Домой Электрика и освещение Правильное положение школьника за письменным столом. Как выбрать парту и сберечь ребенку осанку? Советы ортопеда

Правильное положение школьника за письменным столом. Как выбрать парту и сберечь ребенку осанку? Советы ортопеда

Сутулая спина и неправильная осанка - это бич всех школьников. Во время сидения за партой или письменным столом на поясничный отдел позвоночника давит вес всего тела. Это становится причиной усталости и утомляемости, а также ведёт к нарушению осанки, сколиозу и другим заболеваниям. С первых школьных дней ребёнок довольно много времени проводит сидя: на занятиях и дома.

Чтобы не испортить первокласснику осанку, важно следить за положением ученика за столом во время подготовки домашних заданий и учёбы. В этой статье мы расскажем о том, как правильно сидеть за партой и предотвратить проблемы с позвоночником с раннего детства.

Почему стоит беспокоиться

Правильная посадка за ребёнку необходима не только для эстетической красоты. Ровная спина позволяет избежать деформаций позвоночника, мышечного корсета и проблем с внутренними органами. Формировать правильную осанку ребёнка очень важно в период активного роста (с 5 до 12 лет). То есть, именно в то время, когда малыш начинает ходить в школу и учится правильно сидеть за столом.

Проблемы с позвоночником носят не только внешний характер, они грозят:

  • повышенной утомляемостью;
  • деформацией внутренних органов;
  • нарушением кровотока и дыхания;
  • возникновением таких заболеваний, как межпозвоночная грыжа, мышечные спайки;
  • периодическими головными болями.

Поэтому важно объяснять ребенку, как правильно сидеть за столом с первых учебных дней. Выработанная осанка за партой предотвращает развитие искривления позвоночника, способствует повышению работоспособности, позитивно отражается на стимуляции умственной деятельности и внимании.

Правильное положение ученика за партой

В большинстве современных учебных заведений все парты однотипные, они не рассчитаны на разницу в росте у детей. Идеальным будет вариант, если в классе малыша установить столы-трансформеры, которые легко можно подстроить под особенности телосложения каждого школьника. В любом случае, объясняя ребенку, как правильно сидеть за партой в школе, стоит обращать внимание на следующие моменты:

  • колени согнуты и образуют прямой угол;
  • шея ровная, не вытянута вперёд и не наклона вниз;
  • локти полностью располагаются на поверхности стола;
  • угол спины и бёдер составляет 90 градусов;
  • ноги стоят на полу или опоре всей поверхностью стоп;
  • спина ровная, но не напряжена, прикасается к спинке стула;
  • расстояние от рабочей поверхности до глаз находится в пределах 30-35 см.

Работая за письменным столом, малыш должен опираться на пять точек: руки, ноги, ягодицы. Также профилактической мерой будет периодическая смена места ребёнка в классе по отношению к доске.

Особенности организации рабочего пространства дома

Для подготовки домашних заданий у ребёнка должно быть оборудовано комфортное учебное место. Стоит выбирать стол и стул, которые будут регулироваться под рост малыша. Следите за тем, чтобы во время письма промежуток между туловищем и краем парты составлял ширину ладони или детского кулачка. При работе за компьютером важно, чтобы расстояние от глаз до монитора было не менее 50 см, а взгляд был направлен в центр или на 2/3 высоты экрана.

Следует помнить и о правильном размещении источника света над столом. Чем качественнее освещение, тем меньше ребёнку придётся нагибаться к столу. Лампу лучше всего расположить слева, если малыш правша, и наоборот. Чтобы нагрузка на позвоночник была минимальной, следует давать ребёнку отдохнуть через каждые 45 минут сидения. Во время перерыва полезно выполнить простые физические упражнения, размяться. Это позволит ученику отдохнуть и от умственной нагрузки.

Профилактика нарушений осанки.

