Домой Интерьер квартиры Фз о легализации частных военных компаний. На каких основаниях работают российские чвк

Фз о легализации частных военных компаний. На каких основаниях работают российские чвк

Во вторник 23 января широко обсуждаемый проект закона о легализации частных военных компаний (ЧВК) будет направлен в правительство для получения экспертного заключения. Процесс может занять несколько недель. В случае положительного заключения правительства во второй половине февраля проект может быть внесен на рассмотрение Госдумы. О процедуре и предполагаемых сроках прохождения закона «Новой» рассказал заместитель председателя Комитета по госстроительству и законодательству Михаил Емельянов.

Емельянов подтвердил «Новой», что текст законопроекта уже готов, но не стал раскрывать базовые принципы документа — по всей видимости, опасаясь активизации противников закона. Как это уже произошло в конце 2014 года, когда Госдума отклонила проект закона «О частных военно-охранных компаниях», внесенный через думский комитет по обороне депутатами Горовцовым, Шеиным, Носовко. Если бы он был принят в начале 2015 года, то российские ЧВК были бы легализованы, и России не пришлось бы делать вид, что в сирийской военной кампании не участвуют вооруженные подразделения, известные как «ЧВК Вагнера».

В 2014 году в пояснительной записке к проекту закона было подчеркнуто, что ЧВК работают более чем в 110 странах мира, при этом в Великобритании, Израиле, ЮАР и Бельгии в 2011—2012 годах произошел резкий рост количества частных военных компаний. Общее же количество ЧВК в мире — несколько сотен, а суммарная численность их сотрудников — более 5 миллионов человек.

Несмотря на то, что в России до сих пор нет правовой базы, регулирующей деятельность военных компаний, российские ЧВК работают на мировом рынке военно-охранных услуг с середины 90-х годов.

Опрошенные «Новой» эксперты оценили «емкость» российского рынка кадров, посчитав, что в разные годы в российских и иностранных ЧВК работали более ста тысяч россиян.

— Россия — хорошая кузница кадров для военных компаний, — заявил один из наших экспертов. — Вот конкретный пример. Только в России сейчас живут более 3,5 тысячи наших соотечественников, отслуживших во французском Иностранном легионе, а тех, кто получил французское гражданство и остался на Западе, — в разы больше

— Россия может поставить на мировой рынок военных услуг 100—150 тысяч специалистов, прошедших превосходную подготовку, — такую оценку дал еще один мой собеседник, работающий на мировом рынке военных услуг с конца прошлого века.

Но все российские ЧВК, оказывающие военно-охранные услуги за пределами страны, в России пока остаются на полулегальном положении, и над бойцами этих структур постоянно висит дамоклов меч привлечения к уголовной ответственности по статье 359 УК («Наемничество»).

Наемники по-российски

«Новая» уже рассказывала, как в октябре 2013 года сразу 267 россиян одномоментно могли получить тюремные сроки за наемничество. Напомню, зарегистрированная в Гонконге и работающая в Москве компания Slavonic Corps Limited («Славянский корпус») рекрутировала 267 добровольцев по контракту с министерством нефти и минеральных ресурсов Сирии для охраны «объектов добычи, транспортировки и переработки нефти». И только добравшись до Сирии, люди узнали, что эти объекты еще предстояло отбить у боевиков.

17 октября 2013 года в провинции Хомс «Славянский корпус» попал в засаду. Бойцы рассредоточились, заняли круговую оборону, даже успели окопаться и несколько часов отбивались от яростной атаки нескольких тысяч боевиков. После боя выяснилось, что один из добровольцев потерял планшет с документами, и боевики раструбили на весь мир о том, что в Сирии воюют русские.

«Славянский корпус» экстренно вывезли в Россию. Два самолета, которые приземлились во Внуково, окружили бойцы спецподразделения ФСБ «Альфа», всех добровольцев задержали. Так появилось 267 ДОУ — «дел оперативного учета» — с копиями личных документов и с объяснительными каждого из добровольцев. 265 человек отпустили, ограничившись профилактическими беседами. А для руководителей «Славянского корпуса» Вадима Гусева и Евгения Сидорова «контакт» с ФСБ завершился уголовными делами, приговорами и реальными сроками по статье 359 УК.

Но и для тех, кого отпустили по домам без уголовных дел, «контакт» с ФСБ не прошел бесследно. Возможно, это случайное совпадение, но о добровольцах вспомнили летом 2014 года. И почти все они оказались в учебном центре, развернутом близ хутора Молькино Краснодарского края. Вскоре их перебросили на Донбасс. Да, были и такие, кто хотел отказаться от этого сомнительного вояжа, но «добрые люди» напомнили им о судьбах Гусева с Сидоровым и о «явках с повинной», собственноручно написанных после возращения из Сирии.

Когда же началась операция ВКС России в Сирии, многих «добровольцев» перебросили из Донбасса на Ближний Восток, где они стали основным костяком вооруженных формирований, которые в России получили название «ЧВК Вагнера».

Как министр обороны обиделся на «повара»

В Сирии воевало несколько тысяч бойцов «ЧВК Вагнера». Воевали в составе четырех разведывательно-штурмовых бригад, артдивизиона, танковой роты, диверсионно-разведывательной, инженерно-саперной рот, роты связи, штабных и вспомогательных подразделений.

