Домой Коммуникации Сообщение по теме христианство. Сообщение о христианстве

Сообщение по теме христианство. Сообщение о христианстве

Почему история христианской религии , зародившаяся в Палестине и Израиле, так и не нашла признания среди еврейского народа? А ведь именно евреи – та нация, которая неразрывно связана с библейскими сказаниями. Первая часть Библии – Ветхий завет – священная книга и для иудеев, и для христиан. Однако вторая часть «Новый завет» — это уже наиважнейшее писание христиан, в то время как евреи не приняли новую веру. Почему? Этот народ был избранным Богом, именно у евреев зарождалась вера в Живого Бога, именно среди них появлялись , гласящие о приходе в этот мир Мессии, способного спасти все человечество.

Палестина, где жили еврейские племена, постоянно находилась под властью соседствующих государств и мечты о свободе были весьма актуальны. Но дело в том, что под «Спасителем» они подразумевали некого лидера, который подарит им независимость и создаст великое еврейское царство, свободное и сильное. Пришедший в мир Спаситель говорил о Царствие Божьем, о любви к человечеству и о всеобщем братстве, что было не понято и не принято.

Именно поэтому евреи отвергли Христа, не поняв его предназначения и не приняв его как Мессию. Вот и оказалось, что избранный Богом еврейский народ, отвергнув Христа, перестал быть «божьим» народом. Хорошо этот или плохо, но суть остается одна – история христианства неразрывно связана с евреями. А после смерти и воскрешения Иисуса Христа, с помощью его учеников и последователей, распространилась по всему миру, став многонациональной.

Раннее христианство

История христианской религии возникала в период религиозной нестабильности греко-римской империи, терпящей кризис и упадок. Раннее христианство – это разрозненные общины, состоящие из людей низших сословий. Скорее, оно было основано как движение угнетенных, которых увлекала идея равенства перед Богом, право на счастье и свободу, призывы к милосердию и справедливости.

У первых христиан не было единой церкви и какой бы то ни было организации. Это были проповедники, часто странствующие, призывающие верить в Единого Живого Бога, а в доказательство повествующие историю Иисуса Христа, как Сына Божьего.

Во II веке в христианские сообщества стали вливаться люди благородных сословий. И примерно в то же время происходит разрыв с иудаизмом. Ветхий завет перестал почитаться и произошел первый раскол – христиане отказались от законов Ветхого Завета, в то время как иудеи продолжали их соблюдать. Так, среди христианских сообществ резко сократилось количество евреев.


Несмотря на это обстоятельство, христианская религия крепла, и постепенно зарождалась церковная организация, которая становилась серьезной конкуренцией властям. Основалась власть епископов и борьба за нее продолжилась уже внутри церкви.

Признание христианской религии

В III веке когда классовая борьба достигла своего пика, император Деций начал преследования христиан. Вот тут гонения, доносы, пытки, казни приобрели массовый характер. Но все же значение христианской церкви неуклонно росло, и возникла ситуация, которую мы в современном мире называем «Не можешь изменить ситуация, измени отношение к ней», что и сделал император Константин I, отличавшийся проницательным и изворотливым умом. От сопротивления он перешел к сотрудничеству, и постепенно христианская религия стала возводиться в ранг официальной государственной религии. Правда, насильственные смерти это не прекратило.

IV век ознаменовался возникновением первых монастырей и скитов. Церковные общины стали располагать своими земельными угодьями, к обработке которых привлекались члены общины. Поэтому среди признавших христианство было много разорившихся крестьян.

Тогда же, примерно в IV веке в христианской религии стали появляться различные мученики и угодники, возведенные в ранг святых. По сути языческие боги – покровители скота, земледелия и пр. заменились святыми. Кроме того иудаизм оставил глубокий и прочный след своей веры в христианстве – все почитаемые духи – ангелы, архангелы, херувимы – это высшие существа иудейской веры, которые христиане уже давно считают «своими».

В VI веке христианская церковь предложила начать новое летоисчисление от Рождества Христова, которым мы пользуемся по сей день.

В последующие века развитие христианской церкви происходил очень бурно. Охватив всю Римскую империю, христианство к XIII веку достигло прибалтийских народов, а к XIV охватило практически всю Европу. В XIX веке заметно усилилось миссионерское движение, благодаря чему христианская религия проникла в страны Северной и Южной Америки. В настоящее время христиан насчитывается около миллиарда.

Во имя веры?

Становление христианской религии – процесс сложный, длительный и довольно жестокий. И, как и в любой мощной организации, имеет место борьба за власть, ради которой сильные мира сего не останавливаются ни перед чем. Отсюда великое множество жертв. Кто знает, о такой ли церкви говорил Иисус? Вряд ли Он учил уничтожать инакомыслящих, подвергать их пыткам и сжигать на кострах. Но такова история христианской религии – везде имеет место человеческий фактор. А людям свойственно стремление к власти.

Религия играет огромную роль в жизни общества и государства. Она компенсирует страх смерти верой в вечную жизнь, помогает найти моральную, а подчас и материальную опору страждущему. Христианство, если говорить кратко о религии, одна из мировых религиозных учений, которое актуально вот уже более двух тысяч лет. В этой ознакомительной статье я не претендую на полноту изложения, но ключевые моменты безусловно назову.

Происхождение Христианства

Как это ни странно, христианство, как и ислам, уходит корнями в иудаизм, вернее в священную его книгу — Ветхий завет. Однако непосредственный толчок его развитию дала всего одна личность — Иисуса из Назарета. Отсюда и название (от Иисуса Христа). Первоначально эта религия была еще одной монотеистической ересью в Римской империи. Христиан гоняли только так. Эти гонения сыграли не последнюю роль в сакрализации христианских мучеников, и самого Иисуса.

Как-то давно, когда я учился в университете на историческом, спрашивал у преподавателя Античности на перемене, а мол, Иисус -то как был на самом деле или нет? Ответ получил такой, что все источники указывают на то, что такая личность была. Ну а вопросы о чудесах, которые описаны в Новом Завете, каждый сам решает, верить им или нет.

Если же говорить, абстрагировавшись от веры и чудес, то первые христиане обитали в форме религиозных общин на территории Римской империи. Изначальная символика была крайне проста: кресты, рыбы и пр. Почему именно эта религия стала мировой? Скорее всего дело как сакрализации мучеников, в самом учении, ну, конечно, в политике Римских властей. Так государственное признание она получила только спустя 300 лет со смерти Иисуса — в 325 году на Никейском соборе. Римский император Константин Великий (сам язычник) призвал к миру все христианские течения, коих тогда было немало. Чего стоит только Арианская ересь, согласно которой Бог отец выше Бога сына.

Как бы там ни было, Константин понял объединительный потенциал христианства и сделал эту религию государственной. Ходят также упорые слухи, что сам, перед смертью, изъявил желание креститься... Все таки умные были правители: натворят чего нипопадя пока язычники — а потом бац — и перед смертью в христианство обратиться. Почему нет?!

С тех пор Христианство стало религией всей Европы, а затем и большой доли этого мира. Кстати, рекомендую пост про то, .

