Домой Коммуникации План урока на тему человек и человечность. Разработка урока обществознания на тему "человек и человечность" с презентацией

План урока на тему человек и человечность. Разработка урока обществознания на тему "человек и человечность" с презентацией

Тема нашего урока «Человек и человечность».

Учитель: Сегодня мы начали урок с объяснения понятий доброты, человечности, гуманности.

А теперь посмотрим на эти понятия с обществоведческой точки зрения.

Что такое человек?

Чем человек отличается от других живых существ?

Что такое человечность?

Что такое гуманизм?

Я попросила вас посмотреть эти понятия в словарях, привлечь интернет –ресурсы.

Работа в тетради: запишите себе в тетрадь определения

Слово учителя:

Гуманным называют великодушие, доброе отношение к людям, готовность понять другого, стремление видеть в нем равного себе, достойного уважения человека.

Гуманизм – исторически развивающаяся система воззрений, признающая ценность человека, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки справедливости общества.

Происхождение понятия «гуманизм» связывают с эпохой Возрождения (конец XV- первая половина XVI) с которой вы познакомитесь в следующем учебном году. Эпоха Возрождения – это время, когда интерес к человеку, вера в его способности и возможности были характерны для новой культуры, выходившей из недр Средневековья (знакомого вам из курса истории). Первыми гуманистами высокого Возрождения были: Эразм Ротердамский, Томас Мор, Франсуа Рабле, Уильям Шекспир, Мигель Сервантес, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти.

Содержание понятия менялось на протяжении истории, развиваясь и обогащаясь. Но при этом оставалось главное – интерес к разнообразным проявлениям человека, его деятельности, творчеству. Идеи гуманизма волновали и волнуют человечество. Многие учение посвящают гуманизму свои труды, среди них: Даль, Лондон, Солженицын, Достоевский, Паскаль, Горький, Ожегов и многие другие.

Гуманизм – это не только определенное отношение к человеку, но и его определенное поведение. Такое значение гуманизма дает нам возможность предположить, что все люди достойны уважения и им присущи добрые качества. Хотя, конечно, не всегда добро, заложенное в людях, проявляется свободно и беспрепятственно.

Что же мешает людям всегда совершать добрые поступки? (жизненные обстоятельства)

Истинный гуманизм заключает в себе ответственность человека за свои дела и поступки. Вот как писал об этом писатель В.В. Вересаев в рассказе «Легенда»: (учитель читает вслух с.209 уч-ка).

Рассказ может быть таким: гуманное поведение моряков проявится в исправлении ими того, что они совершили на острове в течении всей своей жизни.

Какой смысл заложен в истории, рассказанной В.В. Вересаевым?

Смысл: ответственность человека за то, что он совершает в своей жизни.

Легко ли быть гуманным человеком?

О справедливости и гуманности общества люди мечтали веками.

Гуманное общество – это общество справедливое, в котором главное – человек, его благо. Чем большему числу людей общество может дать все необходимое для подлинного человеческого счастья, для разнообразных проявлений в них (людях) лучшего, доброго, светлого, тем оно гуманнее.

Беседа по вопросам:

Как вы себе представляете гуманное общество?

Работа с текстом. Жил на свете человек.

Подумайте, а кто в нашем обществе больше всех нуждается в помощи и заботе?

(слабые – дети, старики, брошенный котенок или щенок)

Почему необходимо заботиться о слабых?

Рассказ учителя: «Суд Индустриального района Хабаровска начал рассмотрение резонансного дела о жестоких убийствах животных, в которых обвиняются две девушки и их приятель.

В зависимости от роли они обвиняются в жестоком обращении с животными, разбое, оскорблении чувств верующих и в экстремизме. По данным следствия, жертвами обвиняемых стали не менее 15 животных и птиц.

Процесс проходит в закрытом режиме, чтобы не афишировать личность пострадавшего от их действий человека и в целях безопасности участников процесса.

