Домой Отделочные материалы Самые точные предсказания рэя брэдбери. Будущее глазами брэдбери Предсказания рэя брэдбери

Самые точные предсказания рэя брэдбери. Будущее глазами брэдбери Предсказания рэя брэдбери

22 августа 1920 года в городке Уокиган штата Иллинойс родился Рэймонд Дуглас Брэдбери – один из величайших писателей-фантастов. Впрочем, сам он фантастом себя не считал, утверждая, что пишет скорее притчи. И действительно – зубодробительного экшена с бластерами и полетами в открытом космосе в произведениях Брэдбери нет. Зато есть мысли и желание понять саму суть человека, стоящего на пороге новой эры – космических полетов и того, что мы теперь называем гаджетами. Однако сам писатель фанатом гаджетов не был. Напротив, он их, судя по всему, терпеть не мог. Работал на печатной машинке, а из сложных устройств пользовался только лифтом (по дому Брэдбери передвигался в инвалидном кресле). И даже машину не умел водить! Да и человек XXI века его разочаровал.

Почему люди до сих пор не высадились на Марс? – спросили Брэдбери в одном из последних интервью. Ответ получился довольно жестким:

Ответ сегодняшнего дня: потому что люди - идиоты. Они сделали кучу глупостей: придумывали костюмы для собак, должность рекламного менеджера и штуки вроде айфона, не получив взамен ничего, кроме кислого послевкусия. А вот если бы мы развивали науку, осваивали Луну, Марс, Венеру ... Кто знает, каким был бы мир тогда? Человечеству дали возможность бороздить космос, но оно хочет заниматься потреблением - пить пиво и смотреть сериалы.

Действие "Марсианских хроник" начинается в январе 1999 года. Как видим, прогноз не сбылся - экспедиция на Марс сейчас только готовится.

На Марс при жизни Брэдбери мы не высадились (действие книги начинается в январе 1999 года), зато как-то слишком близко приблизились к миру, который он описал в мрачной антиутопии «451 градус по Фаренгейту» . Роман, созданный в 1953 году, удивительно точно описывает реалии года 2013-го. Особенно – людей, теряющих связь не только с культурным наследием человечества, но и друг с другом. Почти не способных на серьезное общение в реальности и бессильно падающих в объятия реальности выдуманной.

Пожалуй, ни одно произведение Брэдбери не содержит столько точных предсказаний. Судите сами.

Плазменные панели

«И будет еще интереснее, когда у нас в доме появится четвертая телевизорная стена. Как ты думаешь, долго нам придется копить, чтобы вместо простой стены сделать телевизорную?» - говорила жена главного героя романа – пожарного Гая Монтэга . Телевизорные стены герои романа использовали и для просмотра бессмысленных сериалов (вот вам аналог нынешних реалити-шоу), и для такого же бессмысленного общения друг с другом (считай, социальные сети). Причем особый шик – комната, в которой все четыре стены – телевизорные. Полное погружение в виртуальность. А теперь подумайте: часто ли вы выключаете телевизор и компьютер, чтобы просто поговорить с близкими?

Похожее устройства появляются в рассказе «Вельд» . Дети увязают в транслируемом со стен виртуальном мире (как нынешние тинейджеры в компьютерных играх и онлайн-общении). Попытка родителей вернуть детей в реальность заканчивается плачевно: их убивают сошедшие с видеостен и ставшие настоящими львы.


Обложка первого издания романа "451 градус по Фаренгейту" - книги, которая поставила Рэя Брэдбери в один ряд с Оруэллом и Хаксли.

Ну а в виде конкретного устройства телевизорные стены воплотились на рубеже XX и XXI веков, когда появились плазменные панели. Некоторые уже сейчас размером чуть ли не во всю стену.

Чем больше, тем круче – правда же? Жаль только, что, чем больше экран, тем труднее на нем рассмотреть человека.

Изображение формата 3D

Телевизоры в «451 по Фаренгейту » показывают изображение «в цвете и объеме». И если цветное ТВ в год написания романа в США уже появилось, то вот появление 3D Брэдбери явно предугадал.