Основные положения Христианского учения

  • Мир создан Богом. Это первое положение этой религии. Не важно, что ты думаешь, может Вселенная и Земля, а тем более жизнь появилась в ходе эволюции, но любой христианин тебе скажет, что Бог создал мир. И если особо сведущ, то может даже год назвать — 5 508 год до новой эры.
  • Второе положение — человек имеет искру Божью — душу, которая вечна и не умирает после смерти тела. Эта душа изначально была дана людям (Адаму и Еве) чистой и незамутненной. Но Ева сорвала яблоко с древо познания съела сама и угостила Адама, в ходе чего возник первородный грех человека. Возникает вопрос, зачем это древо познания вообще росло в в Эдеме?.. Но это я спрашиваю, так как в конечном счете от рода адамова)))
  • Третье положение — этот первородный грех Иисусом Христом был искуплен. Так что все грехи которые сейчас есть — результат твоей греховной жизни: чревоугодия, гордыни и пр.
  • Четвертое — чтобы искупить грехи, надо покаяться, соблюдать церковные установления, и вести праведную жизнь. Тогда, может быть, и заслужишь себе место в раю.
  • Пятое, если будешь вести неправедную жизнь — сгинешь в аду после смерти.
  • Шестое — Бог милостив и прощает все грехи, если покаяние искренне.
  • Седьмое — будет страшный суд, придет Сын человеческий, устроит Армагеддон. И Бог отделит праведников от грешников.

Ну как? Страшновато? Доля истины в этом конечно есть. Нужно вести нормальную жизнь, уважать ближних и не совершать злых поступков. Но, как видим, множество людей называют себя христианами, а ведут себя прямо противоположно. К примеру, согласно опросам Левады-центра, в России 80 % населения считает себя православным.

Но как я не выхожу на улицу: все едят шаурму в пост, и творят всякое греховное. Что тут скажешь? Двойные стандарты? Возможно, люди, считающие себя христианами, немного лицемерят. Лучше бы сказали, что верующие, а не христиане. Потому как если ты называешь себя таковым, предполагается, что ты и ведешь себя соответственно. Как Вы считаете? Напишите в комментариях!

С уважением, Андрей Пучков

Узнайте о разных религиях мира, об основном значении христианства, ислама, буддизма. Читайте о конфессиях христианства и их отличиях, узнайте догматы и традиции Православия

Религия христианство, Православие

Во все века человечество имело разные религии, принимало разные убеждения. Наука религиоведения делит вероисповедания на религии, секты, конфессии, течения и просто личные убеждения. Вера недоказуема научно. По сути, каждый человек имеет веру во что-то Высшее, даже атеисты, убежденные, что Бога нет, не могут доказать этого.


Мировые религии - христианство, ислам, буддизм - это четыре религии, которые наиболее распространены на Земле, при этом исторически присущей землям Руси, славянским, является христианство. Однако и оно имеет деление на конфессии - течения внутри религии. На территории России, Беларуси, Украины, Польши, Молдовы широко распространены Православие и Католицизм; многие семьи исторически исповедуют разные конфессии, поэтому сегодня мы поговорим именно об их отличиях.



Христианство - кратко о религии

Важнейший догмат христианства - Иисус Христос, Всемогущий Сын Божий, воплотился от Девы Марии и добровольно принял смерть, чтобы спасти людей от власти греха. Значение смерти, погребения и Воскресения Христа Он Сам показал людям. Его слова и действия остались в Евангелии.


После осуждения на смерть Господь Иисус был Распят на Кресте, словно последний разбойник, с обычными разбойниками рядом. Апостолы оставили Его, испугавшись смерти, и лишь Пресвятая Богородица с апостолом Иоанном Богословом осталась у Креста.


Когда же Господь испустил дух, ученики - не апостолы, а просто ученики Христа Иосиф и Никодим - попросили отдать им Тело Господа для погребения. Они оставили его в саду, где было куплено самим Никодимом место для своего будущего погребения. Однако Христос воскрес уже через день, явившись святым женам-мироносицам.


Апостолы только после Воскресения уверовали в Божественную волю о Распятии, смерти и Царствии Господа, поняли это до конца.


На 40 день после Воскресения Христос призвал апостолов на Елеонскую гору, благословил их и на облаке взошел на небо, то есть стал подниматься все выше, пока не скрылся из глаз. При Вознесении апостолы получили от Господа благословение идти и научить Евангелию все народы, крестя их во имя Святой Троицы.


Христос - одно из Лиц Святой Троицы. Пресвятая Троица - Бог Отец, Бог Сын (Иисус Христос) и Бог Дух Святой - это Единый и Единственный Бог, Которому поклоняются христиане всего мира. Догмат о Его Единстве в Трех Лицах - важнейший для христиан, вне зависимости от конфессии.


Наиболее полно и ясно догмат о Троице выражает икона Ее в виде трех ангелов. Только в Православной Церкви существует этот образ: у католиков и протестантов этот сюжет называется «Гостеприимство Авраама» и является лишь иллюстрацией к эпизоду из Ветхого Завета.



Христианство, Православие и Католицизм

Традиционно христианство делится на три течения:


    Католичество, то есть Единую Римо-Католическую Церковь с единственным главой - Папой Римским (при этом существует особый вероучительный догмат о непогрешимости Папы, то есть он не может сделать ничего неправильно и обладает абсолютной властью). Церковь делится на «обряды», то есть региональные традиции, однако все они находятся под единым руководством.


    Православие, которое делится на независимые, отдельные Церкви-Патриархаты (например, Московский, Константинопольский) и в рамках них - Экзархаты и Автономные Церкви (Сербская, Греческая, Грузинская, Украинская - по регионам) с разной степенью независимости. При этом и Патриархи, и епископы Церквей могут быть отстранены от управления, если тяжко согрешат. Единого главы Православной Церкви нет, хотя Константинопольский Патриарх носит исторический титул Вселенского. Православные Церкви имеют общность в молитвах, возможности совместного совершения Таинства Евхаристии (Причастия) и других.


    Протестантизм, самая непростая, подвижная и распадающаяся на части конфессия. Церкви здесь также делятся по регионам, существуют епископы, однако есть много сект - то есть причисляющих себя или относимых религиоведами к протестантизму отдельных учений.



Иисус Христос в истории

Сегодня существует ряд документальных фильмов о земной жизни Христа. Через них популяризируется научный миф о существовании могилы Христа и ее поисках. На самом деле, подобные поиски существуют только для коммерческих съемок. Настоящие археологи, серьезные исследователи не занимаются подобными вещами.


Давно доказано, что Христос как реальный Человек существовал на Земле. Среди иудеев Его времени было широко известно место Его погребения. Кроме того, после Своего Воскресения Он не раз являлся многим людям, как о том говорят евангелисты. Да и сами апостолы - святые люди по свидетельствам многих - не могли лгать, единогласно утверждая, что Он вознесся на Небо и указывая место, где ныне находится храм Гроба Господня, как место Его погребения.


Да хранит вас Господь Иисус Христос Своей благодатью!


