Домой Ландшафтный дизайн Возрастные изменения динамики жизненной емкости легких. Изменения внешнего дыхания с возрастом

Возрастные изменения динамики жизненной емкости легких. Изменения внешнего дыхания с возрастом

Текущая страница: 5 (всего у книги 12 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Шрифт:

100% +

Типы дыхания у детей и их смена в процессе роста и развития организма

Морфологические особенности дыхания ребенка первых дней жизни связаны с узкими носовыми проходами, что затрудняет дыхание через нос. Кроме того, ребра у новорожденных расположены под прямым углом к позвоночнику, а межреберные мышцы еще недостаточно развиты, поэтому дыхание поверхностное и частое.

Относительно большая печень затрудняет движения диафрагмы, поэтому мал объем дыхания. В дальнейшем тип дыхания устанавливается индивидуально и в зависимости от пола становится преимущественно диафрагмальным, грудным или смешанным.

В ходе созревания органов дыхательной системы происходит смена типов дыхания: у грудных детей дыхание грудобрюшное, в 3–7 лет – грудное. В 7–8 лет появляются половые различия в типах дыхания. К 14–17 годам у юношей имеет место наиболее эффективное брюшное дыхание, у девушек – грудное. Однако тип дыхания может измениться, если ребенок или подросток занимается спортом.

Вентиляция легких у детей грудного и более старшего возраста

Дыхательная система ребенка характеризуется рядом морфофункциональных особенностей, обусловленных незавершенностью формирования бронхолегочного аппарата. Развитие легких ребенка заключается в увеличении их размеров, в преобладании альвеол и альвеолярных ходов, увеличении емкости альвеол и эластических элементов в соединительнотканных прослойках. Увеличение размеров легких происходит до 16 лет. Наиболее интенсивный рост отмечается в первые 3 месяца и в период с 13 по 16 лет. Дыхательная поверхность легких у детей по сравнению со взрослыми относительно больше.

Грудная клетка маленьких детей всегда находится в состоянии максимального вдоха: ребра расположены под прямым углом по отношению к позвоночнику, поэтому компенсация кислородной недостаточности за счет углубления дыхания практически невозможна. Собственно дыхательная мускулатура у новорожденных развита слабо, поэтому в дыхательном акте с первых часов после рождения участвуют мышцы живота.

Частота дыхательных движений у детей с возрастом меняется в сторону уменьшения. Меняется и емкость легких. О последней можно судить по ряду показателей. Чаще всего используется изменение жизненной емкости легких (ЖЕЛ). В первые годы жизни ребенка измерение ЖЕЛ невозможно, т. к. при этом требуется произвольное углубление дыхания, чего не может сделать ребенок примерно до 4–6 лет.

Минутный объем дыхания с возрастом увеличивается. Для обеспечения потребности растущего детского организма на каждый килограмм массы требуется больше кислорода, чем у взрослого, однако артериовенозная разница по кислороду во всех возрастных периодах достигается тем, что минутный объем дыхания у детей больше, чем у взрослых.

Усиление газообмена обусловлено усилением вентиляции в основном за счет учащения дыхания, а не углубления его, как это имеет место у взрослых.

В связи с тем, что у детей до 1 года дыхательные движения очень часты, эффективность дыхания у них соответственно меньше, о чем свидетельствует газовый состав выдыхаемого и альвеолярного воздуха. Лишь к 14 годам эти показатели приближаются к значениям, характерным для взрослого человека. В течение всего первого года жизни ребенок находится как бы в состоянии физиологической одышки. При этом отношение числа дыханий к числу сердечных сокращений составляет у новорожденного 1:2, в 1 год – 1:3, у взрослого – 1:4.

Т. к. интенсивность окислительных процессов с возрастом падает, то уменьшается и величина газообмена, перечитанная на 1 кв. м поверхности или на 1 кг массы.

При гипоксии вначале происходит гипервентиляция, но небольшая и нестойкая, а через 3–5 минут она сменяется депрессией и даже остановкой дыхания. Следовательно, защита новорожденных от гипоксии развита слабо. Однако устойчивость нервных клеток к гипоксии у них выше, чем у взрослых. Новорожденные дети могут вынести такие степени гипоксии, при которых взрослые погибают.

Наибольшее количество воздуха, которое человек может выдохнуть после глубокого вдоха, – жизненная емкость легких, достигает уровня взрослых к 16–17 годам. У мужчин она обычно больше, чем у женщин.

Легочная вентиляция. В покое у взрослого человека эта величина составляет 5–6 л/мин. У новорожденного ребенка минутный объем дыхания составляет 650–700 мл/мин, к концу 1 года жизни достигает 2,6–2,7 л/мин, к 6 годам – 3,5 л/мин, в 10 лет – 4,3 л/мин, а у подростков – 4,9 л/мин. При физической нагрузке минутный объем дыхания может очень существенно увеличиваться, достигая у юношей и у взрослых 100 л/мин и более.

Частота и глубина дыхания. Дыхательный акт, состоящий из вдоха и выдоха, имеет две основные характеристики – частоту и глубину. Частота – это количество дыхательных актов в минуту. У взрослого человека эта величина обычно составляет 12–15, хотя она может изменяться в широких пределах. У новорожденных частота дыхания во время сна достигает 50–60 в минуту, к годовалому возрасту снижается до 40–50, затем по мере роста происходит постепенное снижение этого показателя. Так, у детей младшего школьного возраста частота дыхания составляет обычно около 25 циклов в минуту, а у подростков – 18–20. Прямо противоположную тенденцию возрастных изменений демонстрирует дыхательный объем, т. е. мера глубины дыхания. Он представляет собой среднее количество воздуха, которое поступает в легкие за каждый дыхательный цикл. У новорожденных он очень мал – всего 30 мл или даже меньше, к годовалому возрасту увеличивается до 70 мл, в 6 лет становится свыше 150 мл, к 10 годам достигает 240 мл, в 14 лет – 300 мл. У взрослого дыхательный объем в покое превышает 500 мл.

Особенности регуляции дыхания у детей различного возраста в период полового созревания, при мышечной работе

У новорожденных периодичность дыхания еще нерегулярна. Серии частых дыханий чередуются с редкими, порой возникают глубокие вдохи. Возможны и внезапные остановки дыхания, что объясняется низкой чувствительностью нейронов дыхательного центра (в продолговатом мозге) к содержанию СО 2 и частично О 2 . Поэтому новорожденные и грудные дети более устойчивы к гипоксии (недостатку кислорода). Чувствительность нейронов дыхательного центра к содержанию CO 2 с возрастом повышается, достигая уровня «взрослого» состояния к 7–8 годам. К 11 годам уже хорошо выражена приспособляемость дыхания к различным условиям.