При обучении в ОУ на первый план выходит необходимость длительно поддерживать статическую позу сидя за столом (партой). Дети проводят за столом от 4 до 6 ч., а в школе от 6 до 10 ч. Вместе с тем статическая выносливость у детей и подростков невелика, утомление организма развивается относительно быстро (это связано с возрастными особенностями двигательного анализатора). Так, у первоклассников через 5-7 мин, а у второклассников через 9-10 мин сокращённые мышцы переходят из состояния напряжения в состояние расслабления. Внешне это проявляется в изменение позы, двигательном беспокойстве.

Трудной задачей для детей является и неподвижное стояние. Дети (даже в младших классах) не могут удержать стойку «смирно» более 5-7 мин.

Большая статическая нагрузка ещё больше возрастает, если уребенок сидит за мебелью неправильной конструкции или не отвечающей своими размерами длине и пропорциям тела. В этих случаях ребенок не может сохранять правильную рабочую позу, в результате чего и нарушается осанка.

Поэтому для профилактики нарушений осанки очень важны:

  1. Правильный подбор мебели.
  2. Обучение детей правильной посадке.
  3. Обучение детей правильно держать тело.
  4. Обеспечить достаточный двигательный режим, регулярную смену деятельности, использовать физкультминутки.

Подбор мебели.

Мебель должна соответствовать росту ребёнка.

Стул должен соответствовать пропорциям тела и иметь спинку. Спинка стула и сиденье должны быть жёсткими, профилированными (спинка - по форме изгибов позвоночника, сиденье - профилированным по форме ягодиц и бёдер). Глубина сиденья должна быть не менее 2/3 – 3/4 длины бедра, чтобы не сдавливались подколенные кровеносные сосуды и нервы.

Высота сиденья стула над полом должна быть равна длине голени сидящего со стопой (от подколенной впадины) + 5-10 мм на каблук. При этом ноги ребёнка должны быть согнуты во всех суставах (тазобедренном, коленном и голеностопном) под прямым углом.

Стол подбирается следующим способом: в положении сидя – предплечья должны свободно опираться о крышку стола, при этом плечи ребёнка не опущены и не приподняты. Крышка стола должна быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки. В положении стоя - ребёнок должен опираться всей ладонью о крышку стола, плечи при этом должны располагаться симметрично. параллельно крышке стола.

Если школьники сидят за более высокими столами, чем им требуется по росту, то неправильное положение тела и ассиметрия плеч отмечаются в 44% случаев. При рассаживании за более низкие столы ассиметрия плеч регистрируется у 70% учащихся. Кроме того, в этих случаях были получены данные, свидетельствующие о большом напряжении мышц спины и туловища, о резко выраженной ассиметрии и активности спинных и шейных мышц правой и левой половины тела. Такие же изменения наблюдаются при использовании стула, имеющего прямую спинку, наклон сиденья назад, укороченное сиденье.

Для соблюдения правильной посадки и профилактики нарушений нужно соблюдать определённые соотношения между столом и стулом :

1). Дистанция спинки – расстояние (по горизонтали) от спинки стула до края стола. Оно должно быть равно величине передне-заднего диаметра грудной клетки + 3-5 см (на изменение грудной клетки при дыхании).

2). Дистанция сиденья – расстояние (по горизонтали) между передним краем стола и краем стула.

Дистанция сиденья должна быть отрицательной, т. е. край стула должен заходить под крышку стола на 4-5 см.

Нулевая и особенно положительная дистанция не позволяет ребёнку сохранять правильную посадку за столом. При них ребёнок сильно наклоняется вперёд, что увеличивает нагрузку на мышцы спины и шеи и приводит к утомлению.

Дистанция сиденья:

1 - нулевая; 2 – отрицательная; 3 – положительная.

Дистанция спинки и дистанция сиденья – взаимозависимые показатели. Их правильность можно определить следующим образом: между передним краем стола и грудной клеткой ребёнка должна проходить ладошка (или кулачок).

