- Методика обучения истории
- Т.Г. Питинова
- Зарождение и становление исторического образования в XVIII в.
- Историческое образование в XIX в.
- Первые публикации по методике обучения истории
- Литература
- Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. М., 2003.
- Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. М., 2000.
- Степанищев Методика изучения истории в школе. Ч.1. М., 2002.
- Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М., 2002.
- http://dic.academic.ru
- Период появления первых исторических сведений и сборников, содержащих исторические сведения:
- ПВЛ, Слово о полку Игореве,
- Нашествие Батыя на Русь,
- Житие А. Невского,
- Сказание о Мамаевом побоище,
- Азбуковники, Синопсис.
- «Летописец русских царей»
- XV в.
- «Хронограф»
- XVI-XVII вв.
- «Синопсис»
- 1674 г.
- «Азбуковник»,
- XV-XVII вв.
- Пуфендорф
- «Введение в историю европейскую» 1718
- «Книга степенная царского родословия», XVI в., «Царственный летописец» XVII в.
- «Плутарх. Сравнительные жизнеописания» XVIII в.
- Источники исторических знаний
- «Азбуковник» XVII века
- Розга: «Розга ум вострит и возбуждает память».
- хронографический свод. Впервые русская история и история южных славян рассматривалась наравне с всемирной историей.
- Первый хронограф на Руси появился в XI в.
- На рубеже XV-XVI вв. создан
- Русский хронограф -своеобразная историческая энциклопедия.
- Хронограф распространялся в рукописях.
- «Синопсис, или Краткое описание о начале русского народа» -
- компилятивный обзор истории Юго-Западной Руси, составленный во второй половине XVII столетия.
- Впервые издан в 1674 в типографии Киево-Печерской Лавры, последний раз - в 1861 в Киеве.
- Автор - монах Иннокентий Гизель.
- До начала XIX века «Синопсис» использовался как учебник по истории.
- 1705г.
- 1721г.
- 1726г.
- начало преподавания истории (Московская гимназия пастора Глюка).
- преподавание истории в школе Феофана Прокоповича.
- начало государственного обучения истории
- (Академическая гимназия).
- Дети бояр, служилого и купеческого люда занимались историей по желанию в конце учебного дня.
- Выпускники гимназии шли на государственную службу.
- Здание гимназии Иоганна Эрнста Глюка
- С 1705 по 1715 год гимназия занимала палаты Нарышкиных
- Здание перестроено.
- Расписание занятий:
- 6 часов утра – подъем, молитва и чтение церковных книг.
- С 9 до 10 часов в классах изучали «Картины мира» Я.А.Коменского;
- с 10 до 12 часов штудировали латынь и латинскую грамматику;
- с 12 до 13 часов - завтрак;
- с 13 до 14 часов – правописание, подготовка к урокам;
- с 14 до 15 часов - уроки каллиграфии, французской и немецкой грамматики;
- с 15 до 16 часов младшие ученики занимались арифметикой, переводом пословиц, а старшие - риторикой и фразеологией;
- с 16 до 17 часов - уроки французского языка.
- С 17 до 18 часов занятия историей и приготовление домашнего задания.
- Обучение - бесплатно, на содержание школы выдавали 3 тысячи рублей ежегодно.
- В школе - 8 учителей-иностранцев и 30 учеников.
- В 1716 г. Феофан Прокопович в собственном доме открыл семинарию.
- Историю изучали дети «всякого звания».
- В своем доме на Карповке он собрал огромную библиотеку из 30 тыс. книг.
- В школе - строгая дисциплина, надзор, точное расписание, отсутствие суеты, беспорядка.
- Программа основана на «триязычии» (русский, латынь, греческий).
- Большое внимание уделялось истории и географии, арифметике и геометрии, рисованию и музыке.
- Обучали дисциплинам необходимым будущей светской и духовной интеллигенции России.
- Первая правительственная академическая гимназия при Петербургском университете.
- Структура:
- 3 года - приготовительная немецкая,
- 2 года - латинская школа.
- Поступали в 5 класс, заканчивали обучение в 1 классе. Историю изучали с 3 класса.
- В 3-2 классах - 3 часа в неделю изучали древнюю историю, начиная от сотворения мира и кончая правлением первого христианского императора Константина Великого.