Во время заседания у здания суда зоозащитники провели пикет. Общественники развернули пятиметровый баннер с надписью «Живодерок - в тюрьму».

Как сообщала ранее представитель СК РФ Светлана Петренко, две несовершеннолетние подруги с июня по август минувшего года с применением садистских методов систематически жестоко обращались с животными, увечили их и убивали.

Следователи также установили, что в 2015 и 2016 годах одна из обвиняемых неоднократно размещала на странице «В Контакте» изображения и тексты, оскорбляющие религиозные чувства верующих. Кроме того, с марта по октябрь 2016 года она вместе с другим несовершеннолетним подростком изготовила и разместила в Интернете видеозапись, содержащую «сцены унижения человеческого достоинства потерпевшего по признаку принадлежности к социальной группе». А 28 июля 2016 года обвиняемые девушки совершили разбойное нападение на жителя Хабаровска».

Фрагмент песни. Эдуард Хиль « Песня о добром человеке».

Творческая работа

Проекты детей: «Прояви внимание к старикам»


Цели и задачи: познакомить учащихся с понятиями гуманизм, принцип и человечность; исследовать их сущность; выявить факторы, способствующие повышению человечность и гуманизма; обсудить проблему необходимости помогать пожилым людям.

Планируемые результаты : учащиеся должны характеризовать гуманного человека; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; владеть принципом работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также вести дискуссию, эвристическую беседу, работать с документами, анализировать проблемы и решать проблемные задачи, работать в группе.

Формируемые УУД:

Предметные: объяснять сущность гуманизма; применять основные нравственные понятия, нормы и правила, анализировать с их помощью реальные социальные ситуации; понимать их роль как решающих регуляторов общественной жизни;

Метапредметные:

Коммуникативные: точно и грамотно выражать мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии;

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий;

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;

Личностные: формирование компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом, презентация, проектор.

Тип урока: открытие нового знания.

Ход урока:

Организационный момент.

Здравствуйте!

учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

Желаю (большими)

Успеха (указательными)

Большого (средними)

Во всем (безымянными)

И везде (мизинцами)

Здравствуйте! (всей ладонью)

II . Мотивационно-целевой этап

Послушайте притчу и ответьте на вопросы.

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон, берег был буквально усеян ими на много километров.

Зачем бросаешь эти морские звезды в воду? - спросил человек, подходя ближе.

Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, - ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

Но это просто глупо! - закричал человек.

Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усыпан ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновенье задумался, бросил ее в море и сказал:

Нет, мои попытки изменят очень много … для этой звезды.

О чем эта притча?

Ответьте на вопросы, приведенные в рубрике «Вспомним» на странице 100 учебника.

Подумайте, о чем мы сегодня должны поговорить и на какие вопросы ответить?

Тема урока: Человек и человечность.

План урока:

Что такое гуманизм.

Прояви внимание к старикам.

III .Введение в новый материал.

Сегодняшний урок посвящен человеку. Среди тайн, которые познает человек, самой непостижимой является он сам. Вечный вопрос: что такое человек? Что значит быть человеком? Как стать человечным?

Давайте, попробуем ответить на эти вопросы.

1. Что такое гуманизм.

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «человечность»? (Записываем ответы учеников на доске.)

Прочитайте текст на странице 100 учебника 1 абзац, работая в группах обсудите и представьте наглядно сущность гуманного отношения к человеку.

Гуманное отношение к человеку:

Великодушие

Доброе

Уважительное

Готовность понять

Отношение как к равному

На странице 100 учебника найдите определение понятия «гуманизм» и составим схему его сущности.

Гуманизм - это определенная система воззрений, признающая

- ценность человека

- права человека на свободу

- право человека на счастье

- право человека на развитие и проявления своих способностей

Гуманизм -

- Критерий оценки справедливого общества - благо человека

- Любовь к людям

- Уважение к людям

- Принцип поведения, предполагает ответственность человека за свои действия

Физминутка.

