Домой Дизайн Презентация на тему левитан. Презентация на тему "исаак ильич левитан"

Презентация на тему левитан. Презентация на тему "исаак ильич левитан"

В творчестве Исаака Ильича Левитана русская пейзажная живопись второй половины ХIХ века, по мнению большинства исследователей его наследия , получила свое высшее развитие и в какой – то степени завершила поиски художников 1870 – 80-х гг.

Русское искусство пейзажа в лице И.И.Левитана нашло не только крупного мастера, но и поэта – философа природы. В картинах И.И.Левитана тонкий лиризм сочетается с умением создать пейзажный образ глубоко идейного содержания. Искусство И.И.Левитана много говорит и дает как специалисту, так и простому зрителю. Оно воспитывает в нас понимание природы, умение видеть ее красоту и выразительность, воспринимать ее в связи с чувствами и переживаниями человека.

“В истории русской живописи, - писал А.Бенуа, - пожалуй, и не найти мастера, более независимого, более самобытного и самодовлеющего, нежели Левитан”, писал Александр Бенуа .

Исаак Ильич Левитан уже при жизни получил признание и заслужил глубокую любовь своих современников. Но надо сказать, что творчество И.И.Левитана воспринималось в эту эпоху, а порой воспринимается и сейчас, несколько односторонне. С легкой руки К.Г.Паустовского и некоторых других авторов И.И.Левитан трактуется больше как художник элегический, художник грустных настроений, что сужает границы его творчества. Тем не менее, более обширный анализ всех тех богатств, которые нам успел оставить этот великолепный художник, очевидно доказывает, что творчество его было разнообразным не только по сюжетам, по тем образам, которые он создавал, но и по эмоциональному ключу, в котором решалось то или иное произведение.

Между тем знакомство с произведениями И.И.Левитана в средней школе ограничивается, как правило, узким кругом самых известных его работ. Целью данного учебного занятия является знакомство с различными аспектами творчества этого выдающегося художника.

Данная работа предлагает урок в форме путешествия учащихся по залам виртуального музея. Это экскурсия по двенадцати залам (12 презентаций), наглядно освещающим основные аспекты творчества мастера.

Предлагаемая авторская работа может использоваться не только на занятиях по “Истории изобразительного искусства” в образовательных учреждениях СПО, но и в общеобразовательной школе на уроках мировой художественной культуры в разделе “Россия XVIII – XX веков”; в художественной школе на занятиях по изучению рисунка, живописи и композиции, на лекциях у студентов в университетах художественной направленности, а также на внеклассных занятиях по изобразительному искусству.

Данный материал будет интересен и поучителен для учащихся, так как представляет биографию художника, с детства испытавшего нужду, силой таланта и ценою жестоких лишений, ценою тяжкого труда пробившегося в жизни, достигшего успеха и признания своего искусства.

Путешествуя по залам виртуального музея И.И.Левитана, учащиеся узнают много нового о жизни и творчестве великого художника.

Цель урока: расширить знания о творчестве выдающегося русского художника И.И.Левитана.

  • Образовательные : изучение различных аспектов творчества И.И.Левитана, знакомство с биографией художника.
  • Развивающие : развитие внимания, памяти, грамотной речи, ассоциативно – образного мышления, умения выделять главное, строить аналогии; развитие стремления к самостоятельному познанию искусства.
  • Воспитательные : воспитание любви к родной природе, чувства любви к Родине, умения сопереживать и сочувствовать человеку; воспитание эстетических чувств.

Оборудование урока: презентации, посвященные творчеству И.И.Левитана; диск с записью фрагментов музыкальных произведений.

Примечание: продолжительность учебного занятия 90 минут.

Ход урока

1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку. Сообщение целей, задач, плана урока.

2. Вступительное слово учителя

- Что так трогает душу в пейзаже неброском и невольно туманится взгляд,

Все так просто в картине и неизъяснимо: свет, вода или солнце в листве…

Для художника – это служенье любимой и родной, и единственной русской земле…

Наш сегодняшний урок посвящен творчеству выдающегося русского художника Исаака Ильича Левитана. И.И.Левитан был человеком, который всего себя отдавал искусству, был неутомимым тружеником. Об его поразительной работоспособности свидетельствует огромное количество произведений, выполненных за недолгую жизнь. Приблизительно за двадцать четыре года им было создано около тысячи картин, этюдов, эскизов, рисунков. К этому надо добавить, что И.И.Левитан подолгу работал над своими картинами, много раз, порой, возвращаясь к произведению, изменяя, дополняя и переписывая его. “Дать недоговоренные картины на выставку составляет для меня страдание”, - писал художник.

