Домой Калькуляторы Описание мужской одежды нивхов. Народы Сахалина: культура, особенности жизни и быта

Описание мужской одежды нивхов. Народы Сахалина: культура, особенности жизни и быта

Раздел «Художественная культура» 6 класс. Урок № 4. Тема урока:

Народный костюм.


План урока:

1. Сначала нитки и иголки.

2. Нивхский костюм.

3. Уйльтинский костюм.

4. Айнский костюм.

5. Зачем мужчины носили юбки?

6. Праздничная одежда

7. Украшения.


Всю свою фантазию, яркий талант и терпение мастерицы вкладывали прежде всего в украшение национальной одежды. Народный костюм – это не просто одежда, которая защищает тело, бытовая вещь. Народный костюм через особенности конструкции, формы, материала, цвета, декора демонстрирует принадлежность людей к определенному народу .







Традиционная одежда нивхов изготавливалась из рыбьей и тюленьей кожи, собачьих шкур, привозных тканей. Нивхский костюм состоял из халата с поясом, штанов, ноговиц , головного убора, обуви. Важными дополнениями к одежде были нарукавники , наушники, нагрудники, которые одевали для тепла, рукавицы, различные подвески к поясу халата. По покрою женские, мужские, детские халаты не различались. Халаты был как одеждой для дома, так и верхней одеждой. Женские халаты, также зимние были более длинными.









Чтобы в рукава шубы не попадал снег, их в запястьях обматывали нарукавниками. Ноговицы носили и в теплый, и в холодный сезоны. Врезка Ноговицы – одежда, облегающая ноги. Обязательный элемент нижней мужской и женской одежды. Надевались отдельно на каждую ногу. Для теплого сезона их шили из ткани. Для зимы - из собачьего, нерпичьего меха, из ровдуги. Низ ноговиц заправляли в обувь.


Врезка Нарукавники - полоска кожи, широкая тесьма или орнаментированная лента, которой повязывали концы рукавов. Зимой нарукавники защищали руки от ветра и снега, утепляли одежду. Летом защищали руки от гнуса и мошки. К рукавам шубы привязывались рукавицы. Их шили из нерпичьих шкур. Зимний костюм нивха дополняли наушники, меховая шапка и шарф из беличьих хвостов. Традиционные головные уборы шились из меха лисицы, речной выдры, тюленя, хлопчатобумажной ткани. Шапки богато и красочно орнаментировали мехом белки, соболя, собаки китайским шелком, пуговицами, бисером. Летние конические мужские шляпы изготавливали из бересты. Будничные женские шапки из ткани напоминали шлем.


Исследователь Л.Я. Штернберг ярко и красочно описал нивхский зимний мужской костюм: «Зимний костюм очень эффектен. Затянутый в талии в черную собачью шубу, на темном фоне которой мягко выделяется нежно-серая юбка из шкур молодых тюленей, в сапогах с узкими носками, изящно сшитыми, в шапке из лисьих лапок с наушниками, в меховых перчатках, закрывающих рукава, – гиляк производит изящное молодцеватое впечатление».




ноговицы

Используя цветные карандаши разрисуй рисунки ноговиц (слева) и поясной сумочки (справа) в соответствии с указанными цветами (прописные буквы (например – С – синий, Г – голубой, З – зеленый и т.д.)





Обувь уйльтинская была очень разнообразна – высокая и короткая, зимняя и летняя, тонкая и с двойным мехом. Уйльта считали, что болезни проникают через ноги и старались держать ноги в тепле. На ноги одевали тонкие носки из оленьей шкуры, вкладывали стельки из травы, которую специально заготавливали. Обувь шилась в основном из ровдуги и камуса. Врезка Ровдуга- тонко выделанная оленья шкура.


Врезка Камус – шкура с ног оленя. Используется для подбивки лыж, изготовления и украшения меховой обуви, рукавиц и одежды у многих народов Севера и Сибири . Несмотря на обыденность такой вещи как повседневная обувь, ее непременно украшали. Рассмотрите детские торбаса из камуса. Две неширокие светлые полоски оттеняют разные тона оленьего меха. Верх украшен черной материей. На ней вышит криволинейный узор, использованы нитки из сухожилия оленя ярко- желтого, зеленого и красного цветов. Черная лента окантована золотистой нитью и крохотными белыми бисеринками. Приятно было одевать эту не только теплую, удобную, но и красивую обувь.















В изучении истории культуры прошлого своей страны люди, прежде всего, учатся понимать и уважать друг друга. Особенно интересны в этом плане народы Сахалина. Понимание другой ментальности сплачивает народы и нации. И это неудивительно, ведь нация без культурного наследия - это как сирота без роду и племени, которому не на что опереться.

Общая информация

До периода появления на Сахалине исследователей и путешественников из Европы, коренное население состояло из четырех племен: айнов (на юге острова), нивхов (обитали преимущественно в северной части), ороков (уильтов) и эвенков (кочевников с оленьими стадами).

Глубокое изучение особенностей жизни и быта народов Сахалина проводилось на экспонатах местного краеведческого музея. Здесь собрана целая коллекция этнографических экспонатов, которые являются гордостью музейного собрания. Имеются подлинные предметы, датированные 18-20 столетиями, что свидетельствует о существовании самобытных культурных традиций у аборигенов Курильских островов и Сахалина.

Народ айны

Представители этой нации относятся к древнейшим потомкам населения Японских, Курильских островов и Южного Сахалина. Исторически сложилось, что земли этого племени разделились на владения Японии и владения России на Дальнем Востоке. Связано это с тем, что российские исследователи изучали и осваивали Курилы и Сахалин одновременно с японскими землепроходцами, которые на тихоокеанском побережье вели аналогичные работы (о. Хоккайдо). Ближе к середине 19-го столетия народ айны с Курильских островов и Сахалина попадает под юрисдикцию России, а соплеменники с становятся подданными Страны восходящего солнца.

Особенности культуры

Айны - это народ Сахалина, относящийся к одной из самых загадочных и древнейших наций планеты. Представители народности кардинально отличались от монголоидных соседей физическим обликом, уникальным разговорным языком, многими направлениями духовной и материальной культуры. Мужчины со светлой кожей носили бороду, а женщины имели татуировки вокруг рта и на руках. Нанесение рисунка было весьма болезненным и неприятным. Сначала специальным ножом делали надрез над губой, затем обрабатывали рану отваром полыни. После этого втирали сажу, причем процедура могла длиться не один день. В результате получалось что-то наподобие мужских усов.

В переводе айн - это «благородный человек», принадлежащий народу. Китайцы представителей этой народности называли можень (волосатые люди). Это связано с густой растительностью на теле аборигенов.

Воинственное племя в качестве основного оружия использовало мечи с портупеями из растений, утяжеленные боевые дубинки с острыми шипами, а также лук и стрелы. В сахалинском музее хранится уникальный экспонат - военные доспехи, которые сделаны посредством плетения из полос шкуры лахтака. Этот раритет надежно защищал тело воина. Уцелевшие доспехи были найдены в семье старосты на озере Невское (Тарайка) в тридцатых годах прошлого столетия. Дополнительно об адаптации островитян к жизненным условиям свидетельствуют разнообразные рыболовные снасти и орудия для морского и сухопутного промысла.

Быт айнов

Представители этого народа Сахалина в охоте на животных использовали наконечники стрел, смазанные ядом аконита. Посуда была преимущественно из дерева. В быту мужчинами использовался оригинальный предмет икунись. Он служил для приподнимания усов во время пития алкогольных напитков. Это приспособление относится к ритуальным артефактам. Айны верили, что икунись является посредником между духами и людьми. Палочки украшали всевозможными узорами и орнаментами, символизирующими повседневную жизнь племени, включая охоту или праздники.

Обувь и одежда шилась женщинами из шкур сухопутных и морских животных. Накидки из рыбьей кожи украшались при помощи цветных тканевых аппликаций по вороту и обшлагам рукавов. Это делалось не только для красоты, но и для защиты от злых духов. Женская зимняя одежда представляла собой халат из меха нерпы, украшенный мозаикой и узорами из ткани. Мужчины в качестве повседневной одежды носили халаты из луба вяза, а на праздники надевали тканые костюмы из крапивы.

Миграция

О малочисленном народе - айнах - сейчас напоминают только музейные экспонаты. Здесь посетители могут увидеть уникальный ткацкий станок, одежду, сшитую представителями нации много десятилетий назад, и прочие предметы культуры и быта этого племени. Исторически так сложилось, что после 1945 года айны группой из 1200 человек перебрались на Хоккайдо в качестве японских граждан.

