Домой Интерьер квартиры Спектакль абсент. Летя на зеленый свет

Спектакль абсент. Летя на зеленый свет

Буквально вчера была в театре "Мастерская Фоменко" на спектакле "Капитан Фракасс" , а нелавно в театре Елены Камбуровой на спектакле "Победа. Реквием."
И вот приглашение на спектакль театра Елены Камбуровой в Мастерской Фоменко. Ну, в этом нет ничего удивительного, режиссёр Мастерской поставил довольно много спектаклей и на сцене театра Камбуровой. Их фестиваль и проходит на сцене Мастерской.
Страничка спектакля "Абсент" на сайте театра:
http://kamburova.theatre.ru/events/absent/
За приглашение спасибо сообществу moscultura и tushinetc
http://moscultura.livejournal.com/271155.html

Атмосферный спектакль. Опять же - сцена театра Камбуровой существенно меньше пространства Мастерской - он поставлен для малого пространства и, наверное, там энергия спектакля больше концентрируется. Да и артистам наверняка привычней. Зато здесь можно на поклонах побегать, поразмахивать подолом платья вволю! :-))))

«И притоны абсента, и французский роман -
Обнаженный, порочный, бесстыжий -
Это храмы, где царствует грязный обман.
Да, пожалуй, не спустишься ниже».
(Эрик Стенбок)

Атмосфера притона создаётся больше самими "дамочками", явно под шафе и вовсе не по-пуритански одетых. Они под "кайфом", соответственно постоянные перепады настроения - совершенно детское веселье сменяется мёртвой тоской. И всё это передаётся песнями - исключительно французский язык, песни совершенно не "хитовые", я не узнала ни одну, но всё понятно и без понимания языка. очень красиво оформлен спетакль. Элегантно-развратное чёрное, пламенное алое, тоскливо-ядерное зелёное.. Реально зелёный луч света, проходивший прямо у меня над головой, хотелось потрогать (что, кстати, некоторые зрители и делали), было ощущение, что он материален, что ты поднимешь руку и она увязнет в этой зелёной суспензии..
Но самое прекрасное - это актрисы. Разные характеры, разные ситуации. Наверное, это по накалу не "Победа. Реквием", наверное, это "просто" прожигание жизни, никчёмное, с очевидным концом.. Но эти маленькие разные моментики жизней любительниц абсента переданы замечательно!
Героини:
Елена Веремеенко, Надежда Гулицкая, Анна Комова и Евгения Курова.



На там же ещё и живой оркестр!
Кстати, представление началось ещё с первым звонком, если не ранее - уже в фоце начал играть оркестр! Сначала на уровне балкона, но неугомонный аккордеон спустился и до уровня партера. кстати, была разыграна и милая сценка, которуя в оценила лишь позже.. заходила в зрительный зал одной из последних, а надо было прорваться в середину ряда, уже третий звонок, мне полряда поднимать, а в начале нашего ряда какое-то министолпотворение.. две дамы стоят, явно ждут, чтобы тертья освободила крайнее место. А мне сквозь них всех в середину ряда, конечно, я несколько недовольна. Но тут подошёл аккордеон и согнал дамочку. Только тут до меня дошло, что это уже спектакль начался!! :-))))
Скрипка - Тимур Воротников, виолончель - Елена Слободчикова, флейта - пётр тишков, фагот - Илья Каштан, аккордеон - Евгений Алтудин, гитара - Вячеслав голиков, клавишные - Олег Синкин.

В тему вот тут подборку картин нашла про абсент. Отутда:
Не зря же абсент называют «Зелёной музой (феей, нимфой) французского бомонда» (фр. la Fée Verte). Тогда оно ассоциировалось с волшебством, мифологией и соблазнением женщин в конце XIX века. Некоторые энтузиасты считают, что в те времена абсент обогнал во Франции по популярности вино. Абсент стал даже одним из символов Франции.
Загадочный и дурманящий, страстный и ядовитый, губительный и восхитительный, модный и коварный, даже мистический... Как только не называли этот напиток. Настоящий зеленый волшебник - символ противоречивости, обмана чувств и ощущений...

moscultura , http://moscultura.livejournal.com/271155.html и tushinetc удалось посмотреть спектакль театра Елены Камбуровой и режиссера Ивана Поповски "Абсент" http://kamburova.theatre.ru/events/absent/

Перед показом с интересом изучала программку зеленого цвета, читая цитаты великих, проникалась абсентным настроением.
Абсент (от французского «absinthe», горькая полынь, Artemísia absínthium) или зелёная фея. Известно, что этот 70-градусный напиток может быть опасен, при злоупотреблении связан с галлюцинациями, страданиями и смерть, а потому неоднократно запрещался в разных странах. Но сколько же творческих людей оставили о нем свои воспоминания!

