Домой Коммуникации Для всех и обо всем. Кем были рапануйцы

Для всех и обо всем. Кем были рапануйцы

Остров Пасхи - одно из самых изолированных мест в мире. Клочок земли площадью 164 квадратных километра и материк разделяют 3,5 тысячи километров, а ближайший обитаемый остров Питкэрн находится в 2200 километрах от острова. Открывшие в 1722 году остров голландские мореплаватели обнаружили на нем людей, по уровню технического развития находящиеся на стадии каменного века, и сотни огромных статуй, над происхождением и предназначением которых ломает головы не одно поколение ученых. Мы же решили разобраться, почему прекратилось строительство каменных великанов и куда пропали коренные жители острова.

По всему острову в общей сложности разбросано 887 статуй. Высота их варьируется от 2-х до 22 метров, а весят моаи от 20 до 80 тонн. Большинство статуй было высечено в каменоломнях вулкана Рано Рараку из крупноблочного тахилитового базальтового туфа или туффита. Но несколько статуй были сделаны из другого камня, такого как трахит, красная базальтовая пемза, базальт и муджиерит. 255 статуй размещены на церемониальных и погребальных платформах аху. 45 % всех моаи (397 каменных изваяний) сосредоточено в районе вулкана Рано Рараку, при этом часть из них так и не вырублена до конца.

Считается, что для рапануйцев статуи олицетворяли богов, от которых зависела погода и урожай. Рядом с идолами они жгли костры и устраивали танцы, чтобы задобрить своих покровителей.

По всему острову в общей сложности разбросано 887 статуй.

Строительство истуканов сказывалось на лесных ресурсах острова. Перемещение статуй с помощью камней, веревок и бревен и ритуальные костры рядом с ними привели к обезлесению острова. Высаживанием новых деревьев никто не занимался. Когда запасы древесины окончательно истощились, на острове начался голод Между «длинноухими» поселенцами из Перу и «короткоухими» полинезийцами началась война. Статуи сбрасывали с пьедесталов, больше не веря в их силу. Предполагается, что ввиду недостатков ресурсов на острове начал развиваться каннибализм.

Процесс самоуничтожения некогда изолированной экосистемы и ее коренных жителей усугубили мореплаватели. После открытия голландцами остров превратился в место паломничества моряков, мечтавших своими глазами увидеть «первобытных» людей и гигантские каменные изваяния. Для острова и его жителей контакт с цивилизацией стал не менее губительным, чем междоусобные войны.

Изолированная экосистема превратилась в место паломничества моряков.

С собой моряки завозили неизвестные ранее островитянам болезни и невиданные для них предметы. Высаживающиеся на остров вместе с моряками крысы уничтожали последние семена пальм. В 19 веке многих рапануйцев забрали в рабство. В результате и без того малочисленное население острова к 1877 году сократилось до 111 человек.

СМОТРЯЩИЕ В НЕБО

Крошечный клочок суши в Тихом океане не дает покоя ученым уже не одно столетие. Его население, установив почти тысячу каменных истуканов-моаи, куда-то исчезло, бросив еще не завершенные. Казалось, что работы были прекращены внезапно. А горстка оставшихся туземцев ничего не могла рассказать о судьбе своих соплеменников.

Но тот факт, что на острове Пасхи существовала развитая цивилизация, сомнений не вызывает. Главное свидетельство ее существования - эти самые истуканы. По мнению большинства исследователей, дикарям было не под силу и не по уму изваять памятники весом в несколько десятков тонн и высотой от 3 до 20 метров. А главное - аккуратно расставить их по всему острову.

Такую работу могли проделать только инопланетяне, - выдвигает самую фантастическую гипотезу известный швейцарский путешественник и писатель Эрик фон Дэникен. - Неспроста глаза статуй смотрят в небо.

По мнению писателя, пришельцы попали на этот остров из-за поломки своего корабля. Пока ремонтировали, развлекались - ваяли собственные бюсты. Поэтому у моаи такие нечеловеческие вытянутые лица. Починив корабль, космические гости улетели, оставив многие статуи незаконченными.

Не менее экстравагантную версию в своей "Тайной доктрине" выдвигала философ и оккультист Елена Блаватская. Она считала, что остров Пасхи был частью Лемурии - мифической страны. В ней жили, помимо лемурийцев, еще и атланты - жители, спасшиеся с затонувшей Атлантиды. И те и другие были согласно легендам гигантами от 7 до 18 метров. Поэтому для них изготовить и установить 10-метровых истуканов не составляло труда. Но случился чудовищный потоп, о котором говорится в местных легендах: "С неба и изнутри земли обрушились молнии, пришла большая вода, и не стало ничего видно вокруг". А разгневанный бог Увоке довершил катастрофу, "расколов землю" своим огненным посохом. Остров так быстро затонул, что никто не успел спастись. Однако, пишет Блаватская, через несколько веков этот клочок земли поднялся со дна, что в общем-то характерно для островов вулканического происхождения. И даже статуи сохранились на нем почти в первозданном виде. Но многие, конечно, попадали со своих пьедесталов.

