Домой Печи и системы отопления Портал дистанционного обучения юргуэс. Система дистанционного образования юргуэс

Портал дистанционного обучения юргуэс. Система дистанционного образования юргуэс

Главная > Реферат

3.7 Система дистанционного образования ЮРГУЭС Созданием и развитием системы дистанционного обучения (СДО) ЮРГУЭС занимается с 1999 года. За прошедшее время создана технологическая, техническая, организационная и информационная основа для внедрения технологий ДО в учебный процесс ЮРГУЭС. В настоящее время технологии ДО используют более 3500 студентов-заочников, проживающих в различных городах Южного федерального округа, а также в г. Нижневартовск и Ташкент (Узбекистан). Особое внимание уделяется созданию нормативной базы системы ДО. Документы федерального уровня дополняются материалами, конкретизирующими практические вопросы применения технологий ДО в учебном процессе. Использование дистанционных образовательных технологий (ДОТ) и совершенствование СДО является одним из приоритетных направлений развития Университета. В качестве основной ДОТ в ЮРГУЭС реализуется (сетевая) Интернет-технология с использованием возможностей специализированного Интернет-портала системы ДО, интегрированного с системой электронного документооборота планирования и управления учебным процессом ЮРГУЭС (программный пакет «Планы» и интегрированные программы). 3.7.1. Организационная структура системы ДО ЮРГУЭС СДО ЮРГУЭС базируется на использовании современных телекоммуникационных и Интернет-технологий, обеспечивающих доступ к информационным ресурсам ЮРГУЭС более 3500 студентов, обучающихся по заочной форме, что позволяет сократить время их пребывания на сессиях, тем самым повышая доступность образования. На рисунке 15 показаны основные участники системы ДО и взаимодействие между ними. Общее руководство системой осуществляется ректоратом Университета – непосредственно ректором, проректором по заочному, дистанционному и дополнительному профессиональному образованию, проректором по информационным технологиям. Для планирования, организации и контроля хода учебного процесса с использованием ДОТ создан факультет дистанционного образования (ФДО). Сотрудниками деканата ФДО являются, в частности, заместители заведующих кафедрами по дистанционному образованию, основные обязанности которых заключаются в:

      организации работ, направленных на совершенствование и подготовку электронных учебных и методических материалов по дисциплинам, преподаваемым кафедрой; всестороннем контроле хода учебного процесса с использованием ДОТ; осуществлении связи кафедр с представительствами; консультировании преподавателей кафедры по особенностям использования ДОТ.

Рисунок 15  Организационная структура системы ДО ЮРГУЭС

Для взаимодействия участников дистанционного образовательного процесса в университете используется IP-канал с пропускной способностью до 4 Мбит/сек. Студенты, обучающиеся с использованием ДОТ, получают учебно-методические материалы по изучаемым дисциплинам в электронном виде в электронной библиотеке ЮРГУЭС (), являющейся базой данных учебных и методических материалов. Взаимодействие участников СДО и получение каждым из них всей необходимой информации обеспечивает специализированный портал СДО (), интегрированный с другими информационными подсистемами университета. 3.7.2 Система электронного документооборота при планировании учебного процесса Информационно-технологической основой СДО ЮРГУЭС является разработанная в Университете и успешно эксплуатируемая система электронного документооборота, планирования и управления учебным процессом, ядром которой является пакет программ «Планы». Он содержит электронные макеты соответствующей нормативной документации и обладает широкими возможностями автоматизации всех сопутствующих их подготовке процессов. С пакетом «ПЛАНЫ» тесно взаимодействуют другие информационные системы вуза:

