Домой Участок Общая психология понятия личность презентация. Проблема развития личности

Общая психология понятия личность презентация. Проблема развития личности

Презентация на тему: Психологическая структура личности.

Выполнила: Методист Травникова Д.Ш. ГБПОУ Колледж связи №54


Человек – это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы – к человеческому роду («homo sapiens» - существо разумное)

Индивид – это единичный представитель вида «homo sapiens».

Как индивиды (субъекты) люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, типологией личности, эмоциональностью)

Личность – системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения.

Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека.


Личность – это субъект и объект общественных отношений.

Как объект общественных отношений личность находится в сере влияния отношении в обществе, как субъект личность проявляется в качестве деятеля общественного развития и человека сознательного.



В каждой структуре проявляются недостатки темперамента, которые компенсируются основными достоинствами характера каждой личности. Характер – совокупность устойчивых особенностей личности, складывающихся в процессе деятельности и общения, проявляющихся в типичных способах поведения. Это основа, стержень личности; он формируется в процессе всей жизни человека. Целостность характера составляют: система убеждений, потребности и интересы, темперамент, интеллект, чувства и воля.


Основные формы направленности

Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, относительно независимых от ситуаций, ориентирующих деятельность и поступки личности. Основные формы направленности – это мировоззренческие идеалы, склонности, интересы, желания, влечения, убеждения


Мотив (желание) это основание какого-либо поступка или действия, это побуждения к деятельности, вызывающие активность личности

Структура мотивов:

1) мотив начинается с возникновения потребности, необходимости чего-либо, сопровождаемой эмоциональным беспокойством, неудовольствием;

2) мотив осознается через:

  • осознание причины эмоционального неудовольствия, необходимости чего-либо; осознание объекта, который отвечает данной потребности и может ее удовлетворить - формируется желание.
  • осознание путей достижения целей – осуществляется реализация энергетического компонента мотива в реальных поступках.


Структура личности по С.Л. Рубинштейну

Структура личности по К.К. Платонову


Структура личности по З. Фрейду

Структура личности по К.Г. Юнгу



Личность

Слайдов: 41 Слов: 3859 Звуков: 0 Эффектов: 0

Психология личности. Человек в зеркале природы. Принципы психологии личности. Предмет психологии личности. Особенности познавательной ситуации. Многообразие проявлений личности. Явление. Междисциплинарный статус. Человек. Индивидуальность. Способность. Отрасль психологии. Сформированность психологических свойств. Методология. Принцип системности. Точка зрения. Биогенетический подход. Иерархический и координационный принцип. Принцип активности. Принцип развития. Онтогенез. Проблема стадий развития. Принцип субъекта. Принцип детерминизма. Принцип единства. Проблема структуры личности. Теоретические основания. - Личность.pptx

Теории личности

Слайдов: 37 Слов: 747 Звуков: 0 Эффектов: 0

Личность. Тип личности … … Стиль поведения личности, определяемый группой взаимосвязанных черт. Типология К.Юнга. Теории личности. Теории черт. Теория черт Г. Оллпорта (G. Allport). Теория черт Р.Б.Кэттела. «Большая пятерка». Экстраверсия. Низкие оценки Спокойный Пассивный Замкнутый Склонный к уединению. Высокие оценки Компанейский Общительный Активный Нежный. Доброжелательность. Низкие оценки Подозрительный Критичный Безжалостный Раздражительный. Высокие оценки Доверчивый Терпеливый Добродушный Снисходительный. Добросовестность. Низкие оценки Небрежный Ленивый Неорганизованный Непунктуальный. - Теории личности.ppt

Понятие личности

Слайдов: 31 Слов: 1995 Звуков: 0 Эффектов: 81

Семинар. «Психология личности». Б.Г. Ананьев (1907-1972). Личность человека более таинственна, чем мир. Человек - микрокосмос и заключает в себе все». К.Г. Юнг (1875-1961). Личность. Работа по группам. Задание «Разбери по буквам». В «Психологическом словаре» (1983, под ред. В «Кратком психологическом словаре» (1985, под ред. В «Большом психологическом словаре» (2003, под ред. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают». Личность: несколько подходов: Задание «Синквейн». Сознание. Индивид всегда еще и социальная единица социума, т. е. общественный индивид. Вид: человек разумный. - Понятие личности.ppt

Изучение личности

Слайдов: 15 Слов: 662 Звуков: 0 Эффектов: 0

Смерть. Личность как объект изучения. Ребёнок. Носитель общечеловеческих свойств. Особенности. Личность. Признаки, характеризующие личность. Примеры конкретных проявлений. Анекдот. Типы исторических личностей. Портреты исторических личностей. Формирующаяся личность. 10-летний ребёнок спросил у вас, кого можно назвать личностью. - Изучение личности.pptx

Социальная личность

Слайдов: 38 Слов: 1253 Звуков: 0 Эффектов: 164

Человек. Задачи урока. Мысли мудрых. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Исследования процесса становления человека. Процесс становления человека. Цель и смысл жизни. Попробуем ответить. Духовный человек. Духовный мир личности. Типы мировоззрения. Тип мировоззрения. Деятельность- способ существования человека. Элементы деятельности. Пирамида потребностей человека (по А. Маслоу). Мотивы деятельности. Уровни развития способностей. Основные виды деятельности. Творчество – высший вид деятельности людей. Вид деятельности, характерный не только для людей. - Социальная личность.pptx

Что значит быть личностью

Слайдов: 22 Слов: 1074 Звуков: 0 Эффектов: 9

Важно не то,кем тебя считают, а кто ты на самом деле. Диагностика ценностных отношений, свидетельствующих о личностном росте. Проблемный семинар. Что значит быть личностью. Проблема. Определение понятия. Структура личности. Отношение к другим людям. Моральный кодекс гражданина Российской империи. Что значит быть личностью. Отношение к самому себе. Я - идеальный и реальный. Самооценка. Отношение к миру. Отношение к делу. Генрих Шлиман. Запомни: не надо постоянно со всем и каждым соглашаться. Я и смысл моей жизни. Каждый выбирает ту крепость, которую хочет взять. Помните, что каждый из вас неповторим. - Что значит быть личностью.ppt

Структура личности

Слайдов: 39 Слов: 1974 Звуков: 0 Эффектов: 1

«Биологическое и социальное в структуре личности». Существуют разные точки зрения на соотношение биологического и социального развития в личности. Одни включают биологическую организацию человека в понятие личности. Объект исследования - личность. Предмет исследования: теории личности. Теоретическое значение и новизна исследования. Б.Г. Ананьев (1907-1972). «Личность есть вершинный уровень развития человека. Человек – один из наиболее сложных объектов реального мира. Структура личности и подходы к вопросу о сочетании биологического и социального. К.Г. Юнг (1875-1961). 3. Фрейд. - Структура личности.ppt