В период полового созревания происходит некоторое нарушение регуляции дыхания и снижается устойчивость к недостатку кислорода. Дети и подростки меньше, чем взрослые, способны задерживать дыхание и работать в условиях недостатка кислорода. Поэтому чистота воздуха и его физико-химические свойства, которые зависят от температуры воздуха в помещении, имеют большое значение для здоровья и поддержания высокой работоспособности детей и подростков.

Интенсивность обмена в различные периоды развития ребенка во многом зависит от особенностей регуляции дыхания. В связи с незрелостью нервных центров и рецепторного аппарата у новорожденных возбудимость дыхательного центра значительно снижена. Хеморецепторы каротидного синуса и дуги аорты начинают функционировать примерно с 15–18-го дня после рождения. Низкая возбудимость дыхательного центра сохраняется довольно продолжительное время. Лишь к школьному периоду она достигает нормальных для взрослого человека значений. В период полового созревания можно обнаружить некоторое повышение возбудимости дыхательного центра. У подростков в данный период наблюдается повышенная чувствительность к недостатку кислорода.

Особенности регуляции дыхания детей связаны с постепенным формированием дыхательного центра. Дыхательные движения плода обусловлены активностью дыхательного центра продолговатого мозга и после отделения его от спинного прекращаются При гиперкапнии и ацидозе частота дыхательных движений плода увеличивается путем раздражения центральных хеморецепторов, т. к. периферические еще не развиты. Гипоксия первоначально учащает дыхательные движения, действуя непосредственно на мозг, но при углублении гипоксии дыхание плода ослабляется.

У новорожденного ребенка ритмическая смена вдохов и выдохов обусловлена деятельностью дыхательных нейронов продолговатого мозга, а также возбуждением рецепторов растяжения и ирритантных легочных рецепторов, но дыхательная периодика нерегулярна: частое дыхание чередуется с редким, примерно 1 раз в минуту возникают глубокие вздохи, иногда наступает задержка дыхания на 3 и более секунд. Это особенно часто наблюдается в период быстрого сна. Повышение легочной вентиляции на увеличение СО 2 во вдыхаемом воздухе выражена значительно слабее, чем у взрослых, и осуществляется через центральные хеморецепторы.

У детей с пониженной реакцией на СО 2 во время сна происходят длительные задержки дыхания. Это бывает причиной внезапной смерти детей. С возрастом повышение вентиляции легких в ответ на гиперкапнию и гипоксию увеличивается, но даже к 8–9 годам реакция в ответ на гиперкапнию и гипоксию у детей слабее, чем у взрослых, почти два раза.

У детей младшего школьного возраста сохраняется пониженная чувствительность к избытку СО 2 и недостатку О 2 . В период полового созревания наблюдается обратное явление. В процессе роста ребенка регуляция дыхания совершенствуется благодаря развитию периферических рецепторов и центра пневмотаксиса в варолиевом мосту. Появляется способность к произвольному управлению дыханием, условно-рефлекторное повышение легочной вентиляции перед физическими нагрузками. Однако у детей в 7–8 лет и даже 12–14 лет физические нагрузки должны сочетаться с отдыхом и только к 17–18 годам подростки способны к длительной мышечной работе.

Произвольная регуляция дыхания развивается вместе с развитием речи. Совершенствование этой регуляции отмечается в первые годы жизни. Пневмограмма детей, особенно новорожденных и грудного возраста, отличается большой вариабельностью амплитуды и соотношений отдельных элементов кривой. На фазе вдоха часто видны дополнительные волны добавочных вдохов. Ритм дыхания относительно правильный наблюдается только в состоянии сна и при сосредоточении внимания ребенка, при полном торможении его двигательной активности. Во время обычного бодрствования на кривой отмечается периодическое дыхание.

Глава 7
Физиология пищеварения

Соотношение типов питания и особенности системы пищеварения в онтогенезе

Система пищеварения ребенка обладает рядом существенных особенностей, отличающих ее от системы пищеварения взрослого. Это обусловлено как недоразвитием важнейших структурных элементов в морфологическом и функциональном отношениях, так и тем, что система пищеварения ребенка, особенно первых месяцев жизни, характеризуется четкой возрастной специализацией к определенному виду и форме питания. Кроме того, в связи с ростом организма ребенка потребность в пластических и энергетических материалах столь велика, что его система пищеварения должна работать гораздо более интенсивно, чем у взрослого человека.

Наибольшие морфофункциональные особенности органов и системы пищеварения свойственны новорожденным и детям грудного возраста. Как известно, внутриутробно плод получает все необходимое из материнской крови и околоплодных вод практически непрерывно. После перевязки пуповины поступление питательных веществ в организм ребенка прекращается, что вызывает немедленное обеднение крови новорожденного питательными веществами и обусловливает резко выраженное повышение возбудимости пищевого центра, внешним проявлением которого служит крик, поисковые рефлексы и особенно способность осуществлять активные сосательные движения в первые же 10–15 минут после перевязки пуповины.

Эндогенное возбуждение пищевого центра длится в среднем 1–1,5 часа, а начиная со второго часа после рождения вплоть до 12-го часа оно угасает. Проявлением этого служит утрата способности ребенка самостоятельно пробуждаться в течение 12–16 часов и отсутствие искательных пищевых реакций. Чтобы вызвать сосательные движения в этом периоде, требуется искусственное рефлекторное возбуждение (раздражение губ, щек, полости рта путем вкладывания соска в рот, вкусовыми и температурными свойствами молока).

Сразу же после рождения ребенок имеет все необходимое для перехода на новый тип принятия пищи – питание экзогенной пищей.

Знание особенностей функционирования системы пищеварения детского возраста является непременным условием не только для организации полноценного питания, но и предпосылкой профилактики расстройств пищеварения у детей.

Недоучет ферментных возможностей пищеварительного тракта и назначение прикорма в то время и в том виде, когда для его усвоения еще нет физиологических условий, легко вызывает резкие нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта. Педиатру и родителям необходимо не только учитывать возрастные особенности системы пищеварения, но и иметь представление об основных видах и формах пищевых продуктов, включение которых наиболее целесообразно в каждом возрасте.