Происхождение понятия «гуманизм» относится к эпохе Возрождения. (начало 14 - конец 16 веков). Для возрождения были характерны интерес к человеку, вера в его способности и возможности. Первыми гуманистами были Томас Мор, Франсуа Рабле, Уильям Шекспир, Мигель Сервантес, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти.

Познакомьтесь с высказываниями великих людей о гуманизме и прокомментируйте их. Какой по-вашему мнению является наиболее верным?

Рабочий материал:

Если человек тверд, решителен, прост и несловоохотлив, то он уже близок к человечности (Конфуций)

Народу много, а людей немного (Диоген)

Легко быть святым, когда не хочешь быть человечным (К.Маркс)

Будьте человеком прежде всего и больше всего. Не бойтесь слишком отяготить себя гуманностью (В.Гюго)

В этом мире пользу приносит каждый, кто облегчает бремя другого человека. (Ч.Диккенс)

Политические обязанности могут измениться, обязанности человека к человеку - никогда. (Ж. Ренан)

Если равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь звания человека.

Все люди достойны уважения и им присущи добрые качества. Хотя не всегда добро заложенное в людях, проявляется свободно и беспрепятственно.

Как вы думаете, что мешает людям всегда совершать добрые поступки?

На странице 101 учебника представлена притча писателя В.В. Вересаева «Легенда», прочтите и ответьте на вопрос.

В чем смысл этой притчи?

Самостоятельно прочтите рубрику «Жил на свете человек» на странице 101-102. Ответьте на вопросы в конце рубрики и обоснуйте свой ответ.

2.Прояви внимание к старикам

С древних времен люди беспокоились об отношении молодежи к старшему поколению. В священном писании говорится: «Заступи в старости отца твоего и не опечали его», «Почитай старших, благогови»?

Как вы думаете, что означает слово «благогови».

Благоговейное отношение - это доброе, уважительное, вежливое, доброжелательное отношение к старшим.

В начале 18 века по указу Петра I были изданы правила поведения для «младых отроков». Послушайте отрывок из этого документа.

«Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению»

Во-первых наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано, бывает, всегда шляпу в руках держать, а перед ними не одевать, и возле их не садиться, при них в окно не выглядывать, но все потаенным образом о велики почтением, не с ними в ряд, но не много стоять позади их в стороне, подобно слугам. В доме ничего своим именем не повелевать.

Дети не имеют без приказа родителей ничего бранить, или словами плохими попрекать, они должны вести вежливо и учтиво.

Когда говорят родители, речей перебивать не надлежит, надо ожидать, пока они выговорятся. Стоять при родителях должны прямо.

Без спросу не говорить, а когда говоришь, то должны они отозваться или отвечать как услышат голос родителей и не дерзновенно отвечать.

Как вы понимаете эти правила и какие из них нужны сегодня?

Какие из этих правил вы выполняете?

Что подразумевается под понятием «почтенный возраст».

В рассказе Валентины Осеевой «Просто старушка» описывается ситуация - мальчик и девочка увидели, что впереди идущая старушка поскользнулась и упала.

Подержи мои книжки! - крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила:

Это твоя бабушка?

Нет, - ответил мальчик.

Мама? - удивилась подружка.

Ну, тетя? Или знакомая?

Да нет же! нет! - улыбаясь, сказал мальчик. - Это просто старушка!

О чем эта история? Чему научил вас этот случай?

V . Рефлексия.

На партах есть лист самооценки. Разместите человека на ту ступень, которая наиболее соответствует вашему состоянию.

VI . Подведение итогов.

Проверим себя, выполнив несколько заданий.

Домашнее задание:

Задания на выбор: творческое эссе: Задание 2 или 3 рубрики «В классе и дома» на странице 104 учебника.