КРЫЛАТЫЕ ЛЮДИ

Третья версия, которой придерживаются большинство ученых: по вине местных жителей на острове Пасхи случилась экологическая катастрофа, превратившая райский уголок в пустыню.

Численность островитян росла, и они стали вырубать лес быстрее, чем тот мог восстанавливаться, - рассказывал телеканалу "Дискавери" американский биогеограф Джаред Даймонд. -

Деревья выжигали, освобождая землю для ведения сельского хозяйства, топили ими, использовали в строительстве. И вскоре возник дефицит еды и воды. Лес перестал задерживать влагу, началась засуха, иссякли родники и ручьи. Почва утратила былое плодородие. Во время этого упадка туземцы и стали возводить моаи, для того чтобы умилостивить богов. Но божества не помогли. Крах высокоразвитой цивилизации довершило людоедство.

Однако некоторые ис­сле­дователи-мистики предполагают, что до сего дня сохранился некий клан коренных жителей острова, который скрывает от непосвященных древние знания предков. Например, они могут сохраняться в древней письменности туземцев - ронго-ронго. Знаки, выгравированные на гладкой поверхности дощечек, а также рисунки - крылатые люди, странные двуногие существа, фантастические животные, спирали - ученые до сих пор не могут расшифровать. Один из местных жителей однажды признался исследователям, что предки покарают каждого, кто раскроет бледнолицым секрет письма.

И вот всем этим будоражащим воображение гипотезам суждено рухнуть, уступая место сухим научным фактам.

ЗАРАЗА ИЗ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Археологи Карл Липо из Университета штата Калифорния и Терри Хант из Гавайского университета (США) написали книгу "Статуи, которые ходили: Разгадка тайны острова Пасхи". Они доказывают, что высокоразвитая цивилизация там никогда не существовала. Хотя истуканов изготавливали сами туземцы. Моаи были нужны для отпугивания врагов с моря и для магических ритуалов.

Статуи высекали в карьере потухшего вулкана Рано-Рараку из вулканического туфа - пепла, уплотнившегося после извержения. И перетаскивали их на побережье с помощью бревен, канатов и деревянных катков. Различные эксперименты доказали: такой способ транспортировки реален. Так, 12 островитян, используя две жерди в качестве рычагов и несколько канатов, подкладывая под чуть сдвинувшуюся 20-тонную статую камешки, смогли установить ее за 18 дней.

Кроме того, ученые определили, что статуи не были брошены впопыхах. Оказалось, что каждую лежащую на обочине дороги статую дополняет плита-постамент. Просто она ушла под землю.

Когда же моаи стояли вдоль дорог, то олицетворяли стражу, охранявшую путь к жерлу Рано-Рараку - входу в иной мир.

А вот исчезать туземцы стали не до, а после прибытия колонистов из Голландии в 1722 году, - уверял на презентации книги доктор Липо. - Они скоропостижно умирали. Европейцы заразили их целым букетом недугов - венерическими заболеваниями, дизентерией, проказой, туберкулезом, оспой. В итоге болезни и уничтожили пасхальцев.

По словам ученых, не было и никакой экологической катастрофы, которой так сегодня любят козырять члены "зеленого" движения. Мол, остров Пасхи - уменьшенная модель нашей планеты, которую ждет такая же участь, если бездумно расходовать природные ресурсы.

Вырубка деревьев не была единственной причиной опустошения, - убежден доктор Хант. - Пасха никогда не была тропическим раем.

Главной же бедой, уничтожившей леса, стали крысы, которых привезли с собой колонисты. Грызуны быстро размножались и поедали семена пальм.

В целом складывается такая картина: люди, приветствовавшие голландцев, и те, что создали моаи, - это один и тот же народ, одна и та же цивилизация, - подытожил доктор Липо. - В пользу этого есть убедительный аргумент: если бы эти статуи кто-то другой изваял исторически раньше, то сегодня они сильно выветрились бы.

МНЕНИЕ СКЕПТИКА

Эти ревизионисты полностью игнорируют местные предания. Так, если исходить из сохранившихся здесь легенд и находок археологов, то картина получается иная. Одно из преданий гласит, что на острове когда-то жили длинноухие люди, мочки ушей которых из-за тяжелых украшений вытягивались до плеч. В подчинении у длинноухих - местной правящей элиты - были короткоухие - рабочие, которые изготовляли каменных истуканов. Когда к 1680 году население острова выросло и земля уже не могла прокормить всех, то короткоухие восстали и перебили почти всех длинноухих. А поскольку без "правящей руки" простые работяги не смогли придумать, как выжить, то вскоре погибли и сами. О войне и междоусобицах свидетельствуют обнаруженные исследователями наконечники стрел и дротики из обсидиана - их тысячи. Конфликт привел и к низвержению и надругательству над каменными идолами - многим поотбивали носы.

Версия же Липо и Ханта отрицает сам факт существования подобного разделения пасхального общества, а также гражданскую войну и ее последствия. Получается, что ученые просто проигнорировали все данные аргументы, поскольку они не укладывались в их исходную концепцию.