- В 1 классе - 2 часа в неделю, хронологически изучали до 40-х гг. XVIII века.
- Первая в России академическая гимназия в Санкт-Петербурге
- В 1755 г. при Московском университете основана гимназия (ее называли Университетской или Академической).
- «Введение в генеральную историю» Гильома Кураса
- Изучение только всеобщей истории.
- Преподавание - на иностранных языках: латинском, немецком.
- 1747 г.
- 1760 г.
- «Краткий Российский летописец с родословием» М.В. Ломоносова
- Первый школьный учебник по русской истории
- 1747 - первое издание - в виде учебника.
- 1762 – второе - под названием «Сокращенная универсальная история…».
- Рассказы о всех важных событиях в Европе «от сотворения мира».
- Переводчик добавил сведения о российской истории.
- Сокращенная универсальная история, содержащая в себе все достопамятные в свете случаи от сотворения мира по нынешнее время со многим пополнением, вновь переведенная и с приобщением Краткой российской истории, вопросами и ответами в пользу учащегося юношества. [Перевел Б.А. Волков] СПб., при Имп. Акад. наук, 1762.
- Материал в учебниках - в вопросно-ответной форме для заучивания наизусть.
- Учитель руководит заучиванием вопросов и ответов на них.
- В привилегированных русских школах XVIII века геральдика, мифология, нумизматика изучались как отдельные предметы..
- Содержание учебников
- по всеобщей истории 40-х - начала 60-х гг. XVIII в. события излагались монографически - по средневековой схеме четырех монархий (Ассиро-вавилонской, персидской, македонской и римской);
- или синхронистически – в историко-хронологической последовательности по разным странам - короткими периодами.
- Первый русский историк XVIII века В.Н. Татищев
- По совету
- В.Н. Татищева
- история как учебный предмет впервые была введена в школу.
- М.В. Ломоносов «Древняя Российская история» (1766)
- Учебники и учебные пособия по истории
- 2 пол. XVIII века
- М.В. Ломоносов «Краткий Российский летописец с родословием» (1760)
- В 1783 г. в Петербурге открылись Главное народное училище с Учительской семинарией для подготовки учителей для малых народных училищ в доме купца Щукина на Садовой улице.
- С 1786 г. Учительская семинария стала самостоятельной.
- Впервые в число изучаемых предметов включается методика истории.
- Введение классно-урочной системы преподавания, использование доски и мела.
- Закреплено положение отечественной истории как самостоятельной учебной дисциплины
- Организатор учебного дела в России
- Автор первых учебников и пособий для учителей
- Автор учебника по всеобщей истории
- Основатель первых методов и средств обучения
- 1783 г. Янкович Ф.И.
- Руководство учителям народных училищ.
- О должностях человека и гражданина.
- Учебная книга для малых училищ: Книга для чтения в нар. училищах, издана в 1783 по указу Екатерины II.
- В 1793 г. по инициативе Ф.И. Янковича напечатана настенная «Историческая карта Российской империи».
- 1787 г. Янкович Ф.И. Всемирная история, изданная для народных училищ Российской империи
- Шрекк И.М. Всемирная история для обучения юношества. Для 4 класса главных народных училищ
- 1799 г. Кириак Т. Краткая Российская история, сочиненная для употребления в народных училищах.
- История государства Российского (тт. 1-12, 1816-1829)
- Карамзин впервые дал образное изложение отечественной истории, отразил деяния, замыслы, чувства конкретных людей.
- Концепции Карамзина легли в основу учебников истории 1-й пол. XIX в. и способствовали формированию национального самосознания народа.
- Н.М. Карамзин
- И.К. Кайданова
- Краткое начертание всемирной истории (СПб., 1821, 16 изд.);
- Начертание истории государства Российского (СПб., 1829, 4 изд.);
- Учебная книга всеобщей истории для юношества. Древняя история (СПб., 1834, 5 изд.);
- Краткое начертание российской истории. 1834
- С.Н.Смарагдова
- Руководство к познанию древней истории для средних учебных заведений (СПб.,1840-1852),
- Руководство к познанию новой истории (СПб., 1844-1864),
- Краткое начертание всеобщей истории для первоначальных училищ (СПб., 1845-1855)
- Доктор философии, педагог А.А. Язвинский, изобретатель мнемонической методы изучения истории.
