Домой Ремонт Найди существительные в форме множественного числа. Существительные, имеющие только форму единственного числа

Найди существительные в форме множественного числа. Существительные, имеющие только форму единственного числа

множественного числа"

Мотивация : знакомство с немногочисленной группой слов в русском языке.

Цели:

знать: имена существительные, имеющие форму только м ножественного числа;

уметь : правильно образовывать трудные формы множественного числа точно, уместно употреблять эти существительные в речи.

воспитывать: любовь и интерес к русскому языку.

Задачи:

1. расширить словарный запас;

2. развивать речь учащихся.

Обеспечение урока: тетради, ручки, дидактический материал (карточки с дифференцированными заданиями), предметы (для «магазина»), компьютер.

Ход урока.

1. Оргмомент. Психологический настрой на работу.

Ребята! Уже несколько дней на уроках вы ведете разговоры о части речи, волшебство которой состоит в том, что она называет сущность всего, что окружает нас в мире. О чем идет речь? (Об имени существительном).

Вопрос классу:

Что же такое имя существительное?

2. Проверка домашнего задания. (Разгадывание кроссворда).

Цели:

- проверка усвоения предыдущей темы "Имена существительные, имеющие формы только единственного числа»;

- подготовка к усвоению новой темы.
(Ключевое слово: ПРОГУЛКА)
1) самый распространенный злак (просо)

2) место, где ты родился или живешь (Родина)

3) красная девица сидит в темнице, а коса на улице (морковь)

4) проявление мужества, отваги (героизм)

5) … от семи недуг (лук)

6) белый камушек растаял, на доске следы оставил (мел)

7) её собирают на болоте (клюква)
Вопрос классу:

Чем объединены слова в домашнем кроссворде? (все они имеют форму единственного числа)

3. Объяснение нового материала
Цель:

Знакомство с группой существительных, имеющих только форму множественного числа


Итак, если есть существительные, имеющие форму только единственного числа, следовательно… (ученики делают предположение) должны быть слова, имеющие форму только множественного числа.
- Что же мы должны узнать, уметь и чему научиться?
В русском языке имеются слова, которые:

1) употребляются как в единственном числе, так и во множественном: (колодец – колодцы)

2) употребляются только в единственном числе: (листва, зелень, дрожь)

3) но есть немногочисленная группа слов, которая пополняется крайне редко. Это закрытый список слов, которые в основном заканчиваются на и – (ы)

РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ (с применением компьютера)
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, имеющие только множественное число, обозначают:
1. названия составных и парных предметов:

(брюки, весы, счеты, очки, перила, часы)


2. названия материалов или их отходов; вещества:

(консервы, духи, опилки, сливки, обои, хлопья, щи)


3. названия промежутков времени:

(сутки, будни)


4. названия игр:

(горелки, жмурки, прятки)


5. названия действий и состояния природы:

(выборы, хлопья, всходы, сумерки, заморозки)


6. некоторые географические названия:

(Карпаты, Сочи, Горки)


- Ребята, попробуйте определить у этих существительных род и склонение.

Какие морфологические признаки отсутствуют у этих существительных? (не определяются род и склонение)


4. Закрепление изученного материала
Цель:

Уметь находить слова изучаемой группы и употреблять их в речи


1* Синтаксическая пятиминутка (1 ученик у доски)
Из радужных ворот к нам выходит хоровод.

Разобрать по членам;

Найдите в этом предложении слово, имеющее форму только множественного числа (ворот);
2* «Прогулка в магазин». Работа по карточкам с дифференцированными заданиями.
- Ребята, вспомните, какое ключевое слово было в вашем домашнем кроссворде?

Сейчас мы с вами совершим прогулку в магазин, где вы сможете приобрести понравившийся вам предмет. Но чтобы его получить, вам нужно будет выполнить задания по карточкам.


Задание №1

Территория, салазки, роща, каникулы, нефть, шахматы, родня, жмурки.
Задание №2

Выпишите имена существительные, употребляющиеся только во множественном числе.

Клещи, сумерки, имя, учитель, дно, сливки, сено, сахар, ворота, чернила.
Задание №3

Выпишите имена существительные, употребляющиеся только во множественном числе.

Качели, горцы, горелки, концы, консервы, счетчики, счеты, щипцы, вопросы.
Задание №4

Составьте предложения со словами : ВОРОТА, ПЕРЕГОВОРЫ.
Задание№5

Занятия –

Праздник –

Рассвет
Задание№6

Произвести разбор слова по составу : заморозки
Задание №7

Составить предложения со словами: ЧЕРНИЛА, ВЫБОРЫ.
Задание №8

Составьте предложения со словами: ОЧКИ, ЩИ.