В частности, нужно помнить, что молозиво и грудное молоко являются единственным естественным видом пищи ребенка в течение первых 5 месяцев жизни, поскольку отвечают всем физиологическим особенностям системы пищеварения детей этого возраста. Существующее среди некоторых педиатров мнение о нецелесообразности кормления новорожденных молозивом с физиологической точки зрения неверно. Действительно, во-первых, молозиво уже есть в достаточном количестве к моменту рождения ребенка. Во-вторых, оно очень богато белком (9–12 %), в нем содержится 4–5 % жира, общая калорийность молозива в два раза выше зрелого молока. В-третьих, в молозиве содержатся необходимые для новорожденного ферменты (каталаза, пероксидаза), а также антитела и антитоксины, имеющие чрезвычайно важное значение для формирования резистентности организма. В-четвертых, молозиво хорошо утилизируется организмом новорожденного.

Вместе с тем не следует забывать, что после 5 месяцев грудное молоко уже не может полностью удовлетворять потребностям организма в питательных веществах. Затянувшееся свыше 6–7 месяцев кормление грудным молоком без добавок других видов пищи ведет к развитию у детей анемии, запоров и снижению тургора тканей. Причиной анемии является недостаточное содержание в грудном молоке железа.

Ранее пятого месяца переводить ребенка на смешанное питание нецелесообразно, а иногда и опасно, т. к. желудочно-кишечный тракт еще недостаточно сформирован и к тому же чувствительность его к необычным пищевым раздражителям высокая. С пятого-шестого месяца прикармливание становится и возможным, и необходимым, поскольку ЖКТ претерпевает существенные преобразования. В частности, емкость желудка с 30–40 мл при рождении увеличивается до 100 мл к третьему месяцу и до 300 мл к одному году. Более интенсивно происходит слюноотделение, нарастает секреторная активность желез желудка, сокоотделение в желудке начинает протекать в обе фазы – сложнорефлекторную и нервно-химическую, т. е. создаются предпосылки для эффективного усвоения новых видов и форм питательных веществ, которые необходимы для дальнейшего роста и развития организма.

Переходить на смешанный тип питания следует осторожно и постепенно. Само питание по мере того, как ребенок растет, должно становиться все более разнообразным по набору питательных веществ и форме их приема.

Не менее важным вопросом для правильной организации полноценного питания новорожденных и грудных детей наряду с подбором продуктов является режим питания. В связи с этим необходимо помнить, что у физиологически зрелых новорожденных весом 3–3,5 кг очередное возбуждение пищевого центра возникает сразу же после опорожнения желудка, т. е. в среднем через 2,5–3 часа. Ночью эта периодичность полностью сохраняется. Следовательно, новорожденные должны получать питание не менее 8 раз в сутки, а не 6, как это чаще всего делается в настоящее время. При несоблюдении указанной периодичности очередное кормление, проводимое через 4 часа (при шестикратном кормлении), может совпасть с периодом пониженной возбудимости пищевого центра, либо с его полным торможением, следствием чего может быть плохой прием пищи или отказ от нее. Спустя 40–60 минут, когда произойдет естественное ритмическое возбуждение пищевого центра, ребенок будет проявлять «непонятное» для окружающих беспокойство.

Следует также помнить, что у новорожденных хорошо развита вкусовая рецепция, в особенности по отношению к горькому и соленому. Это важно иметь в виду при кормлении ребенка грудью, т. к. иногда пахучие вещества (чеснок, лук), а также спиртные напитки и лекарства (хинин и др.), употребляемые матерью, поступают в молоко и могут вызвать снижение аппетита ребенка и даже спровоцировать отказ от грудного кормления.

Пищеварение в полости рта грудных детей: роль слюны, взаимоотношения процессов глотания, сосания и дыхания

Секреция слюны у ребенка начинается сразу после рождения, хотя при питании молоком нет необходимости смачивать пищу и гидролизировать отсутствующие в молоке полисахариды. Слюна в этот период играет роль герметизатора ротовой полости при сосании, иначе ребенок заглатывал бы большие количества воздуха, которые раздували бы его желудок и кишечник. С переходом на питание твердой пищей количество образующейся слюны увеличивается. Масса трех пар слюнных желез новорожденного составляет 6 г. В течение первых 6 месяцев жизни она увеличивается в 3 раза и почти в 5 раз в течение первых двух лет.

После окончания периода молозивного вскармливания в слюне появляется лизоцим, который до того поступал в организм новорожденного с молоком матери. Таким образом, иммунологическая, защитная, функция слюны формируется уже в раннем постнатальном онтогенезе. Следует отметить, что, будучи «входными воротами» для множества инфекций, ротоглоточная область обильно снабжена лимфоидной тканью. Так, две нёбные миндалины (язычная и носоглоточная) образуют почти полное кольцо лимфоидной ткани, окружающей глотку. Наибольшего развития железы достигают в период от 1 года до 5–6 лет, после чего постепенно подвергаются инволюции. Новорожденный секретирует 0,6–6 мл слюны в час, при сосании это количество может возрастать до 24 мл/час. Секреция слюны у детей школьного возраста колеблется от 12 до 18 мл/час, причем уже у семилетних детей количество вырабатываемой слюны практически такое же, как у взрослых. У детей до 7–10 лет слюна имеет слабощелочную реакцию. После начала полового созревания слюна становится слабокислой.

Нежная, обильно снабженная кровеносными сосудами слизистая ротовой полости в первые 1,5–2 месяца очень ранима, т. к. в это время отмечается относительная сухость во рту из-за недостаточности слюной секреции. С 4–6 месяцев слюноотделение у грудных детей значительно усиливается. У детей доказана непрерывность секреции слюны, причем наибольшее ее количество выделяется во время приема пищи. В промежутки между приемами пищи слабая секреция слюны продолжается, но ребенок еще не умеет глотать слюну, что обусловливает постоянное (физиологическое) слюнотечение, которое прекращается к 1–1,5 годам. Слюноотделение усиливается в период прорезывания зубов. С переходом на более твердую пищу количество слюны увеличивается. У семилетних детей количество слюны такое же, как у взрослых. Отличает ее только слабощелочная реакция. После периода полового созревания слюна становится слабокислой.

В слюне новорожденных содержится амилаза, способная расщеплять крахмал и гликоген. Позднее появляется фермент мальтаза, расщепляющая мальтозу до глюкозы.