И.И.Левитан был высоко культурным и образованным человеком. Он любил и понимал русскую литературу и поэзию, увлекался театральными постановками и был знаком с театральными деятелями, артистами, писателями, певцами. Федор Иванович Шаляпин писал о большом общехудожественном влиянии, которое оказало на него творчество И.И.Левитана. Художник интересовался развитием науки. Был знаком с физиком Лебедевым, Тимирязевым. Очень много дала И.И.Левитану дружба с Антоном Павловичем Чеховым. Многие выдающиеся современники художника говорили о том, что именно картины Левитана открыли для них неброскую красоту русской природы. Репродукции произведений художника сопровождают изучение литературных и музыкальных произведений, так как искусство его полно поэзии и очень музыкально. Наш сегодняшний урок тоже будут сопровождать стихотворения и музыка.

3. Основная часть учебного занятия

Презентации сопровождаются комментариями подготовленных студентов (2 – 3 человека).

1 группа студентов.

Звучит музыка Д.Шостаковича – “Прелюдия №5” - “Душа”.

Будущий живописец родился 18 августа 1860 года в местечке Кибарты близ маленькой железнодорожной станции Вержболово в интеллигентной еврейской семье. Отец Исаака был человек непоседливый и беспокойный: был переводчиком во французской фирме, строившей мост через Неман; кассиром и дежурным на железнодорожной станции; библиотекарем в сельской читальне. Часто Исаак вместе с отцом встречал и провожал поезда и мечтал об удивительных странах. Мать будущего художника была увлечена литературой. Вечерами она читала детям вслух. Читала вдохновенно, с большим чувством. Эти вечера мальчик запомнил на всю жизнь. В конце 1860 – х годов отец перевез семью в Москву, чтобы дать детям возможность выйти в люди. Родители чутко отнеслись к увлечению сыновей искусством и не возражали, когда в 1870 году старший сын Адольф, а затем, в 1873 году, и Исаак решили поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. (Презентация 1. ppt. 2 слайд)

Годы учения И.И.Левитана в Училище живописи были временем высокого подъема и расцвета Училища. Лишь в конце пребывания здесь юного живописца начал намечаться спад. Училище живописи называли “московской академией” и в известной мере противопоставляли его как более свободное и прогрессивное учебное заведение столичной императорской Академии. В 70 – х и начале 80 – х годов руководящую роль в нем играли московские передвижники, в первую очередь В.Г.Перов и А.К.Саврасов. Талантливые педагоги привлекали студентов к участию в передвижных выставках. Эти выставки приучали учеников еще на школьной скамье, ответственно подходить к своему творчеству, предлагать его на суд широкой общественности, воспитывали в них профессиональное отношение к делу и дух самостоятельности.

Годы обучения в училище стали для Исаака временем тяжелых испытаний. Впоследствии он писал: “Не надо очень розово представлять себе перспективу обучения живописи… Сколько усилий, трудов, горя, пока выбился на дорогу”. Жизнь юноши стала особенно тяжелой после смерти его родителей. В 1875 году умерла мать, два года спустя – отец, и детям пришлось вести почти нищенский образ жизни. И все же вечно голодный, не имеющий постоянного жилья, юноша никогда не оставлял своих красок и карандашей, неустанно трудился. (Презентация 1. ppt. 3 слайд)

Наиболее передовой в училище была мастерская А.К.Саврасова, в которой писали с натуры, изучали природу. Саврасов умел воодушевлять своих учеников и, охваченные восторженным поклонением природе, они, сплотившись в дружный кружок, работали, не покладая рук и в мастерской, и дома, и на натуре. И.И.Левитан жадно впитывал в себя все впечатления. Его восприимчивая натура и упорный труд позволили ему взять максимум из того передового и нового, что несли с собой преподавание и энтузиазм его учителя. Метод работы А.К.Саврасова на натуре, тщательную ее штудировку И.И.Левитан применял в своих произведениях так называемого “останкинского периода”. Одновременно с изучением натуры А.К.Саврасов рекомендовал своим ученикам и освоение опыта работы на пленэре французских художников – барбизонцев. Левитан специально выучил французский язык, для того, чтобы ознакомиться с монографией французского художника Камиля Коро, живопись которого очень его увлекала. (Презентация 1. ppt. 4 слайд)

Привитая А.К.Саврасовым любовь к природе и ее наблюдению могла быть только укреплена В.Д.Поленовым, который появился в училище с осени 1882 года. Новые веяния, которые принес с собой В.Д.Поленов, - стремление к новому колористическому решению – обогатили понимание колорита в живописи, что было очень важно для становления молодого И.И.Левитана. Поленов станет впоследствии другом художника. На даче Поленова проходили литературные и музыкальные вечера, ставились домашние спектакли. Здесь Василий Дмитриевич, постоянно живший в окружении творческой молодежи, устраивал конкурсы и присуждал премии за лучшую работу (Презентация 1. ppt. 5 слайд)

Константин Коровин – замечательный русский художник импрессионист – был близким другом Левитана и оставил о нем самые теплые воспоминания (“Константин Коровин вспоминает”). (Презентация 1. ppt. 6 слайд)

Нельзя не упомянуть о дружбе Левитана с А.П.Чеховым. Семья Чеховых была талантливой, шумной и насмешливой. С утра за чайным столом уже начинались невероятные рассказы, выдумки, хохот. Он не затихал до позднего вечера. Это, пожалуй, было самое счастливое время в жизни молодого художника. (Подробнее об этом времени вы можете узнать, прочитав книгу Михаила Чехова “Вокруг Чехова”).

