Домой Ландшафтный дизайн Доклад на тему: «Портрет современного учителя в Новой школе. Аттестационная работа

Доклад на тему: «Портрет современного учителя в Новой школе. Аттестационная работа

Матюхина Наталья Васильевна МБОУ «СОШ №12» г. Кашира - 8Аттестационная работа
Матюхина Наталья Васильевна
МБОУ «СОШ №12»
г. Кашира - 8
«Профессиональный портрет современного педагога».

У Учитель – ключевая фигура в образовании. Какими профессиональными качествами он должен обладать?

Учитель – ключевая фигура в
образовании.
Какими профессиональными
качествами он должен
обладать?

Профессиональная культура учителя состоит из нескольких слагаемых:

Рефлексивность (умение
сдерживаться,
интересоваться мнением
учащихся, признавать свои
ошибки).
Эмпатичность (умение понять
ученика, проявление
уважения к нему).
Эмоциональная
привлекательность (внешний
вид, манера поведения
учителя, располагающие к
себе, вежливость).
Коммуникабельность
(стремление к установлению
доверительных отношений с
детьми, проявление интереса
к их проблемам).
способность к сотрудничеству
(умение вдохновить детей на
творческую деятельность,
умение выслушать и понять)
Толерантность (терпеливость
в работе с детьми).
гибкость (проявление
требовательности и строгости
наряду с добрым отношением
к детям, владение разными
способами организации
урока, признание за детьми
права на ошибку)

Личностные качества в учительской профессии неотделимы от профессиональных. Какой же он, современный педагог?

Это человек, много знающий и
умеющий, постоянно
совершенствующийся, хорошо
владеющий методикой преподавания
предмета и одновременно с этим
обладающий приятными манерами.

Учитель должен быть мобильным,
динамичным, конструктивным.
Современный учитель должен уметь
преодолевать коммуникативные
барьеры общения как с детьми, так и с
их родителями, должен уметь
«донести» своё мнение, свои знания до
партнёра.

Современный учитель – творческая
личность, умеющая пользоваться
информационными и
коммуникационными технологиями.
Каждому учителю хочется быть
успешным, уважаемым детьми и
родителями человеком.

Каких ошибок в педагогической этике следует избегать, чтобы быть профессионально культурным педагогом?

Нельзя высмеивать ученика, подчёркивать его недостатки, невыгодно
сравнивать его достижения с достижениями сверстников.
Выполнять свой долг учитель должен без угроз.
Учитель не имеет права сообщать другим лицам доверенную ему учеником
информацию.
Недопустимо несправедливое отношение к ученику.
Нельзя допускать нелестные высказывания в адрес родителей ученика.
Недопустимо завышение или занижение оценок.
Учитель не имеет права навязывать свои религиозные взгляды и
убеждения.

Учитель должен помнить, что критическими характеристиками качеств личности педагога являются:

Тревожность.
Жестокость.
Деспотизм.
Самовлюблённость.

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

«Учитель до тех пор остается учителем пока учится сам, как только он перестает учиться- в нем умирает учитель» Ушинский.

Cлайд 4

Cлайд 5

Я знаю, что каждый человек по своему талантлив, а учителю обязательно надо раскрыть свой талант и не позволить жизненным трудностям «закопать его в землю».Талант педагога- это необъятность замыслов, интуиция, доброта и тактическая дальнозоркость. Ведь каждый день мы идем в класс к детям, и происходит чудо: будто на сцене театра разыгрывается сцена спектакля, название которому «Урок», и мы покоряем детские души, сея в них разумное, доброе, вечное.

Cлайд 6

У учителя должна быть потребность занять ум, потребность думать, мыслить,понимать то, что видит…Вряд ли надо доказывать, что ум не роскошь, а гигиена: гигиена духовного здоровья, столь же необходимого для жизни, как и здоровье физическое. Ибо не обладая этим духовным здоровьем, в наши дни очень легко захлебнуться и утонуть в том стремительном потоке информации, которая ежедневно и ежечасно обрушивается на человека со всех сторон. Тем более, что этот поток несет с собой вовсе не только доброкачественную духовную пищу. Так что забота о духовном здоровье имеет и прямой социальный, жизненно важный для человека смысл.