Финансирование бойцов осуществляется через российское ООО «Евро Полис», которое, как писала «Фонтанка» еще в июне 2017 года, якобы аффилирована с известным петербургским бизнесменом Евгением Пригожиным, которого в околокремлевских кругах называют не иначе как «поваром».

Боевой техникой, оружием и боеприпасами «ЧВК Вагнера» обеспечивает Министерство обороны. Боевые задачи вагнеровцам также ставили офицеры и генералы военного ведомства России. Они же осуществляли координацию взаимодействия «частников» с авиацией и подразделениями сирийской армии.

После освобождения Пальмиры, где решающую роль сыграли именно вагнеровцы, министр обороны Сергей Шойгу доложил Верховному главнокомандующему президенту России об успехе. Но оказалось, что Сергея Шойгу опередил Евгений Пригожин — Путин уже был в курсе подробностей освобождения древнего города.

9 декабря 2015 года министр обороны получил еще один «удар» от «повара». В этот день в Георгиевском зале Кремля прошел торжественный прием, посвященный чествованию Героев России. Среди приглашенных оказался и Дмитрий Валерьевич Уткин — руководитель «ЧВК Вагнера». А вместе с ним — как минимум трое ближайших его сподвижников. Причем, как нам рассказали сразу несколько источников, в военном ведомстве вообще не знали о приглашении «вагнеровцев» в Кремль.

Возможно, это случайное совпадение, но после приема в Кремле, у «ЧВК Вагнера» в Сирии начались серьезные проблемы: у них отобрали тяжелую технику, начались перебои со снабжением оружием и боеприпасами. По сведениям, полученным сразу из нескольких источников, лишь минувшей осенью, перед началом наступления на Дейр-эз-Зор, снабжение нормализовалось. Вернули и технику.

Кто оставил ФСБ без частной армии?

Как уверяют наши источники, в 2014 году закон о ЧВК не был принят, потому что против него работали лоббисты Минобороны. Дело в том, что функциями лицензирования и контроля над деятельностью ЧВК предполагалось наделить ФСБ.

Именно ФСБ должна была регистрировать ЧВК и отслеживать работу компаний как на территории России, так и за рубежом. Проектом закона чекистам поручалось создание и ведение единой информационной системы, в которой должны были отражаться номера лицензий, выданных ЧВК, и подробные сведения о ведении деятельности военных компаний.

Законопроект не понравился не только генералитету Министерства обороны — у него тогда оказалось много противников и в администрации президента, и в правительстве, — у всех, кто опасался появления у и без того всесильной ФСБ еще и подконтрольной ей частной армии, численностью в несколько сот тысяч хорошо подготовленных, обученных и превосходно вооруженных бойцов.

В новом же законопроекте, который во вторник будет направлен в правительство, функции лицензирования и контроля над ЧВК предлагается передать Министерству обороны. Более того, экс-главком Военно-космических сил, а ныне глава комитета по обороне Совета Федерации Виктор Бондарев озвучил идею, которая витает во многих кабинетах военного министерства. Бондарев заявил РИА «Новости», что если в правовом поле России появятся ЧВК, они должны быть встроены в вертикальную военную систему и подчиняться Минобороны — только в этом случае ЧВК якобы смогут стать реальной помощью регулярным войскам.

Закон будет работать только в России

Опрошенные нами эксперты скептически оценили предложение главы комитета по обороне Совета Федерации.

— Генерал Бондарев просто не понимает сути ЧВК, — сказал один из наших собеседников. — Его представление о ЧВК базируется на сирийском опыте привлечения к участию в боевых действиях «частников». А это в корне неправильно. Главная задача закона о ЧВК, кроме защиты бойцов от уголовного преследования за наемничество, — это допуск российских компаний к рынку военно-охранных услуг, заказчиком которых выступают или государство, или государственные корпорации. Речь, прежде всего, о вооруженной охране объектов и персонала российских компаний, работающих за рубежом.

Уже сегодня такие госкорпорации, как Газпром, Росатом, Роснефть, РЖД, имеющие контракты на Ближнем Востоке, в Африке и Латинской Америке, для охраны строек, месторождений, перевозок привлекают структуры, которые по своей сути представляют собой частные военные компании.

— Это общемировая практика. В том же Китае у всех ЧВК только один заказчик — государство. В США львиную долю заказов ЧВК получают от Госдепа, ЦРУ или минобороны. И только в России и государство, и госкомпании вынуждены придумывать какие-то обходные пути, не называя вещи своими именами.

Говоря об абсурдности интегрирования ЧВК в вертикаль военного ведомства, другой из моих собеседников привел такой пример.

— Допустим, Роснефть заключит с российской ЧВК контракт на охрану скважин. И что будет означать появление в Африке вооруженной компании, «встроенной в структуру» военного ведомства России? На языке международного права это будет означать военное вторжение.

— Нельзя игнорировать такой существенный фактор деятельности ЧВК, как законодательство «страны пребывания», — напомнил еще один собеседник.