Что же касается сохранности статуй, то, как показывают данные археологов, изучавших культуры Мезоамерики, спрессованный вулканический пепел, из которого моаи изготовлены, достаточно медленно поддается ветровой эрозии. Поэтому-то статуи и выглядят "моложе" своих лет.

Чилийский остров Пасхи, расположенный в Тихом океане, полон странных каменных скульптур, так называемых истуканов моаи. Их тут ровно 887. Высота отдельных статуй превышает 10 метров, а по весу они в районе 80 тонн. На телах высечены рисунки, из которых можно понять, как жили аборигены. Например, длинная индейская лодка, которая плывёт по морю. По сути, моаи – это покровители острова. Они, как верили местные жители, его охраняют, потому постоянно наблюдают за аборигенами, будучи повёрнутыми лицом именно на остров, а не на океан. У некоторых моаи есть подобие красных каменных шапок.

Как они там оказались, учитывая вес и древность, оставалось загадкой очень долгое время. С 2012 года начались раскопки, и неожиданно было выявлено, что под скульптурами не земля, а, собственно, продолжение статуй. Выяснили это исследователи из группы «Проект скульптуры острова Пасхи».

По данным руководительницы раскопок Анны Ван Тилбург, туловище идола вполне соотносимо с головой – по длине оно около 7 метров. На самом деле, как утверждает учёная, встречались и без раскопок статуи с телами просто, учитывая их количество, в кадр попадали максимум 150, где у половины истуканов и были заметны только головы и части предплечий, не больше.

Как утверждают специалисты, первоначально истуканов намеренно вообще никто не закапывал. Просто на острове менялся климат, вот и вышло, что они погружались постепенно под землю. Также известно, что их специально окрашивали чем-то красным – по всей видимости, для лучшего сохранения. Кроме того, недалеко от истуканов нашли несколько человеческих могил.

Находили при раскопках и ряд механизмов, которые позволяли устанавливать гигантские колоссы. Учёными было выяснино, что истуканы тянулись в лежачем положении, а потом их переворачивали, ставя в заранее вырытую яму, как столб. Для того, чтобы направить статую верно, использовали несколько верёвок и стволов деревьев. На спинах у моаи множество надписей.

Археологи предполагают, что так могли подписываться местные скульпторы или те, кому скульптуры, собственно говоря, принадлежали. Точно известно, что все каменные идолы делались в специальной каменоломне, которая находилась в центральной части острова Пасхи.

Когда вообще стало известно об острове и его странных жителях, устанавливающих такие статуи? В 1687 году морской разбойник Эдуард Дэвис, пытающийся уйти от испанского правосудия, заметил где-то на горизонте холм. Подплыть он к нему не успевал, однако позже поведал о нём, и все посчитали, что был случайно открыт новый материк. Ему дали условное название «Земля Дэвиса». Мореплавателей новый континент так заинтересовал, что многие кинулись его искать, однако, естественно, обнаружили только острова.

В 1722 году голландский военный Якоб Роггевен обнаружил некую сушу на горизонте, который назвали островом Пасхи, поскольку тогда праздник и отмечался. Местное название территории – Рапа Нуи, «пуп земли» . Когда остров открыли, то сначала посчитали, что он является той самой «Землёй Дэвиса», затерянным континентом, где когда-то были признаки высокоразвитой ситуации, однако всё утратилось, поскольку материк утонул, оставив только самые высокие горы. Обнаруженные Рапа Нуи моаи, как считалось, полностью это подтверждали. На самом же деле, остров Пасхи затонувшим континентом сроду не был. Это просто вершина огромного подводного холма, сформированного из лавы давно потухшего вулкана.

Собственно, как и практически всегда в ходе колонизации, для местных появление голландцев ничего хорошего не принесло. Буквально в скором времени по прибытию моряками было убито несколько аборигенов, при том, что их на острове вообще было не так много. Якобом Роггевеном жители Рапа Нуи описывались, как крепкие и высокие люди с большим количеством синих узоров у старейшин племён, в жёлтой и тёмно-розовой одежде. Все аборигены обладали ослепительно белыми зубами, легко щёлкая ими даже крепкие орехи. Отличительная особенность – тяжеленные серьги в ушах, при которых мочки очень сильно растягивались и свисали. Подобная форма ушей была и у каменных идолов. Местные жители зажигали костры перед ними и молились, как божествам. Собственно, аборигены утверждали, что это их могущественные и древние вожди, которые после смерти обрели ту самую божественную силу.

Согласно генетическому анализу, остров Пасхи ещё в 1200 году заселили полинезийцы, которые умудрялись на крохотных, ветхих лодочках переплывать Тихий океан тогда, когда для европейцев это было трудной задачей. Они же и создали этих каменных идолов в период где-то до 1500 года. Интересно, что хоть те самые статуи таскали с помощью деревьев, по факту на момент появления на острове Пасхи голландцев деревья отсутствовали, да из всех живых существ вообще были одни куры. По одной из популярных версий, здесь всему виной крысы, затяжная борьба с которыми привела к полной «оголённости» Рапа Нуи.

