Домой Стройматериалы Транспортировка нефти: нефтепроводы, танкеры и другие пути. Металлургический комплекс

Транспортировка нефти: нефтепроводы, танкеры и другие пути. Металлургический комплекс

Российская Федерация по праву считается одним из ведущих мировых экспортёров нефти.

Ежегодно в стране добывается порядка 505 000 000 тонн «чёрного золота».

На сегодняшний день разрабатываемые по объёмам разведанных природных запасов нефти вывели Россию на 7-е месте в мире.

Основные месторождения- Это Саматлорское, Ромашкинское, Приобское, Лянторское, Фёдоровское, Мамонтовское

Самотлорское

Самое крупное месторождение нефти в России находится на 6-м месте в мировом списке. Долгое время его местоположение считалось государственной тайной.

В настоящий момент эта информация больше не является секретной. Разработки на нём ведутся уже более 45 лет, его использование продлится до конца ХХ1 века.

  • Разведано в 1965 году. Экспедицией руководил В.А. Абазаров.
  • Начало эксплуатации: 1969 г.
  • Местоположение: Нижневартовский район Ханты-Манскийского АО.
  • Геологические запасы: около 7 100 000 000 тонн.
  • Извлекаемые запасы: около 2 700 000 000 тонн.
  • Способ добычи: буровые вышки на искусственно созданных островах, кустовое бурение.

За годы эксплуатации было добыто более 2 300 000 000 тонн углеводородов. В настоящий момент на месторождении проводятся работы по интенсификации добычи. Планируется построить более 570 новых скважин. Основная часть разработок принадлежит НК «Роснефть».

Ромашкинское

Относится к Волго-Уральскому нефтегазоносному бассейну. Является стратегически важным для страны. В течение нескольких десятилетий подряд служит своеобразным «полигоном» для испытания новых технологий нефтедобычи.

  • Открыто в 1948 году бригадой С. Кузьмина и Р. Халикова.
  • Начало эксплуатации: 1952 г.
  • Местоположение: Лениногорский район, г. Альметьевск, Татарстан.
  • Геологические запасы: около 5 000 000 000 тонн.
  • Извлекаемые запасы: около 3 000 000 000 тонн.
  • Способ добычи: метод внутриконтурного заводнения, бурение турбобуром на воде.

Из недр месторождения уже извлечено более 2 200 000 000 тонн нефти. На 2010 год объём разведанных запасов составляет 320 900 000 тонн. Разработку ведёт «Татнефть».

Приобское

Многопластовое низкопродуктивное месторождение. Обладает большим потенциалом, но для его реализации требуются значительные финансовые вложения. Разработку осложняет заболоченность территории, затопляемость, близкое расположение мест нереста рыб.

  • Разведано в 1982 году.
  • Начало эксплуатации: 1988 год.
  • Местоположение: Ханты-Мансийский АО, г. Ханты-Мансийск.
  • Геологические запасы: 5 000 000 000 тонн.
  • Извлекаемые запасы: 2 400 000 000 тонн.
  • Способ добычи: технологии гидравлического разрыва пластов, бурение на воде.

Месторождение относится к Западно-Сибирскому нефтегазоносному бассейну. Более 80% его находится в пойме реки Обь. Уже извлечено около 1 350 000 000 тонн углеводородов. Разработку ведут компании «Роснефть» и «Газпром нефть».

Лянторское

Считается одним из самых сложных для разработки российских месторождений. Относится к Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции.

  • Разведано в 1965 году.
  • Начало эксплуатации: 1978 год.
  • Местоположение: Ханты-Мансийский АО, Сургутский район, г. Лянтор.
  • Извлекаемые запасы: 380 000 000 тонн.
  • Способ добычи: девятиточечная обращённая система разработки, фонтанный способ эксплуатации скважин.

Основной оператор месторождения – ОАО «Сургутнефтегаз».

Фёдоровское

Относится к Сургутскому своду, юго-восточная часть Чернореченского поднятия. Входит в класс гигантских месторождений.

  • Открытие: 1971 год.
  • Начало эксплуатации: 1971 год
  • Местоположение: Ханты-Мансийский АО, г. Сургут.
  • Геологические запасы: 2 000 000 000 тонн.
  • Извлекаемые запасы: 189 900 000 тонн.
  • Способ добычи: горизонтальное бурение, ГРП, физико-химический метод обработки призабойной зоны, и т.д.

Является основой ресурсной базы «Сургутнефтегаза». С момента ввода в эксплуатацию на месторождении добыто более 571 000 000 тонн нефти.

Мамонтовское

Относится к классу крупных. Залежи углеводородов находятся на глубине примерно 2 – 2,5 км.

  • Разведано в 1965 году. Руководитель экспедиции – И.Г. Шаповалов.
  • Начало эксплуатации: 1970 год.
  • Местоположение: Ханты-Мансийский АО, г. Пыть-Ях.
  • Геологические запасы: 1 400 000 000 тонн.
  • Извлекаемые запасы: 93 400 000 тонн.

По своему геологическому строению месторождение является сложным. С начала эксплуатации выкачано 561 000 000 тонн нефти. Разработка в данный момент ведётся компанией «Роснефть».

Большое количество нефти проливается при её перевозке, читайте по ссылке , какие экологические проблемы возникают в связи с этим у Азовского моря

Разведка продолжается

В нашей стране есть перспективные места, где добыча может достичь больших объемов.

В 2013 году было открыто месторождение Великое. По первоначальным оценкам, геологические запасы нефти в нём приближаются к 300 000 000 тонн. Точной информации о том, какая часть из этого объёма углеводородов является извлекаемой, пока нет.

Великое – одно из самых крупных нефтяных месторождений, открытых на суше за последние десятилетия. Лицензию на его разработку получила компания «АФБ». Вероятно, в качестве партнёров она будет привлекать и других операторов.

В 2015 году планируется начать освоение Баженовской свиты – это самое крупное России. Нефть из сланца извлекать очень трудно, для этого требуется привлечение экспортного оборудования. Но планы могут передвинуться в связи с санкциями, наложенными на РФ.

В 2014 году – открыто новое месторождение, названное «Победа», в Карском море – 100 000 000 тонн.

