Домой Участок Тибетские животные. Животные и птицы тибета

Тибетские животные. Животные и птицы тибета

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Тибет – удивительное место. Интереснейшая и местами печальная история, россыпь , пещеры, высочайшие горные пики Гималаев, десятки разных народностей делают эту местность уникальной. Но отдельная интересная тема – это животные Тибета.

Сегодня мы хотим познакомить вас с фауной тибетских просторов. Статья ниже расскажет, каких зверей можно встретить в путешествии по Тибету, чем они отличаются от своих сородичей, живущих в наших краях и какая опасность грозит им сегодня.

Мы уверены, что сегодня вы откроете для себя нечто новое.

Разнообразие животного мира

Тибет отличается довольно суровым климатом. Летом здесь среднесуточная температура составляет 5-15 градусов тепла, зимой же столбик термометра опускается ниже нуля, и холод может достигать -20 градусов. При этом в целом за год выпадает немного осадков.

Такой климат, естественно, сказывается на флоре и фауне. Тибетские просторы по большей части находятся на высокогорье Гималаев или у подножия гор, на почве которых сложно вырастить большое количество сельскохозяйственных культур.

Именно поэтому тибетцы в основном занимаются животноводством. Им давно известно, что такое «одомашнивание» животных.

70 процентов всех тибетских земель занимают пастбища, где постоянно перемещаются огромные стада домашних животных.

Местные очень бережно относятся к братьям нашим меньшим, поэтому им удалось сохранить у себя такие виды вьючных животных, которые в наше время считаются редкими:

  • двугорбый верблюд;
  • лошадь Пржевальского;
  • кулан – дикий азиатский осел.


Кулан (дикий осел)

Кроме того, на выгонах пасутся козы и овцы. Такие животные неприхотливы в еде и способны выдерживать даже значительные колебания температур.

На отношение тибетцев к животным повлиял , который предписывает бережно относиться ко всему живому, не причинять вред, отказаться от излишеств в употреблении мяса. В середине 17 столетия Далай-ламой V был выпущен специальный указ, защищающий животных и природу , который тибетцы соблюдают до сих пор.

Гуляя по степям Тибета, можно сразу заметить небольшие норы мелких млекопитающих: зайцев, сурков, сусликов, тушканчиков, хорьков, полевок, песчанок, горностаев и пищух – маленьких милых грызунов, которые похожи на помесь хомячка и зайца.

Из хищников в Тибете обитают равнинные серые волки и горные красные, рыси, тибетские лисы, медведь-пищухоед, совсем редко еще встречаются леопарды. Панды, которые питаются бамбуком, встречаются только на западе тибетских просторов.


Тибетская лисица

Но больше всего здесь водится копытных животных, которые в холмистой местности чувствуют себя прекрасно.

К ним относятся:

  • тибетская газель;
  • белогубый олень;
  • лама;
  • кулан
  • кианг – нечто среднее между куланом и лошадью;
  • горный баран;
  • антилопа оронго;
  • антилопа ада;
  • бхарал – дикая овца;
  • кабарга – похожее на оленя парнокопытное;
  • такин – крепыш, похожий на быка, но больше по размерам.


Кианг

Немало среди представителей животного мира и птиц. Некоторые из них, например, вороны, живут недалеко от жилищ, нередко нанося немалый урон хозяйству.

Другие считаются падальщиками, и можно наблюдать огромные их стаи, когда погибают другие животные. К таким относятся гималайские сипы, снежные грифы, известные также под названием «кумай».

По тибетским верованиям кумай помогает человеку после смерти, освобождая от физического тела и провожая до небес.

У воды и в болотистой местности поселились журавли, ибисы, красные утки, в степях – улары, вьюрки, тибетские саджи.

Неведомы зверушки

Как вы видите, фауна Тибета поражает своим разнообразием. При этом одни животные кажутся такими знакомыми и родными, а о других многие только слышали. Мы хотим познакомить вас поближе с некоторыми удивительными обитателями тибетских просторов.

Это крупное животное из семейства млекопитающих, похожее на быков и зубров. В длину дикие яки могут быть больше четырех метров, а в высоту – больше двух.

Домашние яки чуть меньше по размерам. Сильные и выносливые, с короткими мощными лапами, они способны перевозить на себе многокилограммовые грузы.


Яки теперь известны во многих странах, но считается, что они родом из Тибета – здесь они появились около десяти тысяч лет назад. На высокогорьях яки отлично себя чувствуют: зимой обитают на высоте 4 тысяч метров, а летом поднимаются еще выше – на 6 тысяч метров. Делают они это потому, что при температуре выше +15 начинают испытывать перегрев, а чем выше в горах, тем прохладнее.

Як в хозяйстве – большое богатство. Кроме того, что они помогают переносить тяжелые грузы, яков используют для мяса. А их шерсть и шкура применяется для разных целей. Из нее изготавливается:

  • пряжа;
  • ткань для одежды;
  • канаты;
  • упряжь;
  • сувениры.

Расходы на яков в хозяйстве практически нулевые — они сами защищают себя от холода и врагов, сами добывают пищу.

Кабарга

Это небольшой парнокопытный зверь, похожий на оленя, но меньший по размеру. В длину он достигает всего около метра, в высоту – 70 сантиметров, хвостик совсем короткий – около пяти сантиметров. Но от оленей их отличает главное – отсутствие рогов.


Кабарга поразительно прыгучая – она может забираться по деревьям и прыгать с ветки на ветку на высоту четырех метров. Спасаясь от хищников она, как заяц, заметает свои следы.

Главная драгоценность кабарги – это мускусная железа у самцов на животе. Одна такая железа содержит десять-двадцать граммов мускуса. Это самый дорогостоящий продукт животного происхождения – его используют в медицине и особеннов парфюмерии.

Такин

Такин также относится к парнокопытным. В холке он достигает метра, а его длина – около полутора метров. Для своих размеров он очень массивный – больше 300 килограммов.


При этом движения такина могут показаться со стороны неуклюжими. Он живет в бамбуковых горных лесах на высоте четырех километров. Но зимой, когда не хватает еды, он спускается на отметку до 2,5 километров.

Оронго

Оронго часто называют антилопами, но на самом деле они также близки к сайгакам и козлам. Их размеры – 1,2-1,3 метра в длину и приблизительно метр в высоту, а весят они всего около 30 килограммов.


По утрам и вечерам оронго можно заметить пасущимися в степях, а днем и ночью, когда гуляют холодные ветра, они прячутся в специальных ямах. Эти ямки они роют сами копытами передних ног.

В 2006 году была построена железная дорога в Лхасу, которая проходит как раз через места обитания оронго. Чтобы не тревожить животных, специально построили 33 прохода для их передвижений.

Дзо – это необычное домашнее животное, полученное путем скрещивания коровы и яка. В Монголии оно известно как хайнак, а на Тибете и в Непале – как дзо.


Генетика и вправду творит чудеса: дзо сильнее, чем обычные коровы, а еще они дают гораздо большие надои. Быки дзо не могут иметь потомство, поэтому, скрещиваясь с обычными быками, коровы дзо рожают телят, которые являются яками лишь на одну четвертую часть – их называют «ортум».

Многим животным Тибета грозит опасность – тридцать видов уже входит в Красную книгу. В их числе уже известные нам кабарга, такин, оронго. Ситуация усложняется тем, что за тысячи долларов богатые туристы могут поохотиться даже за исчезающими видами.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Желаем вам жить в гармонии с природой. Спасибо за то, что активно поддерживаете блог и делитесь ссылками на статьи в социальных сетях!

Присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на сайт, чтобы получать новые интересные посты себе на почту!

До скорых встреч!

Компаньонах. В нашем воображении моментально рисуется образ неотлучного спутника пожилой респектабельной дамы из прошлого века. В чём-то мы будем правы, однако бывают такие компаньоны, которые украсят жизнь даже очень сильного и уверенного в себе мужчины, или пожилого беспомощного старика, или хрупкой девушки, или большой семьи из самых разных людей. Это тибетская порода лхаса апсо.

История происхождения породы

Несмотря на тибетскую известность, насчитывающую многие тысячи лет, известность западного мира пришла к лхаса апсо совсем недавно. Было время, когда монахи-ламы подносили эту собаку в дар китайским императорам, совершая при этом хитрый ход: «подарок» всегда был исключительно кобелём. Таким образом, порода не могла распространиться по свету.

Знаете ли вы? В зороастризме собак ставили практически на одну ступень с человеком, их считали вторыми по святости живыми существами после людей.

На сегодняшний день мы не много знаем о происхождении этих удивительных существ с умными глазами и густой длинной шерстью. Жили они издревле на монастырских подворьях или при дворцах, неся свою сторожевую вахту. Недаром прозвище «лающая собака-часовой» прочно закрепилось за этой породой.

Правда, другая историческая версия пытается соотнести собачек с пастушьими обязанностями, но сути это не меняет: на Тибете с уважением относятся к лхасскому апсо и даже иногда верят, что он является хранителем душ монахов.

Европейские приключения породы начинаются с двадцатых годов прошлого века, когда, наконец, первая собака попала за пределы своего постоянного ареала обитания. Случилось всё так: Тибет посетила миссия британских дипломатов во главе с полковником Бейли.

Видимо, полковник произвёл настолько сильное впечатление на Далай-ламу, что тот подарил ему собаку и даже позабыл посмотреть, сука это или кобель. В любом случае, именно бравому полковнику мы обязаны известностью в Европе, а также и названием, представляющим собой синтез тибетской столицы Лхасы и древнего имени собаки.

Уже в 1929 году Лондонская выставка собак принимала новую участницу. И по сей день английские собаки считаются лучшими представителями лхаса апсо выставочного класса.

