Домой Печи и системы отопления Дизайн детской комнаты: планировка и эргономика. Эргономика детской комнаты Эргономика безопасной и комфортной среды для детей

Дизайн детской комнаты: планировка и эргономика. Эргономика детской комнаты Эргономика безопасной и комфортной среды для детей

Планирование детской комнаты – занятие очень не простое и ответственное. Это только на первый взгляд кажется, что главной мукой будет выбор цвет тумбочки или сочетание по цвету ковра со шторами. Тема на самом деле на много глубже, и последствия от незнания правильного планирования этого пространства на много серьезнее. Итак, барабанная дробь – эргономика.

Простыми словами, это наука о том, как правильно организовать внутреннее пространство жилого или рабочего помещения, чтобы человек мог комфортно себя в нем чувствовать.

В нашем случае речь о детской, а, следовательно, от правильного ее планирования зависит то, как ребенок будет себя чувствовать, развиваться, учиться, проводить досуг и сон.

Официальное значение термина следующее: эргономика – это научная дисциплина, изучающая взаимодействие человека и других элементов системы, а также сфера деятельности по применению теории, принципов, данных и методов этой науки для обеспечения благополучия человека и оптимизации общей производительности системы.

ЗОНИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА.

Зонирование – это первый и, пожалуй, главный вопрос, который встает перед родителями. Основные зоны: 1) спальная 2) игровая 3) учебная 4) гардеробная. Главное правило при зонировании и подборе мебели – безопасность. Важно учитывать возраст ребенка и его потребности. Здесь можно выделить 3 периода: «малышковый» – 0-2 года, дошкольный – 2-6 лет и школьный – 6+.

До 2-х лет в комнате должно быть максимум пространства для передвижений малыша и минимум препятствий.

Со временем потребности ребенка будут меняться и необходимо будет обустроить полноценную зону для обучающих занятий и активного досуга (шведская стенка, качели). Не пытайтесь вместить все, о чем пишут в книгах и статьях про детское развитие – давайте будем реалистами. В совсем маленькой комнате лучше полноценно разместить две из четырех вышеуказанных зон, чем втиснуть все и не иметь возможности полноценно их использовать.

Минимальная ширина проходов между зонами и предметами мебели должна составлять 60-70 сантиметров.

МЕБЕЛЬ.

В зависимости от возраста ребенка набор мебели в комнате меняется, и это нужно принять. Не стоит сразу пытаться создавать универсальное пространство, которое прослужит вам, допустим, с 3 до 12 лет, этот подход в корне неверный и может препятствовать гармоничному развитию вашего малыша. Главное правило, касающееся мебели, – правильные размеры. Не стоит пытаться вместить в детскую огромный шкаф или стол-книжку, который «ох, как удобно раскладывается в нужный момент». Удобно кому? Взрослому! А у нас на первом плане интересы ребенка.

Если просто нет возможности пренебречь пространством, которое остается вверху детского шкафа (высота которого не должна превышать 180 см), – установите встроенный шкаф в потолок, нейтрального цвета. Визуально он не будет смотреться как предмет мебели, станет своего рода стеной. Но – самое важное – разбивку дверей и ящиков выполните с учетом норм и размеров именно для детской мебели, тогда и у ребенка будет возможность полноценно пользоваться шкафом и верхние ящики, до которых он не дотягивается, можно использовать для общих домашних нужд. Вот такой лайфхак! Про размеры полок шкафа:

В 5 лет ребенок дотянется до полки высотой 130 см;

В 7 лет – до 150 см;

В 9 лет он уже сможет дотянуться до высоты 170 см.

Кровать для «малышкового» периода обычно имеет размеры 120 х 60 см.

Удобными считаются проходы к кровати шириной 70 см и более, старайтесь не пренебрегать этим правилом.

СТОЛ И СТУЛ.

Стол. Высота столешницы должна быть вровень с руками ребенка, согнутыми под прямым углом, когда он сидит.

Высота стула должна быть такой, чтобы спина ребенка, сидящего с ногами, согнутыми под прямым углом, плотно прилегала к спинке, а ноги свободно стояли на опоре всей стопой. Ниже я привела таблицу примерного соответствия роста/возраста ребенка и параметров стола и стула.

