Домой Водоснабжение Наценка на одежду в розничной торговле. Торговая наценка

Наценка на одежду в розничной торговле. Торговая наценка

Большей части предпринимателей на сегодняшний день требуется правильно и быстро рассчитать наценку на товар.

В первую очередь наценка рассчитывается, чтобы правильно оценить товар перед продажей, то есть провести своего рода ценообразование товара.

Другая причина расчета наценки — бизнесмену нужно знать по каким ценам закупают товары его конкуренты.

В статье вы узнаете, как именно формируется цена на товар в точках сбыта, а также как посчитать наценку на товар.

Что такое наценка?

Наценка на товар это некая надбавка к себестоимости товара или услуги . Также наценкой товара можно назвать доход от реализации и затраты на то чтобы этот товар реализовать.

Наценка товара зависит от самого товара, а именно его качества, популярности, и потребительских свойств.

Наценку делают для покрытия затрат на реализованную и производимую продукцию, также на ее хранение и транспортировку.

Для предпринимателей главное — получение прибыли от товара.

Во время установки полной цены на товар учитывается конкурентоспособность товара на рынке. Узнайте конкурентоспособность бренда, который выпускает этот товар.

Важно знать, какая стратегия продажи товаров у конкурентов .

Используются следующие стратегии продажи:

  • Продавать товар по маленькой цене , но большими объемами;
  • Продавать товар по высокой цене, но маленькими объемами.

Наценка на товар показывает, сколько прибыли принесли затраты на покупку товара и его реализацию.

Когда наценка на товар правильно оформлена, продажи будут осуществляться быстрым темпом , а доход полностью покроет затраты на покупку и хранение товара . Следовательно, от наценки зависит прибыль .

Как посчитать наценку?

Разберемся, каким образом мы будем проводить наценку на товар, который продали в период отчета.

Этот показатель должен перекрывать все затраты, а также позволяет получить доходы, например, выручку от продаж товара.

Бизнесмен, который уже знает, какая сумма наценки на его товары может спокойно делать следующие шаги в развитии бизнеса.

Показатель наценки определяется как разница между вырученными средствами и закупочной ценой товара.

Вычисления делают по таким характеристикам:

  • Товарообороту;
  • Ассортименту товаров в товарообороте;
  • Проценту наценки .

Формулы расчета наценки на товар

  1. ТН = Т*РТР/100

Т – товарооборот

РТН – расчетная наценка (%)

ТН – наценка на товар

РТН = ТН%/ (100 + ТН) * 100

Такой способ для вычисления наценки отлично подойдет для предприятия, в котором процент на расценку всего объема товара установлен одинаковый.

  1. ТН = (Т1* РТН1 + Т2* РТН2 +… + Тn*РТНn) / 100

Т1, Т2,…, Тn – товарооборот по разных товарных групп

РТН1, РТН2,.. РТНn — коэффициент наценок, которые соответствуют этим группам

РТНn = ТН%n/ (100 + ТН%n) * 100

ТН%1, ТН%2,…ТН%n – надбавки каждой группе товаров

Пример расчета торговой наценки

Товарооборот предприятия за квартал — 20 481 000 руб. Установленный процент наценки составил 22%.

Находим сумму наценки:

где Т – т/оборот,

РТН – % расчетной наценки.

РТН = ТН%/ (100 + ТН) * 100,

где ТН% — % надбавки, принятой в компании.

РТН = 22/(100+22)*100 = 18%

ТН = 20 481 000 * 18/100 = 3 686 580руб.

От чего зависит размер наценки?

Наценки присутствуют как и в оптовой торговле, так и в розничной.

Основное предназначение — покрыть все затраты и извлечь прибыль .

Торговые наценки зависят от следующих факторов:

  • Расходов связанных с покупкой , хранением и реализацией товара;
  • От суммы НДС;
  • Прибыли от реализации.

Предприниматели на свое усмотрение вводят следующие факторы наценки:

  • Установить единственную процентную ставку наценки на все товары или услуги , которые продает предприятие.
  • Установить любую денежную единицу для более удобной продажи (если товар импортирован из других стран).
  • Установить необходимую для предприятия стоимость товара для продаж.
  • Пользоваться другими методами наценки товара.

Самый оптимальный вариант установки наценки на товар — установка цены, которая на рынке считается средней.

