Домой Строительство Возникновение и развитие российского образования презентация. История развития образования

Возникновение и развитие российского образования презентация. История развития образования

  • Методика обучения истории
  • Т.Г. Питинова
  • Зарождение и становление исторического образования в XVIII в.
  • Историческое образование в XIX в.
  • Первые публикации по методике обучения истории
  • Литература
  • Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. М., 2003.
  • Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. М., 2000.
  • Степанищев Методика изучения истории в школе. Ч.1. М., 2002.
  • Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М., 2002.
  • http://dic.academic.ru
1. Зарождение и становление исторического образования в XVIII в.
  • Период появления первых исторических сведений и сборников, содержащих исторические сведения:
  • ПВЛ, Слово о полку Игореве,
  • Нашествие Батыя на Русь,
  • Житие А. Невского,
  • Сказание о Мамаевом побоище,
  • Азбуковники, Синопсис.
  • «Летописец русских царей»
  • XV в.
  • «Хронограф»
  • XVI-XVII вв.
  • «Синопсис»
  • 1674 г.
  • «Азбуковник»,
  • XV-XVII вв.
  • Пуфендорф
  • «Введение в историю европейскую» 1718
  • «Книга степенная царского родословия», XVI в., «Царственный летописец» XVII в.
  • «Плутарх. Сравнительные жизнеописания» XVIII в.
  • Источники исторических знаний
  • «Азбуковник» XVII века
  • Розга: «Розга ум вострит и возбуждает память».
Хронограф (греч. - время пишу)
  • хронографический свод. Впервые русская история и история южных славян рассматривалась наравне с всемирной историей.
  • Первый хронограф на Руси появился в XI в.
  • На рубеже XV-XVI вв. создан
  • Русский хронограф -своеобразная историческая энциклопедия.
  • Хронограф распространялся в рукописях.
«СИНОПСИС» (греч. synopsis - обозрение) – первое учебно-историческое произведение. Сведения о происхождении и быте славян, истории Древнерусского государства, Украины, России. Синопсис (обозрение)
  • «Синопсис, или Краткое описание о начале русского народа» -
  • компилятивный обзор истории Юго-Западной Руси, составленный во второй половине XVII столетия.
  • Впервые издан в 1674 в типографии Киево-Печерской Лавры, последний раз - в 1861 в Киеве.
  • Автор - монах Иннокентий Гизель.
  • До начала XIX века «Синопсис» использовался как учебник по истории.
  • 1705г.
  • 1721г.
  • 1726г.
  • начало преподавания истории (Московская гимназия пастора Глюка).
  • преподавание истории в школе Феофана Прокоповича.
  • начало государственного обучения истории
  • (Академическая гимназия).
Гимназия пастора Глюка - учебное заведение официально учрежденоУказом от 25 февраля 1705 г.
  • Дети бояр, служилого и купеческого люда занимались историей по желанию в конце учебного дня.
  • Выпускники гимназии шли на государственную службу.
  • Здание гимназии Иоганна Эрнста Глюка
  • С 1705 по 1715 год гимназия занимала палаты Нарышкиных
  • Здание перестроено.
Общеобразовательные предметы - география, философия, история, арифметика, как и танцы, фехтование, верховая езда обязательны для всех учеников.
  • Расписание занятий:
  • 6 часов утра – подъем, молитва и чтение церковных книг.
  • С 9 до 10 часов в классах изучали «Картины мира» Я.А.Коменского;
  • с 10 до 12 часов штудировали латынь и латинскую грамматику;
  • с 12 до 13 часов - завтрак;
  • с 13 до 14 часов – правописание, подготовка к урокам;
  • с 14 до 15 часов - уроки каллиграфии, французской и немецкой грамматики;
  • с 15 до 16 часов младшие ученики занимались арифметикой, переводом пословиц, а старшие - риторикой и фразеологией;
  • с 16 до 17 часов - уроки французского языка.
  • С 17 до 18 часов занятия историей и приготовление домашнего задания.
Царь Петр I инспектирует гимназистов По указу от 7 марта 1705 г. в школу принимали охочих до учения недорослей «всякого состояния».
  • Обучение - бесплатно, на содержание школы выдавали 3 тысячи рублей ежегодно.