Описание и стандарты породы, цена

  • Страна происхождения: Тибет.
  • Группа: сторожевая, выставочная.
  • Помет: 4, 5, иногда 6 щенков.
  • Рост: средний, до 25 см.
  • Вес: у взрослой собаки может колебаться от 4 до 7 кг.
  • Продолжительность жизни: около 12-14 лет.
  • Шерсть: очень густая, ниспадающая прямыми прядями, отличается своей жесткостью, но на вид шелковистая. Именно великолепная шерсть является одним из главных достоинств императорской собаки.
  • Окрас шерсти: может быть самым разнообразным, начиная от светлых, почти белых оттенков и заканчивая иссиня-чёрным цветом. Классическим окрасом является золотисто-песочный с тёмными кисточками (ушки и кончик хвоста).
  • Голова: череп узкий, голова тяжёлая и обладает характерной «причёской»: борода, бакенбарды, густая чёлочка над глазами.
  • Туловище: коренастое, с хорошо развитыми мышцами. Поясница сильная, спина прямая.
  • Лапы: короткие.
  • Хвост: очень подвижный и словно лежит на спине.
  • Линька: отсутствует.


Важно! Обратите внимание, что хвост не должен закругляться крюком.

Цена на лхаса апсо имеет большой разбег, начинается от 400 и достигает 2000 долларов. Средняя цена составляет 800 долларов.

Особенности характера

Если ваш выбор пал на домашнее животное родом из Тибета, то вы должны тщательно изучить его характер. Помимо дружелюбия и общительности, лхасский апсо способен проявлять независимость и показывать характер . К детям и их шалостям собака относится терпеливо, но не более того - товарищем по играм она им точно не станет.

Вообще, этот небольшой лохматый пёсик отличается рассудительностью и спокойствием, что делает из него отличного компаньона. Он любит, но не липнет, не перенося долгих разлук и одиночества, он, тем не менее, не будет всё время лежать у ваших ног. Уютное кресло, неспешные прогулки - вот ваш досуг с тибетским хвостатым философом.

Лхаса апсо подтверждает истину, что внешность бывает обманчива. Несмотря на уравновешенность в купе с несколько неуклюжим видом, эта обладает отличным слухом, чутьём, а также громким голосом и настороженностью к чужакам. Это отличный сторож и даже поводырь , Все перечисленные сочетания качеств и характеристик делают эту собаку идеальной для пожилых людей, а также для тех, кто склонен к созерцательному образу жизни.

Знаете ли вы? Другое название породы тибетских апсо это «собака-сейсмограф». Громким лаем они способны предупреждать не только о незнакомцах, подошедших к жилищу, но и о приближающихся стихийных бедствиях.

Шерсть, много шерсти - вот слова, которые вы будете повторять так же часто, как тибетские монахи повторяют свои молитвы. Длинношерстные собаки нуждаются в тщательном и постоянном уходе, а лхасский апсо - в особенности. Ведь у него такая длинная шерсть, что иной раз даже по лестнице не спустишься - лапы заплетаются. Но обо всём по порядку.


Шерсть

Итак, основной источник стресса для хозяина выявлен, теперь определимся, что же нужно делать. Прежде всего, конечно, как можно чаще расчёсывать и вовремя подстригать. Кстати, маленький секрет, обусловленный происхождением вашего питомца: расчёсывание тибетской породы собак апсо способствует медитации и скорейшему наступлению нирваны. Поэтому не отлынивайте, и достигнете просветления раньше своих ленивых домочадцев.

Если выставочной деятельности не планируется, а расчёсывание всё же утомляет, то просто подстригите собаку покороче (но не увлекайтесь, ведь в шерсти вся её прелесть). Оптимально стричь животное раз в месяц , но в зависимости от питания и прочих факторов, шерсть может отрастать быстрее и придётся проводить эту процедуру чаще.

Есть и хорошая новость - лхаса апсо не так уж сильно линяют и, кроме того, обладают отменным здоровьем.


Купание

Купание проводят по мере загрязнения шерсти, а это зависит от её длины и интенсивности ваших прогулок. Но всё же купают собаку не реже раза в две недели . Разумеется, без специального собачьего шампуня и даже бальзама дело не обойдётся. Все эти средства необходимо тщательно вымыть с шерсти собаки, а после купания какое-то время просушивать её полотенцем во избежание свалянности.

Гигиена

Любой собаке необходимо периодически чистить уши и промывать глаза, ведь именно в этих местах чаще всего гнездятся инфекции, провоцирующие воспаление. Мордочку после еды собачке тоже лучше помыть. Когти и шерсть на лапах вашего питомца необходимо выстригать тщательно, ведь это тоже гигиеническая процедура.

Важно! Не забывайте после прогулки осматривать кожу и уши животного на предмет клещей или заноз.

Для прогулок лучше выбирать чистые парки и скверы, ведь эта порода больше предназначена для дома, да и вычёсывать грязные колтуны после улицы - то ещё удовольствие. Возможно, собачий станет для вас хорошим решением.


Питание

О богатырском здоровье этих небольших собачек говорит и тот факт, что ветеринарные врачи не могут дать им для операции общий наркоз. Даже дозировка не способна их отключить. Операции проводят под местным наркозом. Бесстрашная собака-сторож, чуткая и отзывчивая, станет замечательным спутником вашей жизни. Многие владельцы отмечают, что собака потрясающе «видит» людей и выгонит из вашего дома любого человека, у которого недобрые намерения. Лхаса апсо неприхотливы в уходе и больше всего нуждаются только в вашей любви и вашем внимании.

Тибет - это высокие горы и основной источник великих рек Азии, а также самое обширное и высочайшее плато мира, древние леса и много глубоких долин, не тронутых человеческой деятельностью.

Согласно буддийскому учению о правильном образе жизни, которому следуют тибетцы, важна "умеренность", отказ от чрезмерного потребления и чрезмерной эксплуатации природных ресурсов, ибо считается, что это причиняет вред живым существам и их экологии. Уже в 1642 году Пятый Далай-лама издал "Указ о защите животных и природы". С тех пор такие указы выходили ежегодно.

Климат в этих местах резко континентальный, суровый, осадков выпадает немного (до 700 мм в год - на юге). Средняя температура января от 0 до -20 °С июля от 5 до 15 °С. Поэтому территория Тибетского нагорья используется главным образом как пастбища. Поэтому 70% территории Тибета - это пастбища. В течение веков тибетские кочевники хорошо приспособились к работе на зыбких горных пастбищах. Тибетцы выработали определенную культуру скотоводчества: постоянный учет использования пастбищ, ответственность за их экологическую сохранность, систематическое перемещение стад яков, овец, коз. Общее количество домашнего скота составляет 70 млн.голов на один миллион скотоводов.

За последние четыре десятилетия многие пастбища перестали существовать. Особенно большое опустынивание пастбищ произошло в Амдо. Основными пахотными землями тибетцев являются долины рек в Кхаме, долина Цангпо в У-Цанге, долина Мачху в Амдо. Основная зерновая культура, которую выращивают тибетцы, - ячмень, дополнительные - хлебные и бобовые культуры. Средний урожай зерновых в У-Цанге - две тысячи килограмм с гектара и еще выше - в плодородных долинах Амдо и Кхама.

В 1949 г. древние леса Тибета покрывали 221800 км2. К 1985 г. осталась почти половина этого - 134 тыс.км2. Большинство лесов растет по склонам гор, в долинах рек южной, самой низкой, части Тибета. Основные виды леса - это тропические и субтропические хвойные леса с елью, пихтой, сосной, лиственницей, кипарисом; вперемешку с основным лесом встречаются береза и дуб. Деревья растут на высотах до 3800 метров во влажном южном регионе и до 4300 метров - в полусухом северном. Тибетские леса состоят преимущественно из старых деревьев с возрастом более 200 лет. Плотность лесов - 242 м3 на гектар, хотя в У-Цанге плотность старых лесов достигла 2300 м3 на гектар. Это самая высокая плотность для хвойных.

Появление дорог в отдаленных частях Тибета привело к увеличению вырубки лесов. В результате стали доступными древние леса. Основной способ добычи леса - простая валка, которая привела к значительному оголению склонов холмов. Дальнейшее опустошение и уничтожение экологии Тибетского плато, уникальнейшего места на земле, продолжается.

Естественное и искусственное восстановление леса имеет малые масштабы в силу особенностей рельефа региона, земли и влажности, а также высоких температурных перепадов в течение суток и высоких температур на поверхности почвы. В таких экологических условиях деструктивные последствия сплошных вырубок леса непоправимы.

Тибет - основной водораздел Азии и источник ее главных рек. Основная часть рек Тибета обладает стабильностью. Как правило, они вытекают из подземных источников или собираются с ледников. 90% длины рек, рождающихся в Тибете, используется за его пределами, и меньше чем 1% общей длины рек может быть использован в Тибете. Сегодня реки Тибета имеют самые высокие осадочные нормы. Мачху (Хуанхе или Желтая река), Цангпо (Брахмапутра), Дригху (Янцзы) и Сенге Кхабаб (Инд) - пять самых илистых рек в мире. Общая площадь, орошаемая этими реками, если взять территорию от бассейна Мачху на востоке до бассейна Сенге Кхабаб - на западе, приходится на 47% населения Земли. В Тибете насчитывается две тысячи озер. Некоторые из них считаются священными или занимают особое место в жизни народа. Их общая площадь 35 тысяч км2.

Животный мир

Много животных и птиц исчезло из-за разрушения условий их обитания, а также из-за спортивного азарта охотников и по причине оживления незаконной торговли дикими зверями и птицами.

