Домой Проекты домов Проплывая со скоростью мимо большого коралла. Олимпиадные задания по физике

Проплывая со скоростью мимо большого коралла. Олимпиадные задания по физике

Школьный этап

Вариант задания олимпиады памяти И.В.Савельева для 7 класса по физике с ответами и решениями

1. Первый час автомобиль ехал по дороге со скоростью 40 км/час, следующий час – со скоростью 60 км/час. Найти среднюю скорость автомобиля на всем пути и на второй половине пути.

2.

3. Школьный динамометр тянут в разные стороны, приложив к его корпусу (первый крючок) и к пружине (второй крючок) одинаковые по величине силы 1 Н.Движется ли динамометр? Что показывает при этом динамометр?

4. В одной комнате находится три лампы. Каждая из них включается одним из трех выключателей, расположенных в соседней комнате. Для того, чтобы определить, какая лампа включается каким выключателем, потребуется дважды сходить из одной комнаты в другую. А можно ли это сделать за один раз, используя знания физики?

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по физике.

7 класс. 2011-2012 учебный год

Задача 1.

Сосуд объемом V = 1 л заполнен на три четверти водой. Когда в него погрузили кусок меди, уровень воды поднялся и часть ее, объемом V0 = 100 мл, вылилась через край. Найдите массу куска меди. Плотность меди ρ = 8,9 г/см3.

Задача 2.

На соревнованиях по плаванию два пловца стартуют одновременно. Первый проплывает длину бассейна за 1,5 минуты, а второй - за 70 секунд. Достигнув противоположного края бассейна, каждый пловец разворачивается и плывет в другую сторону. Через какое время после старта второй пловец поравняется с первым, обойдя его на один "круг"?

Задача 3.

К трем одинаковым динамометрам, соединенным так, как показано на рисунке, подвешен груз. Показания верхнего и нижнего динамометров 90 Н и 30 Н соответственно. Определите показания среднего динамометра.


Задача 4.


Почему при резком торможении передним колесом велосипеда есть опасность перелететь через руль?

Вариант задания олимпиады памяти И.В.Савельева для 8 класса по физике с ответами и решениями

1. V V

2. Школьник находится на горизонтальной поверхности. На него действуют горизонтально направленные силы. На север (там кофе и булочки) сила 20 Н. На Запад (там спортивная площадка) сила 30 Н. На восток (в школу) сила 10 Н. И еще действует сила трения. Школьник неподвижен. Определите величину и направление силы трения.

3. Автобус проехал мимо остановки, двигаясь со скоростью 2 м/с. Пассажир в течение 4 секунд стоял и ругался, а потом побежал догонять автобус. Начальная скорость пассажира равна 1 м/с. Ускорение его постоянно и равно 0,2 м/с 2 . Через какое время после начала движения пассажир догонит автобус?

4. Буратино массой 40 кг сделан из дерева, его плотность 0,8 г/см 3 . Утонет ли Буратино в воде, если к его ногам привязать кусок стального рельса массы 20 кг? Считать, что плотность стали в 10 раз больше плотности воды.

5. Вдали от всех других тел, в глубинах космоса, движется летающая тарелка. Её скорость в некоторый момент времени равна V 0 . Пилот хочет произвести маневр, в результате которого скорость будет направлена перпендикулярно начальному направлению (под углом 90 градусов) и останется такой же по величине как до маневра. Ускорение корабля не должно превышать заданной величины а 0 . Найдите минимальное время маневра.

Ответы.

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по физике. 8 класс. 2011-2012 учебный год

Задача 1.

И уличный, и медицинский ртутные термометры имеют почти одинаковые размеры (около 10- 15 см в длину). Почему же уличным термометром можно измерять температуры от -30°C до + 50°C , а медицинским - только от 35°C до 42°C ?

Задача 2.

В результате измерения КПД двигателя получился равным 20%. Впоследствии оказалось, что во время измерения 5% топлива вытекало через трещину в топливном шланге. Какой результат измерения КПД получится после устранения неисправности?

.

Задача 3 .

Вода массой m = 3,6 кг, оставленная в пустом холодильнике, за T = 1 час охладилась от температуры t 1 = 10°C до температуры t 2 = 0°C . При этом холодильник отдавал в окружающее пространство тепло с мощностью P = 300 Вт. Какую мощность потребляет холодильник от сети? Удельная теплоемкость воды c = 4200 Дж/(кг·°C).

Задача 4 .

В сосуде находится вода при температуре t 0 = 0°C . От этого сосуда отводят тепло с помощью двух металлических стержней, торцы которых находятся в дне сосуда. Сначала тепло отводят через один стержень с мощностью P 1 = 1 кДж/с, а спустя T = 1 мин начинают одновременно отводить и через второй стержень, с такой же по величине мощностью P 2 = 1 кДж/с. Дно сосуда покрыто антиобледенительным составом, поэтому весь образовавшийся лед всплывает на поверхность. Постройте график зависимости массы образовавшегося льда от времени. Удельная теплота плавления льда l = 330 кДж/кг.


Вариант задания олимпиады памяти И.В.Савельева для 9 класса по физике с ответами и решениями

1. Первую четверть пути по прямой жук прополз со скоростью V , оставшуюся часть пути – со скоростью 2 V . Найти среднюю скорость жука на всем пути и отдельно на первой половине пути.

2. С поверхности земли бросают вверх камень, через t =2 секунды еще один камень из той же точки с той же скоростью. Найдите эту скорость, если удар произошел на высоте H =10 метров.

3. В нижней точке сферической ямы радиуса R =5 м находится маленькое тело. Ему ударом сообщают горизонтальную скорость V =5 м/с. Его полное ускорение сразу после начала движения оказалось равным а=8 м/с 2 . Определите коэффициент трения μ.

4. В легкий тонкостенный сосуд, содержащий m 1 = 500 г воды при начальной температуре t 1 =+90˚С, доливают еще m 2 = 400 г воды при температуре t 2 =+60˚С и m 3 = 300 г воды при температуре t 3 =+20˚С. Пренебрегая теплообменом с окружающей средой, определите установившуюся температуру.

5 . На гладкой горизонтальной поверхности находятся два тела с массами m и m/2 . К телам прикреплены невесомые блоки и они связаны невесомой и нерастяжимой нитью так, как показано на рисунке. К концу нити прикладывают постоянную силу F

Согласовано Утверждаю:

На методическом совете «ИМЦ» Директор МБОУ ДПО «ИМЦ» «_____» __________ 2014_____г. ______________

Протокол № ____ «______»______________2014 г.

«_____» __________ 2014_____г.

Задания

школьного этапа Всероссийской олимпиады

школьников по физике

7-11 классы

· продолжительность выполнения заданий – 120 минут.

· Участникам олимпиады запрещается приносить в аудитории свои тетради, справоч ную литературу и учебники, электронную технику (кроме калькуляторов).

· Школьный этап Олимпиады по физике проводятся в один тур индивидуальных состязаний участников. Отчёт о проделанной работе участники сдают в письменной форме. Дополни­тельный устный опрос не допускается

· Для выполнения заданий Олимпиады каждому участнику выдается тетрадь в клетку

· Участникам олимпиады запрещено использование для записи решений ручки с красными или зелеными чернилами. Во время туров участникам олимпиады запрещено пользо­в аться какими-либо средствами связи

· Через 15 минут после начала тура участники олимпиады могут задавать вопросы по у словиям задач (в письменной форме). В этой связи у дежурных по аудитории должны быть в наличии листы бумаги для вопросов. Ответы на содержательные вопросы озвучиваются членами жюри для всех участников данной параллели. На некорректные вопросы или вопросы, свидетельствующие о том, что участник невнимательно прочитал условие, следует ответ «без комментариев».