от греч. Xristos, букв. - помазанник) - одна из т. н. мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). X. распространено в странах Европы, Америки, Австралии, а также, в результате активной миссионерской деятельности, - в Африке, на Бл. Востоке и в известной мере в ряде районов Д. Востока. Точные данные о численности последователей X. отсутствуют; согласно офиц. церк. статистике (обычно завышающей число приверженцев), X. исповедуют ок. 920 млн. чел. (70-е гг. 20 в.). X. во все периоды своей истории (вплоть до наших дней) неизменно предстает в виде соперничающих между собой направлений. Общим признаком, объединяющим все христ. вероисповедания, церкви, толки, секты, является лишь вера в Иисуса Христа, хотя и здесь между ними существуют разногласия (напр., согласно вероучению большинства христ. церквей, Христу присуща и божественная, и человеческая природа; согласно версии др. христ. церквей (армяно-григорианской, коптской), Христос имеет лишь божественную природу). X. распадается на 3 осн. ветви: католицизм (прибл. 550 млн. последователей; особенно распространен в Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, в лат.-амер. странах; в социалистич. странах среди верующей части населения католики преобладают в Польше, Венгрии, Чехословакии, на Кубе), православие (ок. 140 млн. последователей; существуют 14 православных автокефальных церквей (см. Православная церковь) и секты, отколовшиеся от православной церкви,- старообрядцы, хлысты, духоборы, молокане и др.), протестантизм (ок. 225 млн. последователей; включает 3 осн. течения (лютеранство, кальвинизм, англиканство) и большое число сект, из к-рых многие превратились в самостоятельные церкви, - баптисты, методисты, адвентисты и др.; распространен в Англии, Швейцарии, ФРГ, Нидерландах, Финляндии, Швеции, Норвегии, Дании, Исландии, США, Канаде, Австралии, а также в ГДР, СССР и др.). Кроме того, X. имеет и ряд более мелких ответвлений (монофизитство, несторианство и др.). Согласно церк. версии, X. возникло в Палестине в результате проповеди Иисуса Христа, сошедшего на землю в образе человека и пострадавшего ради избавления людей от "первородного греха". Наука опровергла эту богословскую схему, установив идеологич. и социально-политич. предпосылки возникновения X., выявив историю становления и развития X., определила сущность X., пути преодоления христ. иллюзий. X. возникло во 2-й пол. 1 в. н. э. в восточных провинциях Римской империи в условиях резкого обострения социальных противоречий. Тяжелый социальный и политич. гнет, крайнее бесправие вызывали массовые восстания рабов, свободной бедноты, покоренных народов. После подавления Римом нар. движений нач. 1 в. н. э. широкое распространение получили настроения депрессии, отчаяния, бессильной ненависти к угнетателям. Незрелость, слабость движения масс обусловили широкое распространение религ. фантастики. Бунтарские идеи проступали в сумбуре видений, пророчеств, в сознании угнетенных возникла надежда на сверхъестественное избавление. Выход был найден, как писал Ф. Энгельс, в области религии; появившееся X. создало небо и ад, обещая "страждущим" после смерти вечный рай (Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 483). Существовавшие в то время религии не могли удовлетворить неоднородную массу обездоленных огромной Рим. империи. Эти религии отличались этнич. ограниченностью. X. явилось новой, универсальной религией, впервые обратившейся ко всем "страждущим" независимо от того, к какой народности Рим. империи они принадлежали, ко всем социальным слоям, в т. ч. и к рабам. X. провозгласило абстрактное равенство всех людей (в виде равенства их перед богом), обещая им избавление от всех бед (в потустороннем мире). X. сложилось преим. на основе иудейских радикальных сект, течений - зелотов, ессеев (социальные отношения, быт, идеологию одной из общин ессейского толка вскрывают кумранские находки) и др. Они явились промежуточными звеньями между иудаизмом и ранним X. В формировании христ. вероучения сыграли большую роль греко-рим. философия, религии Востока (егип., иран. и даже инд. традиции и верования). "Отцом христианства" Ф. Энгельс называл иудейского философа Филона Александрийского (1 в. н. э.): X. почерпнуло его идеи о божеств. логосе - посреднике между богом и людьми, мессии, спасителе рода человеческого. Важный идейный источник X. - философия римского стоика Сенеки (1 в. н. э.), высказывавшего мысли о бренности земного существования и потустороннем воздаянии, о равенстве всех людей, в т. ч. и рабов, перед роком. Христ. мифология складывалась под большим влиянием вост. культов (напр., культа Исиды и Осириса, умирающего и воскресающего бога, культа Митры и др.). X. полностью включило в свое вероучение Ветхий завет. X. возникло как религ. протест рабов, угнетенных слоев против существовавших порядков, против рабовладельч. гос-ва. Важнейшим отличием нарождавшегося X. от др. религий древности был полный отказ от этнич. и социальных перегородок в вопросах веры, от жертвоприношений, к.-л. обрядности. Успеху X. способствовало его учение о бессмертии души и загробном воздаянии. Объясняя всеобщую моральную и материальную нищету внутр. испорченностью, греховностью каждого отд. человека, X. провозглашало духовное спасение всех людей через веру в искупительную жертву божественного спасителя как гарантию избавления людей от греха. Таким образом находилась форма "...внутреннего спасения от испорченного мира, утешения в сознании, к чему все так страстно стремились" (Энгельс Ф., там же, т. 19, с. 314). Первые общины, признавшие нового бога-спасителя Христа, появились в М. Азии (Эфесе, Смирне, Пергаме, Тиатире, Сардах, Лаодикее) и в егип. Александрии (нек-рые исследователи считают, что впервые христ. общины возникли в Палестине). Их члены вербовались из социальных низов. Раннее X. представляло собой "...религию рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных или рассеянных Римом народов" (Энгельс Ф., там же, т. 22, с. 467). Общины отличались простотой организации, отсутствием клира. Во главе общин стояли старейшины - пресвитеры и пророчествовавшие проповедники; члены общин устраивали совместные трапезы, собрания, на к-рых произносились проповеди. Не было еще упорядоченного культа и до нач. 2 в. не выработалось единого вероучения. Для раннего X. характерно разнообразие кружков, течений, между к-рыми не было согласия по ряду важнейших вопросов вероучения. Но объединяла первые христ. общины бессильная ненависть к Риму и страстная надежда на его скорое падение, избавление от его ига и установление на земле "царства божьего" во главе с Христом. Этой верой проникнут древнейший из дошедших до нас памятников христ. лит-ры - Апокалипсис (2-я пол. 1 в.), источник, позволяющий в значит. мере определить характер первоначального X. Из Апокалипсиса явствует, что христ. мифология, догматы и культ к этому времени еще не сложились; в нем Христос - не богочеловек, а космич. существо (отсутствуют рассказы о его земной жизни и страданиях); нет и намека на таинства, даже на крещение; нет упоминания о к.-л. церк. организации. Апокалипсис, отразивший гл. обр. недовольство и бунтарские настроения израильского народа, угнетенного Рим. гос-вом, вместе с тем свидетельствует о наличии в X. этого периода и иного течения: в этом произведении, хотя и менее ярко чем дух сопротивления, выражена также идея долготерпения и смирения, призыв к пассивному ожиданию развязки борьбы божественных сил с антихристом и наступления "тысячелетнего царства". В процессе эволюции X., изменения социального состава общин бунтарские настроения в X. постепенно отходили на второй план (что в конечном итоге обусловливалось политич. слабостью движения масс). Во 2 в. возобладало течение, призывавшее трудящихся безропотно "нести свой крест", уповая на сверхъестеств. избавление, на "божью волю". В вероучении все больше подчеркивалось страдание бога-спасителя, его культ стал по существу обожествлением человеческого страдания, смирения и терпения. Со временем страдание стало выступать в X. в качестве необходимого условия для достижения блаженства в "загробном мире" ("...многими скорбями надлежит нам войти в царствие божие", - Деяния, XIV, 22). Победа течения, призывавшего к примирению с существующими порядками, знаменовала новый этап развития раннего X. "Второе пришествие" Христа отодвигалось на неопределенное будущее. Этот этап развития X. можно проследить по т. н. "Посланиям апостола Павла" (кон. 1 - 1-я пол. 2 вв.). В них подчеркивается, что всякая земная власть установлена богом и ей необходимо подчиняться; дети должны повиноваться родителям, жены - мужьям, а рабы должны смиренно повиноваться господам "...со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу" (Послание к эфесянам, VI, 5). В посланиях выражена тенденция радикального разрыва с иудаизмом (впервые здесь формулировалось обвинение иудеев в убиении Христа - см. Первое послание к фессалоникийцам, II, 15), сопровождавшегося формированием чисто христ. идеологии. Облик Иисуса Христа стал приобретать человеческие черты (но в посланиях еще нет подробностей о его земной жизни). X. предстает как более или менее сложившаяся религия (со своей догматикой, символом веры и обрядностью) в сочинениях первого христ. апологета Юстина (ок. 150), где жизнеописание Христа во многом совпадает с евангельскими повествованиями. Юстин уже подробно описывал различные христ. таинства, формулировал, хотя и в неразвернутом виде, символ веры. В завершенном виде жизнеописания Христа предстают в евангелиях. 4 из них (от Матфея, Марка, Луки, Иоанна), признанные складывавшейся христ. церковью "богодухновенными", были включены ею в Новый завет и явились осн. священными книгами X. Канонизация новозаветных евангелий во 2-й пол. 4 в. свидетельствовала о завершении процесса мифотворчества, создания легенды о богочеловеке, о сыне божьем, претерпевшем смертные муки ради искупления грехов рода человеческого. Разительные противоречия, имеющиеся между этими евангелиями (написанными в 1-й пол. 2 в.) и внутри каждого из них, не только в изложении фактов, но и в самом смысле проповеди (напр., в Евангелии от Матфея Христос говорит: "блаженны миротворцы", V, 9, а в др. месте того же евангелия - "не мир пришел я принести, но меч", X, 34) отражали разные этапы в развитии идеологии X. и все еще сохранявшееся в нем различие течений. В евангелиях наиболее четко из всех писаний Нового завета выражено учение о непротивлении злу ("...не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую", - Матф., V, 39) и загробном воздаянии блаженством за земные страдания. Проповедь грядущего царства в евангелиях теряет свою прежнюю антирим. направленность, звучит призыв к примирению с власть придержащими, с "языч." императорской властью (в уста Христу вложено изречение: "...