Активность амилазы слюны резко возрастает в течение первого года достигая практически тех же значений у годовалого ребенка, что и у взрослого. Наибольшее содержание амилазы в слюне наблюдается в возрасте от 2 до 7 лет, после 13 лет оно заметно снижается. Такая динамика не случайна. Дети раннего возраста должны усваивать большое количество углеводов, которые необходимы для питания их интенсивно развивающегося мозга.

Помимо ферментов в слюне новорожденных содержится лизоцим, обладающий выраженным бактерицидным действием. Муцин слюны предохраняет слизистую оболочку рта от повреждений, а азотистые соединения и минеральные соли слюны, смешиваясь с частицами молока, способствуют образованию в желудке более нежных рыхлых комочков казеина, что облегчает их переваривание в желудке и кишечнике.

Доношенный ребенок рождается с достаточно выраженной сосательной функцией, которая в течение первых дней претерпевает ряд определенных изменений. Дело в том, что акт сосания – сложный процесс, требующий строгой координации между дыханием, сосанием и глотанием. У взрослого человека глотание не может осуществляться одновременно с дыханием. У новорожденного все три процесса протекают одновременно. Этому способствует то, что вход в гортань новорожденного расположен выше, чем у взрослого. Акт сосания в течение нескольких дней становится все более совершенным и автоматизированным.

Таблица 3

У взрослых мужчин (25-30 лет) средняя ЖЁЛ равна 4100, у женщин - 3500 мл.

Частота дыхания у новорожденных составляет 40-60 цик­лов в 1 минуту, в 5-6 лет - 25, в 14-15 лет - 18-20. Взрос­лый человек дышит с частотой 14-16 дыхательных движений в 1 мин. До 8 лет частота дыхания больше у мальчиков, а к пери­оду полового созревания - у девочек.

Минутный объем дыхания у новорожденных составляет около 700 мл, у взрослых - 6-8 л. Глубина дыхания у детей раннего возраста в сравнении со взрослыми в 8-10 раз мень­ше; при выполнении физической работы легочная вентиляция у детей возрастает в 3-7 раз, а при больших нагрузках - в 20 раз, причем в большей степени за счет увеличения частоты дыха­ния, в то время как дыхательный объем легких мало меняется. Такой режим дыхания считается неэкономичным.

Выдыхаемый и альвеолярный воздух у детей имеет особен­ности газового состава. Например, у детей до 5 лет выдыхае­мый воздух содержит в 3 раза меньше углекислого газа, чем у взрослых.

С возрастом содержание углекислого газа в выдыхаемом воздухе увеличивается, а содержание кислорода уменьшается. У детей газообмен в легких связан с различиями в регуляции кислотно-щелочного равновесия, поэтому даже небольшой сдвиг последнего в сторону подкисления приводит к одышке. Чем младше дети, тем меньше кислорода способны погло­щать их легкие. При затруднении дыхания насыщение крови кислородом у детей уменьшается значительно быстрее, чем у взрослых. По мере роста и развития организма кислородный запрос предъявляет все большие требования к системе дыха­ния и к системе регулирования кислородных режимов орга­низма в целом.

Таблица 4

Возрастные изменения жизненной ёмкости лёгких (мл)

С возрастом, особенно в период полового созревания, у подростков изменяется механика дыхательного акта: увеличи­ваются масса и сила дыхательных мышц, дыхательный объем и поверхность дыхательного резервуара. В это время наблюдает­ся и повышение возбудимости дыхательного центра, в связи с чем ухудшается координация функций дыхательного аппарата, По окончании полового созревания дыхательная функция ста­новится более совершенной. Увеличение глубины дыхания наиболее полно обеспечивает потребности организма в кисло­роде, делает дыхание более экономным. Доказано, что количе­ство углекислого газа в выдыхаемом воздухе при глубоком ды­хании в 2 раза больше. Глубокое дыхание выполняет «массаж» сердца, что улучшает его питание и функциональное состоя­ние. Тренировка дыхания увеличивает у детей и подростков устойчивость к заболеваниям дыхательной и сердечно-сосуди­стой систем.

После 50 лет возрастная инволюция охватывает верхние дыхательные пути, бронхиальное дерево, паренхиму легких, а также и грудную клетку. Последняя постепенно деформирует­ся и теряет обычную подвижность при дыхании. Истончение межпозвонковых дисков, ограничение подвижности в области позвоночно-реберных сочленений приводят к сближению ре­бер между собой и к атрофии межреберных мышц. С уменьше­нием подвижности грудной клетки она часто принимает округ­лую, бочкообразную форму, уменьшаются линейное растяже­ние и расширение бронхов, их самоочищение, лимфатический дренаж легких и скорость кровотока. Появляются признаки атрофии диафрагмальной мышцы. На фоне постепенного умень­шения общей емкости легких с возрастом идет прогрессирую­щее увеличение остаточного объема. В возрасте 70 лет остаточ­ный объем составляет 31% общей емкости (против 20% в воз­расте 30 лет). Падение ЖЁЛ начинается ещё в возрасте 35- 40 лет и достигает максимального темпа в возрасте 65-75 лет. Изменения ЖЁЛ в процессе старения представлены в табл. 4. Необходимость увеличения вентиляционной способности легких для обеспечения должного уровня тканевого дыхания удовлетворяется по мере старения в конечном итоге за счет учащения дыхания (одышки). Соответственно редукции дыха­ния происходит перестройка кровообращения за счет разгруз­ки легочного кровотока. Лимфатический дренаж бронхов и легких испытывает напряжение вследствие ослабления дыха­тельных экскурсий грудной клетки.

Массовые мероприятия эмоционального и подвижного характера проводятся до ужина. Перед сном необходимо предусмотреть спокойные тихие игры или занятия без чрезмерной двигательной активности.При благоприятных метеорологических условиях мероприятия воспитательной, культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы с детьми следует проводить на открытом воздухе.

Нагрузки на занятиях в спортивных секциях, организованных на базе специальной и вспомогательной школ-интернатов, необходимо дифференцировать с учетом возраста, пола, состояния здоровья и физической подготовленности учащихся.

Педагогический и медицинский персонал должен систематически осуществлять работу по гигиеническому обучению и воспитанию на протяжении всего времени пребывания ребенка в специальной и вспомогательной школах-интернатах. К работе привлекаются специалисты территориального учреждения госсаннадзора, лечебно-профилактических организаций, врачи-валеологи, психологи и др.

Педагогический и медицинский персонал обязан требовать от учащихся выполнения установленного санитарно-противоэпидемического режима, поддержания чистоты помещений и участка, опрятности одежды и обуви, правильного гигиенического поведения.

«Пищеварительная система».

