Домой Отделочные материалы Успенский патриарший собор. Успенский собор (Московский Кремль)

Успенский патриарший собор. Успенский собор (Московский Кремль)

В Московском Кремле Успенский собор является главной святыней страны, в которой сосредоточены самые важные атрибуты этой святости: гробницы святителей и иконы. История создания Собора насчитывает не одно столетие, с ней связаны имена многих значимых для России людей.

История становления

Успенский собор стал символом новой Руси, начавшей перемещаться со второй половины XII века на Северо-Восток в город Владимир, где князь Андрей Боголюбский создал новое сосредоточие жизни русичей, альтернативу Киеву. В его время был возведен Успенский храм в городе Владимире, величайший шедевр домонгольской Руси. В некотором роде он стал прототипом будущего Успенского собора города Москвы.

Собор Успения Пресвятой Богородицы в Кремле, Москва

Но прежде чем появился такой храм в Москве, этому предшествовали некоторые события:

  • младший сын великого князя Александра Невского, князь Даниил, получает в удел небольшой город Москву и ее окрестности;
  • за время своего правления святой князь Даниил смог значительно расширить границы своего княжества, присоединив к Московскому княжеству Коломну и Переславль-Залесский;
  • дети князя, Юрий и Иван I Калита, еще больше расширили границы своего княжества, но прежде всего, создали основу для будущего Русского государства.

Именно при князе Иване Калите был построен первый Успенский собор города Москвы. Он изначально был связан с именем святителя Петра, который переселился из Владимира в Москву по приглашению князя Ивана.

  1. Митрополит Киевский Петр в 1325 году переехал из Владимира в Москву, где по его настоянию и был заложен в 1326 году храм, который освятили 4 августа 1827 года.
  2. Сам митрополит Петр не дожил до освящения, но был погребен в самом соборе. В дальнейшем к храму были пристроены три придела: в 1329 году в честь Поклонения честным веригам апостола Петра, Похвалы Богородицы (1459 год) и в честь святого Дмитрия Солунского.
  3. В конце XV века, а именно в 1474 году начали строить новый собор. Строительство было поручено псковским мастерам Мышкину и Кривцову, уже были почти выстроены стены, но и-за неправильно проводимых работ Успенский собор обрушился.

Жена великого князя Ивана III София Палеолог предложила мужу пригласить мастера из-за границы. В Италию был отправлен посол, который и пригласил опытного мастера - Аристотеля Фиораванти.

Интересный факт! Фиораванти был не только умелым архитектором, но и инженером и оружейником.

Прежде чем приступить к строительству, он хорошо изучил образцы русского зодчества домонгольского периода, побывав во Владимире и других городах, где сохранились каменные церкви. Храм был заложен в 1475 году, а в августе 1479 года было совершенного его освящение.

Надвратная икона Пресвятой Богородицы в Успенском соборе

Важно! Наверное, это не случайность, что на следующий год после закладки старого Успенского собора в 1326 году московский князь Иван Калита получил в Орде ярлык на великое княжение, и с этого момента началось фактическое возвышение Москвы. А на следующий год после освящения нового собора в 1480 году Русской государство освободилось от монгольского ига.

После Октябрьской революции новые власти запретили совершать богослужения в храмах Кремля. Последняя служба в соборе была совершена на Пасху 1918 года. С 1922 года Успенский собор стал частью музея «Московский Кремль», но для посетителей он был открыт только в 1955 году. Богослужения в храме возобновились в 1990 году, однако, совершаются они только по большим праздникам и попасть на них можно по пригласительным билетам.

Описание собора

Образцом для храма стал собор в честь Успения Богородицы в г. Владимире. Перед Аристотелем Фиораванти стояла задача значительно расширить внутреннее пространство храма, а также следовать традициям русского зодчества, что ему прекрасно удалось. Архитектурные элементы храма выполнены следующим образом:


Успенский собор выглядит как единое целое, создается ощущение, что он просто выточен из одного большого белого камня.

Интересный факт! Чтобы увеличить внутренний объем Аристотель Фиораванти в конструкции храма использовал крестовые своды, толщина которых один кирпич, а также металлические связи внутри стен и проемные. Такое решение в истории русской архитектуры было применено впервые.

Святыни

В Успенском соборе с 1395 года и вплоть до Октябрьской революции находилась главная святыня домонгольской Руси Владимирская икона Божией Матери. Ныне эта икона находится в храме в честь святителя Николая Чудотворца в Толмачах, он является домовым храмом Третьяковской галереи.

Интересно! По преданию, икона всегда сама выбирала место, где ей находиться, теперь это небольшой храм Москвы.