И вот сцена, разделенная на 2 уровня. Верхний - там музыканты и мужчины - посетители кафе. Нижний - 4 столика, 4 венских стула, 4 уставшие девушки. Каждая поднимает голову и рассказывает свою историю, а потом они рассказывают историю вместе...

"Абсент" Ивана Поповски - это удовольствие для глаз и слуха.

Для глаз - девушки, как будто сошедшие с картин Тулуз-Лотрека или со старых фотографий про Мулен Руж. Их черные платья, туфли на тонких каблучках (туфель в одной из сцен становится неожиданно много), шляпки, белоснежные нижние юбки и панталоны, чулки, стройные ноги, прекрасные руки, лица и волосы. Их движения - гротескные, изломанные или женственные, хореография, завораживающая пластика, их образы, темперамент, перемены настроения.

Для глаз - цвет: сначала черно-белая графика, после - выплеск алого, неоново-зеленый в лучах, разрезающих пространство, в порхающих мотыльками барабанных палочках. В зеленом масляном абсенте тонут к конце спектакля сцена, актрисы и зрительный зал.
Думаю, что такое цветовое решение не случайно. Абсент классифицируют по цвету: зелёный - классический, оттенки могут быть от изумрудного до светло-зелёного, красный абсент - с экстрактом граната, чёрный - для его создания используют не листья, а корни полыни. Есть еще желтый абсент.


"Картины Тулуз-Лотрека целиком написаны абсентом" Гюстав Моро.

Удовольствие для слуха - французский язык, фоном - гул французского кафе; инструменты - спектакль начинается с выхода аккордеониста в зал, аккордеоном провожают зрителей из театра. Звучат скрипка, виолончель, флейта, фагот, фортепиано и гитара. Действо развивается по нарастающей - от французского интимного шансона (Domino, domino), щебетания и кокетства, к торжествующей классике (Равель и Дебюсси).

Для слуха - прекрасное пение. Голоса звучат великолепно и когда актриса, закрывшись волосами, почти не отрывает голову от стола, и когда девушки лежат на столах на спинах или вместе танцуют канкан, не говоря уже о классических позах оперных богинь в последних сценах.

"...Первая стадия -- как обычное питье, во второй ты начинаешь видеть чудовищные и
жестокие вещи, но если сдашься, ты войдешь в третью и увидишь то, что хочешь
видеть, всякие чудеса".
Так говорил Оскар Уальд об абсенте.

Этому изумрудному напитку необходимо три ступени, чтобы заставить вас окунуться в
ваши видения, основанные на подсознательных желаниях и порывах, в чудеса и
красочные метаморфозы реальности, Абсент-спектакль проделывает это с вами с
первого раза.

В нем все необычно с первых шагов к залу. Разве вы могли себе представить, что для
того, чтобы занять свои места вас проведут через длинный темный коридор, освещенный лишь светом свечей, где гримерные комнаты актеров будут
распахнуты настежь, а их хозяева будут стоять в дверном проеме и наигрывать на
струнах Францию? Но не этого ли вам всегда хотелось, пробраться, проскользнуть за
грань обычной зрительской дозволенности, которая после последнего поворота
приводит вас в крохотный зал с местами в три ряда, а актеры, словно забытые куклы
застыли на расстоянии вытянутой руки. И весь спектакль они будут так близко, что вы
сможете разглядеть шов на платье, выбившийся локон из прически, родинку на
декольте, цвет помады и огранку перстня, надетого поверх черной сетчатой перчатки.
Вы будете чувствовать дыхание актеров и ощущать вибрацию их голоса.

