Домой Проекты домов Национальное грузинское платье. Грузинский национальный костюм

Национальное грузинское платье. Грузинский национальный костюм

Но мало кто понимает те символы, которые скрыты в чохе. Именно благодаря этим символам чоха приобрела некую магическую силу, притягивающую все больше и больше людей в мире.

Владелец одного из старейших салонов по шитью чохи в Тбилиси Нугзар Кванталиани рассказал Sputnik Грузия о символическом значении чохи и о том, как появились в наряде те или иные элементы.

© Sputnik / Denis Aslanov

- Расскажите, из каких деталей состоит чоха? И что они значат?

— В целом, чоха - это один из сложнейших костюмов. Он отличается от всех других тем, что состоит из множества деталей, точнее, из 13. Ни у одного другого костюма в мире нет стольких элементов. Я имею в виду повседневные наряды, а чоху раньше носили каждый день. Именно эта многочисленность деталей придает чохе красоту и изящность.

Вот, например, раньше на чохе не было такой детали, как газыри. Они появились позже, когда появилось ружье. Возникла необходимость пришить к костюму такую деталь, которая помогла бы воинам легко хранить патроны. Самым хорошим местом оказалось именно вот это место — на груди, рядом с сердцем, они быстро могли достать патроны. То есть им было комфортно, во время боя им не приходилось их искать и долго возиться. Газыри — очень важная деталь, которая сделала чоху еще более красивым и неповторимым костюмом.

- Чоха была разной, так ведь?

— Совершенно верно. Чоха разная. Вот этот костюм, который вы видите на модели — это чоха князей, в то же время — это праздничный наряд. Кстати, на праздники надевали также чоху светлого цвета - свадебная чоха бывает белой, бежевой, а чоха черного цвета считается более повседневной, этот костюм простой, шьется без вышивок.

© Sputnik / Denis Aslanov

Была и чоха с разрезанными рукавами - почему их так называли? Потому что их легко можно было завязать на запястье. Одновременно получался комфортный и изящный наряд.

Чоха стала символом мужества, отваги. Каждый настоящий мужчина должен был носить чоху, однако в прошлом и по сей день чоха остается довольно дорогим удовольствием. Не все могли позволить себе надеть чоху, особенно крестьяне, они надевали только архалуки. Однако все мужчины старались иметь свою чоху. Далее так и случилось, практически в каждой семье, каждый мужчина имел чоху, для нуждающихся это было лишь выходным нарядом.

Что касается папанаки, который был прикреплен к груди мужчины, то в основном он был распространен в Имерети и Самегрело. На папанаки семьи наносили семейные гербы, вышивали их. Когда какой-нибудь князь приходил в собор, на свадьбу или в гости, он обязательно надевал семейный герб. С помощью папанаки люди могли определить, к какой фамилии он принадлежал.

Кстати, папанаки надевали и на голову. Остались старые фотографии, на которых видно, как мужчины носили папанаки на голове. Позднее и женщины начали надевать его на голову, но у женщин папанаки был более маленьким, мужской более широкий.

В основном вышивками оформляли чоху князей. На вышивку чохи уходило много времени, месяц, может, и больше. Вышивали золотыми и шелковыми нитками. Сейчас все проще, есть устройства, специальные станки, с помощью которых мы вышиваем чоху.

Простая или же крестьянская чоха была черной и его рукава складывались до локтей, чтобы костюм был более практичным.

- У чохи очень красивый пояс, какое значение у него?

— Что касается пояса, то его, безусловно, делали из кожи. Он имеет красивые детали, я имею в виду три эти подвязки с одной стороны и еще три с другой, по бокам.

© Sputnik / Denis Aslanov

Эти подвязки делают чоху более богатой. Такие же детали можно увидеть на сапогах, которые носили раньше грузинские мужчины. У них было два значения. Первое - это красота, а второе - практичность, чтобы сапоги не спадали вниз. Они держали сапоги.