Из тех святынь, которые ныне находятся в соборе, сохранились иконы:

  • Божией Матери «Влахернская». По преданию, она была написана евангелистом Лукой и из Антиохии попала в Константинополь, а в 1653 году была передана в дар русскому царю Алексею Михайловичу. Сама икона выполнена в технике воскомастики, т. е. она как бы рельефна, а в качестве мастики использовался воск с частицами мощей многих святых;
  • Петровская икона Божией Матери. Считают, что она была написана самим митрополитом Петром в бытность его еще игуменом на Волыни, он подарил её митрополиту Киевскому Максиму, который привез икону во Владимир, а потом она оказалась в Москве;
  • Корсунская икона Божией Матери. Предание утверждает, что икона была написана евангелистом Лукой с самой Богородицы, а список этой иконы был перенесен в Корсунь во время Крещения князя Владимира. Первоначально она находилась в Новгороде, а затем была перенесена в Москву.

Также мощи святителей Московских:


Святые мощи первого русского патриарха Иова, а также святого патриарха Гермогена. Помимо этого, в Успенском соборе хранятся такие реликвии христианского мира, как Гвоздь Господень и посох святого митрополита Петра Московского.

Уникальная стенная живопись и иконостас собора XVII с многочисленными знаменитыми по всему миру иконами, среди которых: «Спас Ярое око», «Спас в силах», «Спас Златые власы».

Престольные праздники и адрес

Кроме него, еще есть три придела:

  • в честь апостолов Петра и Павла (12 июля);
  • Похвала Богородицы (5-я неделя Великого поста в субботу);
  • в честь святого великомученика Димитрия Солунского (8 ноября).
Важно! У Собора статус кафедрального Патриаршего храма, поэтому службы здесь совершаются по решению Патриарха, как правило, в дни престолов и больших праздников.

Но Успенский собор можно посетить в любое время, кроме четверга, как музей, который действует с 10-00 до 17-00, а в период с 15 мая по 30 сентября с 9:30 и до 18-00.

Добраться до Успенского собора, который расположен на Успенской площади Московского Кремля, для этого лучше воспользоваться метро и добраться до станции «Библиотека им. В. И. Ленина» или «Александровский сад».

Успенский собор Московского Кремля

Адрес: Россия, Москва, Соборная площадь Московского Кремля
Начало строительства: 1475 год
Окончание строительства: 1479 год
Архитектор: Аристотель Фьораванти
Святыни: Гвоздь Господень, посох святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси
Координаты: 55°45"03.6"N 37°37"01.9"E

Московский Кремль - древнейший историко-архитектурный комплекс, достопримечательность, которой по праву может гордиться Москва. Успенский собор, находящийся на территории Московского Кремля , в течение очень длительного времени являлся главным храмом столицы.

Вид на собор с Соборной площади

Не успело созреть в царской канцелярии соответствующее распоряжение, как Иван 3 полностью определился с выбором - им стал Ридольфо Аристотеле Фиораванти, больше инженер, чем архитектор, занимавшийся отливом и подъёмом колоколов на звонницы. Кроме этого, Фиораванти специализировался на прокладке водных каналов, постройке и реставрации мостов. Фиорованти был известен своими инженерными работами как в Венгрии, так и в Италии.

В очередной раз постройка нового Успенского Собора была закончена к 1479 году, через 2 года после этого храм был покрыт церковной росписью. Русские архитекторы, глядя на заморские строительные приемы чужеземца, были удивлены новыми технологиями. Особое «ихнее» недоверие вызывали своды, толщина которых была не больше одного кирпича. Думали, что потолок будет протекать во время дождей, однако этого не случилось. Впервые в русских каменных строениях были применены тяги из металла, да еще способ их подачи в нужные места был крайне необычен - на блоках с колесами.

Вид на собор со стороны Ивановской площади

Но самое главное новшество заключалось даже не в совокупности отдельных приемов и технологий, а во внутренней конфигурации собора - он по сути обладал единым пространством, в котором в качестве опор было использовано несколько столбов. Отсутствовали и приделы, чего раньше в архитектурной отрасли Руси никогда не было.

Новая жизнь Успенского Собора

Постройка нового храма под руководством мастера-итальянца вдохнуло в собор буквально новую жизнь. Так в конце 15-го века здесь был коронован на княжество внук Ивана 3 Димитрий, а уже в 1547 году здесь же венчали на царство небезызвестного Ивана Грозного . Причем Успенский Собор в Кремле не потерял своего государственного значения даже после перенесения столицы России в Санкт-Петербург. Начиная с Петра Первого, короновать всех российских императоров только в Успенском Соборе стало доброй традицией. Европейцы в лице французских наполеоновских вояк не преминули в 1812 году осквернить и спалить этот храм, однако уже во время войны он был полностью восстановлен.