Направленность личности

Слайдов: 20 Слов: 313 Звуков: 0 Эффектов: 16

Направленность личности. Верны ли следующие суждения о человеке? А. Человек есть природный, биологический факт. Человек – существо биосоциальное! Человек, в отличие от животного, обладает способностью. Найдите в приведенном ниже списке проявления, отражающие социальную природу человека. 1) интересы 2) мировоззрение 3) задатки 4) умения 5) наследственность 6) идеалы. Вопросы для изучения: Социальное поведение структура направленности личности жизненные цели. Как можно объяснить данные понятия? М.Вебер (1864-1920 гг.), немецкий социолог, экономист, юрист. Социальное действие. - Направленность личности.ppt

Типы личности

Слайдов: 17 Слов: 1097 Звуков: 0 Эффектов: 48

Профессиональный тип личности. Практический (реалистический) тип. Противоположный тип - социальный. Интеллектуальный тип. Близкие типы: реалистический и артистический. Противоположный тип: предпринимательский. Социальный тип. Близкие типы: артистический и предпринимательский. Противоположный тип: реалистический. Стандартный (офисный) тип. Противоположный тип: артистический. Предприимчивый (предпринимательский) тип. Противоположный тип: интеллектуальный. Артистический тип. Близкие типы: интеллектуальный и социальный. Противоположный тип: офисный. - Типы личности.ppt

Творческая личность

Слайдов: 21 Слов: 1005 Звуков: 0 Эффектов: 63

Психология творческого саморазвития. Правило 2. Каждый день хоть в чем-то, но стремитесь изменить себя к лучшему. Пройдет неделя, месяц, год и вы поймете, что вы в целом стали умнее, сильнее, добрее. Правило 3. Не давайте загнать себя в угол! Всякий раз отстаивайте свое право на творчество, право выбора в принятии решений. Правило 5. Овладевайте наиболее эффективными приемами периодической мобилизации и релаксации. Настоящий лидер побеждает своего конкурента дважды: вначале интеллектуально и морально, затем реально! Правило 7. Ищите себе Учителя - творческую личность! Творческая личность. - Творческая личность.ppt

Индивид и личность

Слайдов: 11 Слов: 798 Звуков: 0 Эффектов: 0

Понятия «личность» и «индивидуальность». 1) В «Кратком психологическом словаре» (1985, под ред. «Личность» - «индивидуальность». Деформация индивидуальности. Развитие всех сфер в интересах. Ребенка. Общества и ребенка. Только общества, но не ребенка. Определенных групп. Решает задачи развития индивидуальности. Воспитание личности. Развитие сфер личности. Предметно-практическая способности, поступки, умения в различных видах деятельности и общении. Саморегуляция свобода выбора целей; самокритичность; добропорядочность; управление поведением; совестливость. Понятие личности и индивидуальности не совпадают, но имеют общую область - индивидуальность личности. - Индивид и личность.ppt

Человек как личность

Слайдов: 13 Слов: 361 Звуков: 0 Эффектов: 30

Человек – личность. Задача. Расширить знания учащихся о влиянии социальной среды на человека. Цели. Опрос домашенего материала: Зачем человек рождается. Человеческий ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека А.Пьерон. Ответьте на вопросы: Чем человек отличается от животных? Что такое наследственность? Можно ли влиять на наследственность? Почему бесцельно прожитая жизнь не приносит человеку счастья? Изучение нового материала. Познакомьтесь с текстом «Что такое личность». Что такое личность. «Картинная галерея». Составьте словесный портрет девушек, изображенных на полотнах В.А.Серова и З.Е.Серебряковой. - Человек как личность.ppt

Человек индивид личность

Слайдов: 10 Слов: 591 Звуков: 0 Эффектов: 0

Человек. Индивид. Личность. О причинах, способствовавших выделению человека из животного мира, высказываются различные гипотезы. Такие предельно общие понятия называют категориями. И сам человек воспринимался как своеобразный «микрокосмос». Было выделено противоречие: «неизменные законы природы – изменчивые человеческие установления». Понятие индивид впервые использовал в своих сочинениях древнеримский ученый и политик Цицерон. Термин «индивид» характеризует человека как одного из людей. В науке проявляются два подхода к личности. Первый рассматривает сущностные характеристики. - Человек индивид личность.ppt

Личность и индивидуальность

Слайдов: 24 Слов: 401 Звуков: 0 Эффектов: 58

Человек, индивид, личность. Человек с точки зрения человека. Одно из специфических свойств человека- анализ самого себя. Внешний анализ. Внутренний анализ. Идеальный вариант. Основная идея древних философских систем- «Человек-часть космоса». Природа - живой организм. Древний Китай. Древняя Индия. Основная идея- переселение душ. Древняя Греция. Познай самого себя! Боги. Человек- мера всего существующего. Природа. Неизменные законы природы, -изменчивые человеческие установления. Возрождение. Человек причастен ко всему земному и небесному. …Безграничность возможностей человека. - Личность и индивидуальность.ppt

Индивид личность индивидуальность

Слайдов: 16 Слов: 237 Звуков: 0 Эффектов: 61

Человек. Человек с точки зрения человека. Одно из специфических свойств человека- анализ самого себя. Внешний анализ. Внутренний анализ. Идеальный вариант. Индивид и индивидуальность. Индивид. Древнегреческий. Латынь. «Атом». «Индивид». Цицерон. Неделимая основа мира. Человек-один из людей. Значения термина «ИНДИВИД» (через взаимоотношения человека и общества). От общего к частному. От частного к общему. Индивидуальность. Отличия. 1.Внешние. 2.Психологичес- кие 3.Социальные 4.Духовно- культурные. Биологические отличия (внешние). 1.Цвет кожи 2.Антропо- метрия. 3.Группа крови и др. - Индивид личность индивидуальность.ppt

Личность и общество

Слайдов: 20 Слов: 889 Звуков: 0 Эффектов: 66

Тема: Личность и личный выбор § 48 Что такое мораль? § 49. Антропогенез – процесс возникновения человека. Человек – биосоциальное существо. Биологическое: Проявляется в анатомии, физиологии: обладает кровеносной, мышечной, нервной системами. Социальное: Неразрывно связан с обществом, становится человеком лишь в общении с другими. Человеческий индивид. Основные отличия человека от животного: Обладает большим мозгом мышлением и членораздельной речью; прямохождением. Способен к сознательной творческой деятельности. Способен изготавливать орудия труда с помощью ранее сделанных. Человек удовлетворяет не только биологические, но социальные (духовные) потребности. - Личность и общество.pptx

Личность и коллектив

Слайдов: 25 Слов: 1236 Звуков: 0 Эффектов: 0

Личность и коллектив как объект управления. Личность. Коллектив. Управление. Этапы управления. Субординация. Руководство. Конфликт. Стили руководства. Директивный стиль. Преобладающие методы стиля. Интересы дела. Демократический стиль. Формы общения с подчиненными. Либеральный стиль. Авторитарность. Авторитарность связана с личностными чертами. Нравственные нормы этикета. Вежливость. Корректность. Тактичность. Скромность. Благородство. Точность. - Личность и коллектив.ppt

