Домой Инструмент Презентация насилие в семье виды формы последствия. Насилие в семье- актуальная проблема современного общества

Презентация насилие в семье виды формы последствия. Насилие в семье- актуальная проблема современного общества

Слайд 2

является одной из

самых острых и распространенных социальных проблем.

Слайд 3

НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ

совершаются специально и направлены на достижение определенной цели;

наносят вред (физический, моральный, материальный) другому человеку;

нарушаются права и свободы этой особы;

делают невозможным эффективную самозащиту потерпевших от насилия (тот, кто совершает насилие, в большинстве случаев имеет преимущества)

Слайд 4

Научными исследованиями установлено, что:

насилие в той или иной форме совершается в каждой четвертой украинской семье;

ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями;

для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2 тыс.- самоубийство;

более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тыс. несовершеннолетних находятся в розыске.

Слайд 5

в 2008 году от жестокого обращения с детьми погибло 1914 детей, искалечено 2330 детей;

около 10 тыс. родителей лишаются судами родительских прав и более 2,5 тыс. детей забираются у родителей без такого лишения, поскольку нахождение ребенка в семье представляет угрозу его жизни и здоровью.

Слайд 6

В 80% случаев дети попадают в приюты и детские дома из-за невыполнения родителями своих прямых обязанностей по воспитанию, что создает реальную угрозу их жизни и здоровью.

Слайд 7

Основная причина жестокого обращения с детьми -внутренняя агрессивность

эмоциональное состояние, возникающее как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров или недоступность чего-то желанного.

Слайд 8

Виды насилия над детьми в семье

физическое насилие;

пренебрежение;

психологическое жестокое обращение;

сексуальное насилие.

Слайд 9

ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ

  • Слайд 10

    Физическое насилие

    Физическое насилие - это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии.

    Слайд 11

    ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ

    А также вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ. Физическое насилие над ребенком могут совершать родители, лица, их заменяющие, или другие взрослые.

    Слайд 12

    Чаще всего это происходит в семьях, где:

    убеждены, что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей;

    нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);

    родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;

    родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и уровню развития;

    дети имеют особенности: недоношенность в анамнезе, наличие соматических или психических заболеваний; они гиперактивны, неусидчивы.

    Слайд 13

    Физическое насилие проявляется как:

    удары по лицу;

    тряски, толчки;

    затрещины,

    удушения,

    заключение в запертом помещении, где они удерживаются силой;

    избиение ремнем, веревками;

    нанесение увечий тяжелыми предметами, даже ножом.

    Слайд 14

    ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ

  • Слайд 15

    ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ (ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ) НАСИЛИЕ

    Постоянные или периодические словесные оскорбления ребенка, угроза со стороны родителей, опекунов, учителей, унижение его человеческого достоинства, обвинение в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, ненависти к ребенку, постоянная ложь, обман ребенка.

    Слайд 16

    К психологическому насилию относятся:

    угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы;

    оскорбление и унижение его достоинства;

    открытое неприятие и постоянная критика;

    лишение ребенка необходимой стимуляции, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви;

    предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;

    однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;

    преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов;

    вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).

    Слайд 17

    ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ, ПОДВЕРГШИХСЯ

    ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ (ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ)

    задержка психического развития;

    невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость;

    низкая самооценка;

    эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние;

    избыточная потребность во внимании;

    депрессия, попытки суицида;

    неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);

    ложь, воровство, девиантное (или "отклоняющееся", асоциальное)поведение;

    нервно-психические и психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма и др.).

    Слайд 18

    Особенности поведения взрослых, совершающих эмоциональное насилие:

    не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается;

    публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;

    сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему;

    обвиняют его во всех своих неудачах, делают из ребенка "козла отпущения" и пр.

    Слайд 19

    Пренебрежение

    Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) -это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.

    Слайд 20

    Чаще всего пренебрегают основными нуждами детей родители или лица, их заменяющие:

    алкоголики, наркоманы;

    лица с психическими расстройствами;

    юные родители, не имеющие опыта и навыков родительства;

    с низким социально-экономическим уровнем жизни;

    имеющие хронические заболевания, инвалидность, умственную отсталость;

    перенесшие жестокое обращение в детстве;

    социально изолированные.

