Домой Коммуникации Русская живопись ix xiv вв. Русское изобразительное искусство XIV-XVI вв

Русская живопись ix xiv вв. Русское изобразительное искусство XIV-XVI вв

Дионисий_

Живопись XIV-XVI вв.

В живописи происходил сложный процесс слияния местных школ в общерусскую. Происходит не только переосмысление местных особенностей, но и ориентация на современную византийскую живопись, не всегда совпадающую с каноническими образцами. Одним из наиболее ранних памятников монументальной живописи являются фрески собора Снетогорского монастыря в Пскове (1313 ). Одним из художников, оказавшим огромное влияние на развитие русской иконописи был Феофан Грек , работавший на Руси в н.XV в.

Феофан Грек. Преображение Иисуса Христа пред учениками на горе Фавор. Ок.1403

На рубеже XIV-XV вв. в Москве складывается русская национальная школа живописи, происходил расцвет изобразительного искусства - своеобразное "Предвозрождение", так и не переросшее в возрождение, отличие от Италии и др.стран Западной Европы в Возрождение.Появились отечественные иконописцы, среди которых выделялся Андрей Рублёв . Выдающимся явлением в древнерусском искусстве предстаёт творчество мастера Амвросия, работавшего в Троице-Сергиевом монастыре.

Андрей Рублёв. Икона

В его творчестве, как и у Андрея Рублёва, проявляет себя античная традиция . В к.XV-н.XVI вв. складывается иконописная школа Дионисия . После постановления Стоглавого собора ФВ-МЙ 1551 иконопись была регламентирована, начинается организация мастерских для обучения иконописцев каноническому письму. В иконописи XVI в. привходит расширение живописных произведений, которые становятся иллюстрациями житий святых , притч, песнопений. Роспись Золотой палаты Московского кремля (1547-1552 ) наряду с библейскими сюжетами посвящена событиям русской истории .

Икона-складень. Мастер Амвросий. 1456. Фрагмент

В живописи соседствуют официальная "годуновская" школа и "строгановская" (Стефан Арефьев, Емельян Москвитин, Фёдор и Истома Савины, Прокопий Чирин ). (Для строгановской школы были присущи мелкая детализация, изощрённость рисунка, подписные иконы).

Блага Византийская империя Древняя Русь Жития святых Икона

§ 27. Архитектура и живопись в XIV-XVI веках

Зодчество в XIV-XV веках. В конце XIII века на Руси возобновилось каменное строительство: в Твери по образу владимирского Успенского был построен со­бор Спаса-Преображения.

В XIV веке одним из центров каменного строитель­ства становится Новгород. Здесь были построены хра­мы, ставшие классическими образцами новгородского стиля, - церковь Федора Стратилата и церковь Спаса на Ильине улице. В отличие от сурового внешнего об­лика новгородских церквей XII-XIII веков, эти храмы поражают легкостью, нарядностью и торжественностью своих форм. Фасады украшались декоративными ниша­ми с фресковыми росписями, треугольными впадинами, скульптурными крестами.

Крупное строительство велось в Новгороде и в пер­вой половине XV века. В 1433 году немецкие и новго­родские мастера построили в кремле Грановитую пала­ту, предназначавшуюся для торжественных приемов и заседаний Совета господ. Некоторые новгородские боя­ре строили себе каменные палаты.

Своеобразием отличалось и зодчество Пскова, окончательно обособившегося от Новгорода в середине XIV века. Так как Псковская земля находилась на окра­ине Руси, то значительное развитие получило здесь обо­ронное зодчество. В 1330 году вблизи города была построена крепость Изборск, ставшая одним из круп­нейших военных сооружений Руси. В самом Пскове был возведен большой каменный кремль, общая длина стен которого составляла около девяти километров. Вся ар­хитектура Пскова имела крепостной облик, здания бы­ли суровы и лаконичны.


Во второй четверти XIV века начинается каменное строительство в Москве. в Москов­ском Кремле строятся четыре каменных храма: Успен­ский и Архангельский соборы, церкви Ивана Лествич - ника и Спаса на Бору.