  • В школе - 8 учителей-иностранцев и 30 учеников.
1721 г. – общеобразовательная школа Феофана Прокоповича в Петербурге для детей-сирот, детей бедняков и солдатских детей.
  • В 1716 г. Феофан Прокопович в собственном доме открыл семинарию.
  • Историю изучали дети «всякого звания».
  • В своем доме на Карповке он собрал огромную библиотеку из 30 тыс. книг.
Школа на Карповке существовала до 1736 г., закрыта со смертью Феофана Прокоповича. Обучилось 160 молодых людей.
  • В школе - строгая дисциплина, надзор, точное расписание, отсутствие суеты, беспорядка.
  • Программа основана на «триязычии» (русский, латынь, греческий).
  • Большое внимание уделялось истории и географии, арифметике и геометрии, рисованию и музыке.
  • Обучали дисциплинам необходимым будущей светской и духовной интеллигенции России.
1724 - Академия наук и художеств в Санкт-Петербурге 1726 г. - государственное обучение истории.
  • Первая правительственная академическая гимназия при Петербургском университете.
  • Структура:
  • 3 года - приготовительная немецкая,
  • 2 года - латинская школа.
  • Поступали в 5 класс, заканчивали обучение в 1 классе. Историю изучали с 3 класса.
  • В 3-2 классах - 3 часа в неделю изучали древнюю историю, начиная от сотворения мира и кончая правлением первого христианского императора Константина Великого.
  • В 1 классе - 2 часа в неделю, хронологически изучали до 40-х гг. XVIII века.
  • Первая в России академическая гимназия в Санкт-Петербурге
Университетская гимназия
  • В 1755 г. при Московском университете основана гимназия (ее называли Университетской или Академической).
  • «Введение в генеральную историю» Гильома Кураса
  • Изучение только всеобщей истории.
  • Преподавание - на иностранных языках: латинском, немецком.
  • 1747 г.
  • 1760 г.
  • «Краткий Российский летописец с родословием» М.В. Ломоносова
  • Первый школьный учебник по русской истории
Введение в генеральную историю,
  • 1747 - первое издание - в виде учебника.
  • 1762 – второе - под названием «Сокращенная универсальная история…».
  • Рассказы о всех важных событиях в Европе «от сотворения мира».
  • Переводчик добавил сведения о российской истории.
Всеобщая история
  • Сокращенная универсальная история, содержащая в себе все достопамятные в свете случаи от сотворения мира по нынешнее время со многим пополнением, вновь переведенная и с приобщением Краткой российской истории, вопросами и ответами в пользу учащегося юношества. [Перевел Б.А. Волков] СПб., при Имп. Акад. наук, 1762.
Методика
  • Материал в учебниках - в вопросно-ответной форме для заучивания наизусть.
  • Учитель руководит заучиванием вопросов и ответов на них.
Методика
  • В привилегированных русских школах XVIII века геральдика, мифология, нумизматика изучались как отдельные предметы..
Методика
  • Содержание учебников
  • по всеобщей истории 40-х - начала 60-х гг. XVIII в. события излагались монографически - по средневековой схеме четырех монархий (Ассиро-вавилонской, персидской, македонской и римской);
  • или синхронистически – в историко-хронологической последовательности по разным странам - короткими периодами.
  • Первый русский историк XVIII века В.Н. Татищев
  • По совету
  • В.Н. Татищева
  • история как учебный предмет впервые была введена в школу.
  • М.В. Ломоносов «Древняя Российская история» (1766)
  • Учебники и учебные пособия по истории
  • 2 пол. XVIII века
  • М.В. Ломоносов «Краткий Российский летописец с родословием» (1760)
В 1782-1783 гг. комиссия по учреждению народных училищ разработала программу открытия в России народных училищ для подготовки учителей.
  • В 1783 г. в Петербурге открылись Главное народное училище с Учительской семинарией для подготовки учителей для малых народных училищ в доме купца Щукина на Садовой улице.
  • С 1786 г. Учительская семинария стала самостоятельной.
1783 г.- в Петербурге учреждается учительская семинария для подготовки преподавателей народных училищ.