Задание №9

Придумайте продолжение стихотворения: ТЕПЕРЬ Я УЧЕНИЦА,

ЧЕРНИЛАМИ ПИШУ…
Задание№10

Перечислите народные игры, названия которых имеют форму множественного числа. Опишите (устно) правила одной из игр.
Задание №11

Перечислите продукты питания, которые имеют форму только множественного числа. Что можно приготовить из этих продуктов?

Задание №12

Расставьте ударения в словах.

Библиотека, инструмент, километр, ворота, макароны, инженеры,
Задание №13

Подберите к существительным антонимы, которые употребляются только во множественном числе:

Встреча –

Оттепель –

Составьте с этими словами словосочетания.
Задание №14

Разберите предложение:

Щи да каша – пища наша.

Дать характеристику предложения

Подчеркнуть основу

Объяснить постановку тире


Задание №15

Выпишите из предложения существительные, которые имеют форму только множественного числа.

Через двор, где стоят сани, проходим в сени, а затем в избу.

Задание №16

Просклонять по падежам существительное БУСЫ
Задание №17

Отгадайте загадки. Отгадки запишите.

- Два конца, два кольца, посредине гвоздик.

- Всегда ходят, а с места не сходят.
Задание №18

Составьте словосочетания со словами: БРЮКИ, ЧАСЫ, ДРОЖЖИ

(Работа с теми учащимися, кто выполнил карточки. Учитель дает лексическое значение слов. Ученики отгадывают.

консервы .
ворота .
деньги .
очки .
брюки .
сутки .
чернила (словарное слово)
часы .
3* Творческая работа «Каникулы»
- Ребята, какое время в учебном году наиболее интересное и веселое для вас? (Каникулы)
- Самые внимательные, я думаю, уже поняли, что слово каникулы – это тоже существительное, имеющее форму только множественного числа.
Если перевести его с латыни на русский язык, то получится «собачка, щенок». Каникулой древние римляне называли Сириус – самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. В самые светлые дни (с середины июля до конца августа) Солнце проходило через это созвездие. Тогда делали перерыв в занятиях, наступали каникулы. Бывают осенние, зимние, весенние, летние каникулы.

Какие картины, кинофильмы, художественные произведения в названии имеют это слово? (Ф. Решетников «Прибыл на каникулы»; м/ф «Каникулы в Простоквашино»; А.Барто стихотворение «Каникулы»)


- Вы любите каникулы? А какие именно: осенние, весенние, зимние или летние?
- Почему вы их ждете?
Вот сейчас вам и предстоит выполнить небольшую творческую работу

« Каникулы». Вы должны будете на карточке, на месте пропущенных слов написать свои слова, рассказывающие нам о том, как вы проводите каникулы. После того, как вы запишите свои слова и словосочетания, вы увидите, что у вас получился связный рассказ о каникулах. Постарайтесь использовать и существительные, имеющие форму только множественного числа, например, коньки, санки, шашки и др. Желаю вам успеха. Тех, кто захочет прочитать свои работы, мы обязательно послушаем.


5. Подведение итогов (с компьютером)
- Что нового вы узнали на этом уроке?

Что вам больше всего понравилось на этом уроке?


6. Домашнее задание. Параграф 94, стр. 194 – 196; упр. 511.

2. Кроссворд (ключевое слово каникулы ).

Учитель дает лексическое значение слов. Ученики отгадывают.

– Мясо, рыба, овощи, фрукты, которые специально обработали и хранят в плотно закрытой банке, – консервы .
– Отверстие для въезда, выезда в стене, в заборе, а также то, чем закрывают это отверстие, – ворота .
– Металлические или бумажные знаки, которыми платят за что-нибудь, – деньги .
– Приспособление, употребляемое для того, чтобы лучше видеть или защитить глаза от чего-либо, – очки .
– Одежда, которая закрывает ноги и нижнюю часть туловища до талии, – брюки .
– Промежуток времени в 24 часа (день и ночь) – сутки .
– Специальная жидкость, которой пишут, – чернила .
(Запишите слово чернила в словарик.)
– Прибор для определения времени – часы .

Тема урока :

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.

Цель урока: знакомство с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа;

Задачи : Запомнить лексические группы слов, имеющих форму только множественного числа; разграничивать омонимичные формы множественного числа;

учиться находить их среди других существительных;

правильно употреблять их в речи

Предметные: какие существительные имеют форму только множественного числа; как их отличить от существительных, которые имеют две формы числа; учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать.

