Домой Электрика и освещение Кто такой был де маржери. Ледокольные газовозы серии Christophe de Margerie

Кто такой был де маржери. Ледокольные газовозы серии Christophe de Margerie

История вопроса

Природный газ залегает в земле на глубине от тысячи метров до нескольких километров. Для добычи доступен газ, залегающий на глубинах до 6000 метров. Основным способом добычи газа является бурение скважин.
В недрах газ находится в мелких порах, соединённых трещинами, и устремляется в пробуренную скважину под давлением которое там в несколько раз превышает атмосферное. В тех случаях, когда газ содержится в герметичных порах горной породы, применяется метод гидроразрыва пласта. При этом чтобы разрушить перегородки между порами в скважину закачивают воду или воздух под большим давлением.
Добытый газ с помощью специального оборудования очищают от песка, воды и прочих нежелательных примесей, после чего в него добавляют этил меркаптан, который обладает характерным запахом, позволяющим обнаруживать утечку газа.
Основным способом транспортировки газа являются магистральные трубопроводы. Газопроводы могут быть наземными, подземными и подводными. Через некоторые промежутки на газопроводах строятся компрессорные станции для поддержания в газопроводе давления не менее 75 атмосфер.
Также газ может транспортироваться в сжиженном виде. Для этого его охлаждают ниже 20 градусов и/или сжимают до давления выше 100 килопаскалей. После этого газ можно перевозить на специальных танкерах-газовозах. Небольшие партии сжиженного природного газа (СПГ) иногда перевозят в специальных цистернах автомобильным или железнодорожным транспортом. Для использования СПГ необходимо регазифицировать – обратить в газообразное состояние.

Уникальное судно является также первым в мире танкером ледового класса и построено для транспортировки сжиженного газа, добываемого российским предприятием "Ямал СПГ" на крайнем Севере.

Танкер способен самостоятельно проходить льды толщиной до двух метров и при этом перевозить за раз 172,6 тысячи кубических метров сжиженного газа. Для сравнения: это месячная потребность в голубом топливе такой страны, как Швеция, и примерно столько же газа расходует Краснодар в течение целого года.

Водоизмещение танкера-газовоза составляет более 80 тысяч тонн, а длина - почти 300 метров (российский авианосец "Адмирал Кузнецов" также имеет длину 300 метров и такова же высота Эйфелевой башни). Танкер получил имя в честь Кристофа де Маржери, главы французского энергетического концерна Total, трагически погибшего в октябре 2014 года в авиакатастрофе. Маржери был последовательным сторонником сотрудничества с Россией и противником введения антироссийских санкций.

Во время церемонии имянаречения танкера "крестной матерью" корабля была избрана председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко.

Однако до того, как пришвартоваться в Санкт-Петербурге, танкер "Кристоф де Маржери" почти год проходил различные ходовые и ледовые испытания сначала в Южнокорейском море, а затем в покрытом льдами Карском море. Капитанами судна были назначены Сергей Гень и Сергей Зыбко, каждый из которых имеет опыт управления судами подобного типа почти двадцать лет. Капитаны сменяют друг друга на посту управления кораблем каждые четыре-пять месяцев. И такое же время им предоставлено для отдыха "на суше".

Сергей Гень, назначенный одним из капитанов танкера, родился, вырос и живет сейчас в Краснодаре, окончил местную среднюю школу № 37, а затем - Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова в Санкт-Петербурге.

Во время ледовых испытаний в Карском море наш танкер показал характеристики, близкие к возможностям атомных ледоколов по прохождению льдов, - рассказал корреспонденту "Российской газеты" Сергей Гень. - Газовоз будет доставлять голубое топливо от Обской губы, где расположен "Ямал СПГ", западным морским путем в Европу. И Восточным морским путем, через Беренгов пролив, - в порты Японии и Китая. Благодаря уникальным возможностям танкера Восточный морской путь оказывается доступным для навигации почти круглый год.

Планируется, что газовоз "Кристоф де Маржери" будет первым в линейке подобных кораблей из 15 судов. Танкеры данной серии получили название YAMALMAX ("Ямалмакс") и предназначены для перевозки сжиженного газа с российских богатейших месторождений в районе Обской губы на крайнем Севере.

    1. Исполнительный директор нефтегазовой компании Total с годовой выручкой 170 миллиардов евро и чистой прибылью 8 миллиардов. Работал в компании на разных должностях с 1974 года. Годовой доход самого Кристофа де Маржери составлял 3 миллиона евро (согласно Forbes, 2012 год).

    2. Внук Пьера Теттенже, основателя знаменитого дома шампанского Taittinger. При этом сам к шампанскому был равнодушен, зато, по данным журналистов Forbes, любил водку и виски.

