ВАРИАНТ 1.
1. Какое из приведенных определений верно?
а) размножение - это увеличение числа особей данного вида за счет миграции с другой территории; б) размножение - это увеличение числа особей данного вида путем развития на основе родительских организмов.
2. Перечислите особенности сперматогенеза:
а) протекает в женском организме; б) протекает в семеннике; в) включает 4 периода;
г) начинается в эмбриогенезе; д) протекает в яичнике; е) начинается при половом созревании; ж) включает 3 пери ода; з) завершается образованием 4 гамет;
и) завершается образованием 1 гаметы; к) протекает в мужском организме.
3. Определите с какими органами связано оплодотворение: а) яичник;
б) маточные трубы;
в) семенные пузырьки; г) матка; д) семенник.
4. В какой зоне при гаметогенезе происходит мейоз?
а) размножения; б) роста; в) созревания.
5. Какая часть яйцеклетки является носителем генетической информации?
а) цитоплазма; б) рибосомы; в) ядро; г) митохондрии.
ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ: "РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ.
ОСОБЕННОСТИ РЕПРОДУКЦИИ ЧЕЛОВЕКА".
ВАРИАНТ 2.
1. Перечислите основные черты бесполого размножения: а) одна родительская особь; б) потомство генетически уникально; в) основной клеточный механизм - мейоз; г) две родительские особи; д) развитие потомка из клеток тела; е) потомство генетически сходно; ж) основной клеточный механизм - митоз; з) развитие потомка из га мет.
2. Перечислите особенности овогенеза: а) протекает в женском организме; б) протекает в семеннике; в) включает 4 периода;
г) начинается в эмбриогенезе; д) протекает в яичнике; е) начинается при половом созревании; ж) включает 3 пери ода; з) завершается образованием 4 гамет; и) завершается образованием 1 гаметы; к) протекает в мужском организме.
3. Определите с какими органами связано созревание яйцеклетки: а) яичник; б) маточные трубы; в) семенные пузырьки; г) матка; д) семенник.
4. Какой набор хромосом у сперматозоидов?
5. Какие половые клетки человека участвуют в оплодотворении?
а) яйцеклетка; б) сперматозоид; в) овоцит II; г) сперматида.
ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ: "РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ.
ОСОБЕННОСТИ РЕПРОДУКЦИИ ЧЕЛОВЕКА".
ВАРИАНТ 3.
1. Перечислите основные черты полового размножения: а) одна родительская особь; б) потомство генетически уникально; в) основной клеточный механизм - мейоз; г) две родительские особи; д) развитие потомка из клеток тела; е) потомство генетически сходно; ж) основной клеточный механизм - митоз; з) развитие потомка из га мет.
2. Укажите особенности строения сперматозоида:
3. Определите с какими органами связано формирование сперматозоидов: а) яичник; б) маточные трубы; в) семенные пузырьки; г) матка; д) семенник.
4. Какой набор хромосом у яйцеклетки?
5. Какое количество сперматозоидов должно содержаться в сперме, чтобы произошло оплодотворение?
а) 150; б) 1500; в) 15000; г) 150000000.
ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ: "РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ.
ОСОБЕННОСТИ РЕПРОДУКЦИИ ЧЕЛОВЕКА".
ВАРИАНТ 4.
1. Укажите основные формы бесполого размножения: а) множественное деление; б) партеногенез; в) простое деление; г) фрагментация; д) почкование; е) вегетативное размножение; ж) спорообразование; з) с оплодотворением.
2. Укажите особенности строения яйцеклетки:
а) крупные размеры; б) большой объем цитоплазмы; в) гаплоидное ядро; г) малый объем цитоплазмы; д) наличие хвоста; е) малые размеры; ж) наличие акросомы; з) запасы желтка.
3. Какие гаметы вырабатывают семенники?
а) яйцеклетки; б) сперматозоиды.
4. Какой из способов размножения организмов возник позже всех в процессе эволюции?
а) вегетативное; б) бесполое; в) половое.
5. Сколько времени существует яйцеклетка у человека?
а) 48 часов; б) 24 часа; в) 72 часа; г)12 часов.
Ответы к школьным учебникам
Размножение организмов - это процесс воспроизведения себе подобных, обеспечивающий непрерывность и преемственность жизни. Это свойство характерно только для живых организмов, чем они коренным образом отличаются от объектов неживой природы.
2. В чем сущность бесполого размножения?
В процессе эволюции сначала возникло бесполое размножение, а лишь позднее - половое.
При бесполом размножении новое поколение образуется при участии только одной родительской особи, которая полностью передает ему все свои наследственные качества и особенности. В основе всех форм бесполого размножения лежит митотическое деление клеток.
Этот способ размножения встречается в природе (среди животных - у простейших, кишечнополостных, червей и др., а также у большинства растений) и используется в народном хозяйстве: в микробиологической промышленности при размножении бактерий и дрожжей; в сельском хозяйстве при вегетативном размножении растений и в технологии культуры тканей.
3. Какие виды бесполого размножения вы знаете?
Наиболее простая форма бесполого размножения - деление, когда родительское особь разделяется на две одинаковые части. Так размножаются бактерии, простейшие, многие одноклеточные водоросли.