Владимир Хомутко

Время на чтение: 4 минуты

А А

Карта мировых нефтяных месторождений достаточно велика, однако везде процесс добычи нефти и газа происходит с помощью скважин, которые бурятся в толще горных пород с помощью буровых установок. Многим они знакомы по кинофильмам, в которых показывали решетчатые конусообразные «нефтяные вышки». Это и есть буровые, которые после организации скважины демонтируют и перевозят на другое место.

Места, на которых происходит такая добыча, называются промыслы или месторождения. Транспортировка нефти и газа с промыслов до перерабатывающих предприятий, занимающихся производством товарных нефтепродуктов, производится посредством трубопроводов.

Бурение скважины может продолжаться несколько дней, а может длиться и несколько месяцев.

Нефтяные и газовые скважины – не просто отверстия в горных породах. Их ствол изнутри обсаживается специальными трубами из стали, называемыми НКТ (насосно-компрессорные трубы). Через них и происходит извлечение углеводородного сырья на поверхность.

Снаружи основную трубную колонну, называемую эксплуатационной, обсаживают другими – обсадными трубами, которые укрепляют ствол скважины и изолируют различные земляные пласты друг от друга. Длина ствола такой выработки может достигать нескольких километров.

Чтобы различные пласты горных пород не сообщались между собой, свободное пространство за обсадными трубами, как правило, цементируют. Это дает возможность предотвратить межпластовую циркуляцию воды, газов и самой нефти.

Цементное кольцо, обустроенное за обсадными колоннами, с течением времени вследствие физических и химических воздействий разрушается, в результате чего возникает заколонная циркуляция. Это явление негативно сказывается на добыче черного золота, поскольку в этом случае, кроме необходимой нефти, из пласта, называемого коллектором, в ствол скважины попадают газы или воды из соседних породных слоев, причём их количество зачастую превышает объем самого нефтяного сырья.

Чтобы добываемый ресурс вообще попал в скважинный ствол, необходимо пробить в обсадной колонне и находящемся за нею цементном слое отверстия, поскольку и обсадные трубы, и цемент изолируют продуктивный пласт от скважины. Такие отверстия проделывают при помощи специальных кумулятивных зарядов, которые пробивают не только цемент и обсадные трубы, но и образуют отверстия в самом нефтяном пласте. Этот процесс называется перфорация.

Способы добычи нефти бывают разными, и зависят от давления в продуктивном пласте. Добыча нефти ведется с помощью использования различных технологий. Нефть может самостоятельно фонтанировать, другими словами – подниматься по стволу из коллектора на поверхность без помощи насосного оборудования, вследствие низкого значения своей плотности.

Если нефть добывается без применения дополнительного насосного оборудования, то такой способ нефтедобычи называют фонтанным.

Суть процесса фонтанирования в том, что гидростатическое (водяное) давление в пласте на глубине достаточно высокое (к примеру, на двух километрах оно составит примерно 200 атмосфер). Этот показатель называется пластовое давление.

Поскольку плотность нефти и газа меньше, чем у воды, то на той же глубине давление в стволе скважины, которое называется забойным, составит (при плотности сырья около 800 килограмм на кубометр) будет примерно 160 атмосфер. В результате возникающей депрессии (перепаде давления) между продуктивным пластом и стволом скважины нефть и поднимается наверх.

Помимо этого, в нефтях, как правило, содержатся лёгкие углеводородные соединения, которые в случае понижения давления становятся газообразными (растворенные в нефтяной смеси газы). Выделение таких газов еще больше уменьшает плотность добываемого сырья, в результате чего описанная нами выше депрессия усиливается. Это процесс можно сравнить с открыванием теплой бутылки шампанского, из которой вылетает мощный газированный фонтан.

Количество получаемого из скважины за сутки сырья специалисты называют дебитом скважины (не путать с бухгалтерским термином «дебет»). Постепенно, особенно при интенсивной добыче, пластовое давление в коллектор снижается, подчиняясь закону сохранения энергии. Как результат – дебит скважины снижается, поскольку перепад давления между пластом и стволом выработки становится незначительным.

Чтобы увеличить внутрипластовое давление, в коллектор с поверхности при помощи нагнетательных скважин закачивается вода.

В некоторых типах коллекторов кроме нефти сразу присутствует большой объем пластовых вод, за счет расширения которых падение внутрипластового давления частично компенсируется, и необходимость дополнительной закачки воды может и не возникнуть.

В любом случае, в разрабатываемые нефтенасыщенные слои коллектора, а через них – и в сами скважины, постепенно просачивается вода. Этот процесс называется обводнением, которое также вызывает снижение дебита. Это объясняется не только сокращением в добываемой смеси доли самой нефти, но и повышением значения плотности обводненной нефтяной смеси. Забойное давление в горных выработках с высокой степенью обводненности возрастает, что приводит к уменьшению депрессии. В конце концов скважина перестает фонтанировать.

Другими словами, дебит любой скважины постепенно снижается. Как правило, максимальное значение этого параметра достигается в самом начале разработки пласта, а затем, по мере выработки нефтяных запасов, дебит уменьшается, причем, чем интенсивнее происходит нефтедобыча, тем это снижение идет быстрее. Если сказать по-другому, то чем выше изначальный дебит, тем быстрее он упадет.

Для того, чтобы вернуть скважине прежнюю производительность, на скважинах проводятся различные работы для того, чтобы интенсифицировать добычу. Проведение таких работ, как правило, приводит к мгновенному приросту дебита, однако после этого они начинает падать более быстрыми темпами. На российских нефтяных скважинах величина падения дебита колеблется от 10-ти до 30-ти процентов в год.

Чтобы увеличить дебит добывающих скважин либо с высокой степенью обводненности, либо с упавшим ниже положенного уровня пластовым давлением, либо с низким уровнем концентрации растворенных газов, используются различные технологии так называемой механизированной нефтедобычи. И главными такими способами являются методики с применением насосов различных типов, производство которых в настоящее время весьма развито.

Наибольшее распространение получили всех хорошо знакомые «качалки», которые называются штанговыми глубинными насосами (сокращенно – ШГН). Также достаточно распространены центробежные насосы с электроприводом (сокращенно – ЭЦН), которые на поверхности не видны. Основная добыча нефти в РФ в настоящее время как раз производится с применением ЭЦН.