Нивхи: народ Сахалина

Культура этого племени ориентирована на добычу рыбы семейства лососевых, морских млекопитающих, а также собирательство растений и корешков, произрастающих в тайге. В быту применялись рыболовецкие орудия (иглы для плетения сетей, грузила, специальные крючки для На зверя охотились при помощи деревянных колотушек и копий.

Представители народности передвигались по воде на лодках различных модификаций. Самой популярной моделью была долбленка. Для приготовления ритуального блюда под названием мос, использовались черпаки, корыта и ложки из дерева, украшенные фигурной резьбой. В основу блюда входил который хранили в засушенных желудках сивучей.

Нивхи - коренные народы Сахалина, которые изготавливали красивые и уникальные вещи из бересты. Данный материал использовался для производства ведер, коробов, корзин. Изделия украшались уникальным тисненным спиральным орнаментом.

Одежда и обувь

Гардероб нивхов отличался от одежды айнов. Халаты, как правило, имели запашную полу (обычно слева). В экспозиции музея на Сахалине можно увидеть оригинальные накидки, сделанные из ткани в начале 20-го столетия. Стандартной промысловой одеждой для мужчин считалась юбка из меха нерпы. Женские халаты украшались узорной вышивкой в амурской стилистике. По нижнему подолу пришивались украшения из металла.

Зимний головной убор из рысьего меха отделывался маньчжурским шелком, что свидетельствовало о состоятельности и богатстве владелицы шапки. Обувь шили из шкур сивуча и нерпы. Она отличалась высоким показателем прочности и не промокала. Кроме того, женщины умело обрабатывали рыбью кожу, после чего делали из нее различные элементы одежды и аксессуары.

Многие предметы, характерные для коренных народов Сахалина, которые находятся в местном музее, собраны Б. О. Пилсудским (этнографом из Польши). За свои политические взгляды, он был сослан на сахалинскую каторгу в 1887 году. В коллекции имеются макеты традиционных жилищ нивхов. Стоит отметить, что наземные зимние жилища возводились в тайге, а летние дома строились на сваях в устьях нерестовых рек.

В каждой семье нивхов держали не менее десяти собак. Они служили как средство передвижения, а также использовались для обмена и уплаты штрафа за нарушение религиозного порядка. Одним из мерил богатства хозяина были именно нартовые собаки.

Главные духи у племен Сахалина: Хозяин гор, Владыка моря, Повелитель огня.

Ороки

Народ уильта (ороки) представляют тунгусо-маньчжурскую лингвистическую группу. Основное хозяйственное направление племени - оленеводство. являлись основным транспортным средством, используемым под вьюк, седло и нарты. В зимнюю пору кочевые маршруты пролегали по тайге северной части Сахалина, а летом - по побережью Охотского моря и в низинах залива Терпения.

Большую часть времени олени проводили на вольном выпасе. Это не требовало специальной заготовки кормов, просто менялось место поселения по мере съедания подножных растений и культур. От одной самки оленя получали до 0,5 литра молока, которое пили в чистом виде либо делали масло и сметану.

Вьючный олень экипировался дополнительно различными сумками, седлом, коробами и прочими элементами. Все они украшались цветными узорами и вышивкой. В сахалинском музее можно увидеть настоящую нарту, служащую для транспортировки грузов при кочевании. Кроме того, в коллекции имеются охотничьи атрибуты (наконечники копий, самострелы, ножи для разделки, самодельные лыжи). Для уильтов зимняя охота являлась одним из основных источников дохода.

Хозяйственная часть

Женщины ороков умело выделывали оленью шкуру, получая заготовки для будущей одежды. Выкройка осуществлялась при помощи специальных ножей на досках. Вещи украшали орнаментальной вышивкой в амурском и растительном стиле. Характерная черта для узоров - тамбурный шов. Зимние предметы гардероба производились из меха оленей. Шубы, рукавицы, шапки украшались мозаикой и меховыми орнаментами.

Летом уильты, как и другие малочисленные народы Сахалина, занимались рыболовством, заготавливая про запас рыбу из семейства лососевых. Проживали представители племени в переносных жилищах (чумах), которые накрывались оленьими шкурами. Летом в качестве домов выступали каркасные постройки, укрытые корой лиственницы.

Эвенки и нанайцы

Эвенки (тунгусы) относятся к сибирским малочисленным народностям. Они ближайшие родственники маньчжуров, сами себя называют «эвэнкил». Это племя, тесно связанное с уильтами, активно занималось оленеводством. В настоящее время народ проживает преимущественно в Александровске и Охинском округе Сахалина.

Нанайцы (от слова "нанай" - "здешний человек") - это малочисленная группа, говорящая на собственном языке. Племя, как и эвенки, относится к ответвлению материковых сородичей. Они также занимаются рыбным промыслом и разведением оленей. После Второй мировой войны переселение нанайского народа на Сахалине с материка на остров носило массовый характер. Сейчас большинство представителей этой народности проживает в Поронайском городском округе.

Религия

Культура народов Сахалина тесно связана с различными религиозными обрядами. В основе представлений о высших силах у народностей острова Сахалина лежали магические, тотемные и анимистические взгляды на окружающий мир, включая животных и растения. Для большинства народностей Сахалина в максимальном почете был культ медведя. В честь этого зверя даже устраивали специальный праздник.

Медвежонка растили в специальной клетке до трех лет, кормили только при помощи специальных ритуальных ковшей. Изделия украшали резьбой с элементами пиктографических знаков. Убиение медведя происходило на специальной священной площадке.

В представлениях народов острова Сахалин, зверь символизировал горный дух, поэтому большинство амулетов содержали изображение именно этого животного. Обереги обладали огромной магической силой, хранились столетиями в семьях, передаваясь из одного поколения в другое. Амулеты подразделялись на лечебные и промысловые варианты. Изготавливали их шаманы или люди, страдающие серьезными заболеваниями.

В атрибутику колдуна входил бубен, пояс с массивными подвесками из металла, специальный головной убор, священная палочка и маска из шкуры медведя. По преданию, эти предметы позволяли шаману общаться с духами, лечить людей и помогать соплеменникам в преодолении жизненных трудностей. Найденные исследователями предметы и остатки поселений свидетельствуют о том, что народы побережья Сахалина хоронили умерших по-разному. Например, айны погребали покойников в земле. Нивхи практиковали сожжение трупов, устанавливая на месте кремации памятную деревянную постройку. В нее помещали фигурку, отождествляющую душу умершего человека. При этом проводился регулярный обряд кормления идола.

Экономика

Для народов, проживающих на Сахалине, огромную роль играла торговля между Японией и Китаем. В нее активно были вовлечены аборигены Сахалина и Амура. В семнадцатом столетии сформировался торговый путь из северной части Китая по Нижнему Амуру через территории ульчей, нанайцев, нивхов и других коренных народов, включая айнов на Хоккайдо. Предметами обмена становились металлические изделия, украшения, шелка и другие ткани, а также прочие предметы торговли. Среди музейных экспозиций тех времен можно заметить лаковую японскую посуду, шелковые украшения одежды и головных уборов, многие другие предметы этого направления.

Настоящее время

Если учитывать терминологию Организации Объединенных Наций, то коренные народы - это нации, проживающие на определенной территории до момента установления там современных государственных рубежей. В России этот вопрос регулируется федеральным законом «О гарантиях прав коренных и малочисленных народностей РФ, которые проживают на территории своих предков». При этом учитывается традиционный образ жизни, виды хозяйственной и промысловой деятельности. К этой категории относят группы людей численностью менее 50 тысяч человек, которые осознают себя самостоятельной организованной общностью.

К основным этническим группам Сахалина сейчас относится немногим более четырех тысяч представителей племен нивхов, эвенков, уильтов, нанайцев. На острове зафиксировано 56 родовых поселений и общин, размещенных в местах традиционного проживания, занимающихся характерной хозяйственной и промысловой деятельностью.

Стоит отметить, что чистокровных айнов на территории российского Сахалина не осталось. Проведенная в 2010 году перепись населения показала, что в регионе проживает три человека этой народности, но и они выросли в браке айнов с представителями других наций.