Свидетельством возрастания политического могу­щества Москвы стало возведение в 1367 году белока­менного Кремля. Накануне Куликовской битвы в Ко­ломне был построен Успенский собор, превосходивший по размерам все московские храмы. Постройки созда­вались в духе традиций владимирского зодчества, что было призвано подчеркнуть идею преемственности сто­личного положения Москвы от Владимира.

Формирование единого государства поставило Москву в особое положение. Она превратилась в сто­лицу Русского государства, в ней размещалась резиден­ция великого князя всея Руси. Это потребовало соот­ветствующего изменения ее облика. Москва становится центром русского зодчества. Сюда приглашались архи­текторы из Италии, лучшие мастера со всей Руси. Италь­янцы привезли в конце XV века новый строительный материал - кирпич. Итальянский зодчий Аристотель Фиораванти построил первый на Руси кирпичный за­вод. Под руководством итальянцев русские мастера сложили из кирпича стены и башни Московского Крем­ля, Успенский и Архангельский соборы, колокольню Ивана Великого. Наиболее величественной построй­кой, возвышающейся в самом центре Кремля, был Успенский собор. Замысел этого сооружения принадле­жал Ивану III, потребовавшему создать самый внуши­тельный собор на Руси. Причем он предложил Фиора - ванти взять за образец знаменитый Успенский собор во Владимире. Впечатление русского человека от этой «церкви» выразил летописец: «Была же та церковь чудна очень величеством , и высотою, и светлостию, и звоностию, и пространством, такой прежде не бывала в Руси, кроме Владимирской церкви».

Однако кирпич не полностью вытеснил белый ка­мень, из которого по-прежнему выкладывали фунда­менты и вырезали детали для украшений фасадов зданий. Марко Руффо и по­строили в Кремле Грановитую палату. Снаружи пала­та была выложена белыми гранеными камнями, от которых и получила свое название. Грановитая пала­та предназначалась для торжественных приемов, и празднований.

Московский Кремль, созданный как парадная рези­денция русских великих князей, стал символом их могу­щества, свидетельством успехов московских князей в деле собирания русских земель, освобождения от ор­дынского владычества .

Архитектура Московского государства в XVI веке. Сложные политические события и экономические про­цессы, проходившие в Русском государстве, сказались и на развитии российской культуры. Рост городов, кото­рый шел прежде всего на вновь присоединенных терри­ториях, привел к повышенному вниманию к вопросам градостроительства и архитектуры. Укрепление цент­ральной власти, придание ей самодержавных черт по­требовали соответствующего оформления столицы Рус­ского государства. Со всех концов страны в Москву переселялись лучшие мастера. Появились специальные органы, занимающиеся вопросами архитектурного об­лика столицы - Городовой приказ, Приказ камен­ных дел. Москва становится центром русского зодчест­ва. Здесь появляются новые архитектурные стили и на­правления. На вкусы Москвы ориентируются даже са­мые отдаленные города.

Изменяется внешний облик Московского Кремля. С его территории выводятся почти все боярские усадь­бы, выселяются ремесленники и торговцы. Здесь появ­ляются торговые и дипломатические представительства иностранных государств, а также государственные уч­реждения - Печатный и Посольские дворы, строятся здания приказов.


Но особенно ярко художественные достоинства ар­хитектуры проявились в церковных постройках. Камен­ное столичное зодчество впитывает в себя традиции русского народного деревянного зодчества. Итогом этого процесса стало появление шатрового стиля в русской архитектуре. Выдающимся па­мятником шатровой архитек­туры стал храм Вознесения в селе Коломенском, воздвигну­тый в 1532 году в честь рожде­ния у Василия III долгождан­ного наследника - будущего Ивана Грозного.