3). Дифференция – высота стола над сиденьем стула. Она должна позволять сидящему свободно класть руки на стол, без поднимания или опускания плеч. При большой дифференции ребёнок поднимает плечи (особенно правое), при маленькой – сгибается, горбится, низко наклоняет голову. Это приводит к ассиметричному положению тела и искривлению позвоночника, а также сокращает расстояние от глаз до стола.

Оптимальная дифференция определяется следующим образом: уровень столешницы должен быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки сидящего человека.

Каждому ребёнку подбирают стол и стул в соответствии с его ростом. На основе исследований детей и подростков принята ростовая шкала с интервалом в 15 см, на основе которой разработаны стандарты на учебную мебель 6 номеров по ГОСТам (с соответствующей цветовой маркировкой).

Стулья и столы одного размера маркируются, т.е. помечаются определённым цветом. Это необходимо, чтобы ребёнок мог самостоятельно найти нужные ему стол и стул. В каждой группе (классе) необходимо иметь мебель не менее трёх групп (номеров). Только в этом случае каждому ребенку можно обеспечить рабочее место, соответствующее его росту.

Правильная посадка ребёнка за партой.

Занятия за столом (партой) связаны со статическим напряжением мышц спины, шеи, живота, конечностей. Детям надо длительное время сохранять рабочую позу, а выносливость к статическим усилиям у детей низкая. Длительное вынужденное сидение в одной позе способствует нарушению осанки. Поэтому нужно обучить детей правильной посадке за столом.

Правильная посадка обеспечивает сохранение работоспособности на уроке. При правильной посадке создаются наилучшие физиологические и гигиенические условии для работы учащегося за партой: нормальное зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение.

Наиболее устойчивой и наименее утомительной является прямая посадка с лёгким наклоном корпуса вперёд. При этом для уменьшения напряжения мышц важно увеличить количество точек опоры. Поэтому ребенок должен :

· сидеть на всём сиденье;

· опираться спиной (пояснично-крестцовой частью) о спинку стула;

· предплечьями – о крышку стола (предплечья должны свободно лежать на крышке стола, создавая дополнительную опору и уменьшая мышечное напряжение);

· опираться ногами о пол или подставку. При этом ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под углом 90 ;

· ровно держать корпус, лишь слегка наклоняя голову и туловище вперёд при чтении и письме (оптимальный угол наклона в грудной части корпуса составляет 170 . Слегка наклонённое положение туловища более рациональное, чем выпрямленное, оно облегчает нагрузку на связочно-мышечный аппарат и цнс. Но наиболее физиологичной считается возможность перехода от прямой посадки к слегка наклонённой, возможность свободно изменять угол наклона корпуса и положения рук.

· между туловищем и краем стола должно оставаться свободное пространство – 4-5 см (это расстояние соответствует ширине ладони или кулачка ребёнка). Это обеспечивает свободное дыхание, грудь и живот не сдавлены.

· Плечи должны быть на одном уровне и располагаться параллельно крышке стола;

· Расстояние от глаз до книги (тетради) должно быть не менее 30 см (равно длине предплечья и кисти с вытянутыми пальцами). Это проверяется следующим образом: Если поставить руку на локоть, то глаза должны быть на уровне большого пальца руки.

Правильная посадка возможна только в том случае, если мебель соответствует росту ребёнка.

Обратите внимание, как вы сейчас сидите: чувствуете ли вы боль в спине, ногах, шее? Многие сидят неверно: руки свисают, ноги перекрещены, а спина выглядит как крючок. Некоторые находятся в таком положении по несколько часов в сутки! Неправильная посадка ведет к нарушению осанки, болям в спине, затекание ног, запоры, вздутие живота и т.д. При верной посадке внутренние органы функционируют правильно и давление на позвоночник минимально, остальные части тела не устают. Правильная посадка включает удобное рабочее место и верное расположение спины, ног и рук.