отдавайте кесарево кесарю, а божие богу", - Матф., XXII, 21). Со временем это облегчило эксплуататорским классам использование X. в своих целях. Изменения в христ. идеологии во 2-3 вв. были тесно связаны с изменением первонач. состава христ. общин. Кризис рабовладельч. способа произ-ва все более сказывался и на состоятельных слоях общества. В христ. общины в большом числе стали вступать и богатые люди. Если на протяжении первого столетия существования христ. общин все их члены считались равными, отсутствовал особый аппарат управления, то с сер. 2 в. идет усложнение организации. Состоятельные христиане, жертвовавшие в общинные кассы часть своих средств, приобретали значит. влияние; б. ч. они занимали созданные в сер. 2 в. должности епископов и дьяконов, ведавших общинным имуществом, хоз. делами общины. Постепенно в руках епископов (сначала избиравшихся, а затем назначавшихся) сосредоточилось управление христ. общинами; от прежнего демократич. принципа не осталось и следа, возник монархич. епископат. Епископы, дьяконы все больше обособлялись. Для обоснования их привилегированного положения было разработано учение об особой "благодати", ниспосланной богом этим должностным лицам, дающей им исключит. право совершать религ. обряды, быть наставниками остальных членов общины, декретировать принципы вероучения. Так образовалась церк. организация, разделенная на клир (духовенство) и мирян. Начал складываться институт монашества. Укрепление связей между отд. общинами способствовало процессу образования единой христ. церкви, управляемой епископами. Складывавшаяся церковь все решительнее отказывалась от демократич. тенденций первонач. X. и стремилась сначала к компромиссу с языч. императорской властью, а затем и к прямому союзу с рабовладельч. гос-вом, что вызывало протест значит. части христиан и способствовало возникновению ересей (эбионитов, новатиан, монтанистов и др.). Еретики, как правило, защищали принципы первоначальных христ. общин. Наиболее опасным врагом церкви были монтанисты, выступавшие против клира, засилья епископов. С формированием церк. организации все более разрабатывались и усложнялись культ, мифология и догматика X. Для выработки единого вероучения была начата канонизация определенных христ. писаний. При включении в Новый завет произведений проявилось стремление отвергнуть сочинения, отражавшие демократич. тенденции первонач. X., бунтарские настроения. В вероучении стала проводиться мысль, что блаженства могут достигнуть не только бедные (как это часто подчеркивалось на раннем этапе развития X.), а все верующие в Христа, выполняющие церк. обряды, подчиняющиеся церк. дисциплине, проявляющие смирение и терпение. Первонач. общинные собрания, ужины-вечери превращались в богослужения. Обряды все более усложнялись, впитывая в себя культовые действия религий древнего мира, в первую очередь культов страдающих, умирающих и воскресающих богов Др. Востока (Осириса, Адониса и др.), а также митраизма, иудаизма и др. Т. о. вырабатывались осн. христ. таинства, праздники, богослужение, выполняемые клиром и сохраняемые до наших дней. Складывавшаяся христ. церковь стала представлять собой значит. политич. силу. Рим. императоры, рассматривая христ. церковь как возможную политич. соперницу, в условиях обострившейся классовой борьбы в период кризиса 3 в. жестоко преследовали X., приравнивая к политич. неблагонадежности отказ массы христиан от жертвоприношений в честь рим. богов (гонения на христиан во 2-й пол. 3 - нач. 4 вв. при имп. Деции, Валериане, Диоклетиане). Однако, распознав сущность идеологии, характер и значение деятельности христ. церкви, имп. власть решила утилизировать христ. организацию для обеспечения покорности нар. масс. Церковь использовалась в 4 в. также в борьбе за императорский престол. Один из претендентов на престол - Константин, стремясь привлечь на свою сторону христ. церковь, обещал установить равноправие X. с др. религиями. Придя к власти и оставаясь "язычником", Константин I объявил X. официально дозволенной религией (по договоренности с ним был издан Лицинием Миланский эдикт 313 о свободном исповедании X.). В 325 император созвал первый Вселенский собор из представителей церк. верхов (Никейский собор). На соборе был принят "символ веры" (переработан во 2-й пол. 4 в.; "символ веры" прежде всего провозгласил веру в "триединого бога": бога-отца (сотворившего мир), бога-сына (сошедшего на землю, распятого, воскресшего и вознесшегося на небо, чтобы вторично придти на землю судить всех живых и умерших) и духа святого), оформлен союз между императорской властью и церковью и император признан главой церкви. Имп. Феодосий I (379-95) издал указ о закрытии всех языч. храмов. Так X. из гонимой религии превратилось в государственную, освятив все те социальные порядки, к-рые вызывали возмущение и ненависть у первых христиан. "...Христиане, получив положение государственной религии, "забыли" о "наивностях" первоначального христианства с его демократически-революционным духом" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33, с. 43 (т. 25, с. 392)). Христ. церковь вела ожесточенную борьбу не только с язычеством, но и с инакомыслящими внутри X. (были осуждены ереси: докетизм, монтанизм, ересь агонистиков, арианство, затем манихейство). Успеху X. в борьбе с языч. религиями способствовали культовые заимствования из них, особенно в 4 в. В христ. культе распространилось почитание святых, мучеников, ангелов, "священных предметов". Многочисл. полубоги являлись б. ч. преемниками богов древних религий. В 6 в. христ. церковь ввела новую эру летосчисления - от "рождества Христова" (условно 1-й год н. э.; в большинстве европ. стран это летосчисление было принято лишь в 16 в.). Особенности ист. развития зап. и вост. частей Рим. империи привели к расхождениям между христ. церквами Запада и Востока, особенно усилившимся после разделения в 395 Рим. империи на 2 гос-ва. Рим. епископы (с 5 в. - "папы") претендовали на главенствующее положение в христ. мире (см. Папство). В Вост. Рим. империи (Византии) им противостояли константинопольские патриархи. Соперничество между этими церк. орг-циями было источником споров по вопросам догматики и культа. Разделение христ. церкви на католическую (западную) и православную (восточную) произошло в 1054, окончательно - в начале 13 в. Отличие католицизма от православия заключается в значит. мере во введении им в догматику, культ, церк. орг-цию новшеств, не принятых православной церковью (добавление к "символу веры" filioque (об похождении святого духа не только от бога-отца, но и "от сына"), идея чистилища, учение о "сокровищнице преизбыточествующей благодати" и как следствие - признание возможности индульгенции, резкое разграничение между мирянами и клиром (для католич. духовенства был установлен целибат, причащение вином и хлебом, в то время как миряне могли причащаться только хлебом, и др.)). Церк. организация в католицизме централизована, построена по строго иерархич. принципу. Во главе католич. церкви стоит папа римский. Осн. догматич. особенность католицизма - признание верховной власти и непогрешимости папы, рассматриваемого в качестве наместника Христа на земле. Церк. организация православной церкви, складывавшаяся в условиях централизованного Византийского гос-ва с деспотич. властью императора, не приобрела столь иерархич. и монархич. характера и была подчинена верховной власти визант. императора (с падением Византийской империи на ее территории и в соседних с ней государствах возникли православные автокефальные (самостоятельные, независимые друг от друга) церкви). На Руси X. было принято в 10 в. Однако социальная роль обоих направлений X. в эпоху феодализма была общей: оба они служили укреплению феод. строя, религ. средствами санкционировали и освящали феод. способ бытия. Экономич. базой и той и другой церквей являлось крупное церковное (особенно монастырское) феод. землевладение. В эпоху феодализма в европ. гос-вах X. стало господствующей идеологией. В ср. века монополия на систему воспитания, образования сосредоточилась в руках христ. церкви. Наука была скована теологич. ограничениями, философия стала служанкой богословия; христ. церковь преследовала малейшие проявления свободомыслия. Ср.-век. движения против феод. строя, оппозиция крестьян, плебейства, бюргерства в первую очередь выливались в протест против христ. церкви, освящавшей этот строй, принимали чаще всего форму ересей (павликиане, богомильство, катары, вальденсы, стригольники и др.). Наибольшего размаха антифеод. движение в форме борьбы против католич. церкви достигло в период Реформации. В 16 в. в результате Реформации от католицизма отпал ряд церквей, образовавшихся в Англии, Дании, Швеции, Норвегии, Голландии, частично Германии, Швейцарии и др.; оформилась третья (наряду с католицизмом и православием) осн. ветвь X. - протестантизм. Протестантизм явился религией, отражавшей интересы буржуазии, выступавшей против феод. церкви. Протестантские разновидности X. (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь и др.) связаны общностью существенных особенностей вероучения, к-рое пронизано идеей непосредственной связи человека с богом без помощи церкви и спасения человека "личной верой", а не благодаря посредству церкви; соответственно у протестантов упрощен, удешевлен религ. культ, сокращено число таинств, они не поклоняются святым, не признают ангелов, нет монашества, целибата. Священное предание не признается "божественным откровением". Протестантизм был знаменем первых буржуазных революций и в тот период играл относительно прогрессивную роль. После английской революции 17 в., выступавшей еще под знаменем протестантизма, последний утрачивает исторически прогрессивный характер. Протестантские церкви, возникшие в период Реформации, превращаются в типично буржуазные церкви. Исторически связанные с феодализмом католицизм и православие со 2-й пол. 19 в. стали приспосабливаться к условиям капиталистич. общества и превратились в опору буржуазии. Христ. церкви стали проповедовать святость капиталистич. частной собственности, распространению социалистич. идей противопоставлять идею классового мира, гармонии интересов работодателей и работников. Яркий пример политики христ. церкви в условиях бурж. гос-ва - энциклика папы Льва XIII "Rerum Novarum" (1891), оправдывающая и защищающая капиталистич. строй. В своей деятельности христ. церкви широко используют социальную демагогию, пропагандируя представление о X. как выразителе и защитнике общечеловеческих интересов, выдвигая идею о возможности "христианизации" капитализма и его оздоровлении, чему все еще верят политически отсталые слои трудящихся капиталистич. стран - часть пролетариата, мелкая буржуазия и др. В кон. 19 в. в связи с борьбой империалистич. держав за раздел мира усилилась миссионерская деятельность христ. церквей (см. Миссионерство). Во мн. странах были созданы христианские профсоюзы (начали создаваться еще в 70-х гг. 19 в.), партии, молодежные и др. массовые орг-ции на конфессиональной основе в целях раскола классовых орг-ций трудящихся и пропаганды реакц. идеи сотрудничества классов. Руководство этих орг-ций препятствовало развертыванию революционной борьбы пролетариата, враждебно относилось к любым проявлениям революционной активности народа, всемерно поддерживало реакционные режимы в различных странах. Христ. церковники с ненавистью встретили победу Великой Окт. социалистич. революции в России, деятельно помогая внутр. и междунар. реакции в ее попытках реставрировать капитализм. Реакц. руководители христ. церкви ведут систематическую идеологич. и политич. борьбу против социалистич. стран, коммунистич. движения, фальсифицируя его задачи и идеалы, изображая коммунизм как греховное учение, отвергающее будто бы высшие духовные ценности, враждебное человеку и цивилизации. В 1949 и 1959 Ватиканом были изданы декреты, отлучающие от церкви католиков, сочувствующих компартиям и к.