В большинстве случаев чтобы не остаться без прибыли и уберечь себя от убытков, предприятие добавляет процент налога к наценке товара.

Также используются скидки и бонусы для постоянных клиентов.

Как определить фактический процент торговой наценки для анализа продаж?

Чтобы определить фактический процент для анализа продаж делается следующее:

  • Определить, какая величина будет присутствовать при характеристике единиц совокупности . Для этого нужно задействовать следующую формулу:

Xap=Oз/Oc. Oз – Общий объем значения наценки , Oc – объем совокупности.

  • Следует выбирать показатели количества изменения признака за период анализа.
  1. Для такого анализа складываем сумму задолженности, которая была просрочена к концу года.
  2. Рассчитываем средний показатель задолженности. Для этого подставляем значения в формулу и умножаем его на 100%

Как отмечает эксперт, наиболее высокая наценка устанавливается на товары, потребитель которых минимально чувствителен к цене, например элитный алкоголь, дорогие сыры, мясопродукты и т. д. «X5 выбрала наиболее показательные примеры товаров, по которым ретейл активно инвестирует в цену и сдерживает поставщиков в части пересмотра цен. В нынешнем январе основной фактор увеличения цен на полках в том, что поставщики осуществляют переоценку товаров, приобретенных или произведенных в условиях курсов доллара и евро, установившихся в декабре 2014 год. В декабре ретейлеры сдерживали попытки поставщиков пересматривать цены, чтобы увеличить трафик», - объясняет гендиректор компании «InfoLine-Аналитика» Михаил Бурмистров.

Наценка ретейлера на топ-300 товаров, привлекающих трафик, и на все социально-значимые товары, как правило, минимальна; кроме того, в этом году у федеральных торговых сетей стратегия будет нацелена не на маржинальность, а на увеличение трафика и органический рост, и в условиях снижения доходов населения ретейлеры вынуждены будут жертвовать маржой, считает эксперт.

Позже в среду данные о своих наценках предоставила сеть «Дикси». Ретейлер признал, что вынужден повышать розничные цены вслед за изменением условий поставщиками, «однако делает это не симметрично и с максимальной отсрочкой». С начала 2014 года по начало 2015 года «Дикси» констатирует опережение роста закупочных цен относительно розничных цен на полках по основной потребительской корзине на 4,6% и на 2,2% в целом по всему ассортименту. «На товары социальной группы сеть устанавливает минимальную торговую наценку, в ряде случаев нулевую. Например, наценка на гречку, подсолнечное масло, молоко питьевое, сахарный песок, куры, пшено, яблоки в разных регионах составляет от 0 до 5%», - говорится в сообщении компании.

«Ошибочно рассматривать торговую наценку как прибыль сети. Прибыль сформируется после вычета расходов на оплату персонала, аренду магазинов и складов, транспортные расходы, налоги и многое другое. Каждая сеть, работающая в эконом-сегменте, стремится сделать все возможное для сокращения этих операционных расходов, чтобы иметь возможность еще понизить цены, а значит, привлечь еще больше покупателей», - прокомментировал президент ГК «Дикси» Илья Якубсон.

27 января прокуратура Москвы по итогам проверок, что наценки на продукты в столичных магазинах достигают 130%. Как заявило надзорное ведомство, его сотрудники обнаружили «неоправданные торговые наценки» в «Азбуке вкуса», «Перекрестке», «Магнолии», «Дикси», «Магните», «Билле» и «Спаре».

Столичные прокуроры по итогам проверок возбудили 418 дел об административных правонарушениях. Руководителям торговых организаций было вынесено 83 представления и объявлено 32 предостережения. Кроме того, представление было вынесено в адрес руководителя департамента торговли и услуг Москвы.

Генеральный прокурор России Юрий Чайка провести проверки в магазинах крупнейших торговых сетей с 20 по 23 января.

Организация закупает товар для дальнейшей перепродажи дилеру. Организации не являются взаимозависимыми. Цены реализуемых промышленных товаров не подлежат государственному регулированию, а также регулированию субъектами РФ и органами местного самоуправления.
Какую минимальную наценку на товар можно сделать, чтобы не нарушить налоговое законодательство?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Налоговое законодательство не регулирует ценообразование. Цена, указанная в договоре с дилером, не признаваемым взаимозависимым лицом с поставщиком, в целях налогообложения признается рыночной.