Расположение тела при правильной посадке

Выпрямите спину, втягивая живот и раскрывая плечи. Ноги должны упираться в пол. Руки расслаблены, локти полностью лежать на столе, и слегка расставлены по бокам. Сидеть следует на краю стула, не пережимая заднюю часть бедра. Почувствуйте, как ваши седалищные кости упираются в сидение. Вершины этих костей йоги называют «фундамент» позы. Сидеть нужно точно на вершинах, не отклоняясь вперед или назад. Органы в таком положении поднимаются вверх, что хорошо заметно женщине.

Удобное рабочее место

  1. Стул должен иметь спинку, изгиб на уровне поясницы. Когда спина устает, вы сможете плотно упереться и отдохнуть. Чтобы ноги упирались пятками в пол, необходима высота стула соответствующая вашему росту. Для регулировки есть специальные накладки на сидение и подставки под ноги. Сидение желательно твердое, чтобы почувствовать «фундамент».
  2. Опустите руки и поднимите локти перпендикулярно плечам, немного подайте их вперед, так чтобы они находились на столе. В этом случае руки не должны напрягаться и свисать. Если высота стола не позволяет расслабленное положение рук, измените высоту стула.
  3. Компьютерная клавиатура должна быть расположена ниже основной высоты стола.
  4. Не наклоняйте голову при чтении, используйте подставку для книг.

Основные правила для правильной посадки в течение дня

  1. Менять положение спины и ног каждый 15 минут;
  2. Разминки для ног, рук и глаз необходимо делать каждые 30 минут;
  3. Опираться на спинку стула или кресла, только если устали;
  4. Не перекрещивайте ноги и не ставьте одна на другую, так вы затрудняете кровообращение;
  5. Не наклоняйте голову вперед и не напрягайте мышцы шеи;
  6. Задняя часть бедра располагается на 2/3 сидения и не «впивается» в стул.

Вот и всё, теперь вы сидите правильно?

О том, как правильно сидеть за столом, должны помнить и взрослые, и дети. В случае ребенка, неправильная посадка может привести к искривлению позвоночника и другим серьезным последствиям. Стоит помнить, что для формирующегося организма находиться в неудобном положении длительное время – большой стресс. Но и для взрослых большинство ежедневных неудобств связано с неправильной посадкой за рабочим столом. Так, постоянные боли в спине и шее, головная боль и зрительное перенапряжение могут быть связаны со слишком высоким столом или неудобной спинкой стула.

Почему родителям необходимо следить за правильной посадкой ребенка? При постоянном искривленном положении быстро устают мышцы, появляются боли в позвоночнике, возможно развитие сколиоза. Искривление позвоночника – само по себе серьезная проблема, но также стоит знать, что у детей с этим заболеванием чаще развиваются бронхит, гастрит и пневмония. При нарушениях осанки могут беспокоить запоры и вздутие живота.

что подразумевает правильное положение за рабочим столом?

Стоит учитывать правило 3-х углов: колени под столом должны образовывать один прямой угол, бедра и спина – 2-й, а руки с согнутым локтем – 3-й угол.

  • Ноги должны твердо стоять на полу (можно использовать маленькую подставку). Колени, как мы уже говорили, согнуты под прямым углом.
  • Спина должна полностью быть прямой и полностью опираться о спинку стула.
  • Следите за тем, чтобы ребенок не опирался грудью о край стола.
  • Локти не должны задираться слишком высоко, для этого необходимо выбрать стол подходящей высоты.
  • Стул должен регулироваться по высоте, в обратном случае для с растущего ребенка вам придется ежегодно покупать стул по высоте.

Какой высоты должны быть стол и стул?

При росте 110-119 см высота стола должна быть 52 см, высота стула – 32 см;

При росте 120-129 см высота стола должна быть 57 см, высота стула – 35 см;

При росте 130-139 см высота стола должна быть 62 см, высота стула – 38 см.

Если у вас есть возможность купить усовершенствованную модель рабочего детского стола с наклонной столешницей, это будет большим преимуществом. Дело в том, что для рисовать ребенку удобнее всего под углом приблизительно до 5°, примерный угол для письма - 15° и для чтения около 30°. Если для этих действий ребенка можно менять положение столешницы, шея и спина будут находиться в покое, а значит, исключаются лишние нагрузки на организм.