На даче Чехова в Бабкине началась действительно большая дружба И.И.Левитана и А.П.Чехова, дружба на всю жизнь. Оба они оказывали друг на друга благотворное влияние. Это было и обогащавшее каждого восприятие писателем живописного, а живописцем – литературного искусства, в частности в отношении к природе и к ее образному освоению и отображению (Презентация 1. ppt. 7, 8, 9 слайды).

После смерти Перова, увольнения Саврасова, отношение к пейзажному классу в училище резко ухудшилось, и Левитан покидает стены училища с дипломом неклассного художника, позволяющего ему быть только учителем рисования. Художник продолжает неустанно трудиться и мастерство его быстро растет. Его работы приобретает Третьяков и другие меценаты, он участвует в выставках, работает над декорациями в театре, путешествует и неустанно работает в Крыму и за границей, на Волге и в Саввинской слободе. Он становиться признанным мастером (Презентация 1. ppt. 10. 11, 12 слайды).

Личная жизнь художника не складывается, тем не менее, есть женщины, сыгравшие большую роль в его жизни (Презентация 1. ppt. 13 слайд).

Но признаваемый почти всеми, ценимый самыми различными художественными кругами, вполне материально обеспеченный, И.И.Левитан отнюдь не успокаивается на достигнутом. Напротив, он весь в поисках и устремлен в будущее. Это страстное творческое горение тем более замечательно, что оно протекало в условиях все обостряющейся болезни сердца и связанного с этим все возрастающего упадка физических сил. Дело было действительно очень плохо. “Художник Левитан (пейзажист), по – видимому, скоро умрет”, - с горечью пишет А.П.Чехов А.С.Суворину. Для лечения своей тяжелой болезни И.И.Левитан снова дважды ездил за границу. Сначала в 1897 году в Италию, Швейцарию и, наконец, в Наугейм в Германии близ Франкфурта на Майне. Он сознает, что болезнь его “доканает”, но все же и за границей, как и дома, упорно работает (Презентация 1. ppt. 14 слайд).

2 группа студентов.

Вторая группа обучающихся комментирует посещение зала “Первые картины И.И.Левитана” (см. Приложение 1). Начало и окончание выступления сопровождают фрагменты Симфонии № 6 В.А.Моцарта.

3 группа студентов.

Третья группа рассказывает о произведениях мастера, посвященных русской деревне (см. Приложение 1). Начало и конец выступления сопровождают фрагменты песни С. Косточко “Деревенские сны”, в исполнении В.Собанцевой - солистки хора им. Пятницкого.

4 группа студентов.

Четвертая группа комментирует работы, выполненные художником в Крыму (см. Приложение 1). Перед показом презентации (или в течение показа) учащиеся слушают легкий шум морского прибоя.

5 группа студентов.

Пятая группа проводит экскурс по произведениям, созданным на Волге (см. Приложение 2). Перед выступлением студентов звучит русская народная песня “Вниз по матушке, по Волге”, в исполнении Ф.И.Шаляпина.

6 группа студентов.

О произведениях, написанных за границей, расскажет следующая группа учащихся (см. Приложение 3). Перед выступлением звучит музыкальный фрагмент о Венеции (“О, Венеция, – сказочный город”).

7 группа студентов.

“Воплощение больших образов” - так называется зал, посвященный картинам “Вечерний звон”, “У омута”, “Над вечным покоем”, “Владимирка”.

Перед рассмотрением картины “Вечерний звон” звучит песня “Вечерний звон” (стихи И.Козлова, муз. А.Алябьева).

Произведение И.И.Левитана “Над вечным покоем” - эту картину художник писал под звуки Траурного марша из "Героической симфонии" Бетховена (прослушивание фрагментов симфонии ).

Стихотворение А.К. Толстого “Колодники” предшествует рассмотрению картины “Владимирка” (чтение стихотворение преподавателем или подготовленным учеником ) (см. Приложение 4).

8 группа студентов.

Эта группа студентов расскажет о различных произведениях мастера, написанных в разные времена года(см. Приложение 5). Путешествие по данному залу сопровождает музыка П.И.Чайковского “Времена года”.

9 группа студентов.