В завершение

Почитание собственного народа - это показатель высокого уровня самосознания и дань уважения предкам. Малочисленные народности имеют на это полное право. Среди 47 коренных наций в России, заметно выделяются представители Сахалина. Они имеют похожие традиции, ведут параллельную хозяйственную деятельность, поклоняются одинаковым духам и высшим силам. Однако между собой у нанайцев, айнов, уильтов и нивхов имеются определенные различия. Благодаря поддержке малых народностей на законодательном уровне, они не ушли в забвение, а продолжают развивать традиции своих предков, прививая ценности и обычаи молодым поколениям.

Численность

В 1989 году в России было 4631 нивхов, в том числе в Хабаровском крае – 2386, в Сахалинской области – 2008. По данным переписи населения 2002 года – 5287 человек.

Язык

Нивхи составляют особый амуро-сахалинский антропологический тип северо-азиатской расы. Язык изолированный, имеет амурский, северно-сахалинский и восточно-сахалинский диалекты. Письменность с 1932 года на основе латыни, с 1953 – русской графики. По современным данным, нивхский язык имеет в своем составе элементы, связывающие его с южно-азиатским, алтайским, маньчжурским и тунгусским языками. Археологическими исследованиями установлены многократные миграции нивхов, начиная с неолита, на Нижний Амур с юго-востока и запада. Таким образом, формирование культуры нивхов происходило в условиях, далеких от строгой изоляции, которую им вначале приписывали исследователи.

НИВХСКИЙ ЯЗЫК (стар.выражение - гиляцкий), язык нивхов. Генетически изолированный, обычно относят к так называемым палеоазиатским языкам. Письменность на основе русского алфавита.

Расселение

Живут на Нижнем Амуре (Ульчский и Николаевский районы Хабаровского края), а также на острове Сахалин (Рыбновский и Александровский районы на западном берегу и Тымовский район).

Традиционные занятия

Основное традиционное занятие нивхов – рыболовство , дававшее пищу для людей и собак, материал для изготовления одежды, обуви, парусов для лодок и др. Занимались им круглый год.

Главный промысел – добыча проходного лосося (горбуша в июне, кета в июле и сентябре). В это время делали запасы юколы – вяленой рыбы. Сушеные рыбьи костяки заготавливали на корм для ездовых собак. Орудиями лова служили остроги (чак), крючки разных размеров и форм на поводках и палках (кэлэ-китэ, чоспс, матл, чэвл и др.), разнообразные удочки, сети прямоугольные, мешкообразные, ставные (в т.ч. подледные) и плавные (чаар ке, хурки ке, нокке, лырку ке, анз ке и др.), невода (кыр ке), сачки, летние и зимние запоры (изгороди в реках с сетной ловушкой).

Большую роль в хозяйстве Сахалина и Амурского лимана играл морской зверобойный промысел . Весной и летом животных (нерп, лахтаков, сивучей) добывали сетями, неводами, крючками, ловушками (пырь, ршейвыч, хонк и др.), гарпунами (осмур, озмар), острогой с плавающим древком (тла) и своеобразным рулем (лаху). Зимой отыскивали с помощью собак продушины во льду и ставили в них крючковые ловушки (китын, нгырни и др.). В низовьях Амура весной промышляли нерп и дельфинов. Морской зверь давал мясо и жир; одежды, обуви, подклейку лыж, выделку различных домашних предметов.

Таежный охотничий промысел был наиболее развит на Амуре . Многие нивхи охотились вблизи жилища, к вечеру всегда возвращались домой. На Сахалине охотники уходили в тайгу максимально на неделю. Мелких зверьков добывали различными давящими ловушками, петлями, самострелами (юру, нгарходь и др.), медведей, лосей – с помощью копья (ках), лука (пунч). Со 2-й пол. XIX в. широко использовалось огнестрельное оружие. Пушнину нивхи обменивали на ткани, муку и др.

Женщины собирали и заготавливали впрок лекарственные и съедобные растения, корни, травы, ягоды. Различные корни, береста, прутья и др. шли на изготовление домашней утвари, из крапивы делали крапивное волокно для плетения сетей и т.п. Мужчины запасали строительные материалы.

Рыбачили и добывали морского зверя с лодок – дощатых плоскодонок (му) с острым носом и 2–4 парами весел. В сер. XIX в. такие лодки из кедра нередко получали от нанайцев. На Сахалине употреблялись также долбленки из тополя со своеобразным козырьком на носу.

Зимой передвигались на нартах, в них запрягали до 10–12 собак попарно или «ёлочкой». Нарта (ту) амурского типа – прямокопыльная, высокая и узкая, с двустороннезагнутыми полозьями. Сидели на ней верхом, поставив ноги на лыжи. В кон. XIX – нач. ХХ в. нивхи начали применять широкие и низкие нарты восточно-сибирского типа.

Лыжи у нивхов, как и у других народов Амура, были 2 типов – длинные голицы для весенней охоты и подклеенные мехом нерпы или камусами лося – для зимней.

Традиционные верования

Религиозные представления нивхов основаны на вере в обитавших повсюду духов – на небе («небесные люди»), на земле, в воде, тайге, каждом дереве и т.п. Духам-хозяевам молились, испрашивая успешную охоту, им приносили бескровные жертвы. «Горный человек», хозяин тайги Пал Ыз, представлявшийся в виде огромного медведя, и хозяин моря Тол Ыз, или Тайраадз, – морская косатка. Каждый медведь считался сыном хозяина тайги. Охота на него сопровождалась обрядами промыслового культа, существовали ритуалы, характерные для медвежьего праздника; пойманного в тайге или купленного у негидальцев или нанайцев медвежонка растили 3–4 года в специальном срубе, после чего устраивали праздник в честь умерших родственников. Выкормить зверя и устроить праздник было почетным делом, в этом хозяину помогали соседи и сородичи. В течение всего времени содержания животного соблюдалось много правил и запретов. Например, к нему запрещалось подходить женщинам.

Медвежий праздник, длившийся иногда 2 недели, проводили зимой, в свободное от промыслов время. На него обычно собиралась вся родня (даже далеко живущая). Детали медвежьего праздника у нивхов имели локальные различия. Особенности обряда зависели и от того, устраивал ли хозяин праздник после смерти родственника или просто по случаю поимки медвежонка.

Нивхи, в отличие от других народов Амура , кремировали захоронение в земле. Обряд сожжения отличался у разных групп нивхов, но общее в его содержании преобладало. Труп и инвентарь сжигали на огромном костре в тайге (при этом исполнялись кострища и огораживали срубом. Изготавливали деревянную куклу (прикрепляли к ней косточку от черепа покойного), одевали, обували и помещали в специальном домике – раф , высотой около 1 м, украшенном резным орнаментом. Возле него совершали регулярные поминальные обряды (особенно часто раз в месяц в течение года, после этого – каждый год), угощались, в костер бросали пищу – для умершего. Характерен обряд символического погребения человека, тело которого не нашли (утонул, пропал, погиб на фронте и т.п.): вместо тела хоронили большую, в размер человека, куклу из ветвей, травы, ее одевали в одежду умершего и закапывали в землю или сжигали, соблюдая все положенные обряды.

Члены одного рода, жившие в общем селении, зимой устраивали моления духам воды, опуская жертвы (еду на ритуальной утвари) в прорубь; весной, после вскрытия реки, жертвы бросали в воду с украшенных лодок из специальных деревянных корытец в виде рыб, уток и т.п. 1–2 раза в год молились в домах духу-хозяину неба. В тайге у священного дерева призывали духа-хозяина земли, обращались к нему с просьбами о здоровье, удаче в промыслах, в предстоящих делах. Духов-хранителей дома в виде деревянных куколок помещали на специальных нарах, им также приносили жертвы, «кормили» их.

Самоназвание

НИВХИ (самоназвание - нивх – человек). В прошлом нивхи , ульчи , негидальцы назывались гиляками. Название было распространено русскими поселенцами на другие нижнеамурские народы – негидальцев , ульчей и др. Этноним «НИВХИ» официально утвержден в 1930-х годах.

История

Ремёсла

Традиционные поселения

Нивхи исконно оседлы, многим их селениям на материке (Коль, Тахта и др.) сотни лет. Зимнее жилище – тыф, дыф, таф – большой бревенчатый дом, имевший столбовой каркас и стены из горизонтальных бревен, вставленных заостренными концами в пазы вертикальных столбов. Двускатная крыша крылась травой. Дома однокамерные, без потолков, с земляным полом. Дымоходы от 2 очагов обогревали широкие нары вдоль стен. В центре дома возводился высокий настил на столбах, в сильные морозы на нем держали и кормили ездовых собак. В доме обычно жили 2–3 семьи, на своем участке нар.