Пищеварительная система объединяет пищеварительный тракт и пищеварительные железы (слюнные, желудочные, кишечные, поджелудочная железа и печень).

Пищеварительный тракт – сплошная трубка состоящая из ротовой полости, глотки, пищевода, желудка, тонкого и толстого кишечника и анального отверстия.

1. Механическая

2. Моторная

3. Секреторная

4. Всасывание

Стенка пищеварительного тракта имеет единое строение:

1. Наружная или серозная оболочка (состоит из соединительной ткани)

2. Продольно-мышечный слой

3. Церкулярно-мышечный слой

4. Межмышечные нервные системы между мышечными слоями

5. Подслизистая оболочка (кровеносные.Лимфатические сосуды и нервные сплетения)

6. Слизистая оболочка

Слюнные железы.

6 слюнных желез: 2 околоушных, 2 подъязычных, 2 поднижнечелюстных.

За сутки – 1,5 – 2 литра слюны.

Белок муцин способствует образованию пищевого комка.

Ферменты: птиалин (расщепляет крахмал), мальтоза (расщепляет дисахариды до моносахаридов).

В слюне содержится лизоцин.

Желудок – полый орган, вмещает 1-2 литра. Стенка состоит из серозной оболочки и трехслойной мышечной и слизистой.

Три слоя гладких мышц:

Среднецеркулярный

Внутренний косой

Наружный продольный

Различают вход (кардиальная часть) в желудок и выход (пилорическая часть). Тело и дно.

Слизистая оболочка неровная на ней 4-5 продольных складок, а при наполнении они исчезают. На ней имеются углубления – желудочные ямки, в которые открываются протоки желез желудка.


Клетки желез вырабатывают желудочный сок – 1,5-2 литра в сутки.

· Ферменты (вырабатываются главными клетками желез желудка)

· Соляная кислота (вырабатывается обкладочными клетками)

· Слизь (вырабатывается добавочными клетками)

Основной фремент – пепсин – расщепляет белки. Образуется при участии HCl из пепсиногена.

Химозин – створаживает молоко.

Липаза – расщепляет жиры.

pH желудочного сока – 0,8-1,5 у взрослого.

Процессы протекающие в желудке:

· Секреция соляной кислоты

· Расщепление белков

В желудке вырабатывается гормон гастрин. Он учувствует в гуморальной регуляции пищеварения. Поступает в кровь и стимулирует выделение желудочного сока. Павлов выделил рефлекторную (осуществляется при помощи нервных импульсов во время еды) и гуморальную (гормон гастрин) фазу нервной регуляции.

Тонкий кишечник (5-6 метров). В состав входит:

· Двенадцатиперстная

· Подвздошная

В тонком кишечник в отличаи от желудка – щелочная реакция pH – 7. Происходит активизация пищеварительных ферментов желчью.

Слизистая оболочка кишечника образует выросты (ворсинки), высотой 1 мм. Они покрывают циркулярные складки. На одном сантиметре квадратном 1500 ворсинок. В кровеносные сосуды ворсинок всасываются аминокислоты и глюкоза. А в лимфатические их сосуды всасываются жирные кислоты и глицерин. В тонком кишечнике есть фермент – энтерокиназа, активизирующийся трипсином, который синтезируется клетками поджелудочной железы в виде трипсиногена, а под действием энтерокиназой становится трипсином. Трипсин расщепляет белки до аминокислот. В тонком кишечнике выделяется гормон секретин, стимулирующий внешнюю секреторную функцию поджелудочную железу.

Толстый кишечник (длина 1,5-2 метра). Происходит депонирование остатков пищи и выведение из организма. Всасывается основная масса воды. Здесь отсутствуют ферменты, однако под влиянием микрофлоры происходит расщепление растительной клетчатки. В нем также происходит синтез некоторых витаминов B6 и K.

Отделы толстого кишечника:

· Слепая кишка с аппендиксом

· Ободочная (восходящая, поперченная и нисходящая)

· Сигмовидная

Печень – самая крупная пищеварительная железа (1,5 кг). Расположена в правом подреберье, заключена в фиброзную капсулу и покрыта сверху брюшиной.

На нижней поверхности располагаются ворота печени: воротная вена, печеночная артерия и желчные протоки, а именно общий желчный проток, образующийся при слиянии пузырного и печеночного протока.

Структурно-функциональной единицей печени является печеночная долька (форма шестигранника, 1-2 мм в диаметре). Состоит из печеночных клеток, вырабатывающих желчь. Печеночные дольки отделены друг от друга рыхлой соединительной тканью, в которой проходят триады печени - междольковые вена, артерия, желчный проток.

Функции печени:

· Клетки печени вырабатывают желчь 1500 мл в сутки, которые депонируются в желудке. Желчь во время пищеварения по протоку поступает в двенадцатиперстную кишку.

· Печень участвует в обмене веществ.

· Принимает участие в кроветворении у плода

· Выполняет дезинтоксикационнуюфункцию т.е. очищение крови от вредных веществ, которые поступают от кишечника к воротной вене в печень.

· Желчные кислоты эмульгируют жиры.

Поджелудочная железа выполняет внутрисекреторную и внешнесекреторную функцию. Фермент - панкриотическая липаза, расщепляющая жиры до глицерина и жирных кислот; трипсин – расщепляет белки и их продукты распада; панкриатическая амилаза – расщепляет крахмал до дисахаридов; мальтоза – расщепляет дисахариды до моносахаридов.

Сок поджелудочной железы по протоку поступает в двенадцатиперстную кишку.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ:

· В полости рта. У детей грудного периода хорошо выражены безусловные пищевые рефлексы (глотание, сосание) и выделение пищеварительных соков. В первую неделю жизни формируются условные рефлексы на кормление. К шести месяцам у ребенка появляются первые молочные зубы. К концу первого года жизни должно быть 8 зубов. Прикормка – обязательна. К концу второго года – 12 зубов. Итого – 20 зубов. В 6 лет происходит смена молочных зубов на постоянные. Слюнные железы сформированы, но они вырабатывают мало слюны. Ребенок не умеет глотать и это обусловлено слюнотечением, когда идет прорезование зубов. К 8-9 месяцев оно прекращается. За сутки – около 800 мл слюны. Язык новорожденных содержат вкусовые сосочки. Очень реагируют на сладкое и кислое. Глотательный рефлекс раньше формируется чем сосательный.

· Длина пищевода у новорожденного 10 см. В 2 года – 14 см. В 10 лет – 18 см. В 15 лет – 19 см. У взрослого – 25 см. Слизистая пищевода нежная, легко травмируется.