Что касается пояса, то есть такая версия, что во время охоты грузины вешали дичь прямо на поясе, который был оформлен специальными креплениями.

- Почему вы решили заниматься именно чохами?

— В моем случае профессия выбрала меня сама, досталась по наследству. Моя мама шила чохи. Помню, к нам приходили многие ансамбли, шили чохи, но так массово, как сейчас, люди не надевали национальный костюм. Клиентами моей мамы чаще были ансамбли. Сейчас, помимо ансамблей, приходят рядовые граждане и заказывают национальную грузинскую одежду. Мужчины начали надевать чоху. Правда, больше на свадьбы и религиозные праздники, но спрос большой.

Многим нравится ходить в чохе в церковь, на дни рождения, очень любят встречать Новый Год в национальной одежде, фотографироваться и делать семейные альбомы. Чоха вновь становится популярной, и это очень радует.

Какое-то время наша национальная одежде как будто была забыта обществом. А сегодня стала нужным костюмом для каждого настоящего мужчины.

© Sputnik / Denis Aslanov

- Как вы думаете, в чем причина?

— Я думаю, это связано с ностальгией. Наверное, внутренне у грузин всегда было желание надеть национальный костюм, но понадобилось какое-то время, чтобы это желание превратилось в реальность. Кто-то надел, кому-то понравилось, потом все подхватили и пошло-поехало.

Наверное, пошла какая-то мода, тенденция. Хотя, когда я говорю слово мода, у меня появляется страх, потому что мода - это понятие временное, но в случае чохи, думаю, так не произойдет. Это все-таки наше, национальное и любимое.

Есть и иностранцы, которые обращаются к нам. Вот ко мне пришел турист из Австралии. Рассказал, что до этого у него не было никакой связи с Грузией, случайно приехал, узнал о Грузии, ее культуре, национальной одежде и влюбился. Мы сшили ему чоху. Высылали чоху и в США, и в Шотландию, и в Россию. Многие приходят. Житель Екатеринбурга купил у нас чоху, сказав, что хочет унести с собой что-то в память о Грузии и остановил свой выбор на чохе.

- Нугзар, мы говорили о мужском костюме, что вам рассказывала мама о женских национальных костюмах?

— Что касается женской одежды, то она более многообразная, чем мужская. Она была разной, одежда женщин каждого уголка различалась. Была аджарская, хевсурская, мтиульская, картлинская. Вот это платье больше носили на востоке, в Картли.

© Sputnik / Denis Aslanov

Однако оно было настолько красивым, что носили и в Имерети, и в Самегрело. На нашей модели торжественный наряд, надевали его на свадьбу.

В Хевсурети женщины носили очень красивую и изящную одежду. Сами вышивали. Когда девочке исполнялось семь лет, она должна была иметь одежду с вышивками и разными орнаментами.

Я вспомнил еще одну интересную историю, это шутка, конечно же. Пояс на женском платье называли языком невестки и свекрови. Шутили так раньше, гадали у кого он окажется длиннее (смеется). Это так в шутку.

Чоха — это символ грузинского духа, силы, патриотизма. Когда я надеваю чоху, каждый раз меня переполняет чувство гордости. Чоха - это моральная стойкость, любовь, все те ценности, на которых Грузия стоит на протяжении веков.