Вершиной русского зодче­ства по праву считается возве­денный в 1555-1560 годах в непосредственной близости от Кремля Покровский собор. (Его называют также собором Василия Блаженного по имени знаменитого юроди­вого, погребенного у его стен.) Он был построен в честь взятия русскими войсками Казани. Этот уди­вительный по своей красоте храм строили русские мастера Барма и Постник. Идея храма проста: как Москва объединила вокруг себя русские земли, так и огромный центральный шатер храма объединяет в единое целое красочное разнообразие восьми отдель­ных его главок.

Русская живопись XIV века. Феофан Грек. С XIV ве­ка начинается расцвет русской живописи. Большой вклад в ее развитие внес Феофан Грек, работавший сначала в Новгороде, а затем в Москве. Он приехал из Византии на Русь в 70-х годах XIV века уже известным живописцем и отдал все свое мастерство новой роди­не. Одной из лучших работ мастера является фрес­ковая роспись новгородской церкви Спаса на Ильине улице.

Религиозные сюжеты Феофана Грека были выполне­ны в несвойственной византийской живописи манере, в них чувствовался интерес мастера к характеру, внутрен­нему миру человека. Он смело экспериментировал с цветовой гаммой, так выписывал фигуры святых, что они смотрелись не застывшими в определенной позе, а как бы в движении. Таким самобытным творением яв­ляется икона Донской Богоматери. Темно-вишневую гамму, в которой традиционно создавался этот образ, мастер оживил ярко-васильковой повязкой. Сами же лики Марии и Младенца написаны энергичными мазка­ми синего, зеленого и красного цветов. Никогда еще Святая Дева не получалась такой одухотворенной и земной.

В Москве Феофан Грек расписал церковь Рождест­ва, Кремлевский терем великого князя Василия I, со­здал фрески для Архангельского собора. Однако глав­ным его творением стало создание иконостаса для Бла­говещенского собора. Иконостасы как самобытное культурное явление появились в русских церквях в кон­це XIV века (византийская культура не знала таких больших иконостасов).

Русский иконостас представлял собой часть внутрен­него убранства храма. Иконы, поставленные в несколько рядов, образовывали высокую стену, отделяющую алтарь от остальной части помещения. Иконы располагались в строгом порядке. В нижнем ряду помещалась икона свя­того или праздника, в честь которого возведена данная церковь. Далее следовал ряд икон, в центре которых изо­бражался Христос, а по бокам в молитвенных позах Бо­гоматерь, Иоанн Предтеча, а также апостолы, арханге­лы, святители. В благовещенском иконостасе было 25 икон, созданных в мастерской Феофана.

Русская живопись XV-XVI веков. Андрей Рублев. В конце XIV -начале XV века в Москве складывается русская национальная школа живописи. Наиболее яр­ким ее представителем был гениальный русский худож­ник Андрей Рублев. Он был монахом Троице-Сергиева, а затем Спасо-Андроникова монастыря. В 1405 году Андрей Рублев вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца расписывал стены Благовещенского собора в Московском Кремле. В 1408 году он вместе с Дании­лом Черным работал над фресками Успенского собора во Владимире, а затем они украсили фресками собор Троице-Сергиева монастыря.

Самая известная работа Рублева - икона «Святая Троица» написана для иконостаса Троицкого собора. Он впервые изобразил Святую Троицу в виде трех пре красных юношей - ангелов, сидящих за столом под сенью большого дуба, которые ведут неторопливую, доб­рожелательную, но очень печальную беседу. В тяжелые годы княжеских усобиц и ордынских набегов Андрею Рублеву удалось отразить в живописи мечту русского народа о мире, согласии, спокойствии и взаимной любви.

В творчестве Рублева получает свое логическое за­вершение процесс отделения русской живописи от ви­зантийской. Рублев и его последователи окончательно отказались от византийской суровости и аскетизма . В своих произведениях он создавал образы живых людей, передавал душевные переживания и настроения рус­ского человека того времени.

Русская живопись, как и в предшествующие века, развивалась в основном в рамках иконописи и храмовой росписи. Главным местом, где рождались новые идеи и приемы живописи, стал Московский Кремль.