Следующий зал посвящен натюрмортам И.И.Левитана (см. Приложение 5 ) . Перед выступлением студентов звучит композиция П.И.Чайковского “Сладкая греза”.

10 группа студентов.

“Рисунки и акварели И.И.Левитана” (см. Приложение 5 ) . Перед демонстрацией этого зала звучит “Утро” Э.Грига.

11 группа студентов.

Эта группа комментирует презентацию, посвященную пастелям И.И.Левитана (см. Приложение 5 ) . Фрагменты ноктюрна Ф.Листа “Грезы любви” звучат перед выступлением студентов.

12 группа студентов.

Последний зал расскажет о поисках художника в последние годы его жизни, произведениях, созданных художником в этот период (см. Приложение 6). Серенада Ф.Шуберта завершает экскурсию по залам виртуального музея И.И.Левитана.

4. Итог урока

Учитель. Закончить нашу экскурсию мне бы хотелось высказываниями замечательного искусствоведа и художника Александра Бенуа, посвящены они И.И.Левитану:

“Это поистине человек, который водит тебя гулять, иногда в калошах, иногда под палящим солнцем, но всегда по таким местам, где чудно пахнет свежим воздухом, снегом, сухими листьями и распустившейся березой. Обыкновенно же пейзажисты пишут пейзажи, и они пахнут маслом”.

“Картины Левитана не виды местностей, не справочные документы, но сама русская природа с ее неизъяснимо тонким очарованием, тихая, скромная, милая русская природа. Однако где те художники, которые… сразу, одним общим видом своих картин заставляли бы перечувствовать подобные, охватившие их среди природы настроения? Во всей истории искусства их было очень немного, и Левитан стоит в ряду этих немногих одним из самых первых – настоящий поэт Божьей милостью”.

5. Домашнее задание

Творческая работа. Выполнить живописный этюд пейзажа. Продумать идею, настроение пейзажа, композиционное и колористическое решение.

Список литературы.

1. Асафьев, Б.В. Русская живопись. Мысли и думы // Искусствоведение. Литературоведение. – М.: Республика, 2004.

2. Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке // Искусствоведение. - М.: Республика, 1995.

3. Коровин К.А. Константин Коровин вспоминает... М.: Изобразительное искусство, 1990.

4. Любимова И.А. Проблемы живописных характеристик русской пейзажной живописи второй половины XIX века // Искусствоведение. - М.: РГБ ОД, 61:04 – 17/ 149- 2004.

5. Сергеев А.А. Исаак Ильич Левитан // Живопись. – М.: Белый город, 2005.

6. Федоров – Давыдов А.А. Исаак Ильич Левитан. Жизнь и творчество // Искусствоведение. – М.: Искусство, 1976.

7. Чехов М.П.. “Вокруг Чехова”, М., 1974.

положение и дать детям образование, в начале 1870-х переехал с семьёй в Москву. В 1871 старший брат Исаака, Авель-Лейб, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Осенью 1873 в училище поступил и тринадцатилетний Исаак. Его учителями были художники Перов, Саврасов и Поленов.

«Левитану давалось все легко, тем не менее, работал он упорно, с большой выдержкой» - вспоминал его товарищ, известный живописец Михаил Нестеров. В 1879 году, после покушения Александра Соловьева, отнюдь не бывшего евреем, на царя Александра II, совершённого 2 апреля, вышел царский указ, запрещающий жить евреям в «исконно русской столице». Восемнадцатилетнего Левитана выслали из Москвы.

В 1875 умерла мать Левитана и серьёзно заболел отец. Вынужденный по болезни оставить работу на железной дороге, отец Левитана не мог содержать четверых детей репетиторством. Материальное положение семьи было таким, что училище время от времени оказывало братьям материальную помощь, а в 1876 освободило их от оплаты обучения «ввиду крайней бедности» и как «оказавших большие успехи в искусстве». 3 февраля 1877 умер от тифа отец. Для Левитана, его брата и сестёр наступает время крайней нужды. Художник учился тогда в четвёртом «натурном» классе у Василия Перова. Друг Перова, Алексей Саврасов, обратил внимание на Левитана и взял его к себе в пейзажный класс. В марте 1877 две работы Левитана, экспонировавшиеся на выставке, были отмечены прессой, а шестнадцатилетний художник получил малую серебряную медаль и 220 рублей «для возможности продолжить занятия».

В летние месяцы 1880-1884 он писал с натуры в Останкино. К этому времени относятся работы: «Дубовая роща. Осень» (1880, Нижегородский художественный музей), «Дуб» (1880, Третьяковская галерея), «Сосны» (1880, частное собрание). Художник создаёт пейзажи в Саввинской слободе под Звенигородом: «Последний снег. Саввинская слобода» (1884, Третьяковка), «Мостик. Саввинская слобода» (1884, Третьяковка). «Талантливый еврейский мальчик раздражал иных преподавателей. Еврей, по их мнению, не должен был касаться русского пейзажа. Это было дело коренных русских художников», - писал Константин Паустовский. Весной 1885, в 24 года, Левитан окончил училище. Звания художника он не получил - ему был выдан диплом учителя чистописания.