Cлайд 7

М – молодые О – озорные Л – любознательные О – отзывчивые Д – добродушные О – оптимисты С – созидатели Т – творцы Ь – для смягчения жизненного негатива

Cлайд 8

Бывает, что стремительный поток событий сжимает упругое время, и оно уже не течет, а мчится как ветер, вот тогда мудрость приходит к человеку раньше, чем в спокойные неторопливые времена. И тогда каждый из нас может свернуть горы: написать за ночь сценарий мероприятия, подготовить и провести открытый урок, сделать ремонт в классе, и чем больше дел, тем больше у нас появляется сил.

Cлайд 9

Мы верим, что после невыученных уроков обязательно будут успехи и хорошие оценки. Мы верим, что добро обязательно победит зло и что любовь- это самое сильное, красивое и исцеляющее чувство на земле. А еще мы, учителя, верим в хороших, честных и добрых людей и в чудеса.

Cлайд 10

Представим все знания человека в виде шара. Тогда пространство вне шара- область неизвестного; поверхность шара показывает границу с неизвестным. Но чем больше объем знаний, тем больше площадь соприкосновения с неизвестным, и каждая точка этой поверхности- новая нестандартная ситуация. Шар знаний в последнее время стал резко «раздуваться», количество новых задач, с которыми приходится сталкиваться людям, также резко возросла и ответственность за их решение. Хорошее решение- новые возможности, плохое- новые неприятности, вплоть до войн и экологических катастроф. У человечества появилась естественная необходимая потребность в творческих педагогах, ведь творческие ресурсы разума- безграничны.

Cлайд 11

Человек- существо не только биологическое, но в большей степени общественное. Его жизнь будет неполной, если он не вписан в окружающую среду многообразными связями, не является участником жизни этой среды. Мы говорим: «Дети- цветы жизни».Только люди работающие с детьми, знают, как изломан и растоптан бывает порою этот цветок, сколько бед и несчастий сваливается на его маленький и хрупкий организм и как неимоверно трудно бывает снова вдохнуть тепло в его душу.

Cлайд 12

В качестве факта необходимо признать, что большая часть школьников отличается объективным неприятием математики. Однако без математического образования современный человек обойтись не может. Сложность заключается в создании привлекательного для учащихся курса математики, кропотливого поиска таких приемов методики преподавания и организации учебного процесса, чтобы ученику захотелось понять и учить математику.

Cлайд 13

Cлайд 14

Cлайд 15

Cлайд 16

3. Успех школьнику может создавать учитель, который сам переживает радость успеха.

Современный педагог должен уметь работать в сотрудничестве Современный педагог должен выйти за рамки своего предмета, каждый урок превратить в метазанятие «Мета»(лат.) – «над-» Метапредметное занятие – это занятие направленное на формирование универсальных способов мыследействия, лежащих в основе организации разного рода предметного материала.


Современный педагог должен уметь работать в диалоге Современный педагог – должен быть Гуманистом Современный педагог должен быть Гражданином Современный педагог – это педагог, способный изменить педагогическую реальность Инновационная деятельность должна стать ведущей в практике педагога.






Классификация инноваций По масштабу: локальные (отдельные участки, измененные независимо друг от друга); модульные (взаимосвязанная группа), системные (полная реконструкция системы). По характеру вносимых изменений: радикальные (новые принципы); комбинаторные (сочетание элементов по-новому); модифицирующие (совершенствуются уже существующие образцы и формы). По видам деятельности: педагогические,педагогические управленческие.


Нововведения в сфере образования: в области финансирования и управления образовательно-воспитательным учреждением; в структуре системы воспитания и образования или в отдельных ее частях; в содержании образования, (в учебных планах и программах по всем или отдельным предметам); в организации ОУ и преподавания; в отношениях педагог – учащийся; в образовательных технологиях, в учебном оборудовании и методах и формах обучения; в строительстве помещений.


Принятие образовательных стандартов Принятие образовательных стандартов Введение ЕГЭ Введение профильного обучения Внедрение новых экономических механизмов Внедрение новых экономических механизмов Вариативность содержания программ, УМК Вариативность содержания программ, УМК Разнообразие потребностей, запросов уч-ся и родителей Разнообразие потребностей, запросов уч-ся и родителей Появление новых задач развития ОУ, требующих быстрого реагирования Появление новых задач развития ОУ, требующих быстрого реагирования Государственные инициативы в области образования Изменения на уровне образовательного учреждения










Миссия: научно-методическое обеспечение процессов развития в рамках инновационной площадки Цель: создание условий для развития профессионализма педагогов на основе их образовательных потребностей и выявленных затруднений в деятельности по реализации Программы перехода на систему развивающего обучения.