— Российский закон о ЧВК даже после принятия не будет иметь никакой юридической силы на том же Ближнем Востоке или в Африке. Любая российская ЧВК, оказывая военно-охранные услуги за пределами России, руководствуется и будет руководствоваться законами именно той страны, в которой работает.

Правда, тут мой собеседник сделал поправку: «Если, конечно, речь не идет о «специфических» операциях, когда в случае успеха — все молодцы, а вот за провал будут отвечать только непосредственные участники. И привел конкретный пример спецоперации, которая была подготовлена, но в последний момент отменена.

«Специфическая» операция

6 марта 2008 года в Бангкоке таиландская полиция задержала россиянина Виктора Бута, которого США обвинили в поставках оружия колумбийской радикальной организации ФАРК. Больше двух лет адвокаты Бута пытались добиться его освобождения из тайской тюрьмы.

А осенью 2010 года одна из российских компаний, оказывающих военно-охранные услуги, получила заказ на похищение Бута.

Пикет у Генконсульства США в Петербурге с требованием к президенту США освободить Виктора Бута, подозреваемого в контрабанде оружием, в Россию. Фото: ТАСС / Интерпресс / Замир Усманов

Был установлен «контакт» с сотрудниками тюрьмы, которые должны были организовать вывоз Бута на судебное заседание по заранее оговоренному маршруту. В ходе поездки в одном из районов Бангкока местные жители должны были начать перестрелку друг с другом (холостыми патронами), а сопровождавшие россиянина охранники (уже получившие вознаграждение) — попрятаться. В суматохе заключенного планировали «изъять» из автозака и доставить загород, где уже ждал частный самолет, который должен был вывезти Бута из страны.

Но буквально за несколько дней до начала операции кто-то из заказчиков решил предупредить сотрудников посольства России в Таиланде, чтобы они в этот день не совались в тюрьму. Российские дипломаты заартачились, возможно, даже предупредили тайцев о готовящемся побеге. Все пришлось отменить, а участников, задействованных в подготовке «мероприятия», экстренно эвакуировать из Таиланда.

Кто ждет закон о ЧВК?

Очевидно, что катализатором дискуссии о необходимости форсирования принятия закона о ЧВК стало именно участие «вагнеровцев» в сирийской военной компании. Но «ЧВК Вагнера» — это, по разным оценкам, от 7 до 10 тысяч человек, при этом, напомню, потенциально Россия может поставить на мировой рынок военных услуг 100—150 тысяч специалистов. Даже сегодня количество россиян, уже задействованных в предоставлении военно-охранных услуг, сопоставимо с количеством участников боевых действий в Сирии.

Российские компании, оказывающие военно-охранные услуги, как правило, работают по субподрядам от американских и британских ЧВК. Самые известные — «Центр-антитеррор», «Тигр Топ-рент Секьюрити», «Редут-антитеррор» «Рускорп», «Форт Дефенс Групп». Более всего услуги российских компаний востребованы в Ираке и Афганистане.

Другая важная деятельности отечественных охранных предприятий — обеспечение безопасности судоходства в пиратоопасных районах мирового океана. В этой сфере работают VST, Muse Group, Moran Security Group.

Все эти ЧВК, готовые легализоваться в случае принятия соответствующего закона, можно условно разделить на две большие группы — «конторские» и «армейские».

«Конторские» — компании, организованные выходцами из ФСБ, служившими в подразделениях «Альфа» и «Вымпел». «Армейские» — созданы отставными офицерами ГРУ или ВДВ.

(К слову, большинство российских ЧОПов — охранные предприятия, созданные отставными офицерами МВД, им закон о ЧВК не нужен.)

В условиях правового вакуума практически все перечисленные компании — российские только по базированию головных офисов и «трудовым коллективам», а по правовой форме — структуры, зарегистрированные в офшорных юрисдикциях. С другой стороны, этот же законодательный вакуум позволяет ЧВК работать на любого заказчика, а не только на Российскую Федерацию, и избегать любого пристального внимания отечественных силовых структур и спецслужб. Так что, вполне вероятно, что часть российских военных компаний из тени выходить не захотят.

Кабмин счел документ противоречащим Конституции РФ

Архивное фото

Москва. 27 марта. сайт - Правительство РФ прислало в Госдуму отрицательный отзыв на законопроект о деятельности частных военных компаний (ЧВК).

В соответствующем заключении кабинета министров, который имеется в распоряжении "Интерфакса", отмечается, что правительство данную инициативу не поддерживает.

Положения законопроекта, определяющие деятельность частных военных и военно-охранных организаций, противоречит части 5 статьи 13 Конституции РФ, согласно которой запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на создание вооруженных формирований, говорится в отзыве.

Там же указывается, что согласно статье 71 Конституции РФ вопросы обороны и безопасности, войны и мира, внешней политики и международных отношений РФ находится в ведении РФ.

"Правительством РФ законопроект не поддерживается", - говорится в заключении.

Не поддержали данный проект закона в Минобороны России, в Минфине, в МИД РФ, а также в ряде других силовых ведомств, в частности в Росгвардии, в ФСБ, СВР, ФСО. В Генеральной прокураторе и Минюсте России также высказались против.