Кавказский национальный костюм (как, в принципе, и любая национальная одежда) завораживает. Грузинское одеяние - не исключение! Поэтому когда увидела запись Марии Эксер* о традиционной грузинской одежде, не удержалась. Выкладываю ее здесь. Этим постом начинаю продолжаю публикации в рубрике "По заявкам". За прошедший год скопилось около 700 запросов-вопросов-просьб. Пора ответить каждому. Многих из вас интересуют вековые традиции грузинского национального костюма. Вы нередко видели чудесные костюмы - подлинные и стилизованные - на танцорах национального балета Сухишвили-Рамишвили, ансамбля Рустави, Эрисиони и многих других коллективов, а также в замечательных грузинских фильмах. Я не специалист кройки-шитья, вышивки, дизайна, и не являюсь профессиональным этнографом, однако предлагаю вашему вниманию работы студии "Самосели пирвели" -"Одеяние первое". Группа талантливейших художников воссоздала грузинское национальное платье, основываясь на драгоценных экспонатах грузинских музеев, архивов и частных коллекций. Воссоздала ab origine:) Эта одежда жива, уникальна, неповторима и дорога каждому, кто любит Грузию и остальной Кавказ. Эту одежду можно носить и сейчас. Чего себе и вам желаю. Обновлено 26/02/11 21:46: Работы грузинского ателье Самосели пирвели - Одеяние первое. Художники ателье работали с экспонатами музеев, частными коллекциями и воссоздали эти модели, которые можно носить и сейчас 1. Аджарское платье. Ручная вышивка на нагрудной вставке. Узорчатый кушак с кисточками.

2. Мегрельское женское платье с бархатными разрезными рукавами и серебряными застежками.


3. Месхское (месхетинское) женское платье из бархата персикового цвета с полосатыми манжетами, кружевной вставкой на груди. Серебряные височные украшения, ожерелье, серебряная застежка. Головной убор - мандили - из белых кружев

4. Мохевское женское платье украшено золотой тесьмой и золотым шитьем. Закрытый ахалуки (сорочка) из шифона. Вязаный головной убор мандили. Пояс из серебра.

5. Мохевское женское платье и чоха (верхняя одежда) с серебряными застежками и серебряным поясом. Головной убор мандили из белого гипюра.

6. Осетинское женское платье с черным бархатным кантом. Длинный белый ахалухи (сорочка) с отложным воротником и золотым пояском.

7. Тушинское женское платье. Женская чоха отороченная бархатом и расшитой нагрудной вставкой, серебряные застежки. Рукава украшены разноцветной тесьмой. Головной убор мандили черного цвета. Обувь - вязаные сапожки без каблуков

8. Городское дворянское женское платье с расклешенными рукавами и бархатной накидкой, белым кушаком. Чихти - головной убор - расшит вручную золотом.

9. Городское женское платье. Гипюровый ахалухи (сорочка) с отделкой из бархата. Накидка синего цвета с расклешенными разрезными рукавами расшита вручную. Кушак расшит гладью. Чихти - головной убор - расшит бисером. Киса - сумочка на поясе - из бархата, украшена вышивкой.

10. Городское женское платье из бархата с вышивкой и пестрой подкладкой. Сумочка на поясе - киса- из бархата с вышивкой.

11. Традиционное общегрузинское женское платье. Рукава с разрезами. Головной убор расшит жемчугом и гладью. Кушак с ручной вышивкой с традиционными грузинскими орнаментами. Серебряные украшения, серебряный пояс и застежки.

12. Традиционное общегрузинское женское платье, нагрудная вставка украшена тесьмой. Накидка короткая с широкими разрезными рукавами. Головной убор - чихти-копи - сделан из бархата и расшит бисером.

13. Традиционное общегрузинское женское платье. Платье расшито орнаментом и украшено тесьмой. Ахалухи (сорочка) с пуговицами. Головной убор - мандили - из газа, призван был покрывать голову и платье женщины, защищая от пыли и солнца.

14. Традиционное общегрузинское платье. Бархатные вставки на груди и кушаке расшиты золотом. Головной убор чихти-копи из бархата и расшит золотом, крепится поверх короткой белой кружевной накидки-мандили.