Неограниченное уничтожение диких животных продолжается и сегодня. Объявления об охотничьих "турах" за редкими животными, организуемыми для богатых иностранцев, регулярно публикуются в китайских средствах массовой информации. Эти "охотники" могут убить таких редких животных, как тибетская антилопа (Pantholops hodgsoni), аргалийская овца (Ovis ammon hodgsoni), - виды, которые очевидно должны находиться под защитой государства. Охота на тибетскую антилопу стоит 35 тысяч долларов США, на аргалийскую овцу - 23 тысячи, на белогубую лань (Cervus albirostris) - 13 тысяч, на голубого барана (Pseudois nayaur) - 7900, на красную лань (Cerrus elaphus)- 3500.

В "Белой книге" признается, что большое количество животных на "грани исчезновения". В то же время "Красный список редких видов животных" 1990 года Международного Союза за сохранение природы содержит тридцать видов животных, обитающих в Тибете.

Меры по сохранению фауны Тибета, исключая области, вошедшие в состав китайских провинций, были приняты спустя много времени после того, как подобные меры были введены в самом Китае. Говорилось, что области, попавшие под защиту государства на 1991 год, в общем занимают 310 тыс.км2, что составляет 12% территории Тибета. Эффективность защиты не может быть определена ввиду строго ограниченного доступа в эти районы, а также секретности в отношении действительных данных.

Тибет — удивительное место, прозванное «Крышей мира». И хоть высокие горы и чистейшие озера поражают своей красотой, здесь трудно передвигаться.

И сегодня, как в давние времена, людей выручают тибетские яки, перевозящие тяжелые грузы.

Эти быки живут на Тибете, уже около десяти тысяч лет. На яка практически не влияет разреженный высокогорный воздух и он легко тащит груз в 150 килограммов по горным тропам, где с трудом разойдутся два человека.

Як — относится к роду быков, но существенно отличается от них по своему виду. Тибетский як — большое, высокое животное с длинным телом и короткими ногами. Взрослый самец может достигать в длину до 4,25 метров, высоту — 2 метра, а вес доходить до 1 тонны. На холке имеется маленький горб, от чего спина выглядит покатой. Длинные, загибающиеся до 95 сантиметров рога направлены в разные стороны, и расстояние между концами рогов может быть до 90 сантиметров. На морде белые отметины придают этому животному особый шарм. Иногда за эту особенность говорят, что на животное надета маска. Длинная шерсть закрывает ноги, грудь, живот и бока, образуя так называемую «юбку», и служит подстилкой при лежании, а зимой от холода спасает еще и подшерсток. Благодаря этому яки могут просто ложиться и отдыхать в снегу и совсем не чувствовать холода. У яка даже хвост защищен длинными волосами и поэтому похож на лошадиный. Окрас шерсти у них бывает различен: от блекло-черного до серовато бурого оттенка.


Яков различают на домашних и диких. Диких называют «немыми», а домашних — «хрюкающими». Из-за того, что недовольный як может издавать звук, похожий на хрюканье поросенка. Домашние яки намного меньше по своим размерам. Люди используют животных уже три тысячи лет для получения мяса, шерсти, молока. Молоко у них очень густое и жирное. Поэтому из него делают брынзу, сметану, масло. Но чаще яков используют как вьючное животное или возделывают на них землю под посевы. Одомашненное животное очень привязано к людям. Як позволяет водить себя за кольцо, вставленное в носу. Может даже защищать от диких животных: чаще всего от волков, которые стаей нападают зимой по глубокому снегу. Местные жители даже украшают своих быков и вешают на них амулеты из вышитых лент, красивых кистей и помпонов. Хрюкающих яков скрещивают с другими видами из рода быков. Самки могут давать потом потомство, а вот самцы-гибриды «хайнаки» почему-то бесплодны.


Дикие же тибетские яки в последнее время забираются все выше, где нет мест, освоенных человеком. Иногда они поднимаются на высоту выше 6 тысяч метров над уровнем моря. Тибетцы называют их дронг. Такие яки бывают опасными для людей, особенно в момент ранения. Животное бросается на обидчика и старается покончить с ним. Рассвирепевший самец грозен, силен, свиреп и хорошо вооружен крепкими и длинными рогами и копытами. Прекрасное обоняние позволяет ему заметить врага издали. Хуже у них развиты органы слуха и зрения. В случае опасности, как и многие из этого вида млекопитающих, дикие тибетские яки становятся в круг и защищают внутри него малышей и слабых особей. Стада яков достигают 10-12 голов. Тогда, как во времена Пржевальского достигали сотен, а то и тысяч. Поэтому дикие яки сейчас занесены в Красную книгу.

На Алтае яка называют сарлык, от монгольского слова «сарлаг». Его завезли на Алтай, Бурятию и Туву для разведения в сельском хозяйстве. Животных широко распространили в странах Азии и Северном Кавказе. Замечено, что яки очень хорошо могут прогнозировать землетрясения и изменения в климате. Они отказываются кушать примерно за несколько часов до землетрясения и начинают беспокоиться. Яки широко используются в хозяйстве в горной местности. С их помощью возделывают землю, на них возят грузы, ездят, от них берут молоко.


Как оказалось, этот вид прекрасно можно дрессировать. Поэтому дрессированных яков можно встретить в цирках многих стран. На арене они прыгают через препятствия и горящие обручи, выполняют различные команды, изображают корриду и танцуют вальс.


Еще с древних времен фигуры тибетских яков можно увидеть на миниатюрах, которые рассказывают о тяжелом крестьянском труде и помощи этого животного в хозяйстве. Сейчас яков даже изображают на почтовых марках. В Кыргызстане выпущена целая серия марок, посвященных этому животному. А какие красивые сувениры можно привезти из поездки в Тибет! Фигурки яков, связанные шерстяные изделия, продукты питания, канаты из шерсти яков. Шерсть у яков вычесывают, а не стригут. Из-за того, что шерсть не впитывает воду, изделия получаются шелковистыми, мягкими, теплыми и легкими. У шерстяных изделий есть свои уникальные особенности: они никогда не вызывают аллергию, при носке и стирке не имеют «катышков», снимают болевые симптомы болезни.


Конечно это лишь малая часть информации об этих прекрасных животных. Но мы будем рады, если наш рассказ заинтересовал вас и вам захочется больше узнать о тибетском яке и месте его обитания. Лучше всего побывать в этих местах и воочию познакомиться с ярким представителем животного мира Тибета.

Кианги и другие обитатели Тибета

Тибетское нагорье, которое часто называют "крышей мира", раскинулось почти на 2 млн км2. С севера оно ограничено хребтом Кунь-Лунь, с юга - Гималайским хребтом с его высочайшими в мире (более 8 тыс. м над ур.м.) вершинами. Большая часть Тибетского нагорья лежит на территории Китая, и лишь немного на западе и на юге оно заходит на территорию Индии.

Долгое время Тибет оставался закрытым, и посещение его было сопряжено не только с трудностями, но и с серьезными опасностями. Тибетские ламы не хотели пускать иноземцев в свою "страну религий". На какие только ухищрения не приходилось идти исследователям, чтобы проникнуть в загадочный Тибет и увидеть его легендарную столицу Лхасу. Францисканец Одорик из Порденона, уроженец Италии, попал в Лхасу в 1325-1326 гг. в качестве миссионера из Восточного Китая. В то время он был первым европейцем, видевшим и описавшим этот город. Английский исследователь Уильям Муркрофт прошел в Тибет в 1812 г., выдав себя за кашмирского торговца, скупающего шерсть. Прекрасно владея языком кашмирцев, Муркрофт был принят местными торговцами в свою среду и смог в течение нескольких лет путешествовать по Тибету. Однажды, во время очередного путешествия, он был убит разбойниками. С разбойничьими повадками кочевого населения Северного Тибета сталкивались и многие другие исследователи. Французский путешественник, географ Дютрейль де Рене был убит в перестрелке. И отряду Н.М.Пржевальского порой приходилось прокладывать себе дорогу с оружием в руках. Знаменитый путешественник неоднократно пытался посетить Лхасу, но каждый раз сталкивался с непреодолимыми препятствиями. Этот город так и остался несбывшейся мечтой великого исследователя Центральной Азии. Вслед за ним в 1899 г. по заданию Русского географического общества в Тибет отправился другой русский ученый - Г.Ц.Цыбиков. Чтобы попасть в столицу Тибета, ему пришлось переодеться буддистом-паломником, идущим на поклонение лхасским святыням.

Только с 1988 г. Тибет был официально открыт для посещения иностранцами. И хотя сейчас, чтобы попасть туда, уже нет необходимости переодеваться в купца или паломника, запасаться оружием, снаряжать караван из десятков вьючных лошадей и верблюдов, как это было век назад, путешествие по Тибету легким не назовешь.

На путешественников, которым посчастливилось побывать в Тибете в конце прошлого и начале нынешнего века, сильнейшее впечатление произвело баснословное обилие диких животных, доверчиво подпускавших к себе человека. Пржевальскому казалось, что он попал в первобытный рай, "где человек и животные еще не знали зла и греха". Антилопы спокойно паслись и резвились по сторонам или перебегали дорогу каравану, а дикие яки, отдыхавшие после подкормки, не трудились вставать. Даже самым страстным охотникам из его отряда быстро наскучило преследовать животных, которые не пытались ни скрыться, ни защититься. Среди травоядных животных Тибета - длиннорогих красавиц антилоп оронго и быстроногих газелей, величественных яков и голубых баранов - самым замечательным Пржевальский считал кианга, который отличался от остальных зверей не только красотой и грацией, но и большой любознательностью.

