Домой Водоснабжение Вода и ее значение для растений. Роль воды в жизни растений

Вода и ее значение для растений. Роль воды в жизни растений

ЗЕМЛЕДЕЛИЕ. (нету 14,16)

Законы земледелия и их использование в современном с-х производстве

Закон незаменимости и равнозначности факторов жизни растений.Ни один из факторов жизни растений не может быть заменен другим. Это первый закон земледелия - закон незаменимости факторов жизни растений.Как логическое следствие этого закона вытекает вывод о физиологической равнозначимости факторов жизни растений.В практике земледелия закон незаменимости факторов жизни проявляется всегда, когда пытаются восполнить недостаток одного из них другим, например воды удобрением или наоборот. Не принесли успеха и попытки замены одного элемента питания растений другим.Закон равнозначимости выражается в том, что ничтожная потребность растения в каком-либо элементе, если она не удовлетворяется, приводит к нарушению нормальной жизнедеятельности растений, так же как и недостаток элемента, потребляемого в неизмеримо большем количестве.Закон минимума, оптимума и максимума. Несмотря на то, что урожай любой сельскохозяйственной культуры зависит от обеспеченности растений всеми факторами жизни, он ограничивается, прежде всего, тем фактором, который находится в минимуме. По мере удовлетворения потребности растений в недостающем факторе урожай повышается до тех пор, пока он не будет ограничен каким-либо другим фактором, оказавшимся в минимуме. Либих так сформулировал закон минимума: «Продуктивность поля находится в прямой зависимости от необходимой составной части пищи растений, содержащейся в самом минимальном количестве».В этом легко убедиться, если обратиться к действию на растения тепла. Любой жизненный процесс начинается при какой-то минимальной температуре, протекает наилучшим образом при оптимальной, замедляется, а затем и совсем прекращается по мере дальнейшего ее повышения.Закон совокупного действия факторов жизни не устраняет закон минимума, так как фактор, находящийся в минимуме, имеет ведущее значение в общей совокупности и на него необходимо, прежде всего, направить усилия земледельца. Это позволит повышать урожайность сельскохозяйственных культур при наименьших затратах труда и средств.акон возврата впервые был сформулирован Либихом. Как применение закона сохранения материи к земледелию он обязывает для сохранения плодородия почвы возвращать все вещества, которые взяты из почвы урожаем или вследствие потерь, с удобрениями или иным путем.

ЗНАЧЕНИЕ ВОДЫ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ.ВОДНЫЕ СВОЙСТВА ПОЧВЫ

Вода составляет до 95% массы растений, в ней или с ее использованием протекают все процессы жизнедеятельности. Поэтому вода необходимое условие для жизни организма. При недостатке воды у растения нарушается обмен веществ.

·Вода обеспечивает поток питательных и минеральных веществ по проводящей системе растения.

·Прорастание семян зависит от наличия воды.

·Вода участвует в процессе фотосинтеза.

·Водные растворы, наполняющие клетки и межклетники, обеспечивают растению упругость, таким образом растение сохраняет свою форму.

Растение обязательно должно поглощать воду. Иначе, рано или поздно, жизнь его прервется. Обычно растение поглощает воду исключительно своей корневой системой из почвы. В этом участвуют корневые волоски корней. Листья же через устьица испаряют воду.

Если испарение воды растением превышает поступление воды, то у растения наблюдается увядание. Так нередко бывает днем, когда жарко. Ночью растение восполняет недостаток, так как испарение в это время суток снижено

В результате постоянного поглощения и испарения воды в растении существует постоянный водный обмен, включающий три этапа: поглощение воды корнями, передвижение ее по сосудам проводящей ткани, испарение воды листьями. Ток воды идет через все органы растения. Сколько растение всасывает воды, приблизительно столько оно его испаряет. Лишь доли процента от поступившей воды идут на синтез веществ. Это достаточно большие объемы воды. Водные свойства почвы.Водными (водно-физическими, гидрофизическими) свойствами называют совокупность свойств почвы, которые определяют поведение почвенной воды в ее толще.Основными водными свойствами почвы являются

1) влагоемкость(способность почвы поглощать и удерживать определенное количество воды)

2) водопроницаемость(способность почв впитывать и пропускать сквозь себя воду, поступающую с поверхности)

3) водоподъемная способность(способность почвы вызывать восходящее перемещение воды посредством капиллярных сил)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Синегорский»

Урок по экологии

в 6 классе

на тему

«Значение воды в жизни растений»

Подготовила учитель экологии

МОУ «СОШ п.Синегорский»

Сирота Елена Александровна

2014 год

Тема:

Цель урока: формирование знаний о воде как необходимом условии жизни растений .

Задачи:

    Образовательные : обобщить ранее полученные знания о значении воды для растений, сформировать знания о процессе испарения воды листьями растений, о водообмене растений с окружающей средой и показать зависимость жизнедеятельности растений от воды.

    Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся к предмету экология; развивать логическое мышление и умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение анализировать результаты опытов; формировать умение работать в группе.

    Воспитательная: воспитывать эстетические чувства учащихся в процессе урока, воспитывать экологическое мировоззрение и бережное отношение к воде.

Тип урока: открытие новых знаний с использованием презентации.

Формы работы : групповая, фронтальная.

Методы урока: исследовательский, частично-поисковый, проблемный.

Оборудование: компьютер, презентация, учебник, натуральные объекты (яблоко, морковь, редька, лист алоэ), видеофрагмент.

План урока

1. Организационный момент

2.Актуализация знаний.
2. Изучение новой темы: Значение воды в жизни растений.

    Значение воды в жизни растений

    Понятие о водообмене растения с окружающей средой.

    Расселение с помощью воды

    Как поступает вода в растение

    Физминутка

    Как растения удерживают воду

    Расход воды растениями

3. Закрепление полученных знаний.

4. Рефлексия
5. Домашнее задание.

Ход урока

    Организационный момент.

Ребята, здравствуйте! Давайте поприветствуем и наших гостей! Они пришли посмотреть, как мы с вами сотрудничаем.

Ребята, с каким настроением вы пришли на урок?

А каково значение слова «настроение»? (внутреннее душевное состояние)

Говорят, как день начнешь, так его и проведёшь. Давайте начнем сегодняшний день с улыбки, улыбнемся друг другу и с таким настроением проведём весь урок. Мне хочется, чтобы вы были на уроке внимательны, находчивы, а главное – чтобы вы показали, что знаете и как умеете работать.

2. Актуализация знаний.