15. Дворянская мужская одежда из региона Картли и Кахети. Рукава разрезные. Ткань чоха расшита золотом. Ахалухи (сорочка) из белой ткани с воротником-стойкой. Серебряный пояс, кинжал. Сапоги кожаные типа мхедрули (военного образца, использовались также наездниками)

16. Дворянское женское платье. Платье из шелка, на пуговицах, с воротником стойкой. Серебряный пояс. Нижняя юбка из шелка контрастного цвета (напоминает мне лично Викторианскую Англию)

17. Дворянское женское платье. Шелковое или атласное платье с присборенными рукавами. Белая накидка с разрезными рукавами. Белый кушак с вышивкой

18. Дворянская мужская одежда. Верх из красного бархата с разрезными рукавами. Украшен черным бархатным же кантом и золотой тесьмой. Левый рукав по традиции закреплялся на плече для удобства наездника. Ахалухи (сорочка) черного цвета из шелка с окантовкой. Пояс из серебра. Сапоги кожанные военного образца

19. Мужская приталеная длинная чоха из региона Самегрело-Апхазети (Мегрелия и Абхазия), косые газыри. Бархатный кант. Ахалухи (сорочка) из шелка с высоким горлом. Папанаки - головной убор из расшитого бархата в помещении закреплялся на плече. Сапоги кожанные военного образца мхедрули.

20. Мужское пальто зимнее из региона Тушети. Шерстяная чоха с каракулевым воротником-стойкой, двойным витым кантом и петлями для пуговиц из тесемок. Нижняя чоха из шерсти. Ахалухи (сорочка) из полотна или шелка с стоячим воротником. Серебряный пояс, кожаные сапоги.

22. Еще одна гурийско-аджарская мужская одежда чакураБархатная куртка украшена тесьмой и вышивкой. Полотняный ахалухи (сорочка) с высоким воротником. Черные брюки. Узорчатый кушак. Серебряный пояс с оружием, кинжалом и патронницей. Кожаные сапоги

23. Грузинское свадебное женское платье. Атласное платье с расшитой атласной вставкой на груди, с разрезными рукавами. Розовый бархатный кушак расшит жемчугом. Головной убор - мандили - из белого газа, из украшений жемчужная нитка обрамляющая лицо и ожерелье.

24.Мужская свадебная одежда. Белый ахалухи (сорочка) с воротником стойкой из шелка. Белая чоха из тончайшей шерсти с атласной подкладкой. Серебряный пояс. Жених без оружия традиционно ведь ему танцевать с женщиной. Черные кожаные сапоги.

25. Сванская женская одежда. Атласное платье с воротником стойкой и узорчатым кушаком. Чоха из шерсти с бархатными вставками на груди. Украшена серебряными украшениями и застежками. Головной убор - мандили. (прим: фотография крестьянского сванского платья увы, повреждена)

28. Абхазское женское платье со шлейфом с серебряными застежками и поясом. Шифоновый ахалуки (сорочка) с воротником апаш. Голову покрывает мандили белого цвета и серебряный венец.

29. Рачинское женское платье. Красная блуза с вырезом, через которую проглядывает узорчатый ахалуки (сорочка) рукава-фонарики, юбка с орнаментом из лоскутов и кантом. Верхняя одежда - безрукавка с сборками. Головной убор - белый мандили с красным кантом, на концах платка орнамент. Обувь - полусапожки из кожи или замши (очень напоминает современные угги:))

30. Еще одно мохевское платье, на этот раз зимнее. Верх с вышивкой и тесьмами. Перчатки и платок на голове вязаные. Ахалуки (сорочка) с стоячим воротником. Пояс из черного бархата.

31. Сванское платье № 2. Пестрое платье присборенное. Верх из красной шерсти с серебряными застежками, расшитой нагрудной вставкой, головной убор черного цвета вроде шапочки, поверх длинный традиционный головной убор мандили.

Национальная одежда Грузии имела широкое распространение вплоть до начала 20 века. Разнообразие костюмов для богатого сословия и для бедных грузинов объединяют общие черты. А именно – подчеркнутая строгость мужского наряда, и элегантность и грация женского убранства.

Грузинский женский национальный костюм

Национальная женская одежда в Грузии была весьма оригинальна. Она представляла собой длинное приталенное платье «картули», лиф которого плотно сидел на фигуре и был обильно украшен тесьмой, бисером и камнями, и длинную юбку, очень широкую, полностью закрывающую ступни. Обязательным атрибутом был пояс, который изготавливался из бархата или шелка, его края пышно украшались вышивкой или жемчугом, и были спущены впереди.