Кианг (Equus bemionus kiang ) - один из представителей рода настоящих лошадей, обитающий только в Тибете. Его называют по-разному: джан - тангуты, хулан - монголы. Муркрофт, первый описавший кианга ученый, чье имя входит в современное определение кианга, называл его дикой лошадью (wild horse), а Пржевальский - хуланом, или диким ослом (Asinus kiang ). Сейчас по-английски его чаще всего называют tibetan wild ass - тибетский дикий осел. Но, строго говоря, кианги стоят гораздо ближе к настоящим лошадям, чем к ослам, хотя по особенностям строения заметно отличаются и от тех и от других. Поэтому кианг и его ближайшие родственники, живущие поныне (монгольский кулан, или джигетай, индийский кулан, или кхур, и туркменский кулан, он же онагр), а также вымершие, иногда объединяются систематиками в особый подрод так называемых полуослов (Hemionus ). Однако дискуссии вокруг систематического положения кианга все еще продолжаются. И это не единственное белое пятно в изучении кианга. Очень мало сведений о его распространении. Известно было, что основная часть популяции кианга обитает где-то в Тибете. Сезонные заходы этих животных отмечаются в Ладакхе и Сиккиме. По результатам исследований, проведенных в 1994 г., популяция киангов в Северном Сиккиме состоит примерно из 120 особей (Shah N.V. Status survey of southern kiang (Equus kiang polyodon) in Northern Sikkim // Newsletter of the Equid Specialist Group, SSC,IUCN-Word Conservation Union. 1995. V.2. №10. P. 1 -2). Нет данных о численности киангов в Ладакхе и Тибете (Sharma B.D. High altitude wildlife of India. New Delhi, 1994; Gurung К.К., Rajsingh D.A. Field Guide to the Mammals of the Indian. San Diego, USA. 1996). Почему же получилось так, что один из прекраснейших представителей млекопитающих оказался обделен вниманием ученых?

Одна из основных причин недостатка знаний о кианге - это то, что он обитает в основном в очень удаленных, труднодоступных и малонаселенных районах. Вы- разительную характеристику Тибету, позволяющую живо представить себе территорию, о которой идет речь, дал Пржевальский:. "Резко ограниченная со всех сторон первостепенными горными хребтами, названная страна представляет собою, в форме неправильной трапеции, грандиозную, нигде более на земном шаре в таких размерах не повторяющуюся, стоповидную массу, поднятую над уровнем моря, за исключением лишь немногих окраин, на страшную высоту от 13 до 13 тыс. футов. И на этом гигантском пьедестале громоздятся сверх того обширные горные хребты, правда относительно невысокие внутри страны, но зато на ее окраинах развивающиеся самыми могучими формами диких альпов".

Гостеприимная столица

В 1998 г. мы провели в Тибете всю осень: с середины сентября до середины декабря. Нас привело сюда желание лучше познакомиться с таинственным киангом и выяснить, не нуждается ли он в защите. Иначе может случиться так, что, спохватившись слишком поздно, мы потеряем еще одного представителя диких лошадей, как (только с конца прошлого века!) потеряли тарпана и кваггу. Да и судьба лошади Пржевальского до сих пор висит на волоске: восстановить вид гораздо труднее, чем предотвратить его исчезновение из природы. Но, поставив перед собой эту весьма конкретную задачу, мы заранее знали, что не сумеем ограничиться только этим в столь удивительной стране, как Тибет.

Осень - лучший сезон для посещения Тибета: обильные летние дожди, вызывающие разливы рек, разрушение дорог и мостов, уже прошли; дороги подремонтированы и снова стали проезжими, а зимние холода и пыльные бури еще не начались. Мы прилетели в Лхасу из Чэнду, поднявшись более чем на 3.5 тыс. м! Стояла 33-градусная жара. Солнце, до которого казалось теперь рукой подать, угрожало солнечными ударами и ожогами. Перед тем как отправиться дальше в путь, нам предстояло адаптироваться к большой высоте и особенностям тибетского климата: подождать, пока пройдут приступы головной боли, озноб и слабость. Обычно на это уходит не меньше недели. Период адаптации стал для нас и временем подготовки первого пункта намеченной программы - маршрута по юго-западной части Тибета.

Мы остановились в маленькой гостинице, расположенной в пяти минутах ходьбы от древнего, построенного в VII в., храма Джоканга. Рядом с храмом всегда многолюдно: одни молятся перед главным входом, другие шествуют вокруг храма (этот путь называется "баркор" и равноценен молитве), третьи толпятся около мелких лавочек, торгующих всякой всячиной. Здесь много калек и нищих, просящих подаяние. "Кучи, кучи", - повторяют они на разные лады, тряся рукой с поднятым вверх большим пальцем.

С разрешения монахов мы забрались на крышу Джоканга, откуда открывается прекрасный вид на Дворец Потала - одно из самых замечательных сооружений Тибета. Он был построен на Красном холме в VII в. тибетским царем Сонгцен Гампо (по Л.Н.Гумилеву - Сронцзангампо) для медитаций. Во времена его царствования в Тибет пришел буддизм. В XVII в. 3-й Далай-Лама перестроил дворец и придал ему современный вид. С тех пор Потала стал зимним дворцом династии далай-лам. Считается, что до начала XX в. 13-этажный (117 м высотой) Дворец Потала был крупнейшим зданием в мире.

Мы не чувствовали себя в Лхасе непрошеными гостями, казалось, что нашего приезда здесь ждали. На улицах со всех сторон нас встречали улыбки и приветствия: "Таши деле!" и "Хелло!" Затем следовал неизменный вопрос: "Откуда вы приехали?" Велорикши за небольшую плату предлагали отвезти в любой конец Лхасы. Торговцы зазывали посмотреть на их товар: "Луки, луки! Онли луки!" ("Посмотрите, посмотрите! Только посмотрите!")

Спустя 10 дней после приезда нам удалось с помощью одного из туристических агентств получить все необходимые разрешения (а их нужно иметь семь, чтобы только выехать за пределы района Лхасы!) и арендовать машины - джип для нас и грузовик для транспортировки бензина. Теперь можно было покинуть гостеприимную Лхасу и двинуться дальше, навстречу неизвестному.

С нами отправились четыре тибетца: три водителя и "гид". Последнее слово в кавычках, потому что этот молодой человек не только ни разу не ездил по намеченному маршруту, но и не имел ни малейшего опыта путешествий. Тем не менее его присутствие было обязательным условием при получении разрешений. С водителем джипа повезло немного больше. Дензину неоднократно приходилось ездить до городка Али как по северной, так и по южной дороге, однако он привык двигаться без остановок от поселка до поселка, поэтому всегда с неохотой уступал нашим просьбам притормозить, чтобы сфотографировать понравившийся пейзаж.

Первые два дня от Лхасы до Лхадзе мы ехали по густонаселенным земледельческим районам долины р.Цангпо (Брахмапутры). Было время уборки урожая. Все делалось неспеша, при помощи быков, лошадей и ослов. Не торопиться людям позволяла погода: стояли теплые солнечные дни без капли дождя. В Тибете самый высокий предел горного земледелия на земном шаре. Пржевальский ссылается на показания Наина Синга, который видел в 1873 г. посевы ячменя на абсолютной высоте 4633 м (Пржевальский Н.М. Из Зайсана через Халш в Тибет и на верховье Желтой реки. Третье путешествие в Центральную Азию 1879-1880 гг. М., 1948).

Пос.Лхадзе запомнился нам огромным количеством удодов (Upupa epops ), летящих в Индию, и желтыми тополями. После Лхадзе в течение многих дней нам не суждено было видеть ни одного дерева. Первое время еще встречался можжевельник (Juniperus squamata ), растущий кругами и пятнами по склонам гор, но потом исчез и он. За поселком дорога раздваивалась: одна шла на юг, в Непал, и по ней устремлялось большинство туристов, а вторая - на северо-запад, в Трансгималаи. Мы свернули на северную дорогу, и вскоре земледельческие районы остались позади. За селением Каика начались земли кочевников-скотоводов, зимой и летом живущих в черных палатках из ячьей шерсти. На пути встречались стада яков, спускающихся с высокогорных летних пастбищ на зимовку в долины.

Постепенно стали появляться и дикие животные: пищуха (Ochotona sp. ), гималайский сурок (Marmota himalayana ) и эндемик Тибета - шерстистый заяц (Lepus oiostolus ).

По мере того как дорога поднималась все выше в горы, менялась и погода. Когда была преодолена четырехтысячная отметка, дневная температура упала до +10°С, задул холодный, пронизывающий до костей ветер, начались дожди.

Первая долгожданная встреча с киангами произошла на четвертый день пути за пос.Сангсанг, в обширной межгорной долине, где берет начало один из притоков Брахмапутры - р.Рака Цангпо. На краю долины, большая часть которой была занята кочкарниковым болотом, мы с помощью бинокля разглядели группу из пяти киангов. Недалеко от них паслись тибетские газели (Procapra picticaudata ). А вблизи нас, с опаской поглядывая на остановившуюся машину и готовясь в любую минуту улететь, стояла пара черношеих журавлей (Grus nigricollis ) с двумя, уже подросшими, птенцами.

В дальнейшем вместе с киангами мы неоднократно встречали тибетских газелей. Эти небольшие грациозные животные, с высотой в холке около 60 см и длиной от головы до хвоста чуть больше метра, очень оживляли пустынный пейзаж. У них приятная палевая окраска с характерным белым "зеркалом", охватывающим почти всю заднюю часть тела. На "зеркале" четко виден черный короткий хвост. Самцов легко отличить от самок по загнутым назад небольшим (длиной около 30-35 см) рожкам. Тибетское название газелей - гоа. Общаясь с аборигенами по дороге, мы выучили и другие местные названия животных: лиса - амо, тарбаган - чибей, снежный барс - ришим, волк - чангу, заяц - жигон, журавль - чунгджу, голубой баран - на, дикая коза - ла, архар - нен, рысь - и, медведь - том.