Вход в собор с Соборной площади

Успенский Собор в 20 веке...

В неспокойное начало 20 века, которое переживала вся Россия, в Успенском Соборе было принято судьбоносное для Русской Православной Церкви решение о том, чтобы патриаршество на Руси было вновь возобновлено. Так же здесь была проведена церемония интронизации патриарха Тихона. В первые годы Советской власти Успенский Собор был закрыт, последняя церковная служба прошла в 1918 году на Пасху. Именно это событие и послужило сюжетом для картины известного русского живописца Павла Корина «Русь уходящая».

... и в наши дни

Сегодня Успенский Собор, расположенный на территории Московского Кремля, имеет статус

Еще при Иване Калите на том месте, где в XII веке стояла деревянная церковь.

За 100 лет собор обветшал, и в 1472 году, при Иване III, решили возвести новый Успенский собор. Сначала его строили русские зодчие, но через 2 года почти законченный храм рухнул. Поговаривали, что известь была не клеевита, и белый камень не прочен. Тогда по совету жены Ивана III, византийской принцессы Софии Палеолог, пригласили итальянского архитектора Фиорованти.

Первым делом он отправился снимать мерки с Успенского собора во Владимире, так как не был знаком с традиционной русской архитектурой и крестово-купольной системой, когда все пространство храма представляет собой крест с куполом в центре. Вернувшись, архитектор сразу приступил к строительству. И уже через 4 года, 12 августа 1479 года, Успенский собор освятили.

Фиорованти использовал множество архитектурных новшеств: фундамент углубили, в землю вбили дубовые сваи, стены из кирпича снаружи облицовывали блоками из белого камня, а апсиды «спрятали» за пилонами.

Что есть что в церкви

Успенский собор получился необычным: внешне похож на русский храм, но конструктивно выстроен иначе - словно русский пирог с итальянской начинкой. Внутри это различие сразу заметно: вместо привычных квадратных столпов - круглые столпы делят пространство на 12 одинаковых квадратов. А высота сводов 40 метров делает храм похожим на парадный зал.

Внешний вид храма поражал москвичей: он казался огромным, но смотрелся «яко един камень». Все линии его были четкие, а закомары будто вычерчены по циркулю.

По указу Михаила Федоровича артель из 150 иконописцев расписала Успенский собор, создав 250 сюжетных композиций и более 2 000 отдельных фигур. А иконостас создали в 1653 году по инициативе патриарха Никона. В его 69 иконах проиллюстрирована вся история человечества в соответствии с Библией.

Последний раз купола собора позолотили при Иване IV по технологии, которую больше не используют. Это золочение на отлив, или ртутное, при котором золото соединяют в сплаве со ртутью. При нагревании ртуть испаряется, а золото закрепляется на поверхности и приобретает теплый оттенок. Но мастера-золотильщики после нескольких лет работы со ртутью умирали.

В Успенском соборе Московского Кремля возводили в духовный сан и хоронили митрополитов и патриархов, крестили и отлучали от церкви православных, в числе которых был писатель Лев Толстой.

Путеводитель по архитектурным стилям

Здесь же Иван III разорвал ханскую грамоту, покончив с ордынским игом. Также в Успенском соборе с 1498 года проходила церемония венчания на царство, а до этого «венчали на царство» в Успенском соборе Владимира.

Этот пышный церемониал как бы утверждал обожествление лица, взошедшего на престол. Главным его элементом стала шапка Мономаха, которую подносили как символ мудрости и власти каждому русскому царю вплоть до Петра I (в 1721 году он принял уже императорский титул).

А первая в России императорская коронация и первая коронация женщины (Екатерины I) состоялась 7 мая 1724 года тоже в Успенском соборе Московского Кремля. При коронации использовали корону, скипетр, державу, мантию, императорскую цепь, меч, знамя, печать и щит. Многие из этих атрибутов изготовили специально для церемонии.

В 1812 году французы превратили Успенский собор в конюшню. Они грабили и рушили все, что могли достать, раздирали иконостасы, снимали оклады и вывезли из храма около 300 кг золота. Серебро удалось отбить, а после окончания войны из него отлили центральную люстру церкви.

В советское время службу в соборах Московского Кремля запретили, но в 1990 их вернули православной церкви. Сейчас в Успенской соборе музей, а по престольным праздникам проходят богослужения. При этом каждый раз перед службой собор освящают заново.

