Домой Участок Святыни монастыря. Новоиерусалимский монастырь в Истре: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Святыни монастыря. Новоиерусалимский монастырь в Истре: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Дата публикации или обновления 01.02.2017

  • Оглавление: Серпуховский Пречистыя Богородицы Высоцкий мужской монастырь
  • Святыни Высоцкого монастыря.

    По благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия были проведены работы по определению места погребения и открытию святых останков преподобного Афанасия Младшего.

    24 сентября 1994 года по благословлению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия было совершено обретение святых мощей угодника Божия. Очевидно, что особым промыслом Божиим святые мощи преподобного находились под спудом до наших дней, и это уберегло их в годы гонений на Русскую Церковь от поругания, осквернения и уничтожения. Сейчас святые мощи преподобного Афанасия почивают в Покровском храме в золоченой раке. Он издревле почитался как чудотворец, наставник иноков и небесный покровитель Высоцкой обители и города Серпухова. Как раньше, так и в наше время преподобный подает всем с верою прибегающим к его многоцелебным мощам свою благодатную помощь. В наши дни от его святых мощей происходит немало исцелений различных душевных и телесных недугов, поэтому в 2004 году на Архиерейском Соборе было совершено его всероссийское прославление.

    В Покровском храме находится древний, XV века, чудотворный образ святого великомученика и Победоносца Георгия , который неоднократно спасал город Серпухов от нападения врагов и сопровождал серпуховское ополчение в военных походах.


    Объемное изображение главы Иоанна Предтечи с частицей его мощей. XIX в.


    Ковчег с мощами Ростовских святителей: прп. Авраамия Ростовского , свт. Исайи Ростовского и свт. Димитрия Ростовского.


    Ковчег с мощами


    Ковчег с мощами святых благоверных князей Александра Невского и Даниила Московского.


    Чтимый образ свт. Николая Чудотворца. XV в. Никольский храм.


    Личные вещи св. прав. Иоанна Кронштадского : потир, епитрахиль, требный крест и книга «Солнце правды» с его дарственной надписью.

    Святые мощи находятся в ковчегах, которые стоят в храмах и открываются на время богослужений, а некоторые, в основном большие части мощей, хранятся в алтаре в особо украшенных, ювелирной работы ковчегах и выносятся для поклонения верующим в дни памяти этих святых.

    Есть ряд икон, которые, возможно, не относятся к особо чтимым в монастыре святыням, но заслуживают внимания по своей древности и красоте.

    В первую очередь, это святые Царские врата XVII века, замечательного Ушаковского письма, большая икона "Страшного Суда" - также XVII столетия. В иконостасе Покровского храма - местная икона Спасителя XVIII века и храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы Московской школы XVII века; небольшая икона преподобного Иосифа Волоцкого в серебряном басменном окладе XVII века и ряд других интересных икон.


    Чтимый образ Божией Матери «Скоропослушница».


    Чтимый образ св. вмч. и целителя Пантелеимона.


    Икона свв. царственных страстотерпцев.



    Икона Патриарха Гермогена с дарственной надписью: «Сия святая икона даруется в благословение Вадиму Васильевичу Орлову за его усердные труды во благо Церкви Христовой». Тихон, Патриарх Московский и всея России. 1918 г. октября 4 дня.


    Икона Божией Матери «Скоропослушница» Афонского письма, XIX в. Зачатьевский собор.

    Часть рубашки преподобного Серафима Саровского , обагренная его кровью, когда он был избит едва не до смерти разбойниками.

    Эта святыня вставлена в ковчег и находится в старинном образе святого в Покровском храме.

    В Высоцком монастыре хранятся несколько напрестольных крестов искусной работы XVIII - XIX веков, потиры, кадила и некоторая другая старинная церковная утварь того времени.

    В ризнице имеется несколько старинных облачений, покровцы и плащаница, украшенные красивой ручной вышивкой. Все это используется в богослужении по своему назначению.