Звуковой фрагмент «Шум воды»

Что вы представляете во время прослушивания звука природы? (шум воды)

Какие картины всплывают в вашем воображении? (лес, ручей, весна)

Как вы думаете, о чем хочет рассказать нам эта мелодия? (о воде)

Представителей каких царств живых организмов связана с водой? (Растений, Животных, Простейших, Грибов, Бактерий)

За окном осенние деньки отправимся с вами в необыкновенное Царство, где живут живые существа. Не за тридевять земель, не за тридевять морей, а совсем рядом, вокруг нас живёт-существует Царство. Большинство их – обитатели суши, но встречаются и водные. Но все они не могут жить без воды. Кто мне может ответить, что это за существа? (растения) О чем мы с вами будем говорить?

Давайте сформулируем тему урока.

- Вот мы с вами и сформулировали тему нашего урока : « Значение воды в жизни растений.

(слайд 1)

У вас на столах рабочие листы, где вы в течение урока будите делать, необходимые записи. Запишем число и тему урока.

-Какая цель нашего урока? (получить знания о значении воды в жизни растений как необходимом условии жизни растений)

3.Усвоение новых знаний

Поразмыслим над задачей! В басне Крылова корни, споря с листьями, говорят:

- Мы те,

Которые, роясь в темноте,

Питаем вас.

Ужель не узнаете?

Мы корни дерева, на коем вы цветете.

Красуйтесь в добрый час!

Да только помните ту разницу меж нас:

Что с новою весной лист новый народится;

А если корень иссушится, -

Не станет дерева, ни вас. (слайд 2)

- Что вы можете сказать по этому поводу? (учащиеся высказывают свои мнения).

Правильно, все органы растения не могут существовать друг без друга. Органы растений взаимосвязаны.

После того, как корни всосали в себя воду и минеральные вещества, они поднимаются по стеблю в надземную часть растения .(слайд 3)

- Как вы думаете, где в растении содержится вода? (в клетках, плодах, корнях растений)

-Все они имеют клеточное строение.

- Мы изучали строение клетки на уроках биологии. Какие органоиды включает клетка?

(ядро, пластиды, цитоплазму, вакуоль). (слайд 4 клетка)

В клетках растения много воды. Она содержится в цитоплазме, ядре, пластидах , пропитывает клеточную оболочку , в вакуоли , где находится клеточный сок.

- В каком органоиде больше всего содержится воды ? (есть во всех, но больше в вакуолях,)

Проведем исследовательскую работу

- На столах у вас яблоко, лист алоэ, морковь (видоизмененный корень). Проверим, так ли это?

Салфетку прикладываем к плодам и сравниваем. Все они имеют воду .

Почему это произошло?( при разрезании плодов, овощей нарушаются вакуоли и клеточный сок вытекает)

Запишем в рабочих листах:

Вакуоль -часть клетки, где находится клеточный сок.

Что представляет собой клеточный сок?

Клеточный сок – это раствор органических и неорганических веществ, где содержится больше всего воды. Запишем в рабочий лист.

Больше всего воды в клеточном соке вакуолей . Это как бы внутренний запас воды в растении. Вода легко уходит из вакуолей, если клетки теряют её, и быстро всасывается, когда доступна.

Какое количество воды содержится в растении?

- На стр. 38 учебника найдите информацию о содержании воды в растении и заполните в рабочих листах таблицу. ( сам-я работа)

Клетки растений содержат 85-90 % воды. Особенно ее много в сочных плодах (85-95 %). В мягких листьях 80-90 % воды, а в корнях - от 70 до 90%.

Меньше воды содержат зрелые семена, в среднем 10-15%, а если семена запасают много масла, то этот показатель сокращается до 5-7%. (Слад5 (плод, лист, корень, зерно)

Только растворенные в воде минеральные и органические вещества могут передвигаться по растению и участвовать в процессах обмена веществ.

Представим, что вода попала в листья. А для чего она там необходима ? (для фотосинтеза и испарения)

- Что такое фотосинтез и испарение, мы знакомились в 5 классе. Напомните мне (процесс образования органических веществ на свету с помощью воды и углекислого газа.)

- У растений л истья в жаркий день повисают - происходит завядание растения .

Кто наблюдал такое явление? Почему?( нарушается водный баланс и ткани теряют упругость)

Если сильно завядшее растение теряет способность всосать воду из сухой почвы, оно погибает .

Что такое завядание? Утрата растением напряженности тканей из-за нарушения водного баланса. Запишем в рабочие листы.

Слайд 6 (испарение, завядание растения, в рабочих листах)

Но еще растения испаряют воду.

- Что такое испарение? Из курса природоведения на это известно. (переход воды из жидкого состояния в газообразное)

Зачем растения испаряют воду?

Запишем в рабочий лист. (Испарение воды способствует охлаждению растения).

Кроме того, испарение, как и корневое давление, необходимо, чтобы создать постоянный ток воды от корневых волосков до всех надземных органов растения. Это снабжает все клетки водой и поддерживает все жизненно важные процессы в растении.

В каком еще процессе вода играет важную роль?(фотосинтез)

- Какую роль играет вода в процессе фотосинтеза? (строительный материал, из которого вместе с углекислым газом образуются органические вещества необходимые для роста растения) слайд 5 (фотосинтез)

Из воды и углекислого газа при воздушном питании растений образуются органические вещества, и выделяется кислород.

- Значит, вода нужна для роста растений . Во время активного роста растения клетки его должны хорошо снабжаться водой.

- Какую еще главную роль играет вода в жизни растений? ( распространение)

( слайд 6 (расселение с помощью воды)

Многие растения расселяются с помощью текущей воды ( осока, частуха подорожниковая, ивы , растущие по берегам реки др.). Ивы образуют много семян, но они очень быстро теряют всхожесть.

Зато ивы могут размножаться вегетативным способом. Отломанная ветка упадет в воду и плывет, пока не попадает на влажную почву. На стебле образуются придаточные корни, и из обломившейся ветки вырастает ивовый куст или дерево (рис. 22). Вот почему по берегам многих рек почти сплошной полосой тянутся ивняки.

- Ребята, а у нас в поселке есть такие места? Узнаёте? ( Рыбацкий пруд, песчанка) слайд 7 (ивняки)

    Физминутка

Как вы думаете как в растение поступает вода? (через корни)

Как растения удерживают воду?

Как растения расходуют воду?

Проведем групповую работу. Каждой группе дано задание изучить волнующие нас вопросы. Новые для вас слова запишите в рабочие листы.

(самостоятельная работа по стр.40-42 учебника)

1 группа. Задание. Изучить статью на стр. 40. Как поступает вода в растения?