Экологичность. Все материалы, из которых изготовлена мебель, – должны быть из натуральных материалов!

Обратите внимание на обработку и окраску мебели, краска должна быть безвредной, наклейки не должны легко сниматься (чтобы исключить вероятность того, что ребенок может их съесть). Текстиль в детской используется с минимальным ворсом.

БЕЗОПАСНОСТЬ.

Постарайтесь избежать острых углов и выступов, дети очень быстро передвигаются, их координация не до конца сформирована в раннем возрасте и очень важно, чтобы пространство вокруг было максимально понятным. Закрепите все шкафы и комоды дополнительно к стене – это важный момент.

Ну и сто раз всеми проговоренное: заглушки на окна, заглушки на розетки, отсутствие стеклянных предметов, отсутствие замка с внутренней стороны детской комнаты ребенка до 14 лет.

ДОСТУПНОСТЬ.

Тут все просто: хотите, чтобы ребенок был самостоятельным, – создайте ему условия для этого. Хотите, чтобы он сам убирал игрушки, – сделайте удобные шкафы и коробки. Хотите, чтобы сам одевался, – детских размеров шкаф. Хотите, чтобы запоминал картинки, заботливо развешанные мамой по комнате, повесьте их на ЕГО (ребенка) высоте. Для детей 2-4 лет верхний предел зоны видимости – 130 см, для детей 4-7 лет – 144-163 см.

МОБИЛЬНОСТЬ.

Дети, как правило, очень любят все новое. Создайте возможность для маневра и перестановки. Ящики для игрушек на колесиках, не тяжелый стол со стульчиками для игры, переносной коврик, мобильный шалаш. Ребенок сам сможет создавать сценарии игры и отдыха. Здорово же? Здорово!

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ!

Я писала об этом в статье прошлого года, это из личного опыта и может все старания свести к нулю. Не думайте, что вы все знаете САМИ! Привлекайте детей к созданию их интерьера, слушайте то, что они говорят, не думайте, что ребенок еще маленький – это его пространство.

Эргономика, это наука о приспособлении должностных обязанностей, рабочих мест, предметов и объектов труда, а также компьютерных программ для наиболее безопасного и эффективного труда работника, исходя из физических и психических особенностей человеческого организма.
Для улучшения всех процессов диагностики и лечения вопросами эргономики должны заниматься службы социальной гигиены здравоохранения. Однако, как правило, каждое ЛПУ занимается решением этих вопросов самостоятельно . И абсолютно неправильно думать, что подход к решению этой проблемы являются важным только для хорошо оборудованных госпиталей.

Эргономика - прикладная наука, которая имеет дело с такой адаптацией работы, рабочего места и личных особенностей работника, при которой он или она могут выполнять служебные обязанности эффективно и безопасно. Проведение всего комплекса мероприятий по адаптации к условиям ЛПУ, оборудованию, инструментарию, расходным материалам, используемым персоналом и к окружающим условиям делает персонал способным адекватно выполнять работу без проблем для самого себя.

Проведены обширные исследования в эргономике госпитализации. Большинство исследований пытается определить степень свободы персонала больницы, которую могут допустить руководители в разработке решений для правильной рабочей нагрузки при удовлетворительном качестве работы. Нужно справедливо заметить, что исследования по эргономике в больницах в последнее время проводятся намного серьезнее. В итоге рабочие места реконструированы с точки зрения эргономики в сотрудничестве с медицинским и вспомогательным персоналом, также результаты анализа были использованы для адаптации оборудования, используемого в медицинской помощи.

В исследованиях эргономики больниц анализ как минимум, должен быть распространен на отделения больницы. Безусловно, важнейшими составляющими являются расстояния между палатой, количеством оборудования и его расположением.
Одним из первых моментов, определяющих здоровье медработников и качество медицинской помощи, является значительное физическое напряжение. На работника оказывают негативное воздействие психологические факторы, ассоциированные со случаями серьезных заболеваний, работой с престарелыми и смертью.Безусловно учет всех этих факторов — непростая задача, но направление на решение только на один из них, результатов не даст и не приведет к улучшению рабочих условий и качества медицинской помощи. Восприятие больными условий пребывания в клинике, их отношение с врачами и другим персоналом, питание и внутренняя обстановка, также определяют эффективность медицинской помощи, которую они получают.