· Дежурный по аудитории напоминает участникам о времени, оставшемся до окончания тура за полчаса, за 15 минут и за 5 минут.

· Участник олимпиады обязан до истечения отведенного на тур времени сдать свою работу

· Проводить шифровку задач школьной олимпиады не целесообразно

· Участник может сдать работу досрочно, после чего должен незамедлительно покинуть место проведения тура.

· количество баллов за каждую задачу от 0 до 10 (не рекомендуется вводить дробные баллы, их округлять «в пользу ученика» до целых баллов).

· Жюри олимпиады оценивает записи, приведенные в чистовике. Черновики не проверяют ся. Правильный ответ, приведенный без обоснования или полученный из неправильных рассуждений, не учитывается. Если задача решена не полностью, то этапы ее решения оце­ ниваются в соответствии с критериями оценок по данной задаче.

· Проверка работ осуществляется Жюри олимпиады согласно стандартной методике оцени­ вания решений:

Баллы

Правильность (ошибочность) решения

Полное верное решение

Верное решение. Имеются небольшие недочеты, в целом не влияющие на решение.

Решение в целом верное, однако, содержит существенные ошибки (не физические, а математические).

Найдено решение одного из двух возможных случаев.

Есть понимание физики явления, но не найдено одно из необходимых для решения уравнений, в результате полученная система уравнений не полна и невозможно найти решение.

Есть отдельные уравнения, относящиеся к сути задачи при отсутствии решения (или при ошибочном решении).

Решение неверное, или отсутствует.

· Ведомость оценивания работ участников

п/п

Фамилия Имя Отчество

Количество баллов за задачу №

Итоговый балл

1

2

· Все пометки в работе участника члены жюри делают только красными чернилами. Баллы за промежуточные выкладки ставятся около соответствующих мест в работе (это исключает пропуск отдельных пунктов из критериев оценок). Итоговая оценка за задачу ставится в кон це решения. Кроме того, член жюри заносит ее в таблицу на первой странице работы и ста­ вит свою подпись под оценкой.

· По окончании проверки член жюри, ответственный за данную параллель, передаёт представителю оргкомитета работы.

· По каждому олимпиадному заданию члены жюри заполняют оценочные ведомости (листы). Баллы, полученные участниками олимпиады за выполненные задания, заносятся в итоговую таблицу.

· Протоколы проверки работ вывешиваются на всеобщее обозрение в заранее отведённом мес те после их подписания ответственным за класс и председателем жюри.

· Разбор решений задач проводится сразу после окончания Олимпиады.

Основная цель этой процедуры - объяснить участникам Олимпиады основные идеи решения каждого из предложенных заданий на турах, возможные способы выполнения заданий, а также продемонстрировать их применение на конкретном задании. В процессе проведения разбора заданий участники олимпиады должны получить всю необходимую информацию для самостоятельной оценки правильности сданных на проверку жюри решений, чтобы свести к минимуму вопросы к жюри по поводу объективности их оценки и, тем самым, уменьшить число необоснованных апелляций по результатам проверки решений всех участников.


· Апелляция проводится в случаях несогласия участника олимпиады с результатами оценивания его олимпиадной работы или нарушения процедуры проведения олимпиады.

· Время и место проведения апелляции устанавливается Оргкомитетом Олимпиады.

· Порядок проведения апелляции доводится до сведения участников Олимпиады до на чала тура Олимпиады.

· Для проведения апелляции Оргкомитет олимпиады создает апелляционную комиссию из членов Жюри (не менее двух человек).

· Участнику Олимпиады, подавшему апелляцию, предоставляется возможность убедить ся в том, что его работа проверена и оценена в соответствии с установленными требования ми.

· Апелляция участника олимпиады рассматривается в день показа работ.

· Для проведения апелляции участник олимпиады подает письменное заявление на имя п редседателя жюри.

· На рассмотрении апелляции имеют право присутствовать участник олимпиады, по давший заявление

· Решения апелляционной комиссии являются окончательными и пересмотру не под лежат.

· Работа апелляционной комиссии оформляется протоколами, которые подписываются председателем и всеми членами комиссии.

· Окончательные итоги Олимпиады утверждаются Оргкомитетом с учетом результатов работы апелляционной комиссии.

· Победители и призеры Олимпиады определяются по результатам решения участника­ ми задач в каждой из параллелей (отдельно по 7-м, 8-м, 9-м, 10-м и 11-м классам). Итоговый результат каждого участника подсчитывается как сумма полученных этим участником бал лов за решение каждой задачи на туре.

· Окончательные результаты проверки решений всех участников фиксируются в итоговой таблице, представляющей собой ранжированный список участников, расположенных по мере убывания набранных ими баллов. Участники с одинаковыми баллами располагаются в алфавитном порядке. На основании итоговой таблицы жюри определяет победителей и при­зеров Олимпиады.

· Председатель жюри передает протокол по определению победителей и призеров в Оргкомитет для утверждения списка победителей и призеров Олимпиады по физике.

Ответственные за составление

олимпиадных заданий: ____________________

____________________

_____________________

Задания

школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике

1. Турист пошел в поход и преодолел некоторое расстояние. При этом первую половину пути он шел со скоростью 6 км/ч, половину оставшегося времени ехал на велосипеде с скоростью 16 км/ч, а оставшийся путь поднимался в гору со скоростью 2 км/ч.

Определите среднюю скорость туриста за время его движения.

2. Сплав состоит из 100 г золота и 100 см3 меди. Определите плотность этого сплава. Плотность золота равна 19,3 г/см3 , плотность меди – 8,9 г/см3.

1. Ученик измерил плотность деревянного бруска, покрытого краской, и она оказалась равной 600 кг/м3. Но на самом деле брусок состоит из двух частей, равных по массе, плотность одной из которых в два раза больше плотности другой. Найдите плотности обеих частей бруска. Массой краски можно пренебречь.

2. изошла встреча, если либо два, либо сразу все три бегуна поравнялись друг с другом. Мо

1. По круглой гоночной трассе из точки О в разные стороны стартуют Петров и Сидоров. Скорость Vx Сидорова в два раза больше, чем скорость V 2 Петрова. Гонка закончилась, когда спортсмены одновременно вернулись в точку О. Сколько у гонщиков было мест встреч, отличных от точки 01

2. На какую высоту можно было бы поднять груз массой т = 1000 кг, если бы удалось полностью использовать энергию, освобождающуюся при остывании 1 литра воды от tx = 100°С до tx = 20 °С? Удельная теплоемкость воды с = 4200 Дж/кг*°С, плотность воды 1000 кг/м3.

3. В сосуде в тепловом равновесии находятся вода объёма V = 0,5 л и кусочек льда. В сосуд начинают вливать спирт, температура которого 0 °С, перемешивая содержимое. Сколько спирта нужно влить, чтобы лёд утонул? Плотность спирта рс = 800 кг/м3. Считайте плотно сти воды и льда равными 1000 кг/м3 и 900 кг/м3

соответственно. Теплотой, выделяющейся при смешивании воды и спирта, пренебречь. Считайте, что объём смеси воды и спирта равен сумме объёмов исходных компонентов.

1. Проплывая со скоростью V мимо большого коралла, маленькая рыбка почувствовала опасность и начала движение с постоянным (по модулю и направлению) ускорением а = 2 м/с2. Через время t = 5 с после начала ускоренного движения её скорость оказалась на­правленной под углом 90° к начальному направлению движения и была в два раза больше начальной. Определите модуль начальной скорости V , с которой рыбка плыла мимо коралла.