    Несмотря на то, что уже многое сделано для возрождения обители, немало еще предстоит. Высоцкий монастырь еще очень долго не сможет достичь былого благолепия. Но в наши дни возрождаемая обитель превзошла по количеству святынь то, что было в ней раньше. Сегодняшнее благолепие Высоцкого монастыря - это плод всеобщих усилий верующих людей. Каждый помогал, чем мог: кто приносил в обитель сохраненную святыню, кто помогал своими трудами, кто вносил посильную материальную помощь, порой делясь необходимым.

    Мы особо признательны музею Московского Кремля , передавшему монастырю из своих фондов немало предметов церковной утвари и святых мощей, и Серпуховскому историко-художественному музею, который внес значимый вклад в возрождение Высоцкой обители.

  • Оглавление:
  • 19 декабря в Музее «Новый Иерусалим» состоится открытие выставки «Никейское чудо», посвященной образам святителя Николая Чудотворца в русском церковном искусстве, которая представит произведения из собрания музея и частных коллекций, сообщает «Благовест-Инфо» со ссылкой на сайт музея .

    Выставка приурочена ко дню празднования «Николы Зимнего» 19 декабря. Важным поводом для ее проведения стало завершение в этом году реставрации музейного образа храмовых размеров «Святитель Николай Чудотворец, с 20 клеймами жития». Работы продолжалась около двух лет сотрудниками реставрационной мастерской Музея И.Н. Владимировой и М.А. Григоровым.

    По мнению специалистов, икона написана в последней трети XVII века северным мастером. В среднике представлено поясное изображение чудотворца в традиционной иконографии: в святительских одеждах, с поднятой в благословлении десницей и закрытым Евангелием на левой руке.

    В верхней части средника представлено так называемое «Никейское чудо» - изображения Спасителя и Богоматери, вручающих святителю Николаю Мирликийскому знаки архиерейского достоинства - Евангелие и омофор. Это событие, отраженное в житии святого, дало название выставке. Вокруг средника иконы расположены 20 клейм с сюжетами из Жития святителя Николы, на полях частично сохранились пояснительные надписи к клеймам.

    Среди икон, которые будут экспонироваться на выставке - оплечный образ святителя Николая Чудотворца - один из древнейших в собрании Музея «Новый Иерусалим». Он написан мастером Средней Руси в XVI столетии, в эпоху, когда подобная иконография получила распространение, и поновлен в XIX веке, в период, когда популярность этого извода вновь возросла, особенно в старообрядческой среде.

    Одним из главных экспонатов выставки будет также трехстворчатый складень с объемным изображением святителя Николая Мирликийского, выполненный северным мастером в первой половине XVIII века, представляющий собой яркий пример сочетания деревянной скульптуры и живописи в русском церковном искусстве. Его центральная часть завершается живописным изображением Троицы Ветхозаветной, на боковых створках помещены четыре клейма со сценами жития святителя и композиция Благовещения. Святитель Николай изображен в рост, в епископских одеждах, с мечом и градом в руках. Складень исполнен с сохранением древнерусской традиции, что характерно для северных земель.

    Все эти интереснейшие экспонаты займут достойное место на выставке, на которой также будут представлены и другие произведения иконописи, деревянной скульптуры, меднолитой пластики и шитья из собрания Музея «Новый Иерусалим» и частных коллекций.

    Выставка продлится до мая 2018 года.

    В эту субботу мы с друзьями решили отправиться из Москвы на однодневную поездку в Истру, погулять по окрестностям, посетить Новоиерусалимский мужской монастырь, о котором многие слышали, но мало, кто посетил. Интересно также было посмотреть музей деревянного зодчества. Лето 2014 выдалось холодным и дождливым, нас не остановило это от поездки.

    Истра. Новый Иерусалим

    Новый Иерасалим 2017: отзыв о поездке в монастырь после реставрации

    В субботу, несмотря на подготовку накануне, и настрой выехать в 9 утра, мы все дружно проспали, и погрузились в машину только в 12. Завели навигатор на смартфоне (достаточно было ввести официальный адрес монастыря г. Истра, улица Советская,д.2), он повел нас по Новорижскому шоссе. В Истру можно доехать по Волоколамскому шоссе, но там была большая пробка. Путь на автомобиле у нас занял порядка часа, несмотря на то, что расстояние от Москвы небольшое – всего 60 км.