С наступлением тепла каждая семья переселялась из зимнего жилища в летнее селение у озера или протоки, вблизи промысла. Каркасные летники из коры чаще всего ставили на сваях, имели различную форму: 2-скатные, конические, 4-угольные. Из 2 помещений одно служило амбаром, другое – жилищем с открытым очагом. Для хозяйственных нужд строили срубные амбары на высоких столбах, ставили вешала для сушки сетей, неводов и юколы. На Сахалине до начала ХХ века сохранялись старинные землянки с открытыми очагами и дымовым отверстием, в ХХ веке распространились срубные дома типа руссской избы.

Традиционный костюм

Одежду шили из рыбьей кожи, меха собак, кожи и меха таежных и морских животных. Издавна пользовались также покупными тканями, которые получали за пушнину у маньчжурских, а потом у руссских торговцев. Мужские и женские халаты ларшк – покроя кимоно, левополые (левая пола вдвое шире правой и закрывает ее). Женские халаты длиннее мужских, украшали аппликацией или вышивкой, а по подолу – металлическими бляшками, нашитыми в один ряд. Зимние тканевые халаты шили на вате.

Праздничные из рыбьей кожи украшали орнаментом, наносимым красками. Зимняя одежда – шубы ок из собачьих шкур, мужские куртки пшах из нерпичьих шкур, у более состоятельных – женские шубы из меха лисиц, реже – из меха рыси. Мужчины в дорогу для езды на нартах (иногда во время подледного лова) поверх шуб надевали юбки хоск из нерпичьих шкур.

Нижняя одежда – штаны из рыбьей кожи или ткани, ноговицы, женские – из ткани на вате, мужские – из собачьего или нерпичьего меха, короткие мужские нагрудники на меху, женские – длинные, тканевые, украшали бисером и металлическими бляшками. Летние шапки – берестяные, конической формы; зимние – женские тканевые на меху с украшениями, мужские – из собачьего меха.

Поршневидная обувь делалась из сивучьих или нерпичьих шкур, рыбьей кожи и прочих материалов, имела не менее 10 различных вариантов. Отличалась от обуви других народов Сибири высокой «головкой»-поршнем, голенища кроились отдельно. Внутрь вкладывали согревающую стельку из особой местной травы. Другой тип обуви – сапожки (похожие на эвенкийские) из оленьих и лосиных камусов и нерпичьих шкур.

Одежду, обувь, предметы утвари нивхи украшали тончайшим криволинейным орнаментом характерного амурского стиля, основы которого известны еще по археологическим находкам.

Пища

В рационе нивхов преобладала рыбная и мясная пища. Предпочитали свежую рыбу – ели ее в сыром, вареном или жареном виде. Юколу при изобильном улове делали из любой рыбы. Из голов и кишок вываривали жир: по нескольку часов томили без воды на огне до получения жирной массы, которую можно было хранить неограниченно долго. Из юколы, свежей рыбы и мяса варили супы, добавляя в них травы и коренья. Покупные мука и крупы шли на приготовление лепешек, каш, которые ели, как и другие блюда, с большим количеством рыбьего или нерпичьего жира. В конце XIX века в обмен на рыбу начали приобретать у русских картофель.

Семья

Средняя семья нивхов в 1897 состояла из 6, иногда 15–16 человек. Преобладали малые семьи из родителей с детьми, а также нередко из младших братьев и сестер главы семьи, его старших родственников и др.

Редко женатые сыновья жили совместно с родителями. Невесту предпочитали выбирать из рода матери. Существовал обычай кросскузенного брака: мать стремилась женить сына на дочери своего брата. Родители договаривались о браке детей в возрасте 3–4 лет, затем они вместе воспитывались в доме будущего мужа. По достижении ими 15–17 лет брачная жизнь начиналась без каких-либо специальных обрядов. В тех случаях, когда браки заключались между неродственными родами, нивхи следовали тщательно разработанному ритуалу (сватовство, договоры о калыме, вручение калыма, переезд невесты и т.п.). При переезде невесты исполнялся ритуал «топтания котлов»: родители жениха и невесты обменивались огромными котлами для варки корма собакам и молодые должны были поочередно наступать на них у дверей дома невесты и дома жениха. Со 2-й пол. XIX в. с возникновением имущественного неравенства и под влиянием русских свадьбы в зажиточных семьях стали устраивать многолюдные и многодневные свадебные пиры.

Фольклор

Фольклор нивхов включает разнообразные жанры.

  • Термин т’ылгур объединяет различные по тематике произведения. Среди них центральное место занимают мифологические рассказы . Многие из них связаны с тотемистическими представлениями и промысловым культом.
  • Вторую группу т’ылгуров составляют произведения более реалистического содержания. В них повествуется о правилах поведения в быту и на промысле, о родового общества, о наказании людей, нарушивших табу.
  • Третью группу составляют т’ылгуры, пограничные со сказками – волшебными и о животных. Это

рассказы о спасенном тигре, который благодарит род своего спасителя; о жадных братьях, наказанных представителем обедневшего рода; а также на этиологические темы, например, почему комары или вши сосут кровь.

Нызит – жанр, наиболее соответствующий термину «сказка». В отличие от т’ылгура, в содержание которого верят, нызит имеет чисто развлекательный характер. Основной герой – Уму Нивх – Храбрый воин.

Другая распространённая тема сказок – злые духи, в т.ч. в лице найденных младенцев. Были популярны сказки о злой женщине Ралкр Умгу.

В некоторых сказках диалоги и монологи пелись. Слушатели должны были поддерживать сказочника возгласом «хый», свидетельствующим об их внимании (т’ылгуры слушались молча). В сказках широко употребляются образные слова, специальные глагольные суффиксы и др. средства выразительности.

Загадки утгаврк могли существовать в составе прозаичных жанров, но чаще – самостоятельно. Наиболее распространённые темы загадок – части тела, материальная культура и явления природы. «Что это, что это? Два братца живут в одном доме, а никогда не видятся?» (Глаза). Некоторые загадки можно разгадать, лишь зная традиционный быт нивхов. Например, «Что это, что это? Верхние смеются ха-ха, нижние стонут ой-ой» (Бревна в стене).

Обрядовые песни в силу их специфики в настоящее время не бытуют. На Сахалине известны песни тятя-дугс , ранее исполнявшиеся на медвежьем празднике. Они произносились речитативом под звуки музыкального бревна, содержали иносказательное обращение к медведю. Чаще всего тятя-дугс – четверостишия, изредка и др. строфы, содержащие рефрен. В художественной самодеятельности тятя-дугс приобрели новый, игровой смысл.

Песни-плачи чырйудь у погребальных костров – импровизации с выражением скорби по умершему.

   Численность – 4 673 человека (на 2001 г.).
   Язык – изолированный.
   Расселение – Хабаровский край, Сахалинская область.

Самоназвание - нивх - «человек». В прошлом ульчи, негидальцы и некоторые другие называли их гиляками. Этот этноним был распространен русскими поселенцами на соседние нижнеамурские народы - тех же негидальцев, ульчей и др. Лампигу, лафинггу - так сахалинские нивхи называют амурских. Ульчи называли амурских нивхов орныр, а сахалинских - ороки (ульта), вероятно, от тунгусского орон - «домашний олень». Этноним «нивхи» был официально утвержден в 1930-х гг.

Язык имеет амурский, северосахалинский и восточно-сахалинский диалекты. Письменность существует с 1932 г. на основе латинского, а с 1953 г. - русского алфавита.

Живут на Нижнем Амуре, а также на о-ве Сахалин. Контакты русских с нивхами начались в XVII в., когда здесь побывали казаки-землепроходцы. В 1849-1854 гг. на Нижнем Амуре работала экспедиция Г.И. Невельского, основавшего г. Николаевск. Год спустя здесь стали селиться русские крестьяне.

Рыболовством занимались круглый год. Добыча проходного лосося (горбуши - в июне, кеты - в июле и сентябре) была главным промыслом. В это время делали запасы вяленой рыбы - юколы, а сушеные рыбьи костяки заготавливали для ездовых собак. Ловили острогами (чак), крючками разных размеров и форм на поводках и палках (кэлэ-китэ, чоспс, матл, чэвл и др.), разнообразными удочками, сетями прямоугольными, мешкообразными, ставными (в том числе подледными) и плавными (чаар ке, хурки ке, нокке, лырку ке, анз ке и др.), неводами (кыр ке), сачками, летними и зимними заездками.