2 группа. Задание. Изучить статью на стр. 40. Как растения удерживают воду?.

3 группа. Задание. Изучить статью на стр. 42. Как расходуют растения воду?

Давайте проверим

1)Как поступает вода в растения?

    Как поглощают воду растения погруженные в воду?

    Как поглощают воду наземные растения?

    Какие растения называют Эпифиты?

    Какова роль воздушных корней?

    Что означает «внекорневая подкормка»?

    Какие растения называют «джейраны чаши» ?

Правильно. Корни наземных растений всасывают воду из почвы корневыми волосками. Это основной путь поступления воды в растения.

В дождевых тропических лесах на деревьях растут эпифиты пер. с греч. эпи- «на», фитон - «растение»). Среди них много красивых орхидей , у некоторых есть воздушные корни. Их особая поверхностная ткань может поглощать влагу из воздуха . (Слайд 8 (корень и корневые волоски, воздушные корни орхидеи)

Но существуют водные растения и растения, у которых нет корней? Как они поглощают воду?

Растения, погруженные в воду , поглощают ее всей поверхностью тела . Вода легко проходит через тонкие клеточные оболочки.

В небольшом количестве воду поглощают листья во время дождя. На том основана внекорневая подкормка растений. Их опрыскивают питательным раствором, проникающим внутрь листа, если кутикула (тонкая пленочка) на листьях тонкая.

В пустынях Средней Азии встречаются высокие травянистые растения ферула и дорема . Листья их имеют большие емкости, размером и формой напоминающие чайные чашки (рис. 23). Во время дождя в них накапливается вода. Она поступает внутрь растения через тонкие оболочки клеток стебля. Собравшуюся в этих «чашках» дождевую воду иногда пьют копытные животные пустынь джейраны. Поэтому в народе эти растения называют « джейраньи чашки ».( слайд 9 (ферула и дорема)

2) Как растения могут удержать воду в себе?(хранят в листьях)

    Какую роль в удержании воды в растении играет покровная ткань?

    Какие растения называют « суккулентами»? Назовите их.

    Как суккуленты удерживают воду?

    Какие суккуленты есть в Средней полосе России?

    Для гербария у растения очиток едкий ошпаривают листья, для чего?

Комнатные растения с сочными, мясистыми листьями и стеблями: алоэ , кактусы , толстянки называют суккулентами (от латинского слова суккулентус, что значит «сочный»). Растут они преимущественно в пустынях, где воды мало, поэтому растения должны экономно ее расходовать. У них очень толстая кутикула, а часто поверх нее и восковой налет. В клетках суккулентов содержится много слизистых веществ, которые прочно удерживают воду. (комнатные цветы алоэ, кактус.)

В Средней полосе России на сухих, сильно прогреваемых склонах растет небольшое растение очиток едкий (рис. 24), а в сосняках на сухой песчаной почве - молодило побегоносное . Эти листовые суккуленты, чтобы высушить для гербария, предварительно ошпаривают кипятком, иначе живые листья будут прочно удерживать воду и не засохнут. У этих растений при сушке могут раскрыться и зацвести бутоны. ((Слайд 10 очиток едкий, молодило)

3) Ребята, как вы думаете, на что растения расходуют воду? (испарение, фотосинтез)

Правильно, но в каком количестве?

    Что происходит с поступившей водой в растения?

    Какое значение имеет испарение воды растением?

    Все растения испаряют одинаковое количество воды?

    На что расходуют воду растения?

    На что расходуют воду плодоносящие растения при созревании плодов?

Поступившая в растения вода в процессе жизнедеятельности непрерывно расходуется, причем больше всего - на испарение . Взрослая береза за сутки испаряет в среднем 75 л воды, бук - 100, а липа - 200 л. Если большое ведро воды вмещает 10 литров, то, значит, эти деревья ежедневно испаряют от 7 до 20 ведер воды. (Слайд 11(береза, бук, липа, яблоня, груша, виноград, пшеница)

Вода расходуется на процесс фотосинтеза , на рост растений . Много воды потребляют растения, когда у них, как говорят, наливаются плоды. Это относится не только к таким растениям, как яблоня, груша, виноград, но и к хлебным злакам.

4.Закрепление.

-Ну что ж ребята наш урок подходит к концу

Учитель:

О чем мы узнали на этом уроке? (ответы учащихся)

Можем ли мы сегодня дать ответ, каково же значение воды в жизни растений?

(участвует в фотосинтезе-образовании органических веществ, с помощью испарения охлаждает растение, расселяет растения поводе, сохраняет воду в корнях, плодах, листьях.)

Давайте сделаем вывод и запишем в рабочие листы. Назовите основные пункты значения воды в жизни растений.

ВЫВОД: значение воды в жизни растения очень велико:

    растворение в воде минеральных веществ,

    испарение,

    фотосинтез,

    Рост растения

    распространение растений при помощи воды,

Что мы с вами использовали для изучения этого вопроса? А на какие вопросы мы не можем пока дать ответ? (как одинаково всем нужна вода?).Что бы вы еще хотели бы узнать? Это тема следующего урока.

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды

Жить нельзя нам без. . . (воды)

- Как вы думаете, что произошло бы на земле, если бы не было воды?( не было бы растений, животных человека)

- Вода играет только положительную роль? Назовите отрицательную роль воды

( наводнения, вымывание почвы )

-Давайте просмотрим видеоролик о воде

«Где вода там и жизнь». И Земля умирает, если ушла вода - эти восточные пословицы известны каждому. Вода была такой великой колыбелью, в которой зародилась жизнь. Огромные количества воды потребляют растения.

Ребята, мы с вами изучили, какое значение имеет вода в жизни растений.

5. Рефлексия.

Закончите одно из предложений.

    Сегодня на уроке мне понравилось…

    Мне сегодня удалось…

    Материал урока был мне….

    На уроке я работал…..

    Расскажу дома…

    Настроение в ходе урока у меня…

Ребята, с каким настроением вы уйдете с урока?

У кого хорошее настроение поднимите желтые кружочки , у кого грустное настроение синие.

Оценки.

Урок подошел к концу. Домашнее задание у вас в рабочих листах.

Домашнее задание:

П.14,15 вопросы 1-4. Творческое задание. Для желающих - найти информацию о водных растениях, подготовить презентацию «Водные растения»

Вода в жизни растений играет огромную роль, она является составной частью каждого растения, каждого его органа. Процентное содержание воды в растительном организме:
  • в протоплазме содержится около 80% воды,
  • в клеточном соке - 96-98% воды,
  • в оболочках растительных клеток до 50% воды.
  • в листьях содержание воды достигает 80-90%.
Большой процент воды содержится в сочных плодах:
  • в - до 98%,
  • в - 94%,
  • в - 92%,
  • в - 77%.
Сочные плоды содержат большой процент воды.