- "Всеобщая история: руководство к хронографической карте для изучения истории главных европейских государств (1837);
- "Синхронистические таблицы всеобщей истории, служащие к хронографическому атласу, содержащему в себе до 500 портретов государей" (1846);
- "Методы преподавания хронологической истории" (1837);
- "Хронологическое обозрение всеобщей истории" (1841);
- "Русская история, хронографическое обозрение и портреты" (1845).
- Директор Петербургского немецкого училища Готлиб фон Шуберт предложил рифмическую обобщительную методику.
- Шульгин В.Я.- историк написал три учебника всеобщей истории: «Курс истории древнего мира» (1856-1865), средних веков (1858-1881) и нового времени (1862-1898).
- Учебники имели большое значение: ничего подобного в русской педагогической литературе до тех пор не было. «Как можно менее голых чисел и безличных имен и как можно более живых людей» -это по Шульгину основа исторического преподавания.
- Стасюлевич М.М. предложил «реальный метод» на основе изучения учащимися исторических документов.
- В.Г. Белинский
- Н.А.Добролюбов
- Н.Г. Чернышевский
- «История России с древнейших времён» в 29 т.
- Принцип историзма в понимании национальной истории
- Учебная книга русской истории: учебник для гимназии (1860)
- С.М. Соловьёв
- «Краткие очерки русской истории» (1860)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Школы Древней Руси В Древней Руси школы появились еще в домонгольское время. После принятия христианства (988 г.) князь Владимир приказал отдавать «на книжное учение» детей «лучших людей». Ярослав Мудрый создал школу в Новгороде для детей старост и духовных лиц. Обучение в ней велось на родном языке, учили чтению, письму, основам христианского вероучения и счету. В Древней Руси были школы и высшего типа, готовившие к государственной и церковной деятельности. В таких школах наряду с богословием изучались философия, риторика, грамматика, знакомились с историческими, географическими и естественнонаучными сочинениями. Образование ценилось очень высоко. Хорошо образованных людей летописи называли «книжными мужами».
Основные события педагогической истории X-XVII вв. X в. – крещение Руси, создание славянского алфавита, появление церковных школ С XIII в. – распространение грамоты через школы мастеров грамоты 1564 – начало книгопечатания; появление печатных азбук XVI - XVII вв. – братские школы 1633 – создание Киево- Могилянской академии 1687 – открытие Московской славяно-греко-латинской академии
Школа и педагогика в XVIII в. В развитии школы и просвещения XVIII в. выделяются четыре периода: I период охватывает первую четверть XVIII в. это время создания первых светских школ, создание Академии наук, университета и гимназии при ней (С.-Петербург) II период – 1730-е – 1765 г. – возникновение закрытых сословных дворянских учебных заведений, создание Московского университета III период – 1766 – 1782 гг. – развитие просветительских педагогических идей, осознание необходимости государственной системы народного образования, реформы учебных заведений. VI период – школьная реформа гг. – первая попытка создания государственной системы народного образования.
Развитие образования в XIX веке Мальчики распределялись по пяти возрастам: 1-й возраст – от 6 до 9 лет 2-й возраст – от 9 до 12 лет 3-й возраст – от 12 до 15 лет 4-й возраст – от 15 до 18 лет 5-й возраст – от 18 до 21 года Все науки были разделены на четыре раздела: 1. Науки, дающие руководство к познанию других наук 2. Науки, нужные для гражданских занятий 3. Науки, имеющие практическую пользу 4. Художества
Развитие образования в XIX веке Девочки распределялись по четырем возрастам: 1-й возраст – от 6 до 9 лет (кофейный цвет платья) 2-й возраст – от 9 до 12 лет (голубой цвет платья) 3-й возраст – от 12 до 15 лет (серый цвет платья) 4-й возраст – от 15 до 18 лет (белый цвет платья) Образовательный процесс: от 6 до 9 лет – Закон Божий, все части воспитания и благонравия, российский язык, иностранные языки, арифметика, рисование, танцы, музыка вокальная и инструментальная, шитье и вязание всякого рода. от 9 до 12 лет – продолжение прежнего, география, история, часть экономии и домостроительства.