Грузинки богатого сословия носили платья из дорогих импортных тканей – шелка или атласа красного, белого, синего или зеленого цвета.

Верхняя грузинская женская одежда, так называемая «катиби», была выполнена в основном из бархата, снизу была стеганная меховая или ватная подкладка на шелке.

Головные уборы и украшения

В качестве головного убора грузинок служила «лечаки» – белая вуаль из тюля, и «копи» – ободок для фиксации вокруг головы. Поверх надевали темную косынку «багдади» или же огромные «чадри», из которых видны были только глаза.

«Багдади» и «лечаки» были закреплены на голове с помощью ободка, и свободно лежали на спине и плечах, позволяя волосам красиво выглядывать спереди. Замужние женщины также одним концом «лечаки» закрывали шею.

Богатые грузинки носили «коши» – туфли, в которых не было задника, обычно на каблуке с загнутыми острыми носами. Грузинки, которые не могли похвастаться достатком, носили «каламани» – лапти из кожи.

Украшения были модны из кораллов или янтаря. Из макияжа грузинки использовали румяна и , а также чернили волосы и брови.

Тбилиси, 30 июня /Синьхуа/ - Грузинскую чоху можно рассматривать как один из типичных образцов народного костюма, который наилучшим образом объединяет в себе традиции, фольклор, ремесло и престиж. Чоха представляет собой не только мужское одеяние, как это принято считать. В некоторых частях страны женщины также носят чоху, сшитую специально для них. Как и большинство традиционных костюмов в целом ряде стран, чоха из повседневной одежды, берущая свое начало с конца 9 века, превратилась в наши дни в одежду для торжественных и официальных мероприятий. Впервые чоха появилась в горных деревнях Южного Кавказа, ее название пришло из персидского языка как отпечаток давней персидской экспансии в регион. Персидское слово "чоха" означает "материя для одежды" и в дальнейшем употреблялось для обозначения тканей, используемых для изготовления чохи. Некоторые историки утверждают, что слово "чоха" на самом деле происходит из тамильского наречия индийского языка. В грузинском языке чоху в основном называли и называют словом "талавари".

Будучи изначально грузинскими, чохи служили одеянием в тот или иной промежуток истории азербайджанцам, туркам, казакам и русским, благодаря легкости в носке и комфорту, который обеспечивала эта одежда в долгие зимние дни. Термин для обозначения названия этого наряда у каждого народа был свой: русские и казаки называли чоху "черкеска" или "швах-циа", что означает "черкесское одеяние" или "покрывало для всадников"; эмигранты черкесского происхождения называли чоху "циа" или "фаша", что означает "из ткани", или "вам подходит". Изготовляемые ранее из овечьей или верблюжьей шерсти, а теперь из хлопка или порой из искусственных тканей, чохи представляют собой плотную тяжелую верхнюю одежду, приталенную, со свободно ниспадающим подолом. Они застегнуты спереди сверху до талии, и имеют декоративные вставки в виде декоративных газырей на груди; свисающие с кожаного пояса миниатюрные серебряные аксессуары и грузинский булат /меч или кинжал/ из дамасской стали довершают весь наряд. Длинные рукава чохи являются скорее декоративными, нежели функциональными, так как они фактически покрывают руки до тыльной стороны ладоней и могут быть подобраны при необходимости до плеч как своеобразный шарф, подчеркивающий декоративный стиль и характер одеяния.

В 20-е годы прошлого века чоха стала редкостью на грузинских улицах. Представляемая в наши дни только на народных и традиционных мероприятиях, таких как свадьбы или похороны, чоха стала скорее символом национальной принадлежности, нежели повседневной одеждой для народа, который сделал свой выбор в пользу повседневной одежды западного стиля, нежели воскресных нарядов. Чтобы возродить традиционные костюмы или хотя бы напомнить грузинам об их традициях, два друга, Леван Васадзе и Луарсаб Тогонидзе, в 2010 году открыли мастерскую-ателье по пошиву чохи, расположенную вдоль одной из самых оживленных коммерческих улиц Тбилиси. "Дизайн большинства разработок создан по старым фотографиям", признался Луарсаб Тогонидзе, "и чохи, созданные в мастерской, повторяют модели 18-19 веков".