      "Электронная библиотека ЮРГУЭС" (база данных учебных и методических материалов, ); «Абитуриент» (ввод и хранение данных об абитуриентах), «Деканат» (учет данных о студентах); «Электронные ведомости» (учет, хранение и анализ результатов контрольных мероприятий); «Система тестирования» (проведение контрольных мероприятий в корпоративной сети и Интернет); «Карточки заочников» (учет и хранение данных о выполнении графика учебного процесса); «Информационная система ЮРГУЭС» (WEB-информация для участников учебного процесса и всех заинтересованных лиц,); специализированный портал СДО (), важной особенностью которого является глубокая интеграция с упомянутыми информационными системами университета
Планирование учебного процесса является важнейшим этапом его организации. На первом этапе научно-методические советы специальностей на основе ГОС и примерных учебных планов специальностей разрабатывают РУП специальностей. После их проверки учебно-методическим управлением планы рассматриваются на Ученом Совете и утверждаются ректором Университета. Утвержденные ректором университета макеты РУП специальностей доступны для просмотра в портале СДО зарегистрированным пользователям, а также в «Информационной системе ЮРГУЭС» другим заинтересованным лицам. На втором этапе администратор пакета «Планы» на основе РУП специальностей и информации о реальном контингенте студентов из базы «Деканат» осуществляет расчет учебной нагрузки кафедр. Кафедрам планируемая учебная нагрузка по изучению каждой дисциплины академической группой студентов предоставляется в электронных макетах планов кафедр в виде набора строк с учетом вида занятий, которые заведующим кафедрой закрепляются за преподавателями. По завершению закрепления учебной нагрузки заведующий кафедрой осуществляет формирование электронных макетов индивидуальных планов преподавателей. Каждый преподаватель осуществляет планирование видов и объемов работ «второй половины дня» (научной, учебно-методической, организационно-методической, воспитательной и др.), а также графика изучения дисциплин студентами, обучающимися с использованием ДОТ. Затем данные, внесенные преподавателями в электронные макеты индивидуальных планов, переносятся в план кафедры, который заведующим кафедрой направляется в учебный отдел. На третьем этапе учебный отдел проверяет корректность составления планов кафедр и формирует на их основе поручения диспетчерской для автоматического составления расписания занятий. После утверждения ректором Университета расписание направляется в деканаты факультетов, на кафедры, преподавателям и становится доступным всем пользователям (включая студентов) в информационной системе. 3.7.3 Особенности планирования и организации учебного процесса в СДО ЮРГУЭС Планирование учебной нагрузки по работе со студентами, обучающимися с использованием ДОТ, заметно отличается от планирования учебной нагрузки для студентов, обучающихся по традиционной схеме заочного обучения. Это, прежде всего, отсутствие лекций и практических занятий. Основным видом взаимодействия преподавателя и студентов являются консультации, которые осуществляют преподаватели кафедр Университета в портале СДО. Как правило, один преподаватель может оказать помощь студентам не по одной дисциплине, а по группе или циклу дисциплин, в этом смысле он исполняют роль тьютора (организатора дистанционного учебного процесса) по циклам дисциплин. С целью предоставления кафедрам возможности более гибкого планирования работы преподавателей в СДО учебная нагрузка по группе студентов, обучающихся с использованием ДОТ, представлена в плане кафедры в дифференцированном виде. При этом суммарная контактная нагрузка равна аудиторной нагрузке по всем видам учебной работы по данной дисциплине в соответствии с РУП заочной формы обучения. Нагрузка, планируемая на проведение лекций, практических занятий и контроль самостоятельной работы при традиционном заочном обучении, в СДО планируется для прове-дения дистанционных консультаций. 3.7.4. Планирование графика изучения дисциплины В отличие от традиционного заочного обучения использование ДОТ дает возможность организовать современный учебный процесс, включив в него многие атрибуты очного обучения за счет обеспечения интерактивности общения преподавателей и студентов в течение всего периода обучения, эффективной обратной связи, оперативного консультирования, причем наиболее полно эти преимущества реализуются при организации сетевого учебного процесса в среде Интернет:
      общение преподавателя и учащихся в течение всего периода обучения; консультирование (индивидуальное и групповое), объяснение учебного материала преподавателем; проведение тестов (текущих и промежуточных); выполнение совместных заданий исследовательского и творческого характера; выполнение виртуальных лабораторных практикумов в удаленном режиме; организация активной познавательной деятельности для каждого обучаемого, индивидуальная или групповая; обеспечение эффективной обратной связи, интерактивности; обеспечение индивидуализации и дифференциации процесса обучения; формирование устойчивой мотивации учебно-познавательной деятельности.
Принципиальным отличием учебного процесса в СДО в сравнении с традиционным заочным обучением является возможность распределения во времени взаимодействия преподавателя и студентов. В связи с этим, общее требование к каждому преподавателю-консультанту по дисциплине заключается в проведении со студентами групп (от двух до пяти человек) распределенных во времени виртуальных семинаров по изучаемой дисциплине. Виртуальный семинар не единственная форма текущего (в процессе изучения дисциплины) взаимодействия преподавателя-консультанта и студента. СДО обеспечивает возможность выполнения специального домашнего задания, контрольной работы, написания реферата или эссе, проведения анализа ситуации в ходе учебной дискуссии и др. Принципиальным является осуществление учебной деятельности студентов в межсессионный период. Активность студентов при текущем взаимодействии с преподавателем расценивается, как предпосылка успешного прохождения контрольных мероприятий и может быть отмечена в ведомостях преподавателем-консультантом соответствующим повышением рейтинга. Текущий контроль знаний в СДО ЮРГУЭС, как правило, проводится в виде сетевого тестирования по выделенным темам дисциплины, например, в соответствии с темами традиционных контрольных работ заочников. Тем самым исключается необходимость проверки контрольных работ и стимулируется самостоятельная учебная работа студентов. Это не означает, что выполнение индивидуальных заданий по вариантам исчезает как вид работы студента. Но целью выполнения становится не получение зачета по контрольной работе, а подготовка к прохождению промежуточного тестирования. Соответственно при проведении тестирования используются специализированные наборы заданий в тестовой форме, направленные на проверку усвоения студентами соответствующих разделов дисциплин. Планирование видов и сроков проведения сетевых учебных мероприятий со студентами при изучении конкретной дисциплины осуществляется непосредственно преподавателями в электронных макетах их индивидуальных планов. С этой целью в электронных макетах индивидуальных планов преподавателей формируется специальный лист «График». С помощью сервисов, предоставляемых пользователю электронным макетом индивидуального плана, каждый преподаватель-консультант планирует проведение со студентами закрепленных за ним групп распределенных во времени (off-line) семинаров (виртуальных семинаров) по изучаемой дисциплине или иных мероприятий, активизирующих самостоятельную учебную работу студентов в межсессионный период. Информация о видах сетевых мероприятий, сроках их проведения, составе дистанционных потоков предоставляется в портале СДО студентам групп, в которых преподаватель является консультантом и определяет график учебного процесса по дисциплине. Кроме того, эта информация полезна администрации СДО для контроля реальности проведения сетевых учебных мероприятий. В период установочной сессии проводятся организационные мероприятия, получение учебных материалов и учебной документации, регистрация пользователями сайта СДО. Лабораторно-экзаменационные сессии сводятся к периодам проведения интенсивных тестирований и иных контрольных мероприятий. Ряд специальностей и дисциплин требует выполнения лабораторных или практических работ на реальном оборудовании, с этой целью учебный график студентов ФДО включает в себя краткосрочные сессии, проводимые непосредственно в ЮРГУЭС. Участие в таких сессиях предусматривается индивидуальными договорами со студентами и регламентом обучения в СДО. Следует отметить, что все студенты ФДО являются студентами заочной формы обучения и имеют все права и обязанности с этим связанные, в том числе – право на оплачиваемый отпуск. Справки-вызовы выдаются деканатом ФДО по запросу студ0ентов, срок вызова совпадают с формальными сроками сессий, студент вправе самостоятельно решать каким образом использовать отпуск: интенсивно работать дома через сеть Интернет или приехать в ЮРГУЭС для участия в традиционной сессии. 3.7.5. Перспективные и инновационные технологии ДО Разработкой, апробацией и адаптацией перспективных технологий ДО занимается Южный региональный центр дистанционного образования (Южный РЦДО). Основным направлением деятельности Южного РЦДО является разработка, апробация и внедрение новых информационных технологий обучения, технологическое обеспечение учебного процесса в системе дополнительного образования ЮРГУЭС с использованием ДОТ, разработка электронных учебных пособий, адаптация и конвертирование их в сетевые форматы, разработка виртуальных лабораторных практикумов, администрирование сайта системы ДПО, обучение и консультации по работе в области ДО. Основные проекты, выполненные и выполняемые Южным РЦДО:
    Виртуальный лабораторный практикум по курсам "Электродинамика", "Электроника" и "Электротехника". (авторы И.Н.Семенихин, А.Э.Попов); Интернет-сайт поддержки обучения через Интернет для системы ДПО ЮРГУЭС на основе LMS Moodle; ежегодная международная научно-практическая Интернет-конференция «Информационные технологии в науке и образовании»; всероссийский семинар «Moodle в сетевом обучении»; комплекты учебных пособий на электронных носителях. Пособия подготовлены в формате, совместимом с форматами систем поддержки обучения через Интернет и, одновременно, допускающем самостоятельное использование. В настоящее время ведется работа по преобразованию всех электронных ресурсов в формат XML в соответствии с требованиями спецификации IMS.
Разработки Южного РЦДО отмечены двумя серебряными (2003-2004г.г.) и одной золотой (2002г.) медалями ВВЦ, дипломом форума "Образовательная среда-2004", дипломом РГИОО Минобразования РФ. С августа 2006 г. Южный РЦДО совместно с кафедрой ИСиРТ проводил эксперимент по применению LMS Moodle в учебном процессе по специальностям «Прикладная информатика» и «Информационные системы и технологии». Выбор указанных специальностей определен тем, что они являются наиболее подготовленными к обучению с использованием современных информационных технологий, так как компьютер является, одновременно и объектом изучения, и инструментом обучения. Обучение велось по ряду дисциплинам циклов ОПД, СД и ДС. ля студентов дневной формы использование Интернет-технологий было добровольным, однако практически все студенты (около 50 чел.) выбрали именно эту технологию. Для студентов заочной формы обучения использование данной технологии было рекомендовано при изучении ряда дисциплин по кафедре "Информационные системы и радиотехника". В эксперименте приняли участие более 200 студентов, потенциальная емкость системы (на ныне действующем сервере) – до 2000 студентов. Эксперимент показал высокую эффективность системы, удобство пользования и возможности развития. Результаты эксперимента рекомендованы к внедрению в систему дополнительного образования ЮРГУЭС. Основу методического обеспечения системы составляют курсы Moodle, представляющие собой контейнеры, содержащие полный набор необходимого обеспечения для изучения дисциплины. Для примера можно рассмотреть структуру курса «Информационные технологии». Для реализации выбрана модель «структура-курс», обеспечивающая набор условно-тематических разделов, содержащих минимально необходимое методическое и учебное обеспечение (Рисунок 16). Первым идет общий раздел по дисциплине, включающий в себя форум для обсуждения общих вопросов, рабочую программу дисциплины в виде word-документа, тест по дисциплине и пособие в формате HTML. Курс «Информационные технологии» включает в себя выполнение курсовой работы, для чего выделен специальный раздел, содержащий форму для отправки файла, word-документ с перечнем примерных тем и форум для обсуждения вопросов подготовки курсовых работ.

