на подводных крыльях

Российские суда на подводных крыльях: впервые в XXI веке. Суда на подводных крыльях

Путешествуя по нашей стране каждый день открываешь для себя что-то новое. Вот и сегодня в круизе Москва - Соловецкие острова в Петрозаводске я обнаружил вот такую диковину. Это суда на подводных крыльях "Комета" и "Метеор". Так как я не был подготовлен к встрече с подобными судами, то "Метеор" практически не попал в кадр, так как думал, что они одинаковые. Из Петрозаводска "Метеоры" и "Кометы" выполняют рейсы по Онежскому озеру на Кижи, Великую Губу и Шалу. Стоимость проезда, например, до Кижей - 1375 рублей в одну сторону. Удовольствие не из дешевых.

1. "Комета" — серия морских (первый в этом классе) пассажирских теплоходов на подводных крыльях. Теплоход разработан в 1961 году в ЦКБ по судам на подводных крыльях им. Р. Е. Алексеева. Серийно производились в 1964—1981 годах на Феодосийском судостроительном заводе "Море" (всего было построено 86 "Комет", в том числе 34 на экспорт) и в 1962—1992 годах на Потийской судоверфи (проект 342 МЭ, 39 судов).

2. Водоизмещение 41,2 т (порожнее), 58,3 т (полное), длина35,1 м, ширина11,0 м, высота 7,8 м (при ходе на крыльях), осадка 3,6 м (при стоянке), 1,7 м (при ходе на крыльях).

3. На теплоходе установлено 2 дизельных двигателя M-401А, 1 вспомогательный дизель-генератор-компрессор-насос. Мощность 2200 л.с, движитель 2 винта, скорость хода 60 км/ч (максимальная), 55-57 км/ч или 30 узлов (эксплуатационная).

4. Экипаж5 чел., пассажировместимость до 120 человек (в зависимости от модификации). Пассажиры размещаются в трёх салонах, оборудованных мягкими креслами: носовом, среднем и кормовом. Пассажирский салон напоминает салон самолета, ведь даже кресла стоят самолетного типа.

5. На стоянке и при следовании с малой скоростью судно на подводных крыльях удерживается на воде за счёт силы Архимеда, как и обыкновенное водоизмещающее судно. На высокой скорости за счёт создаваемой этими крыльями подъёмной силы судно поднимается над водой. При этом значительно уменьшается площадь контакта с водой, и, следовательно гидродинамическое и лобовое сопротивление воды, что позволяет развивать более высокую скорость.

6. "Метеор", проект 342Э речной пассажирский теплоход на подводных крыльях, разработанный Ростиславом Алексеевым. Производились с 1961 по 1991 год на Зеленодольском судостроительном заводе им. А. М. Горького. Всего было построено более 400 теплоходов этой серии.

7. А эта фотография бонус. Вот такой закат был сегодня на Онежском озере.

Следующий мой пост будет про город Петрозаводск. Как говорится, Stay tuned.

ПлохоОтлично

Длина готовой модели: 35 см
Количество листов: 12
Формат листов: A4

Описание, история

Комета - серия морских (первый в этом классе) пассажирских теплоходов на подводных крыльях . Разработан в 1961 году . Серийно производились в 1964 -1981 годах на феодосийском судостроительном заводе «Море» (всего было построено 86 «Комет», в том числе 34 на экспорт) и в 1962-1992 годах на потийской судоверфи (проект 342 МЭ, 39 судов).

Комета

Основная информация
Тип
Государство СССР
Класс М
Верфь «Море»
Введено в эксплуатацию 1962 год
Параметры
Длина 35,1 м
Ширина 11,0 м (наибольшая)
Высота ? м (при стоянке)
7,8 м (при ходе на крыльях)
Средняя осадка 3,6 м (при стоянке)
1,7 м (при ходе на крыльях)
Водоизмещение 41,2 (порожнее)
58,3 (полное)
Технические данные
Силовая установка 2 дизельных M-401А, 1 вспомогательный дизель-генератор-компрессор-насос
Винты 2
Мощность 1100 л.с.
Скорость 60 км/ч (максимальная)
55-57 км/ч или 30 узлов(эксплуатационная)
Автономность плавания 600 км
Экипаж 5 чел.
Пассажировместимость 120 человек (в зависимости от модификации)