В спектакле полностью отсутствует сюжет как таковой, только лишь череда
пробуждений и обратных погружений в объятия "зеленой феи". Но при этом эти качели
сознания насыщены эксцентрическими зарисовками, своеобразной пластикой, порой
переворачивающей героинь практически кверх тормашками и открывающей вид на
всю длину их прекрасных ног, обрамленных в черные сетчатые чулки под стать их
образу. Ноги красивы, но мне необходимо время, для того чтобы переосмыслив
увиденное, понять, что же еще хореограф и режиссер Иван Поповски хотел донести до нас, зрителей, кроме их изящных изгибов. Надо полагать, что все же была какая-то более высокая цель, ибо создавать такие неудобства, как пение практически вниз головой, для своих артисток только ради ног мне кажется слишком изуверским и нелогичным ходомв построении пластики. Хотя, зачем же я ищу логику, употребляя абсент?

На протяжении всего спектакля героини находятся под воздействием волшебного
напитка, даже в моменты пробуждения, ибо они так коротки, что полностью вернуться
в существующую реальность они не успевают. Абсент – теперь он их реальность.
Обычно опьяненные женщины становятся либо вульгарными, либо добрыми и вселюбящими, либо злыми и всёненавидящими, либо бесконечно очаровательными. Четыре наших спутницы в заабсентье превращаются именно в последних. У некоторых это получается на столько великолепно, что вы влюбляетесь в эти неуверенные шаги, сочетающийся с совершенно невинным непонимающим взглядом, нелепые движения и расплывающуюся в блаженстве улыбку с первого раза.

Единственное, что остается трезвым и непоколебимом в этом действии -- это музыка.
Прекрасные инструментальные произведения французских классиков и чарующие
мелодичностью языка французские песни. Мне жаль, что из этого языка мне удается
преобразовать в русский лишь некоторые слова и словосочетания, ибо вопреки
замечаниям на программке о том, что вам совершенно ненужно понимать смысл текста
и даже более, в ней же рекомендуется забыть французский язык на время спектакля,
если вас все же угораздило его знать:) мне бы хотелось не только наслаждаться общей завершенной композицией, преподносимого мне искусства, но и добираться до его сути.И я категорически не согласна с подобными напутствиями, так как считаю и абсолютно в этом уверена, что понимание текста ни коем образом не может отвлечь мое я от слияния с музыкой и голосами исполнителей.

Небольшое пространство, на час уносящее вас в далекую и хмельную Францию, с минимальным набором реквизита, как живая субстанция, постоянно преображается и перерождается в новые образы, смыслы и рисует вашему воображению всё новые и новые картины. Повсюду вас подстерегают сюрпризы, которые технически очень грамотно продуманы. Сегодняшний вечер в Театре Камбуровой стал дня меня второй порцией Абсента, поэтому на эти вещи я особенно обращала внимания. Но хождения по столам и соседствующим предметам мебели, заставляют сердце не раз замирать на долю мгновения при пошатывании последних. Отличная находка с взмывающими в верщины небытия стульями:) Конечно, их полету помогают человеческие руки
музыкантов, которые появляются на балконе второго этажа в самый интересный с их точки восприятие момент. И даже я, со всей своей девяносто семи процентной ангельской невинностью (которой меня наградил интернет-тест) не могу ни задуматься, какие l"paysage им открываются...

Момент с переоблачением я воспринимаю не иначе как апофеоз пути в изумрудном пространстве, как момент перехода одной реальности в другую, где, продолжая находится под воздействием семидесяти градусной температуры, каждая из героинь становится тем, чем по-настоящему хочет стать ее подсознание. Вспомните, если вы уже видели и представьте, если только собираетесь, одна девушка свою старую кожу из былой реальности, уже окончательно ставшей ей чуждой,сворачивает в сверток и начинает его баюкать, как ребенка, другая натягивает на себя отброшенное
платье большим воротником, присущим обычно комедиантам. Они приходят туда, откуда им уже не захочется возвращаться. И именно поэтому мы слышим здесь "Болеро" Мориса Равеля, с его гиптозирующей структурой ритмической фигуры и постоянным, неотступным напряжением, нарастанием, развитием, из-под влияния которого вырваться практически невозможно.

Пожалуй, я более не буду открывать остальные неожиданные заготовки, которые опрокидывает Абсент на своего зрителя, иначе это будет по меньшей мере нечестно с моей стороны, раскрывать все секреты, да еще на самый верх выставлять карты собственного мнения.