Рисунок 16  Вид экрана при входе в курс «Информационные технологии»

Тематические разделы сформированы для осуществления текущего контроля знаний, формой контроля выбран реферат, который отправляется через соответствующую форму. После проверки результат попадает в таблицу и может быть использован для ручного или автоматического переноса в электронные ведомости университетской АСУ. Для проведения семинарских занятий и консультаций очень удобно использовать форумы, которые в Moodle обладают довольной высокой функциональностью – имеется возможность принудительно подписать всех студентов на конкретный форум, а также получать дайджесты сообщений с форумов, проследить нити обсуждений, включить подсветку непрочитанных сообщений и т.д. Контроль знаний и оценивание можно осуществлять множеством методов – от традиционных тестов до выставления оценок сообщением в форуме при совместной со студентами работе в формате wiki и т.д. Полное использование возможностей Moodle не всегда оправдано и выбор тех или иных модулей определяется конкретными задачами и определенным преподавателем с учетом особенностей дисциплины, готовности тех или иных ресурсов, собственных предпочтений и т.д. Для начальной организации процесса достаточно определить некий минимум обеспечения, позволяющий приступить к обучению студентов, продолжая наполнение по мере необходимости. Обобщенная структура минимального обеспечения курса приведена в таблице 3.4Таблица 3.4 – Типовая структура учебно-методического обеспечения курса Moodle

Разделы курса Информационный ресурс Деятельностный ресурс Контрольный ресурс
    Общий раздел
    Учебное пособие по дисциплине Рабочая программа дисциплины
Форум по дисциплине Тест по дисциплине
    Курсовая работа
Перечень тем курсовой работы Форум для обсуждения курсовых работ Форма отправки файла курсовой работы
    Тема 1
    Тема 2
Ссылки и файлы по данной теме Форум по теме (электронный семинар) Форма для отправки реферата по теме
    Тема 3
Ссылки и файлы по данной теме Форум по теме (электронный семинар) Форма для отправки реферата по теме
    Тема 4
Ссылки и файлы по данной теме Форум по теме (электронный семинар) Форма для отправки реферата по теме

Задача формирования минимальной структуры курса возлагается на специализированное подразделение вуза, так как опыт показал, что осваивать систему «с нуля» преподаватели не стремятся, в то же время легко редактируют уже имеющуюся заготовку, изменяя ее по своим требованиям, зачастую достаточно радикально. Возможность постоянного контроля содержания курса очень важна, в частности, в процессе опытного преподавания курса «Информационные технологии» выяснились некоторые перекосы в начальных знаниях части студентов, что потребовало дать дополнительную информацию. Это и было сделано путем размещения файлов и ссылок в первой теме курса (см. рисунок 16). Следует отметить, что набор этих ресурсов не есть константа  преподаватель может оперативно ими управлять, реализуя те или иные цели. Таким образом, курс Moodle является саморазвивающимся, а его актуальность постоянно сохраняется. Важнейшей особенностью Moodle является возможность сохранения курсов в стандартизованном виде, что позволяет не только проводить обмен курсами между факультетами, но и между вузами. Таким образом, можно сделать вывод, что использование LMS Moodle в сочетании с широким применением международных стандартов и спецификаций для описания и упаковки образовательных ресурсов позволяет быстро и эффективно реализовать удобную для всех категорий пользователей среду электронного обучения. В настоящее время сервер Moodle используется в качестве основной системы поддержки дополнительно образования через Интернет, активно формируются наборы программ ДПО от краткосрочных, до программ профессиональной переподготовки. К настоящему моменту реализовано более 15-ти программ ДПО на сайте. Реальное обучение только за 2008 год прошли более 200 человек. Количество вузов, использующих Moodle, последнее время очень быстро растет. В связи с этим назрела необходимость координации усилий для повышения эффективности. В марте 2007 г. на базе санатория «Дубрава» (г. Железноводск) Южно-Российским государственным университетом экономики и сервиса был проведен первый всероссийский семинар по использованию системы Moodle в работе которого приняли участие представители десятков вузов РФ, среди них Сибирская автодорожная академия, Красноярский государственный университет, Белгородский государственный университет, Таганрогский технологический институт Южного федерального университета, Сибирский государственный университет путей сообщения, Воронежский государственный университет, Пензенский государственный университет и др. Начиная с 2008 года всероссийский семинар, проводимый ЮРГУЭС в г. Железноводске, стал ежегодным, собирающим десятки участников из всех регионов России и стран СНГ. Нельзя не отметить тот факт, что Moodle распространяется на основе открытой лицензии, его применение не связано с необходимостью приобретения дорогостоящих программных средств и лицензирования. Многолетний опыт работы ЮРГУЭС в области дистанционного образования показал, что развитых технологических, технических и программных средств недостаточно для оптимального построения высокоэффективной системы ДО, более важную роль играет наличие корректной и оптимально организованной системы управления всем проектом. Особую значимость имеет устойчивость работы системы в условиях негативных внешних воздействий: как сбои в работе каналов связи, сбои в работе серверного оборудования, значительные изменения законодательства, корректировка целей и задач системы в процессе работы, изменение конъюнктуры рынка и т.д. Одним из оптимальных решений является разделение функций системы на образовательные и административные. При этом подсистемы должны иметь не только независимые каналы обмена информацией с удаленными объектами (субъектами) системы, но и несколько параллельных каналов в том числе - физически разделенных. Реально полного разнесения функций получить невозможно. Например, в работе административной системы возникает потребность в информации (как минимум  статистической) которая есть только в образовательной части. Возникает вопрос оптимального выбора количества межсистемных «шлюзов», режима их работы и оптимизации количества и содержания передаваемой информации. Количество «шлюзов» и содержание обмена сильно зависит от структуры обеих подсистем, от потоков документов, данных, управляющих воздействий и т.п. Все указанное, в свою очередь, зависит от решаемых задач, целей системы, внешних условий и т.п. Таким образом, возникает задача разработки распределенной образовательной системы, обеспечивающей бесперебойное функционирование при возникновении негативных внешних воздействий, как особой информационно-коммуникационной среды с элементами самоадаптации. Анализ функционирования РОС целесообразно проводить на основе моделей разной степени приближения к идеализированной. Модели могут быть представлены в виде структурных и функциональных схем, с детализацией, как правило, в нотациях IDEF0 и IDEF3, однако, могут быть использованы специфические объекты и функции, введенные дополнительно. Наиболее эффективными являются системы с промежуточным уровнем интеграции, сочетающие несколько технологий управления и обучения, включенных в распределенную и диверсифицированную информационную среду. Комбинация технологий позволила ЮРГУЭС снизить влияние ряда факторов, отрицательно влияющих на результативность распределенной образовательной системы. В частности, наличие заранее созданных альтернативных траекторий обучения позволяет оперативно реагировать на изменения законодательства, конъюнктуры и т.п. Опыт ЮРГУЭС показал, что наиболее устойчивыми являются структуры, имеющие не менее трех параллельных каналов обмена информацией между субъектами и объектами образовательного процесса. Кажущаяся избыточность не играет заметной роли, так как в каждый момент функционирует ограниченный набор узлов и связей модели. В настоящее время происходит оптимизация структуры РОС с точки зрения ее экономической эффективности при условии сохранения качества обучения, а также разработка функций самонастраивания системы при изменении внешних факторов. Реализация предлагаемых принципов происходит в информационно-образовательной среде дополнительного профессионального образования ЮРГУЭС.
3.7 Система дистанционного образования ЮРГУЭС

Созданием и развитием системы дистанционного обучения (СДО) ЮРГУЭС занимается с 1999 года. За прошедшее время создана технологическая, техническая, организационная и информационная основа для внедрения технологий ДО в учебный процесс ЮРГУЭС.

В настоящее время технологии ДО используют более 3500 студентов-заочников, проживающих в различных городах Южного федерального округа, а также в г. Нижневартовск и Ташкент (Узбекистан).

Особое внимание уделяется созданию нормативной базы системы ДО. Документы федерального уровня дополняются материалами, конкретизирующими практические вопросы применения технологий ДО в учебном процессе.

Использование дистанционных образовательных технологий (ДОТ) и совершенствование СДО является одним из приоритетных направлений развития Университета. В качестве основной ДОТ в ЮРГУЭС реализуется (сетевая) Интернет-технология с использованием возможностей специализированного Интернет-портала системы ДО, интегрированного с системой электронного документооборота планирования и управления учебным процессом ЮРГУЭС (программный пакет «Планы» и интегрированные программы).
3.7.1. Организационная структура системы ДО ЮРГУЭС

СДО ЮРГУЭС базируется на использовании современных телекоммуникационных и Интернет-технологий, обеспечивающих доступ к информационным ресурсам ЮРГУЭС более 3500 студентов, обучающихся по заочной форме, что позволяет сократить время их пребывания на сессиях, тем самым повышая доступность образования.