Психологический портрет личности

Слайдов: 10 Слов: 1064 Звуков: 0 Эффектов: 0

Психологический портрет. Методология создания психологического портрета личности. Систематизацию черт личности лучше проводить исходя из модели успешной личности. Покажи мне свой автомобиль, и я скажу: кто ты. Размер и цвет. Красный цвет указывает на инстинктивность натуры, желание двигаться, заявить о себе. Желтый - цвет солнца. Владелец желтого авто - человек солнечный. Зеленый цвет - цвет сердечности, теплоты, спокойствия. Синий считается цветом ума. Фиолетовый предпочитают люди творческие, достаточно утонченные. Белый - цвет объединяющий. Скажи, какой кофе ты предпочитаешь, и я скажу какой твой характер. - Психологический портрет личности.ppt

Внутренний и внешний мир

Слайдов: 12 Слов: 898 Звуков: 3 Эффектов: 70

Мир внешний и внутренний. Мир, в котором мы живём, огромен, разнообразен и очень интересен. Но не менее богат и интересен внутренний мир человека. Скажите, какое время года изображается на фотографии? Посмотрите как изобразил осень И.И. Левитан в картине «Золотая осень». Но что такое узнать? Так мир внешний входит в наш внутренний мир. Но внутреннее оказывается важнее, чем внешнее. Внешний мир зависит от нашего внутреннего состояния, наших представлений, чувств. Посмотрите на картины Айвазовского «Вид Одессы в лунную ночь» и «Морской берег. Прощание» и опишите картины Что вы видите? -

Личность - это конкретный человек, взятый в
системе его устойчивых социально обусловленных
психологических характеристик, которые
проявляются в общественных связях и отношениях,
определяют его нравственные поступки и имеют
существенное значение для него самого и
окружающих.
Структура личности: направленность, способности,
темперамент, характер.

Проблема соотношения биологического и социального

Биологическое: темперамент, задатки, способности.
Социальное: характер, направленность, мотивация,
установки.

Задатки – зачатки способностей.
Способности - это индивидуально устойчивые
свойства человека, определяющие его успехи в
различных видах деятельности.
Темперамент - это динамическая характеристика
психических процессов человека.
Характер содержит качества, определяющие
отношение человека к другим людям.
Мотивация - это совокупность побуждений к
деятельности.
Социальные установки - это убеждения.

С момента зачатия влияния генов и среды тесно
переплетаются. Родители предоставляют своему
потомству и гены, и среду, причем и то и другое
зависит от собственных генов родителей и среды, в
которой они выросли - тесная взаимосвязь между
наследуемыми характеристиками (генотипом)
ребенка и средой, в которой он воспитывается.

Общий интеллект является частично наследуемым.
У родителей с высоким IQ вероятнее всего будет
ребенок с высоким IQ. Но, кроме этого, такие
родители, скорее всего, будут создавать своему
ребенку богатую среду, стимулирующую развитие
умственных способностей - двойная доза
интеллектуальных возможностей.

Сходным образом, ребенок, выросший у родителей с
низким интеллектом, может встретить домашнюю
среду, которая еще больше усиливает
интеллектуальную отсталость, приобретенную
наследственно.

Некоторые родители могут специально создавать
среду, отрицательно коррелирующую с генотипом
ребенка. Например, родители-интроверты могут
поощрять социальную активность ребенка, чтобы
противодействовать его застенчивости.

Каждый ребенок воспринимает объективное
окружение как субъективную психологическую среду,
и именно эта психологическая среда формирует
дальнейшее развитие личности.

Беспокойный, чувствительный ребенок будет
ощущать строгость родителей и реагировать на нее
иначе, чем спокойный, гибкий ребенок; резкий голос,
вызывающий у чувствительной девочки слезы,
может быть вовсе не замечен ее не столь
чувствительным братом.

Механизмы формирования личности

Социализация - процесс интеграции личности в
социальную систему, вхождение в социальную среду
через овладение социальными нормами, правилами и
ценностями, знаниями, навыками, позволяющими
успешно функционировать в обществе.
Интериоризация - формирование внутренних структур
человеческой психики, посредством усвоения внешней
социальной деятельности, присвоения жизненного
опыта, становления психических функций и развития в
целом.

Стадиальность и гетерохронность развития

Физиологическая гетерохронность: мозг плода
интенсивно развивается на 2-10 неделях
беременности, сердце - на 3-7 неделях,
пищеварительные органы - на 4-12 неделях. Если
избирательность отсутствует, то плод становится
нежизнеспособным.

Гетерохронность развития отдельных органов и систем
наблюдается и после рождения ребенка. В первые
годы его жизни происходит интенсивное нарастание
массы головного мозга. У новорожденного масса мозга
равна 360-390 г; к концу первого года жизни она
увеличивается в 2-2,5 раза. Идет формирование
условно-рефлекторной деятельности и приспособление организма к окружающей среде, что обеспечивает
выживание в первые годы жизни.

Стадиальность и гетерохронность психического развития

Ускоренное развитие одних психических функций в
сенситивные периоды – развитие неравномерное,
скачкообразное. Например, ребенок быстрее учится
ориентироваться в пространстве, чем во времени.

Выделяют зоны актуального и ближайшего
(потенциального) развития.

Возрастные кризисы

Проблемные
периоды - во время
перехода от одного
возрастного этапа к
другому. Могут быть
болезненными,
сопровождаться
конфликтностью,
депрессией,
поиском смысла.
Кризис - это
свидетельство не
совершившегося
сдвига в нужном
направлении.

Наибольшее количество последовательных бурных
кризисных вспышек - возраст детства и ранней
юности. Возрастные кризисы у детей длятся от
нескольких месяцев до пары лет. Характерно: резкая
смена отношения к себе, своим родителям и
окружающей обстановке. Границы кризисов нечеткие,
переход всегда плавный, однако середина кризиса резкий эмоциональный всплеск и аффективность.

Особенности детских кризисов

Трудности в воспитании, непослушание, появление
вредных привычек, иногда – асоциальное поведение;
снижение успеваемости в школе и яркое проявление
внутренних переживаний, зацикливанием на какихлибо проблемах, которые, по сути, не могут являться
чем-то значимым.

Характерно: спонтанное возникновение
новообразований в характере индивида, которые
определяют его отношение к различным окружающим
факторам, которые носят временный характер,
быстро появляются и также быстро исчезают, давая
возможность появиться следующим.

Причина появления кризиса - конфликт между
устоявшимися пониманиями человека, возникшими
раньше, и новыми факторами, которые постепенно
появляются в жизни. Критическая точка
неустойчивости - когда накопленные познания и
осознания достигают своего максимального
количества, обуславливая переход на новый уровень.

Стадии психосексуального развития (З. Фрейд)

Оральная стадия до 1,5 лет

Первый этап развития сексуальности – рот как
источник удовлетворения потребностей. Половое
влечение неотделимо от инстинкта самосохранения.
Чрезмерная или недостаточная стимуляция пассивность человека; впоследствии – демонстрация
беспомощности, излишней доверчивости,
избалованности и поиск постоянного одобрения.

Анальная стадия 1,5-3 года

Ребенок учится контролировать свои акты дефекации,
испытывая удовольствие от опорожнения и интерес к
производимому процессу. Способ приучения к туалету
и реакции родителей определяют формы
самоконтроля и саморегуляции ребенка.

