Домой Коммуникации Система распределенных ситуационных центров. Система распределенных ситуационных центров как основа цифровой трансформации государственного управления

Система распределенных ситуационных центров. Система распределенных ситуационных центров как основа цифровой трансформации государственного управления

25-27 октября в Таврическом дворце прошел Всероссийский форум «Система распределенных ситуационных центров (СРСЦ) - 2017».

В форуме приняли участие представители Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, более 125 федеральных и региональных органов власти, 23 ведущих вузов, 22 научных организаций Российской академии наук, руководители 58 IT-предприятий, всего 650 человек.

СПбГЭУ принял активное участие в работе форума. Ректор университета И.А.Максимцев являлся заместителем председателя программного комитета, а заведующий кафедрой информационных систем и технологий И.Л.Коршунов совместно с научным руководителем Центра долгосрочного прогнозирования и стратегическго планирования МГУ имени М.В. Ломоносова С.Ю. Малковым выступили модераторами секции 3 «Цифровая экономика и цифровая трансформация стратегического планирования и управления государственными программами и проектами». Интересный доклад, по мнению участников, на секции сделал профессор Колбанев М.О. «Информационно-технологическая платформа цифровой экономики».

В резолюции форума было отмечено, что система распределенных ситуационных центров является технологической базой для развития цифровой экономики и цифрового управления Российской Федерацией. И задача ведущих вузов – осуществлять подготовку и переподготовку кадров для этих целей.


В последней декаде октября в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге состоялся Всероссийский форум «Система распределенных ситуационных центров как основа цифровой трансформации государственного управления», организованный ФСО России и Санкт-Петербургским государственным университетом. В мероприятии приняли участие представители федеральных и региональных органов власти, вузов, научных организаций и ИT-предприятий. Один из выводов состоявшихся дискуссий заключается в том, что без единой экосистемы ситуационного реагирования на вызовы времени не удастся повысить результативность принимаемых на разных уровнях решений. В новых технологических условиях предстоит переосмыслить роль и функции ситуационных центров. Организаторы мероприятия поставили перед делегатами цель – выработать рекомендации по формированию стратегии развития системы распределенных ситуационных центров как основы цифровой трансформации государственного управления. Сегодня в стране более 100 ситуационных центров разного уровня – в федеральных, региональных, муниципальных органах власти, в корпорациях, прежде всего с государственным участием, и учебных заведениях. Среди вузов пионером в использовании технологий ситуационного управления стал Санкт-Петербургский государственный университет, где применяют и опробуют различные методики. Например, ответы на обращения к руководству и должностным лицам университета размещают в виртуальной приемной. По словам ректора СПбГУ Николая Кропачева, возможности ситуационного центра позволяют приобщить к процессам управления вузом большее количество людей. Выступающие на пленарном заседании конференции отмечали необходимость выработки общих стандартов, на основе которых можно объединить ситуационные центры разных уровней. Переход от мониторинга […]


Полная версия доступна только зарегистрированным пользователям! 

25-27 октября 2017 года Таврическом дворце г. Санкт-Петербурга состоялся Всероссийский форум «СРСЦ-2017» «Система распределенных ситуационных центров как основа цифровой трансформации государственного управления». Организаторами Форума выступили Санкт-Петербургский государственный университет совместно с Федеральной службой охраны Российской Федерации при активной поддержке Аппарата Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе, Правительства Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургского института информатики и автоматизации Российской академии наук при участии:

Администрации Президента Российской Федерации;

Аппарата Правительства Российской Федерации;

Аппарата Совета Безопасности Российской Федерации;

Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

Национального центра управления обороны Российской Федерации;

Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;

Федеральной службы Безопасности Российской Федерации

(Таврический Дворец)

Форум проводился в соответствии с решением шестой Всероссийской научно-практической конференции «Научное и кадровое обеспечение системы распределенных ситуационных центров как ключевого фактора повышения эффективности государственного управления», посвященной 20-летию создания Ситуационного центра Президента Российской Федерации (г. Москва, 18-20 октября 2016 г).