    3. Имел прозвище Mr Moustache (мистер Усы).

    4. В 2006-м был задержан по подозрению в подкупе иракских чиновников. По мнению французской полиции, компания Total пыталась работать с иракскими месторождениями в обход международного эмбарго.

    5. В 2007 году был вновь задержан. Ему предъявили обвинения в «подкупе иностранных официальных лиц» и «злоупотреблении активами компании». По мнению следствия, де Маржери подкупал чиновников Ирана, пытаясь получить доступ к месторождению Южный Парс.

    6. Третий раз попал в полицию в 2013 году. Компанию Total и лично Маржери обвинили в сознательной покупке иракской нефти, которую режим Хуссейна продавал заинтересованным лицам в обмен на их влияние на французское правительство.

    7. Осудил санкции Евросоюза против России. «Я как предприниматель выступаю за то, чтобы санкции не пошли по нарастающей с обеих сторон, за то, чтобы экономика оставалась в стороне от политики», — заявил де Маржери на встрече с председателем Госдумы Сергеем Нарышкиным.

    8. За месяц до гибели де Маржери его компания приостановила сотрудничество с «Лукойлом» по разработке месторождений в Западной Сибири из-за антироссийских санкций. Соглашение о сотрудничестве было подписано в мае этого года. Тогда «Лукойл» и Total поделили долю: 51 процент российской компании и 49 процентов французской. Второй крупный проект Total в России — «Ямал СПГ», который стоит 27 миллиардов долларов, — остался в силе. «Можем ли мы выжить без российского газа? Ответ — нет. Есть ли причины жить без него?— Я думаю, тоже нет».

    9. Маржери искренне считал, что Украина и Россия — часть Европы и нужно стремиться к скорейшему урегулированию кризиса. В последние месяцы Кристоф де Маржери лоббировал поставку в Россию «Мистралей».

    10. В день смерти он возвращался с заседания Консультативного совета по иностранным инвестициям в РФ. Там он встречался с Дмитрием Медведевым, Игорем Шуваловым и Аркадием Дворковичем. На заседании он произнес следующую речь: «Мы в принципе против санкций. Я говорю это снова и снова. Вам это известно. И это не добавляет мне популярности в собственной стране: меня часто обвиняют, что мы преследуем узкие корыстные интересы. На самом деле я против санкций потому, что они, уверен, несправедливы и при этом неэффективны. Напротив, мы считаем, что политические противоречия требуют политических решений. Если в итоге вам остается лишь прибегнуть к санкциям, это означает провал дипломатии». (Полный текст выступления опубликован в «Ведомостях » )

    , нефтегазовый аналитик, глава компании Premium Engineering:

    Кристоф де Маржери последовательно выступал за сотрудничество с Россией, благодаря чему Total участвует во многих знаковых для России проектах, например, разработка баженовской свиты. Когда геополитическая ситуация в мире осложнилась и Европа и США стали давить на Россию санкциями, позиция Кристофа не изменилась: Total продолжил сотрудничество с Россией, понимая, что это важный источник наращивания запасов. Сейчас сложно говорить о том, как изменится внутренняя политика Total, но Франция очень аккуратно и настороженно относится к санкциям, поэтому можно надеяться, что общая стратегия концерна сохранится и с появлением нового руководителя.

    Михаил Крутихин, главный редактор еженедельника The Russian Energy:

    Пример последовательного сотрудничества Маржери с Россией очень красноречив. В свое время один из депутатов германского парламента на конференции в Вашингтоне говорил: «Если вы хотите иметь крупный проект в России, вам необходимо, чтобы совпали два условия: вы должны быть такими же большими, как концерн Volkswagen, и еще вы должны быть другом Владимира Путина.» Эти два условия - и личность Кристофа де Маржери, и размер концерна Total - сыграли свою большую роль в том, что проекты французской компании продвигаются в России.

    Вся работа Total в России стала следствием энтузиазма Кристофа де Маржери в его отношениях и с российской властью, и с российским инвестиционным климатом. Во французских компаниях роль президента и председателя правления не меньше, чем у совета директоров, на которых лежит функция принятия стратегических решений. Сейчас есть риск того, что стратегия Марджери не сохранится: все будет зависеть от того, кого совет директоров назначит новым руководителем.

    , нефтегазовый аналитик, партнер компании «Greenwich Capital»:

    Кристоф де Маржери внес огромный вклад в развитие отношений Total и российских энергетических компаний. Его стратегия сотрудничества началась задолго до политики санкций, но даже в этих условиях Total не ушел из России. Европейские компании более расположены работать в России, чем американские, поэтому Total продолжит сотрудничество с изменением руководства концерна. Отношения крупнейших компаний строятся далеко не на позиции одного единственного руководителя, за главой концерна стоит сложный аппарат, который уже не первый год занят налаживанием системы взаимодействия с Россией. Поэтому Total сохранит свою стратегию сотрудничества.

