Домой Инструмент Научная картина мира: структура, функции, парадигмальный характер картины мира. Понятие научной парадигмы

Научная картина мира: структура, функции, парадигмальный характер картины мира. Понятие научной парадигмы

Картина мира - система интуитивных представлений о реальности. К.м. можно выделить, описать или реконструировать у любой социопсихологической единицы - от нации или этноса до какой-либо социальной или профессиональной группы или отдельной личности. Каждому отрезку исторического времени соответствует своя К.м. К.м. древних индийцев не похожа на К.м. средневековых рыцарей, а К.м. рыцарей не похожа на К.м. их современников-монахов.

Философская картина мира осмысливает мироздание в плане взаимоотношений человека и мира во всех ракурсах онтологическом, познавательном, ценностном и деятельностном. Вот почему философские картины мира не похожи одна на другую. Их объединяет и отличает от религиозной и мифологической картин мира, то, что философия относится к теоретическому способу освоения мира. Этот способ характеризуется тем, что человек познает мир в понятиях, умозрительно (в мысли, в слове). Философское знание, это знание или взгляд живого человека. Поэтому наряду со знанием о мире философия формирует и ценностное отношение к нему.

Философия отдает отчет в том, что мир бесконечно сложен, необъятен и бесконечен. Для философии остается один путь - понять мир не «вширь», а»вглубь», не в многообразии его явлений, а в единстве его сущности. Тогда философская картина мира осмысливается как системно-рационализированную совокупность представлений о мире в целом, включая в него и самого человека. Системообразующим принципом философской картины мира вступает понятие бытия. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием.

Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется. Понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их черты – их существования, что задает миру исходную целостность и гарантирует миру устойчивое существование.

Признанием бытия, как сущего, неизменного и единого делает мир серьезным и ответственным, предсказуемым. Воздерживаясь от темы бытия, или отрицая ее, философия порождает нигилистическое мировоззрение. Действительно, если нет бытийной опоры, то все теряет надежду, все «суета сует». Потеря веры в вечный и неизменный абсолют приводит к тому, что человек начинает действовать по собственному произволу.

Религиозная картина мира обобщает религиозный опыт людей и делает главным предметом своего внимания соотношение повседневной эмпирии и потустороннего. Земное и небесное, человеческое и божественное – предмет религиозных размышлений. Причем тот мир, мир божественного определяет людей и в их физическом бытии, и в бытии духовном. Центральный пункт религиозной картины мира – образ Бога (богов) как высшей истинной реальности. Она выражает иерархическую упорядоченность сотворенного Богом мира и место человека в нем, в зависимости от его отношения к Богу.

Научная картина мира складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях исторического развития науки. В этом значении ее именуют общей научной картиной мира, которая включает представления как о природе, так и о жизни общества. Аспект общей научной картины мира, который соответствует представлениям о структуре и развитии природы, принято называть естественно-научной картиной мира.

Научная картина мира (НКМ) - целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов, а также методология получения научного знания.

В процессе развития науки происходит постоянное обновление идей и концепций, более ранние представления становятся частными случаями новых теорий. Таким образом, научная картина мира - не догма и не абсолютная истина. В то же время, научные представления приближены к истине, так как основаны на всей совокупности доказанных фактов и установленных причинно-следственных связей. В результате научные знания позволяют делать верные предсказания о свойствах нашего мира и способствуют развитию человеческой цивилизации. Противоречия между научными концепциями преодолеваются путём выявления новых фактов и сравнения их с предсказаниями различных теорий. В таком развитии - суть научного метода.

Научная картина мира существенно отличается от религиозных представлений о мире, которые основаны не столько на доказанных фактах, сколько на авторитете пророков и религиозной традиции. Религиозные интерпретации концепции мироздания постоянно изменяются, чтобы приблизить их к современным научным трактовкам. Догмы разных религий, как правило, противоречат друг другу, и эти противоречия весьма трудно преодолеть (в отличие от научных противоречий, которые преодолеваются экспериментальным путём).

Картина мира

Совокупность предметного содержания, которым может обладать сознание конкретного человека в данный момент времени, пользуясь лишь ресурсами собственной памяти. Другими словами, картина мира это совокупность всех знаний человека об окружающей действительности, обладающих хотя бы незначительной пользой, причем эта польза непосредственно связана с объектом познания.