    Слайд 21

    Последствия жестокого обращения с детьми в семье

    уход в религиозные секты;

    объединения в неформальные группы с криминальной и фашисткой направленностью;

    агрессивное, преступное поведение детей;

    сбежавшие из дома дети умирают от голода и холода, становятся жертвами других детей, также сбежавших от домашнего насилия и др.

    Слайд 22

    СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ

  • Слайд 23

    Сексуальное насилие (совращение) – это использование ребенка взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальной потребности или получения корысти, привлечение ребенка в проституцию, порнобизнес.

    Слайд 24

    Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где:

    плохие взаимоотношения ребенка с родителями, особенно с матерью;

    конфликтные отношения между родителями;

    мать ребенка чрезмерно занята на работе;

    ребенок долгое время жил без родного отца;

    вместо родного отца - отчим или сожитель матери;

    мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице;

    родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;

    родители (или один из них) имеют психические заболевания;

    мать в детстве подвергалась сексуальному насилию и т.п.

    Слайд 25

    ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ

    Это повторяющийся с увеличением частоты цикл: физического, словесного, духовного и экономического оскорбления с целью контроля, запугивания, внушения чувства страха.

    Слайд 26

    Экономическое насилие:

  • Слайд 27

    Как проявляется насилие?

    Запугивание и угрозы – внушение страха криком, жестами, мимикой; угрозы физического наказания милицией, спецшколой, богом; проявление насилия над животными; угрозы бросить ребенка или отнять его, лишить денег и др.

    2. Изоляция – постоянный контроль за тем, что делают женщина или ребенок, с кем дружат, встречаются, разговаривают; запрет на общение с близкими людьми, посещение зрелищных мероприятий и др.

    3. Физическое наказание – избиение, пощечины, истязания, таскание за волосы, щипание и др.

    4. Эмоциональное (психическое) насилие – не только запугивание, угрозы, изоляция, но и унижение чувства собственного достоинства и чести, словесные оскорбления, грубость; внушение мысли, что ребенок – самый худший, а женщина – плохая мать или жена, унижение в присутствии других людей; постоянная критика в адрес ребенка или женщины и др.

    Слайд 30

    Куда обращаться за помощью?

    Отдел по делам семьи и молодежи. Адрес: пр. Ленина 70. тел. 54-17-92

    Служба по делам детей Ильичевской райадминистрации. Адрес: пр. Металлургов 193.тел.: 47-30-53

    Органы внутренних дел. Тел 102

    Центры социальных служб для семьи, детей и молодежи.

    Мариупольский городской центр социальных служб для семьи, детей и молодёжи. Адрес: бул. Хмельницкого, 24-А.Тел.: 33-52-25

    Ильичевский районный центр социальных служб для семьи, детей и молодёжи. Адрес: ул. Карпинского, 56. Тел.: 47-31-03

    Приморский районный центр социальных служб для семьи, детей и молодёжи. Адрес: пр. Строителей, 85-А. Тел.: 54-37-83.

    Из истории детей убивали в ритуальных целях: считалось, что убитый ребенок может помочь бесплодным женщинам справиться с болезнями, обеспечить здоровье и молодость; их хоронили под фундаментом здания, чтобы сделать его прочнее; детей продавали и покупали.


    Насилие - это принуждение, неволя, действие стеснительное, обидное, незаконное, своевольное. Под домашним или семейным насилием понимают определенную систему поведения одного члена семьи по отношению к другому (другим), имеющую целью сохранение власти, контроля и внушение страха. Насилие в семье - это вид отношений между близкими людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему какой-либо ущерб. Существует еще другое определение: под семейным насилием понимают систематические агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи, в результате чего объекту насилия могут быть причинены вред, травма, унижение или иногда смерть. Насилие совершается и в подростковой среде.