    К главному входу в Монастырь мы приехали около 15-00. Надо сказать, что если вы приедете сюда поздно, то вы ничего не успеете посмотреть, кассы и основные места для посещения открыты лишь до 16-30. Вход на территорию Новоиерусаимского монастырь открыт до 18-00.

    Перед входом в монастырь находится бесплатная парковка для машин. Нам повезло – прямо перед нашим приездом освободилось местечко.


    Новый Иерусалим. Площадь перед монастырем

    На площади перед монастырем велась бойкая торговля всевозможными сувенирами, тусовались попрошайки, но к нам, походу, они побоялись подойти.

    Экскурсия по Новоиерусалимскому монастырю

    Если стоять лицом к монастырю, то по левую руку будет небольшое здание с вывеской «Экскурсионное бюро». Уточнив, есть ли свободные экскурсоводы, мы решили заказать индивидуальную экскурсию (стоимость1500 при осмотре полной экспозиции, 900 рублей – при осмотре только территории монастыря и Вознесенского собора). Вход на территорию самого монастыря бесплатный. Плата взимается только за возможность прохода по стенам, когда они открыты. В нашем случае проход был закрыт из-за реставрации.

    Помимо заказа экскурсий, здесь можно было приобрести билеты на посещение музея деревянного зодчества, который находится за монастырем. Точнее сказать, посещение самой территории бесплатное, оплачивается только вход непосредственно в Избу, где представлены предметы крестьянского быта (50 рублей вход, 150 рублей фотосъемка). Билет мы все же купили, хотя даже заранее было понятно, что здесь кроется подвох.

    Здесь же у экскурсионного бюро мы изучили карту монастыря и территории вокруг него.

    Итак, через 5 минут вышла наша экскурсовод и повела на территорию Воскресенского Новоиерусалимского ставропигеального мужского монастыря.

    Войдя в ворота, мы замерли от открывшегося нам вида на главный собор монастыря - Воскресенский собор и колокольню. Зрелище действительно было потрясающим: на фоне грозового неба величественно сверкали позолоченные купола.


    Воскресенский собор

    Здесь гид начала свой рассказ.

    История Новоиерусалимского монастыря

    История монастыря уходит в далекий 17 век, когда патриарх Никон вместе с царем Алексеем Михайловичем задумали построить на русской земле аналог Палестины. Дело в том, что в те времена на Святой земле господствовала османская империя, и посещение Иерусалима для христиан было просто опасным. Истринские земли были выбраны не случайно – ландшафт позволял воссоздать святую землю в миниатюре: река Истра сыграла роль реки Иордан, окружающие монастырь холмы могли послужить аналогами холмов, окружающих Иерусалим, парк за стенами монастыря был переименован в Гефсиманию.

    В 1649 году в Москву Иерусалимским патриархом Пасием была привезена модель Храма гроба господня. Данное скульптурное изображение и было использовано при строительстве Воскресенского собора, который является копией Храма Гроба Господня в Иерусалиме (хотя, внешне Собор совершенно не похож).

    В 18-19 веках Новоиерусалимский монастырь был наиболее посещаемым местом паломничества, он играл важнейшую роль в духовном развитии России. После революции в 1919 году Монастырь был закрыт. На территории были открыты два музея.

    Во время Великой отечественной войны территория монастыря была оккупирована немцами. Многие здания и постройки были разрушены, взорван был Воскресенский собор и колокольня. Этот вопрос был особо отмечен на Нюрнбергском процессе. В период 1950-х по 1990 годы проводились реставрационные работы, благодаря которым Новоиерусалимский монастырь восстанавливался из пепла, как птица феникс.

    Даже сегодня можно увидеть следы от снарядов, которые были специально оставлены реставраторами для памяти об этих временах.


    Новый Иерусалим. Следы войны

    Сегодня на территории монастыря ведутся грандиозные работы. В 2014 году около Собора «выросла» колокольня, разрушенная в годы великой отечественной.