  • Впервые в число изучаемых предметов включается методика истории.
1786 г. - реформа по созданию народных училищ. Устав народных училищ
  • Введение классно-урочной системы преподавания, использование доски и мела.
  • Закреплено положение отечественной истории как самостоятельной учебной дисциплины
Ф.И.Янкович де Мириево
  • Организатор учебного дела в России
  • Автор первых учебников и пособий для учителей
  • Автор учебника по всеобщей истории
  • Основатель первых методов и средств обучения
  • 1783 г. Янкович Ф.И.
  • Руководство учителям народных училищ.
  • О должностях человека и гражданина.
  • Учебная книга для малых училищ: Книга для чтения в нар. училищах, издана в 1783 по указу Екатерины II.
  • В 1793 г. по инициативе Ф.И. Янковича напечатана настенная «Историческая карта Российской империи».
  • 1787 г. Янкович Ф.И. Всемирная история, изданная для народных училищ Российской империи
  • Шрекк И.М. Всемирная история для обучения юношества. Для 4 класса главных народных училищ
  • 1799 г. Кириак Т. Краткая Российская история, сочиненная для употребления в народных училищах.
2. Историческое образование в XIX в.
  • История государства Российского (тт. 1-12, 1816-1829)
  • Карамзин впервые дал образное изложение отечественной истории, отразил деяния, замыслы, чувства конкретных людей.
  • Концепции Карамзина легли в основу учебников истории 1-й пол. XIX в. и способствовали формированию национального самосознания народа.
  • Н.М. Карамзин
Монархическая концепция Н.М.Карамзина получила отражение в учебниках
  • И.К. Кайданова
  • Краткое начертание всемирной истории (СПб., 1821, 16 изд.);
  • Начертание истории государства Российского (СПб., 1829, 4 изд.);
  • Учебная книга всеобщей истории для юношества. Древняя история (СПб., 1834, 5 изд.);
  • Краткое начертание российской истории. 1834
  • С.Н.Смарагдова
  • Руководство к познанию древней истории для средних учебных заведений (СПб.,1840-1852),
  • Руководство к познанию новой истории (СПб., 1844-1864),
  • Краткое начертание всеобщей истории для первоначальных училищ (СПб., 1845-1855)
Методические работы 1-й пол. XIX в.
  • Доктор философии, педагог А.А. Язвинский, изобретатель мнемонической методы изучения истории.
  • "Всеобщая история: руководство к хронографической карте для изучения истории главных европейских государств (1837);
  • "Синхронистические таблицы всеобщей истории, служащие к хронографическому атласу, содержащему в себе до 500 портретов государей" (1846);
  • "Методы преподавания хронологической истории" (1837);
  • "Хронологическое обозрение всеобщей истории" (1841);
  • "Русская история, хронографическое обозрение и портреты" (1845).
Методические работы 2-й пол. XIX в.
  • Директор Петербургского немецкого училища Готлиб фон Шуберт предложил рифмическую обобщительную методику.
  • Шульгин В.Я.- историк написал три учебника всеобщей истории: «Курс истории древнего мира» (1856-1865), средних веков (1858-1881) и нового времени (1862-1898).
  • Учебники имели большое значение: ничего подобного в русской педагогической литературе до тех пор не было. «Как можно менее голых чисел и безличных имен и как можно более живых людей» -это по Шульгину основа исторического преподавания.
  • Стасюлевич М.М. предложил «реальный метод» на основе изучения учащимися исторических документов.
Методические идеи преподавания истории
  • В.Г. Белинский
  • Н.А.Добролюбов
  • Н.Г. Чернышевский
Развитие исторической науки
  • «История России с древнейших времён» в 29 т.
  • Принцип историзма в понимании национальной истории
  • Учебная книга русской истории: учебник для гимназии (1860)
  • С.М. Соловьёв
Д.И. Иловайский
  • «Краткие очерки русской истории» (1860)
  • XVIII в.
  • ХIX в.
  • 20-30-е
  • Схоластическое обучение: рифмическая обобщительная метода; формальный метод обучения; метод Язвинского
  • Вопросно-ответная форма; заучивание вопросов и ответов
  • До сер. века
  • Попеременное чтение учебника
  • 30-40 е