И.И.Левитан () Тем, кто знает и любит творчество замечательного художника-пейзажиста Исаака Ильича Левитана, знакомо чувство завороженности, которое возникает всякий раз, когда останавливаешься перед его картинами и вдыхаешь в себя воздух удивительного искусства. В его картинах - живая душа природы, они одухотворены любовью и окрашены поэтическим настроением.


И.И. Левитан по характеру дарования тонкий, лирический художник. Как и многие мастера лирического направления, в пейзаже Левитан предпочитает не полдень, а утро и вечер, не лето и зиму, а весну и осень, то есть те моменты, которые богаче сменой и оттенками настроений, не дубы, сосны и ели, а более «отзывчивые» к природным изменениям берёзы, осины и особенно водные поверхности. Первые работы И.Левитана подобны первым робким мелодиям, которые затем сливаются в сложные музыкальные творения. Это и наивное любование будничной жизнью сельского дворика («Солнечный день. Весна»,), и картина унылой осени с размытой дорогой, голыми деревьями, которые будто в отчаянии протянули ветки к небу («Осень. Дорога в деревне», 1877), окрашенная вечерним закатов.


Осенний день. Сокольники 1879 Скромный осенний пейзаж: уходящая вдаль аллея парка, с обеих сторон высокие старые сосны и молодые клены, засыпавшие землю осенней листвой. Ветер гонит по осеннему небу клочья туч, раскачивает верхушки сосен, сметает с кленов листву и обвевает фигуру идущей по аллее женщины. В картине чувствуется гармония и музыкальность. Можно уловить музыкальный ритм, она чем-то напоминала осеннюю песню без слов.


Март Ощущение, создаваемое картиной, можно определить одним словом - праздник. Светлая сторона дома, отражающая солнечный свет, оранжевые столбики крыльца, густо-коричневые тени на двери, голубые – на снегу, светло-фиолетовые рефлексы на кронах молодых деревьев, ярко-синяя глубина неба – таков ликующий, полный жизни колорит картины.


Золотая осень Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора! Весь лес стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера… Ф.И.Тютчев


С самого начала сквозным мотивом творчества Левитана стала Волга. Она бесконечна не только в физическом смысле, но и в переносном – как Бытие. У Левитана Волга, как некогда богиня-мать, существует в разных ипостасях. Она и символ кипучей жизненной деятельности и золотой мираж мечты о бытийной гармонии и приемлющее всех лоно вечного покоя. Каждый раз Левитан находит единственно возможный для воплощения лика реки композиционно-колористический комплекс. В первом случае энергетика жизни бьет ключом в контрастном сочетании синего, красного и белого, в динамике встречного движения кораблей по диагонали, в вовлеченности зрителя в общее движение. Во втором – река пребывает в инобытии мечты, отодвигается вглубь, оставляя нас томиться на берегу. В третьем – сумеречная серо-сине-зеленная гамма баюкает растянутый до бесконечности овал реки, котором мягкое и безличное напоминание о неизбежности завершения круга жизни. Но при всем отличии образности этих полотен что-то сокровенно сущностное в композиционном строе остается единым. Прежде всего, масштаб задает не человек, а сама река (природный объект). Перед зрителем всегда только часть реки, без обозначения начала и конца, даже без обозначения направления течения.


После дождя. Плес И.Левитан изображает волжский пейзаж с широкими просторами в дальних планах и маленьким городком. Светлая гамма с преобладанием серебряно-серых тонов даёт почувствовать живописное, лирическое богатство пейзажа.


Вечер. Золотой плес Зелень ближнего берега, виднеющаяся церковь, дома – это та реальная, повседневная среда, где проходит жизнь человека; здесь и холоднее краски, и четче силуэты. На втором плане – подернутый дымкой далекий берег, золотистая река, будто опрокинутое в воду золотое небо, как мечта, как иной, волшебный, мир, располагающий к раздумью и вселяющий надежду.


Вечерний звон Ощущая гармонию бытия в природе, «божественную благодать», Левитан будто грустит о том, чего лишен человек в действительности. На картине вечер, конец уже прожитого дня и своеобразный звон, свойственный именно вечерней службе. Окончание дня жизни и закат солнца не может не навевать некоторую печаль.


Тихая обитель 1890 Тёплый золотистый колорит представлен в картине. В тишине летнего вечера кажется зачарованный дальний лес, недвижимое на воде отражение деревьев и куполов монастырских церквей. Созданный художником образ, как всегда у Левитана. многогранен по своему содержанию. Он вызывает в душе и чувство покоя, и тихую лирическую печаль, восторженное восхищение красотой летнего вечера.