Другой формой бесполого размножения является почкование. Оно встречается как у одноклеточных (дрожжи), так и у многоклеточных (гидра) организмов. Достаточно широко распространен в природе такой процесс бесполого размножения, как спорообразование (так размножаются грибы, водоросли, мхи, папоротники и некоторые одноклеточные животные).
Встречается и процесс фрагментации, когда из части материнского организма образуется дочерний (нитчатые водоросли, планарии). В основе этого процесса лежит способность организма восстанавливать утраченные части тела.
У растений широко распространено вегетативное размножение, при котором новые особи образуются из частей материнского растения (побега, корня) и наследуют при этом все его признаки. Некоторые растения имеют для этого специальные видоизмененные органы: луковицы, клубнелуковицы, клубни, корневища. Многие из них служат также и запасающими органами, в которых откладываются питательные вещества, позволяющие растению пережить неблагоприятный период - зиму, засуху.
4. Как происходит бесполое размножение у простейших?
Бесполое размножение у простейших осуществляется делением. Этот процесс начинается с ядра. Оно вытягивается, принимает продолговатую форму, затем делится путем митоза. Дочерние ядра отходят друг от друга. В цитоплазме образуется поперечная перетяжка или перегородка, которая, постепенно углубляясь, делит материнскую особь на две дочерние.
5. Что такое почкование?
Почкование - это форма бесполого размножения. Оно встречается как у одноклеточных, так и у многоклеточных организмов. Например, так размножаются одноклеточные грибы, дрожжи. Вначале на материнской клетке образуется небольшой бугорок - почка. Она растет, увеличивается в размерах. Ядро материнской клетки делится. Затем одно из образовавшихся дочерних ядер перемещается в почку. Образуется новая клетка. Она может продолжать жить вместе с материнской или отделиться от нее и перейти к самостоятельному существованию.
6. Какие организмы размножаются почкованием?
Почкованием размножаются как одноклеточные, так и многоклеточные организмы. Так размножаются одноклеточные грибы дрожжи. Многоклеточная гидра использует этот же способ размножения, однако почка у нее образована группой клеток.
7. Встречается ли почкование у растений?
У растений почкование можно наблюдать, например, у каланхоэ. На его листьях есть особые крупные клетки, из которых образуются маленькие растеньица.
8. Что такое спора?
Спора - это особый тип клетки с очень плотными оболочками. Споры могут длительное время находиться в состоянии покоя, В таком виде они способны пережидать холод, жару, высыхание, избыток влаги. Когда же наступают благоприятные условия, они прорастают, делятся, и из них образуются новые особи.
9. Какие организмы размножаются спорами?
Спорами размножаются некоторые одноклеточные животные, грибы и многие растения. У многоклеточных растений, таких как многоклеточные водоросли, мхи, папоротники, а также у высших грибов споры образуются в специальных органах - спорангиях.
10. Какие органы цветкового растения называют вегетативными?
Вегетативными органами называют побег (стебель с листьями и почками) и корень.
11. Какой способ размножения называется вегетативным?
Вегетативным называют такой способ размножения, при котором новые особи образуются из частей материнского растения (побега, корня) и наследуют при этом все его признаки. Некоторые растения имеют для этого специальные видоизмененные побеги: луковицы, клубнелуковицы, клубни, корневища.
Цель урока: обобщение и закрепление знаний о формах и способах размножения живых организмов, особенностях оплодотворения у растений и животных, процессе онтогенеза живых организмов.
Задачи урока:
1.Провести контроль знаний по изученному материалу, активизировать развитие логического мышления путем использования активных методов контроля; дифференцированный подход к обучению.
2.Сформировать умения и навыки работы с терминами, карточками, тестовыми заданиями, развивать интерес к предмету.
3.Прививать четкость и организованность в самостоятельной работе, дать каждому ученику возможность достичь успеха.
Оборудование урока: таблицы по ботанике и зоологии с изображением мхов, папоротников, грибов, покрытосеменных растений, простейших животных, кольчатых червей, членистоногих, хордовых животных, тестовые задания, карточки с заданиями, интерактивная доска.
Методы урока: наглядные, информационно-развивающие, поисково-практические.
УМК: М. К.Гильманов, Л. У.Абшенова, А. Р.Соловьева «Биология» 9 класс, Алматы «Атамyра», 2009 год
Ход урока:
1. Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся, раскрывает цель и задачи урока, знакомит учащихся с заданиями зачетной работы и критериями оценивания работ.
Примечание:
1.Учитель может оценить каждую работу отдельно для большей накопляемости оценок за урок или можно за каждый вид работы поставить оценку и вывести одну общую, или можно поставить за каждую выполненную работу по одному баллу.
2.Выполненные задания учитель может проверить сам после урока или в конце урока, ученики обмениваются работами и проверяют самостоятельно по предложенным ключам учителя.
2. Зачетная работа:
1. Соотнести понятия:
(к термину из первого столбца подобрать определение из второго столбца)
Термин |
Определение термина |
1. Размножение |
1.Однослойный шарообразный зародыш с полостью внутри. |
1-11; 2-2; 3-8; 4-6; 5-13; 6-12; 7-4; 8-10; 9-15; 10-5; 11-14; 12-7; 13-9; 14-1; 15-3.