Крупнейшим представителем московской школы живописи конца XV - начала XVI века был знатный князь, ставший монахом, - Дионисий. Он написал часть икон и фресок Успенского собора Московского Кремля. Работы Дионисия отличались утонченным ри­сунком, изысканным и нежным цветом. Они пронизаны

настроением торжественной праздничности, светлой радости. На иконах Дионисия лики святых обрамлялись рисунками, на которых изображались отдельные эпизо­ды их жизненного пути.

В период правления Ивана IV все чаще в религиоз­ную живопись включались сюжеты, отражающие ре­альные исторические события.

В середине XVI века в Москве была написана ог­ромная, четыре метра длиной, икона-картина «Церковь воинствующая», посвященная взятию Казани. На ней изображено торжественное шествие победоносного русского войска во главе с Иваном IV. Среди воинов князь Владимир Святославич с сыновьями Борисом и Глебом, Александр Невский, Дмитрий Донской и другие прославленные князья-воители. Впереди на крылатом коне летит Архангел Михаил. В центре фигура визан­тийского императора Константина с крестом в руке. Войско встречает Богоматерь с Младенцем. Вполне очевиден замысел произведения - истолковать воен­ный успех как результат покровительства небесных сил, а подвиг русских воинов как победу православия над «неверными басурманами».

Таким образом, XIV-XVI века - это время воз­рождения и дальнейшего развития русского каменно­го зодчества, формирования национальной живопис­ной школы.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какие черты были характерны для русского зодчества в XIV-XV веках?

2. Каково было значение строительства Московского Кремля? Как изменился его облик в XVI веке?

3. Расскажите о шедеврах русской архитектуры XVI века.

4. Как вы думаете, какие творческие причины могли побудить Феофана Грека покинуть Византию и обосноваться на Русской земле? Каковы характерные черты его манеры живописи?

5. Что является свидетельством появления в России нацио­нальной школы живописи?

ДОКУМЕНТЫ

РУССКИЕ ИСТОРИКИ НАЧАЛА XX ВЕКА О

Андрей Рублев родился на грани двух эпох. Если XI, XII и XIII века в истории русского искусства яв­ляются периодом заимствования, то XIV век зна­менует начало расцвета русской иконописи на национально-самобытных основах. От Византии были восприняты: изящность формы, тонкость линий, правильность рисунков, словом, техника древней иконописи. Содержание же было вложе­но подлинно русское, самобытное. Особеннос­тью творчества Андрея Рублева является возвы­шенное, проникнутое любовью стремление к да­лекому духовному началу, что было вообще отли­чительной особенностью древнерусской иконо­писи того периода...

В отличие от византийского немого письма, руб­левские иконы поражают необычайной чуткостью передачи внутренних движений человеческой души.

Эта особенность бросается в глаза при первом взгляде на икону Рублева «Св. Троица»... Какая-то неземная просветленность и особая ос­трота чувства прекрасного привлекают внимание к этой иконе даже тех людей, которые чужды ре­лигиозности. В этой одухотворенности, в этом отрыве от всего земного выражается самобытная особенность национального русского духа, ярко выявленная в творчестве преподобного иконо­писца Андрея Рублева.

Эта икона («Святая Троица») изображает трех ан­гелов за трапезой, которую им, согласно библей­скому рассказу, предложил Авраам. На столе по­ставлена чаша, а подле лежит кусок хлеба, и ни­чего больше - ясно, что это один только символ

трапезы, только намек на нее. Художник наме­ренно так упрощенно изобразил угощение Авра­ама: все внимание зрителя он хотел сосредото­чить на небесных гостях. Нежные, стройные фи­гуры ангелов, их склоненные головы с задумчи­вым взором, устремленным куда-то вдаль, краси­во вырисовываются на фоне легкого, светлого пейзажа. Глядя на эти фигуры, хочется поистине молиться, - столько в них умилительного, воз­вышенного и духовного.

В этой иконе очаровательна гармония линий. Складки одежды, поворот головы и корпуса, по­ложение рук, согласованность линий человечес­кого тела с линиями пейзажа (деревьев), вдохно­венность содержания и прелестное сочетание красок.