Учитель: В заключении урока послушайте стихотворение Натальи Давыдовой "С сторонке бабушка стояла".

Помните: мы должны заботится о тех, кто в этом нуждается.
Список литературы:

1. Л.Н. Боголюбов Поурочные разработки,Москва, Просвещение. 2016 г.

2. Учебник под ред. Л.Н. Боголюбова Обществознание,6 класс. М.: Просвещение,2015 г.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Пункт плана Пункт плана Пункт плана Пункт плана Пункт плана 3

1. Что такое гуманизм. 2. Прояви внимание к старикам.

Пункт плана 1 Пункт плана 2 Пункт плана 3 Пункт плана 4 Пункт плана 5 ◊ 1. Прочитать § 12. ◊ 2. Ответить на во­просы рубрики «Проверим себя». ◊ 3. Задания в рубрике «В классе и дома» - устно.

Пункт плана Пункт плана Пункт плана 4 Пункт плана 5 « Человечность - гуманность, человеческое отношение к окружающим.» Толковый словарь Д. Н. Ушакова

Пункт плана Пункт плана Пункт плана 4 Пункт плана 5 « Человечность - это система нравствен- ных и социальных уста- новок, предполагающая необходимость проявле- ния со­чувствия к людям, оказания помощи, непричинения стра­даний.»

Пункт плана 3 Пункт плана 4 Пункт плана 5 Гумани́зм (от лат. humanitas - «человечность», humanus - «человечный», homo - «человек») - мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности.

Пункт плана Пункт плана Пункт плана 4 Пункт плана 5 Гуманизм - система взгля- дов передовых мы­слителей эпохи Возрождения, для которых был характе- рен интерес к человеку, вера в его возможности и дарования. С точки зрения филосо- фов-гуманистов, человек - центр Вселен- ной, лучшее творение Бога.

Пункт плана Пункт плана Пункт плана 4 Пункт плана 5 В.В. Вересаев Прочитайте материал параграфа № 12, стр. 101, абз. 3-5 и ответьте на вопросы: «1. Что такое притча? 2. Какую мысль в своём произведении хотел донести до нас В. В. Вересаев?»

Пункт плана Пункт плана Пункт плана 4 Пункт плана 5 система взглядов, признающих ценность человека, его жизни, свободы и права принцип поведения, кото­рому человек следует в своей деятельности

Пункт плана 2 Пункт плана 3 Пункт плана 4 Пункт плана 5 «Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет». С. Маршак

Пункт плана Пункт плана Пункт плана 4 Пункт плана 5 На какие периоды делится человеческая жизнь?

Пункт плана 2 Пункт плана 3 Пункт плана 4 Пункт плана 5 Прочитайте материал параграфа № 12, стр. 101- 102 и ответьте на вопрос: Как вы понимаете слова К.И. Чуковского: «Быть с мо­лодыми – наш радостный долг»? Корней Иванович Чуковский

Пункт плана 2 Пункт плана 3 Пункт плана 4 Пункт плана 5 1.Каким образом Вы по­могаете своим преста-релым родственникам? 2. О чём с ними разговариваете? 3. О чём узнали и чему научились у них? 4. Какой опыт хотели бы перенять?

источник шаблона Чернакова Наталия Владимировна Преподаватель химии и биологии ГОУ НПО Архангельской области «Профессиональное училище №31» «http://pedsovet.su/»


Тема: Человек и человечность.

Цель: показать, что моральные нормы создают образец поведения человека по отношению к другим людям.

Учащиеся должны знать, что:

1) человечность означает воплощение принципа гуманизма в повседневных отношениях людей;

2) мораль - общепринятое представление о том, что такое хорошо и что такое плохо;

3) нравственные качества делают человека человеком;

4) главная задача моральных норм заключается в том, чтобы создать образец поведения человека по отношению к другим людям.

Учащиеся должны понимать, что такое:

1) человек;

2) мораль;

3) нравственность;

4) гуманизм;

5) нормы морали.