Достаточно долго считали, что аборигены сами не могли создать такие статуи: очень уж это тяжело физически. Были разные полуфантастические версии появления на острове Пасхи каменных истуканов. Например, одна из них гласила, что это некая древняя каменная раса, которая под воздействием климата, собственно, оказалась парализована на века. По другой версии, статуи – дело рук инопланетян, очень уж, по мнению уфологов, любящих вмешиваться во всё, что происходит на нашей Земле.

Небольшой островок в южной части Тихого океана, территория Чили, является одним из самых загадочных уголков нашей планеты. Речь идёт о острове Пасхи . Услышав это название, сразу вспоминаешь о культе птиц, загадочных письменах кохау ронго-ронго и циклопических каменных площадках аху. Но самой главной достопримечательностью острова можно назвать моаи, которые представляют из себя гигантские каменные головы…

Всего странных статуй на острове Пасхи насчитывается 997. Большинство из них размещено довольно хаотично, но некоторые выстроены в ряды. Облик каменных истуканов своеобразен, и статуи острова Пасхи нельзя спутать ни с чем другим.

Огромные головы на тщедушных телах, лица с характерными мощными подбородками и словно вырубленными топором чертами лица - всё это статуи моаи.

Моаи достигают в высоту от пяти до семи метров. Отдельные экземпляры есть и по десять метров в высоту, но таких на острове единицы. Несмотря на такие размеры вес статуи в среднем не более 5 тонн. Такой малый вес обусловлен материалом из которого сделаны все моаи.

Для создания статуи использовали вулканический туф, который гораздо легче базальта или какого-нибудь другого тяжелого камня. Этот материал по структуре своей ближе всего к пемзе, чем-то напоминает губку и довольно легко крошится.

Вообще в истории острова Пасхи много тайн. Его первооткрыватель — капитан Хуан Фернандес опасаясь конкурентов, решил сохранить в тайне свою находку, сделанную в 1578-м году, а спустя некоторое время случайно умер при загадочных обстоятельствах. Хотя было ли то, что нашел испанец, островом Пасхи, до сих пор неясно.

Через 144 года, в 1722 г, на остров Пасхи наткнулся голландский адмирал Якоб Роггевен, причем произошло это событие в день христианской Пасхи. Так совершенно случайно остров Те Пито о те Хенуа, что в переводе с местного наречия значит Центр мира, превратился в остров Пасхи.

В своих записях адмирал указал, что аборигены устраивали церемонии перед каменными головами, разжигали костры и впадали в состояние похожее на транс, раскачиваясь взад и вперёд.

Чем являлись моаи для островитян, так и не выяснили, но скорее всего каменные изваяния служили идолами. Исследователи также предполагают, что каменные изваяния могли быть статуями умерших предков.

Интересно, что адмирал Роггевен со своей эскадрой не просто плавал в этом районе, он тщетно пытался найти неуловимую землю Дэвиса — английского пирата, которая по его описаниям была обнаружена лет за 35 до экспедиции голландцев. Правда, никто, кроме Дэвиса и его команды, вновь открытый архипелаг больше так и не видел.

В последующие годы интерес к острову упал. В 1774 году на остров прибыл Джеймс Кук, который и обнаружил, что за эти годы некоторые статуи оказались опрокинуты. Скорее всего это было обусловлено войной между племенами аборигенов, но официальных подтверждений так получить и не удалось.

Стоящих истуканов последний раз видели в 1830 году. На остров Пасхи тогда прибыла французская эскадра. После этого статуй, установленные самими островитянами, больше никто не видел. Все они оказались либо опрокинуты, либо уничтожены.

Далекие мастера вырубали «моаи» на склонах вулкана Рано-Рораку, расположенного в восточной части острова, из мягкого вулканического же туфа. Затем готовые статуи спускали вниз по склону и расставляли по периметру острова, на расстояние более 10 км.

Высота большинства идолов составляет от пяти до семи метров, более же поздние изваяния доходили и до 10, и до 12 метров. Туф, или, как его еще называют, пемза, из которого они сделаны, по структуре напоминает губку и легко крошится даже при легком на него воздействии. так что средний вес «моаи» не превышает 5 тонн.

Каменные аху — платформы-постаменты: достигали 150 м. в длину и 3 м. в высоту, и состояли из кусков весом до 10 т.

Все моаи, которые на данный момент находятся на острове, были восстановлены в XX веке. Последние реставрационные работы прошли относительно недавно - в период с 1992 по 1995 годы.

В свое время адмирал Роггевен, вспоминая о своем путешествии на остров, утверждал, что аборигены разводили перед идолами «моаи» костры и садились рядом на корточки, преклонив головы. После этого они складывали руки и раскачивали их вверх-вниз. Конечно, это наблюдение не в состоянии объяснить, кем на самом деле были для островитян истуканы.

Роггевен и его спутники не могли понять, как, не применяя толстых деревянных катков и прочных канатов, можно было передвигать и устанавливать подобные глыбы. У островитян не было ни колес, ни тяглового скота и никакого другого источника энергии, кроме собственных мускулов.

Древние легенды говорят, что статуи шли сами. Задавать вопрос, как это происходило на самом деле, нет никакого смысла, потому что документальных свидетельств все равно не осталось.