    Главный собор внешне выглядит свежим и обновленным. Остальная же территория затянута сетками и лесами. Пройтись по стенам монастыря сегодня невозможно – они закрыты из-за работ.

    Количество рабочих, которые ведут работы, около 1500 человек. Окончание восстановления монастыря намечено на 2016 год. Экскурсовод рассказала нам, что за работами лично следит Президент страны, прилетая сюда на голубом вертолете, правда, бесплатно кино не показывает и с Днем рождения не поздравляет.

    Отдельно стоит отметить красивый керамический декор Вознесенского собора, кое-где даже сохранилась подлинный декор 17 века.


    Воскресенский собор. Декоративные элементы


    Воскресенский собор. Изразцы

    Осмотр Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря

    После внешнего осмотра красивейшего Воскресенского собора, мы отправились во внутрь. Внутри здание является очень сложным, поэтому рекомендую вам до его посещения в киоске приобрести карту, либо как мы, воспользоваться услугами экскурсовода.

    Выкладываю план собора. Те, кто был в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, могут отметить, что устройство Воскресенского собора по расположению основных элементов полностью совпадает с Воскресенским собором.



    Воскресенский собор. План собора

    Внутренние интерьеры собора резко контрастируют с его внешнем видом. Помещение, безусловно, очень величественное, но выполнено оно в стиле барокко, с характерной лепниной, ангелочками, бантами и так далее. Сразу понятно, кто был заказчиком внутреннего убранства. Это была Елизавета Петровна, которая обожала все эти дворцовые атрибуты. Мы удивились, насколько внешнее убранство Собора, напоминающее русский терем, диссонирует с внутренним дворцовым декором. Как будто это совершенно разные помещения, но каждое по-своему шикарное.


    Новый Иерусалим. Внутри Собора

    Купол собора уже расписан мастерами.


    Воскресенский собор. Купол собора

    Сам храм, несмотря на ненастную погоду, выглядит очень светлым и чистым.

    Внутри собора также ведутся грандиозные работы. Огромный иконостас зияет черными дырами вместо икон. Совсем скоро они займут здесь свои места.

    Новый Иерусалим. Иконостас

    Сейчас можно увидеть над иконостасом фигуру Спасителя, сделанную из картона. Гид объяснила, что это один из этапов реставрации, когда будущие скульптуры выполняют из картона, согласовывают эстетический вид с государственными служащими, и только потом делают настоящий декор.


    Новый Иерусалим. Фигура Спасителя

    Гид рассказывала нам, что собор по своим размерам и расположению основных церквей полностью совпадает с Храмом Гроба Господня в Иерусалиме. У меня это не укладывалось в голове, так как по размерам, он, возможно, и похож, но по внутреннему стилю убранству и атмосфере это совершенно другое место.

    Воскресенский собор. Ложа императора

    Экскурсовод показала нам путь на «голгофу», которая также как и в Храме гроба Господня расположена слева от главного входа в Храм. Пока пройти наверх нет возможности, так как ведутся работы. По ходу того, как гид вела свой рассказ, к нам присоединялось все больше и больше людей. Так наша маленькая группа из трех человек разрослась до 15 человек. Ну да ладно.


    Новый Иерусалим. Всем интересно послушать экскурсию

    Внутри храма находится также «пещера гроба Господня», где, по словам экскурсовода на православную Пасху сюда снисходит исцеляющий голубой огонь. Мягко говоря, мы были удивлены.


    Вокресенский собор. Пещера Гроба Господня

    Кто захотел, приложился к Гробу. Кстати, здесь есть правило - из пещеры можно выходить не поворачиваясь к ней спиной.

    После осмотра основного храма мы отправились в Придел Успения Пресвятой Богородицы, где можно увидеть настоящие фрагменты оформления того самого первого храма Воскресения. Автором оформления данного придела по распоряжению императора выступил знаменитый Матвей Казаков (1802 год).

    Вокресенский собор. Придел Успения Пресвятой Богородицы

    Больше всего меня поразило искусство изразцов. Ничего подобного я не видела ни в одном православном храме.