Вода - основной растворитель

Высокое содержание воды в тканях растения необходимо для активной синтетической деятельности. Вода - основной растворитель , и при ее участии осуществляется поступление в растение растворенных в воде питательных веществ через корни и передвижение их из одних клеток в другие.

Вода во взаимодействии растений с окружающей средой

Благодаря воде осуществляется взаимодействие растения с окружающей средой . В процессе фотосинтеза вода принимает непосредственное участие в образовании углеводов . Из 1000 частей воды, проходящих через растение, только 2-3 части используются в процессе фотосинтеза на образование углеводов, а 997-998 частей воды проходит через растение для поддержания его тканей в состоянии насыщения и для компенсации испаряющейся воды. Большая листовая поверхность растений приводит к трате огромного количества воды: за один час растения расходуют до 80-90% содержащейся в них воды. От количества воды в замыкающих клетках устьиц зависит степень их открытия; при большом ее содержании устьица открыты, и через них поступает углекислый газ в растение.

Расход воды растениями

Различные растения содержат неодинаковое количество воды , оно изменяется как в течение суток, так и в течение вегетационного периода. К концу вегетации содержание воды уменьшается.
Расход воды растениями. Из высших растений обезвоживание выдерживают очень немногие представители пустынной флоры, (подробнее: ) тогда как сухие семена, некоторые и лишайники могут сохранять жизнеспособность и при малом содержании воды. В различных условиях произрастания потребность растения в воде неодинакова. В сухом и жарком климате растения за вегетационный период расходуют воды в 2-3 раза больше, чем в умеренном климате.

Состояние воды в растениях

Вода в растениях бывает в двух состояниях - в свободном и связанном . Связанной водой считают воду, которая удерживается гидрофильными коллоидами протоплазмы и активными веществами. Связанная вода теряет свойства растворителя и не принимает активного участия в превращении и передвижении веществ по растению. Роль связанной воды заключается в том, что она препятствует слипанию мицелл между собой и придает структурную устойчивость гидрофильным коллоидам протоплазмы. Количество связанной воды в растении непостоянно, в молодых растениях больше связанной воды, чем в старых. Свободная вода в растении - среда, в, которой протекают все процессы его жизнедеятельности. Большое количество свободной воды испаряется растением. Подобное разделение воды на свободную и связанную условно, так как вся имеющаяся в клетках вода связана с веществами, входящими в состав протоплазмы, клеточного сока и оболочки. Эти формы воды различаются лишь по характеру и прочности связей. Биологи провели ряд опытов с тяжелой водой , содержащей О 18 . У молодых растений фасоли, погруженных корнями в тяжелую воду, происходила быстрая смена части воды тканей на воду, содержащую О 18 .
Куст растения фасоли в цветении. В тканях листьев и корней, имеющих быстрый обмен веществ, равновесие с внешним раствором наступало уже через 15-20 минут, при этом обменивалось немного более половины воды. Вода в стебле заменялась на 90%. При увядании листьев быстрее всего терял воду клеточный сок, вода цитоплазмы удерживалась значительно сильнее, меньше всего терялась вода, входящая в состав органоидов. На основании этих опытов были сделаны выводы, что в растении имеется трудно и легко обмениваемая вода .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Армавирский медицинский колледж»

министерства здравоохранения Краснодарского края

Реферативное сообщение на тему:

«Вода - источник жизни растений»

Дисциплина Лекарствоведение

Подготовила

студентка группы 2ФА

Мотуз К. С.

Преподаватель:

Парфенова Е.Г.

Введение

Поступление воды в растение

Свойства воды

Вода как экологический фактор

Формы воды в почве и их доступность для растений

Источники информации

Введение

Вода - важнейшее условие протекания всех процессов жизнедеятельности растения. Она составляет до 95% массы растений, но это совсем мало, по сравнению с тем, сколько расходует растение, пока вырастет и даст урожай. С использованием воды протекают все процессы жизнедеятельности. Поэтому вода необходимое условие для жизни организма. При недостатке воды у растения нарушается обмен веществ. Ее роль в организме растения многообразна.

Вода обеспечивает поток питательных и минеральных веществ по проводящей системе растения.

Прорастание семян зависит от наличия воды.

Вода участвует в процессе фотосинтеза.

Водные растворы, наполняющие клетки и межклетники, обеспечивают растению упругость, таким образом растение сохраняет свою форму.

Вода в растениях может находиться в жидком, газообразном и твердом состоянии.

Летом вода является регулятором температуры листьев, она предотвращает их перегрев в результате транспирации. В зимнее время, находясь в твердом состоянии -- в виде снега на поверхности земли, вода предохраняет растения от вымерзания. Растения, которые покрыты снегом, обычно хорошо перезимовывают, те же, что находятся не под снегом.

Поступление воды в растение

Растение поглощает воду исключительно своей корневой системой из почвы при помощи корневых волосков. Вода попадает в клетки корневых волосков за счет осмоса. Осмос - это просачивание жидких веществ сквозь полупроницаемые животные и растительные перепонки, ткани. При осмосе вода, в которой меньше растворенных веществ как бы засасывается в более насыщенные веществами растворы. Клеточные растворы растений более насыщенные, поэтому клетки впитывают воду. Кожица корня в зоне всасывания покрыта слизью, благодаря чему частички почвы прилипают к ней. Это облегчает корню всасывание воды и растворенных минеральных веществ.

Листья же через устьица испаряют воду. Клетки активно поглощают из почвы соли калия, а соли натрия не пропускают. Этот процесс обеспечивается специальными “насосами" в наружной мембране. Вода же свободно проникает в клетки, чтобы “выравнять” (разбавить) концентрацию ионов калия. Клетки контролируют свой водный баланс, регулируя внутреннюю концентрацию соли, а вода движется под действием осмоса. Если вода в почве пресная (содержит очень мало солей), то поглощение корнями ионов калия обеспечивает внутри клеток более высокую концентрацию соли, чем снаружи. В результате вода движется внутрь клеток, поддерживая растение упругим (в состоянии тургора). Стенки предохраняют клетки от разрыва. Если снаружи высокая концентрация солей (особенно солей натрия, не поглощаемых клетками), то вода оттягивается из клеток, вызывая увядание и гибель растения.

Для испарения воды (транспирации) на листьях растений имеются специальные образования -- устьица.