    Целью насилия, как правило, является завоевание тех или иных прав и привилегий, а также господства и контроля над человеком путем оскорбления, запугивания, шантажа и др. Насилие в семье может иметь различный вектор направленности: со стороны мужа по отношению к жене; со стороны жены по отношению к мужу; со стороны одного или обоих родителей по отношению к детям; со стороны старших детей по отношению к младшим; со стороны взрослых детей и внуков по отношению к родителям или престарелым родственникам; со стороны одних членов семьи по отношению к другим.




    Научными исследованиями установлено, что: насилие в той или иной форме совершается в каждой четвертой российской семье; ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями; для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2 тыс.- самоубийство; более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тыс. несовершеннолетних находятся в розыске.
















    Защита детей государством Конвенция о правах ребенка; Закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних«; З акон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации«; Группа депутатов внесла в Государственную думу законопроект, предусматривающий усиление гарантий прав детей на надлежащее духовно-нравственное воспитание, а также ответственности за жестокое обращение с несовершеннолетними.


    Кроме того, авторы законопроекта обращают внимание на то, что в ныне действующем законодательстве предусмотрено более строгое наказание за жестокое обращение с животными - лишение свободы на срок до двух лет, чем за жестокое обращение с несовершеннолетними - лишь ограничение свободы на срок до трех лет. За жестокое обращение с несовершеннолетними предлагается ввести уголовную ответственность - лишение свободы до трех лет.


    Последствия жестокого обращения с детьми в семье уход в религиозные секты; объединения в неформальные группы с криминальной и фашисткой направленностью; агрессивное, преступное поведение детей; сбежавшие из дома дети умирают от голода и холода, становятся жертвами других детей, также сбежавших от домашнего насилия и др.







    Пренебрежение Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) - это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.


    Сексуальное насилие над детьми Сексуальное насилие над детьми американские исследователи определяют как любой сексуальный опыт между ребенком до 16 лет (по отдельным источникам - до 18 лет) и человеком, который старше его по крайней мере на 5 лет. Данный вид насилия характеризуется или как вовлечение зависимых, психически и физиологически незрелых детей и подростков в сексуальные действия, нарушающие общественные табу семейных ролей, которые они еще не могут полностью понять и на которые не в состоянии дать осмысленного согласия. Сексуальное насилие рассматривается как вариант особо жестокого обращения с детьми.


    Психологическое насилие Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.


    К психологическому насилию относится угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы; оскорбление и унижение его достоинства; открытое неприятие и постоянная критика; лишение ребенка необходимой стимуляции, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви; предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму; преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов; вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).


    Причины возникновения насилия, лежащие в самой семье: материальные трудности; наличие в семье безработного; нерешенная жилищная проблема; алкоголизм и пьянство среди членов семьи; наличие наркоманов в семье; неполная семья; отчим или мачеха в семье; ребенок-инвалид или с проблемами со здоровьем; нежеланный ребенок; трудный ребенок; снятие многих моральных запретов; семейные конфликты; самоутверждение за счет слабых; культ жестокости, пропагандируемый в обществе.




    Дети – главный подарок для мира, С ними чудесней земная картина. Всё понимают, берутся за всё Лучшее с ними людское житьё Частенько слабы, неумелы их руки, Но некогда думать ребятам о скуке. В движеньях, заботах их время проходит, Удача к усердным с годами приходит. В детские годы мечты расцветают, Взрослые часто об этом не знают. Надо детишкам права объяснить, Многому надо их обучить. Мир станет лучше на нашей планете, Если счастливыми будут все дети! Виктор Павлов










    Насилие в семье может иметь разный вектор направленности: - со стороны мужа по отношению к жене; - со стороны жены по отношению к мужу; - со стороны одного или обоих родителей по отношению к детям; - со стороны старших детей к младшим; - со стороны взрослых детей и внуков по отношению к родителям или престарелым родственникам; - со стороны одних членов семьи по отношению к другим.