Просушка нерпичьих шкур на рамах

В хозяйственной деятельности нивхов Сахалина и Амурского лимана существенное место занимал морской зверобойный промысел, дававший местным жителям мясо и жир; шкуры нерп и тюленей использовались для изготовления одежды, обуви, подклейки лыж, выделки различных домашних предметов. Весной и летом нерп, лахтаков, сивучей добывали сетями, неводами, крючками, ловушками, гарпунами, острогой с плавающим древком и своеобразным рулем. Зимой с помощью собак отыскивали продушины во льду и ставили в них крючковые ловушки. Весной в низовьях Амура промышляли нерп и дельфинов. Был развит и таежный охотничий промысел. На Амуре охотились вблизи дома, на Сахалине, напротив, промысловики уходили в тайгу на неделю. Мелких зверей добывали различными давящими ловушками, петлями, самострелами, на медведей и лосей ходили с копьем, луком, а со второй половины ХIХ в. - с огнестрельным оружием. Пушнину обменивали на ткани, муку и др.

   Прополаскивание нерпичьей шкуры в воде

Женщины собирали и заготавливали съедобные и лекарственные растения, травы, ягоды, мужчины - строительные материалы. Различные корни, береста, прутья шли на изготовление домашней утвари, из крапивы делали волокно для плетения сетей и т.п.

Рыбачили и добывали морского зверя с дощатых плоскодонок (му) с острым носом и 2-4 парами весел. В середине XIX в. такие лодки из кедра нивхи Амурского лимана и Сахалина выменивали у нанайцев. На Сахалине пользовались также долблеными лодками из тополя со своеобразным козырьком на носу.

Зимой передвигались на нартах, запрягая в них до 10-12 собак попарно или «елочкой». Нарта (ту) амурского типа - прямокопыльная, высокая и узкая, с двусторонне загнутыми полозьями. Сидели на ней верхом, поставив ноги на лыжи. В конце XIX - начале ХХ в. стали применять широкие и низкие нарты восточносибирского типа, на них перевозили казенные грузы по подрядам. Позднее для этих целей стали обзаводиться лошадьми.

Лыжи, как и у других народов Амура, были двух типов: длинные голицы для весенней охоты и короткие подволоки, подклеенные мехом нерпы или камусами лося, - для зимней.

   Обработка нерпичьих шкур

В конце XIX - начале ХХ в. появились такие же, как у русских, конструкции крючков, неводов, капканов для пушного зверя, а русские крестьяне, в свою очередь, заимствовали у местных жителей распространенные здесь виды сетей, ловушек, лодок. С развитием рыбной промышленности добыча лосося приобрела товарный характер. Земледелие, которое в начале ХХ в. старалась внедрять русская администрация, успеха не имело.

Предпочитали свежую рыбу, которую ели сырой или варили и жарили. Юколу при изобильном улове делали из любого сырья. Головы и кишки по нескольку часов томили без воды на огне до получения жирной массы (типа негидальской септулы), из которой далее вываривали жир, хранившийся неограниченно долго. Юкола, свежая рыба и мясо шли на приготовление супов с добавлением в них трав и кореньев. Из покупных муки и крупы пекли лепешки, варили каши. Всю пищу обязательно заправляли рыбьим или нерпичьим жиром. В конце XIX в. у русских начали выменивать картофель.

Нивхи исконно вели оседлый образ жизни, многим их селениям на материке (Коль, Тахта и др.) сотни лет. Зимнее жилище (тыф) - большой бревенчатый дом с двускатной крышей, покрытой травой, имевший столбовой каркас и стены из горизонтальных бревен, вставленных заостренными концами в пазы вертикальных столбов. Дома были однокамерными, без потолков, с земляным полом. Дымоходы от двух очагов обогревали широкие нары вдоль стен. В центре дома возводили высокий настил на столбах, на котором в сильные морозы держали и кормили ездовых собак. В доме обычно жили 2-3 семьи, каждая на своем участке нар. С наступлением тепла семьи переселялись в индивидуальные жилища, которые строили из коры вблизи зимнего дома или в отдельном летнем селении у озера, протоки, вблизи промысла. Чаще всего их ставили на сваях. Они могли быть двускатными, коническими, четырехугольными с двускатной крышей, срубными или каркасными. Как и у ульчей, летники нивхов имели два помещения: переднее, из досок, служило амбаром, а заднее, бревенчатое, - жилищем с открытым очагом.


Для хозяйственных нужд делали срубные амбары на высоких столбах,
разнообразные вешала для сушки сетей, неводов и вяления юколы

Для хозяйственных нужд делали срубные амбары на высоких столбах, разнообразные вешала для сушки сетей, неводов и юколы. На Сахалине до начала ХХ в. сохранялись старинные землянки с открытым очагом и дымовым отверстием, а в ХХ в. распространились срубные дома типа русской избы.

Одежду и обувь шили из рыбьей кожи, меха собак, кожи и меха таежных и морских животных. Издавна пользовались также покупными тканями, которые получали за пушнину у маньчжурских, а потом и русских торговцев.

   Женские халаты имели покрой кимоно, левая пола вдвое шире правой и закрывает ее

Мужские и женские халаты (ларшк) имели покрой кимоно и были левополыми (левая пола вдвое шире правой и закрывает ее). Более длинные женские халаты украшали аппликацией или вышивкой, по подолу - металлическими бляшками, расположенными в один ряд. К холодам тканевые халаты утепляли ватой. Праздничную одежду из рыбьей кожи расписывали замысловатым орнаментом.

Зимой ходили в шубах (ок) из собачьих шкур и мужских куртках (пшах) из нерпы. В зажиточных семьях шили женские шубы из меха лисиц, реже - рыси. Для езды на нартах, а иногда и во время подледного лова поверх шуб мужчины надевали юбки (хоск) из нерпичьих шкур.

Нижней одеждой были штаны из рыбьей кожи или ткани, ноговицы (женские - из ткани на вате, мужские - из собачьего или нерпичьего меха) и нагрудники (короткие мужские на меху; длинные женские из ткани, украшенные бисером и металлическими бляшками). Летом носили берестяные шапки конической формы, зимой - тканевые на меху с украшениями (женские) и из собачьего меха (мужские).

Поршневидную обувь шили из сивучьих или нерпичьих шкур и рыбьей кожи. Она имела не менее десяти различных вариантов и отличалась от обуви других народов Сибири высокой «головкой»-поршнем, причем голенища кроили отдельно. Внутрь вкладывали согревающую стельку из травы. Другим типом обуви были сапожки, похожие на эвенкийские, из оленьих и лосиных камусов и нерпичьих шкур.

Одежду, обувь, предметы утвари украшали тончайшим криволинейным орнаментом характерного амурского стиля, известного еще по археологическим находкам.

   Мужской пояс

По данным 1897 г., средняя семья состояла из шести человек, однако встречались и по 15-16 человек. В целом же преобладали малые семьи из родителей с детьми, а также нередко младших братьев и сестер главы семьи, его старших родственников. Иногда женатые сыновья жили совместно с родителями.

Невесту предпочитали выбирать из рода матери. Существовал обычай кросс-кузенного брака: мать стремилась женить сына на дочери своего брата. Родители договаривались о браке, когда их детям было по 3-4 года, затем дети воспитывались вместе в доме будущего мужа. По достижении ими 15-17 лет брачная жизнь начиналась без каких-либо специальных обрядов. В тех случаях, когда жених и невеста не были родственниками, нивхи соблюдали тщательно разработанный обряд (сватовство, договор о калыме, вручение калыма, переезд невесты и т.п.). При переезде невесты исполнялся ритуал «топтания котлов»: родители жениха и невесты обменивались огромными котлами для варки корма собакам, и молодые должны были поочередно ступать в них у дверей домов невесты и жениха. Со второй половины XIX в. зажиточные семьи стали устраивать многолюдные и многодневные свадебные пиры, подобные русским.

   Колотушка для рыбы

У нивхов насчитывалось свыше 60 патрилинейных родов (кхал). Они отличались по численности (состояли из 1-3 семей) и селились разрозненно. Со временем многие из них уменьшались и объединялись либо присоединялись к более многочисленным, образуя роды с ветвями различного происхождения. Представители соседних народов - негидальцы, ульчи, нанайцы, айны, эвенки, вступая в браки с нивхскими женщинами, образовывали новые роды. Все роды конца XIX в. насчитывали не более 8-10 поколений.