На рисунке 15 показаны основные участники системы ДО и взаимодействие между ними. Общее руководство системой осуществляется ректоратом Университета – непосредственно ректором, проректором по заочному, дистанционному и дополнительному профессиональному образованию, проректором по информационным технологиям.

Для планирования, организации и контроля хода учебного процесса с использованием ДОТ создан факультет дистанционного образования (ФДО). Сотрудниками деканата ФДО являются, в частности , заместители заведующих кафедрами по дистанционному образованию, основные обязанности которых заключаются в:


    • организации работ, направленных на совершенствование и подготовку электронных учебных и методических материалов по дисциплинам, преподаваемым кафедрой;

    • всестороннем контроле хода учебного процесса с использованием ДОТ;

    • осуществлении связи кафедр с представительствами;

    • консультировании преподавателей кафедры по особенностям использования ДОТ.

Рисунок 15  Организационная структура системы ДО ЮРГУЭС

Для взаимодействия участников дистанционного образовательного процесса в университете используется IP-канал с пропускной способностью до 4 Мбит/сек.

Студенты, обучающиеся с использованием ДОТ, получают учебно-методические материалы по изучаемым дисциплинам в электронном виде в электронной библиотеке ЮРГУЭС (http://www.libdb.sssu.ru), являющейся базой данных учебных и методических материалов.

Взаимодействие участников СДО и получение каждым из них всей необходимой информации обеспечивает специализированный портал СДО (http://www.do.sssu.ru), интегрированный с другими информационными подсистемами университета.
3.7.2 Система электронного документооборота при планировании учебного процесса

Информационно-технологической основой СДО ЮРГУЭС является разработанная в Университете и успешно эксплуатируемая система электронного документооборота, планирования и управления учебным процессом, ядром которой является пакет программ «Планы». Он содержит электронные макеты соответствующей нормативной документации и обладает широкими возможностями автоматизации всех сопутствующих их подготовке процессов.

С пакетом «ПЛАНЫ» тесно взаимодействуют другие информационные системы вуза:


    • "Электронная библиотека ЮРГУЭС" (база данных учебных и методических материалов, http://www.libdb.sssu.ru );

    • «Абитуриент» (ввод и хранение данных об абитуриентах),

    • «Деканат» (учет данных о студентах);

    • «Электронные ведомости» (учет, хранение и анализ результатов контрольных мероприятий);

    • «Система тестирования» (проведение контрольных мероприятий в корпоративной сети и Интернет);

    • «Карточки заочников» (учет и хранение данных о выполнении графика учебного процесса);

    • «Информационная система ЮРГУЭС» (WEB-информация для участников учебного процесса и всех заинтересованных лиц, http://www.stud.sssu.ru);

    • специализированный портал СДО (http://www.do.sssu.ru), важной особенностью которого является глубокая интеграция с упомянутыми информационными системами университета
Планирование учебного процесса является важнейшим этапом его организации. На первом этапе научно-методические советы специальностей на основе ГОС и примерных учебных планов специальностей разрабатывают РУП специальностей. После их проверки учебно-методическим управлением планы рассматриваются на Ученом Совете и утверждаются ректором Университета.

Утвержденные ректором университета макеты РУП специальностей доступны для просмотра в портале СДО зарегистрированным пользователям, а также в «Информационной системе ЮРГУЭС» другим заинтересованным лицам. На втором этапе администратор пакета «Планы» на основе РУП специальностей и информации о реальном контингенте студентов из базы «Деканат» осуществляет расчет учебной нагрузки кафедр. Кафедрам планируемая учебная нагрузка по изучению каждой дисциплины академической группой студентов предоставляется в электронных макетах планов кафедр в виде набора строк с учетом вида занятий, которые заведующим кафедрой закрепляются за преподавателями. По завершению закрепления учебной нагрузки заведующий кафедрой осуществляет формирование электронных макетов индивидуальных планов преподавателей.

Каждый преподаватель осуществляет планирование видов и объемов работ «второй половины дня» (научной, учебно-методической, организационно-методической, воспитательной и др.), а также графика изучения дисциплин студентами, обучающимися с использованием ДОТ. Затем данные, внесенные преподавателями в электронные макеты индивидуальных планов, переносятся в план кафедры, который заведующим кафедрой направляется в учебный отдел.

На третьем этапе учебный отдел проверяет корректность составления планов кафедр и формирует на их основе поручения диспетчерской для автоматического составления расписания занятий. После утверждения ректором Университета расписание направляется в деканаты факультетов, на кафедры, преподавателям и становится доступным всем пользователям (включая студентов) в информационной системе .


3.7.3 Особенности планирования и организации учебного процесса в СДО ЮРГУЭС

Планирование учебной нагрузки по работе со студентами, обучающимися с использованием ДОТ, заметно отличается от планирования учебной нагрузки для студентов, обучающихся по традиционной схеме заочного обучения. Это, прежде всего, отсутствие лекций и практических занятий. Основным видом взаимодействия преподавателя и студентов являются консультации, которые осуществляют преподаватели кафедр Университета в портале СДО.

Как правило, один преподаватель может оказать помощь студентам не по одной дисциплине, а по группе или циклу дисциплин, в этом смысле он исполняют роль тьютора (организатора дистанционного учебного процесса) по циклам дисциплин.

С целью предоставления кафедрам возможности более гибкого планирования работы преподавателей в СДО учебная нагрузка по группе студентов, обучающихся с использованием ДОТ, представлена в плане кафедры в дифференцированном виде. При этом суммарная контактная нагрузка равна аудиторной нагрузке по всем видам учебной работы по данной дисциплине в соответствии с РУП заочной формы обучения.

Нагрузка, планируемая на проведение лекций, практических занятий и контроль самостоятельной работы при традиционном заочном обучении, в СДО планируется для прове­дения дистанционных консультаций.

3.7.4. Планирование графика изучения дисциплины

В отличие от традиционного заочного обучения использование ДОТ дает возможность организовать современный учебный процесс, включив в него многие атрибуты очного обучения за счет обеспечения интерактивности общения преподавателей и студентов в течение всего периода обучения, эффективной обратной связи, оперативного консультирования, причем наиболее полно эти преимущества реализуются при организации сетевого учебного процесса в среде Интернет:


    • общение преподавателя и учащихся в течение всего периода обучения;

    • консультирование (индивидуальное и групповое), объяснение учебного материала преподавателем;

    • проведение тестов (текущих и промежуточных);

    • выполнение совместных заданий исследовательского и творческого характера;

    • выполнение виртуальных лабораторных практикумов в удаленном режиме;

    • организация активной познавательной деятельности для каждого обучаемого, индивидуальная или групповая;

    • обеспечение эффективной обратной связи, интерактивности;

    • обеспечение индивидуализации и дифференциации процесса обучения;

    • формирование устойчивой мотивации учебно-познавательной деятельности.
Принципиальным отличием учебного процесса в СДО в сравнении с традиционным заочным обучением является возможность распределения во времени взаимодействия преподавателя и студентов. В связи с этим, общее требование к каждому преподавателю-консультанту по дисциплине заключается в проведении со студентами групп (от двух до пяти человек) распределенных во времени виртуальных семинаров по изучаемой дисциплине.

Виртуальный семинар не единственная форма текущего (в процессе изучения дисциплины) взаимодействия преподавателя-консультанта и студента. СДО обеспечивает возможность выполнения специального домашнего задания, контрольной работы, написания реферата или эссе, проведения анализа ситуации в ходе учебной дискуссии и др. Принципиальным является осуществление учебной деятельности студентов в межсессионный период.

Активность студентов при текущем взаимодействии с преподавателем расценивается, как предпосылка успешного прохождения контрольных мероприятий и может быть отмечена в ведомостях преподавателем-консультантом соответствующим повышением рейтинга.