    ПРИЗНАКИ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПОМОЧЬ ВЫЯВИТЬ ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ - ребенок постоянно голодает из-за нехватки пищи; - ребенок всегда опаздывает в школу; - ребенок всегда пропускает школу; - ребенок носит грязную одежду, что имеет неприятный запах; - ребенок одет не по погоде, не по сезону; - ребенок выглядит усталым и больным; - ребенок выглядит заброшенным;


    Нехватка необходимого медицинского лечения (ребенка не водят к врачу, есть ряд запущенных хронических заболеваний); - ногти у ребенка не стриженные и грязные; - у ребенка постоянные инфекции, вызванные нехваткой гигиены; - за ребенком не следят и его часто оставляют на произвол судьбы; - информация о трудовой деятельности ребенка (особенно младшего возраста); - ребенок попрошайничает, убегает из дома


    ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ЗАЩИТУ ОТ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ КОНСТИТУЦИЯ УКРАИНЫ. Статья 52. Любое насилие над ребенком преследуется законом... Статья 56. Каждый гражданин Украины имеет право на защиту и получение правовой помощи. Статья 10 Закона Украины «Об охране детства». Статьей установлено, что каждому ребенку гарантируется право на свободу, личную неприкосновенность и защиту достоинства. Любое насилие над ребенком и его эксплуатация преследуются законом.






    Наиболее часто жертвами школьного насилия становятся дети, имеющие: физические недостатки - носящие очки, проблемы со слухом, нарушением двигательного аппарата и др.; особенности поведения - замкнутые дети или дети с импульсивным поведением; особенности внешности - рыжие волосы, большие уши, кривые ноги, особенная форма головы, вес тела (полнота, худоба); страх перед школой; отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети).




    СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ сопровождается сексуальными домогательствами и сексуальной эксплуатацией несовершеннолетних. «КИБЕРБУЛИНГ" - это насилие (в том числе сексуальное) через Интернет: технически сфабрикованные сексуальные фото с изображением выбранной жертвы, сексуально оскорбительные записки, письма, сплетни, злословие, видео и т.д.


    ФИЗИЧЕСКОЕ ИЗДЕВАТЕЛЬСТВО сопровождается нанесением физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни. Эти действия могут осуществляться в форме сотрясения, побоев, истязания, в виде ударов и пощечин.




    Проблема насилия в школьной среде является результатом действия многих факторов, среди которых можно выделить: - социальные условия; - психологические особенности школьников; - компьютерные игры - жестокие герои видеоигр выступают как модели поведения, которым следуют школьники.


    ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1. Помните, что насилие над вами, совершенное родителями, не является нормой жизни. Насилие - недопустимая вещь в отношениях людей. 2. В семье вы имеете право на то, чтобы к вам относились с уважением, не оскорбляли. 3. Вы имеете право на защиту, если даже родные люди унижают ваше достоинство. 4. Поделитесь своими проблемами с учителем, классным руководителем, психологом школы, обратитесь в милицию или в службу по делам несовершеннолетних в случае совершения в отношении вас насилия или жестокости. 5. Не верьте в угрозы со стороны обидчиков. 7.Знайте, когда вас постоянно контролируют, унижают, принуждают к чему-то, используют в общении с вами бранные слова - это насилие. 8. Не считайте, что вы заслужили такое отношение со стороны взрослых. Никто, в том числе ваши родители, родные, не имеют права унижать вас, вести себя жестоко по отношению к ребенку - это карается законом.


    ПОЛЕЗНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ: Управление по защите прав ребенка при Министерстве Украины по делам семьи и молодежи Отдел защиты прав ребенка при Министерстве Украины по делам семьи и молодежи Отдел профилактики беспризорности и безнадзорности детей при Министерстве по делам семьи и молодежи Отдел семейных форм воспитания, опеки и попечительства при Министерстве по делам семьи и молодежи Государственный центр социальных служб для молодежи Украинский молодежный центр Департамент криминальной милиции по делам несовершеннолетних, Всеукраинская бесплатная детская линия «Телефон Доверия»




    Физическое насилие - это реальное или потенциальное применение физического вреда, под которым понимается нарушение анатомо-физической целостности человека. По характеру оно может выражаться в нанесении ударов, побоев, ранений и в ином воздействии на человека посредством применения физической силы, холодного или огнестрельного оружия либо иных предметов.