Здесь, очевидно, требуется некоторое пояснение. Знание о том, что Зевс заключил Тантала в подземное царство, не является элементом картины мира. Почему? Потому что нет в реальном мире таких объектов, как Зевс, Тантал и подземное царство. Соответственно нельзя получить пользу, связанную с этими объектами. Однако эти объекты являются частью мифа, и сам этот миф является частью мира, реальным объектом, и знания, связанные с этим объектом, могут принести ту или иную пользу. Например, этот миф можно поведать ученикам на уроке истории.

Другой пример. Предположим, имеется два ученика. Оба они выучили, что Нью-Дели это столица Индии. Первый ученик это выучил исключительно из сиюминутного интереса – чтобы потом ответить на вопрос учительницы, а впоследствии забыть насовсем это знание (которое можно было бы написать в кавычках). Второй ученик выучил этот факт не только из сиюминутного прагматического интереса, но и для того, чтобы лучше ориентироваться в стране, куда – если повезет – он попадет с туристическими целями. Очевидно, что в первом случае знание нельзя рассматривать как элемент картины мира в силу двух обстоятельств: оно сиюминутно, оно никак не связано с другими элементами картины мира.

В психологии под картиной мира понимают обычно единичные, частные случаи – у каждого человека своя картина мира, во многом субъективная, во многом ошибочная (и эти ошибки носят индивидуальный характер). Однако в философии выделяют картину мира по уровням:

– всеобщая картина мира (принадлежащая всему человечеству в определенный период истории),

– частная научная картина мира (по какой-то отдельной отрасли знания – физическая картина мира, биологическая, химическая и т.д.),

– единичная.

Основная полезная функция картины мира – моделирование поведения объектов в этом мире. Поскольку мир один, постольку и картина мира у него одна. У разных людей встречаются разные картины мира, многие такие картины грешат значительными противоречиями, они даже могут казаться раздробленными, будто у человека не одна, а несколько картин мира (некоторые люди, например, сочетают научную и религиозную картину мира). Тем не менее у любого здорового человека картина мира одна, в этом ее суть.

При всей внешней эффективности картина мира у людей внутренне устроена очень «коряво» (если не сказать «уродливо»), с множеством костылей. Это запутанное устройство картины мира объясняется значительными физическими ограничениями нашего мозга. Мы не запоминаем информацию таким образом:

Это было бы весьма удобно – хранить в голове базу данных, подобную компьютерной. Но, во-первых, такие знания требуют много времени для освоения, во-вторых, возможности нашего мозга на это не рассчитаны, в-третьих, реальная польза от большинства таких знаний ничтожна. Вместо этого мы храним наши знания примерно так:

Разумеется, некоторые эти знания ассоциированы с теми или иными зрительными образами. Например, слово «Австрия» может вызвать характерный образ этого государства на карте.

Наша память и – соответственно – картина мира устроены так, что мы с легкостью можем узнать знакомые образы: например, образ дома, в котором живём или вид Кремля, но сколько окон в доме или – хотя бы – сколько башен Кремля выходит на Красную площадь – на этот вопрос могут ответить далеко не все люди. Это связано с тем, что информация хранится в нашей памяти в нестрогой форме и схематично.

(от лат. constructio - построение) - создаваемый субъектом классификационно-оценочный эталон, с помощью которого осуществляется понимание объектов в их сходстве между собой и отличии от других. По своему структурному содержанию личностный конструкт отражает характер интерпретации человеком элементов окружающего мира (событий, явлений, людей) как сходных между собой и в то же время отличных от других. Система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Достаточно целостное представление о своем будущем – или со стороны отдельной личности, или со стороны социальной группы. Целостная, многоуровневая система представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности, в большей или меньшей мере осознанная система представлений человека о самом себе. (от лат. rigidus - жесткий, твердый) - затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки; недостаточная пластичность в психической деятельности и поведении, трудность переключения на что-то новое, сопротивление изменениям, своего рода непроницаемость (Н.Д. Левитов). Знания, которые кажутся их обладателю реальными, однако они не имеют под собой сколь-нибудь значительных объективных предпосылок и не способные выдержать даже малейшую критику.