Устройства слежения

Пожарный Гай Монтэг спасается от полицейского преследования, и погоню показывают в прямом эфире с помощью установленных на улицах камер. Репортеры следят за погоней с помощью камеры, установленной на вертолете, к экранам прильнули миллионы зрителей. Кстати, такой вид шоу уже давно популярен в США.

Другие устройства, ежеминутно следящие за человеком и не оставляющие ему никакого личного пространства, Брэдбери тоже описал. Это и браслет для связи («Жена и друзья вызывают меня каждые пять минут» , - сокрушался герой рассказа «Убийца» ), и мобильный телефон, и даже наушники. С их помощью все тот же Гай Монтэг держит связь с обретенными единомышленниками. В книге они называются «радиоприемники-втулки». По сути – прототип сразу и наушников (появившихся более чем через 20 лет после публикации романа), и современной беспроводной связи.

Животные-роботы

Еще одно сбывшееся пророчество – полицейский механический пес, преследующий Монтэга.

- Я пытаюсь представить себе, - сказал Монтэг, - о чем думает пес по ночам в своей конуре? Что он, правда, оживает, когда бросается на человека? Это даже как-то страшно.

- Он ничего не думает, кроме того, что мы в него вложили.

- Очень жаль, - тихо сказал Монтэг. - Потому что мы вкладываем в него только одно - преследовать, хватать, убивать. Какой позор, что мы ничему другому не можем научить!

Уже к началу XXI века ученые изобрели роботов-собак. Говорят, спрос на них большой. И тапочки не жуют. Но какая в такой "собаке" радость, не очень понятно.

Политкорректность

Еще одно предсказание из «451 по Фаренгейту» - абсолютная политкорректность.

- Возьмем теперь вопрос о разных мелких группах внутри нашей цивилизации , - говорил Монтэгу один из персонажей. - Чем больше население, тем больше таких групп. И берегитесь обидеть которую-нибудь из них - любителей собак или кошек, врачей, адвокатов, торговцев, начальников, мормонов, баптистов, унитариев, потомков китайских, шведских, итальянских, немецких эмигрантов, техасцев, бруклинцев, ирландцев, жителей штатов Орегон или Мехико. Герои книг, пьес, телевизионных передач не должны напоминать подлинно существующих художников, картографов, механиков. Запомните, Монтэг, чем шире рынок, тем тщательнее надо избегать конфликтов. Все эти группы и группочки, созерцающие собственный пуп, - не дай бог как-нибудь их задеть!

Полет на Марс

Больше полувека прошло после написания «Марсианских хроник» - и человечество наконец подготовило экспедицию на «красную планету». Вот-вот определятся имена тех, кто станет первыми колонистами на Марсе.

Сам Брэдбери, к сожалению, до этого не дожил. 5 июня 2012 года он умер в Лос-Анджелесе , в своем доме, набитом книгами по самую крышу. Писатель, описавший космические путешествия, в последние годы почти не выходил из дома. «А зачем? – говорил он. – Я же фантаст: могу закрыть глаза и представить себя на Марсе». До последних дней Рэй Брэдбери ценил воображение и умение мечтать куда выше всех самых продвинутых гаджетов.

Выдающийся фантаст Рэй Брэдбери в своих произведениях предвосхитил появление многих современных технических устройств – таких, как наушники, телевизоры с плоским экраном, банкоматы и даже социальные сети.

Рэй Брэдбери был не только писателем, но и пророком.

Позавчера в Лос-Анджелесе скончался выдающийся фантаст Рэй Брэдбери, который дожил до 91 года. Классик мировой литературы был не только писателем, но и пророком. В своих произведениях автор предвосхитил появление многих современных технических устройств, пишет гахета Washington Post, которую цитирует ТСН.ua .

Наушники

Герои романа Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», вышедший в 1953 году, носили радиоприемники-втулки под названием «ракушки». Они являются прямым прототипом современных наушников и портативных плееров, первая модель которых появилась только через 26 лет после выхода романа.