2. Укажите способ размножения и его форму у данных живых организмов:
Живой организм |
Способ размножения |
Форма размножения |
1. эвглена зеленая |
Бесполое |
Митотическое деление |
3.Тестовая работа по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов»
1. Какой набор хромосом несут сперматозоиды:
А) 1п; В) 2п; С) 3п; Д) 4п; Е)5п.
2. Какой набор хромосом имеет зигота:
3. Какой набор хромосом имеют соматические клетки тела:
А) 1п; В) 2п; С) 3п; Д) 4п; Е) 5п.
4. Какой набор хромосом имеет эндосперм зародыша семени:
А) 1п; В) 2п; С) 3п; Д) 4п; Е) 5п.
5. Какой набор хромосом имеет яйцеклетка млекопитающего:
А) 1п; В) 2п; С) 3п; Д) 4п; Е) 5п.
6. В какой зоне гаметогенеза происходит митотическое деление клеток:
7. В какой зоне гаметогенеза происходит мейотическое деление клеток:
А) Зона размножения; В) Зона формирования; С) Зона роста;
Д) Зона созревания; Е) Зона образования.
8. Какой из процессов размножения возник раньше всех в процессе эволюции:
А) Вегетативный; В) Бинарное деление; С) Почкование; Д) Половой; Е) Черенкование.
9. Что образуется в результате овогенеза:
А) Гаметы; В) Яйцеклетка; С) Сперматозоид; Д) Зигота; Е) Соматические клетки.
10. Какой из процессов размножения возник позже всех в процессе эволюции:
А) Вегетативный; В) Бесполый; С) Почкование; Д) Половой; Е) Бинарное деление.
11. Что образуется в результате гаметогенеза:
А) Яйцеклетка; В) Сперматозоид; С)Зигота;
Д) Соматические клетки; Е) Половые клетки.
12.Какая часть сперматозоида и яйцеклетки является носителем генетической информации:
А)Рибосомы; В)Центриоли; С)Митохондрии; Д)Ядро; Е)Лизосомы.
13.Сколько спермиев содержит в себе пыльцевое зерно:
А)1; В)2; С)3; Д)4; Е)5.
14. Что развивается из оплодотворенной центральной клетки, зародышевого мешка завязи:
А) Зародыш; В) Бластула; С) Спермий; Д) Эндосперм; Е) Семенная кожура.
15. Половой способ размножения спирогиры:
А) Гермафродитизм; В) Слияние гамет; С) Самооплодотворение;
Д) Конъюгация; Е) Партеногенез.
Ответы на тестовую работу:
1-а
2-в
3-в
4-с
5-в
6-а
7-д
8-в
9-в
10-д
11-е
12-д
13-в
14-д
15-д
4. Определить, способ постэмбрионального развития организмов
(прямое развитие или развитие с превращением — метаморфоз)
1. Паук-крестовик — Прямое развитие
2. Жаба болотная — Метаморфоз
3. Бабочка-капустница- Метаморфоз
4. Речной рак — Прямое развитие
5. Человек разумный- Прямое развитие
6. Азиатская саранча- Прямое развитие
7. Майский жук — Метаморфоз
8. Муха обыкновенная- Метаморфоз
9. Черный ворон — Прямое развитие
10. Пчела медоносная- Метаморфоз
11. Таракан рыжий- Прямое развитие
12. Тритон обыкновенный- Метаморфоз
13. Чесоточный зудень- Прямое развитие
14. Болотная черепаха- Прямое развитие
15. Зеленая лягушка- Метаморфоз
5.Определить, из какого зародышевого листка образуются органы
(эктодерма, энтодерма, мезодерма)
1. кишечник — Энтодерма
2. ногти — Эктодерма
3. легкие — Энтодерма
4. сердце — Мезодерма
5. семенники — Мезодерма
6. поджелудочная железа- Энтодерма
7. кожа — Эктодерма
8. хорда — Мезодерма
9. скелетные мышцы- Мезодерма
10. желудок — Энтодерма
11. нервы — Эктодерма
12. головной мозг- Эктодерма
13. почки — Мезодерма
14. мочевой пузырь- Мезодерма
15. печень — Энтодерма
3. Проверка выполненных работ.
Работа в парах:
Учащиеся обмениваются друг с другом выполненными работами, учитель на интерактивной доске открывает ключи к каждому зачетному заданию. Учащиеся проверяют работы и заносят количество правильных ответов в предложенную таблицу.
После заполнения таблиц, учитель показывает критерии оценивания работ, учащиеся выставляют оценки.
(все 5 заданий несут по 15 вопросов для облегчения оценивания выполненных работ)
15-13 оценка «5»
12-9 оценка «4»
8-6 оценка «3»
менее 6 ответов оценка «2»
4. Рефлексия урока.
Дорогие ребята, закончить наш урок я хотела бы словами А. Дистервега:
«Можно знания человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности…»
Ребята, каково ваше мнение…(высказывания учащихся)