    Одним из символов, который был воплощен в изразцах был «цветок граната», который символизирует кровь Христа - символ мученической смерти спасителя. Рисунок же «около павлина» символизирует Воскресение христово.


    Воскресенский собор. Фрагменты изразцов

    Также экскурсовод показала нам еще один символ, зашифрованный в изразцах – льва, означающего власть на Земле.

    Изразец-лев

    В этом же приделе можно поставить свечи.
    На стене размещены немногочисленные иконы, например список с афонской иконы «Богоматери Троеручицы». В это же приделе можно набрать святой воды.
    Прощальный взгляд на собор.

    Воскресенский собор. Новый Иерусалим

    В 16-00 из Храма мы вышли из храма и продолжили осмотр территории.

    Прогулка по территории монастыря

    Напротив входа в храм расположены палаты царицы Татьяны Михайловны (покровительница монастыря), восстановленные по старым гравюрам.


    Палаты царицы Татьяны Михайловны (покровительница монастыря)

    За Воскресенским собором находится церковь Рождества Христова, также открытая для посещения. Но так как у нас было ограниченное время (мы хотели успеть в музей деревянного зодчества), внутрь мы решили не заходить.


    Церковь рождества Христова

    Также на территории находится музей (в Трапезной и Больничных палатах), в который мы также не попали из-за того, что время было ограничено. Спать надо было меньше.

    Воскресенский собор можно осматривать очень долго, настолько красивы изразцы, которыми он украшен снаружи. Узор изразцов, которыми украшен собор, называется «Павлиний глаз», он был создан белорусским мастером Степаном Полубесом (видимо его так прозвали за золотые руки).


    Воскресенский собор


    Воскресенский собор

    Воскресенский собор. Изразцы


    Воскресенский собор

    Единственно, что разочаровало именно меня, это то, что на реконструкции был красивейший многоярусный купол Воскресенского собора. Но ничего, совсем скоро он предстанет во всей красе.

    На этом наша экскурсия была завершена, и мы самостоятельно отправились в музей деревянного зодчества. Для этого, мы прошли по деревянному коридору вдоль стен монастыря. Согласно плану монастыря это место было «Гефсиманским садом».

    Про нашу прогулку по Музею деревянного зодчества можно прочитать здесь.

    Как добраться до Новоиерусалимского монастыря

    Адрес: Московская область, г. Истра, улица Советская,д.2

    Часы работы монастыря: ежедневно с 9-00 до 18-00.

    На автомобиле до монастыря можно добраться по Новорижскому или Волоколамскому шоссе (надо будет проехать через город Истра). Расстояние примерно 45 км от МКАД

    Своим ходом можно добраться на электричке с Рижского вокзала (сесть также можно на станции Тушинская, недалеко от одноименного метро) до станции «Истра» или до «Ново-иерусалимской». Оттуда рекомендуется доехать автобусом до остановки «Монастырь», можно дойти и пешком – около 20 минут. Местные таксисты также могут вас довезти до монастыря.

    Альтернативный вариант – добраться автобусом №372 от метро Тушинская Ехать надо будет до остановки «Почта». Здесь надо будет сделать пересадку и доехать до остановки «Монастырь».

    © WORLDPICS | Вертешина Юлия

    Небольшое помещение, очень необычный иконостас – медный, чеканный, вызолоченный. Немцы, отступая взорвали все, а этот храм остался цел, иконостас уцелел, полностью восстановлен.

    © WORLDPICS | Вертешина Юлия

    © WORLDPICS | Вертешина Юлия

    На фреске изображен император Константин, перед боем за взятие Рима – Вечного города. Силы были неравные, накануне Константину и всему его войску было знамение, причем, днем – знамение Креста Господня, с надписью – «сим побеждай». А ночью знамение было разъяснено: во сне явился Иисус Христос и велел сделать в форме креста знамя и с ним идти в бой. Победа была одержана. С Константина прекратились гонения на христиан.