Метапредметные:

Познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы;

Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;

Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.

Личностные: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников.

Необходимое оборудование:

    Компьютер с колонками.

    Мультимедийное оборудование.

    Презентация к уроку в программе PowerPoint.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Число имени существительного. Существительные, имеющие форму только множественного числа

Дорогие ребята! На уроке «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа» вы познакомитесь с грамматической категорией числа. Сегодня вы узнаете, что имена существительные не всегда могут употребляться в единственном числе. Обязательно запомните лексические группы слов, имеющих форму только множественного числа.

Как вы знаете, существительные имеют два числа - единственное и множественное. Пирожное Пирожные

Среди имён существительных есть такие, которые имеют форму только множественного числа. Подумайте, можно ли слово ножницы поставить в форму единственного числа? Ножницы Ножницы Существительное ножницы не имеет формы единственного числа

Значения существительных, которые имеют форму только множественного числа названия составных и парных предметов: штаны, санки, щипцы, вилы, носилки; названия материалов или их остатков: дрожжи, сливки, опилки, хлопья, духи; названия промежутков времени, игр: сутки, каникулы, салочки; некоторые географические названия: Альпы, Сокольники, Афины; названия действий и состояния природы: сумерки, заморозки, сборы, переговоры.

Обратите внимание! Не все существительные, обозначающие парные предметы, имеют форму только множественного числа: ботинки - ботинок сапоги - сапог

Найдите имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. Тиски, чашки, грабли, инструменты, тени (для век), жмурки, опилки.

Это интересно! В лингвистической науке имена существительные, которые имеют форму только множественного числа, часто называют на латинском языке pluralia tantum (« плюралиа тантум »).

Тренажёр. Существительные, имеющие форму только множественного числа Укажите слова, которые имеют форму только множественного числа. 1. Настенные часы в комнате матери пробили полночь. 2. К празднику родители купили Мишке новые брюки. 3. Первые заморозки в этом году начались рано, ещё в сентябре.

Тренажёр А. Напишите 10 существительных, которые могут иметь форму только множественного числа, и составьте с ними 2 - 3 предложения. Б. Определите, какие существительные в предложениях имеют форму только множественного числа. 1. После долгих переговоров были подписаны важные соглашения. 2. Это ещё вилами на воде писано (посл.). 3. Она бежала по лестнице, держась за перила.

Тренажёр Составьте распространённые предложения, где подлежащими были бы данные слова, а сказуемые должны быть выражены глаголами в настоящем времени. Грабли, чернила, жмурки, дрожжи, хлопоты.

Важный вывод Есть такие существительные, которые могут иметь форму только множественного числа. Слова ножницы, горелки, ворота имеют форму только множественного числа. К ним относятся названия составных и парных предметов; названия материалов или их остатков; названия промежутков времени, игр; некоторые географические названия; названия действий и состояния природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3. Тема урока «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

План-конспект урока русского языкас приложением для учащихся 5-х классов Няч Ольга Рамильевна,учитель русского языка и литературы Конспект учебного занятия Предмет: русский...

Разделы: Русский язык , Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5

Презентация к уроку

















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

(Cлайд 1)

Цель: формирование знаний об именах существительных, имеющих форму только множественного числа. (Слайд 2)

Задачи:

  • Научить образовывать трудные формы множественного числа и употреблять эти существительные в речи;
  • Способствовать расширению словарного запаса учащихся;
  • Развивать речь учащихся;
  • Воспитывать у учащихся чувство толерантности. (Слайд 3)

Обеспечение урока: тетради, ручки, компьютер, мультимедийный проектор, диски

Информационно-коммуникационная поддержка урока:

1. Видеозапись мультфильма «Каникулы в «Простоквашино» (фрагмент);
2. Аудиозапись песен:
а) Ах, вы сени, мои сени» (отрывок);
б) «Песенка Винни-пуха» (отрывок);
в) «До чего дошел прогресс» (отрывок);
г) «Рябиновые бусы» (отрывок).
3. Медиаурок «Введение в тему урока» (звуковая презентация»;
4. Авторское электронное пособие «Русский язык. 5 класс»;
5. Презентация к уроку, выполненная в программе «Microsoft Office PowerPoint 2007»

Межпредметные связи: информатика, литература

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Психологический настрой на работу.