Школы Древней Руси В Древней Руси школы появились еще в домонгольское время. После принятия христианства (988 г.) князь Владимир приказал отдавать «на книжное учение» детей «лучших людей». Ярослав Мудрый создал школу в Новгороде для детей старост и духовных лиц. Обучение в ней велось на родном языке, учили чтению, письму, основам христианского вероучения и счету. В Древней Руси были школы и высшего типа, готовившие к государственной и церковной деятельности. В таких школах наряду с богословием изучались философия, риторика, грамматика, знакомились с историческими, географическими и естественнонаучными сочинениями. Образование ценилось очень высоко. Хорошо образованных людей летописи называли «книжными мужами».


Основные события педагогической истории X-XVII вв. X в. – крещение Руси, создание славянского алфавита, появление церковных школ С XIII в. – распространение грамоты через школы мастеров грамоты 1564 – начало книгопечатания; появление печатных азбук XVI - XVII вв. – братские школы 1633 – создание Киево- Могилянской академии 1687 – открытие Московской славяно-греко-латинской академии


Школа и педагогика в XVIII в. В развитии школы и просвещения XVIII в. выделяются четыре периода: I период охватывает первую четверть XVIII в. это время создания первых светских школ, создание Академии наук, университета и гимназии при ней (С.-Петербург) II период – 1730-е – 1765 г. – возникновение закрытых сословных дворянских учебных заведений, создание Московского университета III период – 1766 – 1782 гг. – развитие просветительских педагогических идей, осознание необходимости государственной системы народного образования, реформы учебных заведений. VI период – школьная реформа гг. – первая попытка создания государственной системы народного образования.


Развитие образования в XIX веке Мальчики распределялись по пяти возрастам: 1-й возраст – от 6 до 9 лет 2-й возраст – от 9 до 12 лет 3-й возраст – от 12 до 15 лет 4-й возраст – от 15 до 18 лет 5-й возраст – от 18 до 21 года Все науки были разделены на четыре раздела: 1. Науки, дающие руководство к познанию других наук 2. Науки, нужные для гражданских занятий 3. Науки, имеющие практическую пользу 4. Художества


Развитие образования в XIX веке Девочки распределялись по четырем возрастам: 1-й возраст – от 6 до 9 лет (кофейный цвет платья) 2-й возраст – от 9 до 12 лет (голубой цвет платья) 3-й возраст – от 12 до 15 лет (серый цвет платья) 4-й возраст – от 15 до 18 лет (белый цвет платья) Образовательный процесс: от 6 до 9 лет – Закон Божий, все части воспитания и благонравия, российский язык, иностранные языки, арифметика, рисование, танцы, музыка вокальная и инструментальная, шитье и вязание всякого рода. от 9 до 12 лет – продолжение прежнего, география, история, часть экономии и домостроительства.


Основные события педагогической истории XIX в. Были основаны: Государственные лицеи 1811 (до 1844) – Царскосельский лицей Александровский лицей Университеты 1804 – Казанский 1805 – Харьковский 1819 – Петербургский 1834 – Киевский 1865 – Одесский (Новороссийский) Томский


Особенности развития образования в начале XX в год - введение несословной единой трудовой школы. Гимназии еще существуют, но ликвидировано разделение на мужские и женские гимназии. Поскольку церковь была отделена от государства и в учебных заведениях упразднено преподавание Закона Божьего. Исчезают церковно- приходские школы и учительские семинарии е годы: пора самых смелых и рискованных школьных экспериментов.