Члены рода съезжались на медвежьи праздники, похороны, иногда на свадьбу. Они происходили от общего предка, помогали друг другу, имели «общий огонь» (огонь в домах зажигали от кремня, который хранился у старшего мужчины рода), общий амбар для ритуальных принадлежностей.

Существовали также союзы родов, объединявшие малочисленные роды для обеспечения обычая левирата: если вдова не могла найти нового мужа в пределах его рода, то община подбирала ей мужа из чужого рода. Оба брачующихся рода составляли экзогамный союз. Иногда к союзу примыкал и третий род, часто - иной по происхождению (ульчский, нанайский и др.).

В конце XIX - начале ХХ в. селение составляло территориально-соседскую общину, в которой семьи (особенно на Амуре) относились, как правило, к разным родам. При этом браки, заключавшиеся в пределах селения между семьями, относящимися к разным родам, укрепляли общину. Конфликты в общине разбирало собрание старейших членов, решение которых было обязательным для нарушителей порядка. Серьезные дела, касавшиеся убийств и имущественных споров, разбирал межродовой суд, возглавляемый признанным знатоком обычаев, лично не заинтересованным в споре. Он выслушивал всех желающих высказаться по делу и затем выносил решение. Слушание могло продолжаться несколько дней. Сохранялась традиция выплаты за убийство человека; причем плату вносил весь род. Известны и случаи кровной мести (обычай мщения за убийство сородича).

С 1850-х гг. началось имущественное расслоение нивхов. Появились торговцы, посредники в торговле с русскими промышленниками. С конца XIX в. русская администрация назначала старост из местных жителей, которые регулярно созывали собрания, охраняли от приезжих коммерсантов традиционные места добычи лосося.

   Атрибут шаманского ритуала

Религиозные верования основывались на анимизме и промысловом культе, вере в обитавших повсюду духов - на небе («небесные люди»), на земле, в воде, тайге, каждом дереве. Духам-хозяевам молились, испрашивая успешную охоту, им приносили бескровные жертвы. Члены рода, жившие в одном селении, зимой со становлением льда устраивали моления духам воды, бросая в прорубь жертвоприношение - еду в ритуальной посуде. Весной, когда реки вскрывались, еду с украшенных лодок опускали в воду в деревянных корытцах, изображавших рыб, уток и т.п. Один-два раза в год в домах молились духу - хозяину неба. В тайге у священного дерева обращались к духу - хозяину земли: у него просили здоровья, удачи на промысле и в предстоящих делах. Духов - хранителей дома в виде деревянных идолов помещали на особых нарах. Им также приносили жертвы.

Главные хозяева - «горный человек», хозяин тайги Палыз в виде огромного медведя, и хозяин моря Тол ыз, или Тайраадз, - морская касатка. Каждый медведь считался сыном хозяина тайги, поэтому охота на него сопровождалась обрядами промыслового культа. Существовали ритуалы, характерные для медвежьего праздника : пойманного в тайге или купленного у нанайцев , негидальцев медвежонка растили 3-4 года в специальном срубе, после чего устраивали праздник в честь умерших родственников. Выкормить зверя и устроить праздник было почетным делом для человека, в этом ему помогали соседи и сородичи. В течение всего времени содержания животного соблюдалось множество правил и запретов. Например, к нему было запрещено подходить женщинам.

Медвежий праздник, на который собиралась вся родня, проводили зимой. Он продолжался до двух недель, мифы и предания звучали в исполнении сказителей, непременно устраивали собачьи гонки. Нарядные женщины на улице играли на «музыкальном бревне», танцевали. Медведя водили по домам, угощали из специальной резной деревянной посуды, хранившейся в родовом ритуальном амбаре, смельчаки играли с ним. Затем зверя убивали из лука на специальной площадке. Стрелка, как правило, назначал хозяин медведя из числа своих родственников. У головы убитого медведя ставили кушанье, «угощая» его. Затем его свежевали, соблюдая множество правил, череп покрывали копотью над костром и хранили в родовом амбаре.

   Корытце с веслом - жертвоприношение духу моря

В отличие от других народов Амура нивхи кремировали умерших, лишь некоторые группы переняли у соседей захоронение в земле. Обряд сожжения имел различия, но общее в его содержании преобладало. Труп и инвентарь покойного сжигали на огромном костре в тайге под ритуальные плачи. Пепел сгребали к центру кострища и огораживали срубом. К деревянной кукле прикрепляли косточку от черепа покойного, одевали и обували ее и помещали в маленький, около метра высотой, домик (раф), украшенный резными орнаментами. В дальнейшем на этом месте совершали поминальные обряды, бросая в костер пищу, предназначенную для умершего, особенно часто в первый месяц после похорон, затем в течение года - примерно раз в месяц, позднее - каждый год. Для человека, тело которого не нашли (утонул, пропал на охоте и т.п.), у нивхов существовал специальный обряд. Вместо тела хоронили большую, в размер человека, куклу из ветвей и травы. Ее одевали в одежду умершего и закапывали или сжигали, соблюдая все положенные обряды.

Фольклор нивхов включает тотемические мифологические рассказы, произведения реалистического содержания (о правилах поведения в быту и на промысле, о воспитании качеств, необходимых человеку родового общества, о наказании людей, нарушивших табу), сказки, героические поэмы, загадки.

Народная музыка - в русле музыкальных традиций соседних тунгусо-маньчжурских народов (орочей , ульчей , ороков и др.). На Сахалине известны песни-четверостишия, исполнявшиеся на медвежьем празднике, песни-плачи (чырйуд) у погребальных костров, необрядовые песни - лирические, колыбельные, которые сочиняла каждая мать.

Шаманское песнопение исполнялось во время обряда врачевания, на шаманских сеансах и при посещении домов с выражением благопожеланий всем жителям селения. Врачуя, шаман вызывал духов-помощников, которые отбирали украденную злыми духами душу больного и спасали его от смерти. Пение обязательно сочетали с игрой на бубне и металлических погремушках.

   Дневная колыбель выдолблена из ствола дерева. Ножки ребенка остаются снаружи

В инструментальной музыке центральное место занимают наигрыши на «музыкальном бревне», которые сопровождают медвежий праздник, бега и жертвоприношение собак, женские ритуальные танцы и мифологизированные речитативы. Cвоеобразно музицирование на однострунной смычковой трубчатой лютне.

Продолжается процесс вытеснения нивхов из мест традиционного проживания.

В технологическом лицее г. Поронайска и других городах Хабаровского края детям аборигенов преподают родной язык, их обучают традиционным ремеслам. Для школьников выпущен учебник нивхского языка, разрабатываются новый нивхско-русский словарь и букварь.

В Сахалинской области созданы национальные ансамбли «Мэнгумэ-Илга» («Серебряные узоры»), «Пелакен» («Большое солнце»), «Арила миф» («Свежий ветер») и др. В г. Поронайске - центр традиционных культур и Национальный музей.

С 1996 г. выходит газета «Нивх диф». Из национальных деятелей культуры известны писатели В. Санги, Г. Отаина, художник Ф. Мыгун и др.

Созданы Ассоциация коренных малочисленных народов Сахалина и общественное движение «Союз нивхов Сахалина».

статья из энциклопедии "Арктика - мой дом"

   КНИГИ О НИВХВАХ
  Крейнович Е.А. Медвежий праздник у нивхов. Бронзовый и железный век Сибири. Новосибирск, 1974.
  Крейнович Е.А. Нивхгу. Л., 1973.
  Пропп В.Я. Чукотский миф и гиляцкий эпос: Фольклор и действительность. М., 1976.
  Санги В.М. Песнь о нивхах. М., 1989.
  Таксами Ч.М. Нивхи: Современное хозяйство, культура и быт. Л., 1967.
  Таксами Ч.М. Основные проблемы этнографии нивхов. Л., 1973.
  Штернберг Л.Я. Гиляки, гольды, орочи, негидальцы, айны. Хабаровск, 1933.

Нивхи, нивх (самоназвание - "человек"), гиляки (устаревшее), народ в России. Живут в Хабаровском крае на нижнем Амуре и на острове Сахалин (главным образом в северной части). Численность 4630 человек. Говорят на изолированном нивхском языке. Распространён также русский язык.