Суть законопроекта

Документом предусматривается регулирование отношений, связанных с созданием, реорганизацией и ликвидацией частных военных и военно-охранных организаций, выполнением и оказанием ими работ и услуг военного и военно-охранного характера, осуществлением контроля и надзора за их деятельностью. При этом под военными работами и услугами понимаются специализированные работы и услуги, оказываемые частной военной организацией в интересах заказчика, в том числе в условиях военных конфликтов и (или) боевых действий.

Соответствующий проект закона был внесен в Госдуму в январе 2018 года лидером "Справедливой России" Сергеем Мироновым и первым замруководителя фракции "эсеров" в Госдуме Михаилом Емельяновым.

Лицензирование ЧВК в проекте закона предлагается поручить министерству обороны. В качестве целей частной военной и военно-охранной деятельности прописывается "участие в обеспечении национальной безопасности и в защите национальных интересов РФ путем выполнения и оказания военных и военно-охранных работ и услуг за пределами ее территории".

Создавать ЧВК в проекте закона предлагается только в форме общества с ограниченной ответственностью, а уставный капитал не может быть менее десяти миллионов рублей. ЧВК могут в соответствии с законопроектом создавать на территории других государств филиалы и дочерние общества.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что в настоящее время в мире насчитывается несколько сотен ЧВК численностью сотрудников более миллиона человек. Они работают более чем в 110 странах мира, а рынок их услуг составляет "сотни миллиардов долларов США". Активно работают на этом рынке США, Великобритания, Франция, Израиль, быстрыми темпами растет присутствие китайских компаний. Основными потребителями услуг ЧВК являются транснациональные компании и государственные учреждения США, Великобритании и Франции.

Вопрос о необходимости законодательного урегулирования деятельности ЧВК был поднят после того, как в СМИ появилась информация о погибших в Сирии гражданах РФ, которые не были российскими военнослужащими. Их гибель была предположительно связана с ударом американской коалиции под Дейр-эз-Зором. Позднее в МИД РФ , что в Сирии есть погибшие граждане РФ и стран СНГ и несколько десятков раненых, которым было оказано содействие в возвращении в РФ для лечения.

Законопроект о ЧВК могут внести в Думу в течение месяца

Первый зампред комитета нижней палаты парламента по госстроительству и законодательству Михаил Емельянов заявил в среду, что в Госдуму внесут законопроект, который . Днем ранее о необходимости защиты интересов наших граждан, работающих в ЧВК за рубежом, сказал глава МИД Сергей Лавров. К слову, это уже не первая попытка перевести в законную плоскость деятельность ЧВК.

Почему именно сейчас снова заговорили о легализации ЧВК и как будет решаться вопрос с конфликтом законопроекта о ЧВК и Уголовного кодекса России, кто будет отвечать за сотрудников ЧВК и как им покупать или получать оружие, «МК» узнал у эксперта.

Частные военные компании в конфликтах 20 века стали вполне привычными элементами пейзажа. Первая ЧВК появилась в Британии в 60-х годах. Но решали они в основном задачи по охране важных объектов и работали в «серой зоне». Западные государства сделали их инструментом по решению задач там, где регулярные войска «засветиться» не могли.

Окончание Холодной войны стало началом легализации деятельности таких компаний. С этих пор предпринимались попытки узаконить ЧВК, как на уровне отдельных государств, так и прописать их права и обязанности на международном уровне. Толчком к активизации этой деятельности послужил скандал с американской Blackwater в Ираке. Ее бойцы обвинялись в расстреле мирных жителей и пытках военнопленных. В итоге, вопрос об ответственности ЧВК встал совсем остро.

17 сентября 2008 года был принят документ Монтрё - некий свод скорее рекомендаций, чем жестких правил. Это была первая попытка на международном уровне прописать все аспекты деятельности частных военных компаний. Согласно данному документу «ЧВК — это частные предпринимательские субъекты, которые оказывают военные и/или охранные услуги, независимо от того, как они себя характеризуют. Военные и охранные услуги включают, в частности, вооруженную охрану и защиту людей и объектов, например транспортных колонн, зданий и других мест; техобслуживание и эксплуатацию боевых комплексов; содержание под стражей заключенных; и консультирование или подготовку местных военнослужащих и охранников.» В общем, напрямую ничего о ведении боевых действий не сказано.

В России же деятельность ЧВК попадает под действия двух статей уголовного кодекса: «Наемничество» и «Организация незаконного вооруженного формирования». Купить боевое оружие у нас в стране тоже невозможно. Однако вопрос о том, чтобы легализовать ЧВК, обсуждается уже на протяжении 6 лет. Еще в 2012 году Владимир Путин обозначил необходимость таких структур, и даже началось активное обсуждение законопроекта в Госдуме, однако на последнем этапе его «завернули». До сегодняшнего момента было уже около четырех попыток перевести частные военные компании в России на законную основу.

Видимо, сейчас игнорировать сообщения СМИ о деятельности российских ЧВК Вагнера и якобы существующего батальона «Туран», действующих в Сирии, уже стало, мягко говоря, трудно. По словам одного из авторов законопроекта, Михаила Емельянова, ЧВК отлично показали себя в Сирии и прекрасно подходят для защиты интересов союзнических государств от внешней агрессии и участия в антитеррористических операциях. То есть, мы официально обозначаем, что наши ЧВК будут вести именно боевые действия. Правда, видимо, только по приглашению и через какие-то официальные структуры.