2. В перерыве между лабораторными работами расшалившиеся дети собрали цепочку из нескольких одинаковых амперметров и вольтметра. Из объяснений учителя дети твердо помнили, что амперметры надо включать последовательно, а вольтметры - параллельно. Поэтому собранная схема выглядела так:

После включения источника тока, на удивление, амперметры не сгорели и даже стали что-то показывать. Некоторые показывали силу тока 2 А, а некоторые 2,2 А. Вольтметр показывал напряжение 10 В. Определите по этим данным напряжение на источнике тока, сопротивление амперметра и сопротивление вольтметра.

3. Поплавок для рыболовной удочки имеет объем V = 5 см3и массу т = 2 г . К поплав ку на леске прикреплено свинцовое грузило, и при этом поплавок плавает, погрузившись на половину своего объема. Найдите массу грузила М. Плотность воды р1= 1000 кг/м3, плотность свинца р2 = 11300 кг/м.

1. Мастер спорта, второразрядник и новичок бегают на лыжах по кольцевому маршруту с длиной кольца 1 км. Соревнование заключается в том, кто пробежит большее расстояние за 2 часа. Стартовали они одновременно в одном месте кольца. Каждый спортсмен бежит со своей постоянной по модулю скоростью. Новичок, бегущий не очень быстро со скоростью 4 км/час, заметил, что каждый раз, когда он проходит место старта, его обязательно обгоняют оба других спортсмена (они могут обгонять его и в других местах маршрута). Другое его на­ блюдение состоит в том, что когда мастер обгоняет только второразрядника, то они оба на­ходятся от новичка на максимальном расстоянии. Сколько километров пробежал каждый из спортсменов за 2 часа? Для справки: наибольшая средняя скорость, достигнутая спортсме­ ном на чемпионате мира по лыжным гонкам , составляет примерно 26 км/час.

2. При переводе идеального газа из состояния А в состояние В его давление уменьшалось прямо пропорционально объёму, а температура понизилась от 127 °С до 51 °С. На сколько процентов V уменьшился объём газа?

3. Электрическая цепь состоит из батареи, конденсатора, двух одинаковых резисторов, ключа К и амперметра А. Вначале ключ разомкнут, конденсатор не заряжен (рис. 17). Ключ замыкают, и начинается зарядка конденсатора. Определите скорость зарядки конденсатора Aq / At в тот момент, когда сила тока протекающего через амперметр, равна 1,6 мА. Известно, что максимальная сила тока, прошедшего через батарею, равна 3 мА.

Варианты решения задач:

7 класс

1. Турист пошел в поход и преодолел некоторое расстояние. При этом первую половину пути он шел со скоростью 6 км/ч, половину оставшегося времени ехал на велосипеде со скоростью 16 км/ч, а оставшийся путь поднимался в гору со скоростью 2 км/ч. Определите среднюю скорость туриста за время его движения.

Тогда первую половину пути турист преодолел за время

T1=L/2*6=L/12 часов

t2=T-t1/2=1/2(T-L/12).

Оставшийся путь t3=(L-L/2-16t2)/2= L/4- 4*(T- L /12)/

T = t 1+ t 2+ t 3= L /12+ T /2- L /24+ L /4-4* T + L /3=15 L /24- T /2 3 T =5 L /12 тогда V = L / T =36/5=7,2 км/ч

2. Сплав состоит из 100 г золота и 100 см3 меди. Определите плотность этого сплава. Плотность золота равна 19,3 г/см3 , плотность меди – 8,9 г/см3.

Масса сплава равна m = 100+100-8,9 = 990 г. Объем сплава равен

V = 100/19,3+100 ~ 105,2 см

Поэтому плотность сплава получается равной р =990/105,2=9,4

Ответ: плотность сплава примерно равна 9,4 г/см3.

3. Сколько километров содержится в одной морской миле?

1. Морская миля определяется как длина части экватора на поверхности земного шара при смещении на одну угловую минуту. Таким образом, перемещение на одну морскую ми лю вдоль экватора соответствует изменению географических координат на одну минуту дол­готы.

2. Экватор - воображаемая линия пересечения с поверхностью Земли плоскости, перпен­дикулярной оси вращения планеты и проходящей через её центр. Длина экватора приблизи тельно равна 40000 км .

Варианты решения задач:

8 класс

1. Ученик измерил плотность деревянного бруска, покрытого краской, и она оказалась равной 600 кг/м3. Но на самом деле брусок состоит из двух частей, равных по массе, плотность одной из которых в два раза больше плотности другой. Найдите плотности обеих частей бруска. Массой краски можно пренебречь.

Пусть т - масса каждой из частей бруска, рх и р2 = рх 1 2 - их плотности. Тогда части бруска имеют объемы т I рх и т / 2рх, а весь брусок массу и объем т *рх.

Отсюда находим плотности частей бруска: рх = 900 кг/м3, р2 = 450 кг/м3.

2. Три спортсмена-супермарафонца одновременно стартуют с одного и того же места кольцевой беговой дорожки и 10 часов бегут в одну сторону с постоянной скоростью: пер­ вый 9 км/ч, второй 10 км/ч, третий 12 км/ч. Длина дорожки 400 м. Мы говорим, что про­ изошла встреча, если либо два, либо сразу все три бегуна поравнялись друг с другом. Мо­ мент старта встречей не считается. Сколько всего «двойных» и «тройных» встреч произошло во время забега? Кто из спортсменов чаще всех участвовал во встречах и сколько раз?

Второй спортсмен бежит быстрее первого на 1 км/ч. Значит, за 10 часов первый бегун обгонит второго на 10 км, то есть произойдет N \2 = (10 км)/(400 м) = 25 встреч. Аналогично, число встреч первого спортсмена с третьим N 13 (30 км)/(400 м) = 75 встреч, второго спорт­смена с третьим N 23 = (20 км)/(400 м) = 50 встреч.

Каждый раз, когда встречаются первый и второй бегун, третий оказывается там же, значит, число «тройных» встреч N 3= 25. Суммарное число «двойных» встреч N 2 = Nn + Nn + N23 2 N 3 = 100.

Ответ: всего произошло 100 «двойных встречи» и 25 тройных встреч; чаще всего встречались первый и третий спортсмены, это случилось 75 раз.

3. Турист пошел в поход и преодолел некоторое расстояние. При этом первую половину пути он шел со скоростью 6 км/ч, половину оставшегося времени ехал на велосипеде с скоростью 16 км/ч, а оставшийся путь поднимался в гору со скоростью 2 км/ч. Определите среднюю скорость туриста за время его движения.

Пусть общая длина пути туриста равна L км, а общее время его движения - Т часов.

Тогда первую половину пути турист преодолел за время t1=L/ 2*6=L/12 часов Половина

t 2= T - t 1/2=1/2(T - L /12).

Оставшийся путь t 3=(L - L /2-16 t 2)/2= L /4- 4*(T - L /12)/

T = t 1+ t 2+ t 3= L /12+ T /2- L /24+ L /4-4* T + L /3=15 L /24-7 T /2 3 T =5 L /12 тогда V = L / T =36/5=7,2 км/ч

1.Рыбка в опасности . Проплывая со скоростью V мимо большого коралла, маленькая рыбка почувствовала опасность и начала движение с постоянным (по модулю и направлению) ускорением a = 2 м/с 2 . Через время t = 5 с после начала ускоренного движения её скорость оказалась направленной под углом 90 к начальному направлению движения и была в два раза больше начальной. Определите модуль начальной скорости V, с которой рыбка плыла мимо коралла.