-л. образом с ними сотрудничающих. Новое соотношение сил в мире после 2-й мировой войны, упрочение мировой системы социализма, рост нац.-освободит. движения вызвали нек-рое изменение курса христ. церквей не только в социалистич. странах (где они были вынуждены под воздействием масс верующих, а также представителей низшего духовенства занять лояльную позицию по отношению к гос. строю), но и в капиталистич. гос-вах. Совр. эпоха накладывает отпечаток на все христ. направления и их институты. В бурж. странах, несмотря на стремление правящих кругов всемерно использовать X. во всех сферах духовной и обществ. жизни, наблюдается ослабление традиц. воздействия X. на верующих. Обесценение X. происходит под влиянием науч. и социального прогресса. Позиции X. подтачиваются в связи с ростом демократич. и социалистич. движений, участием в них верующих, все более осознающих, что для достижения социальной справедливости и прочного мира нужны организованные действия самих трудящихся. Уменьшается число людей, склонных передоверять свою судьбу некоему потустороннему спасителю и его земным служителям. Никогда еще со времени возникновения X. столь отчетливо не проявлялась противоположность между интересами народа и христ. вероучением. Выступления рабочего класса, всех трудящихся в защиту своих насущных интересов не только не "санкционируются" церковью, но находятся в прямом противоречии с ее социальной доктриной, политич. теориями и практикой. Отсюда неизбежный разрыв с традиц. установками церкви. Совр. кризис X. имеет разл. проявления: рост безбожия, антиклерикализма и свободомыслия среди различных слоев населения и прежде всего рабочего класса. Он выражается также в стремлении верующих, все еще остающихся под влиянием церкви, произвести переоценку как своих религ. представлений, так и всей практики и политики церкви, чтобы они явно не противоречили духу современности, насущным интересам народа. Изменения наблюдаются как в сфере "массового" религ. сознания, так и в офиц. толкованиях традиц. христ. догматики. Во внутр. трансформации структуры веры, в новом толковании осн. догматич. установлений X. главным скорее всего является новое соотношение между трансцендентным и земными ценностями. Т. н. детеологизация религ. категорий выражается в первую очередь в том, что верующий все более руководствуется реальными светскими целями, критериями обществ. потребности. Обесценение религ. категорий, идеи сверхъестественного, распространение "теологич. практицизма" приводят к тому, что в X. хотят видеть лишь одно подсобное средство разрешения насущных житейских вопросов. "Девальвация" божественного ореола X. в сознании масс верующих порождает и иной подход к его служителям. Верующие хотят видеть их демократичными, озабоченными земными делами, помогающими в борьбе с сильными мира сего. Так, в отношения "паства - пастыри - всевышний" вносятся существ. коррективы. Эти настроения, поворот в сознании верующих вынуждают деятелей X. приспосабливать церковь к совр. эпохе, модернизировать ее идеологию, культ, организацию, миссионерскую деятельность. Вырабатывается новое отношение к рабочему и нац.-освободит. движению, коммунизму и атеизму, к совр. науч. и технич. прогрессу, филос. знанию, к светской власти, в т. ч. к бурж. гос-ву, к др. христ. и нехрист. церквам и т. д. В среде христ. духовенства различных направлений все больше выделяются деятели, группировки, к-рые стремятся максимально учесть новую обстановку. При этом, однако, в бурж. странах большинство христ. церковников продолжает защищать устои капитализма. Новые, лояльные позиции по отношению к социализму заняли христ. церкви в социалистич. странах. В капиталистич. странах есть немало священнослужителей, деятелей левых религ. течений, к-рые искренне считают, что исповедуемое ими вероучение является стимулом для обеспечения "социального благоденствия". Они отстаивают антиимпериалистич. позиции в междунар. отношениях, выступают в защиту интересов трудящихся, за социальные преобразования. Без учета этих различных религ.-политич. направлений, без конкретного анализа противоречий между ними нельзя составить правильное представление о политике современного X. Что касается внутрицерковной орг-ции, догматики, то в этой области происходит процесс, к-рый в свое время В. И. Ленин образно назвал "подновлением" и "подчищением" религии (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45, с. 27 (т. 33, с. 205)). Совр. "подчистка" заключается в попытке лучше приспособить к духу эпохи религ. доктрину и организацию, чтобы они не слишком противоречили светскому умонастроению, материалистич. взглядам совр. человека, добиться макс. мобильности всех отрядов церкви, "демократизировать" сложный христ. культ. "Подчистка" X. проявляется и в стремлении отмежевать "идеальное христианство" от "исторического христианства", скомпрометированного тесной связью с сильными мира сего; избежать позорной роли, в к-рой X. предстает перед народами освобождающихся стран Азии и Африки как пособник колониализма и неоколониализма. Более изощренной становится социальная демагогия. Высказываются требования продемонстрировать свою "близость" к простым людям, ограничив роскошь храмов, отказавшись от традиц. помпезности культовых церемоний. Сторонники "либерального" направления под напором достижений совр. науки и ист. прогресса вынуждены выступать за отказ от буквального понимания наиболее нелепых ветхозаветных представлений. Традиц. воинствующий обскурантизм изживает себя. Нек-рые представители христ. интеллигенции высказывают идеи, выходящие в ряде случаев за пределы религ. догмы. Так, новый подход к науч. и культурному прогрессу наблюдается в оптимистической и эволюционистской системе франц. теолога П. Тейяра де Шардена (1881-1955), к-рая расширяет свои позиции в совр. католич. философии (Тейяр де Шарден догматич. ср.-век. представления, не соответствующие психич. и умственному складу совр. человека, пытался заменить религ. принципами, к-рые не противоречили бы гуманистич. идеям и данным науки). В несоциалистич. странах в содержании социальной философии X. все большее отражение получают те вынужденные уступки рабочим, трудящимся, к-рые ныне "признаны" в развитых капиталистич. странах бурж. демократий. Церковь санкционирует то, что достигнуто в напряженных классовых боях трудящихся. Так, в принятой 2-м Ватиканским собором (1962-65) конституции "Церковь в совр. мире" подчеркивается достоинство труда (вопреки библейской трактовке труда как проклятия), говорится о праве трудящихся на объединение, признается законность забастовки как средства защиты прав. Новый этап христ. идеологии, перенимающей и воспроизводящей каноны и идеи совр. бурж. демократии, проявляется также в отрицании, осуждении крупных зем. владений в слаборазвитых странах, феод. латифундий (в период феодализма католицизм, оберегая господствующий строй, резко выступал против капиталистич. методов хозяйствования), в использовании социологич. и экономич. концепций либерального толка, имеющихся в арсенале совр. бурж. социологич. мысли (идеи диффузии собственности, "нар. капитализма", достигаемого путем распространения акций, "индустриального общества" как средства уничтожения социального неравенства, и т. п.). Важное место в деятельности совр. христ. орг-ций занимает политика экуменизма, направленная на смягчение межверо- исповедальных распрей, на сближение разновидностей X. и создание единого фронта против атеизма и материализма (см. Экуменическое движение). В идеологич. док-тах различных христ. церквей все чаще можно встретить подчеркивание положит. значения богословского и культового наследия др. разновидностей X. На заседаниях 2-го Ватиканского собора иногда даже цитировался М. Лютер, являвшийся некогда с точки зрения ортодоксального католицизма самым худшим еретиком и богоотступником. 7 дек. 1965 одновременно в Риме и Стамбуле были зачитаны тексты совместного заявления рим.-католич. церкви и константинопольской православной церкви о взаимном отказе от анафемы, к-рой предали друг друга главы этих церквей в 1054. Оживились контакты между различными христ. церквами. Всемирный совет церквей (ВСЦ) объединяет 235 протестантских и православных орг-ций. Состоялись взаимные визиты папы Павла VI и константинопольского патриарха Афинагора (1967), участились поездки папских дипломатов и в др. православные центры, в т. ч. и в Московскую патриархию. Установилось сотрудничество Ватикана с ВСЦ, резиденцию этой орг-ций в Женеве посетил Павел VI (1969). Впервые после Реформации состоялась офиц. поездка в Рим главы англиканской церкви архиепископа Кентерберийского Рамсея (1966); стали практиковаться внутригосударственные встречи католич. и протестантских епископов (в ФРГ такая встреча состоялась в 1966). Анализ модернизма в совр. X. показывает, что как бы X. ни "обновлялось" с каждой новой фазой ист. развития, оно не изменяет своей сущности как иллюзорной формы общественного сознания. Вместе с тем новые тенденции массовых христ. орг-ций ряда стран подтверждают правильность марксистско-ленинского требования сочетать всестороннее разоблачение идеологии и политики реакц. клерикализма с сотрудничеством с трудящимися-верующими по актуальным социально-политич. вопросам. Возрастает участие верующих-христиан в строительстве нового общества в СССР и в других социалистич. странах, а в капиталистич. мире - в классовой и нац.-освободит. борьбе. Всяким попыткам реакц. сил разжечь религ. вражду, чтобы отвлечь внимание масс от действительно важных и коренных экономич. и политич. вопросов, коммунистич. партии, следуя заветам Ленина, противопоставляют выдержанную и терпеливую, чуждую всякого разжигания второстепенных разногласий проповедь пролет. солидарности и науч. миросозерцания. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., О религии. (Сборник), М., 1955; Ленин В. И., О религии и церкви. (Сборник), М., 1966; Деятели Октября о религии и церкви. (Сборник), М., 1968; Момджян Х. Н., Коммунизм и христианство, М., 1958; Ксянев Ю. В., Противоположность христ. идеологии и научного коммунизма, М., 1961; Шейнман М. М., Христианский социализм, М., 1969; Виппер Р. Ю., Рим и раннее христианство, М., 1954; Ранович А. Б., О раннем христианстве, М., 1959; Ленцман Я. А., Происхождение христианства, 2 изд., М., (1963); его же, Изучение сов. учеными раннего христианства, в кн.: Вопросы научного атеизма, в. 4, М., 1967; Ковалев С. И., Осн. вопросы происхождения христианства, М.-Л., 1964; Ковалев С. И., Кубланов М. М., Находки в Иудейской пустыне (Открытия в р-не Мертвого моря и вопросы происхождения христианства), 2 изд., М., 1964; Каждан А. П., От Христа к Константину, (М., 1965); Голубцова Н. И., У истоков христ. церкви, М., 1967; Лившиц Г. М., Происхождение христианства в свете рукописей Мертвого моря, Минск, 1967; Крывелев И. А., Что знает история об Иисусе Христе?, М., 1969; Робертсон А., Происхождение христианства, пер. с англ., М., 1959; Hughes Ph., A history of the church, v. 1-3, L., 1934-47; Walker W., A history of the christian church, N. Y., 1959; Schneider K., Geistesgeschichte des antiken Christentums, Bd 1-2, M?nch., 1954; Carrington Ph., The early christian church, v. 1-2, Camb., 1957; Kelly J. N. D., Early christian doctrines, 2 ed., L., 1958; Gilson Е., History of christian philosophy in the middle ages, L., 1955; Nichols J. H., History of christianity 1650-1950, N. Y., 1956; Girardi J., Marxismo e cristianesimo, Assisi, 1966. M. П. Мчедлов. Москва.