(Урок начинается с фрагмента мультфильма «Каникулы в Простоквашино»)

– Ребята, скажите, как называется мультфильм, который вы сейчас посмотрели?
– Правильно « Каникулы в Простоквашино». Назовите, пожалуйста, нарицательные имена существительные, имеющиеся в данном названии. (Каникулы)

(Слайд 4)

– В каком числе стоит это имя существительное? (Во множественном)
– Поставьте это имя существительное в форму единственного числа (Учащиеся отвечают, что это невозможно)
Да, существительное «каникулы» имеет только форму множественного числа. Сегодня на уроке мы с вами поговорим о существительных, имеющих только форму множественного числа.

2. Объяснение нового материала

Работа с записью на диске – медиаурок. (Для открытия программы необходимо подключиться к Интернету) Учащиеся прослушивают диктора и отвечают на поставленные вопросы)

– Ребята, давайте попробуем с вами определить, что обозначают имена существительные, имеющие форму только множественного числа. Обратите внимание на экран. На нем размещены слова. Попробуйте их сгруппировать.

(Учащиеся совместно с учителем систематизируют слова)

Бутсы, жмурки, дрожжи, сумерки, ножницы, переговоры, чернила, каникулы, ворота, выборы, очистки, будни. (Слайд 5)

В итоге получается следующая таблица:

– Скажите, пожалуйста, какие морфологические категории есть у имени существительного? (Род, число, падеж, склонение)
– Определите у существительных, записанных в нашей таблице род, склонение и падеж. (Учащиеся отмечают, что все существительные стоят в Именительном падеже, а род и склонение у них определить невозможно)
– Давайте сделаем вывод: У существительных, имеющих только форму множественного числа нельзя определить род и склонение. (Слайд 6)

3. Физкультминутка

4. Закрепление нового материала

1) На экране размещен текст. Учащиеся списывают его, вставляют пропущенные буквы и подчеркивают имена существительные, имеющие только форму множественного числа.

На Садовой улице открылся новый м…газин. В нем три отдела. В первом – б…льшой выбор м…лочных продуктов: кефир, см…тана, йогурт, сливки, прост…кваша. Во втором отделе можно купить м…кароны, муку, крупы. В третьем вам любезно предложат различные к…ндитерские изделия: к…нфеты, з…фир, мармелад, пряники. (Слайд 7)

Ученики подчеркнули слово «макароны, сливки»

2) Прослушайте отрывки из песен и выпишите имена существительные, имеющие только форму множественного числа. Учащиеся прослушивают и выписывают существительные: сени, опилки, каникулы, хлопоты

3) Подберите к существительным антонимы, которые употребляются только во множественном числе.

Праздник, встреча, рассвет (будни, проводы, сумерки) (Слайд 8)

А) Два конца, два кольца, а посередине гвоздик. (Ножницы) (Слайд 9)
Б) Без ног, а ходят, без рук, а указывают. (Часы) (Слайд 10)
В) Всегда ходят, а с места не сходят. (Часы) (Слайд 10)
Г) Кругленькие, беленькие, всему свету миленькие. (Деньги) (Слайд 11)
Д) Зубасты, а не кусаются. (Грабли) (Слайд 12)

(После того, как ученики запишут отгадки, на слайдах появляются соответствующие рисунки)

5) Работа на компьютерах с электронным пособием. Выполнение заданий по тем «Существительные, имеющие только форму множественного числа» (Приложение 1 ) Каждый из учеников сразу же видит результаты своего труда.

– Ребята, скажите, какой период времени во время учебного года вам нравится? (каникулы)
Давайте составим со словом «Каникулы» синквейн:

Каникулы
Веселые Долгожданные
Наступают Веселят Помогают
Скоро наступят долгожданные каникулы
Праздник

5. Итог урока

На доске записаны предложения. Учащиеся устно должны исправить ошибки в них. (Слайд 13)

Эту ленту нужно отрезать большим ножницами. Ах, эти молодежь! На поле росло много хлопков. С этим мальчишкой одна сплошная хлопота!

(Эту ленту нужно отрезать большими ножницами. Ах, эта молодежь! На поле росло много хлопка. С этим мальчишкой одна сплошная хлопоты!) (Слайд 14)

6. Домашнее задание (Слайды 15-16)

Упражнение № 515 по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой.

Имена существительные - это главная составляющая нашей речи. Из множества возможных слов мы всегда выбираем более подходящие нам по стилю и окраске. То, как человек строит свою речь, может очень многое сказать о его личности и складе ума собеседнику. Поэтому очень важно уметь грамотно и четко выражать свои мысли. Для этого необходимо знать основы грамматики русского языка и уметь их применять в реальной жизни во время общения с людьми. В данной статье разберем такую категорию, как число имен существительных.