Текущий контроль знаний в СДО ЮРГУЭС, как правило, проводится в виде сетевого тестирования по выделенным темам дисциплины, например, в соответствии с темами традиционных контрольных работ заочников. Тем самым исключается необходимость проверки контрольных работ и стимулируется самостоятельная учебная работа студентов. Это не означает, что выполнение индивидуальных заданий по вариантам исчезает как вид работы студента. Но целью выполнения становится не получение зачета по контрольной работе, а подготовка к прохождению промежуточного тестирования. Соответственно при проведении тестирования используются специализированные наборы заданий в тестовой форме, направленные на проверку усвоения студентами соответствующих разделов дисциплин.

Планирование видов и сроков проведения сетевых учебных мероприятий со студентами при изучении конкретной дисциплины осуществляется непосредственно преподавателями в электронных макетах их индивидуальных планов. С этой целью в электронных макетах индивидуальных планов преподавателей формируется специальный лист «График». С помощью сервисов, предоставляемых пользователю электронным макетом индивидуального плана, каждый преподаватель-консультант планирует проведение со студентами закрепленных за ним групп распределенных во времени (off-line) семинаров (виртуальных семинаров) по изучаемой дисциплине или иных мероприятий, активизирующих самостоятельную учебную работу студентов в межсессионный период.

Информация о видах сетевых мероприятий, сроках их проведения, составе дистанционных потоков предоставляется в портале СДО студентам групп, в которых преподаватель является консультантом и определяет график учебного процесса по дисциплине. Кроме того, эта информация полезна администрации СДО для контроля реальности проведения сетевых учебных мероприятий.

В период установочной сессии проводятся организационные мероприятия, получение учебных материалов и учебной документации, регистрация пользователями сайта СДО. Лабораторно-экзаменационные сессии сводятся к периодам проведения интенсивных тестирований и иных контрольных мероприятий.

Ряд специальностей и дисциплин требует выполнения лабораторных или практических работ на реальном оборудовании, с этой целью учебный график студентов ФДО включает в себя краткосрочные сессии, проводимые непосредственно в ЮРГУЭС. Участие в таких сессиях предусматривается индивидуальными договорами со студентами и регламентом обучения в СДО. Следует отметить, что все студенты ФДО являются студентами заочной формы обучения и имеют все права и обязанности с этим связанные, в том числе – право на оплачиваемый отпуск. Справки-вызовы выдаются деканатом ФДО по запросу студ0ентов, срок вызова совпадают с формальными сроками сессий, студент вправе самостоятельно решать каким образом использовать отпуск: интенсивно работать дома через сеть Интернет или приехать в ЮРГУЭС для участия в традиционной сессии.


3.7.5. Перспективные и инновационные технологии ДО

Разработкой, апробацией и адаптацией перспективных технологий ДО занимается Южный региональный центр дистанционного образования (Южный РЦДО). Основным направлением деятельности Южного РЦДО является разработка, апробация и внедрение новых информационных технологий обучения, технологическое обеспечение учебного процесса в системе дополнительного образования ЮРГУЭС с использованием ДОТ, разработка электронных учебных пособий, адаптация и конвертирование их в сетевые форматы, разработка виртуальных лабораторных практикумов, администрирование сайта системы ДПО CDE.SSSU.RU, обучение и консультации по работе в области ДО.

Основные проекты, выполненные и выполняемые Южным РЦДО:


  • Виртуальный лабораторный практикум по курсам "Электродинамика", "Электроника" и "Электротехника". (авторы И.Н.Семенихин, А.Э.Попов);

  • Интернет-сайт поддержки обучения через Интернет для системы ДПО ЮРГУЭС на основе LMS Moodle;

  • ежегодная международная научно-практическая Интернет-конференция «Информационные технологии в науке и образовании»;

  • всероссийский семинар «Moodle в сетевом обучении»;

  • комплекты учебных пособий на электронных носителях. Пособия подготовлены в формате, совместимом с форматами систем поддержки обучения через Интернет и, одновременно, допускающем самостоятельное использование. В настоящее время ведется работа по преобразованию всех электронных ресурсов в формат XML в соответствии с требованиями спецификации IMS.
Разработки Южного РЦДО отмечены двумя серебряными (2003-2004г.г.) и одной золотой (2002г.) медалями ВВЦ, дипломом форума "Образовательная среда-2004", дипломом РГИОО Минобразования РФ.

С августа 2006 г. Южный РЦДО совместно с кафедрой ИСиРТ проводил эксперимент по применению LMS Moodle в учебном процессе по специальностям «Прикладная информатика» и «Информационные системы и технологии». Выбор указанных специальностей определен тем, что они являются наиболее подготовленными к обучению с использованием современных информационных технологий, так как компьютер является, одновременно и объектом изучения, и инструментом обучения.

Обучение велось по ряду дисциплинам циклов ОПД, СД и ДС. ля студентов дневной формы использование Интернет-технологий было добровольным, однако практически все студенты (около 50 чел.) выбрали именно эту технологию.

Для студентов заочной формы обучения использование данной технологии было рекомендовано при изучении ряда дисциплин по кафедре "Информационные системы и радиотехника". В эксперименте приняли участие более 200 студентов, потенциальная емкость системы (на ныне действующем сервере) – до 2000 студентов.

Эксперимент показал высокую эффективность системы, удобство пользования и возможности развития. Результаты эксперимента рекомендованы к внедрению в систему дополнительного образования ЮРГУЭС.

Основу методического обеспечения системы составляют курсы Moodle, представляющие собой контейнеры, содержащие полный набор необходимого обеспечения для изучения дисциплины. Для примера можно рассмотреть структуру курса «Информационные технологии». Для реализации выбрана модель «структура-курс», обеспечивающая набор условно-тематических разделов, содержащих минимально необходимое методическое и учебное обеспечение (Рисунок 16).

Первым идет общий раздел по дисциплине, включающий в себя форум для обсуждения общих вопросов, рабочую программу дисциплины в виде word-документа, тест по дисциплине и пособие в формате HTML.

Курс «Информационные технологии» включает в себя выполнение курсовой работы, для чего выделен специальный раздел, содержащий форму для отправки файла, word-документ с перечнем примерных тем и форум для обсуждения вопросов подготовки курсовых работ.




Рисунок 16  Вид экрана при входе в курс «Информационные технологии»
Тематические разделы сформированы для осуществления текущего контроля знаний, формой контроля выбран реферат, который отправляется через соответствующую форму. После проверки результат попадает в таблицу и может быть использован для ручного или автоматического переноса в электронные ведомости университетской АСУ.

Для проведения семинарских занятий и консультаций очень удобно использовать форумы, которые в Moodle обладают довольной высокой функциональностью – имеется возможность принудительно подписать всех студентов на конкретный форум, а также получать дайджесты сообщений с форумов, проследить нити обсуждений, включить подсветку непрочитанных сообщений и т.д.

Контроль знаний и оценивание можно осуществлять множеством методов – от традиционных тестов до выставления оценок сообщением в форуме при совместной со студентами работе в формате wiki и т.д.

Полное использование возможностей Moodle не всегда оправдано и выбор тех или иных модулей определяется конкретными задачами и определенным преподавателем с учетом особенностей дисциплины, готовности тех или иных ресурсов, собственных предпочтений и т.д. Для начальной организации процесса достаточно определить некий минимум обеспечения, позволяющий приступить к обучению студентов, продолжая наполнение по мере необходимости. Обобщенная структура минимального обеспечения курса приведена в таблице 3.4

Таблица 3.4 – Типовая структура учебно-методического обеспечения курса Moodle


Разделы курса

Информационный ресурс

Деятельностный ресурс

Контрольный ресурс

1

2

3

4

  1. Общий раздел

  1. Учебное пособие по дисциплине

  2. Рабочая программа дисциплины

Форум по дисциплине

Тест по дисциплине

  1. Курсовая работа

Перечень тем курсовой работы

Форум для обсуждения курсовых работ

Форма отправки файла курсовой работы

  1. Тема 1







  1. Тема 2

Ссылки и файлы по данной теме

Форум по теме (электронный семинар)

Форма для отправки реферата по теме

  1. Тема 3

Ссылки и файлы по данной теме

Форум по теме (электронный семинар)

Форма для отправки реферата по теме

  1. Тема 4

Ссылки и файлы по данной теме

Форум по теме (электронный семинар)

Форма для отправки реферата по теме

Задача формирования минимальной структуры курса возлагается на специализированное подразделение вуза, так как опыт показал, что осваивать систему «с нуля» преподаватели не стремятся, в то же время легко редактируют уже имеющуюся заготовку, изменяя ее по своим требованиям, зачастую достаточно радикально.