В случае неадекватных/завышенных требований
формируются реакции протеста - «удерживание»
(запоры) или «выталкивания» (плохое пищеварение,
поносы). Затем переносится в характер: анальноудерживающий (упрямый, скупой, жадный,
педантичный, перфекционистичный) и анальновыталкивающий (беспокойный, импульсивный,
склонный к разрушению).

Фаллическая стадия 3,5-6 лет

Ребенок начинает изучать свое тело, рассматривать и
трогать свои половые органы. Возникает интерес к
отношениям полов, появлению детей. Появляется
интерес к родителю противоположного пола,
идентификация с родителем своего пола и
прививание определенной половой роли. Первый
опыт мастурбации.

У мальчика Эдипов комплекс - желание обладать
своей матерью. Отец - препятствие. Бессознательное
соперничество с отцом, страх кастрации как
поражения. В возрасте около 5-6 лет амбивалентные
чувства (любовь к матери/ненависть к отцу)
преодолеваются, сексуальные желания к матери
подавляются. Начинается идентификация с отцом:
перенимание привычек и норм поведения.

Комплекс Электры - неосознанное влечении девочек к
собственному отцу и враждебность и соперничество к
матери. Решающее открытие в развитии женской
сексуальности – обнаружение отсутствия пениса.
«Зависть к пенису» - сексуальное влечение к отцу, а
также желание забеременеть от него. Обвинения
матери в своей «неполноценности». Нет страха
кастрации – можно надолго «зависнуть» в комплексе.

Латентная стадия 6-12 лет

Снижение полового интереса. Энергия либидо
переносится на несексуальные цели: учебу, освоение
культурного опыта, расширение социальных контактов
со сверстниками и взрослыми за пределами
семейного окружения.

Генитальная стадия от 12 лет

Обуславливается биологическим созреванием в
пубертатный период и завершением
психосексуального развития. Происходит прилив
сексуальных сил и агрессивных побуждений.
Формируются зрелые сексуальные отношения. Важно:
поиск своего места в обществе, выбор партнера,
создание семьи. Освобождение от авторитета
родителей и привязанности к ним.

Критика концепции З. Фрейда

Теория психосексуальных стадий дала самый
значимый импульс к развитию сексологии за всю ее
историю. Однако, современные достижения науки не
позволяют рассматривать ее положения, как
универсальные.

Теория когнитивного развития Ж. Пиаже

Стадии «роста
разумности» способности более точно
отражать окружающий
мир и выполнять
логические операции при
взаимодействии с
окружающим миром. Мы
конструируем наши
когнитивные
способности с помощью
собственных действий в
окружающей среде.

Сенсо-моторный интеллект (0-2 года)

6 стадий. Постепенно развивается организация
сенсорных и двигательных взаимодействий с миром.
От врожденных рефлексов к связанной организации
сенсо-моторных действий. Возможны только
предметно-манипулятивные операции, но не действия
с символами, представлениями во внутреннем плане.

1) 0-1 мес. – только врожденные рефлексы;
2) 1-4 мес. - появляются первые простые навыки –
координация рука – рот;
3) 4-8 мес. – более предметная активность,
«узнавание» знакомых предметов;
4) 8-12 мес. – появление преднамеренных предметноманипулятивных действий;
5) 12-18 мес. – открытие новых средств достижения
цели путем активного экспериментирования возникают новые новые действия-средства;
6) 18-24 мес. – возникновение внутреннего плана
действий – внутреннее экспериментирование.

Подготовка и организация конкретных операций (2-11 лет)

1) Дооперационные представления (2-7 лет) –
переход от внешних к внутренним действиям.
Характерно: сосредоточение на самой существенной
характеристике объекта и пренебрежение
остальными признаками.
2) Конкретные операции (7-11 лет) - способность
совершать операции с классами и устанавливать
логические отношения между классами, объединяя их
в иерархии, в то время как раньше были доступны
лишь ассоциативные связи.

Формальные операции (11-15 лет)

Способность иметь дело с гипотетическим, а
внешнюю действительность воспринимать как
частный случай того, что возможно могло бы быть.
Гипотетико-дедуктивное познание.

Критика теории Ж. Пиаже

1) подвергается критике само существование
феномена эгоцентрической познавательной позиции
ребенка;
2) некоторые взрослые
так и не достигнут
стадии абстрактного
мышления, а если и
достигнут, то не особо
им пользуются
(Кэрол Гиллиган);
3) Пиаже игнорировал
гендерные различия.

Стадии нравственного развития Л. Кольберга

Адаптация теории Ж.Пиаже. Моральные рассуждения
как основа этического поведения, имеют шесть
идентифицируемых стадий развития, на каждой из
которых ответы на моральные дилеммы более
адекватны, чем на предыдущей.

Доконвенциональный уровень

Чаще встречается у детей. Индивид судит о
нравственности действия по его прямым последствиям
– эгоцентрическая установка, N и правила еще не
усвоены. Поведение основано исключительно на
принципе выгоды и оценивается исходя из дальнейших
последствий.

Стадия 1

Ребенок стремится быть послушным, потому что
полагает, что только так можно избежать наказания.
Нравственной стороны поступка для него еще не
существует. Понимает только «нельзя», но не
«стыдно», «некрасиво». Чем хуже наказание за деяние,
тем сильнее оно воспринимается как «плохое».

Стадия 2

Поступки ориентированы на получение
вознаграждения, выгоды. Ребенок пробует различные
стратегии поведения, отбирая те, которые считает
успешными. Например, понравившуюся вещь может не
только отнять, но и обменять. Стратегии варьирует в
зависимости от ситуации. Нравственной стороны
поступка по-прежнему не существует.

Конвенциональный уровень

Типичен для подростков и взрослых. Индивид судит о
нравственности действий, сравнивая их с мнениями и
ожиданиями общества. Подчиняется правилам и
нормам общества, даже если нет никаких последствий
для их нарушения; сомнению не подвергает.
Общественное признание становится важнее личных
интересов.

Стадия 3

В состоянии оценить свое поведение с точки зрения
моральных принципов принятых в его окружении.
Понимает, что такое стыд и хочет быть «хорошим» в
глазах значимых людей. «Я хочу, чтобы окружающие
думали обо мне хорошо, хочу нравиться им; вероятно,
мое хорошее поведение заставит людей полюбить
меня».

Стадия 4

Осознает существование законов принятых в обществе
и понимает, для чего они служат. Видит в соблюдении
законов возможность отстоять свои права, если
необходимо. Поведение строго контролируется:
обязанность соблюдать законы и правила и нести
наказание за вину. Мораль продиктована внешней
силой.

Постконвенциональный уровень

Уровень автономной морали/принципов: осознание
того, что индивиды являются отдельными от общества
объектами, и что собственная точка зрения может
иметь приоритет над точкой зрения общества в целом;
т.е. люди могут не подчиняться правилам,
несовместимым с их собственными принципами.
Многие люди никогда не достигают этого уровня.