Предполагают, что нивхи - прямые потомки древнейшего населения Сахалина и низовьев Амура, расселённого в прошлом значительно шире, чем в настоящее время. Находились в широких этнокультурных контактах с тунгусско-маньчжурскими народами, айнами и японцами. Многие нивхи владели языками народов сопредельных территорий.

Основные традиционные занятия - рыболовство (кета, горбуша и др.) и морской промысел (тюлень, белуха и др.). Рыбачили неводами, сетями, крючками, ставили заездки и др. Морского зверя били острогой, дубинками и пр. Из рыбы делали юколу, из внутренностей вытапливали жир, из кожи шили обувь и одежду. Меньшее значение имела охота (медведь, олень, пушной зверь и пр.). Зверя добывали при помощи петель, самострелов, копий, а с конца XIX века - ружей.

Подсобное занятие - собирательство (ягоды, корни сараны, черемша, крапива; на морском побережье - моллюски, морские водоросли, раковины). Развито собаководство. Собачье мясо шло в пищу, шкуры - для одежды, собак использовали как транспортное средство, для обмена, на охоте, приносили в жертву. Распространены домашние ремёсла - изготовление лыж, лодок, нарт, утвари из дерева, посуды (корытца, туеса), подстилок из берёсты, обработка кости, кожи, плетение циновок, корзин, кузнечное дело. Передвигались на лодках (дощатых или долблёнках из тополя), лыжах (голицах или подбитых мехом), нартах с собачьей упряжкой.

В бывшем СССР произошли изменения в жизни нивхов. Значительная их часть трудится в рыболовецких артелях, на промышленных предприятиях, в сфере обслуживания. По данным переписи 1989, 50,7% нивхов составляет городское население.

В XIX веке сохраняли пережитки первобытно-общинного строя, родовое деление.

Вели оседлый образ жизни. Селения располагались обычно по берегам рек и морскому побережью. Зимой жили в полуземлянке четырёхугольного плана, углублённой в землю на 1-1,5 м, со сферической крышей. Были распространены наземные жилища столбовой конструкции с канами. Летнее жилище - постройка на сваях или вывороченных пнях с двускатной крышей.

Традиционная одежда (мужская и женская) состояла из штанов и халата, сшитых из рыбьей кожи или бумажной материи. Зимой носили шубу из собачьего меха, мужчины поверх шубы надевали юбочку из нерпичьей шкуры. Головной убор - наушники, меховая шапка, летом коническая берестяная или матерчатая шляпа. Обувь из тюленьей и рыбьей кожи.

Традиционная пища - сырая и варёная рыба, мясо морских зверей и лесных животных, ягоды, моллюски, водоросли и съедобные травы.

Официально считались православными, но сохраняли традиционные верования (культ природы, медведя, шаманство и др.). Вплоть до 1950-х гг. у нивхов Сахалина сохранялся классический медвежий праздник с убоем выращенного в клетке медведя. По анимистическим представлениям, нивхов окружает живая природа с разумными обитателями. Сложилась норма бережно относиться к окружающей природе и разумно пользоваться её богатством. Традиционные природоохранные нормы были рациональными. Особенно ценными являются накопленные веками трудовые навыки, народное прикладное искусство, фольклор, музыкальное и песенное творчество, знания о лекарственных травах и собирательство.

В настоящее время начался процесс возвращения нивхов на прежние места расселения и возрождение старых селений. Выросла собственная интеллигенция. В основном это работники учреждений культуры и народного образования. Нивхская письменность создана в 1932. Издаются буквари на амурском и восточносахалинском диалектах, книги для чтения, словари, газета "Нивх диф" ("Нивхское слово").

Ч. М. Таксами

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 380-382.

Гиляки в истории

Гиляки (самоназв. ниб(а)х, или нивхи, т. е. человек, люди; наименование «гиляки», по мнению Шренка, произошло от кит. «киль», «киленг», как китайцы привыкли называть всех туземцев в низовьях Амура) - малочисл. народность в Приморье. Исследователи XIX в. (Зеланд, Шренк и др.) доводили тогда численность Г. (по разным методикам) до 5-7 тыс. чел. Они же дали развёрнутое описание самих Г. и образа их жизни: средний рост у мужчин - 160, а у женщин - 150 см. Они чаще всего «коренастые, с короткой шеей и хорошо развитой грудью, с несколько короткими и кривыми ногами, с малыми кистями и ступнями, с довольно большой, широкой головой, смуглым цветом кожи, темными глазами и черными прямыми волосами, которые у мужчин заплетаются сзади в косу, а у женщин - в две косы. В лице заметны черты монгольского типа… Шренк относит Г. к палеазитам, к загадочным “краевым” народам Азии (подобно айнам, камчадалам, юкагирам, чукчам, алеутам и др.) и полагает, что первоначальная родина Г. была на Сахалине, откуда они перешли на материк под натиском с юга айнов, в свою очередь, отодвинутых японцами… От своих соседей Г. отличаются еще тем, что не практикуют вовce татуировки и женщины их не носят колец или серег в носовой перегородке. Народ здоровый и выносливый… Основной пищей Г. служит рыба; они едят ее сырою, мороженою или сушеною (вяленою)… ею запасаются на зиму для людей и собак. Ловят рыбу сетями (из крапивы или дикой конопли), лесами или кручьями. Кроме того, Г. бьют нерп (тюленей), сивучей, дельфинов или белух, собирают бруснику, малину, ягоды шиповника, кедровые орехи, черемшу… Едят большею частью холодное… Мясо едят всякое, за исключением только крыс; соли до последнего времени не употребляли вовсе… табак курят оба пола, даже дети; посуды, кроме деревянной, берестяной и железных котлов не имеют». Деревни Г. располагались по берегам, в низменных местах, но не доступных для половодья. У материковых Г. в зимних избах имелись печи с трубами и широкие нары, чтобы на них могли разместиться 4-8 семей (до 30 чел.). Для освещения использовался рыбий жир и лучина. На лето Г. переселялись в амбары, устроенные чаще всего высоко над землёй на столбах. Оружие состояло из копья, гарпуна, самострела, лука и стрел. Для передвижения летом служили плоскодонные лодки в виде корыта из кедровых или еловых досок, до 6 м длиной, сшитых деревянными гвоздями и проконопаченных мхом; вместо руля - короткое весло. Зимой Г. ходили на лыжах или ездили на нартах, куда впрягались 13- 15 собак. Ткацкое и гончарное ремесло Г. до прихода русских совершенно не знали, но они были весьма искусны в выделке сложных узоров (на берёсте, коже и т. д.). Богатство Г. выражалось в возможности содержать несколько жён, в серебр. монете, в большем кол-ве одежды, хороших собаках и т. п. Нищих почти не встречалось, поскольку их подкармливали более состоятельные соплеменники; привилегированного класса не было; самые почитаемые люди - старики, богатые, знаменитые храбрецы, известные шаманы. На редких сходках разрешались важные споры, напр., похищение чьей-либо жены. Виновный мог быть приговорён либо к вещественному удовлетворению обиженного, либо к изгнанию из селения, иногда, правда, тайком - к смертной казни. «Живут гиляки вообще мирно, за больными всячески ухаживают, но умираюших выносят вон, из суеверного страха, а также удаляют в особый берестяной шалаш родильницу, даже зимою, отчего бывают случаи замерзания новорожденных. Гостеприимство у Г. весьма развито, воровство неизвестно, обман - редкость, вообще они отличаются честностью… Женятся Г. обыкновенно рано; иногда родители заключают браки между детьми 4-5 лет; за невесту уплачивают калым разными вещами… и, кроме того, жених должен устроить пир, продолжающийся с неделю. Допускаются браки с племянницами и двоюродными сестрами. Обращение с женой вообще мягкое. Брак легко может быть расторгнут, и разведенная легко находит себе другого мужа. Нередко также умыкание жен, с согласия умыкаемой; муж требует тогда возвращения калыма или преследует и мстит (бывают даже случаи убийства)… Вдова переходит часто к брату умершего или к другому близкому родственнику, но она может и остаться вдовою, и родственники все-таки обязаны помогать ей, если она бедна. Имущество отца переходит к детям, причем больше получают сыновья… Г. кажутся малоподвижными, малолюбознательными, индифферентными. Они очень редко поют, не знают плясок, и имеют самую примитивную музыку, производимую ударами палок по висящему на веревках параллельно земле сухому шесту…». Праздников у Г. насчитывалось совсем немного; самый главный - медвежий, продолжавшийся ок. 2 недель в январе. Для него добывали из берлоги, а иногда покупали на Сахалине, медвежонка, откармливали, водили по деревням. Под конец, привязывали к столбу, расстреливали из луков, после чего слегка поджаривали на костре и съедали, запивая хмельным напитком и чаем. Г. поклонялись деревянным идолам, изображавшим человека или зверя. Обычно идолы хранились в амбарах и выносили их лишь в исключительных случаях. У Г. были священные места, где они просили у своих духов удачи или прощения. Они верили в загробную жизнь. Умерших отвозили в лес и сжигали на костре, а пепел собирали и укладывали в небольшом домике возле селения, в лесу, где также зарывали платье, оружие и трубку покойного, иногда их клали в самом домике; собак, привезших труп также убивали, а если умерший был бедняком, то лишь сжигали нарты. Возле этого домика родственники совершали поминки, приносили трубку с табаком, чашку с напитком, плакали и причитали. Связь с духами осуществлялась через шаманов. Впервые русские услышали о Г. весной 1640: от одного пленника- эвена первопроходец томск. казак И. Москвитин узнал о существовании на юге Охотского моря «реки Мамур», т. е. Амур, в устье к-рой и на островах жили «гуляки сидячие». Москвитин с отрядом казаков направился морем в юж. направлении и в устье р. Уда получил дополнит. сведения об Амуре и его притоках - рр. Зея и Амгунь, а также о Г. и «бородатых людях даурах». Участвовавший в этом походе якут. казак Н. Колобов сообщает в своей «скаске», что незадолго до прибытия русских к устью Уды приходили в стругах бородатые дауры и убили ок. 500 гиляков: «...А побили их обманом; были у них в стругах в однодеревных в гребцах бабы, а они сами человек по сту и осьмьюдесят лежали меж тех баб и как пригребли к тем гилякам и вышед из судов, а тех гиляков так и побили...». Казаки двинулись дальше «подле берег» до островов «сидячих гиляк», т. е. вполне возможно, что Москвитин видел небольшие острова у сев. входа в Амурский лиман (Чкалова и Байдукова), а также часть сев.-зап. берега о. Сахалин: «И гиляцкая земля объявилась, и дымы оказались, и они [русские] без вожей [проводников] в нее итти не смели...», считая, видимо, что маленькому отряду не справиться с многочисл. населением этого края, и повернули обратно. В 1644/45 по соседству с гиляцким селением зимовал отряд письменного головы В. Д. Пояркова, искавший в тех местах запасы серебр. руд и разведывавший попутно «новыя землицы » для сбора ясака. Казаки стали покупать у Г. рыбу и дрова и за зиму собрали кое-какие сведения об о. Сахалин. Весной, покидая гостеприимных Г., казаки напали на них, захватили аманатов и собрали ясак соболями. В 1652/53 в гиляцкой земле зимовал отряд Е. Хабарова, а в июне 1655 там же объединённый отряд Бекетова, Степанова и Пущина срубил острог и остался на зимовку. Из-за отсутствия письменности и богатой устной традиции у Г. уже к XIX в. не сохранилось никаких воспоминаний или преданий о столкновениях с первыми русскими, появившимися в их краях в сер. XVII в.