Возможность постоянного контроля содержания курса очень важна, в частности, в процессе опытного преподавания курса «Информационные технологии» выяснились некоторые перекосы в начальных знаниях части студентов, что потребовало дать дополнительную информацию. Это и было сделано путем размещения файлов и ссылок в первой теме курса (см. рисунок 16). Следует отметить, что набор этих ресурсов не есть константа  преподаватель может оперативно ими управлять, реализуя те или иные цели. Таким образом, курс Moodle является саморазвивающимся, а его актуальность постоянно сохраняется.

Важнейшей особенностью Moodle является возможность сохранения курсов в стандартизованном виде, что позволяет не только проводить обмен курсами между факультетами, но и между вузами.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование LMS Moodle в сочетании с широким применением международных стандартов и спецификаций для описания и упаковки образовательных ресурсов позволяет быстро и эффективно реализовать удобную для всех категорий пользователей среду электронного обучения.

В настоящее время сервер Moodle используется в качестве основной системы поддержки дополнительно образования через Интернет, активно формируются наборы программ ДПО от краткосрочных, до программ профессиональной переподготовки. К настоящему моменту реализовано более 15-ти программ ДПО на сайте CDE.SSSU.RU. Реальное обучение только за 2008 год прошли более 200 человек.

Количество вузов, использующих Moodle, последнее время очень быстро растет. В связи с этим назрела необходимость координации усилий для повышения эффективности. В марте 2007 г. на базе санатория «Дубрава» (г. Железноводск) Южно-Российским государственным университетом экономики и сервиса был проведен первый всероссийский семинар по использованию системы Moodle в работе которого приняли участие представители десятков вузов РФ, среди них Сибирская автодорожная академия, Красноярский государственный университет, Белгородский государственный университет, Таганрогский технологический институт Южного федерального университета, Сибирский государственный университет путей сообщения, Воронежский государственный университет, Пензенский государственный университет и др.

Начиная с 2008 года всероссийский семинар, проводимый ЮРГУЭС в г. Железноводске, стал ежегодным, собирающим десятки участников из всех регионов России и стран СНГ.

Нельзя не отметить тот факт, что Moodle распространяется на основе открытой лицензии, его применение не связано с необходимостью приобретения дорогостоящих программных средств и лицензирования.

Многолетний опыт работы ЮРГУЭС в области дистанционного образования показал, что развитых технологических, технических и программных средств недостаточно для оптимального построения высокоэффективной системы ДО, более важную роль играет наличие корректной и оптимально организованной системы управления всем проектом. Особую значимость имеет устойчивость работы системы в условиях негативных внешних воздействий: как сбои в работе каналов связи, сбои в работе серверного оборудования, значительные изменения законодательства, корректировка целей и задач системы в процессе работы, изменение конъюнктуры рынка и т.д.

Одним из оптимальных решений является разделение функций системы на образовательные и административные. При этом подсистемы должны иметь не только независимые каналы обмена информацией с удаленными объектами (субъектами) системы, но и несколько параллельных каналов в том числе - физически разделенных.

Реально полного разнесения функций получить невозможно. Например, в работе административной системы возникает потребность в информации (как минимум  статистической) которая есть только в образовательной части. Возникает вопрос оптимального выбора количества межсистемных «шлюзов», режима их работы и оптимизации количества и содержания передаваемой информации. Количество «шлюзов» и содержание обмена сильно зависит от структуры обеих подсистем, от потоков документов, данных, управляющих воздействий и т.п. Все указанное, в свою очередь, зависит от решаемых задач, целей системы, внешних условий и т.п. Таким образом, возникает задача разработки распределенной образовательной системы, обеспечивающей бесперебойное функционирование при возникновении негативных внешних воздействий, как особой информационно-коммуникационной среды с элементами самоадаптации.

Анализ функционирования РОС целесообразно проводить на основе моделей разной степени приближения к идеализированной.

Модели могут быть представлены в виде структурных и функциональных схем, с детализацией, как правило, в нотациях IDEF0 и IDEF3, однако, могут быть использованы специфические объекты и функции, введенные дополнительно.

Наиболее эффективными являются системы с промежуточным уровнем интеграции, сочетающие несколько технологий управления и обучения, включенных в распределенную и диверсифицированную информационную среду. Комбинация технологий позволила ЮРГУЭС снизить влияние ряда факторов, отрицательно влияющих на результативность распределенной образовательной системы. В частности, наличие заранее созданных альтернативных траекторий обучения позволяет оперативно реагировать на изменения законодательства, конъюнктуры и т.п. Опыт ЮРГУЭС показал, что наиболее устойчивыми являются структуры, имеющие не менее трех параллельных каналов обмена информацией между субъектами и объектами образовательного процесса. Кажущаяся избыточность не играет заметной роли, так как в каждый момент функционирует ограниченный набор узлов и связей модели.

В настоящее время происходит оптимизация структуры РОС с точки зрения ее экономической эффективности при условии сохранения качества обучения, а также разработка функций самонастраивания системы при изменении внешних факторов.

Реализация предлагаемых принципов происходит в информационно-образовательной среде дополнительного профессионального образования ЮРГУЭС.
3.8 Дополнительное профессиональное образование

Институт экономики и технологий сервиса (ИЭТС) является структурным подразделением Университета. Институт создан в 1999 году на базе Центра дополнительного профессионального образования.

Основными направлениями деятельности ИЭТС являются предоставление образовательных услуг:


  • по профессиональной переподготовке на базе высшего образования;

  • по повышению квалификации в определенных видах деятельности.
В учебном процессе по программам дополнительного профессионального образования принимают участие ведущие преподаватели Университета, высококвалифицированные руководители и специалисты федеральных и муниципальных органов государственного управления.

Слушатели, участвующие в программах, получают самые современные знания, новейшие нормативные и методические материалы и имеют возможность непрерывного совершенствования своих знаний и навыков.

ИЭТС организует проведение различных программ дополнительного профессионального образования для специалистов, управленческих и руководящих кадров государственных и муниципальных организаций, предприятий, фирм, акционерных обществ, банков посредством семинаров, повышения квалификации, программ профессиональной переподготовки.

В конце 2008 года ЮРГУЭС участвовал в конкурсе, проводимом Администрацией Ростовской области в рамках подпрограммы «Кадровое обеспечение инновационного развития Ростовской области», и выиграл право на обучение более 70-ти специалистов по программе ДПО «Логистика» за счет областного бюджета.

За последние три года количество реализуемых программ увеличилось в два раза. Сегодня имеется возможность проводить переподготовку кадров по 39 программам ДПО с применением дистанционных технологий и возможностью организации выездных занятий, в том числе:

1) программу профессиональной переподготовки для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» - 1080 часов;

2) 13 программ (свыше 500 часов) профессиональной переподготовки на базе высшего образования для выполнения нового вида профессиональной деятельности:


    • «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» – 502 часа;

    • «Финансы и кредит» – 502 часа;

    • «Менеджмент» – 502 часа;

    • «Автомобили и автомобильное хозяйство» – 502 часа;

    • «Маркетинг» – 502 часа;

    • «Реклама» – 502 часа;

    • «Конструирование швейных изделий» – 502 часа;

    • «Гостиничный сервис и туризм» – 502 часа;

    • «Юриспруденция» – 590 часов;

    • «Информационные системы и технологии» – 516 часов;

    • «Экономика и управление на предприятии сервиса» – 536 часов;

    • «Конструирование изделий из кожи» - 524 часа;

    • «Организация и безопасность движения» – 870 часов.
3) 17 программ длительного (свыше 100 часов) повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности:

    • «Современные компьютерные и телекоммуникационные технологии в офисе» – 114 часов;