Стадия 5

Мир содержит различные мнения, права и ценности,
которые необходимо уважать как уникальные для
каждого человека или сообщества. Законы - это
социальные контракты, а не жесткие указания. Если
они не способствуют общему благосостоянию, то
должны быть изменены для достижения "наивысшего
блага для наибольшего числа людей”.

Стадия 6

Мораль основана на абстрактных рассуждениях с
использованием универсальных этических принципов.
Законы действуют лишь потому что основаны на
справедливости: обязательство не подчиняться
несправедливым законам. Люди совершают что-либо,
потому что это правильно, а не ради выгоды или
избегания наказания.

Стадия трансцендентальной нравственности

Связывает религию с моральным суждением.
Трудности Кольберга в получении эмпирических
данных даже на шестом этапе, привели его к тому,
чтобы подчеркнуть умозрительный, теоретический
характер седьмой стадии.

Возраст прохождения стадий условен и зависит от
развития интеллекта. Большинство людей, по мнению
Колберга, останавливается на четвертой стадии
морального развития. Теория Колберга была
полностью подтверждена его экспериментальными
исследованиями и работами его последователей.

Стадии психосоциального развития (Э.Эриксон)

Рождение – 1 год

Первый психологический кризис возможен из-за
недостатка материнской любви и эмоционального
отвержения ребенка. Материнская депривация лежит
в основе «базального недоверия», которое станет
триггером развития страхов, подозрительности,
аффективных расстройств.

Cоздатель концепции родовой травмы О. Rank (1952)
говорил о том, что тревога сопровождает человека с
момента его рождения и обусловлена страхом
смерти, связанным с переживанием отрыва плода от
матери во время рождения.

В отечественной психологии кризис 1-2 года
связывают с возникновением речи. Латентный период
– понимаю все, но сказать не могу – внутреннее
напряжение.

1-3 года

Кризис сопровождается появлением чувства стыда и
сомнения, что в дальнейшем провоцирует
формирование неуверенности в себе, тревожной
мнительности, страхов, ОК расстройства. Причина –
конфликт между «я сам» и гиперопекой.

В отечественной психологии кризис 3 лет
характеризуется негативизмом – выполнение просьбы
с точностью до наоборот. Первые признаки упрямства
в связи с потребностью в самостоятельности. Ребенок
переоценивает свои возможности и возникшая, в
результате его неправильных действий, ситуация,
приводит к конфликту.

R. J. Kastenbaum (1981) отмечал, что даже очень
маленькие дети испытывают душевный дискомфорт,
связанный со смертью и часто родители не
подозревают об этом.

R. Furman (1964) настаивал на том, что только в
возрасте 2–3 лет может возникнуть представление о
смерти, так как в этот период появляются элементы
символического мышления и примитивный уровень
оценок реальности.

3-6 лет

Кризис сопровождается формированием чувства
вины, покинутости и никчемности, что впоследствии
может стать причиной зависимого поведения,
сексуальных и личностных расстройств. Из-за
наказаний и ограничений. «Я – то, что я буду» - игра –
принятие социальных N и запретов – инициативность.

В отечественной психологии выделяют кризис 7 лет –
начало обучения в школе – необходимость адаптации
к кардинально новым условиям. В школе у ребенка
формируется либо понятие о своей неполноценности,
низкая самооценка; либо – наоборот, повышенное
чувство собственной значимости, эгоизма,
собственной компетентности и социальной
значимости.

B.M.Miller (1971) отмечает, что для ребенка
дошкольного возраста понятие «смерть»
отождествляется с потерей матери и это часто
является причиной их неосознанных страхов и тревоги.
Страх смерти родителей у психически здоровых
дошкольников наблюдался у 53 % мальчиков и у 61 %
девочек.

Как правило, воспоминания о тяжелом заболевании,
грозящем смертельным исходом в этом возрасте,
остаются у ребенка на всю жизнь и играют
значительную роль в его дальнейшей судьбе. Так А.
Адлер, едва выжив в 5 лет решил бороться со смертью
и стать врачом. Основа комплекса неполноценности –
невозможность контролировать смерть.

Дети с чрезмерными страхами и тревогой, связанной с
разлукой со значимыми близкими, с неадекватными
страхами одиночества и расставания, ночными
кошмарами, социальной аутизацией и
рецидивирующими сомато-вегетативными
дисфункциями, нуждаются в консультации и лечении
психиатра. В МКБ–10 -«Тревожное расстройство в
связи с разлукой в детском возрасте» (F 93.0).

6-12 лет

Кризис сопровождается появлением чувства
неполноценности или некомпетентности, чаще всего
связан с неуспешностью. В дальнейшем эти дети
могут утратить уверенность в себе, способность
эффективно трудиться и поддерживать человеческие
контакты. «Я - то, чему я научился» - кризис - если
ожидания взрослых завышены или занижены.

У детей этого возраста резко возрастает страх смерти
родителей - у 98 % мальчиков и 97 % психически
здоровых девочек 9 лет. Также в школьном возрасте
возрастает страх собственной смерти (до 50 %), у
девочек реже (Д.Н.Исаев, 1992).

У младших школьников (в основном после 9 лет) уже
наблюдается суицидальная активность, которая чаще
всего обусловлена не серьезными психическими
заболеваниями, а ситуационными реакциями,
источником которых являются, как правило,
внутрисемейные конфликты.

12-18 лет

Наиболее уязвимый период для стресса и кризисов.
3 основные сферы: 1) проблема выбора карьеры; 2)
группирование со сверстниками; 3) употребление
алкоголя и наркотиков как попытка преодоления
стресса идентичности. «Кто Я?», «Как Я впишусь в
мир взрослых?», «Куда Я иду?». Свобода –
зависимость.

В отечественной психологии выделяют кризис 11-15
лет – половое созревание – новые возможности и
новые зависимости. Первая возможность,
позволяющая взглянуть на противоположный пол
через гормональную призму желаний и удовольствий.
Концентрация на своей внешности, постоянное
стремление быть взрослым или казаться им, часто
приводит к конфликту с родителями, которые уже
забыли о своем пубертате.

В отечественной психологии выделяют кризис 17 лет
– окончание школы – порождение различных страхов,
у женщин – предстоящей семейной жизни, у мужчин –
ухода в армию. Кроме того, существует проблема
получения профессионального образования – шага,
который определит предстоящую жизнь каждого
индивида.

Положительный выход - верность себе, способность
сделать свой выбор, найти путь в жизни, оставаться
верным взятым на себя обязательствам, принять
общественные нормы и правила и придерживаться их.

Резкие социальные изменения, непринятие
социальных N - чувство неопределенности.
Отрицательный выход из кризиса - плохая
самоидентичность, чувство бесполезности, душевного
разлада и бесцельности, иногда - делинквентное
поведение.

Чрезмерная идентификация со стереотипными
героями или представителями контркультуры
подавляет и ограничивает развитие идентичности.

У подростков преобладает романтическое отношение к
смерти. Часто они трактуют ее как иной способ
существования. Пик суицидов. Пик экспериментов с
нарушающими сознание веществами и другой
жизненно опасной активностью.

Для этого возраста характерны мысли о суициде, как о
мести за обиду, ссоры, нотации со стороны учителей и
родителей. Преобладают мысли типа: «Вот я умру
назло вам и посмотрю, как вы будете страдать и
сожалеть о том, что были несправедливы ко мне».