Учащиеся должны уметь:

1) объяснять основные понятия;

2) высказывать собственную точку зрения;

3) анализировать высказывания;

4) обосновывать свое мнение.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Ответьте «да» или «нет».

1. Способности - врожденные свойства человека, проявляющиеся в определенной деятельности. (Нет.)

2. Способности - высокая степень одаренности человека, проявляющаяся в определенной деятельности. (Да.)

3. Воля - специфическое человеческое свойство. (Да.)

4. Характер человека проявляется в его неуклонном следовании цели, которую указывает общество.

5. Человек определяется только врожденными качествами. (Нет.)

II. Изучение нового материала.

ПЛАН

1. Мораль и гуманизм.

2. Моральные нормы и поступки людей.

1. Обыгрывание ситуации:

1) в транспорте не уступили пожилому человеку место;

2) друзья обозвали друг друга;

3) сказали маме неправду.

Затем обсуждается увиденное и выясняется, что же нарушалось в данных ситуациях. Учитель подводит учащихся к пониманию, что такое социальные нормы и как они регулируют жизнь человека.

2. Лекция с элементами беседы.

Как вы думаете, почему люди с разными интересами, характерами, взглядами не только могут мирно сосуществовать друг с другом, но и действовать совместно?

На протяжении веков люди, чтобы жить в обществе, создавали правила поведения. Для этого им служили разум и чувства. Разум предупреждал об опасности хаоса и вражды, жизненный опыт передавался из поколения в поколение и позволял уточнять и оттачивать социальные нормы - правила поведения в обществе.

Приведите примеры известных вам правил поведения в обществе.

Докажите, что социальные нормы возникали с появлением человеческого сообщества.

Социальные нормы заменяли инстинкты, действенные в жизни животных, но ослабевшие у человека. Как инстинкт у животных способствует их выживанию и продолжению рода, так и социальные нормы способствуют выживанию человека в сообществе с другими людьми.

Первые социальные нормы, возникшие в первобытном обществе, были просты и категоричны. Это табу - запреты. Общество устами жрецов, старейшин, вождей определяло действия, совершение которых запрещалось, так как они несли угрозу существованию общины, рода, племени.

Приведите примеры табу. (Запрещение браков между близкими родственниками; запрещение убийства сородичей.)

По мере накопления опыта трудовой деятельности и организации быта складывались обычаи.

Обычай - это совокупность правил поведения, усвоение которых способствует успешности действий в той или иной сфере жизни.

Обычаи включали в себя религиозные обряды и ритуалы, формы и способы поведения при вступлении в брак, при рождении ребенка, со смертью и похоронами, с приготовлением пищи, с сельскохозяйственным трудом и т. д.

Каждое новое поколение воспринимает обычай как данность, чтит обычаи предков, воспринимает их опыт, действует по образцу.

-Какие обычаи вам известны? Как меняется роль обычаев по мере отдаления от времени их возникновения?

Новым шагом, свидетельствующим об осознанном отношении человека к самому себе, к обществу, в котором он живет, и к миру в целом явилось возникновение этических, или моральных, норм.

Этика (греч. etnos ) - устойчивая природа какого-либо явления, позднее - устойчивый порядок, добродетели человека.

Этика - философское учение о морали, ее развитии, принципах, нормах и роли в обществе.

Этика - совокупность норм поведения. (С. И. Ожегов.)

Аналог в лат. языке - mores - «мораль».

В русском языке синоним - нравственность (от слова «нрав»).

Термин « мораль» чаще употребляется для обозначения существующих в обществе социальных норма, «этика» - для обозначения науки о морали, «нравственность» - для обозначения индивидуальных моральных принципов, которыми руководствуется человек.

Стержнем этики является определение «добра» и «зла». В соответствии с этикой добро должно являться ориентиром для всех поступков и действий человека.