Принцип действия всех насосных добывающих методов основан на понижении значения давления в забое, в результате чего повышается депрессия и, как следствие, дебит.

Механизированный технологический процесс не является единственным выходом в случае возникновения искусственного повышения производительности скважины.

К примеру, нередко применяется так называемый гидроразрыв пласта или газлифтная методика, однако это – темы для отдельных статей.

Нефтяные месторождения можно разрабатывать как при высоком значении забойного давления, так и при низком. Если давление в забое – высокое, то понижается депрессия, снижается дебит, и запасы хоть и добываются, но медленными темпами. Если, наоборот, давление в забое – низкое, то повышается депрессия и дебиты значительно возрастают, что приводит к высоким темпам выработки запасов сырья.

Некоторые особенности нефтедобывающей отрасли

Часто при высокой интенсивности выработки месторождений употребляется термин «хищническая эксплуатация» или «хищническая добыча», которые носят ярко выраженный негативный оттенок. При этом подразумевалось, что при такой эксплуатации скважин нефтяные компании, представляющие нефтедобывающую отрасль, как бы «снимали самые сливки» с разрабатываемых промыслов, или добывали легкодоступное сырье, а остальные запасы попросту бросали, и в этом случае оставшуюся нефть становилось уже невозможно поднять на поверхность.

В большинстве случаев такое утверждение является неверным. На большей части нефтяных промыслов остаточные запасы углеводородного сырья никак не зависят от интенсивности их добычи. В доказательство можно привести тот факт, что резкий рост количества добываемой российской нефти произошел в конце двадцатого – начале двадцать первого века, однако с тех пор прошло уже семнадцать лет, а объемы добываемой отечественной нефти снижаться и не думают (уровень 2015-го года, к примеру, сопоставим с уровнем 2000-го).

А такой срок для месторождений нефти является достаточно большим. В связи с этим, если бы скорость выработки нефтяных запасов приводила бы к потере остающегося в пластах ещё не добытого сырья, то объемы давно уже начали уменьшаться, а этого – не происходит.

Высокая интенсивность эксплуатация повышает риски, связанные с возможностью возникновения аварийных ситуаций, к примеру, из-за разрушения цементного слоя вокруг ствола скважины, которое приводит к возникновению нежелательной циркуляции в заколонном пространстве и к преждевременным прорывам пластовых вод. Однако в общем случае такой режим выработки почти всегда экономически оправдан, причем при почти любом уровне нефтяных котировок. Для наглядного примера можно сравнить это с ситуацией дорожного движения.

Если, к примеру, ограничить скорость автомобилей за городом значением двадцать километров в час, а затем с помощью драконовских мера заставить это ограничение неукоснительно соблюдать, то с высокой долей вероятности количество аварий будет минимальным (если они вообще будут). Но зачем тогда будут нужны эти дороги с экономической точки зрения?

Как мы уже сказали ранее, увеличение интенсивности российской нефтедобычи произошло на рубеже двадцатого и двадцать первого века.

В большинстве случаев добыча велась с помощью снижения давления в забое (соответственно, увеличивалась депрессия) на эксплуатируемых скважинах. Для этого в фонтанирующие выработки опускали насосы, а скважины, на которых уже было установлено насосное оборудование, его заменяли на более производительное.

И ничего однозначно плохого в этом не было и нет, ни с технической, ни с экономической точек зрения. К негативным последствиям такого метода добычи можно отнести разве что стратегический фактор, поскольку увеличение депрессии хотя и приводит к увеличению скорости добычи нефти, но, с другой стороны, ускоряется падение дебитов на уже разбуренных продуктивных площадях.

Так как дебиты нефтяных скважин падают постоянно, для того, чтобы поддерживать нефтедобычу на определенном уровне, возникает необходимость бурения новых скважин, и чем быстрее падают дебиты, тем большее количество таких горных выработок необходимо пробуривать каждый год. Другими словами, интенсивная добыча приводит к тому, что поддерживать некий постоянный объем нефтедобычи с каждый годом становится всё сложнее.

С другой стороны, если эксплуатация скважин интенсивностью не отличается (из-за высокого давления в забое), то для таких промыслов существует возможность в нужный момент повысить объемы добычи (с помощью различных способов снизив значение давления в забое). Именно так и происходит регулирование объемов добываемого сырья в Саудовской Аравии и в Кувейте. В связи с этим со стратегической точки зрения невысокая интенсивность выработки нефти является более безопасной.