20-25 лет

Кризис - поглощенность собой и избегание
межличностных отношений - возникновения чувства
одиночества, экзистенциального вакуума и
социальной изоляции. Успешное преодоление способность любить, альтруизм, нравственность;
слияние с идентичностью другого человека без
опасения потерять самого себя.

26-64 лет (зрелость)

Выбор между продуктивностью и инертностью. Важно
- творческая самореализация. Чувство
ответственности за себя и других. Кризис: утрата
продуктивности - состояние поглощенности собой,
концентрация на собственных, личных потребностях и
удобствах. Потворство своим желаниям.

В отечественной психологии выделяют кризис
среднего возраста - наступает, как правило, в
середине прожитого пути и характеризуется глубокой
переоценкой ценностей, взвешиванием полученного
опыта на фоне качества достижений. Часто –
неудовлетворенность. Последний шанс на изменения.
Оценка смысла жизни. Уход родителей, взросление
детей.

65 лет и старше (старость)

Конфликт цельности и безнадежности. Принятие себя
и своей роли в жизни на самом глубинном уровне и
понимание собственного личностного достоинства,
мудрости. Отсутствие цельности – желание прожить
жизнь заново – безысходность, недовольство и страх
смерти. Принятие – доверие к миру и своей судьбе.

В отечественной психологии выделяют кризис выхода
на пенсию – один из самых тяжелых и для мужчин и
для женщин. Острое чувство профессиональной
невостребованности – человек еще сохраняет свою
работоспособность, однако работодателя он уже не
устраивает. Появление внуков смягчает течение
кризиса у женщин. Отягощения: биологическое
старение, болезни, одиночество из-за смерти супруга,
понимание скорого завершения жизни.











Понятие личности в психологии Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного государства, общества или группы, осознающий своё отношение к окружающим его людям и социальной действительности и наделенный специфическими индивидуальными и социально-психологическими особенностями.








Особенная и не похожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием "индивидуальность". Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем.






Краткое название структуры К данной подструктуре относятся Соотношение биологического и социального Подструктура направленности Убеждение, мировоззрение, личностные смыслы, интересы Социальный уровень(биологического почти нет) Подструктура опытаУмения, знания, навыки, привычки Соц.-биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического) Подструктура форм отражения Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства) Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального) Подструктура биологических, конституциональных свойств. Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.; половые, возрастные свойства Биологический уровень




Индивидуально- психологическая сторона личности Психические процессы - обеспечивают первичное отражение и осознание воздействий окружающей среды Психические свойства - наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивают определенный тип поведения Психические состояния - временное своеобразие психической деятельности, определяемое содержанием деятельности и отношением человека к ней Психические образования - знания, умения, навыки, которые приобретаются и формируются человеком в процессе жизни и деятельности.








Гиппократ (460 – 377 гг. до н.э.) древнегреческий врач, автор учения о четырех типах темперамента, основанного на представлении о соотношении в теле человека четырех соков (крови, слизи, желтой и черной желчи). Дал основанное на гуморальном принципе описание эмоциональных проявлений.





Темперамент (от латинского temperamentum – надлежащее соотношение частей), особенности психики, объясняющие образ действий человека в той или иной ситуации. Отражает динамическую, а не содержательную сторону психической деятельности. Выделяются две ведущие характеристики: Активность, в которой человек взаимодействует с окружающим миром. Она проявляется в темпе, быстроте, интенсивности действий; Эмоциональность, которая выражается в чувствительности, импульсивности и впечатлительности. Понятие темперамента содержание




Четыре темперамента символизируют четыре элемента: Холерический - огонь: тёплый и сухой, быстрый и сильный Холерический - огонь: тёплый и сухой, быстрый и сильный Сангвинический - воздух: тёплый и влажный, быстрый и слабый Сангвинический - воздух: тёплый и влажный, быстрый и слабый Флегматический - вода: холодный и влажный, медленный и слабый Флегматический - вода: холодный и влажный, медленный и слабый Меланхолический - земля: холодный и сухой, медленный и сильный Меланхолический - земля: холодный и сухой, медленный и сильный




Темперамент и свойства нервной системы Определенные устойчивые сочетания свойств нервной системы образуют типы высшей нервной деятельности, или сокращенно – типы ВНД. Темперамент, по мнению И.П.Павлова – психическое проявление общего типа нервной системы, а типы ВНД могут быть соотнесены с классификацией темпераментов: содержание


Физиологическую основу темперамента составляют свойства нервной системы: 1. Сила (способность выдерживать большие нагрузки); 2. Уравновешенность (соотношение процессов возбуждения и торможения); 3. Подвижность (способность нервных процессов быстро сменять друг друга).





САНГВИНИК Беззаботный Легкомысленный Живой Активный Общительный Отзывчивый Разговорчивый Быстрый Трудоголик Болтун Красноречивый Поверхностный Чуткий Болтливый Дружелюбный Легко приспо- сабливающийся Яркий Нетерпеливый Безответствен- ный Ненадежный Непостоянный Гибкий Щедрый Легкий Счастливый ХОЛЕРИК Импульсивный Неугомонный Вспыльчивый Активный Легковозбудимый Пышущий здоровьем Агрессивный Лидер Сильный Энергичный Экстраверт Нетерпеливый Инициатор Шумный Практичный Эффективный Забывчивый Спортивный Соперничающий Выносливый Доминирующий Нетерпимый Упрямый Сердитый Деятельный МЕЛАНХОЛИК Пессимистичный Печальный Грустный Серьезный Нервный Погруженный в себя Тихий Сдержанный Замкнутый Скучный Павший духом Задумчивый Требовательный Ранимый Читатель Медлительный Мрачный Мыслитель Умный Хорошая память Созерцатель Неблагодарный Неудовлетворен- ный Самоотверженный Безутешный ФЛЕГМАТИК Внимательный Методичный Уравновешенный Пассивный Миролюбивый Задумчивый Спокойный Сдержанный Расслабленный Неторопливый Медлительный Непреклонный Размеренный Тихий Погруженный в себя Контролирующий себя Мечтательный Любящий рутин- ный труд Медленно учится Настойчивый Упрямый Застенчивый Мудрый Унылый


Характеристики темпераментов холерик Такой человек обычно очень вспыльчив, горяч и несдержан. Вместе с тем холерик быстро остывает и успокаивается, если ему уступают и идут на встречу. Его душевные движения порывисты, но непродолжительны, настроение часто меняется. Вспомним рыцаря Дон Кихота, быстро сменявшего гнев на милость, а благородную ярость – на уныние.





Характеристики темпераментов сангвиник Это человек весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Сангвиник быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем ещё недавно очень его волновало и притягивало к себе. Он много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания, легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная и физическая работа быстро утомляет. Сангвиник очень активен, энергичен, у него живые движения, богатая мимика. При неблагоприятных условиях и отсутствии воспитания у сангвиника могут развиваться поспешность, легкомыслие к поступкам, невнимательность. Примером сангвинического темперамента может служить знаменитый д Артаньян – порывистый, увлекающийся герой Дюма.