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что налоговым законодательством не регулируется размер наценки, устанавливаемый при реализации товаров.
Основы государственного регулирования торговой деятельности в России определены от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Нормами НК РФ регулируется только порядок налогообложения операций.
При этом согласно НК РФ для целей НК РФ цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, а также доходы (прибыль, выручка), получаемые лицами, являющимися сторонами таких сделок, признаются рыночными.
В случае если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых в соответствии с разделом V.1 НК РФ сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица. Смотрите также Минфина России от 18.10.2016 N 03-12-11/1/60594, от 11.11.2015 N , от 23.03.2015 N , от 10.03.2015 N , от 23.01.2015 N и др.
Таким образом, из приведенной нормы следует, что любая цена, указанная в договоре, заключенном с лицом, не признаваемым взаимозависимым в целях НК РФ, является рыночной.
А в случае, если в договоре с лицом, признаваемым взаимозависимым, установлена цена ниже установленной для иных лиц (то есть ниже рыночной), то у поставщика возникает дополнительный доход, подлежащий налогообложению.
При этом согласно НК РФ в случае применения налогоплательщиком в сделке между взаимозависимыми лицами цен товаров (работ, услуг), не соответствующих рыночным ценам, если указанное несоответствие повлекло занижение сумм одного или нескольких налогов (авансовых платежей), указанных в НК РФ, или завышение суммы убытка, определяемого в соответствии с НК РФ, налогоплательщик вправе самостоятельно произвести корректировку налоговой базы и сумм соответствующих налогов (убытков) по истечении календарного года, включающего налоговый период (налоговые периоды) по налогам, суммы которых подлежат корректировке ( ФНС России от 15.02.2016 N ЕД-4-13/2376@).
Таким образом, налоговое законодательство не регулирует ценообразование, и в договоре при перепродаже товара может устанавливаться любая наценка. Только при реализации товара лицу, не признаваемому взаимозависимым, цена, указанная в договоре, признается рыночной и дополнительного налогообложения не возникает. А при реализации товара взаимозависимому лицу необходимо сопоставить стоимость товара со стоимостью товара, реализуемого лицам, не признаваемым взаимозависимым, для определения соответствия цены, указанной в договоре, рыночной.
Общие критерии для признания лиц взаимозависимыми установлены в НК РФ, согласно которому лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения, если особенности отношений между ними могут оказывать влияние на:
- условия и (или) результаты сделок, совершаемых ими
и (или)
- экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.
Для признания взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться (абзац второй НК РФ):
- в силу участия одного лица в капитале других лиц;
- в соответствии с заключенным между ними соглашением;
- при наличии иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами.
Такое влияние учитывается независимо от того, может ли оно оказываться одним лицом непосредственно и самостоятельно или совместно с его взаимозависимыми лицами, признаваемыми таковыми в соответствии со НК РФ.
С учетом такого влияния в НК РФ приведен перечень оснований для признания лиц взаимозависимыми ( Минфина России от 03.08.2016 N 03-01-18/45745).
Перечень оснований для признания лиц взаимозависимыми, приведенный в НК РФ, не является исчерпывающим. При наличии обстоятельств, указанных в НК РФ, стороны сделки (организации и (или) физические лица) вправе самостоятельно признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами по иным основаниям ( НК РФ).
Признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным НК РФ, также может суд, если отношения между этими лицами обладают признаками, указанными в НК РФ ( НК РФ).
Из Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2010 N 09АП-23959/2010, п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды" (далее - Постановление N 53) следует, что если налоговый орган делает вывод о том, что цена не соответствует уровню рыночных цен, то это должно быть доказано, в том числе налоговым органом должны быть приведены доказательства того, что главной целью, преследуемой налогоплательщиком, являлось получение дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность.
Например, Второго арбитражного апелляционного суда от 27.10.2015 N 02АП-8562/15 может служить примером наличия налогового риска применительно к рассматриваемой ситуации.