Решение 1: Воспользуемся векторным уравнением

V кон = V + a*t . Учитывая, что Vкон = 2V и что

V кон V, его можно изобразить в виде векторного треугольника скоростей. Используя теорему Пифагора, находим ответ: V = at = 4,5 м/с.

Полное верное решение

Построен треугольник скоростей

При помощи теоремы Пифагора найден ответ

Если задача решалась аналитически, первые 5 баллов даются за записанную систему уравнений (зависимости проекций скорости от времени)

Получен верный ответ


2. Два одинаковых шарика, массой
каждый, заряжены одинаковыми знаками, соединены нитью и подвешены к потолку (рис.). Какой заряд должен иметь каждый шарик, чтобы натяжение нитей было одинаковым? Расстояние между центрами шариков
. Чему равно натяжение каждой нити?

Коэффициент пропорциональности в законе Кулона k = 9·10 9 Нм 2 /Кл 2 .

Решение 2:

На рисунке представлены силы действующие на оба тела. Из него видно, что

Учитывая, что
находим

Кл.

Правильность (ошибочность) решения

Полное верное решение

Верное решение. Имеются небольшие недочеты, в целом не влияющие на решение.

Сделан рисунок с действующими силами, записан 2 закон Ньютона для 1 и 2 тела.

Получен верный ответ

Есть отдельные уравнения, относящиеся к сути задачи при отсутствии решения (или при ошибочном решении).

Решение неверное, или отсутствует.

Задача 3.

В калориметре находится вода массой m в = 0,16 кг и температурой tв = 30 о C. Для того,

чтобы охладить воду, из холодильника в стакан переложили лед массой m л = 80 г. В

холодильнике поддерживается температура t л = –12 о C. Определите конечную температуру в

калориметре. Удельная теплоёмкость воды C в = 4200 Дж/(кг* о C), удельная теплоёмкость льда

Cл = 2100 Дж/(кг* о C), удельная теплота плавления льда λ = 334 кДж/кг.

Решение 3:

Так как неясно, каким будет конечное содержимое калориметра (растает ли весь лёд?)

будем решать задачу «в числах».

Количество теплоты, выделяемое при охлаждении воды: Q 1 = 4200*0,16*30 Дж = 20160

Количество теплоты, поглощаемое при нагревании льда: Q 2 = 2100*0,08*12 Дж = 2016

Количество теплоты, поглощаемое при таянии льда: Q 3 = 334000*0,08 Дж = 26720 Дж.

Видно, что количества теплоты Q 1 недостаточно для того, чтобы расплавить весь лёд

(Q 1 < Q 2 + Q 3). Это означает, что в конце процесса в сосуде будут находится и лёд, и вода, а

температура смеси будет равна t = 0 о C.

Правильность (ошибочность) решения

Полное верное решение

Верное решение. Имеются небольшие недочеты, в целом не влияющие на решение.

Решение в целом верное, однако, содержит существенные ошибки (не физические, а математические).

Записана формула для расчета количества теплоты для 1, 2 и 3 процесса(по 2 балла за каждую формулу)

Получен верный ответ

Есть понимание физики явления, но не найдено одно из необходимых для решения уравнений, в результате полученная система уравнений не полна и невозможно найти решение.

Есть отдельные уравнения, относящиеся к сути задачи при отсутствии решения (или при ошибочном решении).

Решение неверное, или отсутствует.

Задача 4

Экспериментатор собрал электрическую цепь, состоящую из разных батареек с

пренебрежимо малыми внутренними сопротивлениями и одинаковых плавких

предохранителей, и нарисовал ее схему (предохранители на схеме обозначены черными

прямоугольниками). При этом он забыл указать на рисунке часть ЭДС батареек. Однако

э
кспериментатор помнит, что в тот день при проведении опыта все предохранители остались

целыми. Восстановите неизвестные значения ЭДС.

Решение 4:

Если бы при обходе какого-либо замкнутого контура алгебраическая сумма ЭДС была

бы не равной нулю, то в этом контуре возник бы очень большой ток (из-за малости

внутренних сопротивлений батареек), и предохранители перегорели бы. Поскольку такого не

произошло, можно записать следующие равенства:

E1− E2 − E4 = 0, откуда E4 = 4 В,

E3 +E5 − E4 = 0, откуда E5 = 1 В,

E5 +E2 − E6 = 0, откуда E6 = 6 В.

Правильность (ошибочность) решения

Полное верное решение

Верное решение. Имеются небольшие недочеты, в целом не влияющие на решение.

Сформулирована идея о равенстве нулю суммы ЭДС при обходе любого контура

Правильно найденные значения трех неизвестных ЭДС – по 2 балла за каждую

Есть понимание физики явления, но не найдено одно из необходимых для решения уравнений, в результате полученная система уравнений не полна и невозможно найти решение.

Есть отдельные уравнения, относящиеся к сути задачи при отсутствии решения (или при ошибочном решении).

Решение неверное, или отсутствует.

Решения к задачам олимпиады по физике.

5 класс

Задача 1. Весёлые ребусы. А) Б)

Ответ : А) Вакуум, Б) Масса

Критерии оценивания.

Задача 2. Трюк теннисиста.

Один известный теннисист ударил ракеткой теннисный мяч так, что он, пролетев несколько десятков метров, остановился без чьей либо помощи или столкновения с посторонними предметами и по той же траектории осуществил своё движение в обратном направлении прямо в руки подавшего теннисиста. Как он это сделал?

Ответ : Теннисист направил мяч вертикально вверх.

Критерии оценивания.

Задача 3. Полёт банки.

На край стола поставили жестяную банку, плотно закрытую крышкой, так, что 2/3 банки свисало со стола, через некоторое время банка упала. Что было в банке?

Ответ : Кусок льда, который растаял

Критерии оценивания.

Задача 4. 33 коровы

Полный бидон с молоком весит 33 кг. Бидон, заполненный наполовину, весит 17 кг. Какова масса пустого бидона?

Возможное решение.

1) 33 - 17 = 16 кг (масса половины молока)

2) 16 · 2 = 32 кг (масса всего молока)

3) 33 - 32 = 1 кг (масса пустого бидона)

Ответ: 1 кг

Критерии оценивания.

6 класс

Задача 1. Весёлые ребусы. А) Б)

Ответ : А) Опыт, Б) Сила

Критерии оценивания.

Задача 2. Таинственный учёный.

Прочитайте слова знаменитого физика, сказанные им,

когда он проанализировал результаты своего опыта по

бомбардировке золотой фольги α(альфа)-частицами.
Назовите фамилию ученого, когда он сделал

свой вывод из этого опыта.

Ответ : «Теперь я знаю, как выглядит атом» Эрнест Резерфорд

Критерии оценивания.

Задача 3. Кто быстрее?

Улитка Даша, длиной 10 мм, и удав Саша, длиной 2,5 м,

устроили соревнование по скоростному ползанию. Кто из участников финиширует раньше, если финиш регистрируется по кончику хвоста? Скорость Даши 1 см/c, скорость Саши 0,4 м/c. Расстояние от старта до финиша 1 м.

Возможное решение.

10 мм = 0,01 м

1 см/с = 0,01 м/с

Улитка Даша

Удав Саша

Голова Даши должна проделать путь до окончания дистанции (1 + 0,01) м = 1,01 м

Голова Саши должна проделать путь до окончания дистанции (1 + 2,5) м = 3,25 м

Голова Даши затратит время с

Голова Саши затратит время с

Удав Саша победит за явным преимуществом

Ответ: Удав Саша

Критерии оценивания.

Задача 4. Полезный алмаз.