Особенности развития образования в XX в. Середина и конец 30-х годов. школа вернулась к системе оценок ("отлично", "хорошо", "посредственно", "неудовлетворительно" или "плохо"), к стабильным учебникам и программам. В 1943 году, когда Сталин ввел "золотые", подзабытые за четверть века "царские" погоны, появились мужские и женские школы, красные кадеты ("суворовцы") и красные гардемарины ("нахимовцы"). Были созданы школы рабочей молодежи (ШРМ) для людей, работавших на производстве. В 1958 году, Трудовое и политехническое направления были поставлены во главу образования. Было объявлено об обязательном 8-летнем среднем образовании. В начале 70-х годов начали менять школьные учебники и программы. Вместо "арифметики" и "алгебры" появилась "математика", менялись не только учебники, но и школьная мебель, ручки.


Особенности развития образования в XX в. В 1984 году в школу могли идти дети шестилетнего возраста, появились странные "перескоки" в пятый и одиннадцатый класс. Но учились реально 10 лет. Всю перестройку () и последующее десятилетие в советской, а затем российской школе шел вал всевозможных экспериментов с учебниками, со школьными программами. Появились школы-лицеи, школы-гимназии, школы- колледжи. Школы оснащали компьютерами и постепенно утратилось представление о школьной форме.


Особенности развития образования в XX – начале XXI вв. В гг. развернули яростную полемику вокруг реформы. Сменилось несколько министров образования год - первый год нового тысячелетия, год эксперимента с единым выпускным- вступительным экзаменом год – согласно Болонскому соглашению Россия должна будет перейти на обязательное 12летнее школьное образование и двухступенчатое высшее образование.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

История развития профессионального образования в России

Профессиональное образование в России было и остается важным в решении социально-экономической проблемы в целом.

Возникновение первых профессиональных учебных заведений связано с реформами Петра I в военной области, экономике, культуре и образовании. Первые учебные заведения, дающие профессиональную подготовку, были открыты в начале XVIII века: школы навигацкая, артиллерийская, геодезическая, инженерная, медицинская. Элементарную подготовку осуществляли цифирные или арифметические школы.

Во второй половине XVIII века открыты горные школы в Барнауле при Змеиногорском руднике, Иртинском, Павловском и Сугунском заводах; на юге Урала: в Кыштыме, Каспи, Златоусте, Нерченске. В 30 - 50-е годы XVIII века открываются Навигацкие школы Сибири, Якутская навигацкая и Охотская цифирная школы, в 70-е годы возникают гидротехнические школы в Боровичах, Вышнем Волочке, на Ладожском канале. При Елизавете Петровне получают развитие шляхетные корпуса с программами «рыцарских академий» - для детей дворян и военные школы низшего звена - артиллерийские, чертежные, инженерные.В правление Екатерины II (1764 - 1796) прошла школьная реформа: в уездных и губернских городах России были открыты всесословные бесплатные школы. Ключевой фигурой, инициатором и проводником идей закрытых учебных заведений был И.И. Бецкой. Он создал Воспитательный дом в Москве, входил в Попечительский совет Института благородных девиц, Академии художеств, реформировал Сухопутный кадетский корпус. Московский воспитательный дом явился родоначальником коммерческого, художественного и технического училищ. Важнейшим государственным актом было учреждение в 1802 г. Министерства народного просвещения, координирующего и руководящего органа образования. Министр финансов Е.Ф. Канкрин поддерживал специальное образование: его усилиями создан Технологический институт, Земледельческий, Лесной корпус, училища торгового мореплавания, шкиперские учебные курсы. Канкрин - пионер в деле организации промышленных выставок, чтения публичных лекций по новинкам промышленности. Министерству торговли подчинялись художественно-промышленные, некоторые технические и ремесленные училища. Под началом Министерства земледелия и государственных имуществ находились сельскохозяйственные училища и школы, Министерство путей сообщения ведало железнодорожными училищами.

Женские профессиональные учебные заведения учреждались в основном по частной инициативе. К началу XIX века в России насчитывалось 129 такого рода школ с общим контингентом учащихся 9920 человек.