Её следует определить как:

  • систему образов (и связей между ними) - наглядных представлений о мире и месте человека в нём, сведений о взаимоотношениях человека с действительностью (человека с природой, человека с обществом, человека с другим человеком) и самим собой; составляющие картину мира образы являются не только (и не столько) зрительными, но и слуховыми, осязательными и обонятельными; образы и сведения чаще всего имеют эмоциональную окраску;
  • порождаемые этой своеобразной конфигурацией образов и сведений жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации и духовные ориентиры; любые существенные изменения картины мира влекут за собой перемены в системе указанных элементов.

В соответствии с этими особенностями картина мира :

Субъектом или носителем картины мира является и отдельный человек, и социальные или профессиональные группы, и этнонациональные или религиозные общности.

Картина мира - сложноструктурированная целостность, включающая три главных компонента - мировоззрение , мировосприятие и мироощущение . Эти компоненты объединены в картине мира специфическим для данной эпохи , этноса или субкультуры образом .

Мировосприятие (то есть чувственно-образная часть) - это совокупность наглядных образов культуры, человека, его места в мире, взаимоотношений с миром и другими людьми и т. п.

Особенности различных картин мира

Выделяют следующие признаки-критерии, на основе которых можно различать особенности различных картин мира:

  • масштабность;
  • чёткость;
  • эмоциональная окрашенность;
  • свет и мрак;
  • присутствие прошлого, настоящего и будущего;
  • аналитизм и синтетизм;
  • выделенность субъекта из внешней среды;
  • активность-пассивность;
  • знаковость (символичность);
  • рефлексивность;
  • насыщенность межчеловеческими отношениями;
  • конформность;
  • детерминированность мироустройства;
  • степень общей развитости;
  • особенности развития репрезентативной системы.

Субкультурная картина мира

Мир не хорош и не плох, - утверждали ещё мудрецы древности, - он таков, каким мы его воспринимаем. Что же определяет восприятие мира, а следовательно, и отношение к нему, человеком?

Издавна известно, что даже самые добросовестные свидетели, наблюдавшие один и тот же эпизод, часто дают о нём противоречивые показания. Происходит это потому, что у свидетелей могут более или менее существенно отличаться картины мира. Скажем, у одних в ней преобладают светлые, у других - мрачные тона, у одних в её центре прошлое, у других - будущее, у одних она насыщена человеческими отношениями, у других основное место отведено природе; одни картины мира сложны и красочны, другие просты и бесцветны и т. д. И, проецируя эпизод в сложившуюся у него картину мира, свидетель непременно подвергает его при этом трансформации. Картина мира служит чем-то вроде координатной сетки, определяющей смысл и содержание любых воспринимаемых объектов и образов. Это происходит потому, что люди чувствуют и действуют не в соответствии с некими «объективными фактами», но исходя из своих всегда субъективных представлений о них. А эти последние определяются многими обстоятельствами. Исследованиями установлено, что, например, «представления о счастье и иерархия жизненных ценностей могут заметно расходиться не только у разных народов и культур, но и у представителей разных поколений или разных субкультур внутри одной культуры, одного народа» . Главная причина этого - наличие у разных народов, этносов и субкультур да и, пожалуй, у каждого человека своей индивидуальной картины мира, в соответствии с особенностями которой каждый человек и ведёт себя так или иначе .

Своеобразная картина мира присуща любой социальной общности - от нации или этноса до социальной или профессиональной группы или отдельной личности. Мало того, каждому отрезку исторического времени соответствует своя картина мира. Другими словами, любое достаточно крупное человеческое сообщество имеет дифференцированные картины мира как по горизонтали (различные социальные группы современников), так и по вертикали: картины мира - это не нечто застывшее, но исторически изменчивый процесс приспособления к меняющимся реалиям. Так, например, картина мира крестьянина отличается от картины мира его современника-университетского профессора. Но точно так же сегодняшний крестьянин или профессор воспринимает мир совсем не так, как представители этих же социальных групп сто лет назад. Различаются картины мира у католика и православного, у мусульманина и буддиста. Подобные различия хорошо иллюстрирует искусство. Например, Париж в изображении китайских художников отличается от Парижа Писсарро и Моне . А природа у современных пейзажистов разительно отличается от её изображения XIII-XIV веков. Не случайно также говорят, к примеру, о Петербурге Гоголя и Достоевского или о булгаковской Москве.