Основные события педагогической истории XIX в. Были основаны: Государственные лицеи 1811 (до 1844) – Царскосельский лицей Александровский лицей Университеты 1804 – Казанский 1805 – Харьковский 1819 – Петербургский 1834 – Киевский 1865 – Одесский (Новороссийский) Томский
Особенности развития образования в начале XX в год - введение несословной единой трудовой школы. Гимназии еще существуют, но ликвидировано разделение на мужские и женские гимназии. Поскольку церковь была отделена от государства и в учебных заведениях упразднено преподавание Закона Божьего. Исчезают церковно- приходские школы и учительские семинарии е годы: пора самых смелых и рискованных школьных экспериментов.
Особенности развития образования в XX в. Середина и конец 30-х годов. школа вернулась к системе оценок ("отлично", "хорошо", "посредственно", "неудовлетворительно" или "плохо"), к стабильным учебникам и программам. В 1943 году, когда Сталин ввел "золотые", подзабытые за четверть века "царские" погоны, появились мужские и женские школы, красные кадеты ("суворовцы") и красные гардемарины ("нахимовцы"). Были созданы школы рабочей молодежи (ШРМ) для людей, работавших на производстве. В 1958 году, Трудовое и политехническое направления были поставлены во главу образования. Было объявлено об обязательном 8-летнем среднем образовании. В начале 70-х годов начали менять школьные учебники и программы. Вместо "арифметики" и "алгебры" появилась "математика", менялись не только учебники, но и школьная мебель, ручки.
Особенности развития образования в XX в. В 1984 году в школу могли идти дети шестилетнего возраста, появились странные "перескоки" в пятый и одиннадцатый класс. Но учились реально 10 лет. Всю перестройку () и последующее десятилетие в советской, а затем российской школе шел вал всевозможных экспериментов с учебниками, со школьными программами. Появились школы-лицеи, школы-гимназии, школы- колледжи. Школы оснащали компьютерами и постепенно утратилось представление о школьной форме.
Особенности развития образования в XX – начале XXI вв. В гг. развернули яростную полемику вокруг реформы. Сменилось несколько министров образования год - первый год нового тысячелетия, год эксперимента с единым выпускным- вступительным экзаменом год – согласно Болонскому соглашению Россия должна будет перейти на обязательное 12летнее школьное образование и двухступенчатое высшее образование.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
История развития профессионального образования в России
Профессиональное образование в России было и остается важным в решении социально-экономической проблемы в целом.
Возникновение первых профессиональных учебных заведений связано с реформами Петра I в военной области, экономике, культуре и образовании. Первые учебные заведения, дающие профессиональную подготовку, были открыты в начале XVIII века: школы навигацкая, артиллерийская, геодезическая, инженерная, медицинская. Элементарную подготовку осуществляли цифирные или арифметические школы.
Во второй половине XVIII века открыты горные школы в Барнауле при Змеиногорском руднике, Иртинском, Павловском и Сугунском заводах; на юге Урала: в Кыштыме, Каспи, Златоусте, Нерченске. В 30 - 50-е годы XVIII века открываются Навигацкие школы Сибири, Якутская навигацкая и Охотская цифирная школы, в 70-е годы возникают гидротехнические школы в Боровичах, Вышнем Волочке, на Ладожском канале. При Елизавете Петровне получают развитие шляхетные корпуса с программами «рыцарских академий» - для детей дворян и военные школы низшего звена - артиллерийские, чертежные, инженерные.В правление Екатерины II (1764 - 1796) прошла школьная реформа: в уездных и губернских городах России были открыты всесословные бесплатные школы. Ключевой фигурой, инициатором и проводником идей закрытых учебных заведений был И.И. Бецкой. Он создал Воспитательный дом в Москве, входил в Попечительский совет Института благородных девиц, Академии художеств, реформировал Сухопутный кадетский корпус. Московский воспитательный дом явился родоначальником коммерческого, художественного и технического училищ. Важнейшим государственным актом было учреждение в 1802 г. Министерства народного просвещения, координирующего и руководящего органа образования. Министр финансов Е.Ф. Канкрин поддерживал специальное образование: его усилиями создан Технологический институт, Земледельческий, Лесной корпус, училища торгового мореплавания, шкиперские учебные курсы. Канкрин - пионер в деле организации промышленных выставок, чтения публичных лекций по новинкам промышленности. Министерству торговли подчинялись художественно-промышленные, некоторые технические и ремесленные училища. Под началом Министерства земледелия и государственных имуществ находились сельскохозяйственные училища и школы, Министерство путей сообщения ведало железнодорожными училищами.