Журналисты Wall Street Journal уверены, что за изобретение гарнитуры Bluetooth нам тоже следует благодарить Брэдбери.

В этой же фантастической антиутопии Брэдбери пишет о «стенах» – суперсовременных телевизорах, с помощью которых герои общаются друг с другом на расстоянии. Позже создатели социальной сети Facebook назвали так коммуникационный узел, с помощью которого пользователи могут отправлять и получать сообщения.

Телевизоры с плоским экраном

Члены футуристического общества, описанного в книге «451 градус по Фаренгейту», столь же сильно одержимы материальными благами, как и многие современные люди. В частности, в романе упоминается любовь героев к плоским телевизорам, размером во всю стену.

Автомобили с искусственным интеллектом

В рассказе Рея Брэдбери «Пешеход» фигурирует «умная» машина, которая сама арестовывает главного героя и увозит его в психиатрическую больницу. Такие машины уже появились на дорогах США как часть проекта Google. Разумеется, они не несут никакой зловещей миссии, как в «Пешеходе», и значительно менее совершенные, чем фантастические автомобили Брэдбери.

Великий фантаст ненавидел машины и компьютеры

Американский писатель, мэтр научной фантастики Рэймонд Дуглас Брэдбери (российским читателям он более известен под именем Рэй Брэдбери), скончавшийся 6 июня на 92-м году жизни в Лос-Анджелесе, помимо десятков книг, оставил нам и пророчества, многие из которых уже сбылись.
В отличие от Артура Кларка или Роберта Хайнлайна, Брэдбери никогда не претендовал на роль серьезного футуролога. Однако в жанре, которому автор «Марсианских хроник» и «451є по Фаренгейту» посвятил большую часть своего творчества, невозможно было обойтись без глобальных предсказаний.
Брэдбери при жизни стал классиком, его считают поэтом космического века, но сам он не любил подобных определений и говорил, что просто пишет про людей. И хотя еще полвека назад писатель предсказал появление плазменных телевизоров, виртуальной реальности и социальных сетей, он признавался, что ненавидит машины, компьютеры и Интернет: «Они мешают нам жить, они отбирают наше время. Люди слишком много работают за компьютерами, они слишком много болтают, вместо того чтобы слушать и слышать друг друга».
К счастью, в отличие от мира, описанного в романе «451? по Фаренгейту», сегодня книги не запрещены и не умерли. Однако бумажные тома постепенно вытесняются букридерами (электронными книгами), куда при желании можно закачать целую библиотеку. Сам Брэдбери до последнего был против того, чтобы его произведения выходили в цифровом формате.
Остается только порадоваться, что на сегодняшний день далеко не все предсказания Брэдбери успели осуществиться. Из глобальных несбывшихся прогнозов можно отметить колонизацию Марса в 1999-2026 годах (роман «Марсианские хроники», 1950 г.) и повсеместное использование антропоморфных андроидов в 1990-е годы (рассказ «Корпорация «Марионетки», 1949 г.). Надеемся, что не сбудется и описанная в рассказе «Будет ласковый дождь» (1950 г.) мировая ядерная война, которая, по предположению автора, в 2026 году полностью уничтожит земную цивилизацию.

По материалам источников: ria.ru, 1tv.ru, wired.com

Предсказания Рэя Брэдбери

60 лет назад писатель предсказал появление целого ряда устройств, которые сегодня стали реальностью

Рассказ «Вельд» (1950 г.)

Комната с эффектом присутствия
«Гладкие двумерные стены... стали таять, словно уходя в прозрачную даль, и появился африканский вельд - трехмерный, в красках, как настоящий, вплоть до мельчайшего камешка и травинки»

Рассказ «Убийца» (1953 г.)

Радиобраслет
«...и главное орудие пытки - радиобраслет; жена и друзья вызывают меня каждые пять минут»

Автоматизированный дом
«Дом у меня, знаете, чудо техники: разговаривает, поет, мурлычет, сообщает погоду, декламирует стишки, пересказывает романы, звякает, брякает, напевает колыбельную песенку, когда ложишься в постель»

Роман «451 градус по Фаренгейту» (1953 г.)