Первые сюрпризы


Гейзер у священной горы Таге

За пос.Рага дорога резко повернула на север. Мы двинулись по ней и вскоре оказались около крупнейшего в Тибете (так утверждали сопровождавшие нас местные жители) гейзера, бьющего фонтаном из-под земли у подножия горы Таге. Вокруг него другие гейзеры, поменьше, изливали свои горячие воды в р. Ронгджу или, не найдя стока, превращались в небольшие горячие озера. Все они парили и булькали, а заходящее солнце, пробиваясь сквозь черные снеговые тучи, добавляло таинственности и без того необычной картине. Попав под гипнотическое очарование долины, мы решили заночевать рядом с этой "маленькой Камчаткой", чтобы наутро принять горячую ванну. Купание в естественных горячих источниках - это единственная возможность смыть с себя дорожную пыль во время путешествия по Тибету, поэтому такой шанс упускать не стоит.

Когда палатки были поставлены, выяснилось, что лагерь стоит на колонии пищух и переместить его некуда, так как весь берег Ронгджу до каменистых предгорий Таге занят этими симпатичными большеухими зверьками, которых тибетцы зовут авра. Со стороны горы доносились голоса тибетских уларов (Tetraogallus tibetanus ), а со стороны реки - крики огарей {Tadorna ferruginea ), которые водятся в Тибете в таком количестве, что местные жители собирают их яйца как мы - грибы.

Чем ближе к ночи, тем больше сгущались над нами черные тучи, и, наконец, начался настоящий снежный буран. Палатки срывало с кольев, пищухи спрятались в норах, а мы укрылись в машинах. Казалось невероятным, что только четыре дня пути отделяют нас от солнечной и жаркой Лхасы. Перспектива ночевать в такую погоду в палатках не радовала, но буран закончился так же внезапно, как и начался, превратив долину в нечто совершенно фантастическое: струи пара поднимались теперь над сплошным снежным покровом.

Сюрпризы тибетского климата нам пришлось испытать еще не раз. Перепады дневных и ночных температур достигали 40°С: 23-градусная дневная жара сменялась морозной ночью с температурой до -13°С. В один день можно было побывать и в зиме и в лете! Но настоящие-то тибетские зимы, конечно, гораздо суровее: на высоте 4200-4300 м над ур.м. средние зимние температуры колеблются в пределах от -34 до -39°С, а абсолютный минимум составляет -33°С.

Когда снежная буря утихла, к нам из-за реки пришел местный житель. Он не разуваясь пересек реку вброд и теперь стоял на снегу в мокрых кедах, разговаривая с нами. При этом, чтобы не терять времени даром, он продолжал прясть пряжу из шерсти, спрятанной у него за пазухой. От него мы узнали, что Таге - не простая гора, а сам Царь Лев, лежащее неподалеку красивое оз. Намцо - его жена, а гейзер - их чай. Чтобы не гневить Царя, местные люди не охотятся в его владениях. Но в последние годы, не считаясь с тибетскими обычаями, здесь промышляют китайцы, и по этой причине из окрестностей Таге совсем исчезли дикие яки. Но пока все еще довольно много гоа и киангов, бурых медведей с белой полосой (видимо, медведей пищухоедов) и волков, встречаются дикие овцы и козы. На востоке долины еще можно увидеть антилоп оронго, но и они очень страдают от китайских охотников.

Когда наши вопросы иссякли, гость вежливо попрощался и собрался идти обратно тем же путем, каким пришел. Тут мы не удержались от давно мучавшего нас вопроса: не холодно ли ему в мокрых кедах? " Когда стоишь, то немного холодно, - согласился он, - а когда идешь, то тепло".

На прощание мы подарили нашему гостю фотографию далай-ламы - самый дорогой подарок для каждого тибетца. Даже тот, кто не говорит ни одного слова по-английски, знает, как попросить: "Далай-лама пикче". Он сначала поставил фотографию себе на голову, потом поднес к лицу и к груди, отдавая таким образом дань уважения правителю Тибета, который в 1939 г. был вынужден покинуть свою страну и поселиться на севере Индии, в Дарамсала.

Альтернатива заповедникам

Кажется странным, когда кто-то всерьез говорит о том, что горы, как люди, женятся, а озера выходят замуж, а потом вместе пьют чай из гейзера. Но это - одна из особенностей буддистской веры, которая не делает различия между органической и неорганической природой. Буддисты верят, что душу имеют не только люди, но и все живые и неживые составляющие этого мира, так как мир - субъект. Отношения между животными и людьми в свете буддистских представлений приравниваются к родственным, и природа получает свою значимость не через объективное мышление, а через субъективное чувство и близкое родство. Буддисты поклоняются природе, они объявляют и признают священными горы, озера, горячие источники. Часто это труднодоступные территории, куда, по их поверьям, возвращаются души умерших святых. И простые люди мечтают, чтобы и их души после смерти вернулись туда. Это природные территории, приравненные по значимости к Богу. Здесь даже нарушение тишины считается грехом, а отлов рыбы или убийство животного - преступлением. Священные буддистские территории - это те же заповедники, только основанные не на базе экологических знаний, а благодаря образу жизни, совершенно отличному от нашего, где чувства имеют большее значение, чем рациональное мышление, где человек не отделяет себя от природы и не мнит себя властелином, способным управлять природой и преобразовывать ее. Вера издавна защищала в Тибете природу лучше любых егерей, и результатом этой защиты было то необыкновенное количество непуганых зверей, которое поражало путешественников век назад. Буддисты не охотились на диких животных, а в том случае если дикое животное, медведь или снежный барс, оказывалось жертвой защищающегося человека, шкура и череп зверя приносились в монастырь, как и череп зарезанного для еды домашнего животного - к чхортену*, чтобы снять с человека грех за чужую смерть, а животному дать возможность лучше перевоплотиться в следующей жизни.

Чхортен (или ступа) - каменное строение в виде башни, где хранятся священные тексты. В древние времена, когда не существовало портретов Будды, его символизировали чхортены.

Согласно тем же тибетским законам, уходящим корнями в глубокую древность и сохранившимся до настоящего времени, нельзя убивать и есть мясо киангов и всех других непарнокопытных животных, включая домашних лошадей. Поэтому в Тибете не встретишь, как в Монголии или Казахстане, многочисленные табуны домашних лошадей, выращиваемых на мясо. Лошадей иногда используют для работы и езды верхом, но часто для этих целей предпочитают яков или ослов.

За долиной гейзеров, по дороге к пос. Тсочен, начали встречаться кианги, но все еще редко и в небольших количествах: одиночный самец, пара животных, группа из четырех животных... И вдруг - одна самка с жеребенком, без самца. Мы удивились: для лошадей и куланов не характерно, чтобы самки бродили самостоятельно. В чем тут может быть дело? Разгадка оказалась трагической: метрах в 50 от дороги, у оз.Намцо, лежал убитый самец, и над ним кружили вороны. Местные люди, ремонтировавшие неподалеку дорогу, рассказали, что накануне вечером по дороге проезжала машина с китайскими пограничниками. Заметив невдалеке двух взрослых киангов с жеребенком, они остановились. Через несколько секунд прогремел выстрел, от которого упал и стал биться в предсмертных судорогах самец, в испуге шарахнулись в сторону самка и жеребенок. Из машины раздался хохот, потом снова заработал мотор, и машина уехала прочь. Ни единого волоска не было тронуто с этого животного, лишенного жизни просто так, попутно, ради забавы.

Так, по трагической случайности, нам представилась возможность вблизи рассмотреть кианга и сделать промеры. Это был уже достигший зрелости молодой самец небольшого роста (высота в холке 127 см, длина туловища от переднего выступа плечелопаточного сочленения до задней точки седалищного бугра 125 см, высота в локте 70 см). Его окраска очень сходна с окраской киангов, встреченных Пржевальским на северо-востоке Тибета (Пржевальский Н.М . Монголия и страна тангутов. Трехлетнее путешествие в Восточной нагорной Азии. М„ 1946. С.236-237). Верхняя часть туловища и голова окрашены в коричневый цвет (более темный, чем у туркменских и монгольских куланов), нижняя часть белая. Длина заканчивающейся белым носом головы (от затылочного гребня до конца верхней губы) около 60 см. Граница между темно- и светлоокрашенными частями четкая. На шее коричневый цвет занимал сверху примерно третью часть и тянулся вдоль гривы. С нижней части шеи белая окраска переходила на грудь, живот и ноги. На боках туловища граница между цветами проходила примерно посередине. Но у передней ноги белый цвет с живота клином достигал лопатки. Все ноги спереди светло-палевые, но этого с большого расстояния заметить почти невозможно, ноги кажутся белыми. Передние ноги тоньше задних (обхват пясти составил 14.5 см, а обхват плюсны - 17 см), но копыта на них больше и шире (передние копыта 12х8,5 см2 задние 10х7 см2). Темно-коричневая стоячая грива, высотой 18 см без челки, постепенно переходила в узкую такого же цвета полосу, которая шла посередине спины, а затем заканчивалась хвостом. Четкость и законченность окраске придавали черные кончики ушей (коричневых снаружи и белых изнутри) и полоска черных волос, идущая по венчику вокруг копыт. Размер уха от основания до кончика составил ровно 17 см. Хвост кианга не был похож ни на хвост лошади, ни на хвост осла и даже отличался от хвостов других представителей группы Hemionus . Он больше напоминал хвост лошади Пржевальского: вдоль репицы росли короткие волосы, и только ниже начинались длинные, образуя "кисточку" длиной 54 см. Как и у куланов, у него были "каштаны" (рудиментные остатки 1-го пальца) только на передних ногах, выше запястного сустава.

