Домой Водоснабжение Русская культура в XIV–XV веках. (10 класс)

Русская культура в XIV–XV веках. (10 класс)


ЗОДЧЕСТВО XIV-XV – первые каменные постройки в Московском княжестве, продолжают традиции владимиро - суздальского зодчества. Собор Успения Богоматери на Городке в Звенигороде (гг.) Собор Рождества Богородицы Саввин - Сторожевского монастыря (1405 г.)


ЗОДЧЕСТВО МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ 1367 год – при Дмитрии Донском возведены белокаменные стены Кремля XV- начало XVI вв. – создан теперешний Московский Кремль Территория – 27,5 га Длина стены – 2,25 км Толщина стен – 3,5-6,5 м Высота стен – 5-19 м « Московский Кремль при Дмитрии Донском » А. М. Васнецов « Московский Кремль при Иване III» А. М. Васнецов




ЗОДЧЕСТВО МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ Собор Успения Богородицы (гг.) Архитектор – Аристотель Фиораванти Функция: кафедральный собор


ЗОДЧЕСТВО МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ Архангельский собор (гг.) Архитектор – Алевиз Новый Функция: с XVI до XVIII столетия служил местом погребения московских князей и царей. Княжеско - царский некрополь включает 46 гробниц. Первый русский царь Иван Грозный покоится в царской усыпальнице, устроенной в алтарной части храма.


ЗОДЧЕСТВО МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ Благовещенский собор (гг.) Архитекторы – псковские мастера Функция: домовый храм русских князей, а после венчания на царство в 1547 году Ивана Грозного – русских царей. Его северная и западная галереи служили парадным входом в царский дворец.


ЖИВОПИСЬ ФЕОФАН ГРЕК Феофан Грек (ок после 1405 г.) – живописец, родом из Византии. Работал в России во второй половине XIV века. Вместе с Андреем Рублевым и Прохором из Городца он расписал Благовещенский собор в Москве. Его произведения отличаются монументальностью, внутренней силой. Донская икона Божией Матери Преображение Спас Вседержитель Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде (1378 г.)


ЖИВОПИСЬ АНДРЕЙ РУБЛЕВ Андрей Рублев (ок гг.) В его творчестве русская фресковая живопись и иконопись достигли высшей степени совершенства. Наиболее известные произведения: икона « Богоматерь Владимирская » (Успенский собор Московского Кремля) икона « Троица » « Спас » « Архангел Михаил » Троица Спас Звенигородского чина Архангел Михаил


ЖИВОПИСЬ ДАНИИЛ ЧЕРНЫЙ Даниил Черный – друг и сподвижник Андрея Рублева. Они вместе выполняли иконостас Благовещенского собора Московского Кремля, иконостас и фрески Успенского собора во Владимире, иконостас Троицкого собора Троице - Сергиевой Лавры и др. Наиболее известные работы: Икона « Апостол Павел » Икона « Рождество Христово » (Рождественская церковь в Звенигороде) Апостол Павел Рождество Христово



1 слайд

2 слайд

Цель проекта Исследовать русскую культуру XIV – XV вв., показать, что в ней нашли отражение исторические события, процессы, происходящие на Руси.

3 слайд

4 слайд

гипотеза Если произведения, созданные русскими мастерами, не уступают лучшим мировым образцам, то подъём духовности был действительно очень высок.

5 слайд

Иконопись Икона "Донская Богоматерь" Первое упоминание иконы "Донская Богоматерь" датируется 1380 годом. По преданию, ее принесли с собой донские казаки, прибывшие в 1380 году на помощь Великому князю Дмитрию Иоанновичу. Во время Куликовской битвы икона "Донская Богоматерь" находилась среди русского войска. После битвы образ был подарен князю Дмитрию Иоанновичу.

6 слайд

А. Рублёв «Троица» Икона "Троица", написанная в 1425-1427 годах прославленным русским мастером Андреем Рублевым, как храмовый образ вошла в иконостас Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. В основу сюжета иконы лег легендарный библейский рассказ о явлении праведным Аврааму и Саре трех прекрасных юношей, символизирующих триединство Бога в христианской религии (Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа).

7 слайд

А. Рублёв (ок.1360/70-1427) Летописи сохранили очень мало сведений об этом великом живописце. Андрей Рублев был монахом Троице-Сергиева, а затем Спасо-Андроникова монастыря. Вероятно, очень рано он принял постриг. Вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца Рублев расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле (1405 год). Позже, в 1408 году, вместе с Даниилом Черным работал над росписью Успенского собора во Владимире. В 20-е годы XIV века Андрей Рублев работал в Спасском соборе Андроникова монастыря в Москве. В 1425-1427 годах Даниил Черный и Андрей Рублев писали фрески и иконы для Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре.