Существует множество гипотез передвижения "моаи", некоторые даже подтверждаются экспериментами, но все это доказывает только одно - это было возможно в принципе. И двигали статуи жители острова и никто иной. Вот для чего они это делали? Здесь начинаются расхождения.

До сих пор остаётся тайной кто и зачем создал все эти каменные лица, есть ли какой-либо смысл в хаотическом размещении статуй на острове, почему некоторые из изваяний оказались опрокинуты. Существует немало теорий отвечающих на эти вопросы, но ни одна из них официально не подтверждена

Удивительно и то, что в 1770 г. статуи еще стояли, Джеймс Кук, побывавший на острове в 1774 год, упоминал лежащие статуи, до него никто ничего подобного не замечал.

В последний раз стоящие истуканы видели в 1830 г. Тогда на остров заходила французская эскадра. С тех пор оригинальных, то есть установленных самими жителями острова, статуй никто больше не видел. Все, что существует на острове сегодня, было восстановлено в XX веке.

Последняя реставрация пятнадцати "моаи", расположенных между вулканом Рано-Рораку и полуостровом Поике, произошла относительно недавно - с 1992 по 1995 г. Причем занимались восстановительными работами японцы.

Прояснить ситуацию могли бы местные аборигены, если бы они дожили до наших дней. Дело в том, что в середине 19 века на острове разразилась эпидемия оспы, которую завезли с континента. Болезнь и выкосила островитян под корень…

Во второй половине XIX века умер и культ человека-птицы. Этот странный, уникальный для всей Полинезии, обряд был посвящен Макемаке — верховному божеству островитян. Избранный становился его земным воплощением. Причем, что интересно, выборы проходили регулярно, раз в год.

При этом самое активное участие в них принимали слуги или воины. Именно от них зависело, станет ли их хозяин, глава семейного клана, Тангата-ману, или человеком-птицей. Именно этому обряду обязан своим возникновением главный культовый центр — скальный поселок Оронго на самом большом вулкане Рано-Као в западной оконечности острова. Хотя, может быть, Оронго существовал задолго до возникновения культа Тангата-ману.

Предания сообщают, что наследник легендарного Хоту Матуа, первого вождя прибывшего на остров, родился именно здесь. В свою очередь, его потомки через сотни лет сами давали сигнал к началу ежегодного состязания.

Остров Пасхи был и остаётся по настоящему "белым" пятном на карте земного шара. Сложно найти подобный ему клочок земли, который хранил бы столько тайн, которые скорее всего так и никогда не будут разгаданы.

Весной на небольшие островки Моту-Као-Као, Моту-Ити и Моту-Нуи, расположенные недалеко от берега, прилетали посланники бога Макемаке — черные морские ласточки. Тот воин, который первым находил первое яйцо этих птиц и доставлял его вплавь своему господину, получал в награду семь прекрасных женщин. Ну а хозяин становился вождем, или, вернее, человеком-птицей, получая всеобщее уважение, почет и привилегии.

Последняя церемония Тангата-ману прошла в 60-х годах XIX века. После катастрофического пиратского рейда перуанцев 1862 года, когда пираты забрали в рабство все мужское население острова, выбирать человека-птицу стало некому и не из кого.

Зачем аборигены острова Пасхи высекали статуи "моаи" в карьере? Почему они прекратили это занятие? Общество, создававшее статуи, должно было существенно отличаться от тех 2000 человек, которых видел Роггевен. Оно должно было быть хорошо организовано. Что с ним произошло?

Более двух с половиной столетий тайна острова Пасхи оставалась нераскрытой. Большинство теорий об истории и развитии острова Пасхи строится на устных преданиях.

Происходит это потому, что никто до сих пор не может понять, что же начертано в письменных источниках — знаменитых табличках «ко хау моту мо ронгоронго», что в переводе приблизительно означает — рукопись для декламации.

Большая часть их была уничтожена христианскими миссионерами, но и те, что сохранились, могли бы, наверное, пролить свет на историю этого таинственного острова. И хотя ученый мир не раз бывал взбудоражен сообщениями о том, что древние письмена наконец-то расшифрованы, при тщательной проверке все это оказывалось не слишком точной интерпретацией устных фактов и сказаний

Несколько лет тому назад палеонтолог Дэвид Стэдмен и несколько других исследователей выполнили первое систематическое исследование острова Пасхи с тем, чтобы выяснить, каким был ранее его растительный и животный мир. В результате появились данные для новой, удивительной и поучительной, интерпретации истории его поселенцев.

Остров Пасхи был заселен примерно в 400 г. н. э. Островитяне выращивали бананы, таро, сладкий картофель, сахарный тростник, тутовник. Кроме кур, на острове были также крысы, прибывшие с первыми переселенцами.

Период изготовления статуй относится к 1200-1500 гг. Количество жителей к тому времени составляло от 7 000 до 20 000 человек. Для подъема и перемещения статуи достаточно несколько сотен человек, которые использовали канаты и катки из деревьев, имеющихся в то время в достаточном количестве.

Идол в полный рост.

Кропотливая работа археологов и палеонтологов показала, что примерно за 30 000 лет до прибытия людей и в первые годы их пребывания остров вовсе не был таким пустынным, как сейчас.