Устьице представляет собой совокупность двух замыкающих клеток. Они имеют форму семян фасоли и обращены друг к другу вогнутыми сторонами, между которыми находится межклетник -- устьичная щель. У замыкающих клеток утолщена средняя часть стенки, обращенной к устьичной щели. Обычно устьице окружено околоустьичными (побочными) клетками.

В результате постоянного поглощения и испарения воды в растении существует постоянный водный обмен, включающий три этапа:

Поглощение воды корнями;

Передвижение ее по сосудам проводящей ткани;

Испарение воды листьями.

Внутри растений вода движется по специальным сосудам.

Соседние клетки различных тканей растения соединены плазмодесмами. По этим каналам вода может перемещаться из одной клетки в другую.

С током воды переносятся различные вещества. Водный ток идет снизу вверх. Его сила зависит от интенсивности всасывания корней и испарения листьями. Водный ток объединяет все органы растения, переносит различные соединения, питает клетки водой.

Все органеллы (органелла -- маленький орган) -- ядро, митохондрии, хлоропласты, вакуоль -- внутри клетки тоже движутся. Цитоплазма, жидкая основа любой клетки, всегда находится в постоянном круговом движении, вовлекая в него органеллы.

Сколько растение всасывает воды, приблизительно столько оно его испаряет. Лишь доли процента от поступившей воды идут на синтез веществ. Это достаточно большие объемы воды.

Растение обязательно должно поглощать воду. Иначе, рано или поздно, жизнь его прервется. Если испарение воды растением превышает поступление воды, то у растения наблюдается увядание. Так нередко бывает днем, когда жарко. Ночью растение восполняет недостаток, так как испарение в это время суток снижено.

Свойства воды

Значение воды в жизни растений определяется целым рядом ее свойств. Среди них необходимо отметить способность ее быть растворителем и средой, в которой совершается передвижение веществ и их обмен. В растительном организме воды, как уже было упомянуто, содержится 95 %. С поступлением и передвижением ее в растениях связаны все жизненные процессы. При наличии воды и других факторов семена набухают и прорастают, растут ткани, поступают в растения и передвигаются в них питательные элементы, осуществляется фотосинтез и синтезируется органическое вещество.

Вода - незаменимый терморегулятор для растений. Проходя через него, она регулирует температуру растительного организма и повышает его устойчивость к высоким и низким температурам. Вода поддерживает тургор клеток, распределяет по отдельным органам продукты ассимиляции.

Растения нуждаются в воде с момента посева семян и до окончания формирования урожая. При этом в разные периоды жизни растения требуют неодинакового количества воды: меньше - в начальный период, больше - в период формирования мощной вегетативной массы и генеративных органов, к концу жизни потребность в воде уменьшается.

Период острой потребности растения в воде называется критическим, у зерновых он совпадает с фазой выхода в трубку - колошением, у зернобобовых - цветения, у картофеля - цветения и клубнеобразования. Недостаток влаги в это время резко снижает продуктивность растений.

Важной функцией воды является и то, что она влияет на плодородие почвы. Вступая во взаимодействие с ней, вода изменяет физическое состояние, течение микробиологических процессов, химические и другие превращения, становится одним из факторов почвообразовательного процесса, определяет уровень эффективного и потенциального плодородия почвы.

Источник водоснабжения растений - почва. Жизнь растения зависит не только от наличия влаги в почве, но и от ее потенциала, характеризующего степень связности влаги твердой фазой почвы и ее осмотическое давление, зависящее от концентрации почвенных растворов.

Вода как экологический фактор

Вода входит в состав клеток растения. К. А. Тимирязев подразделил воду на организационную и расхожую.

Организационная вода участвует в физиологических процессах растения, т. е. необходима для его роста.

Расхожая вода поступает из почвы в корень, проходит через стебель и испаряется листьями. Испарение воды растением называется транспирацией, оно происходит через устьичные щели.

Транспирация предохраняет ткани от нагрева; завядающие листья, транспирация которых понижена, нагреваются гораздо больше, чем листья, нормально транспирирующие.

Благодаря транспирации в растении сохраняется некоторый дефицит влаги. В результате этого происходит непрерывный ток воды через растение. Чем больше растение испаряет влаги через листья, тем больше оно поглощает воды из почвы Транспирация составляет значительную долю расходной части водного баланса территории.

Основным источником воды для большинства наземных растений является почвенная и отчасти грунтовая вода, запасы которой восполняют атмосферные осадки. Не вся влага атмосферных осадков достигает почвы, часть ее задерживается кронами деревьев и травостоем, с поверхности которых она испаряется. Атмосферные осадки насыщают воздух и верхние горизонты почвы, избыток влаги стекает и скапливается в низинах, вызывая заболачивание, попадает в реки и моря, из которых испаряется. Почвенная влага и грунтовые воды, поднимаясь к поверхности почвы, также испаряются. водоснабжение растение экологический

Все растения по обводненности их клеток делят на два типа:

1) пойкилогидрические--растения с меняющимся содержанием воды. Это низшие наземные растения (водоросли, грибы, лишайники) и мхи.

2) гомойогидрические -- высшие наземные растения, активно поддерживающие высокую влажность клеток с помощью осмотического давления клеточного сока. Эти растения не обладают способностью к обратимому высыханию, как растения первой группы.

Растения различных по влажности местообитаний различаются особенностями, которые отражаются в их внешнем облике.

По отношению к водному режиму местообитания выделяют экологические группы растений:

Гидатофиты

Гидрофиты

Гигрофиты

Мезофиты

Ксерофиты

Гидатофиты -- водные растения, целиком или большей своей частью погруженные в воду, например водоросли, кувшинки, кубышка, пузырчатка, роголистник и др. У этих растений листья либо плавают на поверхности воды, как у кубышки и кувшинок, либо все растение целиком находится под водой (роголистник). У подводных растений лишь во время цветения и плодоношения цветки и плоды появляются на поверхности.

Среди гидатофитов есть растения, прикрепленные корнями к грунту (кувшинка) и не укореняющиеся в грунте (ряска, водокрас). Все органы гидатофитов пронизаны воздухоносной тканью -- аэренхимой, которая представляет собой систему межклетников, заполненных воздухом.

Гидрофиты -- водные растения, прикрепленные к грунту и погруженные в воду своими нижними частями. Они растут в при¬брежном поясе водоемов (частуха подорожниковая, стрелолист, тростник, рогоз, многие осоки). Вегетацию эти растения начинают, будучи полностью погруженными в воду. В отличие от гидатофитов у них хорошо развита механическая ткань и водопроводящая система.