Литература

  • К.Айдукевич Картина мира и понятийный аппарат (Das Weltbild und die Begriffsapparatur // Erkenntnis. 1934. Bd. 4. S. 259–287.)
  • Яковлева Е. С.. Фрагменты русской языковой картины мира: модели пространства, времени и восприятия. М.: Гнозис, 1994.

Примечания

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Картина мира" в других словарях:

    В отличие от мировоззрения совокупность мировоззренческих знаний о мире, «совокупность предметного содержания, которым обладает человек» (Ясперс). Можно выделить чувственно пространственную картину мира, духовно культурную, метафизическую.… … Философская энциклопедия

    КАРТИНА МИРА - КАРТИНА МИРА. 1. Совокупность знаний и мнений субъекта относительно реальной или мыслимой действительности. 2. Отраженные в языковых формах и категориях, текстах концепты, мнения, суждения, представления народа, говорящего на данном языке, о… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Система интуитивных представлений о реальности. К. м. можно выделить, описать или реконструировать у любой социопсихологической единицы от нации или этноса до какой либо социальной или профессиональной группы или отдельной личности. Каждому… … Энциклопедия культурологии

    Картина мира - сформированная в сознании человека и словесно оформленная система сведений о различных сферах окружающей жизни. Картина мира – это целостная система знаний и представлений о мире, выполняющих функцию ориентировочной основы действий человека. Эта… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    КАРТИНА МИРА - – это совокупность взаимосвязанных систематизированных представлений об устройстве мира, Вселенной, о месте в ней человека, его познавательных и творческих возможностях. Термин «картина мира» появился благодаря немецкому физику Г. Герцу, когда… … Философия науки и техники: тематический словарь

Экология жизни.Современная наука, в частности, квантовая физика и теория относительности, вносит существенные коррективы в привычные представление о мире. Новая научная парадигма позволяет осуществить синтез идеализма и материализма, что дает возможность взглянуть на мироздание с совершенно иной точки зрения...

…Создание единой и неизменной картины
мира – цель, к которой стремится естествознание.

Макс Планк.

Современная наука, в частности, квантовая физика и теория относительности, вносит существенные коррективы в привычные представление о мире. Новая научная парадигма позволяет осуществить синтез идеализма и материализма, что дает возможность взглянуть на мироздание с совершенно иной точки зрения, переосмыслить философию, существующие научные концепции и методы.

Квантовая теория заключает в себе идею "туманного" мира, в котором размывается различие между частицами и волнами, - мира, в котором материя никогда не бывает в состоянии покоя, а напротив, находится в непрерывном движении. Мир представляется как система, состоящая из неделимых, взаимодействующих и пребывающих в непрестанном движении частиц. Чем глубже мы проникаем в субмикромир, тем больше убеждаемся в том, что есть основополагающее единство, соединяющее всех нас. Созданная теоретическая база позволяет нам гораздо легче осознать «природу реальности».

Квантовая теория подтверждает древнейшие концепции о существовании семи уровней реальности Мироздания. Учеными получены точные описания всех семи уровней. При переходе с уровня на уровень увеличивается плотность вещества. Таким образом, можно сказать, что материя является энергией в плотном виде.

Промежуточным этапом этого процесса является сознание. С физической точки зрения сознание является особой формой полевой (торсионной) материи. Сознание и материя на уровне торсионных полей оказались неразрывными сущностями. С этих позиций стало очевидным, что сознание выступает в качестве посредника. объединяющими, с одной стороны, все поля, весь материальный мир, а с другой стороны все уровни тонкого мира.

С этой точки зрения сознание человека можно рассматривать как трансформатор энергии, с помощью которого духовная энергия становится материей. Этот новый подход должен коренным образом изменить наше понимание реальности.

Как испокон веков утверждают восточные религии, материя есть Майя, иллюзия. Это иллюзия независимости нашего существования. Воспринимаемые нами как разные отдельные предметы на самом деле являются концентрациями частиц единого энергетического поля. Но эти качества твердость и отдаленность существуют только с ограниченной точки зрения несовершенного восприятия. Конечно же, нам людям удобно именно так воспринимать другие объекты: это позволяет действовать в поле которому принадлежим.