8 слайд

Зодчество Новодевичий монастырь в Москве Новодевичий монастырь в Москве был основан в 1524 году Великим князем Василием III Иоанновичем по случаю победы над литовцами и возвращения Русскому государству Смоленска. В 1524-1525 годах в монастыре возвели Смоленский собор, сооруженный по образцу Успенского собора Московского Кремля. В Смоленском соборе Новодевичьего монастыря в 1598 году Борис Федорович Годунов принял избрание на царство. Рядом с собором, возвышаясь над монастырем, стоит многоярусная колокольня, увенчанная золоченым куполом. Она была построена в 1690 году, недалеко от возведенной в 1685-1687 годах монастырской трапезной. В

9 слайд

Иосифо-Волоколамский монастырь основан в 1479 году близ Волоколамска иноком Иосифом Волоцким (в миру Иван Санин). В XV-XVII веках монастырь был религиозным и политическим центром Русского государства. Здесь в 1610 году был заточен низложенный царь Василий Иванович Шуйский. За многовековую историю существования обитель не раз выдерживала нашествия, подвергалась разрушению, однако, затем вновь обустраивалась. Архитектурный ансамбль монастыря включал мощные крепостные стены с шатровыми башнями (1543-1566 годы, перестроены в 1676-1688 годах, архитектор Т.Игнатьев), церковь

10 слайд

Фрески Фрески церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде В 1378 году, по заказу знатного боярина и жителей Ильиной улицы в Новгороде, прославленный мастер Феофан Грек расписал местную церковь Спаса Преображения. Фрески написаны в характерной для мастера моноколористичной манере. Персонажи Феофана Грека обладают огромной силой эмоционального воздействия на зрителя, их движения исполнены непреодолимой мощи. Мастер сумел показать величие и неисчерпаемую силу человеческого духа.

11 слайд

Лаврентьевская летопись "Лаврентьевская летопись" – русский летописный свод, названный по имени монаха Лаврентия, списавшего его, как видно из приписки, в 1377 году по заказу Нижегородско-Суздальского князя Дмитрия Константиновича. Основой труда послужил Владимирский свод 1305 года. Летопись написана на 173 листах пергамента. Она начинается древнейшей дошедшей до нас редакцией "Повести временных лет". В XIX веке "Лаврентьевская летопись" была преподнесена царю Александру I русским археографом Алексеем Ивановичем Мусиным-Пушкиным.

Культура Руси XIV-XV вв.

Поскребышева Н.А.,

учитель истории МБОУ №4

г. Покачи.


Задание на урок.

Каковы достижения культуры

в 14-15 веках?


  • Со второй половины XIV начинается подъем национального самосознания, возрождение русской культуры.
  • Некоторое обогащение, благодаря взаимодействию древнерусской и восточной культур.
  • Сохранение некоторых старых культурных центров (Новгород, Псков) и появление новых – Москва, Тверь.

Тематика произведений.

  • Жития святых
  • Летописи
  • Похвальные слова (князьям)
  • Повести о борьбе с монголо-татарами

(о разорении Рязани Батыем, нашествие Тохтамыша, о Шевкале)

  • О Куликовской битве

(«Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина»)

  • Рассказы о путешествиях.

Зодчество (каменная книга). 14 век.

  • Церковь Фёдора Стратилата Церковь Спаса Преображения

на Ручью (1360 г.) на Ильине улице (1375 г.)


(1407 г.) в Зверине монастыре (1467 г.)



особенности

зодчества 14 в?

Церковь Петра и Павла 1407г



Московский Кремль к. XV в.

Успенский собор (1475-1479 гг.) Архитектор Фиорованти


На территории московского кремля.

  • Благовещенский собор Грановитая палата (1491 г.)

(1484-1489 гг.) (Марко Руффо и Пьетро Салари)


Внутренний вид Грановитой палаты

Московского Кремля.


Источники сохранили имена трех великих художников 14-15вв-

Андрея Рублева

Феофана Грека

Дионисия.


Андрей Рублёв

«Троица» (ок. 1411г.)-самая знаменитая икона древней Руси


(фрагмент фрески во Владимире) Андрея Рублева



  • Донская Богоматерь Преображение

Дионисий (ок.1440-после 1503)

  • Богоматерь Одигитрия Ангел (деталь)

Лучший художник 15 века.



  • Пророки Даниил, Давид и Соломон



Шитьё Петра (XIV в.)