История создания

В СССР первые Попытки создания судна на подводных крыльях (СПК) относятся к началу 30-х годов. Их авторами являются ученые ЦАГИ В.Г.Фролов и А.Н.Владимиров, которые в период 1933 - 1937 гг. проводили экспериментальные исследования подводных крыльев в гидроканале ЦАГИ. В 1934 году они разработали компоновку судна на двух подводных крыльях и построили его самоходную модель ЭГО-1 массой 300 кг. При помощи двигателя 10 кВт модель развивала скорость 32 км/час. Устойчивость хода на модели достичь не удалось. В это же время известными советскими учеными М.В.Келдышем, Н.Е.Кочиным, М.А.Лаврентьевым, Л.И.Седовым и Л.Н.Сретенским были выполнены фундаментальные теоретические исследования гидродинамики подводных крыльев, позволившие объяснить механизм и закономерность возникновения и изменения подъемной силы вблизи поверхности воды.

В 1941 году на заводе "Красное Сормово" начал работы по созданию СПК выпускник кораблестроительного факультете Горьковского индустриального института Ростислав Евгеньевич Алексеев, темой дипломного проекта которого был торпедный катер на подводных крыльях и его пассажирский вариант. Увлеченный идеей создания СПК, Алексеев при поддержке руководства завода развернул активную научно-исследовательскую и проектно-конструкторскую деятельность по реализации своих дипломных разработок и идей, связанных с созданием СПК. По результатам работ, в ходе которых были созданы современная экспериментальная база скоростной гидродинамики, построены и испытаны многочисленные несамоходные и самоходные модели СПК с различными конструкциями подводных крыльев, Р.Е.Алексеев в 1944-1945 годах предложил выдающуюся идею использования в СПК малопогруженных (глубина погружения 15-30% хорды) подводных крыльев, получившую статус изобретения.

Впервые это изобретение было практически реализовано Алексеевым в 1947 году, когда по его проекту завод "Красное Сормово" поставил на подводные крылья советский серийный глиссирующий торпедный катер ТКА 123 бис. В заключении государственной комиссии по приемке этого катера с подводными крыльями отмечено, что "впервые в Советском Союзе создан совершенно новый боевой тип торпедного катера - катер на подводных крыльях, превосходящий его бескрылый вариант на 10(!) узлов по скорости (с 90 до 110 км/ч) и на 2(!) балла по мореходности (с 3-х до 5-ти баллов)".

В 1951 году за это выдающееся достижение Р.Е.Алексеев и ведущие специалисты его конструкторского коллектива - Н.А.Зайцев, И.И.Ерлыкин, Л.С.Попов - были удостоены Сталинской премии. В 1949 под руководством Р.Е.Алексеева разработал проект первого речного пассажирского СПК на малопогруженных подводных крыльях на 60 человек со скоростью 70 км/ч. Однако, по режимным соображениям разрешение на его создание Алексеев получил лишь в 1956 году.

В 1956 году, т.е. спустя семь лет после разработки первого своего проекта СПК, Р.Е.Алексеев получил разрешение и разработал свой второй проект речного пассажирского теплохода на малопогруженных подводных крыльях, названный "Ракета", на 66 пассажиров со скоростью 65 км/ч. Он был построен и сдан в эксплуатацию в 1957 году. С этого времени берет начало эра отечественных СПК, наиболее известными из которых являются: теплоход "Ракета" (1957 год), катер "Волга" (1958 г, 5 мест, скорость 60 км/ч), теплоходы "Метеор" (1958 г, 128 мест, 65 км/ч), "Комета" (1959 г, 118 мест, 65 км/ч), "Беларусь (1962 г, 40 мест, 55 км/ч), "Колхида" (1970 г, 120 мест, 60 км/ч), "Восход" (1970 г, 60 мест, 60 км/ч).

За создание и внедрение в народное хозяйство пассажирских судов на подводных крыльях группе ведущих специалистов ЦКБ по СПК: Алексееву Р.Е., Зайцеву Н.А., Маскалику А.И., Зобнину Б.А., Сушину Г.В., Шапкину И.М., Ерлыкину И.И., Попову Л.С., Васину А.И., Рябову К.Е. и капитану ВОРП Полуэктову В.Г. в 1962 году присуждена Ленинская премия.