Цели Форума:

Выработка научно-обоснованных рекомендаций по формированию стратегии развития системы распределенных ситуационных центров (СРСЦ) как базы цифровой трансформации государственного управления и экономики, создания региональных центров компетенций в целях обеспечения информационно-аналитической поддержки и кадрового обеспечения системы распределенных ситуационных центров;

Демонстрация достижений и обмен опытом в области создания и эксплуатации информационно-аналитических систем и программно-технических комплексов центров компетенций и ситуационных центров федерального, регионального и корпоративного уровней, включая вопросы обеспечения информационной безопасности и реализации стратеии импортозамещения.

Задачи Форума:

Разработка и внедрение научно-обоснованных методов и технологий аналитической работы, прогнозирования и стратегического планирования для использования в СРСЦ в условиях цифровой трансформации государственного управления и экономики России;

Поиск путей совершенствования СРСЦ и обеспечения информационного взаимодействия между ситуационными центрами на федеральном, региональном и корпоративном уровнях;

Определение перспектив и решение задачи подготовки кадров для СРСЦ на основе центров компетенции федерального и регионального уровня;

Обсуждение технологий, методов и средств защиты информации в СРСЦ;

Обмен опытом в области создания и эксплуатации программно-технических комплексов ситуационных центров на федеральном, региональном и корпоративном уровнях;

Обмен опытом в области создания и эксплуатации информационно-аналитических систем ситуационных центров на федеральном, региональном и корпоративном уровнях;

Демонстрация достижений разработчиков программного и аппаратного обеспечения для ситуационных центров, обсуждение перспектив импортозамещения.

От ФИЦ ИУ РАН в руководящие органы Форума вошли:

- Директор Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» Российской академии наук, академик Российской академии наук, Главный конструктор СРСЦ Соколов Игорь Анатольевич (член президиума):

- Заместитель директора Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» Российской академии наук, заместитель Главного конструктора СРСЦ Зацаринный Александр Алексеевич (член программного комитета, модератор секции № 4).

(Секция №4)

Секции форума:

Ситуационные центры федеральных и региональных органов власти - Н.И. Ильин (ФСО России);
- Ситуационные центры государственных корпораций и акционерных обществ с государственным участием – Ю.Н. Захаров (СПбИАЦ);
- Цифровая экономика и цифровая трансформация стратегического планирования и управления государственными программами и проектами– И.А. Соколов (ФИЦ РАН), А.И. Андреев (МГУ), И.А. Максимцев (СПбЭУ);
- Информационно-аналитическое и технологическое обеспечение системы распределенных ситуационных центров – основа деятельности федеральных и региональных центров компетенции компетенций – А.А. Зацаринный (ФИЦ РАН), Б.В. Соколов (СПИИРАН), В.Э. Жигадло (ЛОНИИС);
- Комплексное обеспечение информационной безопасности системы распределенных ситуационных центров - И.В. Котенко (СПИИРАН);
- Подготовка и переподготовка кадров для системы распределенных ситуационных центров – А.Н. Терехов (СПбГУ), В.А. Шамахов (СЗИУ РАНХиГС), И.А. - Максимцев (СПбЭУ), В.С. Заборовский (СПбПУ).

В работе форума приняли активное участие представители ФИЦ ИУ РАН, с докладами на секции № 4 выступили:

Зацаринный А.А. «Научное обеспечение развития системы распределенных ситуационных центров в условиях новых вызовов цифровой экономики»(ФИЦ РАН);

Ройзензон Г.В.(ФИЦ РАН, ИСА РАН) «Оценка ситуационных центров по многим критериям».

(Зацаринный А.А. (ФИЦ ИУ РАН) Андреев А.И.)

20.08.2015, Чт, 17:08, Мск , Текст: Игорь Королев

Реализация указа президента Владимира Путина о создании системы распределенных ситуационных центров обойдется в 1,6 млрд руб., подсчитали в ФСО. Эти деньги из бюджета до сих пор не выделены, хотя система должна заработать уже в этом году.