По данному делу суды пришли к выводу о создании налогоплательщиком искусственной схемы взаимоотношений, направленной на получение необоснованной налоговой выгоды и незаконную минимизацию налогового бремени.
Основанием к доначислению обществу спорных сумм налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, соответствующих сумм пеней и штрафа послужил вывод инспекции о том, что посредством согласованных действий общества с индивидуальными предпринимателями, которые продолжительное время были штатными сотрудниками общества, обществом была создана схема уклонения от налогообложения путем формального заключения с указанными лицами дилерских договоров на реализацию продукции общества в торговых центрах общества за наличный расчет.
Кроме того, контрольно-кассовые аппараты, установленные в залах, принадлежали обществу и сдавались предпринимателям в аренду; часть работников общества оформлены по совместительству к предпринимателям; товары, проданные предпринимателями, выдавали со склада общества; выручка от продажи товаров возвращалась обществу в виде беспроцентных займов, выдаваемых предпринимателями и финансовым директором общества, а также в виде излишне перечисляемой предпринимателями в адрес общества предоплаты за товар.
В итоге со ссылкой на Постановление N 53 суд признал обоснованным вывод налогового органа о получении необоснованной налоговой выгоды организацией, которая при оформлении реализации товаров дилерам применяла незначительную наценку (4-7%), существенно ниже той торговой наценки, с которой товар был продан реальному покупателю (32-37%).
Отметим, что определением Верховного Суда РФ от 27.06.2016 N 301-КГ16-6290 обществу отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения указанного дела в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ.
В АС Западно-Сибирского округа от 24.06.2016 N Ф04-2500/16 налоговый орган усмотрел схему минимизации налогообложения, в результате чего общество получило необоснованную налоговую выгоду в виде разницы в налоговых обязательствах, возникающих при применении общего и специального режимов налогообложения (ЕНВД); указанный вывод сделан ввиду того, что общество реализовывало товар взаимозависимым лицам с минимальной торговой наценкой; далее при реализации контрагентами товара конечным покупателям торговая наценка увеличивалась; разница в торговой наценке облагалась не по общему режиму налогообложения, а по льготной ставке ЕНВД.
Однако в этом случае суды не поддержали налоговые органы, признав, что гражданское законодательство допускает совместную деятельность хозяйствующих субъектов в целях получения прибыли от осуществления предпринимательской деятельности.
Совместная деятельность хозяйствующих субъектов (даже если они являются взаимозависимыми) сама по себе не свидетельствует о получении необоснованной налоговой выгоды. В соответствии с п. 4 Постановления N 53 возможность достижения того же экономического результата с меньшей налоговой выгодой, полученной налогоплательщиком путем совершения других предусмотренных или не запрещенных законом операций, не является основанием для признания налоговой выгоды необоснованной.
Из вопроса следует, что покупатель товара не является лицом, признаваемым взаимозависимым с поставщиком. Следовательно, в данной ситуации поставщик вправе установить любой размер наценки при перепродаже товара. При этом стоимость, указанная в договоре, в целях налогообложения будет признаваться рыночной.
В то же время наличие судебной практики свидетельствует о том, что установление минимальных размеров наценок к реализуемому товару является предметом пристального внимания со стороны налоговых органов.
По нашему мнению, организации для того, чтобы уверенно чувствовать себя в общении с контролирующими органами, необходимо подготовить документы, обосновывающие минимальную наценку.
Например, это могут быть прайс-листы, устанавливающие разные цены в зависимости от объема партии, от расстояния до поставщика (в случае, если расходы по доставке заложены в цену), либо иные показатели.
Кроме того, определять условия и порядок формирования цены товара могут маркетинговая политика, приказ руководителя о проведении акций, предполагающих предоставление покупателям скидок, с приложением к нему правил предоставления скидок (например, за приобретение определенного количества товара) и другие документы, в том числе обосновывающие экономическую целесообразность формирования цены и предоставляемых скидок.