Для СПК экономически целесообразная скорость движения ограничена величиной около 100 км/час.(в современных спк военного назначения скорость ограничена 180 км/час) Такое ограничение вызвано проблемой кавитации подводного крыла (кипение воды вследствие разрежения в зоне обтекания крыла), которая резко снижает его гидродинамические характеристики. И хотя на созданных под руководством Р.Е.Алексеева судах на малопогруженных подводных крыльях удалось достичь скоростей до 140 км/час при бескавитационном обтекании крыла, СПК оказались мало перспективными для дальнейшего повышения скорости. Это стало одной из основных причин активизации работ Р.Е.Алексеева по поиску нового принципа движения судов, свободного от отмеченных основных недостатков (волновой и кавитационный барьеры). Исключить влияние этих факторов оказалось возможным, только исключив контакт

В моем детстве не было ничего более завораживающего, чем смотреть на реактивные гражданские самолеты и суда на подводных крыльях. Их стремительные обводы словно вышли из будущего, из научно-фантастических романов, которыми мы зачитывались. Когда на морском горизонте появлялись стремительные морские« Кометы», все пляжи невольно замирали, провожая глазами эти удивительные суда. А вопрос о том, на чем ехать из Ленинграда в Петродворец, был риторическим — конечно, на «Метеоре». Судами на подводных крыльях Советский Союз гордился так же, как космическими ракетами.

Подрезанные крылья

Можно сказать, что на подводные крылья наша страна встала одной из последних. Первые эксперименты судостроители начали проводить еще в конце XIX века. Довольно быстро пароходы уперлись в скоростной предел в районе 30 узлов (около 56 км/ч). Для прибавления к этой скорости еще одного узла требовалось почти троекратное увеличение мощности двигателей. Именно поэтому быстроходные военные корабли потребляли уголь как хорошая электростанция.

Чтобы преодолеть сопротивление воды, было придумано красивое инженерное решение — поднять корпус судна над водой на подводных крыльях. Еще в 1906 году судно на подводных крыльях (СПК) итальянца Энрико Форланини достигло скорости в 42,5 узла (около 68 км/ч). А 9 сентября 1919 года американское СПК HD-4 установило мировой рекорд скорости на воде — 114 км/ч, что и для нашего времени превосходный показатель. Казалось, еще немного, и весь флот станет крылатым.


«Комета 120М» в цехе рыбинского судостроительного завода напоминает скорее недостроенный космический корабль, чем пассажирское судно.

До Второй мировой войны почти все промышленно развитые страны поэкспериментировали с подводными крыльями, но дальше опытных моделей дело не пошло. Довольно быстро вылезли наружу недостатки новых судов: малая устойчивость при волнении, большой расход топлива и отсутствие легких морских «быстрых» дизелей. Дальше всех продвинулись в создании СПК германские инженеры, небольшими сериями выпускавшие во время войны катера на подводных крыльях. После войны главный немецкий конструктор по СПК барон Ганс фон Шертель основал в Швейцарии компанию Supramar и приступил к выпуску пассажирских судов на подводных крыльях. В США СПК занялась компания Boeing Marine Systems.

Русские вступили в эту гонку последними, однако при словах Hydrofoil Boats весь мир в первую очередь вспоминает советские суда на подводных крыльях. За все время Boeing сумел построить около 40 СПК, Supramar — около 150, а СССР — более 1300. И произошло это благодаря таланту и нечеловеческой упертости одного человека — главного конструктора отечественных СПК Ростислава Евгеньевича Алексеева.


Ракета

Довольно долго небольшому конструкторскому бюро Алексеева, которое в Нижнем Новгороде занималось судами на подводных крыльях, не везло: его перебрасывали от министерства к министерству, от одного завода к другому, и большинство заказов уходило к конкурентам в Ленинград в ЦКБ-19, обладавшее несравнимо бóльшим лоббистским потенциалом. Но в отличие от питерцев, Алексеев с самого начала грезил гражданскими судами. Впервые он попытался наладить выпуск гражданского СПК еще в 1948 году, когда предложил заводу «Красное Сормово» проект скоростного разъездного катера на подводных крыльях со скоростью хода более 80 км/ч. Тем более, что к тому времени уже два года удивительная самоходная модель А-5 рассекала на подводных крыльях гладь Волги, завораживая мальчишек. Руководителям того времени идея иметь для разъездов скоростной катер показалась заманчивой — дорог вдоль рек почти не было.