    От произвола родителей ежегодно страдают около 2 млн. детей до 14 лет. Каждый десятый из них умирает, а кончают жизнь самоубийством.



    По статистике наиболее частыми проявлениями плохого обращения является лишение еды, питья (%), запирание в темноте (%), изгнание из дома (12,6%).








    Взрослые - жертвы насилия, пережитого в детстве, стремятся к одиночеству, они часто подозрительны, испытывают трудности в общении с другими. Многие из них имеют низкую самооценку, считают себя недостойными, неадекватными, нелюбимыми. Редко испытывавшие глубокие привязанности в детстве, они часто ищут любовь и понимание у тех, кто не может оправдать их ожиданий, вступая в супружеские или партнерские отношения с людьми, имеющими сходный опыт семейного насилия. Становясь родителями, они требуют от своих детей как отражение своей собственной компетентности и самоценности. Все это служит причиной для возникновения у них нереалистичных ожиданий в отношении поведения, успехов и развития своих собственных детей. 21

    Презентация посвящена острой социальной проблеме современного общества.

    Содержит:

    Факторы риска для жестокого обращения с детьми.

    Типы сексуального насилия в семье.

    Дети в роли обидчиков.

    Психологические факторы риска ребенка.

    Как защитить ребенка?

    Принципы реабилитации ребенка - жертвы насилия.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Насилие в семье

    Насилие в семье - это отдельная большая тема, которой посвящено множество исследований. Чаще всего насилию в семье подвергаются женщины и дети, мужчины - сильный пол, реже становятся жертвами насилия. Насилие обычно происходит в семьях с размытыми границами между членами семьи. Страдают от насилия физического, психологического, сексуального обычно самые слабые члены семьи, не способные защитить себя.

    Факторы риска для жестокого обращения с детьми Психологические факторы риска для родителей Родители, избивающие своих детей, характеризуются как импульсивные, незрелые, ригидные, родители - тираны или хронически - агрессивные, зависимые и нарциссические, отгороженные от семьи и друзей и испытывающие супружеские трудности. В. Стил подчеркивает важность родительской идентификации с грубой, отвергающей матерью, что является постоянным при злоупотреблении детьми. Большинство родителей жестоко обращающихся с детьми, часто переживали физическое жестокое обращение, отвержение, депривацию и пренебрежение со стороны родителей в период своего детства.

    А. Басс указывает на 4 фактора, от которых зависит сила агрессивных привычек: частота и интенсивность случаев, в которых индивид был атакован, фрустрирован, раздражен, частое достижение успеха агрессией, культурные и субкультурные нормы, темперамент, характеризующийся импульсивностью, интенсивностью реакций, высокой активностью и зависимостью. По данным многочисленных исследований, в большинстве случаев сексуальное насилие происходит с целью установления власти и контроля над жертвой, а не с целью получения сексуального удовлетворения.

    Типы сексуального насилия в семье ОТЕЦ - ДОЧЬ. Пассивно-зависимые отношения в семье: в отношениях с женой муж чувствует себя зависимым ребенком, которым пренебрегают - он обращается к дочери как к другой жене, чтобы ощутить, что он - мужчина. Агрессивно - доминантные отношения в семье: жена и дочь изолированы от социальных связей. Жена эмоционально беззащитна и беспомощна, муж полностью властвует, но не получает эмоциональной поддержки и эмоционального признания от жены. Сексуальные отношения с дочерью как осуществление права Нарцисса. Жена доминирует - муж подавляется. Отношения с дочерью как компенсация подавленной потребности к доминированию.

    ОТЕЦ - СЫН Отец в детстве (подростковом возрасте) имел проблемы в отношениях с противоположным полом. Может быть, отец не был уверен в своей сексуальной ориентации. Может быть, отец был жертвой инцеста в детстве.