Пока вы читаете это, скорее всего, вы сидите. Большая часть работы делается сидя перед компьютером, а это более 2-х часов без перерыва. У современного человека средняя продолжительность в положении сидя достигает 8-10 часов в сутки, а если учитывать еще и поездки в личном или общественном транспорте (где многие из нас предпочитают не стоять, а сесть на свободное место), то эти цифры становятся еще больше.

В связи с этим, необходимо учитывать, что неправильное продолжительное положение сидя увеличивает давление в нижней части спины, устраивает деформацию внутренних органов, обеспечивает незамедлительно зажимы в плечевом поясе (особенно у компьютерщиков и офисных работников), способствует искривлению позвоночника и неравномерной нагрузке на область спины.
Возникновение наиболее распространенных форм дискомфорта, испытываемых пользователями компьютеров, часто может быть связано с неправильным выбором рабочего стола, кресла, а также расположением монитора и устройств, таких как клавиатура и мышь. Поэтому важно знать, что: — Расстояние от экрана жидкокристаллического монитора диагональю от 18 до 22 дюймов до глаз сидящего за клавиатурой пользователя должна быть 50-75 см (на расстояние вытянутой руки) (см. схему), а электронно-лучевого монитора и того больше, поэтому не покупайте слишком неглубокий стол (к столу мы еще вернемся), особенно если у вас монитор с большой глубиной, вам за ним сидеть часами, а близорукость штука неприятная.

Верхний край экрана должен быть на одной горизонтали с глазами пользователя компьютера (см. схему). Слишком высокое или слишком низкое расположение монитора заставляет пользователя вытягивать или наклонять голову и шею; нахождение в этих неудобных позах дольше определенного небольшого промежутка времени быстро вызывает дискомфорт. В то же время слишком высоко расположенный экран компьютера обычно подвергает воздействию большую поверхность глаза, что приводит к более быстрому высыханию защитного слезного слоя, чем в других случаях.

Высота полки для клавиатуры и мыши должна быть на уровне живота (см. схему) и по возможности обеспечивать работу с прямыми запястьями (как по вертикали так и по горизонтали), а её длина должна быть не меньше 80 см, лучше значительно больше чтобы клавиатура и коврик мышки свободно помещались на ней, чтобы клавиатуру можно было сдвигать левее и правее, а мышь удобнее держать напротив подлокотника кресла.
Воображаемая вертикальная плоскость перпендикулярная полке для клавиатуры должна проходить через середину экрана монитора, середину груди (живота, подбородка и т.д.) и середину буквенной части клавиатуры, при печатании текстов, во многих других случаях удобно когда клавиатура смещена левее (для правшей), если же грудь не параллельна полке и монитор не находится прямо перед пользователем, вы рискуете со временем получить смещение позвонков или искривление позвоночника.

Пришло время поговорить о выборе рабочего (компьютерного) стола:

Первое на что надо обратить внимание при покупке стола — это высота стола от пола до столешницы. Стандартная для Европы (России) высота столешницы для письма и чтения 74-76 см, рассчитана для человека среднего роста.

Среди столов наиболее эргономичной признана криволинейная угловая форма (см рис. стола). За счет вогнутости большая часть их площади оказывается используемой, поскольку попадает в зону охвата руками человека, равную 35-40 см. Но если край стола закруглен слишком плавно или его поверхность Г-образной формы, то придется тянуться за бумагами. Площадь столешницы хорошего стола не может быть меньше 1 кв. м.

Эргономичный стол из серии МАТРИЦА

Край столешницы направленный на пользователя должен быть скруглен, чтобы запястья при письме не испытывали дискомфорт.

Под столом должно быть достаточно места для свободного перемещения ног, на ширину не менее ширины кресла и на глубину более, чем вытянутая нога. Необходимо, периодически менять положение ног, класть их на невысокую подставку для ног, чтобы кровь в ногах циркулировала равномерно (см. схему).