Ясно, что с практической точки зрения удобно воспринимать объекты как отдельные предметы. Однако такое представление имеет не только позитивные, но и негативные стороны. Один из негативов заключается в том, что люди воспринимают себя отдельно от окружающего мира. Это порождает и развивает чувство изолированности, отсутствия безопасности, что неизбежно приводит к тревоге и беспокойству.

Мы начинаем приоткрывать покровы неверного восприятия, маскирующего от нас подлинный мир, и делаем открытие: оказывается внутренний и внешний миры нераздельны. Их искусственное разделение – лишь продукт субъективного восприятия мира.

Голография – еще одно открытие физики, которое, возможно, позволит осуществить сближение естественных наук с гуманитарными, приподнимая завесу над еще не объясненными психологическими явлениями. Это уникальное концептуальное средство, чрезвычайно полезное для понимания принципов целостности.

Голограмма представляет собой трехмерную фотографию, сделанную с помощью лазера. Снимок выглядит как бессмысленное чередование светлых и темных линий. Если пленку осветить лучом лазера, то появится изображение предмета в трех измерениях.
Если голограмму разрезать пополам и осветить лазером, каждая половина будет содержать целое первоначальное изображение. Если же продолжать разрезать голограмму на более мелкие кусочки, на каждом из них вновь обнаружим изображение всего объекта в целом. В этом заключается свойство распределенности.

С философской точки зрения это представляет несомненный интерес, так как подтверждается принцип " часть замещает целое", то есть, в любой точке пространства содержится информация обо всех событиях и сущностях Вселенной. На современном языке это значит, что Вселенная представляет собой огромную голограмму, так как установлено, что это свойство характерно только голографическим процессам.
Другой особенностью является поразительная экономия. Ни одно из существующих средств хранения информации, имеющих те же размеры, не сравнится по объему памяти с голограммой.

И, третье. Существенным является волновой характер взаимодействий. Данный физический процесс служит исходным моментом для создания нейроголографической модели работы мозга. Сигналы, исходящие из частиц, из которых состоит окружающая нас материя, могли бы проецироваться на все точки мозга. А сам мозг, учитывая частоты воспринимаемых волн, мог бы математически воссоздать на основе интерференционной картины "конкретную" реальность.
Тогда, отсюда вполне естественно вытекает представление об энергетической природе человека и объяснение возможного механизма функционирования человеческого мозга, согласно которому основные мыслительные процессы происходят не в нем, а в окружающей активной среде.
Взаимосвязь фазовых отношений лежит в основе способности формирования образов. По-новому осознается значение образного мышления. С точки зрения голографической модели, с его помощью окружающий мир и подсознание общаются с нами. В таком случае, язык образов – это эсперанто всего живого.

Очевидна теснейшая взаимосвязь и взаимозависимость образа и энергии. Оперирование наглядными образами и игра воображения - это объективно протекающий, физически, биологически и психически обусловленный процесс. Образ в конечном итоге проявляется в виде энергетических процессов, а последние, в свою очередь, претворяются в образ. Этим объясняется возможность создания новой реальности.
Человеческий мозг является элементом большой голограммы, имеющей доступ ко всей информации. Однажды полученная, она фиксируется навсегда; образы со временем не тускнеют и могут быть воспроизведены через много лет.

Отсюда также можно понять эффекты телепатии, экстрасенсорики и пр., что, в свою очередь, способствует прорыву в область неизвестного и раскрытию одного из аспектов феномена современного человека. Индивидуальное сознание включается в общий космический энергоинформационный поток. И тогда творческий потенциал человека становится воистину неисчерпаемым.
Глубинное поле Вселенной кодирует и хранит информацию, исходящую от живых и неживых структур, в виде голограмм. Причем, такая информация не хранится пассивно, а отбирается, перерабатывается и передается в необходимых дозах, в необходимое время и в необходимом направлении. От способности видеть истинную картину целиком и реагировать на изменения зависит наше гармоничное взаимодействие с миром.