    © WORLDPICS | Вертешина Юлия

    На этой фреске мать императора Константина – Елена. Константин дает ей задание, найти Крест, на котором был распят Христос. Елена очень долго искала, это целая отдельная история, которую экскурсовод подробно и красочно рассказывает. Когда Кресты были найдены (три), надо было определить, какой же служил распятием Христу. Вот на фреске и изображено, что к умершему прикладывают кресты, от прикосновения одно из них умерший оживает. Так и был найден Животворящий Крест, на котором был распят Иисус Христос. На месте, где Елена нашла Крест Господень, у нас здесь, в Новой Иерусалиме, забил святой источник. Сейчас проход закрыт, вода подается на верх в отдельную палатку, там можно набрать воду.

    © WORLDPICS | Вертешина Юлия

    Свод этого подземного храма.

    © WORLDPICS | Вертешина Юлия

    Один из Приделов Страстей Господних с высоким керамическим изразцовым иконостасом. Это Северный придел, называется придел Написания титла. В Иерусалиме здесь хранилась дощечка, надпись на которой говорила о вине Иисуса Христа.

    © WORLDPICS | Вертешина Юлия

    © WORLDPICS | Вертешина Юлия

    Здесь специально оставили, чтобы была видна кладка: каменные глыбы, а сверху красный кирпич – как строили и достраивали.

    © WORLDPICS | Вертешина Юлия

    Это очень красивый придел, весь золотой, но я прослушала, что это… :(

    © WORLDPICS | Вертешина Юлия

    Икона Тихвинской Богоматери.

    © WORLDPICS | Вертешина Юлия

    Церковь Успения Пресвятой Богородицы или Успенский придел. Здесь есть прообраз темницы, где содержались узники под стражей перед казней.

    © WORLDPICS | Вертешина Юлия

    С этого же места Матерь Божия оплакивала своего сына, когда его повели на казнь.

    © WORLDPICS | Вертешина Юлия

    Вид на алтарь Успенского придела. Самый большой изразцовый иконостас в монастыре. Здесь находится главная святыня – ковчег с частицей мощей (десницей – рукой) мученицы Татьяны. Новоиерусалимскому монастырю сей дар преподнесла царевна Татьяна, сестра царя Алексея Михайловича. Ковчег украшали драгоценные камни, поэтому сложно монастырю было получить назад этот дар, который хранился в фондах музея.

    © WORLDPICS | Вертешина Юлия

    Икона, Иисус Христос перед казнью, в колодках.

    © WORLDPICS | Вертешина Юлия

    © WORLDPICS | Вертешина Юлия

    А вот то, куда заглядывает женщина – в стене помещение Темницы Господня. Там находятся каменные колодки, как на иконе; паникадило с шипами тернового венца.

    © WORLDPICS | Вертешина Юлия

    Основной, главный иконостас Воскресенского собора.

    © WORLDPICS | Вертешина Юлия

    12 ярусов иконостаса

    © WORLDPICS | Вертешина Юлия

    рядом с иконостасом

    © WORLDPICS | Вертешина Юлия

    © WORLDPICS | Вертешина Юлия

    Так как здесь должны были проходить главные богослужения, то были сооружены две сени, красная, с орлом – для царя

    © WORLDPICS | Вертешина Юлия

    © WORLDPICS | Вертешина Юлия

    зеленая, с крестом – для патриарха

    © WORLDPICS | Вертешина Юлия

    © WORLDPICS | Вертешина Юлия

    Часовня Гроба Господня (кувуклия) с разных ракурсов, сложно остановиться, не снимать, слишком красиво и даже, я бы сказало, благоговейно… Подробно о часовне было в , сейчас – просто фото

    © WORLDPICS | Вертешина Юлия

    © WORLDPICS | Вертешина Юлия

    Ура, почти получилось

    © WORLDPICS | Вертешина Юлия

    Вид с обратной стороны от входа в часовню

    © WORLDPICS | Вертешина Юлия

    © WORLDPICS | Вертешина Юлия

    Шатер ротонды, он ведь рухнул от тяжести, поэтому такой ажурный в стиле барокко возводится по проекту В.В.Растрелли