Алмазные плёнки являются перспективным материалом для микроэлектроники. Толщина плёнки, формируемой на поверхности кремниевой пластины методом газофазного осаждения, увеличивается со скоростью 0,25 нм/с. За 1 час на пластине вырастает алмазная плёнка толщиной…

А) 70 нм Б) 90 нм В) 0,9 мкм Г) 7 мкм Д) 9 мкм

Выбор ответа обосновать.

Возможное решение.

0, 25 нм/с = 0,25 · 10 -9 м/с

1 час = 3600 с

Толщина плёнки 0,25 · 10 -9 м/с · 3600 с = 900 · 10 -9 м =0,9 · 10 -6 м = 0,9 мкм.

Ответ: В

Критерии оценивания.

7 класс

Задача 1. Полезные загадки.

1) Какой бы массы не было бы тело,
Что падает на землю с высоты,
Всегда, величину измерив эту,
Значение одно получишь ты.

(Ускорение свободного падения)

2) Об этой линии воображаемой
Послужит вам напоминанием:
След самолёта в небе,
Узор коньков на льду,
Всё, что напишешь ручкой (также мелом) ,
И санок след на выпавшем снегу.

(Траектория)

3) Если вес уменьшить свой
Хочешь быстро без диет,
В ванну сядь и кран открой -
Так придумал…

(Архимед)

4) С Пизанской башни он бросал свинцовые шары
Всем местным жителям на удивленье
И обнаружил, что от массы не зависит
Приобретаемое телом ускоренье.

(Галилео Галилей)

5) Так мала, что нет длины.
Нету даже ширины.
Ну а масса – хоть сто тонн!
Так сказал Исаак Ньютон.

(Материальная точка)

Критерии оценивания.

Каждое задание оценивается в 2 балла

Задача 2. Древние измерения.

У древних шумеров (народ, заселявший более четырёх тысяч лет тому назад междуречье Тигра и Евфрата) максимальной единицей массы был «талант». В одном таланте содержится 60 мин. Масса одной мины равна 60 сиклям. Масса одного сикля равна г. Сколько килограмм содержит один талант? Ответ обоснуйте.

Возможное решение.

Масса одной мины = 60 сиклей · г/сикль = 500 г

Масса одного таланта = 60 мин · 500 г/мин = 30000 г = 30 кг

Ответ: В одном таланте 30 кг.

Критерии оценивания.

Задача 3. Гепард против антилопы.

Антилопа проскакала половину дистанции со скоростью v 1 = 10 м/c, другую половину – со скоростью v 2 = 15 м/c. Гепард половину времени, затраченного на преодоление той же дистанции, бежал со скоростью v 3 = 15 м/c, а вторую половину времени – со скоростью v 4 = 10 м/c. Кто финишировал раньше?

Возможное решение.

Для определения победителя сравним средние скорости на дистанции S:

Антилопа

Гепард

v ср = 12 м/с

v ср = 12,5 м/с

Гепард прибежит быстрее

Ответ: Гепард

Критерии оценивания.

Верно составлены записи времени, затраченные антилопой на преодоление всей дистанции

Верно составлены записи расстояний, пройденные гепардом за весь промежуток времени

Верно сделаны математические преобразования при подстановке в формулу средней скорости суммы времени для антилопы

Верно сделаны математические преобразования при подстановке в формулу средней скорости суммы расстояний для гепарда.

Верно получен числовой ответ для антилопы

Верно получен числовой ответ для гепарда

Верно записан ответ

2 балла

2 балла

2 балла

2 балла

0,5 балла

0,5 балла

1 балл

Задача 4. «Хитрый» сплав.

Сплав состоит из 100 г золота и 100 см 3 меди. Определите плотность этого сплава. Плотность золота равна 19,3 г/см 3 , плотность меди – 8,9 г/см 3

Возможное решение.

Золото

Медь

Найдём объём золота

Найдём массу меди

Найдём массу сплава

Найдём объём сплава

Найдём плотность сплава

Ответ: 9,41 кг/м 3

Критерии оценивания.

8 класс

Задача 1. Дедушкина находка.

Мимо бревно суковатое плыло,
Зайцев с десяток спасалось на нем.
"Взял бы я вас - да потопите лодку!"
Жаль их, однако, да жаль и находку -
Я зацепился багром за сучок
И за собою бревно поволок...

Н. А. Некрасов

При каком минимальном объёме бревна зайцы смогли бы на нём плыть? Считайте, что бревно погружено в воду наполовину.

Масса одного зайца 3 кг, плотность древесины 0,4 г/см 3 , плотность воды 1,0 г/см 3 .

Возможное решение.

Пусть М – общая масса всех зайцев, тогда М = 30 кг, V – объём бревна, m – масса бревна, ρ – плотность дерева, ρ в –плотность воды.

Ответ: V = 0,3 м 3

Критерии оценивания.

Задача 2. «Сухая» вода

Сухое горючее (гексаметилентетрамин) обладает теплотой сгорания 30 кДж/кг. Сколько граммов сухого горючего потребуется для того, чтобы вскипятить 200 г воды? Эффективность подогревателя 40%, удельная теплоёмкость воды 4,2 Дж/г, температура в комнате 20°С

Возможное решение.

Запишем формулу КПД и выразим массу горючего

m = 5,6 кг = 5600 г

Ответ: m = 5600 г

Критерии оценивания.

Задача 3. Рассеянная шляпа.

Человек рассеянный с улицы Бассейной плывёт на моторной лодке вверх по течению реки и роняет под мостом в воду свою шляпу. Пропажу он обнаруживает через час и, повернув лодку назад, догоняет шляпу на расстоянии 6 км от моста. Какова скорость течения реки, если скорость лодки относительно воды была постоянной?

Возможное решение.

Пусть v – скорость лодки, u – скорость течения реки. Расстояние S км лодка проплыла против течения реки за время t 1 : S = (v - u)·t 1

За это время шляпа проплыла u·t 1

Повернув назад лодка проплыла по течению реки расстояние (S + 6) км за время t 2 :

S + 6 = (v + u)·t 2

За это время шляпа проплыла расстояние u·t 2

Получаем: u·t 1 + u·t 2 + (v - u)·t 1 = (v + u)·t 2

Отсюда: v·t 1 = v·t 2 , t 1 = t 2

Значит, шляпа проплыла расстояние 6 км за 2 часа.

Скорость течения реки 3 км/ч

Ответ: u = 3 км/ч

Критерии оценивания.

Задача 4. «Волга» против «Жигулей»

Из пункта А в пункт В выехал автомобиль «Волга» со скоростью 90 км/ч. В то же время навстречу ему из пункта В выехал автомобиль «Жигули». В 12 часов дня машины проехали мимо друг друга. В 12:49 «Волга» прибыла в пункт В, а ещё через 51 минуту «Жигули прибыли в А. Вычислите скорость «Жигулей».

Возможное решение.

«Волга» проехала путь от пункта А до места встречи с «Жигулями» за время t, а «Жигули» этот же участок проехали за 100 минут (49+51=100мин).

«Жигули» проехали путь от пункта В до места встречи с «Волгой» за то же время t, а «Волга» этот же участок проехала за 49 минут.

Запишем эти факты в виде уравнений: v в · t = v ж · 100

v ж · t = v в · 49

Поделив почленно одно уравнение на другое, получим: =0,7

Отсюда v ж = 0,7 · v в = 63 км/ч

Ответ: v ж = 63 км/ч

Критерии оценивания.

9 класс

Задача 1. Вокзальные приключения.