Внутришкольный конкурс: «Педагогическое мастерство» Педагогические чтения: «Создание положительной мотивации у родителей на занятия ребенка баскетболом»; «Развитие личности в Школе баскетбола»; «Компетентность тренера- преподавателя: аспект самообразования».


Деятельность по обновлению содержания образования Выстроена новая структура учебной тренировки; Разработаны рефлексивные дневники учеников и тренеров- преподавателей; Тренерский состав освоил технологию «Портфолио»; Все педагоги работали над индивидуальными методическими темами.






Мониторинг Степень участия педагогов в инновационной деятельности: Количество педагогов, которые: посещали семинарские и практические занятия; работали над методической темой; изучали методический материал; проходили курсы КПК; разрабатывали конспекты тренировок по технологии РО; работали в творческих группах; обобщили свой опыт.


Педсовет Директор СДЮСШОР 2 Тренерский совет Методический совет Проблемная группа 1 Проблемная группа 2 Проблемная группа 3 Зам. директора по УВР Зав. методическим отделом Инструкторы- методисты Тренеры- преподаватели Педагог- психолог Научный консультант Структура методической службы




Изменения в управлении ОУ Введение должности зам. директора по экспериментальной и научно-методической работе Создание творческих групп педагогов, педагогических мастерских Создание лабораторий перспективного опыта (педагоги- победители ПНПО) Создание МС в ОУ;


Изменения в содержании образования Модели содержания гимназического и лицейского образования Модель образования с национальным компонентом содержания Апробация УМК, использующих нетрадиционные методики обучения Разработка и апробация интегрированных курсов Создание и апробация авторских программ Модель содержания образования профильной ступени обучения




Педагогическая инновация Целенаправленные изменения, вносящиеся в образовательную среду, стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей компонентов и самой образовательной системы. Процесс освоения новых средств, методов, методик, технологий, программ. Поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и творческое переосмысление.

«Русский портрет XVIII века» - Сентиментализм. Русский портрет XVIII века. Проблема физического сходства играет решающую роль Живопись не умеет обобщать, не может увидеть в индивидуальном типичное - «Передразнивание» древней иконной живописи. Конец XVII – начало XVIII века. Левицкий Д.Г. Портрет Екатерины Нелидовой. Иван Петрович Аргунов 1727 -1802гг.

«Фаюмский портрет» - Целью древних египтян было создание физического двойника усопшего. Раньше египтяне сохраняли своих умерших, помещая мумии в деревянные или оштукатуренные гробы, большей частью оканчивающихся скульптурной портретной маской. Вошло в обычай держать мумии некоторое время дома, для чего употреблялись или деревянные носилки или деревянные саркофаги, поставленные на подножие и имеющие вверху дверцы.

«Русский портрет XVIII века 1» - Е. Нарышкиной». Очень внимательно относившейся к своим портретам императрице портрет не понравился. На портрете шестидесятилетний Высокопоставленный чиновник, аккуратист и педант, канцлер, дипломат. Д. Левицкий – крупнейший портретист второй половины XVIII века. Нездоровая полнота, замеченная художником, выдает физическое недомогание.

«Портрет в музыке» - Балет. Стонет кто там? П.И. Чайковский. В темной ночной глубине? Акцент - ударение в музыке. тема Богатырей. тема Белочки. «Портреты в музыке». тема Царевны -Лебедь. Кто там? Н.А.Римский-Корсаков. нарисовать рисунок к пьесе "Баба-Яга". Кто там летит в вышине? Воет кто там? Тучи метлой гонит кто там?

«Портрет Грозного» - Прощание Калашникова с близкими перед казнью. Иван Грозный и Малюта Скуратов. Глава 1. Пир Ивана Грозного. Главная проблема «Песни…» – проблема долга и чести. Портрет царя. Иван Грозный в изображении русских художников. Миниатюра из царского «Титулярника», 1672 год. Алёна Дмитриевна и Степан Парамонович.

«Портрет автора» - Толстой на пашне Толстой на покосе. Иннокентий Анненский. А. Моруа. К. Сомов А. Блок 1907 г. Н. Ге. Я сам, позорный и продажный, С кругами синими у глаз… Б.М. Кустодиев Ю.П. Анненков Портрет Е. Замятина Портрет Е. Замятина. 1849 г. 1851 г. 1856 г. Ермонтов в детстве. И. Крамской И. Репин. И. Репин Толстой за работой.