    © WORLDPICS | Вертешина Юлия

    Чудотворная икона Божьей Матери «Троеручицы». Еще одна. Про первую – в первой части. Этот образ прислан был Никону в 1663 году из монастыря на Афоне, но он пропал, а это список – XIX века. А придание такое: Иоанн Дамаскин занимал должность в VIII веке советника халифа в Дамаске. Писал письма своим знакомым в Византию, где обличал правящего императора Льва Исаврянина в ереси иконоборчества. Император в ярости и приказывает оклеветать Иоанна Дамаскина. Было подложное письмо, разгневанный халиф приказывает отрубить Иоанну кисть правой руки и вывешивает ее на площади в знак устрашения.

    Через друзей Иоанну вернули отрубленную руку, он в келья стал молиться перед иконой Божией Матери об исцелении. Молился долго, усердно, много часов, уснул перед иконой. Проснувшись, увидел, что рука цела, только небольшой рубец есть на месте отсечения.

    В благодарность Иоанн сделал изображение кисти из серебра и приделал в углу иконы. Отсюда имя — «Троеручица».


    Новый Иерусалим находится в ближайшем Подмосковье и представляет собой замечательную цель для однодневной поездки. Монастырь поражает своей внешней грандиозностью, необычной архитектурой… и атмосферой спокойствия и умиротворенности, царящей за его стенами.

    Полное название монастырского комплекса звучит как Воскресенский Новоиерусалимский ставропигиальный мужской монастырь. Основан он был в 1656 году патриархом Никоном. Изначальная задумка заключалась в воссоздании, пусть и в уменьшенной копии, Иерусалима, находящегося в Святой Земле. Что и отражено в названии монастыря. Тем самым предполагалось подчеркнуть значение Москвы как «Третьего Рима».

    Строительство Нового Иерусалима проходило в два этапа: с 1656 по 1666 г при царе Алексее Михайловиче Тишайшем; прерванное с опалой патриарха Никона, строительство было возобновлено в 1679 году по указу царя Федора Алексеевича.

    Купол Воскресенского собора в Новом ИерусалимеГлавный соборный комплекс Нового Иерусалима - Воскресенский собор с церковью Константина и Елены был окончен в 1685 году, а возведение крепостной стены с надвратной церковью Входа Господня в Иерусалим было завершено только в 1697 году - уже при царе Петре I. Тем не менее, на этом строительные работы не закончились - не простояв и 30 лет, каменный шатер Воскресенского собора рухнул; восстанавливали его вплоть до 1761 года (это был последний год царствования императрицы Елизаветы). Новый шатер строился по проекту Франческо Бартоломео Растрелли (младшего Растрелли); самые известные его работы - ансамбль Смольного монастыря и Зимний дворец в Санкт-Петербурге, Большой Петергофский дворец. Руководил строительством архитектор Карл Иванович Бланк.

    Во время Великой Отечественной войны Новый Иерусалим оказался на территории, захваченной немцами. Уходя, они разорили монастырь, разрушили часть его строений - в частности, была уничтожена соборная колокольня, сожжен верх Воскресенского собора, снесены шатры башен. Реставрационные работы в Новом Иерусалиме продолжаются до сих пор; в настоящее время монастырь практически полностью восстановлен за исключением колокольни.

    Аналогии с Иерусалимом видны здесь во всем: некоторые из башен монастыря носят имена ворот Иерусалима - Дамасская, Гефсиманская, Сионская. Есть здесь и свой Гефсиманский сад; в саду, на искусственном островке на реке Иордане (Истре) стоит выстроенный в 1658 году деревянный «скит» патриарха Никона.

    В 1690-1694 гг. по указу Петра 1 монастырь был окружен каменной крепостной стеной с восемью шатровыми башнями. Строительством стены руководил известный зодчий XVII в. — Яков Бухвостов, крепостной М. Ю. Татищева. Собор, воздвигнутый при Никоне, простоял, однако, недолго. В 1723 г. рухнул грандиозный каменный шатер собора, в 1726 г. храм пострадал от пожара. Собор в развалинах простоял более двадцати лет. В 1749 г. императрица Елизавета Петровна поручила арх. В. Растрелли разработать проект собора в новом, пышном стиле барокко, характерном для середины XVIII в. Строительством руководил К. Бланк. В XVIII-XIX вв. над созданием ансамбля трудились выдающиеся зодчие: Растрелли, Бланк, Казаков, Воронихин, Витберг.