Пока законопроект еще на этапе подготовки. Однако, уже сейчас понятно, какие задачи он должен решить и какие конфликтные моменты снять. «МК» поговорил с Владимиром Нееловым, экспертом Центра стратегической конъюнктуры, о будущем законопроекте и острых вопросах в его подготовке.

- Каким образом можно решить конфликт с УК России? Ведь, согласно нему, ЧВК попадает под действие двух статей.

Я думаю, что конфликт имеет место сейчас только потому, что нет закона о ЧВК, нет понятия «сотрудник ЧВК». Сейчас, согласно УК РФ, все, кто участвует в вооруженных конфликтах, по ряду признаков попадают под определение «наемники». Происходит это, повторюсь, просто в силу того, что понятие ЧВК и их деятельность не легализованы. Принятие закона вводит по существу новую категорию и как следствие снимет ряд вопросов. Понятия «наемник» и «сотрудник ЧВК» будут разделены, скорее всего.

Согласно документу Монтрё, ЧВК напрямую в конфликтах не участвуют. Они, скорее, выполняют функции охранной компании или оказывают услуги консультантов. Мы же, похоже, пытаемся сделать сотрудников ЧВК полноценными комбатантами. Что это может за собой повлечь?

Такая интересная закономерность прослеживается. Все попытки легализовать деятельность ЧВК исходили от справедливоросов. И этот случай исключением не стал. Кстати, Михаил Емелянов — юрист по образованию и команда, которая работает над подобными законопроектами, тоже прекрасно понимает все международные последствия от принятия подобного документа. Я не могу пока сделать никаких выводов, поскольку законопроект еще невозможно прочесть. Судя по высказыванию Емельянова, мы решили делать ставку на то, чтобы признать ЧВК комбатантами. И нужно принять во внимание, что международное законодательство в этой сфере тоже не развито, и Россия сможет выдвигать свои инициативы. Такой опыт в рабочих группах ООН уже есть. Мне кажется, что команда, работающая над законопроектом, сделает формулировки обтекаемыми.

- Как будет решаться проблема с закупкой оружия, ведь в России купить его официально тоже нельзя?

Я думаю, это решиться с помощью лицензирования всей деятельности ЧВК. Думаю, эта процедура тоже должна быть описана в законопроекте. Предполагаю, что будет прописан список вооружений, которые будут доступны ЧВК, требования к сотрудникам. В связи с этим, встанет вопрос «Кто будет заниматься лицензированием?». Тут напрашивается три структуры - ФСБ, МО и МВД. Или межведомственная комиссия.

Какие социальные гарантии, на ваш взгляд, должны быть прописаны в контрактах? Как в случае конфликта ЧВК с другими социальными институтами за рубежом должно вести себя государство, граждане которого в этой ЧВК работают?

Я думаю, тут функции разделятся между государством и самой компанией. На глобальном уровне — защита прав граждан-сотрудников ЧВК будет обеспечиваться государством. Например, в случае попадания в плен. Идеальная модель поведения в таких ситуациях у США — они сначала вывозят своих граждан на свою территорию, а потом уже разбираются с ними (либо не разбираются, как это часто случалось в Ираке). Есть еще один вариант ситуации — если ЧВК нанимает транснациональная корпорация. Тогда получается, что ответственность должна нести компания-наниматель. А с точки зрения социальных гарантий — они скорее всего лягут на плечи самих ЧВК. Скорее всего, будет разработана процедура страхования жизни, здоровья сотрудника.

- Почему об этом заговорили уже фактически на этапе завершения кампании в Сирии?

Если смотреть глобально, то вовлеченность России в конфликты по всему миру возрастает с каждым годом. И каждый раз начинать операцию с применением вооруженных сил, во-первых, дорого, а, во-вторых, общество будет недовольно, поскольку нагрузка по финансированию ляжет на плечи граждан. Тут нельзя забывать и об интересах российских компаний, которые хотят действовать на африканском континенте. А им тоже понадобиться охрана в этом неспокойном регионе. И тут ЧВК смогут ее обеспечить. Если говорить конкретно по странам, то в сфере наших интересов Судан. Хотя не менее остро стоит и проблема с Афганистаном, активно ведутся переговоры по Талибану. Там для нас это жизненно важная история — наркотрафик из Афганистана.

Кстати, как сообщил источник «МК», близкий к ЧВК в Сирии, скорее всего так активно тему легализации ЧВК начали развивать именно из-за необходимости присутствия в Африке.

Армии там не будет. Будут ЧВК, — рассказал источник.

Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в

Проблему неопределенного правового статуса российских граждан, фактически служащих в частных военных компаниях (ЧВК), уже невозможно игнорировать. Последней каплей стала трагедия под Дейр-эз-Зором, где 7 февраля погибли «солдаты удачи» из России. Отказ государства признать их «своими» льет воду на мельницу как внешних, так и внутренних оппонентов Кремля.