Характеристики темпераментов флегматик Обладатель этого темперамента хладнокровен. Он больше склонен к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но и успокаивается постепенно. Мимика и движения флегматика невыразительны и медлительны. Обладатель этого темперамента хладнокровен. Он больше склонен к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но и успокаивается постепенно. Мимика и движения флегматика невыразительны и медлительны. Илья Ильич Обломов, который проводил все время на диване, в ленивой полудреме – яркий флегматик. Илья Ильич Обломов, который проводил все время на диване, в ленивой полудреме – яркий флегматик. В жизни редко приходится встречать «стопроцентных» флегматиков или сангвиников, так как большинство людей соединяют в себе черты разных темпераментов. В жизни редко приходится встречать «стопроцентных» флегматиков или сангвиников, так как большинство людей соединяют в себе черты разных темпераментов. содержание




Характеристики темпераментов меланхолик Человек с меланхолическим темпераментом обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придаёт большое значение всему, что касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Меланхолик почти всегда человек сдержанный и слов на ветер не бросает. Когда он не может выполнить обещанное, то искренне страдает, даже если знает, что от него ничего не зависело. Человек с меланхолическим темпераментом обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придаёт большое значение всему, что касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Меланхолик почти всегда человек сдержанный и слов на ветер не бросает. Когда он не может выполнить обещанное, то искренне страдает, даже если знает, что от него ничего не зависело. Судя по всему, принц Гамлет и Евгений Онегин были типичными меланхоликами. Судя по всему, принц Гамлет и Евгений Онегин были типичными меланхоликами.


Меланхолик. Слабый неуравновешенный тип. плюсыминусы Чувствительность, мягкость, человечность, рассудительность, доброжелательность, способность к сочувствию. Низкая работоспособность, мнительность, ранимость, замкнутость, тревожность, пессимистичность.


Тип темперамента в зависимости от свойств личности Знаменитый английский психолог Айзенк предложил определить тип темперамента в зависимости от свойств личности: 1) экстраверсия - интроверсия 2) нейротизм - эмоциональная стабильность Экстравертам свойственны общительность, стремление быть среди людей, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность и высокая социальная адаптированость. Интровертам присущи: необщительность, уход в себя, богатый внутренний мир, социальная пассивность, склонность к самоанализу. Показатель "экстраверсия - интроверсия" характеризует индивидуально – психологическую ориентацию человека либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на внутренний субъективный мир (интроверсия). Показатель "нейротизма" характеризует человека со стороны эмоциональной устойчивости. Показатель типов биополярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся высокой эмоциональной устойчивостью, а на другом – нервозные, неустойчивые и плохо адаптированные индивиды. содержание


Открытый стабильность вспыльчивый нейротизм Круг Айзенка С Ф Х М интроверсия экстраверсия НЕУСТОЙЧИВОСТЬНЕУСТОЙЧИВОСТЬ обидчивый тревожный впечатлительный пессимистичный необщительный сдержанный оптимистичный лидирующий импульсивный агрессивный поддающийся насилию раздражительный пассивный старательный вдумчивый миролюбивый надежный размеренный спокойный любящий удобства беззаботный живой доступный разговорчивый общительный УСТОЙЧИВОСТьУСТОЙЧИВОСТь неподатливый содержание









Самооценка в зависимости от темперамента неустойчивая, повышенная, рассказывает об успехах, у всех на виду наивысшая, стремление к первенству, соперник занижена, скромен, не на виду низкая, стеснителен, в группе держится в тени сангвиник холерикфлегматик меланхолик К началу


Уверенность в зависимости от темперамента САНГВИНИК ХОЛЕРИКФЛЕГМАТИК МЕЛАНХОЛИК надеется на удачу самоуверен, скрывает слабости нет самоуверен- ности, переживает за себя, не унывает Неуверен в себе, преувели- чивает недостатки, не верит в удачу К началу


Дружба и любовь в зависимости от темперамента ФЛЕГМАТИКХОЛЕРИК МЕЛАНХОЛИКСАНГВИНИК дружит с немногими, другом командует, сильно привязан, склонен к гневу, ревности, к разрыву из склонности переживает симпатии легко, ярко и весело не склонен к выражению ярких чувств, спокойное отношение к партнеру, влюбчив, спокойная привязанность преданность, подчиняется паре, стыдится открывать свои чувства, однолюб К началу










Как вы убедились, нет однозначного идеала среди типов темпераментов. И изменить его нельзя, т.к. это не черта характера, а всего лишь особенность реакций организма. Но, узнав подробнее о каждом из типов темперамента, определив, каким типом темперамента обладаете вы, вам будет проще строить свои отношения с людьми.


В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни – меланхоликом, относительно впечатлений, глубоко затрагивающих наши интересы, – холериком и, наконец, в исполнении раз принятых решений – флегматиком. Вильгельм Вундт




Характер это индивидуальное сочетание устойчивых черт, психических особенностей человека, обусловливающих типичные для данного человека способы поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах и определяющих отношение личности к окружающей действительности.


Свойства характера По отношению к окружающему миру: -убежденный; - безпринципный. Волевые: -решительность; - настойчивость; - самообладание; - инициативность; - боязливость. По отношению к деятельности: -деятельный; - бездеятельный; - самостоятельный; - трудолюбивый. По отношению к людям: -общительный; - замкнутый; - доброжелательный; - отзывчивый. Эмоциональный: -порывистость; - впечатлительность; - инертность; - безразличие; - жизнерадостность. По отношению к себе: -самовлюбленный; - неуверенный; -застенчивый; - эгоценричный. Интеллектуальные: -вдумчивость; - легкомыслие; - сообразительность; - находчивость; - любознательность.














  • Размер: 661 Кб
  • Количество слайдов: 19

Описание презентации Презентация razvitie lichnosti i ee zhiznennyy put по слайдам

Тема 10: Развитие личности и её жизненный путь План: 1. Процесс развития личности 2. Основные теории развития личности 3. Периодизация развития личности Э. Эриксона 4. Кризисы возрастного развития

Литература 1. Абрамова Г. С. Общая психология. – М. , 2004. 2. Введение в психологию (под ред. Петровского А. В.) — М, 1996. 3. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. – М. , 1996. 4. Годфруа Ж. Что такое психология, т. 1. — М, 1992 5. Немов Р. С. Психология, т. 1 – М. , 1995. 6. Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов–на-Дону, 1997.