На «Красное Сормово» начали поступать заказы, но военные запретили работы по гражданскому использованию катеров на подводных крыльях по причине секретности. Алексеев потом еще много раз прибегал к различным уловкам, пытаясь обойти военные запреты, и получал бесконечные выговоры. В итоге выстрелила совершенно невероятная история — в обход Минсудпрома Алексеев добился рассмотрения вопроса о постройке пассажирского судна на подводных крыльях на парткоме завода «Красное Сормово». Партком его поддержал и рекомендовал руководству построить такое судно силами завода.


Партии в то время мало кто мог отказать. К тому же Алексеев заручился поддержкой речников — Минречфлота — и вышел на оргкомитет 6-го Всемирного фестиваля молодежи в Москве с предложением показать в действии первое советское СПК как выдающееся достижение водного транспорта СССР. Это предложение попахивало настоящей авантюрой — до фестиваля оставался год. Тем не менее Алексеев со своей командой совершил чудо, и 26 июля 1957 года теплоход на подводных крыльях «Ракета» вышел в свой первый рейс в Москву на фестиваль, неожиданно став там одним из главных шоу-стопперов: он открывал парад судов, катал многочисленные делегации, включая секретарей ЦК КПСС.

Для энтузиастов СПК все изменилось: из изгоев они стали героями, коллектив получил Ленинскую премию, а на СПК посыпались заказы. Одно за другим ЦКБ Алексеева выдавало различные СПК — речные и морские, маленькие и большие, дизельные и газотурбинные. Всего в СССР было построено около 300 «Ракет», 400 «Метеоров», 100 «Комет», 40 «Беларусей», 300 «Восходов», 100 «Полесьев», 40 «Колхид» и «Катранов», две «Олимпии» и еще около десятка экспериментальных судов. Советские СПК стали важным экспортным товаром — их покупали по всему миру, включая США и Великобританию, страны с высокоразвитым судостроением. Одни из последних СПК — большие морские «ракеты» «Олимпии» вместимостью 250 пассажиров — были построены в 1993 году в Крыму. Свернули свое производство и немногочисленные западные конкуренты. Многим показалось, что эра СПК закончилась, как некогда исчезли парусные красавцы-клиперы.


Новая «Комета»

Насколько же надо быть преданным своему делу, чтобы за три десятилетия простоя не дать умереть технологиям и конструкторской школе и верить в возрождение флота СПК! Тем не менее 23 августа 2013 года на судостроительном заводе «Вымпел» было заложено головное судно проекта 23160 «Комета 120М», спроектированное АО ЦКБ по СПК имени Алексеева. Мы сидим в кабинете главного конструктора СПК Михаила Гаранова, поражаясь величественному виду замерзшей Волги за окном, смотрим фотографии строящейся в Рыбинске «Кометы 120М» и говорим о будущем. Внешне новая «Комета» выглядит скорее прямой наследницей той самой первой алексеевской «Ракеты» со сдвинутой назад рубкой и обводами, напоминающими спортивные родстеры золотой эры автомобилей. Первые же «Кометы» были морскими сестрами речных «Метеоров», которые в большом количестве можно увидеть в Санкт-Петербурге на Дворцовой набережной, откуда они отправляются в Петродворец. Рубки тех «Метеоров» и «Комет» были сдвинуты вперед, и хотя в конце XX века они на фоне других судов смотрелись как пришельцы из будущего, сейчас выглядят слегка старомодными.


Крылатая мечта нижегородцев — газотурбоход «Циклон 250М», рассчитанный на перевозку 250 пассажиров на дальность более 1100 км со скоростью свыше 100 км/ч. Главный рынок для них находится в Юго-Восточной Азии.

Новая «Комета 120М» задает новую планку в судовом дизайне. «С точки зрения дизайна «Комета 120М» — это развитие «Колхиды» и «Катрана», — говорит Гаранов. — Если взять фотографии «Метеора» или «Кометы», то носовые обводы несколько другие. Новые же напоминают эскизы Ростислава Алексеева, который, как известно, сам рисовал дизайн своих судов. И совершенно другая рубка, сделанная по типу рубки «Ракеты», находится чуть кормовее миделя. Ее перенос позволил освободить место в носовом и среднем салонах, где мы разместили 120 пассажиров, а в корме — зоне повышенного шума и вибрации — выделить большие помещения для бара».