«Из всех периодов истории культуры именно 14-15 вв. являются особенно важными. Именно тогда происходит восстановление прерванного процесса созданная единого государства и возрождение культуры. В дальнейшем этот процесс, несмотря на многочисленные кризисные моменты, уже более не прерывался,а лишь приобретал новые черты». Д. С. Лихачев.


Спасибо за внимание.

Источники.

Живопись: http://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_

Архитектура: Яндекс. Например, соборы Новгорода, Успенский собор….

www.abrisburo.ru

Русская культура
XIV–XV вв.
Презентация по истории России для учащихся 10
класса

Культура - совокупность
материальных и духовных
ценностей, созданных
человечеством в процессе
его деятельности.

Условия развития
культуры
Золотоордынское иго уничтожило многие
материальные и духовные ценности;
Объединительный процесс русских земель вокруг
Москвы;
Восстановление прерванных связей с Византией;
Экономическое развитие;
Борьба русских земель против монголо-татарского
ига.

Литература:
1. устное народное творчество;
2. летописание;
3. исторические повести;
4.житийная литература (агиография);
5. хождения;
6. хронограф.

Литература
Устное народное творчество
Борьба с иноземными завоевателями вызвала
новый подъем устного народного творчества.
Созданные народом легенды, былины, сказания
звали русских людей к борьбе за свержение
ордынского ига.
Одно из самых известных произведений этого периода –
«Сказание о невидимом граде Китеже»

Летописание:
В 14-15 вв. летописание имело свои особенности:
Отличительной чертой всего русского летописания
являются патриотизм и идея единства русских
земель.
Во всех летописях отчетливо проявляется
общерусский характер.
После Куликовской битвы содержание летописания
определялось идеей единства русских земель под
главенством Москвы.

летописание
В этот период созданы:
Троицкая летопись начала 15 века (1408 г.) – общерусский
летописный свод. (Погиб в московском пожаре 1812 г.)
Московский летописный свод конца 15 века (1480 г.), призванный
обосновать историческую роль Москвы.

Исторические повести
Основная форма литературных произведений XIV–XV вв. – историческая повесть.
В них рассказывалось о деятельности реальных исторических лиц, конкретных исторических событиях и
фактах. Нередко повести становились частью летописного текста.
Основная тема литературы XIV–XIV вв. – борьба против завоевателей.
Наиболее известные произведения. Повести о борьбе с монголо-татарами:
«Повесть о разорении Рязани Батыем»:
«Повесть о Шевкале» (1327 г.- восстание в Твери);
«Повесть о битве на реке Пьяне» (1377г.);
«Повесть о битве на реке Воже» (1378г.);
«Повесть о нашествии Тохтамыша» (1382г.)
«Повесть о нашествии Едигея» (1408г.).
«Слово о погибели Русской земли»,

историческая
повесть
«Повесть о
разорении
Рязани
Батыем»

Исторические повести
На рубеже XIV–XV вв. важной темой русской литературы
стала Куликовская битва.
Победе 1380 г. посвящен целый цикл исторических повестей:
«Сказание о Мамаевом побоище»
«Задонщина» героическая поэма, автор Сафроний Рязанец
«Летописная повесть о Куликовской битве»;

Миниатюра из «Сказания
о Мамаевом побоище».

литература
Расцвет житийной литературы (агиографии)
связан с процессом объединения русских земель
вокруг Москвы. Писатели Пахомий Лагофет и
Епифаний Премудрый составили жизнеописания
крупнейших церковных деятелей Руси:
митрополита Петра;
Сергия Радонежского.

Жития святых
«Житие Михаила Черниговского»;
«Повесть о Михаиле Тверском»;
«Житие Александра Невского»;
«Житие Сергия Радонежского», «Житие Стефана Пермского»,
автор – Епифаний Премудрый
Жития – церковные сочинения о выдающихся русских
людях – князьях, деятелях церкви.

литература
Хождения – литература о путешествиях.
Во второй половине 15 в. появились светские
хождения.
Наиболее яркий образец хожений (хождений) –
записки тверского купца Афанасия Никитина
«Хождение за три моря», описывающее его
трехлетнее путешествие в Индию.

литература
Одним из жанров средневековой русской литературы является
Хронограф
Хронограф - своеобразная история Руси, вписанная в
исторический контекст развития православных государств того
времени.
Первый Хронограф был создан Пахомием Лагофетом в 1442
году.

Архитектура
1. Культовое, фортификационное,
гражданское зодчество.
2. Зодчество Великого Новгорода;
3. Начало каменного строительства в Москве:
- храмы Московского Кремля.
- Грановитая Палата.