На основе эргономики ЛПУ исследуется совокупность личных факторов и их взаимодействие (например усталость, соответствие, возраст, уровень подготовки) и факторов обстоятельства (организация работы, график, покрытие пола, мебель, оборудование, средства связи), которые взаимодействуют и влияют на выполнение работы. Точная характеристика актуальной работы, выполняемой медико-санитарными работниками, зависит от эргономических наблюдений в течение полных рабочих дней, сбора значимой и, самое главное, объективной информации о движениях, позах персонала, элементах эмоционального контроля, необходимых для решения рабочих требований. Они помогают определить факторы, которые могут взаимодействовать с эффективной, безопасной, комфортабельной медицинской работой. Последние рекомендации касаются взаимозависимости различного персонала профессионалов и вспомогательных работников, оказывающих помощь одному и тому же больному.

Эти соображения закладывают основу будущих, специальных исследований. Анализ напряжений, связанных с использованием основного оборудования (напр., койки, тележки, консоли, мониторы, аппараты ИВЛ) может помочь в выяснении приемлемых решений. В палате интенсивной терапии, где сигналы тревоги, издаваемые оборудованием, могут приводить в замешательство, может быть полезным определение их акустического спектра. Компьютеризация медицинской карты больного не была бы предпринята, если бы ни анализ формальной и неформальной информационной поддержки структур. Все элементы рабочего окружения всегда должны приниматься во внимание при анализе факторов, оказывающих помощь в решении вопроса.
Обработка данных, которые оказывают влияние на качество помощи — физическое, ментальное и эмоциональное напряжение, графики работы, окружающая обстановка, архитектура, гигиенические условия - все они являются существенными. При попытке всестороннего улучшения лечения больного важно адаптировать графики работы и общие рабочие зоны к нуждам рабочей группы. Использование эргономики — это метод использования специальной информации в усовершенствовании качества обслуживания и работы персонала.

Организация детского пространства - важный и ответственный вопрос. Ведь от него будет зависеть не только комфорт малыша, но и его безопасность, поскольку неудобно расставленная мебель будет способствовать травматизму активного ребенка.

Невероятно красивая итальянская мебель для детей создана с учетом всех особенностей активного ребенка и сводит к минимуму вероятность травм.

С чего начать

Детскую спальню, как и взрослую необходимо начинать планировать с кровати. Хотя дети заметно компактнее, нежели взрослые, проходы в их комнате должны быть просторными, не меньше 0,7 м. Дети очень активны, поэтому в условиях тесноты и изобилия мебели в комнате, синяки и ссадины им будут обеспечены. Если в комнате обитает два ребенка между их кроватями можно поставить небольшую тумбочку или стеллаж, обеспечивающую удобный подход для обоих.

Практичным решением для детской комнаты может стать покупка раскладного дивана. Он и другая современная мягкая мебель, представлены на сайте в большом разнообразии.

Учебная зона

Спальня, в большинстве случаев, является не только местом для отдыха и сна, но также местом для учебы. Если планируете поставить в детской рабочий стол, выбирайте его с учетом роста ребенка, кресло также должно быть удобной высоты. Если на столе есть компьютер или ноутбук, рабочую зону необходимо поставить как можно дальше от кровати, по возможности разделить эти два пространства. Дизайнеры рекомендуют ставить компьютерный стол не ближе, чем на 1 метр к кровати. Также нужно учесть место для отодвигания стула.

Хранение вещей

Не стоит стараться втиснуть в комнату громоздкий шкаф или комод. Если пользоваться им будет неудобно, смысла в этом мало. Определяя место для такого предмета, учитывайте не только его ширину, но также пространство для выдвижения его ящичков, а также оставьте около 50 см для свободного прохода. Держите в уме тот факт, что для выдвижения ящиков внизу комода или шкафа ребенку нужно будет приседать, поэтому в идеале расстояние от шкафа до ближайшего предмета мебели должно быть около 150 см. Если шкаф имеет не раздвижные, а распашные дверцы, их ширину также нужно учесть при планировании пространства.