Поэтому подводя итог, скажу, что Абсент алогичен, абстрактен, сюрпризиален в каждой минуте, и заканчивается также быстро и внезапно, как и бутылочка его одноименного прародителя. У вас останется море вопросов, но вам обязательно понравится. В своем эффекте абсенты точно также, абсолютно сходны.

Ещё весной, стоя в очереди за билетами на "P.S. Грёзы...", я стала свидетельницей нижеследующего диалога между джентльменом лет сорока и кассиршей.
- Скажите, а спектакль "Абсент" что из себя представляет?- интересовался джентльмен.
- Четыре девочки поют французский шансон.
- Четыре девочки...
Джентльмен повернулся ко мне с плотоядной улыбкой. У меня с ориентацией всё в порядке, и потому я его восторга по поводу девочек не разделила.
На спектакль я хотела попасть по другой причине: как и "Грёзы", "Времена года" и "Капли Датского короля", "Абсент" поставлен Иваном Поповски, которого я обожаю за его талант привносить в спектакли дыхание и энергетику высших сфер.
Всю весну я заглядывала в кассу, чтобы в очередной раз убедиться, что билетов на "Абсент" нет. Но, если долго мучиться, то, как известно, что-нибудь да получится. И вот в мае мне удалось купить билетик на "Абсент" аж на 2 июля, последний спектакль перед закрытием театрального сезона. Ради такого дела я даже отложила отъезд на дачу.
В фойе театра я первым делом купила глянцевую программку цвета изумрудно-зелёного абсента, из которой узнала следующее:
"Абсент- алкогольный напиток (крепостью около 70 %), как правило, изумрудно-зелёного цвета, одним из его компонентов является полынь. Был изобретён французским доктором Пьером Ординером, бежавшим от Французской революции в швейцарскую деревню, и использовался для лечения всяческих хворей. В Европе вошёл в моду в 19 веке. Употребление абсента в большом количестве вызывало слуховые и зрительные галлюцинации, состояние, сходное с наркотическим опьянением. Считалось, что абсент стимулирует творческий процесс. По этой причине напиток стал очень популярным в среде художников, актёров, поэтов. Его пили и восхваляли Рембо, Верлен, Мопассан, Ван Гог, Эдгар По, Оскар Уайльд, Бодлер, Дега,Тулуз-Лотрек. Все они известны не только своими произведениями, но и отчаянно богемным образом жизни. Полагалось, что именно злоупотребление абсентом приводило его любителей к совершению безумных поступков, вплоть до самоубийства. Пристрастие к этому напитку, называемое абсентизмом, считалось билетом в сумасшедший дом.
В августе 1905 года Джин Ландфрэй, швейцарский фермер и известный абсентщик, застрелил всю свою семью. Эта история заняла первые страницы европейских газет. В них говорилось, что фермер находился под влиянием выпитого абсента. Дело получило широкую огласку и, в конечно итоге, "Зелёная фея" была изгнана из многих стран мира.
Дольше всего запрет продержался в Швейцарии, парламент которой лишь в 2005 году проголосовал за разрешение употребления абсента."
Тут же приводились высказывания всяких известных личностей об абсенте, а также традиционное напутствие Ивана Поповски.
Программка произвела на меня неожиданное действие: мне вдруг захотелось абсента, хотя спиртного я на дух не переношу, даже пива. Кстати, в крошечном театральном буфетике абсент продавался- безумный напиток по безумной цене. Я не купила, а вот в стаканчиках, стоявших перед двумя дамами рядом, плескалось нечто восхитительно-зелёное и манящее.
"Абсент! На этот источик безумия и преступлений, идиотизма и позора правительства должны бы наложить тяжёлый налог, а то и вовсе запретить его." Поль Верлен.
В семь погасили электрический свет, зажгли свечи, и фойе театра стало напоминать большую уютную комнату, со старым пианино, книжными полками и прочими милыми безделушками.
В зрительный зал мы шли по узкому коридору. Свет здесь тоже был выключен, а двери гримёрок распахнуты, и на пороге каждой стоял музыкант во фраке. В одной гримёрке играли на скрипке, в другой- на флейте, в третьей- на контрабасе.