Крокодил Гена и Чебурашка подошли к последнему вагону, когда поезд тронулся и начал двигаться с постоянным ускорением. Гена схватил в охапку Чебурашку и побежал к своему вагону, расположенному в середине состава, с постоянной скоростью. В это время Чебурашка принялся вычислять с какой скоростью должен бежать Гена, чтобы догнать свой вагон. К какому выводу он пришёл, если длина поезда и платформы одинаковы?

Возможное решение.

L – длина платформы

Положение середины поезда относительно начального положения последнего вагона и расстояние, которое должен пробежать Гена, равны длине платформы:

Следовательно, скорость Гены должна быть не меньше величины:

Ответ:

Критерии оценивания.

Задача 2. Приключения кота Леопольда.

Кот Леопольд, мышонок и крысёнок отправились на пикник на необитаемый остров на озере Лебединое. Надувную лодку крысёнок, конечно, забыл дома. Однако, на берегу озера нашлись бруски дерева диаметром 5 см и длиной 50 см. Сколько брусков необходимо приготовить, чтобы смастерить плот для продолжения пикника? Масса кота Леопольда 6 кг, масса крысёнка 0,5 кг, масса мышонка 0,2 кг. Плотность материала бруска 600 кг/м 3 .

Возможное решение.

D = 5 см = 0,05 м

L = 50 см = 0,5 м

Пусть М – общая масса всех животных, тогда М = 6,7 кг, V – объём дерева, m – масса дерева, ρ – плотность дерева, π=3,14, R = D/2, N – количество брусков.

Ответ: 18 брусков

Критерии оценивания.

Задача 3. Мухобойка.

Круглое ядро радиуса R , движущееся со скоростью v , пролетает через рой мух, движущихся со скоростью u перпендикулярно направлению движения ядра. Толщина слоя мух d , в единице объёма в среднем находится n мух. Сколько мух убьёт ядро. Считайте, что коснувшаяся ядра муха погибает.

Возможное решение.

N – количество убитых мух

В системе отсчёта, связанной с мухами ядро подлетает к рою под углом α, причём , поэтому ядро будет проходить путь .

Ядро убьёт мух в объёме цилиндра с площадью основания, равной площади сечения ядра, и высотой, равной пройденному пути =

Ответ: N =

Критерии оценивания.

Задача 4. Разумная экономия.

Междугородный автобус прошёл 80 км за 1 час. Двигатель развивал мощность 70 кВт при КПД 25%. Сколько дизельного топлива (плотность 800 кг/м 3 , удельная теплота сгорания 42 МДж/кг) сэкономил водитель, если норма расхода горючего 40 л на 100 км пути?

Возможное решение.

Запишем формулу КПД и выразим объём: , V = 30 л

Составим пропорцию:

40 л 100 км

Х л 80 км

Х = 32 л (расход горючего на 80 км)

ΔV = 2 л (экономия)

Ответ: ΔV = 2 л

Критерии оценивания.

Задача 5. Правильный резистор.

В цепи Определите

сопротивление резистора , если показания

вольтметра U = 0 В

Возможное решение.

Так как U = 0 В , то ток по этой ветке не течёт, следовательно, ток в и R 2 одинаков (I 1 ) и в резисторах R 3 и R 4 так же (I 2 ). Сумма напряжений в замкнутом контуре равна 0, поэтому

U 1 = U 3 , I 1 R 1 = I 2 R 3

U 4 = U 2 , I 2 R 4 = I 1 R 2

Следовательно,

Ответ: R 4 = 60 Ом

Критерии оценивания.

И R 2

Верно определена величина силы тока в и R 4

Верно записано равенство напряжений в и R 3

Верно записано равенство напряжений R 2 и R 4

Верно получено числовое значение R 4

2 балла

2 балла

2 балла

2 балла

2 балла

10 класс

Задача 1. Незнайкин труд.

Незнайка поливает газон из шланга, наклонённого под углом α к горизонту. Вода бьёт со скоростью v . Мастер Самоделкин вместе со Знайкой считают, сколько воды находится в воздухе. Площадь сечения шланга S , шланг находится на высоте h , плотность воды ρ .

Возможное решение.

Масса воды, находящейся в воздухе , где t – время движения воды до падения на землю.

Окончательно имеем:

Ответ:

Критерии оценивания

Задача 2. Бегущий человек.

Пассажир метро, спускающийся по эскалатору со скоростью v относительно движущейся дорожки, насчитал 50 ступенек. Во второй раз он спускался со скоростью в три раза большей и насчитал 75 ступенек. Чему равна скорость эскалатора?

Возможное решение.

Пусть l – длина ступеньки, L – длина эскалатора относительно земли, N 1 – количество ступенек в первый раз, N 2 – количество ступенек во второй раз, u – скорость эскалатора.

Время, которое затратил пассажир в первый раз: и во второй раз: .

Расстояние, которое прошёл пассажир в первый и второй раз соответственно:

решим систему относительно u и получим u = v

Ответ: u = v

Критерии оценивания

Задача 3. Хоккейная субмарина.

Плоская шайба высотой H из материала плотностью ρ плавает на границе раздела двух жидкостей. Плотность верхней жидкости ρ 1 , нижней ρ 2 (ρ 2 > ρ > ρ 1 ). Верхняя жидкость полностью покрывает шайбу. На какую глубину погружена шайба в нижнюю жидкость?

Возможное решение.

Пусть S – площадь шайбы, h 1 – глубина погружения шайбы в верхнюю жидкость, h 2 – глубина погружения шайбы в нижнюю жидкость.

По условию плавания тел: вес тела равен весу вытесненной этим телом жидкости и

Где

Получаем:

Ответ:

Критерии оценивания

Задача 4. Плюк против Глюка.

Радиус планеты Плюк в 2 раза больше радиуса планеты Глюк, а средние плотности Плюка и Глюка равны. Чему равно отношение периода обращения спутника, движущегося вокруг Плюка по низкой круговой орбите, к периоду обращения аналогичного спутника Глюка? Объём шара пропорционален кубу радиуса.

Возможное решение.

Используем равенство закона Всемирного тяготения и силы тяжести для спутника: , где М – масса планеты, m – масса спутника, R – радиус планеты, G – гравитационная постоянная, v – скорость обращения спутника вокруг планеты.

Формула периода обращения спутника:

Формула массы планеты:

Получаем:

Ответ:

Критерии оценивания

Задача 5. Побег электронов.

В вакуумном диоде, анод и катод которого параллельные пластины, ток от напряжения зависит по закону , где С – некоторая константа. Во сколько раз изменится сила давления на анод, возникающая за счёт ударов электронов о его поверхность, если напряжение на электродах увеличить в 2 раза?

Возможное решение.

За интервал времени к аноду подлетают электронов, где e – заряд электрона, и сообщают аноду импульс равный .

Скорость электрона у анода определяется соотношением:

Тогда , учтём, что , получаем:

Таким образом,

Ответ:

Критерии оценивания

11 класс

Задача 1. Берегись автомобиля!

Автомобиль трогается с места и с постоянным тангенциальным ускорением разгоняется по горизонтальному участку дороги. Этот участок представляет собой дугу окружности радиуса R = 100 м и угловой мерой . С какой максимальной скоростью автомобиль может выехать на прямолинейный участок дороги?. Все колёса автомобиля ведущие. Между шинами и дорогой существует трение (коэффициент трения 0,2)

Возможное решение.

Максимальное нормальное ускорение автомобиля .

Время разгона автомобиля .

Тангенциальное ускорение .

Полное ускорение

Находим максимальную скорость

Ответ: v max =10 м/с

Критерии оценивания

Задача 2. Солнечный свет.