Распространение гидатофитов и гидрофитов не зависит от влажности климата, так как и в засушливых районах есть водоемы, обеспечивающие условия, необходимые для жизни этих растений.

Гигрофиты -- растения избыточно увлажненных местообитаний,-но таких, где обычно нет воды на поверхности. Вследствие высокой влажности воздуха у этих растений резко замедляется или вовсе исключается испарение, что отражается на их минеральном питании, поскольку восходящий ток воды в растении замедляется. Листовые пластинки у этих растений часто тонкие, иногда состоят из одного слоя клеток (некоторые травянистые и эпифитные растения дождевых тропических лесов), так что все клетки листа непосредственно соприкасаются с воздухом, а это способствует большей отдаче воды листьями. Однако и эти приспособления недостаточны для поддержания постоянного тока воды в растении. У гигрофитов имеются на листьях специальные железки -- гидатоды, через которые происходит активное выделе¬ние воды в капельно-жидком состоянии. К гигрофитам умеренной зоны относят сердечник, недотрогу, болотный подмаренник, некоторые хвощи.

Мезофиты -- растения, обитающие в условиях среднего увлажнения. К ним относятся листопадные деревья и кустарники умеренной зоны, большая часть луговых и лесных трав (клевер луговой, тимофеевка луговая, ландыш, сныть) и многие другие растения.

Ксерофиты -- растения, живущие в условиях резкого дефицита влаги (многие растения степей и пустынь). Они могут переносить перегрев и обезвоживание. Повышенная способность ксерофитов добывать воду связана с хорошо развитой мощной корневой системой, иногда достигающей глубины 1,5 м и более.

У ксерофитов имеются различные приспособления, ограничивающие испарение воды. Сокращение испарения достигается уменьшением размеров листовой пластинки (полыни), вплоть до ее полной редукции (испанский дрок, эфедра), заменой листьев колючками (верблюжья колючка), свертыванием листа в трубочку (ковыль, типчак). Испарение уменьшается и в том случае, если на листьях развивается толстая кутикула (агава), которая полностью исключает внеустьичное испарение, восковой налет (очиток) или густое опушение (коровяк, некоторые виды василька), что предохраняет лист от перегрева.

Среди ксерофитов выделяют группу склерофитов (от греч. склерос -- твердый) и суккулентов (от лат. суккулентус -- сочный). У склерофитов хорошо развита механическая опорная ткань как в листьях, так и в стеблях.

Склерофиты обладают приспособлением к ограничению транспирации или к усилению поступления воды, что позволяет им интенсивно ее расходовать.

Своеобразную группу растений засушливых местообитаний представляют суккуленты, которые в отличие от склерофитов имеют мягкие, сочные ткани с большим запасом воды. В нашей флоре суккуленты представлены очитком и молодилом. Суккуленты очень экономно расходуют воду, так как кутикула у них толстая, покрытая восковым налетом, устьица немногочисленные и погружены в ткань листа или стебля. Суккуленты запасают огромное количество воды.

Развитие растений в зависимости от количества влаги

Растения, имеющие в своем распоряжении много доступной влаги хорошего качества, «с удовольствии» ее расходуют, буйно развивая вегетативную массу, но не «торопятся» плодоносить. В таких случаях говорят, что растения «жируют».

Растения, находящиеся в условиях ограниченных запасов влаги, «ведут себя сдержаннее». Они тратят меньше влаги, развивают умеренную вегетативную массу и быстрее вступают в фазы цветения и плодообрахования.

А вот растения, сильно ущемленные в воде, не только не развивают вегетативной массы и не дают плодов, но и могут просто погибнуть.

Растениям, которые обычно выращиваются на наших полях при существующих системах обработки почвы, не способны ходить глубоко за водой, как дикорастущие растения пустыни на почвах нетронутых человеком.

Формы воды в почве и их доступность для растений.

Вода, находящаяся в почве, в зависимости от своего состояния может находиться в одной из следующих форм:

Гравитационная - это вода, заполняющая большие почвенные капилляры, попадающая в почву при дожде или поливе, быстро двигающаяся вниз в глубокие слои почвы под действием силы тяжести собственного веса. Для растений существенного значения не имеет, так как хотя и поглощается ими, но быстро уходит из зоны почвы, где располагается корневая система.

Капиллярная- это вода, заполняющая узкие капилляры и удерживающаяся силами поверхностного натяжения менисков. Она находится в почве длительное время, незначительно притягивается к почвенным частицам, является наиболее доступной для растений формой.

Пленочная - это вода, покрывающая непосредственно почвенные частицы, удерживающаяся на их поверхности силами молекулярного притяжения или адсорбционными силами почвенных частиц. Эта вода труднодоступна для растений, поглощается в основном растениями, приспособленными к засушливым условиям, имеющими очень высокую концентрацию клеточного сока.

Гигроскопическая - это вода, находящаяся в воздушно-сухой почве, удерживаемая внутри почвенных частиц силой свыше 100000 килопаскаль. Ее количество колеблется от 5% в песчаной почве до 14% в глинистой почве. Для растений эта вода недоступна.

Имбибиционная- это вода, находящаяся внутри коллоидных частиц почвы, вызывающая их набухание, при этом в набухшей коллоидной частице создаются значительные водоудерживающие силы. Эта форма воды характерна для торфяников. Для растений она также практически недоступна.

Очень важным моментом является соотношение скорости поглощения воды из почвы и скорости испарения воды растением. При испарении воды из листьев корневая система поглощает воду в доступной зоне, в результате чего в близлежащей почве образуетсязона иссушения. Корневая система, разрастаясь вширь и вглубь, поглощает воду из более дальних участков почвы, но этот процесс не бесконечен и не всегда достаточно быстро происходит. Поэтому если испарение происходит со значительной скоростью, то корневая система слишком быстро поглощает воду и оказывается полностью в зоне иссушения. В этом случае наличие в почве запасов воды не обеспечивает поглощение воды растением.

Статически доступная вода оказывается динамически недоступной.

Вода в почве будет находиться в равновесном статическом и динамическом состоянии при следующих условиях:

Будет наблюдаться очень значительное насыщение почвы корнями, так что благодаря малым расстояниям между ближайшими корнями станет невозможным местное иссушение почвы. Вот почему так важно обеспечить полив растениям на первых фазах развития, когда корневая система недостаточно развита.

Будет наблюдаться медленный ток воды через растение, когда скорость поглощения воды корнями из почвы окажется равной скорости восстановления исходного содержания воды в местах иссушения. Вот почему значительную роль играет влажность воздуха, поэтому освежительные поливы в виде дождевания часто рекомендуются в качестве элемента технологии при возделывании культур в южном засушливом климате.