Субтропический лес из деревьев и мелколесья возвышался над кустарниками, травами, папоротником и дерном. В лесу росли древесные маргаритки, деревца хаухау, из которых можно делать канаты, и торомиро, которое пригодно в качестве топлива. Имелись также разновидности пальм, которых сейчас нет на острове, но раньше их было так много, что подножие деревьев было плотно укрыто их пыльцой.

Они родственны чилийской пальме, которая вырастает до 32 м и диаметром до 2 м. Высокие, без ветвей, стволы были идеальным материалом для катков и сооружения каноэ. Они также давали съедобные орехи и сок, из которого чилийцы делают сахар, сироп, мед и вино.

Относительно холодные прибрежные воды обеспечивали рыбную ловлю только в нескольких местах. Основной морской добычей были дельфины и тюлени. Для охоты на них выходили в открытое море и применяли гарпуны.

До прихода людей остров был идеальным местом для птиц, т. к. у них не было здесь никаких врагов. Здесь устраивали гнездовья альбатросы, олуши, фрегаты, глупыши, попугаи и другие птицы - всего 25 видов. Это было, вероятно, богатейшее гнездовье во всем Тихом океане.

Музей в Париже

Примерно в 800-х годах началось разрушение лесов. Все чаще стали встречаться слои древесного угля от лесных пожаров, все меньше становилось древесной пыльцы и все больше появлялась пыльца от трав, приходивших на смену лесу.

Не позже 1400 г. пальмы исчезли окончательно, причем не только в результате вырубки, но и из-за вездесущих крыс, которые не давали им возможности восстановиться: дюжина сохранившихся остатков орехов, сохранившихся в пещерах, имела следы изгрызенности крысами. Такие орехи не могли прорасти. Деревья хаухау не исчезли полностью, но их уже не хватало на изготовление канатов.

В 15-м веке исчезли не только пальмы, но и весь лес целиком. Он был уничтожен людьми, которые очищали участки для садов, вырубали деревья для постройки каноэ, для изготовления катков под изваяния, для отопления. Крысы поедали семена. Вполне вероятно, что птицы вымирали из-за загрязнения цветов и уменьшения урожая фруктов.

Произошло то же, что происходит везде во всем мире, где уничтожают лес: исчезает большинство обитателей леса. На острове исчезли все виды местных птиц и зверей. Была выловлена и вся прибрежная рыба. В пищу пошли мелкие улитки. Из рациона людей к 15 в. исчезли дельфины: не на чем было выходить в море, да и гарпуны не из чего было делать. Дело дошло до каннибализма.

Райский уголок, открывшийся первым поселенцам, 1600 лет спустя стал практически безжизненным. Плодородные почвы, изобилие еды, множество строительных материалов, достаточное жизненное пространство, все возможности для безбедного существования оказались уничтоженными. Ко времени посещения острова Хейердалом на острове было единственное дерево торомиро; сейчас его уже нет.

А началось все с того, что через несколько столетий после прибытия на остров люди принялись, подобно их полинезийским предкам, устанавливать на платформы каменных идолов. Со временем статуи становились все большими; их головы начали украшать красные 10-тонные короны.

Раскручивалась спираль соревнования; соперничающие кланы пытались превзойти друг друга, демонстрируя здоровье и мощь подобно египтянам, строившим свои гигантские пирамиды. На острове, как в современной Америке, существовала сложная политическая система распределения имеющихся ресурсов и интегрирования экономики в различных областях.

Постоянно растущее население изводило леса быстрее, чем они могли восстанавливаться; все больше места занимали огороды; почва, лишенная леса, родники и ручьи высыхали; деревьев, которые тратились на транспортировку и подъем статуй, а также на строительство каноэ и жилищ, оказалось недостаточно даже на приготовление пищи.

По мере уничтожения птиц и животных наступал голод. Уменьшалось плодородие пашен из-за ветровой и дождевой эрозии. Начались засухи. Интенсивное разведение курей и каннибализм не решили проблемы с продовольствием. Подготовленные к перемещению статуи с запавшими щеками и видимыми ребрами - свидетельство начавшегося голода.

При нехватке еды островитяне больше не могли содержать вождей, бюрократию и шаманов, которые осуществляли управление обществом. Выжившие островитяне рассказали первым посетившим их европейцам, как на смену централизованной системе пришел хаос, и воинственный класс победил наследственных вождей.

На камнях появились изображения копий и кинжалов, изготовленных воюющими сторонами в 1600-е и 1700-е гг.; они и сейчас разбросаны по всему острову Пасхи. К 1700 г. население составляло от четверти до одной десятой своего прежнего количества. Люди переселились в пещеры, чтобы прятаться от своих врагов.

Около 1770 г. противоборствующие кланы начали опрокидывать статуи друг у друга и сносить им головы. Последняя статуя была опрокинута и осквернена в 1864 г.

По мере того, как перед исследователями проявлялась картина упадка цивилизации острова Пасхи, они спрашивали себя: - Почему они не оглянулись, не осознали происходящего, не остановились, пока не было слишком поздно? О чем они думали, срубая последнюю пальму?