Свет от Солнца до Земли доходит за время t = 500 с. Найдите массу Солнца. Гравитационная постоянная 6,67·10 -11 (Н·м 2 )/кг 2 , скорость света в вакууме 3·10 8 м/с.

Возможное решение.

Земля движется по окружности радиуса R со скоростью u под действием силы гравитации , где М – масса Солнца, а m – масса Земли.

Центростремительное ускорение Земли

Получаем массу Солнца

Подставим

Получаем

Ответ: М = 2·10 30 кг

Критерии оценивания

Задача 3. Бенгальские огни.

Палочка «Бенгальского огня» представляет собой тонкий плохо проводящий тепло стержень радиуса r = 1 мм, покрытый слоем горючего вещества толщиной h = 1 мм. При его горении стержень разогревается до температуры t 1 = 900°C. Какой может быть максимальная толщина слоя горючего вещества, чтобы стрежень не начал плавиться, если температура плавления материала стержня t 2 =1580°C? Считайте, что доля потерь теплоты в обоих случаях одинаковая.

Возможное решение.

При тонком слое горючего вещества уравнение теплового баланса запишется в виде , где m 1 – масса горючего вещества, q – его удельная теплота сгорания, с – удельная теплоёмкость материала стержня, m 2 – масса той части стержня, которая соприкасается с горючим веществом и нагревается при его горении, η – доля выделившейся теплоты, пошедшей на нагревание стержня, t 0 – его начальная (комнатная) температура.

Уравнение теплового баланса при толстом слое горючего вещества будет иметь вид , где m х – масса горючего вещества во втором случае.

Разделим почленно второе уравнение на первое и учтём, что t 1 >>t 0 , t 2 >>t 0 .

Получим , , где ρ – плотность горючего вещества, l – длина его слоя, h х – искомая величина, а масса

Получаем h х =1,5 мм.

Ответ: h х =1,5 мм.

Критерии оценивания

Верно записано уравнение теплового баланса для тонкого слоя

Верно записано уравнение теплового баланса для толстого слоя

Верно учтено, что t 1 >>t 0 , t 2 >>t 0

Верно записано выражение для массы вещества во втором случае

Верно записано выражение для массы вещества в первом случае

Верно получен числовой ответ для искомой величины

2 балла

2 балла

1 балл

2 балла

2 балла

1 балл

Задача 4. Чёрный ящик.

К источнику постоянного электрического напряжения U 0 = 15 В, подключены последовательно соединённые резистор сопротивлением R 1 = 0,44 кОм и чёрный ящик. Определите напряжения на этих элементах цепи, если зависимость силы тока в чёрном ящике от напряжения на нём известна – она представлена в таблице.

1

2

3

4

5

6

7

8

U 2 , В

0,0

2,0

4,0

6,0

8,0

10,0

12,0

14,0

I 2, мА

0,0

0,6

2,4

5,4

9,6

15,0

21,6

U 1 , В

15

13

11

9

7

5

3

1

I 1 , мА

34,1

29,6

25

20,5

15,9

11,4

6,8

2,27

Верно получены числовые значения для напряжения на резисторе

Верно получены числовые значения для силы тока на резисторе

Верно учтено, что резистор и чёрный ящик соединены последовательно

Верно получены числовые значения напряжения и силы тока для чёрного ящика

1 балл

3 балла

3 балла

1 балл

2 балла

Задача 5. Не стой под стрелой!

От груза, висящего на пружине жёсткостью k, отрывается часть массой m. На какую максимальную высоту сместится оставшийся груз?

Возможное решение.

После отрыва части груза новое положение равновесия окажется выше на . Это смещение равно амплитуде колебаний оставшейся части груза.

Тогда максимальная высота смещения

Ответ:

Критерии оценивания

Верно получено выражение для смещения груза в новое положения равновесия

Верно указано, что происходят колебания с амплитудой

Верно записано буквенное выражение для максимального смещения

5 баллов

3 балла

2 балла


Методическая разработка

олимпиады по физике

в 7 – 11 классах

Составитель:

Еремина М.А.

Санкт- Петербург

2013-2014 гг

Цели и задачи проведения школьной олимпиады .

Настоящий регламент школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников (далее – Олимпиада) по физике составлен на основе Положения о Всероссийской олимпиаде школьников, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 02.12.2009 №695 и приказа Минобрнауки РФ от 07.02.2011 N 168 «О внесении изменений в Положение о всероссийской олимпиаде школьников».

О сновными целями и задачами Олимпиады являются:

  1. Выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности;
  2. Создание необходимых условий для поддержки одаренных детей;
  3. Пропаганда научных знаний;
  4. Отбор детей – потенциальных участников районного тура олимпиады по физике.
  1. Цели и задачи проведения олимпиады……………………………………
  2. Ход работы………………………………………………………………….
  3. Условия задач……………………………………………………………….
  4. Ответы к задачам с решениями……………………………………………
  5. Критерии оценивания………………………………………………………

Школьный этап

8 класс

  1. Почему в горячем чае сахар растворяется быстрее, чем в холодном?
  2. Скорость гусеницы 5 миллиметров в секунду, а скорость червяка 25 сантиметров в минуту. Кто из них перемещается быстрее?
  3. Сплошные шары - алюминиевый и железный - уравновешены на рычаге. Нарушится ли равновесие, если оба шара погрузить в воду? Рассмотрите случаи, когда шары имеют: а) одинаковую массу; б) одинаковый объём. Плотность алюминия 2700 кг/м 3 , плотность железа 7800 кг/м 3
  4. Определите толщину свинцовой пластинки, её длина равна 40 см, ширина 2,5 см. Если пластинку опустить в стакан, до краёв наполненный водой, выльется 80 г воды. Плотность воды 1 г/см 3
  5. Легковой автомобиль массой 1 т расходует 7 л бензина на 100 км пути. На какую высоту можно было бы поднять этот автомобиль, используя всю энергию, выделившуюся при сгорании бензина? Удельная теплота бензина 46 МДж/кг, плотность бензина710 кг/м 3 , g = 10 Н/кг

Всероссийская олимпиада школьников по физике

Школьный этап

9 класс

Всероссийская олимпиада школьников по физике

Школьный этап

10 класс

  1. Длина столбика ртути в трубке медицинского термометра увеличилась. Увеличилось ли при этом число молекул ртути? Как изменился объем каждой молекулы ртути в термометре?
  2. На шкале барометра иногда делают надписи «Ясно» или «Облачно», характеризующие предсказываемую погоду. Какую погоду будет «предсказывать» барометр, поднятый на высокую гору?
  3. Эскалатор метро поднимает неподвижно стоящего на нем пассажира в течение 1 мин. По неподвижному эскалатору пассажир поднимается за 3мин. Сколько времени будет подниматься идущий вверх пассажир по движущемуся эскалатору?
  4. Определить, с какой скоростью должна лететь капелька воды, чтобы при столкновении ее с такой же неподвижной каплей обе испарились. Начальная температура капель t 0 . Удельная теплоемкость воды С, удельная теплота парообразования воды L.
  5. Аэростат поднимается вертикально вверх с ускорением 2 м/с 2 . Через 5 секунд после начала движения из аэростата выпал предмет. Через сколько времени этот предмет упадет на землю?