Металлургический комплекс. Чёрная металлургия. «Железо - не только основа всего мира, самый главный металл окружающей нас природы, оно- основа культуры и промышленности, оно- орудие войны и мирного труда. И трудно во всей таблице Менделеева найти другой элемент, который был бы так связан с прошлым, настоящим и будущими судьбами человечества.» А.Е. Ферсман РМО учителей географии Ржевского района(открытый урок). Выполнила: учитель географии Гречкина М.А. 1.Какое из американских государств входит в состав ОПЕК? а) США; б) Мексика; в) Бразилия; г) Панама; д) Венесуэла; е) Чили 2.Сколько стран входит в состав ОПЕК? а) 5; б) 7; в) 10; г) 12; д) 15; 3.Где находится штаб-квартира ОПЕК? а) Стамбул; б) Вена; в) Варшава; г) Брюссель; д) Лондон; 4.Большая часть нефти добывается: а) в развитых странах Европы; б) в развивающихся странах Азии; в) в развивающихся странах Африки; г) в развивающихся странах Латинской Америки; 5.Каким путем идут крупнейшие нефтяные танкеры? а) через Суэцкий канал из Персидского залива в Европу; б) вдоль берегов Африки из персидского залива в Европу; в) из Индонезии в Японию; г) из Венесуэлы в США; 6.Выберите ведущие страны Африки по добыче нефти: а) Нигерия; б) Алжир; в) Ливия; г) Египет; д) ЮАР; е) Ангола; ж) Замбия; з) Марокко 7.В Европе странами, ведущими добычу нефти, являются: а) Дания, Норвегия, Италия, Великобритания; б) Франция, Португалия, Швейцария; в) Финляндия, Швеция, Бельгия, Греция; 8.Расставьте страны по мере убывания в них разведанных запасов нефти: а) Саудовская Аравия; б) Россия; в) США; г) Иран; 1.Какое из американских государств входит в состав ОПЕК? а) США; б) Мексика; в) Бразилия; г) Панама; д) Венесуэла; е) Чили 2.Сколько стран входит в состав ОПЕК? а) 5; б) 7; в) 10; г) 12; д) 15; 3.Где находится штаб-квартира ОПЕК? а) Стамбул; б) Вена; в) Варшава; г) Брюссель; д) Лондон; 4.Большая часть нефти добывается: а) в развитых странах Европы; б) в развивающихся странах Азии; в) в развивающихся странах Африки; г) в развивающихся странах Латинской Америки; 5.Каким путем идут крупнейшие нефтяные танкеры? а) через Суэцкий канал из Персидского залива в Европу; б) вдоль берегов Африки из Персидского залива в Европу; в) из Индонезии в Японию; г) из Венесуэлы в США; 6.Выберите ведущие страны Африки по добыче нефти: а) Нигерия; б) Алжир; в) Ливия; г) Египет; д) ЮАР; е) Ангола; ж) Замбия; з) Марокко 7.В Европе странами, ведущими добычу нефти, являются: а) Дания, Норвегия, Италия, Великобритания; б) Франция, Португалия, Швейцария; в) Финляндия, Швеция, Бельгия, Греция 8.Расставьте страны по мере убывания в них разведанных запасов нефти: а) Саудовская Аравия; г) Иран; б) Россия; в) США; Чёрная металлургия 1 Технологические особенности 2 Факторы размещения 3 География отрасли 4 Тенденции развития отрасли Чёрная металлургия – отрасль промышленности, производящая сталь, чугун и сплавы с железом железная руда Технологический процесс Включает: добычу руды, обогащение, плавку, прокат и получение ферросплавов. Сырьё Железная руда Коксующиеся угли Марганец, руды легирующих металлов Продукция Чугун Сталь Легирован ная сталь Чугун - сплав железа с углеродом, содержащий постоянные примеси (Si, Mn, S, P), а иногда и легирующие элементы (Cr,Ni,V). Его выплавляют из железной руды в доменных печах. Сталь – ковкий сплав железа с углеродом (до2%) и другими элементами. Получают главным образом из смеси чугуна со стальным ломом в кислородно- конвертерных и электрических печах. Легированная сталь – сплав. Для предания сплавам железа определённых физических или механических свойств в состав обычных сортов стали вводят легирующие элементы - Cr,Ni,V, Mo, W, T. Страны - лидеры по добыче железной руды, 2008 г. (млн.т) Китай 770 Бразилия 390 Австрали 330 я Индия 200 Россия 110 Украина 80 Бенилю́кс (Benelux) - политический, экономический и таможенный союз в Западной Европе, включающий в себя три монархии: Бельгию, Нидерланды и Люксембург. Страны - лидеры по производству продукции чёрной металлургии Чугун, 2003 г. Сталь, 2008 г. Крупнейшие Крупнейшие экспортёры импортёры стали и изделий стали и изделий проката проката Китай Страны ЕС Китай Китай Индия Япония Япония США Республика Корея США Бразилия Россия Россия Южная Корея Россия Индия Украина Китай Румыния Республик а Корея Казахстан ФРГ ФРГ Страны Бенилюкса Способы выплавки Кислородно-конверторный Электрометаллургия Доменный Мартеновские печи Использование различных способов выплавки стали, % от всего объёма производства, 2008 г. Страна Способы выплавки стали Кислородно- В В конвертерны электропечах мартеновски й х печах Россия 55,1 28,4 16,5 США 41,9 58,1 - Япония 75,2 24,8 - ФРГ 68,1 31,9 - Весь мир 67,2 30,6 2,2 Кислоро́дно-конве́ртерный проце́сс - основной способ передела жидкого чугуна в сталь путём продувки в конвертере технически чистым кислородом Электрометаллургия - методы получения металлов, основанные на электролизе, т. е. выделении металлов из растворов или расплавов их соединений при пропускании через них постоянного электрического тока География отрасли Сущность доменного процесса заключается в восстановлении железа из его окислов, имеющихся в руде; отшлаковании пустой породы и науглероживании восстановленного железа до чугуна Факторы размещения 1.сырьевой (близость к месторождениям руды); 2.топливный (наличие источника коксующего угля); 3.транспортный (особенно важный для предприятий, работающих на привозном сырье, вдали от источников руды и угля); 4.экологический (предприятия чёрной металлургии, особенно устаревшие и использующие доменный процесс, являются одними из самых «грязных» производств); 5.потребительский (наличие потребителя стали – крупных машиностроительных центров). Влияние НТР на чёрную металлургию 1. Повышение качества чугуна и стали и сокращение их потребления на единицу конечной продукции Страны, добывающи е руду 2. Сокращение производственных потерь Китай Бразилия Австралия Россия Индия США Украина Канада ЮАР Венесуэла 3. Уменьшение сырьевого и топливного фактора 4. Возрастание потребительского и экологического фактора 5. Расположение предприятий в приморских районах 6. Производство чугуна в развивающихся странах, а производство стали - в развитых Страны, выплавляю щие сталь Китай Япония США Россия Германия Бразилия Индия Украина Франция Велико британия Типы металлургических баз Базы, работающие на своей руде и своём угле Базы, работающие на привозном угле и своей руде Базы, работающие на своём угле и привозной руде. Базы, расположенные на транспортных потоках угля и руды, или около потребителя В тетради Пользуясь картой мировой чёрной металлургии в атласе, подберите по три-четыре примера районов и центров, ориентирующихся на: 1) сочетание запасов каменного угля и железной руды; 2) запасы каменного угля; 3) запасы железной руды; 4) грузопотоки угля и руды. Районы и центры, ориентирующиеся на: сочетание запасы запасов каменного угля каменного угля и железной руды запасы железной руды Аньшань (Китай), Дамодар (Индия), Трансвааль (ЮАР) Магнитогорск (Россия), Кривой рог (Украина), Лотарингия (Франция), Аннаба (Алжир), ВолтаРедонда (Бразилия) Рур (ФРГ), Верхняя Силезия (Польша), Южный Уэльс (Великобрита ния). грузопотоки угля и руды Череповец (Россия), Краков (Польша), Кошице (Славакия), Дюнкерк и Фос (Франция), Торанто (Италия) Тенденции развития отрасли Использование метода непрерывной разливки стали, внепечной металлургии (бездоменная), микролегирование. Создание мини-заводов. Таких заводов много в США, Японии, Италии, Испании, Мексике, Бразилии. В общемировой выплавке чёрных металлов увеличивается доля развивающихся стран и одновременно сокращается доля развитых странах. В развитых странах большое значение приобретает использование вторичного сырья (стального лома). Создание крупных стальных монополий (ТНК). Лидеры – «ArcelorMittal», «Nippon Steel1», «Baosteel Group». Организации, связанные с чёрной металлургией Европейское Объединение угля и стали (ЕОУС) – интеграционная группировка 12 стран – членов ЕС. Котролирует практически всю добычу каменного угля, свыше 90% выплавки чугуна и стали, около 50% добычи железной руды в Западной Европе. Штаб – квартира в Брюсселе. Крупные металлургический компании мира «КРУПП» -- металлургический и машиностроительный концерн ФРГ Основан: 1811 г. Объем продаж: 8,4 млрд. $ Число занятых: 63 тыс.чел. «ЛТВ» -- компания США создана как электронная фирма, в 1974 и 1984 приобрела металлургические компании Основана: 1958 г. Объем продаж: 7,5 млрд. $ Число занятых: 43,7 тыс.чел. «МАННЕСМАН» -- трубопрокатный и машиностроительный концерн ФРГ Основана: 1890 г. Объем продаж: 11,6 млрд. $ Число занятых: 122 тыс.чел. «НИППОН СТИЛ» -- японская металлургическая компания Основана: 1970 г. Объем продаж: 17,1 млрд. $ Число занятых: 67,8 тыс.чел. Вывод Черная металлургия является базовой отраслью. В размещении металлургических предприятий большую роль играет сырьевой и топливный факторы. Для отрасли характерны высокая концентрация производства, комбинирование. Решение экономических, экологических и социальных проблем отрасли связано с модернизацией производства, повышением объемов и качества продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынке. Это дополнительные рабочие места и снижение напряженности экологической ситуации. Практическая работа Задание 1: Пользуясь текстом учебника и картами атласа, заполните таблицу «Сравнительная характеристика Приатлантической металлургической базы США и Рурской Германии» Сравниваемые черты 1.Географическое положение 2.Сырьевые и топливные ресурсы 3.Основные поставщики сырья 4.Главные центры 5.Факторы размещения Приатлантиче ская база (США) Рурская база (Германия) Практическая работа На контурной карте На контурной карте покажите основные «угольные» и «железорудные» мосты и приведите примеры металлургических заводов, тяготеющих к ним. Задание на дом На основе текста учебника, таблиц, рисунков, карт атласа дайте развёрнутую характеристику мировой чёрной металлургии. План: 1. Значение отрасли в мировом хозяйстве, ее отраслевой состав, влияние НТР на ее развитие. 2. Размеры производства продукции с распределением по главным географическим регионам. 3. Главные страны-производители. 4. Страны-экспортёры и импортёры. 5. Природоохранные и экологические проблемы, возникающие в связи с развитием отрасли. 6. Перспективы развития и размещения отрасли.