Женские профессиональные учебные заведения учреждались в основном по частной инициативе. К началу XIX века в России насчитывалось 129 такого рода школ с общим контингентом учащихся 9920 человек.
Целостная система профессионального образования в России сформировалась в 80 - 90-е годы XIX века. Заслуга в подготовке реформы принадлежит министру народного просвещения И.Д. Делянову и ученому, министру финансов И.А. Вышнеградскому, который разработал «Общий нормальный план промышленного образования в России». Была проведена работа по анализу практического опыта профессиональных школ, поддержки их местными обществами. Система технического образования состояла из ремесленных училищ, низших и средних технических училищ. Преобладающее значение отдавалось графическим занятиям и практическим занятиям на производстве или в мастерских. Курс обучения продолжался 3 года. Принимались мальчики 11 - 14 лет. Большинство ремесленных училищ и школ были бесплатными. Плата за обучение составляла всего от 1 % от общих средств, отпускаемых на содержание. Многие ученики освобождались от платы и получали пособие от благотворителей.
В 1916 г. был утвержден Совет по делам профессионального образования России под председательством министра народного просвещения Игнатьева. В состав Совета входили представители министерств торговли и промышленности, земледелия, путей сообщения, юстиции, финансов, почты и телеграфа, от Синода, от земств и городских самоуправлений.
Закон о реформе технического и профессионального образования был утвержден Временным правительством 30 мая 1917 года. Революция 1917 г. прервала все реформы и внесла принципиальные изменения в жизнь России. 5 июня 1918 г. принят Декрет СНК РСФСР «О передачи в ведение Народного Комиссариата Просвещения учебных и образовательных учреждений и заведений всех ведомств». Всего с 1917 г. по 1922 г. новым правительством Советской России было подписано более 20 декретов по проблемам системы ПТО. С октября 1920 г. для рабочего подростка начала работу новая по типу «школа ФЗУ» с 4-летним сроком обучения, руководство возложено на Главное управление профтехобразования. Общеобразовательной школой для школ ФЗУ с 1924 г. была 7-летняя школа. Наряду со школами ФЗУ существовали другие формы образования: курсы, учебно-показательные мастерские, студии, школа рабочих подростков. В 1921 г. их было 1350 с 67-ю тысячами учащихся.
2 октября 1940 г. создана единая централизованная система профтехобразования Указом Президиума Верховного Совета СССР № 37 «О государственных трудовых резервах СССР» и принято Постановление Совнаркома Союза СССР «О призыве городской и колхозной молодежи в ремесленные училища, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения». Суровой проверкой этой системы явилась Великая Отечественная война. 27 июля 1941 г. Государственный Комитет Обороны СССР принял решение о переключении деятельности учебных заведений Трудовых резервов на выполнение трудовых заказов. В 1942 г. вышло постановление СНК СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» от 14 лет и старше в учебные заведения Трудовых резервов. В конце 1941-начале 1942 гг. учебные заведения превратились в «школы-заводы»: из производственных мастерских училищ и школ фронт получил 6 млн. штук деталей боевого вооружения.
К концу ХХ века система начального профессионального образования включала в себя 4114 образовательных учреждений и 1,7 млн обучающихся. Подготовка квалифицированных рабочих для народного хозяйства осуществлялась по более 1000 специальностям - металлисты, строители, горняки, полиграфисты, наладчики-настройщики автоматов и станков, операторы автоматических линий, электрослесари и др. С 90-х годов ХХ века начался период реформирования начального профессионального образования. Постановлением правительства РФ от 5 июня 1994 г. было утверждено типовое Положение об учреждении начального профессионального образования по новой структуре. Профучилища, профлицеи и другие учебные заведения НПО создавались на базе основного общего образования (9 классов) и на базе 11 классов. Профессиональные лицеи стали практически воплощением интеграции учреждений профессионального образования разных уровней в систему непрерывного профессионального образования граждан (профессиональное училище-лицей-колледж-университет-аспирантура). С конца 90-х годов ХХ века и в начале ХХI века обучение в учреждениях начального профессионального образования осуществляется на основе государственных стандартов по профессиям.