Авиационные технологии

Руководство судостроительного завода «Вымпел» приняло решение строить головную «Комету 120М» в Рыбинске. Для этого пришлось освоить новые технологии, многие из которых пришли из авиационной промышленности. Дело в том, что корпус СПК «Комета 120М» делается из алюминиевых сплавов. А варить алюминий непросто — сварка «стягивает» металл. Если мы начнем сварку с правого борта, то судно изогнется вправо. Начнем слева — будет тянуть влево. Чтобы сохранить геометрию — а это безопасность, устойчивость судна на курсе, эстетика, — существует в судостроении такая технология, как стапель-кондуктор. Строительство скоростных судов из алюминиево-магниевого сплава ведется в специальном кондукторе из стальных профилей, фиксируется, выставляется «в нули» по нивелиру, по осям. Фактически как постель будущего днища с сотнями ребер жесткости. К этим ребрам с помощью винтовых талрепов притягивается обшивка днища и бортов. После сварки обшивки получается жесткая конструкция, которую никуда уже не поведет. Далее на обшивку устанавливаются шпангоуты, стрингеры, поперечные и продольные переборки. После завершения сварочных работ стапель-кондуктор отсоединяется от днища, и с помощью подъемного крана корпус переставляется на вторую стапельную позицию.


Панели надстройки собираются из листов и профилей из алюминиевого сплава методом точечной (контактной) сварки, пришедшей на смену заклепкам. Дизайнеры предложили сложные обводы корпуса и рубки, но рыбинским судостроителям удалось воплотить их замысел в металле.

В крыльевом устройстве, выполненном из нержавеющей стали, предусмотрены закрылки с приводом от системы автоматического управления движением судна «Сердолик». Система позволяет повысить комфорт на борту за счет снижения качки и перегрузки при движении на волнении, а также в автоматическом режиме управлять движением судна по курсу. Можно на дисплее картографической системы задать маршрут, отметив точки и углы поворота, и наше судно, как самолет, дойдет до нужного порта. Все это усложнило крыло, и для того чтобы идеально соблюсти геометрические размеры, «Вымпел» также изготовил стапеля-кондукторы. Капитанский мостик, говорит Гаранов, выполнен в современном дизайне «стеклянная кабина». Это царство современных электронных приборов с дисплеями — строго в соответствии с правилами регистра. Управляют скоростным судном всего два человека — капитан и старший механик.


На «Комете 120М» много новшеств. Например, здесь впервые была реализована идея самолетной двери. В результате улучшается дизайн, снижается сопротивление воздуха. Так как судно при движении «стоит» на двух крыльях, при волнении оно изгибается, и раньше на СПК часто заклинивало двери. Чтобы этого не происходило, дверные проемы сейчас усилены, их жесткость существенно возросла.

Само крыло со стойкой сделано из нержавеющей стали, а кронштейн, с помощью которого оно крепится к корпусу, — алюминиевый. Как известно, алюминий и сталь образуют гальваническую пару, что ведет к электрокоррозии. Чтобы ее избежать, крепежные болты оклеивают стеклотканью и между фланцами укладывается электроизолирующая прокладка. В сухом состоянии сопротивление изоляции должно быть не меньше 10 кОм.


Из авиации пришел и способ контроля прочности конструкций корпуса и крыльевых устройств. Скоро СПК будет спущено на воду. На крылья и корпус в районе наибольших напряжений будут наклеены тензодатчики, судно будет забалластировано до «полного» водоизмещения и выйдет на мореходные испытания. В случае, если датчики зафиксируют превышение допустимого напряжения, корпус или крылья в этом месте будут усилены. Можно заранее заложить металл с излишком, говорит Гаранов, но судно тогда получится слишком тяжелым. А мы делаем изящную легкую красавицу.

Оптимисты

Сергей Королёв, директор по маркетингу и внешнеэкономической деятельности в ЦКБ по СПК им. Алексеева, смотрит в будущее с оптимизмом. Порядка 20 лет никто не создавал суда на подводных крыльях, говорит он. Весь скоростной флот с СПК — остатки былой роскоши XX века. А спрос на него есть. Например, пассажиропоток на СПК в Санкт-Петербурге вырос с 700 000 в 2014 году до миллиона человек в 2016-м. Это рынок как раз для новой «Кометы 120М». Заложенное в Нижнем Новгороде 45-местное речное пассажирское СПК «Валдай-45» ориентировано на другой рынок — социальные региональные перевозки в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. «Северречфлот» там перевозит большое количество пассажиров, поскольку практически отсутствует автомобильное сообщение.