Нефть - самый продаваемый ресурс в мире. Нефть - это инструмент политического и экономического влияния. Нефть - это драйвер технологического развития. Причем огромные средства вкладываются не только в создание новых методов добычи и переработки черного золота. Для транспортировки сырья создаются сложнейшие инженерные сооружения, такие как супертанкеры и магистральные трубопроводы

Вывозить нефть с Новопортовского месторождения танкерам помогают ледоколы

Биржевой инструмент

Путь нефти к потребителям начинается задолго до того, как она попадет из пласта в скважину - в момент заключения контракта на поставку сырья. Для продажи нефти сегодня используется два механизма: фьючерсный и спотовый. Фьючерсные контракты (как правило, биржевые) заключаются на поставку партии сырья в будущем. При этом объем одного контракта и качество сырья установлены заранее и известны всем игрокам рынка. А в момент заключения сделки стороны договариваются лишь о цене и сроках поставки.

Стоимость немаркерных сортов нефти рассчитывается с дисконтом или с премией к эталонам. Например, нефть Новопортовского месторождения «Газпром нефти» благодаря своему высокому качеству торгуется с премией к эталонной североморской смеси Brent.

Практика работы по фьючерсам впервые была применена в начале 80-х на Нью-Йоркской товарно-сырьевой бирже (NYMEX) и очень быстро стала основной, так как позволила упорядочить механизмы ценообразования. Для фьючерсных контрактов на нефть объем одного контракта, как правило, составляет 1 тыс. баррелей, а качество сырья определяется сортом нефти. В мире определено несколько эталонных (или маркерных) сортов нефти, типичных для основных центров переработки (см. врез на стр. 7). Стоимость немаркерных сортов нефти рассчитывается с дисконтом или с премией к эталонам. Например, российская экспортная марка Urals торгуется с дисконтом к Brent. Заключение фьючерсного контракта на покупку или продажу нефти практически никогда не означает поставку конкретного физического объема сырья. Сегодня это скорее инструмент биржевой игры, основанной на разнонаправленной реакции котировок на мировые экономические и политические события. Например, на Лондонской бирже (ICE) в день совершается порядка 70–100 тыс. фьючерсных контрактов, на NYMEX - порядка 150 тыс., однако от всего этого гигантского объема, часто превышающего реальный суточный объем добычи, физические поставки не превышают 1–3%.

Реальные сделки заключаются на спотовом рынке. Его главная особенность в том, что новые права собственности возникают в момент совершения сделки. Что касается физических поставок сырья, то на них отводится двое суток, хотя чаще всего речь идет только о занесении имени нового владельца в базы данных.

Примерно 50% объема всей нефти мира продается в рамках долгосрочных контрактов, которые нефтедобывающие компании заключают с переработчиками (иногда через посредников-трейдеров). Такие сделки - главный механизм торговли и российской нефтью. В этом случае цена нефти определяется по определенной формуле, которая время от времени синхронизируется с рыночными котировками.