(Е. Шмурло)

Вопросы к документам

1. Каковы особенности творчества Андрея Рублева? Чем оно отличается от византийской школы?

2. В чем вы видите принципиальное отличие творения Рублева от картин с религиозными сюжетами прославленных мастеров эпохи Возрождения?

Запомните новые слова

ШАТРОВЫЙ СТИЛЬ - вид архитектурного сооружения, которое завершается высокой многогранной пирамидой. ЮРОДИВЫЙ - странник, аскет, обладающий даром пред­видения.

Живопись и архитектура

Характерными чертами развития живописи и архитектуры стали сле­дующие.

1. Архитектура. XIV-XVIвв. – двухвековой расцвет русской архитек­туры между двумя упадками: разорительным монгольским наше­ствием XIII в. и Смутным временем рубежа XVI-XVIIвв. Ведущими архитектурными школами в тот период были: новгородская и псков­ская в Северо-Западной Руси, владимирская в Северо-Восточной Руси (ее преемницей стала московская), но в целом происходит синтез, смешение архитектурных школ. Выделились две главные тенденции в развитии двух основных архитектурных направлений:

  • новые черты в церковно-храмовом зодчестве: начинается отход от господствовавшего ранее крестово-купольного стиля, одним из проявлений этого отхода стало возникновение шатрового стиля (например, построенные при Иване IV церковь Вознесе­ния в Коломенском и Покровский собор на Красной площади в Москве, более известный как собор Василия Блаженного, ко­торый был возведен в 1555-1561 гг. зодчим Бармой Постником 1 в честь взятия Казани);
  • широкое строительство каменных кремлей. Первой и круп­нейшей каменной городской крепостью в Северо-Восточной Руси стал Московский Кремль, который отстраивался из кам­ня дважды: в 1366-1368 гг. его стены (вместо построенных при Иване Калите дубовых) были возведены из белого камня, а в 1485-1499 гг. стены и башни Кремля были выстроены из обожженного красного кирпича (итальянскими мастерами

Пьетро Солари, Аристотелем Фиораванти, Марком Фрязином и др.). В конце XV – начале XVI в. те же итальянские архи­текторы обновили и частично создали внутренний ансамбль Московского Кремля, который включал в себя Успенский со­бор (Аристотель Фиораванти, 1475-1479 гг.) – главный храм Московского государства (место венчаний на царство и коро­наций), Архангельский собор (Алевиз Новый, или Алевиз Фря- зин, 1505-1508 гг.), построили Грановитую палату (Пьетро Солари и Марк Фрязин, 1487-1491 гг.), колокольню Ивана Великого (архитектор Бон Фрязин). В конце XVI в. архитектор Федор Конь возвел белокаменные стены Белого города в Мос­кве и Смоленский кремль. В XVI в. крепости-кремли были построены также в Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Туле, Коломне и других городах.

  1. Живопись. К XIV-XVвв. относится расцвет русской иконописи: в русских монастырях появляются иконостасы, Русь становится центром православной иконописи, в это время создают свои ико­ны лучшие иконописцы – византийский мастер Феофан Грек (ико­на Донской Богоматери), а также русские мастера Андрей Рублев (мастер московской, или владимиро-суздальской, иконописной школы 1360-1430-х гг., автор росписей соборов Московского Кремля, Успенского собора во Владимире, Троицкого собора в Тро­ице-Сергиевой лавре, Спасо-Андроникова монастыря в Москве, а также созданной около 1411 г. иконы «Троица» для Троице-Сер- гиева монастыря), Дионисий (мастер конца XV – начала XVI в., автор росписей и икон Иосифо-Волоколамского монастыря, Фе­рапонтова монастыря около города Кириллова, части икон и фре­сок Успенского собора Московского Кремля) и его сын Феодосий (росписи Благовещенского собора Московского Кремля, 1503 г.) (рис. 18.1).