На картинах Левитана о присутствии человека напоминает едва различимый свет дальних селений на берегу («Вечер на Волге»), силуэт церквушки или часовни на погосте («Над вечным покоем»), вечно ожидающая пустота уткнувшихся в берег лодок («На Волге», «Вечер на Волге», «После дождя», «Баржи. Волга») у лодок нет имен, они неразличимы в своей ветхой безличности, так же как и серые избы на картинах Левитана («Золотая осень. Слободка», «Лунная ночь. Деревня»). У Левитана нет дома как чего-то индивидуального, личного, единичного. Дома всегда теснятся деревней. Они имперсональны и относятся скорее к категории множества. Деревянные дома, деревянные лодки, деревянные кресты на могилах – дерево недолговечно. Его век измеряется жизнью человека. Народная традиция предполагает строительство нового дома для обзаводящийся семей сыновей. Поэтому дом в пейзажах Левитана такой же знак недолгого века, как и лодки (время индивидуальное). Что же остается на русских просторах от человека? Оказывается, дорога, исхоженная и истоптанная десятками поколений русских людей.


Несмотря на небольшой размер, картина кажется монументальной. Вдаль уходит дорога, протоптанная ногами многочисленных заключенных. Вокруг расстилается бескрайняя русская равнина. Серое облачное небо нависает над ней – низкая линия горизонта усиливает ощущение нескончаемости дороги, навевает мрачные мысли. Мотив дороги, лежащий в основе картины, заставляет зрителя внимательно рассматривать все детали, как бы втягивает его в пространство живописного полотна. Влекущая сила дороги издавна притягивала Левитана. Владимирка. 1892


В более зрелые годы своего творчества у Левитана проявилось желание философски осмыслить жизнь: его занимают размышления о жизни, о месте человека в большом и сложном мире, о судьбе России и русского народа. Художник продолжает искать монументальный пейзажный образ. Над вечным покоем Левитан поднял пейзажный жанр до глубокой символико-философской картины с размышлениями о человеческой жизни, о вечности… Это картина души человеческой в образах природы

Слайд 2

Автопортрет (1880)

Автопортрет (1880)

И.И. Левитан родился 18 августа 1860 г. в местечке Кибарты бывшей Сувалкской губернии в образованной обедневшей еврейской семье.

Слайд 3

Семья, в которой было четверо детей, существовала на небольшие заработки отца: он давал уроки французского и немецкого языка и служил кассиром на железной дороге.

Надеясь поправить материальное положение семьи и дать детям хорошее образование, отец решился на переезд в Москву.

Слайд 4

В 1873 году Исаак Левитан поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на Мясницкой, где уже учился его старший брат.

Слайд 5

В то время в училище преподавали знаменитые художники В. Г. Перов, А. К. Саврасов, В. Д. Поленов.

Слайд 6

Алексей Саврасов, руководивший пейзажной мастерской, сумел передать ученикам свое восхищение природой и желание упорно работать. Он говорил им: "Ступайте писать, пишите этюды, изучайте природу, а главное, чувствуйте!"

Слайд 7

Весной 1885 года в 24 года Левитан окончил училище. Звания художника он не получил - ему был выдан диплом учителя чистописания. Левитан вышел из Московского училища живописи без диплома. Денег не было.

Слайд 8

Антон Павлович Чехов

В апреле 1885 года Левитан поселился в глухой деревне Максимовке. По соседству, в Бабкине гостили Чеховы. Левитан познакомился с А. П. Чеховым, дружба с которым продолжалась всю жизнь.

Слайд 9

В конце 1879 года в училище проходила выставка, на которой была представлена картина "Осенний день. Сокольники". Приехал и П.М. Третьяков, более 20 лет собиравший свою коллекцию. Ему понравилась картина, он попросил познакомить его с художником и захотел приобрести это полотно.

Слайд 10

Улица в Ялте (1886)

Остались позади годы учебы в училище. Нужда и безденежье все еще не оставляли Левитана. Подрабатывал в частной опере С.И. Мамонтова, писал декорации к оперным спектаклям. И весной 1886 года на заработанные деньги уехал в Крым, где писал этюды.

Слайд 11

Сакля в Алупке (1886)

Природа Крыма покорила художника. Он пробыл здесь 3 месяца и за это время написал более 50 этюдов. Среди них виды моря при разном освещении, улицы и домики Ялты, высветленная солнцем сакля в Алупке и татарское кладбище.

Слайд 12

В 1887 году художник, наконец, осуществил свою мечту, он отправляется на Волгу. Поездка на великую русскую реку, которую так проникновенно изображал его любимый учитель Саврасов, давно была задумана Левитаном.