Трансаляскинская магистраль спроектирована так, чтобы выдержать землетрясение силой до 8,5 баллов. Ее трасса идет по зигзагообразной ломаной линии для компенсации напряжений, вызываемых смещением почвы при очень сильных продольных сейсмических колебаниях.

Около трети мировой нефти реализуется разовыми партиями. Главные площадки спотовой торговли - Роттердам, Сингапур, Нью-Йорк, то есть экономические и портовые центры, где расположены мощные нефтяные терминалы, а также территории, где проходят магистральные нефтепроводы.

Морские пути

Так уж сложилось, что основные мировые центры добычи и потребления нефти разделяют тысячи километров. Больше всего черного золота сегодня добывают Россия (10,11 млн барр./сутки в 2015 году) и Саудовская Аравия (9,74 млн барр./сутки). В то же время самая высокая потребность в нефти у США (19 млн барр./сутки) и Китая (10,12 млн барр./сутки). Огромные объемы потребляют и Индия с Японией, у которых, в отличие от тех же США и Китая, своих запасов нефти практически совсем нет.

Как переправить сырье с Ближнего Востока и из Африки в США, Европу или Японию? Конечно, по морю. На танкерные перевозки сегодня приходится около 60% от всего нефтяного грузопотока.

Супертанкер Knock Nevis

Согласно археологическим данным, первые «танкеры» появились более 8 тыс. лет назад. Нефть, добытая на берегу Евфрата, доставлялась вниз по реке к городу Ур в специальных наливных сосудах грузоподъемностью до 5 тонн. Но эта практика впоследствии была забыта - вплоть до последней трети XIX века нефть перевозили в бочках и амфорах на борту обычных судов. Так продолжалось, пока человечество не поняло, насколько ценно это сырье, и не начало его добывать и использовать в промышленных масштабах.

Из заполярья в Европу

Уникальная схема транспортировки добытой нефти потребителям создана на Новопортовском месторождении «Газпром нефти». Сырье с месторождения до побережья Обской губы доставляется по напорному нефтепроводу протяженностью более 100 км. Созданная на месторождении и на берегу инфраструктура позволяет осуществлять перевалку до 8,5 млн тонн нефти в год. Круглогодичные отгрузки сырья обеспечивает нефтеналивной терминал «Ворота Арктики» - единственное в мире подобное сооружение, расположенное в пресных водах за Полярным кругом. Далее нефть среднетоннажными танкерами в сопровождении атомных ледоколов доставляется по Обской губе и Северному морскому пути в Кольский залив. Там через плавучий накопитель «Умба» нефть перегружается на крупнотоннажные танкеры и отравляется потребителям в Северную Европу. Для организации этой логистической схемы «Газпром нефть» сегодня занимается формированием собственного танкерного флота.

Первым нефтеналивным судном стала деревянная парусная шхуна «Александр», переоборудованная для этих целей в 1873 году астраханскими купцами, братьями Николаем и Дмитрием Артемьевыми. Эффективность нового способа можно оценить по динамике перевозок нефти из Баку в Астрахань. В 1874 году, когда нефть еще доставляли в бочках, объем транспортировки сырья составил 10 млн пудов, в 1884-м - уже 50 млн пудов, а в 1894-м - 208 млн пудов.

657 тыс. тонн - грузоподъемность самого большого танкера в мире Knock Nevis, построенного в Японии

Первое в мире металлическое нефтеналивное судно - пароход «Зороастр» грузоподъемностью 250 тонн - в 1877–1878 годах было построено на Линдхольменской верфи в Гетеборге по заказу российского «Товарищества братьев Нобель». Оно ходило по Каспийскому морю и стало настоящим прообразом современных танкеров даже с точки зрения обеспечения безопасности. Например, в противопожарных целях грузовые трюмы «Зороастра» отделялись от машинного отделения двойной перегородкой, внутрь которой заливалась вода. А у русского парового танкера «Спаситель» грузоподъемностью 670 тонн, построенного в 1882 году, машинное отделение впервые в мировой практике было вынесено на корму - так, как это делается у современных судов.

Грузоподъемность танкеров для перевозки нефти увеличивалась очень медленно. В середине 1950-х она составляла порядка 15 тыс. тонн, в 1960-х - 30 тыс. тонн. Эра супертанкеров (ULCC, Ultra Large Crude Carrier) началась в следующем десятилетии. С 1976 по 1980 год было построено 126 гигантских нефтеналивных судов, способных перевозить по две сотни тысяч тонн черного золота. Самый большой танкер в мире был построен в Японии - это Knock Nevis водоизмещением 657 тыс. тонн.

Однако время гигантских танкеров продлилось недолго. Их появление во многом стало ответом на нестабильную политическую ситуацию на Ближнем Востоке, которая привела к закрытию Суэцкого канала. Огромный поток нефти в Европу и Америку требовалось перенаправить в обход африканского континента через мыс Доброй Надежды.

Как только шестидневная война между Израилем и Египтом закончилась, необходимость в таком количестве судов-гигантов, неспособных из-за большой осадки двигаться через мелководный Суэцкий канал, отпала. Более того, нефтяные кризисы 80-х и рост цен на сырье сократили потребление углеводородов в развитых странах, параллельно с этим вводились в эксплуатацию крупные месторождения в Северном море и Северной Африке, и в итоге лишней оказалась вообще треть мирового танкерного флота. Большая часть супертанкеров была переоборудована в стационарные плавучие хранилища нефти и воды.

Основной экспортный маршрут ближневосточной нефти по-прежнему проходит через мыс Доброй Надежды. Еще один мощный нефтяной поток направляется из портов Средиземного моря и Северной Африки в страны Западной Европы через Гибралтар. Такой крупный потребитель углеводородов, как Япония, получает сырье также морем из стран Ближнего Востока, Малайзии и Индонезии.

Нефтепродукты с Московского НПЗ поступают в магистральный нефтепродуктопровод протяженностью 380 км, кольцом охватывающий столицу

Однако, чтобы нефть погрузить на танкеры, ее еще необходимо доставить от месторождений в порты. Самый дешевый способ для этого - использование нефтепроводов.