Активно ведутся переговоры с Египтом, странами Персидского залива, Юго-Восточной Азии. Особые надежды возлагаются на новый пассажирский газотурбоход «Циклон 250М», который идеально подходит для дальних морских маршрутов в Азии. Но об этом в другой раз — чтобы не сглазить.

Статья «В России строятся первые в XXI веке суда на подводных крыльях» опубликована в журнале «Популярная механика» (№3, Март 2017).

Морское пассажирское судно на подводных крыльях нового поколения «Комета 120М» проекта 23160 предназначено для скоростных перевозок пассажиров в светлое время суток в салонах, оборудованных креслами авиационного типа.

Судно разработано ОАО «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева».

Суда проекта 23160 планируется использовать не только в речных перевозках, но и на Черном и Балтийском морях.

Морское пассажирское судно на подводных крыльях «Комета 120М» создано на базе СПК проектов «Комета», «Колхида», «Катран» и предназначено для перевозки пассажиров в прибрежной морской зоне. СПК развивает эксплуатационную скорость в 35 узлов. Основными отличиями этого современного судна от ранее построенных СПК станут высокий уровень комфорта пассажиров, для чего на судне будет применена автоматическая система умерения качки и перегрузки. Просторные салоны бизнес- и эконом класса, оборудованы креслами авиационного типа на 120 пассажиров и системой кондиционирования. Судно оснащено современными системами управления, навигации и связи, имеет пониженный расход топлива, который достигается за счет применения современных двигателей с электронным впрыском производства фирмы MTU (Германия) и применения гребных винтов с увеличенным коэффициентом полезного действия.

23 августа 2013 года на ОАО «Судостроительный завод «Вымпел» состоялась церемония закладки головного морского пассажирского судна на подводных крыльях (СПК) нового поколения «Комета 120М» (строительный номер 02701). 13 марта 2015 года с первой построечной позиции на вторую. По сообщению от 17 августа 2017 года судно из судосборочного цеха-эллинга на достроечное место. 20 октября на воду. Крёстной матерью стала первая в мире женщина-космонавт, депутат Государственной думы РФ Валентина Владимировна Терешкова, которая по морской традиции разбила бутылку шампанского о борт судна. После спуска на воду, «Комета» будет отправлена для проведения отделочных работ и ходовых испытаний на Черное море. По сообщению от 25 октября судно в Крым. 15 ноября прибыла в Южную бухту Севастополя. 16 ноября проводятся по перегрузке СПК с баржи на воду, а затем краном - на причальную стенку завода «Персей», где будет производиться достройка. По сообщению от 11 мая 2018 года ходовые испытания. В сезон 2018 года планируется начать эксплуатацию СПК «Комета 120М» на маршрутах Черноморского бассейна, в частности на линии Севастополь - Ялта. Во время спуска на воду было заявлено о создании дочерней компании – оператора «Морские скоростные пассажирские перевозки», которая будет организовывать перевозки на судах на подводных крыльях. СПК получило название «Севастополь».

Основные характеристики: Водоизмещение 73,0 тонны. Длина габаритная 35,2 метра, ширина габаритная 10,3 метра. Осадка на плаву 3,5 метра. Скорость хода 35 узлов. Экипаж составляет 5 человек. Судно может вместить 120 человек: 22 в салоне бизнес класса; 98 в салоне экономического класса. Судно оборудовано двумя двигателями мощностью 820 кВт каждый. Часовой расход топлива 320 кг/час. Дальность хода в полном водоизмещении 200 миль. Автономность плавания 8 часов.

21 июня 2018 года в городе Севастополь СПК «Севастополь» было в лизинг ООО «Морские скоростные пассажирские перевозки». 30 июля в Севастополе состоялось регулярного движения. Судно будет курсировать между Севастополем и Ялтой, совершая четыре рейса в день. Время в пути составит 2 часа. 01 августа в первый рейс. За август 12 772 пассажира.



Новое на сайте

>

Самое популярное