Кремль: мини-путеводитель по территории

В музее Успенского собора можно увидеть, например, деревянное Царское место, или Мономахов трон. Его сделали в 1551 году для Ивана IV. Вероятно, создали это чудо новгородские резчики, так как трон богато украшен затейливой резьбой. А 12 барельефов на стенках Царского места иллюстрируют «Сказание о князьях владимирских», повествующее о привозе на Русь царских регалий - шапки Мономаха, барм (парадного оплечья) и других предметов. Отсюда и второе название трона. Да и шатровая сень Царского места по форме напоминает шапку Мономаха.

А вдоль стен Успенского собора стоят гробницы русских митрополитов и патриархов. Храм начал служить усыпальницей с 1326 года, когда в нем погребли митрополита Петра. Всего в соборе 19 захоронений.

Говорят, что... ...по заказу Ивана III Аристотель Фиорованти соорудил тайник в центральной главе Успенского собора. После окончания строительства храма и кремлевских подземелий архитектор исчез. По официальной версии, на него напали разбойники. А по народному преданию, Иван III потребовал Фиорованти раскрыть тайну получения философского камня, но тот отказался. Взбешенный царь приказал замуровать архитектора в одном из подземелий, и тогда Фиорованти проклял весь его род. В ту же ночь молния ударила в отстроенный недавно Успенский собор. Храм загорелся. Пожар с трудом потушили, но бедствия следовали одно за другим. Тогда Иван III велел вскрыть темницу, где замуровали архитектора, но его там не оказалось - лишь оборванная цепь и перстень царя Соломона. С тех пор бродит по призрак великого зодчего.
...шапку Мономаха византийские императоры в XII веке даровали Владимиру Мономаху как наследнику и преемнику империи - отсюда и название. Но на самом деле шапку привез из Золотой Орды Иван Калита, и значилась она в завещаниях как «шапка золотая». Сейчас регалия хранится в , и на ней нетрудно заметить восточный ковровый орнамент. Крест и соболья оторочка добавились одновременно с созданием легенды о шапке Мономаха. При этом состоящая из золота, жемчуга и драгоценных камней шапка имеет еще и большую ценность. В 1812 году, когда французы грабили сокровищницы Кремля, ее, рискуя жизнью, спрятал местный дьяк, и регалия сохранилась.
...с Успенским собором и митрополитом Филиппом Колычевым связано появление выражения «Филькина грамота».
В 13 лет Филипп ушел в Соловецкий монастырь и впоследствии стал его игуменом. Он пользовался славой праведника, и в 1566 году Иван IV решил поставить его Московским митрополитом. Филипп потребовал отменить опричнину. Царь сначала разгневался, но затем поставил условие: он будет слушать советы митрополита по государственным делам, но тот не лезет в опричнину и в царский домовой обиход. Филипп принял митрополитство.
На несколько месяцев казни и бесчинства опричников прекратились, затем все снова пошло по-прежнему. Филипп пытался остановить беззакония, ходатайствовал за опальных, и царь стал избегать встреч с митрополитом.
Тогда Филипп начал слать Ивану IV письма-грамоты, в которых просил опомниться. Царь унизительно называл их «Филькиными грамотами» и уничтожал.
А однажды, в воскресный день, во время обедни, в Успенский собор в сопровождении опричников и бояр явился царь. Посетители были одеты в шутовскую, якобы монашескую одежду. Иван IV подошел к Филиппу и остановился возле него, ожидая благословения. Но митрополит сказал, что в этом одеянии не узнает царя.
Разгневанный правитель вышел из собора и велел провести следствие о злых умыслах митрополита. Под пытками монахи Соловецкого монастыря оклеветали своего бывшего игумена. После этого Филиппа во время службы в Успенском соборе окружили опричники. Они объявили о лишении сана, сорвали с Филиппа митрополичье облачение, погнали из храма метлами, бросили в дровни и отвезли в темницу в Богоявленском монастыре. Затем его увезли в тюрьму дальнего Тверского Отроч монастыря. Через год Иван IV послал туда Малюту Скуратова, и царский опричник собственноручно задушил Филиппа.
Позже царь Федор Иоаннович приказал похоронить святителя в Соловецком монастыре. А в 1648 году Филиппа причислили к лику святых, так как обнаружили, что его мощи исцеляли больных.
В 1652 году царь Алексей Михайлович распорядился перевезти мощи святого Филиппа в Москву. Их поставили в Успенском соборе Кремля, а на месте их встречи за Москвой установили дубовый крест с памятной надписью. Местность вокруг впоследствии стали называть «крестовской заставой». Сам крест стоял до 1929 года, после чего его перенесли в стоящую рядом церковь Знамения в Переяславской слободе. Там он находится до сих пор. А старое имя местности сохранилось в названиях Крестовский переулок и Крестовский рынок.



Новое на сайте

>

Самое популярное