Усвоенные человеком моральные нормы составляют стержень внутреннего мира человека, руководят его мыслями и поступками.

Задание 1. Любой человек всегда стоит перед необходимостью морального выбора. В его действиях довольно часто сталкиваются противоположные мотивы. Он выбирает между сиюминутными интересами, возможно, идущими вразрез с общепринятой нравственной нормой, и поведением, соответствующим этой норме, но противоречащим его непосредственным интересам.

Оказывались ли вы, ваши друзья, герои книг или кинофильмов в такой ситуации? Опишите, как вели себя вы, друзья, герои.

Ответить на вопросы вам поможет с х е м а 1 на с. 23:

Таким образом, нормы морали - это поведения людей, основанные на сложившихся в обществе представлениях о добре и зле, чести и бесчестности, справедливости и несправедливости и ориентирующие членов общества на развитие у них добродетелей и на добродетельные поступки. Нормы морали определяют не только отдельные поступки человека, но и в целом его линию жизни, те цели, которые он перед собой ставит, а также его отношение к другим людям и в целом к сообществу.

Как вы думаете, все ли люди одинаково представляют, что есть «добро», а что «зло»? Докажите. Что влияет на нравственные установки личности?

Общество защищает себя, свою целостность, установившийся порядок жизни, в основе которого лежит призвание и охрана жизненных ценностей, значимость которых проверялась опытом многих поколений.

Человек, совершив какой-либо проступок, испытывает угрызения совести, но не всегда.

Рассмотрите схему 2 «Две этические системы». Назовите известных вам людей, чьи жизненные позиции и жизненный путь соответствуют гуманистической этике.

III. Закрепление.

Домашнее задание: § 4; выполнить задания 1-4, с. 26.

Урок обществознания.Тема: «Человек и человечность»(1 ур)

Тип урока: Комбинированный

Цель урока: подвести к пониманию ценности человеческой жизни

Задачи урока:

Образовательная: работа с основными понятиями курса обществознания

Развивающая: продолжение работы с глоссарием

Воспитательная: Воспитание чувства ответственности за свои поступки.

Оборудование урока: Рисунок атомного взрыва, эпиграф: « Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет» С.Маршак

Этапы урока:

Организационный момент

Учитель:

Наш замечательный звонок позвал за парты на урок.

Нас ждет успех, мои друзья, общенье, труд, открытия!

Ребята, я выражаю уверенность в том, что наше сотрудничество, как обычно, будет полезным и приятным. Пожалуйста, садитесь. Что является главным объектом изучения обществознания?

Ответ: Человек.

Учитель: Сегодняшний урок тоже о человеке. Среди тайн, которые познает человек, самой непостижимой, по единодушному мнению мыслителей всех времен, является сам человек. Вечный вопрос: что такое человек? Не разобравшись в сути этого вопроса, нельзя ответить на другой вопрос: что значит быть человеком, как стать человеком?

Экспресс-опрос

Опрос: Ответьте «да» или «нет». (Игра « крестики – нолики»)

1. Человек – это биосоциальное существо (да)

2. В человеке преобладает биологическое начало (нет)

3. Без общества человек не сможет самореализоваться (да)

4. Характер человека проявляется в его неуклонном следовании цели, которую указывает общество. (Нет)

5. Должен ли человек учитывать интересы и заботиться об окружающих людях (да)

6.Необходимость общения относится к социальным признакам человека (да)

7.Настроение человека в тот или иной момент определяет суждение (нет) эмоции

8.Неповторимость, уникальность человека – это индивидуальность? (да)

9 Социально и духовно развитый человек – это подросток? (нет, личность)

Учитель: Что такое человек? Чем отличается человек от живых существ? Что такое добро? Какие поступки принято называть добрыми? А как человек относится к тому, что его окружает?

Ученики отвечают.

Учитель:

Получается, что человек по-разному относится к окружающему его миру и положительно и отрицательно, проявляя различные свои качества. Приведите примеры.