Христианство (от греч. Christos, буквально - помазанник), - одна из трёх мировых религий, возникшая в I в н.э. в Палестине, в центре которой стоит образ богочеловека - Иисуса Христа, искупившего своей мученической смертью на кресте грехи человечества и открывшего последнему путь к воссоединению с Богом. В современное время этот термин применяется для характеристики трёх основных направлений христианства: православия, католицизма и протестантизма. Сейчас, по данным ООН, в мире насчитывается 1,5 миллиарда христиан, по данным ЮНЕСКО 1, 3 миллиарда.

В отличие от других религий христианство было дано человеку Богом. Так вам скажет любой христианин, потому что это положение составляет часть его веры, однако люди несколько далёкие от христианства (ну или просто любопытствующие учёные), проведя сравнительный анализ истории религиозных учений, пришли к выводу, что христианство впитало в себя различные этические и философские идеи других религий, например, таких как иудаизм, митраизм и воззрения древних восточных религий.

Христианство вышло из иудейской среды. Одним из подтверждений могут стать следующие слова Христа: "Не думайте, что Я пришёл нарушать закон или пророков, не нарушить пришёл Я, но исполнить" (Мф. 5, 27) и сам факт того, что Иисус родился в еврейском народе, который в рамках иудаизма и ждал своего Мессию. Впоследствии иудаизм был переосмыслен христианством в сторону углубления нравственного религиозного аспекта, утвердившего основным принципом любовь ко всему сущему.