Существительное в русском языке может употребляться в виде одной из двух возможных форм - в единственном числе либо во множественном. Число является одним из главных признаков части речи под названием имя существительное. Но существуют русские существительные, которые можно использовать в речи только в единственном или же лишь во множественном числе. Разберемся во всем по порядку.

Существительные единственного числа

С существительными в единственном числе в общем-то все ясно и понятно даже без грамматических правил: они обозначают одну вещь или лицо, то есть любые (например, ручка, книга, дом, кошка). Такие существительные в единственном числе имеют свой род (женский, мужской или средний; иногда общий), а также, вне зависимости от числа, склоняются по падежам.

Существительные множественного числа

Те же самые существительные можно использовать и во множественном числе (ручки, книги, дома, кошки). Это имена существительные, обозначающие несколько предметов. Очень часто в русском языке встречаются существительные, имеющие форму только множественного числа. О них вы сможете прочитать ниже.

Существительные во множественном числе, в которых часто делают ошибки

О самых частых ошибках в бытовой речи в русском языке можно бы было написать не одну полноценную статью, но здесь сосредоточим наше внимание только на неправильном употреблении существительных. У имен существительных множественное число и правильное образование форм очень часто подвергаются сомнению.

Обязательно стоит обратить внимание на правописание следующих слов в родительном падеже: сапоги - сапог, валенки - валенок, ботинки - ботинок, солдаты - солдат, места- мест, яблоки - яблок.

А ошибки в использовании этих слов в родительном падеже можно очень часто услышать в продуктовых магазинах: мандарины - мандаринов, нектарины - нектаринов, помидоры - помидоров, апельсины - апельсинов. Существительные, имеющие форму только множественного числа, несколько отличаются от данных в плане склонения по падежам.

Образование форм множественного числа: особенности

Порой в образовании формы множественного числа для определенной категории существительных возникают некоторые трудности. В русском языке нет как таковых правил, определяющих, какое окончание требуется для множественного числа имен существительных, которые в конкретный момент нам необходимо применить. Поэтому бывает довольно сложно правильно употребить слово. Давайте обратим внимание на особые случаи, касающиеся множественного числа существительных. Их лучше просто заучить, дабы не делать ошибок и не сомневаться в правильном употреблении слов.

В первую очередь это существительные мужского рода (с в единственном числе), с окончаниями -ы, -и, чаще всего обозначающие профессии. Например, тренер - тренеры (не тренера!), договор - договоры, бухгалтер - бухгалтеры, лектор - лекторы, крем - кремы и так далее.

Следующая группа - это такие же существительные, как в предыдущей, но с окончаниями -а, -я: профессор - профессора, доктор - доктора, директор - директора, якорь - якоря и так далее.

Имена существительные, всегда используемые в единственном числе

В русском языке есть немало существительных, не изменяющихся по числам и всегда употребляющихся исключительно в форме единственного числа. Рассмотрим группы, на которые условно можно разделить такие существительные:

Обозначающие разные чувства, особенности состояния и человеческие качества (нежность, гнев, злость, ненависть, похоть, зависимость, безопасность, слабость, доброта);

Обозначающие признаки предмета (серость, голубизна, краснота, худоба, полнота, плотность);

Вещественные (нефть, золото, сталь, олово, серебро, никель, сахар, сметана, масло, жемчуг);

Обозначающие несколько каких-то одинаковых предметов в совокупности (посуда, листва, детвора, зверье);

Обозначающие предметы, существующие во всей природе в единственном экземпляре (Солнце, Земля, небо, Луна); к этой же группе относятся географические названия (Аргентина, Стокгольм, Москва, Иртыш, Новосибирск, Крым, Обь).

Имена существительные, имеющие форму только множественного числа

Только во множественном числе существуют в русском языке следующие имена существительные:

Обозначающие разного рода вещества (румяна, духи, чернила, дрожжи);

Обозначающие предметы в паре (джинсы, грабли, ролики, брюки, лосины, штаны, гетры, очки, санки, салазки);

Обозначающие игры или какие-то процессы (шашки, салочки, прятки, жмурки, догонялки, выборы);

Обозначающие природные явления или временные отрезки (сутки, каникулы, сумерки, будни);

Являющиеся географическими или астрономическими названиями (Сочи, Альпы, Курилы, Весы).

Итак, суммируем: в русском языке существует две формы имен существительных - единственная и множественная. Большинство слов имеют обе формы, однако встречаются и существительные, имеющие форму только множественного числа, ну и, конечно, те, которые употребляются только лишь в единственном числе.



Новое на сайте

>

Самое популярное