В 1586 г. был создан замечательный шедевр русского оружейного дела: мастер московского Пушечного двора Андрей Чохов изготовил Царь- пушку калибром 890 мм.

В XIV-XV веках русский народ вёл борьбу за единство Руси, за освобождение от татарского ига. В это трудное время шло дальнейшее формирование русской национальной культуры. Широко развивалось устное народное творчество. Появились былины, говорившие о борьбе народа с татарами. Возникло много задушевных, грустных песен, отразивших тоску русских людей по свободе, печаль о судьбе родной земли.

В этот период получили широкое распространение летописи. Летописи писались не только в монастырях, но и при дворах московских, тверских и других князей. Возникают летописные своды, в которых Москва рассматривается как преемница Киева и Владимира. Славная победа русских на Куликовом поле воспета и «Сказании о Мамаевом побоище» и в поэме «Задонщина». Эта поэма перекликается с бессмертным творение XII века «Словом о полку Игореве». Автор «Задонщины» призывает русских людей к объединению.

Сохранились записки некоторых русских путешественников, в том числе впечатления новгородца Стефана о его поездке в Константинополь. Особенные интерес представляет книга тверского купца Афанасия Никитина «Хождение за три моря». В ней автор рассказывает о своих приключениях и наблюдениях во время трехлетнего путешествия по Каспийскому, Индийскому и Черному морям. Никитин первый из европейцев (на 30 лет раньше португальца Васко да Гамы) совершил путешествие по Индии и описал её города, природу, быт и нравы народа. Ему нравится Индия, но, как истинный патриот, он восклицает: «Русская земля да будет богом хранима! На этом свете нет страны, подобной её!»

Одним из литературных жанров в XIV-XV веках были «жития». Это повести о князьях, митрополитах, основателях монастырей. Особую известность приобрели «Слово и житии князя Дмитрия Ивановича» и «Житие Сергия Радонежского»- основателя Троицкого монастыря под Москвой. Сохранились историко-литературные повести о борьбе удельных князей, о походе Ивана III в Новгород и другие. В то время книги переписывались от руки. На русский язык переводились многие произведения греческих и римских писателей. Князья и монастыри основали большие библиотеки. Однако много книг, летописей и других литературных памятников не сохранилось: они сгорели во время бесчисленных пожаров.

Развивалась своеобразная русская архитектура. Возводились каменные и деревянные дворцы, крепости, церкви. В 1367 году при Дмитрии Донском в Москве был построен Кремль из белого камня. С тех пор Москву стали звать белокаменной. В конце XV века по распоряжению Ивана III воздвигли новый Кремль, с высокими стенами и величественными башнями. В Кремле выросли пятиглавый Успенский собор, Благовещенский и Архангельский соборы, колокольня Ивана Великого. При княжеском дворце создали красивую Грановитую палату для торжественных приёмов. Наружные стены её были облицованы гранёными белыми плитами.


Необыкновенного расцвета достигла в XIV-XV веках русская живопись. Новгородские живописцы создали замечательные фресковые произведения: «Благовещение», «Исцеление слепого» и другие. В Новгороде работал выдающийся художник Феофан Грек. Он прибыл из Византии в 70-е годы XIV века; глубоко изучил особенности русской живописи и вырастил целую школу русских художников. Позднее Феофан Грек работал в Москве, в Нижнем Новгороде. Он украсил кремлёвский дворец великолепными шедеврами своего искусства.

Во второй половине XIV века и первой четверти XV века жил величайший представитель русской национальной живописи Андрей Рублёв. Вначале он работал в иконописной мастерской Троице-Сергиева монастыря, а затем переехал в московский Андроников монастырь, где расписал церковь Спаса. Написал также ряд икон для Благовещенского собора московского Кремля.

О нём так писали современники: «Иконописец преизрядный и всех превосходящий в мудрости». Всемерно известная икона Рублёва «Троица» представляет изображение христианского триединого бога в виде трёх прекрасных ангелов-юношей, сидящих за трапезой. Яркие, сочные краски, очеловеченные лица беседующих ангелов придают иконе вид живой, реалистической картины. В изображениях святых великого художника всегда можно разглядеть типичные национальные черты русских людей.