К сведению:
Реализация товара со значительной наценкой также может привлечь внимание контролирующих органов (смотрите, например, АС Московского округа от 05.10.2016 N Ф05-14755/16, от 17.10.2014 N ).

Рекомендуем ознакомиться с материалами:
- . Проверка соответствия цен рыночным по контролируемым сделкам, осуществляемая ФНС России;
- . Взаимозависимые лица для целей налогообложения: понятие и порядок признания.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Продукты - те, которые пользуются наибольшим спросом у населения. На законодательном уровне устанавливается не только их перечень, но и механизм ценообразования. С учетом постоянно меняющейся социальной картины перечень товаров может как расширяться, так и сужаться.

Как формируется перечень?

Список, в который входят социально значимые продукты, создается на уровне правительства и закреплен в законодательстве. Данный перечень был сформирован еще в 2010 году. С тех пор к нему добавились определенные пункты. Тем не менее для многих потребителей остается открытым вопрос о том, каким образом составляются подобные списки.

Данная функция возложена на социальные службы. Проводится анализ на предмет того, на рынках, в супермаркетах и других торговых точках. В результате составляется определенный список, в который входят социально-значимые продукты. Задачей правительства является сделать данную максимально доступной для всех слоев населения путем сдерживания цен.

Социально значимые продукты: список

На законодательном уровне определен перечень товаров, цена и качество которых подлежат пристальному контролю. Это социально значимые продукты. Список и характеристика приведены в таблице ниже.

Наименование Характеристика
1 Говядина Кроме бескостного мяса
2 Свинина
3 Баранина
4 Курятина За исключением обработанного мяса и окороков
5 Замороженная рыба Неразделанная
6 Молоко Цельное, пастеризованное, жирностью до 2,5%
7 Масло сливочное Жирностью до 72,5%
8 Масло подсолнечное -
9 Чай Черный байховый
10 Мука Только пшеничная
11 Хлеб ржаной
12 Хлеб пшеничный
13 Яйца Первой категории
14 Сахар Тростниковый, свекловичный, чистая сахароза в твердом виде
15 Соль Каменная поваренная
16 Рис Шлифованный круглый
17 Пшено -
18 Крупа гречневая
19 Вермишель Без пищевых добавок и прочих примесей
20 Картофель -
21 Капуста Белокочанная
22 Морковь -
23 Лук Репчатый
24 Яблоки Отечественных сортов

Грядущие изменения

Перечень социально значимых продуктов постоянно меняется. Одни наименования исчезают из списка, а другие пополняют его. В последнее время в Минпромторге обеспокоились ростом цены на кофе. Учитывая, что значительно подорожала доставка, для конечного потребителя стоимость выросла почти на 40% за год. Таким образом, есть предложения внести данный продукт в перечень социально значимых, чтобы иметь возможность замораживать цену в случае ее неконтролированного роста.

Цены на социально значимые продукты

Важнейшей задачей правительства является формирование механизмов обеспечения населения доступными и качественными товарами. Основной показатель, которым определяются социально значимые продукты питания, - цена. По данным последних статистических исследований, ситуация на рынке следующая.

Наименование Количество Цена (в российских рублях)
Минимум Средняя Максимум
1 Говядина 1 кг 250 285 320
2 Свинина 190 245 300
3 Курятина 112 122,74 141
4 Замороженная рыба 42,6 68,43 82,8
5 Молоко 1 л 27 32,87 39,5
6 Масло сливочное 1 кг 266,6 337,63 444,8
7 Масло подсолнечное 1 л 63 77,29 86
8 Чай 200 г 51,4 64,7 72
9 Мука 1 кг 18,1 23,73 26,6
10 Хлеб ржаной 1 шт. 20,1 22,77 25,5
11 Хлеб пшеничный 15 16,21 19,8
12 Яйца 10 шт. 41 49,78 53,9
13 Сахар 1 кг 43 49,6 54
14 Соль 7,6 9 8,47
15 Рис 0,8 кг 36 40,67 48
16 Крупа гречневая 49,9 52,83 56,1
17 Вермишель 1 кг 28 35,63 42,5
18 Картофель 10,6 13,3 17
19 Капуста 9,5 12,82 16
20 Морковь 13,2 14,98 17,4
21 Лук 14,9 17,36 19,9
22 Яблоки 59,9 70,56 96

Немного о ценообразовании

Как ни странно, вопрос ценообразования на социально значимые продукты питания до сих пор остается открытым. Тем не менее Постановление Правительства устанавливает некоторые ограничения. Так, если в течение месяца стоимость той или иной группы товаров вырастет на 30% и более, органы власти могут заморозить ее на девяносто дней на территории всей РФ или отдельного региона. В этот период будет проведена специализированная проверка для выяснения существенных причин такого

Перспективные решения

Вопрос о государственном регулировании цен ставился уже неоднократно, но единого решения по данному вопросу до сих пор нет. Есть основания полагать, что не будет установлено какого-то потолка цен на социально значимые продукты. Наценка, скорее всего, станет основным ограничительным инструментом. В зависимости от категории товаров она может варьироваться от 20 до 30%. При этом непонятно, будет она применяться к цене производителя или оптовой стоимости.