· С момента рождения наблюдается уже интенсивный рост объема желудка. У новорожденного желудок имеет округлую форму, ёмкость его 10 мл и кконца первого месяца – 30 мл. Расположен он горизонтально. К концу первого месяца увеличивается на 50 мл. Конец второго месяца – 90 мл. К году желудок приобретает грушевидную форму, емкость его 300 мл и располагается он вертикально. В возрасте 10 лет – 800 мл, а у взрослых – 1500-2000 мл. Форму рога ребенок преобретает к 10 годам.

· Железы желудка у детей морфологически незрелые и желудочный сок выделяемый в первые годы жизни содержит очень низкую концентрацию соляной кислоты и имеет слабокислую реакцию. Отсюда диспепсические расстройства у маленьких детей. С возрастом кислотность желудочного сока повышается. В раннем детстве ферменты желудочного сока малоактивны. Функция соляной кислоты развивается к 5 годам.

· Пищеварение в двенадцатиперстной кишке осуществляется с помощью ферментов поджелудочной железы. Развиваются внешнесекреторные и внутрисекреторные аппараты поджелудочной железы до окончания подросткового периода. У новорожденных поджелудочная железа развита слабо, масса- 2-4 грамма, к концу года – 10-12 г, а у взрослого – 75г. К двум годам усиливается секреция ферментов протеаз и липаз. Длина тонкого кишечника у детей по отношению к длине телу больше чем у взрослых. Слизистая оболочка хорошо развита. Это обусловливает интенсивное всасывание. Ворсинок меньше чем у взрослых. Мышечная оболочка развита слабо, отсюда слабая перистальтика и частые запоры. При отравлении ребенку рекомендуется выпить литр 0,1% раствора марганцовки.

Слепая кишка кроткая, ипичный для взрослого вид она приобретает к 7 годам и располагается в подвздошную область. Прямая кишка длинной 5-6 см, без изгибов.

«Дыхательная система»

Трахея делится на2 бронха:

Правый (более короткий и широкий).

Бронхи и трахеи достигают максимальной длины в 14-16 лет. Слизистая оболочка всех дыхательных путей детей обильно снабжена кровеносными сосудами, нежная, ранимая, поскольку недостаточно развиты железы, выделяющие слизь. Просвет гортани и трахеи более узкий у детей чем у взрослых. Все это обусловливает подверженность детей к воспалительным заболеваниям лорорганов (ларингит, гаймарит, протит, тонзилит).

Легкие у детей растут за счет увеличения объема альвеол. Стенки альвеол детей очень тонкие покрывает сетью кровеносных капилляров и через стенки альвеол и капилляров происходит газообмен. Между кровью в капиллярах идет газообмен и воздухом заполняющем альвеолы.

У новорожденного – 0,02мм (диаметр альвеол).

Терминальная бронхиола образует несколько генераций респираторных бронхиол. Респираторные бронхиолы расширяются в альвеолярные ходы и системы альвеол.

У взрослого диаметр альвеолы – 0,2 мм.

Усиленно растут легкие до 3 лет, а так же с 12-16 лет (второй скачок роста).

Объем легких к 12 годам увеличивается в 10 раз, а в 16 – в20 раз.

Усиливается газообмен с возрастом.

Дыхательное движение контролируется корой головного мозга. А в продолговатом мозге имеется дыхательный центр.

Возрастные особенности:

У новорожденного брюшной тип дыхания, частое и поверхностное (48-60 дыхательных движений в минуту).

В раннем возрасте (до 3 лет) главной дыхательной мышцей является диафрагма. Поэтому тип дыхания тоже брюшной.

С возрастом происходит уменьшение частоты дыхания, т.к. развиваются межреберные мышцы и по мере развития межреберных мышц, грудной клетки формируется новый тип дыхания – грудной (с 7-8 лет).

В 1-3 года чатсоты дыхания (35-40 движений в минуту)

В 7-8 лет (18-20 дыхательных движэений)

Взрослый – 16 дыхательных движений.

При мышечной работы дыхание учащается в 2-3 раза.

Дефекты полости рта:

Полость рта отделяется от полости носа твердым небом. Оно образовано небными отростками верхне-челюстных костей и горизонтальная пластинка небной кости. Если они не стыкаются между собой по средней линии, то имеет место дефект твердого неба – волчья пасть. Голос гнусавый, речь нечленораздельная, требуется обязательно оперативное вмешательство.

ВОзратсные особенности физиологических показателей в процессе дыхания:

1) Дыхательный объем (при спокойном вдохе.У новорожденного – 50 см3, у ребенка – 140см3, у подростка – 300см3, взрослый – 500см3).

2) Резервный объем выдоха (количество воздуха, которое можно еще дополнительно выдохнуть, после спокойного выдоха.Взрослый – 1500 см3, подросток – 1200-1300 см3, ребенок – 900-1000 см3.)

3) Резервный объем вдоха (количество воздуха, которое можно еще дополнительно вдохнуть, после спокойного вдоха.Взрослый – 1500 см3, подросток – 1200-1300 см3, ребенок – 800-900-1000 см3)

4) Жизненная емкость легких (сумма объема легких.к)

Средние возрастные показатели ЖЕЛ:

У мальчиков на 100-200 мл больше.

10 лет – 1600

12 лет – 2300

15 лет - 2600

ЖЕЛ демонстрирует вентиляционную функцию легких и функциональные возможности легких. Если эти показатели ниже нормы, это свидетельствует о патологии.

Возрастные особенности крови.

1. Кроветворные органы – органы, в которых развиваются клетки крови (красный костный мозг, лимфотические узлы и силезенка, тимус.Во внутриутробном периоде эту функцию выполняет печень (занимает всю брюшную пполость)). В красном костном моге созревают все клетки крови. Красный костный мозг находится в ячейках губчатого вещества костей (плоских и коротких и в эпифизах). У маленьких детей красный костный мозг так же находится в костномозговых полостях трубчатых костей. Но с 4 лет идет процесс замены на жировую ткань (желтый костный мозг).

(смотреть в книге функции крови: транспортная, защитная, терморегуляторная. + состав крови, плазма и форменные элементы)

СОЭ изменяется с возрастом (норма – от 2-14 мм\ч, 7-12 лет-неболее 12мм\ч, у взрослых –от 4-15 мм\ч)

Скорость свертывания крови на всех возрастных этапах –одинаковая (через 3-5 минут).