Новгородское зодчество
Новгородские храмы этого времени строились на
средства бояр и купцов.
Здания выглядят по-прежнему массивными и
монолитными.
Сохранение старых черт сочеталось с
творческими исканиями.
Появился новый стиль, отличавшийся обилием
декоративных украшений.
Вместо традиционных трех апсид осталась одна.

Церковь Федора
Стратилата
на Ручью. Новгород.
1360-1361 гг.
Развитие зодчества на Руси
было приостановлено
монгольским завоеванием.
Новый подъем русской
архитектуры начался в конце
XIV - начале XV в.
Однако в Новгороде
строительство не
прекращалось даже в годы
нашествий.

Культовое строительство
Церковь Спаса на Ковалеве. Новгород. 1345 г.

Фортификационное зодчество Новгорода
Новгородский кремль


Грановитая палата

Гражданское зодчество Новгорода
Грановитая палата

Фотификационное зодчество Москвы
Московский кремль при Иване Третьем. Художник
А.Васнецов

Московский Кремль
Его история
начинается еще в XII
в., когда на
Боровицком холме
были построены
деревянные стены.
Создание ансамбля
Московского Кремля
завершилось в конце
XIV – начале XVI в. и
стало символом
могущества и величия
столицы государства.

Фортификационное зодчество Москвы
Московский кремль. Итальянские мастера. Современный вид

Московский кремль
Годы постройки - 1482-1495
Площадь - 27,7 га
Протяженность стен - 2500 м
Количество башен - 20
Количество ворот - 4
Высоты башен - до 80 м
Толщина стен башен - 24 м
Высота стен - от 5 до 19 м
Толщина стен - от 3,5 до 6,5 м

Начало каменного
культового строительства
в Москве относится ко
второй четверти XIV в.
Эта дата связана с
превращением Москвы в
резиденцию князей и
митрополитов.
Успенский собор
в Московском Кремле.
1326–1333 гг.
Реконструкция.

Московская
архитектурная школа
складывалась на основе
традиций владимиросуздальского зодчества.
Успенский собор
Московского Кремля,
архитектор
Аристотель
Фиораванти
1479 г.

Домовая церковь
московских князей
Благовещенский
собор московского
кремля
Псковские
мастера
1484-1489 гг.

Усыпальница
московских князей
Архангельский собор
Московского кремля
Архитектор Алевиз
Новый (Алевиз да
Монтаньяна)
1503-1508 гг.

Церковь
московских
митрополитов
Церковь
Ризоположения
Московского кремля.
Псковские мастера,
1484-1486 гг.

Московский кремль
Колокольня
Ивана
Великого.
Бон Фрязин,
1505-1508 гг.

Гражданская архитектура
Москвы

Грановитая палата Московского Кремля
В 1487–1491 гг. в Кремле была
построена Грановитая палата для
торжественных приемов иностранных
послов. Это был самый большой зал
в тогдашней Руси.
Грановитая палата
Московского Кремля.
Архитекторы Марко Руффо и
Пьетро Антонио Солари

живопись

Живопись:
1. Основные тенденции развития;
2. Иконопись:
- Новгородская иконописная школа;
- Псковская иконопись;
- Московская школа;
3. Фреска;
4. Формирование авторского стиля:
- Феофан Грек;
- Андрей Рублёв.

Основные
живописи:
тенденции в развитии
развитие местных школ на основе
традиций;
начало процесса слияния местных
художественных школ в единую
общерусскую живописную школу;
решающее влияние церкви на развитие
живописи.

Новгородская школа иконописи
В XIV в. сложилась новгородская
школа иконописи.
Характерные особенности:
Лаконичные композиции,
Четкость рисунка,
Высокая техника, чистота
красок.
Новгородская икона XIV в.
«Сошествие Христа
во ад».

Авторский стиль. Феофан Грек.
Большое значение в живописи приобрела личность художника. Авторский
стиль наиболее талантливых живописцев преодолевал влияние местных
традиций.
Крупнейший художник конца XIV – начала XV в. – Феофан Грек.
Живопись Феофана Грека отличается монументальностью,
выразительностью образов, смелой и свободной живописной манерой.
Лики с фресок Феофана выглядят суровыми и грозными.
В творчестве Феофана Грека выделяются два периода:
бунтарский новгородский и более спокойный московский.
В Новгороде сохранились фрагменты его росписи церкви Спаса на
Ильине.

Феофан
Грек
«СпасВседержитель»
Роспись купола
церкви Спаса на
Ильине улице в
Новгороде.
Феофан Грек. 1378 г.