Исходя из законопроекта "Об основах государственного регулирования торговой деятельности", можно сказать, что, скорее всего, ограничения по наценке будут вводиться на продукцию какого-то конкретного производителя. При этом его доля на рынке должна быть как минимум 15%. Предлагается вводить государственное регулирование сроком на 180 дней.

Другие возможные ограничения

Ряд депутатов предлагает внести поправки в ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ". В соответствии с ними максимальная наценка на первой необходимости не должна превышать 15%. Практика ограничения стоимости на отдельные группы продуктов широко распространена в мире. Подобные системы успешно действуют в Австрии, Норвегии, Дании и других странах.

Отсутствие такого механизма на отечественном рынке приводит к тому, что наценка составляет в среднем 50%, а в некоторых случаях достигает 100%. Для сравнения стоит отметить, что в ЕС этот показатель не выше 25%. А чтобы потребитель был уверен, что его не обманывают, предложено обязать конечного продавца указывать рядом с ценой товара его закупочную стоимость.

Мнение предпринимателей

Предприниматели имеют вполне обоснованные претензии к органам власти. Они состоят в том, что, пытаясь отрегулировать цены на некоторые виды продовольственных товаров, чиновники рассматривают вопрос поверхностно. Так, не учитывается постоянное подорожание топливно-энергетических ресурсов. А в связи с этим предприниматели предлагают в первую очередь оказать государственное влияние на стратегические отрасли. Это позволит торговцам получать максимальную прибыль при небольшой наценке.

Общественное мнение

Подавляющая часть населения Российской Федерации жила во времена СССР, когда максимальная торговая наценка была равна 12%, а если речь шла о социально значимых товарах - 8%. Вполне понятно постоянно растущее недовольство нынешней стоимостью продовольственных товаров. В связи с этим на сайте "Российская общественная инициатива" было размещено следующее предложение об ограничении торговой наценки.

Основная проблема

Как уже отмечалось выше, социально значимые продукты должны быть доступны всем слоям населения. Это подразумевает установление порога цен и непрерывный контроль за его соблюдением. Тем не менее стоит понимать, что за доступность порой приходится платить качеством. На полках магазинов масса продуктов, которые по ряду признаков являются непригодными к употреблению. И это при том, что по отдельным категориям товаров предоставляется государственная компенсация части расходов на производство. Таким образом, становится вопрос не только контроля цены, но и непрерывного мониторинга качества.

Непродовольственные товары

Несмотря на всю важность регулирования цен на продукты питания, не стоит забывать и о роли непродовольственных товаров. До недавнего времени (пока не были внесены поправки в законодательство) к социально значимым относили такие хозяйственные принадлежности:

  • туалетное мыло;
  • хозяйственное мыло;
  • синтетические моющие средства;
  • зубную пасту;
  • зубные щетки;
  • бритвенные принадлежности;
  • канцелярские принадлежности (шариковые ручки, карандаши и тетради);
  • швейные принадлежности (нити и игла);
  • осветительные лампы накаливания (до 60 Вт);
  • постельное белье;
  • нижнее белье.

Негативные тенденции

Цены на социально значимые товары неуклонно растут. Учитывая отсутствие эффективного регулирующего механизма, стоит отметить следующие негативные тенденции:

  • покупка некачественных и контрафактных товаров;
  • замещение отечественных продуктов дешевыми импортными;
  • стремление населения к экономии, что приводит к застойным процессам в финансовой сфере.

Заключение

На данный момент проблема социально значимых продуктов проработана правительством еще недостаточно глубоко. Несмотря на то что на законодательном уровне обозначен их перечень, никаких конкретных мер по регулированию потолка цен по ним не прописано. На данный момент все находится на стадии законопроектов и гражданских инициатив. По данному вопросу важно учитывать международный опыт. Кроме того, не стоит забывать, что при разработке нормативно-правовых актов должны быть учтены интересы не только конечного потребителя, но также предпринимателей.