После оз.Намцо кианги перестали встречаться. Дорога пошла вверх на перевал, расположенный на высоте 4860 м над ур. м. Здесь не только животные, но и птицы стали крайне редкими. Только высоко в небе, выглядывая добычу, кружили степные орлы и беркуты.

Рай для птиц

Следующий день был более удачным. Мы добрались до центрального плато, чаще называемого здесь Чангтан. На отрезке пути между двумя крупнейшими поселками Тсоченом и Герце, вскоре после того, как позади осталось местечко Чундуломо, расположенное на высоте 5500 м над ур.м., местность стала более ровной со множеством больших и малых, пресных и соленых озер. Их обилие обусловлено большим количеством атмосферных осадков, особенно в летнее время (500- 1000 мм), интенсивным таянием снега и льда в горах, с одной стороны, и отсутствием стока этой воды - с другой. Мелководья пресных озер - настоящий рай для водоплавающих птиц, которые пересекают Тибет во время миграций, а для куликов и огарей - идеальные места для гнездования. На многих озерах птицы исчисляются тысячами. Среди них наиболее часто встречаются такие виды птиц, как лысуха (Fulica atra ), хохлатая чернеть (Aythya fuligula ), красноголовый нырок (A.ferina ), чирок-свистунок (Anas crecca ), шилохвость (A.acuta ), обыкновенная свиязь (А.penelope ), огарь (Casarca ferruginea ), красноносый нырок (Netta rufina ), большой крохаль (Mergus merganser ), обыкновенный гоголь (Bucephala clangula ), серый гусь (Anser anser ), белолобый гусь (A.albifrons ), гусь-гуменник (A.fabalis ), чомга (Podicep cristatus ), черношейная поганка (P.nigricollis ), травник (Tringa totanus ), шилоклювка (Recurvirostra avosetta ), тибетская чайка (Larus brunneicephalus ), черноголовый хохотун (L.ichthyaeetus ).

Схема Тибетского нагорья.
Пнктиром показан маршрут экспедиции

Последний из упомянутых видов встречается в западном Тибете повсюду: скопления этих птиц (иногда даже многочисленные) довольно обычны на озерах, а отдельные особи часто можно увидеть летящими вдоль русел горных рек вдалеке от озер. Похоже, многие черноголовые хохотуны зимуют в Тибете, хотя это наблюдение и противоречит распространенному мнению, что все птицы этого вида проводят зиму на побережье Индии и Ирана.

В тех местах плато, где испарение выше, чем поступление воды, образуются соленые озера. Около одного из них, Тунцо, нам встретилась самая большая группа киангов в 36 особей. Был вечер, и кианги паслись на скудной растительности каменистой пустыни, держась ближе к горам. Скорее всего здесь было несколько групп, собравшихся вместе после выпадения снега в горах. Мы были необычайно рады этой встрече, правда, пасмурная погода помешала сделать хорошие снимки, а общая картина все еще мало походила на то, что видел и описал Пржевальский: в изобилии из млекопитающих встречались только пищухи, а из птиц - жаворонки (Eremophila alpestris elwesi, Alauda gulgula inopinata, Calandrella acutirostris tibetana, C.brachydactyla ) и земляные воробьи (Pyrgilauda taczanowskii ). Похоже, сбывались предсказания повстречавшегося нам в Тсочене китайского ученого, который, узнав о цели нашей поездки, сказал, что мы неправильно выбрали маршрут: нам следовало проехать по дороге от Нагчу до Герце, где до сих пор можно увидеть не только множество киангов и антилоп оронго, но и диких яков. Дорога, о которой говорил доктор Ванг, проходит по южной границе недавно организованного национального заповедника "Чангтан". Это крупнейший заповедник Китая и второй по размеру в мире, площадь которого составляет более 70 тыс. км2. Он уступает только Гренландскому национальному парку, большая часть которого находится подо льдом. Территория заповедника "Чангтан" охватывает самую высокую часть (от 5 до 5.6 тыс. м над ур.м.) Тибетского плато (Sсhа11еr G.В. Tibet"s remote Chang Tang. In a High and Sacred Realm // National Geographic. 1993. August. P.64-87).

Доктору Вангу по работе часто приходилось ездить по этой дороге до Герце, где он занимался преобразованием солнечной энергии и электрификацией поселка, и у нас не было оснований сомневаться в его словах. Он очень сомневался в том, что мы, продолжая ехать на запад, увидим тех, кого ищем. Но он ни разу не бывал западнее Герце. А поскольку изменить маршрут, утвержденный многочисленными организациями в Лхасе, мы не могли, оставалось только надеяться, что ситуация изменится к лучшему после того, как Герце останется позади.

Иногда диких животных можно встретить в местах, где совсем не ожидаешь. В пос. Герце, у входа в китайскую гостиницу, был привязан рыжий волчонок. Было похоже, что люди относились к нему хорошо: на ужин он получил целую баранью голову. Дружески и игриво была настроена к нему даже собака хозяина гостиницы. И все-таки нам очень хотелось перерезать веревку, которая ограничивала свободу волчонка.

Долгожданная встреча

Наши надежды встретить киангов на землях, лежащих западнее Герце, оправдались: между поселками Янху и Гаки, на расстоянии 188 км, мы встретили 333 кианга! Здесь, около красивейших озер, жили и одиночные животные, и небольшие группы и даже стадо из 120 особей. Среди взрослых животных было много жеребят, родившихся этой весной и уже вполне окрепших. Гармонично сложенные, быстрые, сильные звери, которые в мгновение ока могли бы исчезнуть с наших глаз, однако оказались, действительно, настолько любопытными, что позволили приблизиться достаточно близко, чтобы запечатлеть их на фотопленку.

"Ну, теперь начнетс", - подумали мы и... на другой день не встретили не только ни одного кианга, но и ни одного другого крупного животного. После Гаки горы стали выше, озера исчезли, дорога вошла в узкую долину одного из притоков Инда - р.Сенгхе Цангпо. Следующей встречи с киангами нам пришлось ждать еще несколько дней. Их не было ни в песках за городом Али, где, достигнув самой западной точки маршрута и получив еще несколько разрешений, мы повернули к югу, ни в занятой большими стадами скота долине другого притока Инда - р.Гар Цангпо, ни в глиняных горах древнего княжества Гуге, В этих горах, склоны которых украшены нерукотворными скульптурами, напоминающими буддистские изваяния, перед нами, уже много дней не видевшими ни одного дерева и ни одного кустарника (выше и красивее, чем карагана), как чудо появились раскрашенные осенними красками заросли тамариска и мирикарии (Myricaria squamosa ), a также обсыпанные оранжевыми ягодами и обвитые ломоносом кусты и отдельно стоящие деревья облепихи (Hippophae tibetana, H.salicifolia ). В зарослях облепихи мелькали большие любители ее ягод - краснобрюхие горихвостки (Phoenicurus erythrogaster ) и красные вьюрки (Carpodacus puniceus ). Эти удивительные ярко окрашенные маленькие птички гнездятся в Тибете на очень больших высотах, в основном между 4 и 5 тыс. м над ур.м. Максимальная зарегистрированная высота гнездования краснобрюхой горихвостки 6100 м над ур.м. После периода гнездования, когда самки с молодняком улетают зимовать на южные склоны Гималаев, самцы остаются в Тибете, где пережить зимние холода им помогают ягоды облепихи и барбариса.

Вырвавшись из объятий сказочно красивых гор, мы выехали в долину р.Ланенгк Зангбо, на другом берегу которой среди желтых тополей расположился пос.Тсада. Мы остановились в поселке на один день, чтобы немного отдохнуть и осмотреть руины княжеского дворца Гуге - совершенно необычного сооружения, со множеством пещер и подземных ходов, возведенного на высокой глиняной горе в X-XI в. и разрушенного во время Культурной китайской революции.

Когда пришло время двигаться дальше, Дензин предложил выезжать из Тсады по новой дороге. Мы, не долго думая, согласились, слишком поздно уяснив, что "новой" здесь называют не вновь построенную, а недавно проложенную водителями дорогу, на самом деле - бездорожье. Однако виды, открывшиеся с плато, лежащего выше глиняных гор, а затем красоты "цветных" вулканических гор и кратерного озера, компенсировали все неудобства, связанные с ездой по бездорожью. К тому же, там повстречалась стая гималайских, или снежных, куропаток (Lerva lerwa ).

По святым местам

Мы приближались к самым священным местам Тибета - горе Кайлаш и оз.Манасарова, когда исчезнувшие из поля зрения кианги и газели вдруг снова оживили пейзаж. На расстоянии 75 км, что лежат между горячими источниками у монастыря Татапури и пос.Тарчен, примостившимся у подножия горы Кайлаш, мы насчитали 91 кианга (65 паслись у оз. Лама Цо) и 49 газелей гоа. С одной стороны озера белел почти правильный конус Кайлаша, а с другой сияли снежные вершины Гималайских гор Гурла-Мандхата. Мы уже заметили, что кианги выбирали для обитания самые красивые места юго-западной части Тибета. Эти животные безусловно обладали изысканным вкусом, который не подвел их и на этот раз.

Для последователей четырех религий (буддизма, индуизма, джайн и бон) Кайлаш - это центр мира, это гора, которую избрали своим вечным пристанищем Шива, Будда и многие бодхисатвы.