Концепция голографической Вселенной крайне важна для понимания высших по отношению к нашему, измерений. В соответствии с этой концепцией все, что содержится в определенном объеме пространства высшего уровня, неминуемо проецируется на нижестоящие. На нашем уровне информация выступает, по сути, не реальными объектами, а символами, что дает возможность всякому понимать скрытую символом истину сообразно своему развитию сознания.
Символ – концентрированная условная абстрактная форма знаний, которая выражается при помощи стилизованного знака. Так наиболее распространенным во всем мире, во всех религиях символ креста (хотя вид его несколько видоизменен у разных народов). Символы постоянно используются каждым, но, как правило, бессознательным, неконструктивным и даже нередко опасным образом. Поэтому, одной из настоятельных потребностей нашего времени является осознание природы символов, изучение множества их классов и видов для целенаправленного использования.
Достижения современной науки оказывают влияние почти на все стороны общественной жизни. Оно затрагивает всю культуру в целом, и образ мышления в частности, и выражается в пересмотре наших взглядов на Вселенную и нашего отношения к ней.

Современный уровень развития науки предопределяет необходимость пересмотреть фундаментальные понятия, лежащие в основе нашего мировоззрения, радикальная перемена которых позволяет решить острейшую проблему соотношения индивидуализма и коллективизма, и, следовательно, найти выход из кризиса социума и культуры.
Именно человек как микрокосмос социума выступает движущей силой развития общества, ибо, в зависимости от того, создает оно условие для осуществления его творческих, физических и духовных потенций или препятствует этому, оно либо находится в динамическом равновесии и движении, либо деградирует и саморазрушается. о публиковано

Литература:
Плыкин В.Д. В начале было слово или след на воде. – Ижевск: Издательство Удмуртского университета, 1995.
Акимов А.Е. , Шипов Г.И. Сознание: физика торсионных полей и торсионные технологии. – Владивосток. Материалы 2-й конференции культура XXI века: человек и среда обитания.1998.
Казначеев В.П. Феномен человека: космические и земные истоки.- Новосибирск: Книжное изд-во1991.
Тихоплав Т.С., Тихоплав В.Ю. Физика веры. – СПб.: Изд-во Весь, 2002.
Волченко В.Н. Принятие Творца современной наукой// Сознание и физическая реальность. 1997. Т.2. №1.

Присоединяйтесь к нам в

Каждый человек появляется на свет, не имея представлений о себе и окружающем мире. Со временем он учится понимать мир, идентифицировать в этом мире себя. Определяющими силами в становлении человеческой картины мира являются среда, в которой он находится, и система его воспитания. Первыми воспитателями человека являются его родители или люди, заменяющие их. Именно они формируют начальные представления об окружающем пространстве, радостях и опасностях, подстерегающих маленького человека, помогают приобрести необходимые умения, осознать правила поведения в человеческом обществе. Постепенно ребенок приобретает собственный опыт, и, с высоты своего опыта, делает самостоятельные выводы о мире. Книги, СМИ, рассказы других людей постоянно дополняют его представления. Из понимания человека о том, как работает окружающая действительность и какое место в ней занимает сам человек, складываются устойчивые убеждения, которые, в свою очередь, образуют картину мира.

Помните слова главной героини из фильма «Железная леди»?
«Следите за своими мыслями. Ибо обращаются они в слова, слова – в действия, а действия – уже в привычки. Берегитесь привычек, ибо они формируют характер, усмиряйте свой характер, ибо он становится судьбой. Что мы думаем, тем становимся» (Маргарет Тетчер)

Рассмотрим, как это работает в жизни.