«Портрет современного учителя в Новой школе».

Современный учитель -

гарант развития «Новой школы».

Какие задачи, поставленные государством в данном проекте, будут способствовать формированию Нового современного учителя?

Во-первых, это внедрение системы моральных стимулов (распространение уже сложившихся конкурсов - Учитель года, Сердце отдаю детям; действие национального проекта Образование; расширение конкурсов на уровне субъектов РК

Во-вторых, введение системы материальных стимулов (это не только дальнейшее увеличение фондов оплаты труда, но и создание такого механизма оплаты труда, который позволит стимулировать лучших учителей вне зависимости от стажа их работы, а значит, привлекать в школу молодых и талантливых преподавателей.);

В-третьих, совершенствование аттестации педагогических и управленческих кадров (обновлены квалификационные требования и характеристики учителей; директора и лучшие учителя должны иметь возможность обучаться в других регионах, чтобы иметь представление об инновационном опыте соседей);
В-четвертых, модернизация системы педагогического образования (педагогические вузы должны быть постепенно преобразованы либо в крупные базовые центры подготовки учителей, либо в факультеты классических университетов, может это поможет избежать в образовании «случайных людей», ведь, в странах с наиболее эффективной системой школьного образования на учительские специальности направляют только лучших выпускников школ);

Ну и последнее, привлечение в школу учителей, не имеющих базового педагогического образования (пройдя психолого-педагогическую подготовку, освоив новые образовательные технологии, они смогут продемонстрировать детям – в первую очередь старшеклассникам, выбравшим профиль обучения, свой богатый профессиональный опыт). Причем, именно этот пункт программы вызвал больше всего дебатов в стране.

По мнению вышестоящих чиновников, посредством данных мероприятий, постепенно будет формироваться Новый учитель - творческий, независимый, конкурентоспособный, разносторонний, культурный, нравственно и духовно развитый… человек, любящий свою работу и своих воспитанников… личность, близкая к идеалу. НО, неужели учитель традиционной школы не является творческим, разносторонним, нравственно и духовно развитым, не любит свою профессию? Так, кто же такой Современный учитель? …давайте разберемся.

Мне удалось обнаружить уникальные данные исследований, которые проводились в разные годы по этому вопросу. Ученики 30-х годов, включали в портрет современного, на их взгляд учителя: 1. Знание предмета и владение методикой. 2. Хорошие взаимоотношения с учащимися. 3. Умение правильно оценивать знания учащихся. 4. Создание дисциплины. 5. Внешний вид. Явственно, что ученики 30-х годов в учителе больше ценили знание предмета, общую эрудицию, высокую нравственность.

Среди черт, характеризующих идеального учителя в глазах школьников 60-х годов, описаны следующие: 1. уравновешенность, 2. авторитет, сильная воля, 3. знание предмета, умение говорить логично и выразительно, 4. приятная наружность, понимание своих учеников, 5. требовательность самостоятельности, любовь к педагогической работе. Здесь мы уже видим, как постепенно на первые места выходят личностные качества учителя.

В 1992 году на базе школ РК было проведено аналогичное анкетирование. Педагогам и ученикам предложено расположить в порядке значимости 58 качеств учителя. Вот какими качествами наделили Нового учителя современные дети: талантливый (85 голосов), интересный в общении (81), справедливый в требованиях (80), понимающий (75), уважающий своих учеников (53), образованный (45), обладающий чувством юмора (40), внимательный (35), готовый оказать помощь (35), красивый, добрый (23). Заметьте, в первую пятерку вошли только личностные характеристики учителя, а уровень образованности и знание предмета отошло на 6 место!!! Примечательно и то, что такому качеству, как любовь к детям, школьники определили одно из первых мест, а педагоги - 28-е!

В ходе изучения данной темы, я сформулировала для себя собственные критерии определения личности Современного учителя, которые включают в себя как личностные качества, так и профессиональные характеристики. И в этом мне помогли дети. Я опросила своих учеников: каким вы хотите видеть современного, учителя? И первые места ученики отдавали таким качествам как доброта, внимательность, чувство юмора, такт.