Недавно исполнилось 305 лет профессиональному образованию в России. Оно прошло свой путь, как указано выше, от первой школы математических и навигационных наук, горнозаводских школ на Урале, школ фабрично-заводского обучения (ФЗО), профтех-школ, ремесленных училищ, профессионально-технических училищ (ПТУ), средних профтехучилищ (СПТУ) к непрерывному профессиональному образованию: профессиональное училище (ПУ), профессиональный лицей (ПЛ), колледж, ВУЗ, аспирантура.
Спасибо за внимание!
Департамент образования г. Москвы
Средняя общеобразовательная школа
с этнокультурным(грузинским) компонентом образования № 1331
Августовский педсовет
доклад на тему:
« История российского образования»
Докладчик: учитель истории и
обществознания
Мгалоблишвили Л.В.
Образование и наследство
Понятие "образование" (аналогично немецкому "bildung") происходит от слова "образ". Под образованием понимается единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения индивидов. Поэтому оно есть, прежде всего, социальное явление, представляющее собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.
Дорога к знаниям
От построения образования зависит, насколько подрастающее поколение сможет осознать свою роль в жизни общества, как хорошо оно сможет проявить себя, улучшить мир вокруг себя и во всем обществе. Образование решает, будет человечество двигаться вперед, стоять на месте или двигаться в обратном направлении развитию. В процессе образования развиваются и впоследствии появляются либо великие личности, либо деградирующие биологические виды. Образование решает ход развития жизни страны, всего мира и каждого человека в отдельности. Недооценивать мощнейшую силу этого педагогического процесса было бы большой ошибкой.
Начало образования на Руси.
Ученические упражнения и рисунки мальчика Онфима на бересте. Новгород
Собор Святой Софии. Киев.
Ярослав Мудрый
Братья Кирилл и Мефодий
глаголица
Кириллица
Образование в Московском государстве
Школа. Миниатюра "Житие Сергия Радонежского"
Московский Кремль XVII-XVIII вв..
Миниатюра из Букваря. Москва. 1637 года
Кириллица
Симеон Полоцкий проверяет знания Никиты Зотова. Миниатюра из "Истории Петра I"
Урок нотного пения в школе. Рисунок из Лицевой рукописи 1681 г.
Обучение детей грамоте. Миниатюра из рукописи "Житийная повесть об Антонии Сийском". 1648 г.
Образовательная реформа Петра Великого
и первые послепетровские десятилетия
Навигаторская школа
Артиллерийская школа
М.В. Ломоносов
Первое здание Московского университета
Академии наук в Санкт-Петербурге.
Российское образование при Екатерине II и Александре I
гимназия
Смольный институт благородных девиц
Екатерине II.
Царскосельский лицей
Александр I
"дабы уже, за совершением сего, воспретить всякие произвольные преподавания учений, по произвольным книгам и тетрадям".
Александровское коммерческое училище.
Николай I
Манифест об отмене крепостного права
Александр II
Женская Романовская гимназия,
В своём недавнем послании Федеральному Собранию Д.А.Медведев прямо указал на необходимость возрождения российской образовательной системы и в дополнение к ранее озвученной им концепции четырёх "и" - институты, инвестиции, инфраструктура и инновации, развитие которых должно привести Россию к вхождению в 2020 году в пятёрку крупнейших мировых экономик, добавил пятую составляющую - интеллект, развитие которого также неразрывно связано с образованием.
Д.А. Медведев. Президент РФ
Слайд 2
Воспитание и обучение в Древней Руси (до XVIII в.)
1 этап: Языческая культура, славянская мифология 2 этап: Христианская религиозная педагогика
Слайд 3
Основные события педагогической истории X-XVII вв.
X в. – крещение Руси, создание славянского алфавита, появление церковных школ С XIII в. – распространение грамоты через школы мастеров грамоты 1564 – начало книгопечатания; появление печатных азбук XVI-XVII вв. – братские школы 1633 – создание Киево-Могилянской академии 1687 – открытие Московской славяно-греко-латинской академии
Слайд 4
Школа и педагогика в XVIII в.