Нефть в трубе

Различными трубопроводами или их подобиями люди пользуются уже несколько тысяч лет. Однако впервые использовать трубу для транспортировки нефти предложил русский ученый Дмитрий Менделеев. В 1863 году, посетив нефтеперегонный завод Василия Кокорева вблизи Баку, он предложил перекачивать сырье по трубам с промыслов на завод и керосин с завода - до отгрузочного причала на Каспии. Но, как это неоднократно случалось в истории, в России идея не была воплощена в жизнь, и пальму первенства перехватили американцы.

Первый в мире нефтепровод диаметром 50 мм и длиной 6 км построила в 1865 году в Пенсильвании фирма Standard Oil. Он позволил Джону Рокфеллеру сбить цены на железнодорожные перевозки нефти.

В России же первый нефтепровод появился лишь в 1879 году. С его помощью инженер Василий Шухов соединил Балаханское месторождение на Апшеронском полуострове с нефтеперегонными заводами в Баку, расстояние между которыми составляло 12 км. По проекту Василия Шухова в 1907 году был построен и первый отечественный магистральный трубопровод, длиной 813 км, соединивший Баку и Батуми. Принципиально магистрали начала века мало отличались от современных аналогов.

Первые «танкеры» появились более 8 тыс. лет назад. Нефть, добытая на берегу Евфрата, доставлялась вниз по реке к городу Ур в специальных наливных сосудах грузоподъемностью до 5 тонн. Впоследствии, вплоть до последней трети XIX века, нефть перевозили в бочках на борту обычных судов.

Магистральные нефтепроводы прокладывают для доставки нефти от мест добычи до пунктов перевалки и переработки, и отличаются они от внутренних нефтепроводов на промыслах своими значительными рабочими характеристиками. Протяженность магистральных нефтепроводов может составлять тысячи километров, а нефть движется по трубам со скоростью до 3 м/сек. за счет разницы в давлении, создаваемой насосными станциями, которые располагаются через каждые 70–150 км. Диаметр труб магистралей колеблется от 219 до 1400 мм, а избыточное давление от 1,2 до 10 МПа.

Современный нефтепровод - это высокотехнологичное сооружение. Перекачка нефти и управление его системами осуществляется дистанционно, с помощью компьютеров. О состоянии трубы информацию собирают множество датчиков, запорная арматура позволяет оперативно перекрыть аварийный участок нефтепровода. Внутренняя очистка трубы также осуществляется с помощью современных интеллектуальных роботизированных комплексов. Сами трубы, как правило, производятся из высокопластичных сталей, способных выдержать температурные, механические и химические воздействия.

Арктический опыт

В ходе освоения Восточно-Мессояхского месторождения на севере ЯНАО «Газпром нефть» построила нефтепровод в сложнейших условиях Заполярья. Для доставки нефти от месторождения до системы «Транснефти» компания построила напорный трубопровод длиной 98 км и мощностью 8,5 млн тонн нефти в год. При его проектировании учитывались не только суровые климатические условия региона (зимой температура воздуха на Гыдане нередко переваливает за отметку -50 °C), но и сложный рельеф местности, а кроме того - влияние проекта на жизнь коренного населения и на окружающую среду. Маршрут нефтяной трубы не пересекает священных для коренных жителей мест и угодий для выпаса оленей. На пути миграции оленьих стад сооружены специальные переходы, а крупные реки Мудуйяху и Индикъяху, по руслам которых зимой также перемещаются оленьи стада, а летом двигаются маломерные суда, труба пересекает под землей. Это самые северные в России подводные переходы, выполненные методом наклонно-направленного бурения.

Трубопроводная география

Самая протяженная в мире система магистральных трубопроводов сегодня принадлежит российской «Транснефти» - свыше 70 тыс. км, по трубе проходит более 90% всей добываемой российской нефти. К системе, которая начала формироваться в СССР в послевоенные годы, подключены все крупные НПЗ стран СНГ. Советскому Союзу принадлежит и заслуга строительства первого трансъевропейского нефтепровода: нефтепровод «Дружба» вывел советскую нефть на европейский рынок, сделав страну ключевым поставщиком для соцлагеря.

После развала Советского Союза и соцлагеря в целом, «Дружба» потеряла свое стратегическое и, главное, политическое значение. Более того, прокачка нефти по ней стала нести достаточно серьезные транзитные риски, которые «Транснефть» снизила за счет прокладки Балтийской трубопроводной системы (БТС), обеспечившей прямой выход в российский порт Приморск. Первая часть БТС была введена в строй в 2006 году, а в 2012 году запущена БТС-2, связавшая нефтепровод «Дружбу» (в районе Унечи на российско-белорусской границе) с балтийским портом Усть-Луга.

Другой важный фактор развития российской нефтепроводной системы - поиск новых рынков сбыта. Бурно развивающаяся экономика стран Азиатско-Тихоокеанского региона сделала этот рынок лакомым куском для всех поставщиков энергоносителей. Заинтересованность России в новых потребителях вылилась в строительство трубопроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО). Первый 1100-километровый участок нефтепровода был запущен в 2009 году, а сегодня нефтепровод соединяет Тайшет (Иркутская область) с городом Сковородино на российско-китайской границе и далее идет до порта Козьмино в Приморском крае.

США также располагают мощной и разветвленной системой трубопроводов, которая сегодня получила новый импульс к развитию. Рост объемов добычи нефти в Соединенных Штатах, сокращение импорта вызвали дефицит транспортных мощностей, и, по информации консалтинговой компании Wood Mackenzie, объем инвестиций в строительство новых нефтепроводов в ближайшие годы превысит $40 млрд.

Основные направления транспортировки российской нефти по трубопроводам

Впрочем, один из самых известных в Америке (да и в мире) нефтепроводов уже построен - Трансаляскинская магистраль. Труба диаметром 1220 мм предназначена для перекачивания нефти, добываемой на месторождении Прадхо-Бей на севере Аляски, в порт города Валдиз на юге штата. Его длина 1288 км - не рекордная, но все дело в условиях, в которых велось строительство нефтепровода: низкой температуре и труднопроходимой, изолированной местности. Это один из самых защищенных трубопроводов в мире - он спроектирован так, чтобы выдержать землетрясение силой до 8,5 баллов. Для этого труба проложена над землей на специальных опорах с компенсаторами, позволяющими ей скользить по специальным металлическим рельсам в горизонтальном направлении почти на 6 м и на 1,5 метра вертикально за счет специальной гравийной подушки. Кроме того, трасса нефтепровода проложена по зигзагообразной ломаной линии для компенсации напряжений, вызываемых смещением почвы при очень сильных продольных сейсмических колебаниях и при температурном расширении металла.