Ученики приводят примеры.

Учитель:

Что же мешает людям всегда совершать добрые поступки?

Ответ: Жизненные обстоятельства.

На добро отвечать добром дело каждого, а на зло - добром - дело отважного .

Изучение нового материала

Рассказ учителя: США в 1945 году применили новое оружие – ядерные бомбы огромной разрушительной силы, чтобы принудить Японию, которая воевала на стороне Германии, к капитуляции. Японские города Хиросима и Нагасаки, в которых проживало мирное население, были полностью разрушены в результате взрывов 6 и 9 августа 1945 года. Правительство США тем самым продемонстрировало всему миру, каким новым видом грозного оружия оно располагает.

Взрывы ядерных бомб уничтожили десятки тысяч мирных жителей японских городов, оставшиеся в живых подверглись облучению и были обречены. В их генах произошли необратимые изменения, которые унаследовали их дети. Лучевая болезнь (лейкемия) – следствие облучения при ядерном взрыве.

Крупные мировые державы подписали ряд соглашений о запрещении применении ядерного оружия.

Что вы почувствовали, услышав об этом?

Ответ: Страх.

Как вы оцениваете действия правительства США?

Ответы учеников.

Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами поговорим?

Ответ: О ценности человеческой жизни. О человечности.

Мозговой штурм:

ассоциации со словом Человечность

Запись на доске:

уважение к людям доброта милосердие гуманность

Сострадание человеколюбие

Работа со словарем (задания даются по рядам)

СОСТРАДАНИЕ - жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь

Несчастьем, горем.

ДОБРОТА - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление

Делать добро другим.

УВАЖЕНИЕ - почтительное отношение, основанное на признание чьих-

Нибудь достоинств.

ГУМАННОСТЬ - человеколюбие, уважение к людям, к человеческому

Достоинству, чуткое, доброе, отзывчивое отношение

К людям.

ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ - любовь к людям, гуманность.

МИЛОСЕРДИЕ – готовность помочь людям или простить кого- нибудь из сострадания, человеколюбия.

Человечность – каждодневное проявление гуманизма ( Запись в тетрадь )

Каждый из вас дома подготовил материал, который у него ассоциируется с человечностью - это стихи, высказывания, рисунки

Абугалиев Дидар рассказывает о японской девочке Садако, которая стала символом неприятия ядерной войны. Во многих городах ей были поставлены памятники – девочка с журавликом в руках, которой так хотелось жить.

«Журавлики» Александр Дерксен – читает Муканова Руфина.

Она хочет жить до весны,

Отпуская журавликов в небо,

Но сжигают тело костры,

Словно жар уходящего лета.

Ей всего ничего отродясь,

Но вы мудрость познаете взгляда,

Но боль убивает смеясь,

Не боясь пропитавшего яда.

Верит птицам бумажным в руках,

Что спасают нетронутой душу,

Светлый мир посещает во снах,

Близость смерти покой не нарушит…

Учитель: Для чего нужно быть человечным?

Ответ: Чтобы не было войны, чтобы был мир, чтобы люди были счастливы.

Человечность - это моральное качество. Оно означает воплощение принципа гуманизма в повседневных отношениях людей и включает в себя ряд таких качеств, как благожелательность, уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, самопожертвование ради интересов других, а также предполагает скромность, честность, искренность.

Гуманизм от латинского- человеческий, человечный.
Это исторически изменяющая система взглядов, признающая ценность человека, как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающее благо человека к критериям оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности - желаемой нормой отношений между людьми.
Человечность, гуманизм, гуманность, человечное отношение к окружающим.
В общем смысле это система нравственных и социальных установок, предполагающее необходимость проявления сочувствия к людям, оказание помощи, не причинение страданий .
Гуманным человеком называют доброго, благородного, великодушного, отзывчивого человека. Я считаю, что нужно воспринимать человеческую личность как высшую ценность.
"У человека не может быть иной цели, кроме как быть настоящим человеком", считает Л.Шефер.