Бодхисатва - человек, стремящийся достичь высшей степени совершенства (Будда), но пока не вошедший в нирвану ради того, чтобы помогать другим людям на пути совершенствования. Каждый Будда перед тем как войти в нирвану некоторое время был бодхисатвой.

Второе, тибетское, название горы Кайлаш - Канг Ринпоче. "Канг" означает гора, а "ринпоче" - главный настоятель тибетских монастырей. Люди приходят к этой горе, как к священнику, чтобы получить благословение. Для них природа и культура неразделимы. Кайлаш - это и природный чхортен. Тибетцы верят, что если обойдешь вокруг горы один раз, то очистишься от всех грехов, совершенных за год; если повторить обход 12 раз, то можно очиститься от всех грехов, накопленных в течение жизни, а если сделать 100 обходов, то в следующей жизни сам станешь бодхисатвой. Для всех последователей этих религий цель жизни заключается в том, чтобы вырваться из круга перевоплощений и достичь тем самым настоящей свободы, т.е. избавиться от необходимости снова и снова после смерти возвращаться на Землю. Вот почему Кайлаш всегда был местом паломничества, к которому стекались люди, живущие за тысячи километров отсюда. В настоящее время, когда буддизм и индуизм завоевывают все большую популярность в Европе, возрастает и количество западных туристов, многие из которых приезжают в Тибет с единственной целью - обойти гору Кайлаш.

Мы тоже не стали упускать возможности избавиться от грехов и отправились в путь вокруг Канг Ринпоче, погрузив все самое необходимое на яков. -Большая кора" - так называется путь вокруг горы Кайлаш протяженностью 59 км. Начинается он в пос.Тарчен, на высоте 4575 м над ур.м., а в своей самой высокой точке, на перевале Долма Ла, достигает отметки 5636 м над ур.м. В первый день, полные сил, мы радовались возможности пройтись пешком, удивлялись закрывающим небо тучам гималайских и жемчужных вьюрков (Leucosticte nemoricola, L.brandti ), считали спугнутых зайцев, а иногда даже отклонялись от основной дороги, чтобы взглянуть на след, оставленный Буддой, или на огромный камень, будто бы брошенный Миларепой, или на одно из самых крупных и самых священных, так называемых "воздушных захоронений" Тибета.

В Тибете издавна существует обычай возвращать тела умерших людей в природу через живых существ - хищных птиц и животных. Родственники приносят тело на специальное место, где с помощью ножа оно разделывается на мелкие кусочки, при этом кости тоже мелко дробятся, чтобы птицы и животные могли их быстрее съесть. Каким бы ужасным ни казался этот обычай, тибетцы следуют ему из самых лучших побуждений: таким образом они помогают душе умершего как можно быстрее освободиться от тела и достичь небес. С этим "варварским" обычаем не посчиталось китайское правительство, и в 50-х годах, когда Тибет стал частью Китая, оно решило раз и навсегда покончить с ним. Буддистские монастыри были подвергнуты разрушению, хищные птицы - кумай (Gyps himalayensis ), белоголовый сип (Gyps fulvus ), бородач-ягнятник (Gypaetus barbatus ) - массовому истреблению, а хищные животные, даже собаки - отравлению. В результате этих систематически проводимых действий к 70-м годам крупные хищные птицы стали очень редкими, в деревнях умолк собачий лай, а тибетцы тем не менее продолжали (теперь тайно) приносить тела умерших на места "воздушных захоронений". Вороны, галки и клушицы не могли справляться с "приношениями" так быстро, как большие хищники, и поэтому тела умерших дольше оставались "не захороненными", что болью отзывалось в сердцах родственников. В конце 80-х годов стало очевидно, что такой путь покорения Тибета не дает желаемого результата, и правительство изменило свою политику: при определенных условиях монахам опять стали разрешать жить в монастырях, а отстрелы птиц и потравы собак прекратились. Медленно-медленно популяции грифов и сипов начали восстанавливаться, и в первую очередь около наиболее священных (а от того и наиболее популярных) мест "воздушных захоронений", например в окрестностях Лхасы, у монастырей Сера и Пабонгка.

Пройдя не менее 25 км, мы остановились около монастыря Дирапук Гомпа. Здесь, в полуразрушенном глиняном доме с земляным полом, на который было брошено несколько грязных матрацев, нам предстояло провести ночь. Других "гостиниц" тут не было, а в холодную осеннюю ночь даже такое пристанище лучше продуваемой всеми ветрами палатки.

Второй день большой коры был самым трудным. Дорога круто пошла вверх. Остановки для восстановления дыхания приходилось делать все чаще. Уже не оставалось ни сил, ни желания отклоняться от тропы. Все было брошено на достижение одной цели: добраться до перевала Долма Ла. И тут мы увидели женщину, бодро идущую нам навстречу. Она без сомнения принадлежала к последователям религии бон, только они обходят Кайлаш не по, а против часоной стрелки. Обменявшись приветствиями, мы поинтересовались: который раз совершает она обход вокруг Кайлаша? Оказалось, что это был ее 98-й круг по большой коре! Еще два обхода вокруг Кайлаша - и ей будет обеспечена вечная свобода. Один круг, который при полной отдаче сил и благополучном стечении обстоятельств, мы могли пройти за два - два с половиной дня, она проходила за сутки. На прощание мы от всего сердца пожелали ей удачи, отдавая должное силе ее веры и физической закалке.

Мучительный подъем завершился ликованием на вершине, прикреплением молитвенных флажков (которые тут же потерялись среди тысяч других), наполнением фляжек водой из священного оз.Тукье Ченпо Цо и, конечно, фотографиями на память. Трудный, казавшийся бесконечным спуск все-таки был несравнимо легче подъема. Еще одна ночь в "гостинице" монастыря Зутулпук Гомпа - и мы вернулись в Тарчен. Только тут нам суждено было понять, как благосклонен был к нам Канг Ринпоче. Во второй половине дня начался снегопад, который продолжался всю следующую ночь. Тропы стали невидимыми, а обход Кайлаша - невозможным. Группе французов, приехавших в Тибет специально для того, чтобы пройти по большой коре, пришлось уехать ни с чем. Ни с чем пришлось возвращаться домой и немецкой паре, для которой эта попытка оказалась третьей неудачей.

Край непуганых зверей

Мы продолжили свой маршрут, который теперь лежал к священному оз.Манасарова, и вскоре остановились в маленькой деревушке из трех-четырех глиняных домиков, у подножия горы, вершину которой украшали белые здания монастыря Чу Гомпа. На берегу реки дышали паром горячие источники. Отсюда до священного озера было не более полукилометра.

Озеро, окруженное снеженными горами, откуда открывался вид на Кайлаш, было неземной красоты, а вокруг царил мир непуганых зверей и птиц. Здесь гималайский филин (Bubo bubo hemochalana ) готов часами позировать перед фотокамерой, а зайцев просто не счесть, когда на восходе и на закате солнца они выходят из своих укрытий покормиться. На водной глади озера, как и на других пресных озерах Западного Тибета, плавают многочисленные водные птицы, а по мелководью бродят множество куликов, среди которых первое место по численности занимают травники (Tringa totanus ); за ними идут кулики- воробьи (Calidris minuta ), в одной стае их иногда более 220 особей; чернозобики (Calidris alpina ) и круглоносые плавунчики (Phalaropus lobatus ). Здесь нас ждали и неожиданные встречи с видами птиц, которые обычно не селятся на материковых озерах. Известно, что птицы, гнездящиеся на арктических территориях, после гнездования летят либо в западном направлении - сначала в Западную Европу, а затем вдоль побережья к местам их зимовок в Африке, либо в восточном - в район Чукотки, а оттуда, опять же вдоль побережья, на юго-восток Азии и в Австралию. Некоторые виды мигрируют в восточном направлении до Аляски и там поворачивают на юг. Гораздо меньше известно, что небольшая часть этих птиц летит не вдоль побережья, а прямо через азиатскую часть России, Китай и Индию, и что некоторые из них делают остановки на пресных озерах. Для многих орнитологов стало сенсацией в 70-80-х годах встретить экземпляры камнешарки (Arenaria interpres ) и песчанки (Calidris alba ) осенью на пресных озерах в Восточном Непале. Первые отчеты об этих встречах были восприняты с большим сомнением. Вдоль побережья оз.Манасарова нам также встретилось довольно много камнешарок, иногда в стаях из более 30 особей, и несколько песчанок. Достаточно большое количество этих птиц указывало на то, что очутились они здесь не случайно и что скорее всего их путь проходит через оз.Манасарова.

Еще более неожиданной оказалась встреча с большим песочником (C.tenuirostris ), который гнездится на северо-востоке Сибири. Большая часть популяции большого песочника совершает перелет на зимовку в Австралию вдоль побережья, а небольшая ее часть зимует на побережье Индии. Видимо птицы, зимующие на побережье Индии, как и некоторые камнешарки и песчанки, предпочитают лететь не вдоль побережья, а через материк, делая остановки на пресных озерах Тибета.

По своей неожиданности эта встреча могла сравниться с той, которая произошла в середине февраля 1997 г. По дороге от Шигаце к Лхасе, идущей через перевал Кампа Ла, мы увидели большие стаи горных гусей (Anser indicus ), собиравших остатки ячменя на полях. Нигде, даже в специальной орнитологической литературе (0gilvie M.A. Wild Geese. Berkhamsted (Great Britain). 1978), Тибет не упоминается как место зимовки горных гусей. Считается, что они зимуют в Пакистане и на севере Индии. А мы насчитали более 2.5 тыс. горных гусей. Готовы утверждать, что эти птицы не только зимуют, но и гнездятся в Тибете. Здесь они чувствуют себя в безопасности, так как имеют статус, сходный со статусом киангов, - тибетцы на них не охотятся и не едят их мяса.