Недаром в Госдуме вновь подняли вопрос о государственном регулировании деятельности ЧВК. «Актуальность, которую обозначил министр иностранных дел Лавров про частные военные компании, требует государственного подхода, рассмотрения, потому что это уже является реальностью», — заявил 14 февраля глава комитета по обороне Владимир Шаманов.

До сих пор складывалось впечатление, что обе стороны конфликта под Дейр-эз-Зором — Россия и США, тянули время, не желая подтвердить факт смертельной атаки американцев на подразделения т.н. «ЧВК Вагнера». Так, глава Пентагона Джеймс Мэттис минувшей ночью заявил, что ему не поступала информация о гибели в Сирии российских «контрактников».

Российский МИД также не давал никакой конкретики. Там заявили, что проверяют информацию о пострадавших в ходе авиаудара американской коалиции выходцах из СНГ. По данным «Коммерсанта», отряд ЧВК, подвергшийся обстрелу, насчитывал порядка 600 человек, вооруженных стрелковым оружием, а также артиллерией и танками.

Между тем, о гибели россиян 7 февраля написали ведущие мировые СМИ. The New York Times назвала конкретные фамилии погибших: Кирилл Ананьев, Владимир Логинов, Игорь Косотуров и Станислав Матвеев . Агентство Bloomberg написало о гибели 200 «солдат удачи». Видеозапись одного из авиаударов американской коалиции опубликовала CNN.

Ранее о деталях бойни под Дейр-эз-Зором со слов очевидцев писал телеграм-канал WarGonzo. Артиллерия не смогла поддержать «вагнеровцев», так как была выведена из строя боевыми дронами американцев. «После артобстрела по остаткам колонны прошлись из вертолетов. Средств ПВО даже ручных не было. Немногие выжившие подтверждают — над окопами противника висели американские флаги», — сообщили на условиях анонимности участники боя.

Диссонансом между неофициальной информацией о потерях и официальной позицией государства поспешили воспользоваться оппоненты Кремля. Так, кандидат в президенты РФ Григорий Явлинский потребовал от Владимира Путина «отчитаться о массовой гибели россиян в Сирии». «Заявления о непричастности государства к деятельности частных военных структур напоминают о том, как власти снимали с себя ответственность за гибель российских военных отправленных на войну в Чечню и Донбасс», — бьет наотмашь лидер «Яблока».

Пресса также не щадит действующего президента. По словам экс-главы Союза журналистов России Игоря Яковенко, сотрудники «ЧВК Вагнера» это те же «российские военные, которых Путин маскирует под «частников». «Их «героизм» почему-то никак не отмечен. Вероятность того, что кому-то из них будет присвоено звание Героя России, равна нулю… Можно гарантировать, что никто в студии Соловьева не предложит почтить их память», — пишет Яковенко.

На официальном признании статуса бойцов ЧВК настаивают, в частности, ополченцы Донбасса. «Солдаты ЧВК это солдаты России. Это воины государства… Если государство отказывается защищать, признавать своих солдат, то такое государство долго не простоит… Государство не вправе замалчивать их трагическую гибель и масштаб военной катастрофы. Ибо спустив с рук америкосам гибель наших парней сейчас, мы получим нападение пиндосов уже на саму Россию», — такие мнения можно встретить в сети.

О том, какие задачи должны выполнять российские ЧВК «СП» рассказал заместитель президента по информационной политике Российской академии ракетных и артиллерийских наук Константин Сивков .

— Пока есть сомнения в данных о погибших. Одни источники утверждают, что потерь не было вообще, другие говорят о двух сотнях бойцов, третьи называют цифру до шестисот человек. Официальных подтверждений нет.

«СП»: — К сожалению, в гибели Кирилла Ананьева сомнений нет, наши источники надежны…

— Да, в прессе называется эта и несколько других конкретных фамилий. Но, говоря о наших потерях, мы должны понимать, что потери американцев в Сирии тоже заметны, в том числе среди офицеров. Это десятки человек.

«СП»: — От этого нам в России не легче. Следует, видимо, задуматься о полноценном признании ЧВК…

— Сегодня основной формой войны является «гибридная война». Такие войны часто ведутся силами иррегулярных формирований, без включения регулярных вооруженных сил и без официального вступления в войну. Поэтому ЧВК являются очень удобным инструментом ведения таких войн. Однако надо понимать, что ЧВК не должна выполнять задачи линейной пехоты.

В круг задач ЧВК должны входить: оказание консультационных услуг войскам, с которыми они взаимодействуют, выполнение функций посредника между регулярными войсками или госорганами страны-куратора и иррегулярными формированиями, обеспечение транзита вооружений, доставка материально-технических средств и финансов в эти иррегулярные формирования и руководство боевыми действиями, которые они ведут.

Кроме того, ЧВК могут использоваться в качестве ядра тех сил, которые ведут линейный бой. Например, линейная пехота есть, она действует, но не надежна. Вот тогда ЧВК решают задачи заградотрядов, либо оказывают ей «моральную поддержку». Сейчас в мире распространена именно такая схема действий ЧВК.

«СП»: — А в Сирии?

— Судя по данным из Сирии, наши ЧВК использовались как линейная пехота и это нехорошо. Поскольку это добровольцы, это штучные кадры, исключительно ценные, высокоподготовленные, идейно мотивированные люди и их надо очень беречь. Использовать их в качестве линейной пехоты — это все равно, что забивать гвозди с помощью «айфона».