Слайд 13

«После дождя. Плёс»

Во время путешествия он открыл красоту маленького, тихого городка Плёса. Там Левитан провел три летних сезона (1888-1890), приезжая туда ещё дважды. Около 200 работ, выполненные им за три лета, принесли художнику широкую известность, а Плёс с тех пор стал очень популярен у пейзажистов.

Слайд 15

Тихая обитель (1890)

Успех и растущая известность наконец-то избавили Левитана от многолетней нужды и неустроенности. Промышленник Морозов, большой любитель живописи, отдал ему свою мастерскую, в которой можно было спокойно и удобно работать.

В глаза бревенчатым лачугам
Глядит алеющая мгла.
Над колокольчиковым лугом
Собор звонит в колокола.
Звон заокольный и окольный,
У окон, около колонн.
Звон колоколен колокольный,
И колокольчиковый звон.
И колокольцем каждым в душу
Любого русского спроси!
Звонит, как в колокол, не глуше,
Звон левитановской Руси!

Николай Рубцов

Слайд 16

В 1892 года после написания "Владимирки" Левитан снова уезжает из Москвы не по своей воле. Это стоит ему нервов и здоровья. Ему было всего 32 года, но уже давало о себе знать больное сердце.

Слайд 17

В 1893 году была написана самая глубокая по содержанию и самая личная по настроению картина - "Над вечным покоем". Левитан работал над ней в деревне под Вышним Волочком, на берегу озера.

Цель занятия: познакомить обучащихся с творчеством и индивидуальной манерой художника Исаака Ильича Левитана.

Задачи занятия:

  1. Воспитывать любовь к России и национальному искусству.
  2. Развивать художественно-образное мышление, воображение и видение образного языка, использованного художником для передачи смысла картины.
  3. Вызвать у детей эмоциональный отклик на состояние и настроение пейзажных картин: радость, удивление, эстетическое удовольствие и т.д., от изображённой художником красоты.
  4. Способствовать умению соотношения увиденного с собственными чувствами и переживаниями.

Оборудование и материалы:

1. Репродукции картин И.И. Левитана

2. Портрет художника

3. Музыкальный ряд - произведения П.И. Чайковского «Времена года»

4. Литературный ряд - стихотворения И.А.Бунина, Ф.И. Тютчева

5. Интерактивная доска, компьютер

Ход занятия:

Здравствуйте дорогие ребята. Сегодня наше занятие посвящается жизни и творчеству великого художника Исаака Ильича Левитана (1860-1900г.г.).

Показываю сдайд №1 . Портрет художника.

С именем Исаака Ильича Левитана в отечественную живопись пришло понятие пейзажного построения . Художник не просто изображал пейзаж на холсте, он всё увиденное и нарисованное пропускал через себя. Картины художника затрагивают в душе самые сокровенные струны, заставляя их откликаться на то, что взволновало и самого автора - будь то первое робкое пробуждение весны или печальное увядание осени.

Родился художник на западных окраинах России в еврейской семье. Отец, знавший несколько иностранных языков, давал уроки в частных домах. Чтобы дать детям достойное образование семья в конце 1860-х годов переехала в Москву.

Относительное материальное благополучие, существовавшее в доме, вскоре рухнуло. В 1873 году Левитан поступает тринадцатилетним подростком в Московское училище живописи, а в 1875 году у Исаака умирает мать, а два года спустя - отец.

Настало трудное время в жизни молодого художника. Вот как описывает жизнь Исаака Надежда Сергеевна Шер (фотографии).

В Москве на Мясницкой улице в училище живописи закончились вечерние занятия - разошлись учащиеся, погасли последние огни. В одном из классов верхнего этажа в углу за мольбертом сидел мальчик. Прислушиваясь к тишине, он ждал, когда сторож, отставной солдат, по прозвищу «Нечистая сила» завершит свой обход. Вот где-то хлопнула одна дверь, другая, раздались тяжёлые шаги по лестнице. Вот шаги ближе, открылась дверь, в глаза мигнул огонёк жестяного фонарика. Дверь захлопнулась, человек ушёл и мальчик в углу остался один.

Оставаться в училище после классов строго воспрещалось, но уже не первый раз Исаак Левитан прятался от сторожа и ночевал в пустых холодных классах. Ему некуда было идти.

Каждое утро не выспавшийся и голодный, осторожно, чтобы не возбудить ничьих подозрений, пробирался он в свой класс и садился за мольберт. Учился он блестяще, но как часто во время классов он вдруг со страхом вспоминал, что нечем платить за учёбу, что прохудились башмаки, не на что купить хлеба.

Однажды в класс вошел инспектор училища и объявил, что воспитанник Левитан исключается из училища за невзнос платы за учение. Исаак знал, что когда-нибудь это должно случиться.