Целостная система профессионального образования в России сформировалась в 80 - 90-е годы XIX века. Заслуга в подготовке реформы принадлежит министру народного просвещения И.Д. Делянову и ученому, министру финансов И.А. Вышнеградскому, который разработал «Общий нормальный план промышленного образования в России». Была проведена работа по анализу практического опыта профессиональных школ, поддержки их местными обществами. Система технического образования состояла из ремесленных училищ, низших и средних технических училищ. Преобладающее значение отдавалось графическим занятиям и практическим занятиям на производстве или в мастерских. Курс обучения продолжался 3 года. Принимались мальчики 11 - 14 лет. Большинство ремесленных училищ и школ были бесплатными. Плата за обучение составляла всего от 1 % от общих средств, отпускаемых на содержание. Многие ученики освобождались от платы и получали пособие от благотворителей.

В 1916 г. был утвержден Совет по делам профессионального образования России под председательством министра народного просвещения Игнатьева. В состав Совета входили представители министерств торговли и промышленности, земледелия, путей сообщения, юстиции, финансов, почты и телеграфа, от Синода, от земств и городских самоуправлений.

Закон о реформе технического и профессионального образования был утвержден Временным правительством 30 мая 1917 года. Революция 1917 г. прервала все реформы и внесла принципиальные изменения в жизнь России. 5 июня 1918 г. принят Декрет СНК РСФСР «О передачи в ведение Народного Комиссариата Просвещения учебных и образовательных учреждений и заведений всех ведомств». Всего с 1917 г. по 1922 г. новым правительством Советской России было подписано более 20 декретов по проблемам системы ПТО. С октября 1920 г. для рабочего подростка начала работу новая по типу «школа ФЗУ» с 4-летним сроком обучения, руководство возложено на Главное управление профтехобразования. Общеобразовательной школой для школ ФЗУ с 1924 г. была 7-летняя школа. Наряду со школами ФЗУ существовали другие формы образования: курсы, учебно-показательные мастерские, студии, школа рабочих подростков. В 1921 г. их было 1350 с 67-ю тысячами учащихся.

2 октября 1940 г. создана единая централизованная система профтехобразования Указом Президиума Верховного Совета СССР № 37 «О государственных трудовых резервах СССР» и принято Постановление Совнаркома Союза СССР «О призыве городской и колхозной молодежи в ремесленные училища, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения». Суровой проверкой этой системы явилась Великая Отечественная война. 27 июля 1941 г. Государственный Комитет Обороны СССР принял решение о переключении деятельности учебных заведений Трудовых резервов на выполнение трудовых заказов. В 1942 г. вышло постановление СНК СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» от 14 лет и старше в учебные заведения Трудовых резервов. В конце 1941-начале 1942 гг. учебные заведения превратились в «школы-заводы»: из производственных мастерских училищ и школ фронт получил 6 млн. штук деталей боевого вооружения.

К концу ХХ века система начального профессионального образования включала в себя 4114 образовательных учреждений и 1,7 млн обучающихся. Подготовка квалифицированных рабочих для народного хозяйства осуществлялась по более 1000 специальностям - металлисты, строители, горняки, полиграфисты, наладчики-настройщики автоматов и станков, операторы автоматических линий, электрослесари и др. С 90-х годов ХХ века начался период реформирования начального профессионального образования. Постановлением правительства РФ от 5 июня 1994 г. было утверждено типовое Положение об учреждении начального профессионального образования по новой структуре. Профучилища, профлицеи и другие учебные заведения НПО создавались на базе основного общего образования (9 классов) и на базе 11 классов. Профессиональные лицеи стали практически воплощением интеграции учреждений профессионального образования разных уровней в систему непрерывного профессионального образования граждан (профессиональное училище-лицей-колледж-университет-аспирантура). С конца 90-х годов ХХ века и в начале ХХI века обучение в учреждениях начального профессионального образования осуществляется на основе государственных стандартов по профессиям.