Вероятнее всего, катастрофа произошла не внезапно, а растянулась на несколько десятилетий. Изменения, происходящие в природе, для одного поколения были не заметны.

Только старики, вспоминая годы своего детства, могли осознать происходящее и понять угрозу, которую несет уничтожение лесов, однако правящий класс и каменотесы, боясь потерять свои привилегии и работу, относились к предупреждениям точно так же, как и сегодняшние лесозаготовители на северо-западе США: "Работа важнее леса!".

Деревья постепенно становились меньше, тоньше и менее значимыми. Когда-то была срезана последняя плодоносящая пальма, а молодые побеги уничтожали вместе с остатками кустарников и подлеска. Никто не заметил гибели последней молодой пальмы.

Мягкий климат острова Пасхи и вулканическое происхождение должны были бы сделать его райским уголком, вдали от проблем, одолевающих остальной мир, однако первым впечатлением Роггевена от вида острова было как от опустошенной местности, покрытой высохшей травой и выжженной растительностью. Не видно было ни деревца, ни кустиков.

Современные ботаники обнаружили на острове только 47 видов высших растений, характерных для этой местности; в основном это трава, осока и папоротники. В список входят также два вида карликовых деревьев и два вида кустарников.

При такой растительности обитатели острова не имели никакого топлива для согревания в холодную, влажную и ветреную зиму. Из домашних животных были только куры; не было летучих мышей, птиц, змей или ящериц. Нашлись только насекомые. Всего на острове жило около 2000 человек.

Сейчас на острове живет около трех тысяч человек. Из них только 150 человек — чистокровные рапануйцы, остальные же — чилийцы и метисы. Хотя опять-таки не совсем понятно, кого именно можно считать чистокровными.

Ведь еще первые высадившиеся на острове европейцы с удивлением обнаружили, что жители Рапануи — полинезийское название острова — этнически неоднородны. Знакомый же нам адмирал Роггевен писал, что на открытой им земле жили белые, смуглые, коричневые и даже красноватого оттенка люди. Их язык был полинезийским, относящимся к диалекту, изолированному примерно с 400 г. н. э., и характерному для Маркизских и Гавайских островов.

Почему столько загадок связано с островом Пасхи? С маленьким островом, который затерялся в Тихом океане, до которого плыть - не доплыть. С островом, когда-то населенным аборигенами-дикарями, не чуждым в определенный исторический период каннибализма? Может быть благодаря своему названию, которое он получил в 1722 году, в Пасхальное воскресенье, когда был открыт для европейцев голландским мореплавателем Роггевеном? Или виной этому гигантские статуи, смотрящие вглубь острова каменными взглядом? Как знать... Но разгадывают загадки его по сей день, и много их еще осталось, есть над чем голову ломать….

Настоящее имя острова - Рапа Нуи . Теперь он входит в состав Республики Чили и его площадь составляет 165 кв.км. Находится он в Юго-Восточной части Тихого океана и отдален от ближайшего берега Южной Америки на 3590 км. На острове имеется всего один населенный пункт, который и является его столицей - это Анга-Роа. Есть небольшой порт и аэродром, куда прилетают авиалайнеры из Чили. Также есть полоса специально подготовленная NASA для возможной аварийной посадки Шаттлов. Население сегодня составляет около 6000 человек. Остров Пасхи включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Рапа Нуи имеет вулканическое происхождение и форму прямоугольного треугольника, обращенного своей гипотенузой на Юго-Запад. В каждом углу этого треугольника возвышается кратер от потухшего вулкана, заполненный водой. Кратер Теревак - самый высокий из них. На острове нет деревьев. Но когда-то они были и образовывали целые леса. Возможные причины исчезновения лесов разные - это и, как сейчас принято говорить, "неэффективная хозяйственная деятельность", так и длительная засуха. Исчезли деревья и, как следствие обеднела почва, что повлекло за собой значительное сокращение населения. Более плодородные почвы находятся на внутренней части кратеров, где растет тростник, и на севере острова, где выращивают батат и ямс. Дождевая вода быстро уходит под землю, образуя подземные реки, уносящие ее в океан. Источником пресной воды являются озера в кратерах вулканов, водохранилища и колодцы.

Базальт, риолит, обсидиан, трахит - основные горные породы, а отвесные скалы в бухте Ханга-Хоону состоят из красного цвета лавы. Самый теплый месяц в году - январь, самый холодный - август. Климат тропический, теплый, но не жаркий. Это обусловлено близостью холодного течения Гумбольдта и отсутствием земель между островом Пасхи и Антарктидой.

Предположительно, остров был впервые обнаружен европейцами в 1687 году, когда, берега "таинственной земли" наблюдали с корабля английского капера Эдварда Дэвиса. Это событие описал, находившийся на борту, лекарь Лионель Вафер. Но координаты были записаны не точно, команда не высаживалась на берег, судно из-за того, что его преследовали испанцы, прошло мимо. Поэтому официально считается, что остров был открыт в 1722 году, голландским мореплавателем Якобом Роггевеном. Так как это произошло в Пасхальное воскресение, 5 апреля, то отсюда появилось и название - остров Пасхи . Роггевен подробно описал жителей острова, сильное впечатление на него произвели огромные статуи, обнаруженные на побережье. Местные жители крайне воинственно отреагировали на прибытие чужаков, произошла стычка, в ходе которой было убито девять рапануйцев.