Весь съежился, судорожно собрал папку, кисти, краски и, ни на кого не глядя, ушел из класса

« Тут, - вспоминал позднее один из товарищей Левитана - весь класс, вся сотня загудела, как один человек. Моментально собрали всю сумму и внесли в канцелярию. Кто-то побежал вниз за Левитаном, а он стоял у окна, не решаясь навсегда уйти из училища».

Вскоре совет преподавателей училища постановил воспитанника Левитана, как «оказавшего большие успехи в искусстве» освободить от платы за учение и назначить ему небольшую стипендию, потому что Исаак был в школе одним из талантливейших учеников.

Он обратил на себя внимание современников уже самой ранней своей картиной, которая появилась на ученической выставке Московского училища.

Показываю слайд №2.

Печаль осеннего дня и грустного увядания природы естественно соединяются в картине с чувством глубокого одиночества. Все в картине подчинено общей мелодии. Она слышится в гулко раздающихся шагах одинокой женской фигурки, идущей по пустынной аллее, и в шуме порывистого ветра, что срывает листву с молодых кленов, клонит вершины высоких сосен и подгоняет низко бегущие над землей серые тучи. В общую музыкальную ноту картины включаются и приглушенные краски осени, и влажная дымка воздуха, окутывающая все пространство картины.

Ребенок читает стихотворение:

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья,

Скоро осень проснется

И заплачет спросонья.

Так описывал осень Иван Бунин.

Не случайно этот пейзаж приобретет с выставки маститый московский коллекционер П.М. Третьяков. И с этого времени будет внимательно следить за каждой работой художника.

Показываю слайд № 3.

К теме Осени великий художник обращался неоднократно. В 1895 году он пишет картину «Золотая осень». И картина Исаака Ильича Левитана точно золотая. Но это - золото осени.

Роща пылает кострами берез, золотыми россыпями светится земля. В холодной воде реки отражается прозрачная голубизна неба, желтые и рыжие обрывистые берега, красноватые ветки кустарника. Осенний воздух свеж и прозрачен.

Левитановская осень - праздник золота и синевы. Радостный праздник красоты и немного грустный: ведь это красота прощания.

Ребенок читает стихотворение:

Лес точно терем расписной:

Зеленый, золотой, багряный.

Веселой пестрою стеной

стоит над солнечной поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой.

Как вышки елочки темнеют,

А между кленами синеют.

Просветы в небо, что оконца,

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца.

И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

Стремясь к правде видения природы и не только верности создания ее на холсте, но и к душевному созвучию ее с настроением человека, Левитан внимательно изучал окрестности. Он склонял голову к самой земле, чтобы увидеть таяние снега, пробуждение весны.

Показываю слайд № 4.

В 1895 году он пишет одну из лучших картин того времени «Март» (показывается картина).

В этой картины не только соединение белого, голубого, золотистого создает образ ликующей природы, но мы видим открытый, темпераментный, густой мазок, почти скульптурно лепящий пронизанный синевой мартовский снег.

Снег рыхлый, пропитанный влагой, по нему яркие синие тени. Снежная шапка над крыльцом подтаяла - того и гляди заскользит и с шумом упадет на землю. На дорожках рыжеют подталины. Кругом сугробы - но весна уже пришла. Голубое небо, густая зеленая хвоя, светлые стволы, желтая стена дома, деревянные столбы крыльца - все на холсте залита светом. Все будто набралось солнца и теперь светится и дышит теплом.

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят.

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят.

Они гласят во все концы:

Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы!

Она нас выслала вперед!

Весна идет! Весна идет!

И тихих теплых майских дней

Веселый, светлый хоровод

Толпится весело за ней!

Одним из преподавателей у Левитана был Алексей Кондратьевич Саврасов. Преподаватели и ученики видели, как страстно любит он природу. Видели, что когда начинается весна - овладевает им беспокойство. И все - равно не удержать его в училище. И почти все занятия переносились из мастерской на природу.

Саврасов всех заражал своей вдохновенной, неутомимой любовью. Как-то поднял к небу свою лохматую голову, прислушался и сказал: «Слушай, жаворонок! Вот и писать надо так, чтобы на картине было не видно жаворонка, а слышно было как поют птицы, дуют ветры, звенят ручьи». И когда Саврасов так говорил, Левитану казалось, что:

С природой одною он жизнью дышал:

Ручья разумел лепетанье и говор

Древесных листов понимал

И чувствовал трав прозябанье.

Была ему звездная книга ясна

И с ним говорила морская волна.

Стихотворений Левитан знал множество и особенно любил стихи о природе. Иногда бросит кисть и читает стихи Пушкина, Тютчева, Некрасова. Читает хорошо, очень просто. Подойдут товарищи, те, что сидят поближе, слушают… А потом снова за работу.



Новое на сайте

>

Самое популярное