В зрительном зале тоже царил полумрак. Сцены не было. Прямо перед зрителями располагались четыре чёрных круглых стола, положив голову на которые, дремали четыре девицы. Игривые кудряшки на головах, откровенные чёрные платья с кружевами, ажурные колготки, изящные туфельки на каблуках,- не то уставшие от трудов праведных кафешантанные певички, не то танцовщицы кабаре, не то ночные феи, а, быть может, всё вместе взятое.
Вот одна из девиц шевельнулась, будто просыпаясь; развернулась на стуле, задрала вверх стройную ножку, соблазнительно обтянутую чёрным ажурным чулочком, и, игриво подрыгав ею, запела.
Que reste-t-il de nos amours...
"Перевод песен в программке не приведён сознательно: важна музыка, музыка языка, музыка тела, музыка света... Важно состояние и свободное погружение в "Абсент"." Иван Поповски.
Следом "проснулась" вторая девушка.
Mon amant de Saint-Jean...
"P.S. Если вы знаете французский язык, попытайтесь его забыть на время спектакля".
Третья девушка.
Papa n"a pas voulu...
"За музыкою только дело.
Итак, не размеряй пути.
Почти бесплотность предпочти
Всему, что слишком плоть и тело.
Не церемонься с языком
И торной не ходи дорожкой..."
Поль Верлен
Четвёртая...
Mon coeur est un violon...
"Абсент- третий глаз поэта. Он растапливает лёд души". Поль Верлен.
"... Абсент- для поэтов. Он обладает колдовской силой, он может уничтожить или обновить прошлое, отменить или предсказать будущее". Эрнест Доусон.
Вы оказываетесь во французском кабаке 19 века, и его обитательницы, утомлённые и одновременно вдохновлённые абсентом, поют, танцуют, о чём-то оживлённо болтают, шепчутся, заигрывают друг с другом и публикой.
Да, джентльмен, стоявший в кассу, остался бы доволен: игривые взгляды, соблазнительные позы, мелькание стройных ножек не оставят равнодушной мужскую часть зала.
"Это коварный напиток, и привычка к нему быстро овладевает своей жертой, которая рано или поздно отказывается от попыток обуздать свою страсть". Роберт Шерард.
На сцене темнеет, девушки исчезают. В темноте вдруг мелькает изумрудно-зелёный светящийся всполох- один, другой. На балконе музыканты играют Bolero. Невидимый барабанщик взмахивет изумрудно-зелёными палочками; другой музыкант похлопывает палочками друг о друга. Снова появляются девушки-шансонетки- изумрудно-зелёные палочки переходят ним; завораживающе кружатся, летают, парят в воздухе, вычерчивая в темноте причудливы узоры.
"После первого стакана ты видишь вещи такими, какими тебе хочется, чтобы они были. После второго ты видишь их такими, какими они не были. Наконец, ты видишь их такими, какие они на самом деле, и это самое страшное". Оскар Уайльд.
В зрительный зал врываются потоки густого дыма, подсвеченного ярким пламенем. Чёрные платья сняты, теперь на актрисах- просторные развевающиеся одежды цвета огня. Дым постепенно заволакивает весь зал,- девушки почти скрыты им. Огонь гаснет; в темноте появляется множество изумрудно-зелёных лучей, пронизывающих всё и вся. Сочетание густого дыма и зелёных лучей содают впечатление, что актрисы купаются в изумрудно-зелёном абсенте; такие же изумрудно-зелёные волны абсента колышутся над головами зрителей.
"Первая стадия- как обычное питьё, во второй ты начинаешь видеть чудовищные и жестокие вещи, но, если не сдашься, ты войдёшь в третью и увидишь то, что хочешь видеть, всякие чудеса". Оскар Уайльд.
Свет гаснет, зелёные феи абсента исчезают, гремит гром...
ЗДОРОВО!
- красивая музыка, красивые песни, красивые девушки в парижском кафе 19 века- зрелище интересное и эффектное.
- номер со светящимися палочками
- лазерное шоу в конце
ФУ!
- конец спектакля я расшифровать не смогла
- когда расшалившиеся певчики палят из рогаток по лампам и оттуда с грохотом сыплются снопы настоящих искр, становится не по себе. Не сразу понимаешь, что так и должно быть.
- Дым, конечно, выглядит эффектно, но временами вспоминался рекламный ролик со словами: "Команда газы дана для всех". Как актрисы умудряются в таком дыму ещё и петь- загадка.