«Ракушки»
«В ушах у нее плотно вставлены миниатюрные «Ракушки», крошечные, с наперсток, радиоприемники-втулки...»

Телевизорные стены
«Как ты думаешь, долго нам еще надо копить, чтобы вместо простой стены сделать телевизорную?»

Вездесущее электронное наблюдение
«Наша телевизионная компания гордится тем, что ей предоставлена возможность с телевизионной камерой, установленной на геликоптере, повсюду следовать за механической ищейкой...»

Круглосуточное банковское обслуживание
«...деньги лежали у него в кармане (он уже побывал в банке, открытом всю ночь, - его обслуживали механические роботы)»

Телепоказ чужой жизни
«Мы включим «родственников», будем смеяться и веселиться»

Комната виртуальной реальности
1992

Мобильный телефон
1983

Концепция «умного дома»
1990-е

Вставные наушники («капельки»)
1990

Плоские телеэкраны большого размера
1997

Спутниковое слежение, уличное видеонаблюдение
1960-е

Банкоматы
1980-е

Телесериалы и реалити-шоу
1980-е

Фоторепортажи

Леонид Каневский: «Неужели мне 75? Даже не верится...»

Культура и стиль

Состоялась премьера балета «Корсар»

На выставке гобеленов свои работы представили мастера со всей России

Люди

У Копылово трех рыбаков сняли с отколовшейся льдины

Арестована подозреваемая по делу "пирамиды" "Фабрика продуктов ВС"

В среду, 27 ноября, 68-летней подозреваемой в организации ПК "Фабрика продуктов ВС" Галине Федотовой суд изменил меру пресечения с домашнего ареста на содержание под стражей. Об этом сообщили в пресс-службе ГУ МВД России по Самарской области.

В 1950‑е годы Рэй Брэдбери создал несколько произведений, в которых на удивление точно предсказал технологии и тренды, появившиеся в будущем. С каждым годом всё больше изобретений, описанных в его книгах, воплощаются в жизнь. Вот несколько из них.

vox.com

В рассказе «Вельд» Брэдбери описывает комнату с эффектом присутствия. Она может создавать изображение, звуки и запахи, а также, судя по событиям сюжета, ещё и воздействовать на материальные объекты.

Гладкие двумерные стены. На глазах у Джорджа и Лидии Хедли они, мягко жужжа, стали таять, словно уходя в прозрачную даль, и появился африканский вельд - трёхмерный, в красках, как настоящий, вплоть до мельчайшего камешка и травинки.

Рэй Брэдбери, «Вельд»

Современные технологии виртуальной реальности пока не способны симулировать запахи, а вот обманывать мозг звуками и картинкой - вполне. До взаимодействия с материальным миром тоже недалеко: уже есть разработки, которые позволяют «почувствовать» виртуальные вещи с помощью перчаток HaptX Gloves Launch Video — Realistic Touch for Virtual Reality с тактильной обратной связью, контроллеров, меняющих Tactical Haptics’ Shapeshifting VR Controller форму в руках пользователя, или подаваемых в мышцы электрических импульсов Haptics for walls & heavy objects in virtual reality using electrical muscle stimulation .


waymo.com

В рассказе «Пешеход» и других произведениях фантаста фигурируют автомобили, которые ездят сами по себе, а также умеют вести с людьми диалог.

Влезайте.

Я протестую!

Мистер Мид!

И он пошел нетвёрдой походкой, будто вдруг захмелел. Проходя мимо лобового стекла, заглянул внутрь. Так и знал: никого ни на переднем сиденье, ни вообще в машине.

Рэй Брэдбери, «Пешеход»

Нынешние беспилотные автомобили пока не идеально ориентируются на дорогах, и осмысленно разговаривать с людьми им ещё не удаётся. Но они наверняка скоро поумнеют: сферы компьютерного зрения и искусственного интеллекта развиваются семимильными шагами.