Недавно исполнилось 305 лет профессиональному образованию в России. Оно прошло свой путь, как указано выше, от первой школы математических и навигационных наук, горнозаводских школ на Урале, школ фабрично-заводского обучения (ФЗО), профтех-школ, ремесленных училищ, профессионально-технических училищ (ПТУ), средних профтехучилищ (СПТУ) к непрерывному профессиональному образованию: профессиональное училище (ПУ), профессиональный лицей (ПЛ), колледж, ВУЗ, аспирантура.

Спасибо за внимание!


Департамент образования г. Москвы

Средняя общеобразовательная школа

с этнокультурным(грузинским) компонентом образования № 1331

Августовский педсовет

доклад на тему:

« История российского образования»

Докладчик: учитель истории и

обществознания

Мгалоблишвили Л.В.


Образование и наследство

Понятие "образование" (аналогично немецкому "bildung") происходит от слова "образ". Под образованием понимается единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения индивидов. Поэтому оно есть, прежде всего, социальное явление, представляющее собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.


Дорога к знаниям

От построения образования зависит, насколько подрастающее поколение сможет осознать свою роль в жизни общества, как хорошо оно сможет проявить себя, улучшить мир вокруг себя и во всем обществе. Образование решает, будет человечество двигаться вперед, стоять на месте или двигаться в обратном направлении развитию. В процессе образования развиваются и впоследствии появляются либо великие личности, либо деградирующие биологические виды. Образование решает ход развития жизни страны, всего мира и каждого человека в отдельности. Недооценивать мощнейшую силу этого педагогического процесса было бы большой ошибкой.


Начало образования на Руси.

Ученические упражнения и рисунки мальчика Онфима на бересте. Новгород

Собор Святой Софии. Киев.

Ярослав Мудрый

Братья Кирилл и Мефодий

глаголица

Кириллица


Образование в Московском государстве

Школа. Миниатюра "Житие Сергия Радонежского"

Московский Кремль XVII-XVIII вв..

Миниатюра из Букваря. Москва. 1637 года

Кириллица


Симеон Полоцкий проверяет знания Никиты Зотова. Миниатюра из "Истории Петра I"

Урок нотного пения в школе. Рисунок из Лицевой рукописи 1681 г.

Обучение детей грамоте. Миниатюра из рукописи "Житийная повесть об Антонии Сийском". 1648 г.


Образовательная реформа Петра Великого

и первые послепетровские десятилетия

Навигаторская школа

Артиллерийская школа

М.В. Ломоносов

Первое здание Московского университета

Академии наук в Санкт-Петербурге.


Российское образование при Екатерине II и Александре I

гимназия

Смольный институт благородных девиц

Екатерине II.

Царскосельский лицей

Александр I


"дабы уже, за совершением сего, воспретить всякие произвольные преподавания учений, по произвольным книгам и тетрадям".

Александровское коммерческое училище.

Николай I

Манифест об отмене крепостного права

Александр II

Женская Романовская гимназия,





В своём недавнем послании Федеральному Собранию Д.А.Медведев прямо указал на необходимость возрождения российской образовательной системы и в дополнение к ранее озвученной им концепции четырёх "и" - институты, инвестиции, инфраструктура и инновации, развитие которых должно привести Россию к вхождению в 2020 году в пятёрку крупнейших мировых экономик, добавил пятую составляющую - интеллект, развитие которого также неразрывно связано с образованием.

Д.А. Медведев. Президент РФ



Слайд 2

Воспитание и обучение в Древней Руси (до XVIII в.)

1 этап: Языческая культура, славянская мифология 2 этап: Христианская религиозная педагогика

Слайд 3

Основные события педагогической истории X-XVII вв.

X в. – крещение Руси, создание славянского алфавита, появление церковных школ С XIII в. – распространение грамоты через школы мастеров грамоты 1564 – начало книгопечатания; появление печатных азбук XVI-XVII вв. – братские школы 1633 – создание Киево-Могилянской академии 1687 – открытие Московской славяно-греко-латинской академии

Слайд 4

Школа и педагогика в XVIII в.