Планировка и дизайн детской комнаты отвечает за удобство, гармоничное развитие и здоровье ребенка. Именно поэтому очень важно грамотно и ответственно отнестись к организации пространства в детской комнате. Делимся полезными советами по эргономике.

По правилам эргономики детской комнаты крайне важно предусмотреть следующее:

1. Безопасность . В комнате следует не допускать наличие выступающих деталей и острых углов, лучше выбрать мебель обтекаемых форм. Следует избегать переносных настольных ламп и удлинителей с проводами, лучше заменить их на висячую лампу или настольный светильник. Розетки необходимо размещать в зоне недосягаемости и закрыть их специальными пластиковыми крышечками.
2. Экологичность . Дизайн детской должен учитывать безопасность используемых материалов. Мебель, отделка потолка и пола, текстиль – необходимо отдать предпочтение натуральным материалам.

3. Доступность . Продумывая варианты размещения мебели, необходимо учесть достаточные проходы между отдельными ее предметами – 60-80 см., это обеспечит возможность свободного перемещения ребенка по комнате. Размещайте ящики и полки в детской комнате, так чтобы ребенок мог свободно до них достать.
4. Атмосфера . При выборе цветов и организации освещения в комнате, учитывайте характер и темперамент ее маленького хозяина. За основу должны быть взяты спокойные пастельные тона, яркие цвета лучше использовать в деталях, для расстановки акцентов и создания настроения.
5. Декор . Сегодня существует большое число различных предметов декора, которые не просто украшают комнату, но и позволяют ребенку играть и развиваться.

ЗОНИРОВАНИЕ ДЕТСКОЙ КОМНАТЫ

Главная задача зонирования детской комнаты – грамотно разделить имеющееся пространство на три основные зоны – зона отдыха, рабочая зона и зона игр. детской комнаты – подсознательно прививает малышу чувство порядка.

Для разделения детской на функциональные зоны чаще всего используют следующие элементы:
- перегородки;
- арки;
- декоративные конструкции;
- ширмы;
- подиумы;
- корпусная мебель;
- текстиль.

Когда количество квадратных метров достаточно ограничено, то функциональную зону достаточно просто можно выделить при помощи текстиля и освещения.

Выделить игровую зону комнаты можно при помощи комбинирования обоев, передвижных перегородок, а также при помощи многоуровневого потолка или подиума. Уровневое зонирование позволяет сохранить естественное освещение в комнате, не затемняя ее пространство, однако не стоит перегружать комнату лишними элементами дизайна, передвижение по комнате не должно быть затруднено.

МЕБЕЛЬ ДЛЯ ДЕТСКОЙ

Размеры мебели в детской комнате:

1. Высота стола . Садясь на стул и сгибая руки в локтях под прямым углом, руки должны оказаться на одном уровне со столешницей – тогда высота стола подобрана правильно. Ориентировочно, для ребенка 5 лет высота стола должна быть приблизительно 45 см, для ребенка 7 лет – 48 см. Каждый малыш индивидуален поэтому данные размеры могут не соответствовать, в связи с чем лучше придерживаться приведенного выше «правила».
2. Высота стула . Правильно определить высоту стула позволяет следующее правило: при посадке спина ребенка должна плотно прилегать к спинке стула, ноги, согнутые под прямым углом должны непринужденно стоять на полу. Спинка стула должна быть удобной. Высота стула 5-летнего ребенка – 26,5 см, далее она будет увеличиваться, в семь лет лучше выбирать стул высотой 29 см.
3. Освещение . Максимально отдайте предпочтение естественному освещению комнаты, если же его недостаточно предусмотрите дополнительное освещение. Если ребенок правша – дополнительные источники света следует располагать с левой стороны, если же ребенок левша – с правой. Отдайте предпочтение лампам с возможность регулировки уровня освещения, не разрешайте ребенку пользовать лишь настольной лампой, без включения общего света, чтобы избежать резких перепадов в освещении.
4. Размер столешницы должен быть не менее 120*60 см, необходимо чтобы все необходимые предметы размещались свободно и оставалось место непосредственно для рабочей зоны. Ширина столешницы должна быть не менее 45 см. Если у вас в скором времени появится компьютер, сразу же предусмотрите для него место на рабочем столе.
5. Под столешницей необходимо оставить столько места, чтобы ребенок мог спокойно вытянуть ноги. Возле стола не забудьте разместить полки или тумбочки для хранения книг и тетрадей.
6. Шкаф . Вся мебель в детской комнате, в том числе и шкаф должна быть устойчивой. Высота шкафа должна соответствовать росту ребенка, чтобы он мог самостоятельно убирать свои вещи и свободно дотягиваться до всех полок. Высота верхней полки в 5-6 лет – 130 см, в 7-8 лет – 150 см, 9-10 лет – 170 см. Глубину полки с целью экономии места можно сократить до 50 см.
7. Кровать . Лучше отдать предпочтение неразборной кровати с невысокой спинкой, после трех лет малышу понадобиться полноценная «взрослая» кровать. Ширина спального места – 70-80 см, длина - 150-170 см.