    • «Компьютерная графика и графические технологии» - 120 часов;

    • «Информационные технологии в образовании» (планировании и управлении учебным процессом) – 116 часов;

    • «Информационные технологии в дистанционном обучении» – 115 часов;

    • «Информационные системы в управлении учебным процессом» – 104 часа;

    • «Муниципальный менеджмент» - 104 часа;

    • «Реклама» - 102 часа;

    • «Налоги и налогообложение в сфере малого предпринимательства» - 104 часа;

    • «Налогообложение и правовые отношения в сфере малого предпринимательства» - 116 часов;

    • «Управление предприятием» - 104 часа;

    • «Правовые отношения и налогообложение в сфере малого предпринимательства при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом» - 104 часа;

    • «Гостиничный и туристический бизнес» - 102 часа;

    • «Менеджер ресторана» - 106 часов;

    • «Экскурсионная работа» - 104 часа;

    • «Менеджмент индустрии гостеприимства» - 104 часа;

    • «Налоги и налогообложение в санаторно-курортных и туристических организациях» - 104 часа;

    • «Организация налогового планирования на предприятии» - 106 часов;

    • «Менеджмент организация и управление гостиничным бизнесом» - 104 часа.
4) 6 программ краткосрочного (не менее 72 часов) повышения квалификации для тематического обучения по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов:

    • «Программирование на языке С ++» – 72 часа;

    • «Техническое обслуживание и ремонт АТС» – 78 часов;

    • «Информационные технологии в бухгалтерском учете» – 76 часов;

    • «Internet-технологии» – 74 часа;

    • «Информационные технологии в образовании» – 72 часа;

    • «Информационные технологии при поиске и анализе правовой информации»- 72 часа;
Следует особо отметить некоторые образовательные программы.

ИЭТС реализует по согласованию с Минтрансом РФ программы профессиональной компетентности в области автомобильных перевозок:


    • «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах РФ» – 82 часа;

    • «Безопасность движения на автомобильном транспорте» – 42 часа;

    • «Повышения квалификации специалистов по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах РФ» 32 часа.
Данные программы пользуются устойчивым спросом в Ростовской области и обеспечивают стабильный набор учебных групп.

Программа ДПО «Информационные системы в управлении учебным процессом» разработана и реализуется совместно с ИМЦА Рособрнадзора РФ. Курсы проводятся дважды в год, однако в 2008 году количество желающих пройти обучения оказалось столь велико, что в декабре будет проведено обучение третьего потока.

Ежегодно ИЭТС проводит обучение по программе «Современные технологии в индустрии моды», совмещенной с Международным конкурсом молодых дизайнеров «Подиум».

В 2008 году ИЭТС провел курсы повышения квалификации по программе «Инновационные технологии в маркетинге и дизайне» с приглашением в качестве лекторов профессора Дортмундского университета Питера Дума (Piter Duhm) и профессора Академии Искусств г. ДенБош (Нидерланды) Валери Ван Дам (Valerie van Dam). Активно практикуется проведение обучающих семинаров с участием специалистов из других вузов, представителей бизнеса, крупных ученых из разных регионов РФ и СНГ.

страница 1

Справочное руководство

по системе дистанционного

образования ЮРГУЭС

www.do.sssu.ru
СОДЕРЖАНИЕ

1 Организационные мероприятия в начале обучения 4

2 Основные виды деятельности студента до проведения контрольных мероприятий 8

3 Методическое обеспечение учебного процесса 12

4 Контрольные мероприятия 16

5 Особенности организации учебного процесса в СДО ЮРГУЭС 19


1 Организационные мероприятия в начале обучения

1.1. Для работы в системе дистанционного образования (СДО) ЮРГУЭС необходимо получить в представительстве логин (имя пользователя) и пароль для входа в Интернет-портал СДО. Что бы попасть в портал ДО ЮРГУЭС необходимо в окне вашего интернет-браузера набрать адрес сайта – www.do.sssu.ru . Далее необходимо авторизоваться (зайти под своим уникальным именем пользователя и паролем). Вы можете отметить галочкой «Запомнить вход» - это позволит вам входить на сайт без повторной авторизации на данном компьютере.


1.2. После авторизации открывается главная страница сайта, с которой Вы сможете перейти к любому интересующему вас разделу. При нажатии на кнопку «Выход» сеанс работы завершается и происходит переход на страницу входа

Чтобы перейти в свой профиль нужно щелкнуть мышкой по своей фамилии (в правом верхнем углу экрана) и изучить личные данные.

1.3. Установить свою фотографию, которая будет появляться у получателей писем. Для этого щелкнуть мышкой по кнопке «Обзор» и в раскрывающемся списке файлов выбрать с файл с фотографией и «Открыть» его.


1.4. Изменить пароль входа в портал на желаемый. Для этого щелкнуть мышкой по кнопке с надписью «Изменить пароль» и ввести новый пароль и подтверждение в открывающиеся поля. Сохранить новое значение.

1.5. Щелкнуть мышкой по кнопке «Преподаватели». Ознакомиться с открывающимся списком дисциплин, изучение которых запланировано в текущем учебном году. Особое внимание обратить на дисциплины, рубежный или промежуточный контроль по которым предусмотрен в зимнюю сессию, подготовку к которому необходимо уже начать. В этой же таблице указаны фамилии преподавателей, осуществляющих консультации по изучаемым дисциплинам.


1.6. Перейти в раздел «Почта», щелкнуть по пункту «Создать письмо» и отправить каждому преподавателю письмо. В письме необходимо сообщить, что Вы являетесь студентом специальности (указать шифр и полное наименование), обучаетесь с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в представительстве ЮРГУЭС в городе … (указать город) и приступили к изучению дисциплины … (указать наименование дисциплины).

Так же к письму возможно прикрепить до 3 файлов. Можно сделать пометку «Важное письмо».



При выборе получателя указать категорию «Мои преподаватели», выбрать всех адресатов и подтвердить выбор.

Для удобства пользователю предоставляется возможность самостоятельно сортировать записи в таблицах на сайте. Для этого достаточно нажать на заголовок нужного столбца. Если число строк в таблице очень велико, можно самостоятельно настроить количество отображаемых строк. Для этого необходимо ввести количество строк и нажать «Enter».


2 Основные виды деятельности студента до проведения контрольных мероприятий

2.1. Обучение с использованием ДОТ предполагает самостоятельное изучение учебного материала студентом с использованием электронных учебных пособий, а также обычных учебников.


2.2. В процессе обучения со всеми вопросами, возникающими при изучении конкретных дисциплин, следует обращаться к преподавателям соответствующих дисциплин.

Список преподавателей можно посмотреть в разделе «Пользователи» категории «Мои преподаватели» или в разделе «Преподаватели» на главной панели. В поле «Кому» указать фамилию и инициалы.


Нажав «Выбор адресата» выбрать категорию «Мои преподаватели», галочкой отметить преподавателя и нажать «Выбрать».

2.3. Обучение предполагает выполнение заданий преподавателей и прохождение текущего и промежуточного (его также называют рубежным) контроля.


2.4. Каждому студенту из групп, закрепленных за преподавателем, он может выслать индивидуальные задания по почте портала. Поэтому необходимо регулярно проверять входящую почту в портале СДО.


2.5 Вторым способом сообщения студентам индивидуальных или групповых заданий является помещение соответствующей информации в форумах портала СДО. Студентам доступны общие (открытые) форумы портала, а также форумы, специально созданные для конкретных групп, преподавателей и дисциплин. Поэтому вторым регулярным действием студента должно быть посещение форумов по дисциплинам.


2.6. В форумах преподаватели могут проводить распределенный во времени семинар по отдельным темам дисциплины. Активность студентов на форумах благотворно влияет на получение положительной оценки на зачете или экзамене.

2.7 При входе в форум отображается список тем, которые в нем обсуждаются. В столбце «Тема» непосредственно название самой темы, под которой написан её автор.

В столбце «Последнее сообщение» указывается автор и дата последнего сообщения. Нажав на фамилию можно просмотреть данные пользователя. Нажав на стрелку рядом с фамилией, произойдёт переход к последнему сообщению. В следующих двух столбцах указано количество ответов в теме и число просмотров.