В развитии школы и просвещения XVIII в. выделяются четыре периода: I период охватывает первую четверть XVIII в. это время создания первых светских школ, создание Академии наук, университета и гимназии при ней (С.-Петербург) II период – 1730-е – 1765 г. – возникновение закрытых сословных дворянских учебных заведений, создание Московского университета III период – 1766 – 1782 гг. – развитие просветительских педагогических идей, осознание необходимости государственной системы народного образования, реформы учебных заведений. VI период – школьная реформа1782-86гг. – первая попытка создания государственной системы народного образования.

Слайд 5

Развитие образования в XIX веке

Мальчики распределялись по пяти возрастам: 1-й возраст – от 6 до 9 лет 2-й возраст – от 9 до 12 лет 3-й возраст – от 12 до 15 лет 4-й возраст – от 15 до 18 лет 5-й возраст – от 18 до 21 года Все науки были разделены на четыре раздела: Науки, дающие руководство к познанию других наук Науки, нужные для гражданских занятий Науки, имеющие практическую пользу Художества

Слайд 6

Девочки распределялись по четырем возрастам: 1-й возраст – от 6 до 9 лет (кофейный цвет платья) 2-й возраст – от 9 до 12 лет (голубой цвет платья) 3-й возраст – от 12 до 15 лет (серый цвет платья) 4-й возраст – от 15 до 18 лет (белый цвет платья) Образовательный процесс: от 6 до 9 лет – Закон Божий, все части воспитания и благонравия, российский язык, иностранные языки, арифметика, рисование, танцевание, музыка вокальная и инструментальная, шитье и вязание всякого рода. от 9 до 12 лет – продолжение прежнего, география, история, часть экономии и домостроительства.

Слайд 7

Основные события педагогической истории XIXв.

Были основаны: Государственные лицеи 1811 (до 1844) – Царскосельский лицей 1844-1918 - Александровский лицей Университеты 1804 – Казанский 1805 – Харьковский 1819 – Петербургский 1834 – Киевский 1865 – Одесский (Новороссийский) 1888 - Томский

Слайд 8

Особенности развития образования в начале XX в.

1918 год - введение несословной единой трудовой школы. Гимназии еще существуют, но ликвидировано разделение на мужские и женские гимназии. Поскольку церковь была отделена от государства и в учебных заведениях упразднено преподавание Закона Божьего. Исчезают церковно-приходские школы и учительские семинарии. 1920-е годы: пора самых смелых и рискованных школьных экспериментов.

Слайд 9

Середина и конец 30-х годов. школа вернулась к системе оценок ("отлично", "хорошо", "посредственно", "неудовлетворительно" или "плохо"), к стабильным учебникам и программам. В 1943 году, когда Сталин ввел "золотые", подзабытые за четверть века "царские" погоны, появились мужские и женские школы, красные кадеты ("суворовцы") и красные гардемарины ("нахимовцы"). Были созданы школы рабочей молодежи (ШРМ) для людей, работавших на производстве.

Слайд 10

В 1958 году, Трудовое и политехническое направления были поставлены во главу образования. Было объявлено об обязательном 8-летнем среднем образовании. В начале 70-х годов начали менять школьные учебники и программы. Вместо "арифметики" и "алгебры" появилась "математика", менялись не только учебники, но и школьная мебель, ручки.

Слайд 11

В 1984 году в школу могли идти дети шестилетнего возраста, появились странные "перескоки" в пятый и одиннадцатый класс. Но учились реально 10 лет. Всю перестройку (1985-1991) и последующее десятилетие в советской, а затем российской школе шел вал всевозможных экспериментов с учебниками, со школьными программами. Появились школы-лицеи, школы-гимназии, школы-колледжи. Школы оснащали компьютерами и постепенно утратилось представление о школьной форме.

Слайд 12

В 1997-2000 гг. развернули яростную полемику вокруг реформы. Сменилось несколько министров образования. 2001 год - первый год нового тысячелетия, год эксперимента с единым выпускным-вступительным экзаменом. 2010 год – согласно Болонскому соглашению Россия должна будет перейти на обязательное 12летнее школьное образование и двухступенчатое высшее образование.

Посмотреть все слайды



Новое на сайте

>

Самое популярное