3. Bluetooth‑наушники


imore.com

В романе «451 градус по Фаренгейту » описаны радиопередатчики-«ракушки», которые плотно прилегают к ушам и воспроизводят звук без проводов. Это вылитые Bluetooth‑наушники вроде AirPods.

В ушах у неё плотно вставлены миниатюрные «ракушки», крошечные, с напёрсток, радиоприёмники‑втулки, и электронный океан звуков - музыка и голоса, музыка и голоса - волнами омывает берега её бодрствующего мозга.

4. Банкоматы

Также в романе «451 градус по Фаренгейту» можно найти описание ещё одной современной технологии - круглосуточных банкоматов. Они выглядят немного не так, как их представлял писатель, но это тоже, по сути, роботы.

Монтэг шёл от станции метро, деньги лежали у него в кармане (он уже побывал в банке, открытом всю ночь, - его обслуживали механические роботы).

Рэй Брэдбери, «451 градус по Фаренгейту»


apple.com

В рассказе «Убийца» 1953 года фантаст предсказал появление устройств, которые позволят разговаривать друг с другом на расстоянии без проводов. В его представлении это были радиобраслеты - небольшие девайсы в виде часов со встроенным микрофоном и динамиком. Выходит, Брэдбери предвидел сразу две технологии: сотовую связь и умные часы. Например, звонки можно совершать с Apple Watch - точно так, как описано в книге.

Психиатр, что‑то мурлыча себе под нос, надел новый радиобраслет, щёлкнул селектором, поговорил минуту…

Рэй Брэдбери, «Убийца»


askmen.com

В нескольких рассказах Брэдбери встречаются . Они умеют понимать голосовые команды, готовить еду, убираться, стирать, даже мыть и одевать владельцев. Современные системы могут разве что поменять настройки кондиционера, открыть дверь и включить свет, музыку или телевизор, но с развитием интернета вещей список их возможностей обязательно расширится.

Они пошли по коридору своего звуконепроницаемого дома, типа «Всё для счастья», который стал им в тридцать тысяч долларов (с полной обстановкой), - дома, который их одевал, кормил, холил, укачивал, пел и играл им.

Рэй Брэдбери, «Вельд»

7. Сенсационность СМИ

Один из самых волнительных моментов в «451 градусе по Фаренгейту» - когда за главным героем гонится механический пёс‑ищейка и это в прямом эфире транслируют по телевидению, используя вертолёты с камерами. С помощью этой и похожих ситуаций в других книгах Брэдбери осуждал сенсационность телевидения и СМИ в целом. Телеканалы, по мнению писателя, способны на сколь угодно безнравственные поступки, лишь бы удержать внимание зрителя.

Идеи фантаста оказались поразительно пророческими: так, в начале 1990‑х американские каналы придумали Television: Live coverage of pursuits is the latest trend in local news, but some critics say the coverage is not always newsworthy транслировать полицейские погони в прямом эфире. Для этого они используют вертолёты с камерами на борту. Нередко зрители видят, как преступники ранят других людей, полицейских и даже убивают Fox News apologises over live suicide in Arizona себя.

Если телевизионные камеры поймают его в свои объективы, то через минуту зрители увидят на экранах двадцать миллионов бегущих Монтэгов - как в старинном водевиле с полицейскими и преступниками, преследуемыми и преследователями, который он видел тысячу раз.

Рэй Брэдбери, «451 градус по Фаренгейту»

8. ЖК‑телевизоры


arstechnica.com

Огромные телевизорные стены - одна из самых важных технологий в мире «451 градуса по Фаренгейту». С помощью них государство обеспечивает население контентом, не нагружающим мозг. В наше время стен‑экранов пока нет, но зато есть огромные плоские ЖК‑телевизоры. В том числе и размером со стену.

Ему показалось, что он тоже превратился в одно из странных существ, живущих между стеклянными перегородками телевизорных стен.