PS.Сюжета, как и во всех спектаклях Ивана Поповски, нет. Да, собственно, и спектаклем увиденное назвать нельзя. Это некое действо, не имеющее к театру никакого отношения: мистерия, феерия- называйте, как хотите- вроде древнегреческих.

PPS. На обратном пути зашла в магазин: абсент стоит тысячу с лишним за бутылку.
"Никто, кроме сумасшедших, которыми, как считается, он нас и делает, и тех, кому сумасшествие предначертано, не станет пить его в чистом виде". Джон Сентсбери
Ну как после такой рекламы да не выпить? Господа, не угостит ли кто рюмашкой зелёной феи?

В Театре музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой состоялась премьера нового музыкального спектакля Ивана Поповски «Абсент. Концерт-галлюцинация». Судя по всему, ученик Петра Фоменко увлекся не только переходными состояниями психики, но и переходными театральными формами. Упивалась видениями МАЙЯ СТРАВИНСКАЯ.

Сценическое воплощение поэзии — конек македонца Ивана Поповски (в «Мастерской Петра Фоменко» он поставил «Приключение» Марины Цветаевой, «Отравленную тунику» Николая Гумилева). В последнее время он и вовсе все больше ставит что-то среднее между спектаклем и концертом классической музыки. Предыдущую свою постановку — концерт-фантазию на музыку немецких романтиков автор назвал «Р. S. Грезы». Новый спектакль тоже про грезы, переходные состояния и стимулирующие средства.
Любитель зеленой настойки Оскар Уайльд признавал, что абсент чрезвычайно поэтичен. Зная любовь Ивана Поповски к поэзии на сцене, легко понять, почему он взялся за культуру абсентизма. На камерной сцене под музыку романтиков Клода Дебюсси, Мориса Равеля и Габриеля Форе разворачивается отчаянно богемная жизнь парижских кафе конца XIX века. Буклет пестрит цитатами программных абсентистов: Поля Верлена, Оскара Уайльда, Эрнеста Доусона и Джорджа Сентсбери. Любимый напиток парижской богемы подается демонически: «Он обладает колдовской силой, он может уничтожить или обновить прошлое, отменить или предсказать будущее»; «Абсент — третий глаз поэта. Он растапливает лед души». Магию легендарного полынного зелья представляют четыре певицы — Елена Веремеенко, Ирина Евдокимова, Анна Комова, Елена Пронина. Завитые кокотки в жемчугах заламывают руки и, распластавшись на столах, распевают песни классиков французского шансона — Шарля Трене, Барбары, Жана Ноэна, Мирей, Лео Шольяка, Луи Феррари, Жака Планта. Целомудренно выбивают канкан руками — запасными парами туфель.
От измождения и печали героини переходят к оргиям, куролесят по пьяни, перепрыгивают со стола на стол, потрошат воображаемое кафе из рогаток, задирают юбки, закручивая ноги, прямо как Джейн Авриль с полотна Тулуз-Лотрека. Вообще, ассоциациями с картинами французских модернистов пронизан весь спектакль, хотя сам Иван Поповски говорит, что старался сделать цитаты не такими очевидными. Нет-нет да и уставятся все четыре утомленные нимфы перед собой, подперев голову одной рукой, а второй обняв плечо — точь-в-точь как пикассовская «Любительница абсента». И выходят вовсе не вульгарные, а очаровательные парижские феи: под конец дамочки извлекают из-под черных платьев алые хитоны и орут. А потом тонут в зеленом свете.
Об игре со светом стоит сказать отдельно. Тот же Оскар Уайльд не видел разницы между зеленым напитком и закатом солнца. И у Ивана Поповски зелье в спектакле проявляется исключительно светом. То простым зеленым прожектором, то лампой из середины стола, то отсветом зеленых неоновых палочек, которыми актрисы в темноте вырисовывают мотыльков, или, наконец, зеленым лазером, в который вливает дым. Слои подвижной изумрудной дымки обволакивают зрителей, что действительно превращает действо в некую галлюцинацию. Зеленое болото исподволь затягивает — впору вместе с программками класть предупреждение Минздрава. Не зря абсент был запрещен в XX веке во многих странах.



Новое на сайте

>

Самое популярное