«Кристоф де Маржери», первый в мире ледокольный танкер для перевозки сжиженного природного газа (СПГ), успешно совершил первую швартовку к газовому терминалу в порту Сабетта (ЯНАО). Танкер ПАО «Совкомфлот» предназначен для обслуживания проекта «Ямал СПГ» и круглогодичной транспортировки СПГ в сложных ледовых условиях Карского моря и Обской губы.

30 марта в ходе прямого телемоста Архангельск-Сабетта Президент РФ Владимир Путин принял доклад капитана судна Сергея Зыбко об успешном завершении ледовых испытаний и первой швартовке к терминалу «Ямал СПГ» в порту Сабетта. Участие в торжественном мероприятии приняли Министр транспорта РФ Максим Соколов , Первый заместитель Министра энергетики РФ Алексей Текслер , Председатель Правления ПАО «НОВАТЭК» Леонид Михельсон , Президент концерна Total Патрик Пуянне , Заместитель руководителя Государственного энергетического управления Китайской Народной Республики Ли Фаньжун , Генеральный директор и Председатель Правления ПАО «Совкомфлот» Сергей Франк .

«Хочу вас всех поздравить с сегодняшним событием - и российских участников, и наших иностранных партнеров. Заход танкера нового ледового класса – это большое событие в освоении Арктики. Так же, собственно говоря, как и строительство самого порта Сабетта, куда танкер сегодня зашел, – порта, который построен в чистом поле, как у нас говорят, с нуля», – сказал в своем приветственном слове Владимир Путин .

«Хотел бы обратить внимание на то, что мы при освоении огромных богатств Арктики, конечно, исходим из главного принципа – не навредить – и из того, что экосистема этого региона очень чувствительна к любым вмешательствам человека. Но знаю, знаю наверняка, потому что знаком с вашей работой детально, знаю, что сам порт Сабетта, суда (первый из которых сегодня пришёл в этот порт, а всего их должно быть построено 15, в том числе с привлечением российских судостроителей) и сам способ добычи, затем транспортировки – все это построено на самых высоких технических, технологических и экологических стандартах», – подчеркнул Владимир Путин.

«Мне очень приятно отметить, что новое судно ледового класса, которое, по сути, аналогов в мире не имеет, названо в честь трагически ушедшего из жизни нашего большого друга, французского предпринимателя и бывшего главы компании Total Кристофа де Маржери», – сказал в завершение своей речи Президент РФ.


По своим характеристикам ледокольный газовоз «Кристоф де Маржери» не имеет мировых аналогов. Ему присвоен ледовый класс Arc7 – самый высокий среди существующих транспортных судов. Газовоз способен самостоятельно преодолевать лед толщиной до 2,1 метра. «Кристоф де Маржери» может круглогодично следовать по Севморпути в западном от Сабетты направлении и на протяжении шести месяцев (с июля по декабрь) – в восточном. Ранее период летней навигации в акватории Севморпути ограничивался четырьмя месяцами и только при наличии ледокольного сопровождения.

Мощность пропульсивной установки газовоза составляет 45 МВт. Это в полтора раза превышает мощность первого в мире атомного ледокола «Ленин» (32,4 МВт). За один рейс судно способно перевезти 172 600 куб. метров СПГ – этого объема достаточно, чтобы на четыре недели полностью обеспечить газом такую страну как Швеция. Длина судна достигает 299 метров (высота Эйфелевой башни – 300 метров). Высота судна от киля до клотика – 60 метров (сравнимо с высотой 22-этажного дома).

Экипаж составляет 29 человек и полностью укомплектован российскими моряками. Штатный офицерский состав газовоза включает 13 человек, каждый из которых обладает значительным опытом арктического судоходства и дополнительно прошел специализированную подготовку в учебно-тренажерном центре «Совкомфлота» в Санкт-Петербурге.

«Сегодняшнее события – результат кропотливой совместной работы компании «Совкомфлот», «НОВАТЭКа» и «Ямал СПГ», которая заняла около десяти лет. Проект такого масштаба и сложности потребовал глубокой проработки всех деталей. Это оправдано: Арктика не прощает спешки и непрофессионализма. Отправной точкой стали успешные проекты «Совкомфлота» в Баренцевом и Печорском морях, а также экспериментальные транзитные рейсы по Севморпути, которые «Совкомфлот» и «НОВАТЭК» совместно провели в 2010-2011 годах при поддержке Минтранса РФ и «Атомфлота». Мы доказали, что использовать высокоширотные трассы в качестве транспортного коридора для крупнотоннажных судов не только технически возможно, но и экономически целесообразно. Эти результаты заложили основу для успешной реализации проекта «Ямал СПГ», которая была бы невозможна без эффективной и безопасной логистической схемы по морской транспортировке СПГ», – сказал Сергей Франк .