Ваша картина мира состоит из ваших убеждений о мире и самом себе. На основе этих убеждений вы рассуждаете, что «правильно» или «не правильно», «хорошо» или «плохо». Затем следуют поступки, которые вы считаете правильными или возможными.
Получить диплом о высшем образовании (часто не важно каком и какого вуза) – правильно. Главное – иметь высшее образование. Кричать на ребенка по поводу и без повода – возможно. Так поступали родители, соседи, знакомые и незнакомые люди. И эта модель поведения есть в вашей картине мира как допустимая. Пить алкоголь ведрами – возможно, многие так поступают.
Наши поступки, воспроизводимые регулярно, становятся привычкой.
Из поступков складывается модель поведения. Кто-то каждое утро начинает с сигареты, а кто-то с утренней пробежки.
Наши привычки формируют наши способности.
Кто-то способен провести все выходные, лежа на диване, а кто-то подтянуться 101 раз на перекладине.
Способности определяют уникальность, «эксклюзивность» каждого конкретного человека. Чем меньше людей могут повторить эти способности, тем большую ценность человек представляет для мира.
Сварщик, занявший первое место на всероссийском конкурсе профессионального мастерства, получает зарплату в несколько раз больше своих коллег. И дело здесь вовсе не в наличии первого места, дело в качестве шва, которое этот человек представил миру.
Бухгалтер крупного холдинга, безупречно управляющийся с множеством цифр и счетов, ценится гораздо выше бухгалтера мелкой лавки.
Способности формируют характер.
Изменяясь во времени, способности «притягивают» новую реальность вокруг, определяемую новыми людьми и событиями, появляющимися в вашей жизни.
Вы становитесь классным мастером, профессионалом в какой-то области и осознаете это, в подтверждение вашим взглядам, мнения о вас окружающих, создают новые убеждения, закрепляя реальность. Вас считают лучшим – вы становитесь лучшим.
Другой пример. Вы предпочитаете в свободное время расслабиться за рюмочкой или кружечкой, в хорошей компании, или просто провести выходные перед телевизором. Со временем такой отдых становится преобладающим, друзей и возможностей выбраться из однообразия и скуки все меньше. Застой в делах, в семье. Работа – дом – работа. Понедельник – пятница, выходные. Вот уже и окружающие считают вас бездарностью. Со временем и вы начинаете убеждать себя в собственной беспомощности противостоять судьбе.
Ваш характер становится судьбой.
Что мы думаем, тем и становимся. То, как вы выглядите, как строите отношения с другими людьми, как реализуете свои таланты, сколько денег зарабатываете, зависит от ваших мыслей (убеждений)
Все начинается и заканчивается на уровне мыслей или убеждений. Причем убеждения не истина, а лишь отражение реальности, в которой формировалась ваша «картина мира».
Убеждения можно изменить, но самое сложное, что они не меняются самовнушением. Они меняются только через смену модели поведения, новый опыт, новые способности, формирующие новую реальность.

На словах все довольно просто. Почему же на деле так сложно поменять собственную реальность: жирное тело на подтянутое, отравляющие жизнь отношения на добрые, нереализованные способности на признание таланта, безденежье на безбедную жизнь?
Наша сформировавшаяся «картина мира» работает как сортировщик новой информации, пропуская ее через фильтры нескольких уровней.
Фильтр работает на основе представлений о полезности с одной стороны и ресурсозатратности с другой. Делать зарядку – полезно, но ресурсозатратно (нужно выделить время, найти силы, собрать волю). Курить – вредно, но бросать трудно (нужна воля). Еще один фильтр, через который мы пропускаем информацию – удовольствия. Есть капусту полезнее, чем печенье. Но есть печенье – удовольствие.
Увы, но спокойствие (возможность не тратить ресурсы) и удовольствия перевешивают здравый смысл (полезность). Если модель поведения не представляет смертельной угрозы, она допустима в нашем сознании.

Так работает обработка входящей информации у большинства и только 5-7% людей за основу выбора берут полезность.
Попробуйте задать вопрос: «Что полезного для меня в том или ином совершаемом действии (деятельности)?» И вы, скорее всего, удивитесь, как мало полезного делаете для себя, и как много совершаемого вами связано с получением сомнительных удовольствий.
До тех пор пока человек не перейдет из позиции «хорошо сейчас – плохо потом» в позицию «плохо сейчас – хорошо потом», не стоит ждать жизненных перемен.

Еще один способ изменить картину мира – изменить окружение. Работает этот способ очень просто. Находясь в среде людей, добившихся результатов, к которым вы стремитесь, вы пропитываетесь их идеями, воспринимаете их опыт, осознаете способы достижения результатов. Когда вы принимаете возможность осуществления задуманного, вы легко преодолеваете внутренние барьеры на пути к целям.

Подведем итоги.

Картина мира – представление человека о реальности. Изначально это представление неосознанно формируется под влиянием окружения и личного опыта. Картина мира любого человека субъективна. Если вам хочется изменить течение собственной жизни, выйти на новые результаты, начинать стоит со смены убеждений. Сделать это сходу не получится. Убеждения не меняются силой мысли. Эффективные способы работы с собственными убеждениями – изменение модели поведения и смена окружения помогают впустить в себя новый опыт, понять, как действовать по-другому. Не бойтесь мечтать по-крупному и воплощать мечты в реальность. И помните, что продолжая день за днем думать, как вчера, делать то же, что и вчера, наивно рассчитывать на другой результат завтра.



Новое на сайте

>

Самое популярное