Для полноценной работы офисного сотрудника также необходимы разного рода надстройки, лотки, подставки, а также прочие функциональные аксессуары. Но важно не загромождать ими стол. Лучше воспользоваться навесными полками или тумбочками на колесах, которые помогут организовать рабочее место по принципу «все под рукой», когда необходимые для ежедневной работы полки, тумбы, шкафы находятся на расстоянии вытянутой руки.

И будет замечательно, если в столе есть встроенный блок розеток, с независимыми выключателями и с кабель-каналом для проводов, которые зачастую мешают на полу и создают неэстетичный вид рабочего места.

Так как в начале мы кратко коснулись того, как влияет неправильное положение сидя за рабочим (компьютерным) столом на организм человека, то естественно, еще одним важным фактором комфорта и, как следствие повышения эффективности труда, является рабочее (компьютерное) кресло:

Высота сиденья обязательно должна регулироваться, если угол отличается от прямого угла, то высоту стоит отрегулировать, ступни ног пятками и носками должны стоять на полу, колени согнуты под углом равным или чуть больше 90 градусов, а не висеть, бедра должны быть расположены параллельно полу (см.схему).

Высота подлокотников в идеале должна регулироваться, плечевые мышцы рук положенных на подлокотники не должны быть напряжены, т.е. согнутые локти должны лежать на подлокотниках под углом чуть более 90 градусов (см.схему), но не упираться в них сильно, поднимая плечи, иначе вы будете ощущать сильный дискомфорт, а в последствии боли в плечах вам обеспечены.

Лучше если подлокотники скошены по дуге вперед-вниз (см.схему) или укорочены, чтобы полку для клавиатуры можно было подвинуть ближе к животу и хватило бы места на столешнице с близко придвинутой клавиатурой для запястий.

Передний край сиденья должен быть скруглен, чтобы не нарушать кровообращение в ногах. На сиденье должны быть углубления под ягодицы для улучшения кровообращения в тазу.

И в конце хотелось бы сказать, что эргономичная мебель позволяет правильно держать осанку, распрямляя спину, снимая с нее значительную часть нагрузки и перенося ее на бедра. Ведь правильно выработанная осанка поможет своему обладателю приобрести здоровье, радость и красоту.

Важность осанки для здорового ощущения организма и эмоционального равновесия — неоценима.

Правильная (справа) и неправильные позиции

Угол между сиденьем и спинкой должен быть значительно больше 90 градусов (см.схему), примерно 95-110 градусов. Форма спинки кресла должна быть изогнутой по форме позвоночника, с выступом в районе поясницы. Желателен подголовник для поддержания головы и снижения нагрузки на шейные позвонки.

Королевская осанка вызывает подсознательное уважение у посторонних — это сигнал о силе и уверенности в себе человека. Можно предположить и такое – у обладателя правильной осанки «вес» в глазах противоположного пола и в глазах начальства возрастает. Впрочем, это вы сможете проверить на собственном опыте.
Осанка равна уверенности — это правило преподносят слушателям на любых семинарах или курсах по переговорам и ораторскому искусству, а также по изучению основ влияния на людей. Даже больше: некоторые полагают, что «осанка» — это богатство — ни больше и ни меньше.

В бизнесе нет мелочей. Работоспособность каждого сотрудника зависит не только от правильно организованного трудового процесса и от внутренних отношений в коллективе, но и от того, как организован офис в целом и рабочее место данного сотрудника, в частности.

Соблюдая требования эргономики и уделяя должное внимание комфорту рабочих мест, легко превратить офис в место, приятное для каждого работника — своего рода второй дом, куда человек будет приходить не только за зарплатой, но и в предвкушении новой интересной работы. А положительный настрой — это новые идеи, энтузиазм, запас сил и энергии. Пожалуй, это и есть самая прочная основа успеха компании.



Новое на сайте

>

Самое популярное