Для различных видов растений (засухоустойчивых или влаголюбивых) оптимальное значение влажности почвы может варьировать в достаточно широких пределах. Кроме того, для одного и того же вида растения в разные фазы его развития этот показатель также может различаться. Более того, семена растений обладают настолько большой сосущей силой, что способны при прорастании даже использовать недоступную гигроскопическую форму воды.

Наиболее важным показателем, характеризующим почву, является влагоемкость почвы. Влагоемкость почвы - это величина, количественно характеризующая водоудерживающую способность почвы.

Водоудерживающая способность почвы - это свойство почвы удерживать в себе то или иное количество влаги от стекания действием капиллярных и сорбционных сил.

Различают следующие разновидности влагоемкости:

Капиллярную или относительную,

Полевую или предельную или наименьшую,

Максимальную молекулярную.

Для определения необходимости полива чаще всего используют понятие предельной полевой влагоемкости (ППВ). Поливы назначают при показателе влажности почвы равном 70-75% от предельной полевой влагоемкости.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что роль воды в жизни растений, несомненно, очень велика. Именно вода является основным источником питания растений и принимает активное участие во всех жизненно важных обменных процессах.

Источники информации

1. http://activestudy.info/

2. http://scienceland.info/

3. http://studend.ru/

4. С. Г. Зайчикова, Е. Н. Барабанов «Ботаника»;

5. В. М. Гольд, Н. А. Гаевский, Т. И. Голованова, Н. П. Белоног, Т. Б. Горбанева. Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Физиология растений»

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Роль воды в жизни растений, значение эволюционного развития в выработке их отношения к обеспечению водой. Формирование экологических групп с точки зрения зависимости от водобеспечения. Механизм регулирования водопотребления как средство выживания.

    реферат , добавлен 24.01.2013

    Морфоанотомические основы поглощения и движения воды. Корневая система как орган поглощения воды, основные двигатели водного тока. Физиологические механизмы транспирации и ее назначение. Адаптация некоторых растений к дефициту влаги в почве или воздухе.

    курсовая работа , добавлен 02.02.2011

    Понятие жизненной формы в отношении растений, роль внешней среды в ее становлении. Габитус групп растений, возникающий в результате роста и развития в определенных условиях. Отличительные черты дерева, кустарника, цветковых и травянистых растений.

    реферат , добавлен 07.02.2010

    Земные и космические факторы жизни растений. Солнечная радиация как основной источник света для растений. Фотосинтетически и физиологически активная радиация и ее значение. Влияние интенсивности освещения. Значение тепла и воздуха в жизни растений.

    презентация , добавлен 01.02.2014

    Изучение роли воды в жизни растений. Морфоанотомические основы поглощения и движения воды. Основные двигатели водного тока. Передвижение воды по растению. Строение корневой системы. Транспирация: физиологические механизмы. Адаптация к дефициту воды.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2015

    Изучение понятий "когезия" и "адгезия". Огромное значение воды для живых организмов, в частности для растений. Направление ее движения в растительности. Виды гидатофитов и мезофитов. Морфофизиологические особенности ксерофитов. Суккуленты и склерофиты.

    презентация , добавлен 04.12.2013

    Общее описание царства растений, характеристика их органов: корень, лист, побег, цветок, плод и семя. Отличительные черты водорослей, лишайников, мхов, хвощей, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений, их роль в природных сообществах.

    шпаргалка , добавлен 15.03.2011

    Общая характеристика водного обмена растительного организма. Структура и свойства воды, ее функции в метаболизме растений. Значение транспирации и влияние внешних условий на степень открытости устьиц. Физические основы устойчивости растений к засухе.

    курсовая работа , добавлен 12.09.2011

    Активирование определенных ферментативных систем растений с помощью микроэлементов. Роль почвы как комплексного эдафического фактора в жизни растений, соотношение микроэлементов. Классификация растений в зависимости от потребности в питательных веществах.

    курсовая работа , добавлен 13.04.2012

    Определение понятий "засуха" и "засухоустойчивость". Рассмотрение реакции растений на засуху. Изучение типов растений по отношению к водному режиму: ксерофитов, гигрофитов и мезофитов. Описание механизма приспособления растений к условиям внешней среды.

Тема: «ЗНАЧЕНИЕ ВОДЫ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ»

Цели и задачи: сформировать понятия об экологических группах растений; показать значение воды для жизнедеятельности растений; раскрыть сущность процесса водного обмена у растений; развивать знания учащихся о процессах жизнедеятельности растений; воспитывать интерес к познавательной и творческой деятельности, стремление к знаниям, интерес к предмету, бережное отношение к природе.

Оборудование: учебник, таблицы: НХ-1 «Классификация удобрений», НБ-11 «Природное сообщество», «Внутреннее строение листа», презентация к уроку.

Ход урока:

1. Организационный момент (наличие у учащихся необходимых принадлежностей к уроку, приветствие).

2. Опрос д/з (устно по §29).

  1. Мотивация.
  • Какова роль воды в жизни растений?
  • Подумайте, одинаковое ли количество воды расходуют разные виды растений?
  • Зависит ли количество расходуемой воды от места произрастания растения?

4. Изучение новой темы. Рассказ учителя.

Послушайте, о чём беседовали растения в рассказе Всеволода Гаршина «Атталеа принцепс»:

«- Скажите, пожалуйста, скоро ли нас будут поливать? - спросила саговая пальма, очень любившая сырость. - Я, право, кажется, засох­ну сегодня.

Меня удивляют ваши слова, соседушка, - сказал пузатый кактус. - Неужели вам мало того огромного количества воды, которое на вас выливают каждый день? Посмотрите на меня: мне дают очень мало влаги, а я всё-таки свеж и сочен.

Мы не привыкли быть чересчур бережли­выми, - отвечала саговая пальма. - Мы не можем расти на такой сухой и дрянной почве, как какие-нибудь кактусы. Мы не привыкли жить как-нибудь.

Сказав это, саговая пальма обиделась и замол­чала».

Писатель верно заметил, как различна у рас­тений потребность в воде - у одних она может быть в 80-90 раз больше, чем у других. И если бы растения могли в действительности обсуж­дать свои проблемы, одним из самых главных для них был бы вопрос о воде. Любое растение самое меньшее наполовину, а иногда и на 98% состоит из воды. Всего за один летний день подсолнечник «выпивает» 1-2 литра воды, а вековой дуб - более 600 литров.