Рэй Брэдбери, «451 градус по Фаренгейту»

9. Социальная изоляция

Во многих произведениях фантаста встречается тема изоляции общества. Из‑за развития технологий люди всё меньше общаются друг с другом вживую («451 градус по Фаренгейту»), не уделяют внимания близким («Вельд»), а иногда даже вовсе не выходят из дома годами, потому что окружающий мир им заменяют телевидение и («Пешеход»).

Пусть к 2019 году технологии и не превратили людей в отшельников, но проблема социальной изоляции всё равно актуальна. Интернет, призванный объединять пользователей со всего мира, действует на многих одиноких людей ровно наоборот, усиливая The Internet and Social Isolation: Does Correlation Indicate Causation? их изоляцию и ухудшая состояние.

«Все теперь замыкаются по вечерам в домах, подобных склепам», - подумал он, продолжая недавнюю игру воображения. Склепы тускло освещает отблеск телевизионных экранов, и люди сидят перед экранами, точно мертвецы; серые или разноцветные отсветы скользят по их лицам, но никогда не задевают душу.

Рэй Брэдбери, «Пешеход»

Рэй Брэдбери смог предсказать многие изобретения и тренды будущего. Но главный посыл практически всех его произведений - что развитие технологий превратит людей в безмозглые и бездушные биомашины - пока, к счастью, не воплотился в жизнь. Хай‑тек, скорее, решать проблемы человечества, нежели создаёт их.

В ночь с 5 на 6 июня в Лос-Анжелесе скончался великий фантаст Рэй Брэдбери, который дожил до 91 года. Американские журналисты пишут, что классик мировой литературы был не только писателем, но и пророком. В своих произведениях автор предвосхитил появление многих современных технических устройств, сообщает Washington Post.

Наушники

Герои романа Рэя Брэдбери 451 градус по Фаренгейту , вышедшего в 1953 году, носили радиоприемники-втулки под названием Ракушки . Они являются прямым прототипом современных наушников и портативных плееров, первая модель которых появилась лишь через 26 лет после выхода романа - в 1979 году. Журналисты Wall Street Journal уверены, что за изобретение гарнитуры Bluetooth нам тоже следует благодарить Бредбери.

Телевизоры с плоским экраном

Члены футуристического общества, описанного в 451 градусе по Фаренгейту , столь же сильно одержимы материальными благами, как и многие современные люди. В частности, в романе упоминается любовь героев к плоским телевизорам, размером во всю стену.

В этой же фантастической антиутопии Брэдбери пишет о так называемых стенах - суперсовременных телевизорах, с помощью которых герои произведения общаются друг с другом на расстоянии. Позже создатели социальной сети Facebook назвали так коммуникационный узел, с помощью которого пользователи могут отправлять и получать сообщения.

Автомобили с искусственным интеллектом

В рассказе Рэя Брэдбери Пешеход фигурирует "умная" машина, которая сама арестовывает главного героя и отвозит его в психиатрическую больницу. Такие машины уже появились на дорогах США как часть проекта компании Google. Разумеется, они не несут никакой зловещей миссии, как в Пешеходе , и значительно менее совершенны, чем фантастические автомобили Брэдбери. По крайней мере, пока.

Банкоматы

В книге 451 градус по Фаренгейту Брэдбери пишет о машинах, сильно напоминающих современные банкоматы. По книге, пользователи этих устройств имеют 24-часовой доступ к своим финансам.

Смерть книги

К счастью, в отличие от реальности, описанной в 451 градусе по Фаренгейту , сегодня книги не запрещены, однако бумажные тома, на данный момент, постепенно вытесняются электронными книгами или букридерами, куда при желании можно закачать целую библиотеку. Сам Брэдбери до последнего был против, чтобы его произведения выходили в "цифровом" формате. Он говорил, что виртуальные книги "пахнут выхлопными газами". Впрочем, в ноябре минувшего года писатель все же дал согласие на публикацию Фаренгейта в электронном виде, так как этот пункт с недавних пор является обязательным при заключении контракта с большинством крупных издательств.

СМИ о смерти Рэя Брэдбери - ВИДЕО



Новое на сайте

>

Самое популярное