2.8 Для создания новой темы необходимо перейти в нужный форум и нажать кнопку «Новая тема». В поле «Заголовок» вписать название темы. Написать сообщение (для этого предоставленные удобные распространённые средства форматирования). Если необходимо – прикрепить к сообщению файл, нажав кнопку «Обзор». Чтобы поместить сообщение, надо нажать на кнопку «Отправить». Чтобы не создавать тему, нажмите кнопку «Отмена». Для предварительного просмотра нажмите кнопку «Показать»

2.7. Общение студента с преподавателями и другими студентами (на форумах и по почте) может осуществляться с любого компьютера, подключенного к сети Интернет.

3 Методическое обеспечение учебного процесса

3.1. Значительная часть методического обеспечения дисциплин – рабочие программы, учебные пособия, задания к выполнению контрольных работ и др. имеются на компьютерах представительства и их можно просто скопировать для удобства изучения на свой носитель (дискету, CD-диск и т.п.). Для этого следует обратиться к сотрудникам представительства.


3.2. Рабочая программа, это документ, который разрабатывается преподавателем в соответствии с Государственным образовательным стандартом, утверждается Научно-методическим советом специальности (НМСС) и определяет содержание учебного материала дисциплины и последовательность его изучения. В ней также указывается рекомендуемая по дисциплине литература и другие сведения.
3.4. Учебное пособие (конспект лекций) содержит собственно учебный материал, предназначенный для самостоятельного изучения студентом.
3.5. Все возникающие при изучении вопросы (что, в каком объёме, как, и т.д.) необходимо выяснить у преподавателя дисциплины, посылая ему письма или вопросы в портале СДО (или у преподавателя-консультанта в представительстве).

Вопрос студента отличается от письма тем, что система фиксирует время с момента его получения и сообщает преподавателю о времени, оставшемся для пересылки ответа на вопрос. Задержки ответов на вопросы студентов недопустимы, и выполнение этого положения является одной из обязанностей заместителя заведующего кафедрой по ДО. Время, предоставляемое преподавателю для ответов, устанавливается администратором системы.




3.6. Если по некоторой дисциплине методические материалы для изучения в представительстве отсутствуют, следует посмотреть материалы, имеющиеся по этой дисциплине в электронной библиотеке ЮРГУЭС. Сделать это можно самостоятельно, или с помощью сотрудника представительства.

Доступ в электронную библиотеку ЮРГУЭС имеют только лица, зарегистрированные ее читателями и имеющие читательский билет. Регистрация студентов читателями библиотеки ЮРГУЭС осуществляется сотрудниками представительств.

В разделе «Поиск» можно в свободном виде ввести информацию, о

Если известно название пособия, его можно найти с помощью подраздела «Поиск». Можно вести и «Расширенный поиск» по атрибутам Автор, Специальность, Дисциплина, Вид.

3.7. Если в электронной библиотеке отсутствуют необходимые материалы, следует обратиться непосредственно к преподавателю дисциплины, послав ему соответствующее письмо или вопрос в портале СДО. В таком письме вторым получателем следует указать заместителя заведующего кафедрой по ДО соответствующей кафедры.



ФИО нужного заместителя заведующего кафедрой по ДО можно найти при выборе адресата, указав соответствующую должность в категории «Сотрудник».


3.8. Если ответа от кафедры нет (!!!) переслать копию письма заведующему отделом ДО Коноваленко В.В. для принятия соответствующих мер. Открыть папку «Отправленные», открыть письмо и нажать «Переслать».

4 Контрольные мероприятия

4.1. Для прохождения контрольных мероприятий студенту необходимо прибыть в представительство университета. Система тестирования разрешает проведение сеанса тестирования только с компьютеров представительства.


4.2. Текущий контроль может осуществляться в форме тестирования, выполнения студентом и оценки преподавателем контрольных работ и т.п. Форму проведения текущего контроля определяет преподаватель дисциплины. Успешное прохождение текущего контроля является необходимым условием допуска к прохождению промежуточного (рубежного) контроля, т.е. допуска к зачету или экзамену.
4.3. Промежуточный контроль, как правило, проводится в форме интернет-тестирования. Для участия в тестировании студенту необходимо прибыть в Представительство, сотрудники которого идентифицируют личность тестирующегося и допускают его к прохождению тестирования.

4.4.По умолчанию в СДО ЮРГУЭС каждый студент, имеет возможность три раза пройти тестирование данного уровня по дисциплине (но только один раз в течение дня). Если при этом студенту не удалось достичь успешного результата, то для прохождения тестирования еще раз необходимо получить разрешение преподавателя дисциплины и администратора системы.


4.5. Преподаватель в качестве условия разрешения дополнительного тестирования может предложить студенту выполнить индивидуальное задание для подтверждения реальности работы студента с учебным материалом и уверенности в том, что студент не пытается пройти тестирование «на удачу».
4.6. Результаты контрольных мероприятий фиксируются преподавателями в электронных ведомостях. Если ведомость «не закрыта», то преподаватель имеет возможность вносить в нее изменения. После «закрытия» ведомости результаты повторных экзаменов отражаются в графе пересдача.
4.7. «Закрытая» электронная ведомость учета успеваемости распечатывается преподавателем, подписывается им и передает на хранение в деканат.
4.8. Студенты имеют возможность посмотреть свои оценки, находясь в портале СДО и щелкнув по кнопке «Оценки».
4.9. Если студент успешно прошел тестирование, то преподаватель отражает этот факт в электронной ведомости.

Внимание: рейтинг, полученный при тестировании, не совпадает, как правило, с «процентом выполнения», который указывается в ведомости. Рейтинг тестирования является только основанием для принятия решения преподавателем о выставлении той или иной оценки в электронной ведомости.


4.10. Если после прохождения тестирования оценка в ведомости не появляется, можно обратиться к преподавателю с просьбой указать границы рейтинга, соответствующие выставлению различных оценок, напомнив ему тем самым о необходимости выставить оценки в ведомость.

Можно также обратить на этот факт внимание заместителя заведующего кафедрой по ДО и заведующего отделом ДО.


4.11. В соответствии с приказом ректора оценки выставляются в зачетки студентов на основе данных закрытых электронных ведомостей. Верность заполнения зачетки подтверждается подписью директора ИДЗО и печатью.
4.12. Студенты, успешно сдавшие промежуточную аттестацию по всем запланированным дисциплинам, распоряжением директора ИДЗО переводятся на следующий курс обучения.
4.13. Студентам, имеющим задолженность, устанавливается срок ее ликвидации. Студенты, не ликвидировавшие задолженность в установленный срок, могут получить разрешение, подав соответствующее заявление, на повторное обучение на том же курсе, или приказом ректора отчисляются из университета.
4.14. Перечень дисциплин, которые должны быть изучены студентом на каждом курсе, регламентируется утвержденным ректором ЮРГУЭС рабочим учебным планом (РУП), который можно просмотреть, щелкнув по кнопке «Планы».

5 Особенности организации учебного процесса в СДО ЮРГУЭС

5.1. Основной особенностью организации учебного процесса студентов заочной формы обучения в СДО, в сравнении с традиционным заочным обучением, является интенсификация взаимодействия преподавателя и студентов и его распределенность во времени.


5.2. Понятие сессий (установочной, лабораторно-экзаменационной) для студентов, обучающихся с использованием сетевых ДОТ, приобретает иной смысл.

Установочная сессия сводится к получению учебных материалов и учебной документации. Лабораторно-экзаменационные сессии означают период интенсивных тестирований и иных контрольных мероприятий, интенсивного сетевого взаимодействия с преподавателями, которые не требуют отрыва от производства.


5.3. В то же время студенты, обучающиеся с использованием сетевых ДОТ, обладают всеми правами студентов заочной формы обучения, в частности правом получения дополнительного оплачиваемого отпуска для участия в сессиях в соответствии с установленной законом нормой.

Новое на сайте

>

Самое популярное