В Москве Феофан Грек
расписал Архангельский и
Благовещенский соборы,
церковь Рождества Богородицы,
дворец Василия I.
В связи со сносом этих построек
при Иване III росписи Феофана
до нас не дошли.
Зато сохранились иконы,
написанные им для иконостаса
Благовещенского собора.
«Архангел Гавриил».
Деталь иконы из
иконостаса
Благовещенского собора.
Феофан Грек. 1405 г.

Псковская школа
Отличалась от
новгородской смелостью
композиции, суровостью
ликов, более тяжелыми
фигурами.
Святые Борис и Глеб.
Икона 14-15 вв.

Псковская
иконопись.
15 век
Успение.
Святые Владимир,
Борис и Глеб.

Московская школа
Ведущее положение в 14 в. занимала Московская школа,
сложившаяся на основе
Ростово-Суздальской и вобравшая в себя лучшие достижения
всех русских школ.
Фреска
Начиняя с 14 в. усложнился сюжет, появился
пространственный характер, пейзаж, усилился
психологизм изображения.

Авторский стиль. Андрей Рублёв.
Величайшим русским
художником XV в. считается
Андрей Рублев (ок. 1360–1430),
инок Троице-Сергиева, а позднее
- Спасо-Андроникова монастыря.
Произведения Рублева
отличают глубокая человечность
и возвышенная
одухотворенность образов в
сочетании с мягкостью и
лиризмом.
Спас Вседержитель.
Центральная икона
Деисусного чина.
Рождественский собор СаввиноСторожевского монастыря.
Андрей Рублёв, 1410–1420-е гг.

Андрей
Рублев
Преображение Господне.
Икона Праздничного ряда
иконостаса
Благовещенского собора.
А. Рублёв. 1405 г.

Кисти Андрея Рублева
принадлежат дошедшие до
нас фресковая роспись
Успенского собора во
Владимире, иконы
Звенигородского чина,
Троицкого собора
Троице-Сергеева монастыря в
Загорске, Благовещенского
собора Московского Кремля и
погибшие в 18в. фрески
Спасского собора СпасоАндроникова монастыря.
Благовещение.
Икона Праздничного ряда
иконостаса
Благовещенского собора.
А. Рублёв. 1405 г.

«Троица» А.Рублева
Самое известное его произведение, ставшее одной из вершин
мирового искусства, - икона «Троица», написанная для иконостаса
Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры (хранится в
Третьяковской галерее).
В христианской традиции ангелы считаются воплощением Троицы.
Все внимание – фигурам ангелов. Композиция подчинена ритму
кругового движения, создающему настроение бесконечности,
спокойствия и гармонии.

Троица
Ветхозаветна
я.
Храмовая
икона
иконостаса
ТроицеСергиева
монастыря.
Андрей
Рублев. 14221427 гг.

Выводы:
Монгольское нашествие, по мнению ряда историков, существенно
замедлило темпы культурно-исторического процесса, но не прервало
его, не нарушило преемственность в развитии русской культуры.
Русская культура сохранила национальный характер. Большую роль
в передаче традиций и культурно-исторического опыта сыграли
земли, не подвергшиеся разгрому. Нашествие не уничтожило
национальную самобытность и самостоятельность русской
культуры.
Конец XIV – XV вв. характеризовался началом длительного процесса
слияния местных литературных, архитектурных, художественных
школ в единую национальную общерусскую школу. Продолжался
процесс складывания русской народности.

















Архитектура Архангельский собор Московского кремля. Алоизо де Каркано. Начало XVI века. Алоизо де Каркано. Начало XVI века. В октябре 1508 года Великий князь Василий III « повелел уготовить места и перенести мощи прародителей своих Великих князей Русских » в новый Архангельский собор.


Архитектура Благовещенский собор Московского кремля. Псковские мастера. Конец XIV века. Андреем Рублёвым Феофаном Греком Иконостас собора содержит иконы, написанные в 1405 году Андреем Рублёвым и Феофаном Греком. До XVIII века являлся домовой церковью Московских государей.


Архитектура Церковь Ризположения Московского кремля. Псковские мастера. Конец XV века. Название церкви идёт от византийского праздника, отмечающего прибытие в Константинополь Ризы Богоматери, которая, по преданию, несколько раз спасла город от нашествий врагов.


Архитектура Колокольня Ивана Великого Московского кремля. Бон Фрязин. XVI век. Церковь построена в память об Иване III. Самое высокое здание Московского Кремля (81 м). В старину у колокольни читали царские указы громогласно, « во всю Ивановскую », как тогда говорили.



Новое на сайте

>

Самое популярное