Мои источники, связанные с сообществом добровольцев Донбасса, считают, что сегодня компании типа «ЧВК Вагнера» используют бойцов так, как будто хотят их уничтожить. Такие люди понимают, где добро, где зло, и в случае обострения ситуации в стране могут стать центром консолидации сопротивления. Поэтому их бросают первыми в бой, как пехоту.

Я тоже считаю, что это вполне реально.

«СП»: — Звучит чудовищно… Какими могут быть последствия такого «использования»?

— Если потери в Сирии действительно окажутся большими, то это серьезно ударит по власти. Напомню, что именно необоснованные потери и провалы Русско-японской войны вызвали в свое время революцию 1905 года, а потери и провалы Первой мировой войны привели к революции 1917 года. Сейчас чувствительность общества к жертвам нивелировалась и поэтому даже сравнительно небольшие потери могут стать детонатором…

Тем более что силы, ориентированные на взрыв ситуации в России, этому будут способствовать. Мы уже сейчас видим, как активно они распространяют информацию из Сирии.

«СП»: — Нужно ли, по-вашему, зафиксировать цели использования ЧВК и защитить права их бойцов на законодательном уровне?

— Существуют правила охраны труда, которые обычные предприниматели обязаны соблюдать. Наверное, в сфере ЧВК тоже должно что-то такое быть.

— Отсутствие подтвержденной информации о случившемся под Дейр-эз-Зором объясняется, прежде всего, неопределенностью статуса «ЧВК Вагнера» в Сирии, — напоминает главный редактор портала chvk . info Евгений Берсенев . — Эта неопределенность в свою очередь вызвана правовым вакуумом с ЧВК.

«СП»: — В ряде западных, украинских и российских либеральных СМИ уже появились материалы, суть которых заключается в том, что погибшие бойцы «попытались отжать» нефтяной завод CONOCO , находящийся в провинции Дэйр-эз-Зор и контролируемый курдскими формированиями…

— Даже если это и так (что подтверждается далеко не всеми заслуживающими доверия источниками), то отнятие у противника экономической инфраструктуры — вещь вполне закономерная в условиях конфликта. Курдские формирования (контролируемые США) в данном регионе являются дестабилизирующим фактором — как для Дамаска, так и для Турции, кстати.

Другое дело, что подобные серьезные атаки должны тщательно планироваться, чтобы они не заканчивались так, как это случилось в данном случае. А для этого требуются согласованные действия с привлечением ресурсов армии, разведки и т. д. Ясно, что здесь этого не наблюдалось, что дало повод некоторым украинским ресурсам позлорадствовать, что, мол, «Россия утилизирует в Сирии пассионарный элемент» и выпустить фейки о «бегстве наемников из Сирии».

«СП»: А как это выглядит на Западе, где ЧВК появились и действуют уже давно?

— Если взять опыт англосаксов, то в руководстве и контролирующих структурах их ЧВК часто присутствуют отставные военные и политики, сохраняющие неформальные связи с действующим политическим руководством и военным командованием. И поэтому они действуют абсолютно согласованно. У нас пока мы можем видеть продолжающиеся споры «кремлевских башен», ссоры приближенных особ и прочие, не способствующие конструктивному характеру явления.

Из-за этих политических передряг мы имеем немалое (сколько бы их ни оказалось — ясно, что было много) количество погибших отличных бойцов, очевидный информационный проигрыш и большие политико-имиджевые потери. А главное, горе родных и близких павших. Поэтому следует активизировать работу над законом о ЧВК, дабы исключить для ребят статус «ихтамнетов».

«СП»: — Понимание, что добровольцы, пусть и на зарплате, защищают интересы страны приходит медленно…

— Наш солдат, даже в статусе сотрудника ЧВК, останется воином России. Опыт и настрой наших знаменитых «солдат удачи» (Олега Валецкого, Игоря Коваля и других) в этом убеждает. Можно напомнить, что ребята из «ЧВК Вагнера» совместно с сирийскими военными провели операцию возмездия за гибель летчика Романа Филипова . Это говорит, что каких-то внутренних противоречий у кадровых российских военных и «вагнеровцев» в Сирии нет. Дело в политических дрязгах, которые в данном случае просто вредны.

Своим взглядом на проблемы ЧВК с «СП» поделился один из разработчиков соответствующего законопроекта директор Независимого научного Фонда «Институт проблем безопасности и устойчивого развития» Виктор Ананьев .

— Специалисты нашего института были авторами последних двух редакций законопроекта о ЧВК. Их вносил депутат Госдумы Геннадий Носовко (законопроект принят не был — авт. ). Он был грамотно сделан, но стоял вопрос о политической воле. Не все понимали, что закон о ЧВК, предполагает создание подразделений, вписанных в интересы безопасности государства. Это просто форма реализации государственных интересов, не больше.

Кроме того, мы подготовили модельный закон о частной военно-охранной деятельности для ОДКБ. Он был опубликован в «Парламентской газете». Этот закон служит примером странам-участницам договора с целью унификации терминологии, подходов и т. п. Модельный закон рекомендуется для имплементации законодательным органам государств, входящих в эту структуру. Это делается для улучшения взаимодействия.