Эритроциты.

В цитоплазме крови имеется гемоглобин.

К 12 дню жизни количество эритроцитов устанавливается в приделах нормы. У новорожденных это количество выше.

Гемоглобин состоит из белка и железосодержащей части. Количество гемоглобина у новорожденного в полтора раза больше чем у взрослых. (210 грамм на литр). В дальнейшем количество гемоглобина снижается и к 16 годам составляет 120-140 грамм на литр.

Снижение эритроцитов ведет к снижению гемоглобина ниже 100 гр\л. Это свидетельствует о наличии заболевания малокровия (анемия).

Анемии возникают вследствие голода. Ребенок бледный, кожа бледная, плохой аппетит, утомляемость повышенная. Весной у городских школьников из-за дефицитов витаминов и микроэлементов и развивается малокровие. Профилактика – набор продуктов питания богатых железом и витаминами.

Жизненная емкость легких, дыхательный и минутный объемы у детей с возрастом постепенно увеличиваются в связи с ростом и развитием грудной клетки и легких.

У новорожденного ребенка легкие мало эластичны и относительно велики. Во время вдоха их объем увеличивается незначительно, всего на 10 – 15 мм. Обеспечение организма ребенка кислородом происходит за счет увеличения частоты дыхания. Дыхательный объем легких увеличивается с возрастом вместе с уменьшением частоты дыхания.

С возрастом абсолютная величина МОД увеличивается, но относительный МОД (отношение МОД к массе тела) уменьшается. У новорожденных и детей первого года жизни он в два раза больше, чем у взрослых. Это связано с тем, что у детей при одинаковом относительном дыхательном объеме частота дыханий в несколько раз больше, чем у взрослых. В связи с этим легочная вентиляция на 1 кг массы тела у детей больше (у новорожденных она равна 400 мл, в 5 – 6-летнем возрасте она составляет 210, в 7-летнем – 160, в 8 – 10-летнем – 150, 11 – 13-летнем – 130 – 145, 14-летних – 125,а у 15 – 17-летних – 110). Благодаря этому обеспечивается большая потребность растущего организма в О 2 .

Величина ЖЕЛ увеличивается с возрастом в связи с ростом грудной клетки и легких. У ребенка 5 – 6 лет она равна 710-800мл, в 14 – 16 лет – 2500 – 2600 мл. С 18 до 25 лет жизненная емкость легких является максимальной, а после 35 – 40 лет уменьшается. Величина жизненной емкости легких колеблется в зависимости от возраста, роста, типа дыхания, пола (у девочек на 100 – 200 мл меньше, чем у мальчиков).

У детей при физической работе дыхание изменяется своеобразно. Во время нагрузки увеличивается ЧД и почти не меняется ДО. Такое дыхание неэкономно и не может обеспечить длительное выполнение работы. Легочная вентиляция у детей при выполнении физической работы увеличивается в 2 – 7 раз, а при больших нагрузках (беге на средние дистанции) почти в 20раз. У девочек при выполнении максимальной работы потребление кислорода меньше, чем у мальчиков, особенно в 8 – 9 лет и в 16 – 18. Все это следует учитывать при занятиях физическим трудом и спортом с детьми различного возраста.

Физиологии наиболее важные газы - O2, CO2, N2. Они присутствуют в атмосферном воздухе в пропорциях указанных в табл. 1.

Кроме того, атмосфера содержит водяные пары в сильно варьирующих количествах.

С точки зрения медицины при недостаточном снабжении тканей кислородом возникает гипоксия. Краткое изложение разных причин гипоксии может служить и сокращенным обзором всех дыхательных процессов.

Ниже в каждом пункте указаны нарушения одного или более процессов. Систематизация их позволяет рассматривать все эти явления одновременно.

I. недостаточный транспорт О2 кровью (аноксемическая гипоксия) (содержание О2 в артериальной крови большого круга понижено).

А. Сниженное РO2:

1) недостаток О2 во вдыхаемом воздухе;

2) снижение легочной вентиляции;

3) снижение газообмена между альвеолами и кровью;

4) смешивание крови большого и малого круга,

Б. Нормальное РO2:

1) снижение содержания гемоглобина (анемия);

2) нарушение способности гемоглобина присоединять O2

II. Недостаточный транспорт крови (гипокинетическая гипоксия).

А. Недостаточное кровоснабжение:

1) во всей сердечнососудистой системе (сердечная недостаточность)

2) местное (закупорка отдельных артерий),

Б. Нарушение оттока крови;

1) закупорка определенных вен;

В. Недостаточное снабжение кровью при возросшей потребности.

III. Неспособность ткани использовать поступающий О2 (гистотоксическая гипоксия).


Дыхание плода . Дыхательные движения у плода возникают задолго до рождения. Стимулом для их возникновения является уменьшение содержания кислорода в крови плода.

Дыхательные движения плода заключаются в небольшом расширении грудной клетки, которое сменяется более длительным спадением, а затем еще более длительной паузой. При вдохе легкие не расправляются, а только возникает небольшое отрицательное давление в плевральной щели, которое отсутствует в момент спадения грудной клетки. Значение дыхательных движений плода заключается в том, что они способствуют увеличению скорости движения крови по сосудам и ее притоку к сердцу. А это приводит к улучшению кровоснабжения плода и снабжения тканей кислородом. Кроме того, дыхательные движения плода рассматриваются как форма тренировки функции легких.

Дыхание новорожденного. Возникновение первого вдоха новорожденного обусловлено рядом причин. После перевязки пупочного канатика у новорожденного прекращается плацентарный обмен газов между кровью плода и матери. Это приводит к увеличению содержания в крови углекислого газа, раздражающего клетки дыхательного центра и вызывающего возникновение ритмического дыхания.

Причиной возникновения первого вдоха новорожденного является изменение условий его существования. Действие различных факторов внешней среды на все рецепторы поверхности тела становится тем раздражителем, который рефлекторно способствует возникновению вдоха. Особенно мощным фактором является раздражение кожных рецепторов.

Первый вдох новорожденного особенно труден. При его осуществлении преодолевается упругость легочной ткани, которая увеличена за счет сил поверхностного натяжения стенок спавшихся альвеол и бронхов. Уменьшению сил поверхностного натяжения способствует образовавшийся в альвеолах сурфактант . Считают, что для растяжения легких необходимо определенное изменение формы грудной клетки с возрастом, соответствие силы сокращения дыхательных мышц и растяжимости легочной ткани. Если мышцы слабы, растяжения легких не произойдет, и дыхательные движения не возникнут.