Замечательные произведения, созданные Андреем Рублёвым, сохранились в Успенском соборе города Владимира, в Троицком соборе Загорска и ряде других мест. Подлинник «Троицы» хранится в Москве в Третьяковской галерее. В помещении Андроникова монастыря создан музей Андрея Рублёва.

Русская живопись XIV века. Феофан Грек

С XIV века начинается расцвет русской живописи. Большой вклад в её развитие внёс Феофан Грек , работавший сначала в Новгороде, а затем в Москве. Он приехал из Византии на Русь в 70-х годах XIV века уже известным живописцем и отдал всё своё мастерство новой родине. Одной из лучших работ мастера является фресковая роспись новгородской церкви Спаса Преображения на Ильине улице.

Религиозные сюжеты Феофана Грека были выполнены в несвойственной византийской живописи манере, в них чувствовался интерес мастера к характеру, внутреннему миру человека. Он смело экспериментировал с цветовой гаммой, так выписывал фигуры святых, что они смотрелись не застывшими в определённой позе, а как бы в движении. Таким самобытным творением является икона Донской Богоматери. Тёмно-вишнёвую гамму, в которой традиционно создавался этот образ, мастер оживил ярко-васильковой повязкой. Сами же лики Марии и Младенца написаны энергичными мазками синего, зелёного и красного цветов. Никогда ещё Святая Дева не получалась такой одухотворённой и земной.

В Москве Феофан Грек расписал церковь Рождества, Кремлёвский терем великого князя Василия I, создал фрески для Архангельского собора. Однако главным его творением стало создание иконостаса для Благовещенского собора. Иконостасы как самобытное культурное явление появились в русских церквях в конце XIV века (византийская культура не знала таких больших иконостасов).

Русский иконостас представлял собой часть внутреннего убранства храма. Иконы, поставленные в несколько рядов, образовывали высокую стену, отделяющую алтарь от остальной части помещения. Иконы располагались в строгом порядке. В нижнем ряду помещалась икона святого или праздника, в честь которого возведена данная церковь. Далее следовал ряд икон, в центре которых изображался Христос, а по обеим сторонам в молитвенных позах - Богоматерь, Иоанн Предтеча, а также апостолы, архангелы, святители. В иконостасе Благовещенского собора было 25 икон, созданных в мастерской Феофана.

Русская живопись XV-XVI веков. Андрей Рублёв

В конце XIV - начале XV века в Москве складывается русская национальная школа живописи. Наиболее ярким её представителем был гениальный русский художник Андрей Рублёв . Он был монахом Троице-Сергиева, а затем Спасо-Андроникова монастыря. В 1405 году Андрей Рублёв вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца расписывал стены Благовещенского собора в Московском Кремле. В 1408 году он вместе с Даниилом Чёрным работал над фресками Успенского собора во Владимире, а затем они украсили фресками собор Троице-Сергиева монастыря.

Самая известная работа Рублёва - икона «Троица» - написана для иконостаса Троицкого собора. Он изобразил Святую Троицу в виде трёх прекрасных юношей - ангелов, сидящих за столом под сенью большого дуба, которые ведут неторопливую, доброжелательную, но очень печальную беседу. В тяжёлые годы княжеских усобиц и ордынских набегов Андрею Рублёву удалось отразить в живописи мечту русского народа о мире, согласии, спокойствии и взаимной любви.

В творчестве Рублёва получает своё логическое завершение процесс отделения русской живописи от византийской. Рублёв и его последователи окончательно отказались от византийской суровости и аскетизма. В своих произведениях он создавал образы живых людей, передавал душевные переживания и настроения русского человека того времени.

Русская живопись, как и в предшествующие века, развивалась в основном в рамках иконописи и храмовой росписи. Главным местом, где рождались новые идеи и приёмы живописи, стал Московский Кремль.