Следуещее упоминание о Рапануи датируется 1774 годом. В этом году на остров прибыл испанский корабль под командованием капитана Фелипе Гонсалеса де Аедо. Испанская колониальная администрация, находящаяся в Перу, намеревалась включить эти земли в состав Южно-Американских колоний. Видимо не найдя на острове ничего примечательного, особенно так горячо любимого конкистадорами золота, испанцы вскоре о Рапа Нуи забыли и более никогда прав на него не предъявляли. Но не забыли о нем путешественники и мореплаватели. В разное время на острове побывали: Джеймс Кук (12 марта 1774), Жан Франсуа Лаперуз (1787), Юрий Федорович Лисянский на шлюпе "Нева" (1804), Отто Евстафьевич Коцебу на бриге "Рюрик" (1816).

1862 год один из самых трагических в истории острова. В бухте Анга-Роа высадились работорговцы из Перу. Около 1500 рапануйцев были захвачены и проданы в рабство, в том числе и все те кто умел читать кохау ронгоронго. Кохау ронгоронго - это деревянные таблички с письменами на языке местных жителей. Только вмешательство правительства Франции и епископа Таити Флоренти Этьен Жоссану, обратившихся к правительству Перу, позволило вернуть домой 15 оставшихся в живых островитян. Они завезли оспу, в результате зпидемии к 1877 году население сократилось до 111 человек. Не осталось ни одного человека, владевшего письмом и умевшего читать ронгоронго. Письменность жителей острова Пасхи до сих пор не разгадана. Среди лингвистов нет единого мнения даже в определении ее типа, не говоря о чтении табличек.

Серьезные научные исследования на острове стали проводиться только в XX веке. Особый след в изучении культуры и истории Рапа Нуи оставил норвежский ученый Тур Хейердал. Прежде всего речь шла о том когда и откуда появилось население. Для того, чтобы ответить на эти вопросы в 1955 -1956 году была организованна экспедиция. Был проведен ряд археологических раскопок, а также с помощью местных жителей выполнен натурный эксперимент по высечению из скалы и перемещению на побережье статуи моаи. После работы экспедиции было опубликовано большое количество научных материалов, которые дали ответы на некоторые вопросы, связанные с островом. Основываясь на данных раскопок и радиоуглеродного анализа, Хейердал высказал гипотезу о том, что первые жители прибыли на Рапа Нуи в VI веке из древнего Перу, а поселенцы с островов Полинезии появились гораздо позже. В пользу этой теории говорит и тот факт, что каменные статуи на острове весьма похожи на статуэтки, найденные в Андах, а также некоторую внешнюю схожесть письма рапануйцев с письменностью индейцев куна. Существуют и другие теории заселения острова, в частности меланезийская и полинезийская. Каждая теория основывается на определенных исторических и научных фактах и имеет в научной среде, как последователей, так и противников. Вообщем это очередная тайна острова Пасхи , которую еще предстоит разгадать.

Конечно же исследованиями занимался не только Тур Хейердал. Ученые из России, Британии, Франции, Бельгии, США - Раутледж, Лавашери, Метро, Энглерт, Шапиро, Бутинов - изучали не только историю, быт, культуру, но и пытались разгадать главную загадку - статуи Моаи. Что представляют из себя эти статуи? Это голова и часть торса до пояса, высеченные из цельного куска скалы. Все они смотрят вглубь острова. Некоторые остались незаконченными и «пребывают» в каменоломнях с незапамятных времен. То, что статуи острова Пасхи это часть какого-то культа, предмет для поклонения - не вызывает никаго сомнения. Но как они попали на побережье, ведь изготавливали их в глубине острова, в каменоломнях. Существует легенда о том, что они передвигались самостоятельно. У жителей Рапа Нуи даже есть для этого слово, которое буквально переводится «двигаться медленно», определяющее движение Моаи. Моаи - громадны. Высота их от 4 до 20 метров, вес - от 20 до 90 тон. Нескорые имеют на голове красную шапку. Существует несколько версий о том, как они доставлялись на побережье. По первой версии - использовали деревянные салазки, по второй - круглые камни, которые подкладывали под статуи.

Что представляет собой современный остров Пасхи? Это вполне цивилизованный остров со спутниковой связью и интернетом, где взрослые работают, а дети учатся. Преподавание в школах ведется на двух языках: рапануйском и испанском.Там есть больницы, поликлиники, магазины и гостиницы. Есть крупная библиотека и антропологический музей. Есть и Церковь.

Теперь остров Пасхи - это еще и центр туризма. Туристы стороной его не обходят. Жаль, что получить высшее образование на острове невозможно. Для этого молодежь отправляется на Большую землю.

Ежегодно на острове Пасхи проводится фестиваль «Тапати», достаточно зрелищный, несколько своеобразный, на котором обязательно проводятся традиционные соревнования рапануйцев.



Новое на сайте

>

Самое популярное