Владимир Богуславский

Материал из кн.: "Славянская энциклопедия. XVII век". М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004.

Нивхи

Автоэтноним (самоназвание)

нивх : Самоназванея н и в х, «человек», н и в х г у, «люди».

Основная территория расселения

Расселяются в Хабаровском крае (низовья Амура, побережье Амурского лимана, Охотского моря и Татарского пролива), образуя материковую группу. Вторая, островная группа, представлена на севере Сахалина.

Численность

Численность по переписям: 1897 - 4694, 1926 - 4076, 1959 - 3717, 1970 - 4420, 1979 - 4397, 1989 - 4673.

Этнические и этнографические группы

По территориальному признаку подразделяются на две группы - материковую (нижнее течение р.Амур, побережье Амурского лимана, Охотского моря и Татарского пролива) и осторовную или сахалинскую (северная часть о-ва Сахалин). По родовому составу и некоторым особенностям культуры делились на более мелкие территориальные подразделения - материковая на 3, осторовная на 4.

Антропологические характеристики

Нивхи своеобразны в антропологическом отношении. Они образуют локальный расовый комплекс, названный амуро-сахалинским антропологическим типом. Он имеет метисное происхождение как следствие смешения байкальского и курильского (айнского) расовых компонентов.

Язык

нивхский : Нивхский язык занимает изолированное положение по отношению к языкам других народов Амура. Он относится к палеоазиатским языкам и обнаруживает близость к языкам ряда народов Тихоокеанского бассейна, Юго-Восточной Азии и алтайской языковой общности.

Писменность

С 1932 г. письменность на латинской графике, с 1953 г., на основе русского алфавита.

Религия

Православие : Православные. Целенаправленная миссионерская деятельность начинается только с середины XIX в. В 1857 г. была создана специальная миссия для гиляков. Этот факт не исключает более раннего распространения христианства среди коренного населения Приморья и Приамурья из среды русских поселенцев. Миссия занималась крещением не только не только нивхов, но и соседствующих с ними народов - ульчей, нанайцев, негидальцев, эвенков. Процесс христианизации носил скорее внешний, формальный характер, что подтверждается практически полным незнанием основ веры, нешироким распрстранением в нивхской среде атрибутов культа, отказом от имен, данных при крещении. Миссионерская деятельность опиралась на сеть, которые строились вблизи поселений нивхов. В частности, на о.Сахалин их было 17. В целях приобщения детей коренных жииелей Приамурья к грамоте и вере создавались небольшие, одноклассные церковноприходские школы. Приобщению нивхов к православию в значительной степени способствовало их проживания среди русского населения, от которого нивхи заимствовали элементы крестьянского быта.

Этногенез и этническая история

Отличия нивхов от соседних народов обычно связываются с независимым процессом их этногенеза. В связи с особенностями их языка и культуры - нивхи палеоазиаты, они относятся к древнейшему населению Нижнего Амура и Сахалина, которые предшествуют здесь тунгусо-маньчжурам. Именно нивхская культура является тем субстратом, на котором складывается сходная во многом сходная культура амурских народов.
Другая точка зрения полагает, что древнейшее население Аура и Сахалина (археология мезо/неолитического времени) собственно нивхским не является, а представляет собой недифференцированный в этническом отношении пласт культуры, которой является субстратным по отношению ко всему современному населению Амура. Следы этого субстрата фиксируются в антропологии, языке, культуре как нивхов, так тунгусо-маньчжурских народов Приамурья. В рамках этой теории, нивхи рассматриваются как мигрировавшая на Амур, одна из групп северо-восточных палеоазиатов. Относительная противоречивость данных этногенетических схем объясняется высокой степенью смешения и интеграции современных народов Амура и Сахалина, а также поздним временем их этнического оформления.

Хозяйство

В культуре нивхи наследуют древний нижнеамурский хозяйственный комплекс речных рыболовов и морских зверобоев, при подсобном характере таежного промысла. Значительную роль в их культуре играло собаководство (амурский/гилякский тип упряжного собаководства).

Традиционная одежда

Одежда нивхов также имеет общеамурскую основу, это т.н. восточноазиатский тип (запашная одежда с удвоенной левой полой, кимонообразного кроя).

Традиционные поселения и жилища

Основные элементы материальной культуры нивхов соответствуют общеамурским: сезонные (летние временные, зимние постоянные) поселения, жилища типа землянки, сосуществуют с разнообразными летними временными постройками. Под влиянием русских получили распространение срубные постройки.

Современные этнические процессы

В целом, традиционная и современная культура нивхов, демонстрирует ее соответствие культуре тунгусо-маньчжурских народов Нижнего Амура и Сахалина, которое сформировалось как генетически, так и в процессе длительного этнокультурного взаимодействия.

Библиография и источники

Общие работы

  • Нивхгу. М., 1973/Крейнович Е.А.
  • Народы Дальнего Востока СССР в ХVII - ХХ вв. М., 1985

Отдельные аспекты

  • Традиционное хозяйство и материальная культура Народов Нижнего Амура и Сахалина. М., 1984/Смоляк А.В.
  • Основные проблемы этнографии и истории нивхов. Л., 1975./Таксами Ч.М.


Новое на сайте

>

Самое популярное