Иисус Христос - историческая личность. Так считают представители одной из основных школ, занимающихся изучением этого вопроса. Представители другой стоят на версии, что Иисус - личность скорее мифологическая. По мнению последних, современная наука лишена конкретных исторических данных об этом человеке. Евангелия в их глазах лишены исторической точности, так как написаны спустя многие годы после произошедших событий, повторяют другие восточные религии и грешат большим числом противоречий. Собственно исторические источники начала I века и вовсе не отражают в себе ни проповеднической деятельности Христа, ни сведений о творимых им чудесах.
Историческая школа в качестве доказательств реального существования Иисуса Христа приводит следующие факты: реальность персонажей, о которых говорится в Новом Завете, ряд исторических источников, содержащих сведения о Христе, самым известных из которых принято считать "Древности" Иосифа Флавия.
Стоит отметить, что в последние годы большинство религиоведов, как и непосредственно христиан, стоит на позиции, что Иисус Христос реально существовал.

В христианстве существует 10 основных заповедей, в соответствие с которыми должен жить человек. Записанные на каменных скрижалях, они даны были Богом Моисею на горе Синай.
1. Я - Господь, Бог твой... Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.
2. Не делай себе кумира.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.
4. День седьмой посвящай Господу Богу твоему.
5. Почитай отца твоего и мать твою.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай ничего, что есть у ближнего твоего.