«СП»: — Что можно сказать о применении такого инструмента как ЧВК в Сирии?

— Сейчас, когда боевики ИГИЛ* потеснены и в организованной форме находятся в основном в Идлибе, встает вопрос о восстановлении экономики Сирии и одновременно о том, кто будет охранять тех, кто будет восстанавливать арабскую республику. Сирийское правительство, обладая вооруженными силами, тем не менее, не имеет возможности обеспечить безопасность иностранных специалистов.

«СП»: — А как вам на эту роль российская военная полиция?

— Это был хороший опыт. Батальоны военной полиции прекрасно показали себя и в Алеппо, и в Идлибе и в других местах. Но это государственные военизированные формирования! И поэтому государство несет ответственность за это. Но кто будет защищать бизнес?

Такая форма, как ЧВК, существуют более 50 лет. Общий объем этого мирового рынка достигает 150−200 млрд. долларов в год. Такие страны как США, Англия, Франция, Китай имеют подобные подразделения, а в России считают, что это наемники. Хотя существует протокол Женевской конвенции, где четко прописаны пять признаков наемничества!

«СП»: — Предположу, что вопрос создания ЧВК беспокоит корпорацию военных…

— В нашем проекте закона указано, что ЧВК охраняют объекты Минобороны, они не пересекаются с частными охранными организациями и не являются их конкурентами. А за рубежом ЧВК выполняют задачи, поставленные правительством России. То есть, ЧВК должны быть вписаны в мобилизационные планы, иметь центры подготовки.

Кроме того, существует серьезная социальная задача. Она связана с тем, что около 15% населения — это социально активные люди. Те, кто снял погоны, хотят заняться какой-то деятельностью. Им нужен выбор, куда идти: в Росгвардию, полицию, в бандиты или в ЧВК. Им нужна самореализация.

«СП»: — Какие еще резоны есть в легализации ЧВК?

— К числу достоинств ЧВК можно отнести то, что они расширяют возможности государства в обеспечении безопасности за рубежом. Причем, выполняют только те положения договоров, которые заключены официально. И только в этих случаях имеют право применять оружие. Это не какие-то вольные стрелки, которым нечего делать или хочется заработать!

К слову, довольно многочисленную российскую собственность за рубежом часто охраняют иностранные ЧВК за наши, российские, деньги. Поэтому пора легализовать ЧВК в России. Взять их под жесткий контроль государства и активно использовать для решения задач безопасности России.

* «Исламское государство» (ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, его деятельность на территории России запрещена.

Подпишитесь на нас

Вопрос действительно назрел. Закона, регламентирующего деятельность ЧВК, в России до сих пор нет, при том, что сами компании существуют и успешно действуют уже много лет, хотя и работают в «серой» правовой зоне в основном по субконтрактам. Наибольшую известность российские ЧВК получили, благодаря событиям в Сирии. Однако их деятельность началась гораздо раньше, чем война в этой стране. Они уже давно осуществляют свои специфические задачи во многих регионах, охваченных войной и беспорядками: осуществляют охрану нефтепромыслов и разных объектов, оказывают услуги телохранителей и инструкторов, проводят колонны и обеспечивают безопасность миссий. Причем на рынке охраны морских перевозок русские специалисты сумели серьезно потеснить британцев, до этого на нем лидирующих. Наши ЧВК брали дешевле, а работали эффективнее, даже осуществляя контрпиратские десантные операции, в ходе которых освобождались захваченные суда и заложники, и уничтожались тайные базы морских разбойников.

В сегодняшнем мире, с его возобновившейся глобальной конфронтацией, транснациональным криминалом и террористическими угрозами, ЧВК превращаются в мощный инструмент решения сложных геополитических задач, причем не только самоокупающийся, но и приносящий немалую прибыль.

Собственно говоря, Сергей Лавров просто озвучил уже ведущуюся работу. Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Михаил Емельянов рассказал в интервью RT, что российский парламент намерен рассмотреть вопрос легализации создания и работы частных военных компаний. «Законопроект планируется внести в течение месяца. Выступление Лаврова нас стимулирует к этому. Ситуация в Сирии показала актуальность частных военных компаний - они отлично подходят для применения в подобных локальных конфликтах. Закон позволит привлекать сотрудников ЧВК к участию в контртеррористических операциях за рубежом, к защите суверенитета союзнических государств от внешней агрессии. А также к защите разных объектов, включая месторождения нефти и газа, железные дороги», - сообщил Емельянов.

К работе готов подключиться и комитет Госдумы по обороне. А его председатель Владимир Шаманов считает, что ранее этот вопрос не был оценен по достоинству российскими законодателями и теперь необходимо наверстывать упущенное. Новый закон должен определить профильные ведомства, которые будут лицензировать деятельность ЧВК, определить понятие и задачи частных военных компаний, виды их работ и услуг. А также закрепить соцгарантии для россиян, которые работают на ЧВК в России и в других государствах. Напомним, что законопроекты на эту тему уже откланялись Госдумой. Однако на этот раз закон, скорее всего, будет принят.



Новое на сайте

>

Самое популярное