Человек испаряет пот, прежде всего для того, чтобы охладиться. Растению также необходимо охлаждение. Но значительная часть испаряемой влаги расходуется для другой цели. Только через увлажнённую поверхность растение может впи­тывать углекислый газ из воздуха, чтобы расти. Поневоле ему приходится постоянно испарять воду. Поэтому растения засушливых мест, где воды мало, растут так медленно.

Кстати, такие растения научились по-разно­му ограничивать свой водный рацион. Одни в ходе эволюции приобрели сочные мясистые стеб­ли или листья (кактусы, алоэ), наполненные влагой, и испаряют её очень экономно. Их назы­вают суккулентами. Полная противоположность им - склерофиты, жёсткие сухие растения (на­пример, верблюжья колючка). Засуху они пере­носят в полузасушенном виде.

Вода является существенным фактором, определяющим жизнедеятельность растений. Воду, поступающую в растительный организм, К. А. Тимирязев подразделял на организованную (которая связывается организмом) и расхожую (испаряемую листовой поверхностью). Из 1000 г воды, поглощенной растением, около 990 г испаряется, а 10 г задерживается в растении. Тело растений на 50-98% состоит из воды. Все физиологические процессы протекают при участии воды, поэтому она является одним из наиболее существенных экологических факторов, влияющих на рост и развитие растительного организма, на распространение растений на земле.

Воду растения получают из почвы и из воздуха. Но количество воды в различных участках суши не одинаково (болота и пустыни). В связи с этим у растений можно видеть различные приспособления.

Сухопутные растения в большинстве случаев получают воду из почвы. Этому способствует хорошо развитая корневая система. Углубляясь в почву до водоносного горизонта, корни могут достигать значительной длины. В песчаных пустынях, большое значение имеет вода, выпадающая в виде росы, и у растений можно наблюдать развитие тонких корней в поверхностном слое песка.

Некоторые растения очень сухих мест приспособились удерживать влагу в своем организме в сочных стеблях (кактусы, некоторые молочаи) или листьях (алоэ, агавы, очитки, молодила и др.). Внешний вид этих растений очень своеобразен.

Атмосферные осадки могут играть и положительную и отрицательную роль. Снежный покров предохраняет зимующие растения от вымерзания. В высокогорных районах и на Крайнем Севере, где снег лежит большую часть года, растения приспособились к короткому периоду вегетации.

Механическое воздействие на растения оказывают снег и град, вызывая порой значительные повреждения растений.

Большое значение для растений имеет распределение осадков в течение вегетационного периода. В районах с засушливым летом и влажной весной развились растения, успевающие завершить свой цикл развития до наступления засушливого периода. В засушливое время года они прячутся под землей в виде луковиц или корневищ (эфемероиды) или сохраняются в виде семян (эфемеры).

Для получения хорошего урожая для хлебных злаков имеют большое значение майские и июньские дожди.

Условия водоснабжения оказывают влияние на внешний облик и внутреннее строение растений. По внешнему виду нетрудно определить, в каких условиях увлажнения росло растение.

По отношению к влаге различают три основные экологические группы растений: гигрофиты, мезофиты и ксерофиты.

Гигрофиты – растения обильно увлажненных мест обитания с высокой влажностью атмосферы. У этих растений кутикула тонкая, сильно развиты внутренние полости в листьях и стеблях, листовые пластинки тонкие, на листьях имеются особые железки – гидатоды (водяные устьица), через которые выделяется вода. Это растения: недотрога, болотный подмаренник, цирцея.

Мезофиты – растения местообитаний со средним увлажнением. Это большинство луговых и лесных растений.

Ксерофиты - растения местообитаний с недостаточным увлажнением. Эти растения имеют разнообразные приспособления, повышающие их засухоустойчивость. Они способны резко сокращать транспирацию в сухой период, имеют приспособления, усиливающие добывание воды при ее недостатке в почве, а также приспособления, позволяющие создавать запасы воды на время длительного перерыва в водоснабжении. Сокращение транспирации достигается разными способами: сокращением поверхности листьев, развитием слоя кутикулы или воскового налета, густым опушением листьев, углублением устьиц в мезофилл, плотным соединением клеток паренхимной ткани листа. С добыванием воды из почвы связано мощное развитие корневой системы вглубь (у верблюжьей колючки корень достигает 18-20 м глубины) и горизонтально поверхности. Запас воды содержится в водозапасающей ткани листа (у алоэ, очитков, агав) или стебля (у кактусов). По разным способам приспособления растений к недостатку влаги различают склерофиты и суккуленты. У склерофитов жесткие листья и стебли, часто все растение сильно опушено или покрыто толстым слоем кутикулы. Суккуленты - сочные мясистые растения.

Еще одна группа ксерофитов получила распространение в засушливых районах нашей планеты. Это эфемеры и эфемероиды.

Растение может испытывать недостаток влаги не только в тех случаях, когда ее мало в почве. Сильная кислотность почвы и высокая концентрация легкорастворимых солей в почве могут ограничивать всасывающую силу корней при достаточном содержании воды. Такое состояние почвы в отличие от физической сухости называют физиологической сухостью.

Особую экологическую группу образуют водные растения – гидрофиты. Среди них различают растения, погруженные в воду неполностью (наполовину или на одну треть) - тростник, камыш, стрелолист, некоторые осоки и др., и растения, погруженные в воду полностью (над водой у них возвышаются только соцветия или листья находятся на поверхности воды) - рдест, кувшинка, кубышка, кабомба. Среди этой группы растений можно найти яркие примеры влияния водного образа жизни на их внешний вид. Так, у стрелолиста и кабомбы листья, погруженные в воду, резко отличаются от листьев, плавающих над водой (рис.1). У погруженных в воду растений имеются характерные особенности: очень тонкие листовые пластинки, состоящие всего из 2-3 слоев клеток, иногда сильно рассеченные; стебель травянистый с воздухоносными полостями, проводящие сосуды занимают центральное положение в стебле; механические ткани отсутствуют. Это позволяет растению свободно изгибаться в толще воды. Клетки имеют низкое осмотическое давление. Обитающие на заболоченных почвах или по берегам рек растения имеют иные приспособления к условиям обитания: листья крупные, нежные, но более толстые и устьица расположены на обеих сторонах листа; корневая система проникает в грунт неглубоко; стебли с крупными воздухоносными полостями, проводящими сосудами и слаборазвитой механической тканью.

5. Физминутка.

6. Закрепление. Просмотр и обсуждение презентации к уроку. Самостоятельное чтение материала §30, ответы на вопросы

7 .Подведение итогов урока, рефлексия, оценивание знаний учащихся.

8 .Домашнее задание: §30, повторить §25 – 29.



Новое на сайте

>

Самое популярное