При подпоре мебели проследите чтобы она соответствовала именно данной функциональной зоне, чтобы все элементы были выбраны обдуманно, а не потому что такая комплектация предложена производителем.

Умная система хранения вещей предусматривает размещение мебели соответственно функциональным зонам, мебель для хранения одежды размещают ближе к зоне отдыха, для учебников – в рабочей зоне, для хранения игрушек – в игровой зоне.

Детям очень нравятся мобильные элементы мебели, маленькие дети видят в этом элемент игры, подростки с их помощью могут менять комнату самостоятельно под свои нужды.

Цветовое решение для мебели не должно переутомлять, лучше остановиться на 2-3 оттенках и не более. Идеально если же эти цвета будут взяты за основу в отделке стен и выборе декора.

ОФОРМЛЕНИЕ ВАННОЙ ДЛЯ РЕБЕНКА

Если размеры дома или квартиры позволяют спроектировать отдельную ванную комнату для ребенка, то не забудь учесть несколько важных факторов.

Высота раковины для ребенка 5 лет – 48,5 см, для семилетнего будет комфортна высота 58,5 см. Высота сидения унитаза в 2-9 лет должна быть 25,5-26,5 см. Если раковина будет встроена в столешницу, то высота рабочей поверхности для ребенка 5 лет должна соответствовать 57 см, 7-летнего – 63,5 см. Пространство между раковиной и стеной – 30-35 см, если ребенок умывается самостоятельно, если же ему необходима помощь взрослого, то необходимо увеличить это пространство до 70 см.

КАК ОФОРМИТЬ ДЕТСКУЮ КОМНАТУ: ВЫБИРАЕМ ЦВЕТ

При выборе основного цвета учитывайте характер и темперамент ребенка. Яркие цвета лучше выбирать для детей – флегматиков и меланхоликов – это будет стимулировать их активность, для детей со взрывным характером следует отдать предпочтение спокойным нежным оттенкам.

Кроме того, при подборе цвета для детской не забудь ознакомиться с психологией цветов:

1. Красный цвет – негативно влияет на психическое восприятие ребенка. Его можно использовать точечно, в отдельных элементах или декоре.
2. Синий – цвет положительный, оказывает успокаивающий эффект, но большое количество синего цвета в комнате может вызвать переутомление, поэтому его также, как и красный следует использовать точечно.
3. Желтый цвет – идеален для оформления детской комнаты – он не только поднимает настроение, но и активизирует мозговую деятельность. Улучшает остроту зрения и скорость восприятия. Противопоказан лишь для детей склонных к перевозбуждению.
4. Зеленый – цвет умиротворения. улучшает настроение, остроту зрения, стабилизирует давление, пульс и дыхание. Повышает концентрацию внимания и благоприятно влияет на ребенка при бессоннице. В зеленых тонах можно оформить декоративные элементы, рисунки и картины, полки для книг, игрушки.
5. Оранжевый . С этим цветом нужно быть поосторожнее, он вызывает у детей сильное переутомление, поэтому в комнате может быть всего несколько элементов или игрушек данного цвета, и не более.