    МАТЬ - СЫН Связь такого рода свидетельствует о наличии серьезных психических нарушений у матери, так как женщине, по сравнению с мужчинами, приходится преодолевать большее сопротивление для совершения сексуального насилия над собственным ребенком. Этому препятствуют: Социально-ролевой барьер - стереотипный сексуальный агрессор - это мужчина. Психологический барьер - материнский инстинкт глубже отцовского.

    Следует подчеркнуть, что очень часто сексуальный агрессор в прошлом сам был жертвой сексуального насилия. В случаях инцеста у насильников наблюдались глубокие психо -сексуальные нарушения, садизм, фетишизм, необычные формы полового акта, эпизоды гомосексуализма и трансвестизм. Отсутствие желаемого удовлетворения от этих форм сексуальной активности толкало их на совершение инцеста.

    Дети в роли обидчиков Олвеус дает характеристики семейного окружения и условий родительского воспитания обидчиков: Родители склонны проявлять негативное отношение к своей родительской роли, давая недостаточно тепла и заботы ребенку. На поведение ребенка не накладываются адекватные ограничения, не обеспечивается адекватный контроль, и проявляется терпимость к агрессивному поведению по отношению к членам семьи, сверстникам. Склонность семьи практиковать телесные наказания или яростные эмоциональные вспышки. Дети с плохим контролем внутренних импульсов и легко возбудимые скорее демонстрируют притесняющее поведение, чем дети с более устойчивым характером реагирования.

    Признаки обидчика: Дразнит, высмеивает, толкает; Физически сильнее, чем сверстники; Любит, чтобы признавалось его превосходство над другими; Импульсивный, раздражительный, нетерпимый, агрессивный, принуждающий, воинственный; Проявляет слабую эмпатию по отношению к другим; Ранняя вовлеченность в антисоциальное поведение (выпивки и т. п.); Отставание от сверстников по количеству оконченных классов. Особую опасность, как источник распространения преступности имеют так называемые "группы риска". В них отчетливо проявляются особенности подросткового и юношеского возраста; выраженный групповой характер приобретает потребление спиртных напитков и наркотиков, занятия проституцией, в действиях таких групп нарастает агрессивность. Активно идет процесс подчинения молодежных "групп риска" организованной преступности.

    Психологические факторы риска ребенка Согласно фактологическим данным, большинство случаев жестокого физического обращения с детьми случалось в первые два года жизни. Чрезмерный непрекращающийся крик и раздражительность младенца часто приводят к уменьшению привязанности матери к нему. В то же время из наблюдений исследователей, младенцы, которые пассивны и отстают в развитии, могут также фрустрировать матерей и способствовать проявлению физического жестокого обращения с их стороны. Дети с физическими и психическими отклонениями также уязвимы для злоупотребления. Дети - инвалиды с видимыми физическими дефектами, врожденными аномалиями, умственной отсталостью или хроническими психологическими заболеваниями не только обременительны для родителей, но и рассматриваются нарциссическими родителями как символ их собственного поврежденного самоотражения.

    Дети - жертвы, как правило, обладают меньшей физической силой, чем обидчики. Они тревожны и неуверенны, более чувствительны и пассивны. Эти дети часто имеют симбиотические связи с родителями, обладают слабыми социальным опытом и поддержкой. Итак, черты жертвы: Подвергается высмеиванию; Подвергается толчкам, пинкам; Попадает в драки, которых старается избежать; Его вещи отнимают или уничтожают; У него наблюдаются "необъяснимые" порезы и порванная одежда; Исключается из групп сверстников; Выбирается для игр последним; Держится вблизи от учителя.

    Женщины, подвергающиеся насилию в семье Психологи описывают классический цикл взаимодействия партнеров, когда женщина подвергается насилию, оскорблениям, состоящий из трех фаз: Напряжение - отдельные вспышки оскорблений. Женщины обычно реагируют спокойно, стараясь разрядить обстановку или пытаются защитить свое положение в семье. Оба партнера могут оправдывать поведение мужчины его реакцией на стресс из-за работы, денег и т.д. С ростом напряжения способности женщины балансировать становятся все слабее. Именно на этой стадии для женщин наиболее необходимо и эффективно найти поддержку и помощь.