Клиентура магазина Левана Васадзе-Луарсаба Тогонидзе - это грузины, почитающие свои традиции и иностранные гости, которым по душе этот стиль. Пять или семь заказов на чоху в день - это неплохой показатель для мастерской, которая специализируется на изготовлении традиционных национальных костюмов и находится вблизи оживленных модных магазинов, которые продают одежду почти всех западных брендов. "В этих древних одеждах мы ясно видим характер наших предков, стиль их жизни и их природу", добавил Луарсаб Тогонидзе, нынешний генеральный директор ателье. "Я не хочу придавать чохе некий сакральный смысл, но она однозначно имеет определенную метафизическую силу". На недавнем промоушн-показе свадебных нарядов и платьев в центре Тбилиси мастерская Левана Васадзе-Луарсаба Тогонидзе предложила свои традиционные свадебные чоха-наряды и платья, которые привлекли пристальное внимание на однодневном дефиле.

Более половины чохи покупаются в Тбилиси для свадебных церемоний. Что касается цвета чохи, иностранные гости выбирают пурпурный, в то время, как местные жители придерживаются традиционных цветов - черного и белого. Другие стандартные цвета - серый, бордовый и синий. Черный цвет чохи ассоциируется в Грузии с представителями грузинской знати или Орденом чоханосцев, который представляет элитную часть грузинской социальной иерархии, таких людей, как военные генералы, национальные и региональные герои, поэты и те, кто известен выдающимися заслугами перед своим народом. Хотя не все дворяне были членами Ордена Чоханосцев, черный цвет их одеяния отображал в большей степени социальный статус в 18-19 веках. В последнее время чоха стала свидетелем второго рождения и даже ренессанса в Грузии, куда она возвращается не только в качестве нарядов для свадеб, но и для других церемониальных и даже официальных событий, таких как государственные приемы. Представитель всегрузинского Общества чоханосцев Резо Сулава убежден: "Когда вы любите свою чоху - вы любите свою страну, когда вы любите свою страну - вы любите свои традиции".

: По заявкам: грузинский национальный костюм

"Этим постом продолжаю публикации в рубрике "По заявкам". За прошедший год скопилось около 700 запросов-вопросов-просьб. Пора ответить каждому.
Многих из вас интересуют вековые традиции грузинского национального костюма. Вы нередко видели чудесные костюмы - подлинные и стилизованные - на танцорах национального балета Сухишвили-Рамишвили, ансамбля Рустави, Эрисиони и многих других коллективов, а также в замечательных грузинских фильмах.
Я не специалист кройки-шитья, вышивки, дизайна, и не являюсь профессиональным этнографом, однако предлагаю вашему вниманию работы студии "Самосели пирвели" -"Одеяние первое". Группа талантливейших художников воссоздала грузинское национальное платье, основываясь на драгоценных экспонатах грузинских музеев, архивов и частных коллекций. Воссоздала ab origine:)
Эта одежда жива, уникальна, неповторима и дорога каждому, кто любит Грузию и остальной Кавказ. Эту одежду можно носить и сейчас. Чего себе и вам желаю"...

1. Аджарское платье. Ручная вышивка на нагрудной вставке. Узорчатый кушак с кисточками.

2. Мегрельское женское платье с бархатными разрезными рукавами и серебряными застежками.


23. Грузинское свадебное женское платье. Атласное платье с расшитой атласной вставкой на груди, с разрезными рукавами. Розовый бархатный кушак расшит жемчугом. Головной убор - мандили - из белого газа, из украшений жемчужная нитка обрамляющая лицо и ожерелье.



Новое на сайте

>

Самое популярное