Нужно 1,6 млрд рублей

ФСО и Минкомсвязи оценили затраты на реализацию проекта создания системы распределенных ситуационных центров (СРСЦ). Согласно отчету Счетной палаты о составлении федерального бюджета на 2015-2017 гг., на эти цели запрашивалось i 1,61 млрд, в том числе в 2015 г. - i 840 млн, в 2016 г. - i 770 млн. Еще i 680 млн потребуются в 2018-2020 гг.

Для чего необходим ситуационный центр

Ситуационный центр (СЦ) - организационно-технический комплекс, предназначенный для информационно-аналитического и коммуникационного обеспечения решения задач управления в органах госвласти. СЦ применяется для поддержки принятия управленческих решений на основе мониторинга событий и процессов, анализа их причин и последствий, а также прогнозирования развития ситуации.

Центр состоит из специализированного помещения, оснащенного комплексом телекоммуникационного оборудования (видео-конференцсвязь, средства визуализации информации и т. д.) и ПО класса «бизнес-аналитика» со специализированным информационно-аналитическим инструментарием (средства хранения, сбора, обработки и визуализации информации, методы моделирования и прогнозирования).

Первый ситуационный центр - при Администрации Президента - появился в России в 1996 г. С тех пор многие органы федеральной и региональной власти обзавелись собственными подобными структурами. В 2009 г. была утверждена стратегия национальной безопасности, предусматривающая создание ситуационных центров, работающих по единому регламенту. В 2013 г. соответствующий указ подписал президент Владимир Путин .

Единая распределенная система

СРСЦ призвана кардинально повысить эффективность информационно-аналитической поддержки реализации госполитики в сфере социально-экономического и общественного политического развития страны и обеспечения национальной безопасности, в том числе в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных (кризисных) ситуаций.

Система является многоуровневой, территориально-распределенной и интегрированной структурой. Она включает в себя комплекс программно-технических средств, распределенный информационный фонд, комплексы информационных систем, защищенную телекоммуникационную сеть, центр управления и координации и комплекс обеспечения информационной безопасности.

Согласно указу президента, в 2013 г. должна была быть разработана и утверждена концепция информационной безопасности СРЦС, в 2014 г. - разработан единый регламент взаимодействия и методические рекомендации по вводу новых ситуационных центров, а также введен опытный участок системы. В текущем году создание системы должно было быть завершено, в том числе должен быть введен в эксплуатацию центр управления и координации системы.

По плану, в 2015 г. доля органов госвласти, использующих ситуационные центры должна составить 30%, в 2020 г. - 90%. Доля государственных информационных систем, интегрированных в СРСЦ, в текущем году должна составить 10%, в 2020 г. - 80%.

Ведомством, ответственным за функционирование СРСЦ, является ФСО. Финансирование должно получать Минкомсвязи в рамках мероприятия «Повышение качества государственного управления за счет создания и внедрения современных ИТ», включенного в госпрограмму «Информационное общество».

На что потратить деньги

ФСО представило следующую смету расходов на два года. На разработку и внедрение распределенного центра управления и координации СРСЦ предлагалось направить i 445 млн. На типовые программно-технических комплексов для создания новых и модернизации существующих СЦ предполагалось потратить i 350 млн. На типовые программные комплексы информационно-аналитических систем для поддержки государственного управления и стратегического планирования - i 330 млн.

На типовые комплексы информационного взаимодействия элементов СРСЦ с информационно-коммуникационной инфраструктурой электронного правительства - i 200 млн.

Кроме того, i 150 млн предполагалось направить на создание комплекса обеспечения информационной безопасности СРПЦ. Еще i 110 млн - на формирование распределенного информационного фонда СРСЦ, включая обеспечение доступа к открытым и конфиденциальным данным государственных информационных систем, а также i 20 млн - на разработку проекта СРСЦ.

Минкомсвязи запросило выделить из бюджета в 2015-2016 гг. запрошенные ФСО средства, но данный вопрос не был согласован. Текущую судьбу проекта в министерстве не комментируют.



Новое на сайте

>

Самое популярное