В развитии школы и просвещения XVIII в. выделяются четыре периода: I период охватывает первую четверть XVIII в. это время создания первых светских школ, создание Академии наук, университета и гимназии при ней (С.-Петербург) II период – 1730-е – 1765 г. – возникновение закрытых сословных дворянских учебных заведений, создание Московского университета III период – 1766 – 1782 гг. – развитие просветительских педагогических идей, осознание необходимости государственной системы народного образования, реформы учебных заведений. VI период – школьная реформа1782-86гг. – первая попытка создания государственной системы народного образования.
Слайд 5
Развитие образования в XIX веке
Мальчики распределялись по пяти возрастам: 1-й возраст – от 6 до 9 лет 2-й возраст – от 9 до 12 лет 3-й возраст – от 12 до 15 лет 4-й возраст – от 15 до 18 лет 5-й возраст – от 18 до 21 года Все науки были разделены на четыре раздела: Науки, дающие руководство к познанию других наук Науки, нужные для гражданских занятий Науки, имеющие практическую пользу Художества
Слайд 6
Девочки распределялись по четырем возрастам: 1-й возраст – от 6 до 9 лет (кофейный цвет платья) 2-й возраст – от 9 до 12 лет (голубой цвет платья) 3-й возраст – от 12 до 15 лет (серый цвет платья) 4-й возраст – от 15 до 18 лет (белый цвет платья) Образовательный процесс: от 6 до 9 лет – Закон Божий, все части воспитания и благонравия, российский язык, иностранные языки, арифметика, рисование, танцевание, музыка вокальная и инструментальная, шитье и вязание всякого рода. от 9 до 12 лет – продолжение прежнего, география, история, часть экономии и домостроительства.
Слайд 7
Основные события педагогической истории XIXв.
Были основаны: Государственные лицеи 1811 (до 1844) – Царскосельский лицей 1844-1918 - Александровский лицей Университеты 1804 – Казанский 1805 – Харьковский 1819 – Петербургский 1834 – Киевский 1865 – Одесский (Новороссийский) 1888 - Томский
Слайд 8
Особенности развития образования в начале XX в.
1918 год - введение несословной единой трудовой школы. Гимназии еще существуют, но ликвидировано разделение на мужские и женские гимназии. Поскольку церковь была отделена от государства и в учебных заведениях упразднено преподавание Закона Божьего. Исчезают церковно-приходские школы и учительские семинарии. 1920-е годы: пора самых смелых и рискованных школьных экспериментов.
Слайд 9
Середина и конец 30-х годов. школа вернулась к системе оценок ("отлично", "хорошо", "посредственно", "неудовлетворительно" или "плохо"), к стабильным учебникам и программам. В 1943 году, когда Сталин ввел "золотые", подзабытые за четверть века "царские" погоны, появились мужские и женские школы, красные кадеты ("суворовцы") и красные гардемарины ("нахимовцы"). Были созданы школы рабочей молодежи (ШРМ) для людей, работавших на производстве.
Слайд 10
В 1958 году, Трудовое и политехническое направления были поставлены во главу образования. Было объявлено об обязательном 8-летнем среднем образовании. В начале 70-х годов начали менять школьные учебники и программы. Вместо "арифметики" и "алгебры" появилась "математика", менялись не только учебники, но и школьная мебель, ручки.
Слайд 11
В 1984 году в школу могли идти дети шестилетнего возраста, появились странные "перескоки" в пятый и одиннадцатый класс. Но учились реально 10 лет. Всю перестройку (1985-1991) и последующее десятилетие в советской, а затем российской школе шел вал всевозможных экспериментов с учебниками, со школьными программами. Появились школы-лицеи, школы-гимназии, школы-колледжи. Школы оснащали компьютерами и постепенно утратилось представление о школьной форме.
Слайд 12
В 1997-2000 гг. развернули яростную полемику вокруг реформы. Сменилось несколько министров образования. 2001 год - первый год нового тысячелетия, год эксперимента с единым выпускным-вступительным экзаменом. 2010 год – согласно Болонскому соглашению Россия должна будет перейти на обязательное 12летнее школьное образование и двухступенчатое высшее образование.
Посмотреть все слайды