    Основная профилактика насилия: В супружеских отношениях - это установление правил не допускающих агрессивных форм решения конфликтных ситуаций. Если при знакомстве вы чувствуете, что партнер может быть грубым и вспыльчивым, если в его прошлом известны случаи, что он на кого-то поднимал руку - то это сигнал опасности, говорящий о том, что и в ваших отношениях этот человек может вести себя также. Если в каком-то из аспектов своей жизни человек проявляет определенное поведение, то это же поведение будет легко переносится и в другие аспекты жизни. В таком случае, вам предстоит решить для себя, сможете ли вы связать свое будущее с таким человеком.

    Как защитить ребенка? В первую очередь, ваш ребенок должен знать о том, что не стоит вступать в разговоры и следовать за чужими людьми на улице. Нельзя также позволять чужим людям смотреть или дотрагиваться до интимных мест. Если ребенок жалуется на насмешки в саду или в школе со стороны сверстников, если его регулярно кто-то обижает, то родитель должен вмешаться в эту ситуацию и решить проблему, обсуждая ее с детьми, преподавателями и родителями обидчиков ребенка.

    Принципы реабилитации ребенка - жертвы насилия Необходим анализ проблем, связанных с плохим обращением, а также проблем, предшествовавших плохому обращению. Клиницист может быть вынужден вмешиваться в условия среды и окружения, чтобы предоставить ребенку всеобъемлющую и индивидуальную помощь. Ребенка никогда не следует рассматривать в изоляции от его семьи или лиц, обеспечивающих уход за ним, а также непосредственного окружения. Терапия должна ориентироваться на развитие ребенка. Лечение должно быть направлено на последствия, проявляющиеся в развитии. Злоупотребление или пренебрежение может нарушить способность ребенка справляться с этапными задачами развития и оказать значительное воздействие на достижение последующих задач развития. Следовательно, психолог или психотерапевт должен оценивать и при необходимости лечить последствия в развитии, связанные с плохим обращением.

    Лечение должно соответствовать этапам развития. Стратегии лечения и терапевтического вмешательства должны соотноситься с умениями и способностями, связанными с развитием ребенка. Например, терапевтический подход, основанный, в первую очередь, на словесном общении, не будет эффективен с ребенком, у которого нарушены или не развиты навыки восприятия информации и выражения своих чувств с помощью речи. Попытка последовательного применения исключительно словесного общения породила бы сильную фрустрацию и чувство непригодности в ребенке, уже и так страдающем от слабого самоуважения. Здесь игротерапия является хорошим примером лечебного подхода с учетом развития ребенка. Главная цель терапии детей - жертв насилия - помочь им распознать и адаптивно выразить все их чувства относительно переживаний, связанных со злоупотреблением и пренебрежением.

    Литература 1. Проект "Доверие" по оказанию помощи детям - жертвам насилия, интернет - ресурс: http://www.psyonline.ru/info/article/violence/84/. 2. Из брошюры "За безопасность семьи". Методические материалы из опыта работы центра социально-психологической помощи семье г. Арзамаса, Арзамас, 1999 г., интернет-ресурс: http://www.harmony.baikal.ru/center/cycle.htm. 3. А,Я. Варга "Насилия в семье. Насильники по неволе", интернет - ресурс "Психологический навигатор", http://www.psynavigator.ru/articles.php…. 4. "Насилия, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование". (ВНИИ Проблем исследования (М. 1990)) 5. "Руководство по предупреждению насилия над детьми" под редакцией Н.К. Асановой (М. 1997) 6. "Дети и психология агрессии" С.Н.Ениколопов (журнал "Школа здоровья" № 3 1995 г.) Жестокое обращение с детьми и его возможные отдаленные последствия Меньшикова Е.С. (Психологический журнал, том 14 № 6, 1993 г.)




  • Новое на сайте

    >

    Самое популярное