В конце 2016 года магистральный нефтепровод в сложнейших северных условиях построен и в России. Трубопровод Заполярье - Тайшет связывает с системой «Транснефти» новые месторождения на севере Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе Мессояхскую группу «Газпром нефти».

Гибкость и универсальность

Конечно, используется для перевозки нефти и нефтепродуктов железнодорожный и автомобильный транспорт. По железным дорогам нефть доставляют в удаленные от месторождений регионы, где нет ответвлений магистральных трубопроводов, например из Западной Сибири на Дальний Восток, а с Урала - на юг: в Новороссийск, на Северный Кавказ.

Автоцистернами нефть перевозят с удаленных нефтепромыслов до пунктов сбора, а иногда и на «большую землю». Как правило, происходит это на ранней стадии разработки месторождений, до ввода в строй нефтепромысловых трубопроводов. Так, например, вывозилась нефть с Новопортовского и Восточно-Мессояхского месторождений «Газпром нефти» в период опытно-промышленной эксплуатации.

Однако эффективность железнодорожных составов и автоцистерн гораздо ниже, чем у танкеров и труб. Например, трудозатраты, необходимые для транспортировки нефти по железной дороге, в 10 раз выше, чем для перекачки по нефтепроводу, а автомобильные перевозки еще дороже. Зато для перевозки нефтепродуктов железнодорожный и автомобильный транспорт используется очень активно. Железнодорожные партии оптимальны для транспортировки нефтепродуктов с НПЗ до нефтебаз.

Впрочем, трубопроводный транспорт успешно используется и здесь.

Уникальная транспортная система построена в московском регионе. Это магистральный нефтепродуктопровод (МНПП) в три нитки протяженностью 380 км (1151 км в однониточном исчислении), кольцом охватывающий столицу. Коридор МНПП проходит примерно в 50 км от Московской кольцевой автодороги. Наличие трех ниток позволяет раздельно транспортировать автомобильный бензин, дизельное топливо и авиационный керосин. Примером при организации московской системы нефтепродуктотранспорта послужила Северная столица, где трубопровод от ближайшего нефтеперерабатывающего завода в Киришах был сдан в 1971 году и решал задачу снабжения города, области и аэропорта Пулково нефтепродуктами.

Сорта нефти

Для Европы и Азии эталонный сорт нефти - Brent. Он представляет собой смесь сырой нефти с 15 месторождений Северного моря. Американский эталон - WTI (West Texas Intermediate). Ближний Восток имеет свой маркерный сорт Middle East (смесь нефти марок Dubai и Oman). Организация стран экспортеров нефти (ОПЕК) в качестве эталона создала «корзину» из семи сортов: легкой нефти из Саудовской Аравии (Saudi Arabian Light crude), дубайской (Dubai crude) из ОАЭ, нигерийской легкой (Nigerian Bonny Light crude), смеси Saharan Blend из Алжира, индонезийской Minas, венесуэльской Tia Juana и мексиканской Isthmus. Основная российская экспортная марка Urals - смесь в системе трубопроводов «Транснефти» тяжелой, высокосернистой нефти Урала и Поволжья. После начала добычи на платформе «Приразломная» в России появился новый сорт нефти - Arctic Oil (ARCO).

краткое содержание других презентаций

«Горно-металлургический комплекс» - Сырьё. База тяжёлых металлов. Особенности металлургии. Потребительский фактор. Металлургические базы России. Металлургические заводы полного цикла. Центр чёрной металлургии. Металлургический комплекс. Состав и значение МК. Предприятия. Размещение МСК. Цветные металлы. Состав МСК. Машиностроительный комплекс. Размещение металлургического производства.

«Горнодобывающая промышленность и металлургия» - Международная торговля железной рудой. Факторы производства. Центры черной металлургии. Горнодобывающая промышленность и металлургия. Металлургия. Главные страны по производству цветных металлов. Добыча бокситов. Центры цветной металлургии. Центры горнодобывающей промышленности. Размеры производства. Горнодобывающие державы. Горнодобывающая промышленность. Мировая добыча.

«Тест по металлургии» - Крупные центры металлургии. Представление о металлургическом комплексе. Качество стали. Металлургия. Представление о способах получения металлов. Металлургический комплекс. Экономические трудности. Предприятия чёрной металлургии. Водород. Формула. Металл, принесённый в жертву «рыжему дьяволу». Виды металлургии. Совокупность отраслей, производящих разнообразные металлы. Основные продукты черной металлургии.

«Выксунский металлургический завод» - Выксунский металлургический завод. Основная продукция ВМЗ. Сегодня. Окрестности Выксы идеально подходили для создания нового металлургического производства. Продукция ВМЗ. Продукция ВМЗ соответствует мировым и отечественным стандартам качества. В советскую эпоху. Находится на территории города Выкса Нижегородской области. Металлургические предприятия Росии. С 1999 года входит в состав Объединенной металлургической компании.

«Состав металлургического комплекса» - Схема металлургического комбината. Представление о металлургическом комплексе. Производство стали в РФ. Металлургический комплекс. Отрасль комплекса. Пути решения экологических проблем. Факторы размещения. Значение металлургического комплекса. Комбинирование. Типы предприятий чёрной металлургии. Стадии производственного процесса. Перспективы. География отрасли. Более 60% всей стали производится в России.

«Металлургический комплекс РФ» - Лидеры по добыче железной руды. Влияние НТР на чёрную металлургию. География отрасли. Организации, связанные с чёрной металлургией. Отрасль промышленности. Кислородно-конвертерный процесс. Черная металлургия. Состав ОПЕК. Электрометаллургия. Районы и центры. Крупные металлургический компании мира. Способы выплавки. Чугун. Практическая работа. Технологический процесс. Тенденции развития отрасли. Сочетание запасов каменного угля и железной руды.



Новое на сайте

>

Самое популярное