Любой продавец с целью получения прибыли стремиться продать свой товар по наиболее высокой цене. Разница между закупочной ценой товара и ценой его продажи представляет собой торговую наценку. Эта наценка не может быть равной нулю, так как продавец несет затраты на транспорт, содержание персонала, торговых площадей и так далее. Продажа по закупочной цене без надбавки убыточна для продавца.

Величина наценки на продукцию зависит от многих факторов. Это наличие и острота конкуренции, качество изделия, «раскрученность» бренда, покупательная способность населения, а также ограничительные меры, которые государство накладывает на некоторые виды (группы) социально значимых товаров. Совокупность этих факторов не позволяет однозначно ответить на вопрос, какая наценка должна быть при розничной торговле.

Сегодня в России на большинство товаров не устанавливается максимальная наценка на товар по закону. Это означает, что, например, если вы являетесь обладателем уникального изделия, то купив его, условно, за 1000 рублей, вы можете установить цену 1000000 рублей. Ведь таким товаром обладаете только вы. Но и тут есть ограничение. Это ограничение накладывает на продавца рынок. А кто купит гаджет или одежду за такую цену? Является ли потребительская стоимость этого товара такой высокой?

Способность установить оптимальную цену на продукт, то есть понимание того, как правильно делать наценку на товар, определяется знаниями или, если хотите, талантом продавца. Если цена вашего товара у конкурентов находится в определенных пределах, то существенное повышение цены не принесет вам прибыли, так как снизится объем продаж, а занижение «накрутки» может не увеличить оборот и продавец понесет убытки.

Расчет торговой наценки

Величина прибыли продавца зависит как от торговой наценки, так и от объема продаж.

Очень высокая надбавка к закупочной цене может существенно снизить объем продаж, а необоснованное ее уменьшение занижает общую прибыль. Сначала рассмотрим факторы, которые влияют на величину торговой надбавки. Это, в первую очередь:

  • наличие сильных конкурентов;
  • удаленность торговой точки от поставщиков товара;
  • ассортиментная линейка схожих товаров в торговой точке (например, количество марок шоколада в кондитерском отделе);
  • размещение в месте, которое посещает большое количество людей;
  • узнаваемость торговой марки (бренда);
  • является ли ваш продукт товаром повседневного спроса или это товар длительного пользования.

Читайте также: Показатели оборачиваемости оборотных средств

Минимальная наценка на товар для налоговой может быть рассчитана исходя из точки безубыточности. Это можно сделать простым методом.

Например, предприниматель приобрел партию однородных изделий за 100000 рублей и предполагает реализовать ее за один месяц. При этом его затраты на аренду помещения составляют 5000 рублей, зарплата персонала 25000 рублей, а иные расходы (бухгалтерия, уборка, транспорт составляют 10000 рублей. Тогда минимальная наценка составит:

Наценка = (5000+25000+10000)*100/100000 = 40%

Меньшая надбавка к закупочной цене приносит убытки, а большая – прибыль. Однако, если оборот растет и предприниматель может реализовать партию за полмесяца, то минимальная наценка будет:

Наценка = (2500+12500+5000)*100/100000 = 20%

Этот простой пример показывает, что имея надбавку 30% можно получить как убыток 10000 рублей в месяц, так и прибыль 20000 рублей в месяц. То есть получить 20000 рублей прибыли можно как повысив наценку до 60%, так и ускорив в два раза оборот.

Следует, однако, помнить, что снижение цены не всегда обеспечивает увеличение оборота. На брендовые сезонные товары наценка в первые «горячие» месяцы (недели) продаж может достигать 400-500% и даже больше. Поэтому вне сезона продавцы устанавливают скидки до 70% и все равно имеют прибыль.

Нужно ли делать наценку на все товары одинаковой

Если предприниматель торгует ограниченным ассортиментом продукции, то он устанавливает индивидуальные наценки на каждое наименование и может гибко реагировать на колебания спроса. Такой подход затруднен при широком ассортименте в торговой точке даже чисто технически (трудно часто менять ценники на сотнях выставленных на полках образцов), хотя современные «умные» компьютерные программы могут анализировать ход продаж и давать советы продавцу.

Обычно предприниматели разбивают свои товары на товарные группы. Например, мясные продукты, молочные, бакалея, кондитерские изделия и так далее. Сколько процентов наценка на товар в розничной торговле устанавливать по разным группам товаров можно оценить, анализируя цены конкурентов.



Новое на сайте

>

Самое популярное