1. Я считаю, что учитель XXI века это тот, кто в первую очередь умеет находить общий язык со своими учениками. Значит, он должен быть идеальным психологом .
2. Кроме того, учитель должен идти в ногу со временем, быть разносторонним человеком , не ограничиваться только сферой своего предмета. 3. Учитель должен быть с хорошим словарным запасом. Это профессионал-эрудит , знающий не только свой предмет. Требовательность и строгость не должны заслонять в учителе его способности быть в процессе воспитания помощником, советчиком и другом своих учеников. 4. Он должен быть современным интеллигентным человеком, обязательно владеть новыми технологиями. Только учитель, идущий в ногу со временем, способен понять своих новых учеников и быть им интересным.
5. Не ждите вознаграждения за свою работу (ни платы, ни благодарности). Труд педагога – работа на отдаленное будущее. Но все же, государство и общество должны обеспечить педагогам достойные условия жизни и работы . Чтобы учитель не был нацелен на удовлетворение первичных потребностей (питание, одежда, жилье), а на первое место превознес потребности высшего порядка, т.е. социальные – это потребность в признании, в самовыражении и самореализации. 6. Не смущайтесь своими ошибками. Экспериментируйте , ищите и будьте самокритичны. 7. Нежное прикосновение к личности ребенка есть профессиональное качество «образцового» педагога. Сохраняйте в себе человечность . Умейте быть детьми. Воспринимайте свое учительство как способ продолжить свое детство и понять своих воспитанников. 8. Старайся ничему не учить ребенка напрямую. Учись сам, самосовершенствуйся . Пусть ребенок, глядя на тебя, увидит, как можно учиться.
9. Помогай и одобряй труд ребенка, стимулируй его творческие идеи, готовь к будущей динамичной жизни , чтобы впоследствии он стал самостоятельным, творческим, уверенным в себе человеком! 10. Верьте в себя . Управляйте собственным временем: Того, кто опаздывает, наказывает жизнь. Вознаграждайте себя: Сделай, добейся – достигнешь успеха! Дети ценят успешных людей и стремятся быть такими же.

Проект только набирает силу, но уже сейчас темы: какой будет Новая школа и Новый учитель, являются самыми дискуссионными на страничках образовательных сайтов. Я лишь обозначу несколько проблем, а каково будет ваше мнение, выбор за вами.

Первая: Какой выпускник школы нужен сегодня, будет востребован государством?". Способна ли Новая школа, а соответственно, учитель, воспитать конкурентоспособную личность?

Вторая: Готовы ли учителя войти в Новую школу? Что их там ждет? Проект подразумевает совсем иную организацию труда учителей, самого процесса обучения, а главное - переделку образа мышления педагога. "Базовые" знания превращаются в безразмерные. Из учителя хотят сделать продавца услуг, менеджера, управленца. Не все учителя способны (может по причине психологической, может – финансовой возможности) стать ИКТ-компетентными уже сегодня.

Третья: Насколько реально довести проект до логического завершения? В целом были озвучены лишь общие положения инновационной программы, которая на сегодняшний день требует конкретного содержательного наполнения. В российских школах нет «ни инфраструктуры, ни соответствующих бюджетов» для того чтобы внедрить озвученные властью начинания.

Четвертая: Профессия учителя по-прежнему не престижная и малооплачиваемая, поэтому в школу идут не самые лучшие кадры страны. А теперь, когда в целях совершенствования профильного обучения, в Новую школу будут приглашаться люди, не имеющие базового педагогического образования, штат «случайных людей» будет только пополняться. И как это отразится на качестве образования, остается только догадываться.

Какое бы ни было общественное мнение, ясно одно, стране нужны новые педагогические кадры и новые специалисты, как бывшие выпускники школ, способные реализовать себя в будущем. И именно на это нацелена инновационная образовательная инициатива «Наша Новая школа». А что касается личности учителя, то я думаю, сущность Настоящего учителя кроется в самом слове «УЧИТЕЛЬ»:

У - уникальный, умный, успешный, универсальный, умеющий профессионально преподносить материал. Ч - честный, человечный, чуткий, с чувством юмора. И - искренний, индивидуальность. Т - тактичный, толерантный, терпеливый. Е - естественный, единомышленник. Л - любящий детей, любящий свою работу. Ь - и очень мягкий как мягкий знак и само слово! … и эта истина будет неподвластной времени.



Новое на сайте

>

Самое популярное