Из курса истории вы знаете, что гуманистами называли мыслителей эпохи Возрождения за их интерес к человеку, веру в его возможности и дарования.

Вспомните и назовите фамилии гуманистов.

Эразм Ротердамский, Томас Мор, Франсуа Рабле, Уильям Шекспир, Мигель Сервантес, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти .

Обогащаем следующими аспектами сегодня на уроке .

- Гуманизм рассматривается как определенная система взглядов , для которой высшей ценностью признается человек, его свободы и права.

- Гуманизм понимается как принцип поведения, которому человек следует в своей деятельности.

Работа с учебником – фрагмент рассказа Вересаева « Легенда» (стр.101)

Кратко сформулируй принцип отношения к жизни , описанный в этом рассказе.

Если затрудняешься в выполнении задания, выбери одну из предложенных формулировок, точнее отражающий принцип, описанный во фрагменте рассказа « Легенда».

    Живи так, как тебе хочется.

    Живи так, чтобы другим рядом с тобой было хорошо.

    Живи так, чтобы не навредить другим людям.

    Живи так, чтобы приносить пользу окружающему миру.

    Живи так, как тебе нравится, лишь бы никто тебе не мешал.

Придумайте свое продолжение истории, поведанной В.В. Вересаевым, в котором бы проявилось гуманное поведение героев рассказа.

Рассказ может быть таким: гуманное поведение моряков проявится в исправлении ими того, что они совершили на острове в течении всей своей жизни.

Какой смысл заложен в истории, рассказанной В.В. Вересаевым?

Смысл: ответственность человека за то, что он совершает в своей жизни.

У каждого человека есть право выбора : протянуть руку помощи или оказаться равнодушным. Что вас насторожило?

Ответы учащихся : А вдруг это обман?

Учитель : Да, вы правы, нечистые на руку люди могут воспользоваться нашим доверием и обмануть.

Ответы учащихся : Это бесчеловечно наживаться на чужой беде. Такой обман порождает недоверие. У больных людей теряется возможность получить реальную помощь.

Учитель: Могут социальные сети оказать реальную помощь?

Ответы учащихся : Да, могут. С их помощью можно быстро распространить информацию, собрать средства, например, канал НТВ.

Вспомним, золотое правило нравственности.

Гуманным или негуманным может быть не только человек, но и общество. Принято считать, что в гуманном обществе не могут страдать слабые - дети и старики. Но это мы будем рассматривать на следующем уроке.

Рефлексия.

Объясните слова эпиграфа: « Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет» С.Маршак

Ответ ученика.

Обсудить высказывания выдающихся людей о гуманном (человечном) отношении людей друг к другу.

(Эти высказывания ученики подготовили дома)

Кто из вас читал произведение « Маленький принц» ?

В этой сказке есть такие слова: «Ты в ответе за тех, кого приручил». Объясните.

«Быть человеком – это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая, казалось бы, не зависит от тебя. Гордиться каждой победой, одержанной товарищами. Сознавать, что, кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир».

Л.Н.Толстой сказал: « Чем больше человек дает людям и меньше требует себе, тем он лучше; чем меньше дает другим и больше себе требует, тем он хуже».

Можно пройти мимо, можно жить только для себя и в свое удовольствие, а можно проявлять сострадание, уважать людей вокруг себя и помогать им, если можешь это сделать. Прислушивайтесь к своему сердцу!

И хочу, чтобы каждый из вас научился делать правильный выбор !

На память я дарю вам журавликов – символ человечности и доброты, выполненных из бумаги в технике оригами, напишите на них свои пожелания и передайте мне. Пусть человечность торжествует на Земле!

Домашнее задание: находим примеры человечности (история войны, современное время), параграф 12.



Новое на сайте

>

Самое популярное