Большое значение для христианского понимания и руководства в жизни имеет Нагорная проповедь. Нагорную проповедь принято считать - ядром учения Иисуса Христа. В ней Бог-Сын дал народу так называемые заповеди блаженства ("Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное", "Блаженны плачущие, ибо они утешатся", "Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю" (далее - От Матфея 5:3-16)и раскрыл понимание 10 заповедей. Так заповедь "Не убивай, кто же убьёт, подлежит суду" превращается в "всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду" (От Матфея 5:17-37), "Не прелюбодействуй" - в "…всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём…" (От Матфея 5:17-37). Именно в Нагорной проповеди прозвучали следующие мысли: "Любите врагов ваших, благославляйте проклинающих вас, благотоворите ненавидящим вас и молитесь за проклинающих вас" (от Матфея 5:38-48; 6:1-8), "Не судите, да не судимы будете…" (от Матфея 7:1-14), "Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает" (от Матфея 7:1-14). "Итак во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки" (от Матфея 7:1-14).

Библия - священная книга христиан. Она состоит из двух частей: Ветхого Завета и Нового Завета. Последний, в свою очередь, состоит из четырёх Евангелий: от Матфея, Иоанна, Марка и Луки, "Деяний апостолов" и "Откровения Иоанна Богослова" (известного как Апокалипсис).

Основными положения христианского вероучения являются 12 догматов и 7 таинств. Они были приняты на первом и втором вселенских соборах в 325 и 381 годах. 12 догматов христианства принято называть Символом веры. В нём отражено то, во что верит христианин: в единого Бога-Отца, в единого Бога-Сына, в то, что Бог-Сын сошёл с небес для нашего спасения, в то, что Бог-Сын воплотился на земле от Духа Святого и Марии Девы, в то, что Бог-Сын был распят ради нас, воскрес на третий день и вознёсся на небо к Богу-Отцу, во второе пришествие Бога-Сына для суда над живыми и мёртвыми, в Святого Духа, в единую Святую Соборную Апостольскую Церковь, в крещение и, наконец, в воскресении и будущую вечную жизнь.
Семь христианских таинств в настоящее время признаёт как православная, так и католическая церковь. К этим таинствам относятся: крещение (принятие человека в лоно церкви), миропомазание, причащение (приближение к Богу), покаяние (или исповедь), брак, священство и елеосвящение (для избавления от болезни).

Символом христианской веры является крест. Крест в христианстве принят в память о мученической смерти Иисуса Христа. Крест украшает христианские храмы, одежды священнослужителей, церковную литературу и применяется при совершении христианских обрядов. Кроме того, крест (преимущественно освящённый) носят на теле верующие.

Важное место в христианстве отводится почитанию Богородицы. Ей посвящены четыре из основных христианских праздников: Рождество Богородицы, Введение во храм Богородицы, Благовещение Богородицы и Успение Богородицы, в честь неё воздвигнуто много храмов и написано икон.

Священнослужители в христианстве появились не сразу. Только после окончательного разрыва с иудаизмом и постепенным изменением социального слоя раннехристианского общества, в христианской среде появляется клир, который взял в свои руки всю полноту власти.

Христианские таинства и обряды были сформированы не сразу. Таинство крещения определилось только в конце V века, вслед за ним сформировалось и таинство причащения (евхаристии). Далее на протяжении нескольких веков в христианской обрядности постепенно стали появляться миропомазание, елеосвящение, брак, покаяние, исповедь и священство.

Долгое время изображения святых в христианстве были запрещены. Как были запрещены и любые предметы почитания, в поклонении которым ряд христиан видел идолопоклонство. Спор об иконах пришёл к логическому завершению лишь в 787 году на седьмом (Никейском) вселенском соборе, который разрешил изображать священные лица и связанные с ними события, а также поклонение им.

Христианская церковь - особая божественно-человеческая организация. Но ни в коей мере не историческая. Христианская церковь представляет собой мистическое образование, в которое наравне с Богом входят как ныне живущие, так и уже умершие люди, а, проще говоря, души, которые по христианству, бессмертны. При этом современные богословы, конечно же, не отрицают социальную составляющую христианской церкви, однако, для них она не является главным моментом для определения её сущности.

Распространение христианства в Риме было связано с кризисом античного общества. Этот социально-исторический фактор, ставший причиной возникновения в обществе чувства неуверенности в античной системе мироустройства и, как следствие, критики античных порядков, оказал непосредственное влияние на распространение христианства в пределах Римской империи. Разобщение между разными прослойками римского общества, представляющего из себя антагонистические пары, например, такие как свободные люди и рабы, римские граждане и подданные провинций также усилило общую неустойчивость в социуме и помогло продвижению христианства, утверждавшего среди нуждающихся людей идею всеобщего равенства и спасения в ином мире.

В Римской империи на христиан всегда были гонения. С самого начала возникновения христианства и вплоть до IV века так и было, затем императорская власть, почувствовав ослабление контроля над страной, стала искать религию, которая объединила бы все народы империи, и в итоге остановилась на христианстве. В 324 году римский император Константин объявил христианство государственной религией Римской империи.

Внутри христианства никогда не было единства. Представители христианского вероучения постоянно вели дискуссии на христологические темы, которые затрагивали три главных догмата: о триединстве бога, воплощении и искуплении. Так первый Никейский собор, осудив арианское учение, полагающее, что Бог Сын не единосущен Богу Отцу, установил единое христианское понимание этого догмата, по которому Бог стал определяться как единство трёх ипостасей, каждая из которых при этом является и самостоятельной личностью. Третий вселенский собор, получивший название Ефесского, в 431 году осудил нестерианскую ересь, отвергавшую представления о рождении Иисуса Христа от Богородицы (несториане считали, что от Девы Марии родился человек, а потом уже в него вселилось божество). Обоснованию догмата искупления и боговоплощения был посвящён четвёртый (Халкидонский) вселенский собор (451), утвердивший равное присутствие в личности Христа как человеческого, так и божественного, соединённого неслиянно и неразлучно. Вопрос об изображении Иисуса Христа решился и того позднее - в VI столетии на пятом (Константинопольском) вселенском соборе (553), где было принято правило изображать Сына Божьего в виде человека, а не агнца.

Внутри христианства было несколько крупных расколов. К расхождению в религиозных взглядах, как правило, приводили различия в социальной и религиозной жизни разных христианских общин. Так в V веке в Византии возникло учение монофизитов, которое не хотели признавать Христа одновременно и человеком, и Богом. Несмотря на осуждение этого учения одним из вселенских соборов (415 г.) оно распространилось в некоторых византийских провинциях, таких как Египет, Сирия и Армения.
Одним из самых крупных считается раскол XI века, который произошёл при разделении Римской империи на Западную и Восточную. В первой, в связи с падением власти императора, сильно вырос авторитет римского епископа (папы), во второй - где императорская власть была сохранена, патриархи церквей были лишены подхода к власти. Таким образом, исторические условия легли в основу разделения когда-то единой христианской церкви. Кроме того, между двумя церквями начали определённые догматические и даже организационные разногласия, которые и привели к окончательному разрыву в 1054 году. Христианство разделилось на две ветви: католицизм (Западная церковь) и Православие (Восточная церковь).
Последний раскол христианства произошёл внутри католической церкви в период Реформации. Сформировавшееся в XVI веке в Европе антикатолическое движение привело к отделению от католицизма нескольких европейских церквей и созданию нового направления в христианстве - протестантизма.



Новое на сайте

>

Самое популярное