После возникновения первых 1 – 3 дыхательных движений легкие полностью расправляются и равномерно наполняются воздухом. Во время первого вдоха давление воздуха в легких становится равным атмосферному и легкие растягиваются до такой степени, что листки висцеральной и париетальной плевры соприкасаются между собой.

Грудная клетка растет быстрее, чем легкие, поэтому в плевральной полости возникает отрицательное давление, и создаются условия для постоянного растяжения легких. Создание отрицательного давления в плевральной полости и поддержание его на постоянном уровне зависит и от свойств плевральной ткани. Она обладает высокой всасывательной способностью. Поэтому газ, введенный в плевральную полость и уменьшивший в ней отрицательное давление, быстро всасывается, и отрицательное давление в ней снова восстанавливается.

Механизм акта дыхания у новорожденного. Особенности дыхания ребенка связаны со строением и развитием его грудной клетки. У новорожденного грудная клетка имеет пирамидальную форму, к 3 годам она становится конусообразной, а к 12 годам – почти такой же, как и у взрослого. Верхние ребра, рукоятка грудины, ключицы и весь плечевой пояс у новорожденного расположены высоко. Все ребра лежат почти горизонтально, дыхательная мускулатура слаба. В связи с таким строением грудная клетка принимает незначительное участие в акте дыхания. Оно осуществляется в основном за счет опускания диафрагмы.

У новорожденных эластичная диафрагма, ее сухожильная часть занимает малую площадь, а мышечная – большую. По мере развития мышечная часть диафрагмы увеличивается еще больше. Она начинает атрофироваться с 60-летнего возраста, и взамен ее увеличивается сухожильная часть.

Поскольку у грудных детей в основном диафрагмальное дыхание, то во время вдоха должно преодолеваться сопротивление внутренних органов, находящихся в брюшной полости. Кроме того, при дыхании приходится преодолевать упругость легочной ткани, которая у новорожденных еще велика и уменьшается с возрастом. Приходится преодолевать также бронхиальное сопротивление, которое у детей значительно больше, чем у взрослых. А поэтому работа, затрачиваемая на дыхание, у детей значительно больше по сравнению со взрослыми.

Изменение с возрастом типа дыхания. Диафрагмальное дыхание сохраняется вплоть до второй половины первого года жизни. По мере роста ребенка грудная клетка опускается вниз и ребра принимают косое положение. При этом у грудных детей наступает смешанное дыхание (грудобрюшное), причем более сильная подвижность грудной клетки наблюдаются в ее нижних отделах. В связи с развитием плечевого пояса (3 – 7 лет) начинает преобладать грудное дыхание. С 8 – 10 лет возникают половые различия в типе дыхания: у мальчиков устанавливается преимущественно диафрагмальный тип дыхания, а у девочек – грудной.

Изменение с возрастом ритма и частоты дыхания. У новорожденных и грудных детей дыхание аритмичное. Аритмичность выражается в том, что глубокое дыхание сменяется поверхностным, паузы между вдохами и выдохами неравномерны. Продолжительность вдоха и выдоха у детей короче, чем у взрослых: вдох равен 0,5 – 0,6 с (у взрослых – 0,98 – 2,82 с), а выдох – 0,7 – 1 с (у взрослых – от 1,62 до 5,75 с). Уже с момента рождения устанавливается такое же, как и у взрослых, соотношение между вдохом и выдохом: вдох короче выдоха.

Частота дыхательных движений у детей уменьшается с возрастом. У плода она колеблется в пределах 46 – 64 в минуту. До 8 лет частота дыханий (ЧД) у мальчиков больше, чем у девочек. К периоду полового созревания ЧД у девочек становится больше, и это соотношение сохраняется в течение всей жизни. К 14 – 15-летнему возрасту ч. д. приближается к величине у взрослого человека.

Частота дыхания у детей значительно больше, чем у взрослых, изменяется под влиянием различных воздействий. Она увеличивается при психическом возбуждении, небольших физических упражнениях, незначительном повышении температуры тела и среды.

Изменение с возрастом величины дыхательного и минутного объемов легких, их жизненной емкости. Жизненная емкость легких, дыхательный и минутный объемы у детей с возрастом постепенно увеличиваются в связи с ростом и развитием грудной клетки и легких.

У новорожденного ребенка легкие малоэластичны и относительно велики. Во время вдоха их объем увеличивается незначительно, всего на 10 – 15 мм. Обеспечение организма ребенка кислородом происходит за счет увеличения частоты дыхания. Дыхательный объем легких увеличивается с возрастом вместе с уменьшением частоты дыхания.

С возрастом абсолютная величина МОД увеличивается, но относительный МОД (отношение МОД к массе тела) уменьшается. У новорожденных и детей первого года жизни он в два раза больше, чем у взрослых. Это связано с тем, что у детей при одинаковом относительном дыхательном объеме частота дыханий в несколько раз больше, чем у взрослых. В связи с этим легочная вентиляция на 1 кг массы тела у детей больше (у новорожденных она равна 400 мл, в 5 – 6-летнем возрасте она составляет 210, в 7-летнем – 160, в 8 – 10-летнем – 150, 11 – 13-летнем – 130 – 145, 14-летних – 125, а у 15 – 17-летних – 110). Благодаря этому обеспечивается большая потребность растущего организма в О 2 .

Величина ЖЕЛ увеличивается с возрастом в связи с ростом грудной клетки и легких. У ребенка 5 – 6 лет она равна 710-800 мл, в 14 – 16 лет – 2500 – 2600 мл. С 18 до 25 лет жизненная емкость легких является максимальной, а после 35 – 40 лет уменьшается. Величина жизненной емкости легких колеблется в зависимости от возраста, роста, типа дыхания, пола (у девочек на 100 – 200 мл меньше, чем у мальчиков).

У детей при физической работе дыхание изменяется своеобразно. Во время нагрузки увеличивается ЧД и почти не меняется ДО. Такое дыхание неэкономно и не может обеспечить длительное выполнение работы. Легочная вентиляция у детей при выполнении физической работы увеличивается в 2 – 7 раз, а при больших нагрузках (беге на средние дистанции) почти в 20 раз. У девочек при выполнении максимальной работы потребление кислорода меньше, чем у мальчиков, особенно в 8 – 9 лет и в 16 – 18. Все это следует учитывать при занятиях физическим трудом и спортом с детьми различного возраста.



Новое на сайте

>

Самое популярное