Крупнейшим представителем московской школы живописи конца XV - начала XVI века был знатный князь, ставший монахом, - Дионисий . Он написал часть икон и фресок Успенского собора Московского Кремля. Работы Дионисия отличались утончённым рисунком, изысканным и нежным цветом. Они пронизаны настроением торжественной праздничности, светлой радости. На иконах Дионисия лики святых обрамлялись рисунками, на которых изображались отдельные эпизоды их жизненного пути.

В период правления Ивана IV всё чаще в религиозную живопись включались сюжеты, отражающие реальные исторические события.

В середине XVI века в Москве была написана огромная, четыре метра длиной, икона-картина «Церковь воинствующая», посвящённая взятию Казани. На ней изображено торжественное шествие победоносного русского войска во главе с Иваном IV. Среди воинов князь Владимир Святославич с сыновьями Борисом и Глебом, Александр Невский, Дмитрий Донской и другие прославленные князья-воители. Впереди на крылатом коне летит Архангел Михаил. В центре фигура византийского императора Константина с крестом в руке. Войско встречает Богоматерь с Младенцем. Вполне очевиден замысел произведения - истолковать военный успех как результат покровительства небесных сил, а подвиг русских воинов как победу православия над «неверными басурманами».

Документ

РУССКИЕ ИСТОРИКИ НАЧАЛА XX ВЕКА О ТВОРЧЕСТВЕ АНДРЕЯ РУБЛЁВА

Андрей Рублёв родился на грани двух эпох. Если XI, XII и XIII века в истории русского искусства являются периодом заимствования, то XIV век знаменует начало расцвета русской иконописи на национально-самобытных основах. От Византии были восприняты: изящность формы, тонкость линий, правильность рисунков, словом, техника древней иконописи. Содержание же было вложено подлинно русское, самобытное. Особенностью творчества Андрея Рублёва является возвышенное, проникнутое любовью стремление к далёкому духовному началу, что было вообще отличительной особенностью древнерусской иконописи того периода...

В отличие от византийского немого письма, рублёвские иконы поражают необычайной чуткостью передачи внутренних движений человеческой души. Эта особенность бросается в глаза при первом взгляде на икону Рублёва «Св. Троица»...

Какая-то неземная просветлённость и особая острота чувства прекрасного привлекают внимание к этой иконе даже тех людей, которые чужды религиозности. В этой одухотворённости, в этом отрыве от всего земного выражается самобытная особенность национального русского духа, ярко выявленная в творчестве преподобного иконописца Андрея Рублёва.

    (И. Н. Заволоко)

Эта икона («Святая Троица») изображает трёх ангелов за трапезой, которую им, согласно библейскому рассказу, предложил Авраам. На столе поставлена чаша, а подле лежит кусок хлеба, и ничего больше - ясно, что это один только символ трапезы, только намёк на неё. Художник намеренно так упрощённо изобразил угощение Авраама: всё внимание зрителя он хотел сосредоточить на небесных гостях. Нежные, стройные фигуры ангелов, их склонённые головы с задумчивым взором, устремлённым куда-то вдаль, красиво вырисовываются на фоне лёгкого, светлого пейзажа. Глядя на эти фигуры, хочется поистине молиться - столько в них умилительного, возвышенного и духовного.

В этой иконе очаровательна гармония линий. Складки одежды, поворот головы и корпуса, положение рук, согласованность линий человеческого тела с линиями пейзажа (деревьев), вдохновенность содержания и прелестное сочетание красок.

    (Е. Шмурло)

1. Каковы особенности творчества Андрея Рублёва? Чем оно отличается от византийской школы? 2. В чём вы видите принципиальное отличие творения Рублёва от картин с религиозными сюжетами прославленных мастеров эпохи Возрождения?

Запомните новые слова

ШАТРОВЫЙ СТИЛЬ - вид архитектурного сооружения, которое завершается высокой многогранной пирамидой.

ЮРОДИВЫЙ - странник, аскет, обладающий даром предвидения.



Новое на сайте

>

Самое популярное