    Ново-Иерусалимский монастырь находился под особым покровительством русских царей. Большие денежные вклады, жалованные земли, предоставление различных льгот обеспечивали рост богатств монастыря и его процветание. В конце XVIII в. вокруг монастыря вырос город Воскресенск, который потом был переименован в г. Истру.

    Святыни. Главная святыня монастыря — гробница Патриарха Никона. Также возвращена древняя святыня — часть мощей св. мц. Татианы.

    Адрес: 143500, Московская обл., г. Истра, ул. Советская, д. 2.
    Проезд: oт Москвы с Рижского вокзала до ст. Истра (58 км), далее автобусом (2 км).

    Как добраться до Новоиерусалимского ставропигиального мужского монастыря на машине

    1. Выезд из Москвы по Волоколамскому шоссе.
    Ехать надо по Волоколамскому шоссе через Красногорск, Нахабино, Дедовск и т.д. до Истры, двигаться все время по главной дороге. Истру надо так же проехать насквозь, не сворачивая с главной дороги. Перед выездом из города будет Т-образный указатель: Волоколамское шоссе налево, улица Советская направо; как только повернете налево, увидите перед собой Ново-Иерусалимский монастырь.

    2. Выезд из Москвы по Новорижскому шоссе, далее через Красногорск.

    Выехать из Москвы можно и через Новую Ригу. Переехав через Москву-реку, надо будет уйти по указателю на Красногорск, дальше двигаться все время прямо до поворота на Дедовск и Истру. Ориентиры следующие: речка Баньки и «труба» закрытого горнолыжного комплекса, которая нарисуется перед вами с правой стороны. Дальнейшие инструкции смотрите выше.

    3. Выезд из Москвы по Новорижскому шоссе, далее через Малое Московское Кольцо.

    Выехав из Москвы по Новой Риге, проезжаете по ней примерно 30 километров до развязки с Малым Московским Кольцом - «бетонкой». По указателю «Санкт-Петербург, Истра» уходите направо и проезжаете по «бетонке» еще порядка 10 км. Здесь на светофоре под стрелку уходите налево на Волоколамское шоссе. Поворот обозначен указателем. Первый населенный пункт, который вы проедете по Волоколамке - Высоково. Далее смотрите инструкцию к пункту 1.

    Этот способ попасть в Новый Иерусалим, наверное, самый удобный, однако, имейте в виду, что при съезде с «бетонки» почти наверняка придется потратить какое-то время на стояние в пробке. Впрочем, если это не первая для вас поездка по Подмосковью, то пробки вас едва ли смутят. Зато в остальном, за исключением Истры, движение практически без светофоров!

    Парковка у монастыря

    Дорога перед монастырем разделяется, огибая его с двух сторон, и оставляя между ними въезд на небольшую парковку перед северным входом в монастырь. Свободных мест там, скорее всего, не будет, но никто не запрещает рискнуть.

    Более надежный вариант - повернуть перед Ново-Иерусалимским монастырем налево (это продолжение Волоколамского шоссе). Метров через сто внизу под горкой будет съезд на бесплатную парковку, рассчитанную, главным образом, на автобусы. Там практически всегда есть множество свободных мест.

    В монастырь вы попадете, поднявшись в горку, с южной его стороны. Отсюда же гораздо быстрее добраться до музея деревянного зодчества, купели на речке Истре (называемой в этом месте Иорданом) и скита патриарха Никона.

    Если же проехать чуть дальше, то с пригорка открывается замечательный вид на монастырский комплекс. Здесь же, на подъеме в горку, будет разрыв в сплошной, которым вы сможете воспользоваться для того, чтобы развернуться и отправиться назад в Москву.



    Новое на сайте

    >

    Самое популярное