Всероссийская олимпиада школьников по физике

Школьный этап

11 класс

Всероссийская олимпиада школьников по физике

Школьный этап

7 класс

  1. Гусеничный трактор идет со скоростью 4м/с. С какой скоростью движется для наблюдателя с земли точка А на верхней части гусеницы и точка В на нижней.
  1. С самолета, летящего горизонтально с постоянной скоростью, сбрасывают груз. Где будет находиться самолет, (дальше, ближе, или над грузом) когда груз коснется земли.
  2. Поезд проходит мост длиной 450м за 45с, а мимо будки стрелочника – за 15с. Какова длина поезда и его скорость.
  3. Моторная лодка проходит по реке расстояние между двумя пунктами (в обе стороны) за 14 часов. Чему равно это расстояние, если скорость лодки в стоячей воде 35 км/ ч, а скорость течения реки – 5 км/ч?
  4. Имеются два бруска: медный и алюминиевый. Объем одного из этих брусков на 50 см 3 больше, чем объем другого, а масса на 175 г меньше массы другого. Каковы объемы и массы брусков.

Ответы и критерии оценивания школьной олимпиады по физике 2013 – 2014 учебный год

На олимпиаду отводится 90 минут

Разрешается пользоваться калькулятором, линейкой

№ (max балл)

Решение

баллы

8 класс (max 100 баллов)

(10Б)

В горячем чае молекулы двигаются быстрее

В горячем чае диффузия (растворение сахара) происходит быстрее

1 – 5

(10Б)

5 мм/с = 30 см/мин (или 25 см/мин ≈ 4,17 мм/с)

Гусеница двигается быстрее

За разумные идеи на усмотрение учителя

1 – 5

(20Б)

а) массы равны, плотность алюминия меньше плотности железа, значит его объём больше

Чем больше объём, тем больше выталкивающая сила

Значит, равновесие весов нарушится, алюминиевый шар поднимется выше

б) объёмы равны, значит, равновесие не нарушится

За разумные идеи на усмотрение учителя

1 – 10

(20Б)

V c = V в

V c = abc

V в = m/ρ в

abc = m/ρ в

За разумные идеи на усмотрение учителя

1 – 10

(40Б)

Q= qm б

m б = ρV

E p = mgh

Q = E p q ρV = mgh

За разумные идеи на усмотрение учителя

1 – 10

9 класс (max 100 баллов)

(5Б)

Облака имеют большой объём, следовательно, выталкивающая сила, действующая на них со стороны воздуха, больше силы тяжести

F т = mg

За разумные идеи на усмотрение учителя

1 – 3

(20Б)

Для близоруких используются рассеивающие линзы

Для дальнозорких используют собирающие линзы

Направить на линзу свет, например солнечный, если он сфокусируется, значит, линза собирающая, если нет - рассеивающая

Потрогать линзу пальцами: собирающая тонкая по краям и утолщённая в середине; рассеивающая утолщённая по краям и тонкая в середине

За разумные идеи на усмотрение учителя

1 – 5

(40Б)

Перевод единиц измерения в СИ

Q в = c в m в (t – t в ) количество теплоты отданное водой

Q с = c с m с (t – t с ) количество теплоты полученное сталью

Q м = c м m м (t – t м ) количество теплоты отданное медью

в + Q с + Q м =0

Получена формула

Получен ответ t ≈ 19°C

За разумные идеи на усмотрение учителя

1 – 10

(25Б)

Решение системы уравнений

За разумные идеи на усмотрение учителя

1 – 10

(10Б)

Если лампа А перегорит, то сила тока в цепи уменьшится

Т.к. увеличивается сопротивление параллельного участка цепи

За разумные идеи на усмотрение учителя

1 – 3

10 класс (max 100 баллов)

(5Б)

Число молекул не увеличилось

Объём молекулы не увеличился

Увеличивается расстояние между молекулами

За разумные идеи на усмотрение учителя

1 – 3

(10Б)

Барометр будет всё время показывать «Облачно»

«Ясно» соответствует высокому давлению

«Облачно» соответствует низкому давлению

В горах давление всегда ниже, чем на равнине

За разумные идеи на усмотрение учителя

1 – 3

(15Б)

V = V э + V п

S = Vt V =

S = V э t э V э =

S = V п t п V п =

Решение системы уравнений, получена формула

За разумные идеи на усмотрение учителя

1 – 3

(30Б)

Е к = кинетическая энергия одной капли

Q 1 = c2m(t 100 – t 0 ) нагревание двух капель воды

Q 2 = L2m испарение двух капель воды

E k = Q 1 + Q 2

Решение уравнения

За разумные идеи на усмотрение учителя

1 - 10

(30Б)

V = at скорость аэростата и предмета через t секунд в момент, когда выпал предмет

h = высота, с которой начал падать предмет

Уравнение движения предмета, в проекции на ось У (ось У вверх) у = h + Vt 1 –

Т.к. предмет упал, его конечная координата = 0, тогда уравнение движения выглядит так:

Решение квадратного уравнения

Получено два корня: 3,45 и 1,45 Ответ: 3,45 с

За разумные идеи на усмотрение учителя

1 – 10

11 класс (max 100 баллов)

(5Б)

Может

Если плотность тела меньше плотности воды

За разумные идеи на усмотрение учителя

1 – 3

(5Б)

Масса одного кубометра берёзовых дров будет больше, чем одного кубометра сосновых дров

Следовательно, при сгорании берёзовых дров выделится больше тепла Q = λm

За разумные идеи на усмотрение учителя

1 – 3

(25Б)

Рисунок с указанными силами и выбранными осями

Ось Х: уравнение сил, действующих на первое тело:

Ось Х: уравнение сил, действующих на второе тело:

Решение уравнения: =

Ответ: F тр = 2Т = 4Н

За разумные идеи на усмотрение учителя

1 - 5

(40Б)

Перевод единиц измерения в СИ

Q 1 = - Lm п количество теплоты при конденсации пара

Q 2 = c в m п (t – t п ) количество теплоты на остывание воды, полученной из пара

Q 3 = c л m л (t 0 – t л ) = - c л m л t л количество теплоты на нагрев льда до 0°С

Q 4 = λm л количество теплоты для плавления льда

Q 5 = c в m л (t – t 0 ) = c в m л t количество теплоты на нагрев воды, полученной из льда

Уравнение теплового баланса Q 1 + Q 2 + Q 3 + Q 4 + Q 5 = 0

13,3°С

За разумные идеи на усмотрение учителя

1 - 10

(25Б)

Количество теплоты, выделяемое на первом проводнике

Количество теплоты, выделяемое на втором проводнике

Количество теплоты, выделяемое на третьем проводнике

Сопротивление третьего проводника R 3 = 0,33 Ом

Сопротивление второго проводника R 2 = 0,17 Ом

За разумные идеи на усмотрение учителя

1 - 5

7 класс (max 100 б)

15 б

По инерции груз продолжает двигаться со скоростью самолета.

Груз упадет на землю в той же точке, что и самолет, если трением о воздух пренебречь.

Груз упадет ближе, если учитвать сопротивление воздуха.

20 б

T = tₐ- tᵤ = 45- 15 =30 c

V = l / t = 450 / 30 = 15 m/c

L = v × t = 15 × 15 = 225 m

25 б

Пусть Т – время всего пути = 14 часов

vᵤ - скорость лодки в стоячей воде 35 км.ч, vₐ - скорость течения реки 5 км,ч. L1 +L2 = 2L расстояние всего пути, весь путь

Т по течению = L / vᵤ-vₐ = L / vᵤ - vₐ

Составим уравнение:

L / vᵤ-vₐ + L / vᵤ - vₐ = 14

х / 40 + x / 30 = 14

﴾30 x +40 x﴿/ 120 =14

70 x = 120 ×14

X = 240 m

30 б

Пусть х- объем медного бруска, тогда объем алюминиевого х + 50

Масса медного бруска 8.9 × х ﴾




Новое на сайте

>

Самое популярное