Развитие личности может быть представлено как процесс и результат вхождения человека в новую социально-культурную среду (или социализация) Стадии: 1. адаптация: усвоение действующих ценностей и норм и овладение соответствующими средствами и формами деятельности 2. индивидуализация: поиск средств и способов для проявления своей индивидуальности, для самовыражения 3. интеграция – взаимное приспособление личности и группы: личность сохраняет те индивидуальные черты, которые необходимы для группового развития и собственной потребности осуществить вклад в жизнь группы, а группа в какой-то мере изменяет свои групповые нормы, восприняв у личности те черты, которые признаются группой как значимые для её развития

Теории развития личности Бихевиоризм Личность — совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Человек — реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия и поведение Джон Уотсон (1878 -1958)

Теории развития личности Психоанализ Человеческая психология обусловлена бессознательными силами – влечениями, инстинктами. Развитие личности – история борьбы влечений человека с запретами, диктуемыми его совестью Зигмунд Фрейд (1856 -1939)

Психосексуальная теория развития (З. Фрейд) На каждой стадии развития существует чувствительный участок тела, связанный с получением удовольствия(эрогенная зона). Главным фактором развития является сексуальный инстинкт, прогрессирующий от одной зоны к другой в течение жизни человека. Фиксация – остановка в развитии. Стадии развития: 1. Оральная (0 -18 мес.) Закладываются основные установки зависимости-независимости, доверия и опоры в отношении других людей. Из Оно формируется Я. 2. Анальная (18 мес. -3 года). Формируются зачатки самоконтроля и саморегуляции. Формируется Сверх-Я. 3. Фаллическая (3 -6 лет). Эдипов комплекс и комплекс Электры. Разделение Я и Сверх-Я. 4. Латентный период (6 -7 лет – подр. возраст). Подготовка к взрослению, снижение сексуальной потребности, сублимация. Накопление психических сил в Сверх-Я. 5. Генитальная стадия (от зрелости до смерти). Окончательное формирование структуры личности. Генитальный характер – это зрелый и ответственный в социально-сексуальных отношениях человек.

Гештальтпсихология Возникла в начале XX века в Германии. Основатели- М. Вертгеймер (1880 -1943), К. Коффка (1886 -1967), В. Кёлер (1887 -1967). «Гештальт» (нем.)- форма, образ, структура. Человек мыслит и воспринимает мир как совокупность образов. Психика должна изучаться с точки зрения целостных структур-гештальтов. К. Левин: поведение и развитие человека- функция его жизненного пространства, которое включает в себя личность и её психологическое окружение. Курт Левин (1890 -1947)

Молитва гештальт-терапевта (Ф. Перлз) Я делаю свое, а ты делаешь свое. Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. А ты живешь в этот мире не для того, чтобы соответствовать моим. Ты это ты, а я это я. И если нам случится найти друга - это прекрасно. Если нет, этому нельзя помочь.

Теории развития личности Теория социального научения Блок «самоэффективность личности» — когнитивный конструкт «могу – не могу» Условия, способствующие самоэффективности: Прошлый опыт («Если раньше мог, то и сейчас смогу») Самоинструкция («Я смогу это сделать!»); Повышенное эмоциональное настроение Наблюдение, моделирование, подражание («Если другие могут, то и я смогу!») Альберт Бандура (1925 -1988)

Теории развития личности Когнитивная психология Дж. Брунер: познание носит прежде всего чувственный и двигательный характер: ничто не может быть включено в мысль, не пройдя вначале через чувства и двигательную активность человека. Сенсомоторное отражение действительности в детские годы является решающим Джером Брунер (р. 1915)

Теории развития личности Когнитивная психология Ф. Зимбардо: большая часть форм антисоциального поведения может быть объяснена с помощью ситуационных факторов, а не особенностями характера. Даже «хорошие» люди могут совершать отрицательные поступки в сложных обстоятельствах Филип Зимбардо (р. 1933)

Теории развития личности Когнитивная психология А. Эллис: неправильное поведение человека вызвано прежде всего иррациональными мыслями, возникающими в определённых ситуациях. Модификация мыслей приводит к изменению поведения и переживаний. Зрелая личность – та, которая способна управлять собой, управляя своими мыслями Альберт Эллис (1913 -2007)

Теории развития личности Когнитивная психология А. Бек: феномен «автоматических мыслей» , которые перерабатывают текущую информацию. Они непроизвольны, быстротечны, бессознательны и непосредственно ведут к эмоциональным и поведенческим реакциям Аарон Бек (р. 1921)

Теории развития личности Гуманистическая психология Согласно А. Маслоу (1908 -1970), самоактуализирующаяся личность – здоровая, гармоничная личность, которая стремится к самоактуализации Особенности самоактуализирующихся личностей: Полное принятие реальности и комфортное отношение к ней Принятие других и себя Профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, на решение проблемы Автономность, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений Способность к пониманию других людей, внимание, доброжелательность к людям, искреннее желание помочь Постоянная новизна, свежесть оценок, открытость опыту, новым переживаниям («детскость» восприятия) Частые переживания «пиковых» чувств, экстаза Спонтанность, естественность поведения Глубокие межличностные отношения

Теории развития личности Гуманистическая психология Согласно К. Роджерсу: поведение человека можно понять только на основе его субъективного восприятия и познания действительности люди способны сами определять свою судьбу, они ответственны за то, что они собой представляют люди в своей основе добры и обладают стремлением совершенству, движутся в направлении автономности, зрелости, реализуя личностный потенциал Карл Роджерс (1902 -1987)

Теории развития личности Гуманистическая психология Г. Оллпорт Личность – это динамичная организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для неё поведение и мышление. Вводит термин проприум – позитивное, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы. Психологически зрелый человек имеет способен к тёплым сердечным социальным отношениям, характеризуется реалистичным восприятием, опытом и притязаниями, демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора, обладает цельной жизненной философией Гордон Оллпорт (1897 -1967)

Периодизация развития личности Э. Эриксона Развитие личности — закономерная смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира, отношений и поведения человека, вследствие чего он как личность приобретает новообразования, характерные именно для данного периода развития. Каждая стадия развития определяется той кризисной ситуацией, которая должна быть разрешена для дальнейшего беспрепятственного процесса развития. Развитие личности обусловлено результатами преодоления кризиса (конфликта) Эриксон (1902 -1994)

Кризис – переход к новому качественно специфическому этапу развития. В этот период человек должен решить задачи возраста и приобрести определённые новообразования Кризисы зрелой личности: Кризис 30 лет. Представления о жизни, сложившиеся между 20 и 30 годами, оказываются не совсем верными. Идёт переоценка ценностей. Задача – найти своё место в новых обстоятельствах жизни, соразмеряя масштаб своей личности с новыми перспективами и ограничениями, которые человек увидел только теперь. Кризис 40 лет. Происходит осознание утраты молодости. Человек начинает ощущать расхождение между мечтами, жизненными планами и ходом их реализации. С возрастом прибывает мастерство, возникают интересные замыслы, но столь же стремительно убывают силы, ухудшается здоровье, утрачивается привлекательность. Для данного периода характерен «кризис идентичности» – потеря чувства нового, ощущение отставания от жизни, понижение уровня профессионализма. Разрешается через передачу жизненного опыта, поиск учеников, продолжателей своего дела. Кризис 50 – 55 лет. Ухудшение здоровья настраивает человека на лад «философского осмысления» жизни. Переоценка своего жизненного пути с позиции накопленного опыта. Личность впервые испытывает состояние остановки. Жизнь предстаёт перед ней в форме законченного образа, который подлежит созерцанию. Подведение итогов жизни. Смерть как критическое событие в жизни человека.



Новое на сайте

>

Самое популярное