В качестве основного цвета лучше выбирать пастельные оттенки. Бледные оттенки желтого, голубого, зеленого, розового - идеальны для комнаты малыша, они освежат комнату и подарят хорошее настроение.

Многие родители при планировании детской комнаты сталкиваются с множеством вопросов: сколько места выделить на спальную зону, а сколько - на игровую и учебную, какого размера купить кровать, учитывая, что ребенок растет, на какой высоте повесить раковину в детской ванной комнате. Ответить на эти вопросы поможет эргономика. В этой статье мы будем говорить о создании комфортной среды для ребенка 2-7 лет.

Изначально, в 1920-е годы, эргономика исследовала взаимодействие человека и техники (ручной инструмент, оружие и т.п.), а после Второй мировой войны вылилась в самостоятельную научную дисциплину, которая изучает антропометрические данные человека и использует эти знания для того, чтобы устроить для него гармоничную среду обитания.

Оптимальные габариты мебели

Первая кроватка-колыбель служит ребенку до полутора-двух лет. После можно приобрести уже относительно большую кровать с размером спального места 70-80х150-170 см. Лучше, если кровать (впрочем, как и остальная мебель в детской) будет сделана из натурального массива дерева. В отличие от ламинированной ДСП дерево не причинит ребенку вреда, если он захочет попробовать мебель «на зуб». Кроме того, поверхность мебели должна быть хорошо отшлифована, без острых углов и выступающих деталей (болтов, гаек, механизмов и т.д.). Не забудьте, что все поверхности предметов меблировки должны быть доступными для уборки.

Мебель в детской должна быть соразмерна ребенку. В 5 лет он может дотянуться до полки или вешалки на высоте не более 130 см, в 7 лет - не больше 150 см, поэтому шкаф вряд ли должен быть выше 180 см. Учитывая габариты детской одежды и обуви, глубину шкафа тоже можно уменьшить до 45-50 см - это сэкономит в комнате место. Высота сиденья (стула, пуфа, качелей) для ребенка напрямую зависит от его роста, но средние показатели таковы: 26,5 см - для ребенка 5-ти лет и 29 см для семилетнего. Высота стола будет составлять 44,5 см и 48 см соответственно.

Пространство для игр и учебы

Для проектирования отдельных зон в детской комнате - пространства для занятий, игр, хранения вещей и игрушек используются универсальные правила аналогично «взрослой» комнате. Главное, сохранить для ребенка ощущение доступности всех элементов в комнате, обеспечить удобство подхода к мебели, открывания дверок и выдвигания ящиков.

Чтобы ребенок и его гости в пылу игры не ударились о стул или кровать, нужно обязательно оставить свободные проходы между предметами мебели шириной от 60 до 80 см. В таком случае пространства вполне хватит для двух семилетних детей, но если позволяет место, то лучше оставить 100 см, тогда и взрослому будет, где пройти, держа ребенка за руку.

Если вы размещаете на стене какую-то визуальную информацию (плакат, учебную доску), то нужно учитывать возрастную способность ребенка увидеть только то, что находится в пределах его зоны видения. Например, верхний уровень этой зоны составляет 130 см для детей 2-4 лет и 144 - 163 см для детей 4-7 лет.

Ванная комната для ребенка

Если размер вашего дома позволяет спроектировать для ребенка отдельную ванную комнату, то нужно учесть следующие факторы. Высота сиденья унитаза для ребенка 2-9 лет составляет 25,5 - 26,5 см, высота раковины 48,5 см будет комфортной для ребенка 5-ти лет, 58,5 см - для семилетнего. Если раковина встроена в столешницу, то высота этой рабочей поверхности составляет 57 см и 63,5 см соответственно. Пространство между стеной и раковиной должно составлять 30-35 см, чтобы ребенок 3-7 лет мог свободно подойти и умыться. Если ему в этом будет помогать взрослый, то пространство нужно увеличить до 70 см.

Уделите внимание этой информации, ведь ребенок проводит в детской большой период жизни и от того, насколько грамотно родителям удастся спланировать для него пространство, зависит не только его удобство и безопасность, но и развитие.



Новое на сайте

>

Самое популярное