Обилие птиц, казалось бы, обычное явление на пресных озерах Тибета, тем не менее служит для тибетцев еще одним подтверждением святости оз.Манасарова, так как на соседнем оз.Раксас Тал, сколько ни смотри, не увидишь ни одной птицы. Тибетцы считают Раксас Тал дьявольским озером. Биологи же объясняют этот феномен тем, что озеро совершенно лишено мелководий, где могли бы кормиться птицы.

На священном оз.Манасарова, как и на любом другом священном озере, нельзя ни ловить рыбу, ни плавать на лодке. Можно только искупаться, чтобы святой водой смыть с себя грехи. Однако купание - акт, требующий определенного мужества, так как температура воды в озере редко превышает +2°С. А если при этом с неба падают хлопья снега... Тут может утешить только мысль, что после купания можно прыгнуть в горячий источник.

Нарушение запретов, охраняющих озеро, чревато опасными последствиями. Это испытал на себе шведский исследователь Свен Хедин, который в 1907 г. на небольшой, привезенной с собой, лодке отправился измерять глубину озера. Когда Хедин был уже далеко от берега, неожиданно начался сильнейший шторм, из которого ему чудом удалось выйти живым: лодку, изрядно помотав, в конце концов прибило ветром к другому берегу. Для местных людей это событие стало еще одним доказательством святости озера и наглядным примером того, как дух природы может покарать человека за дерзость.

Нам очень хотелось задержаться на необыкновенном озере подольше, но водители торопили. Закрывшие небо черные тучи и ежедневные снегопады заставляли особенно волноваться водителей грузовика: перевал Маиум Ла мог очень скоро стать непроезжим для этого морально устаревшего транспортного средства.

В день отъезда оз.Манасарова подарило нам незабываемый рассвет, как бы давая знак, что чудеса священных земель на этом еще не закончились.

Между раем и адом

Между пос.Хор и перевалом Маиум Ла, в широкой богатой озерами и родниками долине мы, наконец-то, увидели изобилие копытных, сравнимое с описанным путешественниками прошлого века, хотя разнообразие и ограничивалось всего двумя видами. На территории длиной около 70 км собралось более 600 киангов и 200 газелей гоа. Наше появление вызвало настоящий переполох. Ближайшие к дороге группы киангов помчались галопом, будто соревнуясь в скорости с грузовиком и с джипом. Жеребята не отставали от взрослых. В хвосте одной из групп, видимо, поддавшись общей панике, пристроилась и во весь опор мчалась рыжая лиса. Все они бежали по дороге рядом с машинами, а если перегоняли их, то бросались наперерез. Такая тактика в другой ситуации несомненно привела бы их к трагическому концу.

Кианги в долине перед перевалом Маилум Ла.
Наше появление вызвало настоящий переполох: ближайшие к дороге группы киангов помчались
галопом, как будто соревнуясь в скорости с нашим джипом.

Дензину неоднократно приходилось видеть зимой, вдоль главных дорог, проложенных по широким горным долинам, сотенные стада куланов и газелей и то, как легко животные становились добычей всех любителей пострелять. В это время года кианги и газели особенно нуждаются в охране, так как глубокий снег ограничивает их подвижность и они не могут убежать. Стоит вспомнить, что именно таким образом были истреблены тарпаны из южнорусских степей.

В долине же, куда мы приехали, о безопасности животных позаботилась сама природа. Перевал Маиум Ла становится непроезжим для машин уже в начале осени, и движение транспорта между пос.Пуранг и Лхасой до самой весны осуществляется по северному окружному пути через г.Али. В долине царит райское спокойствие, благодаря чему сюда стекаются сотенные стада животных со всех сторон.

Но за снежным перевалом священные территории заканчиваются. Широкая, богатая кормами долина, в которой берет свое начало р.Цангпо, служит зимним пастбищем для многочисленных стад домашних яков, хайнаков и овец. Киангам заходить сюда смертельно опасно. Рай и ад для них лежат рядом, разделенные лишь перевалом Маиум Ла. У истоков Цангпо, на расстоянии 30 км мы обнаружили пять трупов этих животных (а за предыдущие почти 3 тыс. км - два)! Их убили скотоводы прошлой зимой. Логика очень проста: кианги съедают очень много травы, которая, не будь их, пошла бы на корм скоту, поэтому киангов следует убивать. Вероятно, по этой же причине мы не встретили ни одного кианга и на следующем отрезке пути - от Парянга до Саги. Но за Сагой дорога снова уходит в горы, где влияние человека значительно ниже, и там мы встретили еще несколько небольших групп киангов (от двух до девяти особей). До Сангсанга мы насчитали около 40 особей. Это были последние группы киангов, которых мы увидели в поездке по юго-западной части Тибета.

Всего за 30 дней (с 27 сентября по 26 октября 1998 г.) на маршруте протяженностью около 3800 км мы встретили 1125 киангов, 690 тибетских газелей, не считая других видов животных. Список птиц, который мы составляли попутно, насчитывал 130 видов. Тибетские газели держались, как правило, небольшими группами (от двух до 15 особей), но трижды мы видели большие стада из 70-110 особей и 10 раз одиночных газелей. Часто они встречались вместе с киангами, но тем не менее у нас создалось впечатление, что они распространены более широко и в меньшей степени, чем кианги зависят от крупных источников воды (озер). Кианги нам попадались как одиночными животными (12), парами (9), так и небольшими группами по 30 особей (21) и даже стадами до 160 особей (10).

В следующих маршрутах по центральной части Тибета (окрестности Лхасы и Восточные Трансгималаи), которые мы совершили в ноябре, кианги и тибетские антилопы нам не встречались.

Еще раз мы увидели их позднее, в конце ноября, на пути в Восточный Тибет. В 150-250 км от Голмуда, в районе хребтов Кукушили и Марко Поло северо-восточной части плато Чангтан мы насчитали девять групп киангов, состоящих из 3-14 особей (всего 63). В этих же местах, но гораздо раньше и в значительно большем количестве встречал киангов и Пржевальский. К сожалению, у нас, бывших в то время пассажирами рейсового автобуса, не было возможности ни как следует рассмотреть, ни сфотографировать этих животных. За 36 часов пути от Лхасы до Голмуда автобус ломался трижды, но каждый раз не в тех местах, где обитали кианги. Поэтому с уверенностью мы можем сказать только то, что это тоже были темно окрашенные особи и что все они держались около озер. Здесь же были их верные спутники - тибетские газели и несколько антилоп оронго.

Собранные нами и другими исследователями данные указывают на то, что кианги распространены по всей территории Тибетского нагорья, но крайне неравномерно. В Трансгималаях, западнее Лхасы, они были редки, а в Восточных Трансгималаях не встречались вовсе. Не встречались они нам и по всей долине р.Цангпо(Брахмапутры), которая у истоков плотно населена животноводами, а в среднем течении - земледельцами.

В осенне-зимний период, после выпадения снега в горах, кианги собираются в большие стада на обширных ровных долинах с крупными пресными или солеными озерами. Самые крупные скопления киангов мы наблюдали на плато Чангтан - между поселками Янху и Гак, на священных землях в окрестностях горы Кайлаш - у оз.Лама Цо, и в долине небольшой реки, впадающей в оз.Манасарова - между пос.Хор и перевалом Маиум Ла. Дж.Шаллер отмечал (Schaller G.В. Ibidem.) большие скопления киангов (группы до 200 особей) в широких долинах южной части заповедника "Чанг-тан". Есть также сведения о том, что кианги встречаются в северной плоской (в отличие от гористой южной) части заповедника, где много озер и хороших пастбищ. Сезонно они заходят в Сикким, на северное плато, расположенное на высоте 5100-5400 м над ур.м. В Ладаке эти животные обитают в граничащих с Тибетом районах.

Принято считать, что в Ладаке живет западный подвид кианга, в Сиккиме - южный, а в Северном Тибете - восточный, хотя все эти территории - части обширного Тибетского нагорья, между которыми нет, как это иногда ошибочно предполагают, непреодолимого препятствия в виде Гималайского хребта. Возможно даже, что нет необходимости в разделении данного вида на подвиды. Но эта гипотеза, как и другие гипотезы, конечно, требует доказательств.

Казалось бы, наличие священных территорий и исключительный статус лошадиных в Тибете - идеальная ситуация для кианга, в которой за его судьбу не стоит беспокоиться. Но это не так. Усиливающееся влияние Китая на Тибет имеет свои минусы в деле охраны природы. Буддистские догмы начинают терять свое былое значение и среди тибетского населения. И хотя тибетцы-скотоводы по-прежнему не едят мяса киангов, они видят в них конкурентов их собственному скоту и уже не считают грехом их отстрел, если он происходит за пределами священных территорий. Кроме того, и другие тибетцы не следуют безоговорочно буддистским законам. На Чангтане с давних времен живут люди, которые называют себя "неприручаемыми". Они всегда избирательно следовали буддистским законам и сейчас ради денег готовы преступать религиозные и любые другие запреты.

Сейчас в Тибете, с одной стороны, не признается и грубо нарушается охранный статус исторически сложившихся "заповедников" (священных буддистских территорий), где издавна на страже природы стояла религия, с другой стороны, создаются новые заповедники, в которых охрана возложена на егерей. В Тибете уже 12 таких заповедников. В каком из двух типов заповедников природа лучше защищена, рассудит время.

Литература

Статья Н.В.Паклина, младший научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции им.АМ.Северцовой К.вана Ордена, доктор философии, сотрудник департамента охраны природы провинции Южная Голландия (Нидерланды)



Новое на сайте

>

Самое популярное