«Строительство порта Сабетта осуществляется на принципах государственно-частного партнерства и по своим масштабам является сегодня крупнейшим инфраструктурным проектом в мире, реализованным в арктических широтах. Общий объем инвестиций составляет 108 млрд руб., из которых 72 млрд руб. – это средства федерального бюджета, а треть – это частные инвестиции. Сейчас порт уже фактически работает в штатном режиме. <…> Реализация этого проекта в полном масштабе позволила не только осуществить строительство завода СПГ, но и упрочила позиции РФ в Арктике, послужила развитию Северного морского пути», – отметил Максим Соколов .

«Данный регион является богатейшим местом по своим запасам. Здесь возможно производить более 70 млн тонн СПГ. Здесь возможно создать хаб с долей на мировом рынке более 15% по стоимости. Созданная инфраструктура поможет это осуществить в кратчайшие сроки», – подчеркнул Леонид Михельсон .

«Кристоф де Маржери» является пилотным судном серии из 15 газовозов, которые предполагается построить для обслуживания проекта «Ямал СПГ». Появление этого газовоза ознаменовало появление на рынке нового класса судов – «Ямалмакс». Пропульсивная установка «Кристофа де Маржери» включает винторулевые колонки типа «Азипод». Они обеспечивают высокую ледопроходимость и маневренность и позволяют использовать принцип движения кормой вперед (функция Double Acting Tanker, DAT), что необходимо для преодоления торосов и тяжелых ледовых полей. При этом «Кристоф де Маржери» стал первым в мире судном арктического ледового класса, на котором установлено сразу три «Азипода».

Ледопроходимость и маневренные качества нового судна полностью подтвердили ледовые испытания, которое состоялись с 19 февраля по 8 марта в Карском море и Море Лаптевых. В ходе испытаний судну удалось превысить целый ряд показателей:

  • Судно доказало способность двигаться кормой вперед во льду толщиной 1,5 метра со скоростью 7,2 узла (плановый показатель – 5 узлов) и носом со скоростью 2,5 узла (плановый показатель – 2 узла);
  • Радиус разворота судна во льду толщиной 1,7 метра составил 1760 метров при запланированных 3000 метрах.

В ледовых испытаниях приняли участие представители судостроительной верфи (Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering), ключевых поставщиков оборудования (в первую очередь ABB, производителя «Азиподов»), ведущих профильных научно-исследовательских и проектных организаций, как российских (Арктический и антарктический НИИ, Крыловский ГНЦ), так и международных (Aker Arctic Research Centre, Hamburg Ship Model Basin).

Во время первого захода в порт Сабетта газовоз также успешно осуществил тестовый проход по специально созданному морскому каналу. Это наиболее сложный в навигационном отношении участок Обской губы. Канал был проложен с целью преодоления крупнотоннажными судами бара (песчаной подводной отмели) при впадении Оби в Карское море. Уникальное для арктического бассейна инженерное сооружение планируется эксплуатировать в сложных условиях постоянного дрейфа льдов. Канал имеет глубину 15 метров, ширину 295 метров, длину 50 км.

Танкер был построен с учетом всех требований Полярного кодекса и отличается высокой экологической безопасностью. Наряду с традиционными видами топлива, пропульсивная установка судна может использовать отпарной сжиженный природный газ. По сравнению с традиционным тяжелым топливом использование СПГ позволяет существенно сократить выбросы в атмосферу вредных газов: на 90% оксидов серы (SOx), на 80% оксидов азота (NOx) и на 15% углекислого газа (CO2).

Пресс-служба ПАО «Совкомфлот»

Группа компаний «Совкомфлот» (Группа СКФ) – крупнейшая судоходная компания России, одна из ведущих в мире компаний по морской транспортировке углеводородов, а также обслуживанию шельфовой разведки и добычи нефти и газа. Собственный и зафрахтованный флот включает 147 судов общим дедвейтом более 13,1 млн тонн. Треть судов обладает высоким ледовым классом.

«Совкомфлот» участвует в обслуживании крупных нефтегазовых проектов в России и мире: «Сахалин-1», «Сахалин-2», «Варандей», «Приразломное», «Новый Порт», «Ямал СПГ», Tangguh (Индонезия). Головной офис компании находится в Санкт-Петербурге, представительства расположены в Москве, Новороссийске, Мурманске, Владивостоке, Южно-Сахалинске, Лондоне, Лимасоле и Дубае.



Новое на сайте

>

Самое популярное